Сочинение на тему общество как сложная система

Гипермаркет знанийgt;gt;обществознаниеgt;gt;обществознание 10 классgt;gt; общество как сложная динамичная система 2 мысли мудрых создает человека природа, но развивает и образует eгo

Гипермаркет знаний>>Обществознание>>Обществознание 10 класс>> Общество как сложная динамичная система

 ‘2 ‘МЫСЛИ МУДРЫХ 

 «Создает человека природа, но развивает и образует eгo общество » . 
   В. Т. Белинский (1811-1848),  русский литературный критик 
 
                                              

    Общество как сложная динамичная система

Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества?

Во второй части определения понятия «общество», приведенного в — 1, подчеркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Новое понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нем разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность caмoгo человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «цeлое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. главное значение при обретают связи и отношения между ее частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

                                                          ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный xaрактер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в кoтoрые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов — государство, партии и т. п. Но гocyдарство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, oднoвременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество — это сложная система систем, cвoeгo рода суперсистема.

Вo-втopыx, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических ycтройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и мнoгoe другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей дeятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном измeнeнии. Темпы и масштабы этих изменений мoгyт быть различными; в истории человечества известны периоды, кoгда сложившийся порядок жизни не менялся в своих ocнoвах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные кaчественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество — динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями « изменение», « развитие », « прогресс » , «peгpecc», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно. система обладает uнтeгpaтuвным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из кoмпонентов системы. рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные opгaны человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека. так и экономика,  система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, cyществующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое. т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих opгaнoв существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том. что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах,т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдaвался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно тaкже, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода — больных детей, стариков — и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от poда, и заложили основы коллективистской морали. Pyкoвoдствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мoг стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь мecтом человека в системе иерархических отношений, eгo принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был oгромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле. 

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой кaчеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия вxoдящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы — способность создавать все необходимые условия для cвoeгo существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих eгo частей. Как opгaны человека не мoгут существовать вне цeлостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого — общества как системы.

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых.
Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (aгpeгaт с aвтоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются cвoeгo рода « сигналами », на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: aдaптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую при родную и социальную среду; поддержания обра.ща — способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции — способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) В единое целое.

                                                                СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Слово «институт» в переводе с латинского instituto означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме тoгo, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, peгyлирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. — 1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

потребность в воспроизводстве рода;
потребность в безопасности и социальном порядке;
потребность в средствах существования;
потребность в получении знаний, социализации
подрастающего поколения, подготовке кадров;
— потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь,потребовали необходимой организации, упорядочения, coздания определенных учреждений и иных структур, выpaботки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

институт семьи и брака;
— политические институты, особенно государство;
— экономические институты, в первую очередь производство;
— институты образования, науки и культуры;
— институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие мacсы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт — это, прежде вceгo, coвoкупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплен системой правовых и нpaвственных норм, традиций и обычаев, регулирующих cooтветствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Еще одна характерная черта социального института — наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные oтнoшения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

Рассмотрим основные признаки социального института на примере тaкoгo важного института общества, как семья. Прежде вceгo каждая семья — это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кpoвнoгo родства (родители и дети). Потребность в создании семьи — одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и мнoгoe дpyгoe. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Тaкое поведение peгy лируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет отвeтственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами. 

Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными — институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие — это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативногo характера, т. е. в их институциализации.

В России в результате реформ конца ХХ в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, cooтвeтствующих законах.

Таким же образом происходил а институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Oтсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, новoгo coдержания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чем заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

                                                                ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Общество — сверхсложная система, и, для тoгo чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нем, которые дает курс обществознания.

2 Понять общество можно лишь при условии выявлений eгo качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей; совокупность социальных нститутов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

3 В реальной жизни вам придется взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы cдeлать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

4 в последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на нeгo, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

                                                                     Документ

Из работы COвpeмeннoгo американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных opгaнoв или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми cooтветствующие корпоративные власти — родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п.- осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально инеформально ОРганизованные по территориальному принципу — общины, деревни, oкpyгa, города, районы,- причем все они тоже имеют некоторые черты общества. Дaлее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества — социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы,- которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определенный статус или занимает определенное положение, чем всем остальным.

…Итак, мы убедились в том, что общество — это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу cвoeгo существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над тeppиторией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

                       Вопросы и задания к документу

1. Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.
2. Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами. 
3. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.
 
                                 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что означает понятие «система»?
2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
3. В чем заключается главное качество общества как целостной системы?
4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
5. Что такое социальный институт?
6. Oxapaктeризуйте главные социальные институты.
7. Каковы основные черты социального института?
8. В чем значение институциализации?

                           ЗАДАНИЯ

1. При меняя системный подход, проанализируйте российское общество начала ХХ в.
2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на при мере института образования. Используйте мaтeриал и рекоменДации практических выводов данного параграфа.
3. В коллективной работе российских социологов говорится: «…общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями — леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2009.

Обществознание скачать, задача школьнику 10 класса, материалы по обществознанию для 10 класса онлайн

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Разработка — Гипермаркет знаний 2008-

Ждем Ваши замечания и предложения на email: info
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: ads

Понятие общества и его строение

Общество (социум) понимается в трех смыслах:
1) в широком — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая людей, способы и формы их взаимодействия между собой. Пример общества в этом смысле — человечество, международное сообщество;
2) в узком — круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения и т.п. (семья, коллектив класса, общество нумизматов) либо выделенных на основе какого-то признака (российское общество, москвичи и т.п.);
3) в историческом — конкретный этап развития народа, государства. Пример — раннефеодальное общество, древнеримское общество.
Общество — продукт совокупной деятельности людей. В деятельности люди вступают в различные отношения — они и составляют основу, «ткань» общества.
Общество выполняет многообразные функции. Главные среди них: производство общественных благ, распределение результатов труда, контроль за поведением людей и регламентация их деятельности, социализация и воспитание человека, духовное производство (создание идей, духовных ценностей), сохранение, воспроизведение и передача духовных благ. Отношения человека и общества взаимны — человек, объединяясь с другими, является основой общества, в то же время человек сам испытывает влияние на него общества. Общество зависит от людей, входящих в него, а каждый человек — от общества, в которое он входит.
Общество — это прежде всего совокупность общественных отношений. Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между различными социальными группами.
Общество — это система сложноорганизованная, саморазвивающаяся, целостная. Общество — это не просто толпа людей. В обществе есть такие свойства, которые не сводимы просто к людям по отдельности, наполняющим общество.

Признаки общества:

1) общество — это система. Система есть упорядоченная совокупность элементов, связанных между собой. Элементами общества являются люди, социальные группы, организации и т.п. Они находятся между собой в многочисленных и многообразных взаимосвязях. Характеризуя общество как систему, ученые делают акцент на строении общества, ее элементах, связях между людьми, группами;
2) общество — это динамичная система. Динамика — это развитие, в отличие от статики. Без сомнения, общество находится в постоянном развитии. Развитие общества непредсказуемое, альтернативное (имеются разные варианты развития), всегда незавершенное (т.е. развитие никогда не завершится), нелинейное (общество развивается с разной скоростью, то замедляясь, то ускоряясь);
3) общество — это открытая система, поскольку оно взаимодействует с другими системами — природой, космосом и т.п. Общество испытывает влияние, например, природы в дни холодов, засухи и т.п., в то же время общество само может воздействовать на природу — к примеру, разгонять облака в дни парадов и других праздников, регулировать численность диких зверей, создавать заповедники и т.п.

Сферы жизни общества

В структуре общества выделяют четыре подсистемы (сферы):
— политическую — включает управление, отношения людей по поводу власти, политические нормы, идеологии и т.п.;
— экономическую — включает совокупность отношений людей по поводу создания, распределения, обмена и потребления экономических благ;
— социальную — включает различные социальные общности, группы, классы и отношения между ними;
— духовную (культурную) — включает науку, культуру, образование, религию и иные духовные сущности.
Основанием выделения в обществе подсистем (сфер) являются базовые потребности человека, которые они удовлетворяют:
— политическая сфера — потребности в правопорядке, организованности, дисциплине, мире;
— экономическая сфера — материальные потребности;
— социальная сфера — потребности в контактах, общении с другими людьми;
— духовная сфера — потребности в самореализации, самоутверждении, умножении добра, истины, красоты.
Выделение в обществе сфер весьма условно. Многие социальные элементы можно отнести сразу к нескольким сферам. Например, телевидение. Оно может выполнять и политические функции, и помогать общению людей (социальная сфера), и распространять духовные ценности. Все сферы жизни общества взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.
Общество противоречиво взаимодействует с природой. Природа — это совокупность естественных условий существования человека. Природа, как и общество, — система. Эти системы развиваются по своим законам: природа — под воздействием бессознательных сил; общество — чаще всего на основе сознательных сил. Природа предопределяет условия жизни каждого члена общества, а общество воздействует на природу противоречиво. Оно может загрязнять окружающую среду, а может оберегать природу от разрушительного воздействия человека.
Общество взаимодействует и с культурой. Оно создало и развивает культуру, а культура предопределяет развитие самого общества.
Деление общества на сферы весьма условно. Например, к какой сфере можно отнести телевизионные СМИ? К политической? Да — они влияют на формирование политических взглядов, принимают участие в политической борьбе и т.п. К экономической? Однозначно, да — телеканал производит экономические блага, транслирует рекламу и т.п. К духовной? Тоже да — СМИ создают и передают духовные блага.
Поэтому часто для изучения общественных отношений ученые выделяют социальные институты. Их много внутри каждой сферы общества. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполняющих определенные функции в обществе, урегулированная однородными законами, обычаями и другими социальными нормами. Например, институт брака. Его главная функция — создание семьи. Этот социальный институт урегулирован Семейным кодексом РФ и традициями празднования бракосочетания.
Социальных институтов множество — как минимум, несколько сотен. Фундаментальные (основные, главные) социальные институты имеют отдельные составляющие. Например, институт власти можно разделить на институты президентства, парламентаризма, разделения властей, местного самоуправления и т.п.
Выделим наиболее важные социальные институты во всех сферах общества:
1) политической — власть, парламентаризм, местное самоуправление, политическая партия, суд, армия;
2) экономической — деньги, обмен, собственность, предпринимательство;
3) социальной — семья, брак, материнство, отцовство;
4) духовной — религия, образование, наука, средства массовой информации.
Все функции социальных институтов принято делить:
— на явные — функции институтов, закрепленные официально, признаваемые и контролируемые обществом;
— скрытые — неявные функции социальных институтов, которые выполняются вне формального контроля общества, чаще всего непреднамеренно. Например, явной функцией института брака будет создание семьи, а неявной — обеспечение эмоционального спокойствия, поддержка вступающих в брак.
Можно выделить важнейшие функции социальных институтов:
— организуют и упорядочивают деятельность человека, всего общества. Например, социальный институт президентства организует деятельность власти и всего общества;
— присваивают своим участникам социальные роли и статусы. Например, такой социальный институт, как школа, присваивает статусы учителя, ученика, между которыми складываются специфические отношения, урегулированные правом, традициями и т.п.;
— вводят множество санкций — как наказания, так и поощрения. Так, например, в социальном институте семьи за неисполнение родительских обязанностей супруги могут быть лишены своих родительских прав;
— обеспечивают стандартные образцы поведения людей в социально типичных (обычных) ситуациях. Например, в школе обычная ситуация — начало урока. Стандартное поведение учащихся в данном случае — встать, приветствуя учителя.
От правильного и четкого исполнения функций социальными институтами зависит стабильность всего общества. Если официальные институты перестают исполнять возложенные на них функции, то их замещают теневые институты — а это угрожает стабильности общества. В частности, если институт государства не исполняет нормально возложенные на него функции, на его место могут прийти криминальные структуры.
Интересные факты. Важнейший социальный институт, от авторитета и правильного исполнения функций которого зависит жизнь каждого человека, безусловно, — государство. Если оно не реализует эффективно своих функций, то их начинают исполнять другие социальные институты, далеко не всегда в рамках закона. Известный пример — рождение мафии на Сицилии (Италия). До объединения Италии в 1860 г. Сицилия в течение почти двух столетий находилась под иностранным господством. Государство не защищало своих граждан. Эксплуатация и произвол властителей привели к появлению среди местного населения разрозненных групп бандитов, которые направляли свои действия в основном на богатых чужестранцев. Из-за этого такие группы снискали популярность и поддержку местного населения. Зачастую сицилийские бандиты даже делились награбленным с местным населением. Нередко преступные группировки давали бедным крестьянам ссуды в рассрочку, улаживали конфликты между торговцами, решали важнейшие местные административные вопросы.
До сих пор точно не установлено происхождение слова «мафия», и потому существует множество предположений различной степени достоверности. Сицилийское прилагательное «mafiusu» может происходить от сленгового арабского «mahyas», означающего «настойчивое хвастовство, бахвальство». Есть научная версия о том, что в XIX в. на Сицилии «mafiusu» приобрело два значения — «задира, хулиган», но в то же время «бесстрашный, гордый».
Таким образом, на Сицилии возник особый социальный институт, который замещал собой государство. Сегодня такие социальные институты вне закона и своей деятельностью только наносят ущерб государственной власти и всему обществу.
 

Развитие общества

Общество никогда не стоит на месте. В мире нельзя выделить ни одного объекта, который бы находился в абсолютном покое. Сказанное касается и социальных субъектов. Древнегреческий философ Гераклит по поводу развития сказал: «Все течет, все изменяется. В одну реку нельзя войти дважды — воды текут не те, да и человек уже другой».
Изменяется и общество. По направленности изменений можно выделить:
— прогресс — развитие от менее совершенного к более совершенному, усложнение, улучшение;
— регресс — переход от более совершенного к менее совершенному, упрощение, ухудшение.
Общественный прогресс противоречив. Так, прогресс в одной сфере может оборачиваться регрессом в другой. Например, прогресс ядерной физики привел к созданию ядерного оружия. Повысилась степень обороноспособности государств. Но мир стал более уязвимым — ядерное оружие может оказаться в руках террористов и т.п. Общественный прогресс приводит к улучшениям не во всех сферах жизни, он не всегда выгоден всем. Прогресс осуществляется нелинейно. В отдельные периоды общественного развития возможны застойные явления, кризисы. Общественное развитие осуществляется по спирали — за прогрессом следуют периоды регресса, но в общем прогресс опережает и стирает негативный эффект от застойных этапов.
Трудными для научного осмысления являются критерии прогресса. Так, в политике ими могут быть развитие демократии, повышение прозрачности политических процессов (выборов, принятия решений властью), развитие гражданского общества и правового государства. В экономике критериями прогресса можно признать развитие производства, покупательской способности населения, увеличение благосостояния человека. К критериям прогресса в социальной сфере можно отнести увеличение средней продолжительности жизни, состояние здоровья населения, повышение общего уровня образования членов общества и т.п.
Сложнее с критериями в духовной сфере. Культуры разных народов попросту несравнимы. Разве можно сказать, что европейская культура более развита, чем восточная (или наоборот)?
Нет, конечно. Культуры разные. И тем не менее уровень развития науки, образования оценить можно. Очевидно, что, например, в древности, где курс школы составлял 1—3 года и предполагал изучение элементарных математических действий и грамотности, образование было менее развито, нежели сегодня. В настоящее время образование, по сути, длится всю жизнь человека — даже после окончания вуза он продолжает заниматься самообразованием, повышает свою квалификацию. По скорости развитие бывает:
— эволюционное — медленные, плавные, постепенные изменения;
— революционное — быстрое, скачкообразное развитие. Эволюционное развитие более предпочтительно, поскольку оно не приводит к нестабильности в обществе, не ломает быстро сложившиеся формы общественных отношений. «Тише едешь — дальше будешь» — выражение, справедливое и в отношении общественного прогресса.
По критерию основания развития (причин, сущности) можно выделить:
— экстенсивное — развитие количественное, вширь, за счет увеличения чего-либо. Например, экстенсивным развитием будет улучшение знании учащихся в школе за счет увеличения количества уроков;
— интенсивное — развитие за счет качественных изменений, улучшений. Пример: развитие успеваемости учащихся за счет применения более совершенных технологий преподавания предметов.
По характеру общественного развития можно выделить способы развития:
— реформы — как правило, медленные изменения, затрагивающие отдельные стороны общественной жизни. Чаще всего реформы проводятся «сверху», силой власти. Реформы бывают прогрессивными (приводят к положительным изменениям) и регрессивными (или реакционными, т.е. приводящими к отрицательным последствиям). Примером прогрессивной реформы может служить налоговая реформа Петра Первого. Вместо подворной подати — налога, взимавшегося с семьи без учета ее размера, — он установил подушную подать — налог, взимавшийся с души, т.е. с человека. Так было более справедливо. Примером реакционной реформы может выступать постепенное закрепощение крестьян — они перестали быть свободными;
— революции — резкие, коренные изменения, приводящие к переворотам во всех сферах жизни общества. Пример революции — февральская буржуазная революция в России. Ее результат — свержение монархии, коренное переустройство власти и всего общества.
В процессе развития общество столкнулось с несколькими техногенными революциями — коренными изменениями цивилизации, деятельности человека вследствие появления новых технологий и технических средств. Первой такой революцией стала аграрная — человечество перешло от присваивающего типа хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (скотоводство, земледелие). С развитием техники свершилась индустриальная революция — ведущей стала промышленность. Начал осуществляться промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному. И, наконец, информационная революция привела к изменению почти всех сторон жизни благодаря быстрому развитию информационных технологий.
Интересные факты. Развитие общества носит ускоряющийся характер. В этом состоит так называемый закон ускорения истории. В среднем, поток информации удваивается каждые полтора года.
Для иллюстрации закона можно привести следующие данные. Если считать, что появление нового поколения людей происходит каждый 25 лет, то история человечества, начиная с кроманьонца — человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений. Из них 1200 поколений людей прожили в пещерах, 240 — жили в условиях существования письменности, 22 — имели возможность читать напечатанные книги. Электричество использовали всего пять поколений, компьютеры — три, а сотовые телефоны — одно. В течение последних двух десятилетий человечество сделало огромный шаг в развитии техники, науки: стали широко использоваться электронные книги, появились плазменные телевизоры, планшеты, телефоны с сенсорным дисплеем и т.д.
 

Понятие
термина «общество» многозначно. Мы с вами можем говорить о том, что общество –
это группа людей, объединённых какими-либо интересами,
общностью происхождения или социальным статусом. Например, можем с вами говорит
об обществе книголюбов, филателистов или нумизматов, ну а в художественной
литературе мы можем встретить с вами упоминания об аристократическом,
дворянском или «высшем» обществе.

Общество – это и население
какой-либо страны. Например, российское общество.

Когда на уроках истории
вы говорили о рабовладельческом, феодальном или капиталистическом обществе, то
под термином «общество» вы понимали исторический этап развития человечества в
целом или его части.

Также мы можем говорить
об обществе как обо всех людях, которые живут на планете Земля, то есть
общество – это человечество в целом.

А теперь давайте обратим
внимание на то, что присутствует в каждом из этих определений. Объединяет их
то, что общество – это совокупность людей, связанных определёнными отношениями
и взаимодействующих друг с другом.

В широком смысле слова общество
– это отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального
мира, которая включает в себя формы объединения и способы организации людей.

image001

Обратите внимание на то,
что общество нельзя назвать частью природы. Природа – это то, что существует
независимо от человека. Природа и общество – это части материального мира. Они
связаны друг с другом, но они не совпадают, одно не является частью другого.

Например, человек, как
биосоциальное существо, является и частью природы, и частью общества.

Общество – это система. Под этим термином
принято понимать совокупность элементов, связанных друг с другом в единое
целое. Любая система обладает свойствами, которые отсутствуют у входящих в неё
элементов по отдельности.

Например, такой системой
является организм человека.

image002

Это сложная система,
которая состоит из различных органов: мозг, сердце, печень, желудок, мышцы…
Каждый из них выполняет собственные функции. Но ни один из органов не может
сколь-нибудь длительное время существовать сам по себе, отдельно от системы.
Согласитесь, что жизнедеятельность человека не определяется работой только
мозга или только мышц. Мы дышим, ходим, чувствуем, потому что различные органы
нашего организма работают согласованно.

Что же характерно для
общества как системы? Давайте попробуем выделить основные признаки.

Общество – это
динамическая система.
Согласитесь, что общество не находится в состоянии покоя, оно
постоянно изменяется, развивается. Развитие может быть прогрессивно и
регрессивно, эволюционно и революционно.

Общество – это нелинейная
система.

Процессы, которые в нём происходят, определяются разными причинами, описываются
разными законами и не синхронизируются по времени.

image003

Например, рыночные
законы спроса и предложения объективны. Если предложение превышает спрос, цена
падает, и наоборот. Но в экономической сфере действуют не спрос и предложение,
а покупатели и продавцы. Их действия направляются субъективной волей. Поэтому
продавцы (производители) договариваются о контроле над рынком – создают
монополистическое объединение. Покупатели выбирают не тот товар, который
дешевле при том же уровне качества, а тот, который престижней.

Если говорить о
несинхронизации по времени, то это очень хорошо видно на примере гендерных
изменений в обществе. Согласитесь, что занятость мужчин и женщин в общественном
производстве, их образовательный уровень, правовое положение уже произошли. А
общественное сознание меняется гораздо медленнее. Отсюда и кризис традиционной
семьи, и проблемы, связанные с неравной оплатой труда за равный труд, с
неравными возможностями карьерного роста.

Общество – это открытая
система.
Оно
реагирует на любые внешние изменения. Внешними факторами для общества являются
природа и другие общества. Серьёзные колебания климата или нашествие других
народов может даже привести к гибели уже сложившейся и, казалось бы, вполне
устойчивой цивилизации.

Общество – это достаточно
устойчивая система.
Оно может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью)
новые элементы, перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и
развиваться дальше. Кроме этого, общество может саморегулироваться и
воспроизводить себя.

А какие элементы включает
в себя общество как система?

Это:

·       
индивиды,

·       
социальные
общности,

·       
общественные
(социальные) отношения,

·       
социальные
нормы и ценности.

Давайте познакомимся с
этими элементами более подробно.

Индивиды. В социологии индивид
– это единичный представитель социального целого: общества, социальной группы.
Его характеризует социальный статус – это положение, которое он занимает в
обществе. Каждый индивид выполняет определённые социальные роли (общественные
функции).

Социальные общности могут быть
профессиональными, этническими, демографическими, религиозными и другими, то
есть социальные общности различного типа определяются тем или иным способом
(типом) взаимосвязи, взаимодействия людей.

Разновидностью социальных
общностей являются социальные организации – это объединение людей,
стремящихся к достижению общей цели.

Например, есть социальная
общность молодёжи России, но согласитесь, что у всех молодых людей России вряд
ли есть одинаковые цели, а вот если мы возьмём любую молодёжную общественную
организацию, то увидим, что, как правило, её участниками становятся молодые
люди, которые объединены общей целью.

Особенностью социальной
организации является то, что связи между людьми носят вертикальный,
иерархический характер. В них есть официальные лидеры, устав, программа
действий и так далее. Примерами социальной организации могут быть школа, фирма,
политическая партия и так далее.

Общественные (социальные)
отношения

– это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном
взаимодействии.

Социальные нормы и
ценности.

Они регулируют поведение отдельных индивидов и социальных общностей, придают
определённую стабильность общественному развитию.

Как и любая сложная
система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это
промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система.

Чаще всего общество
рассматривается как совокупность четырёх областей или сфер общественной жизни
(подсистем общества).

Термины «область» и
«сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле.
Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в
себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.
Давайте поговорим о них более подробно.

Экономическая сфера. Связана с
удовлетворением материальных потребностей людей.

Производя различные
жизненные блага, индивиды вступают в отношения собственности, распределения,
обмена, потребления. Производя различные материальные блага, используют
различные орудия и предметы труда, от самых простых до сложных механизмов,
автоматизированных систем, роботов и так далее. Привлекают финансовые ресурсы
или для того, чтобы организовать производство материальных благ, или для
приобретения уже готовых. Также в рамках этой сферы индивиды вырабатывают
знания о наиболее эффективных способах организации производства и применяют их
на практике.

Социальная сфера. Включает в себя отношения
между различными общностями людей.

У каждой общности есть
собственные интересы. Они по-разному относятся к существующему социальному строю,
установившимся общественным порядкам. Это различие определяется как их
материальным положением, так и другими факторами. Именно в сфере социальных
отношений происходит согласование интересов, сглаживание противоречий. Или
возникают социальные конфликты, которые могут очень серьёзно изменить эти
порядки.

Политико-правовая сфера. Охватывает те
структуры, которые связаны с осуществлением власти.

Эта сфера удовлетворяет
потребности людей в порядке и безопасности: деятельность государства, способы и
методы, которыми оно управляет обществом; политические интересы и политические
организации; способы участия граждан в политической жизни.

Духовная сфера. К ней относят
представления людей об окружающем мире: обычаи, традиции, верования,
философские воззрения, художественные предпочтения.

Все эти подсистемы тесно связаны друг с другом, влияют друг на
друга. Только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное
существование.

image004

Например, в случае
автоматизации производства структурные изменения в экономике могут привести к
росту безработицы в отдельных отраслях. Это вызовет снижение уровня жизни
многих людей, социальные проблемы. То есть экономическая сфера воздействовала
на социальную. Но это произошло не само по себе, к автоматизации производства
привели определённые научные открытия и новые технологии, которые являются
достижениями духовной сферы.

Вполне вероятно, что
государство для разрешения социальных проблем должно будет предпринять какие-то
меры. Тут социальная сфера влияет на политико-правовую. Причём речь может идти
не только о выплате пособий людям, потерявшим работу. Потребуется, например,
организовать массовое переобучение, изменить подходы к содержанию школьного и
профессионального образования, ведь человек всегда был и остаётся главной
производительной силой. Если произойдут качественные изменения в подготовке
кадров, их профессиональный рост, это серьёзно повлияет на экономическое
развитие страны. То есть тут мы видим уже влияние политико-правовой сферы и на
экономическую, духовную и социальную. Эту цепочку можно продолжать до
бесконечности, находя всё новые и новые точки влияния и соприкосновения. Можете
попробовать заняться этим на досуге. 

Комплекс норм, правил,
которые регулируют какую-то конкретную сферу общественной жизни, обычно
называют социальным институтом – это исторически сложившаяся, устойчивая
форма организации совместной жизнедеятельности людей, реализующая определённые
функции в обществе. Совокупность норм и механизмов, которые регулируют
определённую сферу общественных отношений.

Социальные институты
можно разграничить по сферам общественной жизни:

Экономические: институты собственности,
производства, разделения труда, рынок, торговля, банковская система, биржа,
заработная плата, менеджмент, маркетинг и другое.

Политические: государство и право,
армия, полиция, суд, политические партии, гражданское общество, институты
президентства или монархии, парламентаризм и другое.

Социальные: институты стратификации
(классы, сословия, касты), институт социального обеспечения, институты родства
(семья и брак, отцовство и материнство, усыновление) и другие.

Духовные: образование, наука,
искусство, музеи, библиотеки, церковь.

Приведённые примеры
далеко не исчерпывают всё многообразие социальных институтов. Также нужно иметь
в виду, что внутри крупных социальных институтов могут существовать более
мелкие. Например, характеризуя институт суда, можно особо выделить институты
судейства, прокурорства и адвокатства. Или, если мы говорим об институте
церкви, то отдельно институты священства или монашества, или, например,
институт исповеди, если речь идёт о христианстве.

Элементами социального
института являются:

·        
Основные
функции: те потребности, для удовлетворения которых он предназначен.

·        
Группы и
организации. Для удовлетворения потребности общества должно располагать
определёнными материальными и трудовыми ресурсами.

·        
Ценности,
которые лежат в основе данного вида социальных отношений.

·        
Социальные
роли, которые выполняют их участники.

·        
Нормы,
которые регулируют их поведение.

Для чего же нужны
социальные институты? Прежде всего они призваны выполнять целый ряд важных для
общества функций:

·        
Регулятивная
функция.

Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами
общества путём выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

·        
Интегративная
функция.

Включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов
социальных групп.

·        
Транслирующая
функция (социализация).
В рамках этой функции происходит передача социального опыта,
приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

·        
Функция
закрепления и воспроизводства общественных отношений.
Любой институт
закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счёт своих правил,
норм поведения.

В конце нашего занятия попробуйте
ответить на следующие вопросы.

1.     Что такое общество?

2.     Какие элементы включает в
себя общество как система?

3.     Охарактеризуйте сферы
общественной жизни (подсистемы общества).

4.     Что такое социальный
институт?

5.     Почему общество можно
охарактеризовать как сложную динамическую систему?

Реферат на тему: Общество как система

Содержание:

Введение

Общим для многих интерпретаций общества является системный подход, характерный для современной науки. Общество рассматривается как целостная динамическая система. Система — это упорядоченный набор взаимосвязанных элементов, которые имеют структуру и организацию и образуют единое целое. Общество с точки зрения философии и социологии представляет собой сложную систему, так как ей присущ ряд особенностей. 

Самым простым признаком общества как системы является его качественная обособленность, то есть способность быть автономным явлением, отличным от других природных явлений. Вторым необходимым признаком системности общества является неоднородность структуры, что означает, что эта система не только выделяется среди других объектов, но и сама состоит из автономных частей.      

Третий признак общества как системы состоит в том, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы. Таким образом, общество как система выделяется по отношению к другим явлениям, состоит из взаимосвязанных частей и обладает целостными свойствами, отсутствующими в его отдельных частях.

Функции и институты общества  

Общество как способ существования человека должно функционировать, то есть выполнять определенный набор функций:

  • производство материальных товаров и услуг;
  • воспроизводство и социализация человека;
  • духовное производство и регулирование человеческой деятельности;
  • распределение продуктов труда (деятельности);
  • регулирование и управление деятельностью и поведением.

Для реализации этих функций формируются соответствующие структуры — организации (учреждения) и связи.

Потребности и формы их выражения (стремления, ценности, интересы) играют важную роль в жизни как отдельного человека, так и групп людей, регионов и всего общества. Эта роль состоит прежде всего в том, что и само общество, как способ существования человека, и производство выполняют основную функцию — удовлетворение потребностей людей. Потребности, как личные, так и социальные, являются одной из основных движущих сил развития производства. Но чтобы потреблять продукт, его нужно производить. Человек также является результатом определенного процесса воспроизводства.    

В репродукции человека следует различать два аспекта:

  • биологическое производство человека, а также ежедневное обновление его сил и способностей;
  • общественное производство, то есть включение личности как социального субъекта в функционирование социального механизма.

В общественном производстве выделяется духовное производство. В процессе духовного производства осуществляется создание духовных ценностей, социальная роль которых заключается в духовном регулировании поведения и деятельности людей. Духовные ценности выражаются в различных материальных формах, которые вместе со спецификой содержания выступают как искусство, религия, философия, мораль, составляющие содержание духовной культуры.  

Распределение продуктов труда (деятельности) как элемент функциональной структуры общества осуществляется в процессе обмена производимых товаров, человеческих ресурсов и духовных ценностей на рынке. Следовательно, рынок — это широкая социальная система, охватывающая все сферы общественной жизни. 

Регулирование и управление деятельностью и поведением людей — это установление правил и норм и обеспечение их выполнения. Процесс регулирования осуществляется в политических и правовых отношениях, поэтому он играет объединяющую роль для всех функциональных структур общества. 

В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственные, правовые, культурные, религиозные, идеологические.

Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследство, власть, собственность и семья.

Институциональная структура общества — сложное и разветвленное образование. Итак, внутри фундаментальных институтов есть очень четкие подразделения на более мелкие, неосновные институты. Например, экономические институты, помимо основного института собственности, включают в себя множество особых устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационные и управленческие институты.  

В системе политических институтов современного общества наряду с ведущими институтами власти выделяются демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

В системе правовых институтов выделяются такие компоненты, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и т. д.

В состав религиозных институтов (например, христианства) входят институты безбрачия (безбрачие священников в католицизме), епископата, крещения, исповеди, монашества и т. д.

В рамках социального института родства, наряду с базовыми институтами семьи и брака, развиваются институты материнства и отцовства, родства, наследования, наименования и т. д.

Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет социально значимую функцию.

Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь

Общество — сложная динамическая система, включающая в себя сферы общественной жизни как подсистемы.

Экономическая или материально-производственная сфера — это сфера общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей. 

Социальная сфера — это сфера общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными слоями и т. д.), их ролью в жизни общества.

Политическая, или политико-правовая сфера — это сфера общественной жизни, связанная с организацией общества и его управлением, системой институтов управления.

Духовная сфера — это сфера социальной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов, в которых создаются и распространяются духовные ценности.

Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется своим законам, но независимость сфер относительна. Сбои в работе одного из них сразу сказываются на состоянии остальных. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в общественных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.  

Во взаимоотношениях между сферами общественной жизни различают причинно-следственные и функциональные связи. С точки зрения марксизма ведущую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что все сферы образуют иерархическую структуру, то есть находятся в отношениях подчинения, подчинения. Марксисты четко указывают на зависимость всех сфер от экономической сферы и их зависимость от экономической сферы, в основе которой лежит материальное производство, основанное на определенной природе отношений собственности. В то же время марксисты подчеркивают, что экономическая сфера — это только главная причина, она лишь в конечном итоге определяет развитие других сфер общественной жизни. Они не отрицают противоположного влияния других сфер на экономику.     

Функциональные связи предпочтительны прежде всего в англо-американской социологии. Главный упор делается на то, что каждая сфера может существовать только в рамках целостности, где она выполняет определенные, строго определенные функции. Например, функция адаптации обеспечивается экономической сферой, функцию достижения цели — политической сферой и т. д.  

Многовариантность социального развития: источники и движущие силы

Изменения в обществе связаны с непрерывным процессом его функционирования, постоянной активностью людей для удовлетворения своих насущных потребностей. В процессе повседневной деятельности ее виды становятся более разнообразными, постепенно улучшаются навыки и способности людей. Помимо этих повседневных, относительно медленных изменений, в обществе происходят более масштабные изменения, источники которых либо в изменениях естественных основ общественной жизни (К. Монтескье, А. Чижевский, Л. Гумилев), либо в изменение производственных отношений, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, В. Ростов) или изменение культурных, духовных ценностей (Г. Гегель, П. Сорокин). Каждый из этих источников — природный, экономический, культурный — оказывал определенное влияние на развитие общественной жизни, хотя их роль не всегда была равной.   

Природные, экономические и культурные факторы тесно связаны друг с другом. Например, повышение рождаемости (естественный биологический фактор) дает эффект и способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного развития производства, образования, медицины. Изобретение и применение паровой машины в 18 веке. предопределила промышленную революцию, а затем породила новый тип индустриального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс науки и техники, как убедительно показывает исторический опыт, меняют все сферы общественной жизни, структуру различных сообществ людей, их культуру и способы удовлетворения своих потребностей.    

Велика роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия. Итак, активный переезд в Японию в XX в. Успехи науки из США и Западной Европы способствовали тому, что за относительно короткий исторический период Япония стала одной из самых высокоразвитых стран мира. История также знает немало примеров противоположного характера, когда политика изоляционизма, проводимая доминирующими силами, отрицая новые идеи или новые блага для страны, приводила могущественные государства к глубокому кризису, распаду в результате устаревания социальных структур и институтов.   

Интерес — это движущая сила действий каждого человека или общества в целом как социальной системы. Содержание интереса определяется условиями жизни людей и их сообществ, местом в системе общественных отношений. Интерес — это реальная причина социальных действий, событий, которые стоят за непосредственными мотивами, представлениями людей. На основе общности интересов люди объединяются в социальные группы. Интересы людей крайне противоречивы; они проявляются в форме материальных, социально-политических, моральных, духовных и иных интересов и требований.    

В жизни общества постоянно происходит нормативное проектирование интересов, придание им социальной формы, определение способов их реализации. Система интересов как бы встроена в социальное взаимодействие людей. В целом можно сказать, что движущими силами общественного развития являются действия людей, социальных групп и слоев, социальных сообществ, основанные на определенных интересах, осуществляемые указанными социальными субъектами.  

Существуют различные подходы к анализу всемирной истории, в процессе которой развивается общество. Один из них — линейно-стадиальный или унитарно-стадиальный. Его суть заключается в взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного развития человечества.  

Линейно-стадийное понимание истории достигло своего наивысшего развития в своей марксистской формационной версии. Сам термин формация был заимствован Марксом из геологии. Этот термин охватывает сразу две части человеческого общества — общество как процесс и как государство, структуру системы отношений между людьми, так же как мы, рассматривая образования Земли, характеризуем не только ее определенное состояние, пласт, но и его формирование. В советской общественной мысли формационный подход ассоциировался с так называемой марксистской концепцией социально-экономических формаций. Всего было выделено пять формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая с первой его фазой — социализмом. Но исторические взгляды самого Маркса были гораздо глубже и сложнее. Он находился в творческом поиске и, рассматривая образование с разных сторон, использовал разные определения: историческая формация, экономическая формация, формации общественного производства. В соответствии с трактовкой развития общества Марксом в нем можно выделить три этапа:        

Первичная формация или доклассовое общество.

Вторичная формация или антагонистическое общество классов. Это образование подразделяется на две основные формы: 

  • Первый — азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный способы производства. Азиатский путь. производство существовало в странах древнего Востока и характеризовалось отсутствием частной собственности на землю, сильной централизацией государственной власти, выполняющей экономические функции и действующей в форме восточного деспотизма;  
  • Второй — капиталистический способ производства.

В качестве отправной точки, критерия в этом формационном разделении общества, производственной деятельности человека признается, прежде всего, характер труда и способы включения в производственный процесс. Для первых двух формаций основным механизмом включения человека в производственную деятельность является внешнее принуждение. В первобытном обществе мотив, заставляющий человека производить, заниматься своей деятельностью, — это естественная потребность в удовлетворении элементарных потребностей. В первой крупной форме вторичной формации это неэкономическое принуждение к работе, во второй — экономическое принуждение: каждый человек лично свободен, но отсутствие средств к существованию вынуждает его работать, продавая свою рабочую силу капиталистам.   

В коммунистическом обществе, по Марксу, будет достигнут такой уровень экономического развития, при котором можно будет обеспечить полное и подлинное развитие личности.

Критикуя марксистскую теорию формаций, ряд исследователей, тем не менее, поддерживает саму идею выделения этапов всемирно-исторического процесса. Во 2-й половине XX в. Усилиями прежде всего американских социологов Д. Белла и К. Тоффлера была разработана этапно-цивилизационная версия линейно-этапного подхода к развитию общества. Руководствуясь критерием технологичности, ученые разделили историю человечества на три этапа — аграрный, индустриальный и постиндустриальный, выделив тем самым определенные исторические типы общества. Началом каждого из этапов была социотехническая революция: неолитическая революция, ознаменовавшая начало цивилизационного этапа развития человечества, ознаменовала переход от примитивного общества к аграрному, промышленная революция XVIII — XIX веков. привело к машинному производству и индустриальному обществу, к информационной революции конца XX века. приводит к формированию постиндустриального общества.      

Исторические типы общества

Для аграрного общества характерно преобладание естественного сельскохозяйственного производства, носившего ограниченный, закрытый, местный характер. Сложившейся в этот период стабильной структуре потребностей способствовал и традиционный характер производственных отношений. Технические новинки распространяются крайне медленно. Личная зависимость охватывает не только производственные отношения, но также распространяется на отношения распределения, обмена и потребления. Принадлежность к коллективу (общине, касте, сословию) определяла место человека в обществе, характеризовала его образ жизни, особенности его жизни (масштабы личного благосостояния, источники дохода и т. д.). Вся сложившаяся в этот период совокупность отношений закреплена традициями, моральными нормами, отраженными в социальной психологии и освящена религией.      

Индустриальное общество возникло с преодолением жесткой зависимости человека от природы в результате промышленной революции, связанной с изобретением паровой машины. Объективными факторами перехода от естественных производительных сил к общественным явилось развитие системы орудий труда, машинной техники и техники. Углубляется разделение труда, развивается его специализация (предметная и функциональная), кооперация и сочетание, широкое распространение получают научные знания. Таким образом, создаются предпосылки для ослабления зависимости не только от внешней природы, но и от ограниченных биологических возможностей самого человека. Промышленники играют решающую роль в социальной жизни индустриального общества, а промышленные корпорации становятся центрами социальной организации.    

Формирование постиндустриального общества связано с превращением науки в производительную силу общества. Общие производительные силы становятся основным элементом производительных сил общества! Изобретение компьютера качественно изменило жизнь человека, когда информация становится важнейшим фактором производства. Поэтому для постиндустриального общества, в отличие от индустриального, характерно повсеместное внедрение новых информационных технологий в различных сферах жизни.   

Концепция цивилизационного подхода к развитию общества очень сложна и неоднозначна из-за нечеткости самого понятия цивилизации. Содержание этой концепции менялось на протяжении всей ее истории. Сторонники теорий локальных цивилизаций, в первую очередь немецкий философ О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби, изучали крупные исторически сложившиеся сообщества как цивилизации, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития, которые они считается уникальным. Это привело к выводу, что не существует единой мировой цивилизации, но есть отдельные локальные цивилизации, функционирующие по своим внутренним правилам. Согласно теории А. Тойнби, в настоящее время в мире существует пять цивилизаций: западно-христианская, восточно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная буддийско-конфуцианская. Цивилизация возникает в результате специфического сочетания двух условий: наличия в данном обществе творческой элиты и среды, не слишком благоприятной для развития, но и не слишком враждебной. Он развивается в процессе взаимодействия вызова и ответа. Если окружающая среда умеренно неблагоприятна, она постоянно бросает вызов обществу, а общество через свое творческое меньшинство, элиту, успешно отвечает на вызов и решает свои проблемы. Прогресс цивилизации заключается не в развитии технологий, установлении власти над природой, а в ее самоопределении и самовыражении. Причины крушения цивилизаций кроются в упадке творческих сил элиты, ослаблении ее подражания со стороны большинства людей, и в результате общество теряет свое социальное единство.         

У разных подходов к развитию общества есть свои преимущества и недостатки. Например, линейно-стадийные подходы недооценивают роль культуры, духовной сферы в жизни общества, а локально-цивилизационный подход не учитывает постоянно усиливающиеся связи между различными цивилизациями. Но прежде всего необходимо помнить, что история науки об обществе предостерегает от чрезмерного увлечения какой-либо идеей или теорией, но требует внимательного и уважительного отношения ко всему ценному, что было создано мыслителями разных исторических эпох и разных народов в России. чтобы продвигаться дальше. Для углубления нашего понимания процессов развития общества необходимо дальнейшее серьезное сравнительное исследование всех возможных аспектов существования разных цивилизаций.    

Эволюция и революция как формы социальных изменений    

Понятие социальные изменения относится к различным изменениям, которые происходят с течением времени в социальных сообществах, группах, учреждениях, организациях и обществах, в их отношениях друг с другом, а также с отдельными людьми. Такие изменения могут осуществляться на уровне межличностных отношений (например, изменение структуры и функций семьи), на уровне организаций и институтов (например, постоянные изменения содержания и организации образования), при уровень малых и больших социальных групп (например, возрождение в 90-е годы). е годы ХХ века в России социальной группы предпринимателей), на глобальном уровне (миграционные процессы, экономическое и технологическое развитие одних стран и стагнация и кризисное состояние других, экологическая и военная угроза существованию человечества и т. д.). 

По своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно разделить на две большие группы — эволюционные и революционные социальные изменения — эволюционные и революционные. Первую группу составляют частичные и постепенные изменения, которые осуществляются как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эти изменения могут приобретать восходящую или нисходящую тенденцию.  

Эволюционные изменения можно организовать сознательно. В таких случаях они принимают форму социальных реформ (например, реформы 60-х и 70-х годов XIX века в России, аграрная реформа П. А. Столыпина, НЭП в Советской России). Но эволюционные социальные изменения также могут быть спонтанным процессом. Например, давно идет процесс повышения среднего уровня образования населения многих стран мира и общего снижения количества неграмотных, хотя в ряде стран это число остается очень большим.   

Революционные изменения существенно отличаются от эволюционных. Во-первых, это очень радикальные изменения, предполагающие радикальное разрушение социального объекта, во-вторых, они не частные, а общие или даже универсальные, в-третьих, как правило, основаны на насилии. Революция — предмет ожесточенных споров и споров среди представителей различных социальных наук. Революционные изменения часто организуются намеренно. Впервые идеологи Просвещения заговорили о возможностях революционного преобразования общества. Идею о законности революций защищал марксизм. Карл Маркс называл революции локомотивами истории. Весь 19 век. произошла в Европе под влиянием Великой французской революции в конце 18 века, революционные идеи захватили миллионы умов. XX век подарил миру новую волну революций. Революционные потрясения прокатились по России, они захватили и страны, далекие от Европы. Таким образом, за последние несколько столетий социальные изменения во многих частях мира произошли в результате революций, иногда очень длительных и кровавых. Возник вопрос, не является ли революция слишком высокой платой за прогресс. Революционная идея часто ассоциировалась с идеализацией и романтизацией революционного насилия. Однако насилие не может привести к добру, оно только порождает насилие. В то же время революционные изменения часто действительно способствовали решению насущных социальных проблем, активизировали значительные массы населения, за счет чего преобразования в обществе ускорялись.                 

Некоторые исследователи считают, что насилие не является непременным атрибутом революции. Революционные социальные изменения возможны и в будущем, но они могут быть ненасильственными, они не коснутся одновременно всех сфер жизни общества, а только отдельных социальных институтов или сфер общественной жизни. Современное общество чрезвычайно сложно, его различные части связаны между собой таким огромным количеством связей, что одновременное изменение всего социального организма, а тем более с применением насилия, может иметь для него разрушительные последствия.  

Заключение

Развитие в истории часто приравнивают к прогрессу. Сам термин прогресс заимствован у древнеримского философа и поэта Тита Лукреция Кара, который в своей работе О природе вещей использовал выражение сумма прогресса — движение вперед. Идея социального прогресса стала систематически развиваться в XVIII веке, в эпоху Просвещения, в первую очередь французскими мыслителями, а до этого идея циклического развития общества, идея вечного возвращения, преобладали. Идея прогресса глубоко укоренилась в массовом сознании людей европейской культуры и приобрела характер веры в неизбежное лучшее будущее.   

Что касается просветителей 18 века, то Вольтер видел в прогрессе прогресс человеческого разума, существенная роль в котором принадлежит прогрессу искусств и науки. Знаменитая Энциклопедия Дидро и Даламбера утверждала, что прогресс науки приведет к устранению социальной несправедливости и повышению уровня образования, нравственности и свободы людей. В конце 18 века. Появился труд Кондорсе Набросок исторической картины прогресса человеческого разума, который изображает картину десяти последовательных этапов общественной жизни людей, согласно которым человечество во всех сферах жизни — в экономике, политике, праве, нравственности. и т. д. уверенно идет дальше по пути к истине и счастью.   

В XIX в. Развитие естествознания усилило желание объективно рассматривать прогресс, описывать его как объективное явление. Это стремление основывалось на теории эволюции, основанной на представлении о мире (природном и социальном) как о некой цепи причинно-следственных связей, предопределенных первопричиной, в которой весь смысл эволюции, всех социальная история скрыта. Прогресс стал пониматься как нечто неизбежное, переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В то же время прогресс становится оправданием определенных действий — праведных или неправедных, ведущих к созиданию или разрушению. Поэтому философское понимание прогресса и его антипода — регресса продолжало оставаться актуальным и в ХХ веке.     

Если за один из главных критериев прогресса принять сложность жизненных форм, адаптивность и конкурентоспособность, то сегодня мы получили бы наиболее адаптированных представителей как животного, так и социального мира. Однако Чарльз Дарвин заметил, что многие современные виды более примитивны, чем вымершие. Прогресс часто отождествляли со специализацией и сложностью. Между тем многие ученые рассматривают специализацию как эволюционный тупик. Простейшие микроорганизмы эволюционно намного более устойчивы, чем более сложные организмы, появившиеся позже.    

Если мы определяем прогресс с точки зрения жизни как таковой, то его следует рассматривать как постоянно растущее противодействие смерти или энтропии (энтропия — это все большее ослабление связей между элементами системы). По мере поступательного развития организмов вероятность их гибели от непредвиденных обстоятельств уменьшается. 

При определении критериев социального прогресса требуется комплексный подход, поскольку общество состоит из различных подсистем, каждая из которых требует своего конкретного критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать конкретную социальную систему, степень его прогрессивности по сравнению с другими социальными системами.. Критериями экономического прогресса являются уровень развития производительных сил общества, рост производительности труда. Социальный прогресс представлен как изменение социальных отношений, которое приводит к увеличению социальной свободы и социальной справедливости, создает более благоприятные условия для развития человека. Прогресс невозможен без нравственного, духовного самосовершенствования человека.   

В ХХ в. с его мировыми войнами, жестокими тоталитарными режимами, техногенными катастрофами число безоговорочных сторонников прогресса уменьшилось, но сама идея прогресса сохранилась. Стало очевидным многомерность и непоследовательность прогресса. Оказалось, что большие достижения могут иметь побочные эффекты, неприятные, негативные последствия. Например, прогресс в понимании физического мира и освоении атома дал, с одной стороны, электричество, принес тепло и свет в наши дома, а с другой — привел к созданию ядерного оружия, способного уничтожить все человечество. В поисках универсальных критериев прогресса важно исходить из того, что прогресс — это не цель, а лишь средство всестороннего развития человека, его счастья. Всякий прогресс хорош, если он для человека, а не человек для него.      

Подводя итог, можно сказать, что проблема прогресса сложна и многогранна. Изложенные выше точки зрения позволяют выделить в качестве универсальных критериев следующие: 

  • способность человечества противостоять энтропии, самоуничтожению;
  • повышение степени свободы человека, его способности творить, вводить новшества;
  • степень осознания счастья как главного смысла человеческого существования.

Список литературы

  1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Социальные науки. Ростов н / д: Феникс, 2009. 
  2. Касьянов В. В. Общественные науки. Ростов н / д: Феникс, 2009. 
  3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н / д, 2007. 
  4. Кравченко А.И. Общественные науки. М.: Русское слово, 2005. 
  5. Курбатов В.И. Общественные науки. Ростов н / д: Феникс, 2004. 

На чтение 6 мин. Опубликовано

В социологических науках существует несколько понятий общества, характеризующих его как систему взаимосвязей между индивидами, способную постоянно изменяться и прогрессировать. В ней объединяются желания людей общаться, выполнять какую-то деятельность и развиваться на территории, где они живут. Как сложная динамическая система общество состоит из нескольких этапов формирования, благодаря которым были выработаны фундаментальные аспекты для дальнейшего развития.

Общее понятие

Термин «общество» можно воспринимать как абстрактный, ведь всё зависит от контекста и от того, в каком смысле он употребляется. В узком понимании на историческом этапе развития это были рабовладельчество и популяризация материальных ценностей. В те периоды человек должен был ощущать себя частью социума, в противном случае он был деморализован.

В Древнем Риме самым строгим наказанием считалось изгнание из полиса. Чувство ненужности и отречения было сродни убийству. На примерах французского и английского обществ в более поздние периоды можно увидеть трансформацию ценностей и запуск процесса развития моральности и духовности. Первобытная связь с природой уже неактуальна, вместо этого основой социума становится религия.

Группа людей, у которых общая цель

В обществознании такое представление о государстве встречается в разных странах на том или ином этапе развития. Дворянское общество развивалось по принципу объединения людей по должности, происхождению и кругу интересов. Если рассматривать термин в узком смысле, то это группа людей, у которых общая цель и похожие жизненные ценности. Благодаря социуму выстраивалась позиция населения, и формировалось желание развиваться в том или ином ключе.

В широком смысле оно могло характеризоваться историческим и перспективным развитием нации, проживающей на конкретной территории. Понятие включает в себя всё население Земли, основной чертой которого является обособление от природы и формирование новых ценностей в процессе развития. Специалисты выделяют здесь два аспекта:

  1. Сильная связь общества с природой. Даже в своих изобретениях люди пытались повторить силу природы, выделить её основные явления или акцентировать внимание на отдельных природных элементах. В каждой отрасли человеческой деятельности можно доказать динамичность природы.
  2. Связь между людьми. Особенностью эволюции человечества считается взаимосвязь между разными группами, благодаря чему и происходит динамичный процесс развития.

Даже при серьёзных изменениях системы, появлении новых факторов, качественно влияющих на развитие, основа остаётся такой же. При этом общество будет выглядеть как комплекс взаимодействующих элементов в разных сферах.

Динамика системы

Термин означает целостность, построенную из отдельных частей, взаимосвязанных функциональными возможностями. Каждая система состоит из подсистем и элементов, которые пребывают в динамизме.

Если говорить о государстве, то это сложная структура, между элементами которой много разных связей. Их можно поделить на несколько групп:

  1. Открытые. Взаимодействуют с внешней средой.
  2. Материальные. Сюда относятся вещи, существующие на самом деле.
  3. Динамичные. Могут развиваться внутри структуры, даже когда нет влияния других элементов.

При составлении плана общества как динамической системы эти элементы всегда будут в основе. Кроме того, можно выделить ключевые признаки государства, определяющие его как самостоятельно функционирующую систему:

Быть «мозгом» общества

  1. Совокупность индивидов, которые владеют волей и сознанием. Любая личность в системе может влиять на её формирование и развитие новых элементов и быть «мозгом» общества.
  2. Общий интерес должен соединяться с индивидуальными потребностями любого члена структуры. Если люди будут мотивироваться только факторами, которые не приносят им никакой пользы, то эффективность развития станет снижаться.
  3. Взаимодействие и сотрудничество между разными составляющими. Это ключевое правило для динамики и повышения активности в обществе.
  4. Регулирование интересов и требований с помощью законов и правил, которые действуют одинаково для всех и не имеют исключений для разных групп населения. Это юридический и правовой аспект, благодаря которому общество как динамическая саморазвивающаяся система может ограничивать себя от возможных проявлений агрессии со стороны жителей.
  5. Наличие организованной силы или органов власти, которые отвечают за порядок и внедрение принятых законов и правил. Органы могут контролировать все классы.

Благодаря активному взаимодействию разных элементов общество активно развивается. Формируется система ценностей для людей.

Составляющие факторы

В системе общества можно выделить несколько основных сфер, активное взаимодействие которых обеспечивает подходящие условия жизни и возможности для развития. Стандартно в каждой системе, представляющей общество, можно выделить четыре фактора:

Разные слои населения

  1. Экономический. Сюда относятся материальное производство и отношения, которые возникают между участниками системы в процессе выработки тех или иных вещей. Экономический фактор может подразумевать формирование потребительских отношений.
  2. Социальный. Благодаря ему можно характеризовать разные слои населения, их моральные ценности и элементы мировоззрения. Этот фактор имеет исследовательский характер, ведь только благодаря изучению особенностей жизни разных вёрст населения можно говорить о создании факторов дальнейшего развития общества.
  3. Политический. Даёт возможность выбора системы власти и формирования новых норм права.
  4. Духовный. Выделяет человека среди остальных форм жизни. Это религиозная принадлежность и желание найти ответы на философские вопросы бытия. На разных этапах развития общества церковь и религия занимали ключевые позиции и формировали систему ценностей. Сегодня человек вновь возвращается к балансу между силами природы, нивелируя влияние церкви на восприятие окружающего мира.

Эти сферы делятся на подсистемы и состоят из множества элементов, функционирование которых обеспечивает качественный процесс развития. Благодаря их изучению можно составить кратко характеристику общества и определить возможные пути развития. По данным социологов, в обществе чаще всего применяется путь прогресса-регресса, эволюции, революции и реформы.

Власть политики

Наличие в государстве разных политических сил, которые активно влияют на процесс законотворчества, объясняет, почему общество рассматривается как сложная система. Политическая власть — это возможность с помощью владения инструментами и нормами права влиять на волю людей и создавать для них новые мотивирующие ценности, предусматривать дальнейший ход развития событий и оказывать влияние на них.

Вместе с развитием государства менялись и политические инструменты. Если в первобытных вариантах общества это было насилие, то в дальнейших вариациях уже встречались элементы демократии и авторитаризм. В зависимости от ресурсов власть может быть информационной, политической, экономической или социальной. С учетом того, кто владеет ресурсами, можно выделить военную власть, государственную, партийную, народную, частную. Между субъектами и объектами возникают отношения, которые могут быть демократическими, тоталитарными или диктаторскими.

Власть политики

Хотя современное развитие разных обществ по всему миру показывает эффективность демократических отношений, во многих странах власть отдаёт предпочтение диктатуре и тоталитаризму, что негативно сказывается на качестве жизни населения. Благодаря политическим процессам и большому количеству партий люди могут внедрять в процесс власти свои требования и решать те вопросы, что ограничивают их права и свободы.

В демократических странах политическое влияние на власть довольно большое, поэтому можно говорить о правовом государстве, но не всегда многопартийность помогает населению повысить уровень жизни. Часто это приводит к несогласованности в плане принятий решений и повышению коррупции в стране. Для этого законодательные органы контролируются судебными и пребывают в тесной связи с исполнительной ветвью в политике.

Изучение системы государства

В обществознании изучение системы государства является важной частью истории общества, поэтому детализируется и разбирается на подсистемы и элементы. Понимание государственных процессов и взаимодействия между разными классами населения в стране поможет предвидеть будущее развитие и подобрать подходящие инструменты для дальнейшего процветания общества.

Любой индивид должен понимать, что в его руках находится возможность управления своей страной. Благодаря ему общество может развиваться быстрее, но для этого нужно консолидироваться с другими представителями социума.

  • Сочинение на тему обычаи и традиции моего народа 6 класс
  • Сочинение на тему один в поле воин если это чацкий
  • Сочинение на тему огород
  • Сочинение на тему ограниченный человек
  • Сочинение на тему объяснение дубровского с машей его признание в обмане