В 1928-1929 годы Пушкин решил обратиться в своём творчестве к исторической теме. Так в 1929 году он начал писать поэму «Полтава». Написать поэму писателя вдохновил образ российского царя, Петра Первого, преобразователя восемнадцатого века. Пётр первый был знаменит своими героическими победами и дерзкими переменами.
Александр Сергеевич Пушкин сотворил художественный образ Петра Первого, воплотив в нём положительные качества характера, правителя и человека. В поэме Пушкин описал царя как хорошего полководца, который личным примером вдохновлял солдат не прятаться за чужими спинами, а воевать вместе со своими сослуживцами.
Однако Петра Первого нельзя назвать опрометчивым храбрецом, напрасно рисковавшим собой, а скорее, умным полководцем, который тщательно взвешивает все свои решения. Во время самой главной битвы под Полтавой писатель описывает выдающуюся характеристику Петра, он был в одно и то же время добрым и жестоким.
Пётр Первый, был главной угрозой для врагов и настроен на победу. Но в доблестной смелости Пётр был прекрасным как считает его автор. Александр Сергеевич описывает главного персонажа в разное время, в час войны и во время праздника в честь победы. Когда Пётр Первый участвует в сражении, он грозен, а когда веселится на празднике в честь дня победы он щедрая душа и хороший человек. После битвы под Полтавой он в честь победы даёт пир, но делает это не для того, чтобы угодить себе, а в знак того, что он благодарен своим воинам и союзникам. Он благосклонно относиться к пленным врагам, славит своих учителей и лично угощает своих воинов.
Поэт открыто восторгается главным персонажем, показывая самые лучшие черты характера царя и человека. Лучшее, что было в характере Петра Первого это то, что он хотел создать крепкую российскую державу и внести продвинутые перемены. Петр Первый, был мудрым правителем, талантливым полководцем и высоконравственным человеком. Чтобы описать значительность царя в победах для России поэт описывает Петра Первого как идеального человека. Для того чтобы выделить достоинство царя поэт включает в произведение полную противоположность Петра Первого, Ивана Мазепу украинского гетмана, который тоже является настоящей исторической личностью. Александр Сергеевич показал в образе Мазепы только отрицательные черты характера. Для того чтобы больше выделить величественность Петра Первого и низость Мазепы Пушкин больше выделяет величественность Петра Первого.
Произведение «Полтава» написана Пушкиным в жанре стихотворной поэмы. Пушкин назвал её так, тем самым указывая на подвиг не одного человека, а подвиг всего русского народа. Главная тема поэмы – способность русского народа отстоять свою независимость под руководством царя-реформатора Петра Первого.
Поэт описывает образ Петра с присущей ему торжественностью и одухотворением, только светлыми и радостными красками. Молодая Россия строилась и «мужала с гением Петра». Настала пора дать решительный бой своему северному соседу – Швеции. Она препятствовала выходу русского флота в Балтийское море. К этому времени Петр Первый уже имел опыт победоносных сражений.
Пушкин в поэме считает царя военным гением – он тактически грамотно расставил русские войска. Петр неотделим от своего войска и своего народа. Перед началом боя он на коне пронесся перед ними, поднимая боевой дух войнов. Рядом с ним его соратники. Пушкин их называет «птенцы гнезда Петрова, в трудах державства и войны». Поэт наделяет Петра Первого сверхчеловеческими чертами. Его глаза сияют, лицо его ужасно для врагов, он двигается быстро, похож на «божию грозу», ему не терпится начать сражение. В отличие от своего противника, короля Карла XII, он был уверен в нашей победе, «поле пожирал очами» и эта уверенность передалась войскам. Петр Первый и сам принимал участие в битве.
После победоносного завершения сражения все, кроме разбитых шведов, радостно пируют. И опять поэт восхищается благородством Петра. Царь показывает образец душевной щедрости. Он угощает и своих военных начальников, и шведских. И поднимает чарку за своих противников, называя их при этом «своими учителями».
В конце произведения автор подводит итог деяниям Петра Первого. Своими победами на благо России он ещё при жизни воздвиг себе памятник.
Сценарий урока литературы 7 класс
Тема: Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина
« Полтава».
Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.
Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему;
произвести подробный анализ текста;
прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к
историческому прошлому своей страны.
Наглядность и оборудование: портрет Петра I, Карла 12, текст обращения Петра к своим войнам перед сражением, текст поэмы, отрывок из кинофильма « Слуга Государев».
Метод изучения нового материала: частично-поисковый.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы урока и целей.
2.Изучение нового материала.
Слово учителя.
А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)
Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне
(1700 -1721 ) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
( репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)
Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу;
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
А. С. Пушкин « Медный всадник »
Так думал, стоя на берегу Невы , один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве.
Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества , слова его запали в душу каждого солдата:
( ученик читает речь наизусть в обличие Петра)
«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.
Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,
но за государство, ему врученное, за Отечество,
за нашу веру и Церковь.
А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,
лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».
Слово учителя.
На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.
Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру , его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.
3 Анализ отрывка « Полтавский бой»
Работа с учебником.
План:
Начало боя.
Появление Петра.
Передышка в бою.
Образ Петра и Карла.
Битва в разгаре.
Победа.
Пир Петра.
Чтение отрывка наизусть учеником.
Начало боя.
– Как рисует Пушкин начало боя?
( описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)
Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.
– Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?
( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)
– Почему поле брани роковое?
( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)
– Кто такой « бог браней»?
( У древних римлян Марс – бог войны.)
– Кому этот Бог покровительствует?
( В донном сражении он покровительствует русским).
– Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?
(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)
Давайте найдем эти глаголы.
Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
– Как поэт передает ощущение топота множества ног?
Для этого Пушкин использует звукопись.
Что такое звукопись?
( Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)
Найдем это четверостишие в тексте.
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит…
( в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)
Появление Петра I.
Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.
( Чтение отрывка наизусть)
-Какое впечатление он на вас производит?
( впечатление силы, величия, красоты)
– Как поэт добивается этого эффекта?
Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими:
«лик, глас», «Божия гроза»
Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.
Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?
– С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?
( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).
Передышка в бою.
– С чем сравнивается образ битвы?
( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва – дело народное , трудное, как труд пахаря.)
-Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.
Образы Петра и карла.
Портреты Петра и Карла.
Как изображается появление Петра I перед своими войнами?
(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) Чтение отрывка наизусть.
А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?
Чтение отрывка наизусть.
– С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?
( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).
– Как вы понимаете выражения:
Смущенный взор изобразив;
Желанный бой в недоуменье?
Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.
Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.
Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.
Описание разгара битвы.
Анализ разгара боя. Работа по вариантам.
1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.
( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)
2 вариант: звукопись в описании боя.
( использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).
Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма « Слуга Государев».
Посмотрим, как режиссер передает нам, зрителям, образы Петра Великого и Карла XII в Полтавском сражении. Попробуем подобрать текст пушкинской поэмы к данному эпизоду.
Просмотр отрывка из фильма « Слуга Государев» «Полтавский бой».
Описание победы.
Какие чувства победы и как передает нам автор?
( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)
Чтение отрывка наизусть.
Но близок, близок миг победы!
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Описание пира.
– За каких учителей поднимает кубок Петр I ?
( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали полезные уроки).
Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?
(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
4 Вывод: Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина?
Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.
Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?
А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком,
подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве.
Закончить урок хочется словами Пушкина А. С.:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
– Кем же является Петр I в поэме? ( героем, так же , как и его народ)
5.Домашнее задание
Выучить отрывок наизусть, вопросы 5, 6 ,8.
6. Выставление оценок.
Литература:
Аникина С. М. , Золотарева И. В. « Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе» , М 2002
Карпушин С. Я. « Пушкин – начало всех начал». Смоленск 1999г.
Коровина В. Я. « Пушкин в школе» М. 1999
Лахостский К. П. « Пушкин в школе «, Ленинград 1956
Пузицкий В. « Родная история» , Саратов, 1994
«Путеводитель по Пушкину» , СПб « Пушкинская библиотека» 1997
Пушкин А. С. « Сочинения» т.5., М. 1994
Тыркова-Вильямс А. « Пушкин» (ЖЗЛ) т.2., М. 1998
План
Введение
А.С. Пушкин, увлечённый личностью Петра I, пишет поэму «Полтава».
Основная часть
В поэме А.С. Пушкин создает образ Петра:
— внешность царя;
— облик Петра перед Полтавским боем;
— поведение Петра в Полтавском бою;
— Пётр пирует после Полтавского боя.
Заключение
Петр в поэме — олицетворение военного гения.
Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период творчества поэт был увлечен личностью Петра Первого, его военными победами.
В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность русского царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит действиями царя:
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!»
Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует антонимы, показывая тем самым «божью грозу» для шведов и мудрого военного начальника для русских воинов:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, мо- гущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк.
После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью:
При кликах войска своего
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
Итак, анализируя текст пушкинской поэмы «Полтава», видим, что в момент написания произведения поэта привлекает полководческий дар Петра Первого, его желание укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей страны. Петр в поэме — олицетворение военного гения. И для А.С. Пушкина здесь важна не конкретная историческая личность российского самодержца, а его победы на благо отечества:
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
МБОУ ЦО №44 им. Г.К.Жукова.
«Образ Петра Первого в поэме «Полтава»»
Выполнила учащаяся 7Б класса
Лазарева Анастасия
Учитель
Соловьева Анна Дмитриевна
Тула
2017
Образцом русской героической поэмы можно считать «Полтаву» Пушкина, в центре которой – Полтавская битва, определившая судьбу России.
Поэтому «Полтава» можно было бы назвать эпическим произведением. Но это не совсем так. Её сюжетная линия перебивается авторскими (их называют лирическими) отступлениями, в которых выражаются чувства поэта, его отношение к героям и событиям. Вот, например, строки о Мазепе:
Но старость ходит осторожно
И подозрительно глядит.
Чего нельзя и что возможно,
Ещё не вдруг она решит.
Кто снидет в глубину морскую,
Покрытую недвижно льдом?
Кто испытующим умом
Проникнет в бездну роковую
Души коварной? Думы в ней,
Плоды подавленных страстей,
Лежат погружены глубоко,
И замысел давнишних дней,
Быть может, зреет одиноко.
Как знать?..
Или о Марии:
Мария, бедная Мария,
Краса черкасских дочерей!
Не знаешь ты, какого змия
Ласкаешь на груди своей.
Несмотря на то, что авторских отступлений в поэме немного, понять без них основную идею произведения невозможно. Лирические отступления проникнуты чувством восхищения славой русского оружия, делом Петра и его сподвижников, открытым презрением к личности Мазепы, сочувствием к судьбе Марии. Глубоким лиризмом отличаются украинские пейзажи. В поэме всё время слышен голос поэта. И потому с полным правом мы можем назвать «Полтаву» лироэпическим произведением.
Обратимся к примерам из поэмы Пушкина «Полтава»:
Мгновенно сердце молодое
Горит и гаснет…
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамён…
На холмах Пушкин, присмирев,
Прервали свой голодный рев…
Прочитаем несколько строк о Мазепе:
Но есть ещё для нас надежда:
Кому бежать, решит зоря.
Умолк и закрывает вежды
Изменник русского царя.
Другой пример из поэмы «Полтавы»:
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам…
Основная тема «Полтава» – судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Пётр 1, а центральным эпизодом – Полтавский бой и пир после победы.
Во время длительной Северной войны (1700-1721) 27 июня 1709г. В районе города Полтавы произошло решающее сражение между русскими и шведскими войсками, которое закончилось блестящей победой русских.
Шведские войска вторглись в пределы Русского государства в 1708 г. и заняли город Могилев. На помощь шведскому королю Карлу XII подходил корпус (16 тысяч человек) генерала Левенгаута.28сентября 1708г. Русские войска под командованием Петра I настигли этот корпус при деревне Лесной и разгромили его. Поражение корпуса Левенгаупта под Лесной, отсутствие достаточного количества продовольствия и усталость войск побудили Карла XII оставить мысль о походе на Москву. Войдя в соглашение с гетманом Украины Мазепой, изменившим своему народу, он двинулся на Украину. В конце апреля 1709 г. шведы достигли Полтавы и начали осаду города. Русская армия насчитывала до 42 тысяч человек (в её состав входили и украинские части), шведская – 30 тысяч человек.
Пётр I построил свои войска так, чтобы измотать противника на передовой позиции, после чего нанести ему решительный удар. Шведы, прижатые к берегу Днепра, вынуждены были сдаться. После разгрома шведских войск Карл XII вместе с Мазепой бежал в Турцию.
В Полтавском сражении шведская армия потеряла на поле боя 9234 человек убитыми и 32 орудия; было захвачено в плен 18794 человек (в том числе почти все генералы),264 знамени и штандарта.
В результате полтавского сражения в Северной войне произошёл коренной перелом в пользу России. Швеция как великая держава была сокрушена, а международный авторитет России поднялся.
В предисловии к первому изданию «Полтава» (31 января 1829 г,) Пушкин дал свою оценку Полтавскому сражению.
«Полтавская битва есть одна из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге, обеспечили новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразование, совершаемого царём.
Ошибка шведского короля вошла в пословицу. Его упрекают в неосторожности, находят его поход на Украину безрассудным. На критиков не угодишь, особенно после неудачи. Карл однако ж, сим походом избегнут славной ошибки Наполеона: он не пошел на Москву. И мог ли он ожидать, что Малороссия, всегда неспокойная, не будет увлечена примером своего гетмана и не возмутится против недавнего владычества Петра, что Левенгаупт три дня сряду будет разбит, что наконец 25 тысяч шведов, предводительствуемых своим королем, побегут перед нарвскими беглецами? Сам Петр долго колебался, избегая главного сражения «яко зело опасного дела». В сем походе Карл XІІ менее, нежели когда-нибудь, вверялся своему участию; оно уступило гению Петра.
* «Посвящение»-адресат «Посвящение» неизвестен. Предположение, что оно адресовано Марии Раевской (Волконской), не имеет убедительного обоснования.
* «Уходит Розен сквозь теснины; сдается пылкий Шлипенбах…» – в начале Полтавского сражения шведы наступали на слабо укрепленный пункт русских войск. Атаку вели генералы Шлипенбах и Розен, вскоре под сильными ударами русских они были вынуждены отойти и сдаться.
*Ренин Аникита Иванович (1668-1726) – русский военный деятель, генерал-фельдмаршал. Был стольником и ближайшим соратником Петра. В Полтавском сражении командовал центром боевого порядка русских войск.
Меншиков Александр Данилович (1673-1729) –видный русский государственный деятель и выдающийся полководец, генералиссимус русской армии, ближайший соратник Петра ?. В Полтавском сражении Меншиков, командуя сначала авангардом, а позднее левым крылом, уничтожил колонну Росса и тем самым способствовал разгром шведов.
*Карл XII (1682-1718) – шведский король с 1697 по 1718 г. Стремился к расширению господства на Балтийском море и проводил захватническую по отношению к России и Польше. Кульминационным пунктом агрессивной политики Карла XII явилось вторжение в Россию.
* «Ещё напор – и враг бежит». Из примечаний А.С. Пушкина:
«Благодаря прекрасным распоряжениям и действиям князя Меншикова, участь главного сражения была решена заранее. Дело не продолжалось и двух часов. “Ибо (сказано в жур. Петра Вел.) непобедимые господа шведы скоро хребет свой показали, и от наших войск вся неприятельская армия весьма опрокинута”.
Пётр впоследствии времени многое прощал Данилычу за услуги, оказанные в сей день генералом князем Меншиковым».
Описание Полтавского сражения Пушкин начинает с яркой метафоры «Горит восток зарею новой».
(Здесь и реальное описание утра, и метафора, говорящая об усилении, начале процветания России.)
Вначале Пушкин дает общее описание поля боя. Затем постепенно он как бы приближает к нам отдельные детали, фрагменты, выделяя их крупным планом. Как верно было отмечено исследователями (З.Я. Рез), сначала «пространство» боя: равнины, холмы, поднимающийся от разрыва снарядов дым. Затем – сомкнутые ряды полков. Далее- еще ближе и крупнее: «В кустах рассыпались стрелки». Наконец- ядра, пули, штыки.
Автор переживает каждый эпизод битвы. Когда он пишет: «Тесним мы шведов», «Наш каждый шаг запечатлен»,это относится прежде всего к России. «Мы» – это Россия. И в то же время «мы» – это полки, русское войско, в единстве с которым воспринимает себя поэт, живший спустя более ста лет после Полтавской битвы.
Карла Пушкин рисует при помощи эпитетов: «бледен, недвижим, страдая раной», «смущённый взор», «слабым манием руки». Показывая слабость Карла, автор называет его всё-таки героем, т.к. ему много лет подряд удавалось одерживать победы над странами Европы, он лично руководил Полтавским сражением.
Зачастую в литературе, посвящённой поэме «Полтава», можно прочитать о «музыке» пушкинского стиха. Например, «музыка» битвы: сочетание звуков[р, ш, ж] создаёт звуковой образ боя, жужжанья клинков и штыков.
Петр считал себя учеником шведов, они действительно многому научили русского царя. Необходимость постоянно обороняться от шведов способствовала созданию русского флота и боеспособной армии. Пётр мог оценить мужество противника, поэтому Пушкин даёт противникам эпитет «славные».
Современники Пушкина (Н.И. Надеждин и другие) обвиняли поэта в простонародности языка поэмы «Полтава». Действительно, поэма написана простым, доступным языком. «Простонародный язык» в его национально-типических выражениях стал для Пушкина к половине 20-х годов X?X века сферой чистой «народности» и первобытной простоты. По поводу критических нападок на «простонародность» «Полтавы» Пушкин писал: «Слова: усы, визжать, вставай, рассветает, ого показались критикам «низкими, бурлацкими». Никогда не пожертвую краткостью выражения провинциальной чопорности, бояся казаться простонародным, славянофилом и т.п.» (Виноградов В.В. Язык Пушкина.- М., 2000).
Пётр I был чрезвычайно противоречив, в его личности и делах прекрасное сочетается с тем, что поистине ужасно и отталкивающе. Пушкин хорошо это знал, о Петре он думал всю жизнь, его отношение к царю сложное, меняющееся, но всегда как бы потрясённое. Всё это отразилось в портрете Петра в эпизоде Полтавского боя.
На протяжении эпизода из восьми строк троекратно повторяется один и тот же мотив: «свыше вдохновенный», «За дело, с Богом!», «Божия гроза».
Мотив присутствия Бога как бы охватывает весь эпизод; отрицательное определение «ужасен», окружённое положительными, светится, как тёмная луна, отражающая свет Солнца. Свет – тоже «признак Бога»; и даже «ужасное» оборачивается у Пушкина возможностью «прекрасного», когда человек ведом Богом и идёт за Богом.
Автор даже в нескольких строках дает емкую характеристику Карлу:
«Венчанный славой бесполезной,
Отважный Карл скользил над бездной».
Слава короля оказывается бесполезной, ведь она не подтверждена его доблестью. Карл – отважен, чего не скрывает автор, однако безрассуден. Он «скользит над бездной», то есть подвергает свое войско неоправданным рискам, замышляя разрушить русскую молодую державу. Карл – авантюрист, который мечтает о воинской славе. Ради победы он способен на любой низкий поступок. Он вступает в заговор с Мазепой, понимая, что ему доверяет русский царь.
Абсолютно другим изображен в поэме Петр. Пушкин идеализирует царя-реформатора, наделяя его лучшими качествами правителя и человека. В отличие от Карла, он действует во благо государства и народа, а не в личных интересах. Не желая славы, он получает ее.
В характеристике Петра можно найти оксюморон: «ужасен – прекрасен». Автор подчеркивает, что по отношению к врагу Петр был беспощаден – «лик его ужасен». Но для своих солдат он служил примером, всегда сражался наравне с ними, поэтому и кажется им прекрасным. После боя одержав победу над Карлом, русский царь устраивает большой пир. И в это мирное время он показывает уже другие положительные качества – щедрость, милосердие. Он искренне благодарит своих воинов и союзников, а так же проявляет снисхождение к пленным.
Однако автор все же указывает на одну ошибку Петра. Он очень доверял Ивану Мазепе, как представителю новой знати, и поэтому не поверил верному ему Кочубею. Пережив предательство, Петр становится более мудрым правителем.
Сравнивая этих исторических личностей в поэме «Полтава», Пушкин подчеркнул благородство русского царя Петра и подлость шведского короля Карла. Для поэта победа Петра I – это торжество справедливости.
(1 вариант)
Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами.
В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями:
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!»
Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует антонимы, показывая тем самым «божью грозу» для шведов и мудрого военного начальника для русских воинов:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк.
После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью:
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
Итак, анализируя текст пушкинской поэмы «Полтава», видим, что поэта привлекает полководческий дар Петра I, его желание укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей страны. Петр в поэме – олицетворение военного гения. И для А.С. Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность российского самодержца, но и его победы на благо отечества:
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
(2 вариант)
А.С. Пушкин в поэме «Полтава» описывает победу, взросление и славу Петра I, и России.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра…
О вспыльчивости Петра, царя и человека, мы узнаем из рассказа Мазепы, который вспоминает, с чего началась ненависть его к Петру, что не мешает старику объективно оценивать силу русских и предвидеть поражение Карла.
Во время боя Петр в изображении А.С. Пушкина подобен божьей грозе, Бог на его стороне, он «свыше вдохновленный»: «За дело, с Богом!» Как и всегда в изображении А.С. Пушкина, Петр одновременно «прекрасен» и «ужасен». Солдаты приветствуют Петра многократным «ура», рядом с ним «птенцы гнезда Петрова», «сыны», товарищи «в пременах жребия земного, в трудах державства и войны». И Петр перед боем могуч и радостен, он вновь хочет помериться силами с человеком, давшим ему не один урок, но изменились времена, и перед взором Петра
Уж не расстроенные тучи
Несчастных нарвских беглецов,
А нить полков блестящих, стройных,
Послушных, быстрых и спокойных.
Полтавский бой выигран. Уроки хороших учителей пошли впрок. «И горд, и ясен // И славы полон взор его». В шатре, который Петр покинул перед боем, теперь пирует победитель, он угощает «своих вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает». Победитель великодушен, он поднимает чашу за здоровье тех, кто научил его воевать, проигрывать достойно и выигрывать с честью:
Прошло сто лет – и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось –
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед.
Как Фальконе воздвиг в городе Петра скульптуру, ставшую символом Петербурга и ожившую на страницах этой поэмы, так Петр в памяти русской воздвиг себе «нерукотворный памятник» дел своих.
Поэма «Полтава» написана Александром Сергеевичем Пушкиным на тему исторических событий: Северной войны между русскими и шведами.
Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон.
Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: «… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза».
Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. «Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,» – говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война — захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…».
Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие.
В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. «…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,» – пишет он про Петра. От Карла же остаются только «три углубленные в земле и мхом поросшие ступени». Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 — два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.
Произведение «Полтава» написана Пушкиным в жанре стихотворной поэмы. Пушкин назвал её так, тем самым указывая на подвиг не одного человека, а подвиг всего русского народа. Главная тема поэмы – способность русского народа отстоять свою независимость под руководством царя-реформатора Петра Первого.
Поэт описывает образ Петра с присущей ему торжественностью и одухотворением, только светлыми и радостными красками. Молодая Россия строилась и «мужала с гением Петра». Настала пора дать решительный бой своему северному соседу – Швеции. Она препятствовала выходу русского флота в Балтийское море. К этому времени Петр Первый уже имел опыт победоносных сражений.
Пушкин в поэме считает царя военным гением – он тактически грамотно расставил русские войска. Петр неотделим от своего войска и своего народа. Перед началом боя он на коне пронесся перед ними, поднимая боевой дух войнов. Рядом с ним его соратники. Пушкин их называет «птенцы гнезда Петрова, в трудах державства и войны». Поэт наделяет Петра Первого сверхчеловеческими чертами. Его глаза сияют, лицо его ужасно для врагов, он двигается быстро, похож на «божию грозу», ему не терпится начать сражение. В отличие от своего противника, короля Карла XII, он был уверен в нашей победе, «поле пожирал очами» и эта уверенность передалась войскам. Петр Первый и сам принимал участие в битве.
После победоносного завершения сражения все, кроме разбитых шведов, радостно пируют. И опять поэт восхищается благородством Петра. Царь показывает образец душевной щедрости. Он угощает и своих военных начальников, и шведских. И поднимает чарку за своих противников, называя их при этом «своими учителями».
В конце произведения автор подводит итог деяниям Петра Первого. Своими победами на благо России он ещё при жизни воздвиг себе памятник.
Автор даже в нескольких строках дает емкую характеристику Карлу:
«Венчанный славой бесполезной,
Отважный Карл скользил над бездной».
Слава короля оказывается бесполезной, ведь она не подтверждена его доблестью. Карл – отважен, чего не скрывает автор, однако безрассуден. Он «скользит над бездной», то есть подвергает свое войско неоправданным рискам, замышляя разрушить русскую молодую державу. Карл – авантюрист, который мечтает о воинской славе. Ради победы он способен на любой низкий поступок. Он вступает в заговор с Мазепой, понимая, что ему доверяет русский царь.
Абсолютно другим изображен в поэме Петр. Пушкин идеализирует царя-реформатора, наделяя его лучшими качествами правителя и человека. В отличие от Карла, он действует во благо государства и народа, а не в личных интересах. Не желая славы, он получает ее.
В характеристике Петра можно найти оксюморон: «ужасен – прекрасен». Автор подчеркивает, что по отношению к врагу Петр был беспощаден – «лик его ужасен». Но для своих солдат он служил примером, всегда сражался наравне с ними, поэтому и кажется им прекрасным. После боя одержав победу над Карлом, русский царь устраивает большой пир. И в это мирное время он показывает уже другие положительные качества – щедрость, милосердие. Он искренне благодарит своих воинов и союзников, а так же проявляет снисхождение к пленным.
Однако автор все же указывает на одну ошибку Петра. Он очень доверял Ивану Мазепе, как представителю новой знати, и поэтому не поверил верному ему Кочубею. Пережив предательство, Петр становится более мудрым правителем.
Сравнивая этих исторических личностей в поэме «Полтава», Пушкин подчеркнул благородство русского царя Петра и подлость шведского короля Карла. Для поэта победа Петра I – это торжество справедливости.
Два великих полководца своего времени сошлись лицом к лицу под небольшой Полтавой. Это было очень важное сражение, от итого которого завесила и будущая судьба России, и судьба Швеции, и судьба Украины.
Пушкин в своей поэме “Полтава” показывает нам образы главных действующих лиц этого сражения – короля Карла XII и императора Петра I.
Очень по разному автор показывает этих героев.
Карла XII он называет сперва гордым и удачливым, но уже перед самым началом битвы Мазепа говорит совсем иное о своем покровителе:
Уже Карл предстает перед нами не грозным покорителем чужих земель, но всего лишь дерзким мальчишкой, который не может на равных вести сражение с “самодержавным великаном”.
Внезапно у Карла обнаруживается много недостатков – он упрям, легкомысленен, кичлив, нетерпелив и слеп. В ходе Полтавской битвы Карл пребывает в полной растерянности, он не знает что ему делать, он уже проиграл битву морально.
Напротив образ Петра, созданный Пушкиным дышит величием и благородством. Автор несколько раз повторяет слово “Прекрасен” описывая Петра. Это могущественный властелин, который точно знает чего он хочет и как этого добиться.
Петр предстает перед нами богом войны, он внушает восхищение и ужас, враги трепещут при виде его, а сторонники воодушевляются:
Сопротивляться такой силе просто невозможно и Пушкин это прекрасно показал. Петр держит все нити управления сражением в своих руках и делает с неприятелем все что захочет.
(1 вариант)
А.С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А.С. Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из этих героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А. С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России Полтавского боя.
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
(2 вариант)
Образы двух императоров в поэме «Полтава» противопоставлены друг другу. Петр с Карлом уже встречались:
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
Но все изменилось, и с тревогой и злобой видит перед собой Карл XII
Уж не расстроенные тучи
Несчастных нарвских беглецов,
А нить полков блестящих, стройных,
Послушных, быстрых и спокойных.
Кроме автора, обоих императоров характеризует Мазепа, причем если А.С. Пушкин описывает Петра и Карла во время и после боя, то Мазепа вспоминает их прошлое и пророчит их будущее. Петру, чтобы не нажить себе врага, не надо было унижать его достоинство, дергая Мазепу за усы. Карла Мазепа называет «мальчиком бойким и отважным», перечисляет общеизвестные факты из жизни шведского императора («к врагу на ужин прискакать», «ответствовать на бомбу смехом», «обменять на рану рану»), и все же «не ему вести борьбу с самодержавным великаном». «Самодержавный великан» – Петр, ведущий в бой русские войска. Характеристика, выданная Карлу Мазепой, больше подошла бы юноше, чем именитому полководцу: «Он слеп, упрям, нетерпелив, // И легкомыслен, и кичлив…», «воинственный бродяга». Главная же ошибка шведского императора, с точки зрения Мазепы, в том, что он недооценивает противника, «силы новые врага успехом прошлым только мерит».
Пушкинский Карл ещё «могучий», «отважный», но вот «грянул бой», и два великана столкнулись. Петр выходит из шатра «толпой любимцев окруженный», его голос звучен.
Портрет, данный автором русскому императору, похож на все его живописные и скульптурные изображения. В поэме как бы воссоздается, оживает символ Петербурга, скульптура Фальконе:
… Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Как непохоже на героический портрет Петра перед боем описание Карла.
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Только последние две строчки, ломая картину, ритм, говорят о том, насколько опасен и непредсказуем этот человек, сколько силы и угрозы скрыто в Карле. Петр могуч и радостен, Карл бледен и недвижим, но оба в предчувствии схватки. Рядом с русским императором «птенцы гнезда Петрова», со шведским – «вожди героя». На время боя все перемешалось: «швед, русский – колет, рубит, режет». Вожди, так по-разному начинавшие сражение, в пылу боя ведут себя одинаково: «Среди тревоги и волненья // На битву взором вдохновенья // Вожди спокойные глядят, // Движенья ратные следят…». Но уже близок миг победы, и шведы сломлены.
Пирует Петр. И горд, и ясен
И славы полон взор его.
И царской пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
Одним из учителей Петра был Карл XII. Где же он? Как реагирует учитель, побежденный своим учеником?
Опасность близкая и злоба
Даруют силу королю.
Он рану тяжкую свою
Забыл. Поникнув головою,
Он скачет, русскими гоним…
«Прошло сто лет», но помнят ли об этих сильных и гордых мужах? «В гражданстве северной державы, // В ее воинственной судьбе, //…ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе». А Карл?
Три углубленные в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле.
О славе и поражении могли бы многое рассказать герои Нарвы и Полтавы, расскажут поэты, прочтут и запомнят многие поколения читателей.
Образ Петра I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь. Пётр I – полководец, патриот своего Отечества, решительный, стремительный, идеальный военачальник. Пётр I действовал во имя интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. “И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой …”. В поэме «Полтава» образ Петра воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле: «Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра… » Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе: «В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает» . Значительность роли Петра Первого в поэме подтверждает
эпилог. Через сто лет после Полтавской битвы не осталось ничего “от сильных, гордых сих мужей… ”. Осталась только история — огромный памятник Петра Первого. Памятник — главное, что есть в эпилоге,
главное, что осталось после битвы. Поэтому Петр Первый становится, можно сказать, идеальным героем.
Образу Петра в поэме противопоставлен образ другого полководца Карла 12.
Поэт точен и в изображении Карла. Молодой король по призванию был воином. Своей безмерной жаждой боя и храбростью, личным примером он вдохновлял своих воинов. Они верили в него и преклонялись перед ним.
Это был король-солдат, который жил только армией, войной, походами. Никакой личной жизни в собственном смысле слова у него попросту не было.
Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Вот как описывает Карла в поэме Мазепа: «он слеп, упрям, нетерпелив, И легкомысленен, и кичлив» . Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. : «Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье…» Упадший с высшей степени воинской славы и величия, раненый и терзаемый горестью и досадою, Карл переправился чрез Днепр с Мазепою и малочисленною свитою, и искал убежища в Турецкой империи. Но и там он не нашёл поддержки. Эпилог «Полтавы» сводит все содержание поэмы воедино:
Прошло сто лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось —
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед.
Торжество дела Петра воплощено в исторической судьбе России, во имя которой он творил; память о Карле XII неразрывно связана с воспоминанием о его бесславии.
План
Введение
В 1828 году А.С. Пушкин создаёт поэму «Полтава».
Основная часть
А.С. Пушкин сопоставляет двух главных участников Полтавского боя: Петра I и Карла XII:
— облик Петра I;
— облик Карла XII;
— поведение Петра и Карла перед и во время боя.
Заключение
Итог сражения предрешен поведением героев.
В 1828 году А.С. Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально- политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр Первый, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из данных героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А.С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России — Полтавского боя.
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения: Петра I и Карла XII, Александр Сергеевич особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он — само действие:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король — Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не чувствует необходимости в победе, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля — Карла XII и непосредственного самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения — русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
Образ Петра I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь. Пётр I – полководец, патриот своего Отечества, решительный, стремительный, идеальный военачальник. Пётр I действовал во имя интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. “И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой …”. В поэме «Полтава» образ Петра воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле: «Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра… » Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе: «В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает» . Значительность роли Петра Первого в поэме подтверждает
эпилог. Через сто лет после Полтавской битвы не осталось ничего “от сильных, гордых сих мужей… ”. Осталась только история — огромный памятник Петра Первого. Памятник — главное, что есть в эпилоге,
главное, что осталось после битвы. Поэтому Петр Первый становится, можно сказать, идеальным героем.
Образу Петра в поэме противопоставлен образ другого полководца Карла 12.
Поэт точен и в изображении Карла. Молодой король по призванию был воином. Своей безмерной жаждой боя и храбростью, личным примером он вдохновлял своих воинов. Они верили в него и преклонялись перед ним.
Это был король-солдат, который жил только армией, войной, походами. Никакой личной жизни в собственном смысле слова у него попросту не было.
Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Вот как описывает Карла в поэме Мазепа: «он слеп, упрям, нетерпелив, И легкомысленен, и кичлив» . Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. : «Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье…» Упадший с высшей степени воинской славы и величия, раненый и терзаемый горестью и досадою, Карл переправился чрез Днепр с Мазепою и малочисленною свитою, и искал убежища в Турецкой империи. Но и там он не нашёл поддержки. Эпилог «Полтавы» сводит все содержание поэмы воедино:
Прошло сто лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось —
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед.
Торжество дела Петра воплощено в исторической судьбе России, во имя которой он творил; память о Карле XII неразрывно связана с воспоминанием о его бесславии.
Произведение «Полтава» написана Пушкиным в жанре стихотворной поэмы. Пушкин назвал её так, тем самым указывая на подвиг не одного человека, а подвиг всего русского народа. Главная тема поэмы – способность русского народа отстоять свою независимость под руководством царя-реформатора Петра Первого.
Поэт описывает образ Петра с присущей ему торжественностью и одухотворением, только светлыми и радостными красками. Молодая Россия строилась и «мужала с гением Петра». Настала пора дать решительный бой своему северному соседу – Швеции. Она препятствовала выходу русского флота в Балтийское море. К этому времени Петр Первый уже имел опыт победоносных сражений.
Пушкин в поэме считает царя военным гением – он тактически грамотно расставил русские войска. Петр неотделим от своего войска и своего народа. Перед началом боя он на коне пронесся перед ними, поднимая боевой дух войнов. Рядом с ним его соратники. Пушкин их называет «птенцы гнезда Петрова, в трудах державства и войны». Поэт наделяет Петра Первого сверхчеловеческими чертами. Его глаза сияют, лицо его ужасно для врагов, он двигается быстро, похож на «божию грозу», ему не терпится начать сражение. В отличие от своего противника, короля Карла XII, он был уверен в нашей победе, «поле пожирал очами» и эта уверенность передалась войскам. Петр Первый и сам принимал участие в битве.
После победоносного завершения сражения все, кроме разбитых шведов, радостно пируют. И опять поэт восхищается благородством Петра. Царь показывает образец душевной щедрости. Он угощает и своих военных начальников, и шведских. И поднимает чарку за своих противников, называя их при этом «своими учителями».
В конце произведения автор подводит итог деяниям Петра Первого. Своими победами на благо России он ещё при жизни воздвиг себе памятник.
В одно время русский классик Александр Пушкин обратился к исторической теме в своем творчестве. Так, в течение 1829-1829 годов была написана и издана историческая поэма «Полтава». На это произведение поэта вдохновила личность Петра, русского царя-реформатора 18 века. Петр I известен своими доблестными победами и смелыми реформами. Александр Пушкин создал художественный образ Петра, воплотив в нем лучшие качества правителя.
В поэме Петр – доблестный полководец, который не прячется за спинами, а сражается вместе с войском, вдохновляя своим примером простых солдат. Но героя вряд ли можно назвать необдуманным смельчаком, зазря рискующим собой, а скорее – разумным стратегом, который взвешивает все риски.
Во время главного сражения под Полтавой автор дает яркую портретную характеристику Петру. Он одновременно ужасен и прекрасен. «Лик его ужасен» – так как он настроен на победу и готов стать для врагов самой страшной грозой. Но в этой доблестной смелости Петр и прекрасен, как считает автор. Петр «могуч» и «радостен», его смелость воодушевляет русское войско и пугает шведов.
Пушкин изображает главного героя в разное время: во время войны и во время пира в честь победы. Петр-воин опасен и страшен, а пиршествующий Петр – прекрасен и щедр. После важной битвы под Полтавой царь устроил пир в честь победы. Важно то, что правитель делает это не в угоду себе, а в знак благодарности верным воинам и союзникам. Он лично угощает своих полководцев, славит своих учителей и проявляет снисхождение к своим пленникам.
Пушкин не лестно отзывается о Карле, называя того «воинственным бродягой». Король действительно редко бывал в родной стране, больше времени проводил в военных походах. Он славился победами в Европе, однако потерпел поражение в схватке с Петром.
Достаточно емко написано о Карле в следующих строках поэмы:
«Венчанный славой бесполезной,
Отважный Карл скользил над бездной».
Бесполезна слава личности, которая лишена благородства. И хотя король отважен, но совершает безрассудные и подлые поступки. В попытке захватить чужую державу, он не понимает, что скользит над бездной, которая его и поглотит. Авантюризм Карла помогает добиться лишь временных военных успехов, но не гарантирует настоящей славы.
В поэме Карл олицетворяет образ лжегероя, слава которого не останется в веках. И только «мхом поросшие ступени» напомнят о короле. Тогда как Петр, по мнению автора, соорудил себе нерукотворный памятник. Слава русского царя-реформатора настоящая, потому что все его действия были направлены на укрепление державы, улучшение жизни народа. Поэт идеализирует Петра, чтобы показать каким должен быть мудрый царь.
В чем главная ошибка Карла? Он ведь по-настоящему храбр и отважен, но у него нет желания преобразовывать свою страну. Король просто ведет захватнические войны, расширяет свои территории, удовлетворяя таким образом политические амбиции. И поэтому его проигрыш благородному Петру – не случайность, а закономерность.
Образ Карла в поэме – это образ отважного, но безрассудного короля.
План
Введение
При сопоставлении Петра I и Карла XII А.С. Пушкин использует различные художественные приёмы.
Основная часть
Поэт характеризует героев, описывая их
— поведение во время Полтавского боя;
— отличительные черты характера;
— взаимоотношения с подчиненными.
Заключение
Для А.С. Пушкина важно, чтобы сам читатель понял авторскую позицию.
Сопоставляя в поэме «Полтава» двух великих исторических деятелей 18 века: российского полководца-императора Петра I и шведского короля Карла XII, А.С. Пушкин использует различные художественные приёмы: сравнения, метафоры, эпитеты. Характеризуя образ Петра, обращаем внимание на то, как автор рисует его портрет: «Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен», на сравнения, которые использует поэт: «как Божия гроза», «могущ и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа и напряженность момента. В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу.
Поэт также характеризует героев, изображая их во время Полтавского боя, показывая поведение героев в решающие минуты сражения.
Вот как ведёт себя Петр Первый:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Такое поведение царя характеризует его как яркую личность, бесстрашного военного полководца.
Появление шведского короля Карла противопоставлено в поэме всему облику Петра Первого:
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился…
Поза, жесты, положение тела Карла говорят о том, что для него битва — великая мука: «Вдруг слабым манием руки на русских двинул он полки». Карл ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Его поражение предопределено, это чувствует и сам шведский король. В поэме А.С. Пушкина «Полтава» Карл является лжегероем. Легкомыслие и честолюбие — отличительные черты его характера. В сравнении с Петром особенно видно ничтожество Карла, которое в итоге признает даже его временный соратник Мазепа. Суетные, мелкие честолюбивые желания не оставляют следа в народной памяти, и потому в эпилоге читаем, что только «мхом поросшие ступени / Гласят о шведском короле».
Для А.С. Пушкина важно не просто рассказать о двух исторических личностях: Петре I и Карле XII, а изобразить их в поэме так, чтобы сам читатель определил свои симпатии и понял авторскую позицию.
Автор На чтение 13 мин. Просмотров 4 Опубликовано
Содержание:
Основные отличия
Образы Петра и Карла в поэме «Полтава»очень отличаются. При сравнении героев сразу бросается в глаза, что они оба лидеры. Войска следуют за ними, но если Петра можно заметить на поле брани, то Карл смотрит за баталиями со стороны и вносит поправки как стратег. В произведении «Полтава» шведский император считается лжегероем, имени которого никто не запомнит. Такого нельзя сказать о Петре, ведь он воздвиг себе целый памятник.
Карл на самом деле смелый, храбрый и амбициозный. Однако Пушкин демонстрирует нам только его любовь к сражениям и расширению своей территории, будто ему все равно на свое окружение, которое ждет от него хороших новостей. Поэт показывает слабость императора в том, что он зациклен на войне, в то время как русский царь выстраивает новое государство в разных сферах. Именно поэтому шведский правитель изначально был в проигрышной позиции.
Король Швеции на протяжении всей Полтавской битвы остается отважным и безрассудным героем. Пушкин точным образом отражает историческую эпоху и сопутствующие события. Он раскрывает их полностью, не скрывая пороков и не приукрашивая ничего, поэтому в истинности личностного описания Карла 12 в «Полтаве» никто не усомнился.
Подробнее о поэме и Карле XII
«Полтава» была написана в 1828 году А. С. Пушкиным. В поэме кратко описывается Полтавская баталия, которая произошла 27 июня 1709 года. В процессе написанияпоэт анализировал официальные источники. В произведении красочно описаны исторические личности царя Петра, императора Карла, Мазепа и их появление.
Вначале Пушкин хотел дать поэме название «Мазепа», потому как этот персонаж считается главным действующим героем, как и другие. Мазепа выступает предателем русского народа и его даже шведы не считают союзником. И в этом кроется трагедия.
Карла XII поэт описывает как сомневающегося и слабого императора с переменчивым настроением. А Петра, как твёрдого и уверенного в своих действиях. Раненый же шведский правитель не может сам передвигаться и вызывает сочувствие. Русский царь с красивой портретной внешностью вызывает восхищение из-за того, что умудряется поддерживать своих солдат. Драматург постоянно сравнивает обоих правителей, Пётр − здоровый, Карл − ослабший.
Рана шведского короля − причина его опустошения и апатии. Не будь ее, всё было бы по-другому. Этим ранением мужчина поставлен в тупик, он «заочно» проигрывает. Правитель Швеции не может выполнить свои обязанности. Лишь перед началом сражения он начинает понимать всю серьезность ситуации. Но неправильно оценивает масштаб проблемы. Ночь его проходит в беспокойных думах. Ведь он ранен и мучается от боли. И вдруг мужчина решается направить армию и напасть на русских.
Этот поступок характеризует шведского императора как опасного и хитрого соперника. В мужчине скрывается сильная энергетика, которая опасна для Петра.
Самое важное:
- Карл — авантюрист.
- В произведении изображается как «король» на войне, он игнорирует советы генералов.
В строках поэта можно заметить насмешку. Когда Мазепа называет шведского правителя «бойким мальчиком». Однако в тот же момент поэт описывает Карла как отважного героя. Примером может послужить цитата «ответствовать на бомбу смехом». Внешний вид Карла 12 в поэме «Полтава» практически не затрагивается.
Бледный облик, скудная речь и апатичное состояние — вот каким предстает шведский король. Если взглянуть на его портрет, можно отметить, что он был худощав, высок и имел светлые волосы.
Коротко о главном
Что говорится о недостатках героя:
- Первым и главным минусом правителя Александр считает его завышенную самооценку, он забывает о силе врага. На что ему указывает Мазепа.
- Второй минус — это внутренняя трусость императора Швеции. Когда тот, забыв о ранении, бежит с солдатами от русских.
После изучения литературного произведения можно прийти к выводу, что Пушкин дал вполне противоречивую характеристику Карлу, которая заставляет задуматься о жизни героя.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Шведский король Карл XII является второстепенным персонажем знаменитой поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Полтава».В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Карла XII в поэме «Полтава» Пушкина.Смотрите:Характеристика МазепыИсторические события в поэме «Полтава»Все материалы по поэме «Полтава»Все материалы по творчеству Пушкина
Образ и характеристика Карла XII в поэме «Полтава» Пушкина: описание в цитатах Карл XII (1682 — 1718) — король Швеции в 1697 — 1718 годах, полководец. Король Карл XII становится союзником украинского гетмана Мазепы для того, чтобы вместе бороться против русского царя Петра I:
«…Он перешел, он изменил,
К ногам он Карлу положил
Бунчук покорный…» (о предательстве Мазепы)
По мнению Пушкина, Карл XII является сильным и гордым мужчиной:
«…Прошло сто лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?»
Карл XII — могучий воин:
«И злобясь видит Карл могучий…»
Король Карл — отважный человек:
«…Венчанный славой бесполезной,
Отважный Карл скользил над бездной.»
По словам Мазепы, король Карл XII является бойким и отважным «мальчиком», слепым, упрямым, нетерпеливым, легкомысленным и кичливым:
«…Ошибся в этом Карле я.
Он мальчик бойкой и отважный;
Два-три сраженья разыграть…»
«…Он слеп, упрям, нетерпелив,
И легкомыслен, и кичлив,
Бог весть какому счастью верит…»
«…Стыжусь: воинственным бродягой
Увлекся я на старость лет;
Был ослеплен его отвагой
И беглым счастием побед,
Как дева робкая.»
По словам Мазепы, король Карл является недальновидным человеком, который плохо оценивает силы врага:
«…Он силы новые врага
Успехом прошлым только мерит —
Сломить ему свои рога.»
Действительно, перед Полтавской битвой Карл XII обнаруживает, что на этот раз русское войско подготовлено лучше, чем в предыдущем, Нарвском сражении:
«И злобясь видит Карл могучий
Уж не расстроенные тучи
Несчастных нарвских беглецов,
А нить полков блестящих, стройных,
Послушных, быстрых и спокойных,
И ряд незыблемый штыков.»
Накануне Полтавской битвы Мазепа предчувствует, что Карл XII не сможет победить Петра I:
«…Но не ему вести борьбу
С самодержавным великаном:
Как полк, вертеться он судьбу
Принудить хочет барабаном…»
В конце концов 27 июня (8 июля) 1709 года происходит Полтавская битва, в которой войска Карла XII и Мазепы терпят поражение от армии Петра I. После этого Карл и Мазепа сбегают из Украины в Турцию:
«Верхом, в глуши степей нагих,
Король и гетман мчатся оба.
Бегут. Судьба связала их.
Опасность близкая и злоба
Даруют силу королю.
Он рану тяжкую свою
Забыл. Поникнув головою,
Он скачет, русскими гоним,
И слуги верные толпою
Чуть могут следовать за ним.»
«И молча он коня седлает,
И скачет с беглым королем…» (о Мазепе и Карле)
Спустя несколько лет (в 1715 г.) Карл XII возвращается в Швецию. Еще через 3 года он погибает в сражении с норвежцами:
«…Три углубленные в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле.
С них отражал герой безумный,
Один в толпе домашних слуг,
Турецкой рати приступ шумный,
И бросил шпагу под бунчук…»
Критика об образе Карла XII
Ф. В. Булгарин:
«Кто таков Карл в поэме Пушкина? <…> Итак, Карл XII — мальчик бойкий и отважный, воинственный бродяга! Помилуйте, Александр Сергеевич! это уж вольность пиитическая чрез край! Надобно при этом вспомнить, что Мазепа говорит так о Карле XII прежде Полтавского сражения, когда сам Петр Великий не верил своему успеху и не полагался на будущее. <…>
Итак, когда сам Петр признавал план кампании Карла XII мудрым, когда сам автор называет его умнее Наполеона, можно ли назвать его бойким мальчиком, воинственным бродягой? Если Мазепа почитал его таким, зачем же соединил свою судьбу, судьбу своего отечества с прихотями безрассудного?» (Ф. В. Булгарин, «Разбор поэмы «Полтава»», журнал «Северная пчела», №39, 30 марта 1829 г.)
М. А. Максимович:
«…Еще одно нападение на характеры в поэме Пушкина, а именно на следующие, относящиеся к Карлу X II-му стихи: «Ошибся в этом Карле я! Он мальчик бойкий и отважный…» <…>
Не знаю, что здесь странного показалось критикам? От себя Пушкин говорит о Карле иначе; а это слова Мазепы, который, соединясь с Карлом и узнав его ближе, увидел, что он Бог весть какому счастью верит, переменил о нем свое прежнее мнение: и вправе ли был обманувшийся шестидесятилетний старик назвать мальчиком бойким и отважным юного героя, в ту ночь, когда Карл в запальчивости обменял рану на рану? Известно, что он поехал с двумя гвардейцами своими на рекогносцировку нашего лагеря и, наскакав на нескольких казаков, сам свалил одного из них; казаки стали стрелять по нем, и один гвардеец был убит, а король тяжело ранен в ногу. Это было накануне рокового сражения, и как же иначе, как не хватовством или удальством (примеры коего не раз видим в Карле), назвать сей запальчивый и безрассудный поступок, в коем Карл рисковал быть убитым и который много отнял духу бодрости у шведских войск во время битвы, по признанию как шведских, так и других писателей. Сии слова, как мне кажется, тем еще естественнее, что Мазепа говорит их раболепной твари своей, Орлику, в злобе на свою неудачу, слагая всю вину оной на Карла, который в свою очередь также обманулся, слишком положась на помощь, которую обещал ему Мазепа и, сверх чаяния своего, не мог доставить. Известно, что в побеге своем после битвы, переправляясь чрез Днепр на рыбачьих лодках и прощаясь с Левенгауптом, Карл сказал Мазепе со вздохом: «Ты, Мазепа, погубил меня и войско мое своими обнадеживаниями!»…» (М. А. Максимович, «О поэме Пушкина «Полтава» в историческом отношении», 1829 г.)
Таков цитатный образ и характеристика Карла XII в поэме «Полтава» Александра Сергеевича Пушкина.Смотрите:Характеристика МазепыИсторические события в поэме «Полтава»Все материалы по поэме «Полтава»Все материалы по творчеству Пушкина</h3>
Рядом с образом Мазепы стоит в «Полтаве» образ Карла 12. Война — его стихия и цель. По выражению Пушкина, он «любовник бранной славы, для шлема кинувший венец». Не интересы государства, а «беглое счастье» победы у него на первом плане. По характеристике Мазепы, Карл — «воинственный бродяга». «Как полк, вертеться он судьбу принудить хочет барабаном».
В нём нет тех качеств, которые необходимы для государственного деятеля: сознания интересов государства и служения им, трезвого ума и дальновидности, способности здраво оценивать сложившуюся обстановку и делать правильные выводы. По словам Мазепы, «он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив». Он не видит тех «новых сил» Петра, с которыми встретился на Полтавском поле. Он слишком поздно понял, что перед ним
Легкомысленная привычка полагаться на своё военное счастье все же толкнула Карла на решение дать бой русским. Но Полтавский бой показал, что решает сражение не слепое счастье «баловня побед», а патриотический подъём и выучка солдат, борющихся за родину, за правое дело.
Личность Карла XII рисуется поэтом, главным образом, перед генеральной битвой. Карл был вынесен на носилках больной, недвижимый; лицо его мрачно и печально; им овладело смущение; может быть, его упрекала совесть в том, что он, побуждаемый жаждой славы и могущества, сделался виновником кровопролитной битвы; может быть, его мучила досада на свою рану, не позволявшую ему теперь стать в ряды сражающихся, — или зависть к Петру, предчувствие поражения и преждевременный стыд за свою увядающую славу.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ Карла XII в поэме Пушкина «Полтава».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» Характеристика героев произведений» Образ Карла XII в поэме Пушкина «Полтава» Изысканность слога, глубина идей, яркая галерея образов, многогранность тем произведений – всем этим знаменит русский поэт Александр Пушкин. Сказочник и тонкий лирик интересовался так же историей России. Под впечатлением расправы над декабристами Пушкин пишет историческую поэму «Полтава». В ее основе рассказ о решающей битве в ходе русско-шведской войны. В центре главные исторические личности – русский царь-реформатор Петр и шведский король Карл. Бой закончился победой Петра, что автору кажется закономерным. Раскрывая образы обоих правителей, Пушкин подчеркивает благородство русского царя и низменность шведского короля. Карл XII правил в Швеции на протяжении 1697-1718 годов. Он проводил постоянные военные компании по завоеванию новых территорий. На пути Карла к европейскому господству становится Петр, который отвоевывает часть прибалтийских земель. Тогда король решает напасть на Москву, разрушить русскую молодую державу. Осознав, что может проиграть, Карл перебрасывает войско на территорию Украины, где находит союзника. Ним стал украинский гетман Иван Мазепа. Это был тонкий расчет, так как Петр доверял Мазепе и не ожидал предательства. Пушкин не лестно отзывается о Карле, называя того «воинственным бродягой». Король действительно редко бывал в родной стране, больше времени проводил в военных походах. Он славился победами в Европе, однако потерпел поражение в схватке с Петром. Достаточно емко написано о Карле в следующих строках поэмы: «Венчанный славой бесполезной, Отважный Карл скользил над бездной». Бесполезна слава личности, которая лишена благородства. И хотя король отважен, но совершает безрассудные и подлые поступки. В попытке захватить чужую державу, он не понимает, что скользит над бездной, которая его и поглотит. Авантюризм Карла помогает добиться лишь временных военных успехов, но не гарантирует настоящей славы. В поэме Карл олицетворяет образ лжегероя, слава которого не останется в веках. И только «мхом поросшие ступени» напомнят о короле. Тогда как Петр, по мнению автора, соорудил себе нерукотворный памятник. Слава русского царя-реформатора настоящая, потому что все его действия были направлены на укрепление державы, улучшение жизни народа. Поэт идеализирует Петра, чтобы показать каким должен быть мудрый царь. В чем главная ошибка Карла? Он ведь по-настоящему храбр и отважен, но у него нет желания преобразовывать свою страну. Король просто ведет захватнические войны, расширяет свои территории, удовлетворяя таким образом политические амбиции. И поэтому его проигрыш благородному Петру – не случайность, а закономерность. Образ Карла в поэме — это образ отважного, но безрассудного короля.Понравилось школьное сочинение? А вот еще: Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава»Образ Мазепы в поэме Пушкина «Полтава»Образ Марии в поэме Пушкина «Полтава»Сравнительна характеристика Петра I и Карла XII в поэме Пушкина «Полтава»Образ Карла XII в поэме Пушкина «Полтава»Характеристика героев произведенийСтр. 1 Скачать Образ Карла XII в поэме Пушкина «Полтава»
<legend>Tags</legend>ОбразКарлаXIIвпоэмеПушкина«Полтава»
Похожие сочинения
Отправить сочинение на почту
<label>Email</label>Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/obraz-karla-12.html
- https://www.literaturus.ru/2018/05/karl-xii-poltava-pushkin-obraz-harakteristika-opisanie.html
- https://info-shkola.ru/karl-12-v-poltave/
- https://my-soch.ru/sochinenie/obraz-karla-v-poeme-pushkina-poltava