Павел Афанасьевич Фамусов — образ и характеристика героя комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Столичное общество, изображённое в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», не зря называют «Фамусовской Москвой». Влиятельный вельможа стал своеобразной эмблемой московского дворянства, выразителем его взглядов. В характеристике образа Фамусова отражено мировоззрение, свойственное дворянской элите начала XIX века.
Фамусов и Чацкий
В «Горе от ума» разворачивается конфликт двух разных исторических эпох. Границу между ними проложила война 1812 года. Взгляды, сформировавшиеся под влиянием патриотического подъёма Отечественной войны, выражает Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит Павел Афанасьевич Фамусов — представитель крепостнического, феодального мировоззрения.
Идеологическое противостояние персонажей начинается почти сразу после того, как вернувшийся из путешествия Чацкий оказывается в особняке Павла Афанасьевича. Однако не стоит забывать, что этот дом не чужой главному герою комедии. Сирота Чацкий с детства воспитывался в семье друга своего отца. И воспитывался, надо сказать, неплохо. Мальчик жил не в строгости, был окружён заботой и вниманием. Под присмотром воспитателей и учителей юноша вырос «остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив», получил полезные навыки: «славно пишет, переводит». Фамусов обеспечил маленькому Саше Чацкому благополучное детство и всестороннее развитие. Молодой человек воспринимает его дом как родной, для него эти комнаты наполнены тёплыми, приятными воспоминаниями.
Софья и её отец
Дочь Софья тоже не страдает от строгой родительской опеки. Отец, хоть и ворчит про «Кузнецкий мост и вечных французов», но ни в чём девушку не ограничивает. По большому счёту, он требует лишь соблюдения внешних приличий. Павла Афанасьевича нельзя назвать домашним тираном. Дочь не боится лгать отцу, скрывая недозволенный роман.
Фамусов представляет будущий брак Софьи по своим критериям семейного счастья: «Желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Но, не настаивая жёстко на браке со Скалозубом, он одобрил бы и Чацкого в качестве мужа дочери. Лишь бы тот занимался делом: разумно управлял имением, поступил на службу. С таким требованием согласятся, наверное, все родители молодых девиц. Даже богатство для героя не так важно, как может показаться, когда он горячо реагирует на вымышленный сон Софьи: «Кто беден, тот тебе не пара!» Ведь не слишком богатого и знатного Чацкого он готов принять.
Общество
Фамусов сам себя воспринимает как необходимую и важную деталь общественного устройства. Имея достаточно высокий чин, он видит свой долг не в улучшении общественного порядка, а в том, чтобы пристроить на хорошие места как можно больше связанных с ним людей. Деловые качества при этом большого значения не имеют. Такой порядок существовал всегда. И Павел Афанасьевич свято ему следует, считая его единственно правильным. Его кумирами являются вельможи, сумевшие занять высокое положение и обеспечить чином детей. Умение понравиться вышестоящему лицу, даже если это связано с унижением, он считает высшей добродетелью чиновника. Мысль, что можно служить «делу, а не лицам», не укладывается в его сознании.
Взгляды
Фамусов искренне считает, что богатство, власть, влияние — это то, чего может желать здравомыслящий человек. Он не понимает, как успешной карьере можно предпочесть деревенское уединение, чтение книг, путешествия, занятие наукой. «Завиральные идеи» Чацкого, по его мнению, — верный признак сумасшествия.
Просвещение государственный чиновник считает главным общественным злом, подлежащим полному искоренению. Герой далеко не глуп: умеет анализировать обстоятельства, строить логические цепочки, делать выводы, подбирать аргументы. Дискуссию с Чацким Фамусов проигрывает потому, что её предмет лежит вне сферы его кругозора. Вещи, о которых говорит молодой оппонент, настолько далеки от его представлений, что вызывают ужас, выбивают из колеи. Сформировавшийся в жёстких социальных рамках, Фамусов боится всякого выхода за эти незримые рубежи. Слова, противоречащие устоям общества, кажутся покушением на его идеально устроенный мир.
Быт вельможи
Фамусов искренне считает себя примером достойного поведения, но монологи и поступки персонажа свидетельствуют об обратном. Пожилой человек заигрывает с молоденькой горничной, список дел на неделю сплошь состоит из обедов и визитов. Вызывает вопросы и странная осведомлённость о сроке рождения ребёнка у вдовы-докторши. В целом, это сибарит, ценящий комфорт, вкусный обед, лёгкий флирт, не видящий ничего плохого в горячительных напитках. Богатый барин привык, что окружён многочисленной прислугой, но назвать героя жестоким крепостником нельзя. Он, конечно, ворчит на Петрушку из-за дыры на локте и пристаёт к Лизе, но по реакции крепостных слуг понятно, что суровое наказание здесь не в обычае.
Вывод
Павел Афанасьевич вовсе не плохой человек. Заботливый отец, добродушный, гостеприимный хозяин дома, хороший друг и родственник. Но он непоправимо искалечен привычкой барствовать, жить без мысли и живого чувства. В образе Фамусова А. С. Грибоедов показывает, как уродует не наполненное трудом и смыслом, лишённое общественной цели существование даже людей хороших, наделённых от природы ценными душевными качествами.
Характеристика образа Фамусова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Характеристика Фамусова, образ, описание | «Горе от ума»
Фамусов. Кадр из фильма. Киностудия Мосфильм. 1953 |
Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума», образ, описание в цитатах
«. Павел Афанасьевич Фамусов. » (цитата из списка действующих лиц)
В мадам Розье вторую мать. » (Фамусов о себе, действие I явление 4)
«Дай бог терпение, — ведь сам я был женат. « (Фамусов о себе, действие II явление 5)
«Свободен, вдов, себе я господин. « (Фамусов о себе, действие I явление 4)
«Опомнитесь, вы старики. « (Лиза — Фамусову, действие I явление 2)
Не можно же пускаться мне вприсядку. « (Фамусов о себе, действие II явление 2)
«Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем,
Однако бодр и свеж, и дожил до седин. « (Фамусов о себе, действие I явление 4)
«. управляющий в казенном месте. » (цитата из списка действующих лиц)
По словам Фамусова, он работает без отдыха, как угорелый:
«Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня. » (Фамусов о себе, действие I явление 2)
«Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку. « (слова Фамусова, действие II явление 5)
«Нет! я перед родней, где встретится, ползком;
При мне служа́щие чужие очень редки;
Всё больше сестрины, свояченицы детки. « (действие II явление 5)
«Кто беден, тот тебе не пара. « (слова Фамусова, действие I явление 4)
«Желал бы зятя он с звездами, да с чинами. « (служанка Лиза о Фамусове, действие I явление 5)
«Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба
Старинный, верный член до гроба. « (Чацкий — Софье о ее отце, действие I явление 7)
Андрея Ильича покойного сынок. « (Фамусов о Чацком, действие II явление 5)
«Вы баловник, к лицу ль вам эти лица. » (Лиза — Фамусову, действие I явление 2)
Опомнитесь, вы старики. » (Лиза — Фамусову, действие I явление 2)
«Жмется к ней и заигрывает. » (автор о Фамусове, действие I явление 2)
«Как суетится! что за прыть. » (Чацкий о Фамусове, который суетится в связи с визитом Скалозуба, действие II явление 4)
«. неугомонен, скор. » (Софья об отце, действие I явление 5)
Таков всегда. « (Софья об отце, действие I явление 5)
то без толку всегда журю. « (Фамусов о себе, действие I явление 4)
«Тот часто без толку сердит. « (Софья об отце, действие III явление 1)
«Ослы! сто раз вам повторять. « (Фамусов — слугам, действие II явление 3)
В швейцары произвел ленивую тетерю. « (Фамусов — швейцару Фильке, действие IV явление 14)
«Ведь полоумный твой отец. « (Хлёстова — Софье о ее отце, действие III явление 12)
Я всякому, ты знаешь, рад. « (Фамусов о себе, действие II явление 3)
«Неужто для друзей не делать мне ни шагу,
Вот вам софа, раскиньтесь на покой.» (Фамусов принимает у себя Скалозуба, действие II явление 5)
«А вы, судáрь отец, вы, страстные к чинам. » (Чацкий — Фамусову, действие IV явление 14)
Он будущему тестю равный. « (Чацкий описывает идеального жениха для Софьи, который будет обладать теми же качествами, что и Фамусов, действие IV явление 14)
«Низкопоклонник! тесть. » (Фамусов перечисляет слова, которыми его обозвал Чацкий, действие IV явление 15)
«Ах! боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна. « (слова Фамусова, действие IV явление 15)
«Ученье — вот чума, ученость – вот причина. « (Фамусов об образовании, действие III явление 31)
Забрать все книги бы да сжечь. « (Фамусов о книгах, действие III явление 21)
«И в чтеньи прок-от не велик. « (Фамусов о чтении, действие I явление 2)
Критика о Фамусове из комедии «Горе от ума»
«Не всем же людям быть гениями и блестящего ума. В больших обществах большинство, где бы то ни было, состоит из фамусовых в том или другом роде, с теми или другими закалами и оттенками.
Да если пошло на то, чем так глуп и безобразен Фамусов? По видимому, он человек дюжинный, старого покроя, но добряк и не лишен некоторого благоразумия и человеческих сочувствий.
Посмотрите, например, как после долгой разлуки встречает он Чацкого. Тут есть и дружеский привет и очень естественное любопытство. Вольно же Чацкому отвечать на все это колкостями, дразнить старика, оскорблять привычки и предания его. Фамусов, как и все пожилые и отживающие люди, любит, может быть, и с пристрастием, свое минувшее, в виду настоящего, которое не могут они назвать вполне своим. Это естественно и неминуемо.
Фамусов, одним словом, приверженец и поклонник царствования Екатерины Великой, так что же. « (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)
«. Что такое Фамусов у Грибоедова? Олицетворенный тип столбового барина, додремливающего спокойно праздную свою жизнь, под шляпой с плюмажем, в ожидании камергерского ключа за форелями и вистом. Москва, подобно кунсткамере, богата сими любопытными отрывками блаженной старины.
Их отличительное свойство состоит в флегматической недвижимости, считающейся доселе как бы одной из наследственных привилегий столбового дворянства. Всякое малейшее напряжение, всякая тень работы кажется уничижением для их гордой лености. Это оканчивается тем, что сии почтенные представители нашей аристократии, вступая в пятый класс, разучаются совершенно думать и даже чувствовать.
Единственным признаком жизненности остается в них суетливая привязанность к паркетным преданиям и брюзгливое ожесточение против всех нововведений. Таков именно Фамусов Грибоедова. « (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)
«Почему же Фамусов так увивается за малограмотным полковником малоизвестного полка [Скалозубом]? так явно прочит ему Софью? Скалозуб богат, но и Чацкий не беден. . Фамусову не следовало бы ему [Чацкому] так резко отказывать, пока судьба Софьи не решится. Ведь Фамусов не богат: он служит «управляющим в казённом месте»; такую должность мог занимать только чиновник 5-го класса «Табели о рангах», то есть статский советник. Этот чин был вполне приличен для ухода на покой; при отставке Фамусов получил бы, как принято, следующий ранг и стал бы именоваться действительным статским советником. . Он не выходит в отставку, значит, держится за жалованье, а ещё более за всякие выгоды, связанные с должностью. Он не просто не богат, он в огромных долгах — потому-то четыреста душ Чацкого его не спасут, ему необходимы две тысячи душ и наличные деньги.
Разорение Фамусова пока незаметно. Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней. Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013)
Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.
Образ и характеристика Фамусова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение
В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.
Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме. Фамилия у Фамусова говорит сама за себя. Она произошла от слова famus – известный, знаменитый. Это не удивительно, ведь Фамусов очень известен в высшем свете.
Грибоедов очень ярко и детально описывает Фамусова в своем произведении. Павел Афанасьевич приверженец старого строя, он защищает старые традиции и обычаи, считает что нужно уважать старину. Если рассматривать, как Фамусов относиться к образованию, то в комедии хорошо видно, что он категорически против образования. Для него учение сопоставимо чуме. Однако наперекор своим убеждением Фамусов нанимает для своей дочери, Софьи, иностранных учителей, потому что так делают все. Для него ценно общественное мнение и он всегда переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе.
Павел Афанасьевич придает большое значение материальному положению и занимаемому место в обществе. Он уважает людей, который смогли подслужиться и согнуться в перегиб, чтобы получить высшие чины. Фамусов считает «гордецом» тех, кто не хочет следовать этим традициям, ведь так «делали отцы». Разговор он ведет с каждым персонажем по-разному. Все зависит от того, какого звание у собеседника. Если перед ним кто-то из высших чиновников, то он будет льстить, а если ниже рангом, то он будет груб, а на слуг вовсе может заорать.
Главной задачей Фамусова, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», была показать все устаревшие взгляды дворянин и как глубоко эти привычки засели в их разумах. Грибоедов реалистично показал нам всю суть помещиков-крепостников начала 19 века. Фамусов и ему подобные чиновники не должны стоять у власти. Они безнравственные, а безнравственная власть способна служить только самой себе.
2 вариант
Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить. Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.
Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам. Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду. Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.
Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке. Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.
Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.
Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности. Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе. Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него.
Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.
Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума
Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» показал проблемы, которые сформировались в начале 19 века. В комедии отражено противостояние двух политических точек зрения. Приверженность старым порядкам и традиционным ценностям автор отразил в образе Фамусова.
Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства. В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.
Какие черты отмечены у Фамусова?
В кратком сочинении отражается образ Фамусова, который предстаёт перед читателем в качестве представителя старой веры. В своём произведении Грибоедов сильно выделяет его. Его знают в высшем свете, но его считают родовитым дворянином, у которого дядя считался знаменитой личностью при дворе.
Описывая конкретного героя, обратитесь к содержанию образа, поэтому отмечаем, что он защитник старины и преданный хранитель законов. Он является защитником крепостного права, поэтому его должны окружать родные люди, которые обязаны его радовать. Разговаривает с богатыми людьми, а с остальными предпочитает не разговаривать. Служба для него – награды, медали, уважение, деньги. Он пытается угодить людям, которые занимают высокое положение в обществе.
Общается Фамусов с другими членами общества по-разному, учитывая его положение в обществе. Если перед ним человек равный ему по положению в обществе, то он будет разговаривать льстиво. Если он разговаривает с мелким чиновником, то он перейдёт на ты, а с прислугой он разговаривает грубыми фразами.
С дочерью он показывает разные стороны характера. Он может наказывать, ругать, упрекать, заботится и понимающе разговаривать. В молодых людях он видит будущее страны, поэтому не считает необходимым обучать дочь грамоте. Он уверен, что лучшим примером является он сам.
Если рассказывать о моральных критериях, то он убеждён, что жених для её дочери обязан иметь деньги. Если деньги есть, значит, жених хороший. В образе Фамусова, автор показал людей, которых ненавидели декабристы.
Искренне рекомендую использовать эти данные для написания сочинения на вышеуказанную тему.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека.
Иван Алексеевич Бунин – ярчайшая фигура в литературной среде, выдающийся писатель реалистического направления, талантливый поэт, настоящий художник русского слова.
Моя коллекция состоит из любимых предметов, она занимает часть свободного времени. Туда входят предметы, которые я собирала в течение некоторого времени.
Рассказ «Волки» относится к ранним произведениям Шукшина, ибо он написал его в 1966 году. Рассказ был мало замечен критиками и мало напечатан, но интерес читателей к нему не пропадает и поныне.
Мой любимый писатель — Николай Васильевич Гоголь. Большинство читателей отмечают слишком сложные его произведения. Они говорят о «Ревизоре», «Мёртвых душах», «Тарасе Бульбе»
Павел Афанасьевич Фамусов («Горе от ума»)
Бессмертная комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», написанная в 1824 году, была основательно подправлена цензурой. Полный вариант пьесы вышел уже после смерти писателя в 1828 году.
В комедии «Горе от ума», как во многих произведениях 19-начала 20 веков, показано противостояние старого и нового мира, прошлого и будущего России в целом, и Москвы в частности. Характеристика образа Фамусова дана как яркий пример устоявшегося мирка аристократично-патриархального общества.
Сюжет
Действие пьесы происходит в Москве, в доме Фамусова. Здесь собралось всё высшее общество патриархальной Москвы, связанное родственно-дружескими связями. Это закостенелое, консервативное собрание людей, связанных круговой порукой. Главный и общий их враг — просвещение, способное растормошить и разогнать это болото. Ярким представителем нового поколения является Александр Андреевич Чацкий, который противостоит невежеству собравшихся аристократов. Его оппонентом выведен образ Фамусова, ярого противника нововведений и образования.
Портрет Фамусова
Фамусов Павел Афанасьевич — вдовец, воспитывающий 17-летнюю дочь Софью. Он уже в годах «дожил до седин», служит в государственном учреждении. Служба для него является только источником почёта и благосостояния. Павел Афанасьевич ленив, работой своей занимается неохотно, без внимания подписывает бумаги. С делами он разбирается просто: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Место, где служит Фамусов, видимо, довольно престижное, поэтому он может использовать служебное положение в личных целях.
По характеру он не злобив, может быть даже добр. Он любит свою дочь, дружелюбно привечает Чацкого, сына своего старого друга.
Основные черты характера Фамусова — подобострастие к вышестоящим, лень, болтливость, негативное отношение к образованию. Последнее он считает высшим человеческим злом, способным разрушить весь налаженный быт ( «ученье — вот чума, учёность — вот причина..») Хотя сам далеко не глуп, а скорее хитёр. Его речь грамотная, но разбавлена говором простолюдина. Он знает иностранные языки, но принципиально их не употребляет в своей речи. Сказанные им в пьесе выражения давно стали крылатыми: «Ба! Знакомые всё лица!», «С чувством, с толком, с расстановкой».
Фамусов вообще ярый приверженец старины, её обычаев, традиций. Поэтому в его речи так много простонародных слов.
Главная цель Павла Афанасьевича найти дочери выгодного мужа, богатого и при чине («Кто беден, тот тебе не пара…»).
Отношения с людьми
По своей натуре Фамусов общителен и гостеприимен. Однако такое отношение к людям продиктовано в основном его любовью к сплетням, желанием найти и сохранить нужные связи, скрыть своё незавидное финансовое положение.
Фамусов охотно общается с людьми, от которых можно что-то получить или которые значимы в обществе, заискивает перед теми, кто выше его по званию или положению. Он зависим от чужого мнения «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Для него не является постыдным подхалимство, высшим достижением человека для него является умение «подслужиться».
Свою дочь Софью он учит таким же правилам. Для него чужды понятия любовь, честь, совесть, гордость. Несмотря на отрицательное отношение к обучению и книгам, ко всему иностранному, Фамусов нанимает Софье французов-учителей для обучения дочери музыке, танцам, языку потому, что так принято в обществе. При этом сам он не советует ей сильно увлекаться образованием, а жить как он.
Фамусову непонятно зачем иметь образование и читать книги, если нет должного положения в обществе. Он искренне восхищается недалёким Скалозубом, лишь от того, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы».
Неоднозначно отношение Фамусова к Чацкому. Он его воспитывал, помнит маленьким мальчиком. Но Александр Андреевич не соответствует идеалу Павла Афанасьевича: у него нет денег, он не занимает положение в обществе, слишком умён.
Вообще, по отношению Фамусова к человеку, сразу видно, какое тот занимает положение в обществе и насколько богат и влиятелен. Медовый говорок в разговоре с высокопоставленными особами, легко меняется на панибратское отношение при общении с людьми ниже его по рангу, и становятся совсем грубыми при обращении к слугам.
Заключение
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» — это отображение высшего дворянского общества Москвы. А. С. Грибоедов ясно даёт понять, что «фамусовы» ещё не изжили себя. На смену Павлу Афанасьевичу идут такие же льстецы и подхалимы, но более жестокие, хитрые и недалёкие, такие, как Молчалин, Репетилов, Скалозуб. А умные, гордые и благородные люди, как Александр Андреевич Чацкий, ещё не готовы им противостоять, поэтому они могут только бежать от Фамусова и общества в целом.
Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума (Образ и характеристика)
Благодаря этому персонажу появилось даже выражение «фамусовское общество». Там все такие, как он, живут по законам, которые он соблюдает, выражает и считает правильными: лесть, шутовство, трусость, приземленность… Если бы Павел Фамусов был совсем стар, хил, то можно было б оправдать его взгляды, но этот мужчина ещё бодр и весел. Да, у него седина, лишний вес, взрослая дочь!
С этой Софьей ему не так уж просто приходится, он даже восклицает в сердцах, что это «комиссия». Но всё-таки он её любит, воспитал её без супруги. И он желает Софье добра, но по-своему, конечно. Кто беден, тот ей не пара, по его мнению. Считает себя примером для неё, о чем с гордостью заявляет.
Павел Афанасьевич не строг к таким грехам, как глупость и даже пьянство, но терпеть не может учения. Он считает, что не обязательно и даже вредно учиться, ездить в другие страны, а достаточно примера старших. Под старшими он, кстати, имеет в виду себя. А для себя образцом считает предка, который при дворе заставил смеяться царицу своей глупостью. «Ученость» называет причиной всех бед, особенно мнений. От философии сходят с ума – в этом он уверен. Известно, что именно он хотел бы сжечь все книги. В общем, он самодоволен и глуп.
Фамусов многим завидует. Зовет гостей, но никого из них не любит, просто так надо. И еще от людей может быть какая-нибудь польза. Много надежд он возлагает на связи. Мечтает о наградах и должностях, а за них может «порадеть» знакомый человек. В работе он не слишком усерден, ведь документ подписал – и с плеч долой. Важнейшим умением считает поклоны. Достоинством – сам возраст преклонный, а то, что годы не равны мудрости он никогда бы не признал. Ко всем молодым он относится не просто с высока, а с презрением. Так же относится к женщинам, вообще. Почти в шутку просит избавить мир от женских шпилек, булавок… ведь они губят сердца и карманы.
К главному герою он относится даже с некоторой жалостью, пытается его образумить… Фамусов признает ум Чацкого, но тот слишком горд, чтобы принять его симпатию, слишком честен, чтобы воспользоваться такими советами. Павлу Афанасьевичу не нравится, когда Чацкий не соблюдает принятое в обществе. Например, он упрекает молодого человека, что тот несколько лет им ни строчки, а вдруг приехал. Чацкому следовало присылать им пустые письма в знак уважения, предупредить о приезде.
Фамусов и символизирует то общество, против которого Чацкий.
Сочинение 2
Написание А. С. Грибоедовым своей известной комедии «Горе от ума» пришлось на начало 19 века. Это сатирическое произведение описывает последствия столкновения людей прошлого и нынешнего поколения. В роли нового поколения мы видим Чацкого, а сторонником прошлого выступает Фамусов.
Фамусову принадлежит важная роль олицетворения всех дворян того периода. У него была должность управляющего казенного дома в Москве, поэтому он был знаком со знатными людьми в обществе. Автор умышленно дал ему говорящую фамилию. Слово famus означает известность или знаменитость.
В произведении присутствует яркое подробное описание Фамусова Грибоедовым. Он был властным человеком, уверенным в своей неповторимости. У Павла Афанасьевича устоявшееся мировоззрение. Он уважает и придерживается былых традиций и обычаев. Что касается образования, то наш герой испытывает неприязнь к умным и образованным личностям. Он сравнивает учение с чумой. Но, несмотря на свои взгляды, он находит иностранных учителей, которые должны будут обучать его дочь Софью. И только потому, что этого требует общество. Он ругал дочь за то, что она любит читать. Фамусов считал, что это отравляет мозг. Превыше всего он ценит мнение окружающих, поэтому каждый свой поступок сопоставляет с общественным мнением.
Главной жизненной целью Фамусова является материальное благополучие и занимаемое место в обществе. Люди, которые прогибаются под давлением общества, чтобы достигнуть каких-либо высот, вызывают у него уважение. Гордецы, которые пытаются проявлять чувство собственного достоинства, могут рассчитывать только на его презрение. Общение с персонажами произведения различается в зависимости от звания собеседника. С высшими чиновниками он будет лебезить и изгибаться. Фамусов не считал нужным водить дружбу с бедными. Люди без чинов и званий будут удостоены только грубости и криков.
Создавая образ Фамусова, Грибоедов преследовал только одну цель – показать насколько устарели взгляды дворян и как сильно они укоренились в их головах. В произведении во всей красе были показаны жизненные принципы и стиль жизни помещиков того периода. Автор акцентировал внимание на том, что такие, как Фамусов не должны иметь возможность прийти к власти. Они не обладают нравственными качествами и могут служить только самим себе.
Характеристика Фамусова
В своем великом произведении «Горе от ума» известный писатель девятнадцатого века А.С.Грибоедов сталкивает между собой двух представителей старых и новых взглядов на общественную жизнь. В те времена некоторые образованные молодые дворяне выступали за смену принципов воспитания, образования и культурного просвещения, в свою очередь уже зрелые представители все того же дворянства были против новшеств и придерживались старых норм и правил. Представителем старых нравов в комедии стал Павел Афанасьевич Фамусов, а люди, поддерживающие его, и вошедшие в круг его общения, назывались «фамусовским обществом».
Фамусов – не молодой мужчина, но, несмотря на это, он был свеж, бодр и полон сил. В обществе его очень уважали. Он имел почетную должность. Мужчина жил в Москве и, после смерти жены, воспитывал дочь Софью. Хоть Павел Афанасьевич был против образования, для дочери он нанимал учителей и гувернанток, потому что в его положении так было заведено. Он не был особо близок с Софьей, но любил ее, и искренне переживал за ее будущее. Для него было неприемлемо, чтобы девушка общалась с небогатыми людьми, поэтому сам подбирал ей жениха. Его выбор переходил то к полковнику Скалозубу, то к услужливому Молчалину.
Для Фамусова важнее всего в жизни было уважение в обществе, почетные должности, богатство и услужливость. Его идеалом был дядя, служивший у царей и получивший высокое положение в обществе с помощью лести и услужения высокопоставленным людям.
Сам Павел Афанасьевич в свое окружение принимал только тех людей, которые могут принести ему пользу. Чтобы о его семье не говорили плохо, он пристроил всех своих родственников на почетные должности. Внимания Фамусова можно было добиться лестью и умением распускать и передавать разные слухи. На этом и держалось все общество того времени. К образованию и нововведениям Фамусов и его круг общения относились с презрением.
Речь Павла Афанасьевича была грамотной и понятной. Он уважал русский язык и в своем общении часто использовал деревенский лексикон и просторечия. При общении с высокопоставленными людьми, такими как Скалозуб, использовал много лестных выражений, был почтителен и вежлив. Со слугами и простыми людьми предпочитал не разговаривать, а если и приходилось, то был груб и часто обзывал их.
Конфликт Фамусова и Чацкого, представленный в комедии, выражает мнение автора на противостояние старых и новых традиций и нравов. По мнению Грибоедова, фамусовское общество должно уступить дорогу молодому и более просвещенному поколению.
Фамусов в произведении Горе от ума
Популярные сочинения
Вот и середина зимы наступила. Русская зима прекрасна, она будто сошла с открытки талантливого живописца. Видны следы прохожих и детских санок. Улицы занесены пушистым снегом. Он красиво сверкает и хрустит под ногами.
Александр Куприн является автором произведения Поединок. Основная сюжетная линия произведения, посвящена военным офицерам, которые по случайности судьбы, были вынуждены превратить
Среди наиболее известных картин с изображением пейзажа работа А. А. Рылова «Полевая рябинка» пользуется большой популярностью.
(627 слов) Комедия «Горе от ума» является одним из самых выдающихся произведений отечественной литературы, став уникальным и новаторским произведением своего времени. Изначально автор планировал создать книгу в направлении «классицизм». Однако он все же преодолел привычные рамки и представил читателю новую литературную тенденцию — реализм. «Горе от ума» — первая пьеса, находящаяся на распутье между двумя направлениями. В ней Грибоедов отразил реальные социально-политические проблемы жизни русских людей. А в чем же еще заключается новаторство в произведении «Горе от ума»? И каких традиций придерживался автор, создавая свою комедию?
Первая новаторская черта состоит в изменении времени действия. Если в классицизме было принято переносить действие во времена античности или средневековья, то Грибоедов описал современную (для него) Москву. Соответственно, проблемы и темы книги стали злободневными.
Вторая новаторская черта состоит в создании внесценических персонажей. Произведение «Горе от ума» смело можно назвать сатирой на московское дворянство начала девятнадцатого столетия. Чтобы подробно и детально изобразить общество, писатель использовал немало внесценических персонажей. Этот приём поистине можно считать новаторским. Он позволил писателю показать все происходящие события в произведении более реально и обобщенно. Автор расширил рамки своего повествования.
Третья новаторская черта — остросоциальное содержание пьесы. Писатель стремился донести мысль, что, на самом деле, не всё является таким, как кажется. Автор утверждает, что под маской благонамеренности порою прячутся отвратительные и нелепые явления. Он впервые открыто осудил такие традиционные явления русской жизни, как крепостное право, подражание иностранной культуре, блат в высших политических сферах, казнокрадство.
Особое внимание нужно обратить на характер персонажей известного произведения. Герои данной комедии значительно отличаются от типичных персонажей классицизма. Александр Грибоедов создал очень многогранных и неоднозначных персонажей, ведь автор отказался от привычного для классицизма деления на положительных и отрицательных героев. Писатель показал своих персонажей интересными и живыми, со своими слабостями и сильными сторонами. В качестве примера можно рассмотреть образ Чацкого. Так, главный герой отличается умом и сообразительностью. Он является олицетворением новаторских и передовых идей общества. Но тот же Чацкий бывает грубым и резким. Герой может оскорбить других людей в их же собственном доме.
Интересной новаторской чертой является и изображение «простых» героев, которые не относятся к знати. В классицизме было совсем не принято изображать простолюдинов в серьезных ролях. Их описывали лишь в комедиях и то на заднем плане. А Грибоедов изобразил только одну положительную героиню — это служанка Лиза. Кстати, новаторской является и жанровая природа произведения. Это не легкомысленная комедия традиционного классицизма. «Горе от ума» — это, скорее, трагикомедия, ведь в ней затронуты серьезные проблемы, которые так и нашли решения ни в пьесе, ни в жизни.
Александр Грибоедов оказался настоящим новатором в своём роде еще и потому, что создал комедию в стихотворной форме. Для России это было открытием. Свою комедию Александр Грибоедов написал в размере вольного ямба. Известно, что этот стихотворный размер также не типичен. Его автор использовал неспроста. Благодаря данному размеру писатель хотел «оживить» происходящие события. Грибоедов придал диалогам героев динамичность, а также интонацию реального разговора.
Однако, несмотря на такое обилие новаторских приёмов, использованных в произведении, Александр Грибоедов все же сохранил некоторые традиционные признаки классицизма. Так, автор не забыл соблюсти одно из важных правил классицизма — правило трёх единств. Оно выражается в том, что действие происходит в течение одного дня, в одном месте, а сюжетная линия одна. На классицизм в пьесе указывает и присутствие говорящих фамилий. Также это направление подразумевает любовный конфликт.
В своём произведении автор поднял традиционную проблему конфликта поколений. Безусловно, этот конфликт будет существовать в любое время, ведь всегда возникают разногласия между младшим и старшим поколением. Александр Грибоедов поднимает эту проблему в своём произведении, надеясь на то, что люди задумаются над ней и всеми силами постараются ее исправить хоть в какой-то мере.
Можно утверждать, что мастерски сочетая новаторские черты с традиционными, Александр Грибоедов создал уникальное произведение, которое отображает насущные проблемы того периода. Актуальность данной комедии подтверждается тем, что люди до сих пор вспоминают цитаты и афоризмы из диалогов персонажей, которые глубоко укоренились в русском языке. Произведение «Горе от ума» поистине достойно внимания читателя.
Автор: Виктория Комарова
Автор Алёна Базан На чтение 5 мин Просмотров 2.1к.
Обновлено
Основной конфликт многое определяет в произведении, в частности его принадлежность к определённому направлению в литературе, а пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» в этом плане является новаторской. Здесь несколько основных конфликтов, в то время как главным признаком классицизма было наличие только одного. Поэтому принято считать, что «Горе от ума» – первая реалистическая русская пьеса.
Первый конфликт – любовный, развивающийся между Чацким и Софьей, а второй – общественный, сложившийся между главным героем и фамусовским обществом. Пьеса начинается с образования и развития любовного конфликта: Чацкий вернулся в Москву к возлюбленной после долгого отъезда и столкнулся с её холодностью и непониманием. Постепенно этот конфликт перерастает в общественный. В поисках ответа на вопрос, любит ли его ещё Софья, Чацкий сталкивается с чуждой идеологией фамусовского общества.
В пьесе образ Чацкого представляет собой «нового человека», тип новой личности начала 19 века. Главный герой противопоставляется всему консервативному московскому дворянству. В его монологах высмеиваются нравы, быт и идеалы этого общества. Он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды принципы фамусовского общества: стремление приспосабливаться к любой ситуации, прислуживаться, льстить, совершать все поступки ради личной выгоды. Именно обличение устаревших, изживших себя взглядов на различные социальные вопросы и является главной задачей пьесы «Горе от ума». Чацкий пытается открыть окружающим глаза на их пороки, на то, как они живут. Однако представители московской аристократии не слушают его, они не понимает свободолюбивые идеи прогрессивного человека, и объявляют Александра Андреевича сумасшедшим. Общественный конфликт оказывается неразрешимым.
В более глобальном плане, этот конфликт развивается между всем «веком минувшим» и «веком нынешним», прогрессивным дворянством и консервативным. Главный герой является единственным представителем «века нынешнего. Он выражает мировоззрение нового поколения, ценит идеи Просвещения и говорит о значимости науки и искусства. Этому человеку чужды какие-либо предрассудки, он не принимает сложившихся устоев и принципов, мечтает изменить жизнь своего государства в лучшую сторону. А старое фамусовское общество представляет собой «век минувший» и не приемлет смелых, новаторских взглядов. Люди, привыкшие к былым порядкам, не хотят их отпускать, в то время как новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои правила.
Основным представителем «века минувшего» выступает Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельную должность, знатен и богат. Автор воплотил в его образе все пороки аристократии того времени. Именно в доме Фамусова происходит действие пьесы и в честь него названо всё общество консервативных дворян, которые ценили в человеке только высокий чин, деньги и связи. Они презирали бедных и незнатных людей, заботясь лишь о своей персоне. Больше всего отца Софьи волнует мнение высшего света. Так, к примеру, после бала он заботится только о том, что скажет княгиня Мария Алексеевна.
Фамусов восхищается полковником Скалозубом, глупым и поверхностным человеком, единственной целью жизни которого является получение генеральского чина. Именно его Павел Афанасьевич хотел видеть мужем своей дочери, потому что он был богат, а именно это, прежде всего, ценилось в обществе. Личные качества не имели никакого значения, Фамусов категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». По мнению этого человека, восхищения достойны только те люди, которые умеют прислужиться, ради продвижения по карьерной лестнице. Его искренне пугают прогрессивные взгляды Чацкого, ведь они угрожают привычному образу жизни. В лице Фамусова А.С. Грибоедов изображает всё консервативное дворянство в целом. Оно предстаёт перед читателями как общество людей, преклоняющееся перед чинами и деньгами. Московская аристократия страшилась всего нового и передового, потому что это могло нарушить их личное благополучие, привычный комфорт.
Конфликт настоящего и прошлого – одна из основных проблем того времени, освещённая в множестве произведений 19 века, в том числе и в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». На момент создания произведения идеалы «века минувшего» были ещё очень крепкими. Однако в обществе уже образовывались противоречия, которые в дальнейшем заменят старые взгляды и ценности новыми. И хотя социальный конфликт занимает в произведении главенствующую позицию, автор поднимает ещё одну извечную проблему – трагедию неразделённой любви.
Ещё в экспозиции комедии стал намечаться любовный треугольник. Ночное свидание Софьи и Молчалина показывает, кому из молодых людей отдаёт своё предпочтение Софья. В это же время служанка Лиза вспоминает о Чацком, к которому когда-то её хозяйка испытывала тёплые чувства. Таким образом, становится понятно, что в любовной истории будут задействованы три лица: Софья, Чацкий и Молчалин. Однако с появлением главного героя параллельно с любовной темой, начинает развиваться и социальная, и в этом тесном взаимодействии сюжетных линий и заключается своеобразие конфликта пьесы. Любовная интрига завязала сюжет произведения и послужила поводом для возникновения противостояния между Чацким и «веком минувшим». Однако общественный конфликт всё же является основным, ведь «Горе от ума» – социальная комедия, главная цель которой заключается в обличении нравов дворянского общества начала 19 века.
Сочинение.
Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»
После заграничных походов русской армии 1812— 1813 годов в Россию стали проникать и пускать корни идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества.
Вследствие этого произошла заметная поляризация взглядов, и вокруг правительства сплотились консервативные силы для борьбы с вольнодумием. Именно такие люди, представители “века минувшего”, и составляют основу фамусовской Москвы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Нетрудно догадаться, что идеологом этого общества в произведении А. С. Грибоедова будет один из основных персонажей — П. А. Фамусов. Он наиболее ярко отражает главные качества этого мира: крепостничество, невежество, лицемерие, преклонение перед иностранным, служение лицам, а не делу, готовность подслужиться ради сиюминутной выгоды, отсутствие самостоятельности, отношение к службе как к средству обогащения. Но, как ни странно, в творении Грибоедова Фамусов предстает еще и заботливым отцом, желающим дочери лишь добра, но добра в своем понимании:
Желал бы зятя он с чинами и о звездами.
Но все-таки главной чертой общества Фамусовых, молча-линых и хлестовых, столь точно отраженных в комедии, является то, что практически все его представители являются убежденными крепостниками: и Хлестова, у которой появляется новая забава — арапка; и Фамусов, готовый за малейшую провинность или в приступе гнева сослать в Сибирь:
на поселенье вас,
и те помещики, которые представлены в монологе Чацкого “А судьи кто?”. Писатель не может спокойно относиться к столь извращенным формам крепостничества и устами главного героя осуждает их.
Следующая черта, характерная для старого мира, — необразованность: на балу обсуждение лицеев, университетов и книг вызывает всеобщее негодование:
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь.
Эти люди самодостаточны — им не нужно образование, детям они нанимают учителей лишь из-за следования моде; будь их воля — ни книг, ни гимназий не было бы. Миру Фамусовых близок по духу тот “чахоточный” из ученого комитета “книгам враг”, над которым насмехается Чацкий, и в то же время они не могут принять двоюродного брата Скалозуба: ведь он “в деревне книги стал читать!”
Представители “века минувшего” осуждают и литературу, считая ее ненужной и бесполезной:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Тем не менее признается влияние литературы на общественное мнение, которым все дорожат. Особенно ярко это проявляется в цензорских замечаниях Загорецкого:
Насмешки вечные над львами! над орлами! Как что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.
Но вместе с этими резко отрицательными чертами у представителей “века минувшего” еще осталась, пусть небольшая, частичка человечности: Хлестова, чьи чувства, казалось бы, отделены от внешнего мира, вдруг сочувствует Чацкому:
А Чацкого мне жаль.
По-христиански так он жалости достоин.
И тут же, когда выразитель новых идей ратует за возврат к национальному, его снова игнорируют — задето больное место фамусовского общества, и в то же время одна из основных черт — преклонение перед всем иностранным, презрительное отношение к русской культуре и особенно — к родному языку (“Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!”). Для Фамусова все это — не близкий ему стиль жизни, а следование моде. Именно не желая отстать от жизни, такие люди и нанимают преподавателей для обучения своих детей, скрепя сердце платят им, и именно тогда появляется ненависть к образованию в любой форме — и к гимназиям, и к лицеям, чтобы не противоречить моде и не прослыть из-за этого бунтарем, ими не осуждается домашнее обучение.
Что характерно, образование не подразумевает использования знаний в будущем — при решении служебных дел все более руководствуются сложившимися традициями:
Ну как не порадеть родному человечку.
Или
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Здесь все основано на корысти, которой подчинены даже чувства: Молчалин “любит” Софью “по должности”. В этом мире человек готов растоптать свое человеческое достоинство ради жизненных меркантильных интересов: с каким пафосом рассказывает Фамусов о Максиме Петровиче, восторгаясь его самоунижением! Кроме того, это подшучивание уже входит в привычку, становится образом жизни — ярким примером является “мошенник, плут Антон Антонович Загорецкий”. В своем стремлении угождать всем: и Софье, и Хлестовой, и государству (очень напоминает великосветского доносчика) — он переходит границы и превращается в образ гиперболизированный. Образцом службы другого рода — тупого, бездумного солдафонства — является С. С. Скалозуб — он все меряет военными мерками, шутит по-военному и вообще воплощает в себе те черты, которые так нужны были тогдашнему строю, — отсутствие инициативы (что, впрочем, характерно всем представителям фамусовского общества), тупость и ограниченность, а значит, у него есть перспективы роста. Другим не менее колоритным представителем “века минувшего” является Репетилов, “повторялыцик чужих мыслей, член “Секретнейшего союза” и вообще отпетый либерал. В данном случае представлен образ-пародия на все это великосветское общество, где каждый мнит себя гением слова, подобно Ипполиту Маркелычу Удуштеву, где существуют тайные общества “по четвергам”. Разве не может это все вызывать улыбку, но улыбку сочувствия пошлости и пустоте!
Кроме этих героев в пьесе присутствует большое количество внесценических персонажей, помогающих более полно раскрыть ту или иную черту фамусовской Москвы; но все они показывают неестественность, мертвенность этого общества. Как верно подметил Гончаров, Грибоедов перенес в комедию весь этот дух московских гостиных, учел все психологические детали, взял все самое лучшее и ничего лишнего. И действительно, в “Горе от ума” показан весь спектр взглядов, интересов и симпатий столичного барства начала XIX века.
.
novstudent.ru | 25.09.2012
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
8 вариантов
Время, описанное в комедии, стало переломным для России. Молодые, образованные, умные люди понимали, что по-старому жить нельзя, что стране необходимы перемены, она должна двигаться вперед. Но архаичная аристократия изо всех сил держалась за свои застарелые порядки и не хотела сдавать позиции. Для этих людей устоявшийся образ жизни был естественным и единственно верным.
Фамусов, осознавая неизбежность перемен, говорил: «Тогда не то, что ныне…». Ему отчаянно хотелось сохранить мир в привычном виде, и рассуждения Чацкого казались ему глупыми, ненормальными. Фамусов и его общество были ограниченными, отсталыми людьми. Они не видели ничего плохого в крепостном праве, считали, что в жизни главное – хорошо устроиться, а общение с человеком должно строиться на пользе, которую он может принести.
Чацкий же, напротив, утверждал, что служба должна быть делу, а не чинам: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он был уверен, что человека эксплуатировать нельзя, а отношение к нему должно основываться на его личных качествах, а не на положении в обществе. Также герой считал необходимым продвигать русскую культуру, науку и просвещение, в отличие от фамусовского общества, которое боготворило все заморское.
К сожалению, это общество не приняло Чацкого с его идеями, а за то, что он стал возмутителем спокойствия, объявило его сумасшедшим. Так Грибоедов показал отсталость и регресс «века минувшего», подчеркнув тем самым неизбежность его устранения. Чацкий стал «первой ласточкой», показавшей, что новое поколение не намерено терпеть устаревший порядок.
Век нынешний и век минувший. «Горе от ума», А.С.Грибоедов.
План:
1. Введение
а) представители «века минувшего»;
б) представители «века нынешнего».
2. Основная часть:
а) точка зрения Чацкого;
б) точка зрения Фамусова;
в) разрешение конфликта.
3. Заключение.
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов показывает конфликт «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице «фамусовского общества». Это главный конфликт, которому посвящена вся пьеса; недаром Гончаров в критической статье «Мильон терзаний» пишет, что «Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь его «ум». Таким образом, даже название произведения указывает, что в первую очередь Грибоедов хотел показать столкновение двух веков.
«Век минувший» – это, конечно, Фамусовы. Павел Афанасьевич Фамусов, пожилой дворянин и чиновник при деньгах, и его дочь, София Павловна Фамусова, образованная и хорошенькая молодая девушка. Сюда же следует записать Молчалина, полковника Скалозуба, а также практически всех второстепенных персонажей комедии: чету Тугоуховских, госпожу Хлестову и прочих. Все вместе они образуют «фамусовское общество», олицетворение «века минувшего».
«Век нынешний» – Александр Андреевич Чацкий. Мимолётно упоминаются другие, словно схожие с ним по мышлению герои: двоюродный брат Скалозуба, князь Фёдор – эти молодые люди так же стремятся жить другой жизнью, отличной от жизни «фамусовского общества». Однако между ними и Чацким есть существенное различие: Чацкий – обличитель и непримиримый борец, в то время как эти персонажи никому свою точку зрения не навязывают.
Столкновение Фамусова и Чацкого неизбежно приводит и к столкновению веков, к которым они принадлежат. По мнению Павла Афанасьевича, Чацкому следовало бы заняться службой – Фамусов видит в молодом человеке хорошие задатки для блистательной карьеры, к тому же, Александр Андреевич – сын его друга, поэтому Фамусов настроен к нему крайне доброжелательно. Чацкий тоже рад вернуться домой, ещё не подозревая, чем закончится это возвращение; он рад видеть Фамусова, но не готов разделить его взгляды: «служить бы рад, прислуживаться тошно».
Молодой дворянин после путешествий по Европе слишком отчётливо видит все пугающие изъяны Родины: губительное для человеческих душ крепостное право, подражание иностранцам, «подличание», глупую и нелепую «любовь к мундиру»… каждый из этих изъянов поднимает в нём искренний протест, и Чацкий разражается очередной пламенной тирадой. Его знаменитые монологи «И точно, начал свет глупеть», «Не образумлюсь…», «А судьи кто?» – отчаянная попытка заставить людей увидеть, каким ложным идеалам они следуют, как собственным руками занавешивают окна от лучей светлого будущего. Фамусов разочарован в Чацком. «Малый с головой» отказывается следовать общепринятым традициям, выступает в роли обличителя и даже оскорбителя ценностей «фамусовского общества». «На всё свои законы есть», и Чацкий усердно эти законы нарушает, а после насмехается над ними.
Разумеется, достойный представитель московского общества такого стерпеть не может, и то и дело просит Чацкого помолчать для его же собственного блага. Как ни странно, всё же самое страшное, решающее столкновение происходит не между Павлом Афансьевичем и Чацким. Да, они развивают конфликт веков, демонстрируя различные взгляды на порядки в обществе, но точку в конфликте поставит отнюдь не Фамусов, а его дочь. София, до последнего горячо любимая Чацким, не только променяла его на услужливого лицемерного Молчалина, но и невольно стала виновницей его изгнания – именно из-за неё Чацкого стали считать сумасшедшим. Вернее, она лишь хотела пустить слух, чтобы отомстить ему за насмешки над Молчалиным, но «фамусовское общество» слишком охотно подхватило и поверило: ведь безумец не опасен, все его обличительные, страшные «веку минувшему» речи можно списать на помутнение рассудка…
Итак, «век нынешний» и «век минувший» не могли не вступить в конфликт из-за слишком разных, противоречащих друг другу взглядов на правильное устройство общества и поведение людей в нём. И хотя в комедии Чацкий бежит из Москвы, признавая своё поражение, «фамусовскому обществу» осталось недолго. Гончаров пишет об этом так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».
Знаменитая комедия «Горе от ума» представляет собой не что иное, как высмеивание нравов дворянского сословия начала девятнадцатого столетия.
Ее автор, Александр Сергеевич Грибоедов, ярко и мастерски показал конфликт закоренелых на старых порядках помещиков и молодого продвинутого поколения. Две стороны получили наименования «век нынешний» и «век минувший». А назвал их так молодой человек, главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Листая страницы любимого произведения, мы неизбежно сталкиваемся со спором этих двух противоборствующих лагерей. Посмотрим же, каковы их взгляды, на чем основана концепция каждого.
Итак, «век минувший» по числу представителей гораздо шире своих оппонентов. Самой яркой и масштабной фигурой, представляющей эту сторону, является управляющий казенного дома, Павел Афанасьевич Фамусов. В его доме и происходят все события, описанные в пьесе. Конфликт отцов и детей можно проследить уже и на его взаимоотношениях с дочерью Софьей. Девушке 17 лет, Фамусов вдовец, и воспитывал ее один.
Застав дочь наедине с Молчалиным, отец начинает вести нравоучительные беседы. Виной всему, считает он, образование и те книги, которыми так увлечена Софья. В обучении он не видит никакой пользы. Иностранные учителя ценятся по количеству, а не по тем знаниям, которые они могут дать. Примером для подражания дочери Фамусов предлагает себя, подчеркивая, что отличается поведением монаха. Но за несколько минут до этого откровенно заигрывает со служанкой.
Для Павла Афанасьевича на первом месте стоит общественное мнение, он переживает только о том, что скажут в свете. Для него важнее выглядеть достойным, создать образ, а не быть таковым на самом деле. И что самое страшное, таковым является все дворянское общество Москвы того времени, ведь главный герой – типичный его представитель.
Представителем же «нынешнего» современного века является Александр Андреевич Чацкий. На момент описываемых событий герой не был в доме Фамусовых 3 года, так как странствовал по свету. В Софью он влюблен еще с юности и до сих пор сохранил нежные чувства. Но девушка холодна. Все переменилось. Чацкий – нежеланный гость, который высказывается против устоявшейся жизни этого дома и обитающих в нем людей.
Александр Андреевич высказывает в корне противоположное мнение на все затрагиваемые темы. Он рад служить, но не готов прислуживаться ради выгоды. Чацкий не станет надевать на себя маску шута и говорить то, чего ждут. Ему противно то общество, где личность со своими качествами и достоинствами потеряла всякую ценность. Значение имеют только чины.
Чацкий терпит поражение, но лишь только потому, что его лагерь отличается малым количеством. Раскол в среде дворянства уже наметился, он неизменно будет. Объявление Александра Андреевича сумасшедшим не позволит избежать перемен. Фамусовское общество лишь на время ограничило себя от них, лишь только передвинуло сроки неизбежного наступления «нынешнего века», которого они так боятся.
Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. В детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион[4]; через три года Грибоедов поступил в университет на словесное отделение Московского университета. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук. Умер Грибоедов в Тегеране 30 января 1829 года при расстреле. Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» — это черта Чацкого.
Главная мысль комедии показать противостояние старого и нового века. Точнее высмеять пороки старого века такие как крепостничество, карьеризм, подхалимство, низкий уровень образования. Ведь даже в самом начале мы видим из диалога Фамусова с его дочкой, что он ей запрещает читать книги, а наоборот говорит идти вечером на встречи. Фамусов и его общество олицетворяют минувший век ведь они живут прошлым они как уже было сказано против нормального обучения, у них так и остается чинопочитание, подхалимство, преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство, не ценят в людях личные качества, а чин и деньги. Этот век представляет собой часть московского дворянства, состоящее из Фамусовых, Хлестоковых, Тугоховски, и они живут по принципу: «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь/ потому что. / В чинах мы небольших».
Фамусов является одним из представителей прошлого века, со всеми характерными для того времени взглядами, манерами, действиями, высказываниями и единственное чему он преклоняется это чины и деньги. Характеризует своего барина служанка Лиза. Фамусов живет по старинке, своим идеалом считает своего дядю, Максима Петровича, который «в чины выводит» и «пенсии дает». Также огромным пороком является бедность в обществе Фамусова, но все же он проявляет искреннюю заботу о своей дочери. Но все же это общество обладает большой силой. И наш главный герой оказывается жертвой того времени. Его упрямство и дерзость стали причиной неприязни общества Фамусова к нему. Но в беседе со Скалозубом Фамусов всё-таки неплохо отзывается о Чадском. И ему жаль что нет такого человека в его окружении, но Чадский хочет служить делу которое ему нравиться, а не лицам. Софья и Молчалин сверстники Чадского, но из-за того что они воспитывались в этом обществе то довольно таки неглупые люди стали на одну сторону с обществом Фамусова. Чадского спас его отъезд, ведь скорей всего с ним бы произошло тоже самое что и с Софией.
Чацкий, не приемлющий идеи и нравы «века минувшего», становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе. И оно его отвергает. Чацкий не находит дружеского сочувствия, он не принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать в таких условиях.
«Век нынешний» и «век минувший» сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. «Век нынешний» сменяет «век минувший», ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.
Грибоедов сознательно сталкивает в комедии «век нынешний» и «век минувший». Для чего? Для того, чтобы обнажить проблемы и того, и другого века. А проблем в России много – крепостное право, воспитание и образование молодёжи, производство в чины. Нынешний век представлен молодым дворянином Чацким, получившим образование в Европе. Он хочет применить полученные знания в России. Но, увы, Россия живёт в веке минувшем с его страшной, уродливой язвой – крепостным правом. Минувший век представлен консерваторами-феодалами во главе с Фамусовым. Они не собираются без боя сдавать свои позиции. И вот скрестились шпаги словесной дуэли, только искры летят.
Первый раунд – отношение к богатству и чинам. Молодёжь готова и хочет служить России. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Это лозунг Чацкого. А что Фамусов может предложить в ответ? Служба, передающаяся по наследству. Его идеал – дремучий дядя Максим Петрович (и где он только его откопал)? Он служил ещё при Екатерине Великой, и не важно, что он был глупым шутом.
Раунд второй – отношение к вопросам воспитания. Выпад Фамусова – образование не нужно, оно страшно, как чума. Образованные люди опасны и страшны. Но следуя моде, нанимают иностранных учителей. Чацкий парирует – Россию он видит образованной, просвещённой, культурной. Чем-то напоминают идеи ранних декабристов.
Раунд третий – отношение к крепостному праву. Чацкий в негодовании – он не понимает, как люди людей продают, как скот, меняют, на них играют в карты, разлучают семьи, отправляют в далёкую холодную Сибирь. Для Фамусова это обычная практика.
«Век минувший», как и зачастую принято в России, борется не по правилам, не честно. Если проигрываешь противнику, то надо его на какое-то время обезвредить и вывести из игры. Всё простенько и со вкусом сделано руками некогда любимой женщины. Чтобы не мешал ей и другим жить по-старому, она публично оклеветала Чацкого, сказав, что он душевно больной. Хорошо хоть не буйно помешанный, а то вообще бы изолировали от общества. А с больного человека что взять. Сам не ведает, что говорит.
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума”
Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» заключается в противостоянии образованного героя с передовыми взглядами и косной, консервативной массы — так называемого «фамусовского общества». Можно сказать, что в комедии «век нынешний» вступает в схватку с «веком минувшим».
Из резких споров и язвительных бесед главного героя комедии Чацкого с Фамусовым, Молчалиным, Скалозубом вырисовывается четкий портрет не только каждого из этих героев, но и того общества, что они представляют.
Мы узнаем, что Чацкий — человек прогрессивный и демократический, личность, полная чувства собственного достоинства. Так, он заявляет Фамусову, что готов служить, но по «новым законам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
По мнению же Фамусова, «служить» — это уметь пользоваться возможностями, которые плывут в руки. Да при этом еще нужно помочь обзавестись «теплым местечком» и своим родным, знакомым: «Ну как не порадеть родному человечку!» Сама суть «службы» мало заботит Павла Афанасьевича: «Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой».
Чацкий оценивает людей не по их богатству и связям, а по личным достоинствам — уму, образованности, порядочности. Кроме того, превыше всего Чацкий ставит свободу — в мыслях, чувствах, поступках. Он выступает за свободу выбора в занятиях (служить или не служить), в чувствах, вообще в жизни.
Фамусов же считает, что жить правильно — это значит жить так, как велят признанные в Москве авторитеты — дядя Максим Петрович или княгиня Марья Алексеевна. Ему вторит ровесник Чацкого — Молчалин. Этот герой думает, что сделать карьеру можно, лишь угождая всем вышестоящим: «…угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить…»
Чацкий глубоко убежден, что наступили новые времена, а «век минувший» отошел в прошлое:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
Он верит, что России необходимы реформы во всех сферах жизни. Так, например, Чацкий в своих монологах призывает прекратить преклонение перед иностранным и начать уважать «свое», русское. Монолог Чацкого о «французике из Бордо» — яркое тому подтверждение: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев».
Однако фамусовцы придерживаются совершенно другого мнения. Они считают себя носителями традиции, правильного образа жизни. А все, что не соответствует их представлениям об этом, герои стремятся уничтожить, потому что видят в этом опасность. Такой угрозой для фамусовского общества являются новые знания, просвещение, книги: «”Уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы да сжечь».
Мы видим, что все эти мысли главного героя встречают враждебный отпор представителей «века минувшего». Фамусовцы понимают, что взгляды Чацкого разрушают их привычный образ жизни, несут им гибель. Именно поэтому московское общество объявляет Александра Андреевича сумасшедшим («безумный по всему») и стремятся поскорее найти причину его «болезни»:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Да и Чацкий начинает понимать, что не встретит соратников в Москве. Разочаровавшись в Софье и ее окружении, герой практически убегает из Москвы, сломленный и разбитый:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Таким образом, представители «века минувшего» вынуждают Чацкого покинуть Москву, унося с собой «мильон терзаний». Однако автор показывает, что перемены, о которых так ратовал главный герой, неизбежны. Вскоре «век минувший» будет терпеть поражение за поражением, потому что будущее за взглядами, которые проповедуют представители «века нынешнего».
«Век нынешний» и «век минувший».
В комедии «Горе от ума», написанной в начале 19 века, А. С. Грибоедов касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры, актуальных в эпоху смены веков, когда меняются общественные устои и нарастают противоречия между представителями «века нынешнего» и «века минувшего».
В произведении встречаются люди разного общества от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Представителем передового, революционно настроенного общества является Александр Андреевич Чацкий, ему противопоставлено консервативное фамусовское общество, в которое входит и старшее поколение (Скалозуб, Хрюмина), и молодёжь (Софья, Молчалин). «Век минувший» – это не только показатель возраста, но и система устаревших взглядов.
Так в каких же вопросах заключаются основные противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим»?
Члены фамусовского общества ценят человека только по происхождению, богатству, а так же положению в обществе. Идеалами для них служат такие люди, как Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать». Все характерные черты чинопочитания того времени ярко выражены в образе Мочалина: он молчалив, боится высказывать свое мнение, ищет расположение у всех, чей чин выше его собственного, ради того, чтобы стать важным чиновником, он готов на многое. Для Чацкого главным человеческим качеством является богатый духовный мир. Он общается с теми, кто ему действительно интересен и не заискивает перед гостями дома Фамусова.
Цель жизни для Павла Афанасьевича и ему подобных – карьера и обогащение. Кумовство – обычное явления в их кругах. Светские люди служат не на благо государства, а ради личной выгоды, это подтверждает заявление полковника Скалозуба:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Чацкий же не желает служить «лицам», именно ему принадлежит высказывание: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Александр Андреевич – прекрасно образованный человек. Он три года провел за границей, что изменило его мировоззрение. Чацкий – носитель новых, революционных идей, но именно всё новое и прогрессивное пугает фамусовское общество, а источник «вольномыслия» эти люди видят в просвещении:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мыслей.
Общество увидело в Чацком человека, перечащего основным моральным устоям, именно поэтому слух о его сумасшествии так быстро распространился,, и никому не составило труда в него поверить.
У представителей двух веков разные взгляды на любовь. Фамусов из самого светлого и чистого чувства сумел извлечь выгоду: для своей дочери он избрал в мужья Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы». Понятно, что при таком отношении, о настоящей любви говорить не приходится. Чацкий много лет сохранял искренние чувства к Софье. Вернувшись в Москву, он надеялся на взаимность, но Софья оказалась под сильным влиянием общества её отца, а также, начитавшись французских романов, она нашла себе «и мужа-мальчика, и мужа-слугу» Молчалина, а он, в свою очередь, с помощью Софьи собирался получить очередной чин:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека
Единственный раз мнения Фамусова и Чацкого совпадают в вопросе о влиянии иностранцев на Россию, но у каждого на то свои причины. Чацкий говорит, как истинный патриот, он противник «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам, ему противно слушать речь людей фамусовского общества, где господствовало «смешенье языков: французского с нижегородским». Фамусов негативно относится к иностранцам лишь потому, что он отец, и его дочь может ненароком выйти замуж за какого-нибудь француза:
А всё Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моду к нам, и авторы, и музы:
Грабители карманов и сердец.
В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком минувшим». Он верит, что будущее принадлежит его собратьям по духу.
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была завершена в 1824 году. Она создавалась во время смены одного мировоззрения другим. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году. Основной проблемой произведения является противостояние двух эпох, проблема двух мировоззрений: “века минувшего”, защищающего старые устои, и “века нынешнего”, выступающего за решительные перемены.
Представителями «века минувшего» являются Фамусов и лица его круга. Они живут по старинке, поддерживают старые порядки. А «век нынешний» – Чацкий. Он как представитель молодого поколения поддерживает изменение порядка и не боится говорить правду в лицо. Чацкий возвращается в Москву к своей возлюбленной Софье, но видит, что та стала поддерживать взгляды своего отца, которым он был противник. Столкновение Чацкого с фамусовским обществом происходит в доме Фамусова, где они случайно встречаются. Между ними проходит разговор, в котором они оба обмениваются своими взглядами на жизнь. Чацкий высказал Фамусову всё, что думал о нём и людях его круга. Этим и началась борьба «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии «Горе от ума». Их первые противоречия проходят по поводу отношения к службе. Фамусов считает службу главным доходом, нужно иметь высокое звание и чин и не важно каким образом ты это получишь. Это значит что для того чтобы быть богатым надо уметь прислуживаться, тем более, что угодничество и низкопоклонство в фамусовском обществе считается почётным. Чацкий же имеет такое мнение: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Люди фамусовского круга не любили его и из-за таких мировоззрений и считали его сумасшедшим. Причём причиной сумасшествия по их словам были просвещение, образованность главного героя. Т.к. сами не стремились к образованию. Например, так об этом отзывается Хлестова:
“И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;
“Да от ланкарточных взаимных обучений»
Она любят власть, как и другие члены фамусовского круга, благодаря ей(власти) они имеют крепостных крестьян, причём делают с ними что хотят:
«…И честь, и жизнь не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!»
Чацкий осуждает их крепостнических взгляды, чинопочитание, невежество, преклонение перед всем иностранным, ничтожность интересов… Он критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание детей в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть души своей он вкладывает в обличение “пустого, рабского, слепого подражанья”.
По событиям в комедии мы видим, что в словах Чацкого автор обличает все пороки дворянства, т.е. взгляды Чацкого – это взгляды Грибоедова.
Добавил: oven95