Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи
Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?
Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?
Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?
Выводы
Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи
Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.
Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.
Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого.
Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало». Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.
Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?
Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.
Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.
Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?
Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»
Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».
Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине.
Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?
В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.
Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.
Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.
Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.
Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».
Выводы
Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.
Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»
Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика образов для сочинения по теме | источник
(646 слов) Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» является одним из наиболее поучительных и актуальных произведений отечественной литературы. Оно принесло небывалую славу писателю. В нем автор подверг осмеянию устои и нравы светского общества той эпохи. Известно, что Грибоедов задумал написать произведение ещё в 1816 году, однако работу над его созданием он завершил лишь в 1824 году, ведь задача была непростой. Уникальность данного произведения обусловлена тем, что оно совмещает в себе признаки сразу трех литературных направлений. Кроме того, своеобразие пьесы обусловлено наличием в ней двух конфликтов: социального и любовного. Социальный конфликт выражен в противостоянии двух разных мировоззрений. Главным героем данного произведения является Александр Чацкий. Он выступает за прогресс, в отличие от окружающих. Рассмотрим поподробнее, каким предстаёт общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Автор наглядно изобразил борьбу представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Консерватизм представителей «века минувшего» заключается в закостенелости взглядов, невежестве, предрассудках и ограниченности. Особое значение писатель придаёт описанию «старого общества». События разворачиваются в доме богатого чиновника, которого звали Павел Фамусов. Именно фамусовское общество олицетворяет в произведении «век минувший».
В образе Павла Фамусова Грибоедов воплотил малообразованного человека. К собственной работе герой относился пренебрежительно, несмотря на то, что он занимал высокое положение в обществе. Свои обязанности Фамусов выполнял спустя рукава, зато старательно пристраивал своих родственников.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну, как не порадеть родному человечку?
Павел Фамусов является жадным и корыстным человеком. Героя интересуют лишь те вещи, которые ему могут принести выгоду. Также Фамусов был очень зависимым от общественного мнения. Для него было главным, чтобы окружающие одобрили его поступки. На людях герой «монашеским известен поведением», зато он проявляет свою истинную сущность, пока никто не видит. Так, он пристает к служанке и грубо ругает крепостных, а для дочери ищет мужа не по заслугам, а по размеру кошелька. Поэтому весьма не удивительно, что Фамусов старается держать вокруг себя людей, которые похожи на него самого.
Полковник Скалозуб входит в окружение Павла Фамусова. Это очень ограниченный и глупый человек. Однако в представлении Фамусова Скалозуб является достойным женихом, ведь он богат, а его движение по карьерной лестнице успешно. Скалозуб проявляет знаки внимания дочери Фамусова. В данном союзе Фамусов видит выгоду, и это главное для него. Чувства для Фамусова не имеют никакого значения: «Кто беден, тот тебе не пара» — вот что он говорит Софье.
Молчалин также входит в окружение Павла Фамусова. Этот персонаж имеет низкий чин. Но ради достижения своих целей он готов прислуживать людям, которые занимают более высокое положение. Молчалин начинает ухаживать за Софьей из-за корыстных намерений. Он не питает к девушке никаких чувств. Молчалин является очень хитрым и лицемерным человеком. Но его поведение — это применение морали Фамусова в действии. Павел и его семья оказываются жертвами этой хищнической идеологии.
Старуха Хлестова — тоже яркий персонаж из фамусовского общества. Богатая дворянка не видит разницы между арапкой и собачкой. Для нее крепостные и людьми то не являются. Перед ней лебезят такие люди, как Молчалин, ведь она влиятельна.
Репетилов — достойное продолжение фамусовского общества. Он лишь повторяет модные сентенции о прогрессе, не понимая их. Сам же он женат на богатой девушке и живет за счет того, что так ругает.
Даже Софья является органичной частью фамусовского общества, ведь она беспринципно оклеветала человека, пытаясь ему отомстить. Она еще не завершила трансформацию, но уверенно идет по стопам своего отца.
Александр Чацкий является лишним человеком в этом обществе. Взгляды и убеждения этого персонажа существенно отличались от идеалов фамусовского общества. В образе Чацкого перед читателем предстаёт умный, рассудительный и порядочный человек. Обучение Александр проходил за границей. Когда герой вернулся на Родину, то столкнулся с представителями консервативного дворянства, которые не признавали прогресс и развитие. Разочаровавшись в окружении, главный герой решает покинуть дом Павла Фамусова.
Образы помещиков олицетворяют в произведении испорченное общество, для которого выгода является главной жизненной ценностью. Читатель презирает фамусовское общество из-за его нечеловеческого отношения к крестьянам, галломании, невежества, подлости. Александр Грибоедов наглядно продемонстрировал картину дворянского общества в своем произведении. Автор высмеял ложные человеческие ценности, продемонстрировал борьбу, которая происходит между новым и старым поколением. Именно такому бездушному обществу бросает вызов Александр Чацкий.
Автор: Виктория Комарова
(706 слов) Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», прогрессивный человек нового времени. Действие комедии начинается с того, что Чацкий возвращается из трехлетнего путешествия в свой родной город, в Москву, и замечает, что все сильно изменилось: он совершенно отделен от того общества, в котором он вырос, от тех людей, которые ему когда-то были очень близки. Все дело в том, что нравственные запросы Чацкого несоизмеримо выше тех проблем, которыми заинтересована фамусовская Москва. Герою чужды лесть, кумовство, чинопочитание. Ему не важно мнение некой Марьи Алексеевны, которое авторитетно для Фамусова. Чацкий не принадлежит к числу тех молодых людей, которые появляются в обществе, чтобы сделать себе блистательную карьеру, которые юлят, улыбаются тем, кому надо, и говорят ровно столько, сколько следует сказать. Героя можно по праву назвать проповедником новых идей. Именно из его уст исходит сравнение «века нынешнего» и «века минувшего». Герой отмечает, что «нынче свет уж не таков… вольнее всякий дышит …». Чацкого по праву можно сравнить со Стародумом из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», так как оба героя отказались от службы по одной и той же причине: «Служить бы рад, да прислуживаться тошно».
В знаменитом монологе «А судьи кто?» герой вскрывает все язвы «века нынешнего». Чацкий возмущенно говорит о том, что дожившие до седин пресекают стремление к наукам и искусству и в то же время поощряют отсутствие собственных мыслей. Героя так же волнует, что многие прислушиваются к «французику из Бордо» и внимают его речам, словно он какой-то идеал, а речь его – чарующая песнь, хотя, по правде сказать, он из себя ничего не представляет. Галломания – одна из проблем фамуского общества, с которой следовало бы бороться: Чацкий активно пропагандирует идею национальной самобытности, отрицает крепостное право, рабскую психологию. Морали Москвы старается противопоставить понятия о чести и добре. Но напрасно герой пытается изменить общество. Как было сказано в том же «Недоросле» устами Стародума:
«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».
Чацкий понимает это, когда сталкивается с философией Скалозуба и Молчалина, молодых и, казалось бы, прогрессивных, но утонувших в фамусовском обществе людей. Скалозуб – прекрасная партия для дочери Фамусова Софьи, так как он «метит в генералы». Только этим герой и отмечен в комедии. Намного интереснее личность Алексея Степановича Молчалина. Герой «уступчив, скромен, тих», но в то же время коварен и расчетлив. Он решил приволокнуться за Софьей, не испытывая к ней никаких чувств, чтобы быть ближе к Фамусову. В отношениях с Лизой, служанкой Софьи и возлюбленной героя, Молчалин настойчив и ради любовного успеха выказывает пренебрежительное отношение к дочери Фамусова: «Пойдем делить любовь плачевной нашей крали». Молчалин признает, что необходимо быть зависимым от других, ведь только так можно продвинуться по карьерной лестнице:
«Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья…» — заключает герой.
Ярким представителем фамусовского общества является сам Фамусов – поклонник старины и дворянских традиций. В комедии он выступает главным антиподом Чацкого. Фамусов одобряет крепостное право и, чувствуя свое превосходство над крепостными, обращается с ними как его душе угодно. Он называет их «чурбанами» и «ослами», считает, что они совершенно не достойны уважения за свой труд. Более того, по его мнению, крестьяне не люди, и с ними можно обращаться как со скотом, продавая и покупая их. Фамусов занимает высокую должность по службе. Его обязанности заключаются в подписи бумаг, заблаговременно подготовленных Молчалиным. Героя совершенно не заботит содержание бумаг, он следует одному только правилу: «Подписано, и с плеч долой!». Кроме того, благодаря Фамусову в Москве процветает кумовство: на службе герой окружил себя родственниками. Фамусов считает себя образцом, и поэтому отрицает любую критику в свой адрес.
Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к московскому обществу, ни к новым, прогрессивным людям. Героиня безусловно умна, и обладает она сильным характером, но выращенная в фамусовской среде, Софья не может полноценно отделиться от нее. Начитавшись французских романов, она влюбляется в Молчалина, не понимая, кто он на самом деле. Но когда ей открылось истинное лицо героя, она сумела признать свою ошибку, обличить подлость и безнравственность Молчалина, назвав его «подлецом». Софья также способна сформировать свое собственное мнение и благодаря этому активно противоречит отцу по поводу Скалозуба, что безусловно выделяет ее среди остальных героев комедии.
Чацкий, видя низость и подлость московского общества, решает уехать. Герой не может смириться с откровенным бездельем и равнодушием общества, которое только «шуметь» и может. Более того, его оклеветали сумасшедшим, что было последней каплей. Обманутый и оскорбленный, Чацкий понимает, что фамусовское общество не для него, и покидает Москву.
Автор: Полина Болондь
Сочинение.
Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени. Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия “Горе от ума”, написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было “Горе уму”, затем автор заменил его на “Горе от ума”. Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: “И в чтенье прок-от невелик”. Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина”. Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню. Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”. В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, “как делали отцы”. Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом. Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким: Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца- “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”. Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить “делу, а не лицам”. Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого — ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства. Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она — дочь своего отца. В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами” и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.
Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
Противостояние Софьи фамусовскому обществу
Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом
Трагедия Софьи Фамусовой
Выводы
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».
Противостояние Софьи фамусовскому обществу
Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.
Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.
С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.
В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.
Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом
Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье.
Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.
Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».
Трагедия Софьи Фамусовой
В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.
Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.
Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.
Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.
Выводы
Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.
Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.
Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.
Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.
Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»
Образ Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме | источник