Сочинение на тему образ владимира дубровского 6 класс по литературе с планом

Сочинения по литературе пушкин характеристика и образ владимира дубровского владимир дубровский представлен автором повести как молодой дворянин, который еще ребенком
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Характеристика и образ Владимира Дубровского

Владимир Дубровский представлен автором повести как молодой дворянин, который еще ребенком лишился матери и был практически лишен отцовского внимания. С восьмилетнего  возраста мальчика отдали на воспитание в Кадетский корпус, где он готовился к военной службе.

Отец полностью оплачивал обучение и содержание сына, но не уделял ему внимания. После поступления в гвардию корнетом, Владимир окунулся в роскошную и привольную жизнь петербургской знати. Не заботясь о сбережениях отца, он играл в карты, проигрывая значительные суммы денег. Чтобы расплатиться с долгами и продолжать такой стиль жизни, Дубровский надеялся удачно жениться. Однако поискам богатой невесты помешало письмо отца, ради которого пришлось оставить службу и развлечения. Сын приехал к постаревшему и обедневшему родителю, который не мог самостоятельно справиться с имением и судебным делом о долгах. 

В критической ситуации проявляются положительные черты характера главного героя. Так, он отличается рассудительностью и решительностью. Он всеми силами пытается помочь решить проблемы и тяжбы своего отца, успокоить негодующих крестьян. Он встает на борьбу с несправедливостью в лице нового помещика — грубого Троекурова.

Угнетенное состояние крестьян и общение с ними помогли герою повести стать более нравственным, сознательным. Он понимает человеческое страдание, сочувствует угнетенным, но не разделяет их бунтарские взгляды. По мнению дворянина, бунт должен быть не вооруженный, а гуманный. Хотя он пробовал методы разбойников для спасения жителей Кистеневки. Во время ограбления Дефоржа, планирующего устроится преподавателем в семье Троекурова, Дубровский похищает его документы. Под чужим именем он устраивается в доме обидчика, однако желание отомстить пропадает после встречи с дочерью барина, Машей.

Чувствам молодых людей помешал отец девушки, выдавший ее замуж за соседа. Дубровский всячески пытался помешать этому браку, выступая в роли романтического рыцаря. Его авантюры были для того времени неожиданными и характеризовали его как героя нового типа, способного на большие и смелые поступки.

Сочинение на тему Владимир Дубровский

При первом знакомстве читателя с Дубровским, складывается впечатление, что это человек уверенный в себе. Он молод и совершенно не мучает себя мыслями о деньгах. Вопрос денег никогда не стоял ребром для Владимира, ведь он был один в семье, а отец давал ему столько, сколько он и не ожидал получать. Легкие деньги легко и тратились. Владимир вел образ жизни, как говорят «на широкую ногу», играл в карты, мог взять в долг. Изначально образ молодого человека не казался каким-то выделяющимся, он был обычным парнем из состоятельной семьи.

Казалось, что Владимир не имеет в себе никаких отличительных качеств, что в будущем он будет богат и безразличен к бедам других. Но, это только первое впечатление. Главный герой произведения в душе оказался настоящим сыном, который впитал от отца все самые хорошие, человеческие качества. Когда он узнал, что его отец заболел, то, не задумываясь, поехал домой.  Когда Владимир узнал, почему его отец заболел, он решает мстить. Виной был Троекуров. Владимир не из тех людей, которые могут прощать обиды, тем более те которые затрагивают его семью. Но, Дубровский не теряет рассудок в порыве мести. Он устраивает разбойные нападения, но только на тех, кто действительно виновен. На тех, кто из-за денег утратил человеческий облик.

Также автор подчеркивает то, что у Владимира есть глубокое ощущение товарищества, это чувство имеет место быть в его жизни. Однажды на дороге ему попался человек, который вес деньги для офицера, но Дубровский не ограбил его, а вернул деньги назад. Когда Владимир встретиться с мамой этого офицера, то скажет, что Дубровский также являлся офицером, поэтому не мог обидеть товарища.

Также подчеркивается факт благородства Дубровского. Люди верят ему и уважают. Все жители имения отца, которое раньше принадлежало ему, стали на сторону Дубровского. Для Дубровского это было не хорошо, ведь велика жертва. Владимир знал, что обречен, поэтому не хотел ввязывать в это людей. Он говорит людям, чтоб они расходились и это действительно был самый правильный вариант.

Главный герой раскрывается перед читателем, он уже не такой, какой был в начале произведения. Это сильный, мужественный и справедливый человек. Совсем другое дело, когда Владимир встречается с любимой девушкой Троекуровой. Владимир понимает, что ложь и любовь не могут существовать. Дубровский рассказывает девушке кто он и чем он занимается. Герой раскрывается и дает право выбора девушке. 

Вариант 3

Произведения, основанные на реальных событиях всегда оставляют в душе неизгладимый след. Они наполнены реалистичностью, жизнью и болью. Таким произведением является роман Александра Сергеевича Пушкина Дубровский, который является отражением событий в послевоенное время в 1812 году, то есть восстание крестьян.

В данном произведении читатель видит многообразие русской жизни со всеми ее радостями и неудачами. Забавы крестьян добавляют роману некую улыбку. Через Владимира Дубровского, который является главным героем романа, раскрывается вся суть нравов русской деревни. В порядке повествования можно заметить, что взгляды на мир Дубровского меняются.

В начале романа главный герой предстает перед нами единственным сыном барина, воспитанным в богатстве гувернерами. Обучение прошел в кадетском корпусе, отслужил в полку в Петербурге и никогда не мог себе представить как живут крестьяне. Его жизнь наполнена развлечением, играми и тратой денег, но письмо пришедшее к нему взбудоражило его и

Жизненные обстоятельства разворачиваются таким образом, что после гибели отца Дубровский теряет свое имение. Это начинает менять его изнутри, так как приходит понимание, что он остался один на свете. Его сердце заполняется злостью и жаждой мести за несправедливую жизнь обиженных крестьян. Он начинает грабить только богатых, никому не причиняя вред. И вот однажды проникнув в дом Троекурова с планом мести, у него появляются страстные чувства к Марье Кириловне. Любовь настолько проникает в его сердце и в душу, что он отказывается от своих планов мести. Только на этом моменте Александр Сергеевич дает нам внешнее описание Дубровского. Он имеет средний рост, русые волосы, приятное лицо с карими глазами и прямым носом. Его храбрость привлекает наше внимание и хладнокровность в части романа с медведем говорит о его сильном духе.

Особое место в романе можно отнести признание Дубровского Марии о том, кто он на самом деле. Его благородство и честность удивляет и восхищает. Но как бы не радовали все последующие события Пушкин дает нам понять, что Дубровский останется в одиночестве.

Сочинение №4

В образе Дубровского автор изобразил и благородного разбойника, и типичного молодого дворянина, обладавшего качествами, которые должны были присутствовать у достойного представителя этого сословия.

Сначала Владимир Дубровский был зачислен отцом в гвардейский полк, где вел жизнь типичного офицера привилегированной воинской части, проигрывая в карты большие суммы.

После смерти отца и потери имения, который неправедным путем отсудил Троекуров, Владимир возвратился в родные мета и принялся мстить. Сожжение им дома, чтобы тот не достался врагу, показывает решительный характер и бескомпромиссную позицию молодого дворянина. С другой стороны, он не был типичным крепостником, угнетавшим крестьян. Именно по этому, бывшие крепостные Дубровских пошли за молодым барином и создали банду, грабившую окрестных помещиков. Главарь разбойников должен был быть справедливым для своих, храбрым и умным человеком. В противном случае его пребывание в этой роли оказалось бы недолгим.

Кроме того, Дубровский сохранил классовую солидарность. Он отдал отнятые деньги, стоило ему узнать, что они предназначаются гвардейскому офицеру.

Проникновение мстителя в дом своего главного врага – Троекурова под видом учителя-француза, также показало актерские способности и способность делать нестандартные ходы. Запертый в комнате с медведем, куда его заперли, чтобы посмеяться над страхом француза перед зверем, несло риск разоблачения, что он не тот, за кого себя выдает. Однако дворянская гордость оказалась сильнее даже страха провалить дело мести и лишиться свободы или жизни.

О любви Дубровского к дочери Троекурова можно сказать то же. Молодой дворянин, воспитанный в романтическом духе, оказался всецело поглощен возникшими чувствами. Провал попытки соединиться с Машей, которая была против воли выдана замуж, заставила мужественного, но слишком романтичного героя бросить дело мести и людей, доверившихся его руководству.

Дворянин, в конце концов, победил в Дубровском разбойника.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Владимира Дубровского

Характеристика и образ Владимира Дубровского

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Причины перемен в жизни человека

    Внутренние перемены в жизни человека случаются под влиянием каких-то важных событий. Проверим это утверждение на примерах.

  • Хорь и Калиныч сравнительная характеристика сочинение по Тургеневу

    Хорь — один из главных героев произведения. Он очень деловой человек, который всегда мыслит рассудительно. Находясь вдалеке имения и помещика

  • Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение

    Петя Трофимов в пьесе «Вишнёвый сад» с первого своего появления предстаёт в образе студента. Если быть точнее, он из той категории студентов, которые не раз были отчислены с учебного заведения.

  • Золотая пора детства в произведении Детство Толстого

    Детство – это возрастной период от младенчества до юности. Главным героем в повести «Детство» оказывается мальчик- Николенька Игнатьев.

  • Сочинение на тему Настоящая любовь

    Любовь является самым высоким и настоящим чувством, которое испытывал любой человек в своей жизни. На свете существует разная любовь. Например, любовь к животным. Животные очень чувствуют любовь от человека и тянутся к нему

Как написать сочинение по Дубровскому, 6 класс

Если есть выбор тем, нужно взять ту, которую лучше знаешь. После этого составляют план сочинения. План обычно показывает степень осведомленности по теме. Остановимся на теме «История жизни Владимира Дубровского». Рассказ о жизни Дубровского можно начать с истории, рассказанной Пушкину приятелем. Основная часть посвящена жизни Владимира. В заключении оценить значение образа. Составив план, собирают материал и приступают к написанию сочинения.

План.

  • Прототип Дубровского.
  • Детство Владимира.
  • Жизнь в Петербурге.
  • Болезнь отца.
  • Дубровский стал разбойником.
  • Дефорж-Дубровский.
  • Любовь к Маше Троекуровой.
  • Слухи о Дубровском.
  • Значение образа.
  • Приятель Пушкина рассказал ему историю дворянина, который судился с соседом за землю и проиграл суд. Его лишили имения, тогда он с крестьянами стал заниматься грабежами. Пушкин использовал этот случай из жизни для создания романа «Дубровский».
  • Детство главного героя романа Владимира Дубровского проходило в отцовском имении Кистеневка. Мать его умерла, когда он был еще маленький. Он остался на попечение отца и няни.
  • Владимиру было семь лет, когда отец отправил его в Петербург в Кадетский корпус. Закончив его, молодой человек служил в одном из гвардейских пехотных полков в Петербурге. Отец ничего не жалел для сына, поэтому тот ни в чем себе не отказывал.
  • Счастливая жизнь для Владимира закончилась, когда отец поссорился со своим соседом. Богатый и всемогущий Троекуров лишил Дубровских имения. Старшего Дубровского хватил удар, вскоре он умер. Владимир остался без средств к существованию.
  • С крестьянами, которые не хотели служить Троекурову, он ушел в лес и стал разбойничать. Они грабили проезжих, поджигали усадьбы. Вся округа жила в страхе. Атаман в рассказах жителей выглядел смелым и благородным. Все сошлись во мнении, что это молодой Дубровский. Так оно и было.
  • Первый удар предназначался Троекурову, но, увидев его дочь, Дубровский не смог причинить вред главному обидчику. Он под именем учителя Дефоржа проник в дом Троекурова. Когда его тайна грозила стать известной, он признался Маше в том, кто он такой на самом деле. Владимир сказал Маше, что любит ее, и взял с нее обещание обратиться к нему за помощью, если потребуется.
  • Отец выдал Машу замуж за князя Верейского. Дубровский не успел помешать этому. Маша стала недосягаемой.
  • Владимир распустил своих крестьян. Сам же, по слухам, уехал за границу.
  • Образ Дубровского показывает отношение автора к нравам, царящим в помещичьей среде. То, что произошло с Владимиром, не было исключением. Власть и деньги могли совершать любые беззакония.

Подготовка к сочинению-рассуждению по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

« Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми». С.П.Бернарден

« Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. Шопенгауэр

Вопросы учителя

. Актуальна ли данная проблема для нашего времени?

Ответы учеников: Да, в настоящее время тоже существуют люди, жестокие по отношению к животным.

Устное конструирование текста

. Итак, используя записанную модель и подобранные материалы, создайте устное сочинение на 2 тему. Учтите, если тема не является вопросительным предложением, в качестве тезиса можно использовать ваше объяснение данной фразы. Можно попробовать задать к данному афоризму вопрос «Почему?». Ваш ответ на него будет тезисом. Аргументами, как и в 1 случае, будут эпизоды из текста, их анализ.

Выслушиваем ответы ребят.

Первичное закрепление. Практическая работа по самостоятельному формулированию темы сочинения и подбору материала

.

Практическая работа с раздаточным материалом.

Перед вами несколько афоризмов. Прочитайте их и попробуйте сформулировать тему сочинения, для которого эти афоризмы можно использовать в качестве эпиграфа или вступления. Запишите темы в тетрадь.

«Благородству присущи и смелость и честь». (Омар Хайям)

«Кто мужествен, тот смел». (Цицерон)

«Смелым помогает судьба». (Вергилий)

«Истинно благородный человек не рождается с великой душой; но сам себя делает таковым великолепными своими делами». (Петрарка Ф.)

«Благородный человек — тот, в ком добро, смелость и честность преобладают над злом, слабостью и эгоизмом» (Цицерон)

«Смелость — начало победы». (Плутарх)

«Храброму — вся земля родина». (Овидий)

Примерные темы ребят:

-Что такое смелость и благородство?

-Какого человека можно назвать благородным?

-Легко ли быть смелым?

-Человек рождается смелым и благородным или таким воспитывает себя сам?

-Когда человеку необходима смелость?

Беседа по вопросам

:

Как бы вы сами ответили на ваши вопросы?

Одинаковый ли ответ предполагается на данные вопросы?

Что у нас получилось, когда мы отвечали?

Ответы учеников будут содержать их представление о смелости и благородстве. Умение преодолевать свой страх являются истинными показателями смелости. Великодушие, доброта, милосердие по отношению к слабым, умение прощать врагов, чувство собственного достоинства – признаки благородства. Ответы на эти вопросы будут тезисами сочинения.

Вопросы

:

Можно ли в романе «Дубровский» найти примеры благородства и смелости, проявленных героями? Самостоятельно подберите такие эпизоды, если выберете эту тему для своего сочинения. Чем будет анализ приведенных эпизодов в вашем сочинении? Чем закончите свое сочинение?

План к роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Составьте план всех глав в той последовательности, в какой они описаны в романе. Восстановите истинный ход событий. С какой целью А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?

1. Дружеские отношения Троекурова и Дубровского. 1.1. Осень. Охота. 1.2. Ссора между Троекуровым и Дубровским. 1.3. «мелкопоместный грубиян; я хочу взять у него имение…!. 1.4. Неприятное письмо из суда. 1.5. Приглашение в суд 2. В суде. 3. Письмо няни к Владимиру. 3.1. Приезд Владимира. 4. Кистеневка переходит во владение Троекурова. 4.1. Желание Троекурова к примерению. 4.2. Смерть Дубровского. 5. Похороны Дубровского. 5.1. Приезд чиновников. 6. Размышления Владимира и прощание с поместьем. 6.1. Пожар в поместье. 7. Вести о пожаре. 7.1. Появление разбойников. 8. Француз-учитель. 8.1. Разговор Троекурова с французом. 8.2. Развлечения Троекурова. 8.2. Дефорж убивает медведя. 9. Накануне праздника в с.Покровское. 9.1. Торжественный обед в Покровском. 9.2. Рассказы Спицына и Глобовой. 9.3. Приметы Дубровского. 9.4. Рассказ, как Дуфорж убил медведя. 10. Праздник закончен . 10.1. Антон Пафнутьевич ложится спать в комнате Дубровского. 10.2. Дефорж-Дубровский грабит Спицына. 11. Учитель-француз ждёт лошадей доме смотрителя. 11.1. Дубровский покупает у француза документы. 11.2. Дубровский с бумагами француза приезжает к Троекурову и становится учителем Саши. 11.3. Утренний отъезд ограбленного Спицына. 12. «…сегодня в семь часов в беседке у ручья». 12.1. Разговор Маши с Дефоржем-Дубровским. Признание, что он Дубровский. 12.2. Обещание помощи. 12.3. Взволнованая Маша возвращается домой. 12.4. Исправник приехал к Троекурову, чтобы арестовать Дефоржа-Дубровского. 12.5. Дефоржа не нашли, «отправляйся-ка восвояси…». 13. Князь Верейский в гостях у Троекурова. 13.1. Разговор о Дубровском. 13.2. Троекуров с Машей в гостях у Верейского. 14. Маша получает письмо. 14.1. Князь Верейский сватает Машу. 14.2. …»брак погал ее, как плаха, как могила…». 15. Свидание Маши с Дубровским у беседки. 15.1. «…несите кольцо сюда, опустите его в дупло этого дуба.» 16. Маша пишет письмо князю Верейскому. 16.1. «…папенька, не губите меня…». 16.2. «…угрозы! мне угрозы, дерзкая девчонка!» 16.3. Маша под арестом. 17. Просьба Марии Кирилловну к Саше. 17.1. Драка Саши с оборванным мальчишкой у дуба. 17.2. «Он украл из дуба кольцо…». 17.3. Приезд исправника к Троекурову. 17.4. Оборванного мальчишку отпускают домой. 18. Невеста готова. 18.1. Благословение отца. 18.2. Обряд венчания. 18.3. Обряд закончен. Они поехали в Арбатово. 18.4. «Вы свободны, выходите.» 18.5. «…я дала клятву…». 19. «Посреди дремучего леса…». 19.1. «Солдаты в лесу…». 19.2. «…к бою…». 19.3. Дубровский скрылся за границу.

Истинный ход событий. Дубровский встретил Дефоржа — франзуза-учителя — у смотрителя. Он ожидал лошадей, чтобы ехать в поместье Троекурова в качестве учителя для Саши. Дубровский уговорил француза продать ему свои документы и вернуться в Париж. С бумагами Дефоржа Дубровский приезжает в поместье Троекурова и становится учителем Саши. Далее у доме Троекурова состоялся праздник, после которого пугливый Спицын возжелал ночевать в комнате Дефоржа. Спицын посчитал Дефоржа храбрым, так как тот не побоялся и убил медведя в доме Троекурова. Днем Дефорж, внезапно превращается в Дубровского и грабит Спицына. Испуганный Спицын уезжает из поместья Троекурова.

Пушкин нарушает временную последовательность событий для того, чтоб сделать тайну, вызвать напряжённую заинтересованность читателей, создать интригу.
Просмотры: 55 188

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Главным героем в произведении А.С. Пушкина «Дубровский» является Владимир Дубровский. Этот парень выходец из семьи бедных помещиков. Он смелый и серьезный. Обладает приятной внешностью. У него бледное лицо, ровный нос и русого цвета волосы. У парня приятный звучный голос. Дубровский выглядит довольно благородно.

Парень хорошо воспитан. Он добрый, честный, храбрый, великодушный. Ему присуща манерность. У Дубровского были недостатки, в принципе как у каждого человека. Он был очень расточительным и любил азартные игры. Проживая в Петербурге, он проиграл в карты большую сумму денег. Но, несмотря на это он остался человечным. Парень очень любил отца. Его заботило здоровье папы. Так же он хорошо и по-доброму относился к крепостным. Он влюбился в Марию дочь его врага Троекурова.

Все за, что он брался, у него с легкостью получалось. Он без труда выучил французский язык, прекрасно играл роль учителя. Он преподавал Марии, так же они вместе пели и танцевали. Еще он занимался уроками с Сашей (сын Троекурова), он преподавал ему географию и математику.

Троекуров ради своей забавы запер Дубровского в клетке с живым медведем. Он так развлекался, он получал удовольствие, когда другие испытывали чувство страха. В этой ситуации Дубровский показал свою храбрость и бесстрашие. Он не стал плакать и умолять о помощи. Он собрался с силами и убил огромного медведя. Дубровский затаил злобу на Троекурова. Он даже придумал план мести. Он хотел убить Троекурова, но не смог этого сделать потому, что любил Марию.

Дубровский был умным и мудрым человеком. Он был развит не по годам. Он хорошо планировал каждое дело и никогда не допускал ошибок. Парень увлекался психологией, поэтому хорошо разбирался в людях. Он их видел на сквозь. Он мастерски уговорил настоящего французского учителя отдать ему документы и разрешить Дубровскому выдать себя за преподавателя. Парень великолепно справился с ролью учителя и сумел втереться в доверие к Троекурову. Дубровский хорошо мог себя контролировать.

Дубровский это мужчина, который обладает необходимыми для жизни качествами и навыками. Он добрый, мудрый. Он владеет многими знаниями. Его можно считать противоречивым персонажем. У него много положительных качеств. Плохое в нем только то, что он мстительный и злопамятный. Пристрастие к картам так же не красит Дубровского. В принципе этого персонажа можно любить за его доброе сердце и ум.

Сочинение 2

Владимир Дубровский не хотел становиться разбойником. Но так жизнь повернулась. Он военный, обедневший дворянин, сын небогатого помещика. Ему 23 года, симпатичный молодой человек с карими глазами и светлыми волосами, всегда чисто выбрит, как и полагается военному. Он рано потерял мать, его сначала воспитывал отец.

А потом определил его в военное училище в Петербурге. Появился звучный голос и красивая осанка.  Владимир оканчивает кадетский корпус и получает назначение в гвардию в звании корнета. Впереди его ждала блистательная карьера военного. Он уже служит в элитном гвардейском полку.

Как все молодые люди того времени, Владимир не задумывается о своём будущем, проигрывает деньги в карты, тратит их на вино и женщин. Но внезапно тяжело заболевает отец, а потом умирает. И он вынуждено оставляет службу и приезжает своё родовое имение.

И тут выясняются подробности болезни и смерти отца. Соседский помещик Троекуров поссорился с отцом из-за его замечания по поводу крепостных крестьян. Тот затаил злобу на старшего Дубровского и решил разорить его. И с помощью купленных судей  отобрал дом и поместье. С Дубровским случился инсульт и он умер.

Сын решил отомстить за отца. А что ему остаётся делать? Без денег, без поместья, без родного гнезда. Отчий дом он поджёг, чтобы тот не достался Троекурову. Там чуть не сгорели чиновники, которые приехали описывать имущество. Крестьяне подпёрли входные двери.

Крепостных отпустил на свободу. Он помимо своей воли становится предводителем банды разбойников. Они грабят богатых, но не трогают бедных людей. И заполыхали окрестные поместья. Но поместье Троекурова он не трогал. Ему он придумал другую месть.

Владимир знает, что у Троекурова есть дочка, его ровесница. Вот он решает отомстить через неё и нанимается к ней гувернёром и учителем французского языка. Также учит её танцам и музыке. Но судьба сыграла с ним злую штуку. Он влюбился в девушку и открывается ей.

Троекуров не щадит никого, даже собственную дочь он решает выдать за старого князя Верейского. Влюблённые решают бежать за границу. Но у них это не получается. Владимир опаздывает, проходит венчание. Неравный брак заключён. Он не решается убить старого князя на глазах у Маши. Тем более, что сама Маша отвергает Дубровского.

Смысл дальнейшего существования потерян. Ради чего теперь жить? А главное, мстить. Дубровский распускает банду и уезжает за границу. И сразу же грабежи и поджоги прекращаются.

Характеристика Владимира Дубровского из романа Пушкина

Главный персонаж романа — Владимир  Дубровский. Это молодой человек привлекательной, но  ничем не выдающейся внешности.  У него  бледное лицо, русые волосы, большие карие глаза, прямой нос.

Владимир сын небогатого помещика Андрея Гавриловича Дубровского. Потеряв рано мать, он получает воспитание в  Кадетском корпусе Петербурга.  Затем поступает на службу корнетом  в гвардейский  пехотный полк.  Отец не жалеет средств на содержание сына. Владимир ведёт роскошный образ жизни, расточителен в  тратах,  играет в карты, живет в долг и не заботится о будущем. Он думает, что у него будет богатая невеста.

Неожиданное известие о болезни отца меняет все планы молодого человека на жизнь. Владимира мучают угрызения совести за то, что он не интересовался жизнью своего единственного родного человека. Он незамедлительно едет на помощь своему отцу.  Владимира ждут печальные события. Отец умирает, а родовое имение переходит во владения Троекурова, виновника всех бед Дубровских.

Молодой человек принимает решение сжечь свой родной дом, чтобы не оставлять его врагу и с верными ему людьми уходит в Кистинёвскую рощу. С этих пор он со своей шайкой грабит богатых помещиков и сжигает их дома. Все в округе удивляются, почему Дубровский не трогает  усадьбу своего заклятого врага Троекурова. Оказывается, когда он, следил за домом Троекурова, думая, как его лучше поджечь, чтобы перекрыть все выходы, неожиданно увидел там  Машу. Прекрасное видение останавливает преступные планы Дубровского. Он отказывается от мести Троекурову ради его дочери. С тех пор он мечтает быть рядом с Машей. Под видом французского гувернёра Владимир проникает в дом помещика.  За короткое время ему удаётся войти в доверие домочадцев и  расположить к себе не только Машу, но и её отца, проявив смелость и находчивость в схватке с медведем — любимом развлечение Троекурова.

Когда Владимиру грозит разоблачение, он вынужден покинуть дом помещика. На прощание Дубровский договаривается с Машей о том, что, если ей понадобится помощь, то она должна подать ему знак. В то же время Троекуров насильно выдаёт дочь замуж за нелюбимого богатого князя. Обстоятельства поворачиваются против влюбленных. Владимир не успевает спасти Машу от скоропалительного брака.

После всех событий Дубровский объявляет своим сообщникам, что он оставляет их, и разбойники сами вправе решить свою участь. Для этого у них достаточно средств на безбедное существование. После этого разбои  в округе прекратились, а Дубровский предположительно уехал за границу.

Таким образом, А.С. Пушкин показал нам доброго и благородного человека, которого несправедливость заставила встать на преступный путь.

Вариант 4

Александр Сергеевич Пушкин вошел в историю как талантливый писатель и поэт, который создал много замечательных произведений, который чтятся и читаются по сей день. К числу таких творений относится повесть под названием «Дубровский». Произведение по своей сути является чуток парадоксальным и вызывающим не мало противоречий и вопросов. Критиками был оценен нормально, также даже сегодня считается одним из лучших творений Пушкина.

В центре произведения разворачивается конфликт помещиков. После смерти одного из них, наследство переходит к его сыну, но другой, производя определенные незаконные махинации, лишает младшего Дубровского прав на владение усадьбы и пригребает к своим нечестным ручонкам все, что только можно. Теперь крестьяне, земля, дом – все принадлежит врагу покойного помещика. А его сынок остается ни с чем. Новый хозяин жестоко обращается с новоприобретенными слугами, да и не получается у него ими управлять и вести четко хозяйство.

Младший Дубровский уходит в лес. Спустя время крестьяне, считая Дубровского своим истинным хозяином, также уходят к нему. Там они занимаются разбоем, подобно какому занимался Робин Гуд. Тут начинаются настоящие приключения.

Что касается главного героя, его характера и других черт, то его можно отнести к числу мужчин, стоящих за правду. Дубровский отличается от своего отца тем, что он имеет более твердый характер и менее мягкий, чем был тот. Молодой человек амбициозен, не равнодушен к несправедливости и всегда борется за свободу, гордость и честь. Он в какой-то степени является примером настоящего дворянина. Чего нельзя сказать про его главного врага – Троекурова. Но судьба решает посмеяться над этим персонажем и заставляет его влюбиться в дочь злого помещики. После первой встречи Дубровский не в силах забыть о Маше. Автор показывает, что герой способен на настоящую любовь.

Лично у меня Владимир Дубровский вызывает двоякое отношение к себе. Месть – это плохое качество и может довести человека до ужасных дел. В то же время он хорошо относится к тем, кто является по сути его слугами. Он любит Машу Троекурову и желает ей добра, потому, чтобы не навредить, Дубровский не показывается на глаза ее отцу и не объявляет ему об отношениях Маши и себя.

В целом, Дубровский человек хороший, правдивый, честный, справедливый. Это вызывает уважение и вселяет надежду, что не все дворяне были грязными рабовладельцами.

6 класс

`

Образ Дубровского

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание картины Октябрь Волкова (4 класс)

    Большое многообразие состояний окружающего мира в осенний период радует не только представителей разных видов искусств, но и обычного наблюдателя за природой. Известный талантливый художник Волков В.В.

  • Сочинение по картине Девочка с персиками В. А. Серова (3, 6, 7 класс)

    Я вижу прекрасную картину знаменитого писателя Валентина Александровича Серова Девочка с персиками. В уютной комнате, где играются лучи солнца, за большим обеденным столом сидит девочка

  • Сочинение на тему Биология

    В мире много разных наук, и у каждой из них своё предназначение: у одной – исследовать и искать новые вещества, у другой – систематизировать и логически выстраивать различные алгоритмы, у третьей – открывать новые звёзды.

Приезд к отцу и жажда мести

После неприятного известия Владимир сразу же отправляется к отцу. За одной негативной новостью следует и другая. Дубровский узнаёт, что его отец — Андрей Гаврилович — находится в ссоре со своим бывшим другом Кириллом Троекуровым. Ведь Кирила Петрович, воспользовавшись ситуацией и положением, добился того, что Андрей Гаврилович лишился имения. Это становится причиной ненависти Дубровского по отношению к Троекурову.

Барин подкупил чиновников, но сама Кистеневка мало его интересовала. Он хотел лишь показать соседу свою власть, но почувствовал, что перегнул палку, и отправился просить прощения. Но когда он пришел, было уже поздно: Дубровский-старший был при смерти. Владимир выгнал непрошеного гостя, и Троекуров оставил свое решение в силе.

После смерти отца Владимир сжигает своё имение. За ним в неизвестность уходят и крестьяне — они не хотят служить другому барину. Дубровский собирает команду из верных ему крестьян и становится разбойником. Они начинают грабить богатых помещиков, замешанных в афере Троекурова, и помогать бедным.

Здесь можно проследить, как меняется характер и жизненная позиция главного героя. После смерти отца Дубровский примеряет на себя образ борца за правду и справедливость.

Сочинение 3

Идея создания романа «Дубровский» зародилась у Александра Сергеевича Пушкина во время беседы с приятелем, который рассказал ему историю о помещике Островском, проигравшего дело за свою усадьбу и пустившимся во все тяжкие со своими крестьянами. Впоследствии, его все-таки поймали и посадили в острог. Но идея о благородном разбойнике у Пушкина осталась и постепенно переросла в полноценное произведение.

Почему Владимир Дубровский хотя и был разбойником, но остался благородным? В первую очередь следует вспомнить, что на разбойничий промысел он пошел не по своей собственной охоте, а больше будучи вынужденным выбирать между бедностью и верными крестьянами, почитавшими отца и любящими Владимира, готовыми отомстить за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, виновником которой был Троекуров с его захватническими намерениями. Выбор для Владимира был очевиден.

Дубровскому можно приписать жестокий нрав за поджег своего имения, вместе со спавшими в нем подьячими. Но внимательный читатель обязательно про себя отметит, что виновником трагедии является кузнец Архип, который, ослушавшись приказания проверить, не забыл ли молодой Дубровский открыть двери, запер их, решив тем судьбу оставшихся ночевать. Желание же Владимира поджечь свое имение было вполне естественным и вытекает из одного несогласия отдавать его на произвол ненавистному Троекурову.

Впоследствии, новоиспеченный разбойник показывает себя в качестве русского Робина Гуда тем, что никого и никогда не убивает, а если и грабит, то имения только известных богачей, не трогая простых людей и честно относясь к таким же гвардейским офицерам, как, до недавнего времени, и он сам. Лучше всего он это демонстрирует, когда отпускает живым, невредимым и при деньгах приказчика Анны Савишны Глобовой, который должен был отправить ее сыну письмо и 2000 рублей на содержание. Не ограбив его, он, услышав о подлости проделанной этим приказчиком, заставил его вернуть присвоенный деньги и справедливо с ним разобрался.

О его благородстве говорит и то, что он смог отказаться от своей кровавой мести и уступил чувству куда более красивому и достойному уважения – любви. Полюбив Машу Троекурову он оставался верен своему обещанию не трогать никого, чтобы не замарать кровью свою возлюбленную. Даже когда князь выстрелил из пистолета ему в плечо, он отказывается мстить ему и не позволяет это сделать другим, покоряясь воле невесты и уходя ни с чем.

Впоследствии, уже не в силах вернуться к прежней жизни, он бросает разбойничий промысел и, по слухам, уезжает за границу.

Владимир Дубровский смог сохранить человеческий облик и даже встав на разбойничий путь не потерял своего прежнего доброго имени, не давая волю звериным повадкам ни себе и никому другому, оставаясь честным, справедливым, а порой и великодушным во всех своих поступках.

6 класс, 7 класс

Что помешало Владимиру осуществить свой замысел?

Неожиданно главный герой понимает, что влюбился в дочь своего заклятого врага Троекурова. Марью от знал ещё с детства, и сейчас был счастлив встретить её вновь. К тому же, девушка ответила взаимностью на чувства гувернера, хотя изначально ей мешали сословные предрассудки. Под воздействием нежных чувств Дубровский признаётся Марье, что хотел отомстить её отцу. В ответ героиня уговаривает любимого отказаться от его плана. И Дубровский, действительно, больше не хочет мстить Троекурову, чтобы не причинять боль своей возлюбленной. Владимир рассказывает Марье, кто он на самом деле.

В данном эпизоде перед читателем Дубровский предстаёт уже в ином образе. Он превращается в влюблённого юношу, готового пойти на любые жертвы ради счастья любимой.

План сочинения на тему дубровский

Примерные планы сочинений по роману Пушкина «Дубровский» !!! Планы на листочки с готовым сочинением переписывать НЕЛЬЗЯ! Первая тема Почему Владимир Дубровский стал разбойником? I. Вступление: требуется кратко рассказать об истории создания романа II. Основная часть: (занимает больше половины всей работы, в ней должны быть небольшие цитаты из текста романа, взятые в кавычки, и собственные рассуждения по теме сочинения. Просто пересказанный текст не считается сочинением!!!) 1) Краткая история героя: Владимир – сын А. Г. Дубровского, рано потерял мать, воспитывался в Петербурге, стал офицером, вел вольную жизнь – гл. III. 2) Характер героя. Честолюбие, расточительность, любовь и привязанность к отцу – гл. III; благородство – гл. V, где Дубровский заступается за Шабашкина; смелость, отвага, находчивость, решительность, хладнокровие – история в «медвежьей комнате». 3) Письмо из дому, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности – гл. III. 4) Болезнь и смерть отца, смутные сведения о виновнике всех несчастий – Троекурове (Владимир по реакции отца понимает, что именно Троекуров виноват в их разорении, отец не успевает ему ничего объяснить). 5) Последняя ночь Владимира в родном доме и решение поджечь его (уже преступный, с точки зрения властей, поступок). 6) Желание отомстить Троекурову и тем, кто считает богатство и власть выше закона. Смерть приказных (преступление, за которое должен был нести ответственность и Дубровский) – гл. VI. 7) Ответственность Дубровского за крепостных людей, разделивших его судьбу. Появление шайки «отважных злодеев».

Дубровский открывается Маше, объясняя, почему он стал разбойником: «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах» -гл. XII. 9) Дубровский – «благородный разбойник»: слухи о великодушии Дубровского – гл. VII, история Глобовой – гл. IX. 10) Авторские симпатии на стороне Дубровского. III. Заключение: требуется рассказать о своём впечатлении от романа и показать собственное отношение к главному герою. Размер заключительной части должен быть равен вступлению. Вторая тема История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой I. Вступление: требуется кратко рассказать об истории создания романа и о том, кто является его главными героями II. Основная часть: (занимает больше половины всей работы, в ней должны быть небольшие цитаты из текста романа, взятые в кавычки, и собственные рассуждения по теме сочинения. Просто пересказанный текст не считается сочинением!!!) 1) История героев и их семей: дружба отцов, оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны. Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира Дубровского – гл. I, IX. 2) Владимир отказывается от мести Троекурову, полюбив Машу, когда проникает в их дом ради мести – гл. XII. 3) Маша понимает, что неравнодушна к Дефоржу: история с медведем -гл. IX. 4) Объяснение Дубровского с Машей, его признание в обмане – гл. XII. 5) Маша боится и самого Дубровского, и чувства к нему: они разные и по происхождению, и по положению в обществе (Маша – аристократка, Владимир – разоренный дворянин, разбойник) – гл. XII. 6) Сватовство Верейского, угроза замужества. Согласие Маши принять помощь Дубровского – гл. XIV-XV. 7) Свадьба Маши. Маша проявляет твердость, верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но преступить клятву она не может – гл. XVIII. Отчаяние Дубровского. Дубровский оставляет шайку – гл. XIX. 9) Честь и верность данному слову как главные ценности для Владимира и Маши. 10) Авторское отношение к героям. III. Заключение: требуется рассказать о своём впечатлении от романа и показать собственное отношение к истории главных героев. Размер заключительной части должен быть равен вступлению. Третья тема Образ Владимира Дубровского I. Вступление: требуется кратко рассказать об истории создания романа и о том, кто является его главным героем и почему II. Основная часть: (занимает больше половины всей работы, в ней должны быть небольшие цитаты из текста романа, взятые в кавычки, и собственные рассуждения по теме сочинения. Просто пересказанный текст не считается сочинением!!!) 1) Краткая история героя 2) Характер героя. Честолюбие, расточительность, любовь и привязанность к отцу; благородство, смелость, отвага, находчивость, решительность, хладнокровие 3) Письмо из дому, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности 4) Почему Владимир Дубровский – благородный дворянин – стал разбойником? Появление шайки «отважных злодеев». 5) Ответственность Дубровского за крепостных людей, разделивших его судьбу. 6) Дубровский – «благородный разбойник»: слухи о великодушии Дубровского 7) Дубровский в доме Троекурова – своего врага Чувства Дубровского к Маше и история их любви 9) Как закончилась история Дубровского – благородного разбойника? 10) Почему авторские симпатии на стороне Дубровского? III. Заключение: требуется рассказать о своём впечатлении от романа и показать собственное отношение к главному герою. Размер заключительной части должен быть равен вступлению. Четвёртая тема Образ Маши Троекуровой I. Вступление: требуется кратко рассказать о том, кто является главной героиней произведения Пушкина и почему II. Основная часть: (занимает больше половины всей работы, в ней должны быть небольшие цитаты из текста романа, взятые в кавычки, и собственные рассуждения по теме сочинения. Просто пересказанный текст не считается сочинением!!!) 1) Краткая история жизни героини 2) Характер героини романа, её отношения с членами семьи 3) История взаимотношений Марии Крилловны и Владимира Дубровского 4) Что мешает счастью влюблённых? 5) Как Маша пытается бороться за своё счастье? 6) Как закончилась история любви благородного разбойника Дубровского и Марии Троекуровой? 7) Почему Маша не сбежала с Владимиром? Как автор относится к главной героини? III. Заключение: требуется рассказать о своём впечатлении от романа и показать собственное отношение к главному герою. Размер заключительной части должен быть равен вступлению. ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ ( третья тема) Образ Владимира Дубровского в повести А. С. Пушкина «Дубровский» В первое наше знакомство с Владимиром Дубровским перед нами предстает молодой, уверенный в себе и своем будущем дворянин, гвардейский корнет, мало когда задумывающийся о том, откуда берутся деньги и сколько их у его отца есть. С проблемой нехватки денег Владимир никогда не сталкивался, потому как, будучи единственным сыном своего отца, хоть далеко и небогатого дворянина, он “получал из дому более, нежели должен был ожидать”. А, известное дело, если деньги достаются легко, то очень легко с ними и расставаться. Так было и с Владимиром: “Он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”. Одним словом, наследник Андрея Гавриловича Дубровского в первое наше с ним знакомство показался нам ничуть не выдающимся, молодому человеку были свойственны все те шалости и поступки, которые, не задумываясь, можно приписать почти всем молодым людям его возраста и сословия. Читая о праздном времяпрепровождении юного Владимира в кругу своих друзей, представляешь, забегая наперед, этого молодого человека в недалеком будущем этаким самодовольным, глухим к чужим бедам, а порой и жестоким барином — подобием Кирилы Петровича Троекурова. Но очень скоро начинаешь понимать, что представления эти были ложными, потому как Владимир Дубровский — настоящий сын своего отца: такой же честный, справедливый, порядочный. Время, проведенное в кадетском корпусе, нисколько не повлияло на врожденные и заложенные отцом в детстве благородные качества. Узнав о болезни Андрея Гавриловича, сын, ни минуты не колеблясь, направляется к нему в поместье. Очень корит он себя за то, что долго не получая письма от родителя, сам не удосужился справиться о его здоровье. Родина для юного Дубровского — это не просто слово. Подъезжая к родительскому дому, узнавая родные и знакомые с детства места, “он смотрел вокруг себя с волнением неописанным”. Все в нём вызывало трепет и боль: и “березки, которые при нем только что были посажены около забора”, а теперь стали “высокими ветвистыми деревьями”, и “двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками”. Умиление и жалость вызвала у Владимира добрая его няня Егоровна, которую при встрече юноша обнял с нескрываемой любовью. Про встречу Владимира и Андрея Гавриловича написано всего несколько слов: “…Владимир с жаром обнял отца своего”. Но и этих нескольких слов достаточно для того, чтобы сделать вывод: сыновнее сердце за столь долгую разлуку не остыло, оно полно жалости, любви и сострадания. Более того, в этих нескольких словах, которыми автор передал встречу отца и сына, на мой взгляд, весь Владимир — прямой, сдержанный, немногословный — точная копия своего отца. Узнав о причине болезни Андрея Гавриловича, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский собирается мстить. Сносить обиды — не в его правилах. Но обида не ослепила Владимира: устраивая на дорогах разбои, он подвергает преследованию только виновных, по его мнению, людей, тех, которые из-за денег лишились своих человеческих качеств. Присуще Дубровскому и чувство товарищества. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти деньги, а возвратил их обратно. Потом, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: “Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища”. О благородстве и доброте Дубровского говорит и тот факт, что все жители бывшего имения отца тут же перешли на его сторону и готовы были сложить за него свои головы. Но принять такую жертву Владимир не согласился. Понимая обреченность своего и их положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. Это самое лучшее, что мог он для них сделать. Дубровский — сильный, смелый, бесстрашный. Вряд ли найдется тот, кто станет опровергать наличие этих качеств у молодого человека. Но зато каким робким и сдержанным кажется он нам на страницах, посвященных встречам его с любимой девушкой — Машей Троекуровой. Любовь для Дубровского — чувство чистое, возвышенное, обман и любовь для него — несовместимы. Поэтому и признается Владимир Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. Если собрать все вышесказанное о Дубровском воедино, то получится образ весьма привлекательный. Именно таким: честным, благородным, смелым, добрым и нежным хотел показать своего героя А. С. Пушкин. Что касается лично меня, то, познакомившись с жизнью и творчеством поэта, я и самого Пушкина вижу именно таким.

Сложная ситуация и свадьба Марии Троекуровой

Кирила Петрович Троекуров планирует отдать свою дочь замуж за богатого, но старого князя Верейского. Марья просит отца отменить свое решение, но ее мольбы тщетны. Отец заявляет, что знает, как лучше, а ее дело — подчиниться. Она надеется на помощь Дубровского, но бежать хочет лишь в крайнем случае. Она с нетерпением ждёт, когда Владимир спасёт её, и они будут вместе. Однако судьба оказалась неблагосклонна к возлюбленным. Кирила Петрович нашел тайник с их посланиями, находящийся в дупле дуба, и внезапно перенес дату свадьбы, чтобы Владимир не успел к нужному сроку. Дубровский опоздал, Мария обручена с другим. Она отказывается бежать вместе с Владимиром, так как ее обвенчали с другим, а она — верующая девушка. Владимир покорно принимает ее выбор. Из-за облавы властей он вынужден распустить свою шайку и скрыться.

На этом рассказ о жизни Владимира Дубровского заканчивается. Александр Пушкин оставил финал произведения открытым. Ведь неизвестно, как в дальнейшем сложилась судьба главного героя. Автор не успел завершить роман. Есть предположения, что Владимир должен был стать революционером.

Таким образом, Пушкин мастерски описал характер главного героя, а именно его изменение. Образ Владимира Дубровского весьма переменчив. Вначале это самоуверенный молодой человек, который ни в чём себе не отказывал. Далее он превращается в разбойника, желающего вернуть справедливость и помочь бедным. А в финале произведения Дубровский становится романтиком, готовым на всё, чтобы обрести счастье.

Автор: Виктория Комарова

Тема урока: Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

Цель: научить отбирать материал к сочинению, характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поступков и поведения. Задачи: •обучить составлению сложного плана; •подготовить учащихся к устному и письменному сочинению-рассуждению о героях изучаемого произведения. Оборудование: мультимедиа проектор. Место урока в учебном процессе: заключительный урок по роману «Дубровский» Ход урока 1.

Орг. момент. Знакомство с темой и целями урока. (слайд№1) 2.Определение формулировки темы сочинения. Учитель предлагает несколько тем о Троекурове: «Троекуров – старинный русский барин», «Троекуров и Андрей Дубровский » и тему «История жизни Владимира Дубровского». (слайд №2) — Какая из предложенных тем требует дать полную характеристику героя?

(первая и третья) 3. Составление плана предложенных сочинений 1) Характеристика Троекурова — Кого изобразил Пушкин в образе Троекурова? — Назовите и перечислите основные черты Троекурова.

-Почему Троекуров стал таким человеком? -Каково отношение Пушкина к таким людям, как Троекуров? — Какие мысли и чувства вызывает у вас образ Троекурова? — Какие художественные приемы использовал Пушкин, чтобы ярко нарисовать образ Троекурова? Примерный сложный план характеристики Троекурова (Первая тема сочинения) (Слайд №3) Троекуров жил в эпоху крепостного права и по своему рождению принадлежал к дворянам-помещикам, владевшим сотнями крепостных. Сознание своей власти над окружающими людьми, безнаказанности, раболепство, лесть окружающих, привычка считать себя выше других людей и ни с кем, кроме себя, не считаться, праздность, возможность выполнять все свои прихоти и капризы сделали его эгоистом и самодуром.

2) История жизни Владимира Дубровского. Это сочинение –рассуждение, в котором также необходима полная характеристика персонажа. •Что мы знаем о жизни молодого Дубровского до приезда к отцу? •Как отразилось на его судьбе известие о болезни отца?

Какие действия он предпринял и почему? •Что толкнуло Дубровского на преступление? Прав ли он в своем решении? •Как относится автор к Дубровскому? Из чего это видно?

Примерный план сочинения (слайд №5) 3) Троекуров и Андрей Дубровский Тема носит сопоставительный характер. Она дает возможность найти черты отличия и сходства двух героев. План для данного сочинения предлагается учащимся сделать самостоятельно, т. к.

аналогичный план составлялся в ходе изучения первых глав романа. В заключении можно сопоставить план, составленный учениками, и план, предложенный учителем, и внести коррективы.

Примерный план сочинения (слайд № 3) 4. Подведение итогов урока 5.

Домашнее задание(слайд №6) Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Назарово, Красноярского края» План-конспект урока литературы в 6 классе (по программе В. Я.

Коровиной) Подготовила и провела: учитель литературы МОУ Первомайской СОШ Атаманова С. Ю.

Другие части и похожие материалы:

  • Краткое содержание: «Дубровский» — Том первый
  • Урок внеклассного чтения по повести А. С.…
  • Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина…
  • Урок внеклассного чтения по повести «Дубровский»…

Разработка конспекта урока «»Дубровский» — роман о благородном разбойнике» (6 класс)

Урок литературы «»Дубровский» — роман о благородном разбойнике»

Цели:

Обучающая:

через анализ прозаического текста подвести учащихся к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа “благородный разбойник”;
Развивающая:
развить у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия текста;
Воспитывающая:
на примере образа Дубровского привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость, честность.

Оборудование:

авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации (Приложение 1), компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями (Приложение 2).

Методические приемы:

эвристическая беседа, диалог, слово учителя, проблемная ситуация.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости нашего урока! Меня зовут Наталья Михайловна. Тема нашего урока “Дубровский” — роман о “благородном разбойнике”. Запишите дату, тему урока и эпиграф (его мы записываем в правом углу тетради).

Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Оноре де Бальзака: “ К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”, к которому мы возвратимся в ходе урока. Так, сегодня мы обращаемся к одному из замечательных произведений А.С. Пушкина – роману “Дубровский”.

— Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.

2. Итак, начнем с анализа образа главного героя.

Мы попытаемся определить основные качества заглавного героя. Характер героя проявляется в поступках и взаимоотношениях с другими людьми.

  • При каких обстоятельствах мы знакомимся с главным героем? (Глава 3, 3-ий абзац: “Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”).
  • Как данный отрывок характеризует Владимира Дубровского? (Молодой повеса).
  • Как развиваются дальше события в жизни молодого человека?
  • Получив письмо из дома, Владимир вернулся домой в Кистеневку. Каким предстает герой в этом эпизоде?(Любящий сын).
  • Вы сказали о том, что Владимир едет домой. В каком состоянии он застает отца? Какие мысли овладели Владимиром, когда он узнал о бедственном положении отца? (Стремящийся к мести).
  • Осуществляет ли Дубровский это стремление? (Отчасти, потому что он собрал шайку, грабящую богатых путешественников).
  • Как относятся к молодому хозяину дворовые крестьяне? Почему крепостные пошли за барином? (Добрый, справедливый).
  • Зная, кто был главным врагом Дубровского, чему удивлялись окружающие и радовался сам Троекуров? Что заставило Дубровского отказаться от коварного плана – уничтожить Троекурова, заклятого врага?(Любящий).
  • Даже став разбойником, Дубровский остается служителем правды и чести. Вспомните рассказ Анны Савишны Глобовой (глава 9). Какие качества характера проявились в этом эпизоде? Приведите еще примеры(Благородный).

3. Давайте подведем итог.

Положительными качествами характера Дубровского (запишите в тетрадях таким же образом)

являются:

4. Возвратимся к эпиграфу

“К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа высказывание Оноре де Бальзака?

— Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста.

5. Учитель.

Пушкин следует литературной традиции, изображая образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в романтической литературе. Это человек благородного происхождения
(дворянин)
, который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило, мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по-настоящему благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества справедливости.

— Кого вы можете вспомнить из мировой литературы?

6. Посмотрим, какие определения дает С.Ожегов в своем толковом словаре.

Благородный

  1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
  2. Исключительный по своим качествам, изяществу.
  3. Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.).
  4. Употр. в составе различных терминов для обозначения чем-н. выделяющихся разрядов, пород. Б. металлы, б. олень.

Разбойник

  1. Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный негодяй (разг.).
  2. Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.).

7. И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника благородным?”

— Рассуждения ребят.

— Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора. По мнению многих литературоведов, А.С. Пушкин не смог ответить на этот вопрос. Известно, что существуют варианты продолжения романа:

  1. Смерть князя Верейского;
  2. Жизнь Марьи Кириловны;
  3. Вдова;
  4. Англичанин;
  5. Свидание.

Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Главный герой, Дубровский, терпит поражение, потому что убийство солдат, офицера не укладывается в понятие чести и справедливости, которых он придерживался. Так Пушкин развенчивает миф “о благородном разбойнике”. Возможно, он хочет показать, что разбой может привести к убийству, что грех может породить еще больший грех.

— Итак, к какому выводу мы приходим? — Пушкин показал благородного разбойника, но в то же время подталкивает к мысли, что понятия “благородный” и “разбойник” трудно совместимы. — Согласны ли вы с этим?

8. А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн.

Слово “синквейн

” происходит от французского слова, которое означает
пятистрочье
. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка.

    1 слово – понятие или тема
    (существительное).

  • Вторая строка.

    2 слова – описание этого понятия
    (прилагательные).

  • Третья строка.

    3 слова – действия
    (глаголы).

  • Четвертая строка.

    Фраза или предложение, показывающее отношение к теме
    (афоризм).

  • Пятая строка.

    1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

В качестве примера предлагаю синквейн о Золушке из общеизвестной сказки.

  • Золушка;
  • Бедная, работящая;
  • Страдает, мечтает, любит;
  • Верит в счастье, и оно приходит;
  • Счастливая.

Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.

  • Дубровский;
  • Храбрый, честный;
  • Защищает, мстит, любит;
  • Стремится быть справедливым;
  • Благородство.

9. Ребята зачитывают свои работы.

10. Выводы.

Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались проанализировать роман А.С. Пушкина; определили основные черты заглавного героя; рассуждали о литературном типе “благородный разбойник” и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения, потому что он борется за справедливость, честь и достоинство. Но вот дальнейшие действия однозначно оценить нельзя, так как оправдать убийства – значит оправдать зло. На нашем занятии каждый проявил творчество. Мы составили синквейн, который помог вам выразить свое отношение к герою. Работа показала, что вы умеете определять основные черты героев, выделять основные действия, отражать суть действия или понятия.

Выставление оценок.

11. Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру “Благородный человек – это …”.

Первая встреча с Владимиром

Владимир Андреевич Дубровский – молодой дворянин, офицер, который очень рано потерял мать. Ребенком его отправили на обучение в Петербург. «…Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию…»

. Молодой человек ведет веселую жизнь на средства родителя, предаваясь развлечениям и азартным играм. Его мало заботят вопросы о будущем, все, чего он хочет от жизни – удачно жениться.
«…Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости»
.

Письмо о тяжелом состоянии отца всколыхнуло в нем сыновние чувства, и он отправился домой, в Кистеневку. Здесь он переживает две страшные потери: умирает Андрей Гаврилович, а родовое имение переходит в руки человека, повинного в этом. Испытания помогают характеру Дубровского раскрыться, проявляется невероятная сила духа. Высокое чувство дворянской чести, унаследованное от отца, толкает его на путь мщения. Он не желает, чтобы его дом попал в руки Троекурова, и принимает решение сжечь его дотла. Не ведая, что в помещении заперты судебные исполнители, он вместе со своими крестьянами воплощает задуманное в жизнь. Вследствие этого чиновники погибают. Понимая, что теперь пути назад нет, Владимир с некоторыми своими крестьянами, которые отказываются переходить к Троекурову, организует шайку и уходит в лес. Отныне все его помыслы и дела направлены на месть всем богатым и жестоким помещикам.

Раздор между помещиками

Но однажды произошло событие, после которого друзья навеки стали врагами. Все началось с грубой шутки троекуровского псаря. Холоп Гаврилы Петровича осмелился заявить, что собаки барина живут лучше, нежели некоторые помещики. Подразумевал он, безусловно, Андрея Гавриловича. Старый дворянин холопской шутки не забыл. Но кто ответит за слова холопа? Безусловно, его хозяин.

Война сперва была «холодной», затем переросла в открытую вражду. Троекуров с помощью некоторых махинаций лишил своего бывшего приятеля родового имения. Андрей Гаврилович с тех пор тяжело захворал, о чем сообщили незамедлительно сыну, служившему в пехотной гвардии.

Качества характера Владимира Дубровского описаны автором довольно подробно. Человек, которому суждено было стать предводителем крестьян-бандитов, в юности имел нрав мягкий и беззаботный. Не случись роковой ссоры между его отцом и соседским помещиком, он, быть может, стал бы обычным представителем своего сословия, то есть – праздным человеком, прожигающим жизнь и остатки родительского состояния. Каким был характер Владимира Дубровского до того, как он получил известие о болезни отца и разорении родового имения?

Благородный разбойник

Владимир Дубровский, как справедливо указывают исследователи, во многом схож с образом благородного разбойника, героя западноевропейской литературы. Это сходство проявляется в том, что, желая отомстить, молодой Дубровский сжигает за собой все мосты, сознательно становится человеком, преследуемым законом. Он грабит только богатых и подлых помещиков, при этом проявляет благородство по отношению к бедным дворянам (история Анны Савишны Глобовой). Образ молодого разбойника у многих вызывает симпатии, особенно у женского пола. «Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического…»

.

Возвращение домой

Владимир во время службы был расточителен, немало проигрывал в карты. Но по возвращении домой, увидев отца, впавшего в совершенное детство, внезапно переменился. Он вдруг осознал, что несет ответственность за старого и больного родителя, за крестьян, дворовых. Дела Андрея Гавриловича находились в абсолютном беспорядке, он не мог дать должного объяснения своему сыну. Владимиру пришлось самостоятельно разбирать бумаги.

Владимиру Дубровскому шел двадцать третий год, когда он вернулся в родную Кистеневку. За долгие годы отсутствия он едва ли скучал по родовому поместью. Когда же вернулся домой, тоска овладела им. Кистеневка отныне принадлежала Троекурову. Дубровские в деревне, которая принадлежала им по праву, проживали последние дни. Андрей Гаврилович скончался спустя несколько дней после возвращения сына.

Испытание любовью

Дубровский проникает в имение своего врага под видом другого человека, входит в доверие к самому Троекурову, поражая своей смелостью и хладнокровием в схватке с медведем. Владимир влюбляется в дочь своего врага, Марию Кирилловну. Возникает конфликт между чувством личной мести и любовью. И он оставляет мысли об отмщении Троекурову, делая свой выбор в пользу нежных чувств. «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства»

. Он готов сделать все для счастья Маши, но не успевает спасти ее от ненавистного брака. Ему приходится удалиться, оставив Машу со старым мужем.

Внутренние качества

Владимир Дубровский стремился к справедливости. Он хотел отомстить человеку, который лишил его отца имения и фактически довел его до смерти. Владимир становится разбойником и грозой всех богатых дворян. “…Не на робкого напал: мой соколик и сам за себя постоит..

” сказано в кратком описании из текста.

Однако главное качество в характере героя – способность к любви. Именно оно останавливает героя от мести Троекурову. Владимир влюбляется в его дочь Марию и отказывается от злодеяний.

А. С. Пушкин показывает Дубровского как человека честного и справедливого, доброго и милосердного. Он не побоялся в одиночку пойти против важного человека в городе, крестьянам и людям бедным он не причинял никакого вреда, понимая, насколько тяжела их жизнь.

Владимир Дубровский смел и решителен. Чтобы дом его отца не перешел в руки Троекурова, он его поджигает.

Неоконченный роман

Образ Владимира, созданный Пушкиным, олицетворяет собой личность, не предрасположенную к незаконной деятельности, но вступающую на этот путь под давлением обстоятельств. Но к финалу произведения он осознает неправомерность своих действий и просит сообщников раскаяться и бросить это дело. «Он собрал всех своих сообщников, объявил им, что намерен навсегда их оставить, советовал и им переменить образ жизни. «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».

Концовка произведения остается открытой, Дубровский покидает шайку и, по некоторым сведениям, отправляется за границу.

Француз

А спустя несколько месяцев после пожара в имении Троекурова появился гувернер. Молодой француз предоставил документы, а после преступил к своим обязанностям, то есть обучению сына Троекурова грамоте и географии. Дефорж, а именно так звали вновь прибывшего гувернера, проявил в первые же дни пребывания в имении богатого и развратного помещика небывалую отвагу. Он, став жертвой жестоких троекуровских увеселений, оказался в клетке с медведем. Однако Дефорж, в отличие от своих предшественников, не струсил, а хладнокровно застрелил зверя.

Этим французом был русский дворянин Дубровский. Он долго вынашивал план отмщения Троекурову. И когда ему в один прекрасный день встретился француз, направляющийся в поместье недруга, он подкупил того и, получив документы, занял место учителя.

Владимир несколько месяцев изображал из себя иноземца. В нем ничего не выдавало русского офицера, если не считать случая с медведем. То, что ему удалось выдать себя за Дефоржа и обмануть Троекурова, говорит о его целеустремленности, хладнокровии. Однако план свой Дубровский не смог осуществить. Почему он и не отомстил Троекурову?

Сочинение 3

Александр Сергеевич Пушкин прослыл не только как гениальный поэт, но он также занимался написанием романов, повестей, рассказов. Также он провел большое количество реформ в литературном языке, чем улучшил ее и сделал ярче, разнообразнее, красивей и живее. Его перу принадлежит множество произведений, что не теряют своей актуальности и читабельности даже в сегодняшнее свирепое для бумажных книг и вообще литературы (в плане отношения к ней подростков и молодого поколения) время. Одним из таких важных произведений для нашего времени является роман под названием «Дубровский».

Александра Сергеевича Пушкина никогда не переставали волновать вопросы социального неравенства людей, а также проблемы состоятельности и бедности людей из одного сословия и то, как это влияет на их быт и простую жизнь. Роман «Дубровский» именно об этом.

Но кем же является главный герой произведения? Кто он такой? Чем дышит? Каковы его идеи? Чем можно оправдать его поведение?

Владимир Дубровский –это сын покойного помещика, который был менее богат, чем его друг и сосед по фамилии Троекуров. По сюжету наследство Дубровского Старшего удалось отсудить незаконным способом Троекурову. Потому он лишает сына покойного права распоряжаться имуществом и крестьянами. Ответом на такое отношение является уход Владимира в лес.

Владимир Дубровский – этакий Робин Гуд, созданный Пушкиным. Он человек, который не терпит несправедливости. Он презирает жестокость, потому он был добрым. Неспроста крестьяне с поместья решили примкнуть его.

Дубровский превыше всего ставит справедливость, свободу и правду. Он не может позволить того, чтобы что-то было незаконно совершено на его глазах. Он становится разбойником, уйдя жить в лес, но при это грабит только богатых людей.

Пушкин не лишил Владимира Дубровского способности влюбиться. Но он понимал, что Маша Троекурова – это дочь врага и ее отец не позволит быть вместе, потому он отказывается от ее. Можно сказать, что идеи для Дубровского играют очень большую роль по жизни.

Этот герой на сам деле очень добрый и щедрый человек, чего не скажешь про Троекурова.

Вот, кто такой Владимир Дубровский.

6 класс

Маша

Характер Владимира Дубровского, кратко описанный в статье, включает такие качества, как честность, бесстрашие. Он способен был дойти до конца для осуществления своего плана. Но проживая в доме Троекурова под видом учителя, Дубровский полюбил Машу. Владимир совершил немало хотя и благородных, но все же преступлений. Бывшие крестьяне из банды Дубровского грабили богатых помещиков и творили бесчинства. Однако же расквитаться с отцом любимой девушки (даже учитывая, что им был ненавистный Троекуров), Владимир не смог. Дубровский – герой, ставший символом благородства, чести и верности своему слову.

Дубровский характеристика образа Дубровский Владимир Андреевич

ДУБРОВСКИЙ

(Роман, 1832—1833; опубл. 1841)

Дубровский Владимир Андреевич — главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник». У Д., что в художественной системе Пушкина редкость, есть реальные прототипы. В 1832 г. в Козловском уездном суде слушалось дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову <…> сельце Новопанском». Писарская копия этого дела (с заменой Муратова на Д., Крюкова на Троекурова) включена в текст второй главы. Видимо, использовано и псковское предание о бунте крестьян помещика Дубровского (1737); и рассказ П. В. Нащокина о судьбе белорусского помещика Островского, оставшегося без земли и подавшегося в грабители; в планах и черновиках герой именуется то Островским, то Зубровским. Роман (а значит, и его герой) в равной мере ориентирован на российскую действительность и на литературную традицию. Пушкин ищет точку пересечения социальной роли «разбойника поневоле» и «романической» роли благородного разбойника. (Он прямо отсылает читателя к поэме А. Мицкевича «Конрад Вал-ленрод» и «массовому» роману X. А. Вульпиуса «Ринальдо Ри-нальдини, предводитель разбойников» — рус. пер. 1802—1803; рассчитывает на параллель с Карлом Моором Шиллера; но также имеет в виду оппозицию джентльмен-разбойник, восходящую к роману Бульвер-Литтона «Пэлем, или Приключения джентльмена», «разбойничью» тему романов В. Скотта «Роб Рой» и Ш. Нодье «Сбогар»; все это осложнено социальным анализом в духе новейших романов Ж. Санд и О. де Бальзака.) В этой точке и сфокусирован образ Владимира Д. — одновременно и очень условный, и очень реальный.

«Предыстория» героя вполне литературна; набор биографических подробностей типичен. С 8 лет Д. воспитывается в петербургском кадетском корпусе; как молодой офицер из бедной семьи, он кутит, играет в карты, влезает в долги — и мечтает о богатой невесте. Получив известие о болезни отца, Андрея Гавриловича, а главное — о беззаконном отнятии единственного имения Кистеневки в пользу богатого соседа-самодура Кирилы Троекурова, Д. отправляется домой. Проезжая мимо имения Троекурова, он с нежностью вспоминает о детской дружбе с дочерью «злодея», Марьей Кириловной; дома застает отца при смерти.

Ситуации, в которых отныне предстоит действовать Д., также романически-традиционны.

Сначала, даже не выйдя на порог (что важно; это впоследствии позволит ему остаться неузнанным), Д. разрывает отношения с Троекуровым, приехавшим мириться. Затем, после похорон, приказывает поджечь дом, по суду отошедший врагу, — и вместе с крестьянами подается в родную кистеневскую рощу, чтобы грабить неправедных помещиков. (Само название имения Д., намекающее на разбойничий кистень, как бы заранее предполагает такой поворот событий.) Отныне он словно перестает быть реальным человеком, мелкопоместным дворянином и превращается в персонажа легенды о Роб Рое. Он полностью обособляется от своего настоящего лица. Поэтому помещицу Анну Са-вишну Глобову, которая рассказывает гостям Троекурова о Д., явившемся к ней под видом генерала и разоблачившем вора-приказчика, ничуть не смущает, что ее гость был черноволос, как герой Отечественной войны генерал Кульнев, и на вид имел 35 лет, тогда как «настоящий» Д. светловолос и юн — ему 23 года. (О чем тут же сообщает исправник, зачитывающий приметы Д., в которых почти полностью повторены приметы Лжеди-митрия из драмы «Борис Годунов».)

К этому моменту читатель уже должен догадаться, что Д. сидит среди гостей, — ибо он пробрался в дом Троекурова под видом учителя-француза Дефоржа, выписанного для маленького Саши, сводного брата Марьи Кириловны. (Подробнее о «сцене с медведем», в которой «Дефорж», только что прибывший в дом Троекурова, проявляет героическое хладнокровие в сцене травли медведем и «влюбляет» в себя Машу.) Естественно, использованы все сюжетные возможности такого положения. В комнате «Дефоржа» ночует помещик Спицын, чье лжесвидетельство как раз и позволило Троекурову обобрать Дубровских; мнимый учитель не может удержаться от мести — и грабит Спицына, из-за чего спустя несколько дней вынужден бежать. Конечно же перед исчезновением «Дефорж»-Д. объясняется с Марьей Кириловной — и тут читатель узнает подробность, которая полностью переворачивает ситуацию, наполняет узнаваемые «ходы» авантюрного романа новым смыслом. Читатель должен был предполагать, что разбойник Д. пробрался в дом Троекурова, чтобы убить виновника всех своих несчастий — и лишь внезапная любовь к Маше остановила его. Но нет; оказывается, он купил документы у «настоящего» Дефоржа (между прочим, за 10 000 ассигнациями) только ради того, чтобы оказаться рядом с Марьей Кириловной; ради нее он давно простил своего погубителя; его мечта о семейственном счастье (которая пробуждается в сердце героя при чтении писем покойной матери к только что похороненному отцу) куда сильнее, чем жажда мести.

Благородный разбойник превращается в несчастного любовника; несчастного при любом исходе событий — брак с лесным атаманом не сулит возлюбленной ничего, кроме тревоги, испытаний и — в каком-то смысле — позора. Его счастье равносильно ее несчастью, и наоборот, а счастья друг без друга они не мыслят. Потому-то, когда Марья Кириловна, сосватанная за старого утонченно-сластолюбивого князя Верейского просит ее похитить, Д. — чья мечта исполняется! — закрывает глаза руками и, кажется, задыхается от невидимых слез ужаса. И при этом — в его сердце все равно «нет места ненависти»; по самоощущению он не атаман, не народный мститель, он — дворянин, он — человек. Зато социальная жизнь, обрекающая его, — бесчеловечна.

В том-то и состоит истинная трагедия Д., в том-то и заключена истинная вина Троекурова, что честный русский дворянин, романически привязанный к отцу, к дому, к мысли о семье, поставлен в положение, из которого вообще нет выхода. (Кисте-невская роща — это уход, а не выход.) Беспросветная нищета равнозначна социальному самоубийству; подчинение Троекуров-скому самодурству равнозначно потере дворянского (оно же человеческое) достоинства; бунт, во-первых, лишает надежды на счастье, во-вторых, не может быть до конца благородным. Первый же приказ Д.-атамана — поджечь дом, но открыть переднюю, чтобы успели спастись приказные чиновники, — не выполнен; Архип-кузнец втайне от барина запирает их, «окаянных». Не по личной, душевной злобе (он тут же лезет, рискуя собой, спасать из огня кошку); просто в нем просыпается страшный инстинкт бунтовщика, над которым уже не властна воля атамана. Но если бы не атаман — не было бы и бунта, пробуждающего этот ужасный инстинкт.

Недаром в финальной сцене, когда Маша уже безнадежно потеряна для Д. (разбойники опоздали, она обвенчана с Верейским и будет ему верна), а первая атака правительственных войск отбита, раненый Д. распускает своих кистеневцев. И хотя на прощание он говорит им: «вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло», — тем не менее после его ухода из банды грабежи прекращаются, дороги становятся свободными для проезда.

Что же до самого атамана, то первоначально Пушкин собирался отправить его в Петербург, где Д. ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли. Социальная мысль Пушкина — автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу — не только знак его личного поражения, но и знак поражения всей России. Д., как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены. Проекция образа Д. на другую сословно-культурную почву очевидна в образе разбойника Пугачева в «Капитанской дочке». Н. В. Гоголь (очевидно, знакомый с сюжетом неопубликованного романа) при создании «Мертвых душ» полупародийно повторил черты Д. в «Повести о капитане Копейкине», безногом офицере-дворянине, герое Отечественной войны (ср. сравнение Д. с Кульневым в рассказе Глобовой), от безнадежности положения подавшемся в разбойничью шайку.

Образ благородного разбойника-джентльмена Пушкин попробует развить в незавершенном романе 1834—1835 гг. «Русский Пелам» (Пелымов, Ф. Орлов).

  • Сочинение на тему образ георгия печорина
  • Сочинение на тему образ варвары в пьесе гроза
  • Сочинение на тему образ владимира дубровского в романе дубровский 6 класс по плану
  • Сочинение на тему образ бориса годунова
  • Сочинение на тему обоз крылова