Противоречивость натуры
Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.
Вариант 2
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» отражает нравы дворянства XIX века. При этом автор демонстрирует противостояние устаревших взглядов крепостников и взглядов нового поколения дворянства. Старое поколение упрямо отстаивает свой личный комфорт, в то время как молодежь с прогрессивными взглядами стремится изменить общество.
Однако в произведении присутствуют и противоречивые персонажи, чьи жизненные взгляды не вписываются ни в одну из этих позиций. Таким персонажем является дочь обеспеченного чиновника – Софья Фамусова.
Главный герой комедии – Александр Чацкий был влюблен в Софью. Ему нравилось, что она не похожа на других московских барышень. Однако именно любовь к этой девушке явилась причиной страданий героя, и именно из-за нее он был изгнан из общества.
Софья обладает острым умом, сильна и независима. В отличие от других людей фамусовского круга, она ненавидит сплетни и противостоит общественному мнению. Но, зная порядки этого общества, она мастерски хитрит и подстраивается. Эти черты характера удивительным образом сочетаются с ее мечтательностью и отзывчивостью.
Однако героиня плохо разбирается в людях и окружающем мире, все ее мировоззрение сформировано исключительно французскими романами. Благодаря этим книгам у нее сформировался образ идеального, по ее мнению, спутника жизни. Воплощение этого абстрактного образа Софья нашла в секретаре своего отца, Молчалине, которого несчастная девушка идеализировала. Однако эта любовь приносит героине много боли. Юная девушка осознает, что отец не одобрит ее выбор, и ей не суждено быть вместе с любимым.
Позже Софья узнает, что Молчалин неравнодушен к Елизавете. Это разбивает девушке сердце и вынуждает ее отречься от возлюбленного.
С главным героем комедии у девушки сложные и противоречивые отношения. По началу Чацкий и Софья были влюблены друг в друга, но со временем все изменилось. К моменту возвращения героя в Москву после отъезда девушка была влюблена в другого. Софья проявила хитрость и коварство, желая отомстить бывшему возлюбленному, и пустила слух о безумии Чацкого, после чего на героя обрушилась травля.
Софья является одним из самых умных и здравомыслящих персонажей произведения. Она чиста и мечтает о настоящей любви, однако рядом с ней нет достойного человека. Она умна и очень начитана, но очень далека от реальной жизни. Из-за этого девушка не всегда ведет себя достойно и совершает множество ошибок.
Героиня очень несчастна и страдает сильнее других персонажей, даже сильнее Чацкого. Из-за своего противоречивого характера и тяжелой судьбы героиня вызывает у читателей одновременно и жалость, и сочувствие.
Внешность и увлечения Софьи
Девушка красива и молода:
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».
Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.
Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:
- умеет петь;
- изящно танцует;
- любит и разбирается в музыке;
- играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
- знает французский язык;
- читает книги на иностранном языке.
Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.
Качества, сближающие Софью с обществом отца
Желание властвовать. Любовь к Молчалину – это не просто юношеское чувство. Софья ищет себе мужчину из тех, кем сможет помыкать. В ней можно разглядеть черты женских персонажей, таскающих мужа и прислугу за волосы. Власть в семье – желание девушки, возможно, еще скрытое даже для нее. Но потребуется совсем небольшой период времени, она поймет, к чему стремится. В комедии есть аналогия с четой Горичей, где жена распоряжается мужем, как вещью, превращает вторую половину в безвольное существо:
«муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…».
Безнравственность. Некоторые литературоведы (П.А.Вяземский) считают девушку безнравственной. С такой позицией можно спорить, но в ней есть и доля истины. Если логично построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не очень красивой: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести к ней Молчалина, ночью тайком пробирается к его комнате. Такое поведение бесстыдно. Его нельзя соотнести к скромным, тайно страдающим по своему возлюбленному персонажам классической литературы. Никакие светские приличия не сдерживают хозяйскую дочь.
Сочинение 4
А.С.Грибоедов был человеком, который много сделал для своей Родины. Он вошел в литературу как создатель величайшей комедии «Горе от ума».
Немаловажное место в ней занимает изображение пороков современного писателю социума. Проблемы, которые поднимает автор в своем творении, волнуют российскую общественность и спустя многие годы после выхода комедии в свет. “Горе от ума” — это высокопатриотические размышления Грибоедова об участи России, о возможностях реформации, преобразования ее жизни. В связи с этим поднимаются в комедии важные государственно-правовые, духовные и общекультурные задачи эпохи. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” повествует о конфликте человека передовых суждений — Александра Чацкого — с затхлым фамусовским обществом. Исключительно один персонаж, был изначально задуман как самый близкий по духу к Чацкому — это одна из интереснейших героинь — Софья Павловна Фамусова.
Стоит отметить, что пьеса А.С. Грибоедова является реалистическим произведением, характеры героев не прописаны однозначно: отсутствует четкая стратификация героев на «плохих» и «хороших». Таким образом, промежуточное положение занимает в пьесе Софья Фамусова. Она очень противоречивая и неоднозначная героиня. В некотором роде, отмечается внутренними характеристиками присущими взрослому человеку, но с другой стороны — инфантилизмом. Девушка желает искренней любви и глубоких, настоящих чувств. ее окружают мелочные и скверные люди. Ей тяжело сопротивляться давлению общества на нее. Девушка намерена быть счастливой, но что-то посоветовать ей для достижения цели никто не способен. Поэтому Софья вынуждена поступать неверно, совершая ошибки и тут же исправлять их. Софья —так же как и Чацкий, она натура пылкая, живущая сильным и неподдельным чувством. В заключение хотелось бы сказать, что в произведении «Горе от ума» Софья несомненно отличается от общества, которое ее окружает.
Девушка во многих своих суждениях отличается от своего отца, а главное – от всего светского общества дворян. Она не боится не боится защищая свою любовь, и выступать против общества меркантильных и недобросовестных дворян, она сильная личность которая не упустит своего.
Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения
Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни. Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается. Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине. Другие качества, отличающие ее среди светских дам:
Смелость.
Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым. Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.
Решительность
. Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.
Доверчивость.
Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.
Откровенность.
Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.
Гордость.
Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.
Софья Павловна – сложный женский персонаж, настоящая героиня своего времени. Ей тяжело жить среди светских барышень и не уподобиться им полностью, сохранить свое лицо и индивидуальность. Читатель может осуждать девушку, но сначала нужно поставить себя на ее место и попробовать определить, можно ли стать другой, если рядом нет такого образца.
Характеристика образа
Дочь Фамусова — один из самых драматичных персонажей пьесы. Ее образ полон противоречий, неоднозначен и не может быть причислен к сугубо положительным или отрицательным. Софья видит всю лживость и косность светского общества, но не делает ничего, чтобы вырваться из него, а просто плывет по течению и меняется под его влиянием. И драма тем глубже, что рядом появился человек, духовно близкий — Александр Чацкий, но героиня не понимает этого и пребывает в заблуждении относительно Молчалина.
Черты характера
Главный женский персонаж — девушка с довольно твердым и своенравным характером. Рано оставшись без матери, она чувствует себя повелительницей в доме, привыкла командовать слугами, и ей подчиняются, несмотря на юный возраст хозяйки. Кроме отца, уделявшего не много внимания дочери, главную героиню «Горе от ума» Софью воспитывала только гувернантка — француженка мадам Розье.
О внешности девушки известно только то, что она хорошенькая и прелестная, расцвела к семнадцати годам. Получила домашнее образование, типичное для своего времени, вся система которого была направлена на возможность удачного замужества. Молодая дворянка хорошо танцует, умеет играть на фортепиано и флейте, знает иностранные языки. Как и многие ее ровесницы, проводит свою жизнь в развлечениях:
- бывает на балах;
- зачитывается французскими романами.
Героиня решительна, не боится тайно встречаться с Молчалиным и готова отстаивать право на любовь, хотя знает, что отец не видит Алексея в роли ее избранника и мужа. Софья не обделена умом и привыкла прямо высказывать свое мнение, но не привыкла обдумывать свои поступки и отвечать за них, что показывает ее неразумной.
Героиня полагает себя девушкой здравомыслящий и критической, но на самом деле не замечает, что происходит вокруг нее. Софья способна на ложь: чтобы скрыть чувства к человеку, по мнению отца недостойному, ей приходится выступать в роли обманщицы. По всей видимости, у Фамусовой нет подруг, когда ей хочется поделиться переполняющими сердце эмоциями, девушка рассказывает все своей служанке.
https://youtu.be/mOyJnFC4jUQ
Отношение к другим персонажам
Именно склонность к чтению сентиментальной литературы сыграла с героиней злую шутку: она видит в скромном и тихом Молчалине идеал романтического героя. Софья восхищается книжными героями, бедным юношей и богатой девушкой, хранящими верность и преданность друг другу, и примеряет их на себя. Но при всей чувствительность Софья не может разделить реальность и вымысел и разглядеть, что любовь Молчалина — подделка, а сам он корыстный и мелкий человек.
Отношение Софьи к службе в армии можно понять по ее разговорам о полковнике Скалозубе, героиня видит его недалеким бестактным солдафоном, которого интересуют только чины и деньги. Выйти за такого замуж для нее все равно что утопиться. Несмотря на внешнее несогласие с общепринятой моралью, жизнь дочери Фамусова вполне вписывается в рамки общества — ей не нужны потрясения, которые может принести Чацкий.
Софья не ищет каких-либо путей применения своих талантов, а видит свое будущее в замужестве и светской жизни. Даже узнав о притворстве Молчалина, героиня больше приемлет кривизну его души, чем дерзость Чацкого, ведь и она сама, пусть не намеренно, совершила подлость, ославив в московском свете друга детства безумцем. Чацкий обвиняет Софью в том, что она хочет себе не равного спутника жизни, а мужа-слугу, который во всем бы ее слушался и подчинялся.
Главная героиня комедии «Горе от ума» — неординарная девушка со страстной, глубокой, самоотверженной натурой, лучшие качества которой уродливо искривились под воздействием лживой и лицемерной фамусовской среды, потому что Софье не хватило силы духа и стойкости убеждений, чтобы отстаивать свои взгляды. Ей оказалось легче подстроиться под общественное мнение, чем противостоять ему.
- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Образ и характеристика Софьи Фамусовой
В великолепной комедии Грибоедова каждый герой обладает своими неповторимыми индивидуальными чертами. Одним из противоречивых характеров в пьесе изображена Софья. В ней смешаны хорошие черты с ложью. От природы девушка наделена умом, независимым характером. Она может переживать и любит от всего сердца. К тому же Софья имеет прекрасное образование и воспитание, которое она получила в семье. Помимо увлечения литературой французских авторов, она к тому же еще всесторонне развита. Именно, читая произведения сентиментальных авторов, наша героиня научилась мечтательности и чувствительности. Вот, поэтому, она стала заглядываться на Молчалина, который своим нравом был похож на героев ее романов.
Возможно, этот молодой человек, ей понравился, потому что она могла им управлять, как хотела. Любовь к Чацкому поможет нам понять то, что эти два героя чем- то похожи друг на друга. И хотя ей всего 17 лет, она чувствует себя независимой. Ей безразлично, что о ней говорят окружающие. Вот Чацкий это понимает, и свои слова говорит девушке, так как считает ее своим единомышленником.
Софья, как и Чацкий, пережила любовное разочарование, так как случайно подслушала беседу Молчалина с Лизой. И ее избранник уже ей видится совсем по-другому, так как она нужна была ему для того, чтобы продвинуться по службе. Вовремя девушка это узнала. Ведь если бы это было бы в браке, то она получила бы разочарование в любви. Она совсем не хотела Чацкого в роли супруга, именно он открыл ей всю правду. Но, так как она выросла в фамусовском обществе, то и человека она выбрала недостойного себе.
Почему же она так поступила? Видно проблема заключалась в воспитании всех девушек того времени. Она совсем не может быть в ответе за каждый свой шаг. И все романтические герои совсем не похожи на реальных людей. Девушка не может отличить истинное чувство от подделки. И мы понимаем, что она отказавшись от Молчалина, все равно выберет себе избранника того же типа.
Грибоедов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном – любви. Критики отмечали, что в Софье есть предпосылки недюжинной натуры. И это действительно так. Именно Софья Павловна Фамусова положила начало созданию ряда образов русских женщин в нашей литературе.
Вариант 2
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» отражает нравы дворянства XIX века. При этом автор демонстрирует противостояние устаревших взглядов крепостников и взглядов нового поколения дворянства. Старое поколение упрямо отстаивает свой личный комфорт, в то время как молодежь с прогрессивными взглядами стремится изменить общество.
Однако в произведении присутствуют и противоречивые персонажи, чьи жизненные взгляды не вписываются ни в одну из этих позиций. Таким персонажем является дочь обеспеченного чиновника – Софья Фамусова.
Главный герой комедии – Александр Чацкий был влюблен в Софью. Ему нравилось, что она не похожа на других московских барышень. Однако именно любовь к этой девушке явилась причиной страданий героя, и именно из-за нее он был изгнан из общества.
Софья обладает острым умом, сильна и независима. В отличие от других людей фамусовского круга, она ненавидит сплетни и противостоит общественному мнению. Но, зная порядки этого общества, она мастерски хитрит и подстраивается. Эти черты характера удивительным образом сочетаются с ее мечтательностью и отзывчивостью.
Однако героиня плохо разбирается в людях и окружающем мире, все ее мировоззрение сформировано исключительно французскими романами. Благодаря этим книгам у нее сформировался образ идеального, по ее мнению, спутника жизни. Воплощение этого абстрактного образа Софья нашла в секретаре своего отца, Молчалине, которого несчастная девушка идеализировала. Однако эта любовь приносит героине много боли. Юная девушка осознает, что отец не одобрит ее выбор, и ей не суждено быть вместе с любимым.
Позже Софья узнает, что Молчалин неравнодушен к Елизавете. Это разбивает девушке сердце и вынуждает ее отречься от возлюбленного.
С главным героем комедии у девушки сложные и противоречивые отношения. По началу Чацкий и Софья были влюблены друг в друга, но со временем все изменилось. К моменту возвращения героя в Москву после отъезда девушка была влюблена в другого. Софья проявила хитрость и коварство, желая отомстить бывшему возлюбленному, и пустила слух о безумии Чацкого, после чего на героя обрушилась травля.
Софья является одним из самых умных и здравомыслящих персонажей произведения. Она чиста и мечтает о настоящей любви, однако рядом с ней нет достойного человека. Она умна и очень начитана, но очень далека от реальной жизни. Из-за этого девушка не всегда ведет себя достойно и совершает множество ошибок.
Героиня очень несчастна и страдает сильнее других персонажей, даже сильнее Чацкого. Из-за своего противоречивого характера и тяжелой судьбы героиня вызывает у читателей одновременно и жалость, и сочувствие.
Сочинение про Софью
А.С. Грибоедов известен как блестящий дипломат, публицист и драматург. Его комедия «Горе от ума» действительно обрела бессмертность. Образы, которые подарил нам автор, можно встретить и в наши дни. По-прежнему, Фамусовы и Скалозубы живут по принципу «века минувшего». Барыни Хлестовы и Хрюмины все также грубы, невоспитанны и верят, что их мнение исключительно в своей правильности. Чацких считают сумасшедшими и изгоями. А «Молчалины блаженствуют на свете», очень уж это живучий тип.
Ну а что же Софья? Дочь Фамусова самый туманный, на первый взгляд, образ, будто автор не счел нужным его прописать. Но это не так. У самых ярких, колоритных персонажей классических произведений всегда «говорящие» фамилии. Они сразу дают понять читателю с кем мы имеем дело, какой это тип людей. «Горе от ума» здесь не исключение. Софья – дочь главного героя и носит фамилию отца. Но ее имя нам может что-то рассказать. В переводе с греческого оно означает «мудрая».
Характеристика ее противоречива. Девушка получила неплохое образование, по крайней мере, так считает ее отец. Рано лишилась матери и отец «сумел принанять в мадам Розье вторую мать». Сам же он мало внимания уделял ребенку. И девочка выросла на французских романах. Поэтому она легко влюбляется в Молчалина, в котором видит идеал романтического героя, приписывая ему добродетели. Его скромность, немногословность, отсутствие пререканий, трактует героиня по-своему, считая их достоинствами. Она верна и упряма. Искренне борется за честь возлюбленного, отстаивая его перед Чацким и отцом. Не боится выступить против светского общества, защищая свою любовь.
Софья своеобразный мостик между миром Чацкого и «фамусовской Москвой». Какое-то время она мечется между двумя мирами. И есть надежда, что для нее не все потеряно. Общество ее отца – это меркантильные люди, защищающие свои интересы и личный комфорт. Они готовы стелиться и выслуживаться ради получения личных благ. Молчалин также готов на все, чтобы достичь «степеней известных». Софья не такая. Она верит в идеалы, любовь, верность, честность. Девушка открыто выражает свои мысли и чувства. Ей присущи решительность и смелость. Но, в конечном итоге, влияние окружения и воспитание берет свое. К тому же ее очень оскорбляет отношение Чацкого к ее возлюбленному. Ведь это ее выбор, он не может быть плохим. В конце она понимает, что Молчалин низок и подл. Но обида на Чацкого остается. Героиня некрасиво и мелочно, но очень по-женски мстит Чацкому. Софья объявляет его сумасшедшим.
Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Ей отчасти присущи черты «фамусовского» окружения. В чем-то есть схожесть и с Чацким, поэтому он приехал в Москву из-за любви к ней. С другой стороны, она живет так, как удобно ей. И когда ей нужно отомстить Чацкому, она идеально подстраивается под отцовское общество.
Сочинение 4
А.С.Грибоедов был человеком, который много сделал для своей Родины. Он вошел в литературу как создатель величайшей комедии «Горе от ума».
Немаловажное место в ней занимает изображение пороков современного писателю социума. Проблемы, которые поднимает автор в своем творении, волнуют российскую общественность и спустя многие годы после выхода комедии в свет. “Горе от ума” — это высокопатриотические размышления Грибоедова об участи России, о возможностях реформации, преобразования ее жизни. В связи с этим поднимаются в комедии важные государственно-правовые, духовные и общекультурные задачи эпохи. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” повествует о конфликте человека передовых суждений — Александра Чацкого — с затхлым фамусовским обществом. Исключительно один персонаж, был изначально задуман как самый близкий по духу к Чацкому — это одна из интереснейших героинь — Софья Павловна Фамусова.
Стоит отметить, что пьеса А.С. Грибоедова является реалистическим произведением, характеры героев не прописаны однозначно: отсутствует четкая стратификация героев на «плохих» и «хороших». Таким образом, промежуточное положение занимает в пьесе Софья Фамусова. Она очень противоречивая и неоднозначная героиня. В некотором роде, отмечается внутренними характеристиками присущими взрослому человеку, но с другой стороны — инфантилизмом. Девушка желает искренней любви и глубоких, настоящих чувств. ее окружают мелочные и скверные люди. Ей тяжело сопротивляться давлению общества на нее. Девушка намерена быть счастливой, но что-то посоветовать ей для достижения цели никто не способен. Поэтому Софья вынуждена поступать неверно, совершая ошибки и тут же исправлять их. Софья —так же как и Чацкий, она натура пылкая, живущая сильным и неподдельным чувством. В заключение хотелось бы сказать, что в произведении «Горе от ума» Софья несомненно отличается от общества, которое ее окружает.
Девушка во многих своих суждениях отличается от своего отца, а главное – от всего светского общества дворян. Она не боится не боится защищая свою любовь, и выступать против общества меркантильных и недобросовестных дворян, она сильная личность которая не упустит своего.
Характеристика Софьи (Горе от ума)
Каждый персонаж в комедии Грибоедова «Горе от ума» обладает своими неповторимым и качествами. Здесь происходит противостояние взглядов крепостников, которые уже устарели и взглядов нового поколения дворянства. Поколение крепостников борется за свой комфорт в жизни, в то время как дворяне хотят полностью поменять общество. Софья Фамусова обладает как положительными, так и отрицательными качествами. Если сразу говорить об отрицательной черте, то это ложь. Но её выделяет её ум, независимый характер. Она очень искренний человек.
Все переживания героиня принимает близко к сердцу. Соответственно и любит она искренне, от сердца. В детстве ей дали отличное образование и хорошо её воспитали. Софья увлекается французской литературой. Благодаря этому она стала мечтательной и чувственной натурой. Она представляет себе будущего супруга таким, о которых она читала в романах, а это сильно отличается от реальной жизни. Она очень ненавидит различные сплетни и бесстрашно противостоит общепринятому мнению в обществе. Молчалин своим характером был очень похож на героев её любимых романов. Именно это ей в нём и понравилось. К тому же она управляла им так, как ей хотелось. Чацкий чем-то похож на Молчалина. Софье ещё только семнадцать лет, а она уже чувствует себя взрослой и независимой девушкой. И ей абсолютно все равно что о неё думают или даже говорят окружающие.
После того, как Софья случайно услышала разговор Молчалина с Лизой, она глубоко разочаровалась. Теперь она поняла, что нужна своему избраннику лишь для того, чтобы продвинуться по службе, а также, что ему нравится Елизавета. Но хорошо что это произошло сейчас, до того, как они вступили в брак. Но как говорится, что не делается, все к лучшему. Софья выбрала супруга, который был её недостоин. К тому же она не очень то и хотела выходить за него замуж. Так что события развивались только ей на пользу.
Возникает вопрос, почему она собиралась выйти замуж за человека, которого почти не любила? Большую роль играло воспитание того времени. Девушка часто не могла отвечать за каждый свой шаг. Расторгнув отношения с Молчалиным, она снова выбирает молодого человека с похожим характером. К сожалению, она не умеет отличать искреннюю любовь от поддельных чувств. В результате она совершает много ошибок, и больше всех страдает.
Пьеса «Горе от ума» — это пьеса о жизни, о любви. Интересно, что именно Софья Фамусова стала началом создания образа женщины во многих произведениях русской литературы.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Софьи Фамусовой
Популярные сегодня темы
- Сочинение Характеристика и образ Анны Андреевны в комедии Ревизор Гоголя
Анна Андреевна жена городничего, и мать Марии, является значительной женщиной в обществе. Вначале произведение сразу заметно, что этой героине, важно только как выглядит этот ревизор
- Сочинение Культура общения
Как жаль, что сейчас культурных людей в этом мире становится все меньше. Я вот читаю книги, где действие происходит в России 19 века, и тихо восхищаюсь тем, как люди между собой общаются: «сударь» «барышня»
- Сочинение по сказу Левша Лескова
Главным героем произведения является талантливый мастер с золотыми руками Левша. Он очень трудолюбивый и усердный, он даже не прерывался ни на секунду, когда делал свою работу.
- План рассказа Ванька Жуков Чехова 3 класс
Рассказ о мальчике Ваньке девяти лет, который жил на ученье у сапожника Аляхина. В ночь перед Рождеством Ванька дождался, когда все ушли в церковь. Достал чернила, ручку с пером
- Анализ произведения Толстого Юность
Произведение «Юность» Л.Н. Толстого – это третья часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой описывается судьба Николеньки Иртеньева и его мужание
Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова.
Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Чтобы разобраться в нем, сформировать свое мнение о девушке, нужно понимать особенности противоречивой эпохи.
Противоречивость натуры
Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.
Внешность и увлечения Софьи
Девушка красива и молода:
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».
Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.
Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:
- умеет петь;
- изящно танцует;
- любит и разбирается в музыке;
- играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
- знает французский язык;
- читает книги на иностранном языке.
Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.
Качества, сближающие Софью с обществом отца
Желание властвовать. Любовь к Молчалину – это не просто юношеское чувство. Софья ищет себе мужчину из тех, кем сможет помыкать. В ней можно разглядеть черты женских персонажей, таскающих мужа и прислугу за волосы. Власть в семье – желание девушки, возможно, еще скрытое даже для нее. Но потребуется совсем небольшой период времени, она поймет, к чему стремится. В комедии есть аналогия с четой Горичей, где жена распоряжается мужем, как вещью, превращает вторую половину в безвольное существо:
«муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…».
Безнравственность. Некоторые литературоведы (П.А.Вяземский) считают девушку безнравственной. С такой позицией можно спорить, но в ней есть и доля истины. Если логично построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не очень красивой: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести к ней Молчалина, ночью тайком пробирается к его комнате. Такое поведение бесстыдно. Его нельзя соотнести к скромным, тайно страдающим по своему возлюбленному персонажам классической литературы. Никакие светские приличия не сдерживают хозяйскую дочь.
Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения
Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни. Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается. Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине. Другие качества, отличающие ее среди светских дам:
Смелость. Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым. Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.
Решительность. Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.
Доверчивость. Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.
Откровенность. Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.
Гордость. Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.
Софья Павловна – сложный женский персонаж, настоящая героиня своего времени. Ей тяжело жить среди светских барышень и не уподобиться им полностью, сохранить свое лицо и индивидуальность. Читатель может осуждать девушку, но сначала нужно поставить себя на ее место и попробовать определить, можно ли стать другой, если рядом нет такого образца.
Другие материалы по комедии «Горе от ума»:
Краткое содержание
Образ и характеристика Чацкого
Образ и характеристика Молчалина
Образ и характеристика Фамусова
Крылатые выражения
История создания комедии
Сочинение.
Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих героев столь же сложными, как сложны реальные люди.
Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе «Горе от ума» наделена Софья. Очень хорошо об этом сказано в статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Он говорит о смешении в Софье «хороших инстинктов с ложью», «живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения». Но она «загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Гончаров увидел в ней «задатки недюжинной натуры», и поэтому «недаром ее любил и Чацкий».
От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Представления о людях она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Поэтому она не случайно обратила внимание на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что Софья ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:
к Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит.
Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять.
Любовь Чацкого к героине помогает нам понять одну истину: характер Софьи в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом говорит такая реплика Софьи: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Чацкий это понимает и свои речи адресует прежде всего Софье. Именно Софью он считает своей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры не поколебали в нем «ни даль», «ни развлечения, ни перемена мест». Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидев, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Софья также очень переживает, но уже из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника совсем с другой стороны. Она понимает, что нужна была ему только для того, чтобы, улучив момент, воспользоваться ее влиянием и получить повыше чин. Софья получает первый жестокий урок.
Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно, но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Однако она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. Но, по замечанию того же Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье.
Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.
Критики Н. К. Пиксанов и И. А. Гончаров сопоставляют Софью Фамусову с Татьяной Лариной.
Чрезвычайно важен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души
и своеобразную программу действий. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. Сон Софьи знаменателен для постижения ее характера, как и сон Татьяны Лариной — для постижения характера пушкинской героини.
Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что «громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее…»
Н. К. Пиксанов совершенно справедливо отмечал, что «драма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе… первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины. Драма Татьяны Лариной создана позже».
Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорил Гончаров, «Горе от ума» держится особня-ком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью.
.
novstudent.ru | 25.09.2012
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Софья начертана неясно
Софья Фамусова — центральная героиня комедии А.С.Грибоедова ”Горе от ума”. Образ девушки является самым противоречивым и сложным в произведении.
Софью невозможно отнести ни к “веку минувшему”, ни к “веку нынешнему”. В ее образе присутствуют черты, которые роднят ее с Чацким: пылкость натуры, способность к самостоятельным суждениям, независимость от мнения света. Однако в то же время она является неотъемлемой частью фамусовского общества. И это, в первую очередь, подтверждает сделанный ею выбор в пользу Молчалина. Девушка поступает, как ей кажется разумно, отдавая предпочтение тихому робкому Алексею. Расчетливость Софьи заключена не в выборе богатого знатного жениха, а в том, чтобы найти избранника, которым она смогла бы повелевать также, как это делает, к примеру, Тугоуховская. У Фамусовой сильный страстный характер, что и предопределяет ее выбор.
Основным мотивом, которым руководствовалась девушка в своих поступках, была любовь к Молчалину. Ради нее она готова была забыть о мнении света, и даже, скорее всего, решиться пойти против воли отца. В чувствах к Молчалину проявилась вся глубина и сила натуры Софьи. К сожалению, ее избранник оказывается подлецом. Сцена, когда выясняется обман Молчалина, наполнена драматизмом. Однако и здесь Софья не теряет самообладания и решительности, она гонит от себя Молчалина. В сложившемся положении она винит только себя, что опять же говорит о твёрдости и силе ее характера.
Странным видится отношение Софьи к Чацкому. Герои вместе росли, когда-то их связывала дружба, родство душ. Однако приезду Андрея девушка не рада, все ее мысли заняты Молчалиным, а к главному герою за три года разлуки она успела охладеть. Возможно, Софья руководствуется обидой, которую ей нанес Чацкий своим отъездом. Девушка замечает, что, “если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?”. Фамусова зло отзывается о Чацком, ее речи, обращенные к старому другу, язвительны и остры. Именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Почему она так поступает? И здесь Фамусова руководствуется чувствами к Молчалину, она хочет защитить любимого ею человека.
В рецензии к комедии А.С.Пушкин замечает, что “Софья начертана неясно”. И действительно, трудно понять характер Фамусовой. Ее образ в комедии неотделим от любви к Молчалину: все ее действия, слова и поступки продиктованы любовью. Софья обладает живым умом, пылкостью и силой натуры. Однако большое влияние на нее оказывает среда, в которой девушка выросла, и частью которой является.
Сочинение на тему «Софья начертана неясно»
В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» впервые по достоинству оценил этот персонаж и его роль в произведении.
Софья представляет собой лицо драматическое, она персонаж не социальной комедии, а бытовой драмы. Как и Чацкий, Софья натура страстная, живущая настоящим и сильным чувством. И то, что предмет ее страсти жалок и убог, не делает ситуацию комичной, а наоборот, углубляет ее драматизм. В роли Софьи в лучших спектаклях актрисы играют любовь. Именно любовь в ней самое главное, именно она формирует линию поведения Софьи. Мир для нее разделен надвое: Молчалин и остальные. Когда избранника рядом нет— все мысли только о скором свидании. В героине воплощена сила первого чувства, и в то же время ее любовь несвободна и безрадостна. Девушка прекрасно осознает, что её избранника отец никогда не примет. Мысль об этом безумно омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Её душу настолько переполняют чувства, что она делится переживаниями о своей любви с совершенно случайными людьми: сначала служанка Лиза, а затем и вовсе самый неподходящий человек — Чацкий.
Софья настолько влюблена и удручена, что она попросту лишается возможности здраво мыслить: «Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?» Но в выборе ее нет ни свободы, ни предопределенности. Она выбрала, полюбила человека удобного: тихого, безропотного и мягкого (таким видится Молчалин Софье). Героиня относится к нему, как ей кажется, критически и здраво: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Софье кажется, что она поступила практично. Но в конце произведения, когда она становится свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, Софья уничтожена, поражена в самое сердце. Этот момент — один из наиболее драматичных моментов пьесы.
Как это ни печально, отказавшись от Молчалина, героиня не откажется от «молчалинского типа». Вспомните сцену разрыва Софьи и Молчалина. Униженная, оскорбленная, она гонит недостойного возлюбленного от себя. «Кривизна души», которая доставила Софье столько страданий, пугает её намного меньше, чем дерзость — главное качество Чацкого. Жизнь света основана на криводушии. Но вот дерзости свет не примет. Испытав разочарование в Молчалине, Софья не перестает ценить его робость. А это и есть залог того, что следующий избранник Софьи будет немногим лучше Молчалина.
Безусловно, Софья, натура неординарная — глубокая, самоотверженная, страстная. Но все ее лучшие качества получили страшное развитие, поэтому образ главной героини пьесы «Горя от ума» поистине драматичен.
«Софья начертана неясно…» (Образ Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова А. С.)
Образ Софьи считается самым сложным в комедии Грибоедова. Толкование ее характера, выявление мотивировок поведения — все это вызывало многочисленные споры критиков.. Образ Софьи, как отмечал Белинский, крайне противоречив. Она наделена многими достоинствами: живым умом, волей, независимостью и самостоятельностью суждении, «энергией характера». Софья не дорожит мнением фамусовского общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» Пренебрегая светским этикетом, она решается на ночное свидание с Молчалиным. В этом эпизоде Б. Голлер видел «вызов», бунт против лицемерных нравственных понятий фамусовского общества. «Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или удаление от общества», — писал критик. Поведение Софьи естественно: она не может скрыть своих чувств, увидев падение Молчалина с лошади. «Боюсь, что выдержать притворства не сумею», — замечает она Алексею Степановичу. В какой-то степени героиня «естественна» и с Чацким: она искренне злится в ответ на его остроты. Вместе с тем, Софья искусно лжет отцу, скрывая от него свои отношения с Молчалиным. Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Софья же не приемлет подобной морали: она хочет выйти замуж по любви. В ее натуре «прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова умного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду». Софья достаточно проницательна: она верно оценивает Скалозуба, прекрасно видит пошлость и пустоту людей, вхожих в дом Фамусова. Однако она не может «разглядеть» «истинное лицо» Молчалина. Каковы же мотивы поступков Софьи? Образ этот вызывал наибольшее количество споров в критике. Еще Пушкин писал, что Софья «начертана неясно». Гончаров считал, что Софья испытывает сильное влияние окружающей ее среды:
«К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Белинский же, считая нереальным противоречивый характер героини, писал, что Софья — «не действительное лицо, а призрак». Попробуем разобраться в том, какова же героиня Грибоедова на самом деле, проанализировав ее воспитание и жизненные обстоятельства. Фамусов — вдовец; Софья, выросшая под присмотром мадам Розье, очевидно, пользовалась в доме определенной свободой. Подобно пушкинской Татьяне, она мечтательна, любит сентиментальные романы со счастливым концом, где один из героев беден, но обладает целым рядом достоинств. Именно таким героем, по мнению Софьи, является Молчалин: «уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких…». Софья, подобно Татьяне Лариной, любит в избраннике не конкретного человека, а свой высокий идеал, почерпнутый из книг. Как замечает С. А. Фомичев, «Софья пытается устроить свою судьбу по моделям чувствительных, сентиментальных романов». И уже этот «внешний фактор» в выборе героини настораживает. Настораживает и поведение Софьи. Любимому человеку очень трудно давать характеристику, а Софья с легкостью обрисовывает характер Молчалина, не забывая добавить, что «нет в нем этого ума, …который скор, блестящ и скоро опротивит». Как замечает Н. К. Пиксанов, героиня слишком рассудочна, рациональна, благоразумна в своей любви, способна на тонкий расчет, на хитрость. Однако по природе своей. Софья темпераментна, своенравна. Само ночное свидание героев выглядит неестественно. И неестественна здесь прежде всего Софья. Молчалин здесь играет роль «Ромео», в соответствии со своими собственными представлениями о поведении влюбленного. В отличие от Софьи, Алексей Степанович вряд ли когда-либо увлекался чтением сентиментальных романов. Поэтому он ведет себя так, как ему подсказывает интуиция: Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит…
Впрочем, поведение Молчалина в этой сцене вполне соответствует его имиджу и характеру. Софью же, с ее ироничным умом, язвительностью, сильным характером, здесь представить трудно. Чувствительная сцена эта — не что иное, как романтическое клише, где позируют оба «влюбленных», с той лишь разницей, что Софья не осознает неестественности своего поведения, Молчалин же — прекрасно понимает. Рассказ героини о ночном свидании вызывает смех Лизы, которая в этой сцене кажется воплощением здравого смысла. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее развитие событий в комедии. Чацкий выдвигает собственную версию выбора Софьей Молчалина. Он считает, что идеал героини — «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей». В финале комедии, узнав правду о выборе Софьи, он становится едок и язвителен: Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей. Это обвинение Чацкого в высшей степени несправедливо. Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отличающаяся от людей фамусовского круга. Ее нельзя приравнивать к Наталье Дмитриевне Горич. Застав Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с Молчалиным для нее невозможно. Да и не нужен ей «высокий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная любовь.
Основным же мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Именно так рассматривает ситуацию в комедии Грибоедова Изабелла Гриневская в своей работе «Оклеветанная девушка». Недаром Молчалин наделен качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума…», «чужих и вкривь и вкось не рубит». Откровенная обида слышится в словах Софьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «…не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого. Мы задумываемся, почему Софья не хочет рассказать Чацкому правду о своих чувствах к Молчалину, однако причины этого просты: она держит поклонника в неведении, подсознательно желая отомстить ему. Софья не может простить Чацкому его отъезда, его «трехлетнего молчания». Кроме того, героиня и сама, видимо, не верит в «силу своих чувств»: именно поэтому она не называет свой «сентиментальный идеал» («уступчив, скромен, тих») именем Молчалина в разговоре с Чацким. Жива ли в душе Софьи ее привязанность к Чацкому? Думается, мы не можем найти ответ на этот вопрос в тексте комедии. Но обида и, как следствие, неприязнь Софьи — это прослеживается четко и определенно. Таким образом, мотивы поведения героини очень сложны. В них угадывается многое: обида, жалость (Софья сочувствует Молчалину, зная «сердитый нрав» отца), «покровительство, любопытство молодого чувства к первому интимному сближению с мужчиной, романтизм, пикантность домашней интриги…». Молчалин же, как таковой, на самом деле героиню не интересует. Она лишь думает, что любит его. Как замечает Васильев, «под влиянием книг Молчалин возбудил в сердце Софьи совершенно самостоятельный, оригинальный роман, бывший слишком сложным, чтобы привести к страсти». Поэтому Чацкий недалек от истины, когда он не верит в чувства Софьи к Молчалину. Здесь не психологическая слепота героя, а, скорее, его интуитивное прозрение. Именно потому, что Софья не любит по-настоящему, она смогла так долго не обнаруживать своего присутствия в сцене с Молчалиным и Лизой. Поэтому она так горда и сдержанна: «Я с этих пор вас будто не знавала». Безусловно, здесь проявляется и самообладание героини, и сила ее характера, но чувствуется и отсутствие настоящей, глубокой любви. Софья в состоянии проанализировать свое положение, в определенном смысле ее радует такой исход: … Стойте, будьте рады, Что при свиданиях со мной в ночной тиши Держались более вы робости во нраве, Чем даже днем, и при людях, и в яве; В вас меньше дерзости, чем кривизны души. Сама довольна тем, что ночью все узнала, Нет укоряющих свидетелей в глазах… Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.