Поэт и поэзия
В 1837 году произошло знаковое событие для русской литературы, а именно убийство Пушкина. Лермонтов, спустя некоторое время, реагирует на него стихотворением «На смерть поэта». Если говорить кратко, то 1837 год считается литературоведами временем становления зрелого этапа творчества Михаила Юрьевича. В стихотворении тема поэта и поэзии складывается постепенно, наполняясь новыми смыслами.
«На смерть поэта» можно разделить на 2 части. Они отличаются как по настроению, так и по способу написания. В первой идет элегия, изложенная четырехстопным ямбом. Речь идет о горькой утрате, минорное настроение при этом не мешает появляться резким и сильным вопросам и восклицаниям.
При анализе этой части видно, что автор возлагает ответственность за смерть Пушкина на общество, которое загнало его в рамки. И снова звучит лирический мотив одиночества, который всю жизнь сопровождал Лермонтова.
Вторая часть становится сатирической, стихи начинают быть более подвижными. Интонации разбавляются сопоставлениями и задумчивостью.
А в финале описывается страшный суд, на котором все преступники должны ответить за содеянное.
Сочинение на тему образ поэта в лирике м ю лермонтова
Лермонтов — самая загадочная и трагическая фигура в русской литературе. Его жизнь оборвалась в момент наивысшего рассвета творческого дара, в момент грандиозного перехода от поэзии к прозе, от романтизма — к глубокой и все-объемлющей жизненной философии. Трудные детские и юношеские годы, не-понимание со стороны близких ему людей, несчастная любовь, формируя лич-ность Лермонтова-человека, одновременно оказали решающее влияние и на Лермонтова-поэта. В лирических произведениях Лермонтова, как в зеркале, от-разилась живая человеческая душа, обуреваемая горечью и состраданием. Ро-мантизм не возвысил и не поэтизировал это живое страдание, но лишь заострил и обнажил чувство отверженности и превосходства над этим миром, чувство, определившее творчество Поэта и судьбу Человека. Поэзия Лермонтова — зер-кальное отражение души, романтический герой — зеркальное изображение, точ-ный слепок личности поэта. Эта портретная личность, безусловно, уникальная для русской поэзии той эпохи, наиболее полно выражая авторское “я”, в то же время сужает и ограничивает круг тем, обедняет эмоциональную палитру и ли-шает поэзию той иррациональности и силы воображения, которая помогает по-эту отрешиться от собственного “я” и проникнуться ощущением мировой гар-монии. Слова Мцыри: “Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть”, являются своеобразным авторским эпиграфом Лермонтова к своему поэтическому творчеству. Действительно, в его лирике прослеживается главная, доминирующая тема — тема страдающей, мечущейся души, не находящей отклика и понимания в окружающем мире, души страстной и возвышенной, но не понятой и не принятой временем. Очевидно, что именно нерасчлененное восприятие Лермонтовым человеческой судьбы и поэтического процесса и привела к возникновению в его творчестве образа личного героя — поэта. Слова из пушкинского “Разговора книгопродавца с поэтом” — “Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся” — невозможны для Лермонтова, для которо-го поэт и человек, судьба и творчество — единое неразрывное целое. Его поэт заявляет: О нет! Преступною мечтою Не ослепляя мысль мою, Такой тяжелою ценою Я вашей славы не куплю. Таким образом, Поэт — главный герой лирики Лермонтова. Мир нравственных ценностей его лирического героя, круг проблем, волнующих его, одновременно принадлежит и Поэту. Отчужденность, непонимание, страдание — вот наиболее характерные черты темы лирического героя. В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение “Смерть поэта”, основной мотив которого — страстное обращение к убийцам Пушкина, оклеветавшим и приведшим его к гибели. Стихотворение проникнуто горечью и негодованием. Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Слова эти звучат трагично. Но…можно ли отнести их к Пушкину? К Пушкину-человеку — быть может, к Поэту — никогда! Ведь в 1836г. уже были произ-несены слова:” Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, да и вообще, в пол-ном света и созидания творчестве Пушкина нет “тайной досады” и “напрасной жажды мщения”. Ведь даже в “Воспоминании”, стихотворении, более всех близком по идейному содержанию к мировосприятию Лермонтова, возникают два ангела, говорящие “о тайнах счастия и гроба”. Таким образом, создавая образ Пушкина, Лермонтов, во-первых, совер-шенно не расчленяет поэтическое и “земное” в мировосприятии Пушкина, а во-вторых, вольно или невольно наделяет его своими собственными чертами. Пушкинский поэт — мудрец, поэт— созидатель и свободный певец — превращается Лермонтовым в лицо страдательное, находящееся в полной зависимости от “клеветников ничтожных” и “наперсников разврата”. Причем физическая зави-симость от них оказывается сильнее духовной свободы. Становится очевидным, что, говоря со светом от имени погибшего Пушкина, он упрекает его (свет) и за несправедливость к себе, за те страдания, которые испытывает он сам. “Неведомый, но милый певец”, с которым сравнивается Пушкин, безусловно, дорог Лермонтову. Ленский, воспетый им с такой чудной силой” (Лермонтов, очевидно, не хочет вспоминать о глубокой пушкинской иронии по отношении к этому образу), близок ему и духовно, и идейно. В какой-то степени отождествляя себя с Ленским, Лермонтов позволяет себе такое сравнение и по отношению к Пушкину. Тема одиночества, непонимания, страдания преломляется различными оттенками во множестве стихотворений. Поэт —”странник в свете безродный”, “пленный рыцарь”, задыхающийся в железной броне и призывающий смерть узник. Развивая идею стихотворения “Поэт”, Лермонтов пишет: Не верь, не верь себе, мечтатель молодой, Как язвы, бойся вдохновенья… … Поверь: для них смешон твой плач и твой укор, С своим напевом заученным, Как разрумяненный трагический актер, Махающий мечом картонным… Лермонтов считает, что в современном ему мире, мире, лишенном духов-ности и чистоты, поэт “утратил свое назначение”. Более того, поэт осмеян тол-пой, которую тешат блестки и обманы и которой скучен “простой и гордый язык” истинного искусства. Толпа— “чернь простодушная”, которая “играючи идет дорогою привычной”. (Изображение толпы, слово “играючи” в стихотво-рении “Не верь себе” перекликаются с пушкинским “… и в детской резвости колеблет твой треножник”). Это безликая и бездумная масса. Позднее пестрая толпа превращается в сборище “приличьем стянутых масок”. Жизнь этих масок — блеск, суета и обман — “Маскарад”. Лермонтов восклицает: О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью! Кульминация темы осмеяния и отверженности поэта — в стихотворении “Пророк”. Лермонтов говорит о своем даре: С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Действительно, лермонтовский пророк — Пророк — Судья. В отличие от пушкинского Пророка, который “глаголом жжет сердца людей” и “чувства до-брые пробуждает лирой”, Пророк Лермонтова указывает людям на страшную пропасть, в которую ведет их порок, безжалостно судит их за грехи. Некоторые предсказания Лермонтова удивительны. (Например, стихо-творение “Предсказание” (Настанет год, России черный год…) или “Сон”, в ко-тором он изображает собственную гибель). Но знание, данное ему, было на-правлено не внешний мир, не на созидание, а, прежде всего, в глубины его ду-ши, на познание своего вечно метущегося и страждущего “я”: Для тайных дум я пренебрег … И пусть любви, и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль блеснуть; Беднейший средь существ земных Останусь я в кругу людей, Навек лишась достоинств их И добродетели своей! Лермонтовский поэт боится людей. В отличие от пушкинского пророка, который внемлет единому и неделимому мирозданию, он разделяет мир на природу, несущую в себе естественность и красоту, и “шумный град” людей, извращенных злобой и пороком. …Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу… … Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Отсюда — стремление слиться с природой, стать ее частицей. Для чего я не родился Этой синею волной? Как бы шумно я катился Под серебряной луной… … Люди друг к другу Зависть питают; Я же, напротив, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы желал. Отсюда — жажда стихии и изображение человеческого общества, своего поко-ления в виде увядающего “плода , лишенного сока” жизни: А он, мятежный, просит бури… … О, если б взойти удалось мне туда, Как я бы молился и плакал тогда; И после я сбросил бы цепь бытия, И с бурею братом назвался бы я! (Сравни: В начале поприща мы вянем без борьбы… Как тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя , ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!) Отсюда и символ — одинокий и гордый Утес — поэт. Укор надежд, укор людей, Души высокой не печалит, Пускай шумит волна людей, Утес гранитный не повалит. … Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана… Лермонтов ищет слово. Ищет плоть, в которую можно заключить мятежный, ищущий бури, страдающий и вечно изменчивый дух своей поэзии. Он боится, что “стихом размеренным и словом ледяным” не сможет выразить то, что рождается в его душе. Поиск слова означает и поиск родной души, которая поймет и полюбит его: Не встретит ответа Средь шума и света Рожденное слово; Но в храме, средь боя И где я ни буду, Услышав, его я Узнаю повсюду. Не кончив молитвы, На звук тот отвечу, И брошусь из битвы Ему я навстречу. В мучительных поисках слова рождалась Поэзия. В недрах творчества рожда-лась новая философия. Философия , которая восстанавливала целостность мира, примиряла со временем, заменяла уязвленное самолюбие и страдающую гордость на любовь и сознание сопричастности всему живому. Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен, Все, в чем есть искра жизни, в нем живет, Но для поэта он не тесен. … Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. М.Ю. Лермонтов прожил 27 лет, создав за это время прекрасные лирические стихотворения, драмы, великолепную прозу, из которой выросли Достоевский, Тургенев, Толстой. 27 лет — расцвет дара. Что же унес он с собой на звезды?
Не верь себе
В 1839 году написано стихотворение «Не верь себе». Оно продолжает тему того, каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта. Он начинает сильно меняться. Отличительными моментами можно назвать:
- Творец больше не является мучеником, который погиб от рук общества.
- Интересна форма повествования, это как бы обращение ко всем и каждому читателю в отдельности.
- Назидательность идет вперемешку с язвительностью и иронией.
- Лермонтов советует молодым творцам подавлять мотивы к творчеству, сторониться собственных эмоций.
Здесь Лермонтов бывает резок в собственных высказываниях. Он отговаривает молодых поэтов становиться таковыми, чтобы уберечь от судьбы Пушкина и наставить на другое назначение. При этом Лермонтов все равно остается несчастным. Он отказывается творить и давать талант публике. И в то же время остается лириком, тонко чувствуя момент.
Внутри писателя бурлят переживания и страсти, идет вдохновение. Но он не может поделиться талантом, в чем и заключается трагедия лирика.
Отношения с толпой
Взаимоотношения между поэтом и толпой описываются стихотворением, посвященным журналисту, писателю и читателю.
Здесь Лермонтов является выразителем мнения трех сторон, в некоторой степени арбитром. Основным обвинителем является читатель. Он говорит, что все произведения писателя вторичны, а журнал не хочется брать в руки.
Автор соглашается и подтверждает, что все темы описаны и нет возможности создавать что-то новое. Произведение написано свыше 150 лет назад, но при этом остается актуальным.
Ведь в нем поднимается много интересных тем:
- Поиск баланса между всеми сторонами.
- Стиль изложения, который подойдет как высшему обществу, так и нижним слоям населения.
- Писать ли по мановению сердца или на заказ, осознавая риск того, что все тексты со временем становятся плоскими и неинтересными.
- И, наконец, возвышение искусства, становление его на высшую ступень пьедестала.
И снова поднимается тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Он чувствует настроение читателя, свою ответственность перед ним.
Последние строки несут критику, толпе не надо открывать свой внутренний мир. А творчеством ни в коем случае нельзя делиться с остальными.
«Журналист, читатель и писатель»
Теме поэта и толпы посвящено стихотворение «Журналист, читатель и писатель». Тут Лермонтов предстаёт в разных ипостасях, выражая мнения каждой из трёх сторон. Непосредственно перед текстом дана небольшая ремарка в скобках, что отсылает к пьесе как форме изложения. Писатель сидит в кресле перед камином, возможно, задумавшись. Читатель стоит с сигарой, будто ожидая от Писателя чего-то решительно нового и интересного. Журналист говорит, что Писатель болен, ведь:
«В заботах жизни, в шуме света Теряет скоро ум поэта Свои божественные сны».
Читатель обвиняет Писателя в том, что произведения вторичны, в печатном варианте множество ошибок, а к самому журналу не хочется даже прикасаться, не облачив предварительно руки в перчатки. Писатель же не ищет оправдания, а, наоборот, соглашается:
«О чём писать? Восток и юг Давно описаны, воспеты; Толпу ругали все поэты, Хвалили все семейный круг».
Несмотря на то что «Журналист, читатель и писатель» было написано более 150 лет назад, Лермонтов поднимает вполне современный вопрос: как найти баланс между заказчиком (в этом случае Журналистом), читателем и самим поэтом? Как писать так, чтобы и высшее общество и «низший свет» понимали и принимали творчество? Нужно ли писать по мановению сердца или же писать на заказ, понимая, что с каждым разом тексты становятся всё более плоскими, а темы более избитыми? Когда искусство снова станет возвышенным? Ответов в произведении не дано. Опять поднимается тема пророческой миссии поэта (последний монолог писателя). Он воображает своего читателя, чувствует его настроения и ожидания, поэт ответственен перед ним. Как и в стихотворении «На смерть поэта» финальные строки несут обличительную, критическую направленность: «неблагодарной» толпе вовсе не нужно открывать, показывать свой внутренний мир, делиться с ней одной из самых интимных вещей – своим творчеством.
Тема пророка
Еще одним мотивом творчества является образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Своим произведением он отвечает Пушкину, не вступая с ним в полемику. Следуя за своим предшественником, он вводит библейские мотивы и устаревшую лексику.
Однако функция таких старых форм немного отличается. Она заключается в различиях между пониманием мира поэта и толпы. Герой постоянно возвращается в то место, где его понимают. А в конце общество как будто насмехается над поэтом, презирает его.
Поэт в творчестве Лермонтова всегда выглядит отчужденным, обреченным на недопонимание и скитания. Романтические противоречия между творцом и толпой постепенно могут стихнуть. Последняя порождает того автора, который удовлетворяет его ожиданиям.
Во всем творчестве прослеживается путь от романтизма к реализму и это главный мотив всех стихов Михаила Юрьевича.
Образ Лермонтова в статье А. В. Дружинина
А .В. Дружинин чрезвычайно высоко ценил творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Дружинин побывал на Кавказе, где близко узнал одного из сослуживцев поэта и его друга Руфина Дорохова. Дорохов очень много рассказывал о Лермонтове. Впечатления о Лермонтове Дружинин опубликовал в своей статье. А в 1860 году, основываясь на воспоминаниях и рассказах Дорохова, Дружинин написал большую статью о судьбе Лермонтова и о его характере.
Эта статья тогда осталась неопубликованной и была обнаружена лишь спустя столетие после ее написания. В этой статье Дружинин раскрывает образ самого Лермонтова, разъясняет многие черты его личности и загадки судьбы великого поэта. Благодаря своему гениальному поэтическому дару, великой воле и устремленности, Лермонтов наполнил творчеством каждый миг своей короткой жизни.
Дорохов говорил, что всех удивляла именно сила характера Лермонтова. Дружинин пишет, что по своей натуре Лермонтов был горделивым, сосредоточенным, скрытным и честолюбивым.
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Впервые в статье Дружинина говорится о том, что Лермонтов приобрел истинных друзей среди непривилегированных слоев населения, о том, что Лермонтов был знаменит не только в широком кругу своих почитателей, не только в столичных литературных салонах, но и на всем большом Кавказе.
При этом люди, связанные с поэтом родством, говорили о нем исключительно как о угловатом, резком, желчном человеке, который был испорчен и капризен. Однако люди, не связанные с ним родственными связями и знавшие поэта с другой стороны, высоко ценили дружбу с поэтом, гордились своей дружбой с Лермонтовым.
В статье Дружинина раскрываются такие черты личности Михаила Юрьевича, о которых прежде не было известно и которые дают объяснение его противоречивого и сложного характера. В соответствии с утверждениями Дорохова, Дружинин говорит о привычке Лермонтова, сохранившейся еще с детства, предаваться мечтательности. Лермонтов, по воспоминаниям Дорохова, был застенчивым человеком, и эту черту своего характера он старательно скрывал под маской насмешливости и холодности.
Замечание 1
Большинство исследователей, литераторов, критиков считают, что в образе главного героя произведения «Герой нашего времени» Лермонтов описывал себя. Лермонтов, как видно из воспоминаний его друзей, был разным и непохожим. Он был одним с представителями светского общества, совершенно другим среди близких друзей, и лишь наедине с собой он мог быть настоящим.
Офицер Н. П. Раевский, который общался с Лермонтовым в кругу пятигорской молодежи летом 1841 года, вспоминал, что Лермонтова все любили. Многие считали, что у поэта был придирчивый, тяжелый характер, однако это было только на первый взгляд. При общении он оказывался совершенно другим. Лермонтов был необыкновенно чутким человеком, и не терпел в людях пошлости. А с простыми, открытыми, искренними людьми сам был открыт и приветлив.
Назначение поэта в обществе
О назначении поэта и поэзии Лермонтов весьма выразительно говорит в стихотворении «Поэт», сравнивая поэзию с кинжалом. Пока кинжал в руках воина, он является грозным оружием мести, защиты. Но вот его приобрели для красоты, повесили на стену, и кинжал превратился в бесполезную игрушку. Такой же игрушкой в руках власть имущих становились «придворные» поэты, поэты, писавшие на заказ. В свое время Николай 1 приложил немало сил, чтобы такой же игрушкой в своих руках сделать Пушкина. Но этот поэт, хоть и изменил свое отношение к революциям и бунтам, оставался верным своему предназначению и целям. Он оставался до конца певцом свободы, чувства добрые пробуждал лирой.
В стихотворении «Поэт» Лермонтов обращается к поэтам современникам:
В заключении Михаил Юрьевич сравнивает поэта с пророком:
Сочинение на тему: Образ поэта в лирике М.Ю Лермонтова
Тип работы: | Сочинение |
Дата добавления: | 14.11.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:
Текст сочинения:
Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт, чьи произведения в основном являются поэзией на патриотическую тему. Он пишет стихи об Отечестве, проникнутый любовью и состраданием к своей стране. Он беспокоится о собственном успехе в обществе на фоне страданий простых людей, и поэтому в поэме «Безумец» Михаил Лермонтов говорит: «Как я смею желать громкой славы, когда ты счастлив в пыли». И отчасти он сожалеет о своем отказе от нормальной жизни. Но при всей своей свободе мысли и любви к человеку у поэта есть цель; он не сгибает свои «гордые брови» и делает поэзию мощным политическим оружием.
Под влиянием патриотического долга он создает «Бородино» и «Песню о купце Калашникове», прославляет героические подвиги русских воинов, говорит, что каждый человек, независимо от звания, имеет честь и достоинство — и это выше всякого товара.
Часто Лермонтов пишет, что поэту суждено великое предназначение, и его высокая судьба — донести людям правду, иногда горькую, разоблачить человеческие пороки, а не просто развлечь мирское дворянство на веселых пирах. Поэтому Лермонтов прославляет Пушкина, выдающегося поэта Серебряного века. В своем произведении «Смерть поэта» он отражает гордость и честь этого великого человека, любовь к народу и умение передать в рифму сострадание к простым крестьянам и крепостным.
Лермонтов винит смерть Пушкина в моральном упадке общества. «Свобода, гений и слава палачей», — пишет он, понимая, что виновником смерти поэта была распущенность дворянства, их низкая духовность и деградация. Лермонтов также посвящает Пушкину свою поэму «Пророк», в которой говорит, что истинный поэт чувствует себя счастливым только в полной гармонии с окружающим миром и людьми, верящими его слову.
Гражданская поэзия Михаила Лермонтова часто пересекается с его посвящениями природе. В его пейзажной поэме «Когда желтеют луга…» поэт продолжает размышлять о красоте своей родины. Его любовь и чудо к России отражается в каждой строчке: здесь «прячется серебряная лилия долины», «в овраге играет холодная весна», зеленые лесные гудки и сливы в саду алые.
Таким образом, родные просторы исцеляют душу поэта, оплакивающего упадок русского духа и оставшегося на чужбине, вспоминая родные поля, леса, стремительные ручьи и чистую утреннюю росу на листьях деревьев. И разочарованный, но все равно скучающий, он пишет: «Прощай, немытая Россия, земля рабов, земля хозяев».
Своими искренними и глубокими стихами Лермонтов прославлял русскую литературу на протяжении веков и стал самым популярным народным поэтом своего времени, оставив глубокое наследие русской литературы будущим поколениям.
Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (3)
Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (3) Поэт – гражданин любит свою Родину высокой любовью, любит ее народ, ее природу, он желает счастья своей стране. Любить Родину – значит бороться за свободу, ненавидеть тех кто держит родную страну в цепях рабства. Тема поэта и поэзии остро волновала А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Эта тема раскрывает назначение поэта в обществе, его роль в жизни своего народа. По словам Пушкина, поэт – избранник и провидец, должен своим творчеством пробуждать сознание народа, указывать
путь к свободе, уметь жертвовать собой во имя своего народа. Муза Пушкина – гордая певица свободы: “Хочу воспеть свободу миру!” Творческий процесс – это божественное откровение, а поэзия – область возвышенного чувства. Поэзия должна стать проводником передовых людей в народные массы. Восстань, пророк, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей”. Вслед за Пушкиным тема поэта и поэзии развивается в лирике Лермонтова. В стихотворении “Пророк” осмысливается судьба поэта во враждебном ему обществе. С тех пор как вечный судья Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я. Страницы злобы и порока В душе поэта бушуют могучие силы, но им не суждено вырваться на поверхность. Богатый внутренний мир не нужен людям, окружающим поэта: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. В стихотворении “Пророк” явно написанного как ответ, перекличка с “Пророком” Пушкина, видно, что в пустыне пророк живет в мире и гармонии со всем живым. Когда же ему приходится “пробираться через шумный городок”, он терпит поношение и позор! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!” Судьба лирического героя в самом пессимистическом варианте: люди не воспринимают богоизбранничества пророка, хотя весь остальной мир – и птицы, и звезды, и звери – признают его и подчиняются ему. Глубокое идейное содержание заключено в небольшом стихотворении “Пророк”. В нем с потрясающей силой раскрывается трагедия поэта – пророка, обреченного строя, основанного на социальной неправде, нравственно развращенного. Поэт – гражданин, поэт – пророк, в таком обществе, вызывает ненависть к себе, его забрасывают камнями изгоняют из городов в пустыню, его презирают. Лишь на лоне природы поэт находит отдых и успокоение. Люди же к его проповеди любви и правды относятся с озлоблением. Но чем хуже и мрачнее жизнь на земле, тем больше поэзия Лермонтова устремляется ввысь, к непознаваемому. Высокое религиозное чувство озаряет ряд его стихотворений: Есть сила благодатная В созвучье слов живых И дышит непонятная Святая прелесть в них. В стихотворении “Поэт” тема – общественное назначение поэта, в нем Лермонтов ставит вопрос о том, какова должна быть деятельность поэта в современном ему обществе. Решая этот вопрос он исходит из декабристских взглядов на поэта как на гражданина и борца за общественное благо. В стихотворении используется прием развернутого сравнения – сравнение поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, теперь кинжал превратился в игрушку золотую. С такой судьбой кинжала Лермонтов сравнивает и судьбу поэта в современном ему обществе: Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. Таков был поэт во времена Рылеева, раннего Пушкина. Он был великой силой, которая звала на борьбу.
«Журналист, читатель и писатель»
Теме поэта и толпы посвящено стихотворение «Журналист, читатель и писатель». Тут Лермонтов предстаёт в разных ипостасях, выражая мнения каждой из трёх сторон. Непосредственно перед текстом дана небольшая ремарка в скобках, что отсылает к пьесе как форме изложения. Писатель сидит в кресле перед камином, возможно, задумавшись. Читатель стоит с сигарой, будто ожидая от Писателя чего-то решительно нового и интересного. Журналист говорит, что Писатель болен, ведь:
«В заботах жизни, в шуме света Теряет скоро ум поэта Свои божественные сны».
Читатель обвиняет Писателя в том, что произведения вторичны, в печатном варианте множество ошибок, а к самому журналу не хочется даже прикасаться, не облачив предварительно руки в перчатки. Писатель же не ищет оправдания, а, наоборот, соглашается:
«О чём писать? Восток и юг Давно описаны, воспеты; Толпу ругали все поэты, Хвалили все семейный круг».
Несмотря на то что «Журналист, читатель и писатель» было написано более 150 лет назад, Лермонтов поднимает вполне современный вопрос: как найти баланс между заказчиком (в этом случае Журналистом), читателем и самим поэтом? Как писать так, чтобы и высшее общество и «низший свет» понимали и принимали творчество? Нужно ли писать по мановению сердца или же писать на заказ, понимая, что с каждым разом тексты становятся всё более плоскими, а темы более избитыми? Когда искусство снова станет возвышенным? Ответов в произведении не дано. Опять поднимается тема пророческой миссии поэта (последний монолог писателя). Он воображает своего читателя, чувствует его настроения и ожидания, поэт ответственен перед ним. Как и в стихотворении «На смерть поэта» финальные строки несут обличительную, критическую направленность: «неблагодарной» толпе вовсе не нужно открывать, показывать свой внутренний мир, делиться с ней одной из самых интимных вещей – своим творчеством.
«На смерть поэта»
1837 год стал знаковым для истории русской литературы и культуры России в целом. В этом году умирает Александр Пушкин. Спустя некоторое время Лермонтов реагирует на событие стихотворением «На смерть поэта». Характерно, что 1837 год отмечен в классическом литературоведении как год перехода автора к качественно другой поэзии – начало зрелого периода творчества. «На смерть поэта» входит в цикл произведений о поэзии, однако, образ поэта в лирике Лермонтова складывается постепенно, пополняясь новыми смыслами.
Стихотворение «На смерть поэта» можно разделить на две части. Они различны по настроению и по способу написания. Первая часть – элегия, написанная четырёхстопным ямбом. Здесь сказано о горечи утраты. Несмотря на общее минорное настроение, вопросительные предложения достаточно резкие и язвительные, а восклицания лишь усиливают напряжённость. Уже в этом отрывке сказано, что истинным убийцей был не дуэлянт, убивший физическую оболочку, а общество, загонявшее талант Пушкина (тут образ Поэта неразрывно связан с образом Александра Сергеевича) в рамки.
«Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!»
Вновь звучит мотив одиночества, прошедший красной нитью через всё творчество Лермонтова. Этот мотив служит связующим звеном между лермонтовским понимание гения Пушкина и романтической традицией. Во второй части, имеющей сатирическую направленность, четырёхстопный ямб чередуется с пяти- и шестистопным, что делает стихотворение более живым и подвижным. Вопросительные и восклицательные интонации разбавлены сопоставлениями, задумчивым настроением, лёгким упрёком самому поэту, открывавшим свой талант невеждам. В финале стихотворения автор снова обращается к высшему свету, вновь обвиняет их в смерти поэта. Здесь говорится о Страшном суде, перед которым равны все, и на котором преступники ответят за содеянное.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает не последнее место. Надо заметить, что с юных лет кумиром Лермонтова был Пушкин. В своих произведениях Михаил Юрьевич словно разговаривал с Пушкиным, и даже спорил с ним.Перекличка некоторых пушкинских произведений с лермонтовскими воспринималась некоторыми критиками как подражательство. Но это не было подражательством. Это был односторонний диалог одного поэта с другим. Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным. Но хотел прийти к нему не с пустыми руками, а показать произведение, достойное пера самого Пушкина. Лермонтов был самокритичен к себе, и знакомство так и не состоялось.
Существует далеко не безосновательное мнение, что стихотворение «О, полно извинять разврат!» адресовано Пушкину.
Это стихотворение написано в шестнадцатилетнем возрасте, когда Лермонтов был подвержен юношескому максимализму. Он говорит Пушкину, что услышал и понял его.
В своем стихотворении «Пророк», Пушкин предопределяет роль поэта в обществе. Лермонтов, продолжая эту тему, показывает, что ждет поэта-пророка в современном ему обществе. Михаил Юрьевич говорит, что человек, который несет людям правду и проповедует идеалы любви и добра, обречен на одиночество. Темой одиночества пронизана вся лирика Лермонтова, о чем бы он ни писал.
В стихотворении «Поэт», написанном в 1838 году Лермонтов сравнивает поэзию с кинжалом. Кинжал блистает, он острый пока он в деле. И его ценят, пока он в деле. Но вот его повесили на стену, и он превратился в сувенир, в игрушку, бесславную и безвредную. Это произведение перекликается с пушкинским произведением, в котором Пушкин говорит о том, что поэту вредит состояние покоя. Когда «молчит его святая лира», поэт «быть может, всех ничтожней».
Лермонтов пишет:
В этих строках Лермонтова звучит упрек в адрес современной ему поэзии. Он мечтает возродить те времена, когда
В этом произведении Лермонтов продолжает тему пророка, начатую Пушкиным, и продолженную им в стихотворении, о котором мы говорили выше. В последних строфах он объединяет сравнение поэта с кинжалом и с пророком, сравнивая остроту слова с остротой оружия:
Стихотворение «Не верь себе», написанное в 1839 – это итог собственного поэтического творчества. Лермонтов чувствует себя непонятым толпой. Это произведение звучит как напутствие молодым поэтам, как предупреждение быть готовым к тому, что общество окажется равнодушным к чувствам поэта, глухим к его призывам. Не исключено, что к таким выводам Лермонтов пришел после гибели Пушкина, и глядя на отношение общества к собственным стихам. Ложку дегтя ему добавляли критики, в числе которых были далеко не доброжелательные.
Есть ли место в лирике Лермонтова его гражданской позиции? Есть. Она выражена в стихотворении «На смерть поэта». Лермонтов был глубоко возмущен гибелью Пушкина, перед которым преклонялся и которого боготворил.
Лермонтов не был ни бунтарем, ни революционером. И, наверное, никогда бы не стал им. Он не выступает против царизма, как общественного строя, не осуждает крепостничества. Император Николай I напрасно боялся Лермонтова. У страха глаза велики. В стихотворении «На смерть поэта» он осуждает светское общество, и вызов бросает той дворянской элите, которая принимала участие в травле Пушкина. Михаил Юрьевич верит, что те люди, кто повинен в гибели великого поэта, когда-нибудь ответят перед Божьим судом.
Стихотворение «Журналист, читатель и писатель» написано Лермонтовым в марте 1840 года, и в этом же году было опубликовано. Это произведение звучит как подведение итога литературного творчества поэта. Лермонтов, выступая в роли писателя, чувствует себя опустошенным. Писать уже не о чем:
Устами читателя Лермонтов бросает упрек литературным критикам, журналистам. Публицистика, как таковая, еще не оформилась, и все журналисты кормились тем, что критиковали литераторов, писателей. Не все писатели могли выдержать нападки журналистов. Лермонтов страдал повышенной мнительностью, был самокритичен к себе. Он не сразу решился печататься. Первые его произведения печатали его друзья, как говорится, за его спиной.
Лермонтов устами писателя признается, что он хорошо знает свет, его тайны, пороки, И даже если он пишет об этом, потому что строки сами рвутся на бумагу, то этим он топит свой камин.
В этом стихотворении Лермонтов с горечью говорит об упадке русской литературы: нет умных тонких поэтов и писателей, которых бы хотелось читать, нет в достаточной степени образованных критиков. Да и читатель стал невзыскательным.
Лермонтов часто сравнивает литературное творчество с пророчеством. Он осознает, что писатель, литератор не просто должен идти за толпой, показывая, какое оно. Литератор должен идти впереди толпы, вести ее за собой, вскрывая общественные пороки, писатель должен показывать, каким должно быть общество, свет, люди вообще.