Автор Елена Лысенко На чтение 5 мин Просмотров 2.1к.
Обновлено
Образ и роль дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» очень важны: это не только художественный приём, помогающий связать в единое целое все события и всех героев, но и жизненный путь отдельного человека и всей России в целом.
Вообще тема путешествия, дороги встречается в отечественной литературе довольно часто. Вспомним «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Подобный мотив в них используется как сюжетообразующий, зачастую и сам является центральной темой, цель которой — описать российскую жизнь, современную автору.
Сюжет поэмы Н.В. Гоголя таков: Павел Иванович Чичиков — главный герой — выдаёт себя за помещика, разъезжая по окрестностям губернского города. Он скупает у землевладельцев «мёртвые души», то есть умерших крестьян, которые согласно переписи (ведомостям) считаются живыми. Зачем ему это нужно? Чичиков хочет взять кредит, заложив эти «души» (о намерениях читатель узнаёт в конце первой части). Это нужно, чтобы получить высокое общественное положение, нажить капитал. Дорога же авантюриста не пугает.
Его путь противоречив, положение шатко, как хлипка бричка, на которой он едет (в самом начале мужики рассуждают, доедет ли она или сломается). Автор, останавливая Чичикова в городишке, как бы даёт ему возможность одуматься, то есть отказаться от безумной затеи скупать «мёртвые души». Но герой не хочет видеть бездуховности своей цели, как не хочет следить за бричкой, доверяя всё кучеру. Дорога приводит Чичикова в дворянские имения, где он видит глупость помещиков и бедность крестьян. Но что-то изменить Павел Иванович не намерен (а ведь он по-своему умён, идея о покупке «мёртвых душ» даже гениальна в какой-то мере), да и сам меняться не собирается: он проявляет чёрствость, жадность в поисках лёгких денег. Это его выбор: решение отдельного человека, по какому пути ему идти.
Дорога помогает нарисовать современную (естественно, Гоголю) Россию. Довольно ясно: подобная задача «объять всю Русь» масштабная, поэтому он ограничивается описанием уездного городишки и его окрестностей. В центре исследования — мелкопоместные дворяне, именно они типичны для представленной эпохи.
Какой рисуется страна? Бричка привозит героя в обычный город N., а затем — в имения помещиков. Манилов строит прожекты, витая в облаках, а вокруг всё ветшает и приходит в упадок. Собакевич занят едой, тогда как мужики, работая до упаду, голодают и не могут прокормить свои семьи. Плюшкин настолько алчен, что теряет даже человеческий облик. Ноздрёв только пьёт и буянит. То есть дворяне ничего не желают делать для России, наоборот, лишь разрушают всё вокруг. Таким образом, дорога (точнее — художественный приём) даёт возможность писателю критиковать общественный порядок.
Кстати, дорога здесь также помогает дать характеристику самим помещикам ещё до того, как мы с ними знакомимся. Сравните, например, два описания. Это путь, ведущий в маниловскую усадьбу: «Проехавши две версты, встретили поворот… а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно». Чичиков сразу отмечает: говорят про пятнадцать вёрст, значит, их не меньше тридцати. А вот дорога, проходящая через плюшкинскую деревню: «Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…»
Есть в поэме отдельное лирическое отступление, так и названное — «О дороге», которое помогает лучше понять образ, его смысл. Можно назвать дорогу помощницей, музой писателя, ведь именно в пути рождается у него много «чудных замыслов, поэтических грёз». В движении «погибающий и тонущий» автор (здесь мы объединим два понятия — рассказчика и самого Н.В. Гоголя) находит успокоение: «дрожь прохватила члены», «дремлешь и забываешься». То есть дорога располагает к умиротворению, откровенности. Она не отвлекает от мыслей, наоборот, помогает их упорядочить. В одиночестве писатель видит все мелочи, подмечая вёрсты с цифрами, бревенчатые избы и другие детали. Это путь к себе, к собственному сердцу.
Дорога наводит рассказчика на размышления о двух путях, которые могут избрать писатели. Это проторённая дорожка к славе, успеху, если писать о чём-то, приятном обществу. Но если кто-то решит вытащить «тину мелочей, опутавших нашу жизнь», то его путь будет несладок, потому что никто не хочет замечать «незримые, неведомые ему [миру] слёзы». Но именно такой выбор благороден. Так, тема дороги, пути вырастает до целого обобщения о выборе жизненного призвания.
Завершается поэма описанием «необгонимой» тройки — символом несущейся в будущее России: «Русь, куда ж несёшься ты?» Хотя ответа мы не получаем (вопрос риторический), хочется верить в прекрасное.
Вывод таков: образ дороги — это отдельный персонаж, живой, изменяющийся, вызывающий размышления. Герои куда-то спешат, мчатся. В этом вечном движении вся Россия, недаром говорят, что «дорога есть жизнь». Она в контрасте с омертвением душ. Поэтому у внимательного читателя невольно возникает вопрос, как в таком случае можно было остановиться и утратить все человеческие качества. Философский вопрос, на который Н.В. Гоголь призывает ответить каждого из нас.
Сочинение.
Образ Рахметова в романе Чернышевского «Что делать?»
Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был написан им в Петропавловской крепости. Он создавался в эпоху подъема революционного движения. Рахметов — один из главных героев этого романа, который предстает перед нами в главе “Особенный человек”. По происхождению Рахметов — дворянин, является представителем знатной фамилии, в чьем роду были бояре, генерал-аншефы, окольничие. Но привольная и обеспеченная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Уже в шестнадцать лет он уехал из провинции и поступил на естественный факультет университета в Петербурге. Отступившись от аристократического образа жизни, он становится демократом по взглядам и образу поведения. Рахметов — истинный революционер. Таких людей, как он, не очень много. “Я встретил, — замечает Чернышевский, — до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)…”. Таким “особенным человеком” Рахметов стал не сразу. И лишь знакомство его с Лопуховым и Кирсановым, который познакомил его с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось серьезным толчком к его превращению в “особенного человека”: “Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить”. После перехода к революционной деятельности Рахметов с поразительной быстротой начал расширять круг своих занятий. И уже в двадцать два года Рахметов стал “человеком очень замечательно основательной учености”. Понимая то, что сила вождя революции зависит от близости к народу, Рахметов создал себе наилучшие условия для личного изучения жизни трудящихся. Для этого он пешком исходил всю Россию, был пильщиком, дровосеком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржи по Волге, а также спал на гвоздях и отказывался от хорошей пищи, хотя и мог себе это позволить. Он ест только говядину для поддержания физической силы. Единственной его слабостью являются сигары. Рахметов успевает за день сделать чрезвычайно много, так как умеет рационально распоряжаться временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на проведение второстепенных дел. Также он отказывается от любви молодой и очень богатой вдовы, практически от всех жизненных удовольствий. “Я должен подавить в себе любовь, — говорит он любимой женщине, — любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня, — уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить… такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею”. Всем этим он постепенно подготавливал себя к революционным действиям, осознавая, что ему придется переносить муки, лишения и даже пытки. И он заранее закаляет свою волю, приучает себя выдерживать физические страдания. Рахметов — человек идеи в самом высоком смысле этого слова Мечта о революции для этого человека “особой породы” была руководством к действию и ориентиром всей его личной жизни. Но образ жизни Рахметова Чернышевский не считает нормой человеческого существования. По его мнению, такие люди нужны только на перевалах истории как личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие общенародную боль. И в романе к Рахметову возвращается счастье любви после свершения революции. Это происходит в главе “Смена декораций”, где “дама в трауре” сменяет свой наряд на подвенечное платье, а рядом с ней оказывается человек лет тридцати, В образе Рахметова Чернышевский запечатлел наиболее характерные черты зарождающегося в России 60-х гг. XIX в. типа революционера с непреклонной волей к борьбе, с нравственными идеалами, благородством и бесконечной преданностью простому народу и своей родине. В данном романе была впервые нарисована картина будущего социалистического общества, та великая цель, для достижения которой мужественные рахметовы готовят революцию. Образ Рахметова производил неизгладимое впечатление на читателей и служил образцом для подражания. Мечтой каждого революционера было вести такой же образ жизни, какой вел Рахметов. И на вопрос “Что делать?” Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова Он говорит: “Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.
Рахметов является рыцарем без страха и упрека, человеком, который выкован из стали. Нелегок путь, по которому он идет, но он богат всевозможными радостями. И рахметовы до сих пор имеют значение, являются примером поведения и подражания, источником вдохновения. “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней… букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”.
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
Однако образ Петербурга у Н. В. Гоголя возник еще в 1831 году в повестях “Ночи перед Рождеством” и “Пропавшая грамота”. В этих произведениях уже проступают черты столицы, которые в дальнейшем более широко развернулись в “петербургских повестях”. Но они несколько условны, будто бы декоративны. Сочинение на тему: Традиции и новаторство комедии “Горе от ума” Началом расцвета реалистической драматургии в русской литературе считается комедия “Горе от ума”, которая была написана талантливейшим поэтом и драматургом Александром Сергеевичем Грибоедовым. Еще в университете, Грибоедов тесно общался с будущими декабристами.
Образ Петербурга возник у Гоголя в 1831 году в «Пропавшей грамоте» и «Ночи перед Рождеством». Хотя тут уже намечены некоторые черты, которые были впоследствии развернуты в петербургских повестях, образ северной столицы здесь несколько условен, как бы декоративен. Гоголю понадобилось еще два года прожить в Петербурге, чтобы глубже проникнуть в сложную жизнь города. Тогда и начали воплощаться замыслы новых повестей.
Реферат по литературе. Петербург в творчестве Н.В.Гоголя. ученика 8 «А» класса. Петербург – это особенный город. Хочется представить Вам его во всех красках, так как именно их одновременное сочетание и противоречивость создают ту неподражаемую атмосферу, которая свойственна только ему и которая непосредственно нашла отражение в гоголевском Петербурге. Это очень колоритный город. Работа над темой Петербурга составила в творчестве писателя новый этап. В петербургских повестях сатирический пафос гоголевского творчества усилился, а его социальная проблематика значительно углубилась по сравнению с «Вечерами на хуторе близ Диканьки».
Название: Образ Петербурга в произведениях Гоголя Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 17:44:47 29 декабря 2003 Похожие работы Просмотров: 33404 Комментариев: 71 Оценило: 90 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать. Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут). Olya. 10:26:59 16 августа 2019.
Собственно, тема контрастов Петербурга раскрывается и в другом произведении Гоголя – повести «Невский проспект». Этот аспект в повести рассказывается еще лучше, глубже. Писатель, в самом начале произведения восхищается величественностью Петербурга, его красотами. В Петербург же он возвращается лишь за тем, чтобы представит миру свои детища, и вновь понять то, как он был раньше не прав, что Петербург – иллюзия. Сам же Гоголь, после поездки в Рим, говорил: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось». Только в Риме он смог по-настоящему проснуться, нашел свою мечту и наконец-таки перестал гоняться за призраком.
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ПЕТЕРБУРГ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В.ГОГОЛЯ» ВЫПОЛНИЛА: Ученица 11 «А» класса Средней школы № 71 Кузьмина Наталья. ПРОВЕРИЛА: Шаброва Н.М. . Целью моей работы является выявление образа Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя, а также обозначение отношения писателя к городу на Неве. Данную тему я выбрала, во-первых, потому что мне интересен город Санкт — Петербург с исторической точки зрения. Обличительный пафос гоголевской сатиры, таким образом, прямо противопоставлялся мировоззрению писателя. Его талант творил якобы независимо и вопреки мировоззрению.
Ответ на вопрос: Образ Петербурга в творчестве Гоголя (сочинение). Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. Петербург в произведениях Н. В. Гоголя – непонятный, странный город, в котором нет счастья и обычных мирских радостей и ценностей. Это город фарса и чинопочитания, где не место простым людям, не лишенным духовности. Похожие вопросы. 1. Тема Петербурга у Гоголя. 3. Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе. 4. Гоголь Ревизор цитаты. 5. Образ Петербурга в изображении Гоголя. 6. Образ Петербурга в повести Невский проспект. 7. Сочинение. Тема города в Петербургских повестях Гоголя. Знаете ответ?
Образ Петербурга возник у Гоголя в 1831 году в “Пропавшей грамоте” и “Ночи перед Рождеством”. Хотя тут уже намечены некоторые черты, которые были впоследствии развернуты в петербургских повестях, образ северной столицы здесь несколько условен, как бы декоративен. Гоголю понадобилось еще два года прожить в Петербурге, чтобы глубже проникнуть в сложную жизнь города.
В гоголевском понимании Петербург – это город многогранный. Здесь есть и бедные, и богатые. В одном ряду находятся и роскошь, и грязь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что город Петербург в произведениях данного автора – это уничтожение всего, что живет и дышит, а также власть умершего над существующим. 3 вариант. Петербург – особенный город.
Образ петербурга в прозе Н.В.Гоголя. История вопроса. Обзор научно-критической литературы. К творчеству Н.В. Гоголя, обращались многие исследователи, труды которых были посвящены биографии, творческому пути.. И немалое количество работ посвящено изображению города в произведениях писателя. В. Белинский очень верно определил значение Петербурга для творчества Н.В. Гоголя: «Печать Петербурга видна на большей части его произведений, не в том, конечно, смысле, чтоб он Петербургу обязан был своей манерою писать, но в том смысле, что он Петербургу обязан многими типами созданных им характеров.
Новаторство Гоголя-художника в петербургском цикле. Изображение Гоголем в «Петербургских повестях» настоящего бедствия современной цивилизации, которое носит название бездуховности. Антологичность функции гоголевской поэтики в ее главных специфических свойствах. Особенность творчества Гоголя-художника. Рубрика. Литература. Вид. Несомненно, антологична и функция гоголевской поэтики в ее главных специфических свойствах, например, в таких, которые «позволяют назвать гротеск петербургских повестей реалистическим, несмотря на исключительную фантастичность сюжетной ситуации (речь идет о повести «Нос»)». Гоголь создает свой Петербург сложным с пестрой образной структурой.
Реферат или доклад по теме — Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство. Уникальность 77%. Образец оформлен по ГОСТу. Готовые дипломные работы. Готовые курсовые работы. Курсовые и дипломы на заказ. Образцы и примеры оформления по ГОСТУ. Помогли написать отличные рефераты различной тематики в том числе и по этой теме «Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство..» Узнать больше. Дипломные работы.
Урок по теме ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГОГОЛЯ. Теоретические материалы Гоголь Н.В., Сочинения, Архив. Николай Васильевич Гоголь оказал неоценимое влияние на русскую литературу. Он показал русскому читателю не только свою родную Украину, но и Петербург, и жизнь маленьких уездных городов.
на тему “Петербург в творчестве Н.В.Гоголя”. Выполнил: Расулов Хайрула Рамазанович. Петербург – это особенный город. Хочется представить Вам его во всех красках, так как именно их одновременное сочетание и противоречивость создают ту неподражаемую атмосферу, которая свойственна только ему и которая непосредственно нашла отражение в гоголевском Петербурге. Это очень колоритный город. Балтийское изменчивое небо то тяжело висит над головой, то легко вздымается.
Глава I. Образ Петербурга в прозе Н.В.Гоголя. История вопроса. Обзор научно — критической литературы. Глава II. Идейно-эстетическая функция образа Петербурга в прозе Н.В. Гоголя. Заключение. Список литературы. Юрий Владимирович отмечает иерархичность гоголевского города, строгую пирамидальную структуру: «гражданство», «купечество», выше — чиновники, городские помещики и, наконец, во главе всего городничий. [21; 189] Женская половина также подразделяется по рангам. До Н.В. Гоголя такой расстановки персонажей в русской комедии не было. Но первым и единственным полным исследованием повестей Н.В. Гоголя, объединенных темой Петербурга является монография В. М. Марковича.
Санкт-Петербург – город, несомненно, высокого культурного значения. Его красоте удивляются приезжающие туристы, его архитектура, всевозможные достопримечательности – это кладезь для неравнодушных ценителей прекрасного. Санкт-Петербург и назывался когда-то иначе, он сменил несколько имен, и это, конечно, происходило непросто так. Тесная связь с историей целой страны, он часто был в эпицентре происходящих событий, самых радостных и самых трагичных. Тут писали свои выдающиеся произведения А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский и другие представители литературного мира. Неудивительно, что в.
Конечно, появление Петербурга Н.В.Гоголя было подготовлено Петербургом Пушкина. Однако писатель идёт дальше своего предшественника, можно сказать, что не дальше, а по другому пути: Н.В.Гоголя уже не интересует архитектурная часть портрета города. Ему больше нравится показывать бытие, «двойное» бытие. Таким образом, гоголевский Петербург, нарисованный без внимания к его архитектурным и пейзажным красотам, погружённый в пошлую, смешную, страшную обыденность, всё же не лишён своеобразного величия. Оно проступает там, где божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением.
Любовь писателя к Петербургу. Петербург в жизни и творчестве Гоголя занимает огромное место. Это самый яркий и важный мотив в его произведениях. О Санкт-петербурге писатель упоминает в своих произведениях . Образ Петербурга в изображении Гоголя весьма неоднозначен. Он одновременно наполнен притягательной красотой и вместе с тем хранит в себе безобразие, город величественен и при этом очень низок. Писатель уверен, что в нем может происходить что-то по-настоящему невероятное. Об этом он говорил в прозе своих произведений и сообщении своим друзьям. Писатель, как истинный художник, показывал правдивые черты города, не приукрашивая его. Оцените статью.
Петербург – это особенный город. Хочется представить его во всех красках, так как именно их одновременное сочетание и противоречивость создают ту неподражаемую атмосферу, которая свойственна только ему и которая непосредственно нашла отражение в гоголевском Петербурге. К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В петербургских повестях сатирический пафос гоголевского творчества усилился, а его социальная проблематика значительно углубилась по сравнению с «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Реалистическое мастерство его в этом жанре достигло своей классической вершины. Н.В.Гоголь представляет образ Петербурга и глазами местных художников.
Реферат: Петербург в произведениях Гоголя РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ПЕТЕРБУРГ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В.ГОГОЛЯ» ВЫПОЛНИЛА: Ученица 11 «А» класса Средней школы № 71 Кузьмина Наталья. ПРОВЕРИЛА: Шаброва Н.М. Иже. Сочинение на тему «Образ Петербурга в комедии «Ревизор». Сочинение на тему «Образ Петербурга в комедии «Ревизор». В 1835 году Гоголь начал работать над знаменитой комедией «Ревизор», а идею ему для пьесы подсказал сам Александр Пушкин. Гоголевский персонаж несет массу информации о бюрократии того времени. Но писатель преподносит ее в строго сатирической форме. По шикарным и красочным улицам города бродит поникший чиновник Акакий Башмачкин.
Реферат на тему «Жизнь Гоголя в Петербурге» можно подытожить полным крушением надежд писателя. Несмотря на восхищение внешней стороной столицы, Николай Васильевич еще в юности с прискорбием открыл для себя истинное лицо города и больше не питал наивности по отношению к нему. Продолжая традиции русских мастеров пера, Николай Гоголь также виртуозно внедрил образ Петербурга в свои новеллы, сделав город словно живым действующим лицом, имеющим характер и пороки, умеющим любить и наказывать.
Получите быстрый ответ на свой вопрос, уже ответил 1 человек: образ петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство — Знание Сайт. В декабре 1828 года Гоголь вместе со своим школьным товарищем Александром Данилевским впервые отправился в Петербург. По мере приближения к столице нетерпение и любопытство путников возрастало. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к большому городу. Молодыми людьми овладел восторг: они, как бы позабыв о морозе, то и дело высовывались из экипажа и приподнимались на цыпочки, чтобы получше рассмотреть строения.
Образ Петербурга возник у Гоголя в 1831 году в «Пропавшей грамоте» и «Ночи перед Рождеством». Хотя тут уже намечены некоторые черты, которые были впоследствии развернуты в петербургских повестях, образ северной столицы здесь несколько условен, как бы декоративен. Гоголю понадобилось еще два года прожить в Петербурге, чтобы глубже проникнуть в сложную жизнь города. Тогда и начали воплощаться замыслы новых повестей. подробнее здесь-[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]. Гоголевский Петербург — город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна и обманчива.
Школьные сочинения по русской литературе. ТЕМА: Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство. Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство 4 года 3 дн. назад #334. maks. Не в сети. Первые свои впечатления о пребывании в Петербурге Н. В. Гоголь перенес в свои так называемые « повести петербургского цикла» – хорошо известные читателям произведения «Нос», «Шинель», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет», которые были опубликованы в разное время, но в которых нашло отражение отношение писателя к Петербургу.
В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, «душевной» атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах, и во сне виделся Петербург. Попав в город своих грез совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. После щедрой, солнечной Украины Петербург показался ему серым, тяжелым и мрачным городом, равнодушно взирающим на копошащихся в нем людей. Через несколько лет у Гоголя уже сформировалось полное впечатление о Петербурге, с его тяжелой атмосферой, но величие города словно гипнотизировало писателя.
Великий Петербург стал важным мотивом в творчестве Гоголя. Упоминания о нем есть почти в каждом произведении писателя: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей. Ярко и красочно выглядит Петербург в повести «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены. Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели». Это описание Петербурга передает мечты юного Гоголя о городе-сказке с невиданными чудесами, с роскошными дворцами и садами, где живет сама царица, исполняющая желания.
У Гоголя Петербург предстает как фантасмагорический, призрачный город, где все зыбко и странно смещено. Причудливо переплетаются реальное и фантастическое, величественное и низкое, прекрасное и безобразное. Здесь может произойти самое невероятное. Например, нос майора Ковалева живет отдельно от владельца и прекрасно себя чувствует.
Писатель изображает и реальный Петербург, город чиновников, живущих своей бюрократической жизнью. В этом случае Гоголь использует прием социальной сатиры. Петр Первый построил этот город, он же своим повелением учредил огромную армию чиновников, которых разделил табелью о рангах на четырнадцать разрядов. У Гоголя по улицам пышного, парадного Петербурга ходит несчастный, ограбленный, униженный чиновник четырнадцатого класса Акакий Башмачкин. Чиновничье-бюрократический город доводит героя до полнейшего отупения. Это город контрастов: рядом с бьющей в глаза роскошью во много раз тяжелее голодать, чтобы скопить денег на шинель. Смерть Башмачкина происходит от столкновения с неким «значительным лицом», представляющим закон. Мелкого чиновника, «маленького человека» раздавила безжалостная, мертвая бюрократическая машина.
В повести «Невский проспект» Гоголь также пишет о двух ликах Петербурга. В начале повести писатель, как восторженный провинциал, восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге…». По улице движутся шляпки, усы, дамские рукава, сюртуки, а лиц нет. Гоголь показывает суету бездуховного мира, из которого исчез живой человек. Красота и великолепие выставлены напоказ, а за ними скрыты грязные дворы, подвалы, где живет беднота, публичные дома, «где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь». Петербург живет по законам трагедии и фарса. Заканчивая повествование, автор предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»
Только пожив в Риме, Гоголь понял, что нашел, наконец, свой город мечты. Он писал: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось». В повести «Невский проспект» герой Гоголя, художник Пискарев, мечтавший найти идеал в погоне за призраком, с отчаянием восклицает: «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»
Тема Петербурга у Гоголя связана с властью мертвого над живым, с подавлением всего живого, с омертвением и обезличиванием человека, с призрачностью происходящего, с невозможностью отличить правду от лжи, явь от сна.
Тема Петербурга отражалась явно во многих произведениях русских писателей, которым не были безразличны красоты сего города. Период, когда творцы стали обращаться к этому городу, начал восприниматься и как нечто новое, где Петербург признавался новой столицей, символом светлого будущего России. Стоит учесть тот факт, что у каждого деятеля, который обращался к образу Петербурга, имел собственное отношение к непонятному городу. Именно поэтому русское сознание носило по отношению к нему двойственный характер. Одни считали это место дивным и чудесным, иные же видели в нем нечто негативное и отталкивающее. Однако великий писатель, славящийся своими прекрасными глубоководными произведениями – это Николай Васильевич Гоголь – решил внести в собственное творчество воплощение насущных проблем по поводу Петербурга. В блестящих рассказах и повестях: “Нос”, “Записки сумасшедшего”, “Шинель” и другие, – писатель изобразил столицу, где ярко показалась нравственная суть населения.
Читая Гоголя, становятся ясно, что для него Петербург – некий город, что наполнен несчастными людьми, низкими чиновниками, которых кроме себя и собственного дохода, ничего не интересует. Зато, если обратиться к Невскому проспекту, то можно заметить виднеющуюся призрачную красоту улицы, именно она, как говорит Николай Васильевич, обманчива. Все внешние поразительные красоты не способны укрыть нищую жизнь, в плане духовном, большинства людей в городе, их переживания, трагизм. И предупреждает нас Гоголь: “не верьте этому Невскому проспекту!”, ибо, как он считает, это “все обман, все мечта”. Это мираж, от которого люди, ослепляясь, становятся несчастными, ибо после этих окружающих просторов открывается вся горькая правда. Жители несчастны, никакой красотой города это скрыть нельзя. Духовные калеки, самоубийство персонажа Пискарева, что был художником по профессии, печальное столкновение лицом к лицу с реальностью Петербурга. Повсюду царит пошлость, имеет ценность лишь денежные средства да социальный статус.
Николай Васильевич Гоголь оказал неоценимое влияние на русскую литературу. Он показал русскому читателю не только свою родную Украину, но и Петербург, и жизнь маленьких уездных городов. И везде он описывал не только богемных помещиков и чиновников, но и жизнь простых «маленьких» людей. При этом он старался победить зло в людях, «излечить» их от пороков, используя для этого самое сильное оружие и лекарство — его смех. Гоголем восхищались многие, но были также люди, ругающие его произведения, но никто так до конца и не понял той необыкновенной тайны его души, которой наполнены его произведения.
Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей. И везде это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины. Здесь легко оживают дома и вещи, люди ходят и разговаривают сами с собой, а обыкновенный нос может запросто убежать от своего хозяина и разъезжать по городу в экипаже, словно чиновник. Владимир Набоков писал: «Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях рабов, гниющих в этом болоте: тут-то и корень его странности — и его изначальный порок». Петербург у Гоголя — это нереальное, призренное царство чинов и вещей, царство роскощи и власти, где «маленькие люди» исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти.
Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть «Ночь перед Рождеством», вошедшая в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы, словно в ад прилетевшего сюда на черте. Петербург представляется нам чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет. Стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней — просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: «Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло». Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина, и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В «Ночи перед Рождеством» Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.
Совсем другим выглядит Петербург в комедии «Ревизор». Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в «Ночи перед Рождеством», это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В «Ревизоре» мы встречаем два рассказа о Петербурге — Осипа и Хлестакова. В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: «Галантерейное, черт возьми, обхождение!» Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова — это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.
Несколько другим изображен Петербург в повести «Шинель». Это город, в котором «маленькие люди» пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение «тощее» и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники. В «Шинели» описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и «всякие» люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.
Это словно два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше. Эти два мира встречаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого значительного лица. И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Бедная часть Петербурга — это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги.
Самый невероятный Петербург Гоголь изобразил в «Мертвых душах». Это абсолютно нереальный дьявольский город. Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли. Шторы и гардины кусаются. Это, как говорит почтмейстер, сказочная Шехерезада. Этот Петербург словно центр земли: здесь как будто собрались все страны мира. Ковры почтмейстер называет Персией, а не персидскими. В приемной Копейкин боится толкнуть локтем Америку или
Индию: почтмейстер, правда, говорит, что это вазы, но ведь сроду ни в Америке, ни в Индии ваз фарфоровых не делали. Обедает же капитан в «Лондоне». Люди здесь тоже разные: и русские, и французы, и англичане. Кругом все утопает в роскоши: зеркала, мрамор, вазы, серебряная посуда, арбуз за сто рублей. Кругом какое-то дьявольское нагромождение людей и вещей. Да и самого Копейкина почтмейстер сравнивает то с совой, то с пуделем, то с чертом. Даже швейцар здесь похож на моржа. От всего этого создается впечатление, что Петербург — это дьявольский город, в котором «начальник» — полноправный правитель, хотя и существует «высшее начальство». У него в приемной сидят не только бедные люди, вроде Копейкина, но и «эполеты» и «аксельбанты».
Петербург «Мертвых душ» — это странный призрак настоящего города, это именно тот город на костях, про который написал Набоков. В нем вещи такие же живые, как и люди. Петербург необыкновенный город. С одной стороны, это холодный, мрачный каменный город, но с другой — это центр культуры. Петербург часто затопляла Нева, словно смывая с него накопившиеся пороки.
Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Одним из таких людей и был Гоголь. Он увидел в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Набоков писал: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».
В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, «душевной» атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах, и во сне виделся Петербург. Попав в город своих грез совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. После щедрой, солнечной Украины Петербург показался ему серым, тяжелым и мрачным городом, равнодушно взирающим на копошащихся в нем людей. Через несколько лет у Гоголя уже сформировалось полное впечатление о Петербурге, с его тяжелой атмосферой, но величие города словно гипнотизировало писателя.
Великий Петербург стал важным мотивом в творчестве Гоголя. Упоминания о нем есть почти в каждом произведении писателя: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей. Ярко и красочно выглядит Петербург в повести «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены. Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели». Это описание Петербурга передает мечты юного Гоголя о городе-сказке с невиданными чудесами, с роскошными дворцами и садами, где живет сама царица, исполняющая желания.
У Гоголя Петербург предстает как фантасмагорический, призрачный город, где все зыбко и странно смещено. Причудливо переплетаются реальное и фантастическое, величественное и низкое, прекрасное и безобразное. Здесь может произойти самое невероятное. Например, нос майора Ковалева живет отдельно от владельца и прекрасно себя чувствует.
Писатель изображает и реальный Петербург, город чиновников, живущих своей бюрократической жизнью. В этом случае Гоголь использует прием социальной сатиры. Петр Первый построил этот город, он же своим повелением учредил огромную армию чиновников, которых разделил табелью о рангах на четырнадцать разрядов. У Гоголя по улицам пышного, парадного Петербурга ходит несчастный, ограбленный, униженный чиновник четырнадцатого класса Акакий Башмачкин. Чиновничье-бюрократический город доводит героя до полнейшего отупения. Это город контрастов: рядом с бьющей в глаза роскошью во много раз тяжелее голодать, чтобы скопить денег на шинель. Смерть Башмачкина происходит от столкновения с неким «значительным лицом», представляющим закон. Мелкого чиновника, «маленького человека» раздавила безжалостная, мертвая бюрократическая машина.
В повести «Невский проспект» Гоголь также пишет о двух ликах Петербурга. В начале повести писатель, как восторженный провинциал, восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге…». По улице движутся шляпки, усы, дамские рукава, сюртуки, а лиц нет. Гоголь показывает суету бездуховного мира, из которого исчез живой человек. Красота и великолепие выставлены напоказ, а за ними скрыты грязные дворы, подвалы, где живет беднота, публичные дома, «где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь». Петербург живет по законам трагедии и фарса. Заканчивая повествование, автор предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»
Только пожив в Риме, Гоголь понял, что нашел, наконец, свой город мечты. Он писал: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр — все это мне снилось». В повести «Невский проспект» герой Гоголя, художник Пискарев, мечтавший найти идеал в погоне за призраком, с отчаянием восклицает: «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»
Тема Петербурга у Гоголя связана с властью мертвого над живым, с подавлением всего живого, с омертвением и обезличиванием человека, с призрачностью происходящего, с невозможностью отличить правду ото лжи, явь от сна.
У Гоголя Петербург предстает как фантасмагорический, призрачный город, где все зыбко и странно смещено. Причудливо переплетаются реальное и фантастическое, величественное и низкое, прекрасное и безобразное. Здесь может произойти самое невероятное. Например, нос майора Ковалева живет отдельно от владельца и прекрасно себя чувствует.
Писатель изображает и реальный Петербург, город чиновников, живущих своей бюрократической жизнью. В этом случае Гоголь использует прием социальной сатиры. Петр Первый построил этот город, он же своим повелением учредил огромную армию чиновников, которых разделил табелью о рангах на четырнадцать разрядов. У Гоголя по улицам пышного, парадного Петербурга ходит несчастный, ограбленный, униженный чиновник четырнадцатого класса Акакий Башмачкин. Чиновничье-бюрократический город доводит героя до полнейшего отупения. Это город контрастов: рядом с бьющей в глаза роскошью во много раз тяжелее голодать, чтобы скопить денег на шинель. Смерть Башмачкина происходит от столкновения с неким «значительным лицом», представляющим закон. Мелкого чиновника, «маленького человека» раздавила безжалостная, мертвая бюрократическая машина. Материал с сайта //iEssay.ru
В повести «Невский проспект» Гоголь также пишет о двух ликах Петербурга. В начале повести писатель, как восторженный провинциал, восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге…». По улице движутся шляпки, усы, дамские рукава, сюртуки, а лиц нет. Гоголь показывает суету бездуховного мира, из которого исчез живой человек. Красота и великолепие выставлены напоказ, а за ними скрыты грязные дворы, подвалы, где живет беднота, публичные дома, «где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь». Петербург живет по законам трагедии и фарса. Заканчивая повествование, автор предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»
В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, «душевной» атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах, и во сне виделся Петербург. Попав в город своих грез совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. После щедрой, солнечной Украины Петербург показался ему серым, тяжелым и мрачным городом, равнодушно взирающим на копошащихся в нем людей. Через несколько лет у Гоголя уже сформировалось полное впечатление о Петербурге, с его тяжелой атмосферой, но величие города словно гипнотизировало писателя.
Великий Петербург стал важным мотивом в творчестве Гоголя. Упоминания о нем есть почти в каждом произведении писателя: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей. Ярко и красочно выглядит Петербург в повести «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены. Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели». Это описание Петербурга передает мечты юного Гоголя о городе-сказке с невиданными чудесами, с роскошными дворцами и садами, где живет сама царица, исполняющая желания.
У Гоголя Петербург предстает как фантасмагорический, призрачный город, где все зыбко и странно смещено. Причудливо переплетаются реальное и фантастическое, величественное и низкое, прекрасное и безобразное. Здесь может произойти самое невероятное. Например, нос майора Ковалева живет отдельно от владельца и прекрасно себя чувствует.
Писатель изображает и реальный Петербург, город чиновников, живущих своей бюрократической жизнью. В этом случае Гоголь использует прием социальной сатиры. Петр Первый построил этот город, он же своим повелением учредил огромную армию чиновников, которых разделил табелью о рангах на четырнадцать разрядов. У Гоголя по улицам пышного, парадного Петербурга ходит несчастный, ограбленный, униженный чиновник четырнадцатого класса Акакий Башмачкин. Чиновничье-бюрократический город доводит героя до полнейшего отупения. Это город контрастов: рядом с бьющей в глаза роскошью во много раз тяжелее голодать, чтобы скопить денег на шинель. Смерть Башмачкина происходит от столкновения с неким «значительным лицом», представляющим закон. Мелкого чиновника, «маленького человека» раздавила безжалостная, мертвая бюрократическая машина.
В повести «Невский проспект» Гоголь также пишет о двух ликах Петербурга. В начале повести писатель, как восторженный провинциал, восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге…». По улице движутся шляпки, усы, дамские рукава, сюртуки, а лиц нет. Гоголь показывает суету бездуховного мира, из которого исчез живой человек. Красота и великолепие выставлены напоказ, а за ними скрыты грязные дворы, подвалы, где живет беднота, публичные дома, «где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь». Петербург живет по законам трагедии и фарса. Заканчивая повествование, автор предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»
Только пожив в Риме, Гоголь понял, что нашел, наконец, свой город мечты. Он писал: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр — все это мне снилось». В повести «Невский проспект» герой Гоголя, художник Пискарев, мечтавший найти идеал в погоне за призраком, с отчаянием восклицает: «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»
Тема Петербурга у Гоголя связана с властью мертвого над живым, с подавлением всего живого, с омертвением и обезличиванием человека, с призрачностью происходящего, с невозможностью отличить правду ото лжи, явь от сна.
Жизнь Н. В. Гоголя в Петербурге
В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»
Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя это быть писателем. «… Мне хотелось, – писал Гоголь, – в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.
Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.
Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.
Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.
Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.
Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»
В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
Похожие работы
“Автобиографическое начало” в творчестве Гоголя
Гоголь и Чёрт
Жизнь Н. В. Гоголя в Петербурге
Жизнь Н.В. Гоголя в Петербурге
Н.В.Гоголь
Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского
Петербург в произведениях Гоголя
Петербург Пушкина и Гоголя
Фольклорные мотивы в творчестве Н.В. Гоголя
Эволюция драматургических принципов Н.В. Гоголя
В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»
Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне хотелось, – писал Гоголь, – в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.
Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.
Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.
Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.
Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.
Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»
В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя – быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.
Творчество Достоевского
Основная тема раннего творчества Достоевского — несчастные люди. Примерами могут служить произведения:
- «Бедные люди».
- «Двойник».
- «Маленький герой».
- «Записки из подполья».
- «Униженные и оскорблённые».
Более зрелые романы литературоведы называют идеологическими, но, если задуматься, во всей прозе Достоевского просматривается итоговый образ мечтателя, причём его характер трансформируется от книги к книге. Кроме того, у писателя чётко прослеживаются два мечтательных типа:
- сентиментальный;
- романтический.
Это интересная тема не только для сочинения или эссе на школьном уроке в классе, но и прекрасная идея для целой диссертации. Однако в рамках знакомства с образами мечтателей Достоевского можно рассмотреть произведения, где эта тема раскрыта наиболее ярко. К ним относятся:
- «Петербургская летопись».
- «Слабое сердце».
- «Белые ночи».
- «Неточка Незванова».
- «Преступление и наказание».
Петербургская летопись
Ф. М. Достоевский — автор не только художественных книг, он с удовольствием занимался написанием фельетонов — коротких сатирических очерков. В этом жанре представлена его «Петербургская летопись», где впервые рассказчиком выступает мечтатель. Он не романтичен, лишён исключительности и подлинной натуры. Его повествование сводится к освещению последних новостей, рассуждениям на злободневные темы, комментариям по поводу новинок литературы и театра. Всё это носит развлекательный лёгкий характер.
Бытовые зарисовки из этого цикла фельетонов позднее легли в основу некоторых книг Достоевского, так же как и черты мечтателя можно угадать в героях его ранних повестей. Особенно это заметно по повторяющемуся мотиву близости человека и Петербурга, представленному одновременно прозаичным и фантастичным, как и описываемые в произведении персонажи.
Активное написание романов и повестей не снизило тяги Достоевского к публицистике. Он писал для периодических изданий «Время» и «Эпоха», а в журнале «Гражданин» автору был отведён целый раздел «Дневник писателя».
Слабое сердце
Появившийся в 1847 году в «Петербургской летописи» образ был повторно использован Достоевским через год в повести «Слабое сердце». Он был воплощён в характере Васи Шумкова — петербургского чиновника, не обладающего высоким положением в свете, финансово несостоятельного, к тому же имеющего физический недостаток в виде кривобокости.
Но главному герою улыбнулась удача: ему предстоит свадьба с любимой девушкой, к тому же начальник поддерживает его финансово, давая на перепись документы и доплачивая за это несколько сотен в год. Шумков обсуждает свои дела с другом накануне Нового года, тот уговаривает Васю отложить работу и познакомить его с невестой и её семьёй.
Возвращается жених очень взволнованным и никак не может приступить к переписыванию бумаг, но потом берёт себя в руки и занимается работой круглосуточно, делая лишь короткие перерывы на сон. Потом Шумков вновь отправляется к невесте и пропадает. Вернувшись домой, Вася понимает, что переписывать нужно ещё очень много, поэтому к поставленному начальством сроку он не успеет.
Чувство вины заставляет его снова работать целую ночь. После этого с измученным Васей случается обморок, затем столбняк, а потом и вовсе приступ безумия: герой водит сухим пером по чистой бумаге, но ему кажется, будто он сумел ускорить работу. В таком состоянии он встречает начальника, но тот сокрушается над увиденным, говорит, что на самом деле задание было вовсе не срочным, и отводит Шумкова от службы.
Образ мечтателя ярко выраженного сентиментального толка играет существенную роль в произведении. Он воплощается в характере Васи Шумкова. Главного героя отличает нравственная мнительность, в итоге доведшая его до беды. Что касается остальных персонажей повести, тут можно выделить невесту Васи, Лизу Артемьеву. Героиня наделена настолько идеализированными чертами, что её реалистичность значительно уступает даже такому неоднозначному образу, как мечтатель.
Белые ночи
Осенью 1848 года писатель создал повесть «Белые ночи». Мечта и реальность — центральные темы этого произведения. Сюжет закручивается вокруг молодого чиновника, который в одну из петербургских белых ночей встретил девушку и влюбился. Но у его новой знакомой, которая представилась Настенькой, оказалась грустная история. С ранних лет она жила со слепой бабушкой, которая слишком опекала внучку и даже прикалывала её платье булавкой к своему, чтобы девушка всегда была рядом.
Невесёлая и однообразная жизнь Насти переменилась, когда в их дом приехал новый постоялец. Она влюбилась в красивого юношу, тот ответил ей взаимностью, но бедность молодого человека помешала ему тут же забрать с собой девушку, поэтому он обещал вернуться за ней через год. Это время прошло, жених приехал, но на свидание так ни разу и не пришёл.
Главный герой романа проникся рассказанной историей и захотел помочь бедной девушке. Он вызвался передать её возлюбленному письмо, но из этой затеи ничего не вышло. Настя стала понемногу привязываться к молодому человеку, принявшему в ее судьбе такое участие. Она призналась, что пока не любит его, но и к предавшему её возлюбленному уже не испытывает прежних чувств, а значит, у них всё может получиться.
Счастливая пара начинает мечтать о будущем, но всё идёт прахом, когда Настя встречает возле своего дома жениха. Она бросается к нему и уходит, оставив своего нового друга одного. На следующий день девушка пишет письмо с извинениями, и главный герой прощает её и продолжает любить. Теперь его квартира стала совсем одинокой и ему остались лишь внутренние переживания и несбыточные мечты.
Вот так печально заканчиваются «Белые ночи». Характеристика мечтателя по этой повести неоднозначна. Он представлен как человек прекрасной души, но вот сил, чтобы обрести собственное счастье, ему не хватает. У него даже своей истории нет, что объясняется следующими аргументами:
- он не включён в жизнь;
- у него нет движения и развития;
- он не меняется;
- не является деятелем.
Главный герой существует в воображаемом мире, который не соприкасается с действительностью. В итоге он теряет всяческую надежду на отношения с любимой, что выглядит как фатальная невозможность заставить мечту стать реальностью.
Неточка Незванова
В 1846 году Достоевский задумался о создании нового романа в трёх частях, а уже в 1847 приступил к его написанию. Однако арест 1849 года не дал писателю закончить произведение, в результате чего вместо романа была опубликована повесть.
Сюжет рассказывает о взрослении девочки в период с 8 до 17 лет. В начале повести она живёт с матерью и отчимом, который был одарённым музыкантом, но в то же время грубым и безжалостным человеком. Тем не менее главная героиня, Неточка, считает его отцом и мечтает остаться жить с ним после смерти родной матери.
Когда это случается, отчим бросает девочку одну на улице, но её берут в новый дом. Там она взрослеет, знакомится с новым для неё миром библиотеки, раскрывает в себе талант к пению. Там же ей открывается семейная тайна её нового дома. Оказывается, Александра Михайловна, заменившая Неточке мать, уже будучи замужем, влюбилась в мелкого чиновника. В обществе пошли пересуды, но муж Александры защитил жену, о чём постоянно ей напоминает. Неточка испытывает отвращение к мужчине и собирается покинуть этот дом.
Как видно из краткого содержания, раскрытие мечтателя в этом романе имеет несколько иное направление. Образ, воплощённый в Неточке, является порождением семейства, а читатель наблюдает за становлением мечтательного склада ума под давлением внешних обстоятельств, в частности, из-за напряжённых отношений подростка с отцом.
Преступление и наказание
Одним из известнейших романов Достоевского является «Преступление и наказание». Произведение было написано за два года и опубликовано в 1866 году. В нём повествуется о Родионе Раскольникове, бедном студенте, которого нехватка денег вынуждает уйти из университета. Поправить своё положение он решается с помощью убийства процентщицы.
Страшный замысел парень оправдывает в своей душе тем, что так он не только изменит к лучшему свою жизнь, но и избавит сестру от необходимости выходить замуж за нелюбимого мужчину. Родион воплощает в жизнь задуманное, но всё идёт не по плану, поэтому ему приходится совершить двойное убийство из-за не вовремя появившейся у процентщицы гостьи.
Параллельно рассказана история семьи Мармеладовых, с которой знакомится Раскольников. Мармеладовы находятся в состоянии крайней нищеты, и спасти их решается дочь Соня, решившая работать проституткой. Искренность и доброта девушки сподвигают Родиона открыть ей своё страшное преступление. Когда Раскольников оказывается осуждён за него и отправлен в Сибирь, Соня следует за ним, чтобы поддержать героя в сложной ситуации.
Сходство Раскольникова с мечтателем из «Петербургских летописей» неочевидно, однако его прообраз всё же прослеживается. Это выражается в отсутствии стремления главного героя добраться до своего места назначения и вытекающих из этого бесцельных скитаниях по городу. В этом произведении образ Петербурга вовсе не представляется мечтательным и лёгким, он монументальный, даже трущобный. В романе можно найти подробные описания трактиров, грязных улиц, бедняков.
Отдельность и исключительность Раскольникова раскрывают его как мечтателя. Такое направление писателем было взято ещё в «Белых ночах», но в «Преступлении и наказании» мечтатель трансформировался в героя-идеолога. Это превращение обусловлено тем, что впервые такой персонаж решился на практическое осуществление своих желаний, претворение их в жизнь.
Раскаяние в содеянном приводит героя к мысли, что абстрактные идеи вредят полноте жизни. В этом выражается окончательная цель эволюции мечтателя, изображаемого Достоевским.
Мировое значение
Проблематика, прослеживающаяся на страницах книг Ф. М. Достоевского, не потеряла своей актуальности в современном мире, поэтому его произведения продолжают пробуждать живой читательский интерес. Оценка его творчества является высокой и в России, и за рубежом. Критики отмечают проницательность прозаика, великолепные описания внутренней жизни людей, философичность сюжетов.
Достоевского именуют величайшим художником всемирной литературы, знатоком и исследователем человеческих душ. Образ мечтателя — одна из многих тем, которую можно выделить в его творчестве, поэтому исследованием его библиографии активно занимаются литературоведы, психоаналитики и другие специалисты.
Образ мечтателя в творчестве Ф. М. Достоевского