Сочинение на тему образ пьера безухова в романе война и мир

Литература для школьников из русской литературы xix века лев николаевич толстой 1828 1910 роман-эпопея война и мир уроки литературы

Литература для школьников

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

 

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

(1828 – 1910)

Роман-эпопея «Война и мир»

Уроки литературы в 10 классе[1]

 

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов
филологических факультетов вузов.

Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»

Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского

Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова

Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе

Уроки 77-82. Л. Н. Толстой «Война и мир»

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

УРОК 75
Л. Н. ТОЛСТОЙ.

РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».

ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА

Цель:


на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, путь духовных исканий Пьера Безухова;
способствовать совершенствованию навыков чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному
миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.

Оборудование:
учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изученных глав романа; характеризуют Пьера Безухова, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную
позицию; раскрывают авторское отношение к герою.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Как вы понимаете высказывание Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая,
то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то тёплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни,
иногда другие…»? (Л. Н. Толстой «Воскресение»)

• Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы
можете это объяснить?

• Назовите героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого.

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX в. Поиски смысла
жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть, жизнь и смерть — вот проблемы, встающие перед главными героями романа. И каждый решает их по-своему.

Одним из любимых героев писателя является Пьер Безухов. Он появляется на первых же страницах «Войны и мира» в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек,
нелепый и непривлекательный, «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Большой и неуклюжий, он
никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный.
Таков Пьер, незаконнорождённый сын русского вельможи…

Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже — и не умеет вести себя в обществе. И лишь позже мы поймём, что непосредственность,
искренность, горячность — суть Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей, усреднённой форме, вести бессмысленные разговоры. Образ
Пьера — центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего, потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся
из ссылки. Как и другие герои Толстого, Пьер пройдёт свой путь «от Наполеона к Кутузову». Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь
князя Андрея…

IV. Работа над темой урока

1. Комментированное чтение отрывка из романа

(раздаточный материал)

Карточка

• Прочитайте отрывок, выпишите ключевые слова.

ПЬЕР БЕЗУХОВ

То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не
существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что её нет и не может быть. И это-то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание
свободы, которое в это время составляло его счастие.

Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру — не веру в какие-нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого Бога.

Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было исканием Бога; и вдруг он узнал в своём плену не словами, не рассуждениями,
но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут, везде.

Он испытал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел
туда куда-то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.

Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всём, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу,
в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем
ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив.

Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос — зачем? — в душе его
всегда готов был простой ответ: затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадёт волос с головы человека.

Ключевые слова

• Пьер Безухов

• Цель жизни

• Свобода

• Счастье

• Вера

• Живой Бог

• Непосредственное чувство

• Бог велик, бесконечен

• Непостижимая, бесконечная жизнь

2. Исследовательская работа: путь духовных исканий Пьера Безухова
(в группах)

1-я группа — «биографы». Выстройте жизненный путь героя.

2-я группа — «наблюдатели». Определите авторские приёмы, используемые для развития образа Пьера.

3-я группа «аналитики». Обдумайте ответ на проблемный вопрос: «Почему наступает разочарование Пьера в масонстве?».

Ориентировочный ответ на проблемный вопрос

— Пьер убеждается, что масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много. Он не принимает мысли о
социальном преобразовании общества, хотя и видит социальную несправедливость мира. Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием.

Революционному переустройству противопоставляет абстрактную проповедь «добра и истины». Но истина Пьеру только приоткрывается. И чем дальше,
тем болезненнее Пьер ощущает лживость большинства масонов, несовпадение их светской мелочной жизни с провозглашёнными общечеловеческими идеалами. Иосиф Баздеев
навсегда для Пьера останется нравственным авторитетом, само масонство перестаёт отвечать духовным запросам Пьера. Сделанные Пьером шаги на социальном поприще
в заданном масонами направлении оказались неудачными, он терпит поражение, затеяв реформу в своих имениях, сталкивается с обманом в практических шагах. Примирение
с Элен, на которое он пошёл под масонским влиянием, ни к чему хорошему не приводит.

Пьер переживает замкнутость и одиночество в мире нравственных проблем и собственных преобразований. Его непрактичность, доверчивость и бессистемность обрекают
земельный эксперимент на провал. К Пьеру приходит глубокое осознание своих ошибок. Он вновь оказывается в жизненном тупике.

3. Составление таблицы «Духовные искания Пьера Безухова»
(запись в тетрадях)

5. Составление таблицы «Духовные искания Пьера Безухова»
(запись в тетрадях)

Духовные искания Пьера Безухова

Совершаемые ошибки

Состояние героя

Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым

Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет
втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд

Женитьба на Элен

Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя
Василия, который женит его на своей дочери по расчёту. Осознав совершённую ошибку. Пьер винит только себя во всём случившемся

Дуэль с Долоховым

Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься
и понять, что он живёт по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь
в иное нравственное русло

Масонство

Пьер не сразу понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие,
карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах

Пьер перечёркивает своё прошлое, но он ещё не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски
и недоумения перед противоречиями жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что
такое я…» — вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой

Поиски идеала, стремление разобраться в себе
и определить цель жизни

Даёт возможность обрести на некоторое время — согласие с миром
и собой, а навсегда — знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного
очищения мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих
свойствах, всемогущее»

Участие в Бородинском сражении

Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным
обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства
с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую
жизнь всем существом»

Идея убить Наполеона

Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит
к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле

Возрождение любви к Наташе Ростовой

После тяжёлого ранения переживает страстное желание жить.
Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «…он в первый раз представил себе
её душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней»

4. «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)

• Проведите сопоставительный анализ жизненных путей Андрея Болконского и Пьера Безухова. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга эти герои?

Ориентировочный ответ

— Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью,
самодисциплиной и собранностью, силой воли и твёрдостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их
многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.

Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить
только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи. Если Андрей — рационалист, то Безухов — натура
непосредственная, способная остро чувствовать и переживать.

Андрей и Пьер постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их
духовных исканий тоже различны. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется
в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.

Осознав всю порочность и бессмысленность жизни, Пьер уходит в масонство с твёрдым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашёл свой
смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Он говорит: «Когда я живу, по крайней
мере, стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни». Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве,
и в своей хозяйственной деятельности.

Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь
Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского.

Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.

Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодёжи того времени.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

• В чём особенности психологизма Л. Н. Толстого? Приведите примеры.

• Что такое «диалектика души»?

• В чём выражается путь исканий Пьера Безухова?

• Какую роль в судьбе Пьера играет Платон Каратаев?

VI. Домашнее задание

Подготовиться к исследовательской работе по теме «женские образы в романе “Война и мир”»: раскрыть сущность нравственной красоты человека на примере
образов Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Прочитать соответствующие главы романа, подготовиться к характеристике героинь романа по плану:

а) портрет;
б) поступки;
в) отношение к семье и детям;
г) отношение автора к героиням;
д) ваше отношение к героиням.

Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для
105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

Дуэль Пьера Безухова и Долохова.
Иллюстрации А. В. Николаева к роману «Война и мир»


 

Фефилова Г.
Уроки литературы в 10 классе. Планы-конспекты
(главы из книги)

 

 

вернуться в начало

 
   
  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Характеристика и образ Пьера Безухова

В романе Л.Н.Толстого присутствует огромное количество персонажей, широкое разнообразие образов, но одним из основных и первостепенных персонажей является Пьер Безухов.

Пьер — незаконнорожденный сын богатого графа Безухова. Он только что приехал из заграницы и первый раз оказался на светском балу в России, в таком обществе. Он с первых минут не вписался в общественную обстановку: поддерживает взгляды Наполеона и открыто выражает свою точку зрения. Тем не менее, Пьер веселый, наивный, радушный и доверчивый. Во время кутежа с Долоховым и Курагиным много пьет, играет в карты, после был отослан в имение к отцу.

Говоря о семейной жизни героя, Пьер женился на Элен Курагиной, но больше из-за того, что Василий Курагин подтолкнул его на это. Он стыдится своих чувств, воспринимает это как должное. В итоге Элен изменяет ему с Долоховым, а Пьер вызвал его на дуэль, где ранил оппонента. Это происшествие многое в нем изменило: он понимает, что семья Курагиных манипулировала им, он стремится повернуть жизнь в другое русло. Тогда Пьер решил, что уйдет от жены и уедет в Петербург. Желание разобраться в себе и найти свою цель жизни приводит Пьера Безухова к масонству. Во время этого эпизода переосмысления всех жизненных ценностей он начал верить в Бога, разочаровался в семейной жизни.

Стоит отметить отношение Безухова к крестьянам. В своем имении он принимает меры по освобождению крестьян, но из-за недостаточного контроля деньги уходили в пустоту.

Пьер Безухов принимал участие в войне 1812 года, так как его побуждает отправиться туда желание быть полезным для страны. Тогда он счастлив, что он един со своим народом. Под влиянием опыта, приобретенном на Бородинской битве, у него даже появляется идея убить Наполеона. Но из-за драки с солдатами Пьер попадает в плен к французам, где обретает спокойствие. Он понимает, что человек сотворен для счастья, а все несчастье от излишка.

В итоге, Пьер находит свое счастье в лице Наташи Ростовой. Он жениться на ней, и их брак становится исполнением их мечты и целей: Наташа стала матерью, а Пьер нашел свое счастье в том, что понял, что он является своеобразной опорой для более беззащитного человека.. Безуховы живут хорошо, у них четверо детей.

Все герои романа Война и мир

Вариант 2

Пьер Безухов является одним из центральных персонажей шедевра русской классики, романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого.

Впервые в романе этот персонаж встречается в эпизоде, действия которого разворачиваются в салоне Анны Павловны Шерер. Пьер Безухов предстаёт перед читателем двадцатилетним молодым человеком, который не вписывается в общество посетителей вечера мадам Шерер. Он умён, воспитан и любознателен, но при этом, робок и наивен. А члены светского общества привыкли во всём искать личную выгоду, сплетничать и рассуждать на пустяковые темы.

Пьер является незаконнорождённым сыном высокопочитаемого графа Кирилла Безухова. После его смерти Пьер получает в наследство огромнейшее состояние. С 10 лет он воспитывался за границей, но в 20 лет вернулся на родину. Получив в своё распоряжение большое количество денег, он принимается посещать различные светские вечера и ни в чём себе не отказывает. Но очень быстро ему надоедает общество вычурных аристократов.

Пьер женится на Элен Курагиной. Девушка молода и красива, но глупа и Безухова не любит, выходит за него замуж по расчёту. Позднее выясняется, что Элен изменяла ему, а через 6 лет брака она умирает.

Автор описывает Пьера Безухова как исключительно доброго и отзывчивого человека, который даже к слугам относится с уважением и снисходительностью. Его лучший друг, Андрей Болконский, считает, что у юноши золотое сердце. Пьер обладает скромностью и сочувствием к окружающим, но, в то же время, он рассеянный и непрактичен, что позволяет окружающим манипулировать им. К примеру, управляющий его делами обманывает и ворует деньги молодого человека.

Граф не может найти своё место в жизни, ни одно занятие не кажется ему по-настоящему интересным. Во время, описанное в романе, среди людей, происходящих из знатных родов, было принято служить в армии или занимать государственные должности, но Пьер так и не смог определиться с призванием и ничем не занимается.

Что касается внешности Безухова, то автор представляет его читателю как мужчину крупного телосложения с короткой стрижкой, он носит очки и одевается по последней моде.

Во время войны 1812 года Пьер попадает во французский плен, где существенно меняет свои взгляды на жизнь.

По возвращению домой, молодой граф женится на Наташе Ростовой, девушке, с которой дружил с самого детства. У них рождается сын и три дочери. Именно с ней он смог стать действительно счастливым человеком.

Персонаж Пьера Безухова является примером доброты, человечности и искренности.

Сочинение Образ и характеристика Пьера Безухова

«Война и Мир» — одно из самых гениальных произведений во всей мировой литературе. Лев Николаевич создал не просто шикарную историю, а написал про настоящих людей, которые олицетворяют дух того времени.

Персонажи в произведении очень разные. И про каждых из них можно написать отдельную книгу с уникальной историей. Но самый необычный персонаж книги – это Пьер Безухов. Пьер – это добрый, искренний и скромный человек. В начале произведения он противопоставляется аристократическому обществу России, в котором ценится похоть, материальная выгода, лесть, обман и неискренность. Пьер представляется читателю как честный человек, который хочет найти правду.

Когда Пьер становится богатым, он оказывается самым желанным человеком в аристократическом обществе. Он не способен справиться с нависшей над ним ношей. Он никогда не был богатым. И эта неопытность играет с ним злую шутку. Он жениться на Элен Курагиной. Из-за этой свадьбы Пьер разочаровывается в таком социальном институте, как семья. Но он не опускает руки. Каждый день он старается искать себя, чтобы быть полезным людям.

У него не сразу получается найти свое дело. Каждый раз он чувствует разочарование. Например, проникшись идеями братства, он присоединяется к масонству, но и там его ждет неудача. Но Пьер Безухов не был бы самим собой, если бы сразу сдался. Он продолжает поиск себя, веря в то, что он будет полезен людям.

Побыв в плену, Пьер осознает, что сущность счастья – это иметь нравственную и физическую свободу. Пьер понимает, что счастье – это просто. А он все это время искал счастье в философских размышлениях и внутренних переживаниях.

Лев Николаевич все же награждает героя семейным счастьем за все его страдания и скитания. Пьер обретает гармонию, живя с Наташей Ростовой.

Таким образом, Пьер Безухов – это олицетворение чести и искренности в произведении «Война и Мир». Главным предназначением этого образа являлось показать идеальное человеческое счастье в лице одного героя. Семейное счастье, живя в единении с народом, без войн и в родной стране. Именно это показал Пьер Безухов. Именно такие убеждения преследовал и сам Лев Николаевич Толстой.

Сочинение 4

Пьер Безухов один главный героев романа «Война и мир». На протяжении всего романа Пьер ищет смысл жизни, его терзают душевные терзания.

Пьер Безухов открытый и добрый человек, который пытается найти смысл жизни и понять, что же такое счастье. На протяжении всего романа, когда ему кажется что он все таки нашел смысл жизни, он разочаровывается практически каждый раз, но не падает духом и продолжает искать истину.

Впервые с Пьером Безуховым читатель знакомится на приеме у Анны Павловны Шерер. На приеме он привлекает к себе много внимания. В романе образ Пьера противопоставляют к высшему обществу, где присутствует лицемерие, подлость, ложь. Сам молодой Безухов полная противоположность этому обществу.

Пьер Безухов получает наследство и становится наследником большого состояния, тем самым становится завидным женихом.  Он жениться на Элен Курагиной и этот брак заставляет его разочароваться   в браке и чистоте семенных отношений. Но он не опускает рук т.к. чувствует свою необходимость перед людьми и обществом. Он хочет помогать людям и делать добро. И таким образом он вступает в масонское движение. Пьер разделяет все взгляды этого движение, но спустя некоторое время разочаровывается и в этом деле.

Все его начинания были связаны с желанием помочь обществу и быть полезным России.

В 1812 году начинается война и Безухов понимает, что это для него шанс проявить себя и помочь Родине.  Он организовывает полк и оплачивает на него все расходы. Но т.к. он не военный он не может участвовать в военных действиях и пассивное наблюдение ему не нравится. И он решает организовать покушение на Наполеона. Не смотря на то, что когда то он был его кумиром. Пьер так воодушевлен тем, что не продумывает того, что будет потом.  Его план провалился, и он попал в плен и снова разочарован. Разочарован в обществе, в людской доброте.  Но встреча в плену с Каратаевым меняет его в духовном плане. Именно в плену он находит смысл жизни и понимает, для чего жизнь дана ему.  Пьер понимает, какое это счастье быть физически и духовно свободным. Именно, находясь в неволе и повстречав простого рядового Каратаева ему приходит, то что он искал.

В конце романа он живет счастливой семейной жизнью. Его окружает любимая жена и четверо детей.

После того как он осознал и понял в чем смысл жизни, его душевные терзания прекратились.  Он обрел внутренний покой и постиг счастье в семейной жизни.

Образ Пьера Безухова является одним из важнейших образов, в котором раскрывается смысл всего произведения «Война и мир» счастье в том, чтоб быть свободным духовно и физически.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Пьера Безухова

Характеристика и образ Пьера Безухова

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Екимова Ночь исцеления сочинение

    Основной темой произведения являются размышления писателя о чувстве человеческого сострадания к ближнему, способному к чудодейственному исцелению от тяжелых недугов.

  • Анализ рассказа Лошадиная фамилия Чехова

    Наряду с рассказами нравоучительными и философскими Чехов нередко писал и комедийные. Лошадиная фамилия относится именно к таким рассказам, которые предлагают простую ситуацию, с забавными деталями

  • Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Манилов – мужчина средних лет, у которого есть немалое хозяйство, с которым он управляется недостаточно хорошо и умело, отдавая всё управление на своего слугу.

  • Сочинение Любовь в жизни Обломова по роману Гончарова

    Началом романтических отношений в романе Гончарова «Обломов», автор выбрал весенний период не случайно. Весна ассоциируется с началом новой жизни, первым цветением

  • Жизнь и творчество писателя Короленко

    Будущий писатель родился 27 июля 1853 г. в г. Житомире. Его отец был судьей.

Характеристика Наташи Ростовой

Наташа вряд ли смогла бы поразить кого-либо чертами своего лица. Но, отсутствие внешней привлекательности с лихвой компенсируется в героине красотой внутренней. Не случайно Толстой часто обращает внимание читателя на «сияющие» глаза Наташи. Ведь глаза, как известно, – отражение человеческой души.

Главное достоинство Наташи – это способность любить. Она любит своих родителей, сестру и братьев. Затем, почувствовав внутреннее богатство Андрея Болконского, она отдаёт сердце ему. В конце романа читатель имеет возможность наблюдать за тем, как зарождается и крепнет любовь Наташи Ростовой и Пьера Безухова.

Наташа любит природу и свой народ. Ей нравится слушать песни дядюшки, девушка сама с удовольствием пускается в пляс. «Она умела понять всё то, что было … во всяком русском человеке».

Любовь и сострадание к простым людям заставляет Наташу уговорить мать отдать раненым подводы. А ведь на них находился небогатый скарб разорённых Ростовых, в том числе и её приданое.

Описание Наташи Ростовой

Наталья Ильинична Ростова впервые представляется читателю девочкой 13 лет. Она не красавица в привычном понимании этого слова, что иллюстрирует цитата из произведения: «черноглазая, с больши́м ртом, некрасивая». Однако её сияющие глаза и внутренние качества привлекают к ней внимание. Наташа обладает открытым сердцем, она очень любит свою семью, не обходят её стороной и подростковые чувства, объектами которых поочерёдно становились несколько молодых людей:

  1. Борис Друбецкой — объект первой влюблённости девушки, к которому она охладела после отъезда молодого человека на службу к Кутузову.
  2. Андрей Болконский — несостоявшийся муж Натальи, помолвка с которым была отложена на год по просьбе его отца, а затем и вовсе разорвана из-за измены девушки.
  3. Анатолий Курагин — увлечение героини во время длительной разлуки с женихом, чуть не закончившееся побегом.

Такой список для тех, кто не знаком с полноценным сюжетом произведения, может показаться крайне негативно характеризующим девушку. Но как раз страдания этих незрелых влюблённостей во многом помогли Наташе научиться чувствовать по-настоящему, подготовили к роли жены и матери.

К тому же подростковая ветреность сочеталась в ней с настоящей добротой, состраданием и милосердием. Это ярко иллюстрирует момент, в котором девушка уговаривает родителей уступить подводы, гружённые последним имуществом разорённой семьи, раненым солдатам.

Характеристика Пьера Безухова

С Пьером Безуховым читатель впервые встречается в салоне Шерер. От остальных представителей света его отличает взгляд, умный и наблюдательный. Именно этот взгляд вызывает беспокойство хозяйки светского салона.

Жизнь Пьера полна резких поворотов и превратностей. Из незаконного сына вельможи он неожиданно превращается в богача и самого завидного жениха столицы.

Пьер доверчив, поэтому часто становится добычей пронырливых и нечистоплотных людей. Так, на время он сводит дружбу с Долоховым и Курагиным, которые используют его в своих интересах. Попадает под влияние князя Василия, который почти насильно женит его на своей дочери. Герой получает в жёны первую красавицу, Элен Курагину. Счастлив ли он? Вначале ему кажется, что да. Со временем становится ясно, что Пьер и его жена – полные антиподы. У Безухова за не слишком привлекательной внешностью прячется прекрасная душа. А у ослепительной Элен душа отсутствует вовсе.

Несчастливый брак толкает Пьера на путь нравственных исканий. Он пытается изменить мир к лучшему и вступает в масонскую ложу. Но, здесь его ждёт разочарования. Все идеи, которые проповедуют масоны – лицемерные разговоры. Оказывается, что только Пьер всерьёз готов к реальным преобразованиям.

Характер Пьера окончательно меняется во время войны. От неестественного и неразумного желания убить Наполеона он приходит к осознанию того, что действительно важно и ценно, после спасения чужой девочки и жизни среди солдат в плену.

История Пьера Безухова

Последняя любовь Натальи, Пьер, тоже прошёл непростой путь к семейному счастью. Сам по себе он никогда не был любимцем женщин. Автор описывает героя такими эпитетами:

  • высокий, массивный и толстый;
  • обычно серьёзный и даже угрюмый, но с доброй детской улыбкой;
  • неуклюжий, но в то же время сильный;
  • умный и вместе с тем робкий;
  • рассеянный, но добродушный, простой и скромный.

Однако неожиданно обретённое внушительное наследство делает мужчину выгодным женихом. В итоге он вынужден пережить огромное разочарование в своём первом браке, когда женится на легкомысленной светской красавице, интересующейся лишь материальным положением супруга.

Жена Безухова, которую звали Элен, быстро обзавелась любовником, чем вынудила Пьера участвовать в дуэли, а потом покинуть неверную супругу, оставив ей бо́льшую часть состояния. При всём этом женщина умудрилась поддерживать свою репутацию несчастной и брошенной жены.

Конечно, это было ударом для Безухова. Пытаясь забыться, он присоединился к масонам, но успокоения ему это не принесло. Тогда его постигла новая грандиозная идея — мужчина решил, что его предназначением является убийство Наполеона, однако и этот замысел не увенчался успехом.

Истерзанная душа Пьера нашла своё успокоение лишь ближе к концу романа. Встреча с Наташей подарила ему благодарную слушательницу, которой мужчина смог поведать о тяготах своей жизни. Сам он поддержал её в трагичной истории любви с Болконским, был одним из немногих, кто понял и простил девушку за то, что она влюбилась и хотела сбежать с недостойным кавалером.

Почувствовав друг в друге родственные души, молодые люди снова обрели жажду жизни. Зародившиеся отношения Пьера и Наташи Ростовой привели к объяснению, признанию в любви, а затем и к свадьбе. О том, какая семейная жизнь получилась у героев, рассказано в эпилоге.

Знакомство героев и развитие их отношений

Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» впервые встречаются в Москве. Пьер, появившись в доме Ростовых, был поражён той душевной теплотой и взаимопониманием, которые царили в этой семье. Тринадцатилетняя Наташа сразу же привлекает внимание Пьера своей живостью и естественностью, «и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему». Хотя Пьер старше Наташи на 7 лет, их сближает непосредственность и доброта.

Узнав о том, что Наташа изменила Андрею, пытаясь сбежать с Анатолем Курагиным, Пьер не может в это поверить. Он не может спокойно думать «о её низости, глупости и жестокости». Именно Пьер, узнав, что Элен способствовала позору Наташи, пытается восстановить её репутацию. Противник всякого насилия, Пьер вызвал на дуэль Долохова, чуть не задушил Анатоля. Поступок Безухова вполне объясним. Он тайно любит Наташу. Герой признаётся спасённому им французскому офицеру Рамбалю, что полюбил её ещё девочкой, и что эта любовь останется с ним навеки.

Любовь Наташи и Пьера

Взаимоотношения Наташи и Пьера в романе переходят на новый уровень, когда они встречаются в Лысых Горах после смерти Пети, Андрея и Элен. Узнав Наташу в печальной исхудавшей женщине, Пьер понимает «что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире». Они полюбили друг друга, имея за плечами опыт страдания и разочарования. Тем ценнее для них оказывается это новое чувство. Наташу Ростову и Пьера Безухова объединяет духовное богатство, и герои ощущают необходимость поделиться им друг с другом.

В конце романа мы видим Наташу женой Пьера и матерью четверых детей. «Она пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие «в каждой минуте жизни мужа».

Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает масштабность изображаемой жизни, многогранность и многоликость произведения. Автор рассматривает разные проблемы общества в начале XIX века, стараясь найти ответы. Одной из этих проблем была проблема истинной любви и душевной красоты человека. Наташа Ростова. Одной из главных героинь в романе была Наташа Ростова. Писатель уделяет ей немало внимания и это неудивительно, ведь душа Наташи – это само по себе целый роман, история жизни, а все самое важное и главное проявляется в ее душевных качествах и поступках. В романе слова «Наташа» и «любовь» неразделимы. Любовь – это часть ее души. Любовь к отцу и матери, к Андрею и Пьеру, к Николаю и Соне… Каждое чувство отличается от другого, но все они глубоки и правдивы. Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали что-то объединяющее их обоих. Князь Андрей помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собою лишь с очень немногими людьми. «Князь Андрей …любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа». Но настоящая любовь все-таки победила, проснулась в душе Наташи намного позже. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. Этим человеком был Пьер. Его «детская душа» была близка Наташе. И он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение. Наташа Ростова является самым прекрасным женским образом в русской литературе, который необыкновенно действителен и в то же время божественен. Именно такой должна быть женщина-мать. В образе Наташи воплотился идеал женщины для Толстого – женщины, для которой семья является смыслом всей жизни. Пьер Безухов. Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя, как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательный взгляд. Именно он, а не огромный рост или коричневый фрак, внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. Он через короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеих столиц. Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым завидным женихом России, но, в то же время, выдает за него замуж глупое и развращенное существо, блистательную петербургскую красавицу Элен Курагину. И в тот, казалось бы, самый «романтический» момент, когда Пьер «просит» руки Элен, он все время в мыслях опирается на слово «кажется»: «кажется» люблю, «кажется» счастлив. Он ищет счастья в супружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашёл воплощение своих идеалов. Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекают молодого человека в масонстве. Он хочет действовать, приносить пользу людям. Прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Но ханжество и лицемерие проникли и в среду масонства. Нет и личного счастья. В жизни его наступает полоса разочарований и ошибок. Любовь Наташи – награда Пьеру за все лишения и душевные мучения. Она, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени. Эпилог. Наташа и Пьер – это два «полюса», абсолютно разных человека, разделённых пропастью мировоззрений. Но их любовь стала мостом через эту пропасть, сблизила и соединила их.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

(698 слов) В роман-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой очень подробно описывает период кровопролитных наполеоновских войн. Однако военная тематика не исчерпывает все идейное своеобразие книги. Писатель наглядно продемонстрировал много ярких и многогранных персонажей, обладающих глубокими и интересными характерами. Можно заметить, что два героя представляют особый интерес для читателей. Именно жизненные пути Безухова и Болконского ведут читателя к постижению истинных ценностей. На протяжении повествования завязываются дружеские отношения между внебрачным сыном графа (Пьером Безуховым) и князем (Андреем Болконским). Они отличаются не только по статусу, но и по возрасту, темпераменту, характеру. Так почему же между ними возникла такая крепкая дружба? Попытаемся выяснить. 

Главный секрет дружбы Пьера и Андрея заключается в том, что они являются родственными душами. Герои близки по своим взглядам, приоритетам и жизненным ориентирам. Их связывает и взаимоуважение. Безухов высоко ценит мнение Болконского, а тот ощущает ответственность за Пьера. Андрей стремится научить своего приятеля чему-то новому, он даёт ему советы старшего товарища, пытаясь, например, отгородить Пьера от компании Курагина. 

В отличие от большинства светских юношей, персонажи не могли сидеть без дела и довольствоваться растратой доставшихся в наследство капиталов. Оба героя ищут свое призвание, но не находят его в роскошных гостиных. Их несоответствие окружению становится очевидным на первых же страницах — в салоне Анны Павловны. Болконский в салоне Шерер является своим человеком, ведь его с раннего детства обучали светским манерам. Тем не менее, на его лице застыло выражение замкнутости и скуки. Оно даже кажется некрасивым, хотя князь хорош собой. А вот Безухов оказывается в данной компании в первый раз. Для него такая обстановка становится весьма необычной. Персонаж с особым интересом следит за людьми и пытается вступать в разговор с ними. Однако герою все же не хватает светских манер. Не соблюдая правил, Безухов вступает в спор о французском императоре. Читатель замечает, что и Пьер, и Андрей всерьёз увлечены данной личностью. По мнению персонажей, Наполеон является настоящим образцом для подражания. В отличие от всех остальных, они не боятся выжать свое мнение, хоть оно и не популярно. Герои схожи ещё и тем, что в ходе развития событий они меняют свое отношение к французскому императору. 

Дружба объединила героев и потому, что у них похожие жизненные цели. Болконский и Безухов стремятся служить на благо обществу и быть полезными ему. Можно заметить, что товарищи разговаривают не только о личных проблемах, но и обсуждают политические и общественные вопросы. Например, Безухов говорит Болконскому о своих преобразованиях в хозяйстве, а тот к тому моменту уже произвел такие же реформы. Оба барина стремятся снизить нагрузку на крестьян и сделать их жизнь более обеспеченной. Только Пьер поступает как философ, далекий от реалий крестьянского быта. Он хочет учредить школы, но за его спиной крестьяне даже платят взятки, лишь бы местный священник не учил их детей. Пьер желает выделить деньги на медицинский уход, но ушлый староста лукавит и обманывает его. Его реформам не хватает знания жизни и практических навыков управления людьми. А Андрей существенно облегчил быт крестьян, снизив подати и позволив им автономно жить и работать. Люди сами организовывали свою общину так, как лучше. В этом примере становится очевидна разница товарищей: один далек от практики, но стремится к идеалу, а второй более деловит и приземлен, а потому довольствуется постепенным ростом крестьянского благосостояния.

Но Пьера и Андрея объединяет нечто более существенное — стремление к развитию. Каждый из героев пребывает в постоянном поиске смысла жизни. Пьеру и Андрею пришлось пройти непростой путь нравственных исканий, чтобы осознать истинные ценности. Герои пережили немало разочарований на своем пути. Товарищи приходят к выводу, что нет ничего важнее созидательного труда во благо страны. К героям пришло осознание того, что смысл жизни состоит из простых человеческих радостей: семьи, любви, призвания. 

Дружба Безухова и Болконского проходит испытание любовью. Пьер и Андрей влюбляются в одну девушку – Наташу Ростову. Однако это не приводит к разрыву их дружбы. Любовь, напротив, способствует появлению нового витка в дружеских отношениях персонажей. Пьера по праву можно считать хранителем любви Болконского и Ростовой. Безухов проявляет истинное благородство, пытаясь помирить Наташу и Андрея. А ведь он влюблен в девушку, но не позволяет себе мешать счастью друга.

Таким образом, дружба Болконского и Безухова — это единство двух противоположностей, направленных к одной цели. Оба друга черпают в общении силы и идеи для духовного роста. Они разные, но их объединяет главное — мировоззрение. И Андрей, и Пьер ищут смысл жизни и находят его в истинных жизненных ценностях: любви, патриотизме, семье, призвании.

Автор: Виктория Комарова

Кратко о романе «Война и мир»

Лев Толстой в своей эпопее изобразил более 500 типичных для русского общества персонажей. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга, ключевые государственные и военные деятели, солдаты, выходцы из простого народа, крестьяне. Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России – эпоху войн с Наполеоном 1805-1812 годов.

В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. Среди главных персонажей романа можно выделить центральных героев – Андрея Болконского, Наташу Ростову и Пьера Безухова, вокруг судеб которых и разворачиваются события романа.

Основное действующее лицо произведения — это русский народ. Под «народом» Толстой подразумевает не просто категория социума, а всё лучшее, что есть в русской нации. К «народу» автор относит не только крестьян, но и тех аристократов, которым свойственно самопожертвование и милосердие. Народным представителям противопоставлены завсегдатаи салона Шерер, например, Элен и Анатоль Курагины, и Наполеон. Эти герои являются отрицательными.

Литературоведы склонны делить народных персонажей на две группы:

  • Люди с «простым сознанием», руководствующиеся в своём жизненном выборе велением сердца: Платон каратаев, Наташа ростова, Кутузов и другие.
  • И «ищущие себя» люди: Андрей Болконский и Пьер Безухов.
  • Последним свойственно развитие личности и их Толстой подвергает суровым жизненным испытаниям.

Основные семейства романа-эпопеи

В произведении показано несколько главных семейств и несколько второстепенных. Для большей наглядности и сравнения их характеристик используем таблицу:

Фамилия Состав семьи
Ростовы
  1. Граф Илья Андреевич — отец.
  2. Графиня Наталья — мать.
  3. Дети:
  • Николай;
  • Пётр;
  • Вера;
  • Наташа;
  • племянница Соня.
Болконские
  1. Князь Николай Андреевич – отец.
  2. Дети:
  • Андрей;
  • Марья.

Лиза – жена Андрея, м-ль Бурьен – гувернантка, Николенька – сын Андрея и Лизы.

Курагины
  1. Князь Василий – отец.
  2. Алина — жена князя.
  3. Дети:
  • Элен;
  • Ипполит;
  • Анатоль.
Безуховы
  1. Граф Кирилл Владимирович – отец.
  2. Пьер – незаконнорождённый сын.
Друбецкие
  1. Анна Михайловна – мать.
  2. Борис – единственный сын.
Долоховы
  1. Марья Ивановна.
  2. Сын Фёдор.

Теперь можно рассмотреть и провести сравнительный анализ каждой из фамилий более подробно.

Ростовы — гостеприимные и щедрые дворяне

Всеми уважаемые, гостеприимные, щедрые люди. Граф Илья Андреевич любит принимать гостей, посещает элитарные клубы Санкт-Петербурга. Он совершенно не умеет распоряжаться деньгами, и поэтому семейство оказывается на грани разорения.

Графине около 45 лет, она истощена многочисленными родами. Это образцовая мать, все её дети воспитаны в любви и взаимопонимании. Дочери доверяют матери самые сокровенные секреты.

Мальчики Пётр и Николай выросли честными и откровенными мужчинами. Николай говорит: «Не умею скрывать того, что чувствую», — и в этой фразе заключена вся суть его характера. Он благороден, очень любит родителей и сестёр, особенно Наташу.

Вера и Наташа — родные сёстры, но очень отличаются друг от друга. Вера – спокойная, умная девушка. Она красива, но окружающие не любят её из-за холодности и притворства. Вера выходит замуж за Адольфа Берга, с которым они похожи характерами.

А Наташа – бойкая, весёлая девочка. Родители называют её «порох» — она может рассмеяться или расплакаться по самому незначительному поводу. Младшая сестра – всеобщая любимица, она всё тонко чувствует и умеет сопереживать.

Наташа – довольно легкомысленная особа. Дав слово князю Андрею выйти за него замуж, она безумно влюбляется в Анатоля Курагина и даже готова бежать с ним для тайного венчания. Но заговор был вовремя раскрыт, и Ростовым почти удалось избежать позора. Впоследствии девушка искренне раскаивается в своём поступке, и Болконский её прощает. В конце романа Ростова выходит замуж за Пьера и становится счастливой матерью большого семейства.

Наравне с родными детьми в семье воспитывается племянница Соня — приятная девушка, обладающая некоторой хитростью. Она влюблена в Николая Ростова, но им не суждено быть вместе, так как Соня небогата. Ростов женится на Марье Николаевне Болконской, а бедная бесприданница, скорее всего, останется старой девой.

Болконские — знатный род

Очень яркую роль в романе играют Болконские. Это древний знатный род, они состоятельные князья. Старый Николай Андреевич — отец — бывший генерал. У него очень тяжёлый характер, он обожает запугивать домашних обитателей, но больше всего достаётся его дочери Марье. Всё в доме подчинено распорядку старого князя, расписанного поминутно. Вместе с тем нужно отметить, что старик обладает острым умом и неутомимым трудолюбием.

Одним из главных персонажей повествования является князь Андрей. Это довольно красивый молодой дворянин, уставший от света и явно скучающий в так называемом высшем обществе. Он женат, но к жене холоден и жалеет о женитьбе вообще. Оживляется Болконский только в обществе Пьера, в диалогах с ним он показывает свою настоящую натуру.

Андрей Николаевич – умный человек, которому небезразлична судьба отечества. На страницах романа его личность и отношение к жизни несколько раз трансформируются. После ранения под Аустерлицем и смерти жены Лизы он считает, что жизнь его кончилась и ему уже ничего не интересно. После внезапного знакомства с Наташей Ростовой князь вновь возвращается к жизни. Впоследствии обман Наташи больно уязвляет его самолюбие, но перед смертью Андрей её прощает.

Марья Николаевна – некрасивая, но очень добрая девушка. Близко к сердцу воспринимает издевательства отца, но это не делает её чёрствой. Княжна готова на самопожертвование ради счастья близких людей.

В доме живёт гувернантка мадемуазель Бурьен — лживая интриганка. Она хороша собой и мечтает удачно выйти замуж. Женщина предаёт княжну Марью, преследуя свои интересы, но обман раскрывается, и ей не удаётся достичь своей цели.

Курагины — блестящие подлецы

Князья — отрицательные персонажи романа. Князь Василий – чиновник высокого ранга, надменный, фальшивый и подлый человек. Детей своих он не любит, говорит: «Мои дети — обуза моего существования». Старшего сына Ипполита считает «покойным дураком», а Анатоля — «беспокойным».

Ипполит — глупый и недалёкий человек, его лицо «отуманено идиотизмом». Он высокомерно себя ведёт, хотя его терпят только из-за статуса отца. Молодой человек сначала говорит и только потом понимает, что говорит.

Анатоль — блестящий прожигатель жизни и кутила. Он красив и любим женщинами. В произведении он показан как подлый и беспринципный человек, ни с кем не считающийся, двигающийся напролом к своей цели.

Элен — светская красавица. Она «как будто желала и не могла умалить действие своей красоты». Это подлая и порочная женщина, с братом их связывают «странные» отношения. Светская львица выходит замуж за нелюбимого, но богатого графа Пьера Безухова, постоянно изменяет ему, и он добивается развода.

Безуховы — отец и сын

Старый граф Кирилл Владимирович — чиновник со времён Екатерины II. Он очень привлекательный и богатый человек. Прожив бурную жизнь, произвёл на свет много незаконнорождённых детей, но больше всех любит Пьера. Безухов-старший умирает почти в начале романа, и его смерть сопровождается подлыми поступками князя Василия и сестёр-княжон, живущих в его доме. Из-за огромного наследства возле смертного одра происходят почти батальные сцены. Но всё достаётся Пьеру.

Пьер Безухов — внебрачный сын. Скромный, неуклюжий, рассеянный, но очень добрый и душевный человек. Ему не хватает силы воли и практичности. Почти все его значимые поступки продиктованы волей других людей. После смерти отца он наследует его титул и состояние, становясь тем самым завидным женихом. Его обманом женили на Элен Курагиной, но в этом браке молодой человек был несчастлив и практически ненавидел жену. Счастливо женился вторым браком на Наташе Ростовой.

Друбецкие и Долоховы

Анна Михайловна в «Войне и мире» — представительница обнищавшего, но знатного рода. Когда-то она была красавицей, но с возрастом красота угасла, а Друбецкая в начале повествования всё ещё пытается пользоваться былыми уловками. Женщина на всё готова ради сына Бориса — и на унижение, и на лесть, и на лицемерие.

Особо не отличается от неё и сын Борис — он напролом идёт к своей цели, очень тщеславен и честолюбив.

Очень живописными фигурами являются Долоховы — Марья Ивановна и её сын. Пожилая женщина души не чает в своём отпрыске. А Фёдор, отчаянный игрок и бретёр, постоянный участник пьяных пирушек Анатоля Курагина, злопамятный и мстительный человек, как ни странно, тоже нежно любит мать, боготворит её и старается ей всячески помогать.

Образ Андрея Болконского

Автор знакомит читателя с двадцатисемилетним Андреем Болконским в самом начале романа. Андрей сын обеспеченного князя. Он хорош собой, невысокого роста с «сухими» чертами лица. Его матери уже нет в живых и у него есть сестра Марья. Его лучший друг — Пьер Безухов. В молодости герой находит счастье рядом с Лизой Мейнен, которая приходится племянницей Кутузову. Лиза умирает при родах, оставив Андрею новорожденного сына Николеньку.

Князь недолюбливает светское общество. За поисками себя он отправляется на войну. Военные действия «отрезвляют» героя и он понимает, что слава, заслуженная на полях битвы не стоит ничего, жизнь человека намного ценнее. После смерти жены, Андрей теряет смысл собственной жизни и вновь находит его, полюбив юную Наташу Ростову. Счастливой совместной судьбы у пары не получилось — они расстались из-за увлечения Наташи Анатолем Курагиным. На битве при Бородино Болконский был тяжело ранен и вскоре умер.

Образ Наташи Ростовой

Автор знакомит читателя с Наташей в 12-й день её рождения. В развитии сюжетной линии развивается и героиня: взросление, любовные переживания, выход в светское общество, религиозные поиски и замужество.

Наташа жизнерадостная, тонкая, звонкая и упрямая девушка, но не особо красивая. Зато она обладает прекрасным голосом, который очаровывает всех вокруг неё. Роман героини с Андреем Болконским заканчивается из-за её предательства с Анатолем, по поводу которого она длительное время себя корила. Смерть князя на войне становится в её жизни переломным моментом. В конце повествования от «живой» Наташи мало что остаётся. В эпилоге она тихая, пополневшая супруга Пьера Безухова, мать четверых детей.

В семье Курагиных алчный отец воспитал недостойных детей

Князь Василий Курагин с выгодой для себя служил при дворе императора. Расчетливый ум и жажда обогащения руководят поступками вельможи. Имея влияние в царском дворце, чиновник редко употребляет его, чтобы помочь окружающим, используя в собственных интересах.

Курагин плохо отзывается о собственных детях, считая их наказанием свыше, от Бога. Ипполита, Анатолия и Эллен Лев Толстой представляет читателю, как образец недостойного поведения в обществе. Эти взрослые дети нацелены на развлечения, праздный образ жизни, на цинизме и равнодушии ко всем проблемам страны основаны их характеры.

Княгиню Курагину автор упоминает два раза, называет ее толстой и старой, выражая свое неприятие, осуждая за полное безучастие в воспитании детей. Ведь для того, чтобы в ребенке сформировать добродетель надо много потрудиться, потратить массу времени, чего графиня не соизволила сделать.

По мнению автора, Элен заслуживает на порицание потому что не хочет рожать детей. Но ведь в семье, где девушка росла, не было ни ласки, как у Ростовых, ни чести и порядочности, как у Болконских. Поэтому вступив в брак с Пьером Безуховым, молодая женщина воссоздавала жизнь, которую она знала – без любви и нежных чувств.

Образ Пьера Безухова

Любимый герой автора, обладающий высоко благородным нравом и относящийся с пониманием к простому люду. Пьер в меру ленив, не практичен, рассеян и миролюбив во всех отношениях. Он лучший друг Андрея Болконского. Богатый аристократ. Внешностью герой обладал выдающейся: крупный до неуклюжести в телосложении, но с умным, хоть и робким взглядом.

По линии сюжета на долю Пьера выпадает множество душевных переживаний, при этом он сохраняет свою добродушность, остаётся отзывчивым, готовым прийти на помощь. Первый брак героя не сложился. Он женился на красивой, но совершенно ему «чужой» женщине — Элен Курагиной. Пьер активно принимал участие в боевых действиях, битва при Бородино показана читателю полностью его глазами. Он побывал во французском плену, пережил смерть супруги и лучшего друга, увлекался масонством.

Полюбив и женившись на Наташе, герой обрёл счастье. Но в отличие от супруги, он не сосредоточился только на семье, в его планах трансформация общества в лучшую сторону.

Пьер и Наташа Ростова

Своё счастье герой обретает в семье. После плена он начинает ценить то, что раньше казалось естественным: уют, заботу, близких. Его чувства к Наташе Ростовой перерастают в крепкий союз двух замечательных людей. Новая семья Безуховых – пример настоящего крепкого брака, в котором каждый поддерживает супруга, живёт его интересами, уважает и любит близких людей. Наташа – идеальная жена, она создаёт уют, поддерживает Пьера в его общественной деятельности, отдаёт себя материнству. У пары четверо детей: один сын и три дочери. Автор любуется семьёй Безуховых, подчёркивая гармоничность отношений.

В нашей статье дана характеристика семьи Безуховых. Этот материал будет полезен при подготовке к урокам русской литературы, или сочинению по теме.

Дополнительные герои в романе

В «Войне и мире» Толстой условно выделяет несколько блоков персонажей – семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, а также действующих лиц, входящих в круг общения одного из этих семейств. Ростовы и Болконские как положительные герои, носители истинно русской ментальности, идей и духовности, противопоставляются отрицательным персонажам Курагиным, которые мало интересовались духовным аспектом жизни, предпочитая блистать в обществе, плести интриги и выбирать знакомых по их статусу и богатству. Лучше понять суть каждого главного персонажа поможет краткая характеристика героев «Войны и мира».

Графиня-мать Наталья Ростова

Ростова – женщина 45-ти лет с восточными чертами лица, умеющая производить впечатление в высшем обществе, жена графа Ростова, мать четырех детей. Графиня, так же как и ее муж, очень любила свою семью, стараясь поддерживать детей и воспитывать в них лучшие качества. Из-за чрезмерной любви к детям, после смерти Пети женщина чуть не сходит с ума. В графине доброта к близким соединялась с расчетливостью: желая поправить финансовое положение семьи, женщина всеми силами старается расстроить женитьбу Николая на «не выгодной невесте» Соне.

Николай Андреевич Болконский

Князь, генерал-ашеф в отставке. Это гордый, умный, строгий к себе и другим мужчина невысокого роста «с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». В глубине души Болконский очень любит своих детей, но не смеет показывать этого (только перед смертью смог показать дочери свою любовь). Умер Николай Андреевич от второго удара, находясь в Богучарово.

Образ Марьи Болконской

Интересен и незабываем образ в романе молодой княжны Болконской, в развитии сюжета — Ростовой. Автор описывает её худенькой и слабой телом, но притягательной своими глубокими и лучистыми глазами. Марья набожная, заботливая и добрая девушка.

Сначала она направляла свою любовь родным, затем уже в семью мужа — Николая Ростова.

Князья Болконские, патриоты и защитники государства.

Главной темой воспитания мужчин в семье Болконских является долг перед Государем и Отечеством. Князь Николай Болконский, как старый генерал в отставке, тяготеет к упрощенному уровню быта на уровне спартанских традиций. Солдат в душе, он чтит память о Екатерине II, как о великой женщине прошлого. Это идейный слуга имперской системы, готовый умереть за государственные приоритеты.

Будучи человеком образованным, старик ценит в людях ум и деятельность, формируя эти качества в своих детях. В доме Болконских с утра до вечера кипит работа, потому что глава семейства постоянно находится в трудах, то создавая новый военный устав, то с удовольствием, завернув рукава, мастерит за станком.

Когда Андрей уходит на войну, оставляя беременную жену, отец благословляет решение сына, потому что в их роду интересы страны всегда стояли выше личных обстоятельств.

Жизненные ценности, привитые отцом, формируют в дочери такую редкую черту характера, как самоотвержение. Будучи богатой и образованной невестой, Марья Болконская могла бы выйти замуж еще в ранней молодости, но осталась с отцом до конца его дней. Сложные взаимоотношения отца и дочери автор представил, как психологическую драму между тираном и жертвой. Родные люди остаются преданными друг другу, пренебрегая болезненными ситуациями, которые возникают в следствии недопонимания.

Образ Сони Ростовой

Соня приходится племянницей графу Ростову и живёт в его семье. Героиня миниатюрная и тоненькая фигуркой, с длинными ресницами, её чёрные волосы собраны в толстую косу. О ней автор говорит как о рассудительной, тихой и доброй девушке. Соня влюблена в Николая Ростова, но когда понимает, что её избранник выбрал Марью, спокойно отпускает его, не желая препятствовать счастью дорогого человека.

Семейство Ростовых, как образец дворянского счастья.

У графа Ильи Андреевича Ростова было четверо своих детей, пятая девочка Соня приходилась ему племянницей, но воспитывалась, как родная дочь. Графиня, верная жена и заботливая мать, выглядела изможденной четырьмя родами, но трепетно относилась к плодам своих мук. Дети росли без строгости, окруженные заботой и нежностью.

Автор с любовью относится к этому дому, представляя хозяев добрыми и гостеприимными людьми. Здесь царит взаимное уважение, искренность и порядочность. В простоте общения воспитывают будущих матерей отечества и верных подданных государя в лице мужчин.

Ворота графской усадьбы открыты для гостей. В большом доме роскошно, как привыкла с детства радушная хозяйка, шумно и весело от многоликих криков детей, чувствующих себя свободно и просторно. На примере Ростовых можно отследить семейные ценности, как понимал их Лев Толстой.

Образ Наташи Ростовой, младшей дочери, ее юность и жизнь являются типичными для русской дворянки начала XIX века. Общество формирует смысл жизни девочки, который состоит в том, чтобы стать преданной женой и заботливой матерью.

В парном союзе Наташе с Пьером Безуховым удается воссоздать семейную модель общества, где отец ведет себя, как духовный законодатель семьи, мать несет бремя хранительницы очага, а дети обещают обеспечить будущее.

  • Сочинение на тему о времена о нравы
  • Сочинение на тему образ ивана флягина в повести очарованный странник
  • Сочинение на тему образ дороги в литературе
  • Сочинение на тему образ григория мелехова в романе шолохова тихий дон сочинение
  • Сочинение на тему образование в великобритании