Сочинение на тему образ печорина в романе герой нашего времени лермонтов

Печорин неоднозначная личность качества печорина знание людей умение анализировать независимость от мнения окружающих храбрость самолюбие эгоизм поведение печорина

Печорин – неоднозначная личность
Качества Печорина
Знание людей
Умение анализировать
Независимость от мнения окружающих
Храбрость
Самолюбие
Эгоизм
Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата.
Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.
Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».
Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».
Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».
Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.
В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонттова – описание для сочинения по теме | источник

Двойники Григория Печорина нужны в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» для того, чтобы можно было лучше узнать внутренний мир этого персонажа и понять, почему автор считает его героем своего времени.

В центре художественной системы всех образов находится сам Печорин. Все остальные персонажи вводятся в роман для того, чтобы раскрыть его характер и объяснить его поступки. Это очень сложная и необычная личность, поэтому только при помощи сравнения и сопоставления главного героя с похожими людьми можно раскрыть в полной мере его положительные и отрицательные качества. У Печорина есть своеобразные двойники, выражающие его второе «Я». В число этих людей входят Грушницкий, Вернер и Вулич.

Первый двойник Григория Печорина – юнкер Грушницкий появляется в главе «Княжна Мери». Внешне молодые люди очень похожи: вместе служили, были офицерами, принадлежали к одному кругу, имели дворянское происхождение. Они оба представляют собой одиноких, непонятых обществом страдальцев, но практически сразу становится заметна внутренняя пустота Грушницкого. У него нет ума и глубины суждений Печорина, он не чувствует также тонко человеческие натуры, не обладает его проницательностью, наблюдательностью и не умеет анализировать происходящие события. Единственной целью в его жизни является стремление впечатлить окружающих, он мечтает стать героем одного из романов. Юнкер создал себе образ несчастного, отвергнутого рыцаря и пытается при его помощи покорять женские сердца.

По факту Грушницкий представляет собой кривое отражение Печорина, заменяя все его искренние душевные метания и переживания мелким желанием выделиться из толпы. Тем самым он задевает самолюбие главного героя и настраивает его против себя. Истинное лицо Грушницкий покажет только после того, как Печорин влюбит в себя ради забавы княжну Мери, на которую у его товарища были свои планы. С этого момента он перестаёт притворяться и предстаёт завистливым, подлым человеком, способным на предательство. В итоге Печорин убил своего первого двойника на дуэли и доказал этим своё превосходство.

В этой же главе появляется и второй двойник главного героя – доктор Вернер. Печорин считал его скептиком и материалистом, изучающим «живые струны сердца человеческого». Внешне эти персонажи совершенно не похожи, зато по образу мышления их можно назвать наиболее близкими. Вернер тоже обладал высоким интеллектом, скрывал свою способность любить и сострадать, стал равнодушным и эгоистичным, боялся проявления простых человеческих чувств, презирал общество, охладел к жизни и перестал к чему-либо стремиться. Не случайно Печорин именно его считал равным себе.

Однако отличия у них всё же были, доктор Вернер не растерял свою человечность, остался способным на жалость и сочувствие, что проявляется в частности после гибели Грушницкого. А в дальнейшем становится заметна разница и в их жизненных позициях. Личность Печорина была более глубокой и сложной, он любил свою независимость и был деятельным человеком, который пытался самостоятельно построить своё будущее и регулярно оказывал влияние на судьбы других людей. Он безразлично относился как с собственной жизни, так и к чужой, поэтому мог с лёгкостью всё поставить на карту, не задумываясь о последствиях. Вернер же был циником больше на словах, чем в деле. Наверное, он больше хотел им быть, нежели был на самом деле. Он придерживался всегда позиции наблюдателя, поэтому отдалился от своего приятеля после его участия в дуэли, чтобы отвести от себя подозрения. Вернер умел приспособиться и мирно сосуществовать с обществом, а Печорин – нет. Этот двойник показывает, каким мог бы стать главный герой, если бы нашёл своё предназначение.

Третьим и последним двойником, во многом похожим на Печорина, выступает офицер Вулич. Его образ появляется в главе «Фаталист». Главный герой познакомился с ним во время командировки в одну казачью страницу. Вулич, подобно своему новому знакомому, считал себя особенным, поэтому полностью полагался на случай. Именно эта уверенность в собственном везении и стала причиной его гибели. Вулич был настоящим фаталистом, не раз испытывал судьбу. Он был уверен, что не умрёт раньше положенного ему срока, поэтому без сомнений заключил пари с Печориным и выстрелил в себя из заряженного пистолета. Оружие действительно дало осечку, но всё-таки предсказание главного героя сбылось, и Вулич умер этим же вечером.

В этой главе и сам Печорин представляется фаталистом, он верит в судьбу, но в отличие от Вулича хочет управлять ей, а не отдаваться воле рока. Все свои действия он продумывает заранее, тщательно планируя будущее, кроме тех случаев, когда в дело вмешивались эмоции.

Столкнув Печорина с его двойниками на разных жизненных этапах, М.Ю. Лермонтову удалось в полной мере передать одиночество главного героя, в котором и заключалась его основная трагедия. Печорин один противостоит всему обществу, поэтому и не может обрести душевный покой, найти своё место в жизни.

Читателям Литероведа предлагаем сочинение на тему «Вера и Печорин в романе «Герой нашего времени» — история любви (М.Ю. Лермонтов)»,  в котором определим роль взаимоотношений двух героев в характеристике Печорина.

Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – одно из самых известных, читаемых и гениальных произведений русской литературы.  Главный герой романа, Григорий Александрович Печорин, — современник автора, человек, который родился и жил в эпоху между восстанием декабристов и приходом на общественную и политическую арену революционных демократов. Перед читателями он предстает человеком черствым, эгоистичным, не умеющим дружить и ценить дружбу. Людям, которые встречаются на его жизненном пути, он приносит одни разочарования и горести: погибла Бэла, похищенная из родительского дома, страдает Казбич, убит на дуэли Грушницкий, разбито сердце Мери Лиговской, оскорблен Максим Максимыч. Отношения с женским полом для Печорина заканчиваются разочарованием и скукой. Он нисколько не сожалеет о разбитых судьбах, что выдает в нем человека, не умеющего ни любить, ни ценить это прекрасное чувство.

Однако история любви Печорина и Веры убеждает читателей в том, что герой не настолько черств и эгоистичен. Он способен нежно любить и глубоко страдать. Герои познакомились задолго до описываемых в произведении событий, читателю остается догадываться, что их знакомство произошло в Петербурге, когда Печорин еще был одним из светских франтов, вхожих во многие известные дома Петербурга. Разочарование в свете, желание найти дело по душе заставили героя покинуть светское общество. Разлука немного остудила чувства героев. Печорин путешествовал, Вера успела два раза выйти замуж, так как ей нужно было заботиться не только о себе и своем благополучии, но и о сыне. Ее второй муж – человек, который был старше ее на несколько лет, почти старик. Мужа героиня не любила, но глубоко уважала, как отца. Все эти годы, пока Вера с Печориным не виделись, она хранила в своем сердце трепетные чувства к нему. Случайная встреча в Кисловодске  показала, что и герой не стер из памяти и из сердца образ Веры. В портрете, который рисует доктор Вернер, рассказывая о своей новой пациентке, Печорин узнает свою бывшую возлюбленную. По его изменившемуся лицу собеседник сразу догадался, что Григорий знаком с той женщиной. Когда он озвучил Печорину свою догадку, герой признался, что узнал в ней ту, которую когда-то любил. Чуть позднее, встретившись, герои поняли, что чувства никуда не исчезли, их просто долго и умело прятали глубоко в сердце. О той первой встрече с Верой в Кисловодске Печорин писал в своем дневнике, что его возлюбленная с прежней беспечностью вновь вверилась ему, не спрашивала, любил ли он кого-либо все эти годы, не просила клясться в верности. И Печорин  признавался, что Вера – единственная женщина, которую он не в силах обмануть. Герой предчувствовал, что их пути снова разойдутся и, возможно, они больше никогда не встретятся, но воспоминания о возлюбленной останутся в его сердце неприкосновенными навсегда. После той первой встречи влюбленные вновь стали встречаться. В отношения с Печориным Вера бросилась, словно в омут с головой.Она не думала ни о муже, ни о сыне, ни о себе. Без встреч с возлюбленным она уже не представляла свою жизнь, даже сама себя называла рабой Печорина.

Их встречи продолжались до тех пор, пока однажды во время отсутствия мужа Веры Печорина не увидел в доме Грушницкий, который решил, что соперник встречается с княжной Мери, жившей в том же доме. Не умея хранить тайны, а также желая отомстить и Печорину и Мери, Грушницкий всем поведал об увиденном. Печорин же, защищая свою честь и честь Мери, вызывает его на дуэль. Переживая за любимого человека перед дуэлью, Вера выдает свое истинное отношение к Печорину и, не выдержав, признается во всем мужу, который вскоре увозит ее из Кисловодска. Перед уездом Вера пишет письмо Печорину, в котором прощается с ним, чувствуя, что новая встреча им не суждена. Это письмо глубоко тронуло сердце героя, перевернуло его душу, поэтому он, не раздумывая, вскочил на коня и бросился догонять любимую. Он не думал в этот момент о том, что будет делать, если догонит их экипаж, как они объяснят ее мужу свое поведение, поступки. Однако догнать Веру Печорину не удалось.

Наверное, не один читатель задумывался над тем, почему Вера так дорога Печорину, почему других барышень он с легкостью забывал, бросал, не испытывая ни капли сожаления, а разлука с Верой глубоко ранила его сердце, что он, бросившись за ней следом, загнал коня. Вера была единственной женщиной, кто принимал и любил Печорина таким, какой он был на самом деле, со всеми его достоинствами и недостатками, «мелкими слабостями и дурными страстями», не пытаясь переделать его. Чувства героя к этой женщине доказывают, что сердце Печорина не очерствело до конца, он умеет искренне любить, переживать, мучиться. Из-за любви он готов на безрассудные поступки. Если бы не история отношений с Верой, читатель так и продолжал бы считать его эгоистичным и бездушным человеком.

(695 слов) Михаил Юрьевич Лермонтов является новатором в отечественной литературе. Ведь он создал психологический роман «Герой нашего времени», в котором перед читателем предстаёт совершенно новая композиционная структура, которую по достоинству оценили многие критики. Попробуем разобраться, почему писатель отказался от привычного расположения повестей в своём известном произведении. 

Как признавался сам Лермонтов, создавая свой роман, он задумывался о каждой строчке. Работая над произведением, автор поставил перед собой задачу — продемонстрировать читателю многогранный портрет его современника. Он хотел показать реального человека с сильными и слабыми сторонами. Главный герой, наделенный многими талантами и добродетелями, под воздействием высокомерия и себялюбия смог воплотить в жизнь лишь одни порочные мысли, а достойные помыслы. Это весьма показательный итог для «потерянного поколения» — потомков декабристов, которые так и не смогли реализовать себя в условиях тирании.

В первую очередь, Михаил Юрьевич отказался от обычного расположения повестей потому, что хотел рассказать о жизни персонажа так, чтобы читателя заинтриговала личность героя. Объяснение дурных и хороших поступков Печорина он приберег на потом, чтобы публика сначала томилась, силясь разгадать загадку характера самостоятельно. Так, в первой главе произведения говорится о том, что Печорин похитил Бэлу. Вскоре она стала любовницей героя. А затем персонаж вовсе утратил интерес к героине. Также из первой главы читатель узнает, что Бэлу случайно убил Казбич, который был в нее влюблён. Похищение и охлаждение героя к бедной девушке сразу настраивают читателя на осуждение, но в то же время интригуют его: смельчак и гордец, романтический герой, чье сердце так непостоянно — вот что цепляет публику с первых же страниц.

Вторую часть писатель назвал «Максим Максимыч». Здесь повествуется о событиях, произошедших уже спустя несколько лет после гибели Бэлы. Листая страницы, читатель узнает, что Печорин погибает по пути в Персию. Также во второй главе упоминается о дневнике главного героя. Благодаря ему, читателю открываются события, произошедшие с Печориным до того момента, как он встретил Бэлу. Именно эти главы являются самыми интересными. Зная Печорина со стороны, мы вдруг получаем доступ к его душе. И вот читатель уже не может оторваться от книги…Так, в «Тамани» главный персонаж оказался в увлекательном приключении с контрбандистами. Авантюрный сюжет не только развлекает читателя, но и заставляет задуматься: почему герой видит свое предназначение лишь в том, чтобы быть слепым орудием судьбы? Мы нападаем на след истинного недуга Печорина — хандры. Глава «Княжна Мери» — это уже исповедь больного. В городе Кисловодск Печорин встретил Мери Лиговскую и нарочно играл на ее чувствах. Там же он он вновь встретил свою большую любовь — Веру, замужнюю даму. Также рассказывается о том, что герой убил Гришницкого в результате дуэли. Описывая эти события, герой дает себе беспощадную и предельно честную оценку. Мы узнаем немного о его биографии и понимаем, что его диагноз — проблема целого поколения дворян. В финальной главе произведения «Фаталист» писатель поднимает вечные вопросы смысла жизни человека. Автор пытается выяснить, способен ли человек обмануть судьбу и сам выбрать свой жизненный путь? Здесь Печорин предстаёт в образе борца за свои права на жизнь. Однако мы знаем, что именно борьба с судьбой приведёт героя к смерти. 

Как мы видим, в романе «Герой нашего времени» фабула и сюжет не совпадают. Писатель хотел добиться того, чтобы читатель, в первую очередь, обращал внимание на внутреннее состояние главного героя. И это у него получилось. Композиция «Героя нашего времени» является уникальной. Описывая жизненные испытания персонажа, Лермонтов даёт психологическую характеристику своего героя. Как считают многие критики и литераторы, необычная композиция позволяет читателю детально рассмотреть образ главного героя. 

Интересно, что писатель использует кольцевую композицию. Так, впервые персонаж предстаёт перед читателем, находясь в крепости. И в последний раз читатель наблюдает за героем, когда он находится в той же самой крепости, собираясь в Персию.

Еще одна особенность композиции — порядок рассказчиков в книге. В первой главе о Печорине читатель узнает благодаря Максиму Максимычу — человеку простодушному и невзыскательному. А вот во второй главе автор представил уже более подробную характеристику образа Печорина. Здесь рассказывается о внешности персонажа, а также о его поведении. Повествование ведётся от лица рассказчика — более искусного наблюдателя, чем капитан. В главах «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» главный герой описывается сам себя в своём дневнике. Можно заметить, что в этих частях внутренний психологический накал острее: мы проникаем к жерлу души героя.

Таким образом, композиция в романе «Герой нашего времени» играет важную роль. С помощью нее писатель хотел детально раскрыть образ своего героя, образ поколения, а также показать неспособность человека подчинить свою судьбу. 

Автор: Виктория Комарова

Сочинение.
Противоречивый образ Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Многоликий Печорин.
Роман «Герой нашего времени» создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические тридцатые годы 19 века явились результатом подавления реакции. Судьбу поколения 30х годов ярко отразил Лермонтов в своём романе.
Реалистически рисуя своего героя со всеми его противоречиями и «пороками», писатель в то же время показывает в нём и те задатки подлинно героической личности, которые позволяют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе идеалов, вынашивавшихся поэтом со времён его романтической юности до конца его жизни.
В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил «теорию страстей» Фурье, по которой не нашедшие выхода в положительном деле душевные силы искажают в целом хорошую природу человека, его характер.
Именно из понимания противоречий между потребностями внутреннего мира и императивами мира внешнего возникли такие определения Печорина, как «эгоист поневоле», «романтик поневоле».
В начале романа о Печорине рассказывают два героя: молодой офицер и Максим Максимыч (повести «Бэла», «Максим Максимыч»). Но ни один, ни другой не в состоянии понять этого человека. Поэтому характер его помогает раскрыть такая форма психологического анализа, как монолог-исповедь в виде дневника (повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»).
Первой в «Журнале Печорина» является повесть «Тамань». Здесь уже намечены основные мотивы журнала: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его ставить «эксперименты» над собой и окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение. Лермон-товский герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.
В повести «Княжна Мери» автор представляет почти ежедневную запись жизни главного героя. Интересно, что он почти не пишет о событиях в стране, о Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства, поступки. В этой повести он показан в типичной для него дворянской среде, представители которой вызывают у него насмешку, иронию, презрение. Печорин превосходно понимает лживость и лицемерие «водяного общества» и высшего света, он видит, что жизнь здесь — это или пошлая комедия, или дешёвая драма, где все участники играют какие-то роли. На фоне этого общества особенно выделяются ум и искренность Печорина, его образован-ность, богатство духовного мира. Стремление к чему-то светлому живёт в душе его, видимо, порождая в нём такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Спокойное созерцание красоты и гармонии природы приносит ему ощущение счастья, но Печорин — натура активная, и он не может остановиться на этом. В стремлении к «бурям и битвам» чувствуется желание независимости и свободы, неумение довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани характера Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между внутренними возможностями героя и его поведением.
Холодность, душевная опустошен-ность, эгоизм, равнодушие к людям — все эти черты несомненны в Печорине. И все-таки нельзя не заметить, что он способен к искреннему сочувствию, к бескорыстной любви. *(Душа Печорина — «не_каменистая пустыня»).
Герой устал от одиночества, но признается в этом только самому себе, да и то редко. Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что не угадал своего назначения и «утратил навеки пыл благородных стремлений». «Силы необъятные» не находят настоящего применения, и человек мельчает. Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой уже не может полно ощутить радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой постоянный самоанализ мешает ему отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность. Не получив настоящего развития, это качество постепенно угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть «где-нибудь по дороге».
Рассказывая «историю души человеческой», Лермонтов с исключи-тельной глубиной и проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя трагедию духовной ее опустошенности, которая завершается бессмысленной смертью.
.

novstudent.ru | 29.09.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Сочинение на тему образ одинцовой в романе отцы и дети
  • Сочинение на тему образ петербурга в произведениях гоголя и пушкина
  • Сочинение на тему образ петербурга в гоголевской прозе традиции и новаторство 10 класс
  • Сочинение на тему образ петербурга в творчестве гоголя
  • Сочинение на тему образ петра великого в поэме пушкина медный всадник