(На иллюстрации портрет, написанный О. Кипренским по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Бедная девушка Лиза – главная героиня повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», напечатанной в 1792 году в «Московском журнале» и являющейся ярким примером классической сентиментальной прозы. В то время в русской литературе царила догматическая, церковная направленность, напрочь лишенная чувств и эмоций. Повесть, написанная автором после посещения более продвинутой Европы, где публика во всю зачитывалась образчиками сентиментальной литературы, стала настоящим прорывом в русской литературе и конца 18 начала 19 века и ознаменовала новый этап в её дальнейшем развитии. В ней сосредоточены все самые яркие признаки сентиментализма: идеализированные герои, простые и понятные широкой публике проблемы, весьма посредственная и уже далеко не новая сюжетная линия (соблазнение богатым барином бедной крестьянской девушки в условиях обыденной русской реальности).
Герои
Полный анализ повести «Бедная Лиза» невозможен без детального рассмотрения образов главных героев произведения. Лиза и Эраст, как уже было отмечено выше, воплотили в себе разные идеалы и принципы.
Лиза — обычная крестьянская девушка, главной чертой которой является способность чувствовать. Она поступает согласно велению своего сердца и чувств, которые в итоге и привели ее к гибели, хотя нравственность ее осталась нетронутой. Однако в образе Лизы мало крестьянского: ее речь и мысли ближе к книжному языку, однако чувства впервые влюбившейся девушки переданы с невероятной правдивостью. Так что, несмотря на внешнюю идеализацию героини, ее внутренние переживания передаются очень реально. В этом отношении не утрачивает своего новаторства повесть «Бедная Лиза».
Какими описаниями начинается произведение? Прежде всего созвучными характеру героини, помогающими читателю узнать ее. Это естественный идиллический мир.
Совершенно другим предстает перед читателями Эраст. Он офицер, который озадачен лишь поиском новых развлечений, жизнь в свете его утомляет и навевает скуку. Он неглуп, добр, но слаб характером и переменчив в своих привязанностях. Эраст по-настоящему влюбляется, но совершенно не задумывается о будущем, ведь Лиза не его круга, и взять ее в жены он никогда не сможет.
Карамзин усложнил образ Эраста. Обычно подобный герой в русской литературе был проще и наделен определенными характеристиками. Но писатель делает него не коварным соблазнителем, а искренне влюбившимся человеком, который по слабости характера не смог пройти испытания и сохранить свою любовь. Такой тип героя был новым для русской литературы, но сразу прижился и позднее получил название «лишнего человека».
Здоровье и энергетика имени
Здоровье и таланты имени Елизавета:
В раннем возрасте Лизочка очень плаксивая, долго привыкает к дому. До года Елизаветы почти не болеют. Но когда режутся зубы у Елизаветы, может перенести респираторное заболевание. Она вообще предрасположена к простудным заболеваниям, гриппу, ветрянке и другим заболеваниям вирусного характера. У нее слабый иммунитет, поэтому не следует ее отдавать в ясли.
«февральская» Лиза расположена к ревматизму и болезням сердца. Уже с детства у Елизаветы могут наблюдаться шумы в сердце. От шоколада, шоколадных конфет и апельсинов у нее может развиться диатез. В грудном возрасте девочка по имени Елизавета может переболеть краснухой.
У «майской» девочки в грудном возрасте плохо отходят газы, поэтому ей надо давать укропную воду. «Декабрьская» — очень шустрая. У нее плохо заживают ранки и царапины, что связано с группой крови. Елизавета у них в основном третья. У «зимней» Лизы очень настырный характер, и упрямство Елизаветы нужно пресекать уже с трех лет, иначе потом будет сложно. У нее слабое здоровье, ей надо соблюдать строгий режим дня. У «июльской» — очень слабые бронхи.
Девушка подвержена нарушению обмена веществ, что передается Елизавете по генотипу от матери. Нужно обратить внимание на питание Елизаветы, она расположена к заболеваниям желудочно-кишечного тракта: колиту, гастриту. У нее неустойчивая нервная система. Часто замыкается в себе, расположена к неврозам, неврастении. Трудно Елизаветы поддаются воспитанию. «Апрельская» — расположена к депрессиям, долго не может устроить свою личную жизнь. У некоторых нарушен вестибулярный аппарат, их укачивает в любом транспорте. «Декабрьская» — часто болеет ангиной, респираторными заболеваниями.
Расположена Елизавета к дерматиту, что является последствием холецистита. Подвижная, неспокойная девочка, расположена к травматизму, особенно к ожоговым ранам, что сохраняется у Елизаветы и в зрелом возрасте. У «декабрьской» — может быть наследственный псориаз. В зрелом возрасте Елизавета страдает заболеванием поджелудочной железы. Могут быть трудными первые роды Елизаветы, а вторые — проходят легко. К старости резко падает зрение, развивается варикозное расширение вен.
Проблема
Карамзин в произведении «Бедная Лиза» затрагивает различные проблемы: социальные и моральные. Проблематика повести строится на противопоставлении. Главные герои разнятся как в качестве жизни, так и в характере. Лиза – чистая, честная и наивная девушка из низшего сословия, а Эраст – избалованный, слабохарактерный, думающий только о своих удовольствиях, молодой человек, принадлежащий к дворянству. Лиза, влюбившись в него, не может ни дня без мыслей о нем, Эраст же наоборот начал отдаляться, как только получил, что хотел от нее.
Итогом таких мимолетных моментов счастья Лизы и Эраста становится гибель девушки, после которой молодой человек не может перестать винить себя в этой трагедии и до конца жизни остается несчастным. Автор показал, как сословное неравенство привело к несчастливому финалу и послужило поводом для трагедии, а также, какую ответственность несет человек за тех, кто ему доверился.
Творческий метод и стиль
Новаторским подходом в повести является сам образ рассказчика. Повествование ведётся от имени автора, человека, которому не безразличны судьбы главных героев. Его сопереживание и участие передается в манере изложения, что делает повесть соответствующей всем законам сентиментализма. Рассказчик сочувствует героям, переживает за них и никого не осуждает, хотя в ходе повествования он даёт волю своим эмоциям и пишет, что готов проклинать Эраста, что плачет, что сердце его обливается кровью. Описывая мысли и чувства своих героев, автор обращается к ним, спорит с ними, страдает с ними – всё это тоже было новым в литературе и тоже соответствовало поэтике сентиментализма.
Карамзин смог также по-новому показать в повести пейзаж. Природа в произведении уже не является просто фоном, она гармонирует и соответствует чувствам, которые переживают герои повести. Становится активной художественной силой произведения. Так, после признания Эраста в любви вся природа ликует вместе с Лизой: поют птицы, ярко светит солнце, благоухают цветы. Когда же молодые люди не смогли противостоять зову страсти, грозным предупреждением шумит буря, и дождь льётся из чёрных туч.
Тест по сюжету повести
1. Сколько лет было Лизе, когда умер ее отец? А) 19 Б)15 В)10
2. Почему после смерти отца, семья стала жить бедно? А) не могли платить аренду за землю Б) работники не так хорошо обрабатывали землю и урожай снизился В) деньги тратились на лечение сестры Лизы
3. По какой цене продавала Лиза ландыши? А) 5 копеек Б) 5 рублей В) 13 копеек
4. Почему Лиза не стала продавать цветы за 1 рубль? А) Это было слишком дешево Б) ей не позволила ее совесть В) Рубль был испорчен
5. Почему Лиза и Эраст встречаются ночью? А) весь день Эраст занят Б) Их могут оклеветать В) Их встречи могут стать причиной размолвки с невестой Эраста
6. Почему Лиза испугалась грозы во время одной из их ночных встреч с Эрастом? А) Она боялась, что гром поразит ее как преступницу. Б) Лиза всегда боялась грозы. В) Гроза была очень сильной и девушка боялась, что мать проснется и обнаружит, что Лизы нет дома.
7. Почему Эраст не отказался следовать на войну ? А) не мог противоречить приказу Б) Лиза стала ему отвратительна В) над ним бы насмехались все и считали его трусом
8. Почему Эраст не боится умереть на войне? А) Ему неведом страх Б) смерть за Отечество не страшна В) он уже давно мечтает о смерти
9. Почему Эраст приказал Лизе забыть его? А) ему надоела девушка Б) боялся, что все будут смеяться над ним, узнав об их отношениях с Лизой В) он был помолвлен и отношения с Лизой могли навредить его браку.
10. Что сделала Лиза с деньгами, которые ей отдал Эраст? А) вернула назад Эрасту Б) отдала нищему, стоящему под церковью В) отдала соседской дочке, чтобы она передала их Лизиной матери.
11. Как восприняла мать Лизы ее смерть? А) Убила Эраста Б) Утопилась от горя В) Новость для нее была настолько ошеломительной, что она тут же скончалась
12. Что думают крестьяне, услышав завывание ветра в доме, где жила Лиза с матерью? А) это плачет душа Лизы Б) бродяги забрались на ночлег в дом В) Это Эраст приходит потосковать об утраченном счастье.
Сюжет произведения «Темные аллеи»
Во двор частной гостиницы въезжает карета с пожилым пассажиром. Мужчина намерен утолить голод и отдохнуть на постоялом дворе, чтобы двигаться дальше к железнодорожной станции. Зовут его Николай Алексеевич, он военный, дворянин. Образованный и уважаемый человек.
Войдя в уютный, чистый и теплый дом, он видит Надежду — хозяйку двора, красивую немолодую женщину. Заводит с ней небрежную беседу, в конце которой выясняется, что владелица гостиницы — любовь его юности.
Их беседа становится неловкой и напряженной. Оказывается, Николай Алексеевич бросил Надежду 30 лет назад. Тогда девушка была крепостной. Она любила его всю жизнь, и не искала счастья с другими мужчинами. Даже спустя годы, не простила его за жестокое предательство. Надя уже не та наивная девочка, а сильная, самостоятельная и умная женщина.
Ошеломленный этой встречей, Николай приказывает запрягать карету, и быстро ретируется, снова оставив Надю в одиночестве. По пути на станцию он представляет жизнь с этой женщиной, и как бы могло сложиться их будущее.
Характер Лизы
Лиза фактически была ребенком, несмотря на то, что ей пришлось рано пойти работать, так как ее отец умер. Но жизни она не успела научиться как следует. Неопытность девушки и привлекла молодого поверхностного дворянина, видящего цель своей жизни в наслаждении. В этом ряду находится и бедная Лиза с ее восхищением. Эрасту очень льстило отношение такой молодой и такой свежей девушки, а она была наивна до крайности. Принимала отношение молодого повесы за чистую монету, а это все была игра от скуки на самом деле. Как знать, может быть, даже Лиза втайне надеялась на положение барыни со временем. Из других ее качеств характера стоит отметить доброту и непосредственность.
Возможно, мы описали не все грани личности главной героини, но, как кажется, здесь достаточно информации, чтобы характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза» была понятной и охватывающей самую суть ее существа.
Анализ рассказа
Рассказ входит в сборник «Темные аллеи», который содержит 38 произведений, объединенные одной идеей — главные герои несчастны в любви. Влюбленные люди живут под звездою рока — чувства их исполнены боли и драматизма.
Исключением не стал и одноименный рассказ сборника. Чтобы понять персонажей лучше, можно обратиться к таблице с характеристикой образов действующих лиц рассказа.
Главные персонажи
В «Темных аллеях» Бунина главные герои описаны очень детально, чтобы читатель мог максимально погрузиться в сцену произведения. Писатель мастерски использует этот прием во всех своих работах.
Николай Алексеевич | Портрет персонажа: уже немолодой мужчина, высокого роста, лет 60. Внешность его еще напоминает о былой красоте, но автор описывает его как «стройного старика». Хоть брови его еще черны, но виски и усы — белые. Волосы с проседью, бледная красота лица. Взгляд темных глаз строгий, но уже усталый. У Николая Алексеевича высокий военный чин, о чем говорит и его шинель, и поведение, и внешность. Образ этого персонажа ярко демонстрирует, как складывается судьба человека, который поступает трусливо по отношению к себе и окружающим. Николай был сконфужен встречей. От начала до конца вел себя нерешительно, мужчине было стыдно за свои прошлые поступки, и стыдно за то, что и сейчас он остался таким же трусом. Он пытается быть небрежным, делая вид, что ничего и нет в этой истории, называя ее пошлой. А позже выясняется, что он несчастен в браке. Николай осознает, что Надя — самое лучшее событие его жизни. И все же, неясно — любил ли он Надежду по-настоящему… Автор оставляет этот вопрос на решение читателя. |
Надежда | Портрет персонажа: до сих пор красивая, темноволосая, с черными бровями женщина. Бунин описывает ее как «похожую на цыганку». Она полная, с покатыми плечами, полногрудая, с красивой шеей. Надежда предприимчивая хозяйка ухоженной гостиницы. Дела ведет уверенно и аккуратно. Образ героини очень интересный, и вызывает у читателя уважение. Надя искренняя, прямолинейная, тактичная, но довольно откровенная. Она смело рассказывает о своей жизни и чувствах. До самого конца этой встречи женщина держится гордо и уверенно. |
В рассказе есть три второстепенных персонажа. Описанием их жизней писатель усиливает черты характера главного героя, и показывает, что расплата за прошлые поступки неизбежна.
Второстепенные герои
Несколько кратких цитат довольно емко описывают семью Николая. Интересным является тот факт, что одну из основных фраз рассказа произносит кучер Клим: «…пеняй на себя».
Жена Николая Алексеевича | «…жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя». (Николай о своей супруге). |
Клим — кучер | Клим — деревенский мужик, который подвозит Николая Алексеевича к поезду, рассказывает о Надежде и ее постоялом дворе. «…крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника…» Клим простой, но внимательный. Описывая Надю, как женщину и хозяйку, кучер намекает пассажиру на его слабый характер. |
Сын Николая Алексеевича | О своем ребенке отец отзывается так: «Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести». |
Поражает, как Бунину удается в достаточно коротких произведениях коснуться стольких человеческих чувств и переживаний. Всего три сцены небольшого рассказа раскрывают целый мир бушующих эмоций главных героев «Темных аллей»:
- старик военный оказывается на постоялом дворе;
- волнующая встреча с любовью молодости;
- мысли мужчины, когда он уезжает из гостиницы.
С одной стороны, можно оценить поступок Николая, как подлый. Он легкомысленно разбил сердце юной девушке. С другой стороны, в то время такой мезальянс был априори невозможен. Они оба это знали.
На образе главного героя Иван Бунин демонстрирует принцип бумеранга. После расставания с Надей Николай встретил другую женщину, полюбил ее, и женился на ней, но счастья в этом браке не было. Она предала его так же, как он предал Надежду. Сын его не стал личностью, а лишь огорчал отца дурным поведением. Все в жизни возвращается.
Ирония в том, что, спустя годы главный герой так и не стал смелее. Как и 30 лет назад, он снова струсил, быстро ретировавшись из дома Надежды. А может быть, с его стороны и не было никакой любви? Так, пылкая влюбленность юного парня.
Надежда, безусловно, была влюблена в этого мужчину всю свою жизнь. Она сказала, что не простила его поступок, но до последней секунды стояла у окна и глядела вслед уезжающей карете. Скорее всего, в душе, женщина надеялась, что любимый вернется.
Надежда сделала свой выбор, и прожила жизнь в одиночестве, и горьких воспоминаниях. Любовь, обида и ощущение несправедливости разрывали ее душу, но она была верна своему чувству.
Рассказ повествует о том, что людям стоит больше прислушиваться к себе. Можно уйти от другого человека, но нельзя уйти от себя.
Сюжет и своеобразие
Сюжет произведения довольно незамысловат. Это история трагической любви крестьянки и дворянина, итогом которой стала гибель Лизы.
Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»? Карамзин рисует природную панораму, громаду монастыря, пруд — именно здесь, в окружении природы и живет главная героиня. Но главное в повести — не сюжет и не описания, главное — чувства. И эти чувства рассказчик должен пробудить у публики. Впервые в русской литературе, где образ повествователя всегда оставался вне произведения, появляется герой-автор. Этот сентиментальный повествователь узнает историю любви от Эраста и с грустью и сочувствием пересказывает читателю.
Таким образом, в повести три основных героя: Лиза, Эраст и автор-рассказчик. Также Карамзин вводит прием пейзажных описаний и несколько облегчает тяжеловесный стиль русского литературного языка.
Эраст и его внутреннее содержание
Второе главное действующее лицо повести — Эраст — это типичный эстетик и гедонист. Он живет только за тем, чтобы наслаждаться. У него есть ум. Он мог бы быть блестяще образован, но вместо этого молодой барин просто прожигает свою жизнь, а Лиза для него — развлечение. Пока она была чиста и непорочна, девушка интересовала Эраста, как увлекает орнитолога недавно открытый им вид птиц, когда же Лиза сдалась Эрасту, то стала такой же, как все, а значит, ему стало скучно, и он, гонимый жаждой наслаждения, двинулся дальше, не особенно задумываясь о последствиях своего мерзкого поведения.
Хотя неэтичным поведение молодого человека становится только сквозь призму определенных моральных ценностей. Если же человек беспринципен (каким и был Эраст), то он даже не может почувствовать ту долю низости, которая содержится в его поступках.
Человек, ищущий в жизни только удовольствий, поверхностен по определению. Он не способен на глубокие чувства. И, конечно, он приспособленец, что и доказывает брак Эраста ради денег с уже немолодой вдовой.
Литература
- Б. Ю.Хигир. Энциклопедия имен и отчеств. — Вече, 2000. — 576 с.
- Б. Ю.Хигир. Тайна имени и отчества. — Терра-Книжный клуб, 1999. — 608 с.
- Б. Ю.Хигир. Серия «Знаки судьбы» (комплект из 3 книг). — Амфора, 2020. — 640 с.
- Б. Ю.Хигир. Тайна женского имени. — Амфора, 2020. — 192 с.
- Б. Ю.Хигир. Энциклопедия имен вашего ребенка. Практическое пособие для родителей. — Центрполиграф, 2002. — 640 с.
- Б. Ю.Хигир. Имя и сексуальность. — Амфора, 2020. — 224 с.
- Д. и Н. Зима. Тайна имени. — Рипол Классик, 2013. — 640 с.
- Д. и Н. Зима. 365 тайн имени. — Рипол Классик, 2007. — 672 с.
- Д. и Н. Зима. Как назвать вашего ребенка. — Рипол Классик, 2005. — 640 с.
- Д. и Н. Зима. Полная энциклопедия мужских и женских имён. — Рипол Классик, 2020. — 638 с.
Комментарии
- 01.08.2019Лиза«Огонь любовный» выполняют его только тогда, когд…
- 16.07.2019Юлияя жду…
- 02.07.2019КсенияЧТО?! ЗАГОВОР?! Люди, вы о чём вообще?! Валокордин…
- 29.06.2019любакласссссссссссссссссссссссссс…
Опросы
Загрузка …
content_rb_90186
content_rb_90187
Советуем почитать
Как узнать характер человека по буквам его имени
Как назвать сына в 2020 году по месяцу рождения
Какие имена будут самыми удачными для девочек в 2020 году
Как выбрать имя ребенку по Святцам в 2020 году
Рейтинги самых популярных и красивых имен 2020 года
Тамара, или Смоковница: как значение имени влияет на характер и судьбу
Показать ещё
Оставить свой комментарий:
Лев Николаевич Толстой Роман-эпопея «Война и Мир» Краткая характеристика персонажей:
Любая прочитанная книга — это дополнительно прожитая жизнь. «Война и мир» Льва Николаевича Толстого произведение уникальное, не имеющее аналогов ни в русской, ни в зарубежной литературе. События в романе охватывают целых 15 лет и происходят в России и зарубежом, на балах великолепных имений и во дворах, где живут простые крепостные крестьяне, в мирное время и во время военных действий. Автор раскрывает перед своим читателем не одну, а сразу несколько судеб героев с богатым и противоречивым внутренним миром. Не все упомянутые Толстым персонажи занимают главенствующие положения на страницах романа, многие лишь дополняют общую картину, играя эпизодические роли, или служат вспомогательными факторами для полноценного раскрытия образов главных героев, о которых ниже идёт речь в этой статье. Очень краткое содержание и подробный пересказ романа читайте здесь. Основные события каждого тома «Войны и Мира» кратко по частям и главам здесь.
История создания произведения
Где бы не встречалось имя Н. М. Карамзина, сразу приходит на ум его повесть «Бедная Лиза». Прославив молодого поэта, она является одним из ярких произведений в русском . Это произведение считают первой сентиментальной повестью, принесшей автору славу и популярность.
В 1792 году Николай Карамзин, которому было 25 лет, работал редактором «Московского журнала». В нем впервые была опубликована повесть «Бедная Лиза». По словам современников, в ту пору Карамзин жил в окрестности Симонова Монастыря на даче Бекетова. Он хорошо знал те места и перенес все их красоты на страницы своего произведения. Сергиев пруд, якобы вырытый С. Радонежским, впоследствии стал центром внимания влюбленных пар, которые приходили туда на прогулки. Позже пруд был переименован в «Лизин пруд».
Знаменитости с именем Елизавета
- Елизавета Петровна – русская императрица с 25 ноября 1741 г. по 24 декабря 1761 г., дочь Петра Великого и Екатерины I (родилась 18 декабря 1709 г.)
- Елизавета Алексеевна (1779-1826), русская императрица, принцесса Баденская. Ее вместе с младшей сестрой Фридерикой, чтобы был выбор, привезли в жены Александру.
- Елизавета I (1533 — 1603) — королева Англии, дочь Генриха VIII Тюдора и Анны Болейн.
- Елизавета II (род.1926) — царствующая королева Великобритании.
- Елизавета Валуа, Елизавета Французская — (1545 — 1568) дочь французского короля Генриха II и Екатерины Медичи, королева Испании, третья жена короля Испании Филиппа II.
- Елизавета Баварская — (1837 — 1898) австрийская императрица, жена императора Франца-Иосифа I; была известна в Австрии под уменьшительным именем Сисси (Sissi).
- Элиза Бонапарт — (1777 — 1820) великая герцогиня Тосканская, сестра императора Наполеона Бонапарта.
- Елизавета Воронцова — (1739 — 1792) русская аристократка, фаворитка русского императора Петра III.
- Елизавета Тёмкина — (род.1775) дочь русской императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина.
- Лайза Миннелли — американская киноактриса и певица.
- Лиза Мари Пресли — американская певица, дочь Элвиса Пресли.
- Елизавета Хитрово (1783 — 1839 — урожденная — Голенищева-Кутузова; дочь полководца М.И.Кутузова, хозяйка светского салона в Петербурге, друг А.С.Пушкина.
- Елизавета Быкова (1913 – 1989 — шахматистка, чемпионка мира по шахматам.
- Елизавета Дмитриева (1887 – 1928) — в замужестве — Васильева; русская поэтесса, более известная под литературным псевдонимом-мистификацией Черубина де Габриак.
- Елизавета Кульман (1808 – 1825) — поэтесса, переводчица, владевшая 11–ю языками.
- Елизавета Лавровская (1845 – 1919 — певица, солистка Мариинского театра.
- Елизавета Садовская (1872 — 1934) — русская советская театральная актриса.
- Елизавета Дворецкая — российская писательница (фэнтези, исторические романы).
- Елизавета Боярская — российская актриса театра и кино, дочь Михаила Боярского.
- Лизбет Маккей — американская актриса театра и кино.
Таланты, бизнес, карьера
Выбор профессии:
Она не очень серьезно относится к своей будущей жизни, профессии. Елизавета живет настоящим, поэтому ее жизненные планы часто иллюзорны. Сила ее характера может позволить ей достичь многого в любой сфере деятельности, но это лишь при том условии, что Лизу с детства учили работать и достигать всего своим трудом. Девушка Елизавета, воспитанная в семье верующих людей, способна достичь высокого уровня духовного развития. Наделенная музыкальным талантом, она может посвятить себя христианскому служению, став, к примеру, регентом в церковном хоре.
Бизнес и карьера:
Нередко имя Лиза проявляет противоречивое отношение к деньгам: она бывает то расточительной, то чересчур расчетливой и прагматичной, что, впрочем, часто сглаживается удивительным чувством юмора Елизаветы.
Девушка Елизавета умеет наблюдать, анализировать увиденное, воображение обычно уступает интеллекту, придумать что-то новое, нестандартное она не может, иногда пытается выдавать чужие идеи и мысли за свои.
Елизавете необходимо знать, во имя чего она работает, кому необходим ее труд, какое вознаграждение получит она сама. Елизавета чаще работает в электронной промышленности, может быть теле-, радиорепортером, педагогом. Лиза умеет ладить с людьми, общительна, остроумна.
О. Кипренский. Бедная Лиза. 1827
Лиза – главная героиня сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина. В основе произведения лежит трагическая судьба молодой крестьянской девушки, обманутой богатым дворянином. Образ, созданный писателем, до сих пор считается олицетворением чистоты, нравственности и духовной непорочности.
Описание героини
На момент событий Лизе семнадцать лет. Ее отец, в прошлом зажиточный поселянин, умер два года назад. Когда закончились деньги, семья оказалась на грани выживания. Бедная вдова так и не оправилась от удара и слегла, переложив на дочь все заботы о быте и пропитании. Место обитания осиротевшей семьи – небольшой домик на окраине Москвы, недалеко от старинного монастыря и живописной березовой рощи. Бедственное положение, в котором оказались Лиза и ее больная мать, вынуждает девушку выполнять любую работу, за которую можно выручить деньги. Она вяжет, ткет холсты, а весной и летом приносит из леса цветы и ягоды, которые затем продает в Москве.
Характер, внешность
Автор отмечает, что Лиза наделена прекрасными духовными качествами: добротой, отзывчивостью, бескорыстием, честностью, умением любить. Мать, видя, как старается Лиза, просит у бога только одного: чтобы он послал ей счастье. Лиза же считает своей обязанностью работать и содержать семью. Она обращается к больной матери со словами: «Бог дал мне руки, чтобы работать, ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою».
Не обделила природа Лизу и внешней красотой. Многие московские повесы засматриваются на изящную, стройную девушку с прекрасными голубыми глазами. Дополняют истинно славянский образ белокурые волосы, заплетенные в косу.
Встреча с Эрастом
Иллюстрация Г. Епифанова
Жизнь Лизы и ее матери не была богата событиями. Дни, похожие, словно близнецы, сменяли друг друга, пока не случилась встреча, которая и определила дальнейшую судьбу девушки.
Однажды Лиза, набрав полную корзину ландышей, отправилась с ними в Москву. Неожиданно к ней подошел привлекательный, богато одетый барин и, поинтересовавшись ценой, удивился, что Лиза продает цветы по пять копеек. Он предложил девушке рубль, но она отказалась, сказав, что лишнего ей не нужно. С первого взгляда юная и неопытная Лиза влюбилась в красивого незнакомца. Он назвался Эрастом и предложил девушке встретиться завтра с условием, что цветы она будет приносить только для него. С этой минуты все мысли Лизы были заняты новым знакомым, с замиранием сердца она представляла себе их будущее свидание.
Молодые люди начали встречаться. Будучи неглупой девушкой, Лиза понимала, что между ней и Эрастом лежит огромная пропасть, ведь влюбленные были из разных сословий. Но Эраст своими пылкими речами и обещаниями забрать девушку в город усыпил бдительность наивной Лизы и всецело овладел ее сердцем, душой и телом.
Лиза искренне верила красивым словам Эраста и не замечала, как тот постепенно охладевает к ней. Сердце девушки, пылающее от любви, не предчувствовало надвигающейся беды. Поэтому, когда Эраст объявил Лизе об отъезде, она простодушно поверила ему и пообещала ждать. Лиза тяжело переносила разлуку с любимым, сердце ее разрывалось от тоски, не было ни одной минуты, чтобы она не думала об Эрасте. Переписка между ними была невозможна, так как Лиза была неграмотной. Но надежда на скорую встречу согревала девушку. Она представляла, как жарко обнимет своего возлюбленного, какие слова будет говорить ему о своей любви. Так, в ожидании встречи прошло два месяца, но Эраст так и не объявился.
Финал
Иллюстрация Г. Епифанова
Однажды Лиза пошла в город за лекарством для матери. На одной из улиц ее внимание привлек проезжавший мимо шикарный экипаж. Внезапно в его окне Лиза увидела того, о ком страдала и ждала все эти месяцы. Это был Эраст. Карета повернула во двор огромного дома, и Лиза побежала за ней. Дождавшись, когда Эраст выйдет из экипажа, девушка с криком радости бросилась к нему. Побледневший мужчина, не говоря ни слова, провел ее в кабинет и произнес: «Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня». После этих слов он положил в карман девушки сто рублей и приказал проводить ее до ограды.
Ничего не видя перед собой от нахлынувших слез, Лиза брела по дороге и не заметила, как оказалась на берегу глубокого пруда. Ее чувства, любовь, вера в людей – все было растоптано и уничтожено во время последней встречи с Эрастом. Не зная как жить дальше, девушка приняла страшное решение. Даже любовь к матери не смогла помочь ей справиться с горем и отчаянием. Единственное, что могла сделать девушка, – попросить соседскую девочку передать матери сто рублей, которыми от нее откупился Эраст.
Иллюстрация Г. Епифанова
Когда Лизу достали из воды, она была уже мертва. Сердце матери, не выдержав горя, остановилось от страшного известия о смерти дочери. Их некогда уютный домик со временем опустел и обветшал, «…там воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец: там стонет бедная Лиза!»
Роль героини в произведении
Николая Михайловича Карамзина можно смело назвать новатором в изображении образа центральной героини. Вопреки существовавшим в то время догмам классицизма, он делает упор на чувственности в противовес рассудочности. Вместо длинных, пространных монологов и описательных моментов он раскрывает образ Лизы через краткие, яркие эпизоды. Большую роль в повести играет природа. Она как бы передает состояние девушки в определенные моменты. Когда Лиза весела и счастлива – то и природа сверкает и играет яркими красками. Если героиня грустит и страдает – природа становится предвестником чего-то недоброго и враждебного.
В характере Лизы автор сосредоточил все самые положительные и благородные качества. Ее чистая любовь к человеку из другого социального слоя стала образцом духовного богатства, воплощением лучших гуманных и нравственных качеств.
Еще одним новшеством, не характерным для 18 века, явилось то, что Карамзин выбирает в качестве главной героини не обычную барышню, а девушку из народа, простую крестьянку. Этим подходом автор символически сокращает пропасть между разными сословиями, делая акцент на том, что все люди едины не только перед богом, но и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».
В своем произведении Карамзин создал образец духовного идеала, воплощенный в образе главной героини. Трагизм этого образа заставляет читателя глубоко задуматься о судьбе несчастной девушки, разделяя с автором чувство глубокого уважения и сочувствия.
Развитие героини по мере сюжета
Еще до первого знакомства с Лизой, становится понятно, что девушка, несмотря на юный возраст, трудится не покладая рук, чтобы содержать больную мать. Постепенно, эпизод за эпизодом, раскрывает автор все самые лучшие и благородные качества героини: скромность, честность, душевную чистоту.
Любовь к Эрасту становится для Лизы моральным испытанием. Согрешив физически, она воспринимает свой поступок, как страшный духовный грех. Несмотря на это, душа ее остается такой же чистой и незапятнанной. Но судьба распоряжается таким образом, что Лиза совершает еще более страшный грех – христианский. Насколько возможно и пока есть силы, она противится этому греху: «О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!»
Предательство Эраста морально уничтожает Лизу, не выдержав страданий, она решается на самоубийство. Но этот шаг, вопреки устоявшимся представлениям, является спасением для ее непорочной души, своего рода очищением от того греха, который она совершила, поверив Эрасту.
Отношение автора к героине
Уже из названия повести и ее самых первых строк становится понятным отношение автора к своей героине. Вкладывая описание девушки в уста рассказчика, Карамзин выражает по отношению к ней огромное сочувствие и жалость. Противопоставляя ее чистую любовь чувствам Эраста, который и явился виновником ее гибели, автор делает ее образ настолько трагическим, что сама мысль о каком-либо осуждении не представляется возможной.
Еще одним доказательством любви автора к героине становится место ее захоронения. Девушка покоится не за оградой сельского кладбища, как это было предписано для погребения самоубийц. Автор представляет взору читателя живописное место, где под огромным дубом нашла свое упокоение бедная Лиза. Крест на ее могиле символизирует тот самый крест судьбы, который довелось пронести девушке через свою короткую жизнь.
Прототипы
Идея о написании повести не возникла у Карамзина сама по себе. Писатель много путешествовал по Европе и наблюдал изменения, происходившие в зарубежной литературе. Европейские литераторы одними из первых стали отдаляться от догматов классицизма, делая все больший акцент на душещипательной чувственности. Эти примеры сподвигли автора на написание повести, которая, как он считал, могла бы вызвать интерес и у российского читателя. Тем более, что интрига должна была базироваться на любви людей из двух совершенно противоположных сословий.
Таким образом, можно утверждать, что героями «Бедной Лизы» стали адаптированные под русскую действительность персонажи зарубежных произведений. Неизбитый сюжет, обилие сентиментальных моментов, не характерный для русской литературы «плохой» конец – все это послужило тому, что повесть Карамзина стала одним из самых читаемых произведений того времени.
Экранизации
В 1967 году появилось первое экранное воплощение повести Н.М. Карамзина. Режиссерами Натальей Бариновой и Давидом Ливневым был поставлен телеспектакль «Бедная Лиза», главные роли в котором исполнили известные актеры Анастасия Вознесенская и Андрей Мягков.
В 1978 году студия «Союзмультфильм» выпустила очередную экранизацию повести. Действие в мультфильме происходит без слов, под прекрасную музыку Алексея Рыбникова.
В 1998 году режиссер Слава Цукерман поставил фильм совместного производства СССР и США «Бедная Лиза». В роли Лизы снялась словацкая актриса Барбора Бобулова. Фильм пронизан атмосферой московских окраин, старины и наполнен сентиментальной грустью. Актриса отлично вписалась в образ бедной девушки Лизы, соблазненной и брошенной красавцем Эрастом.
Литература
- Сахаров В.И. Карамзин М.Н.: «И крестьянки любить умеют…»/В.И. Сахаров — М.: Русское слово, 1997.
- Лебедева О.Б. Эстетика и поэтика повествовательной прозы Н.М. Карамзина (1766 — 1826)/О.Б. Лебедева — М.: Просвещение, 1999.
- Лотман Ю.М. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина/Ю.М. Лотман — М:Русское слово, 1966.
- Конунова, Ф. З. Эволюция сентиментализма Карамзина/Ф.З. Конунова — Томск: томское книжное издательство, 1967.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.9k | Оценить:
Краткая характеристика
Лиза – это простая девушка, крестьянка, которая родилась и выросла в бедной семье. На момент повествования она живет в хижине с нездоровой матерью. Отец семнадцатилетней девушки умер, когда ей было всего пятнадцать. Это сильно подкосило здоровье матери Лизы, поэтому главной героине пришлось все домашнее хозяйство взять в свои руки. Девушка была очень трудолюбива, она была мастерицей на все руки. По весне Лиза продавала сорванные ею же цветы. Именно с помощью этого занятия произошла встреча главной героини с Эрастом.
При характеристике крестьянской девушки Н. М. Карамзин обращает внимание читателей на внешность героини. Лиза описывается как красивая девушка, именно ее красота «сделала впечатление в сердце» Эраста. Голубые глаза и белокурые волосы – вот чем гордится Лиза. Такой красотой обладает крестьянка!
Характер
Образ Лизы является воплощением нравственной красоты и чистоты. Повествователь несколько раз отмечает, что героиня имеет «прекрасную» душу. Девушка стеснительна, застенчива и робка, несколько наивна в своей простоте. Она честна с собой и с другими людьми. Не зря Лиза говорит о том, что никогда ничего не скрывала от матери, которая ее вырастила. На честность указывает и то, что девушка отказалась брать рубль, когда его пытался дать Эраст за цветы ценою 5 копеек. Это говорит о том, что Лиза бедна, но не готова присваивать себе лишнее. Гордость девушки не позволяет ей «брать подачки».
С каждым эпизодом Н. М. Карамзин все больше и больше раскрывает характер и душу главной героини.
«Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина»
Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств.
Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев -неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть — неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов.
В этом сочинении мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы.
В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.
В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».
Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си… нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») — читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку. Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же?
Лиза — крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких.
Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы — и закраснелась».
Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.
При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко. Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: „Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?“ И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню — молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».
Социальный подтекст, вложенный автором в невозможность союза между людьми разных слоев общества, был широко впоследствии разработан Пушкиным в «Барышне-крестьянке», но именно Карамзин первым использовал его в русской литературе.
Другим новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. В частности, женщина не обладала свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители. Легко представить, что при таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, вряд ли были частым делом. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности. Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов. В частности, Александра Николаевича Островского.
Но в «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. «Когда ты, -говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это «непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен».
Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле — любовью. Этот прием «испытания любовью» станет очень важным в творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Наиболее полное свое воплощение он найдет в романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо». В романе Гончарова «Обломов» главному герою также предстояло пройти испытание любовью.
Герой Карамзина, Эраст, предал и убил любовь. За это он будет наказан и после смерти Лизы. Он «до конца жизни своей» будет несчастлив: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». В конце повести мы узнаем, что Эраст умирает: рассказчик «познакомился с ним за год до его смерти».
Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте. «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»
Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» — остановила ее».
Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы — это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее… она бросилась в воду».
Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл — любовь. И Лиза погибает. Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения. В опустевшей хижине «воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; «Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!»». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика — «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» — открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.
Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.
Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке. Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».
Новаторство
Карамзин создал новый в русской литературе образ и поднял новую проблему – любовь простой крестьянской девушки. Чувства героини прекрасны, они чище любви светских красавиц. Фраза «И крестьянки любить умеют!» стала новым явлением в литературе. Лиза любит всем своим сердцем, всей душой, и ее социальное положение не мешает ей испытывать сильные и настоящие чувства. Она отдается отношениям с Эрастом с головой, для нее возлюбленный является всем миром. Чувства героини управляют разумом девушки, она не думает о том, что Лиза и Эраст не могут быть вместе лишь потому, что они принадлежат к разным сословиям. Девушка полностью доверяет Эрасту и верит в то, что их любовь будет длиться всю жизнь.
Наивность и чувствительность приводят героиню к трагичному финалу. Понимая, что Эраст предал и обманул ее, что она не сможет жить без своего возлюбленного, Лиза бросается в реку. Жизнь без любви для героини не имеет смысла.
Этот сюжетный элемент, как и сам образ Лизы, был новаторским в литературе. Поступок главной героини повести «Бедная Лиза» становится своеобразным протестом против общества, в котором любовь проигрывает богатству.
Название произведения заключает в себе оценку автора относительно Лизы. Она бедная в двух смыслах этого слова. Лиза – небогатая крестьянка, которую действительно жаль. Образ бедной крестьянки стал основой для создания других сильных женских образов в русской литературе.
Самоубийство Лизы не является проявлением слабости характера. Повествователь уверен, что героиня обязательно попадет в рай, потому что ее душа была чиста и невинна.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Лизы произведения «Бедная Лиза»», рассмотрит краткую характеристику, внутренний мир центрального персонажа повести Н. М. Карамзина, который новаторски подошел к раскрытию женского образа.
«Характеристика Лизы»
Лиза — молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то совершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных деревенских развлечений. Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкладывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьянки имеют чувствительную душу.
Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с таким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоянных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то изменилось в их отношениях, и её это тревожило.Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испытала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлительная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное нагромождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить измены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из иллюзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бороться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действительности.
Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько погружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враждебным и равносильным полному исчезновению личности.