(682 слова) Одной из самых знаменитых пьес Александра Николаевича Островского является произведение «Гроза». Автор вложил глубокий смысл в заглавие своей пьесы. Многие писатели в своих произведениях использовали образы природных стихий. Однако в пьесе Островского гроза выполняет определённую смысловую функцию. Образ грозы является не просто фоном, но и одним из главных действующих лиц произведения.
В четвёртом действии пьесы природной стихии автор уделяет особое значение. Кулигин замечает, что собирается дождь, и искренне восхищается силой природы. Кулигин выражает авторскую позицию в произведении. Ведь он — сторонник прогрессивности во всех сферах жизни. В отличие от других жителей города Калинова, Кулигин отличается своей образованностью и умом. Это единственный персонаж, который не боится грозы. Она не представляет для него никакой опасности:
«убивает не гроза!… убивает благодать!».
Кулигин, как образованный человек, считает, что громоотвод является самой полезной вещью для обитатей города Калинова. Однако с героем не соглашается Дикой. Это богатый купец и яркий представитель самодуров города Калинова. Ко всем он обращается жестоко, даже родственники убегают от его оскорблений.
Не зря слово «гроза» употребляется писателем в сцене прощания с Тихоном. Здесь под угрозой подразумеваются власть, боязнь, страх и долгожданное избавление от него. Ведь Тихон — слабый и беспомощный человек, которому надоели упрёки матери. Герой искренне любит свою супругу, однако ему не хватает сил и решимости, чтобы ее защитить от претензий Кабанихи. Тихон абсолютно не согласен с порядками своей матери, но идти против них он не видит смысла. Герою очень хочется побыть в одиночестве, и хотя бы ненадолго избавиться от зависимости и чувства страха. Гроза является воплощением этого избавления.
Гроза предстаёт в произведении роком, который нависает над каждым героем. Неудивительно, что перед своим отъездом Тихон произносит такие слова: «Грозы не будет две недели». Здесь под «грозой» персонаж понимает всю ужасающую атмосферу, присущую их семье. В особенности это касается поучений Кабанихи, которая хоть на две недели оставит его в покое.
По мнению самодура Дикова, гроза посылается людям в наказание. Богатый купец уверен, что люди должны бояться природной стихии. Однако его самого гроза не пугает.
В произведении Островский остро поднял тему греховного покаяния. Страх быть наказанным за свои грехи распространяется практически на каждого персонажа произведения, но в основном, конечно же, на Катерину. Героиня отличается от всех остальных жителей города Калинова. Это молодая интеллигентная девушка, получившая прекрасное воспитание от родителей. Для нее особенно важны такие понятия, как свобода мысли и свобода слова. С самого детства героиня отличалась невероятной храбростью и решительностью:
«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».
Катерина жила беспечно и беззаботно, но лишь до своего замужества. В браке героине пришлось столкнуться с грубостью, непониманием и оскорблениями. Она пыталась смирится с таким отношением к ней и полюбить Тихона, но у героини ничего не вышло. Ее свободолюбивая натура просто оказалась неспособной на это. Из-за безысходности героиня была вынуждена пойти на лицемерие и начать вести тайную жизнь. Однако и такой образ не выдержал её характер. Это в лишний раз доказывает, что Катерина отличается от всех героев пьесы своей прямотой, нравственной чистотой и свободой, а также честностью и совестью. Катерина очень боится грозы. Она считает, что гроза бывает неспроста. По ее мнению, она посылается людям в наказание за грехи.
Катерина ощущает себя великой грешницей, так как она предала супруга. Подобно природной стихии, в душе героини зарождается гроза. Катерине сложно сделать выбор: жить рядом с любимым Борисом, но во грехе и в атмосфере осуждения, или жить по законам «тёмного царства», завыв о своих чувствах. Героиня выбрала Бориса, но он не смог взять на себя ответственность за любимую женщину. Именно отношения Катерины и Бориса похожи на грозу. Они развиваются так же стихийно, как и природное явление. При этом и заканчиваются быстро, подобно стихии.
Таким образом, можно утверждать, что образ грозы в известном произведении Александра Николаевича Островского символизирует наказание и силу рока. Со смертью главной героини Катерины многие герои меняются, их терпение подходит к концу. Тихон решается на протест против матери. Кулигин во всем случившемся обвиняет жителей города Калинова. Варвара сбегает из дома с любимым. Смерть Катерины ознаменовала крушение жестоких законов «тёмного царства».
Автор: Виктория Комарова
Кулигин был общительным и располагающим человеком. Он легко находил разговор с любым собеседником. Борис отзывался о нем только хорошими словами. Тихон Кабанов относился к герою с доверием. Он всегда мог излить ему свои душевные переживания и получить дельный совет.
В тексте пьесы мы замечаем благородные намерения Кулигина. Он частенько раздумывал над благосостоянием окружающих людей и общества. Герой задумывает мысль о необходимости солнечных часов в городском парке. Он с терпеливостью и трудом пытается убедить Дикого в необходимости громоотвода. Но, богатый человек не мог оторвать от себя десять рублей для дела.
Именно этот герой первым высказывает свое недовольство в сторону «темного царства». Над телом Катерины он проговаривает свои мысли в слух о том, что теперь девушка совершенно свободна от насилия и гнета своей родни.
Кулигин смог выразить протест самодурам и лицемерам «темного царства». Среди всех героев пьесы, А.Н. Островский делает Кулигина хорошим человеком – рассудительным, мечтательным и деятельным. Он симпатичен читателю за свои слова и поступки. Кулигин – один из первых, кто после Катерины смог продолжить протест относительно «темного царства».
Пьеса “Гроза”, написанная Александром Николаевичем Островским, рассказывает о жизни в небольшом городке Калинове, в котором самодурство богатых помещиков не знает границ. “Темное царство”, олицетворяющее этих помещиков, не имеет над собой начальников, которые могли бы высказать им свое неодобрение. Каждый житель Калинова не согласен с этой несправедливостью, а некоторые решаются высказывать открыто то, что думают.
Первым с кем мы встречаемся в пьесе – Кулигин, простой мещанин, механик-самоучка и мечтатель. Внешность его нам не известна. Ему за пятьдесят лет, но он деятельный и инициативный.
С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он сидит на скамейке и любуется Волгой, от удовольствия даже поет. Когда к нему подходят Кудряш и Шапкин, Кулигин сразу же делится с ними своими эмоциями. “Восторг!” – говорит он, но они не понимают его радости, они “не видят” красоты пейзажа, потому – что погружены в житейские проблемы. Разговор сразу заходит о “темном царстве”. Кулигин же не поддерживает бессмысленной болтовни. Мы замечаем его реплики только “по – делу”, и когда это необходимо. “С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть”, – заявляет о ругательствах Дикого Кулигин. Такое отношение показывает ум и неординарность поведения Кулигина, для сравнения, Кудряш хвалится, что не дает себя обидеть: “Да не спускаю и я: он – слова, а я – десять.” Но когда, мимо проходит Дикой, Шапкин и Кудряш отходят в сторону, побоявшись, что он привяжется, Кулигин же остается сидеть на своем месте и только снимает шляпу.
В следующей сцене Кулигин разговаривает с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого. Кулигин интересуется, почему Борис живет в таком подчинении у дяди, что даже не смеет возразить ему на бессмысленные попреки, Борис отвечает, что трудно ему жить здесь, “я здесь лишний, точно мешаю”. Выслушав Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что ничего изменить не удастся и советует “угождать как-нибудь”. Кулигин умен, он четко представляет какие общественные устои царят в Калинове и объясняет это Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” Вместе с умением анализировать, в нем присутствуют мечтательность и поэтичность – Кулигин умеет писать стихи. Но от предложения Бориса написать жизнь в Калинове стихами отказывается: “Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят”. В этом проявляется его нерешительность: “Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается”. Если Катерина, главная героиня “Грозы”, в знак протеста идет на самоубийство, то Кулигин не хочет громких, решительных протестов.
Кулигин умеет находить общий язык с людьми. “Какой хороший человек!”, – говорит о нем Борис. Кулигин благородный мечтатель, он постоянно думает о благосостоянии общества – хочет изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. “А то руки есть, а работать нечего”.
“Механик, самоучка – механик”, – как сам себя называет Кулигин, хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого. Здесь Кулигин сталкивается с упорной тупостью Дикого, просто не желающего расставаться со своими деньгами. Добролюбов писал в своей статье “Темное царство”, о том, что “самодура легко “прекратить” силой рассудительно, просвещенного ума”. “Просвещенный человек не отступает, пытаясь внушить Дикому правильные понятия о пользе солнечных часов и спасительной силе громоотводов.” Но все бесполезно. Можно только удивляться терпеливости, почтительности и упорству с которыми Кулигин пытается достучаться до Дикого.
Кулигин тонко чувствует красоту природы: “из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое…”; и сожалеет, что люди в городе совсем не видят этого, пожалуй только главная героиня пьесы Катерина, также как он, любуется красотой окружающего мира. Бедные с утра до ночи работают, а богачи сидят дома за запертыми воротами и ругаются друг с другом. Только “молодые парни да девушки… у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками”. Также он пытается объяснить людям, что не надо бояться таких удивительных явлений природы как гроза, северное сияние, комета, ими следует восторгаться и удивляться. Но только он способен так оценивать эти природные явления, для всех остальных они являются божьим наказанием, знаком свыше, его рассуждения о науке никому не нужны и отторгаются. Грозы “всякий должен бояться”, – говорит Катерина.
К Кулигину тянутся люди. Тихон Кабанов с полным доверием рассказывает ему о своих переживаниях, о том, как тяжело ему живется в доме матери. Кулигин ясно понимает все проблемы Тихона, дает ему советы простить жену и жить своим умом. “Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди – лучше всякой”. Беда в том, что Тихон не может воспользоваться этим советом, ему не позволит маменька, да и в свои силы он не верит: “Нет, своего-то ума.”
В последней сцене пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым решается заявить Кабанихе: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!” После этих слов он убегает. Убегает потому, что ему до глубины души неприятно находиться рядом с этими людьми.
Островский дал своему герою фамилию, созвучную с фамилией русского механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина, который своими изобретениями и открытиями помогал развитию общества. Кулигин не является главным героем пьесы, но автор отвел ему очень важную роль. В лице Кулигина выражается еще один протест против “темного царства”. Катерина жертвует собой в знак протеста против тирании, а Кулигин готов только на возражения. Но это не просты слезы на тяжелую жизнь, а обдуманные предложения, внедрения которых сделало бы жизнь калиновцев лучше и красивее. Если смотреть по объему, то монологи Кулигина уступают только монологам главной героини. По ходу повествования он появляется во всех ключевых сценах драмы, своими рассуждениями четко объясняя сложность сложившихся ситуаций.
В “темном царстве” Кулигин предстает хорошим человеком, он читает стихи, поет, его суждения всегда точны и обстоятельны. Он добрый мечтатель, стремящейся сделать жизнь людей лучше, расширить их знания об окружающем мире. Часто кажется, что мудрые и рассудительные мысли, которые высказывает Кулигин, являются оценкой событий пьесы самим автором.
Образ Кулигина симпатичен мне тем, что он всегда знает к чему он стремиться. У него есть цель – сделать жизнь общества лучше, для этого он старается придумать всевозможные изобретения, перпетуум-мобиле, чтобы на полученные деньги предоставить жителям города работу. Только этот персонаж обладает какими-то стремлениями в жизни, все остальные просто живут, решая житейские проблемы или создавая их другим.
Думаю, что Островский в образе Кулигина хотел изобразить вариант решения проблемы в Калинове. Будь Кулигин не один в своих стремлениях или если бы был по – богаче, то тогда он мог бы реально изменить жизнь своего общества, но ему ничего этого не дано, и он обречен быть “изгоем” в Калинове.
В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. В противодействие самодурству выступают два образа – Катерины и Кулигина. Это сочинение посвящено второму.
Кулигин – это мещанин, механик-самоучка. В первом действие, в разговоре с Кудряшом, он предстает перед нами поэтичным ценителем природы, Кулигин восхищается Волгой, называет необыкновенный вид чудом. Мечтатель по натуре, он, тем не менее, понимает несправедливость строя, при котором все решает грубая власть силы и денег: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит он Борису Григорьевичу: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Сам Кулигин совсем не такой, он добродетельный и мечтает о благополучии народа: «Только бы мне, сударь, перпету-мобиль найти!.., я бы все деньги для общества и употребил…»
В следующий раз Борис встречает Кулигина в третьем действии на вечерней прогулке. Кулигин снова восхищается природой, воздухом, тишиной. В тоже время он расстраивается, что в городе сделали бульвар, а люди не гуляют, он говорит, что у всех давно ворота заперты и не от воров: «…а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» Кулигин вроде бы и возмущен всеми устоями «темного царства», но сразу после своей гневной речи он произносит: «Ну, да Бог с ними!» словно отступаясь от своих прежних слов. Протест его почти немой, и выражается только в возражениях, он не готов, подобно Катерине, к открытому вызову. На предложение Бориса писать стихи Кулигин тут же восклицает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так сударь за мою болтовню достается». Однако стоит отдать ему должное, за то, с каким упорством и в тоже время учтивостью он просит у Дикого деньги на материалы для солнечных часов на бульваре: «…для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Бог с вами, Савел Прокофьич! Никакой я грубости вам, сударь, я не делаю; Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».
К сожалению, Кулигин натыкается только на грубость и невежество со стороны Дикого. Тогда он пытается уговорить Савелия Прокофьича хотя бы на громовые отводы, так как грозы в их городе частое явление. Но не добившись никакого успеха, Кулигину ничего не остается, кроме как уйти, махнув рукой. мечтатель протест самодурство общество
Кулигин – человек науки, который с уважением относится к природе, тонко чувствует ее красоту. В четвертом действии он обращается к толпе с монологом, пытаясь в нем объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив надо ими восхищаться, любоваться: «Не гроза это, а благодать!.. любоваться бы надобно да дивиться премудрости…» Но люди и не желают его слушать, все они, согласно старым обычаям, продолжают верить, что всё это к беде, что это Божья кара.
Кулигин хорошо разбирается в людях, способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы – все эти качества он отлично проявил в разговоре с Тихоном: «Вы бы ей простили, да не поминали никогда…Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди – лучше всякой…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить… Врагам-то прощать надо, сударь!»
Именно Кулигин вытащил мертвую Катерину из воды и принес ее Кабановым: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!”. После этих слов Кулигин убегает, он переживает это горе по-своему и не в силах делить его с людьми, которые являются виновниками самоубийства бедной девушки.
Лично мне очень симпатичен образ Кулигина. Он – как некая белая ворона в городе Калинове, резко отличается от остальных жителей образом своих мыслей, рассуждениями, ценностями, стремлениями. Кулигин осознает несправедливость устоев «темного царства», пытается бороться с ними, мечтает улучшить жизнь простых людей. Он думает о социальном переустройстве города. И возможно, найди Кулигин хотя бы несколько единомышленников и материальную поддержку, ему бы удалось значительно изменить Калинов в лучшую сторону. Именно это нравится мне в Кулигине больше всего – его стремление к благополучию народа.
Пьеса «Гроза» — значительнейшее произведение А. Н. Островского. В ней он поднимает самые животрепещущие вопросы своего времени, выставляет на читательский суд колоритные характеры.
Список действующих лиц «Грозы» невелик. Это Кабановы и обитатели их дома: семейство Дикого Ваня Кудряш, Шапкин, Кулигин и несколько второстепенных персонажей.
Особое место среди героев занимает Кулигин. С ним читатель знакомится в самом начале пьесы. Образ Кулигина сразу притягивает читательское внимание.
Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, но он умеет чувствовать красоту, он поэтичен. Глядя на Волгу, герой с упоением восклицает: «Вид необыкновенный! Красота!», и то, что Волгу он созерцает каждый день в течение уже пятидесяти лет, не мешает ему наслаждаться ее красотами. Кудряш называет Кулигина антиком, то есть редкостным, необыкновенным человеком. Для города Калинова этот герой, действительно, явление исключительное. Он выгодно отличается от многих персонажей пьесы, которые ту же прелесть волжского пейзажа едва ли когда-нибудь оценят.
Большое значение для раскрытия характера Кулигина имеют его монологи. Гневно обрушивается Кулигин на калиновские порядки. Горечью наполнены его слова о пренебрежении к бедному люду, о жестоком обмане честных тружеников, о дрязгах между купцами, которые стремятся навредить конкуренту любыми средствами. Герой жестоко высмеивает ущербность внутреннего мира калиновских обитателей, выходящих на бульвар только с одной целью: «наряды показывать». Не щадит Кулигин и самодуров: «Они своих домашних едят поедом да семью тиранят». По убеждению героя, главная цель жизни калиновского самодура — «ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».
Есть у Кулигина поэтический талант. Для него несомненный авторитет — Ломоносов, вышедший из простого народа и трудом и старанием проложивший себе путь к великим открытиям. Кулигин начитан. Свои мысли он может облечь в стихотворную форму. Вот только смелости ему недостает. «Съедят, живого проглотят»,— говорит он.
Большой потенциал видит Кулигин в народе. Он ценит его мастеровитость и сожалеет о том, что у мещанства «руки есть, а работать нечего».
Герой ищет перпетуум-мобиле, только никому в Калинове его стремления не понятны, никто поддержать его не хочет. Кулигин страстно расписывает Дикому все выгоды, которые могут принести его задумки. Он пытается внушить тому, кто сдирает со своих работников последнюю копейку, необходимость пожертвования энной суммы «для общества». Герой не видит, что для Дикого это все «вздор», а сам Кулигин не больше чем червяк, которого можно помиловать, а можно раздавить. Кулигин верит в достижение своих целей, он надеется на чудо, на то, что в «темном царстве» все же найдется хоть одна «живая» душа.
Куда прозорливее Кулигина оказывается Борис, который в ответ на слова героя лишь вздыхает: «Жаль его разочаровывать-то!»
Напрасно герой пытается растолковать «темным» калиновцам и «благодать» грозы, и прелесть северного сияния, и красоту движущихся комет. Он цитирует им Ломоносова, мечет во все стороны драгоценный бисер, не осознавая, что все это впустую.
Тихону, сыну Кабановой, Кулигин говорит о том, что маменька его «больно крута», а Катерина «лучше всякой», и что в его возрасте пора «своим умом жить».
У Кулигина доброе сердце. Разочарованному Тихону он говорит, что врагов прощать надо, а найдя мертвую Катерину, бросает в лицо Кабановым слова об их немилосердии к ней.
По мнению Н. Добролюбова, все же нельзя было надеяться на кулигиных, верящих в просветительский путь переустройства жизни и пытающихся воздействовать на самодуров силой убеждения. Эти люди лишь логически понимали нелепость самодурства, но были бессильны в борьбе с ним.
А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.
В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных героев представителями разных слоев населения. Одним таким «представителем» является Кулигин — мещанин, механик-самоучка, который в социальном плане противостоит и Дикому, и Кабанихе, потому что не приемлет жестокие нравы Калинова и, по словам Добролюбова, Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» другую жизнь, с другими началами». Правда, Кулигин, в отличие от Катерины, смягчает отношения между «темным царством» и его жертвами. Он больше проповедует терпение и покорность. Так, например, когда Кудряш дает отпор Дикому, Кулигин возражает: «Лучше уж стерпеть», а на угрозы Дикого говорит: «Нечего делать, надо покориться!» А Дикой называет Кулигина «червяком». «татарином», «разбойником», он хочет отправить этого скромного изобретателя «к городничему» и хочет опровергнуть знания диким суеверием. Кулигин не боец, он защищает свое человеческое достоинство робко, наивно ссылаясь на авторитет Ломоносова и Державина. Так же наивно верит он в перпетум-мобиле, который поможет забитым людям облегчить свою участь. Кулигин радеет «для общей пользы», он переживает за беспочвенные страхи горожан, сам он лишен всяких суеверий. Его задевает темнота и невежество калиновцев, нравы этого города. Имеено Кулигин произносит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем гороже, жестокие!. В мещанстве сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите».
Кулигин — человек добрый и деликатный, он мечтает изменить жизнь калиновских бедняков, получив награду за открытие вечного двигателя, но все его технические идеи являются анахронизмом для XIX века. Солнечные часы, о которых он мечтает пришли из древности, перпетум-мобиле — средневековая идея, громоотвод — техническое открытие 18 века. Он часто выглядит смешным, чудаковатым. Для калиновцев Кулигин является чем-то вроде местного юродивого.
Кулигин очень чувствует природу, в этом смысле он тонкий человек. Его душа радуется необыкновенно красивым пейзажам, он готов слагать природе гимны. Он, например, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоновсова6 «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. Северное сияние загорится — любоваться бы надо да дивится премудрости: «С полночных стран встает заря»! а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к морю…»
Несмотря на слабый протест Кулигина против «Темного царства», смысл его реплик и монологов — идеологический комментарий происходящего, он все же является нравственным судьей Дикого, Кабанихи и всего того, что они собой олицетворяют. Недаром в последнем акте пьесы именно Кулигин выносит на берег Волги тело Катерины и произносит полные укоризны слова:
— Вот вам ваша Катерина. Душа ее теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
Кулигин является нравственным судьей «темного царства», возможно потому некоторые критики назвали «лучом света» именно его.
Пьеса «Гроза» стала вершиной творчества великого русского драматурга А. Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест.
С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он не является главным героем, но автор отводит ему очень важную роль. Этот механик-самоучка — реалист, но вместе с тем, он — мечтатель и романтик. Впервые мы видим его сидящим на скамейке на берегу Волги. Он от души восхищается красотой природы и поет. «Восторг! Чудеса, красота! Душа радуется!» — говорит Кулигин прогуливающимся Кудряшу и Шапкину. Но они не разделяют его радости и погружены в житейские проблемы.
В «темном царстве» Калинова Кулигин предстает хорошим человеком. Его возмущают устои и нравы города, он не согласен с царящей несправедливостью. Кулигин так говорит об этом, обращаясь к Борису: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот старается бедного закабалить. Торговлю друг у друга подрывают… Враждуют друг на друга…» Но на предложение Бориса открыто обличить калиновские нравы, Кулигин отвечает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят». В этом проявляется его нерешительность: «Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается». Громкого и решительного протеста он избегает, а может быть, даже боится. Понимая, что ничего изменить не удастся, Кулигин советует «угождать как-нибудь».
С другой стороны Кулигин — благородный мечтатель и романтик. Он тонко чувствует красоту природы, читает стихи, поет, стремится сделать жизнь людей лучше, расширить их кругозор. Кулигин мечтает изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. «А то руки есть, а работать нечего».
Он хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого, но встречает полное непонимание. Не покидают Кулигина заботы о безопасности города: «У нас грозы частые, а мы не заведем громовых отводов!». На что Дикой ему отвечает:”Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами обороняться…”. Только у одного Кулигина мы видим ясные цели в жизни, но, к сожалению, изменить жизнь в городе он может.
В финале пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым говорит Кабанихе: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!» После этих слов он уходит потому, что не может больше находиться рядом с этими людьми.
(229 слов) Кулигин – человек лет пятидесяти, представитель мещанства. Он не участвует непосредственно в главном конфликте, но играет важную роль в произведении.
Так, в Кулигине воплощаются лучшие черты, присущие его сословию. Несмотря на своё происхождение, он образованный: сам выучился мастерству механика (не случайно его фамилия созвучна с фамилией знаменитого Кулибина), понимает устройство мира (например, что молния – это электрический разряд, а не «кара Божья»), умеет даже сочинять стихи на старинный манер – в общем, умом превосходит многих жителей Калинова, в том числе самых влиятельных, вроде Дикого или Кабанихи.
Вдобавок, Кулигин наделён чуткой душой: он не устаёт любоваться красотами родного края, а также добр к окружающим его людям. Однако в то же время он замечает и всё зло, которое творится в Калинове, и трагическую отсталость общества, и ужасающее положение бедняков, и пороки богачей… Причём не только замечает, но и пытается, в меру сил, повлиять на ситуацию – даёт советы молодым, как поступить; уговаривает народ не бояться молний; просит у Дикого средства для сооружения часов на площади и громоотводов. Увы, в одиночку ему тяжело что-то сделать, а те немногие, кто разделяет его мысли, слишком боятся гнева консервативных и могущественных старожилов.
Пьеса «Гроза» стала вершиной творчества великого русского драматурга А.Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест.
С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он не является главным героем, но автор отводит ему очень важную роль. Этот механик-самоучка – реалист, но вместе с тем, он – мечтатель и романтик. Впервые мы видим его сидящим на скамейке на берегу Волги. Он от души восхищается красотой природы и поет. “Восторг! Чудеса, красота! Душа радуется!” – говорит Кулигин прогуливающимся Кудряшу и Шапкину. Но они не разделяют его радости и погружены в житейские проблемы.
В “темном царстве” Калинова Кулигин предстает хорошим человеком. Его возмущают устои и нравы города, он не согласен с царящей несправедливостью. Кулигин так говорит об этом, обращаясь к Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот старается бедного закабалить. Торговлю друг у друга подрывают… Враждуют друг на друга…” Но на предложение Бориса открыто обличить калиновские нравы, Кулигин отвечает: “Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят”. В этом проявляется его нерешительность: “Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается”. Громкого и решительного протеста он избегает, а может быть, даже боится. Понимая, что ничего изменить не удастся, Кулигин советует “угождать как-нибудь”.
С другой стороны Кулигин – благородный мечтатель и романтик. Он тонко чувствует красоту природы, читает стихи, поет, стремится сделать жизнь людей лучше, расширить их кругозор. Кулигин мечтает изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. “А то руки есть, а работать нечего”.
Он хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого, но встречает полное непонимание. Не покидают Кулигина заботы о безопасности города: «У нас грозы частые, а мы не заведем громовых отводов!». На что Дикой ему отвечает:«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами обороняться…». Только у одного Кулигина мы видим ясные цели в жизни, но, к сожалению, изменить жизнь в городе он может.
В финале пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым говорит Кабанихе: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!” После этих слов он уходит потому, что не может больше находиться рядом с этими людьми.
Пьеса «Гроза» стала вершиной творчества великого русского драматурга А.Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест.
С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он не является главным героем, но автор отводит ему очень важную роль. Этот механик-самоучка – реалист, но вместе с тем, он – мечтатель и романтик. Впервые мы видим его сидящим на скамейке на берегу Волги. Он от души восхищается красотой природы и поет. “Восторг! Чудеса, красота! Душа радуется!” – говорит Кулигин прогуливающимся Кудряшу и Шапкину. Но они не разделяют его радости и погружены в житейские проблемы.
В “темном царстве” Калинова Кулигин предстает хорошим человеком. Его возмущают устои и нравы города, он не согласен с царящей несправедливостью. Кулигин так говорит об этом, обращаясь к Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот старается бедного закабалить. Торговлю друг у друга подрывают… Враждуют друг на друга…” Но на предложение Бориса открыто обличить калиновские нравы, Кулигин отвечает: “Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят”. В этом проявляется его нерешительность: “Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается”. Громкого и решительного протеста он избегает, а может быть, даже боится. Понимая, что ничего изменить не удастся, Кулигин советует “угождать как-нибудь”.
С другой стороны Кулигин – благородный мечтатель и романтик. Он тонко чувствует красоту природы, читает стихи, поет, стремится сделать жизнь людей лучше, расширить их кругозор. Кулигин мечтает изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. “А то руки есть, а работать нечего”.
Он хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого, но встречает полное непонимание. Не покидают Кулигина заботы о безопасности города: «У нас грозы частые, а мы не заведем громовых отводов!». На что Дикой ему отвечает:«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами обороняться…». Только у одного Кулигина мы видим ясные цели в жизни, но, к сожалению, изменить жизнь в городе он может.
В финале пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым говорит Кабанихе: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!” После этих слов он уходит потому, что не может больше находиться рядом с этими людьми.
Сочинение на тему «Образ Калинова в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)» поможет читателям Литероведа взглянуть на провинциальный городок, описанный в известном произведении А. Островского, свежим взглядом.
Выдающийся русский драматург А.Н. Островский посвятил всю свою жизнь русскому театру и литературе. Он написал немало произведений, которые не только прославили имя автора, но и доказали всему миру, что русский театр существует. Интерес к творчеству А.Н. Островского остается огромным и в настоящее время. Драма «Гроза» — одно из самых известных произведений драматурга.
Автор охотно приглашает читателей в провинциальный город Калинов, который невозможно найти ни на одной географической карте. Образ этого города срисован драматургом с множества других провинциальных городков, которые пришлось повидать автору во время поездок по всей России. Калинов расположен на берегу Волги. Виды города прекрасны и могут впечатлить любого человека: бескрайние волжские просторы, многоводная река, которую в народе ласково называют матушкой; свежий воздух. В Калинове есть бульвар, построенный специально для прогулок в праздничные или будние дни. Здесь можно посидеть на лавочке, поразмышлять, глядя на Волгу, полюбоваться красотой природы или просто отдохнуть. Кулигин, механик-самоучка и один из жителей Калинова, признается, что любуется всей этой красотой, разлитой в природе, в течение пятидесяти лет, но никак не может наглядеться, так как каждый день появляется вокруг что-то особенное, что завораживает его, вдохновляет на творчество. Хотелось бы ему рассказать обо всем этом в стихах, выразить в поэтических строчках свои мысли и чувства, однако он боится, что его высмеют, так как в городе никто не интересуется ни искусством, ни литературой. В Калинове можно увидеть и старинные постройки с узкими галереями и арками. Однако Кулигин сетует, что не много находится людей, желающих пройтись по городскому бульвару и насладиться красотой. Люди больше предпочитают сидеть дома, а если и выходят, то только ненадолго.
Однако любой город – это не только прекрасные или безобразные пейзажи, но и его жители. Калинов населяют в основном купцы и мещане. В большинстве своем это люди темные, необразованные, не приемлющие никаких прогрессивных идей. На просьбу Кулигина поставить на бульваре часы и громоотвод, от которых будет большая польза жителям, Дикой, один из представителей купечества, кричит на механика, обзывает его мошенником, плутом, пытается разубедить Кулигина в том, что гроза – никакое не «елестричество», а Божья кара, посланная грешникам за их деяния.
Калинов привлекает странниц и богомолок, которых привечают в купеческих домах. Эти «благочестивые» люди рассказывают всякие нелепицы, в которые охотно верят жители города. Странницы утверждают, что есть земли, которые населяют люди с песьими головами, что гроза – это не простое явление природы, а наказание, посылаемое Богом за грехи, поэтому многим жителям города гроза внушает страх. Кроме этого, калиновцы верят, что Литва упала с неба в таком виде, в каком она есть. Странницы называют город «райским местом», землей обетованной, за пределами которой все погрязло в грехе.
В городе царят жестокие нравы, о чем с горечью говорит Кулигин. Здесь процветают грубость и бедность. Те, кто имеет власть, наслаждаются своим положением, забыв о правде и справедливости, о законах и порядках. Богатые стремятся обмануть бедных, нажиться за счет них, увеличить свое состояние. Простых трудяг жестоко обманывают, не доплачивая честно заработанное, оскорбляют их, обзывая всякими словами. Из денег, которые не доходят тем людям, кто их заработал тяжелым трудом, у богатых накапливаются целые состояния. Ради обогащения не только творятся несправедливости по отношению к простым работягам, но и затеваются тяжбы между самими купцами, строятся козни, подрывается торговля путем подкупа чиновников. Культ денег, желание обогатиться затмевают, кажется, все другие чувства, поэтому человек перестает реагировать на красоту природы, видеть ее, перестает заботиться о своем духовном мире. За закрытыми ставнями и высокими заборами, как говорит Кулигин, творятся разные бесчинства.
Вдовая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова поедом ест своих домочадцев, не считаясь с их мнениями и чувствами, строит жизнь семьи по Домострою. Она чувствует себя хозяйкой в доме. Не стесняясь, Кабаниха вмешивается в семейную жизнь сына и невестки, внушает им мысль о подчинении старшим, об уважении и почитании, боясь потерять власть над молодыми. Своей невестке она навязывает мысль о том, что жена должна бояться мужа, а не любить его.
Купец Дикой на чем свет стоит ругает не только всю свою семью, но и любого, кто в минуты гнева попадется ему на глаза. Зная его крутой нрав, и домочадцы, и другие жители города стараются спрятаться от него, не попадаться ему на глаза или вовсе обойти его. В своем гневе Савел Прокофьевич не знает никаких границ.
А.Н. Островский показал город, который привлекает удивительной красотой, прелестью, буйством красок и звуков. Однако этот же город отталкивает своими внутренними законами и порядками. Калинов похож на «темное царство», поэтому у любого человека, кто волей судьбы окажется в городе, возникает острое желание поскорее вырваться на волю, испытать сладость свободы. Здесь любая новая мысль губится на корню, не существует таких понятий, как взаимопомощь, взаимовыручка. Здесь каждый сам за себя. Выжить в такой атмосфере может только тот, кто живет не по законам совести и нравственности, кто умеет приспосабливаться, хитрить, лгать. Таким же, как Катерина, в атмосфере «темного царства» живется очень тяжело. Героиня задыхается в душной обстановке, не умея жить не в ладу с совестью. Она хочет любить и быть любимой, но вместо этого ей внушают мысли, совершенно для нее чуждые.
Таким образом, город Калинов – типичный провинциальный город, которых немало на просторах России. В его образе А.Н. Островский, знающий все стороны русской жизни и умеющий изобразить их ярко и выразительно, собрал все пороки, характерные для таких городков: это место застоя, деградации и географической замкнутости.
Сочинение Кулигин в пьесе Гроза Островского (образ и характеристика)
Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин. По своей натуре он мечтатель и смог даже освоить профессию механика. Правда не сильно углубляясь в детали. Говорить что-либо про его внешность не получиться. Автор полностью скрывает даже черты лица или общий образ этого человека.
Хоть находится он в возрасте, проявление инициативы от него явление частое. Деятельность в основном направляет на благо общества, но это мало кто ценит. В начале пьесы он сидя на скамейке смотрит на реку Волга. Когда к нему подходят Шапкин с Кудряшом первые слова, вылетевшие из него, были: «Восторг». Он очень любит природу и находит в ней успокоение. Житейские проблемы, касающиеся этих двоих, беспокоят и его, но он умеет отвлекаться и отдыхать.
Когда начинается крайне бессмысленный разговор, поддерживать он его не собирается. Тем более, что тема «Темного Царства» крайне неинтересна. А когда он еще негативно отзывается о ругательствах, можно сказать несколько основных вещей. А именно:
- Кулигин человек образованный, воспитанный.
- Он имеет очень острый ум. Это подтверждается по ходу пьесы неоднократно.
- Но больше всего он не любит несправедливости, а свободу ценит превыше всего. Это утверждение можно сделать на основе разговора с Борисом Григорьевичем. Тот, являясь родственником Дикого, постоянно подчиняется ему и старается угодить во всем.
Персонаж отлично понимает время и государственные устои. Город Калинов не является островком или Оазисом для чего-либо. А умение проводить анализ позволяет оценить полностью обстановку и не давать управлять собой. Но, возраст тоже берет свою и Кулигин не хочет менять свою жизнь. Тем более, что возраст уже не позволительный!
Умение находить общий язык не в угоду личным интересам позволяет разговаривать абсолютно со всеми и на разные темы. Причем иногда даже с властью он может позволить себе вольности, но делает это очень аккуратно! А его мудрость является для многих тем самым камнем преткновения, который так ищут многие. Вообще человек он честный и даже надежный. Но поскольку это никому уже не нужно и не цениться, Кулигин выпадает из общества автоматически.
2 вариант
Кулигин — один из второстепенных героев пьесы Островского «Гроза». Он живет в городе Калинов уже пятьдесят лет. Он принадлежит к мещанству.
Кулигин — техник-самоучка. Он любит создавать новые механизмы, которые могут принести пользу обществу и его городу. В его голове создано много планов по улучшению жизни калиновцев. Например, он мечтает создать громоотвод и установить солнечные часы.
Кулигин очень добрый, отзывчивый и справедливый человек. Есть в его душе некая возвышенность и романтичность. Это находит отражение в его поступках и поведении. Он мечтает создать вечный двигатель, который является неосуществимой задумкой из-за законов физики. Он — мечтатель. Это и выделяет его от других жителей Калинова, которые являются злыми, завистливыми, подлыми, жестокими людьми. В городе царят лицемерие и ханжество. Однако, Кулигин не поддерживает городские тенденции и ярко выделяется на фоне всех жителей.
Все остальное население относится к Кулигину снисходительно. Они считают его эдаким городским сумасшедшим из-за отличия его от остальных жителей.
Кулигин отличается также и страстностью своей натуры. Под этой страстностью воспринимается всецелое увлечение какой-либо идее, цели, задаче. В случае Кулигина — это желание помогать людям, быть полезным, прожить свою жизнь не зря. Он хочет сделать что-то очень важное, значимое, что будет реально нужно потомкам.
Позиция Кулигина не находит поддержки среди местных жителей. Однако, они и не ополчаются против него, не выживают. С чем это связано? Все просто! Кулигин сохраняет в себе толерантность, чуткость, учтивость, тактичность. Он ведет себя мудро, поэтому понимает, что не может судить всех по себе. Люди разные. Каждый со своими целями и желаниями, слабостями и силами. По этой причине люди не могут быть одинаковыми, поэтому Кулигин не навязывает свою точку зрения, не считает ее самой главной и важной, дает возможность сосуществования нескольких разных точек зрений.
Кулигин, несмотря на то, что является второстепенным персонажем, заключает в себе огромный смысл и авторский посыл. Он, единственный, является белым пятном в этом темном городе. Кулигин стремится сделать город лучше, чище, светлее, удобнее. Техник делает всё для улучшения условий жизни, для общества. При этом, он считает это самим разумеющимся, поэтому не навязывает свою точку зрения и ведет себя тактично.
Образ и характеристика Кулигина
Одним из многочисленных второстепенных персонажей произведения является Кулигин, представленный писателем в образе местного жителя провинциального российского городка Калиново.
Герой описывается в пьесе в качестве мужчины пятидесяти лет, имеющего мещанского происхождения, работающего простым механиком и часовщиком-самоучкой.
Отличительными особенностями Кулигина драматург изображает его высокую эрудированность, любовь к чтению, восхищение известными учеными, особенно Ломоносовым, дословное знание цитат известных людей.
Давая характеристику Кулигину, автор подчеркивает его романтичную, мечтательную натуру, а также трепетное отношение к окружающей природе, вызывающей в душе героя трепетное благоговение своей очаровательной неповторимостью и прелестью, тем самым подчеркивая собственную поэтическую душу и внутреннюю красоту неисправимого мечтателя.
Кулигин является честным человеком, не признающим лжи и предпочитающим излагать собственное мнение о людях и их поступках исключительно правдиво и прямо в глаза. Кроме того, Кулигину свойственна и человеческая смелость, поскольку в отличие от других людей не страшится ни природных явлений, ни иных людских поступков. При этом Кулигин отличается излишней разговорчивостью, которую и сам признает излишней болтовней, но не может отказаться от удовольствия лишний раз поболтать с встретившимися горожанами.
Жители города характеризуют Кулигина как доброго, хорошего, скромного человека, не позволяющего высказываться в адрес окружающих людей плохими словами и выражениями.
Ключевой характерной чертой героя является его искреннее желание стать полезным для родного города, улучшив жизнь калиновцев путем осуществления новаторских идей в виде установки солнечных часов, громоотвода, а также мечты о создании вечного двигателя. При этом Кулигин не стремится к собственному обогащению, выражая стремление трудиться на общую пользу без вознаграждения, честно исполняя свое земное предназначение в форме служения людям. Однако со стороны городского общества изобретатель не находит понимания и поддержки, поскольку местные жители не нуждаются в усовершенствовании своей размеренной жизни путем внедрения странных научных идей, непонятных им.
В образе Кулигина писатель представляет благородного представителя провинциальной интеллигенции, мечтающего внести собственную лепту в общественные улучшения, понимающего необходимость назревших перемен в темном царстве, но не имеющего среди окружения единомышленников и неспособного в одиночку противостоять старому миру.
Сочинение 4
Одним из второстепенных персонажей пьесы А.Н. Островского Гроза является Кулигин, механик-самоучка. Его фамилия созвучна с фамилией известного механика-изобретателя Кулибина, который был талантливым человеком: помимо своих изобретений он писал стихи. Кулигин тоже пишет стихи.
В начале пьесы мы видим Кулигина, любующегося видом Волги. Он восхищается красотой природы и напевает песню. В разговоре с Кудряшом он признается, что уже пятьдесят лет каждый день любуется этим пейзажем и все не может наглядеться. Кулигин – поэтичная и мечтательная натура, восторженно относится к природе. Но он одинок в этом городе с таким отношением к природе. Дикие и Кабановы равнодушны к прекрасному. В этом городе бедных и богатых все решает власть денег
Кулигин мечтает об изобретении вечного двигателя. При этом он думает о благоустройстве родного города, а не о личной выгоде. За вечный двигатель он получил бы миллион и употребил бы на нужды жителей города. Кулигин заботится о безопасности и пытается поставить в городе громоотвод. В городском парке хочет сделать солнечные часы. Но простые люди невежественны и не понимают Кулигина, а богатые не воспринимают и считают его «разбойником», да им и жаль расстаться со своими деньгами. Он просит денег у Дикого, но получает отказ.
Ученый-самоучка как будто застрял в прошлом. В поэзии он предпочитает «старинных поэтов» Ломоносова и Державина, сам пишет стихи, подражая им, будто не было еще ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Грибоедова… Его язык старомоден, в нем чувствуется влияние книжных, старославянских оборотов. Вечный двигатель изобрести невозможно (это уже было доказано), громоотвод давно изобретен. Идеи Кулигина утопичны. А в городе Калинове его идеи кажутся новшествами. Им нет места в патриархальном мире, что представляет собой Калинов.
В своих монологах Кулигин дает меткие характеристики другим героям пьесы, высказывает смелые мысли о жестоких нравах, царящих в городе, выступает в защиту бедняков, но он не вступает с ними в борьбу, действует больше обличениями. Он, к сожалению, не может изменить жизнь в городе, потому что сила не на его стороне. По складу своего характера Кулигин не борец, а прекраснодушный мечтатель.
Кулигин в пьесе противопоставлен автором жителям Калинова. Он разоблачает жестокие нравы, царящие в городе, и является носителем авторской позиции в отношении социальных и общественных проблем того времени.
5 вариант
Произведение Островского «Гроза» рассказывает историю жизни богатых помещиков, которые переходят все границы. Таких людей здесь прозвали общество «темного царства». Жители небольшого городка Калиново не одобряют всю происходящую ситуацию и всячески пытаются все изменить, но мало у кого выходит с этим бороться.
В самом начале рассказа автор знакомит нас с Кулигиным. Он не главный герой, но о нем мы часто будем слышать. Парень очень любит романтику и мечтать, сам обучается механике. Первый раз автор нам описывает героя, сидящего возле реки Волга. И он восторгается природой. Какая она красивая! Какой пейзаж и краски! И своим друзьям делится радостью, но они совсем не понимают, от чего такая радость, ведь вокруг так много проблем. Кудряш и Шапкин заняты совсем другими делами и им обоим совсем не до радости.
Во всей этой темной атмосфере города автор описал Кулигина, как хорошего человека. Но ему не нравится то, что происходит внутри города и самое главное, что не молчит, а говорит все это в открытую.
Но с другой стороны писатель пытается раскрыть его как романтика и мечтателя. Он красиво описывает природу, умеет захватывающее читать стихи, он мастер своего дела. В его мечтах создать что-то невероятное и дорогое. Получить за это вознаграждение. А после дать работу всем нуждающимся. Но это только мечты и в реальности парень ничем не может помочь обществу.
В его голове давно есть план, в котором он решает построить солнечные часы в местном парке. Но для этого ему нужно не меньше десяти рублей. Он решает попросить эти деньги у Дикого, но и здесь все пошло не так как он думал. Только Кулигин думает о благосостоянии города. В его голове достаточно много идей, которые пригодились бы всему городу. Но к сожалению никто помогать ему не хочет. Да и идеи его считают ненормальными.
Кулигин смог высказать все, что думает всем плохим участникам из «темного царства». В этом рассказе писатель сделал Кулигина добрым, мечтательным и романтичным. Этот герой с первых страниц нравится нам, потому что он отвечает за свои слова и то что он делает после них. Он также смог продолжить протест против «темного царства » после смерти Катерины.
Также читают:
Картинка к сочинению Кулигин в пьесе Гроза
Популярные сегодня темы
А.С. Грибоедов по своей сути был дипломат, наверное, поэтому он не излагал свои мысли прямо, а всегда искал обходные пути. Наверное поэтому у него получилось свои мысли изложить в легком жанре, в результате чего комедия легкодоступна
С каждым днем появляется все больше и больше новых профессий. На данный момент зарабатывать достойные деньги может даже человек, не закончивший школу, ведь в век информационных технологий
Берг – офицер, служащий в штабе, выведен в романе, как олицетворение практичности и расчетливости, доведенной до предела.
Хорь – человек полностью противоположный по характеру и мировоззрению Калинычу. Хорь привык полагаться на догматы ума и рассудительности
Я считаю, что забвению не подлежат память и воспоминания. Это то, что будет с нами на протяжении всей жизни.
Сочинение по монологу Кулигина («Гроза»)
Одной из самых знаменитых пьес Александра Николаевича Островского, русского драматурга, является народная социально-бытовая трагедия “Гроза”. В ней автор обличает нравы, отрицательные человеческие стороны людей провинциального российского городка. Но в чем же выражается та самая плохая сторона? В чем заключаются жестокие нравы этого города?
Обратимся к произведению Александра Островского и дадим ответы на поставленные вопросы. В первом действии пьесы, явлении третьем нам встречается монолог Кулигина, одного из обитателей Калинова.
Кулигин и другие персонажи пьесы
Он простой и добрый человек, готовый трудиться на благо общества. Именно он от лица обычного народа раскрывает все проблемы жизни людей российской глубинки. Вокруг царит неравенство и неуважение, а власть принадлежит богатым.
Несомненно, к ним можно отнести Дикого, зажиточного купца, который представляет собой скандального и злого человека, и Марфу Кабанову, богатую и состоятельную вдову, весьма лицемерную и жестокую женщину.
Грозная Кабаниха цепляется в любой ситуации за моральные устои, однако на каждому шагу противоречит им. Савел Дикой по своей сущности своевольный и чудовищно грубый. Он утратил всякие нравственные устои, поэтому ведёт себя как, захочет. Дикой олицетворяет самодурство и жадность.
На этих двух персонажах держится весь город, поэтому жизнь каждого обитателя наполнена несчастьем и страданиями. Лишь немногие могут противостоять деспотам, что правят, распространяя вокруг злобу и невежество.
К ним нужно отнести Варвару, Кудряша и Тихона, в них есть то, что помогает справиться с “тёмной силой”. Варвара обладает волей и смелостью, Кудряш дает отпор своим озорством и разудалостью, а Тихон на самом деле добрый и проницательный человек, только прячет его в глубине своей души.
На основе приведённой выше характеристики Марфы Кабановой и Савела Дикого, героев драмы “Гроза”, которые определённо являются отрицательными действующими лицами, можно сделать вывод, что именно они обладают жестокими нравами. “Столпы” Калинова сеют грубость, угнетая остальных.
Кулигин – второстепенный персонаж пьесы Островского «Гроза». Он мастер-самоучка, порядочный человек, хоть и небогатый. Он мечтает изобрести вечный двигатель.
Пока же предлагает установить в городе солнечные часы и громоотводы. Он заботится об общественном благе, живет для людей. Кулигин не одобряет нравов, царящих в Калинове, но не пытается с ними бороться.
Монолог Кулигина «Жестокие нравы» – сочинение
Монолог Кулигина рассказывает о том, как обстоят дела в городе Калинове. Герой говорит, что город населён мещанами, да чиновниками и одни живут за счёт других. Кулигин сам будучи мещанином понимает, что богачи зарабатывают на бедных, на их труде и ничего изменить нельзя, такова жизнь.
Кулигин обеспокоен тем, что простым работягам постоянно не доплачивают, но его собеседник Дикой не видит необходимости обсуждать такие пустяки, так как он считает это нормальным. Купцы обманывают представителей низшего сословия ради собственной выгоды.
Кулигин говорит о том, что они даже между собой не ладят, каждый старается насолить другому, все завидуют тому, у кого лучше идёт торговля. Так же Кулигин говорит о продажности чиновников, о том, что они за определённую плату могут любую бумажку написать на любого человека. За это купцы денег не жалеют.
Так и протекает жизнь в городе по словам Кулигина, в нём царит продажный мир купечества, в котором каждый старается навредить другому ради собственной выгоды. Жителями движет зависть и корысть, желание заработать больше конкурентов. Таких понятий как совесть и честь в купеческом мире просто не существует.
Текст монолога Кулигина
Текст этого монолога (“Жестокие нравы, сударь…”) можно найти в пьесе “Гроза” в 1‑ом действии 3‑ем явлении.
Кулигин.
“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.
Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!
Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти.
Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям.
Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить…”
Это был текст монолога Кулигина из пьесы “Гроза” Островского (“Жестокие нравы, сударь…”) из 1‑ого действия 3‑его явления.
Роль Кулигина в пьесе “Гроза” – сочинение о значении образа
Кулигин – второстепенный герой пьесы А. Островского, он, как и Катерина, не понимает и не хочет принимать нравы города, старается противостоять злобе, жадности и лицемерию общества. Так какова же роль Кулигина в пьесе «Гроза»?
Характеристика Кулигина
Кулигин – человек 50-и лет, весьма умный мужчина, который свою жизнь посвятил изучению разных механизмов. Он проживает в Калинове и является там одним из самых начитанных людей.
Несмотря на то, что сам герой считает себя «маленьким человеком», ему присуща смелость и умение отвечать за свои поступки. он обладает широтой души, всегда хорошо относится к окружающим, пытается понять их проблемы.
Этот герой является представителем прогрессивных взглядов. Он постоянно что-то изобретает и мечтает создать вечный двигатель, ведь за его изобретение можно получить целый миллион от англичан. В своих мечтах Кулигин собирается потратить эти деньги не на себя, а на благо родного города. Этот факт еще раз подтверждает, что он человек щедрый и преданный своему делу.
Интересен также тот факт, что Островский дает ему фамилию Кулигин, которая является созвучной фамилии Кулибин, а Кулибин, как известно, это великий изобретатель.
Роль образа Кулигина
Кулигин не является главным героем пьесы, однако его роль является очень важной. Это первый герой, с которым знакомится читатель в самом начале произведения. Он противопоставляется остальным жителям города, ведь в отличие от них, неспособных видеть ничего кроме своих мелких проблем, он старается думать не только о себе, но и о судьбах других людей.
По своим взглядам Кулигин очень близок к Катерине, он также, как и она не согласен с положением людей в городе, с атмосферой обмана и лицемерия, которая царит здесь. С одной стороны он очень дипломатичен и сам признает, что за его болтливость ему часто достается, с другой – он не боится высмеивать порядок, заведенный в доме Кабанихи.
Этот герой всегда присутствует в ключевых моментах пьесы. В его уста Островский вкладывает свои мысли по поводу происходящих событий. Именно Кулигин вытаскивает из омута Катерину, которая совершила самоубийство, он несет ее по городу в сопровождении местных жителей, которые в конце пьесы встали на его сторону. именно ему принадлежат слова в конце произведения, адресованные Кабанихе о том, что Катерина теперь предстала перед судом того, кто намного милосерднее.
Кулигина можно сравнить с Катериной, только в отличие от нее он не способен на такой яркий протест, как она. Катерина, не выдержав давления окружающих и поняв бессмысленность своего существования, бросается в омут, Кулигин же продолжает жить в Калинове, и становится нравственным судьей для многих жителей города.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Значение Кулигина в пьесе «Гроза». Образ этого героя является нравственным мерилом в произведении. Он один из немногих, кто пытается противостоять обществу и защитить Катерину. Кулигин – добрый и честный человек, который, в отличие от главной героини, не способен на такой яркий протест , как она.
Постоянным читателям и посетителям Литероведа предлагаем сочинение на тему «Образ грозы в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)», в котором расскажем о том, какую роль играет гроза в системе персонажей и сюжете произведения.
«Гроза» — одна из самых известных пьес русского драматурга А.Н. Островского. В ней автор изображает мир купечества в один из переломных моментов, когда начали рушиться старые домостроевские устои, так свято охраняемые такими купцами, как Дикой и Кабаниха.
С первых сцен пьесы герои говорят о грозе, однако упоминают о ней не только как о явлении природы. Гроза выступает как образ-символ, самостоятельное действующее лицо драмы. В жизни каждого из персонажей эта стихия играет свою роль, у героев свое отношение к этому образу. Впервые упоминание о грозе появляется в первом действии пьесы, а к четвертому она набирает силу. В Калинове все живут ее ожиданием: о грозе говорят, ее боятся, от нее пытаются спрятаться, и только механик-самоучка Кулигин не может сдержать восторг от этой природной стихии, от ее мощи и красоты. Он недоумевает, как можно страшиться такого прекрасного явления природы, как можно не восхищаться его силой и мощью. Он называет грозу благодатью, которой радуется вся природа: каждая травинка, каждый кустик и цветочек. Кулигин говорит, что люди наделали себе пугал из всего, в каждом явлении природы видят какой-то плохой знак.
Многими горожанами гроза воспринимается как напоминание о грехах, порочной жизни. Дикой убеждает, что она посылается в наказание и спастись от нее, как предлагает Кулигин, громоотводом, «шестами да рожнами» не получится. Купец знает, что он грешит, но остановиться и покаяться в перед собой, людьми и Богом не может.
С опаской ждет грозы и Катерина Кабанова. Однако она воспринимает это явление природы не как наказание за грехи, героиню пугает сила и неуправляемая энергия стихии, которая противоречит тихому и спокойному нраву героини. Молодая женщина не боится, что гроза ее убьет, ее страшит, что она может умереть с грехами и лукавыми мыслями.
Кроме всего выше сказанного, гроза – это и предвестник скорых перемен в темном царстве Диких и Кабаних, в царстве пороков и застоя. Жители Калинова привыкли врать друг другу, воровать, за закрытыми дверями и ставнями угнетать родных и близких. Кулигин, рассказывая Борису о городе и горожанах, говорит о жестоких нравах, царящих в Калинове. Среди мещан процветает грубость и бедность, потому что честным трудом невозможно заработать «больше насущного хлеба», а те, кто имеет деньги и власть, стараются поработить бедного, бесправного, чтобы через его труд заработать еще больше денег. Купец Дикой, один из самых богатых купцов Калинова, чувствует свою власть и безнаказанность, он нагло отвечает городничему, который после жалобы горожан на Дикого пытается воззвать к совести купца. Дикой тогда сказал городничему, что из тех копеек, которые он недодает своим мужикам, у него составляются тысячи. Купцы стараются подорвать торговлю друг другу и часто делают это не из какой-либо корысти, а из черной зависти. В Калинове доносят на ближних, пишут кляузы. А если дело доходит до суда, то и этому рады: пусть сами кляузники потратятся, но и других заставят раскошелиться.
Самодур Дикой целыми днями кричит на домочадцев, ругает их последними словами, терроризирует, не встречая ответной силы. Особенно достается племяннику Борису, который живет в доме дяди из-за родительского наследства. Взрослому, образованному, умному человеку невдомек, что от таких жадных, меркантильных родственников невозможно вырвать ни копейки, ради наживы они готовы пойти даже на преступление.
Еще одна известная семья в городе – семья Кабанихи, богатой купчихи, вдовы. В ее доме царят домостроевские порядки. От своих детей, сына Тихона и дочери Варвары, а также невестки Катерины она требует беспрекословного подчинения. Поэтому сын готов использовать любую возможность, чтобы сбежать из дома хоть на несколько дней, чтобы вырваться из оков матери, глотнуть немного свежего воздуха. Душная атмосфера темного царства настолько ему тягостна, что от побега Тихона не останавливают даже просьбы и мольбы молодой жены, он остается к ним глухим и равнодушным. Варвара же приспосабливается к домостроевским правилам, установленным Кабанихой. Она научилась лгать и изворачиваться. Чтобы бегать на свидания по ночам к возлюбленному, девушка выкрала ключ, которым запирают калитку на ночь.
Так же поступать она советует и Катерине, которая полюбила Бориса, племянника Дикого, и, пока мужа не было дома, тоже тайно встречалась с любимым человеком. Однако героине очень трудно переступать через те моральные принципы, которые были привиты ей в родительском доме. Мать ее воспитывала в любви и ласке. В их доме часто собирались странницы и богомолки, которые вышивали, пели стихи, делились разными историями. Девушка с удовольствием слушала их интересные рассказы, затрагивающее душу пение. Она ходила с матерью в церковь, а после службы отдыхала, гуляла по саду, поливала цветы, которых у нее дома было видимо-невидимо, ходила за студеной водой к ключу. Ее никто и никогда не обижал в родительском доме, только одевали, как куклу, холили и лелеяли. Из девичьей холи она попала в атмосферу темного царства. Катерина не может приспособиться к страшным порядкам. За время замужества она не научилась врать, обманывать, что-то скрывать от мужа. Она не в силах справиться со своим чувством к Борису, но не может продолжать встречаться с ним, изменять мужу, со стороны которого не встречает никакой поддержки, не получает никакого тепла, поэтому выбирает единственный, по ее мнению, правильный путь – бросается с обрыва в Волгу и погибает. Ее гибель как вызов темному царству, в котором чахнут и гибнуть чистые, возвышенные души.
Ее смерть, словно из вековой спячки поднимет Тихона, и он впервые осмелится бросить в лицо Кабанихе гневные слова обвинений. Пока только он один встал против правил темного царства, но можно надеяться, что к нему будут присоединяться и другие калиновцы, и тогда домостроевские устои рухнут, и город Калинов преобразится.
Образ грозы в произведении В.Н. Островского это не только природная стихия, наводящая ужас и животный страх. Гроза в пьесе носит характер социального явления. Этот образ-символ напоминает, что обществу, в котором человеку приходится лгать, изворачиваться, подавлять свои лучшие душевные качества, грозит неминуемая гибель.