Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в «Евгении Онегине» («Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной») Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
В романе Лермонтова «Герой нашего времени» показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: «Зачем я жилДля какой цели я родился» Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин – офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям.
Но мы видим, что и сам он глубоко страдает. Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…». Каковы причины этой раздвоенности»Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…» – признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин – эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он испытывает постоянную раздвоенность духа. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка развеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть «на страдания, радости других только в отношении к себе» – как на «пищу», поддерживающую его душевные силы, именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования. И все же Печорин – натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник – не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Белы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость – маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным активным, в его груди дремлют «жизни силы», он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы «Демон».
И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри иВера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом «честные контрабандисты», погибает молодой офицер Вулич. Белинский видел в характере Печорина «переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем».
Роман «Герой нашего времени» Лермонтов начал писать в 1838г. Уже через два года роман вышел отдельным изданием. В отличии от прежних своих творений Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какой она являлась в действительности. «Герой нашего времени» – роман о России, о судьбе и трагедии русского человека.
Конечно, главная роль в романе – это роль Печорина. Из описания Максим Максимовича мы узнаем о Печорине вот что: «Он был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да-с с большими странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц…» Отсюда мы узнаем о двойственности характера Печорина, о его странностях. Немного позже мы уже видим его портрет.
Печорин был среднего роста, стройный, крепкого телосложения. Вполне порядочный человек, лет тридцати. Несмотря на крепкое телосложение, у него была «маленькая аристократическая ручка». Походка его была небрежна и ленива. Он обладал скрытостью характера. «Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет волос, его усы и борода были черные.» У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза. Глаза его не смеялись, когда смеялся он. Их блеск был подобен блеску «гладкой стали», ослепительный и холодный. Он был очень не дурен и имел одну из тех «оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским».
Печорин – «внутренний человек». В его личности господствует присущий героям Лермонтова романтический комплекс, неудовлетворенность действительностью, высокое беспокойство и скрытое стремление к лучшей жизни. Поэтизируя эти качества Печорина, его острую критическую мысль, мятежную волю и способность к борьбе, выявляя его трагически вынужденное одиночество, Лермонтов отмечает и резко отрицательные, откровенные проявления печоринского индивидуализма, не отделяя их от личности героя в целом. В романе ярко выражается эгоистический индивидуализм Печорина. Моральная несостоятельность поведения Печорина по отношению к Бэле, к Мери и к Максиму Максимовичу. Лермонтов выделяет разрушительные процессы, происходящие в Печорине: его тоску, бесплодные метания, измельчание интересов. Сопоставляя «героя» эпохи Печорина с теми, кто отнюдь не мог претендовать на это звание, – с «естественным человеком» Бэлой и с «простым человеком» Максим Максимовичем, лишенными интеллекта Печорина и его зоркости, мы видим не только интеллектуальное превосходство, но и духовное неблагополучие и неполноту главного персонажа. Личности Печорина в ее эгоистических проявлениях, вытекающих, прежде всего, из условий эпохи, не освобождается от своей индивидуальной ответственности, суда совести.
Печорин жестоко обращается с людьми. Так, например: сначала он похищает Бэлу и пытается понравится ей. Но когда Бэла влюбляется в Печорина, он бросает ее. Даже после смерти Бэлы он не меняется в лице и в ответ на утешения Максим Максимовича смеется.
Страницы: 1 2
Понравилось сочинение » Эгоистический индивидуализм Печорина, тогда жми кнопку Put this script tag to the of your page
Печорин – неоднозначная личность
Качества Печорина
Знание людей
Умение анализировать
Независимость от мнения окружающих
Храбрость
Самолюбие
Эгоизм
Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств
Печорин – неоднозначная личность
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.
Качества Печорина
Знание людей
Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата.
Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.
Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.
Умение анализировать
Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.
Независимость от мнения окружающих
Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.
Храбрость
Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».
Самолюбие
Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».
Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.
Эгоизм
В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.
Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств
Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».
Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».
Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.
В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонттова – описание для сочинения по теме | источник
Тип «лишнего человека» — наиболее распространённый образ в литературе, излюбленный самыми известными писателями 19 столетия. Для того чтобы понять характер и сущность типа «лишнего человека», достаточно провести сравнение двух персонажей ‐ Онегина и Печорина. Они являются главными экспонатами в галерее непонятых и недооцененных персонажей, покоривших публику.
Сходства
У этих персонажей есть немало схожих качеств. Онегин и Печорин имеют одинаковое происхождение. Оба героя росли и воспитывались в Петербурге, оба одного возраста (Евгению 26 лет, а Григорию 25). Они ни в чем себе не отказывают. Материальные возможности позволяют Онегину и Печорину не работать и жить в свое удовольствие, однако им эта золотая праздность надоедает. Герои отличаются от остальных дворян именно тем, что они ощущают скуку даже в роскошных гостиных и чувствуют усталость от светского общества. В юности оба персонажа увлекались досугом в высшем свете, но вскоре разочаровались не только в нем, но и в людях, которые были однотипны, мелочны и банальны. В поисках приключений герои проходят через муки выбора, а также становятся виновниками гибели тех, кто был им небезразличен. Они очень дорожат свободой, но и она для них «постыла». Также схожесть данных персонажей заключается в том, что они оба обладали способностью обольщать женщин. Однако, подобно светскому обществу, и красавицы героям быстро наскучили, несмотря на то, что они уделяли им много времени и придавали большое значение. Для Печорина и Онегина важнее всего оказалась свобода, поэтому они больше не хотели связывать свою жизнь с женским полом.
Некоторые поступки героев также подчёркивают схожесть их характера. Сцена объяснения Евгения Онегина с Татьяной Лариной похожа на сцену разговора Печорина с Княжной Мэри. Григорий, как и Евгений, хотел показать приятелю свое превосходство, флиртуя с избранницей «соперника». Оба эпизода привели к дуэли. А сцена встречи Печорина с Бэлой на Кавказе напоминает эпизод встречи Евгения с Татьяной в Петербурге.
Онегин и Печорин не могли ценить других людей, поэтому и остались без друзей. Конечно, Евгений Онегин имел друга Владимира Ленского, но он убил его на дуэли. С Грушницким Печорин общался, можно сказать, как с другом. Однако он невзлюбил его с начала их знакомства. Также можно заметить, как Печорин равнодушно отнёсся к встрече с Максомом Максимычем. А ведь он был старым другом Печорина. Доктор Вернер был ближе всех них к Печорину, но и он не выдержал долгого общения с ним. Хладнокровное убийство Грушницкого поразило его.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Печорин и Онегин действительно очень похожи по своему нраву и характеру. Не зря В. Г. Белинский называет центрального персонажа романа «Герой нашего времени» «Онегиным нашего времени».
Различия
Несмотря на то, что между этими двумя персонажами, как выяснилось, существует немало схожих черт, между ними есть и существенные различия. Главное из них — отношение героев к своей жизни. Безусловно, оба персонажа являются типичными эгоистами, но у каждого данная черта проявляется по-своему.
Евгений Онегин — эгоист, но он в этом не виноват, как утверждает автор. Отец практически не занимался своим сыном Евгением и не обращал на него внимания. Он отдал Онегина на воспитание гувернеру, который только и делал, что хвалил молодого человека. К тому же Онегин никогда не служил и был наследником всех своих родных. Праздность развратила его. Он рос и воспитывался в той среде, в который каждый думает и заботится лишь о собственном благополучии. Однако герой все же пытается измениться: бежит в деревню, заводит друга, искренне жалеет Татьяну и бережет ее чувства. Ведь он мог бы воспользоваться ее наивным даром, мог бы принять ее самопожертвование, но он отказывает ей, потому что понимает, что не сделает девушку счастливой. Евгению не хватает внутренней силы, чтобы извиниться перед Владимиром, но он очень жалеет его. В финале он попирает свою гордость и сам идет к Татьяне с признанием. Все это говорит в его пользу.
Совсем другим предстает образ Печорина. Он представляет собой страдающего эгоиста. Герой причисляет себя к никчёмным и жалким потомкам, которые бродят по земле без каких-либо принципов, нравственных и моральных ценностей. Печорин не понимает, для чего родился и какова его цель в жизни, но поиск предназначения у него выражается в манипуляции другими людьми. В отличие от Онегина, Печорин не только умен и сообразителен, но еще он предстаёт перед читателем в роли философа. Однако мысли его направлены не на саморазвитие. Напротив, он поощряет свои прихоти и хладнокровно подмечает результаты своей разрушительной деятельности. Григорий не жалеет княжну Мери и играет ее чувствами ради своих капризов. Он не прощает Грушницкого и целенаправленно убивает его. Он похищает Бэлу и не спешит жениться на ней. Все его поступки порочны, он знает это, но ничего не хочет с этим поделать.
Вывод
Можно сделать вывод, что Онегин — это первая стадия паралича души, который делает человека лишним в обществе. Он не безнадежен, и открытый финал романа — тому подтверждение. Евгений стремится стать лучше и, возможно, преуспеет. А Печорин не раз заявляет, что он — эгоистичная натура, живущая лишь для собственного удовольствия. Он не жалеет о содеянном, он лишен гуманизма. В финале он погиб, а значит, он никогда не исправится. Автор не верит в его нравственное преображение.
Таблица
Различия:
Онегин | Печорин |
Живет в 20 годы 19 века, когда общество еще верит в перемены и ждет их. | Живет в эпоху после разгрома декабристов в 1825 году, когда общество уже ни на что не надеется. |
«Труд упорный ему был тошен». | Служит в армии. |
Путешествия по России заставили Евгения о многом задуматься и перемениться. | Путешествия по России не меняют взглядов Григория: везде он манипулирует людьми по одной лишь прихоти. |
Евгений интересуется политикой, экономикой и даже проводит реформы в имении дяди, заменив барщину оброком «легким». | Не интересуется всем этим и не заботится о своих крепостных. Он просто тратит деньги, нажитые их трудом. |
Жалеет своих невольных жертв. | Не сожалеет о своих поступках (кроме ситуации с Верой). |
Евгений убил Ленского, но после этого больше ничего плохого не делал. Эта смерть его мучает. | Григорий совершает плохие поступки подряд, и гибель Грушницкого его не тронула. |
Сходства:
Отношение к женщинам | Волочатся за дамами от скуки, в любовь не верят. |
Отношение к свободе | Ценят ее больше всего на свете. |
Отношение к друзьям | Свои прихоти и свое «Я» ценят гораздо выше дружбы, легко расстаются с приятелями. |
Отношение к себе | Модно одеваются, следят за внешностью, ценят роскошь и окружают себя комфортом. |
Отношение к светскому обществу | Холодное презрение. |
Автор: Виктория Комарова
(774 слова) Михаил Юрьевич Лермонтов снискал популярность не только на поприще поэзии и писательства, но и в драматургии. В число известных его произведений входят 3 романа, 6 драм. Он написал около 400 стихотворений, 30 поэм. В основе его творчества лежат личные, гражданские и философские мотивы.
В этой статье мы займемся характеристикой персонажа знаменитого произведения писателя «Герой нашего времени», а именно одного из центральных его героев – Грушницкого.
По мере раскрытия внутреннего мира и мировоззрения главного героя романа Григория Печорина автор показывает своим читателям, какие проблемы были острыми в его время. Нам он представил обыкновенного представителя высшего света из дворян, молодого человека интересной внешности. Вместе с его образом автор указал и факторы, повлиявшие на формирование его личности, например, люди, окружавшие молодого Печорина. И рассматриваемый нами Грушницкий как раз и относился к таким людям, и во многом психика Печорина сложилась под его влиянием.
Грушницкий – это сослуживец и друг Григория Александровича, они ровесники. Однако Грушницкий находится в чине офицера и имеет относительно небогатое состояние, хоть и является дворянином. Он привлекателен, обладает смуглой кожей, темными волосами и красивым лицом, имеет хорошее образование, а также он знает и исполняет все правила этикета, которые приняты в его обществе, и полностью освоил французский язык. Благодаря этим показателям он во многом преуспевает, и особенный успех имеет среди женщин – о нем у них благосклонное впечатление, ведь он всегда мил и учтив, тактичен и остроумен. А офицер это впечатление регулярно использует для своей выгоды.
Но если вчитываться в диалоги этого персонажа с другими, то становится заметно, что он любитель громких и высоких выражений ни о чем, о пустом. То есть, он уже изначально показан нам как тщеславный персонаж – и это, действительно, так, у него завышенная самооценка, и он гордится той бессмыслицей, о которой говорит и заявляет.
Грушницкий считает, что о нем напишут роман, и он будет в нем главным героем. И в связи с этим мы наблюдаем его романтические наклонности, доходящие порой до настоящего фанатизма – персонаж чувствует себя важным и неповторимым, он разжигает в себе пламя высоких чувств, которых на самом деле нет. А для самого себя он думает, что презирает общество.
Офицер настолько вжился в придуманную роль, что даже в форменной одежде отдает предпочтение не принятой для его чина форме юнкеров, а ходит в обычной солдатской шинели. Грушницкий считает, что такая простота в образе добавляет ему романтичности и делает исключительным в глазах людей. Он влюблен сам в себя, и в нем нет ничего естественного, все создано им самим, иными словами – искусственный человек, он лишь кажется тем, кем не является на самом деле.
Однако, заметно, что он не особо умен, да и отваги в нем нет, зато есть место малодушию – даже в бои он идет с закрытыми глазами. А поскольку жизнь он проживает легко и не задумываясь, то и в людях он не умеет разбираться и не знает, кто из них что из себя представляет. Из-за этого он не чувствует, что его главный враг – его сотоварищ Печорин.
Вообще же, поначалу Грушницкий создает впечатление о себе, как о романтичном, милом и слегка глупом молодом максималисте. И видно, что он старается обратить на себя внимание, быть в его центре, метя попасть в более высокое и выгодное положение.
Но рассматриваемый персонаж показывает и свои негативные качества – он способен на предательство и обман, может и отомстить из-за мелочи. Например, после того, как ему отказала во взаимности княжна Мэри, он принимается распускать о ней порочащие сплетни. А поскольку он знает о симпатии главного героя к княжне, то старается избегать прямого конфликта с ним и, говоря о девушке, пользуется лишь тем, что намекает и ссылается на слухи. Однако его это не спасает, и он становится соперником Печорина на дуэли. И там он проявил свои подлые качества и страх – боясь, что выстрел Печорина станет удачным, он ломает пистолет главного героя. Только случайно Печорин узнал о том, что оружие испорчено, и этим самым он вскрыл обман, затеянный Грушницким.
А поскольку главный герой – человек благородный, то он предлагает завершить дуэль миром. Но Грушницкий отказывается, поскольку знает, что если согласится на предложение Печорина, то опозорится на все свое сословие, и не видать ему столь желанных им благ. В итоге Печорин убивает его. Для Грушницкого мнение социума оказалось важнее, чем собственная жизнь.
Заметно, что сам автор не питал к Грушницкому особых симпатий и не хотел ярко показывать хорошие черты персонажа, тем более, что им в его душе почти не оставалось места – ведь герой стал полностью зависимым от общества, к которому принадлежит, и теперь не он был хозяином своей жизни, а именно общество. Именно из-за этого Грушницкий и погиб. Но, если бы он не стал считаться с мнением общественности, а поступил бы разумно, то остался бы жив. И пусть о нем бы не написали романа, но персонаж остался бы верен себе. А так его жизнь – пуста и бессмысленна.
Читателям Литероведа предлагаем сочинение на тему «Вера и Печорин в романе «Герой нашего времени» — история любви (М.Ю. Лермонтов)», в котором определим роль взаимоотношений двух героев в характеристике Печорина.
Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – одно из самых известных, читаемых и гениальных произведений русской литературы. Главный герой романа, Григорий Александрович Печорин, — современник автора, человек, который родился и жил в эпоху между восстанием декабристов и приходом на общественную и политическую арену революционных демократов. Перед читателями он предстает человеком черствым, эгоистичным, не умеющим дружить и ценить дружбу. Людям, которые встречаются на его жизненном пути, он приносит одни разочарования и горести: погибла Бэла, похищенная из родительского дома, страдает Казбич, убит на дуэли Грушницкий, разбито сердце Мери Лиговской, оскорблен Максим Максимыч. Отношения с женским полом для Печорина заканчиваются разочарованием и скукой. Он нисколько не сожалеет о разбитых судьбах, что выдает в нем человека, не умеющего ни любить, ни ценить это прекрасное чувство.
Однако история любви Печорина и Веры убеждает читателей в том, что герой не настолько черств и эгоистичен. Он способен нежно любить и глубоко страдать. Герои познакомились задолго до описываемых в произведении событий, читателю остается догадываться, что их знакомство произошло в Петербурге, когда Печорин еще был одним из светских франтов, вхожих во многие известные дома Петербурга. Разочарование в свете, желание найти дело по душе заставили героя покинуть светское общество. Разлука немного остудила чувства героев. Печорин путешествовал, Вера успела два раза выйти замуж, так как ей нужно было заботиться не только о себе и своем благополучии, но и о сыне. Ее второй муж – человек, который был старше ее на несколько лет, почти старик. Мужа героиня не любила, но глубоко уважала, как отца. Все эти годы, пока Вера с Печориным не виделись, она хранила в своем сердце трепетные чувства к нему. Случайная встреча в Кисловодске показала, что и герой не стер из памяти и из сердца образ Веры. В портрете, который рисует доктор Вернер, рассказывая о своей новой пациентке, Печорин узнает свою бывшую возлюбленную. По его изменившемуся лицу собеседник сразу догадался, что Григорий знаком с той женщиной. Когда он озвучил Печорину свою догадку, герой признался, что узнал в ней ту, которую когда-то любил. Чуть позднее, встретившись, герои поняли, что чувства никуда не исчезли, их просто долго и умело прятали глубоко в сердце. О той первой встрече с Верой в Кисловодске Печорин писал в своем дневнике, что его возлюбленная с прежней беспечностью вновь вверилась ему, не спрашивала, любил ли он кого-либо все эти годы, не просила клясться в верности. И Печорин признавался, что Вера – единственная женщина, которую он не в силах обмануть. Герой предчувствовал, что их пути снова разойдутся и, возможно, они больше никогда не встретятся, но воспоминания о возлюбленной останутся в его сердце неприкосновенными навсегда. После той первой встречи влюбленные вновь стали встречаться. В отношения с Печориным Вера бросилась, словно в омут с головой.Она не думала ни о муже, ни о сыне, ни о себе. Без встреч с возлюбленным она уже не представляла свою жизнь, даже сама себя называла рабой Печорина.
Их встречи продолжались до тех пор, пока однажды во время отсутствия мужа Веры Печорина не увидел в доме Грушницкий, который решил, что соперник встречается с княжной Мери, жившей в том же доме. Не умея хранить тайны, а также желая отомстить и Печорину и Мери, Грушницкий всем поведал об увиденном. Печорин же, защищая свою честь и честь Мери, вызывает его на дуэль. Переживая за любимого человека перед дуэлью, Вера выдает свое истинное отношение к Печорину и, не выдержав, признается во всем мужу, который вскоре увозит ее из Кисловодска. Перед уездом Вера пишет письмо Печорину, в котором прощается с ним, чувствуя, что новая встреча им не суждена. Это письмо глубоко тронуло сердце героя, перевернуло его душу, поэтому он, не раздумывая, вскочил на коня и бросился догонять любимую. Он не думал в этот момент о том, что будет делать, если догонит их экипаж, как они объяснят ее мужу свое поведение, поступки. Однако догнать Веру Печорину не удалось.
Наверное, не один читатель задумывался над тем, почему Вера так дорога Печорину, почему других барышень он с легкостью забывал, бросал, не испытывая ни капли сожаления, а разлука с Верой глубоко ранила его сердце, что он, бросившись за ней следом, загнал коня. Вера была единственной женщиной, кто принимал и любил Печорина таким, какой он был на самом деле, со всеми его достоинствами и недостатками, «мелкими слабостями и дурными страстями», не пытаясь переделать его. Чувства героя к этой женщине доказывают, что сердце Печорина не очерствело до конца, он умеет искренне любить, переживать, мучиться. Из-за любви он готов на безрассудные поступки. Если бы не история отношений с Верой, читатель так и продолжал бы считать его эгоистичным и бездушным человеком.
Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина.
В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”), Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человек, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала XIX века.
В романе Лермонтова “Герой нашего времени” показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей.
Печорин — офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…” Каковы причины этой раздвоенности?
“Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…” — признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин — эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он находится в постоянной раздвоенности духа.
В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие любовные похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви.
Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. Его преследуют скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы. Именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.
И все же Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник — не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость — маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.
Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч, страдают княжна Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич.
Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.