Гамлет — главный герой одноименной трагедии Вильяма Шекспира. Он ведет борьбу с современной эпохой, размышляя по поводу бытия. Его философские мысли становятся центральными в произведении.
Датский принц прямой наследник престола, но он не жаждет этого. Умен не по годам, закончив престижный университет в Европе, он не перестал тянуться к новым знаниям, к истине. Гамлета нельзя назвать самодовольным и высокомерным человеком. Не считает себя лучше других, зная свои недостатки. Вырос в счастливом семье, где царили любовь, уважение и взаимопонимание.
Герой – человек чести. Ненавидя ложь, не сможет ее простить и промолчать, если увидит, что обманывают других. Характер Гамлета непреклонен, он твердо стоит на своем до конца.
Принцу тяжело жить в мире, где есть место лицемерию, злу, жестокости. Здесь и вырисовывается основной конфликт трагедии: человек и общество. Постепенно это перерастает в его внутренний конфликт. Одиночество становится для него неизбежным, так как он не похож на людей вокруг. Бесконечные размышления о собственном нахождении в этом мире не дают ему покоя.
Все моральные принципы Гамлета разрушились после ряда печальных событий: гибель отца, предательство родственников. Герой вступает в борьбу с действительностью, что сводит на нет все его идеалы. Он всем сердцем желает побороть зло и решается отомстить за смерть отца. Гамлет таким образом проявляет не жестокость, а тягу к справедливости. Здесь очень важен момент: он не убивает убийцу, пока тот молится. Значит его помыслы чисты. Герой стремится к мести, а его внутренний мир отторгает это, ему чуждо испытывать такие чувства. Вот в чем противоречивость образа персонажа, несущей как личные черты, так и черты того времени.
Принц достойно, не боясь ничего пытался справиться со всеми трудностями. Выяснив кто на самом деле причастен к гибели близкого ему человека, понимает, что справедливость должна восторжествовать, однако он был нерешителен в своих действиях и задумках. Он поминает, что весь мир окутан преступностью, подлостью и лицемерием. После долгих раздумий решает бороться с этим, зная, что победа будет не за ним.
Гамлет погибает от раны отравленным мечом. Это доказательство того, что правда и справедливость должны побеждать всегда, не важно какою ценой. При смерти герой просил людей только об одном, быть искренними, достойными, справедливыми до конца своих дней.
2 вариант
Самое известное произведение многих столетий, величайшая трагедия судеб была создана У. Шекспиром в 1600 — 1601 годах. Основой для бесперебойного шедевра стала легенда о датском проявители. Произведение Шекспира пронизано трагичностью, болью потери, глубокими размышлениями, внутренней борьбой и борьбой за честь. Тема внутренних переживаний, на протяжении всего произведения помогает раскрыть многогранный характер главного героя Гамлета — Датского принца.
На протяжении всей пьесы мы видим переживания, терзания Гамлета, так автор показывает нам противоречивую натуру принца.
В самом начале пьесы Шекспир нам описывает образ главного героя, как умного отзывчивого, доброго, увлеченного науками молодого человека, принца. У Гамлета есть все любящая семья, верные друзья, любимая девушка и предопределенное будущее — он наследник престола.
Но трагедия произошедшая в семье переворачивает мир Гамлета. Смерть отца, показывает главному герою всю зыбкость его «идеального мира».
После кончины отца, мать выходит замуж за другого и это становится ещё одним сильным ударом для Гамлета, его терзает непонимание и разочарование, как мать могла так поступить, ведь она всегда была идеалом женского образа для него. «‹‹не успев износить башмаков››, в которых сопровождала мужа в последний путь, отдает сердце другому.» Впоследствии главный герой узнает, кто виновен в смерти отца и это полностью разрушает его привычный мир.
Перед нами предстает образ ранимого, разочарованного молодого человека, которого раздирают внутренние сомнения, противоречия между собственными принципами, острым чувством справедливости и болезненным желанием мести. Но натура принца протестует против мести и убийства, даже ради справедливости. К главному герою приходит осознание того, что отомстив за убийство отца, он не исправит пошатнувшийся мир. Но как вернуть этот мир главный герой не знает, это приводит к борьбе, которая терзает Гамлета изнутри.
Все эти терзания главного героя помогают нам увидеть многогранность его характера, доброго и любящего сына, человека, который мог быть грубым и обходительным, верил в бога, но при этом мог и богохульствовать. Человека, которого изнутри терзали противоречия. При этом он жил своими суждениями, глубоким внутренним миром.
Гамлет (образ и характеристика) в произведении Шекспира
Несколько интересных тем
- Итоговые
- Над чем заставляет задуматься рассказ Уроки французского
В 1973 году известный русский и советский писатель Валентин Распутин написал рассказ «Уроки французского». Герой рассказа — одиннадцатилетний мальчик, из глухой деревушки приезжает в районный центр
- Корабельная роща
Художник написал эту картину в 1898 году. Это роща корабельных сосен, красивых, высоких, статных красавцев. С могучей вечно зеленой кроной, куда редко проникает солнечный свет.
- Светлый день Финогеновой
Есть множество параметров, по которым обычные зрители оценивают произведения искусства. К ним можно отнести: собственно авторский замысел, стилистические и технические особенности его воплощения
- Главные герои пьесы Ромео и Джульетта
Творение Шекспира «Ромео и Джульетта» до сих пор перечитывается миллионами людей по всему миру. Эта пьеса прекрасно показывает человеческие взаимоотношения.
Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы. Более того, он перестал быть просто персонажем старинной трагедии и воспринимается как живой человек, хорошо знакомый многим читателям. Но этот близкий многим герой оказался не столь прост. В нем, как и во всей пьесе, много загадочного, неясного. Для одних Гамлет — человек слабохарактерный, для других — мужественный борец.
В трагедии датского принца главное — не во внешних событиях, не в исключительных по грандиозности и кровавости происшествиях. Главное — то, что происходит все это время в сознании героя. В душе Гамлета разыгрываются драмы не менее мучительные и ужасные, чем те, которые происходят в жизни других действующих лиц пьесы.
Можно сказать, что трагедия Гамлета — это трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование героя было безмятежным. Он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей и сам полюбил и испытывал взаимность от прелестной девушки. У Гамлета были верные друзья. Герой увлеченно занимался науками, любил театр, писал стихи. Впереди его ждало великое будущее — стать государем и править своим народом. Но вдруг все стало рушиться. В расцвете лет умирает отец Гамлета. Не успел герой пережить это горе, как его постиг второй удар: мать меньше, чем через два месяца, вышла замуж за дядю Гамлета. Больше того, она разделила с ним трон. И вот наступает время третьего удара: Гамлет узнает, что его отца убил собственный брат, чтобы завладеть его короной и женой.
Удивительно ли, что герой находился на грани отчаяния. На его глазах рухнуло все, что делало его жизнь ценной. Гамлет никогда не был столь наивен, чтобы думать, что в жизни не бывает несчастий. Но он имел об этом очень приблизительное представление. Беды, обрушившиеся на героя, заставили его по-новому посмотреть на все. В сознании Гамлета с небывалой остротой начали возникать вопросы: чего стоит жизнь? что такое смерть? можно ли верить в любовь и дружбу? можно ли быть счастливым? можно ли уничтожить зло?
Раньше Гамлет считал, что человек — центр Вселенной. Но под влиянием несчастий его взгляд на жизнь и природу резко изменился. Герой признается Розенкранцу и Гильденстерну, что «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия». На душе у него тяжело, земля ему кажется «пустынным местом», воздух — «мутным и чумным скоплением паров». Еще раньше мы слышали от Гамлета горестное восклицание о том, что жизнь — дикий сад, в котором растут только сорняки и повсюду царит зло. Честность в этом мире исчезла: «быть честным при том, каков этот мир, — это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». В знаменитом монологе «Быть или не быть?» Гамлет перечисляет беды жизни: «гнет сильного», «судей медливость», «заносчивость властей и оскорбления, чинимые безропотной заслуге». И хуже всего его страна, где он живет: «Дания — тюрьма… И превосходная со множеством затворов, темниц и подземелий…».
Потрясения, испытанные Гамлетом, пошатнули его веру в человека, породили раздвоенность его сознания. Лучшие человеческие качества были присущи отцу Гамлета: «Он человек был, человек во всем». Упрекая мать за измену его памяти, Гамлет показывает ей его портрет и напоминает, каким прекрасным и поистине благородным был ее первый муж:
Как несравненна прелесть этих черт;
Чело Зевеса; кудри Апполона;
Взор как у Марса — властная гроза;
Осанкою — тот сам гонец Меркурий…
Полная противоположность ему — нынешний король Клавдий и его окружение. Клавдий — убийца, вор, «король из пестрых тряпок».
С самого начала трагедии мы видим Гамлета потрясенным. Чем дальше развивается действие, тем явственнее становится душевный разлад, переживаемый героем. Клавдий и вся мерзость, окружавшая его, ненавистны Гамлету. Он принимает решение мстить. При этом герой понимает, что зло — не в одном Клавдии. Весь мир поддался порче. Гамлет ощущает свое предназначение: «Век расшатался — и скверней всего, /Что я рожден восстановить его».
Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после своего появления он выдает затаенную мысль: жизнь стала ему настолько отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти. Что она такое — сон или продолжение мук земной жизни? Страх перед неизвестностью, перед страной, откуда еще никто не возвращался, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы, бояться смерти.
Созерцательность натуры Гамлета, его ум сочетаются со стремлением к физическому совершенству. Он ревниво относится к своей славе лучшего фехтовальщика. Гамлет считает, что человек должен представлять собой гармоничное слияние разнообразных достоинств: «Что за мастерское создание — человек! Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуден в действии… Краса вселенной! Венец всего живущего!»
Влюбленность в идеал человека делает для Гамлета особенно болезненным разочарование в окружающем и самом себе: «Из людей меня не радует ни один…», «О, что за дрянь я, что за жалкий раб». Такими словами Гамлет беспощадно осуждает человеческое несовершенство, в ком бы оно не проявлялось.
На протяжении всей пьесы Гамлета мучит противоречие между собственным крайним смятением и острым ощущением возможностей человека. Именно оптимизм и неистощимая энергия Гамлета придают его пессимизму и страданиям ту необыкновенную силу, которая потрясает нас.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ Гамлета в произведении Шекспира
Датский принц Гамлет – центральный многогранный персонаж одноимённой драмы Вильяма Шекспира. В нём ярко отобразилась противоречивость современной ему эпохи.
В начале произведения герой весел, юн и беззаботен. Он мечтателен, порядочен, честен, благороден. Придерживается высоких гуманистических взглядов. Землю считает прекрасным храмом, а человека – лучшим творением Бога. Участь в Виттенбергском университете, много читает, увлекается философией и театром, занимается литературным творчеством и размышляет о собственном предназначении. По мнению Гамлета, оно связано с управлением государством. Идеалом мудрого правителя для него является отец.
Внезапно он узнаёт о преждевременной смерти отца и поспешном браке матери, которая не дождалась окончания срока траура и вышла замуж за родного дядю Гамлета – Клавдия. Душа принца взбудоражена. Когда он возвращается домой в Эльсинор, то романтический занавес падает с его глаз. Юноша страдает от подозрения, что отец умер от руки своего брата. Замечает, что придворные – лгуны и лицемеры, готовые по приказу короля совершить любое преступление. Не даёт ему покоя и поступок матери, которая раньше была для него эталоном женщины.
Разочаровавшись в ней, разочаровывается и в любимой Офелии, потому-то ведёт себя по отношению к девушке грубо и несправедливо. Сомнения разрушают его идеальные представления о хорошо знакомых и близких людях. Друзья оказываются предателями. Вокруг он не видит ничего кроме коварства и ощущает себя одиноким.
Гамлет желает отомстить за смерть отца, однако ему приходится нелегко. Герой понимает, что взвалил на себя непосильную ношу, что нужно будет совершить антигуманный поступок – лишить человека жизни. А имеет ли он на это право? Изменится после этого что-то в окружающем мире? Сможет ли он искоренить всеобщее зло?
Истерзанный такими мыслями, Гамлет укоряет себя за нерешительность и бездействие. Он приходит к выводу, что весь мир преступный, подлый и развратный. Пытается определить свою позицию в нём, то есть бороться или покориться. И выбирает борьбу, хотя заранее знает, что победы не стоит ожидать.
Принц хочет окончательно убедиться, что Клавдий – убийца. Ища доказательства, он имитирует сумасшествие. Внимательно наблюдает за поведением короля во время того, когда актёры разыгрывают на сцене, написанное им действие.
Возмездие свершается, но погибает и Гамлет, получив рану отравленным мечом. Его смерть доказывает, что правда и справедливость должны побеждать (пусть и ценою определённых жертв).
2 вариант
Гамлет герой шекспировской трагедии, созданной в 1806 году. Это произведение затрагивает тему долга и чести, раскрывая глубокие жизненные ценности.
Гамлет, датский принц, должен унаследовать престол, но не жаждет этого. Учился в одном из престижнейших университетов Европы. Судьба преподносит ему испытания в виде смерти отца и предательства близких людей, но он с большим достоинством и бесстрашием пытается с ними справиться. Узнав, кто на самом деле убил его отца, он задумывает, безусловно, отомстить для восстановления справедливости. Но нерешительность и отсутствие отваги, заставляют его медлить в действиях. В силу своей сентиментальности, герой за местью видит и избавление всего человечества от лицемерия. Ему остается только тешить себя надеждами, потому что это задача для него невыполнима. В этом и есть его трагедия, принять все как есть он не хочет, а делать что-то не может. Его душа вся в сомнениях, что его ждет победа или смерть. Итог: он побеждает погибая. Находясь на смертном одре, просит людей лишь об одном, быть честными и справедливыми друг к другу.
Умиротворенная жизнь Гамлета, была следствием любви и взаимопонимания в семье.
У героя очень многогранный характер. Гамлет мог быть разным. Он не высокомерный, умный и добросердечный, справедливый. Любил, гордился своим отцом и не отвергал мать, несмотря ни на что. В его образе можно найти и мстительного человека, хотя прежде чем исполнить свою месть, он долго мучается в сомнениях. Мог часами думать о смысле жизни. В совершенстве владел рапирой. Глубоко воспринимал боль, страдания окружающих людей, с сочувствием относился к каждому. Ненавидел ложь и подлость. Часто размышлял о смысле нахождения человека на земле. Боялся наказания от Бога, но мог и побогохульствовать при возможности. В одночасье, оказавшись в разрушенном для себя мире, он теряет веру в любовь , доброту и искренность. Благодаря своей хитрости, смог ввести в заблуждение окружающих, он притворяется умалишенным, для того что бы отомстить за отца и это у него отлично получилось.
Гамлет из тех людей, которые сначала думают, а потом делают. Имел странное, можно даже сказать, замысловатое поведение.
Обладая высокими моральными принципами, он все же идет на преступление, вследствие чего и сам погибает от руки Лаэрта. Смерть принца в романе преподносится, как плата за низкие поступки людей, за лицемерие и ложь.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ Гамлета в произведении Шекспира
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Георгиевский монастырь Айвазовского
Айвазовский известен по большей части как маринист, то есть существенную часть своего творчества он отдал морю. Георгиевский монастырь является ранней картиной
- Печорин лишний человек и почему сочинение 9 класс
Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».
- Смерть Андрия в повести Тарас Бульба Гоголя сочинение
Гоголь написал огромное количество разных произведений, но самым известным из них является «Тарас Бульба». В нем рассказывается об отважных сражениях казаков Запорожской сечи с их врагами.
- Сочинение День защитника отечества 23 февраля
Традиционно День защитника отечества празднуется в последний месяц зимы — в феврале, когда холодная пора уже тихонько отступает, и все начинает оживать. Это день дедов, отцов, сынов, братьев, наших потенциальных защитников.
- Анализ рассказа Темные аллеи Бунина 9 класс
Рассказ Бунина «Темные аллеи» описывает драматичную любовь двух героев, жизнь которых уже клонится к закату.
Характер
Главный герой трагедии – умный человек. Это проявляется не только в том, что он обучался в университете, но и в том, что он постоянно стремится к истине. Он не считает себя лучше всех, потому что знает, что ему есть куда стремиться. Гамлет – далеко не самодовольный и далеко не высокомерный человек.
Гамлет – это человек чести. Он никогда не сможет простить ложь и закрыть глаза на обман близких. Это говорит о непреклонности характера главного героя. В столкновении персонажа с внешним миром проявляется основной конфликт произведения: человек и общество. Гамлет не может жить в таком противоречивом мире, в котором царствует зло и жестокость. Образ центрального персонажа обусловлен общественной картиной, Гамлет – рождение эпохи.
Внешний конфликт трагедии перерастает во внутренний. Гамлет чувствует свое одиночество, он не похож на окружающих его людей. Это становится причиной постоянных размышлений по поводу собственного нахождения в мире.
«ПРИНЦ ДАТСКИЙ»: ГАМЛЕТ КАК ВЕЧНЫЙ ОБРАЗ
Вечные образы — термин литературоведения, искусствознания, истории культуры, охватывающий переходящие из произведения в произведение художественные образы — инвариантный арсенал литературного дискурса. Можно выделить ряд свойств вечных образов (обычно встречающихся вместе):
- содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов;
- высокая художественная, духовная ценность;
- способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность;
- поливалентность — повышенная способность соединяться с другими системами образов, участвовать в различных сюжетах, вписываться в изменяющуюся обстановку, не теряя свою идентичность;
- переводимость на языки других искусств, а также языки философии, науки и т. д.;
- широкая распространенность.
Вечные образы включены в многочисленные социальные практики, в том числе далекие от художественного творчества. Обычно вечные образы выступают как знак, символ, мифологема (т. е. свернутый сюжет, миф). В их качестве могут выступать образы-вещи, образы-символы (крест как символ страдания и веры, якорь как символ надежды, сердце как символ любви, символы из сказаний о короле Артуре: круглый стол, чаша святого Грааля), образы хронотопа — пространства и времени (всемирный потоп, Страшный суд, Содом и Гоморра, Иерусалим, Олимп, Парнас, Рим, Атлантида, платоновская пещера и мн. др.). Но основными остаются образы-персонажи.
Источниками вечных образов стали исторические лица (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Клеопатра, Карл Великий, Жанна д’Арк, Шекспир, Наполеон и др.), персонажи Библии (Адам, Ева, Змей, Ной, Моисей, Иисус Христос, апостолы, Понтий Пилат и др.), античных мифов (Зевс — Юпитер, Аполлон, музы, Прометей, Елена Прекрасная, Одиссей, Медея, Федра, Эдип, Нарцисс и др.), сказаний других народов (Осирис, Будда, Синдбад-мореход, Ходжа Насреддин, Зигфрид, Роланд, баба Яга, Илья-Муромец и др.), литературных сказок (Перро: Золушка; Андерсен: Снежная королева; Киплинг: Маугли), романов (Сервантес: Дон Кихот, Санчо Панса, Дульсинея Тобосская; Дефо: Робинзон Крузо; Свифт: Гулливер; Гюго: Квазимодо; Уайльд: Дориан Грей), новелл (Мериме: Кармен), поэм и стихотворений (Данте: Беатриче; Петрарка: Лаура; Гёте: Фауст, Мефистофель, Маргарита; Байрон: Чайльд Гарольд), драматических произведений (Шекспир: Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло, король Лир, Макбет, Фальстаф; Тирсо де Молина: Дон Жуан; Мольер: Тартюф; Бомарше: Фигаро).
Примеры использования вечных образов разными авторами пронизывают всю мировую литературу и другие искусства: Прометей (Эсхил, Боккаччо, Кальдерон, Вольтер, Гёте, Байрон, Шелли, Жид, Кафка, Вяч. Иванов и др., в живописи Тициан, Рубенс и др.), Дон Жуан (Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Гофман, Байрон, Бальзак, Дюма, Мериме, Пушкин, А. К. Толстой, Бодлер, Ростан, А. Блок, Леся Украинка, Фриш, Алешин и мн. др., опера Моцарта), Дон Кихот (Сервантес, Авельянеда, Филдинг, очерк Тургенева, балет Минкуса, фильм Козинцева и др.).
Нередко вечные образы выступают как парные (Адам и Ева, Каин и Авель, Орест и Пилад, Беатриче и Данте, Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона или Отелло и Яго, Лейла и Меджнун, Дон Кихот и Санчо Панса, Фауст и Мефистофель и т. д.) или влекут за собой фрагменты сюжета (распятие Иисуса, борьба Дон Кихота с ветряными мельницами, преображение Золушки).
Вечные образы становятся особо актуальными в условиях бурного развития постмодернистской интертекстуальности, расширившей использование текстов и персонажей писателей прошлых эпох в современной литературе. Есть ряд значитель-ных работ, посвященных вечным образам мировой культуры, но не разработана их теория[3] . Новые достижения в гуманитарном знании (тезаурусный подход, социология литературы) создают перспективы решения проблем теории вечных образов, с которой смыкаются столь же мало разработанные области вечных тем, идей, сюжетов, жанров в литературе[4] . Данные проблемы интересны не только для узких специалистов в области филологии, но и для широкого читателя, что формирует базу для создания научно-популярных работ.
Источниками сюжета для «Гамлета» Шекспира послужили «Трагические истории» француза Бельфоре и, видимо, недошедшая до нас пьеса (возможно, Кида), в свою очередь восходящие к тексту датского летописца Саксона Грамматика (ок. 1200). Главная черта художественности «Гамлета» — синтетичность (синтетический сплав ряда сюжетных линий — судеб героев, синтез трагического и комического, возвышенного и низменного, общего и частного, философского и конкретного, мистического и бытового, сценического действия и слова, синтетическая связь с ранними и поздними произведениями Шекспира).
Гамлет — одна из самых загадочных фигур мировой литературы. Вот уже несколько столетий писатели, критики, ученые пытаются разгадать загадку этого образа, ответить на вопрос, почему Гамлет, узнав в начале трагедии правду об убийстве отца, откладывает месть и в конце пьесы убивает короля Клавдия почти случайно. И. В. Гёте видел причину этого парадокса в силе интеллекта и слабости воли Гамлета. Напротив, кинорежиссер Г. Козинцев подчеркнул в Гамлете активное начало, увидел в нем непрерывно действующего героя. Одну из самых оригинальных точек зрения высказал выдающийся психолог Л. С. Выготский в «Психологии искусства» (1925). По-новому поняв критику Шекспира в статье Л. Н. Толстого «О Шекспире и о драме», Выготский предположил, что Гамлет не наделен характером, а является функцией действия трагедии. Тем самым психолог подчеркнул, что Шекспир — представитель старой литературы, не знавшей еще характера как способа обрисовки человека в словесном искусстве. Л. Е. Пинский связал образ Гамлета не с развитием сюжета в привычном смысле этого слова, а с магистральным сюжетом «великих трагедий» — открытием героем истинного лица мира, в котором зло более могущественно, чем это представлялось гуманистами.
Именно эта способность познать истинное лицо мира делает трагическими героями Гамлета, Отелло, короля Лира, Макбета. Они — титаны, превосходящие обычного зрителя интеллектом, волей, смелостью. Но Гамлет отличается от трех других протагонистов шекспировских трагедий. Когда Отелло душит Дездемону, король Лир решает разделить государство между тремя дочерьми, а потом долю верной Корделии отдает лживым Гонерилье и Регане, Макбет убивает Дункана, руководствуясь предсказаниями ведьм, то они ошибаются, но зрители не ошибаются, потому что действие построено так, чтобы они могли знать истинное положение вещей. Это ставит обычного зрителя выше титанических персонажей: зрители знают то, чего те не знают. Напротив, Гамлет только в первых сценах трагедии знает меньше зрителей. С момента его разговора с Призраком, который слышат, помимо участников, только зрители, нет ничего существенного, чего бы не знал Гамлет, но зато есть нечто такое, чего зрители не знают. Гамлет заканчивает свой знаменитый монолог «Быть или не быть?» ничего не значащей фразой «Но довольно», оставляя зрителей без ответа на самый главный вопрос. В финале, попросив Горацио «рассказать все» оставшимся в живых, Гамлет произносит загадочную фразу: «Дальнейшее — молчанье». Он уносит с собой некую тайну, которую зрителю не дано узнать. Загадка Гамлета, таким образом, не может быть разгадана. Шекспир нашел особый способ выстроить роль главного героя: при таком построении зритель никогда не может почувствовать себя выше героя.
Сюжет связывает «Гамлета» с традицией английской «трагедии мести». Гениальность драматурга проявляется в новаторской трактовке проблемы мести — одного из важных мотивов трагедии.
Гамлет совершает трагическое открытие: узнав о смерти отца, поспешном браке матери, услышав рассказ Призрака, он открывает несовершенство мира (это завязка трагедии, после которой действие быстро развивается, Гамлет на глазах взрослеет, превращаясь за несколько месяцев фабульного времени из юноши-студента в 30-летнего человека). Следующее его открытие: «время вывихнуто», зло, преступления, коварство, предательство — нормальное состояние мира («Дания — тюрьма»), поэтому, например, королю Клавдию нет необходимости быть могущественной личностью, спорящей со временем (как Ричарду III в одноименной хронике), напротив, время на его стороне. И еще одно следствие первооткрытия: чтобы исправить мир, победить зло, Гамлет сам вынужден встать на путь зла. Из дальнейшего развития сюжета вытекает, что он прямо или косвенно виновен в смерти Полония, Офелии, Розенкранца, Гильденстерна, Лаэрта, короля, хотя только эта последняя диктуется требованием мести.
Месть, как форма восстановления справедливости, таковой была только в старые добрые времена, а теперь, когда зло распространилось, она ничего не решает. Для подтверждения этой мысли Шекспир ставит перед проблемой мести за смерть отца трех персонажей: Гамлета, Лаэрта и Фортинбраса. Лаэрт действует не рассуждая, сметая «правых и неправых», Фортинбрас, напротив, вовсе отказывается от мести, Гамлет же ставит решение этой проблемы в зависимости от общего представления о мире и его законах. Подход, обнаруживаемый в развитии Шекспиром мотива мести (персонификация, т. е. привязывание мотива к персонажам, и вариативность) реализован и в других мотивах.
Так, мотив зла персонифицирован в короле Клавдии и представлен в вариациях невольного зла (Гамлет, Гертруда, Офелия), зла из мстительных чувств (Лаэрт), зла из услужливости (Полоний, Розенкранц, Гильденстерн, Озрик) и т. д. Мотив любви персонифицирован в женских образах: Офелии и Гертруды. Мотив дружбы представлен Горацио (верная дружба) и Гильденстерном и Розенкранцем (измена друзей). Мотив искусства, мира-театра, связан как с гастролирующими актерами, так и с Гамлетом, представляющимся безумным, Клавдием, играющим роль доброго дяди Гамлета, и т. д. Мотив смерти воплощен в могильщиках, в образе Йорика. Эти и другие мотивы вырастают в целую систему, представляющую собой важный фактор развития сюжета трагедии.
Л. С. Выготский видел в двойном убийстве короля (шпагой и ядом) завершение двух разных сюжетных линий, развивающихся через образ Гамлета (этой функции сюжета). Но можно найти и другое объяснение. Гамлет выступает как судьба, которую каждый себе приготовил, готовя его смерть. Герои трагедии погибают, по иронии судьбы: Лаэрт — от шпаги, которую он смазал ядом, чтобы под видом честного и безопасного поединка убить Гамлета; король — от этой же шпаги (по его предложению, она должна быть настоящей, в отличие от шпаги Гамлета) и от яда, который приготовил Король на случай, если Лаэрт не сможет нанести Гамлету смертельный удар. Королева Гертруда по ошибке выпивает яд, как она по ошибке доверилась королю, творившему зло тайно, в то время как Гамлет делает все тайное явным. Фортинбрасу, отказавшемуся от мести за смерть отца, Гамлет завещает корону.
У Гамлета философский склад ума: от частного случая он всегда переходит к общим законам мироздания. Семейную драму убийства отца он рассматривает как портрет мира, в котором процветает зло. Легкомыслие матери, столь быстро забывшей об отце и вышедшей замуж за Клавдия, приводит его к обобщению: «О женщины, вам имя — вероломство». Вид черепа Йорика наводит его на мысли о бренности земного. Вся роль Гамлета построена на том, чтобы тайное сделать явным. Но особыми композиционными средствами Шекспир добился того, чтобы сам Гамлет остался вечной загадкой для зрителей и исследователей.
Философское содержание
Гамлет – очень умный и образованный человек. В его уста автор вкладывает серьезные размышления о сущности общества и мира в целом. В трагедии Шекспира довольно много монологов Гамлета, среди которых выделяются известные каждому размышления: «Быть или не быть?
». Все монологи раскрывают сущность образа, его внутренние противоречия.
Гамлет – это человек новой эпохи, выражающий философское мировоззрение Возрождения. Герой трагедии Шекспира – философская категория, «вечный образ», который интересен своими психологическими чертами.
Описание образа
Характеристику Гамлета стоит начинать с того, каким именно предстает сначала персонаж. Этот ученый муж является наследником престола Дании, не лишенный воинской закалки. Пройденное обучение в лучших европейских заведениях, где преподавал идеи эпохи Возрождения сам Джордано Бруно, оставили на нем очевидный след. Из обычного мстителя, который бросается в порыве эмоций и чувств казнить предателей, Гамлета терзают необычные сомнения, которые стоит рассматривать под призмой его человеческих побуждений. Герой любит мыслить, и даже больше, чем действовать, что свойственно образам Шекспира, но здесь проблема в другом. Он может быстро покончить с проблемами, но ищет для этого наиболее верный путь.
Неоднозначность образа
Анализ образа Гамлета позволяет сказать, что герой неоднозначен. Внутренне он очень противоречив. Поиск истины и правды приводят к глубоким размышлениям, которые ставят Гамлета перед выбором. Желание отомстить постоянно уходит на второй план, на первый выдвигаются рассуждения героя, которые и являются центральным звеном в трагедии.
Внешние обстоятельства, к которым можно отнести смерть отца, предательство дяди и матери, становятся причиной разрушения всех моральных принципов Гамлета. Реальная действительность, с которой главный герой вступил в борьбу, рушит все идеалы: и любовь, и дружбу, и честь. Однако Гамлет хочет противостоять злу, поэтому он решает отомстить за смерть отца. Месть Гамлета – это не признак жестокости, это стремление к справедливости. Важна одна небольшая деталь: герой не хочет убивать убийцу отца, когда тот молится. Все это говорит о чистоте замыслов героя. И то, что Гамлет хочет отомстить, противоречит его мировоззрению и взгляду на собственную жизнь. В этом и проявляется вся противоречивость образа, который несет и индивидуальные черты, и черты эпохи.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Гамлета», рассмотрит образ центрального персонажа трагедии Шекспира, продемонстрирует роль его философских рассуждений в произведении.
Образ Гамлета в трагедии
Образ Гамлета возникает как раз тогда, когда эпоха Возрождения близится к своему закату. В это же время появляются и другие, не менее яркие, «вечные образы» — Фауст, Дон Кихот, Дон Жуан. Так в чём секрет их долговечности? Прежде всего, они неоднозначны и многогранны. В каждом из них кроются великие страсти, которые под влиянием некоторых событий заостряют до крайней степени ту и иную черту характера. К примеру, крайность Дон Кихота заключается в его идеализме. Образ Гамлета же претворил в жизнь, можно сказать, последнюю, крайнюю степень самоанализа, самокопания, которая не толкает его к быстрому принятию решения, к решительным действиям, не заставляет менять свою жизнь, а наоборот – парализует. С одной стороны, события головокружительно сменяют друг друга, и Гамлет является непосредственным участником их, главным действующим лицом. Но это с одной стороны, это то, что лежит на поверхности. А с другой? – Не он «режиссёр», не он главный распорядитель всего действа, он всего лишь «марионетка». Он убивает Полония, Лаэрта, Клавдия, становится виновником смерти Офелии, Гертруды, Розенкранца и Гильденстена, но всё это происходит волею судьбы, по трагической случайности, по ошибке.
Описание трагедии (сюжет трагедии и основные её черты)
Ильсинор, замок датских королей, ночная стража с Горацио, другом Гамлета, встречает призрак умершего короля. Горацио рассказывает об этой встречи Гамлету и тот решает лично встретиться с тенью отца. Призрак рассказывает принцу ужасную историю своей смерти. Смерть короля оказывается подлым убийством, совершенным его братом Клавдием. После этой встречи в сознании Гамлета происходит перелом. Узнанное накладывается на факт излишне скорой свадьбы вдовы короля, матери Гамлета, и брата-убийцы. Гамлет одержим идеей мести, но находится в сомнениях. Он должен во всём убедиться сам. Изображая сумасшествие, Гамлет наблюдает за всем. Полоний, советник короля и отец возлюбленной Гамлета, пытается объяснить королю и королеве такие перемены в принце отвергнутой любовью. Прежде, он запретил своей дочери Офелии принимать ухаживания Гамлета. Эти запреты разрушают идиллию любви, в дальнейшем приводят к депрессии и умопомрачению девушки. Король предпринимает свои попытки узнать мысли и планы пасынка, он терзаем сомнениям и своим грехом. Нанятые им бывшие студенческие друзья Гамлета находятся с ним неотлучно, но безрезультатно. Потрясение от узнанного заставляет Гамлета ещё более задуматься о смысле жизни, о таких категориях как свобода и нравственность, о вечном вопросе бессмертия души, бренности бытия.
Тем временем в Ильсиноре появляется труппа бродячих актёров, и Гамлет уговаривает их вставить в театральное действие несколько строк, обличающих короля в братоубийстве. В ходе спектакля Клавдий выдаёт себя смятением, сомнения Гамлета в его виновности развеяны. Он пытается поговорить с матерью, бросить ей в лицо обвинения, но явившейся призрак запрещает ему мстить матери. Трагическая случайность усугубляет напряжённость в королевских покоях — Гамлет убивает Полония, спрятавшегося из любопытства за шторами при этом разговоре, приняв его за Клавдия. Гамлет отправлен в Англию для сокрытия этих досадных случайностей. С ним направляются друзья-соглядатаи. Клавдий вручает им письмо для короля Англии с просьбой казнить принца. Гамлет, сумевший случайно прочитать письмо, делает в нём исправления. В результате под казнь попадают предатели, а он возвращается в Данию.
В Данию возвращается и Лаэрт сын Полония, трагическая весть о смерти сестры Офелии в результате её умопомрачения из-за любви, а также убийство отца толкает его на союз с Клавдией в деле отмщения. Клавдий провоцирует поединок на шпагах двух молодых людей, клинок Лаэрта намеренно отравлен. Не останавливаясь на этом, Клавдий отравляет и вино, чтоб опоить Гамлета в случае победы. Во время поединка Гамлет ранен отравленным клинком, но находит взаимопонимание с Лаэртом. Поединок продолжается, в ходе которого противники меняются шпагами, теперь отравленной шпагой ранен и Лаэрт. Напряжения поединка не выдерживает мать Гамлета королева Гертруда и выпивает отравленное вино за победу сына. Убит и Клавдий, в живых остаётся лишь единственный верный друг Гамлета Гораций. В столицу Дании вступают войска норвежского принца, который и занимает датский престол.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Образ Гамлета: трагедия героя и духовные искания вечного и бессмертного
На днях мне исполнилось 16 лет. Именно в таком возрасте начинаешь воспринимать жизнь таким, какой она есть на самом деле, поэтому сомнения и поиски истины юным Гамлетом так близки мне по своей сути. И хоть я современный молодой человек, а мой ровесник Гамлет -герой своего времени, однако ни временное пространство, ни исторические коллизии не способны повлиять на духовные ценности, всех времен и эпох остаются неизменными.
Иллюстрация к трагедии Гамлет |
Я много и упорно размышлял над этим произведением, в центре которого стоит образ Гамлета. Не каждому современному юному читателю легко понять героя, когда он сам себе, а следовательно и другим, ставит вопрос, на который ни сам для себя, ни читатель не находит четкого и убедительного ответа. По этому поводу в нашем классе завязалась интересная дискуссия. Большинство моих одноклассников воспринимает Гамлета как человека нерешительного и слабого.
Конечно, разве в нашем современном мире, воспитанном на комиксах, виртуальных играх, боевиках и других телесериалах сомнительного качества, человек, который не выглядит супергероем в борьбе со злом и сильным этого мира не кажется слабым? Сегодня, как считает большинство из моих ровесников, престижно быть лидером-диктатором, когда все вокруг должны выполнять только его волю и безропотно повиноваться сильной личности. Но все же не могут быть лидерами и законодателями определенного стиля поведения. Есть ценности, которые, несмотря на временные пространства, остаются вечными. Именно человечности, порядочности, милосердия, честности так не хватает в современном мире. Все это, как и тогда, больно ранит душу. Мне так понятна и близка по духу борьба противоречий, которые разрывают ранимую душу Гамлета, ведь он вынужден в одиночку противостоять лавине зла и бесчинства.
«Мир расшатался», — сказано в «Гамлете». Так было в эпоху Возрождения. А о чем же можно говорить сейчас?
«Таким Гамлетам сегодня просто не выжить, — с иронией утверждал один из моих слишком самоуверенных одноклассников. В наше время нужно уметь «приспосабливаться» и искать «золотую середину» между выгодным и нужным. Пока будешь раздумывать над вопросом: «Быть или не быть?» кто-то хитрее, богаче, эгоистичный перехватит твою инициативу и окажется впереди тебя. На таких Гамлетов смотрят ныне с презрением и насмешкой, как на слабонервных «заучек», которые только и копаются в себе и совсем не интересны окружающим. Они — скучны и зациклены лишь на своих переживаниях. Запомни себе, что сегодня только деньги и власть правят миром. Не имеешь этого — ты никто! Сейчас не ценятся умные, а хитрые», — не унимался мой собеседник.
Как бы там не было, а я не разделяю его мнения. Готовясь к написанию этого сочинения, я долго размышлял над образом Гамлета, пытаясь «разгадать» его внутреннюю сущность, как личности целостной и неординарной. И каждый раз я не мог подобрать нужных слов, чтобы дать ему характеристику. Это, видимо, нужно почувствовать сердцем. Я убежден: чтобы не происходило в мире, а противостояние добра и зла будет вечной темой и вряд ли прекратится. Это стало законом Вселенной и человеческого общежития. Гамлет — герой своего времени, своей эпохи, несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны он понимает, что человек — венец всего живого, украшение природы, ее совершенное произведение, с другой — убеждается, что человек, как существо разумное, все-таки недалеко ушла от животного, она часто пользуется только инстинктами и такая же тленная, как и все живое.
«Как и ради чего жить человеку в этом мире?» — задается он таким вопросом. И, не найдя ответа на него, переадресовывает его нам, тем, кому выпало жить в растерзанной неурядицами, урбанизированном XXI веке.
Говорят, что человек — кузнец собственного счастья и распорядитель своей судьбы. В широком смысле — это действительно так. Но влияние общественной морали, ход исторических событий и окружение накладывают свой весомый отпечаток на формирование характера и мировоззрения человека, его поступков и восприятия действительности. Красноречивое свидетельство этого — образ Гамлета.
«Быть или не быть?» означает: «Как жить?», «Во имя чего жить?» И это вопрос жизненного, судьбоносного выбора, который встает на пороге самостоятельности перед современными старшеклассниками, уходит своими истоками к образу Гамлета. Это вопрос из разряда вечно актульных. И ответ на него каждый ищет сам. Здесь, как на меня, не может быть готовых рецептов, указаний, справочников. Да, согласен, кому-то эти вопросы кажутся простыми, кому сложными, а кому-то, пока что они, как молвят, и в голову не приходят. Но тому, кто умеет рассуждать, кто пытается не просто существовать, они близки и волнительны. Читая произведение, мы видим, как Гамлет растет, мужается, познает мудрости жизни, открывает непростые законы выживания и постигает душой закономерности. Гамлет коварно погибает, но не столько за свою слабость или допущенные ошибки, сколько за свою добропорядочность, интеллигентность, невозможность самостоятельно противостоять миру лжи, низости и злобы. Познания человеком зла — вот в чем заключается трагедия Гамлета, а неприятие этого зла — источника конфликтов героя с действительностью.
Или современный Гамлет? Я считаю, что да. Именно благодаря таким как он -честным, самоотверженным, неравнодушным, чистым душой, цитадель зла будет окружена и покорена добром. Ведь зло всегда порождает только зло. И мой любимый герой противопоставляет ему свое ранимое, чуткое и доброе сердце.
Такие герои могут погибнуть физически, но духовно жить они будут вечно. Они смущают души людей, способствуют трезво оценить свои возможности и желания в поисках смысла жизни. Мудрым и старшим другом в мою жизнь вошел Гамлет, дав ответ на извечный вопрос о жизненном выборе человека. Я твердо убежден в том, какой дорогой должен идти, чего хочу достичь в жизни. Думаю, что грядущие поколение будет по-новому, опираясь на собственные позиции перечитывать трагедию, открывая неминуемое зло грядущей жизни, что и поможет определиться в собственных отношениях к нему.