(719 слов) Иван Сергеевич Тургенев был известным русским писателем-реалистом. За свой творческий путь Тургенев создал много интересных произведений. Безусловно, известнейшим является роман «Отцы и дети«. Работу над его созданием автор завершил в 1861 году. Известно, что на протяжении длительного времени Тургенев работал в журнале «Современник». Зачастую у писателя возникали разногласия с критиком Добролюбовым, который исповедовал нигилистические идеи. Их споры отразились в романе. В своем произведении автор показал идейные столкновения, которые могут произойти между представителями разных поколений и сословий. Особое место в произведении «Отцы и дети» занимает конфликт Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Рассмотрим поподробнее, в чем он заключался.
В своем произведении Иван Сергеевич отразил кардинальные изменения в общественной жизни страны той эпохи. Автор продемонстрировал столкновение поколений, которые представляют собой два разных лагеря — революционно настроенных демократов и более умеренных либералов. Писатель неспроста дал произведению такое название, ведь центральное место в романе занимает вечная тема «отцов и детей». Часто конфликт возникает из-за столкновения взглядов старшего и младшего поколения. Правда, в книге Тургенева конфликт более масштабный: разница у героев не только в возрасте, но в социальном положении. Базаров — разночинец, человек бедный и привыкший к труду. Кирсанов — дворянин, человек обеспеченный и живущий в праздности.
Конфликтующими сторонами являются Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. В образе Базарова автор воплотил разночинца, который добился всего собственными усилиями. По своей натуре Евгений является очень гордым, самоуверенным и интеллектуально развитым человеком. Он учился на медицинском факультете и мечтал стать врачом. Его очень интересовало развитие науки. Поэтому он любил проводить различные эксперименты. Базаров является нигилистом, отрицающим общепринятые нормы. Читатель замечает, насколько отличается отношение персонажа к искусству, любви и природе от отношения к этим ценностям обычного человека того времени. Евгений Базаров, умный и насмешливый, не отличается особой разговорчивостью, часто герой бывает резким и холодным. Эти качества он проявляет даже в семье. Все эти особенности характера героя лишь обострили конфликт.
В образе Павла Кирсанова автор изобразил аристократа, который в прошлом был «светским львом». Перед читателем предстаёт приверженец консервативных взглядов и идей. Кирсанов не желает признавать новых порядков. Он настолько погряз в условностях своего сословия, что не допускает брака брата и дочери экономки. Обычно Павел вежлив, однако он может быть вспыльчивым, если встречает то, что противоречит его убеждениям. Он упрям, горд, высокомерен, категоричен. Но к семье добр: помогает брату деньгами и любит племянника как сына.
Таким образом, Базаров и Кирсанов являются совершенно разными людьми. По этой причине у героев постоянно возникают споры и конфликты. Неоднократно Евгений и Павел заводили беседу, однако каждый раз их разговор заходил в тупик. Дело в том, что Павел Кирсанов является человеком принципиальным, и он очень уважает в людях это качество. А вот Евгений Базаров отрицает все принципы и не признаёт никакого авторитета.
Протест Базарова старому миру, сторонником которого является Павел Кирсанов, выражается даже в его внешности: красные рабочие руки, небрежный балахон, равнодушие к внешнему облику. Протест ощущается в каждом слове Базарова. В связи с этим Павел Кирсанов чувствует к Евгению лишь антипатию с самого начала, что уже заметно во время их первой встречи.
Особенно выраженной является словесная дуэль между представителем «отцов» и представителем новых порядков в десятой главе произведения.
Евгений Базаров, который абсолютно убеждён в собственной правоте, ведёт себя очень спокойно. Можно заметить, как нехотя персонаж отвечает на вопросы Павла Кирсанова. Приверженец старых традиций вызывает Базарова на спор, возмущаясь каждым его высказыванием. Очень очевидным является расхождение героев в нравственных, общественно-политических и философских взглядах. Для Евгения не существует дружбы, родственные отношения для него представляют собой лишь привычку, а любовь — физиологию, искусство — ненужный романтизм.
Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.
По мнению главного героя, разговоры об искусстве не имеют никакого смысла. Персонаж не желает замечать красот природы, заявляя лишь о её практическом смысле. Евгений, ничего не строя, пытается все разрушить. Именно в этом и заключается его слабость.
А для Павла Кирсанова важны такие понятия, как поэзия, музыка, любовь, семья, патриотизм. Аристократ воспевает традиции обычного народа, герой восхищается его патриархальностью и религиозностью. Отношение Евгения к простому человеку является скептическим. Он отмечает порочность народа и его суеверное видение религии.
Писатель ни с кем из героев не соглашается, а это значит, что из конфликта никто не выходит победителем. Тургенев заявляет о силе личности Евгения Базарова, он с уважением относится к герою. Можно утверждать, что Базаров является человеком дела, а Кирсанов — человеком слова, и время Павла Петровича уже ушло. По мнению Ивана Сергеевича, молодое поколение способно указать правильное направление развития страны, но для этого ему необходимо начать не с разрушения, а с созидания.
Автор: Виктория Комарова
Мое отношение к роману «Отцы и дети»: пример хороших отношений отцов и детей
Мое отношение к роману «Отцы и дети»
В школе часто задают написать сочинение про отношение к тому или иному герою лично каждого ученика. Конечно, это сделать сложно, если вы не читали произведение. Но мы поможем — вот сочинение по теме «Мое отношение к роману «Отцы и дети» с примером хороших отношений отцов и детей:
В романе «Отцы и дети» противоречивый, но стойкий характером нигилист Базаров мне нравится больше, чем мямля Аркадий Кирсанов. Но, вместе с тем, я не могу сказать, что я поддерживаю Евгения во всем. Мне искренне симпатична его тяга к новизне и протесту. Но я считаю, что прежде, чем ломать уже существующую годами систему, нужно знать, как построить новую.
Соответственно, критикуя дворянство, Базаров должен был не только все отрицать и нахваливать нигилистов, но и предлагать свои пути развития общества. Иначе он сам себе противоречит, и его разговоры – такая же пустая болтовня, как и разговоры об искусстве, которые он ненавидел.
Тем не менее, мне нравится Базаров тем, что он человек науки, эрудированный, мыслящий, воспитанный. Он талантливый врач, человек с убеждениями. Стоек как к физическому, так и моральному. Уравновешен.
Что же касается негативных черт, мне не нравится излишний цинизм героя и скупость его на эмоции. Каким бы протестантом не был молодой человек, мне кажется, не было ничего зазорного, если бы он открыто проявлял любовь к отцу и матери, к Одинцовой, дружеские чувства к Аркадию. Каким бы сильным не был человек, к близким людям нужно проявлять эмоции. Это не признак слабости, а признак любви. Также мне не нравится потребительское отношение Евгения к женщинам и отрицание чувств. Но, как показывает практика, встретив Одинцову, он изменился в лучшую сторону.
Кстати, даже семья Базаровых могла бы быть примером хорошего отношения между отцами и детьми, если бы Евгений был с родителями более душевным. Ведь они очень любили его, сопереживали – правда, не всегда понимали, что с ним происходит и до конца не могли вникнуть в образ его мыслей. Сам же герой считал родителей духовно ниже себя. И это огромная ошибка.
На самом деле, ему следовало понимать, что перед ним не глупые люди, а представители иного поколения, к которым стоит быть толерантным.
Конфликт отцов и детей может сойти на «нет» в любой семье. И ключ к этому — понимание. Дети должны осознавать, что родители не всегда могут поспевать за радикальными изменениями мира, и не всегда могут понять нововведения и моду. Родителям следует стараться успевать за интересами молодого поколения и понимать их. Если не полностью, то хотя бы отчасти
Также важно слушать и слышать, и конечно же, уважать друг друга
Сочинение 2
Как бы мы близки не были с родителями, конфликт между поколениями всегда будет идти рядом с нами. Вроде бы взрослый родитель должен понять все переживания подростка, так как сам ещё не столь давно проходил через всё те же эмоции. Может обойти острые углы в конфликтах. Но почему-то на деле все выходит наоборот. Почему же так происходит?
Всему виной опыт, накопленный старшим поколением. Они, с высока своих лет, понимают ошибки, которые совершали в юном возрасте. И страх того, что твой ребёнок может наступить на те же грабли, выражается в постоянных советах, нравоучениях, которые выливаются в конфликты с ребёнком. Ребёнок же, в свою очередь, ждёт поддержку в своих начинаниях от родителей, а не постоянную гиперопеку
Подростку претят все барьеры, которые устанавливает взрослый, так как, по мнению младшего поколения, это их шаги, их опыт в этой жизни, не важно: будет ли он положительный или отрицательный
Каждый, теперь уже взрослый человек, был таким же подростком, с таким же спектром переживаний. Он так же не понимал своих родителей, его родители в свою очередь имели свою точку зрения на систему воспитания ребёнка. В такие моменты подросток часто думает, что именно он не будет давать советы, учить и ограничивать своих детей. Но проходит время, вырастают дети, и все возвращается на круги своя.
Эта проблема никогда не выйдет из основных тем психологов.
Взрослому поколению необходимо понимать, что каждый человек, проходя этапы взросления, сталкивается с трудностями. Это закаляет характер, вырабатывает иммунитет к проблемам, стимулирует развиваться. Ребёнок не знает, с какими препятствиями жизнь его столкнёт в будущем, не знает, что нужно будет работать, заводить семью, трудиться, переживать потери, расставания, боль. Это все сейчас для него неактуально. Родители не должны давить, ограничивать и давать нравоучения. Необходимо направлять в нужном направлении, но делать это мягко, без потери связи с ребёнком. Иначе, конфликт может привести к еще большим проблемам.
Младшему же поколению нужно понимать, что родители не стремятся закрыть его от внешнего мира, не хотят сделать больно и плохо. Нужно прислушиваться к мнению взрослых, так как их опыт может дать верное направление уже сейчас, не зацикливаясь, что там будет в этом очень-очень далеком будущем.
Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери — «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это «уравнение» можно применить и к нашей проблеме. От поступков и шагов старшего поколения зависит обстановка в семье и устанавливаемая связь с ребёнком. Поэтому, нужно быть снисходительными к попыткам младшего поколения начинать свой путь в этой жизни. Но при этом всегда должны присутствовать полезные ограничения, без них сложно будет выстраивать дорогу молодым.
8 альтернативных факторов, почему конфликт отцов и детей вечен
Эти факторы нередко и становятся причинами появления конфликта между детьми и их родителями.
Причина | Описание |
---|---|
Несдержанность в высказываниях и поступках | Все люди имеют право проявлять эмоции, это нормально. Но если это происходит слишком часто и на «повышенных тонах», возникает недопонимание. Зачастую родителям кажется, что, не повысив голос, дети их не услышат. В ответ дети не стесняются в выражениях, чтобы родители лучше понимали серьезность их намерений. В итоге – типичное проявление конфликта. |
Нежелание понимать и принимать | Как известно, каждое поколение отличалось своими особыми вкусами – в одежде, манере поведения, музыке и т.д. Для каждого последующего поколения прошлая мода – настоящая «дикость». Стало быть, для родителей дикость – то, что модно сейчас. Нежелание понять вкусы друг друга – очень частая причина для ссор. |
Чрезмерная опека | Каждый человек, становясь родителем, видит свое основное предназначение в тщательном уходе за чадом и его защите. Но дети вырастают – это факт, а гиперопека остается еще на долгие годы. |
Желание поскорее стать взрослым | Это зачастую проблема детей. Уже в 14-15 лет им кажется, что они взрослые и умудренные опытом люди. Родителей слушаться в таком возрасте уже не модно, а значит, можно жить в свое удовольствие. Но какому родителю это понравится? Разумеется, будет очередной скандал. |
Устарелые взгляды на мир | Большинство родителей считает, что ребенок должен обязательно окончить школу, потом университет, потом – пойти за работу. Но современные дети выбирают фриланс, удаленную занятость, блоггинг. К сожалению, многим родителям это не по душе. |
Усталость от родительства | Если спросить у родителя, устал ли он, ответ будет отрицательным. Для каждого родителя его ребенок – гордость, а не груз на плечах. Но на самом деле родители устают, еще и как. Из-за этого они порой не могут адекватно воспринимать поступки детей, и сильно отдаляются от них. |
Детский эгоизм | Современные детишки немного избалованные, счастье для них состоит в наличие материальных благ, от чего их родители вынуждены слишком много времени уделять работе. По этой причине дети становятся эгоистами, а родители слишком устают. Причина непонимания тут очевидна. |
Разрушенные браки | Во все времена случалось, что родитель воспитывал ребенка самостоятельно. Для кого-то это не вылилось в проблему, а кто-то слишком зацикливался на неполноте семьи, от чего дети вырастали несчастными, родитель был всегда уставшим, а денег не хватало. Все это с годами выливается в вечный конфликт. |
Несмотря на то, что причины, казалось бы, разные, их суть одна – родители устают, и их ценности кардинально другие. Дети всегда немного эгоисты, и им не понять проблем своих предков.
Из-за недоговорок, обид и нежелания поговорить на чистоту возникает конфликт. И он не исчезает с годами, так как каждое последующее поколение – уже совсем не то что было прежде.
Причины появления конфликта
Конфликт отцов и детей чаще всего возникает по следующим причинам:
- Проблемы в школе. Плохая успеваемость ребенка, жалобы учителей на плохое поведение, абсолютное нежелание выполнять домашнее задание.
- Порядок в доме. Его несоблюдение становится причиной для ссор между родителем ребенком практически любого возраста.
- Ложь. Мамы и папы крайне недовольны детским враньем. Каждый ребенок хотя бы раз солгал своим родителям. После того как правда «выплывает наружу», происходит очередной скандал.
- Шум. Дети по своей натуре подвижны, поэтому они создают много шума (звук телевизора, громкая музыка, крики и аудиоигрушки).
- Непочтительное отношение к старшему поколению. Такое поведение возмущает родителей, поэтому они ругают ребенка.
- Требование подарков. С этой проблемой сталкивается каждый родитель. Чадо знает только слово «хочу», поэтому неприобретенная вещь становится поводом для обид со стороны ребенка.
- Круг общения. Друзья подростка очень часто вызывают подозрение и отца и матери. Это недовольство они стараются донести до ребенка, который и слышать ничего об этом не хочет.
- Внешний вид. Неопрятная внешность, современная манера одежды и вкус ребенка очень часто становятся причиной конфликта.
- Домашние животные. Ссора возникает либо из-за недостаточного ухода ребенка за своим питомцем, либо из-за его чрезвычайного желания завладеть им.
Сравнение принципов двух семей
Проблема взаимоотношений отцов и детей актуальна во все времена
Очень важно то, какое воспитание родители дают своим детям, но также важны и отношения в семье. В строгости и жесткости можно воспитать волю, но наиболее гармоничные личности вырастают в семьях, где детям позволено иметь свое мнение
Семью Ростовых Толстой представляет как идеал взаимоотношений между родителями и детьми. Здесь царят гармония и взаимоуважение.
Направление принципов воспитания Болконских автор показывает жестким и диктаторским. Марья обречена на безбрачие, жизнь в доме тирана. Она смирилась с этим, а отцу безразлична ее женская судьба, хотя он очень любит Марью. В поисках достойного кавалера, Николай Андреевич способен и вовсе оставить дочь без семьи и детей. Андрей стремиться убежать из родительского дома, но на его личности сказывается жесткость в принципах воспитания. Это говорит о том, что на плечи родителей ложится судьба сына или дочери, ведь принципы воспитания – прямая дорога, по которой предстоит идти выросшему человеку самостоятельно.
Проблема отношения между старшим и молодым поколением – вечный вопрос, который в своем творчестве поднимает множество авторов
На примере произведения «Война и мир», мы видим, насколько важно вкладывать в воспитание детей любовь и готовность поддерживать начинания и идеи ребенка
Сравнивая принципы воспитания в нескольких семьях, Толстой показывает, как важно уделять внимание тому, что происходит с ребенком, контролировать его поведение, но не влезать в его жизнь. Так, на примере Курагиных читатель может увидеть и оценить, что собственный пример – одна из немаловажных составляющих воспитания. Дурное воспитание передается детям автоматически, и очень важно не только воспитывать детей в кругу семьи, но и создавать общественный контроль над воспитанием молодого поколения
Дурное воспитание передается детям автоматически, и очень важно не только воспитывать детей в кругу семьи, но и создавать общественный контроль над воспитанием молодого поколения. Роман «Война и мир» способен много рассказать о важных принципах жизни в обществе, в том числе о воспитании детей и проблемах столкновения интересов поколений
Роман «Война и мир» способен много рассказать о важных принципах жизни в обществе, в том числе о воспитании детей и проблемах столкновения интересов поколений.
Данная статья поможет написать сочинение на тему «Отцы и дети в романе «Война и мир», дать сравнительную характеристику принципов воспитания в двух разных семьях.
Советы психолога
Отцы и дети – конфликт поколений, знакомый каждому. Но избежать его можно и нужно. Для этого достаточно следовать следующим советам:
принимать ребенка следует таким, какой он есть, не стоит навязывать ему свои вкусы и предпочтения;
категорически запрещено повышать на ребенка голос;
попрекать ребенка своими достижениями непозволительно;
наказывать подростка следует аккуратно, без принятия жестких мер;
интересоваться жизнью ребенка нужно аккуратно, как бы невзначай;
не стоит забывать про сантименты (объятия и поцелуи), но их количество должно контролироваться;
нужно постоянно хвалить ребенка и акцентировать внимание на его положительных чертах;
нельзя заставлять подростка что-то делать, его стоит попросить.
И, главное — не стоит забывать о том, что каждый человек индивидуален и у него есть свой путь и своя судьба.
Стихи про войну для детей начальной школы на конкурс чтецов (2-3 класс)
Качается рожь несжатая, Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы — девчата, Похожие на парней. Нет, это горят не хаты, То юность моя в огне, Идут по войне девчата, Похожие на парней. Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву и тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.
***
22 июня 1941 года «Началась война…» – В сердца вонзилось Страшною отравленной стрелой. И на свете Всё переменилось. И тревога Встала Над страной.
Эта весть Собой закрыла солнце, Словно туча чёрная в грозу. Нивы Вдруг пожухли, Колокольцы Вздрогнули В разбуженном лесу.
Эта весть Ударила, как бомба. Гнев народа Поднялся волной. В этот день Мы поклялись до гроба Воевать С проклятою войной.
В этот день Ты верным стал солдатом, И тебе, Прошедший бой солдат, Люди За победу в сорок пятом От души Спасибо говорят. Миклай Казаков
***
Запевали песню запевалы Запевали песню запевалы, Подпевали все до одного, И она им сердце согревала, Только жаром сердца своего! Только тем, что прямо пала в душу, Стала солнцем, явью и мечтой, Нашей русской девушкой Катюшей, Сероглазой девушкой простой. Шла Катюша с гневом или болью, От Советской родины вдали. И бровинки тонкие, собольи, Как сошлись, расстаться не могли! А.Прокофьев
***
Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как Мавзолей земля — На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжелые гремят, Ветра разбег берут. Давным-давно окончен бой… Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в Мавзолей… С. Орлов
***
Нет сказали мы фашистам Не потерпит наш народ Чтобы русский хлеб душистый Назывался словом “брот”. И от моря и до моря Встали русские полки Встали с русскими едино Белорусы, латыши, Молдаване, чуваши. Все советские народы Против общего врага Все, кому мела свобода И Россия дорога. Не опишешь в этой были Немцев били там и тут, Как побили – так салют.
***
От бескрайней равнины сибирской До полесских лесов и болот Подымался народ богатырский Наш великий советский народ, Выходил он свободный и правый, Отвечая войной на войну, Постоять за родную державу, За могучую нашу страну Сокрушая железо и камень, Он врага беспощадно разил Над Берлином победное знамя Знамя правды своей водрузил. Он прошёл через пламя и воду Он с пути не свернул своего. Слава, слава, герою народу! Слава, Армии этой страны!
Что такое конфликт отцов и детей, и откуда «растут» его корни?
В психологии существует два очень близких понятия – конфликт поколений и конфликт отцов и детей. Многие эти термины отождествляют, хотя между ними все-таки есть разница.
Когда мы говорим о конфликте поколений, мы подразумеваем непонимание между людьми, рожденными в разные эпохи (поколения). Основная причина возникающего на этой почве конфликта – очень большая временная «пропасть», которая сильно мешает людям из разных поколений понимать друг друга.
Когда же речь заходит о конфликте отцов и детей, разница во временной пропасти несколько сужается, так как предполагаются отношения лишь двух поколений – отцов и их детей. Точнее, не только отцов, но и просто родителей.
Отсюда возникает вопрос: если разница между поколениями не слишком велика – всего 20-30 лет, то откуда возникает конфликт?
Несмотря на относительно небольшую разницу в возрасте, конфликт отцов и детей – распространенное явление, которое начинает проявляться, как только ребенок совершает попытки самоутвердиться.
С первым детским «Я могу сам» появляется определенное недопонимание, когда родители стараются проявить гиперопеку, а ребенок стремится к самостоятельному решению первых проблем, к примеру, надеть куртку и шапку.
И все бы ничего, если бы конфликт ограничивался одним непониманием. Как правило, конфликт отцов детей проявляется и в другом:
- Частых ссорах и склоках между родителями и детьми.
- Желании ребенка поскорее покинуть отцовский дом.
- Нежелании обеих сторон слушать и прислушиваться к друг другу.
- Недоверии со стороны самых близких родственников.
Согласно статистике, конфликт отцов и детей встречается в 85% семей.
нем говорится еще в мифах античного мира, где описываются непростые отношения богов с их детьми.
Выходит, что трудности в общении родителей и детей – явление и вправду давнее. Так что же мешает его искоренить?
«Отцы и дети» — отношение к искусству, природе: сочинение, аргументы, цитаты
«Отцы и дети» — отношение к искусству, природе
Базаров – человек категоричный и рациональный. Он предан науке, считает ее высшей движущей силой. Вот сочинение по теме «Отцы и дети» — отношение к искусству, природе», с аргументами и цитатами:
К любви, искусству, и всему возвышенному, Евгений относится скептически, считая, что «один химик приносит больше пользы, чем 20 поэтов». Он утверждает, что «смотрит на небо только тогда, когда чихает, а не для того, чтобы полюбоваться им, и т.д.». Негативно Базаров относится и к музыке. Он считает это «искусством наживать деньги» и тратой времени впустую.
Герой не читает художественную литературу. В его понимании, только научные труды приносят пользу, а остальное – сказки, которые в жизни совершенно бесполезны. Тем не менее, в искусстве Базаров разбирается – иначе не стал бы так яростно его отвергать. Поскольку его подход научный – прежде, чем что-то критиковать, герой вникает в суть и делает свои логические выводы, которые позволяют говорить что-либо конкретное.
Возможно, что юноша так негативно настроен по отношению к искусству, поскольку считает, что обществу сейчас нужно не развлекаться, а срочно решать политические, гражданские вопросы. Базаров строит вполне разумные суждения, базируясь не на эмоциях, а на личном опыте, логике, анализе. Переспорить его достаточно сложно.
Красоту природы герой отрицает. Он считает, что она является не храмом для человека, а мастерской. Соответственно, любоваться каплями на листах после дождя и писать о них стихи — это глупо. А вот заниматься ботаникой с целью изучения и внедрения новых лекарственных растений, либо же практиковаться на лягушках в медицинских целях – это правильно. Получается, Евгений убежден, что дары природы должны быть полезны человеку, не стоит воспевать ее словно богиню, просто ради красного словца.
СПАДИЛО.РУ
Основной конфликт романа
Конфликт между отцами и детьми длится с начала времен и по сей день. Особенно остро он ощущается в периоды перемен общественной жизни, когда поколение прошлого выступает как консерватор, а молодежь ратует за новизну. Такая ситуация характерна для России 60-х гг. 19 в., свое отражение она нашла в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Столкновение старого и молодого поколения преодолевает рамки семейного конфликта и затрагивает социально-политическое устройство страны – социал-демократы встают на борьбу с либералами-аристократами.
Базаров и Павел Петрович
Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.
Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей
Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки
Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.
Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.
Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».
Базаров и его родители
В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.
Аркадий и семья
В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.
Тема «отцов» и «детей» в русской литературе
Взаимоотношения отцов и детей – одна из первостепенных и значимых в русской литературе. Эта проблема отражена в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в драме «Гроза» А.Н. Островского, в творениях А.С. Пушкина и мн. др. Авторы как люди творческие стоят на стороне молодого поколения. Однако Тургенев не занимает определенной позиции, и предоставляет возможность читателю самому выбрать правильную идеологию
Я думаю, для Тургенева было важно показать, что только в мире и гармонии общество сможет правильно развиваться в дальнейшем
В чем причины конфликта отцов и детей? («Отцы и дети»)
Проблема взаимоотношений между поколениями стоит очень остро. Почти каждый школьник, если его об этом спросить, скажет, что в его семье между взрослыми и детьми есть какое-то недопонимание. Хорошо, когда мамы и папы стараются уважать мнение ребенка, а сам ребенок лишний раз не провоцирует взрослых на скандал. Но нередки случаи, когда гордость с обеих сторон вынуждает членов одной семьи вступать в серьезный конфликт друг с другом. Родители не слышат детей, дети не хотят понять родителей. Каковы причины конфликта между представителями разных поколений?
Причин, по которым возникает проблема «отцов и детей» множество. Я же считаю, что главная из них – это различные взгляды на жизнь. Действительно, у каждого поколения свои принципы и идеалы. Это вполне объяснимо. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на живущих в именно в этом время. Потому те модные тенденции, что прослеживались пятьдесят лет назад, будут смешны в глазах нынешнего поколения. Об этом даже написано множество книг. Среди них отдельное место занимает роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Именно в этом произведении наблюдается конфликт отцов и детей на почве различных суждений о мире и взглядах на жизнь. Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов – представители младшего поколения. Они преследуют идеи нигилизма, популярного течения среди молодежи тургеневской эпохи. Нигилизм подразумевает отрицание высших ценностей: любви, дружбы, искусства, силы природы, чувства прекрасного. Разумеется, старшему поколению в лице аристократов братьев Кирсановых не понять эти новомодные идеи молодежи. Конфликт неизбежен, так как каждый из героев отстаивает свою точку зрения и взгляд на мир.
Похожая ситуация наблюдается и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Здесь читатель знакомится с веком минувшим, то есть с Фамусовским обществом во главе с непросвещенным Фамусовым, и веком нынешним, с молодым и образованным человеком Чацким. Старшее поколение воспитано таким образом, что их высшими ценностями является продвижение по карьерной лестнице, получение хорошего чина и накопление богатства. Самое интересное, что каждый из Фамусовского общества видит в этом цель жизни, но серьезно работать над этим не желает. Им неинтересны книги и просвещение, не интересна и сама работа.
Они предпочитают отбросить книгу как ненужную вещь, а от работы отлынивать насколько это возможно. Чацкий же сторонник других идей и правил. Он рад служить, но не желает это делать так, как принято старшим поколением. Чацкий образован, не глуп, и продолжает развиваться дальше, находя в этом великую ценность. Различные взгляды на мир и место в нем разыгрывают конфликт между представителями разных поколений. Но Чацкий один против целого общества. Ему не победить в этой борьбе мнений.
Таким образом, главной причиной конфликта отцов и детей, являются различные взгляды на жизнь и ценности. Каждому поколению свойственны свои рассуждения, мысли и мнения. Именно из-за этого конфликт между старшими и младшими неизбежен и будет повторяться с каждым новым поколением.
Итоговое с аргументами из литературы
Конфликт поколений всегда был актуальной проблемой. Причины разногласий кроются в различных аспектах. У каждого своего представления об окружающем, свои принципы и идеалы, которые порой нам могут противоречить.
Эти разногласия присутствуют и в русской литературе. Это утверждает, что проблема межпоколенческих отношений всегда интересовала писателей. И ни один из них не оставил в своей работе полностью разрешенного конфликта.
В качестве первого примера можно взять произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети». Данное творчество сразу заставляет нас увидеть разницу взглядов двух поколений.
Разладица Базарова и Кирсанова представил разность во взглядах двух поколений, доказав бесконечность трудности взаимоотношений отца и детей. И если Кирсанов почитал Базарова начальником, то для Базарова Кирсанов был праздным, ненужным хозяином. И если прошедшее поколение заключалось из приверженцев вежливых нравов, незанятой аристократии, то новое поколение заключалось из людей службы и бизнеса, презирающих надмение и ленивую жизнедеятельность в своих имениях. Они думают о том, чтобы все больше и больше улучшить себе жизнь, но не ищут счастья в мелочах. Если бы обе стороны не были настолько категоричны, они пошли на компромисс, ведь соединение двух поколений могло бы быть сильно плодотворным.
Таким образом, Базаров мог научиться сдержанности у Кирсанова, а Кирсанов открыл для себя мир преобразований.
Также делая аргумент в сторону данной темы, можно взять комедию А. Грибоедова «Горе от ума».
Здесь указывается поколение двух разных взглядов. Первый тип составляет Фамусов и его окружение со своими жизненными принципами, которые занимают верхи общества. Также противоположный ему персонаж – Чацкий.
У него совершенно другой взгляд на жизнь, в отличие от Общества Фамусова. Главный герой противостоит поклонению, подобострастию, лицемерию, с помощью которых люди «прошлого века» привыкли добиваться своих корыстных целей, совмещая их со служением и приспособленностью к обществу. Чацкий выходит за рамки социальных изменений, к которым представители «отцов» относятся отрицательно, так как их устраивает уже привычное существование. Грибоедов пытается донести до нас, что у этих поколений разные представления о личной и общественной жизни, также замечается разное видение на окружающий мир. Это и послужило нерешенностью разногласия и появляется необходимость конфликта между «отцами» и «детьми»
Подводя итоги, хочется сказать, что, неизбежность конфликтов взрослого и младшего поколения будет происходить еще множество веков. Всё это может свидетельствовать что люди по-разному смотрят на жизнь и свои реалии, поэтому неким выходом из данной ситуации будет прислушиваться мнения старшего поколения, но оставаться при своем.
Авторы интернет-журнала Литеровед рады предложить читателям новое сочинение на тему «Образ Анны Одинцовой в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев), в котором раскроют образ героини произведения и определят ее роль в раскрытии характера нигилиста Евгения Базарова.
В 1862 году в журнале «Русский вестник» был напечатан роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, над которым талантливый писатель работал в течение года: с августа 1860 по август 1861 года. Сразу после своего появления произведение побудило острые споры о главном герое, об идейной позиции автора и художественных особенностях романа. И.С. Тургенев явил русской литературе новый тип героя, пришедшего в середине девятнадцатого века на арену общественной деятельности. Новый герой – демократ-разночинец Евгений Базаров. По происхождению он сын полкового лекаря и простой русской дворянки. Молодой человек учится в университете на медицинском факультете, интересуется естественными науками.
Большую роль в понимании образа нигилиста Базарова, а также несовершенства его теории играет Анна Сергеевна Одинцова. Как нигилист, Базаров многое отрицает: он не верит в существование любви, поэтому смеется над Павлом Петровичем Кирсановым и его любовью к княгине Р.; называет природу не храмом, а мастерской, в которой человек является работником; герой отрицает пользу аристократии, как класса; негативно отзывается о русском народе. Знакомство с Анной Одинцовой, а затем и возникшее к ней глубокое чувство не только показали, насколько несовершенна теория Базарова, но и убедили самого героя в существовании любви.
Анна Сергеевна Одинцова – молодая двадцативосьмилетняя вдова, помещица. Впервые Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров встретились с ней на балу у губернатора. Молодая женщина предстала перед гостями, словно царственная особа, которая с первого взгляда поразила всех своей внешностью и достоинством осанки. Анна Сергеевна была высокого роста, стройная, ее обнаженные руки красиво лежали вдоль стана, светлые глаза смотрели из-под белого нависшего лба спокойно и очень умно, а губы улыбались чуть заметною улыбкой. Весь ее образ излучал ласковую и мягкую силу. Она не была похожа на других дам, в ней была какая-то загадка, изюминка, которая тянула, будто магнитом, к ней других людей. Казалось, что даже складки платья у нее ложились стройнее и шире, чем у других, а в ее движениях было больше плавности и естественности одновременно.
Судьба Одинцовой складывалась не совсем просто. Мать Анны рано умерла, а отец был страстным игроком. Он проиграл в карты почти все состояние и вынужден был переехать с дочерями в глухую деревню, где жил уединенно, не общаясь с соседями, так как их презирал и считал себя выше других. Вскоре он умер, оставив юных девушек сиротами. Анне Сергеевне на тот момент было всего двадцать лет, а ее сестре Катерине — двенадцать. Анна Сергеевна получила прекрасное образование в Петербурге и вовсе не была готова жить в глухой деревне и управлять имением. Однако девушка не растерялась, она выписала к себе сестру матери, старую и капризную княжну, и уже приготовилась прожить свой век в глуши, но судьба подарила ей счастливый шанс: героиня встретила богатого помещика Одинцова, который влюбился в нее и предложил руку и сердце. Анна Сергеевна согласилась стать его женой. Через шесть лет супружеской жизни Одинцов умер, оставив Анну единственной наследницей своего состояния.
После смерти мужа Анна Сергеевна осталась жить в Никольском, так как полюбила это тихое и уютное место. Она редко выезжала в свет, жила уединенно, много читала, занималась самообразованием. О ней всякое говорили в свете, но Анна Сергеевна не обращала на слухи никакого внимания. При первой же встрече эрудированность, глубокий живой ум молодой женщины удивили Евгения Базарова. Он отметил, что Одинцова – отличный собеседник, умеет поддержать разговор на разные темы, видно, что не теряет время впустую в деревне.
Героиня отличается гордым, независимым, решительным характером, обладает любовью к порядку, домашнему уюту, чистоте. Она спокойна и хладнокровна, прекрасно воспитанна. Во время беседы Анна Сергеевна предпочитает слушать собеседника, а не говорить, со всеми одинаково мила и любезна. Превыше всего в жизни она ценит постоянство и комфорт, которые дают ей прекрасную возможность чувствовать себя спокойной. Все в жизни молодой женщины происходит по четкому плану, распорядку. Возможно, именно эта страсть к постоянству, комфорту, не позволила Анне Одинцовой никого впустить в свое сердце, глубоко и искренне кого-то полюбить, потому что любовь лишает даже самого сильного человека душевного равновесия, нарушает тот жизненный порядок, к которому человек привык. Так случилось и с Евгением Базаровым и Анной Сергеевной. Две сильные личности потянулись друг к другу.
В Базарове Одинцову привлекли глубокий смелый ум и решительность. Он смело и открыто высказывал свои мысли и ничем не был похож на других молодых людей, чем был любопытен для героини. Базаров – человек образованный, начитанный, и Анне Сергеевне было интересно и приятно вести разговор с умным собеседником. Базаров же с первого взгляда обратил внимание на непохожесть героини «на остальных баб», отметил ее холодность, трезвый рассудок. В ней нет ни тени жеманства и кокетства, она умеет быть учтивой, внимательной и приветливой, однако в своих суждениях предпочитает оставаться независимой от чужого мнения. Долгие беседы и неспешные прогулки в Никольском сблизили молодых людей. Базаров с удивлением сначала себе признается в том, что влюбился в Анну Сергеевну, а потом открывается ей в своих чувствах. Любовь стала для Базарова огромным потрясением, открытием. Герой ждал от любимой ответа, но Одинцова испугалась силы чувств молодого нигилиста, поэтому отвергла его любовь, выбрала стабильность. Молодая женщина, на долю которой выпало множество нелегких испытаний, ничем не хотела нарушать спокойную и размеренную жизнь, терять душевный покой. К своему благополучию Анна Сергеевна шла трудным путем, поэтому даже ради любви она не смогла отказаться от спокойной и комфортной жизни.
Образ Анны Одинцовой и история любви Базарова к ней дают возможность читателю лучше понять характер главного героя, а автору, который не разделяет нигилистические убеждения Базарова, подчеркнуть зыбкость взглядов героя, их нежизненность, несостоятельность, а также убедить читателя в том, что любовь существует и это самое прекрасное чувство в жизни человека.
В человеке существует много различных энергий. И у каждой из них есть своя точка кипения, то есть такая точка, характеризующая её размерность, в которой она уже не может существовать в таком виде, в каком она существует. Так, однажды моя физическая энергия достигла такой точки. Тогда я долгое время просидел за работой, причём вся эта работа касалась компьютера. В итоге через некоторое время я понял, что я, наверное, умру сейчас, если не убью кого-нибудь или не зарежу. Мне повезло: через некоторое время на даче потребовалось сломать шкаф (его нужно было вынести из дома, а он был слишком большой для дверного проёма и неразборным), я, конечно же, сразу вызвался. Боже, как я его тогда сломал. Болты я не отворачивал, а долбал по ним кувалдой что есть мочи, пока они не лопались и не улетали чёрт знает куда! По петлям долбать было бесполезно, я подсунул под одну из них монтировку, надавил на неё с такой силой, что шкаф перевернулся, по-моему, даже монтировка немного погнулась. Есть пример и из истории: франко-прусская война. Отношения между Германией и Францией так сильно накалились, что достаточно было лёгкого повода, чтобы начаться войне.
Так случилось и с двумя героями романа «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов с самого начала не понравился другу его племянника Базарову. По мнению обоих, они принадлежали к разным сословным группам: Кирсанов даже не пожал руку Базарову, когда они в первый раз встретились. У них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всём, презирали друг друга. Часто между ними происходили столкновения, ссоры. Через некоторое время общаться, а, следовательно, ссориться они стали меньше, но душевное противостояние оставалось. Бомба была заложена, оставалось только её сдетанировать. Сдетанировал её случай с Фенечкой. Павел Петрович приревновал Фенечку к Базарову, когда увидел их целующимися в беседке, и на следующий день вызвал его на дуэль. Насчёт причины он сказал так: «Полагаю… неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения. Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?». Базаров согласился, но назвал дуэль «глупой», «необычайной». Происходит она на следующий же день рано утром. Секундантов у них не было, был только свидетель – Пётр. Пока Базаров отмерял шаги, Павел Петрович заряжал пистолеты. Они разошлись, прицелились, выстрелили. Базаров ранил Павла Петровича в ногу… Хотя они должны были по условию стрелять ещё раз, он подбежал к противнику и перевязал ему рану, послал Петра за дрожками. Приехавшему с Петром Николаю Петровичу решили сказать, что повздорили из-за политики.
Можно ли считать победу Базарова как намёк на то, что передовые люди правы и однажды победят? Я считаю, что нет, с таким же успехом, как победил Базаров, мог победить и Павел Петрович, просто тому не хватило везенья, о том, кто кого победил, можно говорить во время их ссоры, но не на дуэли, когда всё решает теория вероятности. Конечно же, главными виновниками дуэли были они сами: никто их не подстрекал к этому; так это прокомментировал сам Павел Петрович: «Мы немножко повздорили с господином Базаровым, и я за это немножко поплатился».
Автор описывает утреннюю природу, на Фоне которой шли Базаров с Петром, как бы показывая, что они, дураки, рано встали, разбудили природу и пришли на поляну заниматься «глупостью», зная, что ничем хорошим это не закончится. Также автор показывает особое поведение Павла Петровича перед дуэлью: «Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью», что говорит о том, что он хотел выиграть дуэль, очень надеялся на это, хотел поквитаться, наконец, с «нигилистами»: «Он мне прямо в нос целит, и как щурится старательно, разбойник!» – подумал во время дуэли Базаров.
Сцена с дуэлью занимает одно из завершающих, результирующих мест в романе. После неё герои стали хоть немножко, но по-другому относиться друг к другу: либо хорошо относиться, либо вообще никак не относиться.
117427 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Анализ сцены дуэли в произведении Тургенева «Отцы и дети» (XXIV гл.)
Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети» Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами — явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению.
Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти церемонии, то Павлу Кирсанову-то нет! Оппонент Базарова в общей философии и взглядах на жизнь, Кирсанов здесь выступает, как человек лишенный снобизма и принимающий демократию всей душой. Да, да, это он, надушенный и напомаженный, с маникюром и идеально подобранным туалетом, проявляет себя, как истинный демократ, относясь к Базарову, как к человеку равному, уважаемому. Вызывая его на дуэль, он ставит себя с нигилистом на одну сословную ступень и даже не задумывается над этим.
А ведь как все хорошо начиналось! В этот приезд Аркадия с другом в Марьино, жизнь в усадьбе течет размеренно. Аркадий наслаждается летним отдыхом и чувствами к Кате. Фенечка занимается малышом, Николай Петрович домом и хозяйством. Павел и Николай утратили горячность в спорах. Если и вступают в разногласия, то вяло, без пафоса и присущей, ранее, горячности.
Базаров увлечен работой. Точнее, он работает с остервенением. Работает так, как будто что-то не успеет сделать? Предчувствует скорый конец? Да нет. Скорее пытается забыться, избавиться от душевной муки, которую нанесла ему неразделенная любовь к Одинцовой.
Его одержимость и работоспособность не могут не вызывать уважения у окружающих. Братья Кирсановы с интересом относятся к его опытам. Николай Петрович заходит частенько «поучиться» и сидит тихонько, не мешает, наблюдает. Павлу тоже интересно. Он даже решается заглянуть в микроскоп и понаблюдать за инфузорией. И важно здесь не только то, что старшее поколение – «отцы» проявляют интерес к занятиям «детей». А то, что «дети», в частности, Базаров готов поделиться знаниями, потратить время на демонстрацию и комментарии. Кажется мосты между поколениями потихоньку наводятся. Жара, солнце, летняя истома никак не предвещают беды.
Но, мы забыли про Фенечку. Все войны мира совершаются из-за женщин. Фенечка занимается Митенькой и домом. Она молода, свежа и прекрасна. Она естественна и мила. И все присутствующие в доме мужчины не могут этого не замечать. И все дышат к ней не ровно. Кроме Аркадия, разумеется. Аркадий влюблен в Катерину, у него роман, и он мало замечает происходящее.
А между тем Фенечка нравится Базарову. Только с ней он общается с удовольствием. Да и Базаров нравится Фенечке. Как человек, как хороший доктор и советчик в воспитании малыша. Да и просто как молодой интересный человек. Фенечка так простодушна, что никаких планов и мыслей на счет Базарова у нее нет и быть не может. Она искренне любит Николая Павловича.
Собственно – то и Базаров насчет Фенечки никаких планов не строит. Ему не до этого. Но он тянется к ней, как ко всему естественному от природы, чистому, простому и прекрасному одновременно. Он просто не смог сдержаться и поцеловал ее, когда увидел в беседке, с полуобнаженными руками, всю в россыпи роз, свежих и прекрасных, как она сама. Трудно назвать этот поцелуй страстным. Так целуют хорошенького ребенка, или понравившееся животное (котенка, собачку) от избытка чувств. Ведь он не хватал молодую женщину за руки, не прижимал к себе. Нет, он просто наклонился к ней и поцеловал. Как целуют спящего. Беда в том, что Фенечка испугалась и осудила Базарова за его поступок. Хотя, кто его знает, что было бы дальше, поведи себя Фенечка по-другому? И к несчастью, Павел Петрович увидел эту сцену. И воспринял ее, как личное оскорбление. И не только потому, что Базаров нарушил закон гостеприимства и перешел границы приличия. Более чем за брата, Павлу было обидно за себя. Он такой ухоженный, образованный и интересный даже мысли себе такой не допускал. А этот нигилист посмел! И не только помыслить, но и осуществить. Павел тоже влюблен в Фенечку. Он увлечен ею. Да и честно говоря, только слепой или больной(или влюбленный, как Аркадий) не пленился бы расцветающей красотой молодой крестьянки.
Итак, дуэль. Базаров обескуражен вызовом, но отказаться не может. Оба дуэлянта отказываются от своих принципов. Их мировоззрение меняется. Тургенев описывает дуэль с некоторой комичностью. Дуэли уже отходили в разряд пережитков. Он с некоторым пренебрежением описывает сцену ранения Павла Петровича «в ляжку». Здесь оба, и либерал и демократ проявляют силу духа, чувство юмора и понимание друг друга.
Ранив Кирсанова, Базаров, как настоящий врач, тут же оказывает ему помощь. Можно сказать, что с дуэли, оба возвращаются, симпатизирующими друг другу людьми. Трудно сказать, смогли бы они дружить. Но в результате пережитого до дуэли и на ней, они стали другими людьми. С уважением относящимися друг к другу. Павел, поднявшийся над сословными предрассудками, вызвав Базарова на дуэль, не останавливается на этом. Он говорит брату, что пора бы ему узаконить отношения с матерью его ребенка. Николай Кирсанов потрясен. А Павел отправляется в путешествие. Ему надо обдумать происшедшие с ним перемены, да и просто отвлечься.
Сцена дуэли важна еще и тем, что она показывает, что какими бы не были разногласия между поколениями, либералами и демократами, прежде всего — они люди. А это значит, что они смогут в трудную минуту найти общий язык и существовать вместе.
Посмотрите эти сочинения
Трагедия Базарова (сочинение)Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из?за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
Дружба Базарова и Аркадия (сочинение)Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
Образ Наташи Ростовой (сочинение)Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
Женские образы в романе «Отцы и дети» (сочинение)Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
Базаров и Павел Петрович (сочинение)Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
Базаров и «накипь нигилизма»Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева «Отцы и дети». Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. […]
История создания романа «Отцы и дети» ТургеневаЗамысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «. Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей». » Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
Идеологическая дуэль Базарова и КирсановаИспытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых (таблица)Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова в таблицеБазаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
Характеристика героев «Отцы и дети» (таблица)Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
Письмо Базарова к ОдинцовойУважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
Поколение «отцов» в романе Тургенева «Отцы и дети»По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]
Роль Базарова в развитии основного конфликта романа Тургенева «Отцы и дети»В своем творчестве Иван Сергеевич Тургенев старался всегда идти в ногу со временем. Он горячо интересовался событиями в стране, наблюдал за развитием общественных движений. К анализу явлений русской жизни писатель подходил со всей ответственностью и пытался досконально разобраться во всем. Свой роман «Отцы и дети» писатель точно датирует 1859 годом, когда в русском обществе видную роль стали играть образованные разночинцы, пришедшие на смену угасающему дворянству. Эпилог романа повествует уже о жизни после […]
Болезнь и смерть БазароваРоман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
Сила и слабость нигилизма Евгения БазароваДействие романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры — демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа […]
Русские дворяне КирсановыДействие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества — надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось […]
Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
Две дуэли в романе «Отцы и дети»Павел Петрович Кирсанов с самого начала не понравился другу его племянника Базарову. По мнению обоих, они принадлежали к разным сословным группам: Кирсанов даже не пожал руку Базарову, когда они в первый раз встретились. У них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всём, презирали друг друга. Часто между ними происходили столкновения, ссоры. Через некоторое время общаться, а, следовательно, ссориться они стали меньше, но душевное противостояние оставалось. Бомба была […]
Конфликт теории и жизни в романе Тургенева «Отцы и дети»Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
2017 Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Все материалы на сайте в свободном распространении. Google Внимание, только СЕГОДНЯ!
В сочинении на тему «Две матери в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)» мы расскажем нашим постоянным читателям, а также гостям Литероведа, какими увидели образы двух матерей в известном произведении выдающегося мастера прозы.
Образ матери в русском искусстве во все времена был одним из самых привлекательных образов. Женщину, подарившую миру новую жизнь, прославляли великие поэты и писатели, художники и композиторы. Ее прекрасный образ вдохновлял в течение столетий на создание великих произведений, музыкальных композиций, шедевров живописи. И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» изображает двух матерей – Фенечку и Арину Власьевну Базарову.
Фенечка – молодая привлекательная двадцатитрехлетняя женщина. По происхождению она крестьянка, родители которой получили когда-то вольную и стали таким образом вольнонаемными крестьянами. Очень рано девушка осталась без отца, воспитывалась матерью, которая своим трудолюбием, аккуратностью, любовью к чистоте и порядку понравилась Николаю Петровичу, поэтому он пригласил ее в свое имение Марьино экономкой. Фенечке на тот момент было всего семнадцать лет. Она тоже приглянулась Кирсанову скромностью, порядочностью, простотой и красотой. В течение нескольких лет барин издали наблюдал за Фенечкой, видел, как она расцветает, хорошеет с каждым днем, и в его сердце впервые после смерти жены родилась новая любовь. После смерти матери девушка стала жить в доме с Николаем Петровичем, сделавшись для него неофициальной женой, а вскоре родился у них сын Митенька.
Фенечка была замечательной матерью. По ее отношению к сыну можно было сказать, что она искренне любит своего ребенка, переживает о нем, заботится. Она угадывает его настроение, знает, когда режутся у мальчика зубки, как он переносит этот непростой период в жизни. Умиляют сцены, в которых молодая мать изображена со своим ребенком. Когда Евгений Базаров впервые видит в беседке в саду Дуняшу и Фенечку с Митенькой на руках, он сразу обращает внимание на молодую мать, до такой степени привлекателен был ее образ. Она была очаровательна в своем материнстве и той прекрасной поре, в которой она находилась. Поэтому и в разговоре с Аркадием Базаров отмечает, что видит в беседке одну прекрасную девушку, и это отнюдь не Дуняша. Он считает, что Николай Петрович сделал правильный выбор, ведь Фенечка обладает всеми огромным сердцем. Она прекрасная жена и мать. Видно, что ее переполняет гордость за маленького сына. Когда однажды Павел Петрович входит к ней в комнату, чтобы распорядиться о покупке чая, ему, как дяде, захотелось посмотреть на племянника, поиграть с ним немного, Фенечка переодевает мальчика, чтобы он выглядел опрятным, красивым. Митенька окружен постоянной заботой матери. Она зорко следит за сыном, переживает за него, когда Николай Петрович, играя с мальчиком, подбрасывает его вверх к великой радости Мити. Фенечка всем корпусом подается к сыну, простирает к нему руки, чтобы в случае опасности броситься на защиту сыночка. Фенечка находится в самом начале своего материнства, делает только первые шаги на этом нелегком пути, но глядя на нее, верится, что она сможет воспитать достойного сына и члена общества.
Образ еще одной матери — Арины Власьевны Базаровой – не менее ярко изображен писателем в произведении. При первом знакомстве с матерью нигилиста Базарова мы видим ее маленькой, круглой, миловидной старушкой, которую муж ласково называл куропаточкой. Когда-то она играла на клавикордах, изъяснялась по-французски. Но с тех пор как вышла замуж за военного лекаря Василия Ивановича Базарова и поездила с ним по разным гарнизонам, Арина Власьевна забыла и французский язык, и клавикорды.
Единственной радостью ее в жизни был сын Евгений, или Енюша, как она ласково называла его. Сын уже давно вырос, уехал учиться в город, но для матери он так и остался ее любимым Енюшкой. В редкие приезды Евгения Базарова к родителям бедная старушка не могла наглядеться на своего кровиночку. Встречая сына после трехлетней разлуки, старая мать еле устояла на ногах. Она обвила своими пухлыми ручками шею Евгения, прижалась головой к его груди и затихла. Арина Власьевна не знала, как угодить сыну, чем его получше угостить, переживала, хорошо ли ему спалось. Родители отправляли Тимофеича за особой черкесской говядиной к столу для сына и его друга, старосту – за ершами, раками и налимами, а крестьянкам заплатили целых сорок две копейки медью за грибы. Все переживания Арины Власьевны были о единственном сыне, весь ее мир заключался в нем одном. Она любовалась им всегда: и когда он трапезничал за столом, и когда спал или с кем-то беседовал. Она боялась ласкать взрослого сына, потому что Евгений не любил проявления чувств и не поддерживал мать в этом ее желании. Старушке оставалось только сидеть, подперев щеку своим маленьким кулачком и радоваться близости взрослого сына. В ее глазах, обращенных на Евгения, смешались и грусть, и глубокая преданность, и нежность, а также любопытство, смиренный укор и какой-то страх. Видимо, своим материнским сердцем старушка чувствовала, что сын надолго не задержится дома, а снова улетит, как сокол из своего гнезда. Аркадий Кирсанов, который был мягче своего друга, говорит Базарову, что мать у него женщина отличная и очень умная. Аркадий в какой-то степени жалеет старую женщину, так как видит, как прохладно сын относится к ней.
Болезнь Евгения Базарова стала для его родителей большим ударом. Арина Власьевна целыми днями сидела на низенькой скамейке у двери в его комнату, готовая по первому зову прийти к сыну на помощь, и лишь изредка уходила молиться о его здравии. Но ни усердные молитвы, ни лечение не помогли больному встать с постели. Смерть единственного сына подкосила стареньких родителей. Нелегко было матери пережить своего единственного и горячо любимого сына, которого она вскормила своей грудью, воспитала, выпустила в жизнь, как оперившегося птенца из гнезда.
Писатель изображает в произведении двух таких разных и таких удивительно похожих друг на друга матерей. Они различаются своим происхождением, социальным положением, возрастом. Но в сердце каждой из них горит негасимый огонь материнской любви к сыновьям. И Фенечка, которая стала не совсем давно матерью, и Арина Власьевна, вырастившая своего Евгения, одинаково любят своих детей и не представляют свою жизнь без них. Обе героини одинаково прекрасны в своем материнстве и достойны пера великого писателя.