Сочинение на тему образ дороги в литературных произведениях

Многомудрый литрекон представляет итоговое сочинение на тему: дорога к счастье: какая она? аргументы из 4 книг помогут всесторонне изучить вопрос

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Дорога к счастье: какая она? Аргументы из 4 книг помогут всесторонне изучить вопрос и написать эссе лучше всех. Приятного просвещения!

Вариант 1

(474 слова) Каждому из нас хочется достичь счастья и чувствовать удовлетворение от жизни. На как добиться этого? Кто-то идет по кривой дорожке и находит лишь отражение довольства в кривом зеркале фальшивых приоритетов. Кто-то выбирает вроде бы выгодный маршрут, который ему не нравится, и тоже не получает желаемого. А кто-то идет своей тропой, слушая внутренний голос, и обретают гармонию с собой и миром вокруг. Как определить правильный путь? Посмотрим, как с этой задачей справляются герои из русской литературы.

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Крыжовник». Герой видел свое счастье в покупке дворянской усадьбы рядом с речкой. Всю жизнь он посвятил охоте за мечтой. Он недоедал, скаредничал, экономил на самом необходимом. В конце концов, Николай Иванович даже женился по расчету, лишь бы приблизить день осуществления грезы. Своей жадностью он уморил вдову, которую взял в жены, и остался единственным наследником состояния. Это и позволило ему приобрести барский домик с огородом и даже напротив водоема. Правда, вода в нем была цвета кофе, потому что рядом функционировали два завода, но Николай Иванович все равно был на седьмом небе от счастья. Герой сразу же поправился, приобрел барские замашки и посадил столь любимый им крыжовник на участке. Казалось бы, не жизнь, а сказка. Но брату Николая Ивановича его идиллия показалась ужасно пошлой и пресной. Самодовольный помещик жил в иллюзиях мнимого дворянства и обманывал себя до такой степени, что даже кислый крыжовник ему казался сахарным. Ивану Ивановичу очевидно, что это поддельное счастье не стоило таких жертв и самоограничений. Оно развращает Николая Ивановича и способствует лишь его деградации. Он выбрал не ту дорогу и не те ценности, поэтому жил во лжи и не замечал своего нравственного падения.

Совсем иной путь, полный труда и риска, выбрал Артур, герой повести-феерии А. Грина «Алые паруса». Он родился в семье богатого аристократа и был единственным наследником. Ему прочили дипломатическую карьеру, но мальчик с детства бредил морем и приключениями. Конечно, родители были против такого призвания для сына. И он покинул отчий дом, чтобы найти свое счастье на той дороге, которую он выбрал сам. Артур  был юнгой на корабле, пережил много трудностей и лишений. Внешне его жизнь не походила на идиллию. Но она приносила истинное духовное удовлетворение самому герою, который искал себя. Ему удалось накопить опыта и добиться высот в своем деле. Купив судно, он стал капитаном и бороздил моря, диктуя стихии свои правила. Именно в путешествия Артур нашел любовь —  мечтательную и необычную девушку Ассоль. Так и он добился такого счастья, которого не получил бы на службе, выбранной не им самим. Путь героя пролегал через работу над собой и преодоление невзгод. А маяком в пучине стал для него внутренний голос, который привел его к мечте.

Таким образом, дорога к счастью — это движение на зов внутреннего голоса. Это работа над собой и обретение важного жизненного опыта. Это активные действия, а не смирение с судьбой и жизнь по течению. Только обретение себя и соответствие личным стандартам качества позволяют найти гармонию с собой и внешним миром. 

Вариант 2

(517 слов) Понятие «счастье» каждый для себя воспринимает по-своему, поэтому и дорога к нему у каждого своя. Для кого-то оно заключается в признании и славе. Например, кто-то хочет стать известным пианистом, артистом или журналистом. Для других истинный источник наслаждения находится в большой и дружной семье. А кто-то не представляет свою жизнь без денег и богатства. Таким образом, у каждого существует своя индивидуальная тропа к счастью. Чтобы лучше изучить тему, обратимся к произведениям отечественной литературы, в которых она поднималась.

В известном романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» главные герои произведения прошли непростой путь, чтобы обрести подлинное счастье. Например, Андрей Болконский, уставший от светского общества, жаждет славы и признания, подвига и исторической значимости. Кумиром героя был французский император Наполеон. Андрей Болконский в начале своего пути хотел быть похожим на него. Однако Аустерлицкое сражение кардинально изменило жизненные идеалы и ориентиры Андрея Болконского. Лежа под Аустерлицким небом, герой осознаёт всю никчёмность своих былых убеждений. Теперь Болконский понимает, в чем заключается истинное счастье. Мирное небо, дружная семья, прелесть природы, созидательный труд во благо ближних — вот составляющие вечной гармонии. Однако из-за горя  и пережитых испытаний вдовец замкнулся в себе. Он пытался найти предназначение в общественной деятельности, но наибольшую полноту жизни он испытал, когда вновь полюбил. Наташа стала его путеводной звездой к обновлению души. Но их любовь не выдержала испытания временем. Разочарование вновь отбросило героя назад, и счастье казалось недостижимым. Но Отечественная война придала жизни Андрея новый смысл. Он получил ранение, но помог своей стране в страшной и важной схватке. И лишь в конце своей жизни он сумел обрести желанные мгновения счастья рядом с Наташей Ростовой. Какой была его дорога? Конечно же, тернистой, полной лишений и испытаний. Чтобы найти свой собственный источник духовного наслаждения, нужно падать и подниматься, пробовать и ошибаться, но все же действовать по своему внутреннему кодексу чести.

Совсем другой предстает дорога к счастью в известном произведении Максима Горького «На дне». Обитатели ночлежного дома рассуждают над его природой. Люди, опустившиеся на самое дно общества, размышляют о смысле жизни и предназначении. Каждый герой пьесы олицетворяет собой подлинную человеческую трагедию, но не теряет надежды на воскрешение и подъем. Кто-то из них старается жить прошлым, смирившись со своим бесцельным существованием, другие же – пытаются вести борьбу за своё будущее. Именно образ Луки символизирует ту иллюзорную дорогу к счастью, в которую однажды поверили персонажи произведения. Лука обманом пытается вытащить героев из их плачевного состояния. Ведь, по мнению главного персонажа, сладкая ложь для человека намного полезнее, чем горькая правда. Именно такого принципа и придерживается Лука. Однако герои все равно не обретают истинного счастья, ведь дорога к нему оказалась просто иллюзией. Суровая реальность рушит все надежды персонажей. Этот пример говорит о том, что самообман никогда не приводит к желаемым результатам. Только горькая правда жизни выстраивает правильный маршрут.

Таким образом, дорога к счастью никогда не бывает простой, ее нет в обмане и фальши. Она наполнена трудностями и препятствиями. Однако не стоит их пугаться, ведь упорство и решительность помогают человеку добиться желаемого. Необходимо осознать свой смысл жизни и идти по заданному направлению честно и смело. В пути нужно радоваться каждому прожитому моменту, ведь порой счастье складывается из простых мелочей. Просто важно уметь их замечать и ценить.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.

  1. А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
  4. Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
  5. А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
  6. И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
  7. А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
  8. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
  9. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
  10. М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
  11. М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
  12. М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
  13. А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
  14. В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
  15. В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
  16. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою 
  17. И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
  18. А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
  19. А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
  20. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
  21. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
  22. С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
  23. С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
  24. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
  25. О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
  26. В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие. 
  27. Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
    В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным.
  28. Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями.  В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
  29. К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
  30. О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!

Автор: Виктория Комарова

Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы

Читайте также:

Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
А. Блок
“Кругом тонула Россия Блока”, — именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее историческом предназначении, о ее особенностях, о ее многострадальном народе. Эта тема пришла к автору не сразу — он проникался ею постепенно, преодолевая узость и субъективную ограниченность своих ранних стихов, свершая прорыв в широкий мир, в жизнь эпохи, страны, народа.
Одно из первых стихотворений, где Блок обращается к образу своей Родины — стихотворение “Гамаюн”. Поэт размышляет о пути России, исполнением трагедий:
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
В то же время автор отдает дань и пейзажным описаниям: его влечет прекрасная сторона, где —
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.
Два символа — широкое поле и дорога — в дальнейшем часто определяют блоковское восприятие России. Образы эти многозначны и емки: это и просторы страны, ее приволье и вольность, и ее долгий путь в истории.
Первые стихи Блока полны прекрасных, но отвлеченных описаний. Родина представляется герою лишь в грезах:
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Но уже тогда поэт не только изображает русскую природу, предания “старины глубокой”, но и замечает (“так я узнал в своей дремоте”) “страны родимой нищету”. Прошлое России полно трагедий, ее настоящее безрадостно, ее будущее — “в тоске безбрежной”. Такова страна, о которой пишет Блок. Но — “как и жить и плакать без тебя”? Поэт верит в будущее родины: “Не пропадешь, не сгинешь ты”. В цикле “На поле Куликовом” автор пишет о долгом пути России, пути борьбы, вечного боя:
О, Русь моя? Жена моя?
До боли Нам ясен долгий путь?
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Будущее России предопределено ее прошлым, которому суждено “сбываться” вновь и вновь. “И повторится все, как встарь”, — писал поэт в другом своем стихотворении. Цикличность, многократность происходящего подчеркиваются повтором слова “опять” (“и опять, опять они кричат”), а также приемом “воспоминания”, узнавания героем событий происходящего:
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней?
Поэт говорит о предчувствии коренной ломки в судьбе страны. Вообще, все его стихи о России после 1907 года полны едва уловимым, но все же явственным, хоть и непонятным и самому автору гулом, который впоследствии Блок назовет “музыкой революции”. А тем временем в стихах его звучат полувопросы, полупризывы:
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
В своем творчестве Блок видит Россию в будущем не крестьянским раем, как Есенин. В стихотворении “Новая Америка” (именно так определяет поэт страну свою) он описывает край, где “чернеют фабричные трубы”, где “заводские стонут гудки”. Россия “новым обернулась ликом”, и поэта волнует теперь “другая мечта”.
А потом была война, на которую Блок откликнулся — не мог не откликнуться рядом стихотворений. Война — ужасная трагедия, тяжелое испытание для страны:
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Революция 1917 года вдохновила поэта на создание поэмы “Двенадцать”. В ней он показал крушение старой, буржуазно-помещичьей России и начало зарождения новой. Блок не дает ответа на вопрос: “Какой она будет?” Он не становится ни на сторону тех, кто вопиет: “Погибла Россия”, ни на сторону восставших, которые способны “пальнуть пулей в святую Русь”. Поэт избегает однозначных оценок, но — жертва, вождь или слуга — он намерен быть в гуще событий, в центре жизни своей страны, своего народа.
Сразу же после поэмы “Двенадцать” Блок пишет революционно-патриотическую оду “Скифы”, которая продолжает давнюю традицию русских классиков, неоднократно обращавшихся к теме путей и судеб России, ее роли в цивилизованном мире. Это традиция Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Брюсова. Так, в стихотворении Брюсова “Старый вопрос” герой размышляет о том, “кто мы в этой старой Европе?”. Во многом этому произведению созвучны и “Скифы”. Однако Блок поставил этот вопрос уже в новой исторической обстановке, по-новому.
В “Скифах” Блок видит Россию в прошлом щитом “меж двух враждебных рас”, страной, чьи богатства грабились в течение долгих веков (“копя и плавя наши перлы”). Это страна, которая способна любить и ненавидеть, способна отстоять себя в веках, способна стать оплотом всего лучшего, что было создано человечеством. Это страна — сфинкс, загадочный и непонятный для старого мира, противоречивый и многогранный:
Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно все — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Подобного рода противопоставление России Западу — традиционный мотив русской литературы. Высокое и жертвенное предназначение Руси — тема многих произведений, а слова Тютчева давно стали крылатыми: “У ней особенная стать”. И Блок полностью разделяет это мнение.
С целью эмоциональной выразительности поэт использует при описании русского характера, многогранной русской души антонимические словосочетания, оксюмороны: ненависть — любовь, ликуя — скорбя, жар холодных чисел, тяжелые нежные лапы.
По словам А. Ахматовой, Блок всю свою жизнь посвятил разгадке тайны двух сфинксов: своей души и России. Несомненно, в лирике поэта воплощен облик родины — такой, как ее видел Блок, и любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. И нищая Россия с ее серыми избами, и “новая Америка” по-своему дороги автору:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Иначе и не может быть. Настоящий поэт любит свою страну всегда, даже если она убога, несправедлива, порочна. Любовь Блока к России — безоглядна, безусловна, бескорыстна. Ее высшее проявление — сама поэзия автора. Россия, во всех ее ипостасях всегда будет жить в стихах поэта, в его бессмертных строках:
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят, деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.

Похожие сочинения

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА

В сочинении на тему «Образ Безухова в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) раскрывается образ одного из любимых героев автора, а также роль этого персонажа в системе образов произведения.

Образ Пьера Безухова – один из любимых образов как самого Л.Н. Толстого, так и читателей эпопеи «Война и мир». Герой занимает важное место в галерее образов произведения. Он проходит долгий и непростой путь от представителя «золотой молодежи» до человека, ясно и четко понимающего истинную цель жизни.

Знакомство с Пьером Безуховым начинается с первых страниц произведения. Перед читателем он впервые появляется в салоне А.П. Шерер, фрейлины императрицы. Молодой человек – незаконнорожденный сын Кирилла Владимировича Безухова, богатого вельможи и известного в высшем обществе графа. Отец любил своего сына, ходатайствовал о нем перед государем. Император уважил просьбу знатного вельможи, поэтому после смерти графа все его наследство получает Пьер, став самым завидным женихом Петербурга. С девятилетнего возраста мальчик жил и воспитывался за границей и после двадцатилетия возвращается на родину к умирающему отцу. Появление у Анны Павловны – один из первых выходов Пьера в высший свет. В гостиной он предстает перед гостями физически крепким молодым мужчиной, чем-то похожим на большого и сильного медведя. Это был толстый, неуклюжий молодой человек в очках, со стриженой головой, с огромными красными руками и большими ногами. Однако лицо у Пьера было по-детски доброе. Когда он улыбался, то угрюмое, серьезное выражение на его лице мгновенно исчезало, и появлялось другое – простодушное, немного глуповатое, словно просящее прощения. В силу своей неповоротливости, неуклюжести многим Пьер казался смешным чудаком, однако все, кто его знал, в один голос говорили, что у него золотое сердце, чистая, небесная, высокая душа.

Он не умеет вести себя в высшем обществе, не умеет подобрать вовремя нужных слов, не понимает, что искренние чувства не всегда нужно показывать, а истинные мысли — высказывать, поэтому Анна Павловна Шерер так внимательно следит за своим необычным гостем, боясь, что Пьер каким-либо неосторожным словом, неудачной репликой нарушит весь «порядок» в ее салоне.

Приехав из-за границы, Пьер не сразу устроился на службу, не поняв до двадцати лет жизни, что ему больше нравится: военная или дипломатическая служба. В течение трех месяцев после возращения он жил праздно, ничем не занимаясь. Пьер обладал добрым, доверчивым, чутким сердцем, он был человеком бесхарактерным, безвольным, поэтому легко попал сначала в круг «золотой молодежи» и вел разгульный образ жизни, а потом, словно птица, попался в искусно расставленные сети Василия Курагина и женился на его дочери Элен, черствой, бездушной, словно фарфоровая кукла, корыстной и пустой девушке. Брак с ней не был для Пьера счастливым, и он очень скоро понял, что его молодую жену интересует всего лишь богатство, полученное им в наследство после смерти графа Кирилла Безухова, а сам молодой граф нисколько не привлекает супругу. Став женой Пьера, графиней Безуховой, Элен устраивает в своем доме светский салон, где собираются самые знатные гости. После расставания с женой, в один из сложных периодов в жизни герой доверяется масону Баздееву. Пьер еще с юности был склонен к философствованию, верил, что все люди на земле могут быть братьями и поддерживать друг друга. Однако и в масонстве герой разочаровывается, так как стал понимать, что и среди масонов процветаю карьеризм, чинопочитание, ложь. Не все члены ложи свято верили в идеи масонства.

Пьер Безухов – человек непрактичный, не было в нем деловой хватки, цепкости. Заниматься хозяйственными делами и управлять имениями он не умеет, поэтому управляющий бесстыдно его обманывает, сообщая ежегодно ему то о пожарах, то о неурожае, то о других проблемах, которыми можно объяснить меньшую прибыль. Будучи искренним человеком, он не предполагал, что люди могут быть лживыми и коварными.

 Несмотря на положительные качества, духовные ценности, он, как и все люди, часто ошибается, ищет себя. Судьба приводила его и в среду «золотой молодежи, и в масонскую ложу, его разочаровала женитьба на первой красавице великосветского общества. Однако Отечественная война с Наполеоном заставила героя забыть обо всех жизненных неурядицах, отодвинула личные проблемы на второй план. Его, как и многих достойных людей, волновала судьба Отечества, поэтому, наполненный благородным патриотическим порывом, он пытается оказать посильную помощь солдатам и офицерам, на свои деньги формирует полк и полностью его обеспечивает обмундированием. Во время Отечественной войны проявляются все истинные нравственные качества Пьера Безухова: настоящий патриотизм, ненависть к наполеоновской армии, доброта, душевная щедрость, честность и правдивость. В нем появляется и внутренний стержень, и сила характера, которых так не хватало ранее. Любовь к своему народу и родине, а также желание быть полезным, разделить участь со своим народом, внести свой вклад в победу  приводят героя на батарею Раевского, в самое опасное место во время Бородинского сражения. Его, совершенно не военного человека, восхищали и всеобщее, почти семейное оживление между солдатами, и их уверенные действия, и шутки. Пьера восхищал и героизм простых защитников отечества, поэтому ему хотелось слиться с ними в едином порыве.

Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену полностью меняет мировоззрение героя. Слушая речи простого русского солдата, Пьер осознает, что истинное счастье – это быть духовно и физически свободным, жить простой жизнью со своим народом. Его удивляет мысль, что истина была так близка, лежала на самой поверхности, в то время, когда он искал эту самую истину в философских глубинах. Общение с Платоном Каратаевым дарит Пьеру душевный покой, согласие с самим собой, которые он так безуспешно искал в течение долгих лет.

Образ Пьера Безухова – один из самых интересных в произведении великого классика. С каждой новой страницей  читатель убеждается во мнении, что герой нисколько не похож на других персонажей романа. Трудно найти более сердечного, великодушного человека, чем он. Автор не ведет его по легкой жизненной дороге. Путь Пьера Безухова был полон проб и ошибок, но из робкого, неуверенного в себе молодого мужчины он превращается в самодостаточного человека, знающего, чего он хочет добиться в жизни, и умеющего нести ответственность не только за себя, но и за близких и любимых людей.

  • Сочинение на тему образ березы как ключевой образ русской литературы
  • Сочинение на тему образ базарова внешний и внутренний конфликт героя 10 класс
  • Сочинение на тему образ базарова внешний и внутренний конфликт героя по плану
  • Сочинение на тему образ гамлета 9 класс
  • Сочинение на тему образ владимира дубровского 6 класс по литературе с планом