- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Обломов и обломовщина
В романе Ивана Александровича Гончарова описываются непростые события, изменение власти дает о себе знать. Илья Ильич Обломов молодой помещик, который привык жить за счет крепостных крестьян. Крепостные привыкли к такой жизни и уже совсем позабыли, что такое быть свободными людьми. Родители очень сильно разбаловали Облома, в тридцать два года молодой человек сам не мог ни поесть, ни одеться, ни лечь спать.
Обломов знает для общества он бесполезный человек, родители его слишком разбаловали. В Обломовщине, где он жил со своими родителями мама его приучила спать и есть. Мать Илье Ильичу всегда говорила о том, что самое главное быть сытым и выспавшимся. Переезжая в Петербург Обломов, живет так же само, как и в родовом селе, лежит целыми днями на диване в грязном халате.
Выходить Обломов, никуда не выходит, потому что не знает как вести себя в обществе, он попросту его боится. В Обломовщине за ним ходили слуги и делали все за него. В Петербурге так же за ним ходит его слуга Захар, который такой же ленивый, как и хозяин. Обломова устраивает, что в Петербурге он продолжает жить по правилам Обломовщины.
Обломов остался таким же ребенком, не приспособленным к жизни, родители не научили его взрослой жизни. Он понимает, что ничего не умеет, Обломова все обманывают, и он ничего не может с этим сделать. Илья Ильич не умеет отстаивать и бороться за свое, поэтому страдает от этого.
Обломов винит во всем Обломовщину и говорит, что стоит что-то изменить, но он уже не может, ведь он не умеет жить по-другому. Его лежание на диване не от того что он болеет или не может встать, просто по-другому он не умеет. В комнате бардак, везде пыль и грязь и Обломова это не заботит, его слуга такой же ленивый, как и хозяин и ему это нравиться. Не надо ничего почти делать, лишь ухаживать за Обломовым и он к этому уже привык.
Обломовщину можно сравнить с местом, где процветает лень и безделье. Люди привыкли жить в свое удовольствие и удовлетворять свои потребности, такие как сон и голод. Обломов слишком поздно понял, что Обломовщина сыграла с ним злую шутку, и он остался один без родителей и без знаний о взрослой жизни.
Неизвестно сколько еще в мире таких жителей Обломовщины, но они точно есть. Обломов кричал, что он не один их целый легион. Гончаров в своем романе раскрыл проблему помещика, который привык полагаться на остальных. Совсем не видевший жизни и не знающий о ней ничего Обломов по своему был счастлив, среди всего этого мусора и грязи.
Обломов и обломовщина
События произведения происходят в середине XIX века и передают существовавшую в тот период атмосферу российской действительности.
Писатель раскрывает проблемы патриархального уклада русской жизни на примере главного героя романа – Ильи Ильича Обломова.
Формирование личности героя происходит с его детства, проведенного в семейной деревушке Обломовке. Илья Ильич предстает перед читателем прекрасным молодым человеком, тонко чувствующей и мечтательной натурой, однако погрязшей в собственной лени и апатии.
С раннего детства родители героя воспитывали его в тепличных условиях, защищая от внешнего мира, приучив не принимать самостоятельные решения, не проявлять инициативу. От мальчика даже не требовали успехов в учебе, поскольку считали, что наука не является главной жизненной целью.
Выросший в окружении тишины и покоя, ласки и заботы, защите от стрессов и проблем, к тридцати годам Обломов окончательно сформировался как безучастный, никчемный и апатичный человек, постепенно движущийся к нравственной и физической гибели, одновременно являющийся честным, открытым юношей, способным на глубокие чувства.
Антиподами Обломова в романе изображены его друг Андрей Штольц, характеризующийся автором как активный неравнодушный человек, беспрестанно движущий вперед к новым познаниям и свершениям, а также возлюбленная Ольга Ильинская. Именно Андрей и Ольга пытаются изменить жизнь Обломова, вырвать его из царства скуки и лени. Но надеждам молодых людей возродить к жизни Илью Ильича не суждено сбыться. Даже познав силу любви и страсти Обломов не в силах изменить собственную натуру и спокойную размеренную жизнь.
Повествуя о судьбе Обломова, автор отражает особую социальную черту русского народа, которая заключается в проявлении безволия, постоянной лени, деградации человека, заменяющего иллюзиями реальную жизнь.
Писатель обозначает это явление как обломовщина, акцентируя внимание на жизни своего главного героя, его постепенное угасание как личности, полностью оторванной от внешнего мира. Объясняя причины понятия обломовщины, автор рассказывает о неизбежном изменении сломленного человека, которому с детства прививаются неестественные ценности, и в результате происходят необратимые и трагические последствия – обретение иллюзорного смысла жизни, страха реальности и смерти героя в молодом возрасте. Эти черты обломовщины иллюстрируются моментом смерти героя, когда для него оказываются важными его мечты, в которых он здоров и полон сил, а не родная семья, близкие друзья, даже он сам.
Описывая результат никчемности жизненного пути Обломова, автор сожалеет о том, что добрый и думающий человек, в иных условиях способный принести огромную пользу для общества, понимающий, что внутри его души живет светлое и хорошее начало, заканчивает свою жизнь так глупо и бездумно.
Писатель рассматривает проявление обломовщины как душевную болезнь русского общества, заглушающую человеческую силу воли ради безмятежного спокойствия и благополучия, способную привести к верной гибели многих людей.
Другие сочинения: ← Сравнительная характеристика Обломова и Штольца↑ ГончаровЛюбовь в жизни Обломова →
Иван Александрович Гончаров часто использует в своих романах символы. Например, желтый цветок становится символом пошлости в романе «Обыкновенная история». Обломовщина также является символом. Это явление, которое существовало на протяжении всей истории человечества и проявлялось (проявляется и сейчас) во всех порядках человеческого существования. Свои истоки она имеет как в психологии персонажей, так и в состоянии общества.
Если рассматривать конкретно судьбу главного героя, как в фокусе сконцентрировавшего в себе это явление, то мы увидим, что главную роль в том, что он стал таким, сыграло воспитание. У маленького Ильи Ильича Обломова еще в детстве задавили желание быть самостоятельным и проявлять собственную инициативу. Повлияла и наследственность, ведь Обломов — плоть от плоти и кровь от крови своих отцов и дедов, живших в Обломовке, где «все почивают так крепко и спокойно». Однако виновата и натура самого Обломова, так как он не сопротивлялся такому воспитанию, а принимал его как должное. Итак, всё увеличивающаяся бездуховность общества привела к потери смысла жизни, а воспитание и собственный характер — к лени и потребительскому отношению к жизни.
Обломовщина — это лень прежде всего бездушевная, переходящая в лень физическую и приводящая к потери способности мыслить и развиваться. Обломов принимает свою жизнь такой, какая она есть, и не может и не хочет изменить и улучшить ее. Поэтому он расценивает заботы о себе Штольца как нечто, само собой разумеющееся. Всякий труд для него — страдание, и он всеми силами старается этого страдания избежать. Захар, другой представитель этого явления, предпочитает скорее стать нищим, чем начать работать.
Обломовщина приводит главного героя к полному жизненному краху (впрочем, с его точки зрения, этот крах и есть настоящая жизнь). Он ничего не создал за время своего существования, его лучшие качества не нашли себе применения. Он, по сути, кончил жизнь самоубийством, разрушив свое тело и свою психику.
Его близким черты его характера, зараженные обломовщиной, приносят только горе. Он повергает Ольгу в глубокую депрессию, из которой спасает её только Штольц.
Обломов считал, что лежать на диване лучше, чем приносить обществу вред бессмысленной суетой, но не понял, что лежание также приносит вред. Человек является членом общества и, разрушая себя, способствует и его разрушению. Следовательно — обломовщина ведет не только к деградации отдельных личностей, но и всего общества в целом.
Читаемое в разделе:
- Отношение автора к главному герою. По роману «Обломов»
- Анализ эпизода романа «Обломов». «Знакомство с героем»
- Философские споры в романе Гончарова «Обыкновенная история»
- Обломов и его визитёры по роману И.А. Гончарова
- Идиллические мотивы в романе Гончарова «Обломов»
- Образ Обломова в романе Гончарова «Обломов»
Ранее опубликованные в разделе:
- Философские споры в романе Гончарова «Обыкновенная история»
Новые материалы раздела:
- Образ Обломова в романе Гончарова «Обломов»
- Идиллические мотивы в романе Гончарова «Обломов»
- Обломов и его визитёры по роману И.А. Гончарова
- Анализ эпизода романа «Обломов». «Знакомство с героем»
- Отношение автора к главному герою. По роману «Обломов»
Сочинение-рассуждение Каковы причины и последствия «обломовщины»?
Социально-бытовой роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году и сразу привлек внимание критиков. Дело в том,что в это произведение было введено такое понятие,как «обломовщина». Под ним автор понимал праздность,леность души,отсутствие серьезных целей и стремлений. В жизни после выхода романа литературоведы и читатели спорить о том,откуда возникло данное явление и к чему оно может привести.
Н. А. Добролюбов объяснял причины «обломовщины» так: «Все началось с неумения надевать чулки и закончилось неумением жить». Действительно,Обломов с детства не был приучен ни к какому труду,о чем читатель и узнает из главы «Сон Обломова». В дворянском поместье родителей Ильи Ильича царили праздность,покой и умиротворение.
Весь смысл существования заключался в регулярном приеме пищи и сне,а труд считался деятельностью недостойной дворянина и даже позорной для него. Для такой работы у жителей Обломовки был «Захар и еще триста Захаров». Неудивительно,что подобный образ жизни Илья Ильич вел и в Петербурге. Герою было совершенно безразлично,что происходило вокруг,он стремился окружить себя своеобразной оболочкой,защищающей от невзгод внешнего мира,роль которой выполнял восточный халат и Обломов кутался в него «с любовью».
Отсутствие труда породило душевную апатию. Илья Ильич не способен встать с дивана и начать действовать,даже ради любимой женщины Ольги Ильинской. «Разве любовь не служба?»-искренне удивлялся герой.
Кроме того,при описании портрета Ильи Ильича автор обращал особое внимание на выражение его лица: «На лице отсутствие всякой определенной идеи». Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
На эту фразу А. В. Дружинин отвечал так: «Обломов ничего не делает,но кто может предложить ему стоящее дело?». Действительно,ведь Обломов не может реализовать себя еще и потому,что он человек с «добрым сердцем» и отличается тонкой душевной организацией и не хочет тратить жизнь на «страстишки».Илья Ильич совсем не похож на светский идеал Волкова,карьериста Судьбинского и модного литератора Пенкина-второстепенных персонажей,навещающих главного героя в доме на Гороховой.
Полезный материал по теме:
- Каковы причины и последствия обломовщины? ( По роману И .А. Гончарова Обломов)
- Причины и последствия обломовщины (По роману И.А.Гончарова «Обломов»)
- Причины Обломовщины
- Каковы причины трудной жизни русской крестьянки Матрены?
- Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова?
«Обломовщина» как тип жизни
В романе И. А. Гончарова ,,Обломов’’ рассматривается два абсолютно противоположных типа жизни: обломовщина и штольцевшщина. Первый тип характерен для ленивых и беспомощных перед трудностями людей, неспособных принимать какие-либо решения и приступать к действиям. Второй – для активных и целеустремленных личностей, четко знающих, чего они хотят от жизни.
По мнению автора, выбор того или иного стиля жизни происходит непроизвольно, на основе воспитания человека и его наследственности.
Так, например, Илья Ильич был воспитан беспечной семьей, не знавшей понятия «труд». Вся работа в доме выполнялась руками крестьян, и, в следствие этого, все члены его семьи погружались в «сонное царство», не жили, а просто существовали. Очевидно, что и будущая жизнь Обломова сводилась к двум целям: сытно поесть и крепко поспать. То есть, еще в самом начале его жизненного пути был сформирован путь лености и безразличия.
Большая часть жизни Обломова прошла в бездействии, в пределах его квартиры. Как писал автор: “…Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире…”. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Тем не менее, героя не покидают мечты и надежды на скорые изменения в его жизни, однако, все его задумки остаются на стадии неосуществимых мечтаний, ведь он не прилагает никаких усилий, чтобы их исполнить. Обломов живет в своем внутреннем мире, из-за чего останавливается в своем развитии как личность. «…Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире…» , — повествует И. А. Гончаров.
Таким образом, обломовщина как тип жизни неприемлем для человека, ведь личность должна развиваться, стремиться вверх и мотивировать других следовать за ней.
Полезный материал по теме:
- Обломовщина как она отражается на характере главного героя
- Обломовщина — что это?
- Обломовщина — прародительница лени
- Обломовщина в наши дни
- Что такое «обломовщина»?
Сочинения
Гончаров создал много произведений, где сознательно уклоняется от конкретики. В своих романах, он не любил описывать людей с конкретными, только им свойственными, чертами характера. Он создавал своих героев, чьи черты могли подойти множеству обыкновенных людей. Так в 1859 году появилось произведение Обломов, где автор показал общество дворян и его состояние в пореформенной России. И вот, прочтя работу Гончарова, мне нужно раскрыть тему Обломов и обломовщина в сочинении за 10 класс.
Обломов и обломовщина сочинение
Начиная работу по теме Обломов и обломовщина, хочу выделить главного героя — это Обломов Илья Ильич собственной персоной. Он дворянин, культурный человек, образованный, умный. Как описывает его автор, это мужчина 32 лет с приятной внешностью, но на его лице и в его глазах отсутствует идея. Нет в нем жизни. Он погружен в какую-то пучину сна. Это ленивый персонаж, и несмотря на то, что в нем изначально заложены наилучшие черты характера, та атмосфера, в которой он рос и воспитывался, все изменили и в характере Обломова начался необратимый процесс. Никакая дружба, никакие чувства не смогли его поднять с дивана, заставить действовать.
Герой равнодушен к окружающей действительности, он мечтает и живет по принципу, а кабы да абы. Обломов постоянно рассуждал о том, как бы было хорошо, если бы это сделалось. Но, чтобы все делалось само по себе. Илья Ильич не видит себя соучастником ни в одном деле. И мы находим причину такого поведения. Все кроется в детстве. Мы видим, что Обломов растет в окружении слуг. В его жизни за него все делали другие. И хотя мальчик изначально был любознательным и бойким, атмосфера деревни Обломовка убили в нем все прекрасное. А сказки, рассказанные няней, посеяли семена тоски и боязни. А далее мы знакомимся с «обломовщиной».
Что же такое обломовщина?
Как по мне, это болезнь и болезнь всепоглощающая. Понятие обломовщина в романе поднималось не раз. Главным симптомом заболевания является лень, бездействие и боязнь перемен.
Есть ли среди нас обломовщина и Обломовы сегодня? Как ни грустно это прозвучит, но обломовщина есть и сейчас. Эта болезнь просто неискоренима. Люди боялись перемен тогда, люди боятся перемен и сегодня. Они хотят что-то изменить, но хотят, чтобы это сделали другие. Все мы любим перекладывать дела на кого-то, желая быть просто наблюдателями за происходящим. Не получается переложить свои обязанности на кого-то? Ну и пусть все будет пущено на самотек. Вот так мы и живем, подобно Обломову. А ведь нужно все менять, двигаться вперед, действовать, спотыкаться в своих начинаниях, падать, подниматься и идти дальше. Только так мы сможем достичь в жизни большего. И именно по такому принципу я собираюсь жить в дальнейшем. Уж очень мне не хочется быть Обломовым и заразиться такой болезнью, как обломовщина.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Сочинение: Что такое «Обломовщина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
(386 слов) И. А. Гончаров, будучи проницательным писателем, описал беду дворянского общества своего времени, настоящую эпидемию праздности и бесплодной мечтательности, которая получила название «обломовщина». Это слово образовалось от фамилии главного героя его романа, Ильи Ильича, который всю жизнь бесцельно пролежал на диване и умер в цвете лет от своей же лени. К сожалению, многие современники автора также прозябали в своих квартирах и домах, находя себя в бездеятельности, обжорстве и фантазиях о том, что все могло бы быть по-другому. Этот социальный феномен очень интересен с исторической точки зрения, поэтому стоит остановиться на его изучении подробнее.
Само государство потворствовало формированию «обломовщины». Дворяне жили за счет труда своих крепостных, за счет земли, которую они сдавали в аренду и закладывали, за счет самой природы, которая щедро производила для них товары. Но отнюдь не все землевладельцы занимались хозяйством. Большинство помещиков перекладывали заботы о хозяйстве на управленцев, а сами прожигали состояние, добытое потом и кровью других людей. Пока кто-то кутил и играл в карты, иные деградировали, сидя дома и наслаждаясь обильной пищей, покоем и праздностью. К таким дворянам относился и Обломов, но его дела из-за расточительности и попустительства предков запутывались все хуже и превращались в финансовую удавку на шее барина. Однако Илья Ильич ничего не делал, чтобы это исправить. Он ко всему относился безучастно, перекладывая ответственность на окружающих. Помещик даже одеться не мог самостоятельно, весь уход за собой он поручал Захару. Символом подобного образа жизни стал халат Обломова, который выражал его домашнюю и мягкую натуру.
О чем же грезил герой, лежа на диване? Это очень важно для понимания сущности «обломовщины». Его идеалом было возвращение в детство, когда родители баловали его лаской и заботой, душили даже малейшую инициативу своей опекой. Тогда же его приручили к тому, что всю работу за него должны делать слуги. Его распорядок дня располагал к фантазиям и праздным думам: длинный завтрак, ленивая дрема, потом обед с полуденным сном, а там и до ужина рукой подать. В этом безудержном потреблении, в этой бездеятельности, инфантильности, лености, в этом ровном, бесплодном и тихом течении жизни заключается сущность «обломовщины».
Таким образом, образ Обломова проиллюстрировал определенное социальное явление в царской России – деградацию личности помещика, не обремененного заботой о хлебе насущном. Дворянин зацикливается на потребительских ценностях, на личном комфорте, на удовлетворении физиологических потребностей и совершенно забывает о том, что мир не ограничивается диваном и халатом, что он нуждается в его деятельности и уме. Это и есть «обломовщина».
Если данное сочинение-рассуждение от Многомудрого Литрекона не подошло Вам, пожалуйста, напишите причину этого несчастья в комментариях.
Введение
Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.
Введение
Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.
Обломовка и «обломовщина»
Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».
Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.
Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.
Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.
Детство Обломова в Обломовке
В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.
Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.
Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»
Отрицательная сторона характера Обломова
В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.
Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.
Положительные сторона характера Обломова
Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.
Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.
Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова
В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.
Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».
Сон Обломова краткое содержание
Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сон Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Главные герои
Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.
Другие персонажи
Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни. Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам. Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.
Краткое содержание
Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».
Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.
Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее. Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним. Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.
После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.
Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много».
Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.
Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья», любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства». Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.
Автор Ольга Серая На чтение 8 мин Просмотров 6.2к.
Обновлено
Литеровед предлагает своим читателям краткое сочинение на тему: «Что такое «обломовщина» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)», ознакомившись с которым, вы поймете суть термина «обломовщина», какие людские пороки спрятано за этим словом.
Понятие «обломовщина» вошло в обиход благодаря роману Ивана Гончарова «Обломов». Автор подразумевает под этим словом состояние апатии, лени и ничегонеделания. Этот термин относится к русскому народу, особенно к дворянам. Также «обломовщиной» называется излишняя мечтательность, когда человек живет в своих иллюзиях более, чем в реальной жизни. Все это приводит к полной деградации личности.
Самым ярким воплощением безвольного состояния в русской литературе является герой Гончарова Илья Ильич Обломов. Именно от его фамилии и от названия деревни, где он проживал – Обломовка – произошло понятие «обломовщина». Обломовка стала главной причиной моральной и физической деградации главного героя романа Ивана Гончарова. Атмосфера родной деревни способствовала увяданию интереса Ильи Ильича к реальной жизни.
В романе «Обломов» автор строит воображаемую лестницу, по которой главный герой опускается, а «обломовщина» в нем поднимается. Все это имеет весьма печальные последствия для главного героя. Его ожидает полное разочарование в реальном мире, который и близко не похож на вымышленный, а также потеря смысла существования, да и самой жизни.
Процесс зарождения «обломовщины» начался еще с далекого детства Ильи Ильича. Он родился и взрастал в красивой и спокойной деревне Обломовка. Она находилась далеко от мира цивилизации и создавала иллюзию вечного беспечного существования. В ней все было идеально: и климат, и отсутствие ураганов, и прекрасные холмы. Вся природа Обломовки, казалось, окутывала жителей теплым одеялом, под которым каждый из них чувствовал себя в полной безопасности.
Атмосферу этой деревни можно сравнить с коконом или утробой матери. Ни один человек не пожелал бы покинуть Обломовку по собственной воле. Здесь все было настолько привычным, что жители деревни отказывались воспринимать вмешательство в их жизнь извне. Они знали, что после зимы точно придет весна, и она будет такой же, какой была год, пять, десять лет назад.
Обломовка чем-то даже напоминает рай. Обломовцы были уверенны в завтрашнем дне, точно знали, что их ожидает через год. Даже смерть здесь казалась легкой и вполне естественной, ведь приходила она только к тем, кто уже прожил немало лет и был готов перейти от одного рая к другому. Природа действовала на обломовцев губительно. На первый взгляд казалось, что они усмирялись, становились тихими, спокойными, мирными. На самом же деле вся эта атмосфера настолько их убаюкивала, что люди становились равнодушными ко всему.
Им нравилась их жизнь, а больше они не хотели знать ни о ком и ни о чем. Жители Обломовки даже боялись того, чтобы что-то не нарушило их привычный ритм жизни. В одном эпизоде романа в Обломовку с соседней деревни приходит письмо. Люди столь напуганы этим явлением. Они не хотят открывать его. Им кажется, что там обязательно будет написано что-то такое, что потянет за собой много нежелательных событий. Обломовцы не хотели нарушить привычный для них образ жизни.
Однажды им не повезло найти мертвого мужчину. Этот человек был не с их общины, а с соседней деревни, поэтому люди решили просто забыть об этой находке и продолжать жить так, как будто бы ничего не случилось. Больше всего обломовцы не любили работать. Они пытались поскорее избавиться от разного рода труда, делая его быстро и некачественно, либо же перелаживая работу на других людей. Крепостные в поместье дворян исполняли всю работу, но и они не отличались особым рвением к делу, поскольку их жизнь также была отравлена «обломовщиной». И все же своим господам они всегда были верными.
Такой тихой и спокойной была жизнь в Обломовке. Больше всего жителей интересовала еда. Они очень любили поговорить о плотном и вкусном обеде. Особенным удовольствием было выбрать блюда, которые подадут к столу. После того, как все насладились обедом, обломовцы отправлялись спать. Этот сон был самым сладким и самым ленивым в их размеренном распорядке жизни. Иногда они не засыпали, а о чем-то тихо говорили или же просто сидели молча.
Илья Обломов рос в такой атмосфере и постепенно перенимал все привычки и нормы поведения этого общества. Когда Илья был еще маленьким, он совсем не был похож на угрюмых и спокойных обломовцев. Он интересовался всем, что его окружало. Ребенок никогда не сидел на месте, и все время старался познать что-то новое. Активный мальчик очень хотел побывать на всех деревьях, полазить по высоким сеновалам, померить шагами огромные поля и узнать, куда же течет их река. Еще с детства он интересовался животными и любил тихонько наблюдать за ними.
Но модель поведения маленького Ильи расходилась с пониманием жизни его родителями. Поэтому они обрывали все его попытки к активности в корне их зарождения. Родители не позволяли ему познавать окружающий мир. Они слишком опекали и контролировали мальчика, навязывали ему свои ценности и делали все, чтобы он удалился от реальности и ушел в «обломовский» спокойный мир мечтаний. Еще с детства его приучили не к труду, а к лени.
В итоге, Илья начал пользоваться своим положением. Он понял, что его желания и прихоти будут исполнять, и для этого ему не нужно даже прилагать никаких усилий. Мальчик знал, что для решения его юных проблем всегда найдется кто-то: либо родители, либо слуги. Если он хотел есть, то ожидал, что ему принесут. Если же ему нужно было убраться в комнате, то за него это делали слуги. Илья рос полностью защищенный даже от бытовых элементарных вещей.
Естественно, что он был абсолютно не готов к реальности, ведь он ее никогда и не видел. В учебе Обломов также не имел особого успеха. Наука казалась ему больше прихотью со стороны родителей. Он учился не из-за собственного интереса, а только потому, что это было желанием отца и матери. Хотя родители и отдали сына в науку, они особо не верили в ее силу. Часто сами же не пускали Илью на занятия, отмазывая прогулы простой непогодой. Мальчик ходил в школу и институт без особого желания. Он просто не понимал, как все эти знания помогут ему в жизни, особенно здесь, в Обломовке, где у него и так все есть без науки.
По своей природе Илья Ильич – очень тонкая и чувствительная натура. Он умеет видеть прекрасное вокруг и ощущать мельчайшие изменения в реальном мире. Все это досталось ему в наследство от созерцания обломовской прекрасной природы и сказок няни, которые он так любил слушать каждую ночь. В тот момент и формировался его мир, так не похожий на реальность. В нем было много чудес, неограниченных возможностей, интересных персонажей.
Больше всего он мечтал о том, чтобы лежать и ничего не делать. Он видел себя в том мире как человека, который гуляет и ест чьи-то вкусные угощения. Илья Ильич вырос, да только детские мечты так и остались его реальностью. Обломова пугает этот мир, где человек ничего не знает и должен сам прокладывать себе дорогу в будущее. Он чувствует себя брошенным, никому не нужным. И даже в этой ситуации Илья Ильич не находит иной выход, как только создать для себя новый сказочный мир в своей Обломовке.
Он представляет себе спокойную, размеренную семейную жизнь. Естественно, его любимая Ольга не вписывается в эту идиллическую картину. Она все пыталась вытащить его из состояния «обломовщины», но вскоре оставила эти попытки, поняв их бесполезность. Любовь Обломова к Ольге не была столь сильной, чтобы молодой человек смог отказаться от всего, во что верил всю свою сознательную жизнь. Он не смог «встать» со своего дивана, Ольга Ильинская же мечтала о том, чтобы не стоять на месте, а все время двигаться вперед. Илья Ильич нашел другую женщину, которая смогла вписаться в его картину жизни.
Но в тот момент, когда он умирал, Обломов не искал глазами реальных жену и сына, мысленно он пребывал в своем комфортном мире, где молодой человек представлял себя здоровым и полным энергии. Автор же комментирует такое состояние Обломова, как самообман.
Понятие «обломовщина» касается не только главного героя романа Ивана Гончарова, а и всех членов русского общества, которые привыкли жить за счет труда крепостных, а сами не умеют ничего делать. Все их забавы начинаются и кончаются «лежанием на диване». Дворяне как будто ожидают, что в один миг все изменится, и жизнь станет такой, какой они ее видят в своем вымышленном мире.
Но автор убеждает своим романом, что никто еще не достигал высот, лежа на диване. Только упорным трудом можно чего-то добиться в этой жизни. Именно таким является реальный мир. Он жестокий и требует жертв: здоровья, труда, стараний, страданий.
Обломов – яркий пример того, как человека может испортить неправильное воспитание, сверхзабота и оберегание от реальности. Рано или поздно каждый человек должен столкнуться с реальностью. От этого никто не убежит, как и от собственной смерти.
В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.
Главный герой романа Илья Ильич Обломов является человеком из достаточно старой дворянской семьи. Он получил хорошее образование, воспитание и является далеко не глупым человеком. Но имея такую хорошую основу, он никуда не стремился и не хотел ничего решать. Его лицо всегда выражало чрезмерную усталость, а в глазах была пустота.
Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.
У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.
В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.
Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.
Жизнь Обломова не череда ярких картинок и быстрых ее смен. Напротив, в ней ровным счетом ничего не происходит. Его совершенно устраивает покой, а стремиться к изменениям ему просто не хватает воли и сил. Даже когда Перед Обломовым вдруг встает проблема, которую нужно решить лишь выбрав правильный путь, он опускает руки и не желает ничего менять.
Лишь иногда Илья Ильич грустил о моментах, когда мог бы что-либо сделать и изменить свою жизнь. Он задается вопросами почему он такой. Гончаров ответит на этот вопрос читателю, рассказав о сне Обломова, где показаны истоки становления его характера. Так же в нем рассказывается про явление, которое получило название «обломовщина».
В деревне «Обломовка» все люди жили как во сне, подчиняясь природным явлениям и смене времен года. Никакие страсти и бури не могли нарушить спокойный и размеренный распорядок жизни. Это во многом повлияло на становление жизненных укладов главного героя. Все было преподнесено уже готовым, и любая инициатива Илюши пресекалась под предлогом, что за него это могут сделать слуги. В итоге это привело к тому, что без Захара он даже не в состоянии одеться.
Сочинение 2
Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.
В связи с разбалованостью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.
С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяеву ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.
В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.
Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестиранные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.
Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.
В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.
`
Обломов и обломовщина
Популярные сочинения
- Сочинение Хозяйка Медной горы (Образ и характеристика персонажа рассказа Бажова)
Будучи волшебным существом из повествовательной истории Бажова, Хозяйка Горы защищает рудниковые сооружения. Оно является наполовину человеком – представленной в образе девушки, а другая половина представлена ящерицей
- Сочинение на тему Удивительное рядом для 7 класса
- Характеристика героев комедии Ревизор Гоголя
Одним из главных героев мелкий чиновник, молодой мужчина из дворянских слоев. Он глуповатый и любит хвастаться. Он предпочитает жить только в свое удовольствие
Введение
Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.
Популярные сочинения
- Парус — мое любимое стихотворение Лермонтова сочинение
Мне больше нравится поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова. У него каждое произведение – это шедевр. И всё же среди многих строк, я больше всего люблю одно его стихотворение – «Парус». - Сочинение Равнодушие и отзывчивость в романе Война и мир
Великий роман поднимает темы морали и нравственности. Произведение знакомит читателя с прекрасными и страшными людьми. Одни думают о том, как сделать мир лучше и помочь окружающим - Сочинение Лирика Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – самый известный российский поэт, которого знают по всему миру. Именно его образ ассоциируется с образом всей России. Глубина его философских и лирических мотивов
Обломовка и «обломовщина»
Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».
Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.
Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.
Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.
Обломовщина и Штольцевщина как типы жизни (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Осудить бездеятельность и оправдать деловитость — такую задачу ставил себе автор в «Обломове». Образы Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, и само слово «обломовщина» стало нарицательным.
Чтобы понять мотивацию поступков человека, надо обратиться к его детству, то есть к тому периоду жизни, когда в нем закладываются основные черты характера, могущие потом влиять на всю жизнь в целом.
Маленький Илюша родился и вырос в селе Обломовке. Родители его были потомственные дворяне, которые придерживались патриархальных традиций. В семье было два пристрастия: еда, которая превратилась в культ, и послеобеденный сон — тоже своеобразный культ. Труд был главным врагом обитателей Обломовки, наказанием, которого при каждом удобном случае всеми силами избегали. Эта ленивая, спокойная, беззаботная жизнь ничем не нарушалась, разве что болезнями и мелкими ссорами. Да и как иначе. Ведь членам помещичьей семьи не надо было зарабатывать на жизнь, они бездельничали, за них работали крепостные крестьяне. В этой атмосфере и вырос Обломов. Автор отмечает, что в детстве мальчик был подвижным и любознательным, но все его поползновения на самостоятельность пресекались матерью и няньками. Даже чулки ребенку надевал Захар. Жизнь не изменилась и во время учебы. Учение, по представлениям родителей, было нужно только для повышения по службе. В остальном толку от него не видели. Поэтому Илюшеньку, во избежание переутомления, всячески ограждали от умственной деятельности. Мальчик скоро понял, что приказывать гораздо удобнее, чем что-либо делать самому. Со временем он стал сонным, апатичным и неприспособленным к жизни, как и все члены его семейства. Но он сохранил чистые душевные помыслы, нравственные идеалы.
Воспитание Штольца отличалось от воспитания Обломова. Отец его был немцем, мать русской дворянкой. От отца он перенял трудолюбие и практичность, свойственные всем немцам, а от матери получил богатое духовное наследство: любовь к музыке, поэзии, литературе. Отец Андрея дал ему то воспитание, которое сам получил от своего отца. Он обучил его всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына, как с ним поступил в свое время его отец.
Поэтому если в самом начале жизни у Обломова лежали прозябание и сон, то у Штольца — энергия и жизнедеятельность. Их различия можно увидеть уже из портретов. Если говорить про Обломова, то «это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно — серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». А вот описание Штольца: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь… цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные». Один не может не вызывать симпатии мягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися и на лице, другой восхищает твердостью и целеустремленностью, читаемым и во всем облике. Различается и духовная жизнь героев. Несмотря на то, что Обломов бездеятелен, духовная жизнь его довольно богата. Воображение стало любимым спутником его жизни. Только в мечтах он воплощает богатые, глубоко зарытые способности своей души. Штольц, как человек действия, не находит времени и места для бесплодных мечтаний. Он отвергает все, что «не подвергалось анализу опыта практической истины». Душевно Штольц спокоен, у него есть цель, и он действует согласно этой цели. В этом смысле он удовлетворен жизнью.
Обломов боится трудностей. Для того чтобы решить самые насущные проблемы, нужно приложить умственные усилия. Но к этим усилиям Обломов не привык. Его принцип — пусть все идет так, как идет, «авось все уляжется». Он старается переложить дело на другого, лишь бы не делать его самому. При этом он и мысли не допускает, что его способны обмануть.
Штольц ни на кого не перекладывает своих дел, он все стремится сделать сам и подталкивает к этому Обломова. Правда, все его попытки растормошить Обломова разбиваются о его лень и невозмутимость. Тем не менее эти два таких противоположных человека очень дружны. И вряд ли дело лишь в бравшей начало из детства привязанности. Если привязанность Обломова к Штольцу можно объяснить его нуждой в сильном деловом человеке, который всегда способен прийти на помощь, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить характеристикой, которую дает Андрей Штольц Обломову: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало, они редки, это перлы в толпе!» Тем более ему хотелось спасти друга, оживить его. Когда Штольц говорил о друге с Ольгой, он надеялся, что она сумеет расшевелить Обломова, вылечить его. На первый взгляд ей это удалось. («Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере, самоуверенности».) Обломов стал выполнять поручения Ольги, ездил с дачи в город, меньше лежал, на диване, даже сбросил свой халат, который стал своеобразным символом его лени. Но инертность оказалась сильнее его любви. Они с Ольгой совсем разные люди. Любовь для Обломова, как и вся жизнь, — спокойное прозябание, прогулки по саду, гуляние под руку. Но эта жизнь не устраивала Ольгу. Ее беспокойная и деятельная натура требовала действия, которое она могла найти только в таком человеке, как Штольц. Штольц, в свою очередь, искал женщину, равную ему по взглядам и силе характера. Семейная жизнь Штольцев способствует гармоничному взаимо-обогащающему развитию обоих супругов. Андрей успокоился, он всем доволен; правда, Ольгу мучают сомнения: что дальше? неужели жизненный круг замкнулся?
Но и Обломов не одинок. Он подсознательно искал себе жену не как равного себе товарища, а как жену-мать. Такой женой стала для него Пшеницына, для которой он предмет обожания и самоотверженной заботливости. Правда, под властью любящей и трудолюбивой Пшеницыной происходит духовное и физическое угасание Обломова.
Обломовщина и штольцевщина — два противоположных мира, два полюса жизни. Цель в жизни Обломова — жить спокойно. Трудиться, он считает, бесполезно, все равно толку не будет. Такой образ жизни не следует брать за образец, ведь герой в конце концов деградирует. Жизнь для Штольц а — труд. Но труд этот очень уж прост, а потому скучен. Для полноценной жизни важно все: взлеты и падения, горести и радости. В жизни Штольца этого нет, она удручающе однообразна. Ни обломовщину, ни штольцевщину нельзя назвать полноценной жизнью, истина лежит где-то посередине между этими двумя образами жизни.
Детство Обломова в Обломовке
В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.
Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.
Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова
В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.
Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».