- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Обломов — коренной народный наш тип
Многие связывают образ Обломова с ленью и ничего не деланием. Его считают просто апатичной и гедонистически настроенной личностью, которая только и думает о том, как лежать на диване. На самом деле образ этот гораздо глубже и поступки, отношение к действительности главного героя романа Гончарова имеют под собой существенную подложку.
Русская культура всегда являлась культурой созерцательной. Равно и русский человек более склонен к созерцательности и философии. Элементарный факт просторности земли, неохватности этих просторов навевают мысль о таком глобальном и созерцательном мышлении.
Антитезой этому выступает западное отношение к миру – активное и экспансивное. Олицетворением этого отношения является Штольц, он отеняет Обломова, но на самом деле не является непременно нужным героем для того чтобы дать понять главного героя через антитезу. Гончаров создает такое противопоставление, но, к примеру, Обломов в нем не нуждается для того чтобы существовать, он не существует через противопоставление, он существует через созерцание.
Как узнает читатель из романа, Обломов – философ, он ничего не делает не из лени, но из понимания тщетности бытия. Он не видит смысла к чему-либо стремиться, когда отсутствует высшая цель для этого, в отличие от западного типа – Штольца, который просто активен бодр и весел без причины. Хотя, по сути, такая его бодрость является даже немного странной и искусственной, в отличие от Обломова, который искренне ничего не делает.
Только любовь как высшая ценность заставляет действовать Обломова. Ради этого он способен полностью поменяться и полностью меняется. Причем эти перемены не требуют от него никаких усилий, они естественны, в отличие от того когда Штольц навязывает ему свои диеты и социальную активность.
Этот факт подчеркивает чистоту личности главного героя и об этом открыто говорит и сам автор: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его». Илья Ильич действительно чист своими помыслами, его даже не запятнала идея прогресса, которой полностью подвержен Штольц.
Хотя Обломов является и барином, на самом деле он близок к народу и не сказать, чтобы существенным образом отличался от Захара и «еще трехсот Захаров», которые обитают в Обломовке. Через образ главного героя автор исследует народ, подлинные его особенности его архетипов. Резюмируя, этот народ выглядит как нечто мечтательное, способное забыться в собственных грезах, но при этом имея ясное понимание об иллюзорности бытия как такового.
Только ради высшего идеала, в частности любви, этот народ способен действовать. В этом подлинность и искренность его.
Сочинение на тему «Штольц и Обломов»
Роман Гончарова «Обломов» заставляет нас задуматься о возможности дружбы между абсолютно разными людьми. Имеет ли право на существование такая дружба? Автор в своём произведении активно размышляет над этой проблемой.
Главные герои романа – Андрей Иванович Штольц и Илья Ильич Обломов. Илья Обломов является типичным представителем русского барства XIX века. Этот человек отличается мягким характером, он спокойный, старается не нарушать привычный образ жизни. Его скучная жизнь проходит на диване. Лёжа на нём, он спокойно размышляет о необходимых преобразованиях в своем имении Обломовка. При этом на его лице отсутствует всякая определённая идея. Обломов настолько отдалён от реальности, что свет для него представляется вечной суетой безо всякой цели.
В отличие от Обломова, Штольц не может просто лежать без дела, для него нормальное состояние – движение. Штольц знает все реалии жизни и не склонен мечтать. По мнению некоторых критиков, Штольц является антиподом Обломова. Но я не считаю, что эти люди полные противоположности, скорее Штольц дополняет Обломова. Илья Обломов показан как наивный и открытый человек, а вот Андрей Штольц как решительная и целеустремленная личность. Он ясно представляет себе цель, знает как её достигнуть, и пытается увлечь Обломова своими идеалами.
То есть именно Штольц пытается «оживить» Обломова, всячески стараясь вызвать у него интерес хоть к чему-то, прививая ему свои взгляды на окружающий мир. Штольц буквально заставляет Обломова выходить в свет, а Ольгу Ильинскую он просит «присмотреть» за Обломовым. Я думаю, все эти действия говорят о том, что эти люди были настоящими друзьями.
Гончаров посредством своего произведения показывает нам, что абсолютно разные люди с разными, зачастую даже противоположными качествами могут испытывать друг к другу тёплые чувства, быть настоящими друзьями.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Штольц и Обломов» читают:
Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо», 10 класс
Популярные страницы
Сочинение на тему «Я и другие»
Я думаю, что любой человек не один раз в течение собственной жизни думал над тем, зависит ли он от окружающего Читать далее…
Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь», 5 класс
На своей картине «Февральская лазурь» известный русский художник-живописец Игорь Грабарь изобразил берёзовую рощу в морозное солнечное утро. Всё вокруг дышит Читать далее…
6 класс
Сочинение «Как я помогаю маме» Сочинение на тему «Алые паруса», 6 класс Сочинение на тему «Берегите природу», 6 класс Сочинение Читать далее…
Сочинение на тему: Образ помещиков в поэме «Мёртвые души», 9 класс
Писатели множества времен и народов стараются донести до нас свои интересы и идеалы. Например, произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» Читать далее…
Сочинение на тему: Образ Гринёва в повести «Капитанская дочка», 8 класс
Образ героя повести Пушкина – Петра Гринева учит нас тому, по каким правилам и законам жизни людям следует существовать и Читать далее…
Сочинение на тему «Зачем я изучаю русский язык», 5 класс
Россия – великая страна, в которой живёт много разных народов. Русский язык очень богат, и не знать его – это Читать далее…
Социально-психологические причины обломовщины
Гончаров И.А.
В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений между людьми, уважение к национальным традициям, гармонию ума и сердца, чувства и воли, духовный союз человека с природой.
Неужели все это обречено на слом? И нельзя ли найти более гармоничный путь прогресса, свободный от эгоизма и самодовольства, от рационализма и расчетливости? Как сделать, чтобы новое в своем развитии не отрицало старое с порога, а органически продолжало и развивало то ценное и доброе, что старое несло в себе? Эти вопросы волновали Гончарова на протяжении всей жизни.
Так, в 1859 году появился роман «Обломов», который автор игал в течение десяти лет.
Главный герой романа- Илья Ильич Обломов. «Это человек 32 — 33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами и с отсутствием всякой определенной идеи и сосредоточенности в чертах лица.
Во всем лице теплился ровный свет беспечности, переходивший даже в позы всего тела.
Ничего не могло согнать с его лица ту мягкость, которая была господствующим и основным выражением не только лица, но и всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук»
Илья Ильич — человек сложный, и я считаю, что в Обломове много русских национальных черт. И чтобы понять это, нужно обратиться к истокам формирования личности: к детству, воспитанию, окружению и, наконец, к полученному образованию.
На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала большое влияние среднерусская природа того благословенного уголка земли, того чудного края — Обломовки.
То небо, которое «кажется ближе жмется к земле, чтоб уберечь избранный уголок от всяких невзгод»; то солнце, которое «ярко и жарко светит там около полугода и потом медленно, точно нехотя, удаляется оттуда»; те мягкие очертания отлогих холмов, «с которых приятно кататься, резвясь, на спине или сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце»; то медленное неторопливое течение равнинных рек, которые «то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись».
Человек в психоанализе
Человек в психоанализе Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15
Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый «лад» крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников.
И даже грозы не страшны, а благотворны там: они «бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе». Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю.
Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.
Именно эта чудная русская природа способствовала развитию в Илюше таких качеств, как человечность, доброта, отзывчивость.
На формирование личности Обломова также сильно повлияло его воспитание. Ту безграничную любовь и ласку, которыми он с детства был окружен и взлелеян, подарила Илюше его мать. Она «осыпала его страстными поцелуями», смотрела «жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару».
«Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы, любуясь мягкостью их и заставляя любоваться и других, разговаривает с ними о будущности сына, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи».
Я думаю, что эта чрезмерная любовь матери пагубно повлияла на Обломова. Но все-таки, на мой взгляд, именно она воспитала в герое основные черты национального характера.
Хотя в жизни Илюши фигурировала и няня, которая также сыграла огромную роль в становлении его личности. Она часто рассказывала ему сказки, различные предания, былины, выдуманные истории.
Няня нашептывала ему о какой-то неведомой стороне, «где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока и где никто круглый год ничего не делает».
Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни
Тема: Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни Введение Тема данной курсовой работы выбрана не случайно. Одной из актуальных в психологии развития человека является проблема переживания личностью кризиса середины жизни. Однако, хотя известно, что жизненный путь взрослого, сформировавшегося человека — это отнюдь не прямая ровная дорога, до недавнего
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Как общаться с психопатом
Я считаю, что няня очень много сделала для ребенка в детстве. Но, на мой взгляд, все эти рассказы и сказки тоже пагубно сказались на Илюше. С самого детства воображение.
мальчика населялось странными призраками, боязнь и тоска засели надолго, может быть, навсегда в душу. Когда же он стал взрослым, и теперь еще, «оставшись в темной комнате или увидев покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски».
И все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей и где не нужно ничего делать
Труд был главным врагом обитателей Обломовки. Они «сносили его как наказание, наложенное еще на праотцев наших, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным». Такое отношение к труду воспитывалось и в Илюше. Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались дружными криками родителей:
«А слуги на что?». Вскоре герой и сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее.
Он был окружен чрезмерными заботами матери, следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел и не перетрудился на обучении у И. Б. Штольца. Она считала, что образование — не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Конечно, родители Обломова понимали важность и необходимость образования, однако видели в нем только средство продвижения по службе.
Вот в каких условиях сложилась апатичная, ленивая и трудная на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Он боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности людей, которым поручалось дело. Он не допускал и мысли о возможности обмана: элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.
Раннее творчество Л.Н. Толстого (трилогия «Детство. Отрочество. Юность», «Севастопольские рассказы»)
Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого продолжалась около шестидесяти лет. Первое его выступление в печати относится к 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи — «Современнике», редактировавшемся Некрасовым, появилась повесть Толстого «Детство». Между тем «Детство» свидетельствовало не только о силе, но и о зрелости таланта молодого писателя. Это было произведение сложившегося
Обломов — лицо не совсем новое в нашей литературе: Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин — это тоже Обломовы. Н. А. Добролюбов писал: «Обломов — это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделиться ни один из наших серьезных художников». На мой взгляд, это потому,
(что Обломов — национальный русский характер. Так, в романе «Обломов» Гончаров отобразил те проблемы современной ему жизни, которые глубоко волновали его. Он раскрыл социально-психологические причины «обломовщины» и выявил многие важные черты русского национального характера.
Источник: https://forpsy.ru/works/sochinenie/sotsialno-psihologicheskie-prichinyi-oblomovschinyi/
«Обломов — общечеловеческий тип.»
Роман «Обломов» был задуман И. А. Гончаровым ещё в 1848 году и писался в течении 20 лет. В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение. полностью роман был напечатан только в 1859 году. В нём рассказывается о жизни И. И. Обломова. И. И. Обломов — это дворянин, который живёт в Петербурге. он практически не выходит из дома и не работает. он лишь лежит на диване и мечтает. «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, а потом пряталась в складках лба, и совсем пропадала…» Дома Обломов ходил в халате из персидской материи. Халат был такой большой, что Илья Ильич мог дважды завернуться в него. «Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Квартира Обломова была лишь на первый взгляд ухожена и чиста. На самом же деле, по стенам и около картин была паутина, напитанная пылью, ковры были в пятнах. Обломову абсолютно безразлично, как выглядет его квартира. Ведь он только и делал, что лежал на своём диване и мечтал. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, которы хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Ничто не могло разшевелить Обломова. Даже весть о переезде и письмо из обломовки. «С полчаса он всё лежал, мучаясь этим намерением, но потом рассудил, что успеет ещё сделать это и после чаю, а чай можно пить в постели, тем более что ничто не мешает ему думать и лёжа». Но Обломов «славился» не только ленью и апатией, а ещё и добратой. Именно поэтому к нему приходило много разных гостей и, наверное, именно за его «голубиную нежность» полюбила его Ольга Ильинскай. Но вскоре лень и апатия «загнали» Обломова в могилу. Он умер от малоподвижного образа жизни… «Никто не видел его последних минут, не слыхал предсмертного стона». Когда я читала этот роман, то мне былокак-то не по себе. Я заметила много сходств между собой и Обломовым. Эту лень, привычку лежать на диване, откладывать дела в долгий ящик, мечтательность… А ведь так живут многие! Да что многие, так живут почти все! Почти все одевают дома свободный приятный халат, уютные тапочки, встают утром с кровати с «наполеоновскими планами», а за весь день ничего путнего-то и не сделали. Просто провалялись на диване. Гончаров специально написал этот роман для того, чтобы мы, люди, поняли наконец-то, что катимся в пропасть. Обломов, молодой и талантливый человек погиб! А ведь он мог бы прожить свою жизнь так красиво и весело. У него было всё: именье, деньги, любимая женщина, но он погубил себя. Его жизнь прошла быстро, скучно и глупо. А сколько ещё таких же талантливых людей прожили свою жизнь зря? Обломовщина — бич и зло России, характерная черта нашей жизни. Материалом для этого романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства! Обломов, увы, живёт в кажном человеке! Переводчик произведений И. А. Гончарова на датский язык П. Ганзен писал «Не только у Адуева и Райского, но даже в Обломове я нашёл столько знакомого и старого, столько и родного. Да, нечего скрывать, и в нашей милой Дании есть много обломовщины».
Сочинение на тему обломов общий человеческий тип
Обломов видит в сладостном сне свою прошлую, давно ушедшую жизнь в родной Обломовке, где нет ничего дикого, грандиозного, где все дышит спокойствием и безмятежным сном. Здесь только едят, спят, обсуждают новости, с большим опозданием приходящие в этот край; жизнь течет плавно, перетекая из осени в зиму, из весны в лето, чтобы снова свершать свои вечные круги. Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви. Все мирно, тихо, покойно в этом благословенном краю — никакие страсти, никакие заботы не тревожат обитателей сонной Обломовки, среди которых протекало детство Ильи Ильича. Этот сон мог бы длиться, кажется, целую вечность, не будь он прерван появлением долгожданного друга Обломова, Андрея Ивановича Штольца, о приезде которого радостно объявляет своему барину Захар… Андрей Штольц рос в селе Верхлёве, некогда бывшем частью Обломовки; здесь теперь отец его служит управляющим. Штольц сформировался в личность, во многом необычную, благодаря двойному воспитанию, полученному от волевого, сильного, хладнокровного отца-немца и русской матери, чувствительной женщины, забывавшейся от жизненных бурь за фортепьяно. Ровесник Обломова, он являет полную противоположность своему приятелю: «он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает; когда он успевает — Бог весть». Первое, с чего начинает Штольц, вытаскивает Обломова из постели и везет в гости в разные дома Так начинается новая жизнь Ильи Ильича. Штольц словно переливает в Обломова часть своей кипучей энергии, вот уже Обломов встает по утрам и начинает писать, читать, интересоваться происходящим вокруг, а знакомые надивиться не могут: «Представьте, Обломов сдвинулся с места! » Но Обломов не просто сдвинулся — вся его душа потрясена до основания: Илья Ильич влюбился. Штольц ввел его в дом к Ильинским, и в Обломове просыпается человек, наделенный от природы необыкновенно сильными чувствами, — слушая, как Ольга поет, Илья Ильич испытывает подлинное потрясение, он наконец-то окончательно проснулся. Но Ольге и Штольцу, замыслившим своего рода эксперимент над вечно дремлющим Ильей Ильичом, мало этого — необходимо пробудить его к разумной деятельности. Тем временем и Захар нашел свое счастье — женившись на Анисье, простой и доброй бабе, он внезапно осознал, что и с пылью, и с грязью, и с тараканами следует бороться, а не мириться. За короткое время Анисья приводит в порядок дом Ильи Ильича, распространив свою власть не только на кухню, как предполагалось вначале, а по всему дому. Но всеобщее это пробуждение длилось недолго: первое же препятствие, переезд с дачи в город, превратилось постепенно в ту топь, что и засасывает медленно, но неуклонно Илью Ильича Обломова, не приспособленного к принятию решений, к инициативе. Долгая жизнь во сне сразу кончиться не может… Ольга, ощущая свою власть над Обломовым, слишком многого в нем не в силах понять. Поддавшись интригам Тарантьева в тот момент, когда Штольц вновь уехал из Петербурга, Обломов переезжает в квартиру, нанятую ему Михеем Андреевичем, на Выборгскую сторону. Не умея бороться с жизнью, не умея разделаться с долгами, не умея управлять имением и разоблачать окруживших его жуликов, Обломов попадает в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, чей брат, Иван Матвеевич Мухояров, приятельствует с Михеем Андреевичем, не уступая ему, а скорее и превосходя последнего хитростью и лукавством. В доме Агафьи Матвеевны перед Обломовым, сначала незаметно, а потом все более и более отчетливо, разворачивается атмосфера родной Обломовки, то, чем более всего дорожит в душе Илья Ильич. Постепенно все хозяйство Обломова переходит в руки Пшеницыной. Простая, бесхитростная женщина, она начинает управлять домом Обломова, готовя ему вкусные блюда, налаживая быт, и снова душа Ильи Ильича погружается в сладостный сон. Хотя изредка покой и безмятежность этого сна взрываются встречами с Ольгой Ильинской, постепенно разочаровывающейся в своем избраннике. Слухи о свадьбе Обломова и Ольги Ильинской уже снуют между прислугой двух домов — узнав об этом, Илья Ильич приходит в ужас: ничего ещё, по его мнению, не решено, а люди уже переносят из дома в дом разговоры о том, чего, скорее всего, так и не произойдет. «Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, все волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой? » — размышляет Обломов, понимая, что все происходящее с ним есть не более чем последние конвульсии живой души, готовой к окончательному, уже непрерывному сну. Дни текут за днями, вот уже и Ольга, не выдержав, сама приходит к Илье Ильичу на Выборгскую сторону. Приходит, чтобы убедиться: ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный сон. Тем временем Иван Матвеевич Мухояров прибирает к рукам дела Обломова по имению, так основательно и глубоко запутывая Илью Ильича в своих ловких махинациях, что вряд ли уже сможет выбраться из них владелец блаженной Обломовки. А в этот момент ещё и Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось, починить уже никому не по силам. Это становится последней каплей в муках сопротивления Ильи Ильича — он заболевает горячкой. Год спустя после болезни Обломова жизнь потекла по своему размеренному руслу: сменялись времена года, к праздникам готовила Агафья Матвеевна вкусные кушанья, пекла Обломову пироги, варила собственноручно для него кофе, с воодушевлением праздновала Ильин день… И внезапно Агафья Матвеевна поняла, что полюбила барина. Она до такой степени стала предана ему, что в момент, когда нагрянувший в Петербург на Выборгскую сторону Андрей Штольц разоблачает темные дела Мухоярова, Пшеницына отрекается от своего брата, которого ещё совсем недавно так почитала и даже побаивалась. Пережившая разочарование в первой любви, Ольга Ильинская постепенно привыкает к Штольцу, понимая, что её отношение к нему значительно больше, чем просто дружба. И на предложение Штольца Ольга отвечает согласием… А спустя несколько лет Штольц вновь появляется на Выборгской стороне. Он находит Илью Ильича, ставшего «полным и естественным отражением и выражением [… ] покоя, довольства и безмятежной тишины. Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать… ». Обломов нашел свое тихое счастье с Агафьей Матвеевной, родившей ему сына Андрюшу. Приезд Штольца не тревожит Обломова: он просит своего старого друга лишь не оставить Андрюшу… А спустя пять лет, когда Обломова уже не стало, обветшал домик Агафьи Матвеевны и первую роль в нем стала играть супруга разорившегося Мухоярова, Ирина Пантелеевна. Андрюшу выпросили на воспитание Штольцы. Живя памятью о покойном Обломове, Агафья Матвеевна сосредоточила все свои чувства на сыне: «она поняла, что проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…» И высокая память навсегда связала её с Андреем и Ольгой Штольцами — «память о чистой, как хрусталь, душе покойника». А верный Захар там же, на Выборгской стороне, где жил со своим барином, просит теперь милостыню…
Список литературы
Н.Г. Быкова, В.Я. Линков. Литература: справочник школьника. М.: Филологическое общество «Слово», — «С», ТКО, «Аст», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 1995. – 576с.
И.О. Родион, Т.М. Пименова. Все произведения школьной программы в кратком изложении. – М.: «Родин и компания», ТКО АСТ, 1997. – 616 с.
Статья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?». «Отечественные записки» №5. 1859.
Теги: Илья Ильич Обломов – «коренной народный наш тип» Сочинение Литература
Обломов и Ольга.
Главная сюжетная ситуация в романе – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идёт путём, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает увидеть Обломова, таким, как его хотел показать автор. В своё время Чернышевский писал о том, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому выводу, а ещё более закрепляет его. Ольге Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нём свойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть. Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Ольга видит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые так же чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. И именно в Ольге, а не в Штольце, можно видеть «намёк на новую русскую жизнь»; от неё можно ожидать слова, которое сожжёт и развеет «обломовщину».
В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с женщиной, пока видят в ней куклу, двигающуюся на пружинках; не прочь они и поработить себе женскую душу… как же! этим бывает очень довольна их барственная натура! Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь серьезного, чуть они начнут подозревать, что пред ними действительно не игрушка, а женщина, которая может и от них потребовать уважения к своим правам, — они немедленно обращаются в постыднейшее бегство.
Обломов хочет непременно обладать женщиной, хочет вынудить у нее всяческие жертвы в доказательство любви. Он, видите ли, не надеялся сначала, что Ольга выйдет за него замуж, и с робостью сделал её предложение. А, когда она ему сказала, что это давно бы ему следовало сделать, он пришел в смущение, ему стало не довольно согласия Ольги. Он начал пытать её, столько ли она его любит, чтобы быть в состоянии сделаться его любовницей! И ему стало досадно, когда она сказала, что никогда не пойдет по этому пути; но затем ее объяснение и страстная сцена успокоили его… Но всё-таки он струсил под конец до того, что даже на глаза Ольге боялся показаться, прикидывался больным, прикрывал себя разведенным мостом, давал понять Ольге, что она его может компрометировать. И всё оттого, что она от него потребовала решимости, дела, того, что не входило в его привычки. Женитьба сама по себе не страшила его, но Ольга захотела, чтоб он пред женитьбой устроил дела по именью; это уж была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершил, а явился настоящим Обломовым. А сам между тем очень требователен. Ему вообразилось, что он не довольно хорош собою и вообще не довольно привлекателен для того, чтобы Ольга могла сильно полюбить его. Он начинает страдать, не спит ночь, наконец, вооружается энергией и пишет Ольге длинное послание.
Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.
Обломов, написавши к Ольге пасквиль на самого себя, чувствовал, «что ему уж не тяжело, что он почти счастлив»… Письмо свое он заключает онегинским нравоучением: «История со мною пусть, говорит, послужит вам руководством в будущей, нормальной любви». Илья Ильич, разумеется, не выдержал себя на высоте уничижения перед Ольгой: он бросился подсмотреть, какое впечатление произведет на нее письмо, увидел, что она плачет, удовлетворился и — не мог удержаться, чтобы не предстать пред ней в такую критическую минуту. А она доказала ему, каким он пошлым и жалким эгоистом явился в этом письме, написанном «из заботы об ее счастье». Тут уже он окончательно спасовал, как делают, впрочем, все обломовцы, встречая женщину, которая выше их по характеру и по развитию.
Ольга постоянно размышляет не только о своём чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей «миссии»:
«И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!»
И любовь эта для Ольги становиться долгом. Она ждёт от Обломова деятельности, воли, энергии; в её представлении он должен стать похожим на Штольца, но, только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своём воображении, которого она искренне хотела создать в жизни.
«Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, — а ты уж давно умер».
Всё это с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задаёт горький вопрос:
«Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…»
«Есть, — отвечает Илья. – Обломовщина!»
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Обломов — коренной народный наш тип
Многие связывают образ Обломова с ленью и ничего не деланием. Его считают просто апатичной и гедонистически настроенной личностью, которая только и думает о том, как лежать на диване. На самом деле образ этот гораздо глубже и поступки, отношение к действительности главного героя романа Гончарова имеют под собой существенную подложку.
Русская культура всегда являлась культурой созерцательной. Равно и русский человек более склонен к созерцательности и философии. Элементарный факт просторности земли, неохватности этих просторов навевают мысль о таком глобальном и созерцательном мышлении.
Антитезой этому выступает западное отношение к миру – активное и экспансивное. Олицетворением этого отношения является Штольц, он отеняет Обломова, но на самом деле не является непременно нужным героем для того чтобы дать понять главного героя через антитезу. Гончаров создает такое противопоставление, но, к примеру, Обломов в нем не нуждается для того чтобы существовать, он не существует через противопоставление, он существует через созерцание.
Как узнает читатель из романа, Обломов – философ, он ничего не делает не из лени, но из понимания тщетности бытия. Он не видит смысла к чему-либо стремиться, когда отсутствует высшая цель для этого, в отличие от западного типа – Штольца, который просто активен бодр и весел без причины. Хотя, по сути, такая его бодрость является даже немного странной и искусственной, в отличие от Обломова, который искренне ничего не делает.
Только любовь как высшая ценность заставляет действовать Обломова. Ради этого он способен полностью поменяться и полностью меняется. Причем эти перемены не требуют от него никаких усилий, они естественны, в отличие от того когда Штольц навязывает ему свои диеты и социальную активность.
Этот факт подчеркивает чистоту личности главного героя и об этом открыто говорит и сам автор: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его». Илья Ильич действительно чист своими помыслами, его даже не запятнала идея прогресса, которой полностью подвержен Штольц.
Хотя Обломов является и барином, на самом деле он близок к народу и не сказать, чтобы существенным образом отличался от Захара и «еще трехсот Захаров», которые обитают в Обломовке. Через образ главного героя автор исследует народ, подлинные его особенности его архетипов. Резюмируя, этот народ выглядит как нечто мечтательное, способное забыться в собственных грезах, но при этом имея ясное понимание об иллюзорности бытия как такового.
Только ради высшего идеала, в частности любви, этот народ способен действовать. В этом подлинность и искренность его.
Сочинение на тему: «Обломов — общечеловеческий тип»
Роман И. А. ГончаровА «Обломов» был задуман писателем в 1848 году и писался более десяти лет. В 1849 году как отдельное произведение в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» была опубликована глава из этого романа под названием «Сон Обломова», а полная версия романа увидела свет в 1859 году.
Главный герой романа И. И. Обломов — типичный русский дворянин, проживающий в Петербурге. Он не работает, практически не выходит из дома и только лежит на диване и предается своим мечтам: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, а потом пряталась в складках лба, и совсем пропадала…».
Дома Илья Ильич ленился одеваться, и все время ходил в халате. Этот халат был настолько большим, что Обломов мог обернуться в него два раза. «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самому малейшему движению тела». Квартира этого дворянина была чиста и ухожена. Но это только на первый взгляд. На самом же деле около картин и просто на стенах висела паутина, а ковры были в пятнах. Но Илье Ильичу было абсолютно все равно, как выглядит его жилище, ведь он постоянно был занят. Занят тем, что просто лежал на любимом диване и мечтал. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Казалось, ничто на свете не могло его расшевелить или хотя бы несколько оживить. Даже письмо из Обломовки и новость о переезде не смогли вывести его из равновесия. «С полчаса он все лежал, мучаясь этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить в постели, тем более что ничто не мешает ему думать и лежа».
Удивительно, но Обломов среди своих знакомых слыл не только невероятным лентяем, он славился еще и добротой. Поэтому у него в доме бывало очень много людей, а кроме того, именно за эту «голубиную нежность» полюбила Илью Ильича Ольга Ильинская. К сожалению, апатия и лень очень быстро «загнали Обломова в могилу». Он умер не от какой-нибудь болезни, а только лишь из-за малоподвижного образа жизни. И «никто не видел его последних минут, не слыхал предсмертного стона». Когда я читал этот роман, иногда мне становилось как-то не по себе. Иногда я замечал удивительное сходство некоторых моих знакомых и друзей с главным героем произведения. Это и непомерная мечтательность, и привычка откладывать все дела на потом, и даже лень. С тех пор, как вышел в свет роман «Обломов», прошло более полутора веков, а ведь и сегодня жизнь некоторых людей протекает практически так же, как жизнь Ильи Ильича. Многие из нас встают утром с грандиозными планами, но надевают просторный теплый халат и мягкие тапочки, после чего все их планы превращаются в размышления на любимом диване. А в конце дня оказывается, что ничего полезного за этот день они так и не сделали, а просто бесцельно провалялись в постели.
Мне кажется, что И. А. Гончаров написал этот роман специально для того, чтобы такие, как Обломов, смогли понять, что ведя такой образ жизни, они катятся в пїропасть. Причем даже положительные качества этих людей не могут спасти их от неминуемой гибели. Погиб и Обломов — молодой, талантливый человек с доброй душой. Его жизнь прошла скучно, глупо и быстро. А ведь он мог прожить такую веселую, интересную и для многих полезную жизнь, ведь для этого у него было все — и возможности, и деньги, и любимый человек. Но сколько еще таких же талантливых, полезных и по своей сути хороших людей зря прожили свою жизнь?!
Обломовщина — бич и зло нашего народа во все времена его существования. При этом — это характерная его черта, поскольку основой для романа «Обломов» послужили наблюдения писателя за жизнью русского дворянства и простых людей.
Частичка Обломова живет в душе каждого человека, независимо от его национальности, вероисповедания и социального положения. П. Гензен, который переводил роман И. А. ГончаровА «Обломов» на датский язык, писал в своих записках: «Не только у Адуева и Райского, но даже в Обломове я нашел столько знакомого и старого, столько и родного. Да, нечего скрывать, и в нашей милой Дании есть много обломовщины».
Сочинение на тему «Штольц и Обломов»
Роман Гончарова «Обломов» заставляет нас задуматься о возможности дружбы между абсолютно разными людьми. Имеет ли право на существование такая дружба? Автор в своём произведении активно размышляет над этой проблемой.
Главные герои романа – Андрей Иванович Штольц и Илья Ильич Обломов. Илья Обломов является типичным представителем русского барства XIX века. Этот человек отличается мягким характером, он спокойный, старается не нарушать привычный образ жизни. Его скучная жизнь проходит на диване. Лёжа на нём, он спокойно размышляет о необходимых преобразованиях в своем имении Обломовка. При этом на его лице отсутствует всякая определённая идея. Обломов настолько отдалён от реальности, что свет для него представляется вечной суетой безо всякой цели.
В отличие от Обломова, Штольц не может просто лежать без дела, для него нормальное состояние – движение. Штольц знает все реалии жизни и не склонен мечтать. По мнению некоторых критиков, Штольц является антиподом Обломова. Но я не считаю, что эти люди полные противоположности, скорее Штольц дополняет Обломова. Илья Обломов показан как наивный и открытый человек, а вот Андрей Штольц как решительная и целеустремленная личность. Он ясно представляет себе цель, знает как её достигнуть, и пытается увлечь Обломова своими идеалами.
То есть именно Штольц пытается «оживить» Обломова, всячески стараясь вызвать у него интерес хоть к чему-то, прививая ему свои взгляды на окружающий мир. Штольц буквально заставляет Обломова выходить в свет, а Ольгу Ильинскую он просит «присмотреть» за Обломовым. Я думаю, все эти действия говорят о том, что эти люди были настоящими друзьями.
Гончаров посредством своего произведения показывает нам, что абсолютно разные люди с разными, зачастую даже противоположными качествами могут испытывать друг к другу тёплые чувства, быть настоящими друзьями.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Штольц и Обломов» читают:
Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо», 10 класс
Популярные страницы
7 класс
Сочинение на тему «Будь не скор на обещания, а скор на исполнение» Сочинение на тему «Детство – золотая пора» Сочинение Читать далее…
Сочинение «Моё путешествие в историю детской литературы», 4 класс
Литература – это огромная страна книг. Мы будто бы разговариваем с книгой, знакомясь с её героями и сюжетами. Поступки персонажей Читать далее…
Сочинение на тему «Книга – наш друг и советчик», 7 класс
Книги позволяют людям передавать свои знания и накопленный опыт друг другу и сохранять их для следующих поколений. Безусловно, книга – Читать далее…
Сочинение по картине Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», 2 класс
Перед нами замечательная картина художника Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». В центре полотна мы видим стеклянную вазу с Читать далее…
Сочинение на тему «Как красива осенняя берёзка», 4 класс
Вот и наступила чудесная пора – золотая осень. Еще ласково пригревает солнышко, но в воздухе уже чувствуется легкий осенний холодок. Читать далее…
Сочинение по картине «Храм покрова на Нерли», 8 класс (Баулин)
Русский художник и мастер архитектурного пейзажа Баулин Сергей Алексеевич изображал на своих полотнах архитектуры разных стилей и времён. Мне нравятся Читать далее…
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )