Сочинение на тему о времена о нравы

Тема урока: быт и нравы древней руси. 6классцели урока: создать условия для овладения знаниями и умениями по теме быт и

Тема урока: Быт и нравы древней Руси. 6класс

Цели урока: создать условия для овладения знаниями и умениями по теме «Быт и нравы Древней Руси»;

обучающие задачи – формирование представлений об  историческом и культурном наследии  Древней Руси;

развивающие задачи – развитие хронологических представлений, умения работать с историческими источниками (поиск информации в разных источниках: текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, информация из Интернет); умений производить описание (реконструкцию), характеризовать условия и образ жизни людей Древней Руси; умение анализировать и объяснять различные исторические факты, проводить сравнение, определять в них общее и различия  (образ жизни различных категорий населения); излагать причины и следствия исторических событий;

воспитательные – воспитание  уважения к культуре своего народа, осознания своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы; воспитание взаимоуважения к одноклассникам, пониманию возможности существования различных точек зрения.

для учащихся – знать и понимать, что такое «быт», «повседневная жизнь», понимать особенности и отличия быта населения Древнерусского государства и древних славя; уметь составлять и заполнять сравнительную таблицу; уметь работать в парах, в больших группах; научиться публично выступать.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные результаты — научатся определять термины «быт», «повседневная жизнь», понимать существенные различия в жизни разных слоев населения древних славян; получат возможность научиться  давать краткую характеристику повседневной жизни древних славян;

Личностные – осознание своей идентичности как гражданина страны, воспитание уважения к культуре своего народа;

Регулятивные  – постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Познавательные – самостоятельное создание алгоритма  деятельности при решении проблемы; умение выделять главное,  существенное; ориентация в возможностях информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание;

Коммуникативные – готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе.

 Тип и вид  урока — урок усвоение новых знаний

Формы работы:  

— фронтальная

— групповая

— работа в парах.

Оборудование:         видеопроектор, презентация «Быт и нравы древних славян», учебник История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, карточки с заданиями, кроссворд.

Используемые современные технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Структура урока:

I.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 

 II Повторение изученного материала

Ход урока:

Добрый всем день! Ребята сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости , а гостям мы очень рады.

Давайте их поприветствуем улыбками  и начнём работу.

Цель: Сегодня мы будем говорить о быте и нравах наших предков в  те далёкие времена, которые мы датируем 8-13 веком когда наше государство называлось как? Древняя Русь

Вы познакомитесь  с повседневной жизнью земледельцев и горожан.

С  организацией  военного  дела.

Познакомитесь с различными типами жилищ и с особенностями древнерусской женской одежды.

— развивать устную речь, мышление,

  -расширять кругозор;

Но перед тем как перейти к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним, что вы уже знаете о Древней Руси и её жителях?

Историческая игра ( выбираем тему и вопрос стоимостью в 100 гривен. 200, и ли 300) две команды. А начнёт команда , которая отгадает загадку:

Сижу верхом .

 не знаю на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу- привечу  (шапка)

Игра 15 мин

Повторили понятия, которые  нам  могут  встретятся в течение урока.  Особенно понятие Быт и нравы

Новые понятия: Образ жизни. Хоромы. Слобода

Помогать мне будут ваши одноклассницы. Они к уроку приготовили интересный материал, который поможет нам лучше понять Быт и нравы Древней Руси

Ваша задача: внимательно слушать , полученные знания вам пригодятся для написания мини сочинения:

« О жизни в древней Руси» ( это з-е в тетради  параграф 8_ тетрадь на стр. 24 № 4)

III.  Работа над новой темой урока.

Учитель начинает беседу

Ребята, где вы  узнаёте  информацию по интересующемуся  вас вопросу?

Главным источником знаний во все времена была книга. Из неё мы черпаем знания о прошлом, ищем совета в повседневной жизни. И сегодня она нам поможет разобраться и понять,  как протекала повседневная жизнь земледельцев и горожан в те далёкие, далёкие времена.

На партах у вас лежат таблицы , используя первый пункт параграфа 8,  проведите линии сравнения по следующим позициям : (Занятия, семья, брак. Развлечения, воспитание)   Чтобы занятие выполнить быстрее мы разделимся на 2 команды знать и основное население.( 2 листика, один заполняет остальные помогают ищут соответствующий материал)  

Линии сравнения

Основное население

Знать

Занятия

Земледелие, скотоводство, бортничество, охота, оборона от лихих людей (разбойников), на юге от кочевников.

Правили суд, управляли подвластными землями, принимали послов.

Семья

Большая

Большая

Брак

девочки— с 12 лет были на выданье, мужчины — с 17 лет должны были обзавестись семьёй.

девочки— с 12 лет, мужчины — с 17 лет

Развлечения

Посиделки зимой (за домашней работой рассказывали сказки, исполняли былины, песня). Народные гулянья летом (пели, водили хороводы, играли в жмурки, горелки, прятки)

Пиры в сопровождении скоморохов и гусляров, охота, чтение.

Воспитание

Мальчиков с 7 лет приучали к труду и военному делу, девочек к ведению домашнего хозяйства

Мальчиков с 5 лет обучали грамоте и военному делу, девочек с 7 лет учили вести домашнее хозяйство

Что вы можете сказать, сравнив две группы населения? (ответы детей)

Вывод: Мы видим, что жизнь основного населения отличалась от жизни знати, первые трудились с утра до ночи  выполняли различные повинности. А знать правила , принимало послов устраивала пиры и ходила  в военные походы.  

Действительно военному делу придавалось большое значение ,  т. к. врагов у молодого государства было очень много. И долг каждого мужчины  защищать его. И потому мы  должны  обязательно разобраться в  военном вопросе,

 (слайды)

Дополнение для учителя: ядром армии была Старшая и младшая дружина.

У Киевского князя насчитывалось от 500-800 дружинников. Были и личные телохранители – отроки. Командовали полками – воеводы Воинов называли –вои .Они были вооружены: луками, стрелами, копьями, тяжёлыми боевыми топорами, щитами) Сражение начинались с поединка богатырей.

 Где бы не воевали наши доблестные богатыри, их всегда ждали дома. Вот только условия проживания были не одинаковы.

И мы обратимся к эксперту по жилищному вопросу Щукиной Ангелине

(презентация № 2 жилище)

Вопросы  Новые понятия: слобода, хоромы.

Слобода-это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности.

Хоромы –жилище князей и бояр состоящее из нескольких строений в центре которых находился терем.

В нашем школьном музее есть уголок  крестьянской избы. Вы не раз  посещали наш музей , Скажите какой угол из четырёх там представлен ?

 ( красный угол)

Какой вывод можно сделать?( ответы)

Вывод: По внутреннему убранству дома можно сказать, что бояре и крестьяне относятся к разным слоям общества и живут в разных условиях. Бояре живут в роскошных теремах, а крестьяне имеют малый достаток и живут в маленьких избах и даже  полуземлянках.

 Какую одежду вы любите носить? Какую расцветку предпочитаете?

Народная мудрость гласит: « Встречают по одёжки ,а провожают по уму». А мы с вами спешим на встречу к специалисту , а точнее к модельеру  по Древнерусской женской одежде  

 (Ученица читает наизусть и показывает соответствующие экспозиции)

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет
подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить
невежду,

По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины
носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи
длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове — убрус под шапкой
чинной
Или повойник — оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках
новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы —
Детали поясню вам в двух словах. Поверх рубахи — красочной,
нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме — распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшиты шелком, жемчугом и
златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам — к чему слова?
Убрус и здесь был,  кстати
для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья —
В виде серег, браслетов и колец.
Был красочным и живописным очень
женский выходной наряд!
Сочинение на тему о времена о нравыСочинение на тему о времена о нравы

Словарь на доске (после урока можно подойти и лучше рассмотреть и прочитать что обозначают названия некоторых видов из одежды)

С мужской одеждой вы познакомитесь дома при выполнении д/з в тетради.

  Вы наверно  обратили внимание на наряд Наташи. Вы можете назвать детали её одежды?(сарафан, лапти, лента придерживающая волосы)

И так Мы получили достаточно много  информации по сегодняшней теме.      И можем сделать вывод: «  Формирование государства  и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой этого периода  стало  возникновение существенной разницы между образом жизни знати и основной массы населения.                                                                                                                            Быт и нравы жителей древней Руси определялись их занятиями и социальным положением.

 Ну, а мне осталось поблагодарить девочек, которые нам  предоставили  хорошую информацию. И наше ответное слово мы выразим   выполнив без ошибок кроссворд. Вы внимательно слушали это,  вам будет не трудно. Кроссворды сдайте. О работе на уроке хочу сказать

( Учитель читает финальное стихотворение)

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Рефлексия«Поляна»

 Наш урок подошёл к концу всем спасибо!

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком – бабочка.  Ребята прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности  вам понравился больше всего.

Безымянный.JPG

Или коротко о некоторых животрепещущих проблемах системы здравоохранения и высшего медицинского образования на современном этапе
 
 
Незавидное положение сотрудников клинических кафедр в медицинской иерархии, наставничество, утратившее свои позиции в отрасли, недоверие к врачам и невысокий уровень этической составляющей поведения последних – проблемы, безусловно, актуальные и требующие тщательного взвешенного анализа как государства, так и общества. И, что интересно, все эти проблемы объединяет единое происхождение – возросший коммерческий интерес абсолютно ко всему за последние два десятка лет в нашей стране. Хочется призвать всё медицинское сообщество к серьёзному и предметному разговору, посвящённому данной проблематике, а также совместно попытаться найти оптимальный путь решения этих проблем.

Кафедральный «балласт»

Статус кафедрального сотрудника за пару последних десятилетий упал ниже всех мыслимых пределов. Например, его запись на страницах истории болезни в юридическом аспекте не значит абсолютно ничего, так как за пациента отвечают исключительно городские врачи. У сотрудников клинических кафедр нет лечебной ставки, и трудовой стаж их отнюдь не лечебный, а педагогический. А зарплаты их настолько малы, что в сравнение с ними оклады городских врачей кажутся весьма и весьма приличными.

Так что социальный статус профессоров и доцентов в материальном плане у нас фактически приравнен к людям, не имеющим высшего профессионального образования. Стоит ради таких денег учиться свыше десятка лет, писать научные труды? Не проще ли пойти в другую сферу, где и ответственности меньше в разы, и сама работа проще, да и труд оценивается отнюдь не ниже?

«В наших нынешних условиях жизни, на мой взгляд, есть только один способ повысить статус преподавателей-клиницистов: «связать» язык и руки главных врачей городских больниц и поликлиник экономическими интересами», – полагает академик РАН Геннадий Сторожаков.

Действительно, от кафедры не поступает никаких доходов, а мед учреждение в наши дни должно зарабатывать себе деньги само. При такой ситуации становится очевидно: кафедра – это дополнительная головная боль для администрации клинической базы.

Кроме того, ментальность большинства кафедральных сотрудников такова, что они считают себя более компетентными и квалифицированными специалистами, нежели городские врачи. В советское время так оно и было. Какова ситуация сейчас – вопрос. А вот то, что человек, находящийся вне штата больницы или поликлиники, считает себя умнее лечащего врача и к тому же поучает его достаточно регулярно, мало кому приятно – факт. Естественно, такой ассистент, доцент или даже профессор вызывает раздражение среди городских врачей.

К тому же, преподаватели клинических кафедр не отвечают за жизнь пациента. Это никому не нравится. Отсюда и начинается притеснение и игнорирование клинической работы кафедральных сотрудников. Кафедра представляет собой, образно говоря, инородное тело для больницы.

Однако если бы вуз оплачивал пребывание или использование больницей кафедры, тот же самый главный врач всячески содействовал бы её участию в лечебной работе. Всё упирается в деньги…

Утраченное наставничество

На сегодняшний день наставничество почти окончательно утратило свои позиции в медицине. Однако есть ещё единичные клиники, где в той или иной мере оно существует в истинном виде в лучших чертах и традициях медицинских школ царской и советской России.

– Когда я был ординатором и аспирантом, мой руководитель, академик АМН СССР Александр Леонидович Мясников делал регулярные обходы и ни разу не отказал в осмотре неясных для меня больных. И это было повсеместно, не только в мясниковской клинике, – вспоминает академик РАН Николай Палеев. – Мы стараемся сохранить эти прекрасные традиции у себя, в кардиопульмонологической клинике Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф.Владимирского.  За нашими ординаторами закреплены палаты, где они ведут больных. Над молодыми врачами стоит «старший» – научный сотрудник, доцент или профессор. И именно он отвечает за палату. Лично я как руководитель клиники дважды в неделю делаю тотальный обход.

О пациентах докладывают ординаторы, однако за их подготовку и знание больных несёт ответственность тот самый «старший». После обхода все собираются у меня в кабинете и разбирают пациентов. Должен отметить, что на моей памяти не было ни одного случая, чтобы я не делал замечания при разборе. И это отнюдь не из вредности моего характера. Лёгкий «втык» я могу сделать за многое: плохо собранный анамнез, неверно сформулированную нозологию и др. Я требую от молодых врачей глубокого осмысления диагнозов, синдромов и симптомов. «Получают» от меня не только ординаторы, но и доценты с профессорами, – резюмирует учёный.

К сожалению, процесс обучения в ординатуре в таком русле проходит в единичных местах. Такого подхода в работе с пациентами тоже практически нет нигде. Утеряна преемственность.Передача опыта воспринимается многими зрелыми специалистами исключительно как взращивание конкурентов. А терять лакомый кусок никто не хочет – это можно понять.

Результатом этого и явилось всё то, что мы частенько наблюдаем при обращении за медицинской помощью к тому или иному специалисту.

Врачам не верят

Наш обыватель стал бояться врачей в буквальном смысле слова. И даже остерегаться лишнего контакта с ними. Такой пациент пойдёт лишь к тому, о ком будут хорошие отзывы знакомых. Даже онкологические заболевания некоторые индивидуумы ходят «заговаривать» к гадалкам и прочим шарлатанам. И такие случаи отнюдь не единичны в нашей стране.

Вакцинопрофилактика – тема отдельная. Интернет в буквальном смысле слова пестрит форумами, где родители тем или иным путём отговаривают своих «коллег» прививать детей. А сколько подобного рода публикаций появлялось в различных СМИ? Конечно, такое отношение общества к прививкам является отчасти результатом пропаганды. Но львиная доля такого тотального недоверия к докторам зиждется на невысокой профессиональной квалификации последних. И отрицать это глупо и бессмысленно. Дыма без огня не бывает.

«Во времена СССР были республиканские и областные общества «Знание». Велась огромная работа. Многие известные учёные-клиницисты колесили по просторам нашей огромной страны и читали народу лекции на обывательском уровне на ту или иную медицинскую тему. Причём, стоит отметить, слушателей не запугивали, а призывали к регулярной диспансеризации, а также заострению внимания даже на незначительном ухудшении самочувствия и последующем обращении к специалистам с целью своевременного выявления заболеваний», – вспоминает член правления Всероссийского научного общества кардиологов профессор Борис Барт.

Сейчас этого нет. Люди верят шаманам и гадалкам больше, чем врачам. И это – в XXI веке! Разрыв между высочайшим уровнем профессиональных научных знаний, с одной стороны, и низкими показателями результатов лечения – с другой иначе как феноменом не назовёшь.
«Наши зарубежные коллеги связывают значительный процент неэффективности лечения именно с невыполнением пациентами предписаний врача. Безусловно, невыполнение больными врачебных назначений и рекомендаций порождает, в свою очередь, отсутствие взаимопонимания врача и пациента, а также появление недоверия людей к медицинским работникам», – обозначает серьёзнейшую проблему отрасли на современном этапе заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова Ирина Силуянова.

Пациенты тоже «хороши». Не-комплаентность – явление повсеместное. Оно проявляется как беспорядочным приёмом лекарств, так и несистематическом проведении тех или иных процедур. К сожалению, многие обыватели полагают, что совершенно не обязательно иметь университетское образование для того, чтобы бороться с теми или иными заболеваниями. Такие люди предпочитают заниматься самолечением и, что крайне возмутительно, частенько поучают специалистов на предмет того, как поступать в той или иной ситуации. Очевидно, что подобного рода явления категорически недопустимы.

Слова тоже лечат

Грубое общение с пациентами практикуется у нас повсеместно. Особенно это касается среднего и младшего медперсонала. Ситуации, когда из ординаторской, а чаще даже из сестринской, доносится брань в адрес больных, – отнюдь не редкость. Средний медперсонал позволяет себе совершенно недопустимое обращение с пациентами, особенно пожилого возраста. Нужно сказать, что это происходит при полном попустительстве докторов, которые зачастую сами не блещут воспитанием. Между тем всем известно, что вежливое общение с пациентом повышает шансы на выздоровление последнего в десятки раз.

Уровень медицинской этики и деонтологии в настоящее время в целом по стране крайне невысок. В чём здесь причина? Как известно, добродетель представляет собой некую золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Однако современная эпоха диктует свои законы. И один из них можно сформулировать так: профессионализм – прежде всего. Конечно, врач просто обязан быть высококлассным профессионалом своего дела. Но этого далеко не всегда достаточно.

Испокон веков в нашей стране врач всегда был интеллигентом и интеллектуалом. Это было и в царской России, и в советское время. Если врач оказывался хамом, он сразу же терял не только уважение, но и доверие со стороны людей, к такому специалисту не обращались за помощью. Ведь врач лечит не только медикаментами и инструментами, он лечит и словом, а каждый пациент рассчитывает на понимание и сострадание, помимо непосредственного лечения. В настоящее же время многие врачи распускаются и позволяют себе зачастую непозволительное поведение.

«Проблема врачебной этики не была актуальна во времена существования Советского Союза, однако обозначилась в современной России весьма и весьма остро. В некотором роде мы повторяем путь, по которому прошли страны Европы после Второй мировой войны. Это трагическое событие не только внесло географические и политические коррективы в историю, оно в корне поменяло сознание и мораль миллионов людей. И врачи здесь – не исключение, – размышляет академик РАН Александр Чучалин. – С середины прошлого столетия во многих странах Европы резко изменились взгляды на медицинскую деятельность, ушла «земская» составляющая работы врача, вытесненная реалиями рынка. Такие модернизировавшиеся условия породили определённого рода моральные проблемы, требующие средств для разрешения. Одним из них является этика. Если мораль носит сугубо индивидуальный характер, то этика – это уже инструмент общества. Западное общество отреагировало немедленно – выработало нормы взаимоотношений посредством различных ассоциаций врачей, получившие название Кодекса врачебной этики.

За последние 20 с лишним лет подобными проблемами столкнулась и наша страна. Необходимость создания собственного, российского кодекса медицинской этики уже не вызывает сомнения ни у одного адекватного профессионала. Отмечу один любопытный факт: недавно молодые российские врачи сдавали экзамен по своей специальности для подтверждения своих дипломов в странах Европейского союза. Помимо профессиональных вопросов, в тестовые задания входили и вопросы по медицинской этике. Так вот, ни один (!) из наших молодых коллег не ответил на эти вопросы правильно. Я думаю, комментарии здесь излишни.

Лично я убеждён в следующем: каждый врач должен нести миссию по охране здоровья человека, исходя из признания того, что каждая личность имеет высокое человеческое достоинство», – подводит итоги своим размышлениям главный терапевт Минздрава страны.

Прислушался бы кто к академику…

Дмитрий ВОЛОДАРСКИЙ,
обозреватель «МГ».

Пьеса «Горе от ума» — известное произведение А. С. Грибоедова. В процессе его создания автор отошел от классических канонов написания «высокой» комедии. Герои в «Горе от ума» — неоднозначные и многоплановые образы, а не карикатурные персонажи, наделенные одной характерной чертой. Этот прием позволил Александру Сергеевичу достигнуть потрясающего правдоподобия в изображении «картины нравов» московской аристократии. Характеристике представителей такого общества в комедии «Горе от ума» будет посвящена эта статья.

Проблематика пьесы

В «Горе от ума» присутствуют два сюжетообразующих конфликта. Один из них касается личных отношений героев. В нем участвуют Чацкий, Молчалин и София. Другой представляет собой общественно-идеологическое противостояние между главным героем комедии и всеми остальными персонажами пьесы. Обе сюжетные линии усиливают и дополняют друг друга. Без учета любовной линии невозможно понять характеры, мировоззрение, психологию и взаимоотношения героев произведения. Однако основным, конечно, является социальный конфликт. Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы.

Второстепенные персонажи

В сочинении нельзя не вспомнить о том, что в «Горе от ума» присутствует большое количество второстепенных героев. Все они позволили Грибоедову как можно глубже продемонстрировать, каковы были взгляды и идеалы московского дворянства. Самые яркие второстепенные персонажи:

  1. Наталья Дмитриевна Горич — кокетливая женщина. Ее главной, но нереализованной мечтой было достижение мужем должности коменданта.
  2. Муж Натальи Платон раньше служил. Он находился в дружеских отношениях с Чацким и, скорее всего, разделял его инновационные взгляды на жизнь. Но во время событий он полностью оказался под влиянием супруги и слушается ее во всем. При встрече Чацкий с иронией подмечает его исправное поведение. Платону Михайловичу не пришлись по душе праздные развлечения в светских салонах, они удручают и тяготят его. Но изменить что-либо в своей жизни он неспособен. «Неволя-то горька», — кратко говорит герой о своей ситуации и дает понять, что его фамилия говорящая. Платон воплощает в себе деградацию личности в фамусовском обществе.
  3. Князь Тугоуховский, как и Горич, оказался под каблуком жены, только он уже в преклонном возрасте. Он глуховат, на что и указывает его фамилия. Это качество также показывает, что герой не в состоянии вольнодумно рассуждать и самостоятельно принимать решения. У его супруги-княгини вся голова забита идеями о том, как бы выдать выгоднее замуж шестерых дочерей. В анализе образа княгини Тугоуховской просматривается довольно резкое отношение к вольнодумцам, а это отличительная характеристика фамусовского общества.
  4. Графиня-бабушка и ее внучка — парные герои пьесы. Старуха воплощает прошлый век. Она полна гнева по отношению к вольномыслящим людям. В ее понимании главный герой — это «окаянный вольтерьянец». Графиня-внучка же олицетворяет поголовное преклонение московских девушек перед французами. А это свойство высмеивает Чацкий.
  5. Есть в комедии также барыня — старуха Хлестова. Она, подобно другим, очень предвзято относится к просвещению и образованию в целом.

Загорецкий в пьесе выступает воплощением непорядочного и низкого человека. Платон Горич говорил о герое, что он тот еще мошенник. Но несмотря на это, его повсюду принимают, а Чацкий при этом, порядочный и добрый человек, был в московском обществе изгоем.

Все до единого перечисленные персонажи быстро распространяют злословие о Чацком. Герои считают, что герой обезумел, и быстро доносят это сообщение до остальных. А причинами этого стали его образованность и либеральные идеи. Общество, в котором он оказался, можно охарактеризовать как людей, не стремящихся к знаниям. Они не понимали, зачем нужно образование, если всего можно добиться при помощи полезных знакомств. Особенно ярко это показывается в момент всеобщего осуждения Чацкого.

«Портретность» героев комедии

Появление комедии «Горе от ума» вызвало живой отклик в литературных кругах первой половины 19 века. Причем далеко не всегда они были хвалебными. Например, давний друг Александра Сергеевича — П. А. Катенин — упрекал автора в том, что характеры в пьесе чересчур «портретны», то есть сложны и многоплановы. Однако Грибоедов, напротив, считал реалистичность своих персонажей главным достоинством произведения. В ответ на критические замечания он отвечал, что «…карикатуры, искажающие реальные пропорции в облике людей, недопустимы…» и утверждал, что в его комедии нет ни одной такой. Сумев сделать своих героев живыми и правдоподобными, Грибоедов добился потрясающего сатирического эффекта. Многие невольно узнавали в персонажах комедии самих себя.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»

Главным защитником идей «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.

В произведении «Горе от ума» фамусовское общество изображено как лагерь людей, ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи. Личные качества в свете не имеют никакого веса. Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара».

Он, «как все московские», желает видеть в зятьях богатого и знатного человека. При этом деньги и чины в помещичьем обществе рассматриваются как высшая ценность человека: «Будь плохонький, ла если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально. Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».

Осуждению в комедии «Горе от ума» подвергается и привычка московского дворянства устраивать людей на выгодные места службы не по их деловым качествам, а исходя из родственных связей. Фамусов признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки». В лице Фамусова изображается Грибоедовым фамусовское общество в целом. Оно предстает перед читателем как общество людей, испытывающих презрение к незнатным и бедным и преклоняющихся перед чинами и деньгами.

Представители фамусовского общества

В ответ на замечания о несовершенстве «плана» своего произведения Грибоедов заявлял, что в его пьесе «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Таким образом он достаточно резко высказался в адрес столичной элиты. Для всех было очевидным, кого изобразил автор под личиной комедийных персонажей. Александр Сергеевич не скрывал свое отрицательное отношение к фамусовскому обществу и противопоставил ему единственного умного человека — Чацкого. Остальные действующие лица комедии представляли собой типичные для того времени образы: всем известный и влиятельный московский «туз» (Фамусов); громогласный и тупой карьерист-солдафон (Скалозуб); тихий и бессловесный подлец (Молчалин); властная, полубезумная и очень богатая старуха (Хлестова); красноречивый болтун (Репетилов) и многие другие. Фамусовское общество в комедии пестро, разнообразно и абсолютно единодушно в своем сопротивлении голосу разума. Рассмотрим характер самых ярких его представителей подробнее.

Вариант 2

Фамусовское общество в комедии представляет век прошедший. Представителями этого непросвещенного общества является Фамусов, его близкие друзья и родные. Все эти люди объединены общей целью жизни и единственным интересом – тягой к богатству. Они положительно относятся к крепостничеству, а высшей наградой человека считает чин. И, по сути, мнение представителей фамусовского общества таково – человек без чина – не человек. Богатство и статус – вот что может по-настоящему украсить.

Люди, входящие в состав этого общества, безразличны и к работе и совершенно безответственны в своих действиях. Они подписывают серьезные документы, даже не глядя на них. К работе приступают неохотно и очень редко. По своей натуре каждый из членов фамусовского общества не образован и очень глуп. Эти люди боятся книг как огня, считая образованность за болезнь. Фамусов же горит желанием сжечь все книги.

Непросвещенное фамусовское общество видит идеал в Западе, а именно во Франции. Совершенно бездарно, неумело, каждый из круга Фамусова пытается позаимствовать культуру и обычаи этой страны, и даже язык.

Пренебрегая работой, фамусовское общество проводит время на светских балах, развлекаясь и тратя время. Разумеется, на званых ужинах они находят повод посплетничать.

Люди круга Фамусова эгоистичны, жестоки, глупы и необразованны. Они любят чины, жаждут власти и богатства. Цель их жизни – выслужиться как можно лучше, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и заслужить незаслуженный рубль. Эти люди – ярые консерваторы, отстаивающие идеалы рабовладельцев, эксплуатирующих крепостной народ. Права простого человека для них ничего не значат. Качество образования имеют для них такое же значение, как и жизнь простого крепостного. Фамусов и его приближенные не видят пользу даже в достойном образовании и просвещении.

Фамусов: убежденный консерватор

Этот герой является одной из самых влиятельных персон в московском обществе. Он яростный противник всего нового и полагает, что жить надобно так, как завещали отцы и деды. Высказывания Чацкого для него — верх вольнодумия и разврата. А в обычных человеческих пороках (пьянстве, лжи, угодничестве, лицемерии) он не видит ничего предосудительного. Например, он заявляет о себе, что «монашеским известен поведеньем», однако перед этим заигрывает с Лизой. Для Фамусова синонимом слова «порок» является «ученость». Осуждение чиновничьего низкопоклонства для него — и вовсе признак сумасшествия.

Вопрос о службе — главный в системе жизненных ценностей Фамусова. По его мнению, любой человек должен стремиться сделать карьеру и тем самым обеспечить себе высокое положение в обществе. Чацкий для него — человек пропащий, так как игнорирует общепринятые нормы. А вот Молчалин и Скалозуб — деловые, разумные люди. Фамусовское общество — это среда, в которой Петр Афанасьевич чувствует себя состоявшимся. Он — воплощение того, что осуждает в людях Чацкий.

Образ и характеристика Фамусова

В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.

Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить.

Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.

Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам. Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду.

Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.

Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке.

Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.

Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.

Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности.

Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе. Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него.

Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.

Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства.

В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.

Молчалин: бессловесный карьерист

Если Фамусов в пьесе — представитель «века минувшего», то Алексей Степанович принадлежит к молодому поколению. Однако его представления о жизни полностью совпадают с воззрениями Петра Афанасьевича. Молчалин пробивается «в люди» с завидным упорством, в соответствии с законами, которые диктует фамусовское общество. Он не принадлежит к дворянскому сословию. Его козыри — «умеренность» и «аккуратность», а также лакейская услужливость и безграничное лицемерие. Алексей Степанович очень зависит от общественного мнения. Знаменитое замечание о злых языках, которые «страшнее пистолета» принадлежит именно ему. Его ничтожность и беспринципность очевидны, но это не мешает ему делать карьеру. Кроме того, благодаря своему безграничному притворству, Алексей Степанович становится счастливым соперником главного героя в любви. «Молчалины господствуют на свете!» — с горечью замечает Чацкий. Против фамусовского общества он может выставить только собственное остроумие.

Скалозуб: завидный жених

Этот герой является воплощением невежества и тупости. Грубый солдафон, который «слова умного не выговорил сроду». Однако Фамусов не желает другого жениха своей дочери. Еще бы! При сравнительно небольшом сроке службы Скалозуб уже «метит в генералы» и к тому же «золотой мешок». Фамусовское общество демонстративно не желает замечать неотесанности и грубости полковника. «Ученостью» этого персонажа никак «не обморочишь». С его точки зрения, военная муштра гораздо полезнее всяких там книг. Скалозуба интересуют только рассуждения о «фунтах и рядах».

Репетилов: наперсник «шумных» тайн

Это интереснейший герой, который позволяет сделать вывод об отрицательном отношении Грибоедова к идеологическим «пустоплясам», сделавшим «заговорщицкую» деятельность формой светского времяпровождения. На словах Репетилов поклонник «учености». Однако сам же признается, что с удовольствие делал бы карьеру, да «неудачи встретил». Фамусовское общество не видит особой угрозы от болтовни «шумного» заговорщика. Несмотря на то что Репетилов во всеуслышание заявляет, что у него с Чацким «одни и те же вкусы», на деле он также такой же светский пустозвон, как и все остальные.

Краткая характеристика П. Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов является воспитателем Александра Чацкого. На момент повествования – он управляющий государственного учреждения. Жена его давно умерла, оставив ему дочь Софью.

Образ Фамусова очень противоречивый, с одной стороны – это человек, который не лишен положительных качеств характера – так, например, он берет на воспитание Александра после смерти его родителей и относится к нему, как к своему сыну. С другой же стороны, он бесчестный и лицемерный человек.

Основным мерилом успешности и порядочности человека для него есть финансовая обеспеченность и высокая должность. Фамусов – взяточник и обманщик, поэтому у него и происходит конфликт со своим воспитанником.

Внесценические персонажи

Фамусовское общество, характеристика которого является предметом данной статьи, не ограничивается участвующими в действии персонами. В комедии между делом упоминается множество людей, которых зрителям так никогда и не представят. Внесценические персонажи — это «невидимые» участники социального конфликта. У них особая функция: с их помощью автор смог расширить рамки произведения, так сказать, вывести сюжет за сцену. Не играя никакой конкретной роли в сюжете, внесценические персонажи неразрывно связаны с защитниками «века минувшего» или, напротив, с представителями «века нынешнего». Именно эти невидимые герои дают представление о расколе русского общества на две неравные половины. В большую часть входят идеологи, которых пригрело фамусовское общество. «Горе от ума» демонстрирует нравственную несостоятельность их взглядов. В меньшую — люди, подобные Чацкому. Он вовсе не одинок. В лагерь ученых правдолюбцев входит брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, князь Григорий, «петербургские» профессоры, у которых учился главный герой, и так далее. Гости Фамусова считают их непрактичными безумцами.

Авторские ремарки

В «Горе от ума» А. С. Грибоедов активно использует ремарки, чтобы передать равнодушие, которым отвечает на слова Чацкого фамусовское общество. Характеристика героев комедии, их реплики сопровождаются бесстрастными замечаниями автора. Например, во время диалога с Александром Андреевичем Фамусов «ничего не видит и не слышит». Во время бала, когда Чацкий произносит обличительный монолог, осуждающий «чужевластья мод», гости «кружатся в вальсе с величайшим усердием» или «разбрелись к карточным столам». Ситуация напускной «глухоты» усиливает комический эффект произведения, а также подчеркивает степень взаимного непонимания и отчуждения между конфликтующими сторонами.

Быт и нравы в пьесе «Гроза» А.Н. Островского мастерски изображены драматургом на примере провинциального города Калинова, расположенного на живописном берегу Волги. Его невозможно найти ни на одной карте, так как это вымышленный город, похожий на все провинциальные города России. Виды Калинова восхищают любого человека: широкие, бескрайние просторы, прекрасные, завораживающие взор пейзажи, везде царит гармония и красота. Любуясь природой, читатель верит, что в городе живут открытые, добрые, искренние и милосердные люди.

Однако Кулигин, мастер-самоучка, живущий здесь, в разговоре с племянником Дикого Борисом убеждает, что, несмотря на красоту природы, нравы в городе жестокие, везде бедность и грубость. В этой среде невозможно заработать честным трудом, а те, у кого есть деньги, имеют и власть, поэтому они стараются нажиться за счет тяжелого труда простых работяг. Не доплачивая кому-то копейки, богатые увеличивают свое богатство, а бедные терпят нужду. Справедливости добиться невозможно, так как никому не интересно защищать слабых и бесправных. Кулигин рассказывает о том, как однажды городничий решил заступиться за простых мужиков, которые приходили к нему жаловаться на Дикого, и попросил купца справедливо рассчитывать работников. На его слова Савел Прокофьевич ответил, что городничему не стоит волноваться о таких пустяках, из тех копеек, которые он не доплачивает простым трудягам, составляются тысячи, чему Дикой несказанно рад.

Калинов населяют в основном мещане и купцы, среди которых особенно выделяются фигуры Савела Прокофьевича  Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой. Они являются главными представителями жестокости, невежества и дикости. Купец Дикой – известная в городе личность, но страшный грубиян и невежда. С утра до самого вечера он бранит своих домочадцев и работников. Это невежественный самодур, дикарь с узким кругозором. Он не читает ни умных книг, ни газет и журналов. Электричество он называет «елестричеством» и ничего не знает о его открытии и огромной пользе. Единственный интерес Савела Прокофьевича – стать богаче любыми способами. Он действительно не гнушается никакими средствами обогащения: строит козни, судится, подкупает чиновников, не доплачивает работникам. Он останавливается только тогда, когда встречает силу, большую той, что есть у него. Однажды на перевозе купца обругал какой-то гусар, для Дикого это было так неожиданно, что вдруг кто-то может его вот так обругать, что он даже ничего не смог ответить тому смельчаку, зато на домашних отыгрался во всю силу, две недели от него прятались по чуланам и чердакам. Однако в Калинове нет ни одного такого человека, который смог бы так же, как гусар, открыто возразить Дикому.

Не отстает он него и Марфа Игнатьевна Кабанова, прозванная в народе Кабанихой. Эта богатая старая вдова трясется над своим богатством, живет за высокими заборами, закрытыми ставнями и воротами, чтобы никто не увидел вдруг, как она угнетает своих домочадцев. Она живет по вековым домостроевским законам, тиранит семью, требует от домашних полного послушания, держит всех в кулаке и боится, что однажды кто-то осмелится выйти из-под ее повиновения, тогда власть безвозвратно ею будет потеряна. Нелегко живется в такой семье невестке Кабанихи Катерине, привыкшей в родительском доме к теплым, доверительным, добрым отношениям. Тихон, сын Кабановой, с радостью уезжает от матери в другой город по делам, покидая даже молодую жену, чтобы вдали от строгого материнского взора вдохнуть полной грудью свежего воздуха, почувствовать хоть ненадолго вкус свободы. По мнению Кулигина, Марфа Игнатьевна – ханжа, нищих она привечает, а домашних поедом ест. Она руководствуется в жизни не мудрыми принципами, а глупыми суевериями и предрассудками. В ее доме часто останавливаются странницы, одна из которых, Фекла, — любительница рассказывать всякие небылицы о дальних странах, где люди с песьими головами. В силу своего невежества Кабаниха верит в эти нелепые рассказы. Кроме этого, в этом прекрасном городе верят в то, что Литва упала с неба, что гроза посылается людям  как Божье наказание за их страшные грехи, поэтому все боятся этого явления природы.

Кулигин в разговоре с Борисом признается, что хотел бы, как Ломоносов,  рассказать в стихах о нравах горожан, да только нельзя, так как «съедят, живого проглотят». Он с горечью говорит о том, что в городе построили прекрасный бульвар, однако никто почти по нему не гуляет. Богатые сидят по своим домам и творят злые дела, а бедным гулять некогда, им нужно работать, чтобы себя прокормить. Никто из жителей не способен оглянуться вокруг, чтобы хоть раз увидеть всю прелесть окружающего мира, насладиться красотой. Нет, глухи и слепы к очарованию природы калиновцы. Не понимают они и пользу прогресса. Кулигин мечтает о часах на бульваре, о громоотводе, который мог бы спасать людей во время грозы, но на это нужны деньги, которые Дикой отказывается давать мастеру-самоучке.   

В Калинове, где царит культ денег, обман встречается на каждом шагу, выжить может только тот, кто умеет лгать в ответ на ложь, изворачиваться, хитрить, ловко обходить расставленные «ловушки». Варвара Кабанова, живя с деспотичной матерью, научилась хитрить, казаться примерной и послушной дочерью, но за спиной у Кабанихи она гуляла по ночам с Кудряшом, но старается все делать так, чтобы «шито-крыто все было». Борис, выросший в других условиях, не может приспособиться к быту и нравам города, однако безропотно выносит то, что выпало на его долю: ради наследства терпит бесчинства дяди. А Катерина, которая не приемлет ложь, обман, не умеет изворачиваться и хитрить, погибает в этой душной и жестокой обстановке «темного царства». Она не смогла приспособиться к таким условиям жизни, как Варвара, но и не смогла жить в невыносимых условиях, как Борис, поэтому она бросается с обрыва в Волгу. Это своеобразный протест против тех законов и порядков, которые царят в Калинове.

Таким образом, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» показал быт и нравы типичного провинциального городка, похожего на «темное царство», где царит беззаконие, насилие, невежество, бедность и жестокость. Однако самоубийство Катерины Кабановой становится началом гибели этого «царства». То, чего так боялись Дикие и Кабанихи, начинает воплощаться в жизнь. Патриархальные традиции однажды уйдут в прошлое, освободив место новым, прогрессивным идеям, законам и порядкам.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Нравы и обычаи города Н. в Ревизоре

По городу N, который является местом действия гоголевской комедии «Ревизор», можно судить обо всей России, состоявшей в 19 веке из десятков таких глухих провинциальных городишек, входивших в состав более 40 губерний.

Повседневная жизнь его обитателей, их вкусы, нравы и обычаи; формы управления разными сторонами городского хозяйства – всё говорит о неразвитости, бескультурье, забитости жителей и грубости, произволе, преступной халатности начальства.

Приметы цивилизации в устройстве города – это гостиница, в которой клопы кусаются, как собаки; больница, в которой больные «выздоравливают, как мухи» и содержатся в грязи, похожие на кузнецов. Чиновник Земляника, заведующий богоугодными заведениями, деньги, выделенные казной на лекарства, крадёт. По его мнению, простому человеку поможет выздороветь его собственная натура.

Не отличается высокой нравственностью и ответственностью и судья Ляпкин-Тяпкин. В его бумагах чёрт ногу сломит, он сам в них никогда не заглядывает. На уме у блюстителя закона лишь псовая охота, а его судебный заседатель всегда мертвецки пьян.

Начальник почты Шпекин не считает безнравственным вскрывать чужие письма и читать их на досуге из любопытства и «читательского» интереса. А особенно занимательные оставляет себе.

В городе есть училище. Его смотритель Лука Лукич Хлопов только руками разводит, говоря о своих учителях: один может стул сломать в приступе красноречия, другой показывает устрашающие рожи ученикам.

О беспорядках во всех учреждениях города знает городничий Сквозник-Дмухановский, но на всё закрывает глаза. Он сам – первый взяточник и казнокрад. Его семейство живёт на полном обеспечении местных купцов, которых «отец города» заморил поборами. Для городничего важны две вещи: чтобы действовал неписаный закон «чин чина почитай» и чтобы его подчинённые брали взятки сообразно своему положению.

Если таковы нравы чиновничьей верхушки города, то что говорить о простых гражданах? Богатые существуют в заботах о том, что будет подано на завтрак, обед и ужин. Бобчинский и Добчинский  ждут-не дождутся, когда в трактир завезут свежую сёмгу. Городничий мечтает отведать рябушки и корюшки.

А бедные жители прозябают в заботах о хлебе насущном, пьянствуют, дерутся, сплетничают. Они совершенно бесправны, унижены и давно забыли о том, что есть человеческое достоинство и гордость. Полицейский Держиморда вершит свой суд в скандалах и драках, не прибегая к разбирательствам: он виноватым и правым «ставит фонари». То, что полицейский незаслуженно высек унтер-офицерскую жену, обычное дело. Проверяющему велено сказать, что она «сама себя высекла».

Ни о какой культурной жизни в городе говорить не приходится. Да и учреждений таких в нём нет. На нравы и духовный уровень горожан могла бы повлиять церковь. Но деньги, выделенные на её строительство, прикарманил городничий и требует, чтобы все говорили ревизору, будто она сгорела.

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь использовал сатиру и гротеск. Только этим приёмам было под силу обнажить глубину падения нравов в городе N и абсурдность обычаев, на которых строится повседневная жизнь его обитателей.

2 вариант

Действие в комедии происходит в небольшом  уездном городе. У него нет названия, так как Гоголь в этом произведении собирает «в одну кучу всё дурное России». На примере комических образов главных героев, автор высмеивает нравы и обычаи российского общества николаевской эпохи.

Главными  героями «глубинки» являются типичные чиновники, которые управляют городом.  Начальство, как и везде: судья, попечитель богоугодных заведений, почтмейстер, смотритель училищ. Правит всем — городничий, местный царёк и вершитель судеб. На улице грязь, мусор у забора «на сорок телег», сгоревшая недостроенная церковь. По мере развития сюжета становится ясно, почему в городе всё находится в плачевном состоянии. Деньги, выделенные на благоустройство, разворованы, а чиновники погрязли во взяточничестве, пьянстве и в карточных играх. Они это и не скрывают. Городничий заявляет, что за тридцатилетнюю службу обманул трёх губернаторов. Судья признаётся, что берёт взятки «борзыми щенками», а почтмейстер считает чтение чужих писем, обычным делом. В больницах не лечат, в учебных заведениях толком не учат, полицейские от усердия избивают «и виновных и правых». Как говорит городничий, нет человека без греха, «так самим богом устроено», чем и оправдывает воровство, беззаконие и другие пороки местных властей.

Самыми униженными считают себя горожане. Узнав, что в городе появился «ревизор», они пришли к нему с просьбой о защите. Купцы жалуются на городничего, который «чинит такие обиды, что описать нельзя». Обижены и простые обыватели: кто обманут, кто ограблен, кто избит. Но «отцов города» заботит только свой карман и собственное благополучие. Трусливые, подлые и двуличные, они лебезят перед мнимым ревизором. Стараясь как – то себя обезопасить, они ябедничают друг на друга и готовы писать доносы. Привыкшие давать взятки, они сами предлагают Хлестакову деньги, «якобы взаймы». Ведь в России, таким образом, встречали всех ревизоров.

Казнокрадство, взяточничество, злоупотребление властью, показанные Гоголем в «Ревизоре», были обычным  явлением российской действительности. Царь Николай 1, оценивая комедию, признал, что «всем тут досталось, а мне – больше всех».

Нравы уездного города

Описанный Николаем Васильевичем Гоголем образ города N — это собирательное описание всех уездных городов, поэтому он не имеет конкретного названия. Мы не знаем, где именно разворачивается действие пьесы, но вместе с тем известно, что место событий находится во  глубине России: «Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Уклад жизни чиновников типичен для всех уездных городов того времени. Писатель в свойственной ему ироничной манере описывает нравы жителей города N.

Из содержания пьесы очевидно, что наиболее значительный и влиятельный слой общества в городе N — это чиновники. К сожалению, каждый из них, во главе с Городничим, оказывается недобросовестным человеком: в городе процветает взяточничество и казнокрадство. Городничий беспокоится о том, чтобы кто-нибудь не проболтался, что церковь, на которую были выделены средства пять лет назад, вовсе и не начинала строиться. По его примеру каждый из чиновников беспокоится  только за самого себя, но никто не думает о небогатом населении города N.

От халатности чиновников страдают простые люди. Те, кто лежат в городской больнице, «мрут, как мухи», дети в школах страдают от пристрастившихся  к алкоголю, необразованных учителей. В городе царит праздность и отсутствие культуры, а потому из новостей можно услышать лишь то, как подрались бабы на базаре или за городом произошла драка. Подобная неразбериха порождает несправедливость, и жителям ничего не остаётся, как жаловаться на Городничего Хлестакову, принятому за ревизора. Жену унтер-офицера не по закону высекли на площади, а у слесарши вне очереди забрали на службу мужа, потому что они не могли заплатить взятку. Кажется, что единственными, кто хорошо чувствует себя в подобных условиях, являются чиновники, но и они недовольны своей жизнью. Городничий и его семья, разглядев во Хлестакове жениха для Марьи, дочери городничего, и вовсе стали мечтать  о переезде в Петербург, описанный ревизором-самозванцем в самых ярких красках. Маленький уездный город N не кажется им светлым и уютным местом, потому как они сами разграбили и испортили его.

Таким образом, нравы уездного города состоят в праздности и безразличном отношении жителей друг ко другу. Рассказать об укладе жизни чиновников той эпохи было смелым шагом со стороны Н.В.Гоголя, но желание обличить пороки и несовершенства населения родной, горячо любимой писателем страны, оказалось сильнее страха осуждения общественности.

Также читают:

Картинка к сочинению Нравы и обычаи города Н. в Ревизоре

Нравы и обычаи города Н. в Ревизоре

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Что такое Лебединая верность

    Считается, что лебеди создают пару на всю жизнь, храня верность своему партнеру до самой смерти. Говорят, что лебедь, оставшийся один, не может пережить случившегося и способен покончить с собой.

  • Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Невский проспект Гоголя сочинение

    В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект»

  • Образ Григория Отрепьева и характеристика в трагедии Борис Годунов

    Григорий Отрепьев — одно из основных действующих лиц в трагедии под названием Борис Годунов Александра Сергеевича Пушкина.

  • План рассказа Кабан Чарушина 4 класс

    Герой любил рисовать в зоопарке. Особенно рано утром, когда мог остаться один на один с животными и никто не стоял над душой. Олень марал, он же и Серёжка. Сейчас у него меняются рога, как и у всех оленей каждый год.

  • Анализ рассказа Аристократка Зощенко сочинение

    В своих произведениях Зощенко всегда довольно ярко и в сатирической форме критиковал мещанские взгляды, пошлость обывательской морали. Если не во всех, то во многих мы легко можем увидеть такие особенности

  • Сочинение на тему образ дороги в литературе
  • Сочинение на тему образ григория мелехова в романе шолохова тихий дон сочинение
  • Сочинение на тему образование в великобритании
  • Сочинение на тему общество в котором я живу
  • Сочинение на тему образование сша