Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?
Темы итогового сочинения 2021/22 учебного года
- Преступление и наказание: тема позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
- Цивилизация и технологии: тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
- Книга обо мне: в сочинении раскрываются читательские, зрительские или музыкальные предпочтения, выпускник делится собственными интерпретациями значимого для него произведения.
- Кому на Руси жить хорошо: поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
- Дорога в жизни человека: выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.
Объём, структура, время
Рекомендуемое количество слов — от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.
Структура:
- Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
- Основная часть (200-250 слов)
Тезис 1.
- Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько). Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
- Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
- Переход-связка к тезису 2.
Тезис 2.
- Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько).
- Микровывод.
- Переход-связка к выводу.
- Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.
Время написания сочинения — 3 часа 55 минут.
Как получить зачёт
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:
- Соответствие теме.
- Аргументация. Привлечение литературного материала.
- Композиция и логика рассуждения.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Частые ошибки
По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!
Соответствие теме
Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Аргументация. Привлечение литературного материала
По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Композиция и логика рассуждения
В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Качество письменной речи
Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
- речевые штампы и канцеляризмы;
- употребление просторечной лексики;
- нарушение лексической сочетаемости;
- употребление плеоназмов;
- речевые повторы;
- избыточное употребление синонимов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Лайфхак: редактируйте!
Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза.
Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило.
Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения.
На что обращать внимание при постановке знаков препинания:
- Сложное / простое предложение.
- Однородные члены предложения.
- Обособленные члены предложения.
- Уточняющие члены предложения.
- Обращение, прямая речь.
- Вводные слова.
- Тире между подлежащим и сказуемым.
Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.
Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.
Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
03.10.2021 11:16:52
Автор: Арслан Сайибназаров
Технический прогресс – это непрерывный процесс совершенствования орудий труда и предметов труда, технологий, процессов организации производства и труда на основе научных достижений. Я думаю, что новые открытия каждый раз обрастают новыми угрозами. Поэтому мыслители давно сформулировали некие стандарты, каким должен быть технический прогресс, направленный во благо, а не во вред.
Обратимся к повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». В этом произведении профессор совершил крупный прорыв в медицине: с помощью пересадки внутренних органов он превратил собаку в человека. Новые методы открывали немыслимые ранее перспективы. Однако со временем результат разочаровал самого Преображенского. Человек, который в прежней жизни был собакой, оказался очень порочным и ведомым. Все его отрицательные качества нашли свое применение в молодом советском обществе. Вместо благодарности к создателю Шариков испытывал к Филиппу Филипповичу ненависть, прикрывающую банальную зависть. Шариков стал паразитом, усвоившим пролетарскую риторику, но неспособным на труд. Он хотел заполучить часть имущества Профессора, но не мог и не желал вносить такой же вклад в развитие общества. В итоге профессор признал свою ошибку и сделал Шарикова собакой. Ему не удалось заменить естественный порядок вещей, получилась лишь жалкая его пародия. Это означает, что технический прогресс должен быть, прежде всего, морально и этически полноценным, а также логически обусловленным.
Вспомним известный роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В нем мы видим яркий пример сокрушительного влияния технологий на общество. Жена главного героя Милдред полностью погружена в мир телевидения, зависима от него, тем самым она вредит себе и своему здоровью. И это лишь малейшая часть того, как прогресс воздействует на слабые и подчиняемые умы. Её муж Гай Монтэг работает пожарным, но эта не та работа спасателя и благодетеля, о которой вы бы могли подумать. В мире главного героя это значимая профессия, задача которой состоит в сожжение домов, где будут найдены книги. Ведь только так можно уничтожить остатки прошлого. На мой взгляд, технологии могут уничтожить души людей и превратить их в послушный винтиков механизма, у них нет мыслей и чувств, ведь за них может думать хорошо слаженная система, компьютеры и телевизоры.
Таким образом, технический прогресс должен соответствовать моральным и этическим нормам, позволяющим нивелировать его противоречия с природой. Кроме того, важно ответственно и сознательно подходить к внедрению инноваций в нашу жизнь, чтобы не было плохих последствий.
Здравствуйте, Арслан!
Вам удалось в сочинении раскрыть тему на материале произведений литературы ХХ века. Вместе с тем следует обратить внимание на грамматические ошибки и речевую избыточность в предложениях.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Анализ с элементами пересказа, достаточный для раскрытия темы, в 1 примере логично выстроенный, во 2 — несколько сумбурный.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Логические нарушения не мешают пониманию смысла сказанного.
Технический прогресс – это непрерывный процесс совершенствования орудий труда и предметов труда, технологий, процессов организации производства и труда на основе научных достижений. Я думаю, что новые открытия каждый раз обрастают новыми угрозами.
предложения плохо связаны
Её муж Гай Монтэг работает пожарным, но эта не та работа спасателя и благодетеля, о которой вы бы могли подумать. В мире главного героя это значимая профессия, задача которой состоит в сожжение домов, где будут найдены книги. Ведь только так можно уничтожить остатки прошлого.
а при чем тут технический прогресс?
К 4 (речь)+ 1 балл
Речевые ошибки не влияют существенным образом на восприятие текста.
Все его отрицательные качества нашли свое применение в молодом советском обществе.
лишнее слово «свое»
В итоге профессор признал свою ошибку и сделал Шарикова собакой. Ему не удалось заменить естественный порядок вещей, получилась лишь жалкая его пародия.
смешение паронимов. Вариант исправления: изменить
Таким образом, технический прогресс должен соответствовать моральным и этическим нормам, позволяющим нивелировать его противоречия с природой.
плеоназм
Кроме того, важно ответственно и сознательно подходить к внедрению инноваций в нашу жизнь, чтобы не было плохих последствий.
лучше заменить на НЕГАТИВНЫХ
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 4
Орфография
В мире главного героя это значимая профессия, задача которой состоит в сожжение домов, где будут найдены книги.
В СОЖЖЕНИИ
Грамматика
Вместо благодарности к создателю Шариков испытывал к Филиппу Филипповичу ненависть, прикрывающую банальную зависть
нарушение видо-временной соотнесенности глаг.форм
Ведь только так можно уничтожить остатки прошлого.
ошибка в построении СПП: придат.часть отделена от главной в новое предложение
На мой взгляд, технологии могут уничтожить души людей и превратить их в послушный винтиков механизма, у них нет мыслей и чувств, ведь за них может думать хорошо слаженная система, компьютеры и телевизоры.
ошибка в управлении и согласовании: В ПОСЛУШНЫЕ ВИНТИКИ
Общий вывод по работе
Итак, Арслан, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над грамматикой и точностью речи.
Удачи!
Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;
Итоговый балл — 5 Зачёт
Урок русского языка в 5 классе
Учитель: Прокопенко Т.А. (МБОУ ООШ№
Тема урока: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных».
Цели урока:
1.познакомить учащихся с орфограммой и её графическим
обозначением на письме; формировать условия выбора орфограммы: часть речи,
часть слова, ударение; умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки.
2. способствовать развитию мышления, логики, умения
анализировать, систематизировать, делать общие выводы.
3. создать условия для воспитания взаимоуважения, любви к
русскому языку, творческого воображения.
Тип урока: урок изучения
и закрепления новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
Каждый урок — это новое открытие. И сегодня мы отправляемся в
путешествие. А это дело довольно трудное, допускаются к нему только здоровые
люди. Поэтому вам необходимо получить допуск — пройти контроль состояния своего
здоровья. Дома вы подготовили пословицы и поговорки о здоровом образе
жизни. ( зачитывают).
Молодцы! У вас отличное здоровье. Отправляемся в дорогу за
новым открытием. Запишите в тетради число, классная работа. Эпиграф нашего
урока: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает». (Роман
Сэф). Не будем хныкать и скучать, будем изучать.
2. Повторение изученного.
-Начнём с лингвистической разминки. Диктант »
Загадочный»: записать отгадки, объяснить орфограммы. ( кто первым
отгадал, записывает на доске)
*Зубов много, а ничего не ест. ( расчёска)
*Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоду сорвёшь, всю
руку обдерёшь. (крыжовник)
*В золотой клубочек, спрятался дубочек. ( жёлудь)
*Костяная спинка, жёсткая щетинка. С мятной пастой
дружит, нам усердно служит. (зуб.щётка)
*Не моторы, а гудят Не пилоты, а летят Не змеи, а жалят.
(пчёлы)
— Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она
находится? Что такое корень?
— Скажите слова –исключения.
3. Объяснение нового материала.
Но, буквы О-Е могут стоять не только в корне, но и в
окончании.
— Какова тема нашего урока.
— Ребята,
давайте сформулируем цель нашего урока.
(Познакомиться с
правилом о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
и научиться писать правильно слова с данной орфограммой).
— Правильно, сегодня на уроке мы
должны
1) изучить правило о написании букв
О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
2) научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
3) графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после
шипящих и Ц в окончаниях существительных.
— Как вы думаете, какие уже
полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? (Надо
вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы
называем окончанием; какие звуки речи являются шипящими и назвать их)
— И последнее, какие звуки мы
называем шипящими? Назовите их. ([Ш], [Щ], [Ч],[Ж]).
— Молодцы, ребята. Мы готовы к изучению новой темы.
— Я предлагаю вам поработать в парах, провести
исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях
пишется О, в каких-Е?
У вас на столах лежит карточка со словами, которая поможет
идти правильным путём.
-Что мы можем сказать о правописании О-Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных?
К такому выводу пришли мы с вами. А вдруг мы ошибаемся?
Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний, к нашему учебнику. Сверим наши
выводы.
4.Наблюдение на стр. 38 в учебнике.
Составим опорную схему и зачертим ее в Словарики.
5. Первичное восприятие материала.
Для закрепления научного открытия предлагаю следующее задание.
1) Работа с учебником – упражнение 556.
— А теперь, ребята, мы приступаем к
выполнению упражнения № 556. Прочитайте вслух задание. А теперь послушайте, как
мы будем его выполнять. Работать у доски будут 4 ученика:
1 – выпишет слова и обозначит орф.
№ 18 из 1, 2, 3, 4 предложений;
2 – выпишет слова и обозначит орф. № 18 из 5, 6, 7, 8 предложений;
3 – выполнит фонетический разбор слова “идем”;
4 – выполнит синтаксический разбор предложения № 3.
— Пожалуйста, желающие к доске.
Вслух начинает работать первый ученик. Дополнительные вопросы отвечающим у
доски.
6. Словарно-орфографическая работа.
Составить из букв слово (полотенце)
По толковому словарю посмотрим значение слова.( бельевое
изделие в виде удлинённого полотнища для вытирания , обтирания. Личное, ручное,
банное полотенце).
-Составьте предложение с этим словом, связав его с темой о
здоровом образе жизни.
7.Закрепление изученного материала.
1) Игра» Назови другим словом». Распределить слова в
2 колонки.
Суп со свёклой называется…борщом.
Небольшой лес иначе называют…рощей.
Рисунок, картину, изображающую природу…пейзажем.
Человека, лечащего людей…врачом.
Границу по-другому называют…рубежом.
Невежливого, грубого человека…невежей.
Физминутка. «Письмо носом».
Представьте, что ваш нос-ручка, которой можно писать. В
воздухе напишите носом имя соседа.
Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите друг на
друга, пожмите друг другу руки, улыбнитесь другу. И с хорошим настроением
продолжим урок.
2) Выборочный диктант.
— Прежде чем мы приступим к следующему заданию, давайте
повторим правило о написании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ.
— На доске три задания. Каждый из вас выберет одно задание, с
которым будет работать. Послушайте внимательно, как вы будете выбирать задание.
Я напомню вам инструкцию.
Инструкция.
1. Если вы
считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы
усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы
уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и
хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
— Давайте
ознакомимся с заданиями.
— Подумайте, как вы усвоили
материал урока, определитесь в выборе задания и приступайте к его выполнению.
Задание
1. Списать слова, выделить орфограмму:
Свеч..й, свинц..м, задач..й, туч..й, борц..в, горц..в.
Задание 2. Ч..рный,
солнц..м, медвеж..нок, красавиц..й, ш..пот. кож..й, встреч..й, девч..нка,
зайц..в. ж..лтый, луж..й, плащ..м, тяж..лый, ш..колад.
(проверка фронтально и несколько тетрадей индивидуально)
— Кто решил делать 1-е задание,
поднимите руку. К доске. Давайте проверим правильность выполнения 1 задания..
— Ребята, задайте дополнительный
вопрос отвечающему.
— Кто выполнил работу правильно, поднимите руки. Молодцы.
— Кто допустил ошибки, исправьте их. Тетради я соберу, и работы ваши будут
проверены.
— Давайте проверим правильность выполнения 2 задания. Кто прокомментирует мне с
места ответ? Кто выполнил работу правильно, поднимите руки.
— А теперь задание №3.
— Напомните определение эпитета.
Эпитет (от греч. epitheton – приложение) – определение, придающее выражению
образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или
одно из впечатлений о предмете. Эпитет широко используется в поэтическом языке.
Итак, прочитайте образные
определения к слову туча (золотистая, легкая, пышная); к слову лужа (бездонная,
чистая, большая)
— Молодцы, ребята
3) Домашнее задание
Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике его проверили,
а ведь теперь его надо оформить, запатентовать. Закрепить
за собой исключительное право на
использование. А для этого необходимо создать небольшой текст, написать
сочинение-миниатюру. Но текст будет особенный. В нём должны быть слова на
изученную орфограмму.
4) . А теперь – последнее задание на сегодняшнем уроке. Работа
с сигнальными карточками. «Регулировщики»
Рысцой, плечом, под крышей, кольцом, над рощей, птенцов,
вереницей, плющом, за тучей, пейзажем, со свечой, за ландышем, с малышом.
8. Обобщение. Итог урока. Рефлексия.
-Какое открытие мы с вами сегодня сделали? Сформулируйте
правило. Получили мы тот результат, который запланировали?
— Чему научились?
— Я благодарю всех за работу, оценки за урок я поставила…
Инструкция.
1. Если вы
считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы усвоили
тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы
уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и
хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
Инструкция.
1. Если вы
считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы усвоили
тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы
уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и
хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
Инструкция.
1. Если вы
считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы усвоили
тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы
уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и
хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
Инструкция.
1. Если вы
считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы усвоили
тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы
уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и
хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
Инструкция.
1. Если вы
считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы усвоили
тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы
уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и
хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
Инструкция.
1. Если вы
считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы усвоили
тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы
уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и
хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
Карточка-информатор:
1. прочитай слово
2. поставь ударение.
3. выдели окончание
4. выдели основу, обрати внимание на звук, которым
оканчивается основа. подчеркни букву.
5. сделай вывод
Карточка-информатор:
1. прочитай слово
2. поставь ударение.
3. выдели окончание
4. выдели основу, обрати внимание на звук, которым
оканчивается основа. подчеркни букву.
5. сделай вывод
Карточка-информатор:
1. прочитай слово
2. поставь ударение.
3. выдели окончание
4. выдели основу, обрати внимание на звук, которым
оканчивается основа. подчеркни букву.
5. сделай вывод
Карточка-информатор:
1. прочитай слово
2. поставь ударение.
3. выдели окончание
4. выдели основу, обрати внимание на звук, которым
оканчивается основа. подчеркни букву.
5. сделай вывод
Приложение
Карточка со словами:
Свеч..й, свинц..м, задач..й, туч..й, борц..в, горц..в.
Карточка-правило:
В_____________существительных после____________
под ударением пишем____________, без ударения_____________
1
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета (русский язык). (ФГОС ООО)
Предметные результаты изучения предметной области » Русский язык и литература» должны отражать:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
— создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
— развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового);
— умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
— оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
— выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
— умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
— соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
— стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
— распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
— идентификация самостоятельных служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
— распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий.
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения;
— проведение фонетического, морфемного и словообразовательного, морфологического анализа слова;
— проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
— анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова;
— определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
— определение лексического значения слова, значений многозначного слова; — — деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
— проведение морфологического разбора самостоятельных частей речи;
— характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
— опознавание основных единиц синтаксиса словосочетание, предложение, текст);
— умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
— определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
— определение грамматической основы предложения;
— распознавание распространённых и нераспространённых предложений;
— распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения;
— определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
— умение использовать словари при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
— пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего для определения лексического значения;
— пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
7) овладение основными нормами литературного языка орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
— поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
— применение правильного переноса слов;
— применение правил постановки знаков препинания в конце предложения;
— соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
— нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений.
Обучающийся научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- использовать толковые и орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Планируемые метапредметные результаты изучения учебного предмета (русский язык).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Регулятивные УУД
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Познавательные УУД
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Содержание учебного предмета.
Язык – важнейшее средство общения
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е – и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
Место предмета в учебном плане.
На изучение учебного предмета русский язык в 5 классе отводится 4 часа в неделю (136 часов) из обязательной части Учебного плана МКОУ «ООШ № 9».
Наименование разделов учебной программы
№ п/п | Название разделов | Характеристика основных видов учебной деятельности | Из Программы воспитания |
1 | Язык и общение | Работа с пословицами, поговорками; подбор текстов о языке; определение функции языка; особенности письменной и устной речи; выделять главное в высказывании. Понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества; соблюдать нормы русского речевого этикета, извлекать информацию из различных источников, понимать основное содержание текста. | — стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
2 | Вспоминаем повторяем, изучаем | Повторение изученного в начальных классах: опознавать признаки орфограммы; работа с деформированным текстом; морфемный, морфологический разборы; комментируемое письмо, шарады, вставить пропущенные буквы, выборочный, распределительный диктанты, | — стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | Выделение словосочетаний из предложений, замена глагольных словосочетаний на именные и наоборот, синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложения, построение схем предложений; конструирование предложений, работа над интонацией; функционирование в предложении слов разных частей речи; определение признаков членов предложения; лингвистический анализ текста | — стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография Культура речи | Решение лингвистических задач, различение паронимов, работа с аллитерацией, ассонансом; различение звука и буквы; составление транскрипции; работа по алгоритму (фонетический разбор); работа со словарями (орфоэпическими); работа над правильным произношением | — стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
5 | Лексика. Культура речи | Работа со словарями; различение многозначных слов и омонимов, умение находить омонимы, синонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова; слова в прямом и переносном смысле; анализ текста (в частности, поэтического) | — стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
6 | Морфемика. Орфография Культура речи | Морфемный разбор, состав слова; назначение морфем; орфограммы в морфемах, условия выбора букв, применять правила на практике; составление «словообразовательных деревьев»; составление слов по схемам | — стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
7 | Имя существительное | Морфологические признаки имени существительного: одушевленность – неодушевленность, собственные – нарицательные и т.д.; правописание гласных в падежных окончаниях существительных; окончания существительных на –ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах; правописание гласных и падежных окончаний имен существительных; правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; работа по алгоритму (морфологический разбор); пользоваться теоретическими правилами на практике. | — стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
8 | Имя прилагательное | Морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных в тексте; употребление в речи имен прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; условия, от которого зависит выбор гласных в падежных окончаниях прилагательных; алгоритм морфологического разбора имен прилагательных; морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте; безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи | — стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
9 | Глагол | Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов; определение глагола; морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль; различать неопределенную и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме; владеть способом действия по распознаванию вида глагола, отличать глаголы совершенного и несовершенного вида; определять вид и время глагола; морфологические признаки глаголов, опознавать глаголы в тексте; определять спряжение глаголов по алгоритму; алгоритм морфологического разбора глагола | — стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
10 | Повторение и систематизация изученного | Определять изученные части речи; различать орфограммы и правильно употреблять слова в речи; опознавать части речи, находить в них орфограммы в окончаниях, применять изученные правила на письме; опознавать части речи, находить в них орфограммы, применять изученные правила на письме; правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях; проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | — уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. |
Контроль знаний.
Период обучения | №урока | Вид контроля | Форма контроля | Тема |
1 четверть | 9 | входной | ВПР | Входной контроль |
1 четверть | 23 | текущий | Контрольный диктант | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология». |
1 четверть | 29 | текущий | Контрольная работа | Контрольная работа по теме «Словосочетание». |
2 четверть | 44 | текущий | контрольная работа | Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения». |
2 четверть | 59 | текущий | Контрольный диктант | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация». |
3 четверть | 71 | текущий | Контрольная работа | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика». |
3 четверть | 80 | текущий | Контрольный диктант | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика. Культура речи». |
3 четверть | 96 | текущий | Контрольный диктант | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» |
4 четверть | 112 | текущий | Контрольный диктант | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». |
4 четверть | 120 | промежуточный | ВПР или Контрольный диктант | Промежуточная аттестация |
4 четверть | 133 | текущий | Контрольная работа | Контрольная работа по теме «Глагол». |
Проектная деятельность.
Альбом правил русского языка «Кто командует корнями?»
Глагол в русском языке в теме о кулинарии
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамотным быть — модно!
Звуки спорят: кто важнее?
Интересные способы словообразования
Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека.
Какого роду, племени
Книга и электронный словарь. За и против.
Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита»
Откуда есть пошла грамота на Руси
Поверь, не так и сложное предложение сложное
Пословица недаром молвится.
Приставки, которые ходят парами
Речевой этикет в разных профессиях
Роль системы знаков в современной жизни
Утерянные буквы русского алфавита.
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | ||
план | факт | |||
Язык и общение | ||||
1.09 | 1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. | ||
2.09 | 2 | Р.Р. Стили речи. | ||
Вспоминаем, повторяем, изучаем. | ||||
6.09 | 3 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | ||
7.09 | 4 | Орфограмма. | ||
8.09 | 5 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
9.09 | 6 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
13.09 | 7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | ||
14.09 | 8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | ||
15.09 | 9 | Входной контроль (ВПР). | ||
16.09 | 10 | Буквы и, у, а после шипящих. | ||
20.09 | 11 | Разделительные ъ и ь. | ||
21.09 | 12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | ||
22.09 | 13 | Р.Р. Что мы знаем о тексте. | ||
23.09 | 14 | Р.Р. Обучающее изложение (по Упр. 70). | ||
27.09 | 15 | Части речи. Глагол. | ||
28.09 | 16 | Правописание -тся и -ться в глаголах. | ||
29.09 | 17 | Р.Р. Тема текста | ||
30.09 | 18 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | ||
4.10 | 19 | Проверочная работа по теме «Глагол». | ||
5.10 | 20 | Имя существительное. | ||
6.10 | 21 | Имя прилагательное. | ||
7.10 | 22 | Местоимение. | ||
11.10 | 23 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология». | ||
12.10 | 24 | Р.Р. Основная мысль текста. | ||
Синтаксис, пунктуация, культура речи | ||||
13.10 | 25 | Синтаксис и пунктуация. | ||
14.10 | 26 | Словосочетание. | ||
18.10 19.10 | 27-28 | Разбор словосочетания. | ||
20.10 | 29 | Контрольная работа по теме «Словосочетание». | ||
21.10 1.11 | 30-31 | Предложение. | ||
2.11 | 32 | Виды предложений по цели высказывания. | ||
33 | Восклицательные предложения. | |||
8.11 9.11 | 34-35 | Р.Р. Сжатое изложение (по упр. 144). | ||
10.11 | 36 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | ||
11.11 | 37 | Сказуемое. | ||
15.11 | 38 | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
16.11 | 39 | Нераспространенные и распространенные предложения. | ||
17.11 | 40 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | ||
18.11 | 41 | Определение. | ||
22.11 | 42 | Обстоятельство. | ||
23.11 | 43 | Закрепление темы «Второстепенные члены предложения». | ||
24.11 | 44 | Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | ||
25.11 | 45 | Предложения с однородными членами. | ||
29.11 | 46 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
30.11 | 47 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | ||
1.12 | 48 | Проверочная работа по теме « Однородные члены предложения». | ||
2.12 | 49 | Предложения с обращениями. | ||
6.12 | 50 | Р.Р. Письмо. | ||
7.12 | 51 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | ||
8.12 | 52 | Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки». | ||
9.12 | 53 | Простые и сложные предложения. | ||
13.12 | 54 | Синтаксический разбор сложного предложения | ||
14.12 15.12 | 55-56 | Прямая речь | ||
16.12 | 57 | Р.Р. Диалог | ||
20.12 | 58 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | ||
21.12 | 59 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация». | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | ||||
22.12 | 60 | Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. | ||
23.12 | 61 | Изменение звуков в потоке речи. | ||
27.12 | 62 | Согласные твердые и мягкие. | ||
28.12 | 63 | Р.Р. Повествование. Изложение по упр. 283 | ||
29.12 | 64 | Графика. Алфавит. | ||
13.01 | 65 | Р.Р. Описание предмета. | ||
17.01 | 66 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | ||
18.01 | 67 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | ||
19.01 | 68 | Орфоэпия. | ||
20.01 24.01 | 69-70 | Фонетический разбор слова. | ||
25.01 | 71 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика». | ||
Лексика. Культура речи | ||||
26.01 | 72 | Слово и его лексическое значение | ||
27.01 | 73 | Однозначные и многозначные слова | ||
31.01 | 74 | Прямое и переносное значение слов | ||
1.02 | 75 | Омонимы | ||
2.02 | 76 | Синонимы | ||
3.02 | 77 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | ||
7.02 | 78 | Антонимы | ||
8.02 | 79 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи». | ||
9.02 | 80 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика. Культура речи». | ||
Морфемика. Культура речи. | ||||
10.02 | 81 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | ||
14.02 | 82 | Окончание. Основа слова | ||
15.02 | 83 | Корень слова | ||
16.02 | 84 | Р.Р. Рассуждение. | ||
17.02 | 85 | Суффикс | ||
21.02 | 86 | Приставка | ||
22.02 | 87 | Чередование звуков. Беглые гласные. | ||
23.02 | 88 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | ||
24.02 | 89 | Правописание гласных и согласных в приставках | ||
28.02 | 90 | Буквы з и с на конце приставок | ||
1.03 | 91 | Чередование букв о — а в корне -лаг-/ -лож- | ||
2.03 | 92 | Чередование букв о — а в коне -раст — /-рос- | ||
3.03 | 93 | Буквы ё-о после шипящих в корне | ||
5.03 | 94 | Буквы и —ы после ц | ||
9.03 | 95 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» | ||
10.03 | 96 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | ||
14.03 | 97 | Р.Р. Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (Устно) | ||
Морфология. Орфография. Культура речи | ||||
Имя существительное | ||||
15.03 | 98 | Имя существительное как часть речи | ||
16.03 | 99 | Р.Р. Доказательство в рассуждении. | ||
17.03 | 100 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | ||
30.03 | 101 | Имена существительные собственные и нарицательные | ||
31.03 | 102 | Род имен существительных | ||
4.04 | 103 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | ||
5.04 | 104 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | ||
6.04 | 105 | Р.Р. Сжатое изложение по упр. 513 | ||
7.04 | 106 | Три склонения имен существительных | ||
11.04 | 107 | Падеж имен существительных | ||
12.04 | 108 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | ||
13.04 | 109 | Множественное число существительных | ||
14.04 | 110 | Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных | ||
18.04 | 111 | Морфологический разбор имени существительного | ||
19.04 | 112 | Промежуточная аттестация. Всероссийская проверочная работа | ||
Имя прилагательное | ||||
20.04 | 113 | Имя прилагательное как часть речи | ||
21.04 | 114 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||
25.04 | 115 | Прилагательные полные и краткие | ||
26.04 27.04 | 116-117 | Р.Р. Сочинение по картине А. Комарова «Наводнение». | ||
28.04 | 118 | Морфологический разбор имени прилагательного | ||
2.05 | 119 | Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном | ||
3.05 | 120 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | ||
Глагол | ||||
4.05 | 121 | Глагол как часть речи. | ||
5.05 | 122 | Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. | ||
9.05 | 123 | Р.Р. Рассказ. Правописание -тся и -ться в глаголах. | ||
10.05 | 124 | Виды глагола. | ||
11.05 | 125 | Буквы е — и в корнях с чередованием. | ||
12.05 | 126 | Время глагола. Прошедшее время. | ||
16.05 | 127 | Настоящее время. | ||
17.05 | 128 | Будущее время. | ||
18.05 | 129 | Спряжение глаголов. | ||
19.05 | 130 | Морфологический разбор глагола. | ||
23.05 24.05 | 131 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | ||
132 | Повторение и обобщение изученного материала о глаголе. | |||
25.05 | 133 | Контрольная работа по теме «Глагол». | ||
Повторение и систематизация изученного ранее. | ||||
26.05 | 134 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. | ||
30.05 | 135 | Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв Ъ и Ь знак. | ||
31.05 | 136 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью. |
По учебному плану – 136 часов (4 часа в неделю).
По учебно-календарному графику – 131 часа.
Праздничные дни – 23.02, 2.05,3.05,9.05,10.05
Распределение часов: 5б
1 четверть 32 ч 30 ч
2 четверть 32 ч 32 ч
3 четверть 40 ч 39 ч
4 четверть 32 ч 30 ч
136 ч 131 ч
Предметные результаты учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:
различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: монолог (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог;
распознавать основные признаки текста, условия членения текста на абзацы;
использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части;
распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); использовать их при создании собственного текста (устного и письменного);
владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов);
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи (повествование); использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смыслового типа речи в практике его создания; распознавать тексты различных функциональных разновидностей;
составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;
создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование);
участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик;
осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений; классного сочинения объемом 0,5–1,0 страницы);
восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец;
соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности;
характеризовать звук как единицу языка; объяснять соотношение звуков и букв, характеризовать систему звуков, в том числе гласных и согласных звуков, делить слова на слоги;
различать способы обозначения [й’], мягкости согласных, использование прописных и строчных букв;
распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
использовать понятие орфограммы, различать буквенные и небуквенные орфограммы;
применять знание о правописании разделительных ъ и ь; ы – и после ц;
распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;
различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту);
распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;
проводить лексический анализ слова;
применять знания по лексике при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
использовать разные виды лексических словарей и понимать их роль в овладении словарным богатством родного языка;
характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;
распознавать виды морфем в слове; находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука);
проводить морфемный анализ слова; применять знания по морфемике при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания, неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); ы – и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), чередующимися гласными; корней с проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова;
уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи; использовать словообразовательные нормы русского языка;
понимать грамматическое значение слова, части речи как лексико-грамматические разряды слов, систему частей речи в русском языке (распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы);
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи; определять лексико-грамматические разряды имен существительных; различать типы склонения имен существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные; характеризовать синтаксическую роль имени существительного;
соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен существительных (безударных окончаний, о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, суффиксов –чик – (-щик-); –ек- – -ик, корней с чередованием о//а: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гор- – -гар-, -зор- – -зар-; употребления/неупотребления ь на конце имен существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными, правописание собственных имен существительных);
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи; различать полную и краткую форму имён прилагательных; соблюдать нормы словоизменения имен прилагательных, произношения, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен прилагательных (безударных окончаний, о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, кратких форм имен прилагательных с основой на шипящие; слитное и раздельное написание не с именами прилагательными);
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также – в речи; различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные; называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого времени) глагола; определять спряжение глагола, распознавать разноспрягаемые глаголы, уметь спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; —тся и —ться в глаголах; суффиксов —ова-/-ева-, —ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом —л— в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);
проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова, называть средства связи слов в словосочетании; различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; характеризовать интонацию предложения; определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные; находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них; находить предложения с обращением, с прямой речью;
соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложном предложении; оформлять на письме диалог;
проводить синтаксический анализ словосочетания и простого предложения; проводить пунктуационный анализ простого осложненного и сложного предложений;
применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
соблюдать на письме нормы современного русского литературного (в том числе во время списывания текста объемом 90–100 слов; словарного диктанта объемом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объемом 90–100 слов, содержащего не более 12 орфограмм и 2−3 пунктограмм и не более 5 слов с непроверяемыми написаниями).
16 заданий для самостоятельной работы с ответами.
orfografiya.docx
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1
1) РАССКАЗАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) (девочка)ВОСПИТАНА бабушкой — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (серых) ТУЧ— в форме множественного числа Р. п. имени существительного после шипящего буква Ь не пишется.
5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
2
1) СДЕЛАЛ — Приставка неизменяемая.
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ЗАМИРАТЬ (от страха) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) ПРИЕХАТЬ (на вокзал) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
3
1) (русая) коса — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
2) (тетради) ПРОВЕРЕНЫ — в суффиксе кратких причастий пишется одна -Н-.
3) НАКЛОНИТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
4) (усыпана) СПЛОШЬ — на конце прилагательных после шипящего буква Ь пишется.
5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.
4
1) ВСКРИКНУЛ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С
2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.
5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена прилагательные, образованные повторением слов, пишутся через дефис.
5
1) ТУШЁНКА – в отглагольных существительных после шипящих пишется Ё.
2) (ведёт себя) РАСКОВАННО — в кратком прилагательном пишется -НН-.
3) (красивый) ЗАГАР — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) НЕМЕЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на Ц пишется суффикс К.
5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
6
1)) МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения корня.
2) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А
3) ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения
4) НОЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 3-го склонения
5) Он СТЕЛЕТ – в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е.
7
1) ПРЕМУДРЫЙ— приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
2)ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается на Л.
3) ПОЛОЖИТЬ (на место) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) ПОДЪЕЗД – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными.
5)ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН
8
1) (войти в) ЗДАНИЕ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
2) ПЛОВЕЦ — написание безударной гласной определяется подбором однокоренного слова.
3) (сделал) ПО-НОВОМУ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.
4) ПОКРАШЕННАЯ (лавка) — в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН.
5) ВРАЧОМ – в окончаниях существительных после шипящей под ударением пишется О
9
1) БЕЗБРЕЖНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
(далеко) НЕ ИНТЕРЕСНАЯ (книга) — НЕ пишется раздельно с причастиями, если есть зависимые от причастия слова.
2) (девочка) РУМЯНА — в наречии пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.
3) НЕ СМОТРЯ (под ноги) – НЕ с деепричастиями, употребляющимися без НЕ, пишется раздельно
4) (дом) СТРОЯЩИЙСЯ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-.
5) ДВУХЪЯРУСНЫЙ – разделительный Ъ пишется в сложном слове после начальных частей двух/трех/четырех перед йотированными гласными.
10
1) БЕСПОЛЕЗНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) НЕВЗРАЧНЫЙ – НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.
3) В АКВАРИУМЕ – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.
4) (охватывает) ДРОЖЬ — в существительных III склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) (съел) ПОЛ-ЯГОДКИ — слова с ПОЛ- всегда пишутся через дефис.
11
1) (хорошо) ОБДУМАТЬ — приставка ОБ- неизменяемая.
2) ЗАСТЕЛЕНА (покрывалом) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
3) РОСТОВ — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) ЗАВИСИТ — в безударном окончании глагола I спряжения пишется И.
5) НОЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
12
1) В ТЕЧЕНИЕ (суток) – на конце производного предлога пишется буква Е.
2) СБЕРЕЧЬ – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.
3) ГОРЯЧО (благодарить) – в окончании наречий после шипящих под ударением пишется буква О.
4) БЕЗЫМЯННЫЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
5) (тема) УСВОЕНА – в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
13
1) ИСПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.
2) СЛЫШАЩИЙ – написание гласной А в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко II спряжению глагола, от основы которого образовано это причастие.
3) ИСПУГАННЫЙ (ребенок) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
4) КАЛАЧОМ – в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О.
5) (заговорил) ПО-РУССКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
14
1) ПРИПОДНЯТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
2) МЕДЛЕННО (произнести) – в наречии на -о пишется столько букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.
3) КРЕПКО-НАКРЕПКО (усвоить) – прилагательное, пишется через дефис, потому что образовано сложением основ с одним и тем же корнем.
4) КАМЫШ – в имени существительном 3-го склонения после шипящих не пишется буква Ь.
5) (подойти к) КОМУ-ЛИБО — неопределённое местоимение пишется через дефис, потому что с суффиксом -ЛИБО- слова пишутся через дефис.
15
1) ЦЫПЛЁНОК – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением)
2) ЛЫЖНИЦЫ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква Ы.
3) ПОДЫТОЖИТЬ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
4) НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
5) ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.
16
1) БЛЕДНО-ЖЁЛТЫЙ – сложные имена прилагательные, которые обозначают оттенки цвета, пишутся через дефис.
2) СКОСИТЬ (траву) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
3) КАРМАНЧИК – в имени существительном пишется суффикс -ЧИК-, потому что при склонении гласный И выпадает.
4) БЛЕСТЯЩИЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.
5) ВИНЕГРЕТ – в корне слова две непроверяемые безударные гласные.
6) СУПЕРИГРА – после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.
Ответы
1) 1,4,5
2) 1,2,3
3) 2,3,5
4) 1,2,4
5) 1,4,5
6) 134
7) 24
35
9) 135
10) 124
11) 135
12) 145
13) 123
14) 125
15) 123
16) 156
Автор: Татьяна Михайловна Лепетухина.