История создания
Пушкин написал одно из известнейших своих стихотворений «Няне», вспоминая о ссылке в Михайловском.
Поэт был общительной, увлекающейся, социально активной личностью, поэтому вынужденное двухлетнее заточение угнетало его.
И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.
Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.
Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.
Оно так и не получило авторского названия. Известный заголовок «Няне» принадлежит не Пушкину, а издателям.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»
Стихотворение «Няне» было написано в Михайловском в 1826 году. В 1824-1826 годах няня поэта Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском, разделив с ним изгнание. Она оказала большое влияние на его творчество, занятия фольклором, увлечение народной поэзией, сказками. Время, проведенное вместе с няней, поэт неоднократно воспел в стихотворениях, а ее черты воплотил в образах няни Татьяны Лариной, няни Дубровского, женских образах романа «Арап Петра Великого» и т. д. Арине Родионовне посвящено и знаменитое пушкинское стихотворение «Няне».
В стихотворении поднимается тема
самоотверженной материнской любви. Ее воплощением является няня, которой и посвящено произведение. Все стихотворение пронизано нежностью, любовью и бесконечной благодарностью лирического героя к ней. Обращаясь к няне, он находит самые трогательные и ласковые эпитеты: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя». Поэт рисует образ женщины, все мысли и чувства которой посвящены прежде всего лирическому герою, питомцу. Пушкин использует очень выразительный образ, чтобы передать, с какой надеждой няня ждет его, как беспокоится о нем: спицы, которые то и дело замирают в ее руках, когда она смотрит в окно.
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Средства художественной выразительности
Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.
Оно наполнено эпитетами: «наморщенные руки», «черный отдаленный путь».
Встречаются метафоры: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя».
Кроме того, автор использует сравнение («горюешь, будто на часах»), инверсии: «дней моих суровых», «в глуши лесов сосновых».
Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
Всех детей в семье Пушкиных сразу после рождения воспитывала няня – Арина Родионовна. Она выпестовала не только будущего поэта, но также его сестру и брата. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка.
Няня любила своего воспитанника Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчик слышал от нее, легли в основу замечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с детства. Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин», других женских образов в творчестве своего воспитанника. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.
Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.
«Няне» – необыкновенно душевное стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт называет ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых». В этих замечательных фразах, возможно, присутствует легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.
В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далеко в сосновых лесах. Она ждет своего воспитанника, который давно не появлялся в родных местах, с тревогой и заботой. Старушка все прислушивается и приглядывается – не появится ли в воротах ее долгожданный любимец? Слова «горюешь», «ждешь», «предчувствия», «тоска» отражают настроение няни.
Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.
По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.
Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты – «на черный отдаленный путь» и «в забытые вороты», сравнение – «будто на часах». Метафора о медлительных спицах в няниных руках говорит о том, что пожилая женщина невольно прислушивается и с надеждой поглядывает в окно. Противопоставление образа светлицы (доброго родного дома и черного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о судьбе воспитанника. Повтор «давно, давно» усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.
Стихотворение «Няне» написано четырехстопным ямбом. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинные строки образуют медленный музыкальный ритм, навевают ощущение грусти. На последней строке «То чудится тебе…» произведение внезапно обрывается. Использование звуков «ж», «ш», «ч», «т», «п» создают мрачное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц. В последних строках многочисленные гласные звуки «о» и «у» передают тоску долгого ожидания и тревогу.
Пушкин, по словам современников, называл Арину Родионовну «мамушкой». Уважали и любили добрую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах поэту они предавали приветы няне, а Николай Языков даже посвятил ей два стихотворения, одно из которых было опубликовано еще при жизни Арины Родионовны.
Почти двести лет трогательные строки стихотворения «Няне» хранят не только сердечную теплоту и благодарность великого поэта, но и остаются задушевным признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
- «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
- «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
- «Метель», анализ повести Пушкина
- «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
- «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
- «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
- «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
- «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
- «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
- «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
По произведению: «Няне»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Анализ стихотворения Пушкина «Няне» (1)
Стихотворение — послание посвящено няне поэта — Арине Родионовне Яковлевой. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер». поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена. «Подруга дней моих суровых» — образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово «голубка» соединяется с неожиданным, с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая»; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.
Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.
Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.
Первая — обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Во третьей части. мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая все ее переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы», и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания.
Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках» позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться. не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь… вот она подходит к воротам (или смотрит на них из окна) все с тем же чувством… Но нет никого… Эпитет «забытые» передает тяжесть одиночества няни. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия: ведь не ясна его судьба, не устроена жизнь, и «черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки… Об этом четвертая часть стихотворения.
Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня», в стихотворении прямо названы чувства няни: ждешь, горюешь, тоска, предчувствия, заботы, а также метафорически: «теснят твою всечасно грудь».
Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни, и поэта.
Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.
В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.
©»» .
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне».
Стихотворение А.С. Пушкина «Няне»- одно из самых душевных его творений .
Стихотворение — послание посвящено няне поэта- Арине Родионовне Яковлевой. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер», поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена. «Подруга дней моих суровых»- образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово «голубка» соединяется с неожиданным, с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая»; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.
Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.
Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.
Первая- обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Во третьей части. мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая все ее переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы». и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках» позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться. не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь…вот она подходит к воротам ( или смотрит на них из окна) все с тем же чувством… Но нет никого … Эпитет «забытые» передает тяжесть одиночества няни. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия: ведь не ясна его судьба, не устроена жизнь, и «черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки… Об этом четвертая часть стихотворения.
Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня», в стихотворении прямо названы чувства няни: ждешь, горюешь, тоска. предчувствия, заботы, а также метафорически: «теснят твою всечасно грудь».
Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни. и поэта.
Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.
В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.
Комментарии
Автор na5club На чтение 4 мин. Опубликовано
Не секрет, что няня Арина Родионовна была для Пушкина еще и верным другом и соотечественницей. Во многих произведениях поэта встречается ее образ, в их числе и стихотворение «Няне» Пушкина.
Анализ стихотворения проходят в 5 классе, это говорит о том, что написано оно простым и понятным даже ребенку языком.
История создания
Александр Сергеевич родился и вырос в дворянской семье. В то время многие знатные родители отдавали своих детей на воспитание няням и частным учителям. Для юного Пушкина таким человеком стала простая крестьянка Арина Родионовна Яковлева.
Женщина любила мальчика, как собственного сына. Не раз в будущем Пушкин упомянет, что именно она повлияла на всю его жизнь, включая и творчество. Арина Родионовна была мальчику настоящим другом, она знала множество сказок и преданий, всегда с удовольствием рассказывала их детям. Вдохновившись в детстве этими рассказами няни, взрослый Александр Сергеевич напишет свои чудесные сказки.
В 1824 году Пушкин был отправлен в ссылку на 2 года в имение Михайловское. Это время было тяжелым испытанием для поэта. Друзья почти не приезжали к нему, а отец Александра Сергеевича был готов донести властям о любом проступке или неверном шаге сына. Но даже в этот сложный период Арина Родионовна не бросила своего воспитанника. Именно в ее компании поэт находил успокоение и утешение.
Уже под конец своего заточения, в 1826 году Александр Сергеевич написал свое стихотворение «Няне», которое посвятил Арине Родионовне, но опубликовано оно было лишь после его смерти — в 1855 году его включили в сборник сочинений А. С. Пушкина.
К сожалению, закончить он свое произведение так и не смог, а название оно получило уже от издателей.
Тема произведения
Основная мысль, которую автор раскрывает на протяжении всего стихотворения — его любовь и воспоминания о няне. Для этого он выбрал форму повествования, будто бы обращается к ней самым обычным вечером. Читатель может легко заметить, что в повествовании задействованы всего 2 персонажа — это лирический герой и пожилая женщина — няня.
С первых строк читателя пронизывают чувства автора к своей няне: она была для него подругой, единственной, кто остался у него в эти трудные времена. Даже возраст женщины писатель преподносит мягко, называя ее своей «дряхлой голубкой».
Свои последние годы няня проводит в одиночестве посреди леса. Поэт уверен, что каждый день она ждет его, глядя в окошко светлицы. Она слушает каждый шорох, пытаясь уловить скрип снега или шелест ветра, отчего вся замирает, прерывая свое вязание. Ее сердце полно тоски и неспокойное предчувствие одолевает женщину, пока глаза, не отрываясь, смотрят на дорогу.
Герой прекрасно понимает, что у него нет возможности гостить у нее так часто, как им обоим хотелось бы. И чтобы женщина не томила себя пустыми надеждами и ожиданием, автор утверждает, что ей просто чудится это все.
Помимо основной темы, автор кратко затрагивает и другие, не столь очевидные моменты:
- с какой любовью и заботой нужно относиться к своим близким;
- память о старшем поколении, о тех, кто с детства был рядом.
Композиция и средства выразительности
Для простоты восприятия автор не стал обременять произведение слишком сложной композицией. По сути, оно представляет собой простой монолог, обращенный к няне. Делить стихотворение на смысловые части нет возможности, потому что каждый его стих — кусочек портрета любимой пожилой женщины. На четверостишия оно также не делится для полноты восприятия.
Жанр произведения определить достаточно просто — это обращение, послание. Это легко проследить по тому, что строки обращены к собеседнику, то есть, к няне. При должном внимании можно найти в нем и признаки элегии.
Стихотворный размер, который использовал Александр Сергеевич — четырехстопный ямб. Фонетически он довольно спокойный и будто бы напевный. Используемые рифмы преимущественно перекрестные, вида ABAB. Встречаются как мужские, так и женские.
Основной инструмент писателя, то, что позволило ему создать такой полный образ няни — средства художественной выразительности:
- метафоры («подруга дней моих суровых», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»);
- эпитеты («Дряхлая голубка», «забытые вороты», «наморщенные руки»);
- сравнение («горюешь, будто на часах»).
Таким образом, произведение «Няне» можно назвать одним из самых искренних и чувственных среди всех стихотворений Александра Сергеевича. В нем он показывает свою одинокую тоску и одновременно чувства к женщине, которая спасала его в эти сложные времена.
Автору удалось максимально точно и открыто передать свое настроение читателю, побудив его не только сочувствовать и переживать лирическому герою, но и изобразить свой собственный словесный рисунок Арины Родионовны.
После полного разбора стихотворения школьники без труда смогут написать сообщение о няне Пушкина, а также подготовить доклад по этой теме, не используя краткое содержание или ГДЗ.
Школьная научно-практическая конференция “Взгляд в будущее”
Исследовательская работа
«Образ няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина»
Автор ученица 5 класса Куделькина Мария
Руководитель Забелина Ирина Александровна
Нагорье 2017
Оглавление: стр. 2
1. Введение: актуальность и работы, цель и задачи – стр. 3
2. Основная часть: стр. 4-8
а) анализ имеющегося материала по теме
б) анализ литературных источников по теме
3. Заключение: стр. 9
4. Список использованных источников и материалов: стр. 10
Недавно я смотрела передачу на телеканале «Культура», где показывали старый бревенчатый дом, на котором висела табличка: « Здесь жила няня А.С. Пушкина». Я удивилась, неужели здесь, в самом деле, жила няня
А.С. Пушкина. Мне стало интересно и я решила узнать, кто она была, что связывало её с великим поэтом.
Метод исследования
1. Изучение тематической и художественной литературы.
2. Анализ изученного.
Стоит избушка у дороги
И на большак весь день глядит,
Преданья старины глубокой
Для всех заботливо хранит
Не зарастут и не завянут
Дорожки к избушке той,
К простой крестьянке, к милой няне
С открытою русскою душой.
Дряхла избушка и убога,
Но здесь всегда открыта дверь.
– Эй, путник, ты устал с дороги? Погрейся у печи моей…
Целью моего исследования являлось определить:
Какое влияние оказала на формированиеА.С. Пушкина как поэта и человека его няня, Арина Родионовна.
Для выполнения поставленной цели у меня были определены следующие
задачи:
1.Познакомиться с биографией няни Пушкина.
2. Рассмотреть изображение няни Арины Родионовны в лирике Пушкина, в других литературных и документальных источниках.
3. Выявить роль няни в жизни Пушкина.
Детство, юность Арины Родионовны
Яковлева Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в деревне Суйде. В то время деревня Суйда, а также близлежащие имения Мельница и Кобрино принадлежали Абраму Петровичу Ганнибалу – прадедушке А.С. Пушкина. Родители Арины Родионовны были крепостными и имели семерых детей. Настоящее её имя было Ирина, но в семье её привыкли называть Ариной. Фамилию она получила по отцу – Яковлева. Отец Арины Родионовны – Родион Яковлев, умер, не дожив и до сорока лет. Большая семья, состоящая преимущественно из семерых малолетних детей в возрасте от двух до шестнадцати лет, остались сиротами и были обречены на существование в условиях нищеты. Крестьяне деревни Кобрино были крепостными А.П. Ганнибала и платили ему оброк. Трудно жилось им, поэтому Арине Яковлевой пришлось не только помогать матери по хозяйству, но и работать вне дома наравне с взрослыми. С детства она привыкла к самой тяжёлой крестьянской работе: умела прясть, ткать, шить, вышивать, вязать и плести кружева. Одним словом, она была удивительной мастерицей.
Несмотря на все тяготы жизни, она всё ж таки она не сникла, не зачерствела душою, не утратила интереса к жизни и её чудесам. Она была прекрасной певуньей, заводилой на деревенских посиделках, гуляньях и разудалых игрищах, которые проходили в парке. Грамоте она так и не обучилась, зато от матери и стариков-соседей узнавала и запоминала Ирина сказки, былины, песни, поговорки и пословицы, повести сказочного характера: о разбойниках, приведениях, домовых, русалках и т.д. Узнав же, начинала пересказывать или петь сама: сперва младшим братьям и сёстрам, потом кобринской детворе, подружкам.
«…Весь сказочный русский мир был ей известен как нельзя лучше, и передавала она его чрезвычайно оригинально:
…Мастерица ведь была
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
В 1781 году 5 февраля Арина Родионовна была повенчана с Федором Матвеевым в Суйдинской церкви Воскресения Христова, которая восстановлена по историческим эскизам в селе Воскресенское. После свадьбы Арина Родионовна жила в доме мужа вместе с его родственниками.
Всеми уважаемая крестьянка Арина Родионовна была взята в няньки в дом Пушкиных сначала для сестры Александра Сергеевича – Ольги, а потом была нянькой и для будущего великого поэта
В семье Пушкиных ” первая вдохновительница, первая муза первого истинно русского поэта, это – няня…”
Положение няни было особенно почетным, и поэтому семья Арины Родионовны находилась на особом положении, и специально для них в 1795 году в Кобрино была построена отдельная изба. Она и теперь там стоит, самая старая в деревне. Изба, построенная специально для семьи Арины Родионовны, была просторнее, чем другие крестьянские дома того времени. В ней жили родственники Арины Родионовны.
Всю свою любовь отдала няня будущему поэту и любила его как сына.
«Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся серая, страстно любящая своего питомца», так говорили о ней друзья поэта.
Няня была прекрасной рассказчицей, все в семье Пушкина повторяли ее меткие словечки. Поэт очень любил ее сказочный мир, в котором были домовые, черти, ведьмы и Змей – Горыныч повадки которых няня знала лучше всех.
Пушкин пристраивался на лежанке, а Арина Родионовна подсаживалась поближе, и не спеша, певучим голосом заводила сказку. Когда было что-то новое интересное Пушкин открывал свою черновую тетрадь и в ней писал «Некоторый царь решил жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор троих сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним сукном оденет, третья, что с первого года родит тридцать три богатыря. Царь женился на меньшой». Эта нянина байка в дальнейшем превратилась в « Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Так же появились произведения: «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке».
Мудрая заботливая Арина Родионовна была не просто доброй и заботливой няней, но и талантливой сказочницей и близким другом поэта и сыграла важную роль в его жизни:
…Бывало
Ее простые речи и советы
И полные любви и укоризны
Усталое мне сердце одобряли отрадой тихой…
Свое отношение к няне поэт отразил в своих произведениях.
Александр Сергеевич Пушкин очень любил свою няню. Даже называл ее матушкой:
Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Дружба поэта с няней стала более тесной, почти родственной, когда поэт жил в ссылке в Михайловском.
А.С.Пушкин остался один со своей няней в большом доме, а на лето они перебирались в малый флигель, называемый ныне «Домик няни».
Было тогда Арине Родионовне уже под семьдесят лет. По словам Марии Ивановны Осиповой, «это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца».
Он встретил со стороны Арины Родионовны материнскую заботу, душевную поддержку:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне
Подруге юности моей…
В хозяйственные дела Пушкин никогда не входил. Крестьяне говорили, что ему всё равно «хошь мужик спи, хошь пей…». Но когда выяснилось, что наёмная экономка Роза Григорьевна притесняет Арину Родионовну, сразу принял меры.
« У меня произошла перемена в министерстве…, – писал он брату. – Розу Григорьевну я принуждён был выгнать… А то она уморила няню, которая начала от неё худеть».
В зимние месяцы Арина Родионовна жила в опустевшем господском доме. В её комнате, находящейся напротив кабинета Пушкина, стояло множество пяльцев.
Там под присмотром няни работали крепостные девушки-мастерицы: вышивальщицы, швеи. Зимой темнело рано. Девушки-вышивальщицы расходились по домам. Тогда Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в кабинет к Александру Сергеевичу. Зимние вечера коротали они вместе. Он не относился к ней как к крестьянке, она была для него «подругой»:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
…Ты под окном своей светлицы,
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Сохранились живые и яркие воспоминания об отношении Пушкина к Арине Родионовне. На вопрос, помнит ли он няню и правда ли, что поэт её очень любил, Пётр Парфёнов – кучер Пушкиных в Михайловском – ответил: «Как же ещё любил-то, она у него тут вот и жила. И он всё с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит её глядеть: «здорова ли, мама», – он её всё мамой называл. А она ему: «Батюшка, ты за что меня всё мамой зовёшь, какая я тебе мать?» – «Разумеется, ты мне мать: не то мать, что родила, а то, что своим молоком вскормила». И уж чуть старуха занеможет… он уж всё за ней».
Арину Родионовну знали близкие друзья поэта. Иван Иванович Пущин, друг поэта по Лицею, вспоминая о своём приезде в Михайловское в 1825 году, писал: «Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга… Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, и чуть не задушил её в объятиях»..
Души не чая в своём питомце, няня пыталась сделать что-то доброе и для его друзей. Когда, например, весной 1826 года в Михайловское приехал Николай Языков, поэт и друг Пушкина, то она подарила ему деревянную шкатулку (ларец), которую по её просьбе смастерил деревенский умелец. Николай Михайлович посвятил няне Пушкина два стихотворения. Одно из них – «К няне Пушкина».
По словам поэта няня была прототипом няни Татьяны в романе “Евгений Онегин”, няни Дубровского и других женских образов в творчестве поэта.
Рассказывала няня прекрасно. Все в семействе Пушкина удивлялись меткости её языка, повторяли её словечки.
В одной из сказок Арины Родионовны имеются такие слова: « У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет».
Из них сперва родился эпиграф к тетради, в которой были записаны сказки, а затем пролог к поэме «Руслан и Людмила».
С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей: “Няне” “Зимний вечер”, называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты.
Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей сочинений поэта:
Я плоды своих скитаний,
И гармонических статей
Читаю только старой няне –
Подруге юности моей.
И Арина Родионовна также скучала по своему питомцу и писала ему под диктовку, так как была безграмотной:
«Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю – я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, цалую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна» (писано под диктовку в Тригорском 6 марта 1827 года).
Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до её смерти. Арина Родионовна скончалась 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Пушкиной ( в замужестве Павлищевой).
А.С.Пушкин тяжело переживал смерть любимой няни:
Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улёгся, изнуренный
Трудом и бременем годов.
Ты не умрёшь в воспоминаньях
О светлой юности моей,
И в поучительных преданьях
Про жизнь поэтов наших дней…
После смерти была похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. На сегодня могила утеряна, однако в 1977 году на кладбище была установлена памятная доска.
Как одну из горестных утрат своей жизни переживал кончину няни Пушкин. Нередко на полях страниц своих сочинений он рисовал профильные портреты любимой няни. С болью пишет он о ней в стихотворении “Вновь я посетил…”
Благодаря А.С.Пушкину имя Арины Родионовны стало известно всему миру.
Не просто няней, а большим другом стала Арина Родионовна для поэта.
Оказала влияние на формирование Пушкина как поэта и человека.
Многие сюжеты и мотивы сказочных историй, рассказанных няней, поэт использовал в своём творчестве.
У неё Пушкин научился первым урокам литературного мастерства.
И я присоединяюсь к словам И.А.Аксакова : ” Вот кто первая вдохновительница, первая муза первого истинно русского поэта, это – няня… Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная благодарность”
Выводы.
1. Жизнь Арины Родионовны была очень трудной и тяжелой.
2. Няня окружала маленького Пушкина своей большой любовью, и рассказанные ею сказки, прибаутки легли в основу сказок поэта.
3. Александр Сергеевич очень любил свою няню, и его отношение к ней отразилось в его творчестве.
Список литературы.
Коровина Р.Н. «Образ няни в творчестве Пушкина». «Литература в школе», 1999г., №4.
Чаурина Р.А. «Яковлева Арина Родионовна», «Литература в школе», 1999г., №4.
Юрий Дружников. «Няня в венчике из роз», Дуэль с пушкинистами. Хронограф. М.,2001.
Как же важно для младенца, чтобы его безумно и бескорыстно любили! Его совсем юное и такое невинное тело нуждается в огромной заботе, нежном уходе и ласке. Малыш тянется к тому человеку, который ему посвящает все свое свободное время. Ребенок узнает от него об окружающем мире, о том, что такое хорошо, а что плохо. В его сознании вырабатываются такие важные стереотипы поведения и восприятия жизни. Именно от того, кто рядом, ребенок впитывает особую энергию человечности и взаимоотношений. Он учится видеть мир открытым сердцем, воспринимать все оттенки поступков и жестов, мимики и выражений лиц окружающих. Именно тот, кто воспитывает юное создание формирует его социальные предпочтения и учит как вести себя в той или иной ситуации. Не буду отрицать, то ребенок уже рождается со своим особым характером, но именно от взрослых зависит какие его стороны будут преобладать и доминировать в поведении нового человека.
Рядом с А. С. Пушкиным в детстве была няня. Она воспитывала его с самого маленького возраста и давала ту необходимую ему нежность и любовь. Эта женщина была его главным путеводителем по жизни. Она давала ему мудрые и дельные советы, подсказывала как себя вести в той или иной ситуации. Няня стала незаменимым человеком в жизни Пушкина. Няня переживает, когда он где-то задерживается, выглядывает его у окна. Он для нее, как родной сын. Ее любимым занятием было вязание. Она так коротала то долгое время, пока не видела Сашу. Няня Пушкина, Арина Родионовна, разделяла все ого горести и радости, она всегда была самым близким для него человеком. Даже его родители не могли так самоотверженно любить Александра, как любила его няня. Она оставалась преданной ему даже, когда все от него отвернулись во время ссылки в Михайловское. Автор писал:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Арина Родионовна стала для Пушкина не только няней, но и подругой, ангелом хранителем. Она фактически была для него самым дорогим в жизни человеком. Александр Сергеевич с огромной печалью вспоминает ее глубокие морщины, которые все больше и больше изрисовывали ее такое нежное и тоскливое лицо. Он видел, как постепенно угасает в ее теле молодость, но все равно она была для него самой очаровательной женщиной.
“Няне” – прекрасное и душещипательное стихотворение, которое Пушкин написал с особой нежностью и любовью.
Составить рассказ о А. С. Пушкине и его няне.
Ответы:
Эта женщина была для Александра Сергеевича второй мамой, она любила своего воспитанника, как родного сына, дарила ему ласку, окружала заботой и вниманием.
Саша Пушкин питал нежную любовь к своей няне. Особенно восхищало его знание няней множества народных песен, сказок, поговорок прибауток, которые органически влились в последующее творчество Пушкина.
Александр Сергеевич любил добрую и ласковую нянюшку и посвятил ей свои произведения: «Няне», «Сон», «Вновь я посетил тот уголок земли», «Зимний вечер», «Свят Иван, как пить мы станем…».
долгие зимние вечера Пушкин коротал с няней. «Она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно», – писал он приятелю. Снова, как в детстве, он слушал нянины сказки. С 1824 по 1826 год Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. Среди дворовых в Михайловском няня занимала особое положение. Так было заведено еще при Марии Алексеевне. Пушкин очень любил свою няню, заботился о ее здоровье. Кучер Пушкина, Петр Парфенов, рассказывал: « Александр Сергеевич Арину Родионовну любил-то как! И он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: здорова ли мама. Он ее все мама называл. И уже чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней…»
Категория: Сочинения по русскому языку
Рядом с А. С. Пушкиным в детстве была няня. Она воспитывала его с самого маленького возраста и давала ту необходимую ему нежность и любовь. Эта женщина была его главным путеводителем по жизни. Она давала ему мудрые и дельные советы, подсказывала как себя вести в той или иной ситуации. Няня стала незаменимым человеком в жизни Пушкина. Няня переживает, когда он где-то задерживается, выглядывает его у окна. Он для нее, как родной сын. Ее любимым занятием было вязание. Она так коротала то долгое время, пока не видела Сашу. Няня Пушкина, Арина Родионовна, разделяла все ого горести и радости, она всегда была самым близким для него человеком. Даже его родители не могли так самоотверженно любить Александра, как любила его няня. Она оставалась преданной ему даже, когда все от него отвернулись во время ссылки в Михайловское. Автор писал:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Арина Родионовна стала для Пушкина не только няней, но и подругой, ангелом хранителем. Она фактически была для него самым дорогим в жизни человеком. Александр Сергеевич с огромной печалью вспоминает ее глубокие морщины, которые все больше и больше изрисовывали ее такое нежное и тоскливое лицо. Он видел, как постепенно угасает в ее теле молодость, но все равно она была для него самой очаровательной женщиной.
“Няне” – прекрасное и душещипательное стихотворение, которое Пушкин написал с особой нежностью и любовью.
Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}
Всех детей в семье Пушкиных сразу после рождения воспитывала няня – Арина Родионовна. Она выпестовала не только будущего поэта, но также его сестру и брата. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка.
Няня любила своего воспитанника Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчик слышал от нее, легли в основу замечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с детства. Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин», других женских образов в творчестве своего воспитанника. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.
Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.
«Няне» – необыкновенно душевное стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт называет ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых». В этих замечательных фразах, возможно, присутствует легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.
В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далеко в сосновых лесах. Она ждет своего воспитанника, который давно не появлялся в родных местах, с тревогой и заботой. Старушка все прислушивается и приглядывается – не появится ли в воротах ее долгожданный любимец? Слова «горюешь», «ждешь», «предчувствия», «тоска» отражают настроение няни.
Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.
По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.
Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты – «на черный отдаленный путь» и «в забытые вороты», сравнение – «будто на часах». Метафора о медлительных спицах в няниных руках говорит о том, что пожилая женщина невольно прислушивается и с надеждой поглядывает в окно. Противопоставление образа светлицы (доброго родного дома и черного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о судьбе воспитанника. Повтор «давно, давно» усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.
Стихотворение «Няне» написано четырехстопным ямбом. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинные строки образуют медленный музыкальный ритм, навевают ощущение грусти. На последней строке «То чудится тебе…» произведение внезапно обрывается. Использование звуков «ж», «ш», «ч», «т», «п» создают мрачное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц. В последних строках многочисленные гласные звуки «о» и «у» передают тоску долгого ожидания и тревогу.
Пушкин, по словам современников, называл Арину Родионовну «мамушкой». Уважали и любили добрую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах поэту они предавали приветы няне, а Николай Языков даже посвятил ей два стихотворения, одно из которых было опубликовано еще при жизни Арины Родионовны.
Почти двести лет трогательные строки стихотворения «Няне» хранят не только сердечную теплоту и благодарность великого поэта, но и остаются задушевным признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.
Стихотворение «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Краткое содержание

Портрет Арины Родионовны Яковлевой. Неизвестный художник. До 1825 г.
«Няне» – так называется это трогательное стихотворение, которое Александр Сергеевич Пушкин посвятил женщине, ставшей ему по-настоящему родным человеком. С большим теплом, любовью и благодарностью обращается он к Арине Родионовне, ласково называя ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых».
Стихотворение начинается с обращения к няне, живущей «в глуши лесов сосновых». В тревожном ожидании пребывает старушка, давно не видевшая своего воспитанника. Через ворота смотрит на дальнюю дорогу, вглядываясь, не покажется ли на ней знакомый силуэт. Настроение няни автор передает словами: «предчувствия», «тоска», «ждешь», «горюешь».
Поэт и сам тоскует в разлуке, и, хотя, он прямо не говорит о своих чувствах, о них можно догадаться по самой интонации стихотворения. Он бы и рад уберечь свою няню от переживаний и тревог, но по многим причинам не может часто посещать Михайловское. На этом и строится сюжет этого короткого послания.
Стихотворение обрывается внезапно. Что последовало бы после слов «то чудится тебе…» читатель никогда не узнает. Но, исходя из предыдущего текста, можно предположить, что и последующие строки были бы наполнены тем же чувством любви и благодарности.
Анализ
История создания
Всех детей, которые появлялись в семье Пушкиных, нянчила Арина Родионовна. Практически сразу после рождения они попадали в ее добрые, теплые руки. Эта простая русская женщина, нареченная при крещении Ириной, была крепостной крестьянкой. Имя Арина стало ее обиходным, домашним именем, фамилия ее, предположительно, была Яковлева, но в литературе она известна просто как Арина Родионовна.
Александра няня любила, как собственного сына. Она знала бесчисленное количество сказок, которые маленький Саша очень любил слушать перед сном. Когда он начал писать, многие из них были взяты им за основу его замечательных сказок, которые знакомы всем детям. Кроме них, няня рассказывала Пушкину старинные предания, пела народные песни, говорила о русских обычаях и традициях, были в ее арсенале и поговорки с пословицами. Все это устное богатство Пушкин бережно собирал и хранил. Часто оно становилось настоящей находкой и источником вдохновения при создании очередного шедевра.

Няня слушает стихи Пушкина
В трудные моменты Александр всегда знал, что ему есть к кому обратиться за помощью и советом. Няня была его единственной собеседницей и слушательницей во время ссылки в Михайловском. В письме к брату Пушкин писал: «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно». Арине Родионовне посвящено несколько стихотворений Пушкина. Анализируемое произведение, известное под названием «Няне», было написано в 1826 году. Оно так и осталось безымянным и неоконченным. Существующее название появилось уже позже, во время публикации в сборнике сочинений поэта, вышедшем в 1855 году.
Арина Родионовна умерла после непродолжительной болезни в возрасте семидесяти лет. Похоронили ее, как и всех крепостных людей – в безымянной могиле. Так получилось, что Пушкин не смог проститься со своей няней, как и не смог впоследствии отыскать ее могилу. Но память о ней сохранилась в русской литературе. Хорошо сказал об этом сам поэт: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
Персонажи и образы
В стихотворении центральным является образ няни. Он настолько точно передан Пушкиным, что она предстает перед читателем, словно живая – старушка, сидящая с вязанием у окна и с тревогой поглядывающая на дорогу.
Образ лирического героя Пушкин художественно спроецировал на себя. В этом смысле в произведении присутствует два реальных образа – реальный человек няня и столь же реальные чувства автора.
Композиция
Как таковой композиции в этом стихотворении нет, так как оно представляет собой классическое послание. Это просто мысленное обращение поэта к дорогому человеку, изложенное на бумаге. В произведении нет деления на строфы, что максимально делает его похожим на разговорную речь. Таким образом, создается эффект присутствия читателя при монологе поэта, обращенному к Арине Родионовне.
Жанр
Произведение относится к литературному направлению реализм. По жанру – это послание. По родовой принадлежности – сентиментальная лирика.
Размер и средства художественной выразительности
При написании Пушкин использовал четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм. За счет длинных строк создается музыкальный ритм стихотворения, навевающий грусть.
Различные средства выразительности создают ощущение тревожного ожидания старушки няни.
Эпитеты: «на черный отдаленный путь», «в забытые вороты».
Сравнение: «будто на часах».
Метафора «медлят поминутно спицы» указывает на то, что няня то и дело откладывает вязание, чтобы посмотреть в окошко.
Автор пользуется противопоставлением светлицы и черного пути. Это также подчеркивает волнение няни.
Повтор «давно, давно» говорит о том, что разлука длится уже долго.
Пушкин специально использует звуки «ж», «ш», «ч», «т», «п», чтобы передать звук спиц и шарканье шагов пожилой женщины. С помощью гласных «о» и «у» передаются тоска и тревога.
Проблематика и основная идея произведения
Все близкое окружение Пушкина любило Арину Родионовну, а сам поэт ласково называл ее «мамушкой». Его друзья в письмах к нему никогда не забывали передавать ей приветы, а поэт Н. Языков написал два стихотворения, посвященный ей.
Трогательному посланию «Няне» почти два столетия, но по ощущениям, которые оно вызывает, кажется, что поэт – наш современник. Ведь подобные чувства по отношению к бабушкам, мамам, няням испытывает практически каждый человек. Поэтому стихотворение не теряет своей актуальности и учит ценить и любить своих близких еще при их жизни, чаще звонить и, по возможности, чаще навещать людей, которые посвятили жизнь воспитанию детей.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 3.1k | Оценить:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Краткое содержание
Портрет Арины Родионовны Яковлевой. Неизвестный художник. До 1825 г.
«Няне» – так называется это трогательное стихотворение, которое Александр Сергеевич Пушкин посвятил женщине, ставшей ему по-настоящему родным человеком. С большим теплом, любовью и благодарностью обращается он к Арине Родионовне, ласково называя ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых».
Стихотворение начинается с обращения к няне, живущей «в глуши лесов сосновых». В тревожном ожидании пребывает старушка, давно не видевшая своего воспитанника. Через ворота смотрит на дальнюю дорогу, вглядываясь, не покажется ли на ней знакомый силуэт. Настроение няни автор передает словами: «предчувствия», «тоска», «ждешь», «горюешь».
Поэт и сам тоскует в разлуке, и, хотя, он прямо не говорит о своих чувствах, о них можно догадаться по самой интонации стихотворения. Он бы и рад уберечь свою няню от переживаний и тревог, но по многим причинам не может часто посещать Михайловское. На этом и строится сюжет этого короткого послания.
Стихотворение обрывается внезапно. Что последовало бы после слов «то чудится тебе…» читатель никогда не узнает. Но, исходя из предыдущего текста, можно предположить, что и последующие строки были бы наполнены тем же чувством любви и благодарности.
Анализ
История создания
Всех детей, которые появлялись в семье Пушкиных, нянчила Арина Родионовна. Практически сразу после рождения они попадали в ее добрые, теплые руки. Эта простая русская женщина, нареченная при крещении Ириной, была крепостной крестьянкой. Имя Арина стало ее обиходным, домашним именем, фамилия ее, предположительно, была Яковлева, но в литературе она известна просто как Арина Родионовна.
Александра няня любила, как собственного сына. Она знала бесчисленное количество сказок, которые маленький Саша очень любил слушать перед сном. Когда он начал писать, многие из них были взяты им за основу его замечательных сказок, которые знакомы всем детям. Кроме них, няня рассказывала Пушкину старинные предания, пела народные песни, говорила о русских обычаях и традициях, были в ее арсенале и поговорки с пословицами. Все это устное богатство Пушкин бережно собирал и хранил. Часто оно становилось настоящей находкой и источником вдохновения при создании очередного шедевра.
Няня слушает стихи Пушкина
В трудные моменты Александр всегда знал, что ему есть к кому обратиться за помощью и советом. Няня была его единственной собеседницей и слушательницей во время ссылки в Михайловском. В письме к брату Пушкин писал: «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно». Арине Родионовне посвящено несколько стихотворений Пушкина. Анализируемое произведение, известное под названием «Няне», было написано в 1826 году. Оно так и осталось безымянным и неоконченным. Существующее название появилось уже позже, во время публикации в сборнике сочинений поэта, вышедшем в 1855 году.
Арина Родионовна умерла после непродолжительной болезни в возрасте семидесяти лет. Похоронили ее, как и всех крепостных людей – в безымянной могиле. Так получилось, что Пушкин не смог проститься со своей няней, как и не смог впоследствии отыскать ее могилу. Но память о ней сохранилась в русской литературе. Хорошо сказал об этом сам поэт: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
Персонажи и образы
В стихотворении центральным является образ няни. Он настолько точно передан Пушкиным, что она предстает перед читателем, словно живая – старушка, сидящая с вязанием у окна и с тревогой поглядывающая на дорогу.
Образ лирического героя Пушкин художественно спроецировал на себя. В этом смысле в произведении присутствует два реальных образа – реальный человек няня и столь же реальные чувства автора.
Композиция
Как таковой композиции в этом стихотворении нет, так как оно представляет собой классическое послание. Это просто мысленное обращение поэта к дорогому человеку, изложенное на бумаге. В произведении нет деления на строфы, что максимально делает его похожим на разговорную речь. Таким образом, создается эффект присутствия читателя при монологе поэта, обращенному к Арине Родионовне.
Жанр
Произведение относится к литературному направлению реализм. По жанру – это послание. По родовой принадлежности – сентиментальная лирика.
Размер и средства художественной выразительности
При написании Пушкин использовал четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм. За счет длинных строк создается музыкальный ритм стихотворения, навевающий грусть.
Различные средства выразительности создают ощущение тревожного ожидания старушки няни.
Эпитеты: «на черный отдаленный путь», «в забытые вороты».
Сравнение: «будто на часах».
Метафора «медлят поминутно спицы» указывает на то, что няня то и дело откладывает вязание, чтобы посмотреть в окошко.
Автор пользуется противопоставлением светлицы и черного пути. Это также подчеркивает волнение няни.
Повтор «давно, давно» говорит о том, что разлука длится уже долго.
Пушкин специально использует звуки «ж», «ш», «ч», «т», «п», чтобы передать звук спиц и шарканье шагов пожилой женщины. С помощью гласных «о» и «у» передаются тоска и тревога.
Проблематика и основная идея произведения
Все близкое окружение Пушкина любило Арину Родионовну, а сам поэт ласково называл ее «мамушкой». Его друзья в письмах к нему никогда не забывали передавать ей приветы, а поэт Н. Языков написал два стихотворения, посвященный ей.
Трогательному посланию «Няне» почти два столетия, но по ощущениям, которые оно вызывает, кажется, что поэт – наш современник. Ведь подобные чувства по отношению к бабушкам, мамам, няням испытывает практически каждый человек. Поэтому стихотворение не теряет своей актуальности и учит ценить и любить своих близких еще при их жизни, чаще звонить и, по возможности, чаще навещать людей, которые посвятили жизнь воспитанию детей.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 3.1k | Оценить:
Опубликовано 29.09.2017 по предмету Литература от Гость
>>
Помогу тем кому нужно сочинение о няне пушкина
Есть такие личности, которым история отводит особую роль. Личностью такого масштаба является Арина Родионовна Яковлева, няня великого поэта России, Александра Пушкина.
Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него другом, няней, педагогом. Сколько Родионовна знала пословиц, присловий, поговорок… А в мире русской народной сказки она просто была «своей». А как умела передать то, что знала! Именно эта простая русская женщина ввела Александра Пушкина в мир народной поэзии, в общество сказочных героев.
Отношения между няней Родионовной и её воспитанником, были душевно-тёплыми. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал об её безграничной любви к нему. Баюкая его в младенческие годы, утешая в трудный период северной ссылки, Арина Родионовна душой всегда была с ним.
Няня усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто. Любил их слушать Пушкин в детстве и в годы одинокой жизни в Михайловском. Многие из этих сказок поэт изложил в простых, прекрасных стихах. Кто не зачитывается и теперь его сказками: «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О Балде» и другими?!.
Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка.
О любви к своей няне, к её сказкам и песням, великий поэт писал своему брату, Льву. Он поведывал ему о жизни, о пребывании в Михайловском, о сказках своей няни.
Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет.
Находясь в разлуке с поэтом, няня писала ему письма, полные любви и ожидания. Одно из писем, полученное Пушкиным в 1827 году, вызвало в нём, в минуту его творчества, появление трогательных строк, известных всем: «Подруга дней моих суровых…».
Старенькая «мамушка» Пушкина, как называл иногда свою няню Александр Сергеевич, с лёгкой руки поэта навсегда вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Ей посвящено немало стихов.
Няня Родионовна, в смирении и простоте незлобивой души, сделала большое дело для любимца своего Саши: оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, — она дала свежие, жизненные мотивы для его творчества.
Любимая няня Пушкина умерла, когда ей было семьдесят лет, в доме родной сестры Александра Сергеевича, Ольги.