Сочинение на тему нравственный облик человека в древнерусской литературе 7 класс коротко

Образование государства. великие деятели: рюрик и вещий олегформирование русского народа происходило под влиянием великого князя рюрика, объединившего земли. деятельность правителя

Образование государства. Великие деятели: Рюрик и Вещий Олег

Формирование русского народа происходило под влиянием великого князя Рюрика, объединившего земли. Деятельность правителя началась с простых проповедей, которые он рассказывал жителям европейских земель. Таким образом, праведными и правильными мыслями Рюрик сумел объединить несколько народов в единое княжество, а затем заняться формированием и становлением первого прототипа государства.

Преимущественно идеалы Древней Руси формировались в зависимости от главы государства. Поэтому следующий правитель – Вещий Олег – своими реформами внушал людям то, что они живут в сильном и самостоятельном княжестве. О великих завоеваниях и походах, который совершил сын первого правителя земель русских, до сих пор ходят легенды.

Нравственная сторона души. Религия таит сокровенное

Как известно, истоки нравственного формирования души славянского народа таит в себе такая религия, как язычество. Издавна славянские народы поклонялись многочисленным идолам и богам, заклинающим погоду, урожай, покровительствующим брак и рождение детей. Таким образом, по сей день празднества и события Древней Руси языческого характера отражаются в повседневной жизни современного человека.

Всеми любимая Масленица с проводами зимы и поеданием вкусных блинчиков происходит от языческих обрядов древности. Летом ребятишки с удовольствием чествуют приход Ивана Купалы, заставляя прохожих открываться приветливому солнышку. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси сводились не только к слепому поклонению могучему божеству, но и к весёлому времяпровождению. Однако пришёл момент, полностью изменивший быт славянского народа…

Сочинение на тему нравственные идеалы древней руси 7 класс

Тема: « Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муровских»( 3 урока) Цель: доказать, что любовь-это великое, всеобъемлющее чувство. Любить -значит быть терпимым и чутким, преданным и верным, уметь прощать. Эпиграф к уроку: « Нравственность едина во все века и для все людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» ( Д.Лихачев) На изучение данного произведения я отвожу три урока, включающие в себя чтение повести, обсуждение, просмотр мультфильма « Сказание о Петре и Февронии «( 2008г.ВГИК, режиссер Н.Михалков) и фильма « Петр и Феврония Муромские».история вечной любви.( студия «Остров»2008г , режиссер Артур Видемеер) На первом уроке мы читаем повесть, анализируем текст. В центре внимания вопросы о том, какие человеческие качества являются непреходящими ,какие нравственные идеалы ценны и сегодня. – Почему заболел Петр? С кем он вступил в неравный бой? -Насколько важно было Петру вступить в бой со Змеем? (защита чести) -Всегда ли Петр поступал по совести? Приведите примеры из текста. -Почему же автор все же делает его главным героем? ( он раскаялся, повинился, исправил свои ошибки) -Почему главная героиня-девушка-крестьянка?( учит ценить людей по их поступкам) -Какие главные черты характера Февронии? Докажите примерами из текста.( мудрость, ум, доброта, справедливость) -Есть ли описание в тексте портретов Петра и Февронии? Почему? ( нет, главное не внешние данные, а внутренняя красота, душевность) -Как правили Петр и Феврония? Почему бояре невзлюбили Февронью? -Как удалось ей вселить веру и надежду в сердце мужа? – Составьте словесный портрет героев с доказательствами из текста. Февронья Петр любящая любящий нежная сильный добрая добрый умная смелый мудрая справедливый искренняя умный Сильная духом отважный прощающая прощающий понимающая понимающий неунывающая -Найдите самые важные точки соприкосновения из характеристик героев( прощение, понимание).Именно благодаря этим чертам характера любовь Петра и Февронии преодолевает все жизненные испытания, они оба готовы к самопожертвованию и преданны друг другу. Домашнее задание: посмотреть мультфильм « Сказание о Петре и Февронии» Найти различия с текстом повести, сказочные и житийные элементы. На втором уроке ребята очень активны, они нашли много общего и различного с текстом повести. – почему Змей прилетел к Марии? Как сумел обмануть ее? ( отравленное яблоко- элемент волшебной сказки) – Как лечила Петра Феврония7 Как решил отблагодарить ее Петр?( сундуки с золотом) -Где остался струп у Петра? Случайно ли это? ( у сердца; любят всем сердцем) -Какой вывод сделал он, когда вновь заболел?( обманул -вот и наказан. Если простит -женюсь). -Как во время своего княжения принимал решения Петр? ( только советуясь с Февроньей). -Как были наказаны бояре за свое неуважение к Февронье? -Как помогает Февронья Петру пережить тяжелое время изгнания?( терпением, верой) -Как мудро объясняет Февронья лодочнику, что такое верность? -Найдите элементы волшебных сказок в повести.( змей, меч- кладинец, яблоко, заяц, струп у сердца, выросшие деревья из сухих прутиков, крошки хлеба со стола првращаются в драгоценные камни) -Почему Петр и Февронья стали святыми покровителями брака? ( их жизнь- образец настоящей любви и верности) Домашнее задание: сочинение размышление «Над чем заставила меня задуматься повесть? Важно ли учиться терпению и прощению?» Третий урок посвящен просмотру и обсуждению фильма « Петр и Феврония. История вечной любви»( студия « Остров» 2008г., режиссер А.Видемеер) Филь вызывает неподдельный интерес, так как в нем переплетаютс сюжет повести и современные события. -Город Муром. Чем известен? ( сообщение , слайды) -Почему Змей боролся с людьми? С помощью чего?( хотел истребить добро; ядовитый меч) -Почему Петр решил сразиться со Змеем? Каким он изображен? О чем он думал во время боя? почему сумел победить? ( бился ради жизни людей) – Разговор с девушкой из города Мурома. Каким представляет она себе своего будущего суженого? ( обязательно добрым, сильным, сильным, чтобы мог защитить)Вывод: значит, сила, доброта, умение защитить важны и в наше время. Но достаточно ли этого для счастья? Вернемся к событиям повести. – Почему заболел Петр? Кто оказался лекарем? -С какой приметой связано появление зайца в доме? ( свадьба) Как решил Петр отблагодарить Февронью? -как вы считаете, почему Февронья отказалась от золота?( для настоящей любви это не главное). -Какой грех совершил Петр после излечения? ( солгал Февронье. Ангел сказал, что ложь – это грех). – Случайно ли , что главная героиня- девушка из простой семьи? ( любовь настигает независимо от богатства и положения). Современная деревня Ласково ( под Рязанью) -Как молодожены отвечают на вопрос о том, что такое любовь, что необходимо для создания семьи? ( первая пара: деньги, муж зарабатывает, жена-хранительница очага, потом дети. Вторая пара: главное-доверие, тогда будет семья, но самое важное между мужем и женой- мораль, вера). -Как вы считаете, что важнее для настоящей любви создания семьи? Вывод: деньги нужны, но любовь- это прежде всего семья, дети, полное доверие, соблюдение моральных норм и правил. – Что такое мораль? (« совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу, нравственность» С.Ожегов) -Вспомните, какой урок дает Февронья кормчему от соблазна? Как вы считаете, в наше время этот урок актуален? ( Февронья: « Естество женское одинаково. Что же ты о своей забыл, а о чужой помышляешь»?) -Секрет семьи Зухры и Сергея Цукановых их Мурома, воспитавших 11 детей. Какова в семье роль женщины? Мужчины? Вывод: настоящая любовь требует постоянной поддержки. Это дело женщины. Любить- значит, быть терпимым и чутким, уметь прощать ; главное-это дети). -Трудное время в жизни Петра и Февроньи. Как в изгнании жена укрепляла силу духа в муже («Храни достоинство и в горе, и в радости»). Именно об этом и говорит Зухра Цуканова. -Семья Марии и Василия Вишняковых.( в браке 67 лет) .В чем секрет их любви?( каждая семья имеет свои традиции, конечно, и ссоры есть, и противоречия, но , главное,- поддержка и вера). « Когда люди живут в любви, то не замечают наступления старости, и ели даже заметят морщинку, то не придадут ей значения: не в этом дело»( М.Пришвин) Вывод: настоящая любовь преодолевает любые жизненные испытания, если оба готовы к самопожертвованию и преданны друг другу; любовь неоднозначна. -Как вы думаете. Петр и Февронья – вымышленные герои? – Как вы понимаете слова игуменьи Кирилла, наместника Муромского Свято-Преображенского монастыря о том, что Россия возродится, когда отношение к браку перестанет быть развлекательным и коммерческим актом. -Игуменья Талифа, настоятельница Муромского Свято-Троицкого монастыря, говорит также, что в семье все зависит от женщины. Надо помнить: « Жена да убоится мужа своего, а муж почитает жену свою, как самого себя». Как вы понимаете эти слова? ( « убоится» , т.е. умеет слушать и слышать, « почитает» , т.е. уважает) -« То человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби меня, и я постараюсь быть лучше…»Это цитата из рассказа М.Пришвина « О любви».О чем заставляют задуматься эти слова? -Почему Петр и Февронья стали святыми?( люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом духовных и нравственных ценностей, они предпочли друг друга всем земным благам). В городе Муроме в Спасо –Преображенском монастыре уже 7 веков покоятся святые Петр и Февронья. К ним приходят и сегодня, просят о покровительстве в любви, исцелении в болезни. Чтобы сохранить семью, многое зависит от женщины, ее мудрости. История Петра и Февронии учит нас, что нет ничего дороже уюта и мира в семье, близкого человека рядом. 8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронью, и именно этот день считается днем влюбленных в православии. В 2008 г этот день объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. ( Звучит песня М. Тишмана « Петр и Февронья» Домашнее задание: сочинение-миниатюра « Семья –это трудная радость».Нарисуйте ромашку, на лепестках напишите те качества, которые должны объединять любящих.

Крещение: реформы, вызывающие благоговение и страх

Большинство князей славянского государства известны реформами, направленными на создание всеобщего общественного блага. Исключением не стал и великий сын княгини Ольги и князя Игоря – Владимир Красное Солнышко.

Достопочтенный правитель Руси понимал, что народ его государства нуждается в укреплении собственного духа, просвещении разума, а также в очищении души. И главное спасение он видел лишь в христианстве.

Принудительно проведённая реформа по крещению населения буквально заставила людей встать на путь принятия радикальных решений: умереть с родной религий либо продолжать жизнь в соответствии с нововведёнными образами. Как показывала практика, многие выбирали последнее…

Под влиянием христианства нравственные идеалы и заветы Древней Руси формировались многими десятилетиями. Реформа, проведённая Владимиром, полностью прижилась в славянском обществе спустя лишь 120 лет. Таким образом, люди начали вести свою жизнь в соответствии с проповедями священников: не убий, не укради, не прелюбодействуй… Нравственная культура населения на тот период характеризуется значительным подъёмом. Теперь человека на путь истинный направлял единый Бог!

Изображение человека в летописях

Особенностью древнерусской литературы, отличающей ее классической, является изображение героя. В древнерусской литературе не встречаются привычные образы литературы 19-20 столетий. Средневековый писатель обладал своим художественным видением человека и особыми способами его изображения.

Так же, как и в новой, в древней русской литературе воспроизведение человека зависело от жанра и стиля произведения. Без их понимания представить художественное своеобразие памятников древнерусской литературы невозможно.

Академик Д. С. Лихачев выделяет следующие стили древнерусской литературы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Нравственный облик человека в древнерусской литературе 470 руб.
  • Реферат Нравственный облик человека в древнерусской литературе 250 руб.
  • Контрольная работа Нравственный облик человека в древнерусской литературе 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Стиль монументального историзма;
  • Эпический стиль;
  • Экспрессивно-эмоциональный стиль;
  • Стиль психологического умиротворения.

Герой древнерусских литературных произведений воспроизводится в соотношении с жанрами и стилями. В соответствии с ними же создаются и идеалы, определяется нравственный облик человека. монументальный стиль представлен в воинских повестях, летописях, повестях о княжеских свершениях. Здесь изображение идеального героя связано с феодальным устройством, с кругом общественно-социальных понятий, а также с представлениями о чести, о долге и правах феодала, о его обязанностях перед государством.

Идеальным героем в летописях был князь, которого летописец создавал в «монументальном величии». Его интересовал официальный образ князя и его поступки как исторического деятеля, человеческие же качества как правило оставались за пределами внимания.

Создание идеального образа героя подчинялось определенным канонам. Летописец перечислял добродетели и достоинства князя, которые должны были вызывать поклонение. Князь изображался независимым, могучим, красивым внешне, храбрым, искусным в ратном деле, мужественным сокрушителем врагов и хранителем государства. Князь в таких произведениях представлен в ореоле славы и власти. Это государственный деятель, воин. Одной из черт идеального героя является презрение к смерти и бесстрашие в бою. Он всегда впереди своего войска, бесстрашно выходит на поединок с врагом и бросается в схватку. В летописи князь является олицетворением могущества и достоинства страны. Идеал князя выражал любовь летописца к родной земле, его патриотические чувства. Князь служит своей стране и готов умереть за Русь. Патриотизм был не только долгом, но и убеждением князей. Действующие лица летописей были реальными историческими деятелями, а не плодом художественного вымысла автора.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси: какому образу соответствовать?

С приходом на Русь христианства мировоззрение славян постепенно деформировалось в лучшую сторону. С ранних лет сыновья пытались соответствовать образу своего отца. Если же в семье появлялась девочка, она всеми силами заботилась о сильной стороне своего семейства, оказывая значительную помощь матери. Также представительницы прекрасного пола успевали следить за чистотой дома, досыта кормить родных, а также готовить приданое.

Для взрослых людей идеалом чаще всего выступал правящий князь. Достойные поступки и благоприятные реформы правителя вызывали одобрение и поддержку значительной части крестьянского общества.

А самым главным идеалом поведения, поступков и мыслей является образ Божий. Каждый праведный человек старался соблюдать христианские заповеди, помогал ближнему, соблюдал пост и так далее. Жизнь в Древней Руси с приходом христианской религии изменилась в лучшую сторону. Формирование нравственной стороны общества заставило граничащие страны признать Русь в качестве достойного соседа, начав торговые отношения.

Сочинение на тему: “Нравственность, идеалы и заветы Древней Руси”

Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедших до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером последующим поколениям.

На протяжении многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и

зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая, образы которых являются эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой.

Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.

Традиции народного устного творчества продолжаются в различных произведениях древнерусской

литературы. Например, Ермолая Еразма “Повесть о Петре и Февронии Муромских” посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своему мужу Петру.

Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дому, он разрешает ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужа. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящих супругов.

Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе.

По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять, возвращать к жизни и придавать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – “Слово о полку Игореве”, подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении своего любимого князя Игоря.

Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она содействует князю во время побега.

Не менее важным нравственным идеалом, который проповедует древнерусская литература, является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя его блага. В том же самом “Слове о полку Игореве” в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и общими силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна сила, верность и смелость ее сынов.

Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого русского человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.

Жизнь и воспитание славян

Отдельных школ на Руси не существовало, поэтому основой воспитания и мироздания являлась семья. Кроме того, особую роль в жизни каждого жителя древнерусского государства сыграло народное творчество или, как упоминается во многих источниках, фольклор.

Фольклор представляет собой огромное количество народных произведений, вобравших опыт предыдущих поколений. Таким образом, даже в песнях можно было проследить не только веселящие моменты, уместные на праздничном гулянии, но и жизненные истории, рассказы о походах, а также о значительных жертвах правителей, приносимых во имя своего народа.

Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий явился в своём естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришёл в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мёд. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмёт ее в жены. Князь не принял всерьёз ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на неё Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмёт себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился ещё один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Петр
Феврония
Социальный статус (положение) до замужества
Младший брат князя Петра, правившего в г. Муроме и после смерти которого должен к жене которого стал приходить дьявол в образе змея. Положившись на Божью помощь и получив «Агриков меч», Петр поразил змея. Однако ядовитые капли крови змея попали на Петра – от этого на его теле появились болезненные язвы Дочь крестьянина древолаза-бортника (собирающего мед), живущая в селе Ласково в Рязанской земле, «имевшая дар прозорливости и исцелений» (напоминает сегодняшних экстрасенсов и народных лекарей).
Черты характера
  1. Религиозность (ходил в церковь молиться; перед смертью принял монашество).
  2. Любовь и верность близким, мужество (не раздумывая, пришел на помощь брату, чтобы избавить его жену от змея-оборотня).
  3. Гордыня (нежелание жениться на девушке крестьянского происхождения, несмотря на данное ей обещание).
  4. Умение прощать- церковный аналог слова «непамятозлобие» (простил бояр, которые велели ему отказаться от княжения в Муроме и практически выгнали из города).
Наряду с религиозностью, которая была присуща большинству населению Руси периода XII века, Феврония обладала такими чертами характера, как:

  1. Житейская мудрость (умение с помощью загадок-поговорок кратко рассказать о происходящих событиях; знание характера и поведения людей, находящихся выше на «социальной лестнице», дало ей возможность предугадать обман князя).
  2. Прозорливость, зависящая от Воли Божьей (получила знак, что именно князь Петр станет ее будущим мужем).
  3. Трудолюбие (слуги князя, впервые попавшие к ней в дом, видели, что она практически никогда не отдыхает, и даже в свободное от других забот времени работает за ткацким станком (видимо, ткет холсты и шьет одежду для отца и братьев).
  4. Бережное отношение к хлебу, как к результату тяжелого крестьянского труда (даже став женой князя, она по-прежнему собирает в руку и съедает, а не выкидывает хлебные крошки со стола.
  5. Упорство в достижении цели (сделала так, чтобы князь все-таки женился на ней).
  6. Любовь к животным (на руках у Февронии во время приезда слуг князя Петра спокойно сидел и не пытался удрать заяц).
Причина встречи и последующего замужества
Когда Петр с помощью «Агрикового меча» отрубил змею, приходящему к жене его брата, голову, ядовитые капли змеиной крови попали ему на тело и привели к образованию незаживающих язв (струпьев).
Феврония соглашается излечить его, если он после выздоровления возьмет ее в жены, но Петр «забывает» о своем обещании (видимо, намеренно, обманул, или«слукавил», — так как все-таки велел отправить к ней подарки). Но после того, когда он снова заболевает, то князь Петр сам приходит к ней, и, побеседовав с ней, оценив ее ум и «внутреннюю красоту» (мудрость, кротость, соблюдение христианских заповедей о заботе по отношению к «ближним» — заболевшим, родным, нищим), влюбляется в нее.
Они поженились после того, когда Феврония вылечила его полностью.
Февронья соглашается лечить князя от язв. Но, будучи мудрой и прозорливой, понимала, что князь может обмануть ее, и поэтому, дав ему лечебную мазь («дунув на него хлебной закваской»), велела князю оставить ненамазанной одну язву. В результате, после того, как он отказался исполнить обещание о женитьбе, на него вновь напал данный недуг.
Они лично знакомятся, когда князь приезжает к ней в дом.
Петру понравилась не столько внешняя (о красоте лица и фигуры Февронии сведения в «Повести…» отсутствуют, но, как показывает практика, и красивая внешность имеет важное значение), сколько так называемая «внутренная красота» девушки (см. восприятие Петра в левой колоне данного пункта таблицы).
С излечением князя Петра связана их последующая женитьба и общая супружеская жизнь.
Отношение бояр и их жен к княжеской чете Петр-Феврония
Одни бояре хорошо относились к Петру- как к представителю княжеского рода, видя при этом, что он правит мудро и справедливо.
Другие, завидуя ему статусу и его личному счастью, стали бороться за княжеский престол и пытались «очернить» его жену (обвиняли Февронию в том, что она, будучи княгиней, собирает крошки с «барского стола», не понимая истинной причины ее поведения (см вышеуказанную информацию о чертах характера Февронии), о значении истинного призвания Февронии, как хранительницы семейного очага и данных ей от Бога способностей (превращение хлебных крошек в благоухающие цветы).
Дочери и жены бояр ненавидели (зависть, злоба) Февронью за то, что она – простая крестьянка – не только смогла выйти замуж за князя (заворожила, опоила снадобьями — ?), но и стала вместе с ним управлять городом Муромом и, соответственно, их мужьями-отцами и ими самими.
Любовь к друг другу и верность супружескому долгу в традициях христианства (данные качества наиболее ярко проявились в период борьбы между князем и боярами за правление г. Муромом) Бояре потребовали у Петра изгнать жену-простолюдинку: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром».
Верный долгу христианского супруга, Пётр предпочёл отказаться от княжения и оставил Муром вместе с Февронией.
Когда бояре стали выгонять Февронию из города, она, получив разрешение «взять самое дорогое», забрала с собой Петра, так как действительно любила своего мужа и была ему преданна.
И когда князь, лишенный своих привилегий, стал сомневаться в необходимости покинуть Муром, Феврония поддержала его необходимыми словами-фразами.
Из Мурома княжеская чета уплыла по Оке «на 2-х кораблях» (на них могли, по всей видимости, размещались «княжеские покои»-каюты, находилась одежда-обувь, продукты питания, слуги…(о бытовых проблемах изгнанной четы «Повесть…» умалчивает).
Отношение к людям во время правления князя Петра
Правление Петра было «правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости».
Муромцы считали его «отцом, защитником, кормителем, помощником».
Умная и благочестивая, Феврония помогала мужу советами, делами благотворительности.
Жители Мурома называли ее «ласковой матерью».
Оба жили по заповедям Божиим. Угодили Богу своими добрыми делами, целомудрием, благочестием и милосердием к бедным, «заботой о вверенном граде»
Иноческие имена после ухода в монастырь
Давыд Ефросинья
Кончина главных героев «Повести…»
Князь Петр, живущий в городском монастыре, чувствуя, что «конец его близок», несколько раз посылал гонца к Февронии, желая, чтобы она была с ним рядом в «смертный час». Феврония, находясь в отдаленном от города Мурома монастыре, выполняла свой иноческий обет: вышивала так называемый «воздух» — покрывало, которое используется при таинстве евхаристии и причащения.
Но, услышав о том, что Петру осталось совсем немного времени до смерти, была вынуждена прервать это «Богоугодное дело», перестала вышивать («воткнула иголку в ткань») и … умерла – в тот же день и час (согласно христианскому календарю, это произошло 8 июля по новому стилю), когда скончался ее супруг – князь Петр/Давыд.
Что произошло после их смерти
Будучи положенными в разных монастырях, их тела трижды «чудесным образом» (т.е. по воле Божьей) оказывались в одном гробу – что служит еще одним ярким примером неиссякаемой силы любви и верности Петра и Февронии. И были так же вместе, в одном гробу, захоронены.
    • «Слово о полку Игореве» — это удивительный, мудрый и невероятно талантливый памятник древнерусской литературы. Образы сильных мужчин в нем прописаны очень ярко и рельефно. Но русская женщина, не обладающая физической силой и властью, не теряется на их фоне.
      Ярославна — жена князя Игоря, молодая, хрупкая и нежная женщина. Она узнала о гибели войска, пленении мужа и скорбит в одиночестве. Но скорбит ли? Плач Ярославны рассказывает читателю о женщинах Древней Руси очень много. Те, кто не знаком с преданиями, […]
    • «Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно. Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль. Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими […]
    • «Слово о полку Игореве» — одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, […]
    • Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по‑прежнему носил звание […]
    • Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов.
      Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов […]
    • «Слово о полку Игореве», созданное более восьми веков назад, является самым значительным памятником древнерусской культуры. Его изучают, им восхищаются и пытаются понять. Возможно, мы никогда не сможем постичь всю глубину и мудрость этого шедевра.
      Исследователи «Слова о полку Игореве» пришли к мнению, сто это произведение повествует не об отдельном человеке, а о всей Русской земле того времени. Образ князя Игоря собирательный и символизирует всех князей Древней Руси. С одной стороны, автор видит в своем герое […]
    • «Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
      Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни […]
    • Николай
      Вера
      Портрет героев
      В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания.
      Характеристика
      Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону…»);
      раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»);
      неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
    • Жилин
      Костылин
      Место службы
      Кавказ
      Кавказ
      Военное звание
      Офицер
      Офицер
      Статус
      Дворянин из обедневшего рода
      Дворянин. При деньгах, изнежен.
      Внешность
      Небольшого роста, но удалой.
      Плотного телосложения, сильно потеет.
      Отношения читателя к персонажу
      Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество.
      Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на […]
    • Николай Алмазов
      Верочка Алмазова
      Черты характера
      Недовольный, раздражительный, слабый трусливый, упорный, целеустремленный.
      Неудачи сделали его неуверенным и нервозным.
      Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная.
      Характеристики
      Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый.
      Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу.
      Вера в исход дела
      Неуверен в успехе, не может найти […]
    • Каждый из нас хочет стать счастливым. Это не удивительно, ведь состояние счастья — одно из самых желанных и притягательных для людей. Но что такое счастье? Для кого-то это состояние души, кто-то видит в счастье поток положительных эмоций, а я считаю, что счастье – это когда в жизни все спорится, присутствует некий баланс и гармония во всех жизненных сферах, ты получаешь удовольствие и радость от каждого мига жизни.
      Каждый человек проходит через массу различных состояний и ситуаций, которые встречаются […]
    • В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные.
      Плюсы компьютера:
      при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […]
    • Лужин
      Свидригайлов
      Возраст
      45 лет
      Около 50 лет
      Внешность
      Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки.
      Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи.
      Род занятий
      Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • Настя
      Митраша
      Прозвище
      Золотая курочка
      Мужичек в мешочке
      Возраст
      12 лет
      10 лет
      Внешность
      Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький.
      Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх.
      Характер
      Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность
      Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
    • На балу
      После бала
      Чувства героя
      Он «очень сильно» влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина — пьян — любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, «парит». Восторг и благодарность (за перо от веера), «весел и доволен», счастлив, «блажен», добр, «неземное существо». С […]
    • Имя чиновника
      Сфера городской жизни, которой он руководит
      Информация о положении дел в этой сфере
      Характеристика героя по тексту
      Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
      Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства
      Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются
      «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо […]
    • Троекуров
      Дубровский
      Качество персонажей
      Отрицательный герой
      Главный положительный герой
      Характер
      Избалованный, эгоистичный, распущенный.
      Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души.
      Род занятий
      Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие.
      Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Базаров Е. В.
      Кирсанов П. П.
      Внешний вид
      Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности.
      Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого.
      Происхождение
      Отец – военный лекарь, небогатая простая семья.
      Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру.
      Образование
      Очень образованный человек. […]
    • Ларра
      Данко
      Характер
      Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать.
      Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный.
      Внешность
      Симпатичный юноша.
      Молод и красив.
      Взгляд
      Холодный и гордый как у царя зверей.
      Освещает силой и жизненным огнем.
      Родственные связи
      Сын орла и женщины
      Представитель древнего племени
      Жизненная позиция
      Не хочет […]
    • Григорий Печорин
      Максим Максимыч
      Возраст
      Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет
      Почти пенсионер
      Военное звание
      Офицер русской императорской армии.
      Штабс-капитан
      Черты характера
      Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его […]
  • Характеристика Февронии.

    Героиня повести -1 дева
    Феврония. Она мудра народной мудростью. Первое появление в повести
    девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётливом образе. Её находит в
    простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего
    от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Феврония
    сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а
    перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние её с природой.
    Её вопросы и ответы, её тихий и мудрый разговор ясно показывают, что
    «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими
    вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях,
    она излечивает князя. Несмотря на социальные препятствия, князь женится
    на крестьянской девушке Февронии. Чванливые жены бояр невзлюбили
    Февронию и требуют её изгнания.

    Феврония загадывает мудрые
    загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не
    возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к
    иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок: ее противники
    сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет
    за одну ночь расцвести в большое дерево воткнутые для костра ветви. Её
    животворящая сила распространяется на всё окружающее. Крохи хлеба в её
    ладони превращаются в зёрна благоуханного ладана. Ум, благородство и
    кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия её сильных
    противников. В каждой конфликтной ситуации противопоставляется высокое
    человеческое достоинство крестьянки низкому и корыстному поведению еёе
    высокородных противников. Феврония использовала данную ей мудрость не
    для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе
    и государственных, была ему настоящей помощницей. Феврония Же не
    заставляла князя делать то, что хотела она. Мудрая жена — всегда радость
    для своего мужа и для окружающих. Феврония, как мы знаем, прославила и
    возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа, Петра. Существует такое
    изречение, что семейная жизнь — эго корабль и капитан на нем — муж, но
    всё это огромное судно находится в руках у жены. Таким образом, куда она
    повернёт руль, туда и поплывёт корабль, а она может повернуть его в
    сторону тихого и спокойного моря, а может — в сторону рифов. «Мудрая
    жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Притча
    14,1) Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба
    они, согласно завещанию, положены в одном гробу. В 1547 году память их
    установлено праздновать «в Муроме повсюду» июня в 25-й день. Мощи
    святого князя Петра и святой княгини Февронии почивают под спудом в
    одной раке в Муромском соборном храме.

    «Повесть о Петре и Февронии» была создана в середине XVI века писателем-публицистом Ермолаем Еразмом на основе муромских устных преданий. Герои повести — исторические лица: Петр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII века, умерли в 1228 году. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых сложился ряд народных легенд, составляющих основу сюжета. По мнению ученых, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве 1 . С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии.

    Сказочно начало повести: «Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел». И стал к его жене летать змей. Он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастье, и стали оба думать, как избавиться от змея. Однажды, когда змей снова прилетел к жене Павла, она спросила его: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она будет и отчего?» Прельщенный словами женщины змей ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча» 2 .

    Брат Павла Петр решает убить змея, но не знает, где ему достать Агриков меч. Однажды он находит этот меч в алтаре церкви. Затем Петру удается застать в палатах змея, принявшего облик Павла, и расправиться с ним. Поверженный змей принимает свой подлинный облик и в судорогах издыхает. Однако на теле Петра, там, куда попали капли крови чудовища, появились неизлечимые язвы. Петр приказывает своим слугам отправиться в Рязанскую землю, где, как он слышал, есть хорошие врачи.

    Один из княжеских отроков приходит в деревню Ласково, заходит в крестьянскую избу и видит девушку, сидящую перед ткацким станком, — это Феврония. В разговоре с девушкой он поражается ее мудрым ответам, смысл которых посыльный с первого раза не понимает. Например, она говорит ему: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». На вопрос, где же хозяин дома, девушка отвечает: «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Юноша требует разъяснений и слышит в ответ: «Ну чего уж тут не понять! Подъехал ты ко двору и в дом вошел, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. Был бы пес во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши. А кабы в доме моем было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шел, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами. Отец и мать пошли на похороны и там плачут, а когда они помрут, другие над ними плакать будут; значит сейчас они свои слезы взаймы проливают. Сказала я, что брат мой — бортник, в лесу они собирают на деревьях мед диких пчел. Вот и сейчас брат ушел бортничать, залез на дерево как можно повыше и вниз поглядывает, как бы не сорваться, ведь кто сорвался, тому конец. Потому я и сказала: “Сквозь ноги смерти в глаза глядеть» 3 .

    Затем юноша рассказывает Февронии о болезни князя, и она берется его вылечить, но при условии, что за это князь женится на ней. Она мудра народной мудростью. Так, Феврония отдает слугам князя мазь и велит намазать все нарывы на его теле, кроме одного, что в дальнейшем дает ей возможность заставить князя выполнить уговор. С другой стороны, Петр хочет проверить ее ум и посылает ей пучок льна с требованием выткать из него ему рубаху, портки и полотенце, пока он моется в бане. В ответ Феврония посылает ему маленькую чурочку с просьбой сделать из нее ткацкий станок и все снаряды, необходимые для работы. Князь удивляется мудрости девушки, но, помазав раны, возвращается в Муром, не выполнив обещания жениться. И снова заболевает. Он понимает тогда, что простая крестьянская девушка, состязаясь с ним в мудрости, побеждает. Петр женится на Февронии, и они долгие годы мирно правят в Муроме.

    Когда наступает старость, супруги молят Бога, чтобы им умереть в один день и чтобы похоронили их в одном гробу. Феврония умирает одновременно с мужем, ибо не мыслит себе жизни без него.

    Характер Февронии в повести дан многогранно. Дочь рязанского крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли. Она обладает чутким, нежным сердцем, способна с постоянством и верностью любить и бороться за свою любовь. Она загадывает мудрые загадки, без суеты справляется с жизненными трудностями, говорит иносказательно, творит чудеса, преподносит уроки князю Петру.

    В глазах окружающих Феврония — «провидица», владеет даром предвидения, обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем. Она для автора — идеал нравственного богатства и духовной красоты. Ермолай Еразм с глубокой симпатией пишет о ней, прославляет мудрость, верность в любви, святость чувств, высокие нравственные качества крестьянской девушки. Во всех проявлениях ее чувств, действиях, поступках сквозит душевное спокойствие и умиротворенность. Даже в тот момент, когда она решается на одновременную смерть с любимым человеком, без суеты, без восклицаний и стенаний прерывает Феврония свою работу, обмотав ниткой иглу и воткнув ее в воздух, который вышивала для церкви. В какой-то степени эта деталь воспринимается как символ конца земной жизни и начала жизни загробной.

    Несомненно прав Д.С. Лихачев, назвав основной особенностью характера Февронии «психологическую умиротворенность» и проводя параллель ее образа с ликами святых А.Рублева, несших в себе «тихий» свет созерцания, высочайшего нравственного начала, идеала самопожертвования.

    Характерная особенность повести — это отражение в ней деталей крестьянского и княжеского быта (описание крестьянской избы, поведение Февронии за обедом). Подобное внимание к быту, частной жизни человека было новым в древней литературе.

    Отдельные детали позволяют составить впечатление о крестьянской жизни. Брат и отец Февронии — древолазы-бортники, собирают в лесу с деревьев мед. Описан и княжеский быт: упоминается о городе Муроме, стоящем на Русской земле, о княжестве «благородного князя» Павла, о «едином самодержце граду своему» Петре, о конфликте бояр с князем, о сословных предрассудках князя, не сразу принявшего решение жениться на крестьянской девушке Февронии. Все эти детали говорят о внимании древней литературы к быту, частной жизни человека.

    Повесть свидетельствует об отходе от агиографических канонов и интересе к личной жизни человека, а кроме того, позволяет судить и о более широком, чем ранее, вхождении в древнюю литературу эпического начала, связанного с устно-поэтической народной традицией.

    Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической. Поэтический вымысел, восходящий к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни позволяют рассматривать ее в качестве начальной стадии развития жанра светской бытовой повести, как считает Д.С. Лихачев.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. В разделе «Словарно-справочные материалы» найдите сведения об авторе повести. Назовите фольклорные источники, на основе которых создано произведение.
    2. Перескажите сюжет повести, как развиваются события в ней.
    3. Расскажите о главной героине. Какие черты ее характера отмечает автор?
    4. Почему автор называет Февронию «мудрой девой», «провидицей»?
    5. Перескажите, какие чудеса творит Феврония, приведите примеры ее иносказательной речи и мудрых поступков.
    6. Укажите на связь ее образа с народно-поэтической традицией.
    7. Чем дорог автору образ героини и какие качества он ценит в ней? Почему считает ее идеалом нравственного богатства и духовной красоты?
    8. Почему повесть можно считать гимном животворной силе любви?
    9. Прочитайте известный средневековый роман о Тристане и Изольде. Приведите примеры аналогичных ситуаций в повести Ермолая Еразма (Изольда исцеляет Тристана, изгнание Изольды, совместная смерть).
    10. Почему Д.С. Лихачев сравнивает Февронию с ликами святых на иконах А. Рублева? Согласны ли вы с его мнением?
    11. Пользуясь словарно-справочным материалом, подготовьте сообщение о жизни и творчестве А. Рублева.

    Петр и Феврония

    ПЁТР И ФЕВРОНИЯ — герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV»Шв. на основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. и Ф. (1547) в сер.XVI»Шв.

    Литературная обработка сюжета о муромских святых была осуществлена писателем и публицистом духовного звания Ермолаем-Еразмом, который входил в круг сотрудников митрополита Макария, работавших над Великими Минеями Четьими. О популярности повести говорит большое число списков, сохранившихся до наших дней. Повествование объединило два древнейших фольклорных мотива — о змееборце и о мудрой деве. В ряде списков «Повесть» именуется житием, однако Ермолай-Еразм не смог отойти от народно-поэтической традиции в изображении героев, в построении сюжета. Вероятно, из-за этой жанровой неопределенности, преобладания фольклорных начал в повествовании о «новых чудотворцах муромских» труд Ермолая-Ераз-ма не был включен митрополитом Макарием в состав Великих Миней Четьих. Образ «мудрой девы» Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца») из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она — верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским романом о Тристане и Изольде, которые на пути к счастью также встречают разнообразные препятствия. Главная героиня активна, она сама творит свою судьбу и судьбу князя Петра, над которым одерживает моральную победу. Образ же П. играет в повествовании менее заметную роль, его как бы затмевает яркая и колоритная фигура Ф. Муромский князь П., вступившись за честь жены своего брата, борется с повадившимся к ней летучим змеем. Овладев Агриковым мечом, П. одерживает победу, но ядовитая кровь змея вызывает на его теле неизлечимые язвы и струпья. Ф. врачует князя, выдвинув условие: она вылечит П., если тот возьмет ее в жены. Князь не хочет жениться на простой крестьянке. Но после вторичного обращения к Ф. за помощью пристыженный князь берет крестьянскую девушку в жены. Мудрость Ф. проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями, загадками. Так не понимает ее княжеский посланец, в ответ на вопросы которого Ф. говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз»; «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Ф. сама же и разъясняет смысл сказанного: уши дому — пес, а глаза — ребенок. Они, каждый по-своему, предупредят хозяина о приближении незнакомца. Отец и мать героини ушли на похороны, а брат-бортник — заниматься своим опасным ремеслом, залезая на высокие деревья. Мудрыми речами Ф. ставит в тупик и своего будущего мужа. После того как Ф. становится женой князя, злобные бояре и их жены, «аки пси лающе», не желают, чтобы ими управляла женщина крестьянского происхождения, стремятся изгнать Ф. из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Ф. хочет взять с собой самое дорогое — своего супруга. П. отказывается от княжения, покидает Муром вместе с Ф. Герои повести не дорожат властью и богатством. Так любовь П. и Ф. преодолевает социальные препятствия. В этом эпизоде заметна определенная антибоярская тенденция. Создатель повести подчеркивает, что «злочес-тивые» бояре передрались из-за власти: каждый «хотя державствовати». Горожане упрашивают П. править Муромом по-прежнему. Вернувшись в город, П. и Ф. правят не яростью, а истиной и справедливостью, относятся к подданным не как наемники, а как истинные пастыри. Они сравниваются с милостивыми и сердечными чадолюбивыми родителями. Ни социальное неравенство, ни «злокозненные» бояре не могут разлучить героев. Неразлучны они и перед лицом смерти. Одновременно приняв иноческий чин, П. и Ф. молят Бога: «Да во един час будет преставление ею»; и завещают похоронить себя в одной гробнице. Особенно выразительно описание кончины святых. Перед самой смертью «блаженная» Ф. вышивает «воздух» с ликами святых для собора. Князь, чувствуя близкую кончину, посылает сказать супруге о том, что он ждет ее, чтобы вместе покинуть этот мир. Ф. просит своего господина подождать, пока она закончит работу. После третьего обращения к ней П. («Отхожу из этого мира, не могу более ждать тебя»), княгиня-инокиня, успевшая вышить лик и руку святого, откликается на зов супруга. Воткнув иглу в недошитый покров и замотав вокруг нее нить, Ф. посылает к П. сказать, что готова. Даже посмертное чудо — важный элемент композиции агиографического повествования — вновь утверждает неразрывность супружеских уз героев. Люди, стремившиеся разлучить П. и Ф. при жизни, дважды разлучают их и после смерти: тело П. положено в городе, «в соборней церкви пречистоя Богородицы», а тело Ф. погребено «вне града», в Воздвиженском храме женского монастыря. Наутро все видят чудо: тела князя и княгини оказываются в общей гробнице. Образы П. и Ф., любимые народом, не раз запечатлевались иконописцами. По повелению царя Федора Иоанновича и царицы Ирины был вышит покров мощей муромских чудотворцев — замечательный памятник золотого шитья средневековой Руси (1594). Древнерусское повествование привлекало внимание писателей и композиторов нового времени. Так, героиня рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» (1944), избравшая для себя путь инокини, цитирует по памяти два фрагмента из повести (начальные строки и слова о конце земной жизни святых). «Неразлучная любовь» героев древнего сказания вдохновила А.М.Ремизова. Его произведение «Петр и Феврония Муромские» (1951), не печатавшееся при жизни писателя, было впервые опубликовано Р.П.Дмитриевой в ТОДРЛ (Т. XXVI. Л., 1971). На материале повести, объединенной с Ки-тежской легендой, создана опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 — либретто В.Бельского).

    Лит.: Дмитриева Р.П. Ермопай-Еразм (Ермолай Прегрешный) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч.1. С. 220-225; Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С.253-258; Повесть о Петре и Февронии. Подг. текстов и исследование Р.П.Дмитриевой. Л., 1979; Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских и ее отношение к русской сказке // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т.7. С.131-167.

    А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение на тему нравственные уроки древнерусской литературы повесть о петре и февронии муромских
  • Сочинение на тему нравственные проблемы в романе капитанская дочка
  • Сочинение на тему нравственные уроки комедии фонвизина недоросль
  • Сочинение на тему нравственные уроки древнерусской литературы 7 класс повесть о петре и февронии
  • Сочинение на тему нравственная красота маши мироновой в капитанской дочке 8 класс
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии