Сочинение на тему нравственные уроки романа пушкина капитанская дочка 8 класс

Сочиненияпо литературедругиенравственные уроки лидии михайловныкак может понять читатель, французский оказался далеко не основным профильным предметом для главного героя. важнее всего
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Нравственные уроки Лидии Михайловны

Как может понять читатель, французский оказался далеко не основным профильным предметом для главного героя. Важнее всего оказались уроки нравственности. Учительница многое дала мальчику – например, научила человечности, великодушию и умению ценить не только свои нужды, но и нужды других людей.

Ребенок приобщается к азам сопереживания. Лидия Михайловна показывает ему, что судьбы других людей также важны. Человек не должен быть равнодушным к чужим проблемам, к чужому горю – наоборот, должен помогать тому, кто нуждается в помощи. Кстати, урок сопереживания не прошел даром – впоследствии, вспоминая об учительнице, герой сопереживает Лидии Михайловне, так же, как ему сопереживала она.

Еще учительница сформировала в мальчике милосердие. Она показала, что нужно помогать людям не только словами, но и делами. Лидия Михайловна отсылает герою продукты питания, помогает справиться с голодом. Конечно же, он благодарен, но гордость не позволяет ему принимать еду и деньги. Однако учительница не сдается – она начинает играть с ним в игры на деньги. Таким образом мальчик получает деньги на молоко По ходу действия становится ясно, что очевидно, она поддавалась – и это лишь способ, чтобы ребенок наконец взял деньги, от которых отказывался.

Можно сказать, что Лидия Михайловна – человек открытый, душевный и жертвенный. Она не говорить директору об азартных играх, хоть это ее обязанность. Мало того, сама прибегает к запрещенному методу, чтобы помочь ученику. Когда все обстоятельства раскрываются, она берет вину на себя и спасает героя. А сама лишается работы. Вполне возможно, что у самой учительницы деньги также не лишние. Она не богата. Но учит героя, что нужно помогать людям вне зависимости от того, обеспечен ты или сам едва сводишь концы с концами.

Еще один урок – урок человечности. Лидия Михайловна показывает, что нужно оставаться человеком в любой ситуации. Мало того, она показывает мальчику, что учитель – это не просто тот, кто задает на дом уроки и объясняет темы, это такая же личность, способная любить, чувствовать, сопереживать, как и ученик. Ведь главное – не деньги, не социальный статус и даже не возраст, а человеческие качества и душа. К тому же, мальчик понимает, что учителя – это не бесчувственные люди, которые требуют только лишь успехов в учебе, а и те, кто призван помогать детям. Причем, помогать во всех смыслах.

Ребенок впитывает все эти понятия и становится настоящим Человеком, за что, конечно же, огромное спасибо Лидии Михайловне.

Урок милосердия

Лидия Михайловна научила персонажа помогать не только добрым словом, но и настоящим делом. Она всячески старается помочь герою вынести тяжелые и голодные времена. Учительница предлагает мальчику ужин, отсылает ему продукты на «хороший обед». Несмотря на отказы героя, она не сдается. Чтобы у мальчика появились хотя бы какие-то деньги, она решает играть с ним на выигрыш. Ребенок получает средства на молоко, которое ему было необходимо пить каждый день.

Лидия Михайловна действительно милосердна по отношению к герою. Она способна к самопожертвованию. Когда учительница узнает, что главный герой играет с другими ребятами на деньги, она не раскрывает его секреты перед директором. Тем самым она ставит себя под опасность. Но большая опасность возникла тогда, когда она сама играет с ним на выигрыш. Лидия Михайловна до конца защищает мальчика, полностью берет на себя вину, в результате чего ей приходится уйти из школы и вернуться на родину. Но даже после этого героиня не забывает мальчика: она присылает ему яблоки, которые герой ни разу не ел. Своим финальным поступком Лидия Михайловна показала, что нужно делать добрые дела независимо от ситуации, какой бы трудной она ни была.

Сочинение: Нравственные уроки и выводы в романе «Преступление и Наказание» (Ф.М. Достоевский)

(481 слово) Роман «Преступление и Наказание» — один из самых сложных текстов русской литературы: каждая строка романа пропитана эссенцией страдания и нравственного поиска, едкий запах которой поднимает в читателе всю живую боль, все его человеческое естество. В этом эмоциональном, не побоюсь этого слова, перелопачивании устоявшиеся рамки морали размываются: Достоевский подвергает сомнению этические аксиомы, доказывает, что ни добро, ни зло не могут естественно существовать в чистом виде, а значит, и судить о них, опираясь на отвлеченные понятия, невозможно.

Но в проявленном Достоевским скептицизме нет ничего общего с нигилизмом: наш гений вовсе не отрицает моральные рамки, а наоборот, превозносит их, хочет укоренить их своим опытом. Он предоставляет нам поле для самоанализа на основе ошибок и умозаключений Раскольникова, природу которых нам отведено определить лично.

Чему же нас учит “Преступление и Наказание”? Неужели юноша, отличающийся гордыней, снобизмом и шаткостью нравов, может преподать достойный урок морали? На примере героев мы убеждаемся в том, что русское общество стало заложником менталитета, исторически сформировавшегося на основе страдания. Для реалий русского искусства страдание стало идентификатором жизни: если человек страдает, то он ощущает мир, а значит, существует. Однако следование тенденции страдания — есть ни что иное, как желание жалости к себе. Мармеладов ищет жалости в душе каждого нового собутыльника, щедрого на эмоции и эмпатию. Еще в “Пьяненьких” Достоевский высказывает печальную истину: “Русскому человеку одна дорога торная — в кабак”. Некогда смиренная Соня Мармеладова из всех возможных способов заработка выбирает вдруг именно проституцию. Очевидно, причина не в том, что она решила реализовать внезапно раскрывшийся в ней эрос. Дело в том, что девушка на интуитивном уровне полагает, что размер страдания и самоуничижения определяет расположение фортуны к ней. Бедная Соня ищет жалости со стороны Бога, которому останется лишь миловать ее душу, потому как она уже опустилась на самое дно.

Раскольников же просто обижен на мир и ждет, пока судьба обратит, наконец, внимание на безнадежность его положения, которое вот-вот толкнет его на бесчеловечность. Но мир не обратит внимания ни на чью обиду. Но его обида не только нема для мира, но еще и губительна по причине своей безнравственности и привлекательности. Согласитесь, никто не может брать на себя полномочия для того, чтобы решать, кто достоин жить, а кто нет. А значит, любую сопряженную с этим теорию, мы обязаны изничтожать, как только та закрадывается в наше сердце.

Таким образом, Достоевский предоставляет нам инструкцию по морально-этической самодисциплине. Он доказывает, что в мире нет свободного счастья — его невозможно ни извлечь, ни украсть. Желаешь добра — создай его сам, не иди торной дорогой, прокладывай собственную тропу, напрямик в чье-то чистое сердце.

Увы, прежде чем понять свое счастье, человек должен стать свидетелем величайшего горя. Так, Раскольников, познав всю драму семьи Мармеладовых, пришел к осознанию небезнадежности своего положения, но было уже поздно. Он потерял даже те мизерные шансы на благополучие, занеся топор над Аленой Ивановной и Лизаветой. Наша задача — не повторить его ошибки, идти навстречу людям, чтобы из миллиона серых лиц найти одно любящее сердце, которое растопит своим жаром арктический холод нашей души, не дав совершить роковую ошибку.

Автор: Иван Лейтман

Нравственные уроки повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Цели и задачи: Образовательные:

показать «внутреннее движение героя повести»; углубить знания о героях произведения;
Развивающие
: развивать устную речь, эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.
Воспитательные:
воспитывать такие качества как милосердие, сострадание, самопожертвование.

Педагогические технологии

: элементы ТИО.

Форма организации урока

: самостоятельная работа учащихся на уроке.

Оборудование:

карточки-задания, презентация к произведению « В дурном обществе».

Проект урока:

Этапы урока Время
мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Оргмомент 1 Психологический настрой учащихся на учебный процесс. Самоконтроль – проверка готовности к уроку
2 Вступительная беседа 3 Кратко говорит о писателе и ведет диалог с учащимися. Отвечают на вопросы учителя
3 Целеполагание 1 Знакомит с темой и целью урока Ставят перед собой учебную цель. которую желают достичь за урок.
4 Обсуждение вопросов с показом слайдов 16 Организует диалог с учащимися, помогает сделать вывода с помощью слайдов Работают устно по вопросам и учатся выводы.
5 Итоги урока. Рефлексия. 3 Оценивает работу учащихся Оценивают свои собственные достижения.
6 Домашнее задание 1 Дает задание Желающие записывают

В. Г. Короленко «В дурном обществе»
1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.
Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес, уважение, бережное отношение к человеку. В. Г. Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, — это чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. Таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. Сегодня заключительный урок по повести В. Г. Короленко « В дурном обществе». — Какое настроение осталось у вас после прочтения повести? (у нас осталось грустное настроение, потому что Маруся умерла, а Валек и Тыбурций исчезли)

— Но все – таки в этом произведении есть и светлые стороны. Попробуем их увидеть. Именно поэтому мы с вами отправимся в дорогу, которой шел главный герой повести Вася. — О какой дороге я говорю? (О дороге « сердца»).

— Попробуем испытать те переживания, которые испытал Вася. 2 .Тема нашего занятия: « Нравственные уроки повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».
Целью урока:
понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями;

— выяснить, какие нравственные уроки извлекает Вася и какие нравственные уроки можем извлечь мы, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями « дурного общества».

3.Обсуждение повести по вопросам с показом слайдов

— Ребята, как вы думаете, почему так названа повесть? (наверное повесть названа так, потому что герой знакомится с представителями дурного общества и под их влиянием меняется в лучшую сторону)

— В каком городе происходят события, описанные в произведении? (События происходят в городе Княж-городок). Найдите и прочитайте описание города. Какие чувства вызывает это описание? (это описание вызывает мрачное настроение )

— Назовите главных героев повести «Дети подземелья».

— Расскажите о понравившихся героях повести (дети рассказывают) (сделать цветные карточки с именами героев)

— Почему стала трудной жизнь Васи дома после смерти матери?

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

Какие чувства переживал герой, когда познакомился с Валеком и Марусей.

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Главный герой повести рано потерял мать, с отцом его отношения не складываются, сестра слишком мала, чтобы понять его. Маленький мальчик оказался одиноким в большом мире. И в это трудное для него время он встречает настоящих друзей. Валек и Маруся не подходят Васе по своему социальному положению: он сын судьи, уважаемого всеми человека в городе, а они бродяги, мелкие воришки. Вася понимает, что дружить с ними нехорошо, опасно, но всем сердцем привязывается к своим новым товарищам. Общаясь с ребятами, мальчик взрослеет. Под влиянием своих друзей он становится другим: начинает чувствовать чужую боль, стремится облегчить страдание. И хотя Вася весь дрожит только от одной мысли, что отец узнает о его знакомстве с дурным обществом, но изменить дружбе он не в состоянии.

— Почему он плакал ночью?

(по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь).

-Как вел себя герой во время болезни Маруси?

(он приходил каждый день, приносил ей подарки, перетащил ей все свои игрушки, старался развлечь ее и позабавить, чтобы развеселит и услышать ее слабый смех)

-Как вы понимаете выражение «серые камни высосали жизнь из Маруси?»

«Серый камень высосал из нее жизнь», — говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

— Ребята, сравните портреты Маруси и Сони.

Вспомните, как описывает их Короленко.(прочитать описание Маруси гл.4 стр.25 Саша; описание Сони – стр.26)

В повести противопоставляются Маруся и Соня. Такое противопоставление называется антитезой.

Творческая работа. Сравните героев произведения, заполните таблицу.

Из опыта работы

У каждого из нас свой Пушкин. И первое
знакомство с ним у каждого происходит по-своему,
по-разному. Всё, наверное, начинается с детства,
со сказки. Помните:

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

Как хотелось тогда, в детстве, узнать, где же оно
находится, это Лукоморье, побродить там, посидеть
под знаменитым дубом, послушать сказки, которые
рассказывает волшебный кот.

А как хотелось поймать золотую рыбку и
попросить её исполнить хотя бы одно желание! Но
детство заканчивается, и ты узнаёшь, что все эти
герои, эти события останутся с тобой навсегда,
благодаря волшебной фантазии замечательного
поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

Ты взрослеешь, а вместе с тобой “взрослеют” и
его произведения. Только теперь это другие книги
и иные герои, вместе с которыми размышляешь о
смысле жизни, любишь, страдаешь, которым
сочувствуешь и за которых переживаешь.

Произведениям Пушкина суждена долгая жизнь,
ведь проблемы, которые автор ставит в них, не
являются проходящими, сиюминутными. Взять хотя
бы “Капитанскую дочку”. За годы работы в школе
при изучении этого произведения я использовала
традиционный путь разбора: по отдельным главам
(по ходу действия), “по образам” (когда в центре
внимания находится герой произведения). Но
однажды, отступив от традиции, выбрала путь
разбора произведения по проблемам. Несмотря на
то, что события, описанные в романе, относятся к
XVIII веку, проблемы, поставленные Пушкиным, не
потеряли своей актуальности и сегодня. Это
проблема чести и долга, нравственного выбора
человека; проблема насилия и сострадания;
проблема любви и милосердия.

Изучение “Капитанской дочки” является
логическим продолжением знакомства с “Историей
Пугачёвского бунта”, ставшего основой для
романа, в котором главной темой являются люди, их
взаимоотношения, характеры, а также вечные
ценности, без которых невозможна жизнь человека.

Каждому герою романа пришлось многое испытать.
И все эти испытания связаны с понятиями чести,
долга, человеческого достоинства.

Главной герой “Капитанской дочки” Пётр Гринёв
проходит путь от вчерашнего недоросля, гонявшего
голубей да бегавшего по девичьим, до человека,
ставшего честным и порядочным офицером.
Нравственные понятия, сформированные в семье
Гринёвых, помогают ему с честью выйти из сложных
ситуаций. А необдуманные шаги, совершённые
Гринёвым, привели к поступку, определившему всю
его последующую жизнь.

Заячий тулуп! Какая, казалось бы, ценная вещь! Но
дело не в ценности тулупа, а в человечности, в
сострадании, в милосердии, наконец. Бродяга ведь
тоже человек, оказавшийся в данный момент в
сложной ситуации. Так что же, разве такой человек
не заслуживает сочувствия? Помогая ему, Пётр
Гринёв не думал о последствиях своего поступка.
Просто помог. Потому что долг любого человека –
помочь в беде другому. Но у бродяги оказалась
хорошая память. И чувство долга ему тоже не было
чуждо. Наверное, судьбе было так угодно, чтобы
встретились эти два человека: дворянин и беглый
крестьянин. Такие разные по происхождению,
воспитанию, отношению к жизни, политике, власти.
Но понятия о чести, долге, честности, просто о
человеческой порядочности сближают этих людей.

Гринёв в своих поступках честен и открыт, прямо
заявляет, что не может перейти на сторону
Пугачёва. Не этому учил его отец, ведь главное для
старика Гринёва – беречь дворянскую честь и
верно служить Отечеству. Надо отдать должное, что
Пугачёв понимает состояние Гринёва, не
заставляет его изменить своим принципам,
переступить через себя.

Но совсем не такой Швабрин, у которого свои
понятия о чести, долге, человеческом достоинстве.
А есть ли вообще эти качества у него? Что же
двигало им, когда он перешёл на сторону Пугачёва?
Сочувствие угнетённому народу, поднявшемуся
против произвола властей? А может быть,
совпадение политических взглядов с восставшими?
Или все его поступки можно объяснить
исключительно пылкой любовью к Марье Ивановне?

Но разве любовь делает людей жестокими и
бездушными? Можно ли совершить преступление,
даже во имя неё? Ведь любовь призвана дарить свет
и тепло, делать людей добрыми, благородными, а
значит, счастливыми. Именно этим и объясняется
нежелание Гринёва говорить о Марье Ивановне на
суде, когда решается его собственная судьба. Ведь
счастье любимой девушки, её незапятнанное имя –
что может быть дороже для истинной любви!
Наверное, человек будет счастлив только в том
случае, если он в состоянии сделать счастливыми
близких ему людей. Несмотря ни на что! Даже если
ему самому грозит смертельная опасность.

Можно только восхищаться смелостью и
решительностью Марьи Ивановны, когда она, будучи
любимой и любящей, отправляется на защиту своего
жениха. Она не требует правосудия, а просит
милости, милосердия.

Тема милосердия раскрывается при
сопоставлении характеров двух правителей –
императрицы Екатерины II и Емельяна Пугачёва,
Петра III, как он называл себя. Императрица добра и
заботлива, но это не мешает ей отдавать приказы,
жестоко наказывая восставших. Пугачёв тоже может
быть как милосердным, так и жестоким. Достаточно
вспомнить захват Белогорской крепости,
многочисленные казни. Но ведь они были как со
стороны восставших, так и со стороны
правительственных войск. Невозможно оставаться
равнодушным, когда читаешь и представляешь
изувеченного башкирца, казнь капитана Миронова,
смерть Василисы Егоровны… Жестокость и зверство
не есть проявление врождённых пороков только
непросвещённых мужиков. Одна жестокость не
оправдывает другую, ведь в результате такой
вражды теряется самое главное – обесценивается
человек, человеческие чувства, возникает угроза
уничтожения главных качеств человека: чести,
достоинства, долга перед своим Отечеством.

Простым людям тоже не чуждо представление о
чести и долге. Савельич, преданный своему барину
слуга, лучшие годы прослуживший ему верой и
правдой, готовый жизнь отдать “за барское дитя”,
становится ему в конце романа верным другом.

Так что же должно быть основой истинных
человеческих отношений? По мнению А.С. Пушкина,
необходима такая форма государственной жизни, в
основе которой лежат подлинные человеческие
качества: честь, совесть, уважение друг к другу,
взаимопонимание, терпимость.

Пусть прошло уже более 170 лет, но роман не
потерял своей актуальности. Ведь выбор
правильного пути любого человека состоит не в
том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного
лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях
сохранить в себе человеческое достоинство,
гуманность, умение уважать и ценить жизнь других
людей. Формированию таких нравственных понятий у
школьников поможет изучение романа А.С. Пушкина
“Капитанская дочка”.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Чем мне понравилось произведение Капитанская дочка?

Александром Сергеевичем Пушкиным было немало написано, как в прозе, так и в поэзии, но одним из самых известных произведений является повесть «Капитанская дочка», написанная в лучших традициях романтизма.

Легкость и увлекательность повести нравится не только старшему поколению, но и детям подросткового возраста.

При прочтении, мы вместе с писателем переживаем волнительные и счастливые моменты из жизни главных героев. Я с упоением листал страницы, чтобы узнать, как развиваются дальше события повести. Столкновения характеров, дуэльные стычки, линия любви, противоборства чувств и долга, авантюризм и безысходность. Подтекст несет мощнейшую смысловую нагрузку: Пушкиным создаются образы российской императрицы и разбойничьего атамана, а различия он не наблюдает. Пугачев даже выглядит более пафосно, потому что он может оценить храбрость и честь, пусть и среди врагов, в то же время Екатерина II готова называть оступившимся даже самого преданного своего слугу. Но царица и атаман, конечно, герои отрицательные. То есть, как всякая власть, по выражению писателя, это давление на личность и произвол, по сути. На вершину взбираются не те, кто достоин, а те, кто беспощадно уничтожают соперников.

Как же быть, когда вокруг управляют невежды и бездари, как человеку не променять свою честь и сберечь жизнь? Пушкин отвечает просто: чувства подскажут правильный путь. В семье Петра воспитывали и прививали соблюдать нравственность, честь и долг. Мария, появившись в сердце Петра, тоже направляет героя по правильному пути, раскрывая сущность настоящих ценностей. Только искренним и бескорыстным человек сможет противостоять соблазнам. Здесь я полностью соглашусь с Пушкиным, и я оцениваю высоко эту повесть.

Уроки нравственности в повести Пушкина «Капитанская дочка»

Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и так далее. А. С. Пушкин определил сквозную идею своего творчества следующим образом: «…чувства добрые я лирой пробуждал…». Поэтому на его произведениях современные

люди учатся постигать любовь, дружбу, свободу и сострадание. Одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений — повесть «Капитанская дочка». Ее герои проходят трудный путь, в ходе которого и формируются их представления о чести и долге. Самый первый урок нравственности заключен уже в эпиграфе к произведению: «Береги честь смолоду». Герой повести — Петр Гринев — во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного. Для Петруши Гринева, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», наступает пора принятия самостоятельных решений. И оказывается, что этот человек, не очень еще подготовленный к жизни, этот мальчик, которого Савельич называет «дитя», не колеблясь, поступает в соответствии с законами нравственности, независимо от серьезности возникших в его жизни проблем. Так, Гринев заставляет своего дядьку отдать сто рублей, которые он проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, и хотя юношу мучили «неспокойная совесть и безмолвное раскаяние», а также жалость к «бедному старику», но чувство чести оказывается сильнее. Петр Гринев своим поведением учит читателя быть честным и в любви. Герой не терпит бесстыдные речи своего противника — Швабрина — о Маше Мироновой, капитанской дочке, и вызывает его на дуэль, хотя об их разговоре никому не было известно и Гринев пошел бы на компромисс только со своей совестью. Однако честь и достоинство любимой девушки становятся честью и достоинством его самого.

О том, как по разному воспринимают понятие чести Гринев и Швабрин, можно судить из высказывания Маши: «Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнью, но и совестью, и благополучием тех, которые…» Гринев воспринимается уже не как «недоросль», а как взрослый мужчина, который может взять на себя ответственность за любимую женщину и ее судьбу. Неудивительно, что, когда доходит дело до ситуации, в которой надо выбирать между верностью и предательством, а следовательно, между смертью и жизнью, герой, не сомневаясь, идет на смерть, потому что он присягал императрице, а Пугачев — «вор и самозванец». Но здесь проявляется не только честь Гринева как офицера; его нравственное чувство настолько органично, что даже после помилования он отказывается целовать руку «государя»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Молодой человек учит своим примером вести себя достойно во всех ситуациях: ведь поцелуй руки «злодея» ничего бы не изменил, Гринев не нарушил бы присягу и не предал бы государыню, зато не рисковал бы жизнью (Савельич говорит ему: «Не упрямься! Что тебе стоит?

Плюнь да поцелуй… у него ручку»), но он изменил бы себе, а это для Гринева не менее страшно.

Герой рискует жизнью еще два раза. Первый раз, когда возвращается в Белогорскую крепость за Машей, узнав, что «Швабрин принуждает ее выйти за него замуж», понимая, что его любовь и чувство ответственности за сироту глубже, чем страх за свою жизнь. И второй, когда не произносит имени капитанской дочки в суде, хотя может потерять при этом не только жизнь, но и свое честное имя.

Но «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Однако не только для Петра Гринева нравственность является природным свойством натуры, но и другие герои поступают в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло. Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в обыденной жизни во всем подчиняется своей жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаться на милость Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать: дело служивое!» На вопрос Пугачева «Как ты смел противиться мне, своему государю?» комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым каторжником» и, погибая, остается верна чувству любви и гордости за своего мужа. Марья Ивановна, которая в начале повести кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой девушкой, впоследствии проявляет лучшие свои качества. Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная, она отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».

Любовь, верность, чувство собственного достоинства, гордость — вот чему учит эта сцена. В конце произведения Маша Миронова, как многие другие героини русской литературы, вызволяет своего любимого из беды. Именно благодаря ее усилиям доказана невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становятся честью и достоинством капитанской дочки. Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», не приобретены ими в течение жизни. Они являются органичным, естественным свойством натуры рассматриваемых персонажей. Эти же нравственные категории являются частью народного сознания, которое ярче всего воплотилось в произведениях устного народного творчества. Как раз в сказках, песнях, пословицах и поговорках проявились мудрость народа, их представление о добре и зле, мечты о счастье.

Нравственные уроки и объединяют повесть Пушкина и творения фольклора; недаром в качестве эпиграфов и ко всему произведению, и к отдельным его главам автор выбирает, в частности, пословицы, фрагменты народных песен (свадебных, солдатских, исторических). Таким образом, можно говорить об истинной народности повести А. С. Пушкина. Сама форма произведения — воспоминания — предполагает, что их автор делится своим жизненным опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее — в наш «жестокий век», с тем чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — яркое подтверждение тому.

Почему мне понравилось это произведение

­Почему мне понравилось это произведение

Повесть Александра Грина «Алые паруса» иногда называют феерией, так как она имеет необычный жанр. Мне очень понравилась эта история про Ассоль, как в книжном переплете, так и на экранах телевизоров. Автор мастерски описал силу мечты и веру в любовь. И все-таки главной в этом произведении является мечта. Именно благодаря ей, любовь торжествует над ненавистью. Когда в душе человека поселяется мечта о чем-то красивом, хорошем и добром, то все остальные проблемы уходят на задний план.

Также получилось и в случае с Ассоль. Положение семье девушки в ее родной деревне было незавидным. По причине старых обид большая часть жителей Каперны сторонились отца Ассоль — бывшего моряка Лонгрена. Такое пренебрежительное отношение отражалось и на самой девушке, и только мечта о славном принце на белом корабле спасала от будничных забот. Дело в том, что когда Ассоль было восемь лет, по пути в Лисс она повстречала старого Эгля, собирателя сказок и легенд, который напророчил ей встречу с отважным мореплавателем, который увезет ее на корабле с алыми парусами в далекие края. С тех самых пор, Ассоль жила одной мечтой и даже язвительные насмешки окружающих не могли поколебать ее веру в прекрасное будущее.

Именно эта всепоглощающая сила мечты, так отчетливо изображенная автором, мне понравилась больше всего в данном произведении. На мой взгляд, любому человеку нужна мечта, потому как одно только желание чего-то достичь уже может сработать нам на благо без всякого вмешательства. Ведь не зря с давних пор говорили, что мечты имеют обыкновение сбываться. Конечно, одного только желания Ассоль было бы недостаточно, если бы ей встретился неуверенный в себе и нерешительный человек. Личностные качества Артура Грэя также сыграли ключевую роль в счастливой развязке повести.

Он происходил из уважаемой семьи, был красив, образован и обладал воистину мужскими чертами характера: смелостью, целеустремленностью, решительностью, умением вовремя замечать красоту внутреннюю и внешнюю. Именно эти качества помогли ему разглядеть неординарную личность Ассоль. На мой взгляд, они были чем-то схожи. Оба героя выросли в уединение, в своем собственном тесном мирке. Оттого они и видели в одних и тех явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий.

Моим любимым эпизодом в повести стал главный шаг Грэя по направлению к Ассоль, а именно его стремление воплотить мечту бедной девушки из Каперны в реальность. Для того чтобы поразить ее, он приобрел достаточно алого шелка, пригласил музыкантов и подплыл к берегу на своем корабле.

см. также:

Характеристики главных героев произведения Алые паруса, Грин

Краткое содержание Алые паруса, Грин

Краткая биография Александра Грина

­

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Пример 1

Александр Сергеевич Пушкин – один из самых талантливых писателей 19 века. Многие его произведения вошли как в русскую, так и в мировую литературу. Автор в своих произведениях поднимает актуальные темы, поэтому его работы находят отклики в сердцах людей.

В своем романе “Капитанская дочка” на первое место Пушкин ставит проблему нравственного выбора. На примере двух молодых мужчин, дворян, он показывает насколько разным может быть для них понятие честь. Сначала мы видим молодого юношу Петра Гринева, который только вступает во взрослую жизнь. Он отправляется на службу в Оренбург. Не смотря на то, что он еще так юн, он уже совершает добрые поступки. Во время своей поездки он дарит тулуп совсем незнакомому человеку, а также отдает долг тому, кому проигрался, все это потому, что он остается в любой ситуации верен своим принципам. Однажды этот тулуп спасет ему жизнь, когда окажется, что подарил он ее тогда повстанцу Пугачеву, который в будущем захватит Белгородскую крепость, где служит Петр. Однако Гринев не поступается своими принципами и здесь. Когда проводят публичные казни тех, кто защищал крепость, предлагая альтернативу, либо присоединиться к Пугачеву, либо умереть, Петр не колеблется, он готов пожертвовать жизнью и говорит Емельяну, что он присягал императрице, а значит ему не присягнет. Пугачев оставляет Петра в живых, ему тоже не чуждо слово честь. Он уважает юношу за такие стойкие моральные качества. Однако другие военные решают по-другому. Например, Швабрин, который ради спасения своей шкуры переходит на сторону к Пугачеву. Он сделает все, лишь бы выжить. Швабрин, не раздумывая, клевещет на людей, например на дочь коменданта Миронова, Машу, потому что она отказала ему, когда он сватался к ней раньше. Он хоть и дворянин, и у него должно быть понятие чести и морали, но поступает он хуже, чем тот же простолюдин Пугачев.

Автор ставит каждого героя перед выбором: поступить по совести или нет. Он показывает, что если у тебя есть титул – это не значит, что ты честный и добрый человек. Мы также понимаем, что в итоге всем воздастся, каждый получит по заслугам, кто-то обретет любовь, а кто-то лишится жизни. Автор говорит о том, что честь – не пустой звук для благородного человека. Необходимо поступать по совести и показывать пример для других, нужно учить своих детей быть честными и добрыми, тогда в мире будет меньше противостояния добра и зла.

Проблема нравственного выбора в романе Александра Пушкина «Капитанская дочка»

Благодаря мемуарной форме повествования в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» внимание автора (а, следовательно, и читателя) концентрируется в основном на внутреннем мире героев, а не на фактических событиях, на личностном восприятии героями происходящего, их оценку, реакцию, стиль поведения в критических ситуациях сложного нравственного выбора. Действия, описанные в произведении, не имели решающего значения в истории, но все же можно говорить о героях «Капитанской дочки» как об истинно сильных или хотя бы ярких

характерах.

На первый взгляд, поскольку Гринев – центральный герой произведения, то и проблема выбора должна вставать только перед ним. Но это заблуждение. Роман наполнен очень различными и неординарными характерами, и выбирать приходится каждому из них.

Первым на страницах романа мы видим Петра Гринева. Он только-только вступает во взрослую жизнь, его юношеское стремление к самостоятельной жизни, к наслаждению ее прелестями комично, но и это уже – его выбор дальнейшего пути, с его неизбежными ошибками. Гринев не внемлет увещеваниями Савельича, когда тот ругает его за то, что юноша дарит бородатому бродяге

тулуп, или за желание выплатить проигрыш. Мы видим, что молодой человек, несмотря на свою горячность и легкомысленность, обладает такими качествами, как чувство благодарности и честность.

Гринев в дальнейшем очень удивится тому, что детский тулуп, подаренный ночному вожатому, пьянице из постоялого двора, в дальнейшем спасет его от петли, а сам бродяга окажется тем, кто станет известным на всю Россию. Однако это удивление не смогло поколебать его моральных устоев. «Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу», – таков ответ молодого человека Пугачеву. Белогорская крепость захвачена, и заговорщики проводят публичные казни, предлагая в качестве альтернативы вступить в их ряды. Перед Гриневым встает тот же вопрос, что и перед остальными защитниками крепости: умереть с честью, не изменив присяге, или пойти в шайку к «разбойнику» Пугачеву. Юноша не отступает от своих принципов, предпочитая «лютую казнь» «подлому унижению». И только вмешательство Савельича спасает его от этой участи. Но другие участники обороны не избежали расправы. Так погибают комендант, его жена и многие офицеры были безжалостно убиты. Некоторые же решают эту проблему в пользу жизни, как, например, Швабрин. Он изменяет присяге, это его выбор, за который впоследствии, кстати говоря, он и поплатится.

Гринев же вышел с честью даже из такой сложной ситуации, как личное общение с Пугачевым. Даже тогда герой прямо отвечает, что не признает его царем и, если тот его отпустит, он будет вновь сражаться против заговорщиков, если прикажут.

А что же Пугачев? Гринев ожидает, что за такие вольные слова он обязательно будет убит, так же как и остальные. Но у Пугачева тоже есть свои представления о чести. В сцене казни защитников крепости он вспоминает щедрость юноши, подарившего ему свой тулуп, и отвечает добром на добро; в благодарность он сохраняет ему жизнь. Столь же благородно он поступает, отпустив Гринева, несмотря на его признание (о том, что он будет продолжать сражаться против него). Предводитель восставших мог просто не обратить внимания на молодого офицера, казнить его, так же как остальных, но обладая все же нравственными ценностями, пусть и своеобразными, он не позволяет себе ответить злом на добро.

Поскольку в романе присутствует любовная линия, проблема нравственного выбора, безусловно, касается и этой темы. Так Гринев в Оренбурге, получив письмо Маши Мироновой, должен выбрать между солдатским долгом, принуждающим его остаться, и долгом чести, зовущим на помощь любимой девушке. Естественно, побеждает последний, и Гринев отправляется на спасение. Здесь его судьба опять тесно переплетается с волей Пугачева. Тот, как мы уже знаем, умеет быть благодарным, а также не терпит несправедливости. Он прощает ту небольшую ложь о родителях Маши и помогает освободить ее от Швабрина.

Эта странная, непонятная окружающим помощь бунтовщика офицеру сбивает с толку начальников Гринева, и он попадает под следствие. Но даже под угрозой военного суда он не позволяет своей чести упомянуть имя Маши перед судьями, хотя это бы его спасло, оправдало бы пребывание во вражеском лагере. По тем временам, если на судебном процессе звучит чье-либо имя, то этим оно наверняка будет запачкано перед обществом. Гринев, исходя из своих убеждений, решает ни за что не предавать огласке свои отношения с Машей Мироновой. Достоинство, честь, человеческий долг – вот его руководство в жизни. Да и сама Маша оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи.

Кстати, сам Пугачев также в определенный момент решает умереть, но не лишиться чести. Для него честь – не принимать «милостыню». Гринев, в благодарность за помощь, предлагает заговорщику сдаться, уповая на милость императрицы. Для Пугачева же такое предложение смешно (вспомним хотя бы, как однажды он рассказывает молодому человеку известную сказку про ворона), он слишком горд и слишком уверен в своей правоте.

И недаром в эпиграфе к роману стоит пословица: «Береги честь смолоду». Это лишний раз доказывает то, что нравственный выбор каждого из героев произведения строится на том, насколько дорога ему его честь и вообще на том, что в его понимании честь. И Пушкин, показав в романе множество разных мнений по этому вопросу, все же подводит каждого из них к тому или иному итогу, кого-то «награждая» счастливой любовью, а кого-то оставляя ни с чем, тем самым выражая свое авторское мнение.

Пример 2

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается проблема выбора. Два человека примерно одинакового возраста и положения в обществе принимают в один момент разные решения, что приводит к большим различиям в их судьбах.

Между Петром Гриневым и Алексеем Швабриным и раньше были разногласия. Их дружба закончилась в тот момент, когда один оклеветал Машу Миронову, возлюбленную другого приятеля, главного героя. У этого поступка была причина (Алексей Иванович раньше сватался к главной героине, но получил отказ), но она не оправдывала подобного поведения. Далее Швабрин продолжал раскрываться с самой неприятной стороны, читатели узнали о его лживом и озлобленном характере. Переломным моментом же стал захват Белогорской крепости Емельяном Пугачёвым. Швабрин перешел на сторону бунтовщиков, дав присягу их предводителю, и был назначен новым комендантом. Главный герой же отказался предавать государыню, которой клялся в верности, и его хотели казнить. Выжил он только благодаря знакомству с Пугачёвым.

На первый взгляд, решение, сделанное Швабриным, выгоднее выбора Петра Гринева. Один поднялся по карьерной лестнице, другой был на грани смерти. Но так ли это? Нет. Во-первых, Алексей Иванович поднялся нечестным путем. Он предал своё отчество и государыню, которой давал присягу, ради небольшого временного подъема. В конце концов, он был схвачен с остальными мятежниками. Стоило ли ради этого предавать свою страну и терять остатки совести и чести? Безусловно, нет. Главный герой, напротив, остался верен себе. Он не стал предателем Родины, был честен с самим собой и со всеми остальными (даже с Пугачёвым, которого следовало опасаться). Так как его помыслы были чисты, а сердце искренне, Пётр Гринев в итоге остался жив, доказал свою верность отечеству и прожил долгую и счастливую жизнь с любимым человеком.

Таким образом, легкий выбор, который может привести к временному улучшению ситуации, – не всегда правильный. Скорее даже наоборот, зачастую он является неверным. Главное, всю жизнь держать своё слово, помнить о долге, поступать всегда по совести, как бы трудно это ни было. Именно такое жизненное правило доказывает Александр Сергеевич Пушкин на примере главного героя, Петра Гринева, в романе «Капитанская дочка». Это было сделано с надеждой, что читатели усвоят для себя полезные уроки из произведения и начнут жить правильней, благородней.

Благодаря мемуарной форме повествования в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» внимание автора (а, следовательно, и читателя) концентрируется в основном на внутреннем мире героев, а не на фактических событиях, на личностном восприятии героями происходящего, их оценку, реакцию, стиль поведения в критических ситуациях сложного нравственного выбора. Действия, описанные в произведении, не имели решающего значения в истории, но все же можно говорить о героях «Капитанской дочки» как об истинно сильных или хотя бы ярких характерах.

На первый взгляд, поскольку Гринев – центральный герой произведения, то и проблема выбора должна вставать только перед ним. Но это заблуждение. Роман наполнен очень различными и неординарными характерами, и выбирать приходится каждому из них.

Первым на страницах романа мы видим Петра Гринева. Он только-только вступает во взрослую жизнь, его юношеское стремление к самостоятельной жизни, к наслаждению ее прелестями комично, но и это уже – его выбор дальнейшего пути, с его неизбежными ошибками. Гринев не внемлет увещеваниями Савельича, когда тот ругает его за то, что юноша дарит бородатому бродяге тулуп, или за желание выплатить проигрыш. Мы видим, что молодой человек, несмотря на свою горячность и легкомысленность, обладает такими качествами, как чувство благодарности и честность.

Гринев в дальнейшем очень удивится тому, что детский тулуп, подаренный ночному вожатому, пьянице из постоялого двора, в дальнейшем спасет его от петли, а сам бродяга окажется тем, кто станет известным на всю Россию. Однако это удивление не смогло поколебать его моральных устоев. «Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу», – таков ответ молодого человека Пугачеву. Белогорская крепость захвачена, и заговорщики проводят публичные казни, предлагая в качестве альтернативы вступить в их ряды. Перед Гриневым встает тот же вопрос, что и перед остальными защитниками крепости: умереть с честью, не изменив присяге, или пойти в шайку к «разбойнику» Пугачеву. Юноша не отступает от своих принципов, предпочитая «лютую казнь» «подлому унижению». И только вмешательство Савельича спасает его от этой участи. Но другие участники обороны не избежали расправы. Так погибают комендант, его жена и многие офицеры были безжалостно убиты. Некоторые же решают эту проблему в пользу жизни, как, например, Швабрин. Он изменяет присяге, это его выбор, за который впоследствии, кстати говоря, он и поплатится.

Гринев же вышел с честью даже из такой сложной ситуации, как личное общение с Пугачевым. Даже тогда герой прямо отвечает, что не признает его царем и, если тот его отпустит, он будет вновь сражаться против заговорщиков, если прикажут.

А что же Пугачев? Гринев ожидает, что за такие вольные слова он обязательно будет убит, так же как и остальные. Но у Пугачева тоже есть свои представления о чести. В сцене казни защитников крепости он вспоминает щедрость юноши, подарившего ему свой тулуп, и отвечает добром на добро; в благодарность он сохраняет ему жизнь. Столь же благородно он поступает, отпустив Гринева, несмотря на его признание (о том, что он будет продолжать сражаться против него). Предводитель восставших мог просто не обратить внимания на молодого офицера, казнить его, так же как остальных, но обладая все же нравственными ценностями, пусть и своеобразными, он не позволяет себе ответить злом на добро.

Поскольку в романе присутствует любовная линия, проблема нравственного выбора, безусловно, касается и этой темы. Так Гринев в Оренбурге, получив письмо Маши Мироновой, должен выбрать между солдатским долгом, принуждающим его остаться, и долгом чести, зовущим на помощь любимой девушке. Естественно, побеждает последний, и Гринев отправляется на спасение. Здесь его судьба опять тесно переплетается с волей Пугачева. Тот, как мы уже знаем, умеет быть благодарным, а также не терпит несправедливости. Он прощает ту небольшую ложь о родителях Маши и помогает освободить ее от Швабрина.

Эта странная, непонятная окружающим помощь бунтовщика офицеру сбивает с толку начальников Гринева, и он попадает под следствие. Но даже под угрозой военного суда он не позволяет своей чести упомянуть имя Маши перед судьями, хотя это бы его спасло, оправдало бы пребывание во вражеском лагере. По тем временам, если на судебном процессе звучит чье-либо имя, то этим оно наверняка будет запачкано перед обществом. Гринев, исходя из своих убеждений, решает ни за что не предавать огласке свои отношения с Машей Мироновой. Достоинство, честь, человеческий долг – вот его руководство в жизни. Да и сама Маша оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи.

Кстати, сам Пугачев также в определенный момент решает умереть, но не лишиться чести. Для него честь – не принимать «милостыню». Гринев, в благодарность за помощь, предлагает заговорщику сдаться, уповая на милость императрицы. Для Пугачева же такое предложение смешно (вспомним хотя бы, как однажды он рассказывает молодому человеку известную сказку про ворона), он слишком горд и слишком уверен в своей правоте.

И недаром в эпиграфе к роману стоит пословица: «Береги честь смолоду». Это лишний раз доказывает то, что нравственный выбор каждого из героев произведения строится на том, насколько дорога ему его честь и вообще на том, что в его понимании честь. И Пушкин, показав в романе множество разных мнений по этому вопросу, все же подводит каждого из них к тому или иному итогу, кого-то «награждая» счастливой любовью, а кого-то оставляя ни с чем, тем самым выражая свое авторское мнение.

«Уроки нравственности в повести «Капитанская дочка»»

Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и так далее. А. С. Пушкин определил сквозную идею своего творчества следующим образом: «…чувства добрые я лирой пробуждал…». Поэтому на его произведениях современные люди учатся постигать любовь, дружбу, свободу и сострадание. Одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений – повесть «Капитанская дочка». Ее герои проходят трудный путь, в ходе которого и формируются их представления о чести и долге. Самый первый урок нравственности заключен уже в эпиграфе к произведению: «Береги честь смолоду». Герой повести – Петр Гринев – во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного. Для Петруши Гринева, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», наступает пора принятия самостоятельных решений. И оказывается, что этот человек, не очень еще подготовленный к жизни, этот мальчик, которого Савельич называет «дитя», не колеблясь, поступает в соответствии с законами нравственности, независимо от серьезности возникших в его жизни проблем. Так, Гринев заставляет своего дядьку отдать сто рублей, которые он проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, и хотя юношу мучили «неспокойная совесть и безмолвное раскаяние», а также жалость к «бедному старику», но чувство чести оказывается сильнее. Петр Гринев своим поведением учит читателя быть честным и в любви. Герой не терпит бесстыдные речи своего противника – Швабрина – о Маше Мироновой, капитанской дочке, и вызывает его на дуэль, хотя об их разговоре никому не было известно и Гринев пошел бы на компромисс только со своей совестью. Однако честь и достоинство любимой девушки становятся честью и достоинством его самого. О том, как по разному воспринимают понятие чести Гринев и Швабрин, можно судить из высказывания Маши: «Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнью, но и совестью, и благополучием тех, которые…» Гринев воспринимается уже не как «недоросль», а как взрослый мужчина, который может взять на себя ответственность за любимую женщину и ее судьбу. Неудивительно, что, когда доходит дело до ситуации, в которой надо выбирать между верностью и предательством, а следовательно, между смертью и жизнью, герой, не сомневаясь, идет на смерть, потому что он присягал императрице, а Пугачев – «вор и самозванец». Но здесь проявляется не только честь Гринева как офицера; его нравственное чувство настолько органично, что даже после помилования он отказывается целовать руку «государя»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Молодой человек учит своим примером вести себя достойно во всех ситуациях: ведь поцелуй руки «злодея» ничего бы не изменил, Гринев не нарушил бы присягу и не предал бы государыню, зато не рисковал бы жизнью (Савельич говорит ему: «Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй… у него ручку»), но он изменил бы себе, а это для Гринева не менее страшно. Герой рискует жизнью еще два раза. Первый раз, когда возвращается в Белогорскую крепость за Машей, узнав, что «Швабрин принуждает ее выйти за него замуж», понимая, что его любовь и чувство ответственности за сироту глубже, чем страх за свою жизнь. И второй, когда не произносит имени капитанской дочки в суде, хотя может потерять при этом не только жизнь, но и свое честное имя. Но «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Однако не только для Петра Гринева нравственность является природным свойством натуры, но и другие герои поступают в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло. Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в обыденной жизни во всем подчиняется своей жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаться на милость Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать: дело служивое!» На вопрос Пугачева «Как ты смел противиться мне, своему государю?» комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым каторжником» и, погибая, остается верна чувству любви и гордости за своего мужа. Марья Ивановна, которая в начале повести кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой девушкой, впоследствии проявляет лучшие свои качества. Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная, она отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Любовь, верность, чувство собственного достоинства, гордость – вот чему учит эта сцена. В конце произведения Маша Миронова, как многие другие героини русской литературы, вызволяет своего любимого из беды. Именно благодаря ее усилиям доказана невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становятся честью и достоинством капитанской дочки. Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», не приобретены ими в течение жизни. Они являются органичным, естественным свойством натуры рассматриваемых персонажей. Эти же нравственные категории являются частью народного сознания, которое ярче всего воплотилось в произведениях устного народного творчества. Как раз в сказках, песнях, пословицах и поговорках проявились мудрость народа, их представление о добре и зле, мечты о счастье. Нравственные уроки и объединяют повесть Пушкина и творения фольклора; недаром в качестве эпиграфов и ко всему произведению, и к отдельным его главам автор выбирает, в частности, пословицы, фрагменты народных песен (свадебных, солдатских, исторических). Таким образом, можно говорить об истинной народности повести А. С. Пушкина. Сама форма произведения – воспоминания – предполагает, что их автор делится своим жизненным опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее – в наш «жестокий век», с тем чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – яркое подтверждение тому.

( 3 оценки, среднее 3.33 из 5 )

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение на тему нравственные итоги грозы островского
  • Сочинение на тему нравственность человека видна в его отношении к слову
  • Сочинение на тему нравственные проблемы в повести карамзина бедная лиза восьмой класс
  • Сочинение на тему нравственная опора
  • Сочинение на тему нравственная красота марии мироновой
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии