Конспект урока: «Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина
«Недоросль».
Основной конфликт и проблематика».
Учитель: Нестеренко Татьяна Михайловна, учитель русского языка
и литературы.
Предмет: Литература.
Класс: 8
Тип урока: освоение новых знаний.
Цели урока:
· Обучающая — знакомство с жанром комедии;
выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с
эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от
них.
· Развивающая — создание условий для формирования
умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою
точку зрения, решать проблемную ситуацию.
· Воспитательная — воспитание стремления быть
по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть
и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Основной метод: проблемный метод с аналитической беседой.
Формы:
коллективная , индивидуальная, групповая.
Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.
Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”.
Оформление доски: запись темы урока, портрет писателя, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии.
Эпиграф:
Сатира — это » не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев,
а гроза духа, оскорбленного
позором общества».
В. Г. Белинский.
1.Организационный
момент. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)
«Я рада, мои любезные друзья, видеть
вас сегодня. Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе
образование. Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего
ума и плоды благородного воспитания».
— Возможно, так поприветствовал бы вас,
молодое поколение, писатель Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин –
удивительный писатель XVIII века.
Ещё А.С.Пушкин назвал его «сатиры смелым властелином».
2. Проверка домашнего задания
1) Краткие
сведения о Д.И.Фонвизине (выступление учащегося, задание заранее выдано)
Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился
в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете,
учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на
философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся
переводами.
Он рано увлекся театром. Впервые
попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: «Действия,
произведенные во мне театром, почти описать невозможно».
Будущий драматург рано проявил
живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность,
юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны,
то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою».
В 1762 году Фонвизин переехал в
Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769
г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за
работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины
Второй.
Первое оригинальное
произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия,
которая пользовалась шумным успехом.
Комедия «Недоросль» была завершена в
1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием
кошельков».
2) Выступление учащегося (задание заранее выдано)-записи в
тетрадях.
Сатира — обличающая, бичующая ирония.
Драма — род литературных произведений,
построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения
на сцене, произведения подобного рода, серьёзного, но не героического
содержания (в отличие от комедии и трагедии).
Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы (обычно
в скобках), связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой
и т. д.
Комедия — это жанр драмы, в котором высмеиваются
человеческие пороки.
Недоросль — молодые люди, которые не
получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до
службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.
Слово учителя:
По сюжету и по названию
«Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина,
вырастив его «недорослем». Проблема воспитания — центральная в произведениях
эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы:
речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан — тот самый
недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет,
откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых.
3. Этап постановки проблемного вопроса. Актуализация. Работа
над проблематикой пьесы.
— Посмотрите небольшой видеофрагмент (отрывок из комедии «Недоросль»)
— Зачем я показала видеофрагмент? Вам знакомы такие герои? Нет ли
среди нас потомков Митрофана и его матери?
— Произведение
«Недоросль» Фонвизина было написано в 18 столетии. С момента первого
представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия
Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.
— В чем секрет неувядаемости комедии?
Проблемный вопрос:
— Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России?
(на этот вопрос, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)
Постановка цели
урока.
— Обратимся
к теме нашего урока. Какие ключевые слова есть в названии нашего
урока? (воспитание, гражданин)
— Подберите слова, которые связаны с этими понятиями.
«Воспитание»: ребенок, родители, семья, учителя, взросление,
формирование человека, развитие…
«Гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…
— Как вы понимаете слово воспитание?
Воспитание — планомерное воздействие на умственное
и физическое развитие детей, формирование их морального облика
привитием им необходимых правил поведения.
—
Какая проблема затронута
в комедии « Недоросль»? (Проблема воспитания достойного гражданина Отечества)
— Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы
хотели бы сегодня получить ответы?
Каковы цели нашего занятия?
— Поразмышляем над тем, что такое воспитание.
— Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал
настоящим гражданином.
— Кто является настоящим гражданином?
4. Основной этап урока. Усвоение новых знаний
1) Начнем нашу работу, как говорит один из героев
комедии, «с задов», то есть с повторения.
XVIII в. имел для России особое
значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.
Велики были
достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие
Россию вровень с европейскими государствами:
1) в 1721
г. учреждается Петербургская Академия наук;
2) в 1755
г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.
3) в 1757
г. основана Академия художеств.
Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного
человека – монарха, монарха сильного и просвещенного, как Петр Великий и
Екатерина Вторая. В это время в искусстве, и в том числе литературе, возникло
новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.
Понятие «классицизм» в переводе с
латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в
искусстве Древней Греции и Рима.
Искусство классицизма проповедовало идеи
гражданственности, идеи просвещения.
Принципы классицизма:
1.
Основа всего – разум.
Прекрасно лишь то, что разумно.
2.
Главная задача –
укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
3.
Высшее достоинство
человека – исполнение долга, служение государству.
4.
Наследование античности
как образцу.
Комедия «Недоросль»
является классицистической комедией:
– герои делятся на положительных и
отрицательных;
– герои наделены
«говорящими» фамилиями;
– положительные герои
являются воплощением идеи гражданского служения государству;
Комедия «Недоросль» — блистательное сатирическое произведение
для постановки на сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие
пороки.
— Еще раз обратимся к понятиям сатира, комедия.
—Что же такое сатира? Комедия?
Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид
комического; резкое осуждение и осмеяние человеческих пороков или
несовершенства человеческой жизни.
Комедия — это жанр драмы, в котором
высмеиваются человеческие пороки.
— Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад
и вспомним героев комедии и увидим пороки отрицательных
персонажей.
2) Беседа по вопросам. Первичное восприятие.
— Почему комедия так названа? «Недоросль»?
Понравилась ли она?
— Почему Митрофана называют недорослем?
Недорослями тогда называли всех дворянских
подростков до 15-16 лет.
Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до
20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в
домашних условиях для поступления на службу.
— Какие
качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?
Понаблюдаем за героями комедии и ответим на
этот вопрос.
— Каким вы представляете Митрофана?
(Митрофан – характер комический. Полное
незнание основ грамматики, истории, географии, но развиты смышленость и
сообразительность).
— Как героя воспитывала мать?
— Какое
воздействие оказывала на Митрофана мать?
3) Групповая работа (решение проблемы)
Задание на карточке.
1 группа.
— Давайте посмотрим, в какой
семье воспитывается Митрофан.
— Обращаясь к тексту, покажите на
примерах, как Простакова ведет себя со своими близкими: с мужем, братом, с
учителями Митрофанушки, со слугами.
— Что это за женщина?
К Тришке: мошенник, вор, скот,
воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )
К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты
не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…
Ты еще, старая ведьма, разревелась…
Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а
милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день ( д. 3,яв.
6 );
Мужу : Я холопам потакать не намерена.
Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)
Все сама управляюсь, батюшка: то
дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. ( д.2, яв.5)
.К брату: … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до
рожи, до рожи…( д.З, яв.З — дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай
додраться! (Милон их разнял). …Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до
смерти! (д.5, яв.2)
К учителям ( д.3 явл. 7 урок Митрофана )
Вывод: Простакова — полновластная
хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее
согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со
слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.
Муж у нее под каблуком, она им помыкает.
Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится
неуважительно, кормит плохо.
2 группа.
— Но как эта «презлая
фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте
комедии ответы. Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая,
безрассудная, животная?
( Заступается за сына, ругает
учителей, Еремеевну. («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить
Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)
( То, как она им любуется…
«Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно
ль…посмотреть, как он у нас выучен»).
— В чем она видит благо, счастье
для своего сына? Каков её идеал?
(Её идеал – батюшка, который
«не умел грамоте, а умел достаточек нажить и — сохранить», для этого хочет
женить на Софье Митрофана.
— Как Простакова относится к образованию?
Для чего она нанимает учителей?
“Без наук люди живут и жили”- говорит
помещица. Она
присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что
Митрофанушка вперед шагать не любит…”- говорит она Цыфиркину.
При решении задачи о деньгах она
советует сыну: “…Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не
делись. Все себе возьми, Митрофанушка.( д.З, яв.7)
Простакова о географии: “…Да
извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4,
яв.8)
— Почему же Митрофан ничему
не научился? На кого похож?
Выводы: Простакова — невежественная,
необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к
людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.
Она уродует его характер, воспитывает в
нем наглость, лень, подлость и жестокость. И он действительно становится
похожим на мать.
Сама она невежественная, безграмотная
женщина. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает
образование необходимостью, и смотрит на обучение, как на тяжелую повинность.
3 группа.
Герои — антиподы Митрофана.
Кто они? Прочитайте высказывания
Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?
•
Глупому сыну
не в помощь богатство.
•
Имей сердце,
имей душу, и будешь человек во всякое время.
•
Невежда без
души – зверь.
•
Золотой болван
– всё болван.
•
Наличные
деньги — не наличные достоинства.
— Кто Милон по роду занятий? Какой
он офицер? Что мы узнаем о нем?
— Какие качества он ценит в
человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества (
дейст.4 явл. 6 ).
Вывод: Милон любит Родину, он честен,
справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер.
Он образец настоящего гражданина Отечества.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Фонвизин обращается к вам,
молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование,
верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.
— На какие вопросы вы получили
ответы на нашем занятии?
— Кого можно назвать настоящим
гражданином своего Отечества?
— Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я
задумался…»
—
Вернемся к проблеме, которую мы озвучили в начале урока, можно ли Митрофану
доверить будущее России? Почему?
Выводы: Митрофан,
воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».
Не
уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну,
следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может
быть истинным гражданином.
5. Домашнее
задание
Напишите мини-сочинение
«Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт:
комедия «Недоросль» Фонвизина).
Используем
фразы: « говоря о воспитании достойного человека, обратимся к литературному
примеру», «в комедии автор рассказывает о Митрофане Простакове, который…», «
трудно назвать этого героя достойным человеком ,потому что…»
Выставление оценок
1745 — 1792
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» затронула тему исправления нравов общества с помощью просвещения и соблюдения законов.
Читательский дневник показывает, как автор соединил новаторские приемы и традиционные черты классицизма в пьесе.
1. Время и место сюжета
Годы создания — 1778-1782, год публикации – 1783.
Время в книге — 1760-1870-е годы.
Место сюжета — провинциальное поместье.
2. Главные герои и их характеристика
Простакова — помещица, крепостница. В девичестве Скотинина, чем и объясняется несоответствие фамилии мужа. Тиранит слуг и близких, ее гнев не касается только любимого сына. Не видит смысла в образовании.
Простаков — муж Простаковой. Тихий, забитый, отказавшийся от своего мнения человек. Не умеет управлять хозяйством, как и всем в своей жизни. Терпит побои и оскорбления от жены.
Митрофанушка — сын Простаковых, 16-летний недоросль. Не может усвоить простейшие школьные знания. Живет в режиме ребенка, но не прочь жениться по настоянию матери.
Скотинин — брат Простаковой, любитель скота. Планирует жениться на Софье, чтоб увеличить размеры поместий и поголовье свиней. Грубый, необразованный человек с примитивными желаниями.
Софья — сирота, воспитанница в доме Простаковых. Умная, порядочная, тонко чувствующая девушка. После приезда дяди становится завидной богатой невестой, чем привлекает к себе расчетливых женихов (Скотинина, Митрофана). Влюблена в офицера Милона, позже становится его женой.
Стародум — дядя Софьи. Приезжает после долгого отсутствия, чтобы выручить племянницу из семьи Простаковых. Разбогател честным способом, работая в Сибири. Образованный, порядочный человек с высокими моральными принципами.
Правдин — чиновник, выявляющий нарушения со стороны дворянского сословия. Честный, неподкупный человек. Наказывает Простакову за деспотизм и угнетение подчиненных.
Милон — храбрый честный офицер, желающий послужить Отечеству. Возлюбленный Софьи. Предотвращает похищение девушки с целью насильственной женитьбы.
3. Краткий пересказ рассказа
В семье Простаковых проживает сирота Софья, ее ущемляют и всем попрекают. Заступиться за девушку некому. Скотинин, брата хозяйки дома, хочет жениться на Софье и прибрать к рукам ее имущество.
Внезапно спустя три года возвращается дядя Софьи, Стародум. Он разбогател и делает Софью наследницей. Теперь Простакова мечтает женить на богатой невесте своего сына, а не брата. Но девушка давно влюблена в офицера Милона.
Стародум, познакомившись с Милоном и убедившись, что он достойный человек, благословляет брак Софьи. Перед отъездом дяди с племянницей Простакова пытается похитить Софью и насильно выдать ее замуж за своего сына, но беззаконие останавливают. Чиновник Правдин за многочисленные нарушения закона привлекает Простакову к ответственности и лишает управления имуществом.
Смотрите более подробный краткий пересказ комедии «Недоросль» Фонвизина Д.И.
4. Чему учит пьеса
В каждом человеке должна быть нетерпимость к порокам и нарушению закона, а также стремление к справедливости и к служению Отечеству.
Необходимо усилить роль просвещения и морального воспитания для молодежи, чтобы в стране выросло поколение прогрессивно мыслящих порядочных людей, а не «Митрофанушек».
5. Вывод и своё мнение
Автор показывает, что пороки русского общества начинаются не с низших сословий, а с дворянства. Оно должно быть носителем высоких нравственных ценностей, но в нем зачастую процветают невежество, деспотизм, бездуховность и отсутствие культуры. К счастью, есть и достойные представители дворянства, именно они смогут со временем изменить существующий уклад.
6. Система образов произведения
Поскольку пьеса написана по законам классицизма, то прослеживаются характерные для этого направления черты: все герои четко делятся на положительных (Стародум, Правдин, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы).
Характеристика героев подчеркивается с помощью «говорящих фамилий», зачастую делая акцент на одном качестве:
Простаков — глуповатый, но тихий и безобидный;
Скотинины — агрессивные, примитивные, любят скот (свиней) и ведут себя по-скотски;
Правдин — чиновник, который ищет нарушения, устанавливает справедливость и говорит правду;
Стародум — обращается к идеалам прошлого и т.д.
В финале добро наказывает зло согласно канонам классицизма.
7. Словарь незнакомых слов
Сговор — заключение договоренности между родителями юноши и девушки, желающих вступить в брак.
Таска — взбучка, нагоняй.
Пращур — родоначальник, далекий предок.
Свойственник — усыновитель, опекун.
Благостыня — милосердный поступок, благо.
Околоток — ближайшая окрестность, округа.
8. Понравившиеся цитаты
* Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.
* Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
* Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
* Без души просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь.
Комедия Д. М. Фонвизина «Недоросль» является на сегодняшний день прекрасным мотивационным произведением, которое рекомендуется читать не только школьникам, но и их родителям. В нем рассказывается о том, насколько может навредить ребенку чрезмерная родительская любовь. Автор дает далеко не лестную характеристику Митрофану в комедии «Недоросль», подчеркивая и высмеивая его недостатки.
Характер молодого человека
Главный герой произведения не отличается какими-либо выдающимися качествами характера. Это яркий пример необразованности и невоспитанности. Его характер формировался под действием вседозволенности и слишком сильной опеки со стороны родителей.
В 15 лет молодого человека все еще считают ребенком, прощая все его проступки и грехи. Семейство Простаковых мотивирует это тем, что он еще маленький, но со временем изменится.
Родители постоянно балуют ребенка. Мотивируют они свои поступки тем, что взрослая жизнь слишком сложна, поэтому следует сделать так, чтобы юность и детство были беззаботными. Молодого господина всячески ограждают от проблем.
Результатом подобного воспитания становится то, что юноша растет разбалованным, грубым и невоспитанным. Он ругается со слугами, учителями и даже своих родителей совершенно не уважает. Его грубость переходит все границы.
Митрофанушка, не получая достойного отпора ни от кого в поместье, становится все более жестоким. Он уверен, что все его поступки правильные. Опасен или смешон Митрофан, решать читателю. Но все же автор показывает его истинное лицо — главный персонаж не хочет думать ни о чем, кроме женитьбы. Его глупость переходит всяческие границы. Парень не умеет видеть прекрасное. Его не интересует:
- природа;
- искусство;
- люди.
Если говорить метафорически, то юный барин скорее напоминает животное, которое руководствуется своими низменными инстинктами. Это очень ленивый человек, который ведет жизнь тунеядца и ябеды. У него нет цели в жизни, хотя при некоторых усилиях молодой человек вполне может себя развить и стать более умным и вежливым.
Рассуждая в школьном сочинении о самом смешном и печальном в Митрофане, дети пишут о его сообразительности. Он понимает, что очень глуп, но не хочет в себе что-то менять. По его словам, в мире довольно много глупых людей, но все они как-то живут.
Сочинение на тему: Смешное и печальное в Митрофане в комедии Недоросль, Фонвизин
Смешное и печальное в Митрофане
Центральным персонажем в комедии «Недоросль» является шестнадцатилетний сын помещицы Простаковой — Митрофан. Его имя переводится, как «подобный матери» или «похожий на мать». Так как Д. И. Фонвизин неслучайно давал своим героям такие имена, соответственно, и его имя было выбрано с целью показать, насколько герой был зависим от матери. В свои шестнадцать он не мог ни читать, ни писать, ни прибавлять простые числа, а просто гонял голубей, ел да спал.
При этом госпожа Простакова была уверена,
что для своего Митрофанушки она найдет лучшую невесту с богатым приданым. Отсутствие должного воспитания привело к тому, что из мальчика вырос ленивый, избалованный и глупый человек, одним словом невежда. В конце произведения автор покажет, что все-таки госпожа Простакова будет пожинать плоды своего попустительства. Когда Митрофан узнает, что ее лишили деревни и всего хозяйства, он от нее отречется. Худшего наказания для матери трудно представить.
Отец для мальчика и вовсе пустое место, потому что он человек слабый, под пятой жены. От своей няни Еремеевны, которая его вырастила с самого детства, он требует полного
подчинения и защиты. Она итак терпела от него постоянные оскорбления, но Митрофану некогда было это оценить. Он был занят собой и своими личными делами. О других людях или об их потребностях он вообще никогда не задумывается. К учителям относится с пренебрежением. По натуре он довольно беспечный и капризный.
На многие действия этого героя проливает свет Стародум. Он, как человек умудренный и проницательный, отмечает, что человек не может быть счастливым, не имея доброе сердце. Самое главное в людях это благонравие, а иначе даже самый образованный и умный человек превращается в монстра. В воспитании Митрофана он видит следы злонравия, которое может пагубно отразиться на характере любого человека. Фонвизин временами показывает в пьесе комичные моменты, связанные с Митрофаном.
К примеру, вслед Скотинину он кричит: «Убирайся, дядюшка, проваливай!» На все задачи у него одно решение: «Единожды три — три. Единожды нуль — нуль. Единожды нуль — нуль». Некоторые из учителей Митрофана и сами не особо образованные. Например, Вральман, он же бывший кучер, а перед Простаковыми строит из себя великого ученого, способного за высокую плату обучить их сына-недоросля. Печальна финальная сцена комедии, когда Простакова от грубости сына падает в обморок.
Очнувшись, она понимает, что нет у нее сына, и никогда не было. От стыда она кричит: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя!» Почти все произведение пронизано такими драматичными и в то же время комичными высказываниями. Высмеивая недостатки дворянства, писатель пытался показать верный путь развития общества и искоренить разросшееся зло.
Отношения с окружающими
Тема отношений в произведении проявляется довольно ярко и прослеживается на протяжении всего повествования. Даже несколько фрагментов в начале комедии позволяют увидеть, насколько невежественным был Митрофан и его родители.
Мальчик живет в атмосфере безграничной любви и вседозволенности. Мать и отец настолько боготворят свое чадо, что это приводит к печальным последствиям. Юноша становится страшно заносчивым, а это сказывается на его дальнейшей судьбе. Он не умеет строить отношения с окружающими людьми.
Родители молодого человека не вносили коррективы в его отношения с социумом, не помогали ему вливаться в него, не показывали, как надо относиться к людям. Итогом стала не только его необразованность, но и жуткое невежество, которое настолько прославилось, что его называют фонвизинским по сей день.
Общение с людьми у парня начинается с того, что он определяет социальное положение собеседника. Если это человек высокопоставленный, богатый и достойный, то он старается вести себя с ним, соблюдая минимальные нормы этикета. Но простым людом парень не церемонился.
Грубое, пренебрежительное и неуважительное отношение к учителям показывает основной жизненный принцип Митрофана. Его мать не препятствует такому поведению сына. Педагоги, вынужденные обучать юного недоросля, должны были мириться с таким положением, хотя они и сами были далеко не так умны, как хотели казаться.
Обучением юноши занимались няни, учителя и даже кучер Еремей. Но ни к одному из них недоросль не относился с уважением. Основным его занятием на уроках было унижение преподавателей. Например, однажды он сказал своему учителю математики такую цитату:
Давай доску, гарнизонная крыса! Говори, что писать!
Няня, которая была с Митрофанушкой с рождения и следила за его обучением, удостаивалась прозвища «старая хрычовка».
Даже мать, которую он должен был любить и уважать, становится предметом насмешек и грубостей. Сын постоянно угрожает матери, что покончит с собой, ведь она заставляет его обучаться, контролирует каждый его шаг, чем очень надоела ему.
СОЧИНЕНИЕ ПО НЕДОРОСЛЬ НА ТЕМУ СМЕШНОЕ И ПЕЧАЛЬНОЕ О МЕТРОФАНЕ
Пьеса Фонвизина «Недоросль» является первой русской общественно-политической комедией. В ней драматург изобличает пороки русского дворянства и, вместе с тем, выводит свой идеал, основанный на просветительских идеях всеобщего воспитания. Хотя жанр «Недоросля» и определяется как комедия, однако в произведении искусно сочетается и переплетается смешное и грустное, комическое и драматическое. Что в пьесе вызывает наш смех? Мне кажется, прежде всего, сцены, связанные с обучением Митрофана. Этот великовозрастный увалень не знает даже простейших вещей, и, более того, не хочет ничему учиться. Он мечтает лишь о женитьбе на Софье ради получения большого приданого. Какие уж тут могут быть мысли об учебе! Интересно, что выражение Митрофана «не хочу учиться, а хочу жениться» вошло в разговорный русский язык и стало крылатым. Эпизоды «обучения» Митрофана изображены в комических тонах. Уморительны сцены его «показных» уроков с Цифиркиным, Кутейкиным, Вральманом. Мы видим, как невежествен и груб с учителями этот недоросль. На все задачи у него одно решение: «Единожды три — три. Единожды нуль — нуль. Единожды нуль — нуль», на все замечания один ответ: «Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать». Любопытно, что учителя, сами невесть как образованные люди, а некоторые, вроде Вральмана, и вовсе порядочные мошенники, давно «раскусили» ленивого и глупого Митрофана. Так, семинарист Кутейкин почти открыто издевается над своим учеником, но ни он, ни его мать не видят этого: «Кутейкин. Червь, сиречь животина, скот. Сиречь: «аз есмь скот». Митрофан. «Аз есмь скот». Кутейкин (учебным голосом). «А не человек». Митрофан (так же). «А не человек». Кроме того, смешными кажутся сцены «Недоросля», где описываются семейные отношения Простаковых-Скотининых. Невольно вызывает смех то, как Простакова обращается со своим мужем и братом — «держит их под каблуком» и вертит ими, как хочет. Смешны ее бранные слова в адрес крепостных, ее ругательства. Смешон Скотинин с его помешательством на свиньях и т.д. Но, читая все эти сцены, невольно ловишь себя на мысли, что к смеху здесь примешивается что-то грустное и даже страшное. Это ощущение достигает своей кульминации, например, в эпизоде ссоры Скотинина со своим племянником. Эти, казалось бы, родные люди готовы физически уничтожить друг друга из-за денег — приданого Софьи: «Скотинин (задрожав и грозя, отходит). Я вас доеду. Еремеевна (задрожав, вслед). У меня и свои зацепы востры! Митрофан (вслед Скотинину). Убирайся, дядюшка; проваливай». Кроме всего прочего, в этой сцене появляются дополнительные штрихи к образу Митрофана. Этот недоросль, упитанный и сильный физически, оказывается трусом. Мы видим, что он, испугавшись своего дяди, прячется за спину старой Еремеевны: «Мамушка! заслони меня». Митрофан привык всегда и во всем полагаться на свою мать и крепостных. Без них же этот уже почти взрослый мужчина беспомощен, как ребенок. Мы видим, что он во многом повторяет судьбу своего отца, такого же бесхребетного увальня. Печально наблюдать в данной сцене и за поведением Еремеевны. Крестьянка, за всю свою жизнь не слышавшая ни одного доброго слова от хозяев, тем не менее, преданна им до последней капли крови: «Еремеевна (заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки). Издохну на месте, а дитя не выдам». Чем объяснить эту поистине собачью преданность? Историческими обстоятельствами или особенностями русского характера? Мне кажется, автор оставляет этот вопрос без ответа, лишь ставя вопрос о более гуманном, «просвещенном», отношении дворян к своим крепостным. Печальны и драматичны финальные сцены «Недоросля», где «злонравия достойные плоды» оказываются наказанными. Но, несмотря на то, что Простакова справедливо потерпела неудачу во всех своих планах и лишилась имения вполне заслуженно, в последних сценах ее участь вызывает жалость и даже сочувствие. Но нам жалко не Простакову-крепостницу, а Простакову-мать. В финале Митрофан, ради которого она жила и который, по сути, был смыслом ее жизни, предает Простакову, трусливо отказывается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Драматург с большим психологическим мастерством описывает горе матери: «И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок)». И далее следует почти заключительная фраза этой героини: «Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!» Таким образом, в пьесе Д.И. Фонвизина тесным образом переплетается смешное и грустное, комическое и драматическое. Больше того, смех в произведении носит, на мой взгляд, не развлекательный, а назидательный характер. Высмеивая недостатки русского дворянства, писатель стремится указать на них просвещенным людям, а, может быть, и искоренить их. Этой же цели служат и драматические эпизоды «Недоросля». Сочетание этих контрастных способов изображения действительности усиливает эффект и делает комедию Фонвизина выдающимся произведением русской драматургии 18 века.
Нежелание учиться
Основная часть аристократии заставляет своих детей обучаться для того, чтобы они могли в жизни добиться большего, чем родители. Простаковы же учат своего ребенка только потому, что так надо. Петр I приказал, чтобы дети аристократов умели написать письмо и знали арифметику. По этой причине им следует учить грамматику, Божье слово и математику.
Образ Митрофана в произведении предстает не вполне логичным для большинства читателей. Чаще всего в рассказах и романах того времени описываются умные молодые люди, которые не всегда думают о своем будущем, однако все они начитаны и очень образованы.
Но если провести анализ исторических документов, то можно увидеть, что в те времена действительно процветало невежество. Именно поэтому правительство приняло решение о том, чтобы дети аристократов в России обучались и получали образование.
Родители Митрофана — довольно образованные люди. Но их знания основывались на жизненном опыте. Они считают учебу бессмысленной и ненужной. Делая вывод из этого, можно понять, почему юный барин считал ненужными:
- науки;
- книги;
- музыку;
- этикет.
Все это юноша не воспринимал всерьез. Перспективы, которые открывались перед образованным человеком, были закрыты для Митрофана. Экзамены он воспринимал в качестве наказания. Мать же подливала масла в огонь, говоря периодически, чтобы он учился хотя бы для вида.
Если сравнить произведения двух известных писателей Фонвизина и Пушкина, то у последнего также есть подобный персонаж — Петруша Гринев. Но он хотя бы имел документ об образовании и смог начать служить отечеству. Митрофан же так и не смог получить необходимых знаний и остался в «недорослях». Но данный страшный момент не имел никакого значения для его родителей, они не думали о возможной трагической развязке судьбы своего единственного отпрыска.
Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль»)
Давно уже имя Митрофанушки и само слово «недоросль» стали, нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании. Великий мастер сатиры Д. И. Фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ молодого болвана, вступающего в жизнь. Именно Митрофанушка постепенно становится героем, вокруг которого разгорается конфликт в доме Простаковых. То, что он отрицательный персонаж, не вызывает сомнения. А вот с каким чувством отнестись к нему, как определить его место среди других отрицательных героев?
Читая первые сцены комедии, сразу же знакомишься с Митрофанушкой, сыном помещиков Простаковых. Первое чувство — смех. Разве можно не смеяться над обжорой, который всю •ночь страдает после обильного ужина, но утром опять не лишает себя удовольствия проглотить несколько подовых булок? Смешон Митрофан и своей неповоротливостью, и необходимостью в свои годы иметь рядом няньку, и скудостью ума, и бедностью речи.
По чем ближе узнаешь Митрофанушку, тем суровее становится отношение к нему. Убеждаешься, что не такой уж и безвредный этот обжора, лишенный ума и совести. И если еще вызовет улыбку Митрофан на уроке или на экзамене перед Стародумом, то это уже смех, к которому примешивается чувство страха: ведь за Митрофанушкой — будущее, он будет править людьми, строить жизнь государства. А что может быть страшнее, чем если судьбу народа и страны будут решать подобные Митрофану люди — тупые, ограниченные, не обремененные ни порядочностью, ни воспитанностью, ни духовностью?
И уж совсем страшен Митрофан по отношению к окружающим. Получивший уроки жестокости и грубости от матери, он неуважительно относится к отцу, к самой матери, а слуг и вообще за людей не считает. Даже Еремеевну, которая вырастила и вскормила его и готова жизнь за него отдать, Митрофан оскорбляет и унижает. Его. неблагодарность близким людям, грубость и цинизм вызывают отвращение. Можно с уверенностью сказать, что Митрофанушка куда более опасен, чем смешон.
Конечно, можно попробовать оправдать действия Митрофана издержками его воспитания и обучения. Можно обвинить Простакову, которая своей слепой любовью и безнравственными поступками воспитала такого гнусного человека. Но ведь нельзя же оправдать зло, невежество, духовную нищету обстоятельствами, чьими-то ошибками, условностями жизни. Так можно все оправдать, а человек должен сам отвечать за все, что он совершает. Как можно понять, оправдать, а тем более простить Митрофана, когда он в страшную для его матери минуту отталкивает ее от себя и не, находит слов поддержки для самого близкого человека?
В финале комедии он просто безобразен, лишен всего человеческого. Судьбу недоросля теперь решает Правдин, отправляя его на службу, и можно только представить, сколько зла может принести людям Митрофанушка. Помните слова Стародума: «Невежда без души— зверь»? Это и о Митрофане — потерянном для общества человеке, страшном своим бездушием и невежеством, Митрофане, который никогда не станет лучше, потому что ума ему не дали, а душу забрали.
Успехи или откат назад
Юноша не достиг успехов ни в одной из наук. Он читал по слогам, счет освоил только до трех. Его речь была грубой и лишенной необходимой грамотности. Как родители собирались доверить свое имение сыну, было непонятно.
Только во французском языке, по мнению учителя, он достиг некоторых успехов. Но это является форменным враньем. Вральман не только сам не знает языка, но и усиленно врет родителям парня, что тот успешен и понятлив.
Д. Фонвизин вводит в произведение сцену с обучением Митрофана, чтобы показать полный упадок образования в России тех лет. Богатых детей учили не профессиональные преподаватели, а обычные конюхи, няньки и отставные военные. Описать, насколько смешно выглядело подобное обучение, можно сценой составления синквейна на уроке французского учителем, который совершенно не знает языка.
Центральный персонаж
В произведении юный барин предстает центральным героем. Автор его противопоставляет умной, начитанной, скромной и нежной девушке Софье. Именно на ней мечтал жениться Митрофан.
Читателям иногда сложно понять, почему писатель делает главной фигурой недалекого и глупого барина. Но ответ очевиден: в молодом человеке собраны все отрицательные черты русского аристократического общества того времени. Это был своеобразный художественный и речевой прием, который помог показать, насколько невоспитанными были богатые люди.
Митрофан стал собирательным образом большинства помещиков, чиновников и градоначальников, которые забыли, что такое честь и уважение. Они склонны притеснять всех, кто находится ниже их на социальной лестнице. При этом к вышестоящим чинам они испытывают подобострастие.
Для современного читателя смысл произведения немного другой. Автор показывает, насколько деградирует человек, если он перестает развиваться и идти вперед. Он начинает отталкивать от себя даже самых близких и любящих его людей. Роль Митрофана здесь видна в том, чтобы показать, насколько важно быть честным, умным, верным и заботливым.
Значение слов невежа и невежда
Невежа — это человек, который не обучен этикету, не умеющий вести себя в обществе, не соответствующий прогрессу, невоспитанный человека, хама. Так могут назвать грубияна или даже вполне себе адекватного человека, который просто не вписался в определенные круги общества.
Например, еще недавно невежами называли тех, кто не умел галантно разговаривать с дамами на балу, или вел себя, как бука. Или такого, кто на званый вечер приходил в повседневной одежде.
Что такое «невежа»? Понятие «невежа» больше относится к манерам, поведению и воспитанию человека. А вот другое слово «невежда» — имеет отношение к образованию человека. Кстати, невежа вполне может быть и невеждой. Рассмотрим почему.
Невежда — это человек, который мало знает, не имеет достаточного образования и элементарных представлений об окружающем мире, недоучка или неуч. Такой человек вполне может заявить, что солнце встает на западе, а садится на востоке, а земля стоит на трех китах. Сейчас мы считаем такими большинство людей, живших в эпоху Средневековья и сжигавших на кострах инквизиции мыслителей своего времени. Иногда целое общество можно назвать невеждами. Невежда имеет корень «веж» или «вед», то есть тот, кто не ведает, не знает.
Но невеждой не стыдно быть, если стремиться больше знать и учиться. Стыдно ничего не делать, чтобы перестать слыть невеждой. А вот тут совет мыслителя — для того чтобы узнать нечто новое — можно и притвориться невеждой:
Не надо быть невеждою, но невеждой притвориться иногда не худо, можно узнать то, чего не знал ранее. Даже в описании привычного, можно получить новые знания.
Бальтасар Грасиан.
Часто так и бывает, что невежа есть и невежда — когда невоспитанный человек еще и малообразован. Поэтому даже у классиков часто можно встретить смешение этих понятий.
Что говорят о душе философы
А теперь обратимся к учениям философов древности и посмотрим, как они понимали суть души человека.
Древние философы рассматривали душу как физическую субстанцию, состоящую из огненных атомов, которые приводят в действие другие атомы, исходящие из внешних материальных предметов. В дальнейшем философские размышления пришли к тому, что душа — это нечто «эфирное», абсолютно не зависящее от физического существования.
Таким образом, человек начал задумываться о тайне своей души и сущности сознания еще в глубокой древности. С тех самых пор и ведутся споры о том, в чем
суть души человека
?
У каждой стороны своя истина.
Одни утверждают, что мир материален и наше сознание является лишь функцией мозга, а душа ― и вовсе выдумки богословов.
Другие выдвигают концепцию о том, что сознание первично по отношению к материи.
Третьи утверждают, что сознание — это «искра» великого, масштабного пламени божественного разума.
Однако большинство талантливых и гениальных философов всех времен сходится в одном: человек обладает душой
.
Гомер о душе
Гомер сравнивал душу с воздушной оболочкой. В его времена душа понималась как небольшой, легкий и неосязаемый воздушный фантом. Считалось, что когда тело умирает, душа покидает его. Понятие души напрямую ассоциировалась с воздухом и дыханием: каждый вдох — рождение, каждый выдох — смерть.
Позже мыслители углубили и расширили свои представления о сути души человека, уже не воспринимая ее как простую воздушную оболочку. Теперь душа понималась способной иметь и формулировать желания, способной к пониманию и созерцанию, наконец, способной создавать желаемую реальность. Также появились утверждения, что душа имеет память о своих прошлых жизнях.
По теме: Человек продолжает думать даже после смерти?!
Платон о душе
Платон утверждал, что души бессмертны и обречены на вечное существование. Каждый раз после гибели тела души попадают в особое место ― подземный мир, царство Аида. Их дальнейшая участь зависит от той жизни, которую они вели в «человеческом обличье», ― от их поведения, мыслей и поступков на земле. Это же влияет и на то, в кого душа воплотится вновь. Так выдвигается идея о перевоплощениях души, ее грехах и карме.
Аристотель о душе
Аристотель утверждал, что у души есть несколько уровней, посредством которых происходит ее развитие. Он считал, что душа есть не только у человека: животные и растения также обладают божественной энергией. По его мнению, существует три уровня души:
- Растительная душа;
- Животная душа;
- Разумная душа.
Низший уровень — «растительная душа», ее функции заключаются в питании и размножении. «Животная душа», помимо этого, обладает также ощущениями и желаниями, стремится к благу для себя и избегает всего неприятного.
Самый совершенный уровень — «разумная душа», его достигает только человек. Помимо всего вышеперечисленного разумная душа наделена способностями рассуждать и мыслить.
Аристотель приходит к выводу, что человеческий разум бессмертен: после гибели тела он сливается со вселенским разумом.
Во всех определениях души есть нечто общее: это разумная, божественная энергия, которая «вселяется» в тело человека для поиска нового опыта. У всякой души есть выбор ― дальнейшее совершенствование или деградация.
Как правило, все философы наделяют душу тремя основными способностями:
- Познание
- Разум
- Воля
Иными словами, суть души человека ― это наше подлинное «Я», наше божественное начало.
Люди, которым удалось установить связь со своей душой, научились получать ответы от Вселенной и реализовывать любые желания. Машины, яхты, квартиры, путешествия, семья, рождение долгожданного ребенка — для таких не существует ограничений.
Вы тоже можете стать одним из них. Узнайте, как это сделать >>
Примеры со словами «невежа» и «невежда»
Примеры из известных произведений с этими словами, чтобы было легче понять значение слов:
.. [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
И.А. Крылов, Басни.
Не в пору, невежа, ты струны порвал, Как раз когда я расплясался! Такого колена никто не видал, Какое я дать собирался!
Толстой А. К., «Садко».
Запищали все комары, зажужжали и долго спорили, как им быть с невежей медведем. Никогда еще в болоте не было такого страшного шума. Пищали, пищали и решили выгнать медведя из болота.
Мамин-Сибиряк Д. Н., «Алёнушкины сказки».
Сочинение рассуждение на тему невежда без души зверь
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» , – проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания» . Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» . Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана – отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его… один отставной сержант, Цыфиркин») , семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин») , а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман») . Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит») . Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год) , чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою… За столом стакан вина» ) и одевают в доме («Белье его наши бабы моют») . Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится») . Создавая образы учителей Митрофана, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового Митрофана. Драматург считает, что только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры. Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок» . Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь» . Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) ; у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно» , невеждой и безнравственным существом.
Душа с точки зрения эзотерики
Существует много книг по эзотерике, которые пытаются объяснить существование души и раскрывают ее суть. Эзотерические знания относятся к душе человека — как к нечто мистическому и непонятному для ума.
Душа человека — это информационная структура, которая делает нас людьми. Это некое хранилище жизненной энергии.
Душа существует параллельно материальному миру в некотором тонком, астральном мире. То есть существует невидимый нематериальный мир, где обитают души умерших людей.
Похожая статья: Символы жизни — тайные значения и смысл знаков
Обычный человек не может увидеть ни свою, ни чужую душу, так как не способен входить в диапазон частот, где они обитают. Однако некоторые религии дают практики, при которых душу можно увидеть. Они предлагают раскрыть свои способности через медитацию и вхождению в транс, чтобы развить астральное зрение.
Значение слова «невежда»
Слово «невежда» является заимствованным из старославянского языка, о чем внимательному глазу читателя подскажет наличие буквосочетания «жд», свойственное этому древнему языку.
Оно прослеживается в чередовании согласных в словах:
Слово «невежда» по смыслу связано с глаголом «ведать», то есть «знать», поэтому невеждой называется необразованный или некомпетентный человек только в какой-либо области знаний.
Люди, стоящие высоко на лестнице научного центра, были блестящими специалистами в своей области и полными невеждами в других областях (Э. Ф. Рассел. Против странного устройства).
Невежда — необразованный или имеющий поверхностные знания человек.
Примеры предложений со словом «невежда»
Чтобы усвоить это лексическое значение слова, поинтересуемся, как его используют известные писатели в своих произведениях:
Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им слыть за невежд, так они поневоле трудились (И. С. Тургенев. Отцы и дети).
Если невежда верит, что в недрах земного шара обитают допотопные ящеры, — это ещё куда ни шло! (Жюль Верн. Двадцать тысяч лье под водой).
Я превратил множество невежд в специалистов, в знатоков разных ремёсел и наук (М. Твен. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура).
Как запомнить, в чем разница слов «невежда» и «невежа»
Чтобы запомнить эти слова-паронимы и не путать в своей речи, уясним их точное лексическое значение:
Разница в значении этих лексем очевидна.
Чтобы прочно усвоить, в чем разница слов «невежда» и «невежа», подберем к ним антонимы:
Обращаем также внимание на их фонетическое оформление:
в исконно русском слове «невежа» имеется согласный шипящий звук [ж], а в заимствованном из старославянского языка книжном слове «невежда» звучит сочетание согласных [жд].
Кто такой «невежа»?
С точки зрения грамматики эта лексема является одушевленным существительным общего рода, которой в зависимости от контекста можно назвать людей обоего пола:
Думаю, что Татьяна все-таки невежа, несмотря на внешний лоск.
По своему происхождению это слово является исконно русским, и когда-то оно обобщённо обозначало невежественного человека — необразованного и некультурного.
В современном языке этим словом называют человека, не усвоившего правил культурного поведения в обществе:
Невежа — не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
Примеры со словом «невежа» из художественной литературы
Это значение рассматриваемой лексемы проиллюстрируем с помощью отрывков из произведений художественной литературы:
Хоть бы привстали, невежи, — хоть бы поклонились — вот приучи их к порядку…А! (В. Ф. Одоевский. Живой мертвец).
Пожалуй, был падок на деньги, немного педант, терпеть не мог нерях и невеж, но, боже упаси, его уважали за это (Агата Кристи. Загадка Ситтафорда).
Помогите хоть подняться-то, невежи! (Л. Чарская. Записки маленькой гимназистки).
Парень со стаканами замер, видимо, испугавшись моего вскрика, но даже не извинился, невежа (В. Г. Врублевская. Еще один шанс).
Невежа — невоспитанный, некультурный человек.
Обобщающий урок-игра по комедии «Недоросль» для 7 класса
02.04.2021
901
121
Милюкова Галина Андреевна
Обобщающий урок-игра по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Класс: 7Г
Учитель: Милюкова Галина Андреевна, практикант.
Цели урока:
1. Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, умения общения и работы в группах.
Развивающая:
Формировать умения работать с текстом, иллюстрацией, слайдом
Развивать творческую деятельность, память, речь, мышление.
Воспитательная:
Способствовать воспитанию речевой культуры.
Стимулировать интерес к чтению, творческой активности.
Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга.
Способствовать формированию позитивного отношения к творческим работам одноклассников.
Воспитание бережного и внимательного отношения к слову, сплоченности коллектива.
Ход урока
Время Запланированная деятельность
Начало урока Орг. момент.
Объяснение правил игры
«Есть на свете прекрасное чудо
Под веселым названьем игра,
И играть любят разные люди,
А особенно Вы, детвора!»
Основная часть 1 тур «КТО Я?»
Предлагаю вам узнать героя по его изображению. НА каждом уроке я использовала в качестве наглядности изображения к произведению, посмотрим, насколько внимательно вы смотрели и слушали.
1- Простакова
2- Еремеевна
3- Стародум
4- Правдин
5- Митрофан
6- Простаков
7- Учителя Митрофана
8- Софья
9- Милон.
Молодцы, ребята! Отлично справляетесь!
2 тур «Блиц-опрос»
1. Сколько лет Митрофанушке на момент событий в пьесе? (15-16)
2. Портной Простаковых плохо сшил для Митрофана …(кафтан)
3. Какой фразой кончается комедия? (Вот злонравия достойные плоды)
4. Кто из героев не хотел учиться, а хотел жениться? (Митрофан)
5. Кто и кому дал совет «век живи, век учись, друг мой сердечный»? (Простакова Митрофану)
6. Кто в комедии возмущен тем, что девушки грамоте умеют? (Простакова)
7. Как зовут учителей Митрофана? (Цыфиркин, Вральман, Кутейкин)
8. Кто такая Еремеевна? (Няня Митрофана)
9. Любимое занятие Митрофана? (гонять голубей)
10. Назовите жанр произведения Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»? (Ответ: комедия)
11. Назовите место действия комедии? (Ответ: имение Простаковой)
12. Кто Стародум для Софьи? (Ответ: дядя)
13. Кто из героев пьесы в прошлом служил при дворе императора? (Ответ: Стародум)
14. Куда отправляют Митрофана в конце пьесы? (Ответ: в армию)
15. Девичья фамилия госпожи Простаковой? (Ответ: Скотинина)
3 тур – «Узнай меня!»
Нужно соединить слова и их автора.
«А ты, скот, подойди поближе.» (Простакова)
«Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил». (Еремеевна)
«Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». (Скотинин)
«Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». (Простакова)
«Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление». (Стародум)
«Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц»(Софья)
«Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб
сегодня же» (Митрофан)
«С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится» (Простакова)
4 тур «Словесный портрет»
Учащиеся по описанию должны узнать героя из произведения.
Немец, учитель Митрофана. Якобы обучает его французскому языку и другим наукам. Обманщик и лицемер. Он работал 3 года кучером у Стародума. (Вральман)
Честный и гуманный чиновник и помещик. Он ездит по губерниям, чтобы пресекать жестокое обращение с крестьянами. Наказывает Простаковых за их жестокость и берет их имением под опеку государства.(Правдин)
Честный, милый и скромный молодой офицер. Он любит Софью. Дружит с Правдиным и служил с Цыфиркиным. (Милон)
Учитель арифметики Митрофана. Бывший военный. Он 20 лет отслужил в армии. Малообразованный, плохой учитель, но добрый и честный человек. Он не любит Митрофана за его глупость и лень. (Цыфиркин)
5 тур «Умники и умницы»
Вопросы, требующие более развернутые ответы.
1. Назовите основную тему комедии.
2. Какие правила классицизма соблюдены в произведении?
3. Назовите три единства комедии «Недоросль».
4. Основной конфликт комедии.
5. Кого из героев мы относим к положительным персонажам? Чем они отличаются от отрицательных?
6. Кто становится предметом осмеяния? За что?
6 тур (для общего развития) «Уроки Митрофанушки»
Выбираете категорию, в каждой категории 3 вопроса.
1 категория «Русский язык»
1. Что такое причастие и деепричастие?
2. Что такое вводные слова?
3. Обособляются ли деепричастные обороты?
2 категория «Литература»
1. Дайте определение басне.
2. Что такое «художественная деталь»?
3. Расскажите о классицизме.
Конец урока Рефлексия
Объяснение домашнего задания
Написать эссе
Темы для эссе:
1. «О чем меня заставила задуматься комедия Фонвизина «Недоросль»?»
2. «Комедия «Недоросль» — произведение классической литературы»
3. «Порекомендую ли я прочитать это произведение своим друзьям?»
4. » Актуальность комедии Фонвизина в наши дни»
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.