Язык называют «величайшим богатством народа». Именно язык является отражением жизни целой общности людей. На протяжении многих веков русский язык собирает самые разные проявления: и диалекты, и литературный язык, и другие формы языка. Жизнь общества непрерывно изменялась, развивался и язык: появлялись новые слова, некоторые слова исчезали или видоизменялись. И в языке остались все формы, которые существовали множество лет. Поэтому он несравненно богат – язык вмешает в себя и прошлое, и настоящее. Также он имеет «семена» будущего в виде неологизмов.
С помощью языка можно описать предметы, которые были ранее и которые появились сейчас, можно рассказать об исторических действиях, можно показать, каким был народ на протяжении многих веков. Язык совмещает все стороны жизнедеятельности народа. Этим он и ценен. Речь способна передавать информацию от поколения к поколению. И пока хотя бы один человек будет говорить на русском языке, история русского государства будет жить.
Красоту и богатство русского языка подчеркивали многие писатели и поэты. Как ценители языка они восторгались им и призывали к его сохранению даже ценой собственной жизни.
Так, Иван Сергеевич Тургенев афористично выразил свое отношение к родному языку. Стихотворение в прозе «Русский язык» демонстрирует всю любовь, которую отдает И.С. Тургенев языку. По мнению писателя, язык в любое время – и в «дни сомнений», и в «дни тягостных раздумий» – способен поддержать дух человека, стать для него настоящей опорой. И.С. Тургенев утверждает, что такой великий язык дан только великому народу, который может выстоять абсолютно все трудности и беды. Именно русский язык является спасением для всего народа. Потому что только он способен выразить весь национальный дух.
Анна Андреевна Ахматова также всегда ценила русский язык, она всячески боролась за его сохранение. В стихотворении «Мужество» автор говорит о том, что не страшно умереть за свой русский язык. Потому что пока жив язык, жив целый народ. Именно в языке проявляется единство русского народа, именно он соединяет всех русских людей воедино. А.А. Ахматова призывает русский народ сохранить «русскую речь, великое русское слово». Для нее важно пронести язык через года, спасти его от врага и передать следующему поколению. Внуки будут нести историю по-настоящему многострадального народа.
Таким образом, язык – самое большое богатство, которое имеет русский народ. Именно язык передает всю историю следующему поколению. Он является средством преемственности поколений. Вся история русского народа воплотилась в слове, «великом и могучем» языке.
«Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить».
(В. Шефнер)
Для каждого человека счастье проявляется в абсолютно разных вещах. Для одних счастье – это здоровье родных и близких, для других – крыша над головой, для третьих – возможность ходить, говорить, слушать, видеть, чувствовать запахи, для четвертых – вкусная еда или радость от общения с друзьями. Все мы разные и счастье у каждого свое. Но в большинстве случаев счастье сводится к достатку, к благам и возможностям. И вряд ли кто задумывается, что обычное слово тоже может быть источником счастья. И совершенно зря, что не задумывается.
Без слов мы не представляем современной жизни. Они встречаются повсеместно. Рождение слова приходится еще на времена седой древности, когда наши пращуры придумали их, чтобы общаться друг с другом и понимать ближнего своего. После познания человеком его внешнего мира и появились слова. Раньше был язык жестов, мимики, танца, но чтобы передавать информацию на относительно далекие расстояния или чтобы при передаче информации были свободны руки, и было изобретено слово. Слово можно считать великим даром и, безусловно, безграничным счастьем.
К сожалению, сейчас люди не так щепетильно стали относиться к родному языку. Русский язык живет, впитывает в себя явления окружающей языковой среды. Наш язык вбирает в себя всякие заимствования, особенно из английского языка. Я считаю, что подобного рода заимствования нужно назвать засорением, а никак не пополнением. Ведь можно же вместо слова «хэндмэйд» говорить «рукоделие», вместо «шопинг» – «покупки», вместо «окей» – «хорошо», также можно говорить «выходные», а не «уикенд», «фальшивка», а не «фейк» и т.д. Нужно ограждать родной язык от таких варварских нападок. В данном разрезе весьма консервативен французский язык, который не приемлет никаких англицизмов, и в котором даже избитое английское слово «компьютер» заменено на свое родное французское слово «ординатёр». Вот с какого языка нужно брать пример, а не гнаться за модой и надуманной престижностью. Не употребляйте иностранных слов, не уничтожайте родной язык!
Также в разговорный язык все больше входят вульгаризмы, нецензурная лексика, которая используется для придания разговору эмоциональной окраски, что неприемлемо в литературном языке, потому что он должен быть чистым, правильным. Литературный язык должен быть идеальной моделью. Еще классик Иван Сергеевич Тургенев заметил, что русский язык – великий, могучий, правдивый, свободный и что такой язык мог быть дан только великому народу. Нам есть чем гордиться и есть что оберегать.
Испокон веков находились различные люди, которые пытались реформировать наш язык, советовали упростить многие правила, например, писать так, как слышится. Но это кощунство по отношению к языку и хорошо, что всегда находятся люди, которые встают против таких рискованных реформ. Нельзя допускать никаких упрощений, как бы ни был сложен наш язык для восприятия, иначе мы похороним его, отсечем свои корни.
Мне кажется, что нужно стараться держать нынешний уровень, не допуская новизны, и не ужесточать требований к чистоте языка, потому что совсем «чистым» он уже не станет, так как ненормативная лексика и «феня» – это уже давно неотъемлемая часть разговорного языка. Но допущений больше делать нельзя, нужно сейчас все чётко разграничить и расставить по местам.
Наш язык – это наше будущее, и мы должны внимательно следить за тем, что происходит в его среде. Нужно любить свой язык и не дать ему обеднеть. И мы обязаны сохранить его для наших потомков во имя преемственности поколений и памяти предков.
Сочинение «Язык – богатство народа» или «Язык – сокровище нации»
Люди часто ставят знак равенства между языком и нацией. И говорят, что язык — это богатство нации, которое ни в коем случае нельзя растерять или утратить. И если с лица земли исчезает язык, то и народ обычно исчезает тоже.
Казалось бы, почему это так? Ведь язык — это как будто всего лишь набор всяких выражений и слов, которые обслуживают общение людей.
Но общий язык — это очень важная вещь, которая объединяет людей одной нации. С помощью нее люди не просто общаются между собой. Она означает все родное, близкое, знакомое.
Язык — символ Родины, матери и отца, предков. Язык символизирует также родной дом и тепло домашнего очага. Он кладезь народного юмора, народной мудрости и переживаний многих людей. Его слова хранят в себе всю историю народа, его летопись. Ведь каждое новое слово, когда оно появляется в языке, означает какую-то частичку жизни народа. А вместе они образуют яркую мозаику.
Язык — будто цемент, который скрепляет стены общего народного дома. А если люди одного народа перестают интересоваться родным языком, то их общий дом разваливается. Исчезает многое из того, что объединяет их.
Если же язык развивается и становится богаче, народ от этого только выигрывает. Сохраняется что-то такое, что очень важно для каждого человека. Например, история народа, чувство гордости за Родину. За свое, родное и неповторимое.
Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник
«Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» , это слова великого русского литературного критика и философа А. Белинского. Так ли это? Попробуем в этом разобраться.
Во-первых, богатство русского языка заключается в его многообразии, красоте звучания. Но для того, чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно изучать его, уметь владеть им. Знание родного языка – неотъемлемая часть нашей жизни. Что бы мы умели, если бы не изучали его?
Во-вторых, если спросить любого иностранца, с чем ассоциируется у него выражение «русский язык» , он сразу же ответит – Пушкин. Разумеется, русский язык, это язык Пушкина, Лермонтова, Тургенева. Они подарили нам великие произведения, в которых показали, как прекрасен и удивителен наш родной язык.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» , – писал Александр Иванович Куприн. Именно поэтому, наш язык отличается от других языков – одну и ту же мысль можно выразить различными способами, употребляя различные выражения.
Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык – это наследие, полученное нами от предыдущих поколений. А значит, мы обязаны беречь его чистоту, охранять от «дурного влияния» слов «паразитов» , заимствованных иностранных слов, которых так много сейчас в нашей речи. Мы должны стараться хранить чистоту нашего языка, как святыню, ведь от этого напрямую зависит будущее русского народа.
Люди часто ставят знак равенства между языком и нацией. И говорят, что язык – это богатство нации, которое ни в коем случае нельзя растерять или утратить. И если с лица земли исчезает язык, то и народ обычно исчезает тоже.
Казалось бы, почему это так? Ведь язык – это как будто всего лишь набор всяких выражений и слов, которые обслуживают общение людей.
Но общий язык – это очень важная вещь, которая объединяет людей одной нации. С помощью нее люди не просто общаются между собой. Она означает все родное, близкое, знакомое.
Язык – символ Родины, матери и отца, предков. Язык символизирует также родной дом и тепло домашнего очага. Он кладезь народного юмора, народной мудрости и переживаний многих людей. Его слова хранят в себе всю историю народа, его летопись. Ведь каждое новое слово, когда оно появляется в языке, означает какую-то частичку жизни народа. А вместе они образуют яркую мозаику.
Язык – будто цемент, который скрепляет стены общего народного дома. А если люди одного народа перестают интересоваться родным языком, то их общий дом разваливается. Исчезает многое из того, что объединяет их.
Если же язык развивается и становится богаче, народ от этого только выигрывает. Сохраняется что-то такое, что очень важно для каждого человека. Например, история народа, чувство гордости за Родину. За свое, родное и неповторимое.
Сочинение по произведению на тему: Язык – главное богатство народа (по стихотворению в прозе Тургенева «Русский язык»)
Каждый писатель имеет свою записную книжку, в которую в течение всей жизни заносит свои мысли, заметки, наблюдения. Записи из такой книжки и стали последними произведениями Ивана Сергеевича Тургенева. Он опубликовал их под названием «Стихотворения в прозе». Некоторые стихотворения в прозе впоследствии вошли в состав отдельных романов и повестей, но большинство известно читателям в качестве самостоятельных произведений.
Они не имеют рифмы, они записываются не так, как мы привыкли записывать стихи, но, тем не менее, они являются настоящими лирическими произведениями, то есть, доносящими до нас мысли и чувства автора. Некоторые из них навеяны сиюминутными впечатлениями, как «Близнецы», а другие рождены после длительных раздумий, как «Два богача».
В стихотворении «Два богача» Тургенев сравнивает двух людей: мультимиллионера Ротшильда и мужика, главу крестьянского семейства. Автор рассказывает о том, как богач Ротшильд из громадных своих доходов уделяет тысячи на воспитание детей, на лечение больных, и тут же рисует убогое крестьянское семейство, которое еле-еле сводит концы с концами, но, тем не менее, принимает сироту-племянницу в свой разоренный домишко. Все смогли бы копейку подать, когда она имеется, а вот попробуй недоесть и недоспать, но последний грош сироте отдать. Легко ли?
Второе произведение – «Близнецы» – это ситуация, наблюдаемая автором. Родные люди «как две капли воды походили они» – и вдруг… необыкновенная ненависть по отношению друг к другу. Как такое возможно? Их лица «сверкали и грозились», слышались бранные слова, «произнесенные одинаковым голосом». Если уж не находят общий язык братья, то что же может произойти на свете? Тургенев признается, что, глядя на них, становится жутко и страшно.
Одним из самых значимых, на мой взгляд, является стихотворение в прозе «Русский язык». Каждый народ неповторим, он отличается своей историей, своими обычаями и традициями. И конечно, любой народ имеет свой неповторимый язык, который отличает его от других наций.
Родной язык имеет большое значение для любого писателя, ведь с его помощью автор выражает свои мысли, получает возможность достучаться до читателя, рассказать ему о проблемах и вопросах этого мира. Многие писатели, поэты задумывались над тем, что значит для них самих и для России в целом русский язык. Эта проблема волновала и Тургенева, который выразил свои мысли в стихотворении в прозе «Русский язык».
В России постоянно происходят перемены, тяжело переносимые ее народом. Это случается в наше время, это было и во времена Тургенева. И естественно, это не может не волновать писателя, настоящего сына своего отечества. Единственное, что, по его словам, дает силы, – это русский язык. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора»… – пишет он, – Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома».
Русский язык для Тургенева – «великий, могучий, правдивый и свободный». Он вдохновляет писателя, он дает ему силы жить и творить. Мне кажется, русский язык оставляет отпечаток и на всех нас: мы такие, какие есть, потому что разговариваем по-русски.
Писатель беспокоится о судьбе страны, о судьбе ее народа, его будущем. И именно язык – «такой язык» – дает ему силы надеяться на лучшее. Автор считает, что язык отражает наш народный характер. «Нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Язык многое рассказывает о его носителях. Читая произведения, написанные на каком-либо языке, мы знакомимся с культурой народа, с его историей и традициями. Мы создаем у себя в душе образ этого народа, и все это совершается через язык.
Совершаются великие события, живут и умирают люди, яркие мысли рождаются и забываются, но в культуре народа, человечества все они будут жить вечно благодаря языку. Народ живет благодаря тому, что имеет свой неповторимый язык. Мне кажется, эту мысль хотел донести до читателя Тургенев: «Язык – главное богатство народа!»
?
в последовательности чисел, где последующее число на 2 больше предыдущего, третье число равно 241 586.запиши первые 5 чисел этой последовательности.
N 70
Помогите решить пожалуйста
Полосатое полотенце- Полотенце в полоску
Пятнистое животное- Животное с пятнами
на какие вопросы отвечают указать главные(х) и зависимые
Xто изменилось в хозяйстве со времён их описания Тацитом?
Помогите написать не большой текст на тему “Be healthy” Что нужно кушать, что нужно делать чтобы быть здоровым и что нельзя кушать и что не надо делать, чтобы не навредить здоровью.
44 сделайте пожалуйста O
Translate from Russian into English. 1)Питер обычно делает дом. задание перед ужином. 2)Почему ты идешь так быстро?- Я боюсь опоздать (miss) на поезд. Обычно я выхожу из дома раньше и иду медленно. 3)Какие новые предметы студенты изучают в этом году?4) Почему он сегодня такой заботливый?Странно, обычно он ведет себя по-другому.5) Мистер Томпсон сейчас живет в Праге.-Что он там делает?- Он преподает английский. 6)Сегодня идет снег. Обычно зима здесь теплая, и снег идет редко. 7)Я не могу больше с вами разговаривать. Почему вы всегда критикуете все , что я делаю? 8)Что с тобой? Ты очень бледная. Как ты себя чувствуешь?- У меня болит голова. 9)Когда они улетают в Нью-Йорк?- На следующей неделе. 10) Что ты делаешь? Зачем ты кладешь соль в кофе?11) Сейчас кризис, и цены растут очень быстро. 12) Как вкусно пахнет кофе! Сделай мне чашечку,только без сахара.
6 метров 15 сантиметров в минус 2 дециметров 8 миллиметров минус три метра 7 мм
Що означає бути дорослим і самостійним”
решите числовой резус 3ВС – С3=333
D8F+DK5=888
8XY-XY8=504
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
В художественном произведении автор всегда стремится выразиться очень ярко и эмоционально, чтобы мы могли понять его мысли и ощущения. Для этой цели писатель использует разные средства, и Д.Э. Розенталь абсолютно справедливо замечает, что экспрессивная лексика очень помогает писателю достичь цели.
Например, в приведенном отрывке из романа В. Каверина «Два капитана» Саня вдруг осознает, что его чувство к Кате это – не простая легкая влюбленность; он любит девушку по-настоящему, он не может без него жить. И Катя испытывает к нему те же чувства. Но по глупости они не вместе, а в ссоре живут в разных городах и не решаются даже себе признаться, что они любят друг друга.
В. Каверин для выражения этой мысли использует разные изобразительные средства, в том числе и экспрессивную лексику. Например, слово «тяготит» в речи Нины Капитоновны, в принципе являющееся возвышенным, передает ее попытки договориться с Катей – попытки, в успех которых она сама не верит, о чем и сообщает Кораблеву: «Я сама такая. Никогда не скажу».
А слово «дурак» в эмоциональных восклицаниях Сани показывает его раскаяние в собственной недогадливости. Он не понял чувств Кати, не понял и своих собственных чувств, не догадался о роли Ромашова во всей интриге. Вот это и хочет показать автор, употребляя экспрессивное слово «дурак» в речи героя.
Как и остальные изобразительные средства, экспрессивная лексика помогает писателю создать картину для того, чтобы мы могли понять то, что он хочет нам сказать.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений текста: «…И не может без тебя жить». Вот как! А она без него не может». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Читая отрывок из романа Каверина В.А., понимаешь, что речь идет о любви двух молодых людей, которые не могут и не умеют признаться друг другу в чувствах, но тем не менее испытывают друг к другу влюбленность.
Катя — девушка, о которой рассказывается в тексте, гордая и молчаливая: «Нервная. И гордая. И всё молчит» – так говорит Нина Капитоновна о Кате. В своих чувствах Катя не признается, и о том, что она влюблена, Нина Капитоновна узнает только из письма, в котором сестра любимого Катей молодого человека признается в том, что ее брат тоже не может жить без Кати: «В каждом письме одолевает просьбами: где Катя, что с ней, я бы всё отдал, лишь бы увидеть её. Он не может без тебя жить, и я не понимаю вашей беспричинной ссоры». Нина Капитоновна повторяет эти слова: ««И не может без тебя жить» Вот как! А она без него не может».
В этой фразе заложена вся суть влюбленности. Когда двое людей постоянно думают друг о друге, не находят себе места, когда все мысли связаны только с объектом любви. Именно эти чувства испытывала Катя, но молчала, хотя скрыть своё волнение и своё настроение всё равно не могла. Нина Капитоновна чувствовала, что Катю что-то «тяготит». Молодой человек, в которого была влюблена Катя, услышав эту фразу, понял, что тоже безумно влюблен, просто он ничего не знал о Катиных чувствах. И хотя он не говорил таких слов своей сестре, которые она написала в письме, он понимал, что они являются правдой (69-71). Он и правда не может жить без Кати!
Эти влюбленные, как и многие другие, просто не могут жить друг без друга!
15.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Любовь – это…», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Любовь — это желание быть с другим человеком, постоянные мысли о нем, без дорогого сердцу человека жизнь часто бывает не мила и не приносит радости. Такое состояние влюбленности можно наблюдать у Кати, о которой рассказывается в тексте Каверина В.А. Девушка в глубине своей души очень переживает, хоть и не показывает вида. Она молчаливая и гордая. И признаться в своих чувствах ей очень нелегко. Тем не менее «она жить него не может», без того мальчишки, с которым познакомилась еще в детстве. Это замечает Нина Капитоновна, говоря про Катю, что она «Нервная. И гордая. И всё молчит».
В жизни тоже можно часто наблюдать такие проявления любви. Ярким примером искренних и бескорыстных чувств, на мой взгляд, может служить девушка Таня, которая была влюблена во Владимира Высоцкого. Из фильма про Высоцкого, основанного на реальных событиях, можно понять, что Таня испытывала к Владимиру Семеновичу глубокое чувство любви, она ухаживала за ним и принимала его любым, в любом состоянии. Татьяна продолжала любить Высоцкого, даже несмотря на его романы с другими женщинами. Она была готова прийти к нему на помощь в любую минуту и не оставляла его в то время, когда он нуждался в заботе. Татьяна — пример женщины, способной любить всем сердцем и жертвовать собой ради любимого.
Написать сочинение-рассуждение “употребление экспрессивной лексики соз…
Вступление: Д.Е.Розенталь утверждает , что “Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому” .
Тезис: Попробуем доказать справедливость этого высказывания на примере текста Железникова,, предложенного нам . В нем рассказывается о том, как одноклассники судят своего товарища-предателя. Класс возмущен. Поэтому мы видим , что эмоциональная и экспрессивная лексика используется говорящими.
Аргумент: Например , когда ребята говорят с Сомовым , Лохматый не выбирает выражения , он советует Лене : “Садани его по роже!”. Однозначно можно сказать , что Сомов не нравится говорящему , поэтому он вместо нейтрального слова “лицо” использует эмоциональное “рожа”, и это очень кратко,лаконично дает ему возможность выразить отношение к Сомову
.Аргумент: Эмоции присущи всем участникам диалога. Например, Шмакова говорит Ленке: “Вот дурочка!”, – не понимая, почему Ленка не хочет мстить Сомову. И здесь мы видим, как экспрессивная лексика помогает говорящему.
Вывод: Таким образом, можно согласиться с лингвистом Розенталем , что “экспрессивная лексика очень кратко помогает говорящему выразить свое отношение к собеседнику”.
Выделенные слова не пиши .Я дала для понимания композиции сочинения – рассуждения .
Опубликовано 12.06.2017 по предмету Русский язык от Гость
>>
Написать сочинение-рассуждение “употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому”
ПО ТЕКСТУ
А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул
по стенке за спинами ребят к двери, взялся за ее ручку, осторожно
нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… Ах, как ему хотелось
исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет,
когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает,
обязательно придумает… В последний момент он оглянулся, столкнулся
взглядом с Ленкой и замер.
Он стоял один у стены, опустив глаза.
– Посмотри на него! – сказала Железная Кнопка Ленке. Голос у нее задрожал от негодования. – Даже глаз не может поднять!
– Да, незавидная картинка, – сказал Васильев. – Облез малость.
Ленка медленно приближалась к Димке.
Железная Кнопка шла рядом с Ленкой, говорила ей:
– Я понимаю, тебе трудно… Ты ему верила… зато теперь увидела его истинное лицо!
Ленка подошла к Димке вплотную – стоило ей протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча.
– Садани его по роже! – крикнул Лохматый.
Димка резко повернулся к Ленке спиной.
– Я говорила, говорила! – Железная Кнопка была в восторге. Голос
ее звучал победно. – Час расплаты никого не минует!.. Справедливость
восторжествовала! Да здравствует справедливость! – Она вскочила на
парту: – Ре-бя-та! Сомову – самый жестокий бойкот! И все закричали:
– Бойкот! Сомову – бойкот!
Железная Кнопка подняла руку:
– Кто за бойкот?
И все ребята подняли за нею руки – целый лес рук витал над их
головами. А многие так жаждали справедливости, что подняли сразу по две
руки.
«Вот и все, – подумала Ленка, – вот Димка и дождался своего конца».
А ребята тянули руки, тянули, и окружили Димку, и оторвали его от
стены, и вот-вот он должен был исчезнуть для Ленки в кольце
непроходимого леса рук, собственного ужаса и ее торжества и победы.
Все были за бойкот!
Только одна Ленка не подняла руки.
– А ты? – удивилась Железная Кнопка.
– А я – нет, – просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась.
– Ты его простила? – спросил потрясенный Васильев.
– Вот дурочка, – сказала Шмакова. – Он же тебя предал!
Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к ее черной
холодной поверхности. Ветер прошлого хлестал ее по лицу: «Чу-че-ло-о-о,
пре-да-тель!.. Сжечь на костре-е-е-е!»
– Но почему, почему ты против?! – Железной Кнопке хотелось
понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке бойкот. – Именно ты –
против. Тебя никогда нельзя понять… Объясни!
– Я была на костре, – ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А
я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть
убейте!
В.К.Железников
Экспрессивные оттенки различны у слов, принадлежащих к разным функциональным стилям. С одной стороны, выделаются слова так называемых высоких стилей (книжный, ораторский, поэтический), с другой – разговорные или внелитературные просторечные. Среди первых – высокие слова, среди вторых – вульгарные и бранные.
Чаще всего экспрессивная лексика выражается в художественной литературе, в публицистических произведениях, в разговорной речи. Роль ее двоякая – воздействовать эмоционально на читателя, характеризовать персонажи с языковой точки зрения. В любом случае – способствуют художественной выразительности и изобразительности речи.
Экспрессивность – выразительность. Экспрессивная окраска наслаивается на эмоционально-оценочное значение. Показывая степень выразительности слова, можно выделить группы:
слова, выражающие положительную оценку (шутливая, одобрительная)
слова, выражающие отрицательную оценку (ироническая, неодобрительная, бранная, пренебрежительная, фамильярная)
Эмоционально-экспрессивные слова. Эти слова делятся на книжные, разговорные и просторечия. Книжная лексика (высокая, торжественная, неодобрительная, ироничная). Разговорная лексика (шутливая, ласкательная, неодобрительная, ироничная, бранная). Просторечия употребляются за гранью литературного языка (неодобрительная, ироничная, бранная, фамильярная).
Эмоциональное и экспрессивное в языке и речи. Язык – это упорядоченная система, в которой нет ничего случайного и индивидуального. А речь – это проявление языка, реализация языковой системы. Таким образом, то, что мы говорим и пишем является речью по законам языка, в которой мы сталкиваемся с индивидуальными проявлениями. Речь обладает двуплановым характером: с одной стороны принадлежит к стилю, а с другой имеет добавочное значение (говорить, сообщать, болтать, заявлять).
Разговорный стиль ______ своей динамичности – глагольной функцией является общение. Разговорный стиль реализуется в устной речи. Основная масса разговорной лексики имеет синонимичность в нейтральном стиле. Внутри разговорной лексики можно выделить: разговорно-литературную (полуофициальную) и разговорно-бытовую для неофициального общения.
Основная часть разговорной речи составляет общеупотребительные слова, но в то же время в разговорной речи употребляются слова с эмоционально-экспрессивной оценкой, для которой характерна большая или меньшая степень _________. Речь стремится к сжатости: некоторые словосочетания являются избыточными и они сокращаются – оно происходит до одного слова.
Для разговорной речи характерно ____________ существительные или глаголы на базе словосочетаний. Для разговорного стиля характерно значение слов. К разговорному стилю относится большое количество фразеологизмов. Они образуют и ___________. Для передачи образности и экспрессивности фразеологизмы могут быть использованы не в разговорном стиле
Данная статья содержит рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1) по тексту варианта 2 из сборника И.П.Цыбулько «ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (36). Новая демоверсия 2015», образец самого сочинения и шаблон для самостоятельного написания работы.
Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Д.Э.Розенталя. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ШАГ 1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Раскрываем смысл высказывания своими словами.
Д.Э.Розенталь в своём высказывании говорит о том, что эмоционально-экспрессивные слова помогают говорящему выразить своё субъективное отношение к предмету речи. Докажем это на примерах из прочитанного текста. (27 слов)
ШАГ 2. Формулируем АРГУМЕНТЫ. Нужно не только найти предложения с экспрессивно окрашенными словами, но и указать их функцию. Предложение переписывать не обязательно, достаточно указать его номер.
Аргумент 1
В предложении 15 герой текста Лохматый, говоря о своём однокласснике, употребляет экспрессивно окрашенное слово «рожа», которое содержит резкую оценку и свидетельствует о негативном отношении Лохматого к Димке. (26 слов)
Аргумент 2
В предложении 40 тоже есть экспрессивно окрашенное слово — «дурочка». Его произносит героиня текста — Шмакова — в адрес Ленки Бессольцевой, которая отказалась участвовать в бойкоте против Димки Сомова. Этим словом девочка демонстрирует своё отношение к самой Ленке и к её поступку. (38 слов)
ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД.
Таким образом, невозможно не согласиться с высказыванием Д.Э.Розенталя. (8 слов)
Помните, что в сочинении должно быть 4 абзаца:
Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики»: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию» …
Согласно одной из теорий происхождения речи, первыми человеческими словами были междометия. Не случайно многие из них звучат одинаково на разных языках.
Междометия – слова особые. Они выражают самые разнообразные эмоции человека: восторг и изумление, боль и отчаяние. Мы почти неосознанно произносим эти слова-сигналы, реагируя на ту или иную жизненную ситуацию. Думаю, именно таков смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики.
Особую роль междометий можно проиллюстрировать на примере текста Юрия Карловича Олеши. Лицеист Пушкин читает друзьям посвящённое им стихотворение. Вильгельму Кюхельбекеру адресуются довольно обидные строки, намекающие на недостатки его поэзии. Едва прочитав стихотворение, Пушкин спохватывается: понимает, что мог обидеть друга, готов сделать всё ради прощения. «О, как же я себя презираю!» — восклицает он. Эмоции поэта в данном случае выражены при помощи междометия «о».
Но Виленька не обижается. Он восхищён талантом друга и желает лишь одного – вновь услышать прекрасное стихотворение. Да и можно ли обижаться на того, кого считаешь «добрым другом»? «Ах, Пушкин!..» — повторяет Кюхельбекер. Междометие «ах» в этом предложении выражает восхищение Виленьки и в то же время лёгкую досаду: как мог Пушкин подумать, что его друг способен на обиду?
Итак, междометия действительно являются «эмоциональными сигналами, выражающими реакцию говорящего на ситуацию». Мы убедились в этом, анализируя языковые особенности текста Ю.К. Олеши.
Задание 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «-Ах, Пушкин, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!» …
Назвать настоящим другом можно лишь того, кто тобой дорожит. Этот человек никогда не станет обижаться по пустякам или доказывать, что он в чём-то лучше: красивее, умнее, сильнее…
Именно о таких друзьях рассказывает Юрий Карлович Олеша. Лицеист Пушкин читает стихотворение, в котором есть насмешливые строки, адресованные его товарищу Кюхельбекеру. Однако в сердце Виленьки нет места для мелочной обиды: он восхищён талантом юного поэта. Вильгельм смог почувствовать и то, что шутка в стихотворении дружеская, то есть совсем не злая.
«Ведь я знаю, что ты добрый друг», — повторяет Кюхельбекер, обращаясь к Пушкину. Автор стихотворения вполне заслуживает таких слов. Поэт от души посмеялся над недостатками Виленьки, но он уважает его, дорожит дружбой с ним, готов на всё ради прощения (предложение 39). Но Вильгельм и не винит друга ни в чём. Он знает, что Пушкин требователен не только к другим, но и к себе, потому что осознаёт, насколько высок долг истинного поэта (предложения 51 – 52).
Итак, настоящий друг всегда скажет в глаза самую неприятную правду, но при этом не перестанет тобой дорожить. Думаю, именно это имеет в виду Виленька, когда называет Пушкина «добрым другом».
Задание 15.3
Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное вами определение…
Что такое дружба?
Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимоуважении. Настоящий друг ценит тебя, дорожит тобой. Ему незнакомо чувство зависти, он испытывает лишь радость, если оказывается, что ты в чём-то его превосходишь.
Именно о таких друзьях повествует Юрий Олеша. Лицеисты слушают стихотворение, написанное юным Пушкиным. Несколько строк поэт посвятил Вильгельму Кюхельбекеру. В них звучит насмешка над стихами Виленьки: они настолько скучны, что навевают сон. Едва закончив чтение, Пушкин бросается к другу. Он уважает Кюхельбекера и готов на всё, чтобы тот простил шутку. Однако в сердце Виленьки нет места для обиды. Он искренне восхищён талантом друга и просит его только об одном – ещё раз прочитать «дивное стихотворение». «Ведь я знаю, что ты добрый друг», — говорит Кюхельбекер Пушкину. Думаю, те же слова могли бы относиться и к самому Виленьке. Чувствуется, насколько сильно Пушкин и Кюхельбекер уважают друг друга. Такие отношения и называют настоящей дружбой.
У человека может быть огромное количество приятелей и знакомых. Но настоящих друзей у нас обычно немного. С чем это связано? Думаю, причина именно в отсутствии взаимоуважения. У моего старшего брата был приятель, которого он долгое время считал другом. Как ни странно, их отношения не прошли испытания не трудностями, а успехом. Брату удалось неплохо продвинуться по карьерной лестнице. Вместо радости от «друга» он дождался лишь злых насмешек и упрёков. Разумеется, ни о каких дружеских отношениях в дальнейшем не было и речи.
Таким образом, настоящая дружба – это, прежде всего, взаимоуважение. Думаю, она даётся лишь избранным, а потому является великим даром судьбы.
В своей коммуникативной функции язык
служит не только для выражения мыслей людей, но и
для выражения их чувств, переживаний, воли, то
есть слова нашего языка могут не только называть
какие-либо явления действительности, но и
выражать субъективное (положительное или
отрицательное) отношение говорящего к данным
явлениям. Слова, имеющие выраженную языковыми
средствами эмоциональную окрашенность (типа бабуся,
миленький, духотища), бранные слова (мерзавец,
негодяй) и междометия (Браво! Чёрт побери!)
обладают яркой эмоциональной окраской.
Словарь-справочник лингвистических терминов Д.
И. Розенталя и
М. А. Теленковой классифицирует их как
эмоциональную лексику.
Некоторые лингвисты (например,
Е.М.Галкина-Федорук) относят к эмоциональной
лексике слова, служащие обозначением
испытываемых чувств, настроений, переживаний или
средством выражения эмоциональной оценки (брезгливость,
печаль, подлый, славный).
С категорией эмоциональной оценки и в
целом с выражением эмоций у человека тесно
связана и экспрессивность языковой единицы. Под
экспрессивностью принято понимать
“совокупность семантико-стилистических
признаков единицы языка, которые обеспечивают её
способность выступать в коммуникативном акте
как средство субъективного выражения отношения
говорящего к содержанию или адресату речи”
(Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов
стилистики. Р.я.,1955-№1). Генетически многие
экспрессивные средства языка (к примеру, тропы
или фигуры речи) восходят к особенностям
оформления высказывания
эмоционально-окрашенной речи. В работах ряда
языковедов категории экспрессивности и
эмоциональности отождествляются.
Эмоциональность и экспрессивность
свойственна единицам всех уровней языка.
Изменения длительности звуков, акцентные и
интонационные средства – фонетическому уровню;
широкий диапазон ласкательных и уничижительных
аффиксов – словообразованию; лексические
средства охватывают пласт слов, имеющих
оценочный компонент; изменения обычного порядка
слов (инверсия), использования повторов,
эллиптических конструкций позволяет выразить
экспрессивность на синтаксическом уровне. Как
видим, любая единица языка обладает способностью
выражения эмоций говорящего, его отношения к
предмету разговора.
Знакомить учащихся с
эмоционально-экспрессивными средствами языка
можно уже в 5 классе. Как отмечают исследователи
детской речи, школьники очень редко используют
оценочную лексику в своих собственных
высказываниях, в своей речи, не умеют, как
правило, выразить своё собственное отношение к
описываемому, свою оценку предмета, лица или
действия, о которых они говорят. А ведь
эмоционально-экспрессивная лексика позволяет
ярче, образованнее выразить наши чувства,
настроения, наше отношение к тому, о чём мы
говорим или пишем. При изучении темы
“Словообразование” пятиклассники знакомятся с
понятием “значение суффикса, приставки”, учатся
толковать эти значения.
Стоит обратить внимание учеников на
разницу в семантике суффиксов -ик- – -ок-, -еньк- –
-онк-. Эти суффиксы в русском языке придают
добавочные оттенки лексическим значениям слов
(уменьшительно-ласкательное у –ик-, -еньк-,
уничижительно-презрительное у –ок-, -ушк- (под
ударением) или –онк-). Развивая речь детей, можно
предложить учащимся такие задания:
1.Составьте предложения со словами мостик
и мосток, реченька и речонка; выделите
суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить
разницу в значениях слов.
2. Выделите суффиксы в словах;
проследите, как меняется лексическое значение
слова в зависимости от добавочных оттенков
значений суффиксов. Река-речка-речушка-реченька-речонка.
Задания такого типа позволят
выработать умения определять характер
оценочного значения, выражаемого словом,
использовать эмоционально-экспрессивные
средства языка в своей речи. Если слова,
содержащие оценку, характеристику в самом
лексическом значении (хвастун, молодец),
могут правильно использовать большинство
учащихся, то слова с переносным значением
правильно употребляют немногие. Пятиклассники
уже знакомы с понятием прямое и переносное
значение слова. Следует сообщить им, что слова
могут не только называть предметы, признаки
действия, но и выражать наши чувства, наши
переживания, нашу оценку лиц, их действия и
характера. Для закрепления этих сведений уместно
выполнить такие задания:
1. Помните, что слова с переносным
значением помогают нам образно передавать в речи
наши чувства, нашу оценку того, о чём мы говорим. В
данных ниже предложениях найдите слова,
употреблённые в переносном значении; определите,
какое отношение к лицу, действию они выражают:
А) У лукоморья дуб зелёный, златая
цепь на дубе том…(А. С. Пушкин) – У моей бабушки
золотые руки.
Б) Ворона каркнула во всё воронье
горло…(И. А. Крылов) – Эх, ты, ворона! Такой мяч
пропустил!
В) Серёжа плавал на уроке математики. –
Стебли цветов купались в воде, у самого же края
плавал большой лепесток тюльпана.(Г. Х. Андерсен)
2. Составьте предложения с данными
словами, употребляя их в переносном значении.
Какую оценку людей они помогают нам выразить?
Попугай, лиса, пустой, железный,
золотой.
Целесообразно обратить внимание на
стилистическую дифференциацию русской лексики.
Ученики уже знают, что русский язык существует в
устной и письменной форме, знакомы с разговорным
стилем языка, умеют распознавать научный и
художественный стиль. Нужно обратить внимание на
то, что в лексике разговорной речи и книжной
много общего. Но есть и слова, которые
используются либо только в разговорной речи,
либо только в книжной.
Эмоционально-экспрессивные слова встречаются в
разговорной речи, в научных книгах такая лексика
не используется.
Для закрепления этих знаний можно
выполнить такие упражнения:
1. Выпишите синонимы. Какие из них
часто употребляются в разговоре, а какие- в
книжной речи?
А) –Мисс… э-э-э…обратился он к
англичанке.- Мисс Тфайс!… Туда уходите! Слышишь?
Мисс Тфайс облила Грябова презрением и издала
носовой звук.
-Что-с? Не понимаете? Ступай, тебе говорят, отсюда!
Туда ступай! Туда!
(А. П. Чехов)
Б) Антон внимательно смотрел своими
круглыми, немного удивлёнными глазами на
происходящее.
Стоит, как чучело, и бельмы на воду таращит.
(А. П. Чехов)
В) Мы с приятелем сидели на берегу и
вели бессодержательный разговор.
Ира и Юля не слушали объяснения учителя, а были
заняты пустой болтовнёй.
2. К данным словам подберите синонимы,
которыми вы пользуетесь в разговорной речи.
Запачкаться, сердиться, важничать,
лгать.
3. С данными экспрессивными словами
составьте предложения. Скажите, какое чувство,
какую оценку они выражают.
Злюка, тихоня, лодырь, щедрый.
4. Подчеркните слова, чаще
употребляющиеся в книжной речи.
Негодовать, сердиться; ликовать,
радоваться; прискорбный, печальный.
(При затруднении обращайтесь к
словарям)
Задания такого типа помогут учащимся
овладеть умением находить в тексте
прилагательные, существительные и глаголы,
имеющие эмоционально-экспрессивный характер
значения, правильно определять книжный характер
слов. Постоянная работа со словарём учит детей
“прислушиваться” к слову, воспитывает “чувство
языка”. Употребление
эмоционально-экспрессивной лексики в
собственных высказываниях, суждениях – для детей
задача сложная. Но если систематически проводить
работу над эмоционально-экспрессивными словами,
над их стилистическим использованием, сочетать
её с изучением словообразования, морфологии, у
детей вырабатывается умение не только
отыскивать эмоционально-экспрессивные единицы
языка в чужой речи, но и правильно применять их в
своей. А это сделает общение более легким,
доступным, доставляющим удовольствие и
говорящему, и слушающему.
Эмоционально-экспрессивные средства
языка можно и нужно изучать на уроках русского
языка в школе, потому что их правильное
использование делает речь более яркой,
красочной, выразительной.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказыванию».
Экспрессивная лексика, то есть слова, в которых выражаются сильные чувства, эмоции, часто встречаются в нашей речи. Нередко её используют и писатели, чтобы передать волнение своего персонажа.
В отрывке из романа Вениамина Каверина «Два капитана» очень экспрессивно высказывается главный герой, Саня. Например, в предложении 76 он говорит: «Я страшный, безнадежный дурак!» Слово «дурак» грубое и экспрессивное, оно выражает его отчаяние от того, как много глупостей он сделал в последнее время, не понимая свою любимую девушку.
В предложениях 86 и 87 использованы экспрессивный повтор и эпитет «абсолютная (правда)», и эти слова тоже передают ощущения Сани. Молодой человек внезапно осознал, что он действительно не может жить без Кати.
15.2. Объясните, как вы понимаете смысл предложений текста: «…И не может без тебя жить. Вот как! А она без него не может».
Я понимаю этот фрагмент таким образом. Главные герои романа Вениамина Каверина Катя и Саня любят друг друга уже давно. Но они не могут объясниться, потому что очень гордые и самолюбивые, особенно Катя. Она часто обижается на молодого человека и не понимает его, а он не понимает ее чувств и думает, что она влюблена в другого юношу. Это можно заключить из предложений 66-67.
Саня не понимал Катю и только, услышав слова Нина Капитоновны, понял, до какой степени он ошибался. В предложениях 40 и 41 говорится о том, как сестра Сани написала Катя, что он не может без неё жить и не понимает их ссоры. Это была неправда: Саня не писал сестре таких слов. Но, когда он услышал об этом, он понял, что, действительно, именно это и хотел бы написать. Просто, мне кажется, герои ещё очень молоды, им трудно достичь взаимопонимания.
15.3. Как вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?
Любовь – это такое чувство, которое заставляет людей хотеть всё время быть вместе, заботиться друг о друге и помогать.
Например, в отрывке из романа Вениамина Каверина «Два капитана» говорится о ссоре влюблённых Сани и Кати. Оба они не понимали друг друга, из-за своей излишней гордости расстались, но теперь оба они понимают, что не могут жить в разлуке. Об этом говорится в предложениях 70 – 71, а также в предложениях 86-87.
Я думаю, что иногда ссора влюбленных людей может очень сильно навредить им, иногда они даже на много лет расстаются, как, например, герои пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Там говорится о том, как Эмиль и Эмилия любили друг друга, но расстались из-за глупой ссоры: ей показалось, что Эмиль ухаживает за другой девушкой, и она, чтобы разозлить его, специально стала оказывать знаки внимания другому молодому человеку. Влюбленные расстались надолго и только спустя много лет встретились и смогли объясниться и снова быть вместе.
Опубликовано 28.09.2017 по предмету Русский язык от Гость
>>
Написать сочинение-рассуждение “употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому”
ПО ТЕКСТУ
А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул
по стенке за спинами ребят к двери, взялся за ее ручку, осторожно
нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… Ах, как ему хотелось
исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет,
когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает,
обязательно придумает… В последний момент он оглянулся, столкнулся
взглядом с Ленкой и замер.
Он стоял один у стены, опустив глаза.
– Посмотри на него! – сказала Железная Кнопка Ленке. Голос у нее задрожал от негодования. – Даже глаз не может поднять!
– Да, незавидная картинка, – сказал Васильев. – Облез малость.
Ленка медленно приближалась к Димке.
Железная Кнопка шла рядом с Ленкой, говорила ей:
– Я понимаю, тебе трудно… Ты ему верила… зато теперь увидела его истинное лицо!
Ленка подошла к Димке вплотную – стоило ей протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча.
– Садани его по роже! – крикнул Лохматый.
Димка резко повернулся к Ленке спиной.
– Я говорила, говорила! – Железная Кнопка была в восторге. Голос
ее звучал победно. – Час расплаты никого не минует!.. Справедливость
восторжествовала! Да здравствует справедливость! – Она вскочила на
парту: – Ре-бя-та! Сомову – самый жестокий бойкот! И все закричали:
– Бойкот! Сомову – бойкот!
Железная Кнопка подняла руку:
– Кто за бойкот?
И все ребята подняли за нею руки – целый лес рук витал над их
головами. А многие так жаждали справедливости, что подняли сразу по две
руки.
«Вот и все, – подумала Ленка, – вот Димка и дождался своего конца».
А ребята тянули руки, тянули, и окружили Димку, и оторвали его от
стены, и вот-вот он должен был исчезнуть для Ленки в кольце
непроходимого леса рук, собственного ужаса и ее торжества и победы.
Все были за бойкот!
Только одна Ленка не подняла руки.
– А ты? – удивилась Железная Кнопка.
– А я – нет, – просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась.
– Ты его простила? – спросил потрясенный Васильев.
– Вот дурочка, – сказала Шмакова. – Он же тебя предал!
Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к ее черной
холодной поверхности. Ветер прошлого хлестал ее по лицу: «Чу-че-ло-о-о,
пре-да-тель!.. Сжечь на костре-е-е-е!»
– Но почему, почему ты против?! – Железной Кнопке хотелось
понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке бойкот. – Именно ты –
против. Тебя никогда нельзя понять… Объясни!
– Я была на костре, – ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А
я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть
убейте!
В.К.Железников
Вступление: Д.Е.Розенталь утверждает , что “Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому” .
Тезис: Попробуем доказать справедливость этого высказывания на примере текста Железникова,, предложенного нам . В нем рассказывается о том, как одноклассники судят своего товарища-предателя. Класс возмущен. Поэтому мы видим , что эмоциональная и экспрессивная лексика используется говорящими.
Аргумент: Например , когда ребята говорят с Сомовым , Лохматый не выбирает выражения , он советует Лене : “Садани его по роже!”. Однозначно можно сказать , что Сомов не нравится говорящему , поэтому он вместо нейтрального слова “лицо” использует эмоциональное “рожа”, и это очень кратко,лаконично дает ему возможность выразить отношение к Сомову
.Аргумент: Эмоции присущи всем участникам диалога. Например, Шмакова говорит Ленке: “Вот дурочка!”, – не понимая, почему Ленка не хочет мстить Сомову. И здесь мы видим, как экспрессивная лексика помогает говорящему.
Вывод: Таким образом, можно согласиться с лингвистом Розенталем , что “экспрессивная лексика очень кратко помогает говорящему выразить свое отношение к собеседнику”.
Выделенные слова не пиши .Я дала для понимания композиции сочинения – рассуждения .
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Обсценная лексика
в повседневной
жизни -
2 слайд
Описание слайда:
Обсценная или ненормативная лексика
(от лат. obscene — непристойный, распутный, безнравственный)Матерные слова-разновидность обсценной лексики
-
3 слайд
Описание слайда:
Матерные слова – слова- скверны
В словаре В.Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина; смрад; вонь; непотребство, разврат,
нравственное растление; все богопротивное». -
4 слайд
Описание слайда:
Да-75%
Опросили 119 человек
Употребляете ли вы ненормативную лексику ? -
5 слайд
-
6 слайд
Описание слайда:
В языческие времена был распространен культ плодородия. Поэтому большинство матов связано с половыми органами мужчины и женщины. Люди собирались вокруг поля и произносили бранные заклинания демонам (маты) чтобы был хороший урожай.
Вот оттуда произошло название поле брани.
В других местах маты было запрещено произносить. -
7 слайд
Описание слайда:
Мат является языком общения с демонами.
Когда человек матерится — он призывает бесов (накладывает отрицательную энергию) на себя, свою семью и на генетику своего рода. -
8 слайд
Описание слайда:
Показал всему миру, что кристаллы воды видоизменяются под воздействием мыслей, музыки и других подобных факторов.
-
9 слайд
Описание слайда:
Слева — замороженная проба воды, взятая из озера у дамбы Фудживара в Японии.
Справа — после часа совершения службы священиком -
10 слайд
-
11 слайд
-
12 слайд
-
13 слайд
-
14 слайд
-
15 слайд
Описание слайда:
Мат убивает хромосому
-
16 слайд
Описание слайда:
Матерные слова вызывают мутагенный эффект, схожий с тем, что делает радиоактивное облучение большой мощности.
-
17 слайд
Описание слайда:
Интересные факты
В странах, где отсутствует ругань, указывающая на детородный орган, синдромы ДЦП и Дауна не обнаружены. А вот в странах СНГ эти болезни существуют.Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект аналогичный радиационному излучению мощностью в 1000 рентген.
Злоупотребление мата губительно для гормонального фона женщины. Ее голос становиться низким, тестостерон находиться в переизбытке, деторождаемость снижается, появляется заболевание гирсутизм…
-
18 слайд
Описание слайда:
Как избавиться
от влияния мата?1.Признать,что матерные слова это порок, который разрушительно влияет на человека.
2.Начните думать о себе хорошо.
-
19 слайд
Описание слайда:
3.Поверить, что слова – это капсулы , наполненные силой
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 555 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 525 человек из 73 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Материал для проведения воспитательного часа о вреде ненормативной лексики в повседневной жизни.Приведены исторические аспекты появления обсценной лексики.Продемонстрированы научные исследования влияния слова на человеческий организм.Можно использоваь в 8-11классах. Данный материал разрабатывался для обучающихся 10-11 классов.
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Презентация «Комнатные растения в кабинете начальных классов»
-
Доклад на День Победы
-
План воспитательной работы, 5 класс
-
«Ко Дню Защитника Отечества»
-
Памятка родителям » Особенности подросткового возраста»
-
Беседа «Что такое Буллинг?»
-
Программа работы летнего лагеря
-
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «КЕМ БЫТЬ?»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448846 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Оказание первой помощи детям и взрослым»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Скрайбинг и веб-квест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
-
Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по подготовке учащихся старших классов к сдаче экзаменов»
-
Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экзаменационный стресс как частая проблема педагогов и учащихся и пути ее решения»
-
Курс повышения квалификации «Профориентация школьников: психология и выбор профессии»
-
Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
-
Курс повышения квалификации «Инструменты и методы воспитания российской гражданской идентичности согласно ФГОС»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
«Ненормативная лексика в молодежной среде»
«Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте…» Макаренко А.С. -
2 слайд
Описание слайда:
Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия.
Задачи:
Познакомить с историей сквернословия
Выявить сущность мата
Предупредить о вреде здоровью -
3 слайд
-
4 слайд
Описание слайда:
Сквернословие (мат)— это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
-
5 слайд
Описание слайда:
Сквернословие, мат
(как и хамство) — оружие неуверенных в себе людей. -
6 слайд
Описание слайда:
Сквернословие — это язык ведьм и колдунов.
Матные слова были включены в заклинания, наговоры и проклятья. -
7 слайд
Описание слайда:
www.themegallery.com
Company LogoВо времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
Алексей Михайлович Романов,
19 (29).03.1619-
29.01 (08.02) 1676. -
8 слайд
Описание слайда:
14-й Царь Всея Руси Петр 1 Алексеевич
27 апреля 1682 — 22 октября 1721При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зеркало»,
где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. -
9 слайд
Описание слайда:
Сквернословие(мат)
Притягивание зла
и неприятностейПроблемы с окружающими, со своим здоровьем
-
10 слайд
Описание слайда:
Мат используется для:
-Повышения эмоциональности речи
-Эмоциональной разрядки
-Оскорбления, унижения того, с кем говоришь
-Демонстрации агрессии
-Демонстрации отсутствия страха
-Демонстрации «свободы», пренебрежения запретами
-Демонстрации принадлежности к «своим» -
11 слайд
Описание слайда:
Корни сквернословия
Все знали, бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбится водяной. -
12 слайд
Описание слайда:
Сквернословие (мат) отражает бедность словарного запаса говорящего, неумение выразить словами радость или гнев.
-
13 слайд
Описание слайда:
Гнилые слова — от гнилого сердца.
(Русская пословица)
-
14 слайд
Описание слайда:
Научные исследования
Добрые слова, молитва, классическая музыка
Мат, похабщина, сквернословие -
15 слайд
Описание слайда:
Медицинский
диагноз «копролалия» — это болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода -
16 слайд
Описание слайда:
Ответственность за употребление мата
Статья 20.1 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, — влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. -
17 слайд
Описание слайда:
«Сила не нуждается в ругательствах» (Ф. М. Достоевский).
-
18 слайд
Описание слайда:
Употребление мата — Зависимость (как алкоголь, наркотики)
Стадии:
1.Человек впервые слышит нецензурное слово, испытывает отвращение, брезгливость.
2.Человек впервые употребляет мат за компанию, для эмоциональной разрядки, для смелости.
3.Человек употребляет мат, не замечая этого или не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова. -
19 слайд
Описание слайда:
Извиняться перед человеком, которого ты оскорбил.
Думать, прежде чем говорить.
Подбирать альтернативу нецензурному слову.
Больше общаться с культурными людьми, читать.
Сдерживать свои эмоции.
Ставить себя на место того человека, которого ты оскорбил.
Обращать внимание на того человека, который произнес ненормативное слово, и поправлять его.
Осознавать смысл сказанных слов.
Придумать свой способ выражения чувств без употребления ненормативной лексики.Список правил
-
20 слайд
Описание слайда:
Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья,
он способствует снижению интеллекта,
провоцирует преступления, создавая иллюзию
вседозволенности,
обворовывает нас духовно,
унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя
словесную грязь,
калечит людские судьбы,
приводит к раннему старению и преждевременной смерти. -
21 слайд
Описание слайда:
Два пути для тех, кто сквернословит:
Зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения себя как личности.2. Зная, что это плохо, отказаться от вредной привычки, встать на путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.
-
22 слайд
Описание слайда:
Л.Н.Толстой писал:
«Слово – дело великое. Великое потому, что
словом можно соединить
людей, словом можно
и разъединить их.Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Берегись от такого слова, которое разъединяет людей». -
23 слайд
Описание слайда:
Составить антирекламу мата:
Придумать лозунг, рекламный слоган, который побуждает отказаться от мата в своей речи
(Рекламный слоган — это яркое, эмоциональное высказывание, которое побуждает к действию или отказу от какого-либо действия) -
24 слайд
Описание слайда:
Примерные
варианты антирекламы мата:
Кто использует мат, тот умишком не богат!Мат — дорога в ад!
Мат — это ядов концентрат!
Хочешь успехов в жизни добиться — книги читай, прекращай материться!
-
25 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 555 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 525 человек из 73 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Презентация к классному часу, на тему: «Ненормативная лексика»6 класс
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Презентация к классному часу, на тему: «День Героев Отечества» 6 класс
-
Конспект класного часа по теме «День космонавтики»
-
Статья Проблема «Диагностики одарённости в условиях образовательной организации».
-
Сценарий классного часа «Образование и наука.Реформа ПетраI» 5-6класс
-
Рекомендации классным руководителям «Психологический климат в классе»
-
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
-
Статья «Стела героям-освободителям в слободе Родионово-Несветайская».
-
Образовательное событие Взгляд в будущее или какую выбрать профессию
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448846 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая компетентность педагога»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление конфликтами в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организационно-педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Скрайбинг и веб-квест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС СПО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
-
Курс повышения квалификации «Целеполагание как основа современного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
Требования к эссе в 2021 году
Эссе пишут в задании 40 или C2. На его выполнение необходимо потратить около 60 минут. Средний объём сочинения — 200-250 слов, но не менее 180 и не более 275, иначе работа не будет засчитана.
На ЕГЭ оценивается содержание и структура сочинения, точность подобранных лексических единиц и грамматических конструкций, орфография и пунктуация. Поэтому писать нужно не только логически последовательно и верно, но и предельно грамотно. За отсутствие ошибок и правильно расставленные знаки препинания ученик получает 5 баллов из возможных 14.
Критерии оценки эссе по английскому
Решение коммуникативной задачи в тексте даёт 3 балла, организация сочинения, лексика и грамматика — также по 3 балла, пунктуация — 2 балла.
- Решение коммуникативной задачи заключается в чётком, последовательном изложении позиции по заданной теме с использованием нейтрального стиля.
- Организация предусматривает правильное разделение эссе на фрагменты, логично связанные вводными конструкциями и словами-связками. Придерживайтесь закона: один абзац — одна мысль.
- Лексика. Приготовьте заранее длинный список лексических единиц, чтобы не повторять одни и те же шаблонные конструкции. Подбирайте слова по смыслу, используйте синонимы. Стройте предложения разной длины, но не перегружайте текст тяжёлыми изъяснениями.
- Грамматика. Ошибки в сочинении по английскому языку неприемлемы. Артикли, временные формы глаголов, единственное и множественное число существительных должны употребляться правильно.
- Орфография и пунктуация. Пишите слова правильно и чётко. Если специалист не сможет разобраться в написанном, спорное слово или конструкция зачтут как ошибку, а вы потеряете драгоценные баллы.
План эссе по английскому языку с шаблонами ответов
Прежде чем приступать к написанию сочинения, важно составить подробный и конкретный план. Он поможет не сбиться с мысли и не уйти в сторону от заданной темы. Предлагаем наглядный план эссе по английскому с лексическими конструкциями для каждого пункта и фрагмента текста.
Вступление
Здесь необходимо коротко обозначить ключевую проблему текста, не вдаваясь в подробности, но и не ограничиваясь заголовком эссе.
Секрет успешного написания этой части: отзеркальте текст задания, поменяв грамматическую конструкцию или заменив пару слов.
1.1. Обозначение проблемы
Nowadays, … the problem of… causes great argument and controversy.
In today’s world, … the issue of… is considered to be a matter of common concern/the main concern of…
1.2. Комментарий к проблеме
Some people believe that… while others think…
On the one hand, … on the other hand…
Ваша позиция
Выразите мнение на тему поставленного вопроса и объясните свою позицию. Подкрепите точку зрения 2-3 аргументами.
Тщательно анализируйте информацию, которую собираетесь использовать в сочинении. Несмотря на то, что эссе по английскому — не историческая работа, достоверность используемой информации отменять нельзя. Если отдельное высказывание покажется экзаменаторам неточным, оно будет отмечено как ошибка, и вы потеряете балл. Также это относится к использованию вымышленных фактов, имен или событий.
2.1. Тезис
- In my opinion, …
- As for me, I believe that…
- My personal view is that…
2.2. Первый аргумент
- To begin with,
- To start with,
- Firstly,
2.3. Второй аргумент
- What is more,
- Furthermore,
- Secondly,
2.4. Третий аргумент
- Finally,
- Additionally,
- Thirdly,
Противоположная позиция
Укажите другие точки зрения, которые могут быть выражены в обозначенной теме. Приведите 1-2 аргумента в пользу этого мнения.
3.1. Тезис
- However, there exists another point of view on this issue.
- Nevertheless, one can consider this problem from another angle.
3.2. Первый аргумент
- First of all,
- The first thing to be considered is…
3.3. Второй аргумент
- Another fact is that…
- Besides,
Ваше несогласие с противоположной позицией
Объясните несовпадение вашей точки зрения с противоположными. Объясните причины и докажите правильность вашего мнения.
Не повторяйте то, о чем говорили в предыдущих абзацах: здесь важно не выразить своё мнение, а оспорить мнение оппонента.
4.1. Тезис + первый контраргумент
- Despite my respect for this opinion, I cannot share it because…
- Nevertheless, I cannot agree with this statement, because…
4.2. Второй контраргумент
- Moreover, one should not ignore the fact that…
- Finally, …
Заключение
В этой части сочинения важно тонко перефразировать текст задания и вашу позицию, выраженную в первом абзаце. Еще раз вспомните все мнения, которые вы отметили в тексте. Подведите логичный итог рассуждения.
Вывод может быть представлен одним предложением — если оно не простое, а сложносочинённое или сложноподчинённое. Но лучше выражать мысли ясно и подвести итог 4-5 простыми предложениями. Если вы не знаете, как интересно закончить эссе — добавьте личный опыт или выразите надежду на светлое будущее относительно обсуждаемой проблемы.
5.1. Вывод
In conclusion, I would like to say that the problem of… is still to be discussed.
In conclusion, I would like to notice that…
Taking into consideration all mentioned above, I would like to say that… It is important to understand…
5.2. Комментарий
As far as I am concerned, the point is…
Следуйте плану, чтобы не упустить главную мысль эссе и каждого абзаца в отдельности. Не перегружайте текст сложными конструкциями. Разделите сочинение на абзацы, каждый из которых — сформированная и законченная мысль объёмом не более 6-8 строк.
Выполните задание на черновике. Перечитайте получившийся текст, исправьте ошибки, допишите недостающие фрагменты и уберите лишнее. Подсчитайте количество слов — напоминаем, их должно быть не меньше 180 и не больше 250. После этого аккуратно перенесите эссе на бланк ответов.