Жил малахитовых дел мастер Прокопьич. Хороший мастер был, но в годах уже. Тогда решил барин, что должен мастер свое ремесло дальше передать и велел приказчику подобрать ему ученика. Сколько приказчик мальцов не приводил, не устраивали они Прокопьича. Пока однажды приказчик не привел 12-летнего сироту Данилку – Недокормыша. Мальчика снарядили к Прокопьичу только потому, что нигде ему применения не было, а если бы Прокопьич ненароком его пришиб, то и спросить за него некому. С первого же дня поразил мальчик старого мастера.
К станку с малахитовым камнем, Данилко сразу показал мастеру как камень лучше использовать, чтобы узор лучше лег на изделии. Прокопьич понял, что с юнца будет толк и решил его своему мастерству выучить. Однажды приказчик застал Данилко у пруда откормленного, здорового и хорошо одетого и сразу не признал, но вскоре понял, что это тот самый сирота.
Приказчик с барином решили проверить его умения, дав задание изготовить чашу. Данилко за отведенное время сделал три чаши и тогда барин позволил Прокопьичу с Данилкой брать сколь угодно малахита и делать любые поделки. Данилко вырос, стал отличным мастером и
Сосватал Наташу, но свадьбу отложил, до тех пор, пока не создаст чашу, имитирующую дурман-траву с цветком. Данилко нашел подходящий камень и сделал основание чаши, но когда дошел до цветка, то чаша утратила свою красоту. Данилко все по лесам ходил, искал вдохновения и каменный цветок, о котором ему бабушка Вихорка в детстве рассказывала. Наташа уже стала плакать, боясь вечно в невестах ходить, и тогда Данилко решил жениться. Наметили свадьбу. Данилко во время очередной прогулки у Змеиной горки повстречал хозяйку горы Медной, о которой с детства легенды слышал, о ее каменном саде, о лучших мастерах, трудящихся у нее. Хоть она и отговаривала Данилко, но он настоял, и хозяйка показала ему свой каменный сад и цветок, который он всю жизнь мечтал увидеть.
Вернувшись домой, Данилко попал к невесте на вечеринку, но счастье и веселье покинули его, он теперь грезил только каменным цветком. Поздно вечером Данилко пришел домой и пока Прокопьич спал – разбил свою недоделанную дурман-чашу, и ушел. В народе поговаривать стали, что он у хозяйки Медной горы теперь мастером служит.
(1
оценок, среднее: 3.00
из 5)
Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Каменный цветок Бажов
Другие сочинения:
- Цветок В этом стихотворении герой, спокойный, сосредоточенный человек, сидит с книгой в руке и между ее страниц находится закладка – засохший цветок. Находка героя заставила глубоко задуматься и погрузиться в размышления. Заинтересовал его не только сам высохший цветок, сколько человек, Read More ……
- Цветок Стихотворение “Цветок” написано Василием Андреевичем Жуковским в 1811 г. Вид увядшего цветка, что автор называет минутной красой полей, одинокого и лишенного былой прелести, рождает в его сердце размышления о своей жизни. Ведь подобно руке осени, жестоко лишающей цветок красоты, Read More ……
- Неизвестный цветок История неизвестного цветка началась с маленького семечка, принесенного на пустырь ветром. Упавшее в камни семя долго мучилось и не могло прорости. Роса напитала его свой влагой и семечко проросло. Его корни проникли в мертвую глину. Так появился на Read More ……
- Рассказ В. Гаршина “Красный цветок” повествует о героической борьбе – борьбе главного героя с вселенским злом. Воплощением этого зла для сумасшедшего стал яркий красный цветок – цветок мака. Казалось бы, как это прекрасное растение может напоминать о чем-то страшном и Read More ……
- Красный цветок Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и перенесшего острую форму болезни в 1880 г. В губернскую психиатрическую больницу привозят нового пациента. Он буен, и врачу Read More ……
- Малахитовая шкатулка У Уральских гор жили Настасья с мужем Степаном. Внезапно Настасья овдовела и у нее на руках осталась маленькая дочь и сыновья. Старшие дети помогали матери, а дочка была еще совсем крохой и чтобы она не мешала, Настасья давала Read More ……
- Каменный гость У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по Read More ……
- Севильский озорник, или Каменный гость Дворец короля Неаполитанского. Ночь. Дон Хуан выходит от герцогини Изабеллы, которая принимает его за своего возлюбленного герцога Октавьо. Она хочет зажечь свечу, но дон Хуан останавливает ее. Изабелла вдруг понимает, что с ней был не Read More ……
Краткое содержание Каменный цветок Бажов
Год написания:
1937
Жанр:
сказка
Главные герои:
мастер Прокопьич, ученик, сирота Данилка Недокормыш.
Сюжет:
Однажды появился у старого резчика по малахиту талантливый ученик. Старик радовался его способностям, приказчик радовался безупречно выполненной работе, а барин стал доверять самые дорогие заказы. Жить бы и жить молодому мастеру, да загрустил он и зачастил в гору. Все искал необыкновенный каменный цветок, чтобы постичь саму суть красоты и гармонии. Добился своего – встретил и Хозяйку горы, и каменный цветок повидал. Себе на беду.
Смысл рассказа
. Рассказ повествует о талантливом молодом мастере Даниле, который прекрасным образом освоил ремесло резчика по малахиту, но этого ему было недостаточно. Его душа тосковала по уникальному знанию, ради которого он отказался от обычной земной жизни.
Старый мастер Прокопьич не нуждался в учениках, и всех от себя отваживал, считая их непригодными к малахитному делу. Но однажды ему навязали парнишку, который быстро проявил удивительный талант и смекалку. Встреча с Прокопьичем стала для Данилки счастливым поворотом в судьбе: в его лице он нашел и щедрого учителя, и заботливого отца.
Все было у Данилки: и способности, и трудолюбие, и всеобщее признание его мастерства, и даже слава. Жил он спокойно и сытно, для работы имел все необходимые инструменты и лучший камень. В жены сосватал себе хорошую девушку Катерину. Но не было ему счастья.
Любая законченная работа казалась ему недостаточно виртуозной, не вдохновляющей, ненастоящей. Он верил, что есть на свете что-то такое, что позволит ему однажды оживить свою мечту. Эти его размышления подхлестывались мрачными рассказами селян о существовании Хозяйки Медной горы и неведомого Каменного цветка. Данилко очень хотел взглянуть на этот цветок, чтобы воспроизвести его в камне.
Он все чаще и чаще стал пропадать из дому. Односельчане постоянно видели его то в полях, то на лугах, то вблизи заброшенной шахты у Змеиной горки. Стали поговаривать, что паренек сошел с ума, и были недалеки от истины. Прямо какое-то наваждение руководило Данилкой. Он словно искал недоступное другим сокровище. А хозяйка Медной горы всегда присматривается к таким, стала она давать мастеру подсказки. Но чем лучше у него стала получаться работа с ее помощью, тем сильнее он стал тосковать по недостижимому идеалу.
Не помогли никакие предосторожности. Даже предупреждения самой Хозяйки не остановили его. Показала она мастеру каменный цветок. И он не смог противиться этой тяге. В ночь накануне женитьбы он разбил молотком свою самую лучшую работу (теперь он видел все ее недостатки) и исчез в неизвестном направлении…
Картинка или рисунок Каменный цветок
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Лермонтов Бэла (глава из рассказа Герой нашего времени)
Печорин приехал служить в опасные кавказские горы. Местные жители от рождения головорезы, обманщики, ещё и пьяницы. Как позже признается Григорий, он думал под пулями забыть свою тоску. Всегда у него так: чем-то увлекается, а после ему от этого тошно
- Краткое содержание Островский Как закалялась сталь
Павка Корчагин – хулиган, не очень хочет учиться, именно поэтому его выгоняют из школы. Он очень молод, и даже еще не закончил школу. Но, тем не менее, он покидает город, когда все узнают весть, что царя свергнули. Мальчик рвется в бой, самый настоящий
- Краткое содержание А тем временем где-то Алексина
Серёжа – веселый мальчик и главный герой повести Анатолия Алексина: “А тем временем где-то”. В произведении рассказывается о жизни его семьи, в которой у отца и сына одно и то же имя – Сергей. Однажды, когда мальчик был один дома
- Краткое содержание Хорошее отношение к лошадям Маяковского
Произведение в поэтическом стиле, в начале описывает холодную и заледеневшую улицу. Улица эта хорошо продуваема морозными ветрами, с большим количеством людей.
- Краткое содержание Носов Метро
Однажды двое детей и их мать отправились в гости к тете в Москву. Тетя и мама детей наказали ребятам сидеть дома и смотреть старый альбом с фотографиями, а сами отправились гулять по магазинам.
«Каменный цветок» краткое содержание сказа Бажова напомнит о чем эта сказка и чему учит.
Бажов «Каменный цветок» краткое содержание
Данила — был сиротой. Сначала его отправили на службу в господский дом, выполнять разные поручения. Но мальчик был задумчивым и любил мечтать и не подходил на роль толкового слуги. Тогда его отправили пасти коров. Но и на этой работе он часто задумывался и много времени наблюдал за природой.
Однажды он увлекся наблюдениями и несколько коров из стада потерялись и были съедены волками. Данилу сурово наказали и отдали в обучение к малахитных дел мастеру Прокопьичу. Прокопьич — был знатным мастером, но очень строгим, он придирчиво относился к ученикам, ругал их. Никто к нему в ученики идти не хотел. Но строгому Прокопьичу наблюдательный Данила понравился и он относился к нему как к родному сыну.
У Данилы было природное чувство камня. Он чувствовал, как надо обрабатывать камень, чтобы полностью раскрыть его природную красоту.
Слухи о молодом талантливом мастере дошли до барина, и Даниле стали поручать изготовление сложных изделий из малахита. Однажды ему передали чертеж оригинальной вазы и разрешили работать над ней неограниченное количество времени. Данила занялся этой работой, но она его не радовала. Ваза получилась красивой, но не выглядела, как живая.
Тогда он задумал сделать свою вазу, в форме цветка, которая должна была выглядеть как живой цветок. Даниле хотелось показать всю природную красоту камня. От одного старого мастера он услышал историю о каменном цветке, который есть у Хозяйки Медной горы. Кто этот цветок увидит, сам научится делать изделия из камня, выглядевшие как живые. И очень захотелось Даниле посмотреть на этот чудный цветок.
Однажды в поисках камня для своей вазы он бродил по руднику и услышал женский голос, который посоветовал ему искать нужный камень у Змеиной горки. Там он действительно нашел нужный камень и принялся за работу. Сначала работа над новой вазой шла успешно, но вскоре застопорилась. Верхняя часть цветка никак не получалась. Данила даже решил отложить свадьбу со своей невестой Катей, настолько он был увлечен своей работой. Неудачи с изготовлением вазы-цветка разжигали в нем желание увидеть таинственный каменный цветок, и Данила вновь отправился к Змеиной горке. Там ему и показалась Хозяйка Медной горы. Услышав о том, что его задумка с вазой не вышла, она предложила взять другой камень, но все равно придумывать вазу самостоятельно. Но Данила непременно хотел увидеть ее чудесный каменный цветок. Хозяйка Медной горы предупредила Данилу, что в этом случае он не захочет жить и работать среди людей и вернется к ней, в Медную гору. Но Данила настоял на своем, и сумел увидеть чудесный каменный цветок.
1. Павел Петрович Бажов;
2. «Каменный цветок»;
3. Жанр: сказ;
4. Класс: 5;
5. Год: 1938. Эпоха сталинских репрессий, последние предвоенные годы.
6. Эпоха, описываемая в произведении, это примерно первая половина XIX века, еще до отмены крепостного права.
7. Главные герои: Мастер Прокопьич, его приемный сын Данилко, невеста Данилки Катя.
Близ турчаниноских заводов было много мастеров по резьбе по камню.
Самым лучшим считался Прокопьич. Так как он был уже в летах, заводское начальство присылало ему на выучу подростков, однако из-за сурового нрава никто долго в учениках у Прокопьича не задерживался. Однажды прислали к нему мальчика-сироту по прозвищу Данилко Недокормыш. Парнишка, посмотрев незаконченную работу, сразу указал на недочет мастера. Прокопьичу пришлось это по душе и он всячески опекать мальчика.
Постепенно из невзрачного мальчугана вырос красивый парень, который к тому же стал признанным мастером в резьбе по малахиту. Появилась у него невеста по имени Катя. Однако в эту пору дали Даниле сделать малахитовую чашу по зарубежному эскизу. Данила чашу вырезал, но работой недоволен остался: не удалось ему раскрыть красоту камня. На одной из вечеринок, когда Данила обмолвился о своих творческих метаниях, один из старых мастеров предупредил его: «
Ты, милый сын, по этой половице не ходи! Из головы выбрось! А то попадешь к Хозяйке в горные мастера…!
Запала Даниле-мастеру дума про каменный цветок. Начал он ходить близ Гумешек, искать камень. Как-то услышал голос, подсказывающий, где найти подходящий материал. Нашел глыбу малахита. Начал он ходить, искать растения, которые бы в малахите всю его красоту раскрыли. Выбрал цветок дурмана. Долго бился над дурман-чашей Данила, даже свадьбу с Катей отложил, а ничего у него не выходило.
Как-то поздней осенью снова бродил он близ горы, увидел большую выбоину и зашел в нее отдохнуть. Там увидел Хозяйку Медной горы и стал просить показать каменный цветок. Хозяйка повела его в свой сад. Увидев красоту растущих там растений, Данила сказал, что нет такого камня, что ее передать. На что Хозяйка ответила, что дала бы ему такой камень, если бы это он сам придумал. После чего повела рукой, и все исчезло, а Данила очутился снова в лесу.
Вскоре было гулянье перед свадьбой, с которого Данилу ушел мрачный. Ночью, когда Прокопьич спал, он разбил дурман-чашу и ушел. Больше его не видели.
9. Личное мнение:
Цикл сказов П.П. Бажова про Хозяйку Медной горы является моим любимым среди всех произведений этого выдающегося писателя. Мне симпатичны герои этих сказов, в том числе и сама Хозяйка: суровая, насмешливая, но справедливая хранительница земных недр. В сказе «Каменный цветок» она выступает в новом качестве – покровительницей талантливых мастеров – резчиков по уральскому малахиту.
Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только различка, что наши больше с малахитом вожгались, как его было довольно, и сорт — выше нет. Вот из этого малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, что диву дашься: как ему помогло.
Был в ту пору мастер Прокопьич. По этим делам первый. Лучше его никто не мог. В пожилых годах был.
Вот барин и велел приказчику поставить к этому Прокопьичу парнишек на выучку.
Пущай-де переймут все до тонкости.
Только Прокопьич, — то ли ему жаль было расставаться со своим мастерством, то ли еще что, — учил шибко худо. Все у него с рывка да с тычка. Насадит парнишке по всей голове шишек, уши чуть не оборвет да и говорит приказчику:
Не гож этот… Глаз у него неспособный, рука не несет. Толку не выйдет.
Приказчику, видно, заказано было ублаготворять Прокопьича.
Не гож, так не гож… Другого дадим… — И нарядит другого парнишку.
Ребятишки прослышали про эту науку… Спозаранку ревут, как бы к Прокопьичу не попасть. Отцам-матерям тоже не сладко родного дитенка на зряшную муку отдавать, — выгораживать стали свои-то, кто как мог. И то сказать, нездорово это мастерство, с малахитом-то. Отрава чистая. Вот и оберегаются люди.
Приказчик все ж таки помнит баринов наказ — ставит Прокопьичу учеников. Тот по своему порядку помытарит парнишку да и сдаст обратно приказчику.
Не гож этот… Приказчик взъедаться стал:
До какой поры это будет? Не гож да не гож, когда гож будет? Учи этого…
Прокопьич, знай, свое:
Мне что… Хоть десять годов учить буду, а толку из этого парнишки не будет…
Какого тебе еще?
Мне хоть и вовсе не ставь, — об этом не скучаю…
Так вот и перебрали приказчик с Прокопьичем много ребятишек, а толк один: на голове шишки, а в голове — как бы убежать. Нарочно которые портили, чтобы Прокопьич их прогнал. Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки. Его и взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча. Только у этого сиротки дарованья к такому делу не оказалось. Другие парнишки на таких-то местах вьюнами вьются. Чуть что — на вытяжку: что прикажете? А этот Данилко забьется куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит. Его кричат, а он и ухом не ведет. Били, конечно, поначалу-то, потом рукой махнули:
Блаженный какой-то! Тихоход! Из такого хорошего слуги не выйдет.
На заводскую работу либо в гору все ж таки не отдали — шибко жидко место, на неделю не хватит. Поставил его приказчик в подпаски. И тут Данилко не вовсе гож пришелся. Парнишечко ровно старательный, а все у него оплошка выходит. Все будто думает о чем-то. Уставится глазами на травинку, а коровы-то — вон где! Старый пастух ласковый попался, жалел сиротку, и тот временем ругался:
Что только из тебя, Данилко, выйдет? Погубишь ты себя, да и мою старую спину под бой подведешь. Куда это годится? О чем хоть думка-то у тебя?
Я и сам, дедко, не знаю… Так… ни о чем… Засмотрелся маленько. Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у ней желтенько выглядывает, а листок широконький… По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сейчас выкрасили… А букашка-то и ползет…
Ну, не дурак ли ты, Данилко? Твое ли дело букашек разбирать? Ползет она — и ползи, а твое дело за коровами глядеть. Смотри у меня, выбрось эту дурь из головы, не то приказчику скажу!
Одно Данилушке далось. На рожке он играть научился — куда старику! Чисто на музыке какой. Вечером, как коров пригонят, девки-бабы просят:
Сыграй, Данилушко, песенку.
Он и начнет наигрывать. И песни все незнакомые. Не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются, а хорошо выходит. Шибко за те песенки стали женщины привечать Данилушку. Кто пониточек починит, кто холста на онучи отрежет, рубашонку новую сошьет. Про кусок и разговору нет, — каждая норовит дать побольше да послаще. Старику пастуху тоже Данилушковы песни по душе пришлись. Только и тут маленько неладно выходило. Начнет Данилушко наигрывать и все забудет, ровно и коров нет. На этой игре и пристигла его беда.
Данилушко, видно, заигрался, а старик задремал по малости. Сколько-то коровенок у них и отбилось. Как стали на выгон собирать, глядят — той нет, другой нет. Искать кинулись, да где тебе. Пасли около Ельничной… Самое тут волчье место, глухое… Одну только коровенку и нашли. Пригнали стадо домой… Так и так — обсказали. Ну, из завода тоже побежали — поехали на розыски, да не нашли.
Расправа тогда, известно, какая была. За всякую вину спину кажи. На грех еще одна-то корова из приказчичьего двора была. Тут и вовсе спуску не жди. Растянули сперва старика, потом и до Данилушки дошло, а он худенький да тощенький. Господский палач оговорился даже.
Экой-то, — говорит, — с одного разу сомлеет, а то и вовсе душу выпустит.
Ударил все ж таки — не пожалел, а Данилушко молчит. Палач его вдругорядь — молчит, втретьи — молчит. Палач тут и расстервенился, давай полысать со всего плеча, а сам кричит:
Какой еще терпеливый выискался! Теперь знаю, куда его поставить, коли живой останется.
Отлежался-таки Данилушко. Бабушка Вихориха его на ноги поставила. Была, сказывают, старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была. Силу в травах знала: которая от зубов, которая от надсады, которая от ломоты… Ну, все как есть. Сама те травы собирала в самое время, когда какая трава полную силу имела. Из таких трав да корешков настойки готовила, отвары варила да с мазями мешала.
Хорошо Данилушке у этой бабушки Вихорихи пожилось. Старушка, слышь-ко, ласковая да словоохотливая, а трав, да корешков, да цветков всяких у ней насушено да навешено по всей избе. Данилушко к травам-то любопытен — как эту зовут? где растет? какой цветок? Старушка ему и рассказывает.
Раз Данилушко и спрашивает:
Ты, бабушка, всякий цветок в наших местах знаешь?
Хвастаться, — говорит, — не буду, а все будто знаю, какие открытые-то.
А разве, — спрашивает, — еще не открытые бывают?
Есть, — отвечает, — и такие. Папору вот слыхал? Она будто цветет на
Иванов день. Тот цветок колдовской. Клады им открывают. Для человека вредный. На разрыв-траве цветок — бегучий огонек. Поймай его — и все тебе затворы открыты. Воровской это цветок. А то еще каменный цветок есть. В малахитовой горе будто растет. На змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит.
Чем, бабушка, несчастный?
А это, дитенок, я и сама не знаю. Так мне сказывали. Данилушко у
Вихорихи, может, и подольше бы пожил, да приказчиковы вестовщики углядели, что парнишко маломало ходить стал, и сейчас к приказчику. Приказчик Данилушку призвал да и говорит:
Иди-ко теперь к Прокопьичу — малахитному делу обучаться. Самая там по тебе работа.
Ну, что сделаешь? Пошел Данилушко, а самого еще ветром качает. Прокопьич поглядел на него да и говорит:
Еще такого недоставало. Здоровым парнишкам здешняя учеба не по силе, а с такого что взыщешь — еле живой стоит.
Пошел Прокопьич к приказчику:
Не надо такого. Еще ненароком убьешь — отвечать придется.
Только приказчик — куда тебе, слушать не стал;
Дано тебе — учи, не рассуждай! Он — этот парнишка — крепкий. Не гляди, что жиденький.
Ну, дело ваше, — говорит Прокопьич, — было бы сказано. Буду учить, только бы к ответу не потянули.
Тянуть некому. Одинокий этот парнишка, что хочешь с ним делай, — отвечает приказчик.
Пришел Прокопьич домой, а Данилушко около станочка стоит, досочку малахитовую оглядывает. На этой досочке зарез сделан — кромку отбить. Вот Данилушко на это место уставился и головенкой покачивает. Прокопьичу любопытно стало, что этот новенький парнишка тут разглядывает. Спросил строго, как по его правилу велось:
Ты это что? Кто тебя просил поделку в руки брать? Что тут доглядываешь? Данилушко и отвечает:
На мой глаз, дедушко, не с этой стороны кромку отбивать надо. Вишь, узор тут, а его и срежут. Прокопьич закричал, конечно:
Что? Кто ты такой? Мастер? У рук не бывало, а судишь? Что ты понимать можешь?
То и понимаю, что эту штуку испортили, — отвечает Данилушко.
Кто испортил? а? Это ты, сопляк, мне — первому мастеру!.. Да я тебе такую порчу покажу… жив не будешь!
Пошумел так-то, покричал, а Данилушку пальцем не задел. Прокопьич-то, вишь, сам над этой досочкой думал — с которой стороны кромку срезать. Данилушко своим разговором в самую точку попал. Прокричался Прокопьич и говорит вовсе уж добром:
Ну-ко, ты, мастер явленый, покажи, как по-твоему сделать?
Данилушко и стал показывать да рассказывать:
Вот бы какой узор вышел. А того бы лучше — пустить досочку поуже, по чистому полю кромку отбить, только бы сверху плетешок малый оставить.
Прокопьич знай покрикивает:
Ну-ну… Как же! Много ты понимаешь. Накопил — не просыпь! — А про себя думает: «Верно парнишка говорит. Из такого, пожалуй, толк будет. Только учить-то его как? Стукни разок — он и ноги протянет».
Подумал так да и спрашивает:
Ты хоть чей, экий ученый?
Данилушко и рассказал про себя. Дескать, сирота. Матери не помню, а про отца и вовсе не знаю, кто был. Кличут Данилкой Недокормышем, а как отчество и прозванье отцовское — про то не знаю. Рассказал, как он в дворне был и за что его прогнали, как потом лето с коровьим стадом ходил, как под бой попал. Прокопьич пожалел:
Не сладко, гляжу, тебе, парень, житьишко-то задалось, а тут еще ко мне попал.
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.
- А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
- Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
- А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
- И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
- А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
- М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
- М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
- А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
- В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
- В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
- В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою
- И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
- А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
- А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
- В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
- С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
- С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
- А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
- О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
- В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие.
- Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным. - Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями. В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
- К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
- О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.
Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!
Автор: Виктория Комарова
Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы
Читайте также:
Стиль жизни. У каждого человека он свой. Кто-то живет легко, отдаваясь на волю случая. А кто-то, наоборот, предпочитает держать все под постоянным контролем и не расслабляется ни на минуту.
Думаю, что то, как стоит относиться к действительности, каждый из нас определяет для себя еще в раннем детстве. Именно тогда формируются основы будущего поведения и дальнейшего образа жизни. Но, помимо личных предпочтений, всегда существуют некие общие тенденции, которые меняются со временем.
Например, сегодня в моде активный стиль жизни. Это значит, что многие люди стремятся заниматься спортом, заводят себе различные хобби, да и просто не сидят на одном месте: все время путешествуют и посещают различные культурные мероприятия.
Еще одна актуальная тенденция — это здоровое питание. На смену фастфудам сегодня приходят модные рестораны, где еду готовят исключительно на пару из экологически чистых продуктов, не используют консервантов и красителей. И поклонников таких заведений с каждым днем становится все больше.
Стоит ли менять свой стиль жизни в соответствии с модой — это личное дело каждого. Кто-то, напротив, претендует на оригинальность и старается разработать собственную линию поведения. Часто такие люди прибегают к эпатажу и потому действительно очень выделяются на фоне остальных.
Мой жизненный стиль нельзя назвать оригинальным, так как мне близки современные модные тенденции, такие как активность, здоровое питание и спорт. В то же время есть у меня и одна особенная черта: я всегда и везде ношу с собой книгу. Это в каком-то смысле тоже определяет меня.
К жизни я стараюсь относиться просто, поскольку излишний контроль ведет к нежелательным переживаниям. Но я не считаю себя легкомысленным и не плыву по течению. Я всегда ставлю перед собой определенные цели и добиваюсь их, но если вдруг судьба готовит мне какие-то сюрпризы, я с радостью принимаю ее дары.
Инструментарий и цели брендинга выходят далеко за рамки системы маркетинговых коммуникаций и включают также элементы товарной политики, стратегии в сфере ценообразования и решения в сбытовой сфере. Так же как и PR, брендинг не поглощается полностью не только системой маркетинговых коммуникаций, но даже всей системой маркетинга. Брендинг следует рассматривать в качестве управленческой технологии, включающей элементы как маркетинга, так и менеджмента. Коммуникационная технология брендинга направлена не только на внешнюю целевую аудиторию, но и на внутреннюю. Брендинг рассматривается теперь как элемент корпоративной культуры.
Если рассматривать брендингс точки зрения маркетинга, то он представляет собой один из типов маркетинговых технологий, направленный на создание бренда и управление им при помощи маркетинговых инструментов. Цель брендинга – создание четкого образа бренда и четкое формирование направления коммуникаций.
Брендинг – это комплекс последовательных мероприятий, направленных на создание целостного и востребованного потребителем имиджа продукта или услуги. Совсем коротко: брендинг – это управление брендом.
Понятием, достаточно близким к брендингу, является бренд-менеджмент. Анализ основных подходов к данной категории и многочисленных ее определений позволил прийти к такому определению.
Бренд-менеджмент может быть определен как комплексная системная научно- практическая концепция, предметом которой являются процессы управления деятельностью организации, касающиеся формирования, развития, поддержки и трансформации бренда. В то же время процессы управления брендом рассматриваются в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности со всеми другими направлениями деятельности компании, характер управления которыми в соврем т пых компаниях можно определить как бренд-ориентированный.
Основными направлениями усилий в рамках бренд-менеджмента являются; создание бренда; усиление бренда; позиционирование и репозиционирование бренда, обновление и изменение стадии развития бренда (ребрендинг); расширение и углубление бренда.
Как уже отмечалось, фирменный стиль при подобном подходе будет рассматриваться как важнейший инструмент фирменных идентифицирующих маркетинговых коммуникаций и брендинга.
Реклама является одним из важнейших коммуникационных средств, используемых в технологии брендинга. Оно является частью всего комплекса маркетинговых коммуникаций, используемых коммуникатором для формирования психологических установок у потенциальных потребителей. Кроме рекламы в данном процессе используются PR, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, практически все синтетические средства маркетинговых коммуникаций, а также все элементы комплекса маркетинга (функции 4P’s) – товар, цена, сбытовая политика бренда.
Реклама играет значительную роль в процессе информирования о бренде, а также в формировании имиджа бренда, выделении бренда из массы конкурентов, разработке ценностей бренда, позиционировании бренда, формировании индивидуальности бренда, построении эффективных ассоциаций бренда, формировании лояльности к бренду и др. Велика также ее так называемая защитная роль бренда на этапе его зрелости.
Известные американские рекламисты Пол Фелдвик и Том Корлетт заметили, что большая часть затрат на рекламу расходуется скорее, на защиту 90% продаж, которыми уже обладает бренд, чем на завоевание возможных дополнительных 10%. Данные подтверждаются результатами масштабных маркетинговых исследовании, экспериментов психологов. Общий результат анализа таков: реклама обязана постоянно напоминать потребителю о существовании конкретного, даже достаточно сильного бренда. В противном случае позиция данного бренда будет ухудшаться за счет большей активности брендов-конкурентов. По достижении определенного уровня знания, благорасположения и лояльности реклама должна поддерживать у покупателя уже сформированные воспоминания и ассоциации в момент принятия решения о покупке.
Еще одной важной ролью рекламы на данной стадии технологии брендинга является поддержка, подкрепление существующей модели покупательского поведения лояльного потребителя. Многие из покупателей нуждаются в силу определенных специфических особенностей психики в постоянном одобрении«правильности» их выбора.
‡агрузка…
Итак, мы рассмотрели место, роль и особенности участия рекламы в реализации сложнейших маркетинговых технологий. Следующим, заключительным этапом является анализ системы управления рекламой.
Сочинение на тему: « Стиль жизни – здоровое и физическое совершенство».
Стиль жизни – здоровое и физическое совершенство.
Стиль жизни- это выбор того, как мы живем и как строим свою жизнь. У каждого из нас есть свой стиль жизни,одни идут к лучшему образу жизни и стремяться сделать хоть что-то , чтобы осуществить свои мечты.А другие выбирают иные пути, они не хотят делать ничего для этого, что бы достичь того совершенства,что помогло бы им в осуществлении планов.Они хотят все и сразу,без применения труда.Исходя из этого я делаю вывод что, стиль жизни может быть разным и каждый выбирает его сам, а значит то, что он делает зависит напрямую от его интересов, стремления, желания и цели самого человека.Я выбрала именно эту тему так как этот вопрос сейчас наиболее актуален.
Например: Человек может заниматься спортом и может задуматься о том, чтобы посвятить себя спорту на всю оставшеюся жизнь, то есть спорт может стать его стилем жизни.
В наше время спорт – это то без чего нельзя обойтись.Спорт нам дает возможность поддерживать себя в тонусе и быть в отличной форме.С самого детства мы все знаем что такое спорт, у каждого из нас была физкультура в детском саду,в школе и даже в лагерях ,с самых ранних лет нам прививают любовь к спорту.
Если вспомнить школьные годы,то можно отметить , что это было интересно и увлекательно,но как только физкультура продолжалась в более старших классах ,многие начинали прогуливать ее,избегать и до сих пор это есть.Сейчас придумали множество видов спорта ,чтобы мы выбирали именно, тот который нам интересен.
Сейчас актуальные виды спорта это футбол,тенис,хоккей ,биатлон и бокс.
В современном понимании спорт – это стремление человека к расширению границ своих физических возможностей, реализуемое через систематичный тренировочный процесс и участие в соревнованиях.
На своем жизненном пути я встретилась с таким видом спорта как стрельба из лука и, если честно, мне понравилось,я почувствовала интерес к этому виду спорта,стремление к победе ,желание добиться лучшего результата и прийти к цели.Я участвовала во многих соревнованиях,ездила в разные города и меня даже пригласили участвовать в соревнованиях за Россию,но к сожалению не получилось, так как дата соревнований совпала с поездкой в лагерь и ее не могли уже отменить.За меня на соревнования поехала другая,но я не расстроилась и даже гордилась тем ,что была в списке приглашенных.Я стреляла как из классического лука, так и из блочного,который купила сама,на тот момент сумма вышла в 12тысяч рублей.. Но в связи с обстоятельствами,наша группа рассыпалась и стрельба из лука не смогла дальше существовать в моей жизни.Блочный лук был продан одному из тренеров,поэтому фотографий ,где я стреляю почти не было, лишь одно воспоминание осталось об этом виде спорта – это грамоты, дипломы ,медали, кубки ,которые стоят дома и красуются для моих родных и близких.Но до сих пор мне сниться ,как я иду на тренеровку и участвую в соревнованиях.Я считаю что этот вид спорта дал мне понять ,то что в жизни я могу добиться очень много, ставя перед собой задачу и, пряходя к той или иной цели.Так же я убедилась в том что , без старания и упорных тренероок ничего не получиться.Так как Совершенство требует постоянства,контроля ,реалистичности поставленной цели и самого результата!
Совершенство – это полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества. Физическое совершенство, это все то же самое, но только направленное на развитие физического тела, которое представляет собой стремление к совершенству.Если мы совершенствовауемся то это развиваетт нашу личность,а значит мы познаем что-то новое и стремимся к успеху.
Стиль и образ жизни,они зависят от того на что настроен человек и какое общество он выбирает для общения.Так же говорит о том куда направлено стремление и на сколько человек целеустремлен.Ведь Стремление – это неотъемлемая часть в жизни,без которого мы не смогли бы добиваться успеха и двигаться вперед. Без желания к самосовершенствованию и саморазвития личности успеха не будет.Поэтому нужно развиваться постоянно и проявлять себя в разных сферах,ведь только действия человека позволяют выделиться ему из толпы.Но важно помнить ,что все просто никому не достается.На пути к успеху человек встречается со многими проблемами и препядствиями в жизни,но преодолевая их, он получает в замен вознаграждение.
Поэтому хочу сказать всем, что самое главное в жизни быть самим собой,самосовершенствоваться,развиваться, не стоять на месте и стремиться к лучшему.Действуйте и живите так, как хотели бы жить в своей мечте.Возможно именно вы придете к совершенству и мечта ваша осуществиться!!!
Слово «стиль» в русском языке имеет несколько лексических значений. Прежде всего, стоит заметить, что стиль – это эпоха, стиль – это человек. Ведь именно от человека зависит то, какие будут нравы в его время. Каждый человек – это личность, поэтому у всех своя манера поведения, манера общения и приемы работы. Стиль может у человека складываться и в моде, где каждая личность реализует себя по – разному.
Но если рассматривать более подробно стиль в общении, то стоит отметить, что временные рамки, то есть эпоха обязательно на это накладывает отпечаток. Наше общение – это показатель того, насколько человек развит, каков его внутренний мир. Образ жизни человека также оказывает большое влияние на стиль и общение между людьми. Русский язык богат своими просторечными словами, сленгами, диалектизмами. Поэтому каждый человек вправе сам решать, говорить ему на литературном языке, который будет понятен всем вокруг, либо же выбирать другой, свой путь, который обязательно будет тернист. Характер человека помогает выбирать стиль в общении, но каждая эпоха оказывает свое большое влияние, заставляя говорить на французском языке в 19 веке и изучать английский язык в наше время.
Если проследить развитие человечества, то станет многое понятно в том, что общение – это результат исторических изменений. Человек меняется под влиянием истории, меняются его взгляды, его мировоззрение. Стоит подметить, что ни одна эпоха не может быть похожа на прежнюю и ли на ту, которая будет потом. Поэтому стиль в общении – это, конечно же, отражение того, в какое время живет человек, кто его окружает и на какой ступени в обществе он находится. Человек не может находиться без общества, но подчиняясь инстинкту, он ищет себе подобных, чтобы можно было легко общаться и выражаться, чтобы его понимали и поддерживали.
?Мини-сочинение на тему “Стиль – это эпоха, стиль – это человек” (вариант 2)???
Сочинение можно начать со слов поэта Евтушенко, которые, на мой взгляд, лучше всего отражают саму суть понятия “стиль”:
Стиль человека – это то, что всегда с ним: не важно, где человек находится – в непроходимых джунглях, на дискотеке или на светском приеме, потому что стиль – это выражение индивидуальности. Не нужно путать стиль и моду, стиль – вечен, мода – преходяща. Стиль – отличительная черта личности, мода – стремление приглушить личностные качества, сделаться похожим на миллионы.
От природы каждый из нас имеет свой собственный стиль, но не каждый обладает достаточным количеством здравого смысла, мудрости и храбрости, чтобы развивать и культивировать его.
Ведь гораздо проще – идти за кем-то, одеваться, думать как все, любить ту же музыку, что и все, и, наконец, привыкнуть жить как все.
Стильный человек – всегда имеет свои отличительные особенности, их нельзя скопировать, нельзя повторить, они – отражение его внутреннего мира, мира загадочного и безграничного, как галактическое пространство.
Никогда не следует идти на поводу у масс и менять, переделывать себя, ибо одна из самых страшных ошибок, которую можно допустить в жизни – сделать себя безликим, неотличимым. Стиль – это тот самый “неизвестный цветок” из одноименного рассказа Платонова, который нельзя спрятать, этот цветок вырастет даже среди камней и болот, потому что у него есть самое главное – жажда жизни и вера в себя.
6 января 1872 года родился композитор Александр Скрябин.
Личное дело
Александр Николаевич Скрябин (1872 – 1915) родился в Москве, в доме на углу Хитровской площади и Хитровского переулка, где находилась квартира его отца – в то время студента юридического факультета Московского университета. Мать его была пианисткой, окончила консерваторию в Петербурге. Она умерла через год после рождения сына. В 1878 году отец, после окончания университета начавший службу в министерстве иностранных дел, был направлен в Константинополь, и оставил сына на попечение своих родных: матери, сестры и тетки.
Способности и интерес Александра Скрябина к музыке проявились очень рано. Уже в пять лет он играл на фортепиано и был способен легко воспроизвести услышанную один раз мелодию. Но, так как в его семье было много военных, продолжая семейную традицию, мальчика отдали учиться во Второй московский кадетский корпус. Одновременно ему стал давать частные уроки фортепиано композитор Георгий Конюс, позднее Александр Скрябин стал учиться у Николая Зверева и Сергея Танеева. По окончании кадетского корпуса в 1888 году он поступает в Московскую консерваторию, занимаясь в класс Василия Сафонова (фортепиано) и Сергея Танеева (контрапункт). За два года пройдя курс контрапункта у Танеева, Скрябин перешел в класс свободного сочинения к Антону Аренскому, однако их отношения не сложились, поэтому Скрябин окончил обучение в консерватории только по классу фортепиано.
Очень быстро Скрябин прославился как виртуозный пианист. Вскоре после окончания консерватории совершил с большим успехом европейское турне. В 1894 году Скрябин “переиграл” правую руку и в течение некоторого времени не мог выступать, но постепенно работоспособность руки восстановилась. С 1898 года Скрябин становится профессором Московской консерватории, но вскоре оставляет преподавание, чтобы уделять больше времени творчеству. В первое десятилетие XX века Скрябин живет большую часть времени в Швейцарии, выступает во многих городах Европы и Америки, исполняя свои сочинения.
В Россию Александр Скрябин вернулся в 1909 году и начал реализацию замысла грандиозного музыкального сочинения, которое должно было преобразить человечество. В 1911 году он завершает поэму «Прометей».
14 (27) апреля 1915 года Александр Скрябин неожиданно умер от заражения крови в возрасте 43 лет.
Александр Скрябин
В ранний период творчества Александр Скрябин сочинял произведения для фортепиано, испытывая влияние Шопена, которое проявлялось как в выборе жанров (этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром), так в характере звучания инструмента. С 1900-х годов в фортепианной музыке он предпочитает жанры сонаты и поэмы, причем сонаты Скрябина, в отличие от классической сонатной формы, которая включала три или четыре части, становятся одночастными произведениями без указания на конкретную тональность. Фортепианные поэмы Скрябина обычно короткие произведения, в которых, как и в сонатах, он стремится передать различные состояния душевного мира.
Своим симфоническим произведениям Скрябин тоже часто давал название «поэма», так третью симфонию он назвал «Божественной поэмой», а два главных завершенных произведения композитора носят названия «Поэма экстаза» и «Прометей (Поэма огня)». «Божественная поэма» повествует о «развитии человеческого духа», который через сомнения и борьбу, преодоление «радостей чувственного мира» и «пантеизма» приходит к «некоей свободной деятельности – божественной игре». «Поэма экстаза» была завершена в 1907 году. В ней присутствует более десяти музыкальных тем, каждая из которых передает конкретное состояние человека («тема томления», «тема воли», «тема мечты» и т. п.). Скрябин сочинил поэтический текст к «Поэме экстаза», но не стал печатать его с нотами, чтобы это произведения воспринимали в первую очередь через его музыкальный язык. Музыкальная кульминация поэмы соответствует финалу поэтического текста: «И огласилась вселенная Радостным криком Я есмь!».
В 1910 году была закончена поэма «Прометей» предназначенная для фортепиано, большого состава симфонического оркестра, органа, хора и особой «партии света», в которой лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов. Александр Скрябин обладал способностью к музыкально-световой синестезии, то есть каждая тональность представлялась ему окрашенной в определенный цвет. Поэма была впервые исполнена 2 арта 1911 года в Москве оркестром под управлением Сергея Кусевицкого, но без световой партии, так как для этого не подходили условия зала. В полном соответствии с замыслом Скрябина «Прометея» исполнил 20 мая 1915 года Оркестр Русского симфонического общества под управлением Модеста Альтшулера в нью-йоркском Карнеги-Холле. Для этого был создан специальный световой инструмент, получивший название «хромола».
О чем надо знать
Величайшим нереализованным замыслом Александра Скрябина была «Мистерия», которая должна была объединить в себе различные виды искусств, включая музыку, танец, слово и даже архитектуру. Помимо звуков «Мистерия» должна была включать движения, цвета и запахи. Скрябин хотел, чтобы «Мистерию» исполняли все люди Земли в течение семи дней, после чего, по его замыслу, человечество вступило бы в новую эру, когда Мировой Дух объединится с Материей. В последние годы жизни композитор работал над «Предварительным действием», которое должно был служить прелюдией к «Мистерии».
Прямая речь
Музыка Скрябина – это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. В ней взаимно сопутствуют друг другу постоянная неудовлетворенность и напряжение всех сил – и она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры.
Борис Асафьев
В области живописных впечатлений Александр Николаевич в эту эпоху, как и раньше, ценил больше замысел и мистическую идею, чем колорит и выполнение. Футуристическая живопись его раздражала, он её, впрочем, и мало видал. Шперлинг и Чюрленис продолжали быть его любимцами, остальных художников он склонен был обвинять в материализме и в отрыве от мистических родников искусства.
Леонид Сабанеев
Скрябин сел за рояль. Всего лишь несколько мгновений было достаточно, чтобы слушатели оказались уже в его власти. Еще в те ранние годы Скрябин обладал сопутствовавшей ему всю жизнь способностью с первых же взятых им аккордов устанавливать психический контакт с аудиторией, источать от себя некий нервный, гипнотизирующий ток, неотразимо покорявший ее. В этот раз, как и всегда впоследствии, Скрябин играл только свои сочинения: Прелюдию H-dur, Ноктюрн fis-moll, Этюд cis-moll, Вальс, несколько мазурок из серии пьес, вскоре затем вышедших из печати в издании Юргенсона. В исполнении Скрябина они казались импровизациями, как бы тут же рождавшимися, еще носившими неостывший пыл творческого вдохновения: столько полетности, свободы и прихотливости было в его игре, такой свежестью и непосредственностью веяло от нее. Пленителен был уже самый звук инструмента под магическими пальцами его красивых, холеных, небольших рук. На всем исполнении лежала печать индивидуальности и высокого изящества душевного строя, отражавшегося в изяществе внешней формы.
Александр Оссовский
1
Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный, у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней
На взморие, где новозданных дней
Всплывал ковчег таинственный. Истлела
От тонких молний духа риза тела,
Отдав огонь Источнику огней.
Исторг ли Рок, орлицей зоркой рея,
У дерзкого святыню Прометея?
Иль персть опламенил язык небес?
Кто скажет: побежден иль победитель,
По ком, — немея кладбищем чудес, —
Шептаньем лавров плачет Муз обитель?
2
Он был из тех певцов (таков же был Новалис),
Что видят в снах себя наследниками лир,
Которым на заре веков повиновались
Дух, камень, древо, зверь, вода, огонь, эфир.
Но между тем как все потомки признавались,
Что поздними гостьми вошли на брачный пир, —
Заклятья древние, казалось, узнавались
Им, им одним опять — и колебали мир.
Так! Все мы помнили — но волил он, и деял.
Как зодчий тайн, Хирам, он таинство посеял,
И Море Медное отлил среди двора.
«Не медли!» — звал он Рок; и зову Рок ответил.
«Явись!» — молил Сестру — и вот, пришла Сестра.
Таким свидетельством пророка Дух отметил.
Вячеслав Иванов Памяти Скрябина. Два сонета
Он чувствовал симфониями света,
Он слиться звал в один плавучий храм —
Прикосновенья, звуки, фимиам
И шествия, где танцы как примета,-
Всю солнечность,пожар цветов и лета,
Все лунное гаданье по звездам,
И громы тут, и малый лепет там,
Дразненья музыкального расцвета.
Проснуться в Небо, грезя на Земле.
Рассыпав вихри искр в пронзенной мгле,
В горенье жертвы был он не ослабен.
И так он вился в пламенном жерле,
Что в смерть проснулся, с блеском на челе,
Безумный эльф, зазыв, звенящий Скрябин.
Константин Бальмонт «Великий Обреченный»
Десять фактов об Александре Скрябине
- Отец Александра Скрябина, который в момент его рождения был студентом, позже стал известным дипломатом, действительным статским советником.
- В детстве Александр Скрябин проводил так много времени за роялем, что стирал подошвы обуви о педали, вызывая упреки родных.
- Однако, когда мальчика решили познакомить с нотной записью, он не проявил большого интереса, предпочитая импровизировать или играть по слуху. Родные обратились к Антону Рубинштейну, который, проверив музыкальные данные юного Саши Скрябина, сказал: «Не троньте ребенка, дайте ему развиваться свободно, со временем все придет само собой».
- Среди произведений Скрябина есть две пьесы для левой руки, сочиненные им, когда играть правой рукой он не мог.
- Скрябин часто бывал в доме художника Леонида Пастернака. Под его влиянием юный Борис Пастернак занялся музыкой. Пастернак писал: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина». Еще в пору учебы в гимназии он прошел шестилетний курс композиторского факультета консерватории, но в 1908 году оставил музыку.
- Сохранились несколько аудиозаписей произведений Скрябина в авторском исполнении, сделанных в 1910 году.
- Живя в Швейцарии, Скрябин познакомился с Георгием Плехановым и под его влиянием стал изучать экономику и классиков марксизма.
- Опорный аккорд (до, фа-диез, си-бемоль, ми, ля, ре), на котором строится ладо-гармоническая система поэмы «Прометей», теперь называют прометеевским аккордом.
- Одаренным пианистом и композитором был один из сыновей Скрябина, Юлиан, погибший в возрасте 11 лет. Его четыре фортепианных прелюдии исполняются и в XXI веке.
- Первый в мире многоголосый музыкальный синтезатор, изобретенный в 1958 году Евгением Мурзиным, получил название «АНС» в честь Александра Николаевича Скрябина.
- В 1962 году балетмейстер Касьян Голейзовский создал балет-сюиту «Скрябиниана» на музыку Скрябина в оркестровке Дмитрия Рогаль-Левицкого.
Материалы об Александре Скрябине
Статья об Александре Скрябине в русской Википедии
Александр Скрябин на сайте Бельканто.ру
Александр Скрябин в проекте «Хронос»
Ноты произведений Александра Скрябина
Сайт, посвященный Александру Скрябину
Александр Скрябин на сайте Classic-Online.ru
Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности.
В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата.
Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов.
В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов.
Борьба Игнатьича и царь-рыбы – метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание.
В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению.
Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо.
↑ Как нужно относиться к природе? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
Одна из проблем, затронутая автором этой замечательной сказки, – это отношение человека к природе.
Примером бережного отношения к природе может служить главный герой. Маленький принц живет на небольшой планете. Его основное правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Маленький принц каждые утро прочищает вулканы и вырывает баобабы, которые при отсутствии ухода могут разрешить планету.
Главный герой учит нас ценить прекрасное в мире природы, охранять это всеми своими силами, поскольку планета – это наш дом, а человек не может жить без дома. Именно поэтому Маленький принц попросил змею укусить его, чтобы вернуться домой, к своим планете и розе, за которыми он должен ухаживать. Потому что следить за домом, в котором ты живешь – главная обязанность и ответственность человека.
↑ Чем опасно активное вмешательство человека в мир природы? К чему приводит борьба человека с природой? (Чингиз Айтматов «Плаха»)
В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы.
Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков.
Авдей призывает участников этого отвратительного деяния немедленно прекратить бойню, за что охотники убивают его.
Акбара и Ташчайнар начали новую жизнь и родили новых волчат, но и те погибли при пожаре, который устроили люди.
Последний раз они попытались продолжить род уже в другой местности, но человек по имени Назарбай украл и продал четырех волчат. Горю матери-волчицы не было предела. Айтматов не случайно описывает семью волков, наделяя их человеческими чертами. Они также создают семьи, любят своих детей, радуются и печалятся. Человек же в романе представлен менее живым. Большинство людей в романе показаны как бесчувственные существа, лишенные моральных принципов.
Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных. В конце произведения погибает волчица, а вместе с ней маленький мальчик, который пострадал в безумной борьбе двух полноправных жителей этой планеты: человека и волка.
Человек тесно связан с миром природы, важно не воевать, а находиться в мире и согласии.
↑ Почему важно ценить красоту природы? (Р. Брэдбери «Все лето в один день»)
Этот рассказ учит нас ценить красоту природы здесь и сейчас. Чтобы дать прочувствовать, что значит “никогда не видеть солнца”, Брэдбери показывает жизнь колонистов на Венере. На этой планете большую часть времени идут дожди, и увидеть солнце жители могут только раз в 7 лет. Этого дня все ждут с нетерпением. Но среди детей колонистов есть одна девочка, которую привезли на Венеру уже в сознательном возрасте, потому ей приходится хуже всех. Для остальных детей солнце – это мечта, для Марго же это нечто утраченное. Таким примером Брэдбери пытается донести до читателя мысль: человек начинает особенно ценить окружающую красоту природы в тот момент, когда теряет. Мы живем в замечательном мире, но не ценим того, что имеем.
↑ Как следует относиться к природе? (Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
Главный герой Мазай по профессии является охотником. Однако у этого человека есть моральный кодекс и совесть. Он сокрушается о том, что в местности было бы гораздо большее количество зверей, если бы другие охотники не использовали нечестные методы: не ловили бы живность сетями, не давили бы силками и не уничтожали бы зайцев во время весеннего паводка. Он рассказывает историю о том, как во время паводка увидел островок, окруженный водой. На этом острове жались друг к другу зайцы. Доброе сердце охотника не выдержало, он собрал их на своей лодке, доплыл до берега, а потом отпустил. Замерзших и слабых зайчат он забрал домой, чтобы они могли отогреться, а наутро выпустил их на волю.
Моральный принцип этого человека заключается в том, что нападать на слабого нечестно. Конечно, человек живет охотой. Человек – хищник, но еще он обладает нравственностью, которая не должна позволять ему «бить лежачего». Когда животное неспособно защищаться, то нападать на него нельзя. Такая охота превращает человека в убийцу. Человек наделен огромным потенциалом, он сильнее и хитрее многих животных, но в то же время он обладает сердцем и моралью. Относиться к природе нужно бережно, нельзя только брать, необходимо и помогать ей.
↑ Как следует относиться к природе? (Ж.Жионо «Человек, который сажал деревья»)
“Человек, который сажал деревья” – это аллегорический рассказ. В центре повествования пастух Эльзеар Буффье, который в одиночку решил восстановить экосистему пустынной местности.
На протяжении четырёх десятилетий Буффье высаживал деревья, что привело к невероятным результатам: долина стала похожей на райский сад. Власти восприняли это как природный феномен, и лес получил официальную защиту государства. Спустя некоторое время в эту местность переехало около 10000 человек. Все эти люди обязаны своим своим счастьем Буффье.
Эльзеар Буффье – это пример того, как человек должен относиться к природе. Это произведение пробуждает в читателях любовь к окружающему миру. Человек может не только разрушать, он способен еще и созидать. Ресурсы человека неисчерпаемы, целеустремленность способна создать жизнь там, где ее нет. Этот рассказал был переведен на 13 языков, он так сильно повлиял на общество и власти, что после прочтения были восстановлены сотни тысяч гектаров леса.
↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”)
Один из главных героев Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных».
↑ Отношение человека к природе, взаимосвязь человека и природы, ответственность человека за его поступки перед миром природы. (Рэй Брэдбери «И грянул гром»)
Одной из проблем, затронутых в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» является – отношение к миру природы. Главный герой Экельс погружается в прошлое при помощи машины времени. Цель его путешествия – охота на динозавра. Организаторы предупреждают его о том, что убивать можно только тех зверей, которых подстерегает естественная смерть. Инструктор объясняет, для чего нужна подобная осторожность: если случайно убить какое-то самое незначительное животное, то это может очень сильно отразиться на всем будущем. Например, если убить мышь, то не будет лисы и ее потомков. Если исчезнет конкретная лиса, то погибнут все ее потомки и какой-нибудь лев и так далее. Таким образом, гибель одной мыши может уничтожить целые династии, изменить весь мир. Это показывает, насколько человек связан со всем миром природы. Людям порой кажется, что они цари природы, но когда человек убивает просто так маленького комара, он меняет жизнь своих будущих потомков. Человек занимает определенное место в природе, ни больше ни меньше. Потому так опасно неразумное истребление животных. Неизвестно, как прихоти человека могут повлиять на будущее. Человек обязан понимать, что вся экосистема и будущее самого человека зависит от его поведения, поэтому относиться к природе нужно бережно, ценя каждое ее творение.
↑ Проблема отношения к природе (А.П. Платонов “Неизвестный цветок”)
В рассказе «Неизвестный цветок» затрагивается проблема отношения к природе. Положительным примером является поведение детей. Так, девочка Даша обнаруживает цветок, который растет в ужасных условиях и нуждается в помощи. На следующий день она приводит целый отряд пионеров, они все вместе удобряют землю вокруг цветка. Через год мы видим последствия такого неравнодушия. Пустырь невозможно узнать: он «зарос травами и цветами», и над ним «летали птицы и бабочки». Забота о природе не всегда требует от человека титанических усилий, но всегда приносит такие важные результаты. Потратив час своего времени, каждый человек может сохранить или «дать жизнь» новому цветку. А каждый цветок в этом мире на счету.
↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, и тут же в произведении следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа – храм, а не мастерская, что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье.
ОТЦЫ И ДЕТИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ОТЦЫ И ДЕТИ АНАЛИЗ
↑ Как природа влияет на характер человека? (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”)
Местность, в которой проживает человек влияет на формирование его характера. Лермонтов описывает Кавказ как место, окруженное высокими опасными горами, бурлящими, быстрыми речками, потому и люди, которые там проживают, обладают смелым, яростным характером. Горы связаны с приключениями и риском, а жизнь людей – это преодоление опасностей. Суровые условия природы делают характер человека суровым, он становится склонным к импульсивности, у него появляется дух авантюризма. Для людей, живущих в такой местности, природа не просто фон. Они чувствуют природу лучше, чем любой человек, описывающий красоты пейзажа, они любят природу и чувствуют ее сердцем: «…в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
При виде данного словосочетания возникает ворох ассоциаций, чем оно могло бы являться. Ещё больше, наверное, понятий, которыми можно его описать. Но всё это не отменяет того, что у каждого человека с ним связано своё определение, выражающее его мнение по поводу сочетания этих двух слов. Что же, я попробую объяснить, что оно значит конкретно для меня.
Если честно, то первое, что лезет в голову, при взгляде на него, – два простых слова, а именно – оптимизм и пессимизм. А, собственно говоря, почему бы и нет? Они, как никто другой, могут описать подход человека к жизни. Да, эти понятия весьма ограниченны в своих определениях, но факт остаётся фактом – их тоже можно назвать своеобразным «стилем жизни».
Из этого следует вполне логичный вывод о том, что «стиль жизни» – это просто личный подход каждого человека к своей жизни. И он может принимать любые формы, цвета и оттенки. Подобное даже невероятно, ведь, по сути, мы можем назвать стилем что угодно. Молодой человек любит носить пастельные тона, а дома у него весь интерьер состоит только из них? Это его стиль жизни! Эта девушка обожает путешествовать по миру, изучая культуры различных стран и народов? Это тоже её стиль жизни!
Тем не менее, стилем может быть что-то… Менее масштабное, чем приведённые выше примеры. Допустим, эта женщина любит готовить пирог раз в год, числа, эдак, одиннадцатого мая. И что же, это тоже стиль жизни? Да! Да, и ещё раз да! Это её личный подход к тому, как она проведёт это одиннадцатое мая. И это значит, что она решила действовать именно так, выбрав себе такой простой, но от того не менее значимый «стиль жизни».
И это, определённо, не конец того, чем может являться подход к собственной жизни. К примеру, этот подход может быть выражен… Пением. Один молодой человек любит петь патриотические песни, сочиняя и исполняя их. И это его подход к жизни.
Из этого всего следует, что «стилем жизни» является любое действие, совершённое человеком более, чем один раз. Звучит невероятно, но думаю, что так оно и есть. Шутки ради, стоит отметить, что мы, сами того не подозревая, создаём себе свой «стиль жизни». Почистил утром зубы? Съел завтрак? Ты уже создал себе свой стиль! Именно так ты решил провести своё утро и это прекрасно! Ведь сие в очередной раз доказывает то, что ты хозяин своей судьбы, то, что ты можешь создать себе свой, неповторимый и оригинальный, стиль жизни. Думаю, осознание данного факта – лучше всего на свете.
7 класс