Митрофан и Простакова
Влияние на Митрофана отца и дяди
Обучение Митрофана
Почему Митрофан является центральным персонажем?
Денис Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 18 веке. В ту эпоху в России действовал указ Петра I, предписывающий, что юношам до 21 года без образования было запрещено вступать на военную и государственную службу, а также жениться. Молодые люди до этого возраста в данном документе назывались «недорослями» – это определение и легло в основу названия пьесы. В произведении главным героем является Митрофанушка-недоросль. Фонвизин изобразил его как глупого, жестокого, жадного и ленивого юношу 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок, не желает учиться и капризничает. Митрофан является отрицательным персонажем и самым смешным героем комедии – его несуразные высказывания глупость и невежество вызывают смех не только у читателей и зрителей, но и у других героев пьесы. Персонаж играет важную роль в идейном замысле пьесы, поэтому образ Митрофана-Недоросли требует подробного анализа.
Митрофан и Простакова
В произведении Фонвизина «Недоросль» образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как по сути именно неправильное воспитание стало причиной злонравия юноши и всех его отрицательных черт.
Его мать – Госпожа Простакова – необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у родителей – представителей старого дворянства, таких же необразованных и невежественных помещиков как она сама. Полученные через воспитание ценности и взгляды передала Простакова и Митрофану – юноша в пьесе изображен «маменькиным сынком» – он ничего не может сам, за него все делают слуги или мать. Получив от Простаковой жестокость по отношению к слугам, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял еще и неуважение к близким людям, готовность обмануть их или предать ради более выгодного предложения. Вспомним, как Простакова уговаривала Скотинина взять Софью в жены, чтобы по сути избавиться от «лишнего рта». Тогда как новость о крупном наследстве девушки сделало ее «заботливой воспитательницей», якобы любящей Софью и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, поэтому и отказала Скотинину, ведь при женитьбе девушки и Митрофана, во всем слушающего свою мать, деньги Софьи перешли бы ей.
Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, переняв ее «лучшие» черты, чем и объясняется финальная сцена комедии, когда Митрофан бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти.
Влияние на Митрофана отца и дяди
Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены.
Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан. Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну – ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом.
Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана – его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.
Обучение Митрофана
По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география. При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.
Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.
Почему Митрофан является центральным персонажем?
Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.
Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.
Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке доклада или сочинения на тему «Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»»
«Недоросль» характеристика Митрована в комедии Фонвизина – сочинение по теме | источник
- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин Д.И.
- Каким я увидел Митрофана в комедии Недоросль
В комедии раскрывается тема неправильного воспитания и подхода к личности человека. Митрофан Простаков вызывает у меня негативное отношение. Он растет глупым, жестоким и необразованным мальчиком. Митрофанушке ни в чем нет отказа, ему все разрешено, и он этим пользуется.
Главному герою уже исполнилось шестнадцать лет, но мать не хочет, чтобы он поступал на службу. Она отличается злым нравом и дурным характером, которые передались Митрофанушке по наследству. Женщина во всем потакает сыну. У госпожи Простоковой имелось большое желание дать любимому сыну достойный уровень образования, потому что она сама никогда не училась. Была невеждой и ханжой. Все ее надежды и мечты были связаны с Митрофанушкой. В будущем матушка видела его образованным человеком. Для этого наняла мальчику учителей. Кутейкин и Цыфиркин старались посеять в нем зерно знаний, но у них ничего не вышло.
Мальчик не хотел постигать гранит науки. Митрофан вырос эгоистичным подростком. Он любил только себя: не уважал ни свою няню, ни отца. А, ведь, они в нем души не чаяли, старались уберечь мальчика от несчастий. В ответ слышали одни грубости и колкости.
Если Митрофанушка не научится уважать других людей, считаться с их мнением, он никогда не станет нормальным человеком.
Другие сочинения: ← Какой я увидел Простакову в комедии Недоросль↑ Фонвизин Д.И.Характеристика и образ Скотинина →
Отношение к образованию
Митрофанушке 15 лет. Он 4 года занимается с учителями, которых наняли госпожа и господин Простаковы для своего сына. Однако за это время Митрофан ничему не научился. Как отмечает один из его учителей, Митрофанушка «вперед шагать не любит».
Со своими учителями Митрофан учит грамоту, арифметику, французский язык и другие науки. За то время, которое герой потратил на обучение, он смог достичь только минимальных успехов: Митрофан умеет читать по слогам, считать до трех. Французского языка недоросль не знает вовсе.
Во многом такие неудачи связаны с тем, что учителя Митрофана сами мало что понимали в преподаваемых предметах, однако основной причиной необразованности Митрофанушки является его нежелание учиться. Он мечтает о женитьбе, а не о том, чтобы стать умнее.
Родители Митрофана не видят то, что их сын глуп, они его поддерживают и хвалят, поэтому Митрофанушка и не имеет мотивации учиться и становиться умнее. Его все устраивает также, как все устраивает родителей. Госпожа Простакова не видит смысла в образовании, это же видение перенимает и Митрофан.
Сочинение 2
Митрофанушка – герой комедии Фонвизина, олицетворяет в себе большинство молодежи, принадлежащей к богатым дворянским семействам.
Хотя Митрофанушке исполнилось уже 16, он до сих пор отсиживался в родительском доме, несмотря на то, что в этом возрасте его ровесники призываются на службу. Отец отмалчивался, по той причине, что до смерти боялся прекословить своей жене, матери Митрофана. Та, в свою очередь сдувала с сына пылинки и всячески оберегала от реалий взрослой самостоятельной жизни. Проживающего с ними дядю маменькин сынок и в грош не ставил, впрочем не только его, но и всех окружающих его людей.
Имя Митрофан обозначает «на маму похож» и здесь это абсолютная истина. Яблоко от яблони недалеко падает. Своим воспитанием мать превратила своего отпрыска в самолюбивого, избалованного и эгоистичного человека.
Методы этого так называемого воспитания у большинства людей могут вызвать лишь одно чувство – недоумение. К примеру, мать советовала мальчику посещать уроки арифметики, богословия и других предметов, введённых в перечень обязательных наук для изучения дворянскими детьми. Но учить ничего не надо, можно только притворяться прилежным учеником, во избежание слухов в свой адрес. Ещё пример: что твоё – то твоё, ни с кем не делись; нашёл что-то – присвой себе и молчи; хочешь пнуть кота – пинай, и всё в таком же духе.
Мать любила Митрофанушку всем сердцем, желала ему только добра, а он использовал её для достижения своих низменных целей, относился к ней с снисходительной небрежностью. Его наглость и эгоизм просто не имеет ни конца, ни края.
Целыми днями Митрофан бездельничал, безмерно ел и спал. Его ничего не интересовало и не увлекало. Даже речь его была скудна, как и содержимое его головы. Разговаривал он капризным тоном обиженного ребенка, как будто все кругом были ему должны, а он постоянно оставался всем недоволен.
К учителям Митрофан не прислушивался, грубил и спорил с ними. Лишь один учитель мог его похвалить, но не за какие-то заслуги, а чтоб заслужить расположение его матушки.
В конце концов дело обернулось так, как и должно было окончиться при воспитании в таком ключе. Когда мать попала в трудную жизненную ситуацию, сынок её предал, отвернулся от родной мамы, которая жила только ради него.
Недоросля всё-таки отправляют служить, но большой вопрос, изменит ли это что-либо? Вряд ли. И не приведи Господь доверить таким людям, как Митрофанушка управлять страной или хотя бы маленьким городишком. Страшно представить масштабы трагедии, которая может приключиться.
Отношение к родителям
Госпожа Простакова и ее муж любят своего сына и делают для него все возможное. Мать Митрофана буквально боготворит его, считая сына во всем правым. Родители героя заботятся о нем, хотя и слишком опекают. Но Митрофан не ценит родительскую заботу, он считает, что они обязаны ему. Это с самого детства воспитывает в персонаже ощущение вседозволенности. Родители балуют его, выполняя все его прихоти. Это приводит к огромной избалованности Митрофанушки и к его равнодушному отношению к собственным родителям. Герой часто срывается на них, а в финале комедии Фонвизина Митрофанушка просит госпожу Простакову «отвязаться» от него, потому что она ему надоела.
Сочинения
Сочинение на тему современные Митрофанушки можно написать после знакомства с произведением Фонвизина под названием Недоросль. Именно там мы встречаемся с Митрофаном, которого в произведении называли ласкательно Митрофанушкой.
Так кто же они, современные Митрофанушки в моем сочинении? Какие они? Конечно же, необходимо вернуться к комедии Фонвизина, и познакомиться с недорослем Митрофанушкой. Вообще, уже само имя говорит о том, что этот человек, подобен матери. Мать же его Простакова была злой ко всем окружающим, особенно к крестьянам. Одного лишь сына любила и всячески его баловала. Так Митрофан в 16 лет еще не служил, хотя молодые люди уже в 15 лет должны были отправляться на государеву службу. Однако нашего героя волнует лишь одно, как досыта поесть, как хорошо выспаться, и где бы погонять голубей. Мать же всячески поощряет его, говоря, чтобы он пошел и порезвился.
Знакомясь с произведением, мы понимаем, что это недалекий маменькин сынок, который к тому же был необразованным человеком. Мать пыталась дать ему какие-то знания, но в основном дает напутствие учиться для виду, чтобы со стороны казалось, как он усердно трудится. Это невежественный человек, который даже к матери относится пренебрежительно, без уважения. Его отношение к матери мы видим в конце комедии, когда он грубо ответил матери, что потеряла она свою власть. Он попросту крикнул ей в ответ, чтобы та отвязалась от него.
Современные Митрофанушки
Итак, познакомившись с героем произведения Недоросль, в своей работе на тему современные Митрофанушки мы можем ответить на вопрос о том, кто они современные Митрофанушки. При этом достаточно лишь откинуть изображенное прошлое 18 века в произведении Фонвизина и перенести характер Митрофанушки в наш двадцать первый век. И что мы видим? А мы видим таких же современных недорослей, что подобны Митрофану. Многие из нас не любят учиться, ленятся и с удовольствием живут за счет своих родителей. Разве это не Митрофанушки? Как по мне, это самые настоящие недоросли в том самом смысле, которым наделил данное слово Фонвизин. Современные Митрофанушки — это также дети богатых родителей, избалованные и которые не ценят то, что получили просто так, благодаря умению родителям крутиться, зарабатывать и их умению жить.
Современные Митрофанушки — это те, кто хочет прославиться, не приложив к этому никаких усилий, скажем, за счет других. А вообще, если смотреть правде в глаза, современный Митрофанушка имеется в каждом из нас. Может это лишь какая-то часть его характера, а может и полное его подобие. Многие из нас ленятся, многие грубят взрослым, не умеют общаться со сверстниками. Есть среди нас и те, кто мало тянется к знаниям, заканчивая учебу, благодаря стараниям родителей и их деньгам. И здесь важно, как мне кажется, вовремя искоренить эти митрофанушкины черты характера, чтобы потом никто вас не смог сравнить с Митрофанушкой из комедии Фонвизина.
Нравственные ценности
Митрофан – настоящий эгоист. Он думает только о себе и своих желаниях. В герое нет ни капли сострадания или милосердия. Митрофанушка жесток ко всем окружающим. Он грубит своей няне, которая воспитывает его с самого рождения. Митрофан не слушается учителей, презирает их и обзывает. Герой бунтует против своих родителей. Показательной деталью является то, что Митрофан жалеет свою мать, когда ей приснилось, что она бьет господина Простакова. Сыну не жаль того, что мать бьет отца, он жалеет госпожу Простакову, которая, видимо, уже устала бить мужа. Это говорит о том, что семейные ценности полностью отсутствуют у Митрофана. Он уверен в том, что является главным в семье, что все родные и близкие должны прислуживать ему.
Образ Митрофана типичен, он олицетворяет необразованность, вседозволенность, высокомерие, эгоизм и избалованность.
Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Митрофан», рассмотрит отношение центрального персонажа комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» к образованию, к родителям и нравственным ценностям.
Сочинение: Образ Митрофанушки в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)
(357 слов) Пьеса «Недоросль» является ярким представителем эпохи классицизма. В данном произведении мы видим, как автор противопоставляет высокие нравственные и моральные принципы невежеству и лени. Д.И. Фонвизин раскрывает истинные пороки, которые были присущи обществу и государству того времени. Главным олицетворением невежества и злонравия является образ Митрофана.
Если обратиться к словарю, то можно встретить два значения слова «Недоросль»: молодой несовершеннолетний дворянин, не поступивший на службу, и глупый, невежественный юноша. Именно второе значение наиболее описывает образ Митрофана. Перед нами собирательный образ глупого и невежественного поколения крепостников. Д.И. Фонвизин в произведении «Недоросль» поднимает проблемы дворянского воспитания и нравов дворян того времени, показывая их разрушительное действие на примере наследника рода Простаковых.
Митрофан буквально переводится как «являющий свою мать». Он является ярким примером избалованного «маменькина сынка». Будучи окруженным излишней заботой с самого детства, Митрофан вырос настоящим эгоистом. Он не уважал не только прислугу, но и свою собственную мать. Он не ценил заботу и не благодарил за внимание. Ведь Митрофан считал, что все именно так, как и должно быть.
Домашняя обстановка и неумелое воспитание еще больше развратили Митрофана. Он не был глупым мальчиком, но он использовал свой ум только для собственной выгоды. Например, он напугал мать угрозой, если его не перестанут мучить чтением часослова. Его жизнь захватывает лень. Митрофан всеми способами избегает труда и умственной деятельности, поэтому даже изъявляет желание жениться, лишь бы поскорее избавиться от многочисленных наук.
Митрофан относился к людям хорошо, если они занимали высокое положение в обществе. Если они теряли это положение, то его отношение резко менялось. Он даже отказывается от собственной матери, когда та лишается власти.
Основной проблемой воспитания Митрофана является отсутствие самостоятельности. Он знал, что за него все сделают, а именно накормят, напоят и умоют. Митрофан не видел смысла в учебе и вообще ни в чем, что требовало от него траты умственных сил и энергии. Д.И. Фонвизин показывает, что дети должны воспитываться как просвещенные и одаренные люди, с детства приученные к труду, а не как невежественные и бездарные паразиты.
Таким образом, в образе Митрофана воплощаются характерные черты молодого поколения помещиков: лень, глупость и беспринципность. Дети, лишенные самостоятельности еще с самого детства, вырастают грубыми, безнравственными и невежественными людьми. Только труд и независимость способны воспитать настоящую личность, но никак не излишняя забота.
Автор: Ольга Макарова
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Недоросль»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Недоросль»
- для самых компанейских — Главные герои «Недоросль»
- для самых занятых — Читательский дневник «Недоросль»
- для самых любопытных — Анализ «Недоросль» Фонвизин
- для самых крутых — Читать «Недоросль» полностью
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 18
Вариант 4
Пьеса «Недоросль» — одна из наилучших отечественных произведений. С помощью персонажа Митрофана осознаем пагубность в большой родительской опеке.
Митрофан – характерный пример необразованного и невоспитанного героя. Из-за большой опеки своей семьи, у Митрофана сложный характер. Ему 15 лет, но все его еще считают дитем. Ему многое дозволяют, утверждая тем, что он еще маленький ребёнок. Простаковы во всем ему потакают – они утверждают, что его необходимо баловать, так как взрослая жизнь сложна, и детство должно быть беззаботным. В итоге подобного воспитания Митрофан изнежен и избалован сильной любовью своих родителей. Однако для него чужды добро и приветливость – Митрофан зачастую спорит со слугами и преподавателями, грубо и жестоко относится не только к ним, но к своей семье. За свои невежественные поступки его не наказывают. Он считает, что его поступки правильные и тем самым ожесточается. Митрофан не желает заниматься обучением, игнорирует преподавателей, его интересует лишь женитьба. Он не способен увидеть в чем-то красоту. Для него окружающий мир однообразен. В какой-то степени он напоминает животное, которое следует своими природными интуициями.
Митрофан ленив, тунеядец и ябеда. У него нет четких целей и стремлений в жизни. В общем, в целом он сам понимает, что он глуп и ленив, но в этом не видит проблем. Он считает, что живут же подобные люди и поэтому он легко сможет отыскать себе компанию.
Систематически Митрофан старается упрекнуть свою мать, что она ему мешает со своей любовью. Он угрожает матушке покончить самоубийством. Таким образом он пытается её шантажировать. Родители его не образованы, но желают его увидеть образованным человеком из-за вынужденных мер, ведь это дань моде. Митрофан не любит обучаться. Сама Простакова ненавидит образование, считая его злом. Мать никогда не судит сына за его немыслимые поступки, еще больше его уверяет, что образование принципиально для галочки.
За продолжительное время учёбы Митрофан считается «недорослем», то есть недоученным человеком. Из-за нехватки багажа знаний, он так и не смог получить аттестат о получении грамотности, однако никого данное явление это не беспокоит. Митрофан так и не научился хорошо читать, он читает по слогам. Арифметику он тоже не любит, он освоил лишь до трех чисел. В итоге Митрофан – неумный малообразованный детина, с жалкой душонкой, такими же мечтами и потребностями. Он не имеет никакого потенциала, прожигая свою жизнь легкомысленно.
Другие темы: ← Воспитание и образование в комедии Недоросль↑ ФонвизинНедоросль — проблематика произведения →
`
Популярные сочинения
- Анализ басни Волк и ягненок (с моралью) — Крылов
И.А. Крылов часто заимствовал темы своих басен у других авторов. Сам он называл это «переводами и подражаниями». Исключением не стала и басня «Волк и Ягненок». На этот раз русский баснописец - Сочинение на тему Нравственность. Что такое нравственность
Нравственность — это человеческое качество, которое позволяет ему быть внутренне цельным, делать осознанный выбор и совершать осмысленные поступки. Нравственный человек внутренне ощущает - Сочинения по творчеству Распутина
Сочинения по произведениям Распутина
С самого сначала мы знакомимся, с одним, из главных персонажей Митрофаном, который является единственным сыном в семье Простаковых. Только лишь из его именем можно понять, что он очень похож на свою мать, которая является злой, необразованной и никого не желает слушать кроме себя. Госпожа Простакова, является властной женщиной, она готова пойти на всё ради того чтобы её сын был счастлив.
Митрофану 16 лет, но несмотря на свой возраст мать никогда не отпускала его от своей юбки, её целью было, сделать чтобы её сын был рядом с ней до 26 лет. Она не хотела отпускать своего сына служить. Наоборот, пока он молод, она хочет его женить, а там уж через 10 годков на службу отправить.
Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что сам Митрофан, не сильно противился воли матери. Все чего он хотел в жизни, есть, спать, резвиться. Он даже как-то раз сказал, пойду-ка я по голубякаю, на что его мать ответила, пойди, порезвись, Митрофанушка. Также у него отсутствовало желание учиться. Да и сама госпожа Простакова, я не рвалось обучать своего сына уму-разуму, а учителя которые приходили в их поместье, были лишь нужны для того, что так скорее была принято, чем необходимо.
А каждый раз когда приходили учителя, Митрофан повторял, что это в последний раз, что он не желает учиться, а хочет поскорей жениться. С самого детства он очень ленив, не любит лишний раз делать лишние движения. Любовь госпожи Простаковой к своему сыну, была необъятна, всегда хотелось, чтобы он был доволен, не важно правильно он поступает или ошибается. Именно эта огромная любовь, мешает жить Митрофану полноценной жизнью. Это любовь к своему сыну можно назвать даже животной, ведь как часто Простакова, позволяла своему сыну, я есть столько сколько в него влезет, при этом совсем не подумав, вредит ему. Сколько раз во время трапезы, Простакова доверху кормила своего сына и даже тогда когда он уже не мог есть, я она предлагала ему разнообразные яства, лишь бы ему угодить.
Но позже она принимает серьёзное решение, она хочет женить своего сына на богатой невесте, чтобы обеспечить ему безбедное, богатое будущее. Чтобы он ни в чём не нуждался. Она всегда на стороне своего сына, если кому-то только в голову приходит мысль о том чтобы его обидеть, она тут же встаёт за него горой.
В тот же самый момент, Митрофан всегда относится пренебрежительно к своей матушке, он совершенно её не любит и не уважает, использует лишь только в личных целях и для своей выгоды. Когда же приходит момент, что его матушка теряет всю власть, она бежит к своему сыну, чтобы найти поддержку и сильное плечо, она встречается с совершенно неожиданным. Её сын, её Митрофан, а то, что она просит его о помощи, отвечает очень грубо и по-злому. Он говорит что она от него отстала и не лезла. Но ведь именно она помогла ему, она его оберегала и воспитывала. А в ответ на свою бесконечную любовь получала лишь грубые слова, которые её обижали.
Сочинение 2
Митрофанушка – герой комедии Фонвизина, олицетворяет в себе большинство молодежи, принадлежащей к богатым дворянским семействам.
Хотя Митрофанушке исполнилось уже 16, он до сих пор отсиживался в родительском доме, несмотря на то, что в этом возрасте его ровесники призываются на службу. Отец отмалчивался, по той причине, что до смерти боялся прекословить своей жене, матери Митрофана. Та, в свою очередь сдувала с сына пылинки и всячески оберегала от реалий взрослой самостоятельной жизни. Проживающего с ними дядю маменькин сынок и в грош не ставил, впрочем не только его, но и всех окружающих его людей.
Имя Митрофан обозначает «на маму похож» и здесь это абсолютная истина. Яблоко от яблони недалеко падает. Своим воспитанием мать превратила своего отпрыска в самолюбивого, избалованного и эгоистичного человека.
Методы этого так называемого воспитания у большинства людей могут вызвать лишь одно чувство – недоумение. К примеру, мать советовала мальчику посещать уроки арифметики, богословия и других предметов, введённых в перечень обязательных наук для изучения дворянскими детьми. Но учить ничего не надо, можно только притворяться прилежным учеником, во избежание слухов в свой адрес. Ещё пример: что твоё – то твоё, ни с кем не делись; нашёл что-то – присвой себе и молчи; хочешь пнуть кота – пинай, и всё в таком же духе.
Мать любила Митрофанушку всем сердцем, желала ему только добра, а он использовал её для достижения своих низменных целей, относился к ней с снисходительной небрежностью. Его наглость и эгоизм просто не имеет ни конца, ни края.
Целыми днями Митрофан бездельничал, безмерно ел и спал. Его ничего не интересовало и не увлекало. Даже речь его была скудна, как и содержимое его головы. Разговаривал он капризным тоном обиженного ребенка, как будто все кругом были ему должны, а он постоянно оставался всем недоволен.
К учителям Митрофан не прислушивался, грубил и спорил с ними. Лишь один учитель мог его похвалить, но не за какие-то заслуги, а чтоб заслужить расположение его матушки.
В конце концов дело обернулось так, как и должно было окончиться при воспитании в таком ключе. Когда мать попала в трудную жизненную ситуацию, сынок её предал, отвернулся от родной мамы, которая жила только ради него.
Недоросля всё-таки отправляют служить, но большой вопрос, изменит ли это что-либо? Вряд ли. И не приведи Господь доверить таким людям, как Митрофанушка управлять страной или хотя бы маленьким городишком. Страшно представить масштабы трагедии, которая может приключиться.
Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»
Д.И. Фонвизин в своей комедийной пьесе «Недоросль» затрагивает проблему образования. В произведении высмеиваются отрицательные черты человека: лень, невежество, грубость, эгоизм. Вопросы воспитания детей, грамотного обучения со стороны родителей и учителей остро стояли в XVIII веке. Спустя более двух веков основная тема комедии до сих пор остаётся актуальной.
Во времена Фонвизина «недорослем» называли молодого дворянина, который не получил образования и не принят на службу. Главный герой – пятнадцатилетний Митрофан Простаков. Его мать – госпожа Простакова – грубая и жестокая помещица. Её материнская любовь к единственному ребёнку проявляется во вседозволенности. Имя Митрофан переводится с греческого как «матерью явленный» и подчёркивает негативное влияние Простаковой на избалованного сына.
Отец – господин Простаков – необразованный человек без силы воли и собственного мнения. Всеми делами руководит его жена, не позволяющая супругу принимать решения и выражать свою точку зрения. Митрофанушка унаследовал от обоих родителей отрицательные черты и пороки.
Подросток жесток по отношению к кормилице, крестьянам и учителям, он не знает ни уважения, ни жалости. Он подло грозит Еремеевне пожаловаться матери. При этом, в конфликте со Скотининым Митрофан прячется за няню, просит защиты. Мальчик ведёт себя нагло и вызывающе, но при любой опасности проявляется трусость.
В сценах обучения показана глупость и нежелание получать знания. У молодого человека нет целей в жизни, родители не настаивают на образовании. Митрофанушка и сам осознаёт свою глупость, но его это не расстраивает. Для него чужда духовность, он любит есть, не зная меры, отдыхать, бесцельно и лениво проходят его дни. Ситуация усугубляется отсутствием навыков преподавания самих учителей.
Несмотря на своё невежество, Митрофан довольно хитёр. Он умеет льстить ради собственной выгоды. Чтобы получить расположение матери, сын жалеет её, но не от тёплых чувств, а от желания заработать одобрение. Родители всегда потакают капризам своего дитя. Недоросль же пользуется своей вседозволенностью.
Слепая любовь Простаковых к сыну оборачивается против них. В финале пьесы раскрывается вся чёрствость и бессердечность мальчика. Он не умеет любить никого, даже собственных родителей.
В образе Митрофана воплотились все отрицательные качества его родителей. Он груб и жесток, как госпожа Простакова. От отца ему досталось безволие и отсутствие собственного мнения. Семейной чертой Простаковых является безграмотность и невежество. После выхода комедии Д.И. Фонвизина имя Митрофанушка, как и само слово «недоросль», стало нарицательным, так называют невоспитанного, ленивого, глупого человека.
Вариант 4
Пьеса «Недоросль» — одна из наилучших отечественных произведений. С помощью персонажа Митрофана осознаем пагубность в большой родительской опеке.
Митрофан – характерный пример необразованного и невоспитанного героя. Из-за большой опеки своей семьи, у Митрофана сложный характер. Ему 15 лет, но все его еще считают дитем. Ему многое дозволяют, утверждая тем, что он еще маленький ребёнок. Простаковы во всем ему потакают – они утверждают, что его необходимо баловать, так как взрослая жизнь сложна, и детство должно быть беззаботным. В итоге подобного воспитания Митрофан изнежен и избалован сильной любовью своих родителей. Однако для него чужды добро и приветливость – Митрофан зачастую спорит со слугами и преподавателями, грубо и жестоко относится не только к ним, но к своей семье. За свои невежественные поступки его не наказывают. Он считает, что его поступки правильные и тем самым ожесточается. Митрофан не желает заниматься обучением, игнорирует преподавателей, его интересует лишь женитьба. Он не способен увидеть в чем-то красоту. Для него окружающий мир однообразен. В какой-то степени он напоминает животное, которое следует своими природными интуициями.
Митрофан ленив, тунеядец и ябеда. У него нет четких целей и стремлений в жизни. В общем, в целом он сам понимает, что он глуп и ленив, но в этом не видит проблем. Он считает, что живут же подобные люди и поэтому он легко сможет отыскать себе компанию.
Систематически Митрофан старается упрекнуть свою мать, что она ему мешает со своей любовью. Он угрожает матушке покончить самоубийством. Таким образом он пытается её шантажировать. Родители его не образованы, но желают его увидеть образованным человеком из-за вынужденных мер, ведь это дань моде. Митрофан не любит обучаться. Сама Простакова ненавидит образование, считая его злом. Мать никогда не судит сына за его немыслимые поступки, еще больше его уверяет, что образование принципиально для галочки.
За продолжительное время учёбы Митрофан считается «недорослем», то есть недоученным человеком. Из-за нехватки багажа знаний, он так и не смог получить аттестат о получении грамотности, однако никого данное явление это не беспокоит. Митрофан так и не научился хорошо читать, он читает по слогам. Арифметику он тоже не любит, он освоил лишь до трех чисел. В итоге Митрофан – неумный малообразованный детина, с жалкой душонкой, такими же мечтами и потребностями. Он не имеет никакого потенциала, прожигая свою жизнь легкомысленно.
`
Митрофанушка в произведении Недоросль
Популярные сочинения
- Повесть о настоящем человеке — сочинение по произведению Полевого
Мечта — это наше воображение, наши желания, наши стремления. Ярким примером мечты человека служит произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
- Сочинение Эгоизм — что такое
Эгоизм – это такое качество личности, которое может одновременно и помогать, и мешать в жизни. Примечательно, что в русском языке слова «эгоизм» и «эгоист», как правило, носят негативную эмоциональную окраску.
- Опыт и ошибки — сочинение (11 класс)
Человек ошибается — часто случается так, что ты не ошибаешься, если почти не предпринимаешь никаких действий в жизни. Нормально быть неправым и нет безгрешных людей, это факт
- Сочинения
- Литература
- Фонвизин
/
/
С самого сначала мы знакомимся, с одним, из главных персонажей Митрофаном, который является единственным сыном в семье Простаковых. Только лишь из его именем можно понять, что он очень похож на свою мать, которая является злой, необразованной и никого не желает слушать кроме себя. Госпожа Простакова, является властной женщиной, она готова пойти на всё ради того чтобы её сын был счастлив.
Митрофану 16 лет, но несмотря на свой возраст мать никогда не отпускала его от своей юбки, её целью было, сделать чтобы её сын был рядом с ней до 26 лет. Она не хотела отпускать своего сына служить. Наоборот, пока он молод, она хочет его женить, а там уж через 10 годков на службу отправить.
Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что сам Митрофан, не сильно противился воли матери. Все чего он хотел в жизни, есть, спать, резвиться. Он даже как-то раз сказал, пойду-ка я по голубякаю, на что его мать ответила, пойди, порезвись, Митрофанушка. Также у него отсутствовало желание учиться. Да и сама госпожа Простакова, я не рвалось обучать своего сына уму-разуму, а учителя которые приходили в их поместье, были лишь нужны для того, что так скорее была принято, чем необходимо.
А каждый раз когда приходили учителя, Митрофан повторял, что это в последний раз, что он не желает учиться, а хочет поскорей жениться. С самого детства он очень ленив, не любит лишний раз делать лишние движения. Любовь госпожи Простаковой к своему сыну, была необъятна, всегда хотелось, чтобы он был доволен, не важно правильно он поступает или ошибается. Именно эта огромная любовь, мешает жить Митрофану полноценной жизнью. Это любовь к своему сыну можно назвать даже животной, ведь как часто Простакова, позволяла своему сыну, я есть столько сколько в него влезет, при этом совсем не подумав, вредит ему. Сколько раз во время трапезы, Простакова доверху кормила своего сына и даже тогда когда он уже не мог есть, я она предлагала ему разнообразные яства, лишь бы ему угодить.
Но позже она принимает серьёзное решение, она хочет женить своего сына на богатой невесте, чтобы обеспечить ему безбедное, богатое будущее. Чтобы он ни в чём не нуждался. Она всегда на стороне своего сына, если кому-то только в голову приходит мысль о том чтобы его обидеть, она тут же встаёт за него горой.
В тот же самый момент, Митрофан всегда относится пренебрежительно к своей матушке, он совершенно её не любит и не уважает, использует лишь только в личных целях и для своей выгоды. Когда же приходит момент, что его матушка теряет всю власть, она бежит к своему сыну, чтобы найти поддержку и сильное плечо, она встречается с совершенно неожиданным. Её сын, её Митрофан, а то, что она просит его о помощи, отвечает очень грубо и по-злому. Он говорит что она от него отстала и не лезла. Но ведь именно она помогла ему, она его оберегала и воспитывала. А в ответ на свою бесконечную любовь получала лишь грубые слова, которые её обижали.
Сочинение 2
Митрофанушка – герой комедии Фонвизина, олицетворяет в себе большинство молодежи, принадлежащей к богатым дворянским семействам.
Хотя Митрофанушке исполнилось уже 16, он до сих пор отсиживался в родительском доме, несмотря на то, что в этом возрасте его ровесники призываются на службу. Отец отмалчивался, по той причине, что до смерти боялся прекословить своей жене, матери Митрофана. Та, в свою очередь сдувала с сына пылинки и всячески оберегала от реалий взрослой самостоятельной жизни. Проживающего с ними дядю маменькин сынок и в грош не ставил, впрочем не только его, но и всех окружающих его людей.
Имя Митрофан обозначает «на маму похож» и здесь это абсолютная истина. Яблоко от яблони недалеко падает. Своим воспитанием мать превратила своего отпрыска в самолюбивого, избалованного и эгоистичного человека.
Методы этого так называемого воспитания у большинства людей могут вызвать лишь одно чувство – недоумение. К примеру, мать советовала мальчику посещать уроки арифметики, богословия и других предметов, введённых в перечень обязательных наук для изучения дворянскими детьми. Но учить ничего не надо, можно только притворяться прилежным учеником, во избежание слухов в свой адрес. Ещё пример: что твоё – то твоё, ни с кем не делись; нашёл что-то – присвой себе и молчи; хочешь пнуть кота – пинай, и всё в таком же духе.
Мать любила Митрофанушку всем сердцем, желала ему только добра, а он использовал её для достижения своих низменных целей, относился к ней с снисходительной небрежностью. Его наглость и эгоизм просто не имеет ни конца, ни края.
Целыми днями Митрофан бездельничал, безмерно ел и спал. Его ничего не интересовало и не увлекало. Даже речь его была скудна, как и содержимое его головы. Разговаривал он капризным тоном обиженного ребенка, как будто все кругом были ему должны, а он постоянно оставался всем недоволен.
К учителям Митрофан не прислушивался, грубил и спорил с ними. Лишь один учитель мог его похвалить, но не за какие-то заслуги, а чтоб заслужить расположение его матушки.
В конце концов дело обернулось так, как и должно было окончиться при воспитании в таком ключе. Когда мать попала в трудную жизненную ситуацию, сынок её предал, отвернулся от родной мамы, которая жила только ради него.
Недоросля всё-таки отправляют служить, но большой вопрос, изменит ли это что-либо? Вряд ли. И не приведи Господь доверить таким людям, как Митрофанушка управлять страной или хотя бы маленьким городишком. Страшно представить масштабы трагедии, которая может приключиться.
Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»
Д.И. Фонвизин в своей комедийной пьесе «Недоросль» затрагивает проблему образования. В произведении высмеиваются отрицательные черты человека: лень, невежество, грубость, эгоизм. Вопросы воспитания детей, грамотного обучения со стороны родителей и учителей остро стояли в XVIII веке. Спустя более двух веков основная тема комедии до сих пор остаётся актуальной.
Во времена Фонвизина «недорослем» называли молодого дворянина, который не получил образования и не принят на службу. Главный герой – пятнадцатилетний Митрофан Простаков. Его мать – госпожа Простакова – грубая и жестокая помещица. Её материнская любовь к единственному ребёнку проявляется во вседозволенности. Имя Митрофан переводится с греческого как «матерью явленный» и подчёркивает негативное влияние Простаковой на избалованного сына.
Отец – господин Простаков – необразованный человек без силы воли и собственного мнения. Всеми делами руководит его жена, не позволяющая супругу принимать решения и выражать свою точку зрения. Митрофанушка унаследовал от обоих родителей отрицательные черты и пороки.
Подросток жесток по отношению к кормилице, крестьянам и учителям, он не знает ни уважения, ни жалости. Он подло грозит Еремеевне пожаловаться матери. При этом, в конфликте со Скотининым Митрофан прячется за няню, просит защиты. Мальчик ведёт себя нагло и вызывающе, но при любой опасности проявляется трусость.
В сценах обучения показана глупость и нежелание получать знания. У молодого человека нет целей в жизни, родители не настаивают на образовании. Митрофанушка и сам осознаёт свою глупость, но его это не расстраивает. Для него чужда духовность, он любит есть, не зная меры, отдыхать, бесцельно и лениво проходят его дни. Ситуация усугубляется отсутствием навыков преподавания самих учителей.
Несмотря на своё невежество, Митрофан довольно хитёр. Он умеет льстить ради собственной выгоды. Чтобы получить расположение матери, сын жалеет её, но не от тёплых чувств, а от желания заработать одобрение. Родители всегда потакают капризам своего дитя. Недоросль же пользуется своей вседозволенностью.
Слепая любовь Простаковых к сыну оборачивается против них. В финале пьесы раскрывается вся чёрствость и бессердечность мальчика. Он не умеет любить никого, даже собственных родителей.
В образе Митрофана воплотились все отрицательные качества его родителей. Он груб и жесток, как госпожа Простакова. От отца ему досталось безволие и отсутствие собственного мнения. Семейной чертой Простаковых является безграмотность и невежество. После выхода комедии Д.И. Фонвизина имя Митрофанушка, как и само слово «недоросль», стало нарицательным, так называют невоспитанного, ленивого, глупого человека.
Сочинение на тему: ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ?
ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ?
Чтобы ответить на вопрос «Есть ли сейчас Митрофанушки?», вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратимся к первоисточнику — гениальной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
«Недоросль» — не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской драматургии XVIII века в целом. Эта комедия и сегодня не потеряла своей актуальности: не случайно из всех пьес, созданных в то время, только «Недоросль» все еще ставится на сцене.
Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало Нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — то прилагательное, то существительное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.
До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина слово «недоросль» впервые приобрело насмешливый, иронический смысл и в таком значении навсегда закрепилось в сознании читателей.
Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фонвизин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного воспитания». Образ Митрофанушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопоместного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.
Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных — Простаковых и Скотининых, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, госпожа Простакова — урожденная Скотинина — злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоинством тех, кто живет рядом: давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Воспитанный матерью, Митрофанушка вырос полным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискивающим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подобный матери. Таким именем автор еще раз подчеркивает мысль, что характер и поведение детей — естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.
Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, ни грамматики. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей, он недоросль и в гражданском смысле, поскольку не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
Недорослю Митрофанушке нет необходимости учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удовольствиях?
Образ недоросля Митрофанушки стал убедительным примером того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Современники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «В сей комедии, — писал П. А. Вяземский, — так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. будто служившими образцом Фонвизину».
Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофанушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта комедия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспитания и невежества.
Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ничего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлетворении элементарных физических потребностей, жалкие попытки придать своей жизни видимость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конечно, все это результаты античеловеческого крепостного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опасность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.
Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о воспитании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном — агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недоросль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.
Мы уверены в том, что окружающие люди должны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, подставят плечо. А всегда ли мы сами добры и внимательны к окружающим, к старшим? Есть среди нас и такие, кто живет только за счет родителей и дальше не собирается ничего менять. А зачем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения общественного долга или просто от выполнения своих обязанностей. Есть и те, кто не видит необходимости в получении среднего и высшего образования. А зачем? Считать, писать умею, с Интернетом, слава богу, на «ты»… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть частица Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы «болезни» и будем ли с ними бороться.
Проявлений невежества, к сожалению, великое множество… Выдающийся историк В. О. Ключевский был совершенно прав, когда писал: «…насмешливый современный зритель сценического Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими слезами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смешны и притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью и неуловимой проницательностью своей породы, родственной насекомым или микробам».
Сочинение на тему: ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ?
2.2 (44.46%) 121 votes
На этой странице искали :
- сочинение на тему современные митрофанушки
- сочинение на тему Митрофанушка
- сочинение на тему воспитание митрофана
- современные митрофанушки
- есть ли сейчас митрофанушки
Сохрани к себе на стену!
Вариант 4
Пьеса «Недоросль» — одна из наилучших отечественных произведений. С помощью персонажа Митрофана осознаем пагубность в большой родительской опеке.
Митрофан – характерный пример необразованного и невоспитанного героя. Из-за большой опеки своей семьи, у Митрофана сложный характер. Ему 15 лет, но все его еще считают дитем. Ему многое дозволяют, утверждая тем, что он еще маленький ребёнок. Простаковы во всем ему потакают – они утверждают, что его необходимо баловать, так как взрослая жизнь сложна, и детство должно быть беззаботным. В итоге подобного воспитания Митрофан изнежен и избалован сильной любовью своих родителей. Однако для него чужды добро и приветливость – Митрофан зачастую спорит со слугами и преподавателями, грубо и жестоко относится не только к ним, но к своей семье. За свои невежественные поступки его не наказывают. Он считает, что его поступки правильные и тем самым ожесточается. Митрофан не желает заниматься обучением, игнорирует преподавателей, его интересует лишь женитьба. Он не способен увидеть в чем-то красоту. Для него окружающий мир однообразен. В какой-то степени он напоминает животное, которое следует своими природными интуициями.
Митрофан ленив, тунеядец и ябеда. У него нет четких целей и стремлений в жизни. В общем, в целом он сам понимает, что он глуп и ленив, но в этом не видит проблем. Он считает, что живут же подобные люди и поэтому он легко сможет отыскать себе компанию.
Систематически Митрофан старается упрекнуть свою мать, что она ему мешает со своей любовью. Он угрожает матушке покончить самоубийством. Таким образом он пытается её шантажировать. Родители его не образованы, но желают его увидеть образованным человеком из-за вынужденных мер, ведь это дань моде. Митрофан не любит обучаться. Сама Простакова ненавидит образование, считая его злом. Мать никогда не судит сына за его немыслимые поступки, еще больше его уверяет, что образование принципиально для галочки.
За продолжительное время учёбы Митрофан считается «недорослем», то есть недоученным человеком. Из-за нехватки багажа знаний, он так и не смог получить аттестат о получении грамотности, однако никого данное явление это не беспокоит. Митрофан так и не научился хорошо читать, он читает по слогам. Арифметику он тоже не любит, он освоил лишь до трех чисел. В итоге Митрофан – неумный малообразованный детина, с жалкой душонкой, такими же мечтами и потребностями. Он не имеет никакого потенциала, прожигая свою жизнь легкомысленно.
Другие темы: ← Воспитание и образование в комедии Недоросль↑ ФонвизинНедоросль — проблематика произведения →
`
Сочинение на тему каким я увидел митрофана из комедии недоросль
Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых. Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой. Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу. Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению. “Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”. У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”. Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моит воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!” Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив. Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: “ Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: “ Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением. Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: “ Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов ” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил! Уморил Бог с тобой!”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. “ Ночь всю така дрянь в глаза лезла”. “ Какая же дрянь Митрофанушка?”. “ Да то ты, матушка, то батюшка”. Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: “ При твоих глазах мои ничего не видят”. Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: “ Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращался: “ что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”. Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старалась сделать из него порядочного человека: “ Да поучи хоть немножко”. “ Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”. Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: “ Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите”. А Митрофан огрызался: “Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады”. “ Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся”. Мал и беден словарь Митрофана. “ Пострел их побери и с Еремеевной”: так он отзывался о своих учителях и няне. Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка. Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многие зависит от воспитания детей родителями. К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать с их трудностями и проблемами. Надо вразумить его, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учится и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит на всю жизнь он останется недорослем и неучем.
Популярные сочинения
- Очарованный странник — сочинение по повести Лескова
Сопоставить творческую деятельность Лескова с другими писателями XIX века тяжело, так как писатель смотрел на жизнь совсем по-другому, и свое видение на мир пытался изобразить в своих произведениях - Сочинение на тему Соня В дурном обществе Короленко
Соня в произведении являлась главной героиней, которая находится в центре событий. Соне было четыре года, она была маленькой девочкой. Так же она росла в семье с достатком - Сочинение Испытание любовью в романе Отцы и дети Тургенева
В романе Тургенева «Отцы и дети» действует несколько любовных линий. Больший объем занимают отношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой
Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.
Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.
Митрофан и мать
Митрофан типичный маменькин сынок.
«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»
Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.
Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:
«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»
Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.
«Не хочу учиться, хочу жениться»
Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.
Жизненные цели
Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» во многом определяется его отношением к жизни. Митрофанушка не имеет возвышенных целей. Он не приспособлен к реальной жизни, поэтому его основными действиями становятся сон и поедание своеобразных кушаний. Герой не обращает внимание ни на природу, ни на красоту, ни на любовь своих родителей. Вместо учебы Митрофанушка мечтает о своей женитьбе, при этом ни разу не задумываясь о любви. Это чувство Митрофанушка никогда не испытывал, поэтому брак для него – это то, что принято в обществе, поэтому он так хочет жениться. Митрофанушка впустую прожигает свою жизнь, не задумываясь о каких-то масштабных целях.
Отношение к учебе
Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.
«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»
Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.
Образ героя в произведении
Для своих родных Митрофан Простаков все еще маленький ребенок – даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его то дитем, то ребенком – и Митрофанушка бессовестно этим пользуется на протяжении всей комедии.
Через образ Митрофана, одного из главных отрицательных героев, автор показывает деградацию дворянского сословия того времени. Невежество и грубость, тупость и апатия – это лишь верхушка айсберга проблем неправильного воспитания и вседозволенности.
Мамочкин баловень, жизнь которого обременена сословными пороками вызывает смех сквозь слезы: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». Он – раб своей матери, он – ее же тиран. Его сердце не ведает любви, жалости и сострадания.
Благодаря образу, созданному Фонвизиным, словом «недоросль» в наше время называют невежественных и глупых людей.
`Недоросль`. Тест с ответами. 4 варианта
ТЕСТ НЕДОРОСЛЬ
Вариант 1 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Сколько лет Митрофанушке на момент событий в пьесе? 1) 13 2) 15 3) 17 4) 18 2. Какую фамилию госпожа Простакова носила в девичестве? 1) Правдина 2) Зверева 3) Волкова 4) Скотинина 3. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой? 1) один 2) два 3) три 4) четыре 4. Кто из героев когда-то служил кучером Стародума? 1) Тришка 2) Кутейкин 3) Скотинин 4) Вральман 5. Кто из героев особенно любит свиней? 1) Тришка 2) Скотинин 3) Госпожа Простакова 4) Простаков
Вариант 2 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе? 1) Стародум 2) Милон 3) Правдин 4) Простаков 2. Кто из героев становится женихом Софьи в конце пьесы? 1) Скотинин 2) Милон 3) Митрофанушка 4) Простаков 3. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке? 1) немецкий 2) английский 3) французский 4) итальянский 4. Как зовут помещика Скотинина? 1) Терентий 2) Тарас 3) Тимофей 4) Тихон 5. Как зовут крепостного крестьянина — портного Простаковых? 1) Тришка 2) Петрушка 3) Сашка 4) Мишка
Вариант 3 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Откуда Стародум приезжает к Простаковым? 1) Из Франции 2) Из Сибири 3) Из Польши 4) Из Пруссии 2. Накануне ночью Митрофан съел много: 1) тортов 2) варенья 3) пирогов 4) котлет 3. Что вяжет Простакова в одном из эпизодов? 1) носки 2) кошелек 3) шарф 4) шапку 4. Какому предмету обучает Митрофана учитель Кутейкин? 1) арифметике 2) французскому языку 3) немецкому языку 4) грамоте 5. Как зовут господина Простакова? 1) Григорий 2) Терентий 3) Василий 4) Петр
Вариант 4 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Как зовут няню Митрофана? 1) Евлампьевна 2) Елисеевна 3) Еремеевна 4) Егоровна 2. Как зовут офицера, который останавливается с солдатами в деревне Простаковых? 1) Правдин 2) Стародум 3) Милон 4) Вральман 3. Куда в конце пьесы забирают Митрофана? 1) На бал 2) На службу 3) На свадьбу 4) В театр 4. Кто из героев является дядей Софьи? 1) Простаков 2) Правдин 3) Скотинин 4) Стародум 5. Портной Простаковых «плохо сшил» для Митрофана: 1) Жилет 2) Кафтан 3) Панталоны 4) Рубашку
Вариант 1 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Сколько лет Митрофанушке на момент событий в пьесе? 1) 13 2) 15 3) 17 4) 18 2. Какую фамилию госпожа Простакова носила в девичестве? 1) Правдина 2) Зверева 3) Волкова 4) Скотинина 3. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой? 1) один 2) два 3) три 4) четыре 4. Кто из героев когда-то служил кучером Стародума? 1) Тришка 2) Кутейкин 3) Скотинин 4) Вральман 5. Кто из героев особенно любит свиней? 1) Тришка 2) Скотинин 3) Госпожа Простакова 4) Простаков
Вариант 2 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе? 1) Стародум 2) Милон 3) Правдин 4) Простаков 2. Кто из героев становится женихом Софьи в конце пьесы? 1) Скотинин 2) Милон 3) Митрофанушка 4) Простаков 3. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке? 1) немецкий 2) английский 3) французский 4) итальянский 4. Как зовут помещика Скотинина? 1) Терентий 2) Тарас 3) Тимофей 4) Тихон 5. Как зовут крепостного крестьянина — портного Простаковых? 1) Тришка 2) Петрушка 3) Сашка 4) Мишка
Вариант 3 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Откуда Стародум приезжает к Простаковым? 1) Из Франции 2) Из Сибири 3) Из Польши 4) Из Пруссии 2. Накануне ночью Митрофан съел много: 1) тортов 2) варенья 3) пирогов 4) котлет 3. Что вяжет Простакова в одном из эпизодов? 1) носки 2) кошелек 3) шарф 4) шапку 4. Какому предмету обучает Митрофана учитель Кутейкин? 1) арифме
schoolfiles.net
Другие персонажи пьесы «Недоросль»
- Простаков — безвольный и ведомый супруг госпожи Простаковой.
- Еремеевна — нянька сына Простаковых Митрофана.
- Кутейкин — жадный и не очень старательный учитель грамматики.
- Вральман — конюх, представившийся немцем и учителем.
- Цыфиркин — учитель арифметических наук, честный военный в отставке.
- Тришка — слуга в имении Простаковых.
Кратко об истории создания и основной мысли произведения Фонвизина «Недоросль»
Первые наброски пьесы датируются 1770-м годом. Для создания произведения Фонвизин обработал большое количество материала — труды пера зарубежных и русских писателей похожей тематики, сатирические статьи и комедии, написанные Екатериной II. Работа завершилась в 1771 году, спустя год прошла её премьера на театральных подмостках, режиссером постановки выступил сам автор. Опубликовали комедию впервые в 1773 году.
Основная идея пьесы «Недоросль» была в раскрытии темы воспитания, повсеместно затрагиваемой в эпоху Просвещения. В процессе создания Фонвизин добавил в свой труд и некоторую социально-политическую проблематику, а название пьесы связал напрямую с указом Петра I Великого о запрете жениться молодым, не получившим образования дворянам, по-другому именуемых «недорослями».
Очень краткое содержание комедии «Недоросль»
Комедийная пьеса «Недоросль» структурно разделена на пять действий, события развиваются во владениях господ Простаковых. Сюжет комедии прост. Сын провинциальных помещиков Митрофан желает жениться на дальней родственнице Софье, осиротевшей и воспитанной с ним в одном доме. На беду на девушку положил глаз и дядя Митрофана — Тарас Скотинин. Софья находится в трудной ситуации, но появляется её дальний родственник — Старадум, который с помощью чиновника Правдина выводит на чистую воду всё семейство. В развязке Софья становится женой любимого человека офицера Милона, а имение Простаковых оказывается под государственной опекой за дурное обращение с крепостными. Митрофан уходит в армию.
Социальный подтекст
Характеристика Простакова должна включать анализ его общественного положения: без этого понять задумку автора будет невозможно. Дело в том, что Фонвизин создавал произведение, актуальное для своего времени. Поэтому все его персонажи очень узнаваемы, ситуации типичные для российской действительности второй половины 18-го века.
Герой – дворянин, помещик, т. е. представитель того сословия, которое в рассматриваемое время было привилегированным и считалось господствующим. Эти люди пользовались всеми привилегиями, которые им давало правительство. При Екатерине II они были освобождены от обязательной воинской и гражданской службы, которая отныне делалась добровольной. Поэтому многие оставались в деревне, в своих поместьях, занимаясь хозяйством либо праздно проводя свое время.
К последней категории относится и отец Митрофанушки. Зато заботу о доме взяла на себя госпожа Простакова. Характеристика этой героини показывает образ жестокой, но незаурядной женщины. Она занимается хозяйством и заботится о воспитании своего сына, а ее муж ничего не делает вообще. Он, скорее, напоминает ребенка, который также нуждается в опеке и внимании. Так автор высмеял многих дворян-помещиков, которые не утруждали себя никакими обязательствами и отказывались служить. Поэтому пьеса получилась особенно актуальной, живой и узнаваемой.
СПАДИЛО.РУ
Значение имени
Одним из основных персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» предстает Простаков Митрофан, юный дворянин, недоросль. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать». И молодой человек с успехом подтверждает свое имя. Уже с юных лет Митрофан научился грубости и неуважению к людям. Как и Простакова он воспринимает крепостных как предметы, не имеющие чувств и эмоций. Как его мать относится к отцу – бранится на него, порой поднимает на него руку, так и Митрофан относится к своим родителям – даже в простом разговоре называет их обоих дрянью. А в сложную для матери минуту (в финале пьесы) и вовсе отказывается от нее.
Влияние Простаковой на становление личности недоросля
Мать проявляла заботу об образовании сына, но делала она это лишь для отвода глаз – руководствуясь государственным указом о необходимости науки для поступления на службу.
Учителей Митрофана нельзя назвать специалистами, но даже то немногое, что они пытаются передать ему, он не способен воспринимать. Возможно, тут тоже сказывается влияние матери – она убеждает сына учиться только для глаз, просит его не сильно то вслушиваться в слова преподавателей, больше ориентироваться на ее советы. Из всех учителей хвалит недоросля только Вральман, желая добиться расположения Простаковой. Но фамилия Адама Адамыча говорит сама за себя.
Слушаясь советов матери, Митрофан не знал элементарных правил грамматики и арифметики, не имел представления об истории страны и географическом положении государств.
Отношение к родственникам
Несмотря на заботу матери, Митрофан не питает уважения ни к ней, ни к отцу. Тут тоже значителен пример матери – она не уважает никого вокруг, также ведет себя и сын. Ему совершенно не жаль Простакову, он пренебрегает ей, не уважает ее, играет ее чувствами ради собственной прихоти.
Отец для него имеет еще меньшее значение. Скорее всего потому, что Простаков, боясь гнева жены, постоянно хвалит отпрыска, совершенно без причины. Дяде Митрофан всегда хамил и побаивался его гнева. Другими словами, никто из семьи недоросля не удостоился его любви. Думаю, он попросту не умел любить и не знал, то такое чувство вообще существует.
Заключение
В финале комедии все получают то, что заслужили: Простакова отречение собственного сына, Митрофан отправляется служить. Остается только надеяться, что служба окажет на него благотворное влияние, и он хоть что-то поймет в этой жизни, осознает свои ошибки и исправит их.
Современным молодым людям тоже стоит задуматься над проблемой Митрофана. Не случайно произведение не утратило актуальности и в наше время – нынешние недоросли порой совершают те же проступки, что и Митрофанушка почти три века назад.
Профессия и бизнес
Митрофан трудолюбивый, серьезный, ответственный и дисциплинированный работник. Благодаря этим качествам он добивается хороших результатов в профессиональной деятельности и может превратиться в состоятельного человека. Правда, для этого ему не хватает активности и уверенности в себе. Он отлично проявляет себя в творческих профессиях, особенно в драматургии и актерском мастерстве. Может стать хорошим философом, писателем и астрономом. Умеет заводить нужные знакомства и использовать их для достижения своих целей.
Личность
При анализе данной пьесы следует обратить особенное внимание на ту роль, которую играет в развитии сюжета Простаков. Характеристика этого героя позволит учащимся понять тот образ жизни, который вела эта дворянская семья. Школьникам необходимо указать на говорящую фамилию персонажа, которая с самого начала дает читателям подсказку, чего нужно ждать от этого человека.
И действительно, Простаков по натуре очень простодушен, он почти ни о чем никогда не задумывается, позволяя своей жене вести хозяйство и заниматься воспитанием сына. Он робок и даже забит: всякий может ему нахамить, например, его жена часто ему грубит и не стесняется в выражениях, позволяя себе довольно резкие, презрительные и насмешливые замечания насчет мужа.
Денис Иванович Фонвизин Пьеса «Недоросль» Краткое содержание по действиям
Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», как бесспорный образчик классицизма в русской литературе XVIII века, включена в обязательный к прочтению список произведений по школьной программе. Это яркое литературное произведение не оставит равнодушными современных читателей: «Недоросль» покорила не одно поколение театралов, любителей классических комедийных постановок, была экранизирована и построчно разобрана почитателями на «крылатые» цитаты, со временем превратившиеся в афоризмы русского языка.