Сочинение на тему наука формирует личность

Поделиться 6 готовых индивидуальных сочинений для варианта 3 нового сборника егэ 2021 цыбулько и.п по русскому языку 36 вариантов, проблема

ПОДЕЛИТЬСЯ

6 готовых индивидуальных сочинений для варианта №3 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 вариантов, проблема отрицания традиционных жизненных ценностей по тексту по А. И. Герцену и другие.

Готовое сочинение №1

Как влияет на жизнь человека наука? Именно этот вопрос стоит в центре внимания А.И. Герцена.

Размышляя над поставленной проблемой, рассказчик повествует о человеке, которого все называли Химиком. Используя различные детали жизни ученого, он, во-первых, говорит, что тот «был нелюдим, ни с кем не знался.., занимался химией, проводил жизнь за микроскопом…». И все потому, что наука играла огромную роль в жизни ученого, заменяя другие радости бытия. Герой, во-вторых, обращает внимание на отношение Химика к противоположному полу: он прожил жизнь, «не любя ни одной женщины». Вот почему «говорил с ужасом о браке…», так как всю свою любовь ученый подарил науке. Оба примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что персонаж А.И. Герцена под влиянием науки, которую он боготворил, все свое время уделял только ей, не обращая внимания ни на запросы общества, ни на женщин, никогда не задумывался о браке. В этом, считаю, и состоит позиция автора.

Я согласна с писателем и считаю, что человек, который посвящает жизнь научному познанию, имеет право мир видеть по-другому и жить по-другому.

Таким образом, наука, область человеческой деятельности, оказывает огромное влияние на мысли и образ жизни личности, всецело посвятившей себя научному поиску.

Готовое сочинение №2

Способен ли человек быть самим собой, сосредоточиваясь лишь на одном, — вот проблема, которую ставит в тексте А.И. Герцен. Рассказчик, размышляя над этим вопросом, повествует о Химике, который полностью окунулся в мир науки, не оставляя места ни для чего другого. Герой говорит, что Химик не нуждался в обществе, не любил ни одной женщины, с ужасом говорил о браке. И все потому, что его внимание, время, силы были посвящены научному поиску. Но рассказчик отмечает и то, что Химик «был очень занимателен, чрезвычайно учен, остер и даже любезен». То есть оставался самим собой, когда был в рамках научного поиска.

Два примера-иллюстрации, приведенные мной, говорят о том, что человек верен себе лишь в той ситуации, которая комфортна ему. В этом, считаю, и состоит позиция автора.

Я разделяю точку зрения А.И. Герцена. Человек остается самим собой, даже погрузившись в атмосферу научного поиска и отгородившись от суетного мира людей.

Таким образом, личность способна быть сама собой, сосредоточившись лишь на том, чем увлечена.

Готовое сочинение №3

Какое влияние оказывает один человека на выбор жизненного пути другого -вот проблема, которую ставит в тексте А.И. Герцен.

Размышляя над поставленным вопросом, рассказчик, используя прием детализации, последовательно анализирует личность Химика, стремящегося повлиять на его судьбу. Во-первых, нигилист всеми силами пытался уговорить героя начать изучать естественные науки: он дал ему «речь Кювье о геологических переворотах и де Кандолеву растительную органографию» , а также «…предложил свои превосходные собрания, снаряды, гербарии и даже свое руководство». И все для того, чтобы рассказчик начал изучать естествоведение. Во-вторых, благодаря его дальнейшему общению с «ботаником», взгляды главного героя изменились, и он пришел к выводу, что «без естественных наук нет спасения современному человеку». Поэтому герой и изменил свои жизненные планы, отказавшись от литературы и поступив на физико-математическое отделение. Вот оно, влияние одного человека на судьбу другого .

Позицию автора определить несложно: Химик, благодаря своему авторитету, оказал огромное воздействие на выбор жизненного пути рассказчиком.

Я разделяю точку зрения А.И.Герцена: «ботаник», воздействуя на выбор героя-рассказчика, добился того, что тот изменил свои планы, избрав физико-математическое отделение.

Таким образом, авторитетный человек может оказать на другого такое сильное влияние, что тот поменяет свои жизненные цели. Арина

Готовое сочинение №4

Можно ли считать оправданным отрицание традиционных жизненных ценностей? В чём проявляется нигилизм как жизненный принцип? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. И. Герцена.

Раскрывая проблему отрицания традиционных жизненных ценностей, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик знакомит нас с учёным, получившим прозвище Химик, так как его интересовала только наука, а литературу он считал пустым занятием. Это говорит об ограниченности героя, избравшего себе только научную сферу и не желающего выйти за круг своих интересов. Повзрослев, рассказчик понял на три четверти правоту учёного. Но всё же он считал, что «где-нибудь в душе остаётся монашеская келья и в ней мистическое зерно». Из этого следует, что не всё можно познать и изучить с помощью точной науки. Существуют духовные области, которые не поддаются логическому измерению. Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли об ограниченности научного взгляда на мир, о том, что существуют сферы, пока ещё не познанные и не изученные нами.

Авторская позиция заключается в следующем: отрицание традиционных жизненных ценностей несёт с собой разрушение привычного уклада. Нигилизм как жизненный принцип проявляется в материалистическом научном взгляде. Принимая частично правду Химика, рассказчик не согласен с крайним нигилизмом, отрицающим нравственные нормы и семейные ценности.

Мне близка позиция автора. Действительно, нельзя разрушать то, что является основой жизни. Какими бы ни были передовыми научные открытия, не только они одни составляют сущность жизни человека и его мировоззрения.
В произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети» нигилист Базаров смотрит на мир и человека сквозь призму вульгарного материализма. Нравственность человека, по его мнению, зависит от устройства общества. Изучать людей не стоит, все они одинаковые, как деревья в лесу, у всех одна селезёнка. Но полюбив Одинцову и получив отказ, он признаёт, что человек не так прост, как ему казалось раньше.

В заключение хочу подчеркнуть, что нельзя подходить к жизни и человеку с позиций только научного материализма. Одно только отрицание не способно создать гармонию в мире, а ведёт только к разрушению. Нельзя пренебрегать традиционными нравственными ценностями.

Готовое сочинение №5

Я прочитал текст Александра Герцена, известного писателя, издателя, человека с революционными взглядами. В своём тексте он повествует о своем знакомом по прозвищу Химик. Этот человек поражал воображение молодого тогда автора. Особенно сильное впечатление на него производило то, что химик вовсе не интересовался теми вопросами, которые касаются философии и других наук, не связанных непосредственно с естественными. Более того, Химик считал, что в действительности на человека, его поведение и поступки, его склонность к добру или злу оказывают влияние не какие-то душевные особенностями или духовные устремлениям, а исключительно естественные причины. Например, эгоизм, который, по убеждениям этого странного человека, лежит в основе жизни и деятельности любого из нас.

Однако кое-что в его собственной жизни, на мой взгляд, противоречит убеждениям Химика. Я имею в виду любовь этого человека к своей матери. Очень трогательную, как выразился Герцен, ведь объективно мать такому взрослому человеку уже не могла принести практической пользы! Напротив, она требовала заботы и внимания. Следовательно, в чувстве Химика к старушке, его заботе и внимании не было никакого эгоизма — причиной его действий была самая настоящая искренняя любовь!

То есть проблема текста, как мне кажется, заключается в том, что убеждения человека не могут быть абсолютно нигилистическими. Как бы человек ни отрицал все доброе и «бесполезное», он все равно обладает способностью любит бескорыстно, у него все равно может болеть душа, которую он отрицает.

Автор, как мне кажется, находит в рассуждениях Химика очень много истины, но и сам указывает, что это примерно 75%. То есть писатель видит, что последовательный и полный нигилизм невозможен. Мне показалось что убеждения Химика оказали на Герцена, по его собственному мнению, очень сильное влияние и утвердили его в материалистическом понимании мира; он считает, что естественные науки очень важны и являются хорошим противоядием против чего-то мистического.

Мне трудно сказать, согласен ли я с автором, потому что он не объяснил, что он понимает под мистикой. Если суеверия, то я, конечно, согласен: изучение естественных наук, безусловно, предупреждает появление каких-либо суеверий и предрассудков. Понимание четкой связи событий в природе формирует рациональную картину мира, в которой нет места глупостям. Кроме того, естественные науки очень много значат в нашей жизни.

Если же А. Герцен всё-таки имел в виду духовность, нравственность, религиозность, то здесь я не готов согласиться с писателем, ведь хорошее знание естественных наук ни в коей мере не означает отсутствие у человека к любви к ближнему, интереса к философии или литературе и даже не делает специалиста по естественным наукам материалистом. В качестве примера можно назвать известного физика Паскаля, который прославился и как философ, врача Пирогова, который отличался исключительной любовью к людям и стремлением бескорыстно помогать им. Можно упомянуть также Святителя Луку Войно-Ясенецкого, который был замечательным хирургом, а в середине жизни внезапно принял монашество и с этого момента оперировал при иконах и ходил в рясе, не обращая внимания на угрозы представителей советской администрации, а затем отправился за свои убеждения в лагеря. Я думаю, что в своих взглядах надо сохранять разумную последовательность и осмотрительность, тогда они будут более правильными.

Готовое сочинение №6

Есть люди, которые сознательно отвергают привычные истины, противопоставляя отжившим порядкам новые взгляды. Можно ли оправдать такое пренебрежение традициями? Об этом рассуждает русский публицист и писатель А.И. Герцен. В его тексте поднимается проблема отрицания традиционных жизненных ценностей.

Знакомство с Химиком оказало значительное влияние на рассказчика, который изначально занимался литературой и не уделял много внимания естественным наукам. Да, без этих знаний человеку невозможно обойтись, но это не значит, что мы имеем право умалять важность других ценностей. Излишний материализм лишил героя способности наслаждаться жизнью. Он не верил в людей, и рассказчик не может принять подобное проявление эгоизма. Такие личности, как Химик, обречены на одиночество.

Отсутствие семьи – закономерное следствие нигилизма. Рассказчик отмечает, что его приятель всегда «говорил с ужасом о браке» и ни к кому не испытывал особенных чувств. Единственное, на что он был способен, – это «тёплая струйка», заметная в его отношении к матери. В теориях и взглядах этого учёного нет места любви, и такой подход к жизни охлаждает человеческое сердце. Рассказчику сложно понять, как можно отрицать духовное начало. Конкретизируя данную мысль, А.И. Герцен подчёркивает, что в современном мире сложно выжить без естественно-научных знаний, но все же они не способны вытеснить традиционные ценности. Само наше существование более глубоко и многогранно, чем может показаться на первый взгляд.

Итогом размышлений становится такая позиция автора: у крайнего нигилизма нет будущего, потому что он проявляется не только в материалистическом научном взгляде, но и в отрицании важнейших духовных ценностей. Рассказчик признает правоту Химика в «трёх четвертях» всего, что тот утверждал, но не может принять его эгоистические убеждения.

Нельзя не согласиться с мнением писателя. Действительно, если бы люди поставили под сомнение все идеалы и нормы, это привело бы к деградации общества. Ещё И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» подчеркнул несостоятельность идей своего героя. Базаров оказывается бессилен что-либо изменить перед лицом смерти и признает собственное поражение.

Таким образом, отрицание нравственных ценностей – верный шаг к равнодушию и духовному распаду личности.

Сам текст из 3 варианта по которому писались сочинения начинается так:

Об этом человеке носились странные слухи: говорили, что он был нелюдим, ни с кем не знался, вечно сидел один, занимаясь химией, проводил жизнь за микроскопом, читал даже за обедом и ненавидел женское общество. О нём сказано в «Горе от ума»:—Он химик, он ботаник, Князь Фёдор, наш племянник, От женщин бегает и даже от меня. Мои родственники называли его не иначе как Химик, придавая этому слову порицательный смысл и подразумевая, что химия вовсе не может быть занятием порядочного человека. С самого начала нашего знакомства Химик увидел, что я серьёзно занимаюсь, и стал уговаривать, чтоб я бросил «пустые» занятия литературой, а принялся бы за естественные науки.

Смотрите также на нашем сайте:

ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П тексты для сочинений по русскому языку 36 вариантов

25.01.2021 Русский язык 11 класс варианты РУ2010301 РУ2010302 ответы и задания статград ЕГЭ


linked С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Тонкое искусство пофигизма_ Парадоксальный способ жить счастливо.
linkedПоказать все связанные файлы


Подборка по базе: Психодагностические методики изучения личности.doc, Тема 8, Психология личности.pdf, Тема 9, Психология личности.pdf, раб основы юрид психологии.doc, Основные направления развития юридической психологии.docx, ТАЙГА В.А. СПОРТ КАК ОРГАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ФИЗ.КУЛТУРЫ ОБЕЩЕСВА И Л, Банк тестовых заданий по психологии с ответами 600+.doc, психология личности из.docx, ТАЙГА В.А. СПОРТ КАК ОРГАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ФИЗ.КУЛТУРЫ ОБЕЩЕСВА И Л, V1 Основные категории этики и их значение в формировании мировоз


ЭССЕ на тему:

Значение Психологии в становлении личности

Подготовил студент первого курса специальности учёт и аудит .

Группы 07-045-21-09

Суяров Тимур Закиржонович

В этом эссе я затрону такие темы как:

“что такое психология?”

“Что такое Личность?”

“Как психология влияет на становление личности человека?”

“Что сейчас я делаю для того чтобы быть более психологически уравновешенным и развитым.”

“Как улучшить взаимоотношение с людьми”

Введение

Психология – это наука о психике поведения человека. “Психология” эта наука намного глубже чем думают многие. Благодаря психологии можно решить огромное количество проблем. Проблемы в семье, работе, нехватка мотивации, воспитание детей. В этом всём может помочь психология. Но не сама психология, а хороший психолог который может направить на решение той или иной проблемы. Но значение психологии на этом не заканчивается . Благодаря психологии можно вывести потайные возможности психики индивидуума.

Психология играет главную роль в жизни человека! Благодаря этому человек мыслит и воспринимает окружающую среду определенной частью мозга. Все, что у него имеется в жизни, он творит своими мыслями и действиями. Психология как наука владеет особенными качествами, которые выделяют ее от других наук. Психология как система явлений жизни известна каждому. Он представлен в виде ваших личных ощущений, образов, мыслей и многого другого. научное применение термина «психология» впервые возникло в 16 веке. Психология в настоящее время представляет собой сильно разветвленную систему наук. Это отличает многочисленные отрасли, которые представлены сферами относительно независимых научных исследований. Система психологических наук продолжает активно развиваться , следовательно вернее утверждать не о науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Их можно поделить на основательные и прикладные, общие и специальные.

Давайте немного поговорим на тему “что такое личность?”

Личность- это отображение социальной природы человека.

Так же можно выразиться словами (М. Н. Щербакова)

“Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей”

Давайте теперь затронем каким образом психология влияет на становление личности человека. Психология влияет на личность человека ещё с детства. В детстве родители и педагоги обучают ребёнка воспитанию и общению с людьми, а как мы знаем общение так же входит в психологию. Так же манера речи , считывание настроения , поведение в разных ситуациях, всё это образуется с детства.

В данный период времени я хожу на курсы психологии которые преподает очень хороший психолог. Мы на курсах изучаем манеру поведения человека в разных стрессовых обстоятельствах и стараемся понять как можно решить ту или иную проблему.

Смысл жизни непосредственно связан с реализацией основных жизненных выборов: выбор образа жизни, выбор специальностивыбор спутника жизни.
Значимой чертой психологического благосостояния считается свойство отношений лица с находящимися вокруг людьмиСправедливоетерпеливое также благосклонное отношение  к  другому, вот «секрет» очарованиямастерства являться в превосходных взаимоотношениях с другимиПеред преподавателем стоит непростая цель –посодействовать подросткам познать науку, также мастерство общения.  Овладение норм общения – один с значимых вопросов обучения.

Обладая своими жестами,  также выразительными движениямидошкольник  станет способен деликатно  подразумевать все без исключения цвета, а также аспекты в выражении лицажесты и перемещения корпуса другого человекаНеспособность грамотно высказывать собственные эмоциизажатостьсмущенность либо неадекватность мимико-жестовой речи усложняет взаимодействие ребенка между собою а также с взрослымиАктивные мимические и пантомимические проявления эмоций могут помочь предупреждать переход определенных чувств в патологию. Благодаря работе мускул лица и туловища гарантируется интенсивная снятие напряжения эмоцийнервного напряженияПомимо этогомимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Но непосредственно виды развлечений а также этюды содействуют обладанию языком жестов и движений.

В общем психология это неотъемлемая отрасль в жизни человека. Которая формирует личность каждого.

Классификация моделей поведения

Роль человека, как правило, определяется несколькими факторами: его служебным статусом, семьей, друзьями, с которыми он вступает в неформальное общение. Вкратце опишем основные составляющие заданных ситуаций. Профессиональные обязанности задают человеку формальную модель поведения, которой он волей-неволей вынужден придерживаться. Коллеги, начальство на работе ожидают от субъекта таких действий, которые бы отвечали запросам коллектива.

Семья также предполагает широкий диапазон самых различных вариантов поведения. Межличностные отношения между супругами строятся как на эмоционально-чувственном уровне, так и на юридических нормах, закрепленных общественными институтами. И каждый раз человек действует в зависимости от того, на каком из вышеперечисленных уровней происходит контакт.

Что такое роль в неформальном общении, можно проследить на примере таких явлений, как выделение лидера в группе, наличие в любом коллективе лица, к которому все относятся с пренебрежением, или любимца в семье и т.д. Каждая из этих ситуаций задает определенное поведение ее участников, которое формируется чаще всего на подсознательном уровне.

Роль человека в обществе

Результаты коллективного труда, психологический климат, удовлетворенность работников трудом выступают на первое место в совокупности факторов, определяющих качество трудовой жизни. В связи с этим особое значение приобретает проблема всестороннего развития личности человека как важнейшая составная часть глобальной жизненной цели гуманного общества.

Человек является объектом изучения многих наук (философии, социологии, психологии, медицины, педагогики, управления, истории и др.). В теории управления персоналом человек также является объектом исследования как важнейшее ядро динамичной социальной группы, с одной стороны, и движущая сила управленческого процесса — с другой. При кажущейся простоте понятия человек существует целая совокупность производных понятий, где человек является стержневым термином. Системный анализ этих понятий, характеризующих человека с точки зрения предметов разных наук, позволил нам разработать схему классификации понятий человека применительно к управлению персоналом.

При этом человек рассматривается «как высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры».

Одно из наиболее четких определений личности дается в энциклопедическом словаре: «Личность — устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества».

Понятие личность следует отличать от понятий индивид — единичный представитель человеческого рода и индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

Рассмотрим классификационные признаки понятий, характеризующих человека:

1. Группы человеческой общности — общественно-исторические устойчивые группы людей, в которых происходит воспроизводство и развитие человечества. К ним относятся общество, нация, род и семья.

2. Этапы становления человека (идентификация, индивидуализация и персонализация) отражают процесс превращения человека как биологического существа в персонального человека, отличного от других: рождение, молодость, зрелость и старение.

3. Уровни развития человека характеризуют четыре важнейшие ступени его социального развития, начиная с рождения организма, несущего генетический код человечества, превращения его в индивид, отличающийся от животного мира, формирование индивидуальности, отличающей его от других индивидов, и, наконец, превращение в неповторимую личность.

4. Родовые качества человека отражают специфические особенности, присущие в полной совокупности только человеку. К ним относятся сознание, язык общения, труд, опыт и потребность в деятельности. Разумеется, при этом существует полноценная биологическая природа человека как носителя родовых качеств.

5. Отличительные компоненты личности характеризуют наиболее яркие свойства человека, по которым можно судить об уровне развития и индивидуальности личности. Это прежде всего личностные качества (деловые и моральные), психология личности (темперамент, тип, мотивация), знания и умения (жизненные и профессиональные), интеллектуальные способности и культурный уровень (высокий, средний, низкий).

6. Сферы человеческой деятельности по материальному производству (экономика, экология, наука и искусство) и обслуживанию людей (медицина, физкультура, педагогика, управление) — важнейшие области, в которых происходит воспроизводство материальных благ и собственно человека.

7. Социальные подсистемы человека образуют специфический мир, в котором происходит становление и развитие личности человека. К ним мы относим социальные способности, потребности, мотивацию, деятельность, отношения и институты. Это та социальная среда, которая является неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

8. Социальная типология личностей базируется на классификации уровня потребностей, мотивации, знаний и умений, присущих разным категориям людей. Предусмотрено восемь типов личности от идеального положительного — «хочу, знаю, умею» до негативного антипода -«не хочу, не знаю, не умею».

Приведенная спецификация понятий дает системный взгляд на человека в динамике его развития и превращения из индивида в личность, определяет социальные сферы и подсистемы человека, что очень важно в управлении социальным развитием, дает конкретный инструментарий менеджерам в типологии личностей и методы воздействия на различные типы людей.

Автор признает, что схема классификации не является бесспорной. Безусловно, можно расширить состав признаков классификации, выделить дополнительные характеристики по каждому признаку, провести многофакторные исследования влияния конкретных характеристик на личность человека. Это должно стать предметом будущих исследований.

Процесс становления человека с точки зрения социальной философии предусматривает три основных этапа: идентификация, индивидуализация и персонализация.

Идентификация — это превращение человека — рожденного биологического существа в реального человека, овладевшего общими родовыми человеческими качествами: умениями ходить, говорить, есть, читать, писать, общаться в группе.

Индивидуализация — это процесс превращения человека в индивидуальность, индивидуума, отличного от других и обладающего социально неповторимыми чертами: знаниями, умениями, навыками, психологией поведения.

Персонализация — это превращение индивидуальности в личность -субъект общественной жизни, в социально функционирующего человека, интеллект, познания, черты характера которого характеризуют его как личность.

Вся история человечества может быть представлена как смена примерно 1000 поколений людей. Каждое последующее поколение может развиваться лишь на основе того наследия, которое ему досталось от предыдущих поколений. Философия выделяет четыре потенциала человечества, которые могут быть переданы и освоены человеком.

  1. Экологический потенциал — неживые и биологические системы, образующие естественную окружающую среду: сады, парки, водоемы, реки; животные, растения и т.п. — экологический фонд человечества.
  2. Технический потенциал — искусственные материальные системы для человеческой деятельности: здания, сооружения, станки, оборудование, транспорт, одежда, обувь и т.д. — технологический фонд человечества.
  3. Генетический потенциал — эволюционно сложившиеся наследуемые биологические качества человеческого рода (антропометрические, биологические, физиологические, психологические) — генетический фонд человечества.
  4. Социальный потенциал — исторически созданная система знаний, умений, установок, отношений, культур, потребностей, мотивации человека — социальный фонд человечества.

Пути приобретения роли

Любой человек может повысить или, наоборот, понизить свой социальный статус, что, в свою очередь, приведет к изменению его манер и поступков в обществе. Чаще всего человек достигает этого на профессиональном поприще: например, студент может добиться научной степени и стать профессором, или простой солдат может дослужиться до генерала, или обыкновенный чиновник может получить повышение по службе. Однако биологические роли изменить нельзя; речь в данном случае идет о том, насколько человек им соответствует.

Почему мораль называют общечеловеческой ценностью

Мораль – это нормы и правила поведения в обществе, ставшие одинаковыми для всех и вызывающие неодобрение при их несоблюдении. Например, мать, бросившая или обижающая своего ребенка, нарушает моральные ценности и вызывает осуждения и негодования в свой адрес.

Нормы морали направлены на борьбу между добром и злом. Если человек направляет силы на поддержание добра, значит, он осознает свой долг и обязательства перед обществом. Совесть человека и мнение социума, контролируют исполнение долга.

Мораль проводит четкие границы между хорошим и плохим, добродушностью и деспотичностью, правильностью и ненормальностью. Это также устоявшиеся принципы общества, которые одинаковы для всех. Их несоблюдение приведет к хаосу в целом мире. Поэтому мораль и называют общечеловеческой ценностью.

Степень формализации отношений

Характеристика вопроса о том, что такое роль, предполагает выяснение того, в каком соотношении находятся между собой межличностная и официальная модели поведения человека в том или ином статусе. Если личность в течение долгого времени занимает определенное положение в обществе, то в его поведении, как правило, сочетаются формальные и неформальные элементы. Например, в том случае, когда человек долго служит на одной работе, его отношения с начальником, скорее всего, сложатся именно подобным образом. Подчиненный будет вести себя в соответствии с предписанными нормами, но вместе с тем, ввиду давнего знакомства, поведение иногда будет определяться не правилами и установками, а эмоциями и чувствами.

эссе

«Роль человека в обществе»

Итак, попробуем разобраться, какую же роль играет человек в обществе?

Человек социальное существо и это утверждение всем известно. Человек не может существовать без общества, без ощущения себя элементом социума.

После рождения маленький ребенок начинает постигать мир, изучать принципы его устройства, раскрывает для себя свет, пространство и время. Весь процесс воспитания зависит от окружающих его людей, от общества. К примеру, бывали случаи, когда ребенок вырастал в лесу и воспитывался животными. В этих случаях, ребенок развивался на уровне животного: ходил на четвереньках, вместо слов — рычал, не говоря уже о правилах этикета. Саму человечность в него закладывает окружение, общество. Итак, ребенок не может расти и развиваться вне общества. А что же касается взрослого человека? И на этот случай есть пример- отшельники. Если человек отделяется от общества, он теряет чувство соперничества. Ему не за чем развиваться, достаточным будет то, что уже есть. Нет чувства гонки за первенство ,а это значит, что человек опускается ниже по соц.уровню, он становится примитивным .

Вместе с тем, каждый человек занимает в обществе определенное место. Речь идет о статусах человека. Социальные статусы бывают предписанными(пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусызакрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престижданной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статусв обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Размышления наводят на мысль о том, что не только общество оказывает огромное влияние на человека, но и человек оказывает влияние на общество. Т.е. Человек и общество идут бок о бок друг с другом. Человек не развивается без общества и общество не действует без человека.

Мотивы и стереотипы

Человек, часто не задумываясь о том, что такое роль, тем не менее действует в соответствии с заданными стандартами, которые зависят от его социального статуса. Межличностные отношения зависят от привязанностей и симпатий, которые и определяют поведение в неформальном отношении. Например, естественная привязанность родителей к своим детям является мотивацией для того, чтобы заботиться о них. Стремление достичь материальных благ или высокого социального статуса часто является превосходным стимулом для повышения карьеры. Нравственное чувство долга также определяет поведение человека в трудных обстоятельствах.

Роль в обществе личности нередко строится на стереотипах. Под последним понятием принято понимать устойчивые поступки и отношения к тем или иным событиям, фактам, людям. Определенные образцы восприятия действительности зачастую заранее формируют взгляды и, следовательно, поступки человека. С помощью стереотипов человек формирует собственное, может, даже несколько упрощенное представление об окружающем мире, что и формирует его поведение в отношении заданных объектов.

Cочинение на тему: Роль жизни человека

Жизнь человека — это необъятный дар природы, который поражает своей неповторимостью. Многие ученые размышляют над вопросом: «Как на планете Земля появилась жизнь?». Ответ на этот вопрос ищут и по сей день. Точного и конкретного ответа не может дать никто. Так что же такое жизнь человека? По моему мнению, жизнь человека — это нечто священное, потому что я не могу представить, что человека создала природа. Жизнь человеку дается только раз. Конечно, природа — это основа нашей жизни. Без нее мы не сможем прожить и минуты, но тот факт, что человек появился на планете в результате эволюции обезьян, меня не убеждает. Я считаю, что жизнь человеку дается некими высшими силами, неопознанными и недостижимыми. Человек проживает свою жизнь так, как считает нужным. У каждого свои правила и каноны, но не все умеют по-настоящему ценить этот дар. Проблема смысла человеческой жизни носит философский и религиозный характер и может быть отнесена к числу основных проблем духовной культуры. Она волновала людей с давних времен, однако однозначно не решена человечеством до сих пор. Многие хотят попробовать все дозволенное и недозволенное, но, я думаю, что это не верно. Если природа дала нам жизнь, то мы должны оберегать его как зеницу ока. Бездумное поведение, развязный образ жизни, неоправданные поступки могут сильно поколебать жизненную стабильность и равновесие. В один момент весь жизненный путь можно сойти на нет, а от человека так ничего и не останется. Не следует впадать и в крайности, присущие особенно молодежи, которая строго судит о старших людей, считая, что если кто-то из них не совершил ничего выдающегося, то жизнь его была бесплодной. Не следует спешить с выводами, потому что здесь легко ошибиться. Жизненные обстоятельства бывают разными. Так, многие из старшего поколения из-за войны, тяжелых послевоенных лет прожили трудную жизнь. Любой человек всегда остается человеком. И каждый в старости заслуживает уважительное отношение, уже хотя бы потому, что он — живой человек. И еще неизвестно, как сложится жизнь тех, кто сейчас молод и мечтает о «высотах» жизни, какими будут до конца жизни они сами. Кроме того, не следует забывать, что отношением к слабым и беспомощных людей также определяется ценность нашей жизни. Надо прожить свою жизнь так, чтобы люди смогли вспомнить о тебе что-то благородное, мужественное и хорошее. Что-то такое, что грело бы душу в воспоминаниях. Прижизненные достижения человека — это все, что может остаться на благо других. Научные открытия, рождение сына или дочери, сохранения мира, или благотворительная деятельность — это варианты, по моему мнению, правильного направления жизни. За благородные поступки следует благодарить, ведь, к сожалению, многие забывают делать простые добрые дела. Смысл жизни разные люди видят в разном: это может быть собственное благополучие и благополучие семьи, стремление реализовать свой творческий или научный потенциал, призвание, религиозные представления и устремления. Есть люди, которых, возможно, не так много, которые видят смысл жизни в служении другим людям, обществу, народу, идеям и идеалам. При написании этого сочинения, я спрашивал у разных людей: — В чем роль вашей жизни?? И получал множество ответов: — Для меня главным в жизни является благополучие моей семьи. — Для меня смысл жизни быть счастливой, и не важно буду ли я богата, будет ли у меня машина и квартира, главное, чтобы я никогда не была одинока, чтобы меня окружали только самые лучшие люди. — Главное для меня — счастье. Если есть счастье, то будет все. А счастье — это хорошая и здоровая семья, это изобилие и согласие в семье, это профессия по душе. -Прожить достойную жизнь, несмотря на все трудности, которые она готовит. Оставаться человеком с большой буквы, конечно же, быть хорошей женой, мамой и ангелом-хранителем своей семьи. — Я мечтаю стать известным фотографом, это и есть, наверное, моя роль, ведь я за этим занятием провожу много времени. Из этого можно сделать вывод: «Сколько людей, столько и мнений». Человек в праве сам выбирать свой путь, она самостоятельно находит себе работу, он сам планирует свою жизнь, если работа человеку будет не по душе, то рано или поздно он ее сменит. И будет заниматься тем делом, которое любит, которое приносит удовольствие. Главное иметь свою цель и уверенно, несмотря на проблемы, шагать к ней, и каждый день строить свою тропу жизни, ценить тех, кто рядом, творить добро, быть человеком с большой буквы, помогать искренне тем, кто нуждается. Вопрос о смысле и роли жизни будет открытым всегда, хотя каждый будет иметь на него свой ответ. Не следует забывать о том, что жизнь человеку дается только один раз. Мы не имеем права им пренебречь. Мы должны доказать всему человечеству, что мы живем на этой планете не зря. Мы — люди, а в наших руках наше светлое будущее!

Гендерные нормы

Большую роль в развитии общества играет совокупность норм и представлений о том, как должен вести себя человек в зависимости от принадлежности к мужскому или женскому полу. Пожалуй, это одна из самых ранних установок в человеческом обществе. Показательно, что ученые не считают возможным говорить о том, что гендерная роль в обществе была изначальна биологически заданной константой. Напротив, некоторые исследователи склонны видеть в ней социальные или когнитивные элементы.

Дело в том, что это понятие предполагает определенные социальные ожидания со стороны общества по отношению к мужчине и женщине. Например, испокон веков принято считать, что супруг – это добытчик, а жена и мать – хранительница домашнего очага и воспитательница детей. Впрочем, в послднее время наблюдается тенденция к изменению этих представлений: например, женщины в связи с феминизацией стремятся выполнять мужские функции.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Человек формируется и развивается как личность под влиянием совместной деятельности с другими людьми. В этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом общественных изменений. Вот почему проблему личности невозможно решать без рассмотрения взаимосвязи личности и общества. В каких же формах она проявляется?

Связь личности и общества опосредствована прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль коллектива как исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества — личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом для личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в громадном спектре разнообразных видов деятельности единую основу. В развитом коллективе человек поднимается до осознания значимости своей личности.

Человеческое общество – высшая ступень организации живых систем. Будучи как бы коллективом коллективов, оно обладает высшим социальным авторитетом. Первичный коллектив – это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов, а значит, и ее самой, раз она является членом одного из них. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

Взаимоотношения человека и общества существенным образом менялись в ходе истории. Вместе с этим менялось и конкретное наполнение содержания личности, ее взаимосвязей с обществом и ее социальной роли.

В деятельности человека первобытного общества органично для него реализовывалась в примитивных, неразвитых формах его родовая, общественная сущность. Это была первая историческая ступень в становлении личности, внутренний духовный мир которой заполнялся еще нерасчлененным социально-природным бытием, выступавшим в анимизированной форме действия сверхъестественных сил.

Античное общество – это общество языческое. Сам человек и вообще весь социум воспринимались по образу и подобию космоса, откуда и понимание предзаданности судьбы человека. Человек мог быть, безусловно, самостоятельным в решении своих земных дел, но в последней инстанции он все-таки осознавал себя как орудие космического миропорядка, воплощенного в идее судьбы. У каждого была своя судьба, и он не волен был изменить ее по своему произволу. Мировоззрение античной личности: оставалось мифологическим.

В период европейского средневековья мировоззрение христианизированной личности было направлено на замкнутую духовную жизнь, совершенствование духа – души, воспитание чувства покорности и непротивления. Имела место своеобразная сублимации (замещение) телесного духовным, связанная с подготовкой к загробной жизни. Религиозным началом были пронизаны все поры человеческого существования, что и обусловливало соответствующий образ жизни.

Становление капиталистического общества очень остро потребовало осознания свободы человека, отныне человек – распорядитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Достоинство человека заключается в том, что он причастен всему земному и небесному – от низшего до наивысшего. Свобода выбора означает для него самостоятельность творческого самоопределения; человек вкусил упоение от беспредельных возможностей своих сущностных сил и ощутил себя господином мира. Разум занял господствующую позицию: все подвергалось сомнению и критике, что не выдерживало испытаний силой разума. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо прочего, означало главным образом бурный расцвет науки и техники. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-душевной стороны внутреннего мира личности. Изменились и ценностные ориентации, высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т. д. Дальнейшее развитие капитализма привело к глобальному отчуждению личности. Сложилась личность индивидуалистического типа с плюралистическим мировоззрением, с вещной ориентацией.

Однако кризисные явления, охватившие капиталистический мир в ХIХ и, особенно, в ХХ веках, поставили новые проблемы во взаимодействии личности и общества. Речь идет о необходимости преодоления отчуждения между ними. Современное общество с его мощнейшим научно-техническим и технологическим потенциалом, огромным динамизмом во всех сферах жизни требуют формирования таких качеств личности, как высокий уровень самосознания и творческой активности, реализации способности к теоретическому осмыслению мира, личной причастности к его адекватной оценке и преобразованию.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Человек для общества или общество для человека

Тема: «Человек для общества или общество для человека»

Творчество следующих авторов использовано в аргументации: М. А. Шолохова; Пола Гэллико.

Введение: Всё в мире взаимосвязано. Люди не исключение. Они объединены общей судьбой – судьбой человечества, состоящей из людей, которые жили и живут на Земле. Человек один вне общества себе подобных не сможет реализовать себя в полной мере.

Общество влияет на становление его личности с момента его рождения: оно определяет его мировоззрение, его приоритеты, его культуру, знания, образ мыслей и многие другие аспекты его жизни. Общество не позволяет человеку быть одиноким, и это, пожалуй, самая главная его роль в жизни каждого из нас. А влияет ли человек на общество?

Безусловно. Ведь именно совокупность людей и составляет социум. Но ведь людей так много, и, казалось бы, от одного человека так мало зависит… Зачем тогда люди жертвуют своей жизнью, данной им лишь однажды, ради кого-то другого? Зачем они подстраиваются под стереотипы и требования общества, изменяя собственным взглядам и предпочтениям?

Почему судьба человека может быть погублена из-за интересов других людей? Почему, наконец, некоторые люди добровольно живут службой обществу, забыв про себя? Одна из проблем общества, которая вряд ли когда-нибудь перестанет быть актуальной, – это война. Это время, когда общество требует в жертву десятки тысяч и даже миллионы молодых жизней людей, которые имели право на счастье.

Аргумент: Гражданская война отняла у Григория Мелехова из романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» практически всё: его молодые годы, его родных и близких. Эта война принесла стране только разруху. Виной всему общество, члены которого не смогли найти общий язык. Вот почему важно сохранить в обществе единство и согласованность. В итоге Григорий сломлен, оставшись без родителей, без брата, без жены, без любимой женщины, без дочери, которую и не успел воспитать. В конце романа практически единственным светом в его жизни остался сын, Мишатка, но и его наверняка ждут испытания Великой Отечественной войны.

Похожую судьбу имел Андрей Соколов в рассказе того же автора «Судьба человека». Он тоже пожертвовал своей семьёй, своим здоровьем ради общества, ради того, чтобы защитить свою страну от фашистов. Соколов, потерявший свой смысл жизни, приютил у себя бездомного мальчишку, Ванюшку, и отдал ему всё своё тепло. Не может человек в одиночестве… Сложно представить, что было бы в мире без таких людей, к которым нужды общества так несправедливы. Мы порой так редко вспоминаем о судьбах тех, благодаря которым мы живём под мирным небом. Страшно быть отвергнутым обществом. Люди, не нашедшие в мире своё место, несчастны. Они стремятся принести хоть какую-то пользу окружающему миру и нуждаются в человеческом тепле.

Главный герой из рассказа Пола Гэллико «Снежный гусь», Филип Раедер, был изгоем из-за своей некрасивой внешности. Будучи не принят в обществе людей, он нашёл себе место в обществе птиц и в творчестве художника. Однажды к нему за помощью обратилась девочка, в руках которой была раненая птица. Она приняла Раедера таким, какой он есть, и именно в таком человеке нуждался главный герой. Раедер не возненавидел общество, которое его отвергло, наоборот, он стремился принести ему пользу. По собственной инициативе приняв участие во Второй Мировой войне, он ценой своей жизни спас сотни людей.

Заключение: Взаимосвязь человека и общества очевидна. Общество не только удовлетворяет потребность человека в общении, но и требует от него участия в жизни окружающих людей. Человек не может жить отдельно от всех, потому что судьба общества – это и его судьба. Да, общество не идеально и бывает жестоко по отношению к людям, но мы должны жить согласованно, уважая и защищая друг друга, чтобы избежать конфликтов. Мы не свободны, зато мы не одиноки.

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

2021-2022 учебный год

11 класс

В 2021/22 учебном году итоговое сочинение пройдет 1 декабря 2021 года, 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.

Место проведения сочинения для учащихся 11 классов  ГБОУ гимназия № 498.

Распоряжение АНР от 19.11.2021 № 5545-р «Об организации итогового сочинения в Невском районе Санкт-Петербурга» Скачать

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
 

https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie — ФИПИ. Итоговое сочинение (изложение)

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение в выпускных классах проводится с 2014 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

 обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

 Что касается дат проведения, школьники будут писать итоговое сочинение (изложение) в первую среду декабря, при получении «незачета» у них будет возможность переписать работу в первые среды февраля и мая.

 Время написания – 3 часа 55 минут. 

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Критерии оценки сочинения

 Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

  1.  Соответствие теме.
  2. Аргументация.
  3. Привлечение литературного материала.
  4. Композиция и логика рассуждени.
  5. Качество письменной речи. Грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).

Подробнее с критериями оценки сочинения можно ознакомиться в этом документе. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения).

Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

ВАЖНО. С результатами итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться в ГБОУ гимназии № 498 ПОСЛЕ их утверждения региональной государственной экзаменационной комиссией.

Методические материалы в помощь выпускникам и учителям:

  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Письмо первого заместителя министра образования и науки Российской Федерации Н.В.Третьяк от 26.08.2014 №НТ-904/08 о проведении итогового сочинения для обучающихся XI классов в рамках промежуточной аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Скачать в формате .pdf

Документы по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в рамках государственной итоговой аттестации 2015 года, подготовленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения).
2. Бланки итогового сочинения (изложения).

Заверенную в установленном порядке копию итогового сочинения для представления в приемную комиссию учреждения высшего профессионального образования можно получить по письменному заявлению. Ответственный  — Зорина И.Е. тел. 411-31-81


Информация для ознакомления

Уважаемые родители, ознакомьтесь, пожалуйста, с лекцией  «Вакцинация   детей от коронавирусной инфекции. Эффективность прививок от COVID-19» к.м.н. Токина И.И., заведующего отделением экспериментально-клинических исследований и ведущего научного сотрудника ФГБУ НИИ  гриппа им. А.А. Смородинцева. Ссылка записи видеолекции: https://youtu.be/P8uHL0ft8uE

Родительское интернет-собрание

Комитет по образованию начинает прием вопросов к ежегодному родительскому интернет-собранию, посвященному подготовке к ГИА. 26 января в 17.00 состоится Родительское интернет-собрание, посвященное подготовке к Государственной итоговой аттестации 2022 года. Об особенностях грядущей экзаменационной кампании расскажут специалисты Комитета по образованию и эксперты Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий. 
Трансляция будет доступна в группе ВКонтакте Комитета по образованию СПб и на youtube-канале СПбЦОКОиИТ. Задать интересующие вопросы можно уже сейчас, отправив письмо по электронной почте: GIASPB@LIST.RU.

Расписания ОГЭ-2022 и ЕГЭ-2022

Уважаемые учащиеся 9-х и 11-х классов, в соответствующих разделах сайта размещены приказы Министерства просвещения РФ об утверждении единого расписания и продолжительности ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году. ОГЭ-2022. ЕГЭ-2022.

Организация образовательной деятельности

Уважаемые родители! В соответствии с распоряжением Комитета но образованию от 12.04.2021 № 1013-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году» сроки зимних каникул установлены с 29.12.2021 по 09.01.2022.

Родители (законные представители) обучающихся могут принять решение оставить ребенка дома 27 и 28 декабря 2021 года но семейным обстоятельствам, в том числе в условиях сложной эпидемиологической ситуации в Санкт-Петербурге, по письменному заявлению родителей обучающихся. Подать заявление родители (законные представители) обучающегося могут очно или дистанционно (например, фотографию или скан-копию лично подписанного заявления родители могут направить на электронный адрес образовательного учреждения или через классного руководителя).

О проведении Всероссийской недели родительской компетентности

О проведении Всероссийской недели родительской компетентности информируем о том, что ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в период с 13.12.2021 по 18.12.2021 проводит дополнительную «Неделю родительской компетентности» (далее – Мероприятие) для всех субъектов Российской Федерации.

Программа проведения Мероприятия включает в себя открытые лекции, вебинары, мастер-классы для родителей детей по наиболее актуальным темам в областях воспитания, обучения, социализации детей и подростков, возможных трудностей и кризисных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться родителям.

Программа Мероприятия: http://бытьродителем.рф/week2

  • Сочинение на тему нужно ли помогать тем кто оказался в трудной ситуации на дне
  • Сочинение на тему национальность татары
  • Сочинение на тему не все золото что блестит
  • Сочинение на тему наблюдая за животными лучше понимаешь себя 7 класс небольшое
  • Сочинение на тему московский кремль