Сочинение на тему народный заступник гриша добросклонов

Сочинение. фольклорная основа поэмы н. а. некрасова кому на руси жить хорошо открывается книга. повествование начинается замысловатым зачином, былинной присказкой.

Сочинение.
Фольклорная основа поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Открывается книга. Повествование начинается замысловатым зачином, былинной присказкой. Некоторые нарочито упрощенные, приближенные к народным слова неожиданно складываются в замысловатый узор. В ткань поэмы вплетаются совершенно разнородные элементы: сказки и плачи, фантастика и реальность, радость и горе. Но дисгаромонии нет, нет пестроты и чрезмерности. Не зря Некрасова уважали поэты Серебряного века: только талантливый мастер с хорошим вкусом может гармонично объединить столь разнообразные фрагменты, приладить их один к другому, чтобы они заискрились в прекрасной и яркой мозаике. “Шел солдат по дороге” — так нередко начинаются русские народные сказки после традиционной присказки. Повествование о встрече семерых мужиков на “столбовой дороженьке” также начинается в стиле сказочного зачина. Неудивительно, что основные герои поэмы Некрасова — странники. Крестьянская Русь слишком велика, чтобы увидеть ее, не путешествуя. А Некрасов хотел показать именно крестьянскую Русь: холодную, голодную, униженную и непобедимую, прекрасную и искалеченную, великую и жалкую. Для этого поэт использовал язык крестьянской Руси: ее слова,, ее сказки и песни. Сама структура поэмы похожа на структуру народной сказки: зачин, путь героев во имя достижения какой-то цели, неожиданные встречи, пир горой в конце. Герои поэмы тоже похожи на сказочных персонажей: мудрые странники, злые помещики, подлые рабы и храбрые, удалые крестьяне. Например, старик-богатырь Савелий, народные заступники Ермил Гирин, Гриша Добросклонов. Первое, что бросается в глаза при чтении поэмы, — ее колоритный, оригинальный язык, ее былинный размер, напевный, неторопливый слог. В изобилии встречаются пословицы, присказки и прибаутки, песни и плачи, сказки и суеверия. Тут и “красное солнце”, и “скатерть самобранная”, и “добрые молодцы”, и другие красочные и точные народные сравнения. Уступчивый и лицемерный крестьянин назван человеком е “глиняной совестью”. А любимый ребенок матерью описывается так: Краса взята у солнышка, У снегу белизна, У маку губы алые… У сокола глаза! А речь глупого барина сравнивается с “мухой неотвязной”, которая “жужжит по ухо самое”. Крестьяне “ругательски ругаются” и пьют ведрами водку, слушают сказки и поют песни. Но поэма “Кому на Руси жить хорошо” вовсе не веселая сказка. Здесь много слез и несправедливости, смертей и подлости. Иначе и быть не могло, ведь Некрасов хотел показать реальную жизнь крестьян, пусть и описанную сказочным языком. Даже горе и смерть передаются волшебным народным словом, простым и метким языком. Например, в главе “Демушка” (часть “Крестьянка”) Некрасов показывает глубокое потрясение Матрены Тимофеевны. В начале главы, рассказывающей о трагической гибели младенца, нарисован трогательный образ пташечки, безутешно рыдающей о своих птенчиках, сгоревших во время грозы. Этот образ психологически подготавливает читателя к восприятию трагедии матери-крестьянки. Автор использует прием психологической параллели, усиливающей сострадание читателя. За сообщением Савелия о гибели младенца следуют горестные восклицания: “Ой, ласточка! Ой, глупая!… Ой, бедная молодушка!” А когда, вопреки слезным просьбам матери о “жалости и милости”, началось самое страшное для нее — вскрытие тела Демушки, Матрена Тимофеевна оказалась во власти отчаяния и гнева. Искренняя боль слышится в голосе матери, у которой погиб ребенок: Злодеи!палачи! Падите мои слезоньки Не на землю, не на воду, Не на господень храм! Падите прямо на сердце Злодею моему!.. Жену ему неумную Пошли, детей — юродивых! Прими, услыши, господи, Молитвы, слезы матери, Злодея накажи!… В поэме Некрасова использованы почти в неизменном виде песни, плачи, обрядовые заговоры, пословицы. При этом сами герои повествования (Савелий Корчагин, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, семеро мужиков-правдоискателей) зачастую выступают не только как рассказчики, использующие в своей речи народную мудрость, народные выражения, но я как творцы, интерпретаторы. Фольклор в эпопее “Кому на Руси жить хорошо” — это и объект, и средство художественного изображения: объект -как воплощение народного миросозерцания, его развития; средство — как выявление творческой одаренности тех лиц, тех героев, которые хранят его в своей памяти, обновляют известные тексты, создают новые. Искатели счастливого, как и многие другие крестьяне, хранят в памяти большое количество фольклорных текстов, умеют вставить “слово меткое”, иногда переосмысливая его. Например, в рассуждениях мужиков-правдоискателей можно найти такую переосмысленную пословицу: “Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка — по выбору”. В тексте поэмы читаем: Пшеница их не радует: Ты тем перед крестьянином, Пшеница, провинилася, Что кормишь ты по выбору, Зато не налюбуются На рожь, что кормит всех… Переосмысление пословиц связано также и с образом Савелия, богатыря святорусского: “А немец, как ни властвовал, Да наши топоры лежали — до поры” (вместо пословицы: “Есть у бога топоры да лежат до поры”); “и гнется, да не ломится, не ломится, не валится… Ужли не богатырь?” (вместо: “Лучше гнуться, чем переломиться”). Обновление пословиц в эпопее Некрасова мотивируется характером героев, их взглядами. Обновленные и заново созданные пословицы, поговорки выявляют творческую одаренность русского крестьянства. Фольклор, процесс его рождения, бытования и обновления изображается Некрасовым как выражение развивающегося народного самосознания. Использование фольклорных элементов создает также неповторимый и оригинальный стиль поэмы, делает ее похожей на народную былину, близкую по духу русскому крестьянству. Народный язык удачно выбран Некрасовым в качестве выразительного средства для точного описания жизни крестьянского сословия, для передачи идей автора. Язык повествования помогает ответить на вопрос: “Хорошо ли жить на Руси крестьянину, крестьянке, холопу?” Нет, отвечает Некрасов, нельзя этих людей назвать счастливыми. Слишком много в их жизни труда и скорби, слишком мало наград, справедливости и жалости. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь!..
В этой песне поэт словно подводит итог, рисуя образ крестьянской Руси. По сюжету произведения эта песня не является народной, ее сочинил Гриша Добросклонов (народный заступник), но в ней звучит подлинно народная любовь к родине. И ласково-трогательное обращение к родине — “матушка” — отражает отношение народа к ней. Может быть, для того чтобы взглянуть на Русь не с официальной, отчужденной, европейской точки зрения, а с точки зрения народа — детей Руси, Некрасов и написал свою поэму народным языком. Поэт глубоко проник в народное миросозерцание, а тон и пафос поэмы согласуются с духом народного творчества.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Итоговое сочинение на тему: Кому на Руси жить плохо и почему?

Сочинение на тему народный заступник гриша добросклонов

Сочинение на тему народный заступник гриша добросклонов  Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года

Сочинение на тему народный заступник гриша добросклонов  Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022

Сочинение на тему народный заступник гриша добросклонов  Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022

Сочинение на тему народный заступник гриша добросклонов  Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022

Сочинение на тему народный заступник гриша добросклонов  Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022

Сочинение на тему народный заступник гриша добросклонов  Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022

Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению №5: Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства). При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Кому на Руси жить плохо и почему? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.

Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Кому на Руси жить плохо и почему?

Справедливость требует вступаться за людей страдающих.
Н. Г. Чернышевский

Поэме «Кому на Руси жить хорошо» (1863–1877) Н.А. Некрасов отдал долгие годы неустанного труда. В ней поэт отразил привычки, взгляды, характер, надежды русского народа. Это настоящая энциклопедия дореформенной и пореформенной жизни страны.

Сюжет поэмы близок к фольклорным мотивам, связанным с поисками лучшей доли человеческой, с поисками правды и счастья. Описание того, что видели во время странствий по Руси семь правдоискателей, рассказы о себе воображаемых счастливых и составляют содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Замысел поэмы несколько раз менялся. Сначала Некрасов хотел показать, что в России после отмены крепостного права все простые люди несчастливы. «Счастливым» должен был считать себя пьяный бедняк, нашедший временное забвение, одурманив себя водкой.

Но Некрасов завершал работу над поэмой в 70-е годы, когда распространенным явлением было «хождение в народ», и многие молодые люди в служении народу находили высшее счастье. В последней части поэмы Некрасов и рисует образ по-настоящему счастливого человека: это Гриша Добросклонов, «народный заступник», «воплощение счастия народного».

Крестьянство предстает в начале поэмы как неорганизованная масса, которая и сама не знает, о чем кричит:

И в правду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили —
О чем они шумят…

И все же Некрасов видит изменения в сознании народа уже в том, что народ может рассуждать о правде и о счастье. Нищие мужики из забытых Богом деревень задумались о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». И вот решают они, подобно героям русских народных сказок, пойти по свету и выяснить, где оно, это счастье. Семь мужиков становятся странниками-правдоискателями, они дают обет не возвращаться домой и не видеть своих жен и детей, пока не узнают правды.

В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кому из них больше счастья досталось. Кто счастливее — поп, помещик, чиновник, купец или царь? Они были уверены, что мужицкого счастья на свете нет и нечего его искать.

Таким образом, сначала счастье в сознании правдоискателей связывалось с богатством. Мужики встречают попа, идеал которого «покой, богатство, честь», Но постепенно выясняется, что многие власть имущие счастливыми себя не считают. Получается, что счастливых нет на Руси? Уже встреча с попом заставляет некрасовских мужиков призадуматься:

Ну вот тебе хваленое
Поповское житье.

Постепенно к странникам начинают подходить разные люди: дворовые, солдаты, каменотесы, которые рассказывают о своем счастье. Поначалу мужики не принимают всерьез эти разговоры. Какое счастье может быть без богатства?

Эх, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Но затем они слышат рассказ о счастливом человеке Ермиле Гирине. Он всегда был честным и порядочным. Он жил по законам народной правды:

Семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
Семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил…

История жизни Ермила входит в противоречие с представлениями о счастье мужиков-странников. У Ермила было все для счастья. У него и деньги водились, и народ его уважал. И что же, бережет свое счастье Ермил? Нет, он жертвует им во имя других людей. Выступая как народный заступник, он бьется за добро и правду и во время бунта в «вотчине помещика Обрубкова» встает на сторону крестьян. Правдоискатели не могут встретиться с ним, так как он теперь сидит в остроге.

Судьба Ермила заставляет крестьян почувствовать неразрешимость понятий «счастье» и «воля». У них таки начинает в сознании рождаться идеал народного заступника — того, кто отстаивает интересы народа. Постепенно представление о счастье у мужиков растворяется до представления об общенародном счастье. Так, на вопрос Власа: «О чем же вы хлопочете?» — они отвечают:

Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошенной волости,
Избыткова села!

Народ считает счастливыми Ермила Гирина, Савелия, Матрену Тимофеевну. Рассказы о них убеждают в том, что в народном представлении о счастье богатство не является главным. Идеал счастья предполагает сострадание и любовь к людям, добро, правду, свободу.

Некрасов видел и отрицательные стороны крестьянской жизни. Поэта не могло не возмущать долготерпение народа. С негодованием Некрасов пишет о «людях холопского звания». В главе «Счастливые» он рисует слугу князя Переметьева, а в главе «Последыш» — Ипата, холопа князя Утятина. Первый «счастлив» тем, что он был «любимый раб», а образ Ипата прекрасно раскрывается его собственными словами: «Я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!»

Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый и благородный образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. Он сын «батрачки безответной» и сельского дьячка. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом и определили его жизненный путь:

Лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убого и темного
Родного уголка.

В своих стихах он воспевает народное счастье и видит в этом смысл своей жизни. Гриша Добросклонов — человек счастливый и в своем сознании, и в понимании автора. В образе Гриши отразились представления о счастье Некрасова и других революционеров-демокраов: «Наше счастье невозможно без счастья других люей». По мысли Некрасова, счастливый человек лишь тот, кто твердо знает, что нужно жить для людей, для наода. В характере Гриши Некрасов воплотил типичные черты представителей передовой демократической молодежи. Рисуя его облик, автор сознательно придал ему черты сходства с Добролюбовым. Их объединяет желание посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье.

Именно Гриша явился в поэме тем счастливым человеком, которого искали мужики, хотя впереди его ожидали большие испытания. Так, автор намекает на «чахотку и Сибирь». И все же Гриша счастлив, потому что

Слышал он в груди своей силы необъятные.
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного!…

Правдоискатели увидели, что простые люди не хотят мириться со своим тяжелым положением. Таким образом, тема счастья взаимосвязана и с темой путей достижения его. Мужики сами пока не понимают, что такое счастье. Но поэт хорошо знает это и формулирует свою мысль словами Гриши Добросклонова:

Воля народа, Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!

ворчество Н.А. Некрасова стало неотъемлемой частью русской национальной культуры, так как он писал для народа и о нем. И, пожалуй, самым ярким изображением народной жизни становится, по сути, неоконченная поэма «Кому на Руси жить хорошо?», в которой писатель старается раскрыть ответ на поставленный в заглавии вопрос.

Семеро мужиков, отправившись путешествовать по свету в поисках правды, встречают на своем пути людей самых разных категорий, принадлежащих к различным сословиям. Говорили они и с помещиками, и с попом, и с множеством крестьян, и даже у женщин спрашивали: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Однако нигде не находили странники ответа, никто не признавал себя счастливым: попу уважения не хватает, помещику — прежних гуляний, охоты, преклонения мужиков, а у большинства простого народа жизнь настолько тяжела, что единственной радостью и облегчением служит водка, помогающая на время забыться. «Счастливой» же крестьянке Матрене Тимофеевне пришлось пройти и через множество тягот повседневной жизни. На примере ее судьбы автор показал, что «ключи» от женской волюшки и счастья давно и безвозвратно потеряны.

Таким образом, на протяжении всего странствования правдоискатели так и не смогли найти ни одного истинно счастливого человека. Однако в последней части поэмы «Пир на весь мир» перед читателем предстает новый герой — Гриша Добросклонов, сын простого бедного дьячка. И хотя голодное детство ребенка, ранняя потеря матери и множество пережитых невзгод явно нельзя причислить к определению счастливой жизни, я думаю, именно этого героя Некрасов хотел представить, как ответ на заглавие своей поэмы. Читатель видит Григория только в начале его пути, однако уже сейчас понятно, что этот молодой парень идет по непроторенной, тернистой, но, пожалуй, единственно верной дороге жизни, которая приведет его к великим свершениям ради народа, который занимает все место в сердце Добросколонова, и ради свободы и процветания которого герой пойдет на все, что угодно.

По моему мнению, Некрасов хотел показать, что истинное и единственно возможное счастье для русского человека — это борьба за справедливость, равенство и права своего народа. Однако одновременно с этим писатель осознавал, что путь Гриши будет очень тяжел, полон невзгод и несчастий, признавал большую вероятность того, что герой его окажется в остроге и на каторге, подобно Ермиле Гирину, также попытавшемуся выступить за народ.

Так можно ли считать судьбу Добросклонова счастливой? Думаю, на этот вопрос нет однозначного ответа, и каждый должен самостоятельно определить для себя «Кому на Руси жить хорошо?»

Сочинение на тему: «Кому на Руси жить хорошо»

Эта поэма – сама полностью этот вопрос. Мужики-спорщики решают пойти по Руси – ответ искать. Конечно, не обходится без волшебства: тут скатерть волшебная не только им готовит, но ещё и стирает.

Мне было очень интересно следовать за этими искателями счастья. Они думали, что счастлив богатый. Не собирались они спрашивать о счастье у крестьян и солдат. Трудно простому народу живётся, сил остаётся только выпить, чтоб немного заглушить боль. Может быть, зря так решили мужики, ведь счастье – это только чувство. Богатый может быть очень несчастливым (из-за денег бояться, что его ограбят, например), а бомж может быть счастливцем. Но это я так думаю, а они спорили, кто счастлив на Руси: помещик, поп.

С каждым они поговорили. Например, поп рассказал им, как ему на самом деле тяжело. Действительно, не позавидуешь – ездить нужно постоянно к умирающим или совсем на похороны, чтобы обряды проводить. Деньги за это платят, но часто такие маленькие и так их от сердца бедняки отрывают, что он и взять их не может. А молитвы если всю ночь читать над трупом? Нет, не очень счастлив поп.

Спросили у помещика. Вот только не осталось их на Руси – отменили же крепостное право. И в поэме показывают, что стало меньше порядка. Все потеряли привычный образ жизни. А есть забавная сцена со «счастливцем». Это барин, которому не говорят, что больше нет крепостных у него, старость его жалеют. И он счастлив практически, вот только живёт в обмане – комедию для него все играют.

И ещё спрашивали у женщины, но Матрена так несчастна оказалась! И муж бил, хоть один раз, и работы у неё с утра до ночи, и дети умирали страшно. Женщина страдает не только за себя, но и за всех своих детей, мужа и родных.

И нашли они счастье в том, кто думает не о себе. Гриша Добросклонов, хотя судьба ему приготовлена страшная (страдания, тюрьма), счастлив, что думает о Родине, о народе.

Думаю, что все другие персонажи тоже могли бы быть счастливыми, если б верили в своё счастье. Поп мог бы радоваться тому, что помогает людям, тогда не так тяжело было б ему ехать по плохим дорогам в дождь к больным. Матрёна могла б радоваться, что остальные дети её живы, что сама жива. А так всем тяжело, конечно. Важно отношение.

Уже в первой строфе «Пролога» ставится основная проблема поэмы – проблема народного счастья. Семеро крестьян из Заплатова, Неелова, Дырявина, Знобишина и других деревень (названия которых говорят сами за себя) затеяли спор о том, возможно ли счастье для простого крестьянского люда? Они высказывают свои предположения и приходят к выводу, что счастливыми на Руси могут быть помещик, чиновник, поп, министр государев и царь. Но никто из странников не представляет в качестве возможного счастливчика ни крестьянина, ни солдата, ни ремесленника. И не случайно некрасовские странники не упоминают о счастье «освобожденного крестьянина». Вспомним, как сам Некрасов отзывался о реформе 1861 г.: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Крестьяне упорно хотят найти «счастливца» на Руси и ищут правду о независимом счастье, завидуя свободно летающему птенчику: «А все ж ты, пташка милая, сильнее мужика». Несмотря на то что у них полно забот и бед, они не жалуются на свою судьбу и непритязательны в своих желаниях: им бы только «хлебушка, да огурчиков, да по жбанчику холодного квасу».

Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас с другими яркими представителями простого народа. Одним из них является Яким Нагой, для которого счастье состоит в том, чтобы трудиться, сливаясь с матушкой-землей, и получать достойный урожай. На примере того, как Яким спасает во время пожара дорогие картиночки, а его жена – иконы, мы видим, насколько духовные ценности дороже для простого народа, чем материальное благосостояние, о котором Яким совсем позабыл. Другой мужик, который знает цену и счастью, и несчастью, – бывший мельник Ермил Гирин. Это мужик имеет все, что нужно для счастья, живя по законам народной правды. Он не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду. Его счастье – в счастье крестьян, в народном доверии, которое осмысливается как чудо.

В главе «Счастливые» странники ходят в праздничной толпе народа и ищут счастливых, обещая одарить водкой. К ним подходит самый разный люд: и дьячок, для которого счастье – в вере, в «благодушестве»; и старуха, счастливая от того, что у нее уродился урожай репы; и солдат, выживший после опасных сражений, голода и ранений. Подходят к странникам и каменотес, и дворовый человек, и убогие, и нищие, которые по-своему трактуют счастье и в большинстве случаев лукавят, чтобы получить водки. О счастье в поэме говорят не только люди из низших сословий, но и те, кто жил богато, но по каким-то причинам разорился и познал нужду и беды: помещики, чиновники и другие. Именно в этой главе происходит поворот в сюжете поэмы: странники идут искать счастливого в народ, в толпу.

По мнению народа, еще одной счастливой является Матрена Тимофеевна. Эта простая русская женщина вынесла много испытаний, но не сломалась, выстояла. В этом – ее счастье. Матрена Тимофеевна женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая и решительная. Но сама Матрена Тимофеевна не считает себя счастливой. Она объясняет это тем, что русская женщина даже в пореформенную эпоху осталась угнетенной, бесправной:

Ключи от счастья женского,
От нашей воли-волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Да вряд они и сыщутся.

Но, пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, – это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Уже первая из песен Гриши дает ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы:

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего.

Сам Гриша – сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь.

Так, на собственном примере, Гриша призывает всех странников и остальной народ жить по совести, честно работать и бороться за свое счастье во что бы то ни стало.

Сочинение на тему народный заступник гриша добросклонов Читать сочинение далее…

.

Урок литературы

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на
Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.

Тип
урока: урок изучения нового материала

Цели
урока
:

Образовательные:

       1.Выяснить, в
чём смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть
 счастлив отдельный человек среди всеобщего горя.

       2.Выяснить, как
раскрывается характер русского народа в поэме.

       3.Выяснить
связь мотива странничества с мотивом дороги в произведении.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к
    изучаемой поэме, расширять кругозор обучающихся.
  2. Научить применять знания на практике.

Воспитательные:

       1Уважительное
отношение к человеку, добросовестное отношение к труду.

       2. Воспитание
внимательного читателя.

Тип
урока
: урок объяснения нового материала.

 Оборудование и материалы:
проектор, экран, тексты поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», портрет
писателя, презентация к уроку, раздаточные материалы, выставка книг.

Используемые технологии: технология
проблемного обучения, икт-технологии.

Ход урока:

1.Оргмомент. Цели и задачи.

2.Объяснение
 нового материала.

 Назови мне такую обитель,

       
                     
                     
                     
                     
            Я такого угла не видал,

       
                     
                     
                     
                    Где бы
сеятель твой и хранитель,

       
                     
                     
                     
                     
  Где бы русский мужик не стонал.

       
                     
                     
                     
                     
                     
        Н.А.Некрасов.

       
                     
                     
                      В
рабстве спасённое

       
                     
                     
                   Сердце
свободное —

       
                     
                   
 Золото, золото  

       
                     
                     
                Сердце народное!

Н.А.Некрасов.  

Слово
учителя.

-Мы продолжаем
знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича
Некрасова. Наш урок посвящается дальнейшему изучению поэмы
Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». На предыдущем уроке вы  узнали об
истории создания поэмы, ее жанре, композиции, поговорили об актуальности поэмы,
предлагаю ответить на вопросы.

 I. Беседа по
вопросам домашнего задания:

1. Расскажите о
творческой истории поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо».

2. В чем особенности
жанра и композиции «Кому на Руси жить хорошо»?

3. Вспомните, как
называются главы поэмы. О чем они? Прочитайте понравившиеся строки.

4. С какой целью
собрались мужики?

5. Что заставило их
странствовать по Руси в поисках счастья? Нашли ли они счастливого человека?

 Наш
урок позвольте продолжить с вопроса: «Кто такие мы?».

Попытку
ответить на этот вопрос  и предпринимает Н.А.Некрасов  в
своей последней  поэме «Кому на Руси жить хорошо» Мы для него –  это
народ. И тогда, и теперь желание понять народ, к которому тебе выпало.
принадлежать, не исчезает. В поэме поэт задумал изложить все, что узнал о
народе, все сведения, накопленные им по словечку, как он сам говорил, в течение
20 лет, все, что ему пришлось услышать из народных уст. Сам Некрасов определил
свою поэму как эпопею народной жизни. 

Запись
в тетрадь определений

ПОЭМА –
лиро-эпический жанр большого объёма.

ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются
целые эпохи в жизни страны и народа.

В центре произведения
«Кому на Руси жить хорошо» – собирательный образ русского народа. Именно
желание изобразить события народной жизни, всю народную Русь повлекло Некрасова
к таким картинам, где можно было бы собрать массу людей.

Поэт с горечью
рассказывает о тяжелой жизни народа. Бесконечны, безмерны его страдания.
Нищета, вечный голод, изнурительный труд, покорность… Но есть и положительное в
крестьянах – трудолюбие, жажда воли, острый ум и смекалка, отзывчивость на
чужую беду.

На страницах поэмы
крестьянский мир в движении, в обилии характеров, во всей своей непосредственности
и откровенности. Создается впечатление, что это «целое крестьянское море».
«Широка, многолика, стоголоса и безбрежна крестьянская душа, – пишет Ю. В.
Лебедев. – В ней нет середины и меры, в ней все на пределе: если уж радость –
так безудержная, если покаяние – так безутешное, если пьянство – так
бесшабашное». На фоне этого огромного «крестьянского моря» выделяются отдельные
яркие образы крестьян.

3.Проблемный диалог с обучающимися:

1)Какие чувства испытывал к своему
народу более века назад русский поэт
Н.А.Некрасов? Постарайтесь ответить на этот вопрос, найдите доказательства
в «Прологе» поэмы, который был прочитан Вами дома (Любовь к своему народу)

2)Свою любовь поэт выразил в названии
поэмы. Вопросительного знака в названии поэмы нет. Почему? Вопрос
будет задан в прологе, с которого начинается произведение. Народ всегда тянулся
к правде, истине.

3)Народ Руси трудолюбивый Чем были заняты
мужики до своего спора?(Все привычные будничные дела оставлены ради одной цели»
найти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». Обратите внимание, что
русский мужик упорен в достижении цели, причем не практической, а именно
блажи).

4)Какой синоним вы можете подобрать к
слову блажь? (Мечта,истина)

5)Почему же мужики просят у волшебной
пташки лишь свой мужицкий скромный прожиточный минимум: хлеб, квас и огурчики?
(Им не приходит мысль о даровом богатстве, они привыкли зарабатывать своим
трудом пропитание.  И скатерть-самобранка им нужна для того, чтобы
добраться до сути человеческого счастья. Скатерть- самобранка – объяснение и
оправдание их странствий , не отвлекаясь заботами о хлебе насущном).

6)Кем же становятся семь мужиков к концу
«Пролога» (Странниками-правдоискателями)

4.Работа над языком поэмы.

1)Автор испытывает и чувство гордости за
народ, которому во владение дан «великий могучий русский язык». Как Некрасову
удалось передать богатство и выразительность народного языка?

2)Как сегодня звучит пословица из пролога
поэмы: «Мужик, что бык –втемяшится в башку какая блажь…»

3)Отгадайте загадку:

Никто его не видывал

А слыхать всякий слыхивал

Без тела — а живет оно, Без языка –кричит.

4)Продолжите народную примету: Кукушка
перестает куковать

5)Язык поэмы народный. Невозможно передать
мироощущение народа без знания народной культуры, без обращения к устному
народному творчеству.

6)Какие  фольклорные жанры
 встречаются в прологе с самого начала?(Сказочный зачин. Он означает, что
поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом_ во
всем ее историческом значении и географической необъятности. Герои названы по
именам. Магическое число семь. Сказочный сюжет. Форма обращения к скатерти.) 5.Основная
идея произведения: боль за свой народ, который не стал жить лучше после отмены
крепостного права.

-Посмотрите текст документа, который лежит
у вас на столах. Прочитайте его.

Историческая
справка (материалы раздать перед уроком)

19 февраля 1861 г. Александр II издал
Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от
господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право
распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков.
Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и
полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика
землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от
воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных
наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп —
временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли
до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить
оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений
сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость
надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами,
получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне
платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же
выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход,
который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина,
и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину:
обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину
урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением
старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после
«освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого
надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и
Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства,
выразившееся в отказе принять эти документы.

— Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу,
которая не дала народу желаемого освобождения?

 Поэт переживал события тех лет
трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г.
Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати.
Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о
крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это
чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать
даже его». Итак, Н.А. Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что
народ обманут.

6.Анализ текста произведения:

1.Вспомните названия деревень.
Перед нами предстает образ Руси, так долго томившейся в рабстве и нищете. Но
разве так бывает, чтобы многовековой уклад, на котором базируется вся
экономика, который стал основой психологического склада общества, был отменен
за один день? Это процесс, изживавшийся десятилетиями. Крепостного права в
поэме нет уже несколько лет, но о нем все говорят. «Порвалась цепь великая,
порвалась, рассочилася», — пишет Некрасов.

2.Символом чего является цепь?(
цепь и символ зависимости, и символ связи, соединения. Порвалась цепь — хорошо,
потому что пришла свобода, и в то же время больно ударила по тем, кто ее был
связан.)

3.Выявление сложности устройства мира и
человеческих представлений о нем и лежит в основе некрасовской поэмыГнев,
ненависть. Почему и эти чувства испытывал к своему народу великий русский поэт?

  • Народ много пьет. Каковы причины
    пьянства?
  • Реальные мужики начинают пьяную
    драку, перестающую в побоище, которое потрясает целый лес.
  • Самые разные чувства испытывает к
    народу Некрасов.
  • Какое же чувство будет самым важным?

Почему поэма «Кому на
Руси жить хорошо» актуальна и по сей день?

 III. Прослушивание
сообщений по темам.

1. Какие типические
народные черты показаны Некрасовым в образе Якима Нагого?

2. Савелий – богатырь
святорусский.

3. Что нового в
народное представление о счастье вносит Ермил Гирин?

4. Матрена Тимофеевна –
женщина с сильным характером и «гневным» сердцем.

5. «Народный заступник»
Гриша Добросклонов.

Образ «народного
заступника» Гриши Добросклонова одновременно и очень реальный (напоминает
многими чертами характера Н. Добролюбова), и в то же время обобщенный и даже
условный. С одной стороны, он человек определенного «быта и образа жизни» (Н. Н. Скатов) [10]: сын «батрачки безответной» и
дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина» (Н. А. Некрасов), потом
семинарист и хороший парень, любящий деревенских мужиков, готовый бороться за
их счастье и желающий им всех благ. Но Гриша Добросклонов и более обобщенный
образ молодости, устремленной вперед, в будущее. Гриша видит, что русский народ
пробуждается к борьбе. Путь «народного заступника», борца за народное счастье
труден, но прекрасен.

На этот путь вступают
лишь «души сильные, любвеобильные». У Некрасова по-настоящему счастливый
человек – тот, кто борется за благо и счастье народа, – Гриша Добросклонов.

Итоги урока и вывод: Некрасов
задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной
массы  — русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский
характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Но главное  —
это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим
стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям
фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении
времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным.

Темные стороны – суеверие, пьянство,
семейный деспотизм.

Светлые стороны – талантливость,
одарённость, стремление и способность осмыслить своё положение, несогласие с
существующим порядком.

Оценки и домашнее
задание
: прочитать I часть поэмы и расшифровать формулу счастья: покой,
богатство, честь. Предложите ваше определение  счастья.

  • Сегодня на уроке мы:
  • –     Узнаем, кого и почему в поэме
    Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» называют «народными заступниками».
  • –     Поговорим о судьбах Ермилы Гирина и
    Савелия, богатыря святорусского.
  • –     Раскроем смысл легенды о двух
    великих грешниках.
  • В галерее ярких крестьянских образов поэмы «Кому на Руси жить
    хорошо» есть особая категория персонажей.

Образ народного заступника в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Их называют народными заступниками.

Кто такие народные заступники? Это люди, готовые
бороться и защищать обездоленный русский народ. Народные заступники в поэме
показывают пробуждение народного сознания, готовность народа к борьбе с
угнетателями за правду и за свои права.

Каждый из народных заступников обладает качествами,
приближающими его к нравственному идеалу Некрасова. И каждый из этих героев
влияет на мировосприятие и убеждения крестьян-правдоискателей, заставляя
пересмотреть свои идеалы.

Народных заступников в поэме четыре. Это Яким Нагой, Ермил Гирин,
Савелий Корчагин и Гриша Добросклонов. Надо сказать, что все они выходцы из
крестьянской среды.

Крестьянское происхождение народных заступников – это новая,
революционная идея Некрасова. До него считалось, что только дворяне могут
защитить народ, решить его проблемы и привести к счастью. В 60-х годах XIX века стали верить, что
Россию спасут разночинцы. Некрасов же ищет силы в народной среде.

Первым из народных заступников крестьянам встречается
правдолюбец Яким Нагой. Он появляется в главе «Пьяная ночь». Яким с вызовом
говорит о себе собирателю фольклора Павлуше Веретенникову:

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!..

Почему пьяницу Якима Нагого считают народным заступником? Он
заступается за крестьян перед Павлушей Веретенниковым, который осуждает их
пьянство. В гневе Яким требует не мерить крестьян господской меркой. Он
рассказывает, как тяжела жизнь мужика. Чаша терпения в народной душе уже
переполнена.

  1. У каждого крестьянина
  2. Душа что туча чёрная –
  3. Гневна, грозна, – и надо бы
  4. Громам греметь оттудова,
  5. Кровавым лить дождям,
  6. А все вином кончается.

Но, пожалуй, важнее слов Якима Нагого история, которую о нём
рассказывают. Во время пожара Яким потерял всё нажитое добро, потому что первым
делом они с женой кинулись спасать не деньги, а иконы и картиночки, которые
висели на стенах. Яким
Нагой защищает народную душу. Его история меняет у крестьян-странников
представление о счастье, показывая, что хлеб духовный дороже хлеба земного.

  • Обратите внимание на то, как поэт описывает внешность Якима
    Нагого.
  • Грудь впалая; как вдавленный
  • Живот; у глаз, у рта
  • Излучины, как трещины
  • На высохшей земле;
  • И сам на землю – матушку
  • Похож он: шея бурая,
  • Как пласт, сохой отрезанный,
  • Кирпичное лицо,
  • Рука – кора древесная,
  • А волосы – песок.

Яким больше похож на стихийного духа, выросшего из земли. Он живое воплощение трудовой
жизни крестьянской, того самого русского духа из былин и сказок. Он сын
матери-сырой земли. Единое целое с русской природой. А его история говорит о
чувстве прекрасного, которое живёт в народной душе. Тягу к прекрасному
неспособны заглушить тяжёлый труд, унижения и голод.

  1. В поиске счастливого человека крестьяне-правдоискатели
    встречают Федосея, который рассказывает им о бывшем бургомистре Ермиле Гирине.
  2. Имел он всё, что надобно
  3. Для счастья: и спокойствие,
  4. И деньги, и почёт,
  5. Почёт завидный, истинный,
  6. Не купленный ни деньгами,
  7. Ни страхом: строгой правдою,
  8. Умом и добротой!

Ермил Гирин с юности болел душой за народ. Работая писцом, он
бескорыстно помогал крестьянам. Авторитет его был так велик, что его
единогласно выбрали бургомистром, несмотря на молодость. Не раз и не два в
рассказах крестьян звучат слова о его честности и справедливости.

Ермил совершил один-единственный несправедливый поступок,
спасая брата от рекрутчины. Он отдал вместо него в армию другого парня. Это
прегрешение довело его до попытки самоубийства.

Ермил публично раскаялся,
вернул рекрута и выплатил штраф. Народ его простил, но обострённое чувство
справедливости не позволило Ермилу Гирину оставаться управляющим.

Он для себя
стал самым строгим судьёй и тем самым заслужил ещё большее уважение людей.

Когда Ермилу Гирину срочно понадобились деньги, чтобы
выкупить мельницу, люди несли ему всё до последней копейки. Ермил показывает
веру в народное единство, против которого бессильны хитрость, подлость и
богатство угнетателей.

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней.

У Ермила Гирина было всё для счастья: и достаток, и спокойная
жизнь, и уважение народа. Он хотел изменить положение угнетённого крестьянина
не борьбой, а честным трудом. Но ради народной правды он пожертвовал своим
благополучием и попал в острог как бунтовщик.

Далёкий от идеи бунта труженик Ермил Гирин оказывается в
тюрьме за участие в бунте. А другой народный заступник, Савелий Корчагин из бунтаря превращается в
религиозного подвижника, проповедующего смирение.

С Савелием странники не встречаются. Его историю они узнают
от Матрёны Тимофеевны. Савелий, богатырь святорусский – это воплощение народной
силы и мужества.

  • Савелий – человек богатырского сложения, он обладает
    звериной, медвежьей мощью.
  • С большущей сивой гривою,
  • Чай, двадцать лет не стриженной,
  • С большущей бородой,
  • Дед на медведя смахивал,
  • Особенно как из лесу,
  • Согнувшись, выходил.
  • Но почему же Савелия называют святорусским богатырём, ведь он
    не был солдатом и не сражался на войне?
  • И жизнь его не ратная,
  • И смерть ему не писана
  • В бою а богатырь!

Сила Савелия, его богатырство в долготерпении. Тяжёлый
крестьянский труд, издевательства управляющего, побои, двадцатилетняя каторга
не смогли сломить его. Савелий сохранил силу характера, чувство юмора, гордость
и внутреннюю свободу. «Клеймёный, да не раб!» ‒ шутит он про себя.

  1. Богатырём Савелий называет крепостного мужика, которого
    невозможно победить, потому что его терпение сильнее всех испытаний:
  2. Всё терпит богатырь!
  3. И гнётся, да не ломится,

Не ломится, не валится…

В молодости Савелий возглавил бунт доведённых до последнего
предела крестьян. Именно он первым толкнул управляющего, и он произнёс слово
«наддай», когда начали закапывать немца. А в конце жизни он сетует на
безысходность крестьянской жизни:

Недотерпеть пропасть!

Перетерпеть пропасть!..

  • Ещё святорусский богатырь жалеет о понапрасну растраченной
    силе:
  • Куда ты, сила, делася?
  • На что ты пригодилася?
  • Под розгами, под палками
  • По мелочам ушла!

Савелий признаётся, что душа его зачерствела от бесконечных
невзгод, и только любовь к правнуку растопила его сердце. Поэтому смерть
Дёмушки он воспринимает как наказание за грех убийства. Он уходит в монастырь
замаливать грехи.

От стихийного бунтарства Савелий, богатырь святорусский,
приходит к мысли о смирении и тщетности борьбы. Он говорит перед смертью, что
правды в этом мире не найти. Поэтому нужно терпеть и мириться со всем, даже
самым большим злом.
Что на роду написано,

Того не миновать!

Можно ли сказать, что это точка зрения самого поэта? Нет.
Потому что в поэме есть глава под названием «Легенда о двух великих
грешниках»
, в которой Некрасов ищет ответ на философский вопрос о том,
можно ли с помощью зла победить большее зло.

Великий грешник атаман Кудеяр раскаялся в своих грехах и ушёл
в отшельники, чтобы вымолить у бога себе прощение.

В видении разбойнику было
сказано, что он получит прощение только когда срежет вековой дуб толщиной в три
обхвата тем же ножом, которым убивал людей. Труд непосильный даже для молодого,
полного сил человека, не то, что для старика.

Кудеяр принялся за работу и
заслужил прощение. Но как? Не трудом и молитвой, а убийством. То есть, новым
страшным грехом, совершённым в порыве гнева.

Пан Глуховский так же, как и сам Кудеяр годы назад, живёт в
беззаконии. Но он не желает даже задуматься о своих жертвах. Он абсолютно
уверен в своей правоте и наслаждается, измываясь над людьми. Глуховский не
раскаивается, а наоборот хвастает своими преступлениями.

  1. Жить надо, старче, по-моему:
  2. Сколько холопов гублю,
  3. Мучу, пытаю и вешаю,
  4. А поглядел бы, как сплю!
  5. Как только ослеплённый яростью Кудеяр убил пана Глуховского,
    столетний дуб рухнул и
  6. «скатилося
  7. С инока бремя грехов!»

В легенде о двух великих грешниках Некрасов вступает в спор с
христианской моралью. Убив Глуховского, инок остановил его преступления.
Получается, это убийство спасло множество людей, которых вельможный пан
продолжал бы пытать и вешать. А значит, оно оправданно. Кроме того, Кудеяр ощутил
обиду и гнев не за себя, а за издевательство над богом и ближними.

Обратите внимание, что формально пан Глуховский не
преступник, за издевательства над крепостными его закон не преследует. Кудеяр
же был грабителем и убийцей. Но уверенный в своей правоте барин становится
гораздо большим грешником, чем бывший убийца.

  • Вместе с легендой о двух великих грешниках в главе «Пир на
    весь мир»
    звучит множество народных песен о народных страданиях: «Голодная»,
    «Солёная»
    и другие.
  • Тошен свет,
  •  Правды нет,
  • Жизнь тошна,
  • Боль сильна.

В главе «Пир на весь мир» рассказывается история холопа
примерного, Якова верного, который совершает грех самоубийства, чтобы отомстить
своему барину за жестокую обиду. Рассказывается история старосты Глеба, который
предал своих собратьев-крестьян, лишив их воли по сговору с наследником
умершего хозяина.

В поэме указан и источник греха. Вот как об этом говорит
крестьянам Гриша Добросклонов.

  1. Змея родит змеёнышей.
  2. А крепь – грехи помещика,
  3. Грех Якова несчастного,
  4. Грех Глеба родила!
  5. Не стало крепостного права, значит, и такого беззакония
    твориться больше не будет, утверждает Гриша Добросклонов, истинный народный
    заступник.

Образ народного заступника в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

  • Он ободряет крестьян и говорит о своём заветном желании,
    чтобы каждому крестьянину на Руси было жить хорошо.
  • Об этом и последняя песня в главе «Пир на весь мир»:
  • Доля народа,
  • Счастье его,
  • Свет и свобода
  • Прежде всего!

Сочинение на тему: Образы народных заступников в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Некрасов

Некрасов в своем творчестве очень часто обращается к такой теме, как показ «народного заступника», в частности и в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо». Не один раз многие авторы обращались к читателю с вопросом «что же делать» и «к чему стремиться», но если к читателю этот вопрос был обращен риторически, то для автора поиск ответа на него стоял крайне ответственной задачей.

Писатель был убежден в том, что для создания счастливой обстановки в стране необходимы люди, которые будут готовы отстаивать свои убеждения, проходя через борьбу как с самим собой, так и с другими идеями и трудностями. Такие люди должны проявлять лидерские навыки и уметь вести за собой людей. Эти образы были показаны в данном рассказе, например, таким героем был Яким Нагой, Ермила Гирина, Гриша Добросклонов и Савелий Корчагин.

Яким постоянно пытался найти народную справедливость, жаждая получить правду в том виде, в каком она есть.

Он крайне беден, как и все крестьяне, которые жили рядом с ним, однако он не смирился со своей участью, он непокорен и старается всяким образом изменить свое положение и положение окружающих его людей, которым также тяжело, как и ему самому.

Он пытается возбудить в людях чувства бунта и жажды перемен, говоря о том, что каждый вправе бороться за свою идею. Показывает автор и Ермилу Гирина – человек, который удосужился роли народного бурмистра за свое видение справедливости.

У народа он пользуется уважением и авторитетом за то, что он помогает всем – бескорыстно и отчаянно, пытаясь добиться справедливости и правды. Поп высказывается о нем как о человеке трудолюбивом и целеустремленном, который стремится облегчить и улучшить жизнь простых крестьян. Однако революционным настроениям он не подвержен, его удовлетворяет тот факт, что он оказывает материальную и моральную поддержку простым людям.

Богатырь Савелий в произведении является воплощением могучей силы и стойкости в одном лице. Несмотря на то, что его постоянно бьют розгами, он не отступает и не сдается. Он очень предан своей родной земле, не любит тех людей, которые стараются угнетать других и имеет честь, которую привык беречь и отстаивать.

Наиболее подходящим под определение «заступника за народ» является Добросклонов Гриша, который имеет образование и решает посвятить свою жизнь борьбе за интересы народа.

Он знает то, в каких условиях живет простой народ, понимает все его нужды и знает, как можно ему помочь. Персонаж надеется на светлое будущее как простого народа, так и страны в целом.

Остается позитивным и целеустремленным в своих задачах и убеждениях.

Другие темы: ← Образ Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовЕрмил Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Портрет друга Дружба прекрасна и сильна! Это чувство крепкое и нерушимое. Настоящий друг всегда рядом. Он выручит в трудную минуту, поддержит морально, согреет теплом своей души.
  • Моё будущее — сочинение-рассуждение Я очень часто мечтаю. В детстве я хотел новые игрушки, в подростковом возрасте хотел много друзей и велосипед, в юности мечтал о первой любви. И неважно, сколько мне было лет, я всегда хотел
  • Сочинение Новогодняя сказка Зима – это волшебное изумительное время года. Зимой природа одевается в белую уникальную одежду из снега, которая блестит и переливается в лучах морозного солнышка. Зимой можно кататься на коньках и лыжах

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, основной темой творчества которого станет тема народа. Уже в «Элегии» Н.А. Некрасов скажет: «Я лиру посвятил народу своему». Однако поэт иначе подходит к теме народа, он выражает в своем творчестве идеалы демократии.

Да, Некрасов сочувствует угнетённому народу, но не идеализирует его, а даже обвиняет в покорности. Поэт пытается найти народный путь к счастью. Это и становится главной проблемой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где героем является все многочисленное «мужицкое царство», чего ранее не знала русская литература.

Однако в поэме народная тема развивается и возвышается до темы поиска «народного заступника». Именно герои, которые способны вести за собой других, нужны для того, чтобы найти счастье для всех. Такие характеры Н.А. Некрасов нарисовал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина и, конечно, Гриши Добросклонова.

Яким Нагой — народный правдолюбец, он нищий, как и все крестьяне, но в нем есть непокорность, нежелание мириться с несправедливостью. Этот герой в силах отстоять свои права.Другой образ — Ермила Гирин.

Он любимец народа, который отзывается о нем так:…он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет!Ермила Гирин небезгрешен: обманным путем освобождает своего младшего брата от службы в армии, от солдатчины, но народ прощает его, потому что видит истинное раскаяние.

Герой имеет обостренное чувство совести, он не может найти покоя и судит себя очень строго: уходит из бурмистров, нанимает мельницу, стремится сделать более лёгким положение крестьян. Но, несмотря на сострадание, милосердие к народу, он не готов к революционному выступлению, герою достаточно, что он ни перед кем не виноват.Н.А.

Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает нам ещё один тип русского мужика, «народного заступника». Это образ Савелия — «богатыря святорусского». Он уже действует. Несмотря на то, что был отправлен на каторгу, не смирился он со своей участью: «клейменый, да не раб».

Этот герой является проводником и носителем таких лучших черт характера русского народа, как справедливость, чувство собственного достоинства, любовь к родине и народу, ненависть к их угнетателям. Савелий — это человек, умеющий, если потребуется, сплотить своих товарищей, увлечь их идеей.

Такие, как он, обязательно примут участие, если нужно, в крестьянских бунтах и волнениях.Всю свою жизнь готов посвятить борьбе, народу человек, который знает его нужды. Это Гриша Добросклонов — наиболее сознательный «народный заступник». Именно за таким, как Добросклонов, по мнению Н.А. Некрасова, будущее России.

Недаром герою «судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Жизненные цели и идеалы этого героя поэт выразил в песнях, которые поет Гриша. Они поистине революционные, в них уже звучит мысль об освобождении народа из рабства.

Образ Гриши Добросклонова — это пример того, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто выбирает для себя дорогу чести и правды.Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов показывает, что ответ на вопрос, как обрести счастье, могут дать люди, имеющие в себе силы повести за собой народные массы. Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий — персонажи, которые видят несправедливость по отношению к крестьянину, всю боль крестьянина, но не готовы идти наперекор судьбе, Тогда как Гриша Добросклонов —новый тип русского человека, на мой взгляд, воплощение авторского идеала. Такой герой способен «сеять разумное, доброе, вечное». Он и есть настоящий «народный заступник»! более месяца назад

Сочинение Савелий в поэме Кому на Руси жить хорошо

Некрасов поставил перед собой огромную задачу — показать, как именно повиляла отмена крепостного права на жизнь обычных людей. Для этого он создаёт семерых крестьян, которые ходят по всей Руси и спрашивают у людей, хорошо ли им живётся. Одним из опрашиваемых становится дед Савелий.

Внешне Савелий похож на огромного медведя, у него большая седая «грива», широкие плечи и большой рост, он — русский богатырь. Из рассказа Савелия читатель понимает, что он не только внешне богатырь, он богатырь и внутренне, по характеру. Он очень стойкий, выносливый и наполненный жизненной мудростью человек. Человек, который пережил многие печали и многие радости.

В молодости Савелий жил далеко в лесу, куда не добралась ещё рука злых помещиков. Но однажды в поселение был назначен управляющий немец. Изначально управляющий не требовал даже денег с крестьян, положенной по закону дани, но заставлял их рубить лес за это.

Недалёкие крестьяне не сразу поняли, что происходит, но когда они вырубили все деревья, была построена дорога в их лесную глушь. Тогда-то управляющий немец и приехал со всей своей семьёй жить в глуши. Только простой жизнью теперь крестьяне похвастаться не могли: немец обдирал их.

Русский богатырь способен многое терпеть и долго, так рассуждает Савелий в этот отрезок жизни, но необходимо что-то менять. И он решается на бунт против управляющего, которого все крестьяне закапывают в землю.

Здесь проявляется огромная воля нашего героя, которая даже сильнее, чем его безграничное русское терпение.

За такую дерзость его отправляют на 20 лет на каторгу, а после этого ещё 20 лет он работает в поселениях, копя деньги. Не каждый человек способен 40 лет пахать ради одной цели — вернуться домой и помочь своей семье с деньгами. Это достойно уважения.

По возвращении домой труженика встречают очень радушно, он строит избу для семьи и все его любят. Но как только заканчиваются деньги, над ним начинают смеяться, что очень оскорбляет Савелия, он не понимает, чем заслужил такого отношения.

Конец жизни дедушки заканчивается в монастыре, где он замаливает грехи, которые совершил: по его вине умер его внук. Савелий — это образ истинного русского богатыря, способного многое вытерпеть, но готового ринуться в борьбу за свободу ближних. Автор называет его «счастливцем» с иронией, и это верно: он несчастен до конца своей жизни.

Сочинение на тему: «Образ народного заступника Гриши Добросклонова

В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мы видим огромное множество образов и героев. Все они разные: богатые и бедные, рабочие и церковнослужители, баре и князья. Каждый из образов важен и, несомненно, несет огромный смысл. Всех героев поэмы можно разделить на две группы. Первая группа — это крестьяне, рабочие.

К ним можно отнести Якима Нагого, Ермилу Гринина, старика Савелия, Ипата, Клима и других крестьян. Эта группа людей — простые рабочие, которые впали в экономическую зависимость и никак не могут обрести настоящего счастья. Каждый из них рассказывает свою историю, все они разные, но смысл у них один: тяжелая доля русского народа не дает ему спокойно и счастливо жить.

Крестьяне находятся в постоянном подчинении, можно даже сказать «рабстве» у своих хозяев. Постоянно занятые тяжелым трудом, вынося все тяготы повседневной крестьянской жизни, люди могли «отдохнуть» лишь в праздники. Единственным развлечением для рабочих крестьян была выпивка. Горькое пьянство сгубило многих из них. Вторая группа — э то бояре, князья — правящий класс.

Многие из крестьян рабски преданы им и счастливы, что могут подчиняться боярам. Среди многообразия всех героев можно выделить одного, не такого как все. Это Григорий Добросклонов. Гриша — сын деревенского дьячка, он является одним из представителей крестьянства в поэме.

Жизнь этого героя должна быть иной, чем у крестьян, ведь по закону, крепостное право не должно было распространяться на церковных служащих. Но, жизнь Григория Добросклонова и его родных ничем не отличалась от жизни остальных рабочих крестьян. Герою близка крестьянская жизнь, он на себе познал все тяготы и заботы крестьян.

С самого детства Григорий был отважным и не боялся ни работы, ни тяжелой жизни. Вот как пишет о нем Некрасов: «И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей величине Слилась — и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет».

В подтверждение вышесказанного привожу цитату: «В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться. Не мог же он полагать все самооправдание лишь в стишках о народе. А коли.

так, то, стало быть, и он преклонялся перед Правдой народною. Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и Истину народную, И Истину в народе, И что истина есть и сохраняется лишь в народе. Если не вполне сознательно, не в убеждениях признавал он это, то сердцем признавал, неудержимо, неотразимо.

В этом порочном мужике, униженный и унизительный образ которого так его мучил, он находил, стало быть, и что-то истинное, и святое, что не мог не почитать, на что не мог не отзываться всем сердцем своим». (Из «Дневника писателя») С. А. Андреевский. Мы видим, что Григорий был готов заступаться, биться и, если понадобится, сражаться за народ.

На мой взгляд, Некрасов сопоставляет этого героя с собой и через его действия и слова выражает свое отношение к происходящему вокруг. Григорий Добросклонов, выросший в бедной семье ленивого и бездарного дьячка, в голоде и холоде, с самого детства был закален жизнью. Именно поэтому он так рано определил для себя жизненную цель и ни на шаг от нее не отступал.

Герой обладает такими важными качествами, как способность к состраданию, сообразительность, ум, твердые убеждения, трудолюбие, физическое здоровье. Значение этого героя в поэме «Кому на Руси жить хорошо» велико, можно сказать, что образ Григория Добросклонова — главный образ во всей поэме.

Некрасов всем своим творчеством, а в частности этой поэмой хотел донести до народа необходимость бороться за свои жизни, за лучшую жизнь, за свои права. Поэт считал, что самое главное — это бороться за счастье. На примере других героев, Некрасов показывает нам, исход людей, желающих «плыть по течению», ленящихся и считающих, что ничего у них не выйдет.

Например, Яким Нагой видел свое счастье в выпивке, в прочем, как и многие другие. Многие из крестьян считали, что нужно некоторое время подождать, и все само собой наладится. Это мнение ошибочно, поэт призывает всех жить как Гриша Добросклонов, как настоящий борец за счастье народа. Некрасов пишет, что «сила неисчислимая» таится в народе русском. Только эту силу пускали в ненужное русло. Поэт призывал крестьян бороться за свои жизни, за счастье и достойное будущее. Образцом для подражания Некрасовым был «назначен» Григорий Добросклонов — мужественный, сильный и храбрый герой.

Образ народного заступника Гриши Добросклонова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» уже в своем названии содержит вопрос, ответ на который волновал во времена Некрасова любого просвещенного человека.

И хотя герои произведения не находят того, кто живет хорошо, однако читателю автор все-таки дает понять, кого же он считает счастливым.

Ответ на это вопрос скрыт в образе Гриши Добросклонова, героя, появляющегося в последней части поэмы, но далеко не последнего в идейном плане.

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе «Доброе время – добрые песни», во время пира, благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье.

Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники».

Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина».

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака.

Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы.

Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя.

С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был.

В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви.

Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины.

Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно».

Сочинение: «Народные заступники» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» – Некрасов Н.А. Литература 19 века

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ставится важная общественная и философская проблема: «кому живется весело, вольготно на Руси?» Этой поэме Некрасов отдал 13 лет неустанного труда. Она отразила крестьянские радости и горести, стремления и надежды, жажду свободы и счастья.

Ученик Белинского, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти в своем творчестве мимо тех, кто отдавал свои силы борьбе за счастье народа. Просветить народ и научить его бороться за свои идеалы должны «народные заступники» — люди, усвоившие передовые идеи эпохи, посвятившие себя служению народу.

«Народным заступником» является в поэме Ермила Гирин — разбогатевший грамотный крестьянин, защищавший интересы своего класса. Эта фигура менее удалась поэту. Подлинным революционером, защитником народа является Гриша Добросклонов.

Гриша — сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили Гришу с народом, определили его жизненный путь.

Уже в 15 лет Григорий твердо знал, кому посвятить жизнь, наметил высокую цель, решил бороться за счастье и свободу народа. Он знал, что «будет жить для счастия убогого и темного родного уголка».

Из двух дорог, которые открываются перед человеком, вступающим в жизнь, Гриша выбирает трудный путь, путь для сильных духом, для борцов за народное счастье.

В поэме звучит призыв Некрасова: «Иди к униженным, иди к обиженным — там нужен ты». Некрасовский революционер готовился отдать жизнь за то, чтобы «каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси». Сам народ из своей среды высылает на бой за освобождение от гнета лучших сынов. И Добросклонов верит в дело, которому отдал свои силы, мысли, идеалы и стремления.

Григорию «судьба готовила путь славный, имя гордое народного заступника, чахотку и Сибирь». Но его не пугают предстоящие испытания, лишения, гонения. Вера в то, что его дело не умрет, родина не погибнет, дает Грише «силы необъятные» для того, чтобы подняться на открытую борьбу против самодержавия, гнета помещиков, крепостнических устоев России.

Добросклонов свято верит в силу народа, его золотое сердце, спасенное в рабстве, видит, что народ пробуждается к борьбе. «Рать подымается — неисчислимая, сила в ней скажется — несокрушимая!» — утверждает Гриша в своей песне. Григорий — поэт, в своих стихах он говорит о назначении человека, в них звучит тема родины, гражданственности. Этим он напоминает самого автора поэмы.

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов — борец за народное счастье, за народные интересы, борец за «униженных и обиженных».

Устами Григория Добросклонова Некрасов воспевал путь революционной борьбы, по которому идут «лишь души сильные, любвеобильные на бой, на труд за обойденного, за угнетенного», но на этом пути человека ждет подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит автор, кто отдает себя борьбе за благо и счастье народа, счастье родины.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение на тему народный промысел дымковская игрушка
  • Сочинение на тему народный промысел 6 класс русский язык
  • Сочинение на тему народные промыслы кубани
  • Сочинение на тему народный промысел 6 класс матрешка
  • Сочинение на тему народные умельцы родного края
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии