Цель:
Формировать у учащихся художественное
восприятие окружающего мира; расширять кругозор;
развивать устную и письменную речь.
Учиться собирать материал к сочинению:
правильно употреблять слова, учитывая их
лексическое значение; пополнять свою речь
словами, связанными с народно-прикладным
искусством.
Содействовать развитию эстетического вкуса,
формированию высоких нравственных и
эмоциональных качеств.
Тип урока: урок развития связной
речи.
Оборудование: выставка изделий
народно-прикладного искусства Хохломы, Жостово,
Дымкова; выставка иллюстраций Хохломы, Дымкова;
выставка книг, используемых при подготовке к
уроку.
Ход урока
I. Слово учителя
1. Сегодня у нас с вами два урока развития
связной речи. Уроки особенные. Я хочу вам
показать, что многие предметы, изучаемые в школе,
взаимосвязаны. Знания, полученные на одном уроке,
помогают вам на другом. Наши уроки русского языка
связаны с уроками изобразительного искусства.
Познакомимся мы сегодня с видами
народно-прикладного искусства, попытаемся
определить особенность каждого вида. Попробуем
себя в роли искусствоведа и расскажем о
понравившемся предмете народно-прикладного
искусства. А также будем учиться собирать
материал к сочинению: правильно употреблять
слова, учитывая их лексическое значение;
пополнять свою речь словами, связанными с
народно-прикладным искусством.
2. Записываем дату, тему урока.
3. Обратите внимание на слово искусство.
Искусство существует не отдельно от жизни. Вся
наша жизнь связана с искусством, в нашей
повседневной жизни и зарождается. Как это
происходит? Любовь к природе, любовь к нашему
родному городу, любовь к людям – вот откуда
происходит искусство. Наша природа для людей из
других стран может показаться очень скромной, не
яркой, но когда мы что-то любим, то нам
открывается внутренний характер этой вещи – мы
видим её красоту. Искусство рождается и тогда,
когда человек любит делать вещи и в этих вещах
передавать свою любовь к родной природе и людям.
Человек издавна стал стремиться к творчеству, к
красоте. Ведь красота всегда приносит людям
радость. И люди начали облагораживать окружающие
их вещи, которые сопровождают их в течение всей
жизни, с детства до старости. Человек начал
украшать своё жилище, предметы быта, труда. При
этом природа была его учителем. Она предоставила
простейшие материалы для изготовления этих
вещей – глину, дерево, металл, камень, кость, лён,
шерсть. Народ веками отбирал в природе
совершенные формы, радостные сочетания цветов,
удивляя и радуя своей изобретательностью и
вкусом. Русские матрёшки, дымковские игрушки,
деревянные хохломские изделия, гжельская
керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров,
вологодские кружева, жостовские подносы
принадлежат к лучшим образцам народного
искусства.
Какие виды искусства вы знаете? (живопись,
литература, скульптура, архитектура, искусство
танца)
Сегодня будем говорить о
народно-прикладном искусстве. А для знакомства с
несколькими видами народного искусства мы
отправимся в музей народно-прикладного
искусства. Но мы должны хорошо себе представлять,
что значит музей народно-прикладного искусства.
Может ли кто-нибудь из вас объяснить значение
слова музей?
А как же в толковом словаре?
Работаем над следующим словом – народный.
Что значит народный? А как в толковом словаре?
От какого слова образовалось прилагательное
прикладное? О чём говорит этот корень? приставка?
(можно приложить, применить к данному случаю)
Поможет нам разобраться толковый
словарь.
Владимир Даль в книге “Пословицы
русского народа” приводит такие пословицы:
Где лад, там и клад.
На что клад, коли в семье лад?
Толк да лад, тут и клад.
Как вы понимаете эти пословицы?
Слово искусство. С
этого слова я начала наш урок. Говорила, как
произошло зарождение искусства. А происходит
благодаря любви – любви к природе, любви к
родному городу, любви к людям. Теперь мы знаем
значение каждого слова. Так что же означает музей народно-прикладного искусства.
Вывод. Язык и народно-прикладное
искусство – это память, это нравственность,
это богатство народа. Открывая для себя мир
народно-прикладного искусства, одновременно
открываем и мир русского языка. Почему?
На этот вопрос мы ответим в течение урока.
Когда попадаешь в музей, вы встречаете
экскурсовода. Кто этот человек? А что нельзя
обойтись без экскурсовода? Конечно же, нет.
Потому что все предметы без специалиста нам
ничего о себе не расскажут. В музее
народно-прикладного искусства мы посетим три
зала, где познакомимся с хохломской росписью,
дымковой игрушкой, жостовским подносом. Находясь
в каждом зале, вы составляете рассказ по плану
(вывешивается план). Поэтому во время экскурсии я
предлагаю вам не просто смотреть, но и
запоминать, делать пометки в своих тетрадях
(знакомство с планом)
План рассказа:
1. Внимательно рассмотрите предметы
народного искусства, скажите, что вас в них
привлекает, что нравится?
2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете
предметы?
3. Что бы вы сказали о мастерах Хохломы, Дымково,
Жостово?
4. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в
заглавии была выражена основная мысль.
5. Ваше отношение к предметам народного
искусства.
6. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидела…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…
Итак, первый зал – зал хохломской
росписи. И наши экскурсоводы. Вы узнаете
много интересной информации, которая
понадобиться при дальнейшей работе.
II. Хохломская роспись
1. Разговор мы начнём, откуда же
появилось это удивительное хохломское
искусство?
2. Говорят, будто давным-давно
поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу
поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную
вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена
не забывал насыпать. Прилетела как-то к его
порогу Жар-птица. Он и её угостил. И вдруг
Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и
чаша стала золотой.
3. А вот ещё легенда. Говорят, в давние
времена в Москве жил талантливый
мастер-иконописец. Царь высоко ценил его
мастерство и щедро награждал за труды. Любил
мастер своё ремесло, но ещё больше любил он
свободу. И однажды покинул он царские палаты и
поселился в глухих лесах. Избу поставил и занялся
своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его
искусство стало всем родным, как простая русская
песня, и чтобы в нём отразилась красота родной
природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и
тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере
разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да
любоваться этой красотой. Избы рубили, и селились
рядом. Слава о мастере дошла и до государя.
Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и
вернуть в Москву. Но народная молва летела
быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер,
собрал своих односельчан и раскрыл секреты
своего мастерства. А утром, когда царские
посланцы вошли в село, они увидели, как ярким
пламенем горела изба чудо-художника. А самого
художника как ни искали, нигде не нашли. Но
остались от художника краски, вобравшие в себя и
жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но
осталось его удивительное мастерство, в котором
отразилась и горячая любовь к людям, и жажда
красоты. Знать, кисть у художника была
необычайной – она была из солнечных лучей.
Да, это легенды. А как же на самом деле?
4. Хохлома – старинное село,
затерявшееся в глуши дремучих лесов. Вместе с его
историей уходит в далёкое прошлое зарождение там
известного на весь мир искусства хохломской
росписи.
Впервые упоминание об этом селе
встречается в документах XVI века. Ещё при Иване
Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под
названием “Хохломская Ухожея”. В XVII веке ряд
селений вместе с Хохломской перешли во владение
Троице-Сергиева монастыря, расположенного
недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время
зародилось в Хохломе производство деревянной
золочёной посуды, т.к. в документах монастыря
упоминаются ковши, ложки, раскрашенные
разноцветными красками и золотом. Не было здесь
ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей
семьёй не занимались бы каким-либо ремеслом.
Больше всего занимались обработкой дерева. Вся
территория края представляла собой как бы одну
разбросанную по сотням деревень мастерскую, где
жители, будто бы сговорившись, разделили между
собой все виды деятельности. Жители деревень с
одним и тем же занятием селились рядом, составляя
свой цех, свой куст. У каждой такой группы
деревень был центр – крупное село, куда
крестьяне каждую неделю приезжали на базар
сбывать выработанную продукцию. Деревянная
посуда с древних времён была в повсеместном
употреблении: деревянную ложку с миской можно
было увидеть на боярском столе и в избе
крестьянина. Ковши в форме плывущих птиц,
обеденные ложки найдены в археологических
раскопках ещё X-XII веках.
Требовалась эта посуда в большом количестве:
ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVII
веке посуда выделывалась на продажу и
привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.
Заметим, что промасленные стенки
сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется.
Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать
посуду олифой. Возможно, живописное искусство
Хохломы возникло в связи с техникой писания икон.
Может быть, у вас есть вопросы?
Из какой древесины изготовляли хохломские
изделия?
Хохломские изделия изготовляли из
берёзы и липы.
Почему деревянные изделия называют
хохломскими?
Издавна делали и расписывали посуду в
лесных деревеньках Новопокровское, Кулигино,
Семино, Хрящи. Но зовут её не кулигинской, не
новопокровской, а хохломской. И вот почему.
Катят груженные подводы вдоль
извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк!
– погромыхивает деревянный товар. Везут его в
большое торговое село Хохлома сёминские и
кулигинские мастера. Оттуда разлетались
жар-птицами чашки да ложки по всей земле.
Кричат зазывалы на ярмарке:
– Кому посуда для кашки – окрошки?
Чудо-блюдо да чашки – ложки?
– Откуда посуда?
– К вам приехала сама золотая Хохлома!
Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот
и по сей день расписную посуду хохломской зовут.
Странное и весёлое слово Хохлома! В нём
и смех, и восхищенное ах!, и восторженное ох!
Слышатся.
Какие изделия у хохломских художников наиболее
распространены?
Хохломской росписью расписывали
различную домашнюю утварь: посуду, прялки,
шкатулки. Хохломские изделия считались хорошими
подарками. Чаши всегда с удовольствием принимали
в подарок. Хоть все они и имели одинаковые
названия, они отличались друг от друга и формой, и
росписью.
В больших количествах изготовляли
ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал
определённой величины кусок дерева – баклушу,
разрубал её на нужное количество кусков. Бить
баклуши поручалось подмастерью, т.к. эта работа
считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том
числе и роспись, делали мастера, назывались они
ложкарями.
Красивые ложки и ковши тоже
использовались и используются и как музыкальные
инструменты.
Что писали художники на изделиях?
Художники любят рисовать на
поверхностях своих изделий земляничку, малину,
крыжовник, чёрную смородину, рябину. Называют они
ягоды ласково, и ни один никогда не повторит их
одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа,
по-другому изогнёт веточку, разбросает листья. В
этом проявляется богатство творческого
воображения мастера. А узор из цветов, трав и ягод
называется растительный орнамент. Самым любимым
и стародавним является растительный орнамент –
травка. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки,
написанные кустиком. Как не странно, травка
пишется красным и чёрным цветами.
Пожеланием добра, благополучия с давних пор на
Руси считались изображения цветущих кустов и
плодов.
Теперь обратимся к иллюстрациям.
5. На выставке вы видите три иллюстрации, где
наблюдается хохломская роспись.
Мастера хохломской росписи умеют,
используя лишь несколько растительных
элементов, создать впечатление пышного
декоративного узора. Три-четыре стебля “осочки”
с листьями и ягодами, пущенные по днищу миски,
придают ей праздничный вид. Ажурный узор словно
закручивается на наших глазах, следуя форме
миски. При кажущемся обилии орнамента нет
ощущения тесноты – рисунок свободно размещается
на золотистом фоне. В сочетании всех этих свойств
сказывается тонкое понимание мастером законов
декоративного искусства.
Обратим внимание на следующую
иллюстрацию.
Сравнивая роспись первого поставца со
вторым, отметим, что основной растительный
орнамент у первого поставца нанесён на золотой
фон, у второго – на чёрный фон. Контрастно
выделяются золотые листья и травки. И особенно
ярко-красные ягоды клубники. Мастера часто и
охотно обращаются к реальным растительным
мотивам – ягодам земляники, рябины, крыжовника,
веточкам хмеля. В спокойной размеренности
чередования ягод и листьев роспись плавно
обегает поставец, подчёркивая его бочкообразную
форму.
На третьей иллюстрации вы видите
декоративные изделия. Расписывали в Хохломе
тысячи изделий, каждое из которых по-своему
привлекало глаз и поражало своей
неповторимостью.
6. Правду говорят, что хохлома, как и
любой другой вид народного искусства, словно
старинная песня: слова её неизменны, однако
каждый человек и каждое новое поколение поёт
по-своему. И хочется не только есть и пить из этих
чаш и ковшей, но и поставить их на стол и
радоваться заключённому в них какому-то
совершенно особому поэтическому образу России.
III. Работа учителя по развитию речи (обобщение
по прослушанному материалу)
1. Экскурсия в зале хохломской росписи
закончена. Теперь приступаем к нашей совместной
работе. Наши экскурсоводы часто использовали
слова хохлома, хохломская роспись, хохломские
изделия. Так что же означает слово хохлома?
Составим словарную статью.
Хохлома
1. Большое старинное торговое село, где
продают хохлому.
2. Изделия, которые делают мастера.
3. Народный промысел.
Как называется такое явление в русском
языке?
Составьте предложения со словом хохлома в
разных значениях:
I вариант – село
Хохлома.
II вариант – изделия, которые
делают мастера.
III вариант – народный промысел.
Какой тип речи вы будете использовать в
сочинении о хохломе? (описание)
Что характерно для описания? (оно как бы
отвечает на вопрос, каков предмет, его признаки,
отличительные черты, каково общее впечатление о
предмете)
2. Наступает время пробовать себя в роли
искусствоведа. Вначале, прочту вам текст-образец.
А вы следите, как автор отвечает на данные
вопросы плана.
Чудо – хохлома!
Вот передо мной изделия мастеров
хохломской росписи: чаши, ложки, стаканчики. Они
роскошны, наполнены каким-то радостным светом.
Глядя на эту красоту, представляешь
себе народного умельца, который зимним вечером, у
свечи, мастерит своё “детище”. Представляешь,
как он улыбнулся над каким-то затейливым узором,
подивился, как озорничает завиток на чаше, как
красная клубника прямо манит его к себе.
Я думаю, что у грубого, жестокого
человека никогда бы не появилось таких
прекрасных вещей, потому что эти изделия творят
истинные мастера, знатоки своего дела.
Приятно сознавать, что хохломская
роспись по дереву – один из самых знаменитых
русских промыслов.
Как вы думаете, ответил ли автор этого сочинения
на вопросы, данные а плане.
Кто был внимательным слушателем, тот должен
сказать, как автор умело использует синонимы в
тексте к слову мастер?
Как ещё мы можем его назвать?
Какую работу этот мастер делает?
Теперь обратим внимание на саму роспись. Какие
узоры вы видите?
Что помогает сделать этот узор прекрасным?
(листья, травка, завиток, стебель ягодки)
3. И вновь мы с вами обращаемся к плану.
Теперь вы должны сами составить текст.
Поработаем по вопросам (план!)
Составление рассказа, корректировка
устных ответов.
4. Отдохните, вытяните ноги, руки за
спину, немного потянитесь.
Вы побывали в зале хохломской росписи,
вы узнали много интересного, участвовали в
работе по собиранию материала к сочинению,
увидели как можно сделать сочинение красивым.
Теперь переходим в другой зал – зал
жостовского подноса. И также нас встречают
экскурсоводы. Работу по этому делайте пометки в
своих рабочих тетрадях. Записывайте синонимы,
опорные слова.
IV. Жостовские подносы
1. Жостовские подносы делают в деревне
Жостово, которая находится в 25 километрах от
Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году
бывшие крестьяне братья Вишняковы, откупившись
на волю, открыли мастерские по изготовлению
расписных подносов. Теперь в деревне Жостово
работает фабрика, продукция которой известна
всему миру.
Издавна цветы на лугу, в саду привлекали
человека своей красотой; цветы дарили в дни
радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота
недолговечна. Продлить цветение, окружить себя
цветами круглый год, создать дома мир радости и
красоты – вот задача жостовских мастеров.
Жостовские мастера пишут букеты цветов
преимущественно на чёрном фоне, который даёт
возможность по контрасту выделить яркие краски
пышных роз, пионов, георгинов и скромные и
незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек,
колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите
на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них
чувствуется игра света.
Глядя сейчас на подносы, почему-то задумался, а
почему расписывают подносы.
2. Поднос – необходимая человеку вещь,
известная с давних пор. Он удобен, когда надо
поднести к столу угощение, особенно горячие
блюда, он необходим на столе как подставка под
разные предметы его убранства и напитки. На
подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не
сервировать стол. Более широко он стал
применяться с распространением чая и кофе: на
поднос ставили самовары, чайники и кофейники. На
подносы складывали свои визитные карточки
посетили особняков знати и учреждений, на них
лакеи подавали господам письма.
3. Первые известные в России подносы были либо в
виде больших расписных деревянных блюд, либо
металлических досок с бортами, главным образом,
из олова, меди и латуни. Но постепенно
выполненные из меди и ладуни предметы перестают
привлекать покупателей, и в XIX веке медные
подносы всё чаще заменяются сделанными из
железа. Железо имеет одну неприятную
особенность: оно ржавеет и потому быстро выходит
из употребления. Краски росписи со временем
тускнеют, растрескиваются и стираются. Для
придания подносам прочности и привлекательности
их покрывают лаком. До нас дошли и такие, которым
уже исполнилось около ста пятидесяти лет, но
по-прежнему ярки и нежны цветы, плоды и листья,
написанные на них художниками.
Посмотрите, более ста лет этому подносу. Он
сделан в 1888-е или 1890-е годы в мастерской братьев
Вишняковых.
4. По своей форме жостовские подносы разные:
здесь и круглые, и овальные, и прямоугольные, и
треугольные. Размеры подносов тоже разные – от
больших для праздничного стола до детских.
Композиция росписи разная (показать образцы):
“Букет собранный”, “Букет враскидку”,
“Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши,
они привлекают своей яркостью, декоративностью,
в чём сказывается мастерство художника, его
умение творчески следовать народной традиции.
5. Процесс изготовления подноса длительный и
непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос
проходит через ряд операций в разных цехах: из
листа железа на большом электропрессе
изготовляют поднос, который затем шлифуется,
грунтуется, просушивается, несколько раз
покрывается лаком.
И вот поднос у художника, у мастера. Мастер,
расписывающий поднос, в полном смысле творец: он
создаёт особый и неповторимый мир красоты и
дарит его людям. Вся работа ведётся вручную, она
требует не только тщательности, кропотливости,
но и любви, мастерства, таланта.
В каждом художественном произведении
отразилась личность мастера: его видение мира,
его чувство цвета и ритма, его понимание красоты
и согласия.
V. Работа учителя по развитию речи
(обобщение по прослушанному материалу)
Вы уже почти как настоящие искусствоведы –
сами должны составить устный рассказ.
Поработаем над языком вашего будущего
рассказа.
Что можно сказать о форме подноса?
Какова композиция росписи, т.е. как расположен
рисунок.
Какие цветы использует мастер?
Какой цвет предпочитают?
Теперь поработаем над содержанием рассказа
(составление рассказа).
Прежде, чем перейдём мы с вами в следующий зал,
помните, что работа наша с каждым этапом всё
усложняется и становится более ответственной. Я
могу вас заверить, что вам будет очень интересно.
И по результатам этой работы, мы приступим к
описанию не только устному, но и письменному.
Прошу вас перейти в следующий зал – зал
дымковской игрушки.
VI. Дымковская игрушка
1. Глина, используемая для изготовления
керамических изделий, – это один из самых древних
и самых распространённых природных материалов,
известных человеку.
Нельзя не любоваться забавными, ярко
раскрашенными фигурками из глины. Здесь и лихие
всадники на гордых резвых конях, и “барыня”, и
“петух”, и многое другое. Это – знаменитые
“вятки” и “дымки”, как называют эти весёлые,
задорные игрушки. “Вятки” – потому что город
Киров, где их делают, раньше назывался Вяткой.
“Дымки” – потому что первые мастерицы жили в
Зареченской Дымковской слободе.
В Дымкове и сейчас живут замечательные
мастерицы по изготовлению всемирно известных
дымковских глиняных расписных игрушек.
Творчество их уходит своими корнями в глубокую
древность. Зарождение промысла связывают с
древним народным праздником “Свистунья”, к
которому в течение всей зимы мастерицы готовили
разнообразные свистульки в виде коней,
всадников, коров, птиц. Весенний праздник
сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их
яркая, красочная роспись соответствовала общему
радостному весеннему настроению.
2. Техника изготовления дымковской
игрушки–скульптуры несложна. Игрушка лепится
только женщинами из заранее заготовленной
красной жирной глины, в которую добавляется
небольшое количество чистого речного песка.
После длительное время сушат игрушку, потом
обжигают, а затем только раскрашивают.
Узор дымковских игрушек своеобразный
и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого
горошка, клеток, полос.
Дымковские игрушки похожи друг на
друга, но двух одинаковых фигурок не найти.
В настоящее время дымковские игрушки
изготовляют в основном в мастерских Кировского
дома художников, некоторые художницы работают у
себя в Дымкове. Обратимся к иллюстрациям.
3. В алом кокошнике, тёмно-жёлтой кофте
и клетчатой юбке с оборками идёт по улице
“девушка-водоноска”. Ступает медленно,
осторожно, боясь расплескать воду из
ярко-красных вёдер, висящих на синем коромысле.
Аккуратно уложена тугая коса, алеют щёки и губы
девушки, а чёрные глаза настороженно и пытливо
посматривают по сторонам. Так когда-то в старой
Вятке ходили за водой девушки “на виданье”,
специально вырядившись в лучшее платье, чтобы
понравиться будущему жениху. Плавно перетекают
округлые формы скульптуры, взаимно
уравновешивая друг друга. Красный цвет,
повторяясь в кокошнике и в орнаменте юбки,
создаёт гармоничную цветовую композицию. С
большим вкусом найдены мягкие созвучия
коричневого, синего и жёлтого цветов.
За студёною водицей
Водоноска-молодица
Как Лебёдушка плывёт;
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша.
Посмотрите, как хороша –
Это девица-краса:
Тугая чёрная коса,
Щёчки алые горят.
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска – так красива.
Как Лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
На второй иллюстрации вы видите коней. В них
много забавного – как и положено игрушке.
Мастеров, создавших эти вещи, ничуть не смущало,
что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши
похожи на рожки. Условна и раскраска: туловище в
чёрных и оранжевых “яблоках”, уши золотые и
оранжевые.
Радужно красивы дымковские игрушки. Богатая
фантазия народных мастеров превращает самых
обычных домашних птиц в сказочные существа. Из
трёх-четырёх основных цветов – красного,
жёлтого, зелёного и синего на белом фоне –
художник создаёт удивительное зрелище.
Утка – Марфутка
Бережком идёт.
Уточек – Марфуточек
Купаться ведёт.
Посмотрите на “Индюка”, веером распустил
крылья, пышный хвост, похожим на алый цветок. А
какой высокий гребень и гроздья тяжёлой красной
бороды. Чувствуется какая-то смешная важность
этой птицы.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напышен, горделив.
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная – индюк.
VII. Работа учителя по развитию речи
1. Видя такую красоту, народ и слагать
стихотворения стал.
Какие игрушки вы видите?
Какие узоры их украшают?
Какая игрушка тебе особенно понравилась?
Хотели бы вы получить такой подарок? Почему?
Вот истинное признание народного искусства.
Мог ли сделать такую игрушку неумелый, ленивый
и грубый человек?
Если вы внимательно слушали, … сказал –
мастерица; … – игрушка лепиться только женщинами?
Почему, как вы думаете?
2. Составление словосочетаний и предложений
(работа с планом).
3. Итак, сейчас вы уже становитесь настоящими
искусствоведами. Перенесите все свои мысли,
чувства, эмоции в тетрадь, т.к. настоящий
искусствовед должен в совершенстве владеть не
только устной, но письменной речью.
Объём самостоятельных сочинений в 6 классе –
одна страница. Может кто-то из вас испытывает
трудности при написании сочинения, то эти
учащиеся могут избрать другой вариант: они могут
написать о хохломских изделиях, используя текст,
который дан для образца.
VIII. Самостоятельная работа учащихся
IX. Итоги урока
Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла.
Вижу, что вы представляете себя в роли
изготовителя дымковской игрушки. Чувствую, что
завтра я погружусь в мир прекрасного, читая ваши
сочинения. Сочинения оценю, но не оставлю без
внимания подготовительную работу.
Заканчивая наши уроки, давайте вернёмся к тому,
с чего начинали, и непосредственно к теме
сегодняшнего урока.
Почему, именно, так мы назвали этот урок “Добрым
людям на загляденье…”?
Чему научились?
Учились собирать материал к сочинению:
правильно употреблять слова, учитывая их
лексическое значение; пополняли свою речь
словами, связанными с народно-прикладным
искусством.
И ещё у нас был очень важный вопрос:
Почему, открывая мир народно-прикладного
искусства, одновременно открываем и мир русского
языка?
X. Домашнее задание.
Закончить работу, переписать в тетради по
развитию речи
Литература
Декаративно-прикладное искусство в жизни
человека: Учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В.
Островская; Под редакцией Б.М. Неменского. – 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.
Русский язык: Учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений/ М.М.
Разумовская, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.
С чего можно начать сочинение на тему «Народные промыслы»? Конечно, с общих сведений, дающих понятие, что такое народные промыслы, какими они бывают. Можно привести исторические факты.
Например:
Народные промыслы представляют собой форму народного творчества, зародившуюся в 18-19 веке и чаще всего начинавшуюся с бытового крестьянского искусства. Это роспись, кружево, резьба. Передаваясь из поколения к поколению, от деда внуку, от мастера мастеру, народные промыслы дошли и до наших времен.
Основная часть
В основной части ученику следует непосредственно перейти к главной мысли в сочинении на тему «Русские народные промыслы», аргументировано, логично и стилистически грамотно изложить имеющуюся информацию, продемонстрировав при этом полное знание материала.
Конечно, следует дать краткие сведения о каждом виде. Рекомендуется использовать нижеизложенный материал, для того чтобы качественно раскрыть тему сочинения.
Русские народные промыслы: художественная роспись
Металлические изделия, мебель и деревянные игрушки расписывались на Руси испокон веков, что дало толчок такому виду искусства, как художественная роспись. Причем, технологии ее исполнения в различных регионах отличалась друг от друга. Так, в Поволжье в деревнях Нижегородской губернии, расположенных вокруг крупного села Городец, в 19 веке зародилась Городецкая роспись. Ею украшены прялки, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы быта. На фоне остальных русских росписей Городецкая выделялась:
множеством жанровых сцен из крестьянского и купеческого быта;
богатством декоративных цветочных мотивов;
изображением реалистичных и идеализированных образов животных и птиц. Часто изображения выполнялись парными, лицом друг к другу.
Цветовая гамма яркая, контрастная, выполнена в красных, зеленых, синих и черных тонах, подчеркивающих декоративность мотивов.
Жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области в XIX веке и заключалась в декорировании металлических подносов, сделанных из тонкой кровельной стали, которая предварительно прошла специальную обработку. Изделия разрисовывались от руки, образцы и трафареты не применялись. Художник ориентировался только на композиционные приемы и собственное воображение, поэтому двух одинаковых подносов не существует. Орнамент наносится разведенным в лаке или скипидаре золотым порошком. Ключевыми мотивами изображений являются простые цветочные композиции с полевыми и садовыми цветами преимущественно на красном или черном фоне.
Также Россия славится Палехской, Гжельской, Мезенской, Хохломской росписью. Каждая из них имеет свою собственную историю, характеристику, секреты. Поэтому в сочинении на тему «Народные промыслы» рассказать можно о любой из них. Главное, задаться целью.
Игрушки
Чтобы интересно написать сочинение на тему «Народные промыслы», можно изложить следующую информацию.
Среди множества народных промыслов, которыми славится Россия, особое место занимает производство игрушек. В слободе Дымково – одном из районов Вятки, в XIX веке имели место огромные залежи песка и глины. Местные умельцы придумали применение этому природному богатству и начали изготавливать на потеху детишкам яркие расписные керамические игрушки. Изделия характеризуются геометрическим узором, состоящим из полос, кругов, клеток. Дымковская игрушка, как она стала называться в народе, помимо своеобразной росписи выделяется золотой отделкой.
На весь мир прославились Филимоновские свистульки. Изделия характеризуются удлиненной формой, расписываются только гусиным пером, ярко раскрашиваются. Данный промысел возник более 700 лет назад на базе изготовления посуды из глины, залегающей близ села Филимоново (Одоевский район, Тульская область).
Берестяное производство
Если бы школьник был ограничен во времени, то мог бы написать мини-сочинение на тему «Народные промыслы» и обязательно рассказать в нем о берестяном производстве.
Береста – материал, из которого на Руси издавна делают нужные для хозяйства вещи: корзины, туеса, короба, шкатулки и всем известные лапти. Изделия расписывали яркими красками, «наряжали» в красочные орнаменты и украшали ажурными кружевами, также сделанными из бересты. Такой промысел был широко распространен на всей Руси, сегодня традиции такого производства сохранились в Якутии, Сибири, Поволжье. Только истинные мастера способны из скромного природного материала делать такие уникальные шедевры.
В заключение
Подвести итог в сочинении на тему «Народные промыслы» следует логичным выводом относительно сказанного в основной части текста. Ученик может описать, насколько ценны народные умения, передающиеся из поколения в поколение и являющиеся частью культурного наследия страны.
Следование традициям и ручная работа мастера делает каждое изделие узнаваемым и неповторимым. Сегодняшние художественные ремесла являются живым, развивающимся искусством и неотъемлемой частью современной культуры.
Автор На чтение 29 мин. Опубликовано
Сочинение на тему «Народные промыслы» — 6 класс
Гжель Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Читайте также: ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «РАННЯЯ ВЕСНА».
Дымковская игрушка
А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
Истоки промысла
Знаменитая роспись хохлома не только выглядит сказочно, но и рождение такого искусства окружено легендами и оплетено волшебством.
Хохлома — это красочная и весьма детальная роспись
Известно, что хохлома — русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в округе славного и величавого Великого Новгорода. В связи с появлением знаменитой росписи есть легенда. Давно, на берегу живописной реки, в нижегородской округе, жил умелец с «золотыми руками». Он искусно вырезал из дерева ложки-плошки, а потом раскрашивал их волшебным образом, да так, что всем казалось, будто они сделаны из чистого золота! Слава о народном умельце быстро разнеслась по округе, а потом докатилась и до самого царя. Правитель был рассержен, почему такой талантливый мастер, и вдруг не у него в услужении при дворе. Послал тогда царь служивых в глухие леса, чтоб доставить искусника ко двору. Искали прислужники мастера, а он словно сквозь землю провалился. А случилось следующее: умелец волшебным образом узнал, что идут за ним слуги царя, и скрылся из виду, да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом обучил он своему мастерству добрых людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки сверкали золотом.
Русский народ украшал хохломой посуду, столовые приборы и многое другое
На самом деле же есть научный факт, что роспись по дереву и особую технологию принесли на Заволжье раскольники, которые бежали, спасаясь от жестокого царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных умельцев, иконописцев, художников. Они и научили местное население такой необыкновенной росписи. Красиво раскрашенную посуду продавали в большом торговом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали, откуда он привез такое диво, он охотно отвечал: «Из Хохломы!». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую, в русском народном стиле, роспись хохломой.
Резьба по дереву и роспись под хохлому по сей день являются достаточно популярным русским ремеслом в некоторых районах
Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»
Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.
Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.
Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.
Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.
Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.
Читайте также: Наука и невежество: почему быть безграмотным стало модно
Вариант 2
Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.
Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.
Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.
Вариант 3
Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.
Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.
Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.
Русские ремесла и старинные народные промыслы России
Кузнечное дело
Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).
Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.
Гончарное ремесло
Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.
Обработка дерева
Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.
Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.
Художественная роспись
Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:
Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.
Читайте также: Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине В. Серова «Мика Морозов» с презентацией
Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.
Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.
Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.
Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.
Ремесло в Туле
В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.
Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.
Сказочная лазурная роспись
Ученик может написать сочинение о народном промысле гжель. Гжельская роспись является одной из самых известных: ее сразу узнают благодаря всем оттенкам синего и голубого на белоснежном фоне. Свое начало эта роспись берет из деревеньки Гжель.
Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.
Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.
Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.
Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.
Хохлома — это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков.
Давайте-ка с ней познакомимся
Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.
Основы орнаментов:
На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое».
При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.
Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.
Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.
В своих изделиях я использую только золотую, черную и красную краски, не добавляя зеленые тона. По-моему мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.
Иметь в доме изделие с Хохломской росписью — значит ценить традиции славянских наодов. Хохлома украсит каждый дом и принесет в него уютный семейный очаг.
В моей мастерской, дорогие друзья, Вы можете найти изделия с Хохломской росписью, которые придадут Вашему дому неповторимость и изыск в исконных славянских традициях.
Спасибо,что прочитали эту статью
С уважением JulyaUlya
Хохломская роспись как традиционный художественный промысел возникла в XVII веке в Нижегородской губернии и получила свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:
Первая версия
По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «старообрядцев», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
Вторая версия
Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества.В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.
Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды. Этот вид художественного народного помысла зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX веке центром промысла стали село Семино и город Семенов, где и по сей день находится фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись».
Отличительна черта росписи — это растительный орнамент, выполненный черной и красной красками на золотистом фоне. Для того, чтобы посуда получила золотой отблеск, на неё наносится оловянный порошок, котороый, после обжига в печи дает медово-золотистый оттенок.Есть два вида хохломской росписи: «верховая», когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся рисунок, и «под фон», когда перед раскраской намечается контур орнамента, а только потом фон заполняется черной краской.
Хохломская роспись легко узнаваема по своим традиционным элементам: цветы, ягоды земляники и рябины, а иногда и птицы. Роспись выполняется тонкой кистью и наносится только вручную, поэтому орнамент никогда не повторяется. Ей украшается посуда, ложки, ковши и даже некоторые предметы домашней мебели.
Хохлома: посуда, достойная царского стола за окошком осень, и самое время вспомнить о замечательном, очень осеннем народном промысле — хохломской росписи не правда ли, глядя на неё, можно согреться душой.. помню в детстве у нас в доме были такие ложки которая была чуть попроще — отдали мне, с ней борщ был намного вкуснее)))) остальные лежали для красоты Хохломская роспись — уникальное явление в мировой культуре. Этот стиль росписи деревянной посуды исконно русский, нигде в мире более неповторяющийся!Хохломская роспись зародилась в Заволжье, а свое название получила по одному из сел Нижегородского округа — Хохломы. Во второй половине XVII века после церковных реформ очень много старообрядцев искало убежища в этих местах. Среди них были иконописцы, благодаря которым и появилась хохломская роспись.При росписи икон использовалась такая технология: чтобы окрасить фон в золотой цвет, мастера использовали не золото, а более дешевый порошок серебра. После росписи икону покрывали льняным маслом и запекали в печи, в результате чего фон становился золотого цвета. Вот такая алхимия! Подобную технологию мастера стали испольовать в хохломской росписи, только вместо серебра брали порошок олова (а в настоящее время — алюминия) , но результат тот же — изделие становилась солнечно-золотым. Поистине, посуда, достойная царского стола, но доступная и простым людям!Основные цвета, используемые в хохломской росписи: золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняют зелёным, коричневым, оранжевым, желтым. Мотивы, используемые в росписи, в основном природные: это травы, цветы, ягоды, У верховой росписи есть несколько разновидностей, вот так называяемая «травная роспись» — самая простая из хохломской:А это роспись «под листок», «под ягодку»:Вот такая верховая роспись называется «Пряник» или «Рыжик» и символизирует солнце:Фоновая же роспись выполняется так: мастер черным или красным цветом прорисовывает контуры композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихами детали. Это очень трудоемкая работа! К фоновой росписи относится вид композиции, которая называется «кудрина» — причудливые узорчатые листочки, цветы и плоды:Бывает ещё и зелёная хохлома. Делают такую роспись на предприятии «Хохломская Роспись» города Семенова, Нижегородской области.Говорят, что когда-то на это предприятие приезжала Людмила Зыкина и попросила сделать для себя что-нибудь с её любимыми цветами — ландышами. В её просьбе ей не отказали, а потом и запустили этот вариант росписи в массовое производство. И ведь какой замечательный узор получился! Спасибо Людмиле Георгиевне Зыкиной, что вдохновила мастеров на создание нового стандарта хохломы. Очень приятно и радостно, что такой древний и уникальный народный промыслел не только процветает по сей день, но ещё и гармонично развивается.И, вот такой шедевр современной хохломыВ XIX веке хохломскую посуду можно было встретить не только в России, но и в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. А в наше время хохломская посуда получила еще большее распространение. С середины 1960-х и по настоящее время предприятие «Хохломская роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью, а город Семенов по праву считается столицей золотой хохломы. Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, подставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Далее их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 120–130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото». Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке изделия получаются практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов. Вся продукция предприятия ЗАО «Хохломская роспись» сертифицирована и защищена международно зарегистрированным товарным знаком «Семенов. Хохломская роспись». Изделия с хохломской росписью — это визитная карточка не только Нижегородской области, но и всей страны в целом. Семеновская матрешка, выпускаемая на предприятии «Хохломская роспись», для многих людей в мире олицетворяет символ России. Хохломские изделия поставляются на внутренний российский рынок от Калининграда до Владивостока, а также во многие страны мира, где высокий интерес к ним не угасает на протяжении многих столетий. В ассортименте предприятия насчитывается более 1800 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения — это наборы для ухи, десерта, сервизы (около 100 видов, в некоторых до 180 предметов), резные ковши, братины, подсвечники, вазы, поставцы, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки, ложки и расписная мебель. Помимо основного ассортимента, на предприятии подготовили сувенир, выпущенный для Олимпиады-2014 в Сочи. А также матрешку с символом зимней Олимпиады в Сочи. В состав предприятия входят большие цеха: первый и второй художественный цех, столярный, сушильно-заготовительный, экспериментальный, прессовый, транспортный, тарный, а также склад материалов и цех комплектации готовых изделий Работа на предприятии «Хохломская роспись» в Нижегородской области.
Давным-давно, лет 300 назад, В заволжском селе небольшом Жиле крестьяне, трудом богатые (Об этом скажу я еще потом). Крестьянину главное что? Стены дома и печь. Печь, что кормит, греет и лечь На полатях поспать можно, ежели что … … Давно это было, ребята, очень давно. Умели тогда, в старину, люди жито растить. При малом достатке умели счастливыми быть. Природу любили, и знали, и уважали. За нею следили, творили – Трудами своими потом восхищались. Я вам из кошницы достану орудия труда А после урока опять положу их туда Для того, чтоб карбованец в дом заработать, Семью с пол зимы прокормить, Нужно было внимательными людям быть. … Ночь, месяц в небе взошел. Он похож был на серп. А серпом, не умеючи, многие резали руки. И травою осокою резали. Вот потому, не от скуки, И назвали травою-осочкою кисти мазок первый Дождь по небу ночному прошел. А крестьянин подумал: «Да-к, это же, ведь, хорошо! Капля, капелька. Следом – еще и еще. Хорошо получается! Быстро, чудно, хорошо!» Но вот дождик закончился. В небе забрезжил рассвет. А крестьянину не было сна. И под утро покоя нет. Глянул на реку: волны кривые бегут … …С той поры все на промысле стебель узора криулем зовут. С утра до полдня пашню крестьянин пахал. Там, где надо, он пни и кусты корчевал. В вечер поздний, когда он за промысел сел, Наш мужик, с удивления, аж обомлел! Коль осочку и капельку вместе, в едино сложить, От криуля взять часть – усик или завиток – То хороший и пышный тут кустик нам можно взрастить. И орнамента можно немного приблизить итог. Он к жене подошел. Говорил ей, что так мол и так. «Погляди-ка! Выходит, что я не дурак!» Обратила вниманье жена на работу супруга, Своего ненаглядного, милого спутника-друга. Улыбнулась с хитринкою, с лавки взяла кузовок И шепнула: «А ну-ка сюда загляни, муженёк! Я сегодня по лесу ходила. И вот что нашла. Куст малины тихохонько в кузов обобрала. Положила сюда же смородинок несколько вряд. А крыжовник неспел еще, бабы про то ж говорят. А когда я из лесу уже возвращалась домой, Солнца лучик, играя, блеснул в кузов мой. Засияли все ягодки да и запахли все краше …» «Милая! – муж ответил ей. – Солнышко наше! Коль мазком я сейчас оживлю твои ягоды вряд, Так о промысле нашем в Руси все и заговорят!» «Мил-супруг! – отвечала учтиво, с поклоном жена. – Кормит нас, одевает и украшает Земля! Коль сумел ты растительный выдумать чудный орнамент, То не должно уменье такое пропасть, камнем кануть. Мы ковши все да ложки обмажем сметаною — павом, Да просушим в печи, проолифим, слудим серебром, А потом золотыми распишем цветами, листами, Для симметрии усик с криулем загнем. Разбросаем, как по лесу, ягоды с солнышка блеском, Да обсушим еще раз в печи, Да закрепок сведем … Вот тогда мы не только в Руси всем известны – По всему миру чудному с нашей посудой пойдем!» Так они и решили. Мы ж с вами сегодня Хохломскую посуду повсюду узнаем, друзья! Сколько б не было промыслу лет – вы поверьте: он – чудный! Столь хорош он собою, что он не умрет никогда! Сиденко Марина Николаевна. ——————————————-подробней о Хохломе читать здесь:
http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=24&id_song=138
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
2Используемые источники:
- https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/hohlomskaya-rospis-sochinenie.html
- https://www.livemaster.ru/topic/1721441-hohloma-kak-traditsiya-istoriya-vozniknoveniya
- https://idoorway.mirtesen.ru/blog/43473855743/zolotaya-hohloma-–-dragotsennyiy-narodnyiy-promyisel.…
Цель: расширять представлени
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему «Золотая хохлома» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Народные промыслы
Урок по изобразительному искусству
Хохломская роспись -
2 слайд
Описание слайда:
Народные промыслы
В Нижегородской (Горьковской) области в городе Семёнове и селе Семине находиться центр создания хохломских изделий. Название промысел получил от торгового села Хохлома -
3 слайд
Описание слайда:
Народные промыслы
Посуду изготавливают из липы, берёзы, ольхи, осины.
Типы русской деревянной посуды: братины, поставцы, кадочки, ковши-утицы, чаши, миски, ложки -
4 слайд
Описание слайда:
Народные промыслы
-
5 слайд
Описание слайда:
Хохломские изделия украшают растительным узором , в основу которого легли стебли, завитки, кудрина, цветы, ягоды, листики
-
6 слайд
Описание слайда:
Элемент хохломской росписи – «Травка»
Например: роспись
чаши -
7 слайд
Описание слайда:
Элемент хохломской росписи – травный орнамент
-
8 слайд
Описание слайда:
Элемент хохломской росписи – «Листочки»
Например: роспись
Салфетницы -
9 слайд
Описание слайда:
Элемент хохломской росписи – «Ягодки»
например роспись
салатника -
10 слайд
Описание слайда:
Элемент хохломской росписи – орнамент с «ягодками» и «листочками»
-
11 слайд
Описание слайда:
«Золотые травы России»
-
12 слайд
Описание слайда:
Хохломская роспись
-
13 слайд
Описание слайда:
Хохломская роспись
-
14 слайд
Описание слайда:
Творческое задание:
Выполнить зарисовку посуды в технике хохломской росписи.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 257 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 396 человек из 70 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. и др.
Тема:
11. Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми. Виды творческой работы: рисунок многофигурной композиции в карандаше. Многофигурная композиция в цвете
Похожие материалы
-
Конспект по МХК на тему «Мифы Австралии» 9 класс
-
Презентация по МХК на тему «Дымковская игрушка» (7 класс)
-
Презентация по МХК на тему «Жостовская роспись»
-
Презентация по МХК на тему «Русская матрешка» (7 класс)
-
Презентация по МХК на тему «Хохлома» (7 класс)
-
Презентация по МХК на тему «Марки русского фарфора» (8 класс)
-
Презентация по МХК на тему «Каслинское художественное чугунное литье» (7 класс)
-
Презентация по МХК на тему «Гжель» (6 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448846 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
-
Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
-
Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»