Инфоурок
›
История России
›Презентации›Краевой краеведческий конкурс «Кубань – многонациональный край» Тема работы: «Народные промыслы и ремесла Кубани»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Краевой краеведческий конкурс
«Кубань – многонациональный край»
Тема работы: «Народные промыслы и ремесла Кубани»Автор работы: Рутьков Данила Павлович
12 лет, 6 «А» класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 26 имени А.Е. Матузного
Руководитель: учитель истории
Пащенко Юлия Александровна -
2 слайд
Описание слайда:
Введение
«Каждый казак – государь в своем дворе» – гласит кубанская пословица.
Усадьбы казаков – это дворы с амбарами и сараями, скотные дворы-базы, всегда содержались в чистоте и порядке. А для того, чтобы содержать их в надлежащем виде, казаками был освоен очень интересный и полезный вид народного ремесла – вязание веников и метелок. -
3 слайд
Описание слайда:
Исследование
В нашей семье, как и большинстве казачьих семей , почитают традиции предков.
Главной трудовой традицией нашей семьи является – вязание веников. Весной вся наша семья отправляется на посадку сорго (особая зерновая культура), а осенью все дружно убирают урожай. -
4 слайд
Описание слайда:
Исследование
Мой прадедушка — Земляков Анатолий Васильевич, являясь потомственным казаком, занимается этим ремеслом не один десяток лет.
Я решил понаблюдать за процессом изготовления веников, научиться этому старинному казачьему ремеслу, провести исследование, какое значение придавали венику, метле в кубанских поверьях. -
5 слайд
Описание слайда:
Исследование
Проведя исследование, я выяснил, что согласно суевериям, существующим на Кубани, веник в доме обязательно ставится метелкой вверх, это якобы отгоняет злое, способствует притяжению благополучия.
Старожилы нашего хутора говорят, что нельзя в одной избе мести двумя метлами — выметать благополучие, достаток. -
6 слайд
Описание слайда:
Наблюдение — 1
Сорго высаживают весной, предварительно просеивая семена. Процесс просеивания можно заменить вымачиванием — после 20-30 минут в воде, плохие семена всплывают на поверхность и их просто убирают. Процесс высадки следует начинать примерно в середине мая, глубина посева 4-5 см (сплошным рядом), расстояние между рядами 25-30 см.
Первые всходы наблюдаются в начале июня и тогда же нужно провести первую прополку — проредить рядки, чтобы расстояние между ростками осталось 10-15 см. Вторая прополка через 10-12 дней, рыхление почвы. Созревание происходит в августе, уборка обычно в сентябре. -
7 слайд
Описание слайда:
Наблюдение — 2
Вязка веников происходит вручную, процесс этот трудоемкий, состоит из нескольких этапов:
1. Сначала веничи срезаются, с них удаляют семена, очищают от шелухи;
2. Затем веничи оставляют определенной длины и связывают в небольшие пучки;
3. На следующем этапе изготовляется ручка веника. Для ее изготовления используется лоза, проволока, жгут. Все зависит от фантазии мастера.
4. Далее изготовляется метла веника, которая прошивается нитью с помощью большой иглы. -
8 слайд
Описание слайда:
Мастер – класс «Очумелые ручки»
Сначала семейное ремесло от своего отца Землякова Василия Ивановича перенял мой прадедушка – Анатолий Васильевич.
В свою очередь мой прадедушка обучил меня этому мастерству, а теперь я провожу мастер – класс для своих родных и учеников нашей школы. -
9 слайд
Описание слайда:
Заключение
Проходят годы, и как бы вперед ни шагал технический процесс, облегчая нашу жизнь новинками бытовой техники, но веник остаётся незаменимым помощником в быту казаков! -
10 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Одной мы связаны судьбой,
Одной судьбой, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надёждой верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольётся.
И никогда не оборвётся
Веков связующая нить. -
11 слайд
Описание слайда:
Список используемой литературы
1. Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани, 2003
2. Исаков Я.И.: Сорго. — М.: Россельхозиздат,1982
3. Маслов А. В. Кубанская старина: жизнь и быт казаков : элективный курс / А. В. Маслов. – 2-е изд. – Краснодар : ОИПЦ «Перспективы образования», 2007
4. Некрасова М.А . Народные мастера, Традиции школы. 1985
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 239 человек из 58 регионов
- Сейчас обучается 1071 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Общая информация
Похожие материалы
-
Краевой краеведческий конкурс «Кубань – многонациональный край» Тема работы: «Народные промыслы и ремесла Кубани»
-
Мастер – класс «По народным ремеслам Кубани»
-
«История названия моего хутора. Исторические места»
-
Презентация «Системно – деятельностный подход как основа подготовки учащихся к участию в конкурсах по истории и кубановедению во внеурочной деятельности».
-
Опыт работы «Системно – деятельностный подход как основа подготовки учащихся к участию в конкурсах по истории и кубановедению во внеурочной деятельности».
-
Рабочая программа по предмету «Обществознание» 6 класс
-
Открытый урок «Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга»
-
Презентация по истории на тему «»Легендарный парад» на Красной площади 7 ноября 1941 года»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448846 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»
-
Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория русской культуры»
-
Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
-
Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»
-
Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»
-
Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
С чего можно начать сочинение на тему «Народные промыслы»? Конечно, с общих сведений, дающих понятие, что такое народные промыслы, какими они бывают. Можно привести исторические факты.
Например:
Народные промыслы представляют собой форму народного творчества, зародившуюся в 18-19 веке и чаще всего начинавшуюся с бытового крестьянского искусства. Это роспись, кружево, резьба. Передаваясь из поколения к поколению, от деда внуку, от мастера мастеру, народные промыслы дошли и до наших времен.
Основная часть
В основной части ученику следует непосредственно перейти к главной мысли в сочинении на тему «Русские народные промыслы», аргументировано, логично и стилистически грамотно изложить имеющуюся информацию, продемонстрировав при этом полное знание материала.
Конечно, следует дать краткие сведения о каждом виде. Рекомендуется использовать нижеизложенный материал, для того чтобы качественно раскрыть тему сочинения.
Русские народные промыслы: художественная роспись
Металлические изделия, мебель и деревянные игрушки расписывались на Руси испокон веков, что дало толчок такому виду искусства, как художественная роспись. Причем, технологии ее исполнения в различных регионах отличалась друг от друга. Так, в Поволжье в деревнях Нижегородской губернии, расположенных вокруг крупного села Городец, в 19 веке зародилась Городецкая роспись. Ею украшены прялки, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы быта. На фоне остальных русских росписей Городецкая выделялась:
множеством жанровых сцен из крестьянского и купеческого быта;
богатством декоративных цветочных мотивов;
изображением реалистичных и идеализированных образов животных и птиц. Часто изображения выполнялись парными, лицом друг к другу.
Цветовая гамма яркая, контрастная, выполнена в красных, зеленых, синих и черных тонах, подчеркивающих декоративность мотивов.
Жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области в XIX веке и заключалась в декорировании металлических подносов, сделанных из тонкой кровельной стали, которая предварительно прошла специальную обработку. Изделия разрисовывались от руки, образцы и трафареты не применялись. Художник ориентировался только на композиционные приемы и собственное воображение, поэтому двух одинаковых подносов не существует. Орнамент наносится разведенным в лаке или скипидаре золотым порошком. Ключевыми мотивами изображений являются простые цветочные композиции с полевыми и садовыми цветами преимущественно на красном или черном фоне.
Также Россия славится Палехской, Гжельской, Мезенской, Хохломской росписью. Каждая из них имеет свою собственную историю, характеристику, секреты. Поэтому в сочинении на тему «Народные промыслы» рассказать можно о любой из них. Главное, задаться целью.
Игрушки
Чтобы интересно написать сочинение на тему «Народные промыслы», можно изложить следующую информацию.
Среди множества народных промыслов, которыми славится Россия, особое место занимает производство игрушек. В слободе Дымково – одном из районов Вятки, в XIX веке имели место огромные залежи песка и глины. Местные умельцы придумали применение этому природному богатству и начали изготавливать на потеху детишкам яркие расписные керамические игрушки. Изделия характеризуются геометрическим узором, состоящим из полос, кругов, клеток. Дымковская игрушка, как она стала называться в народе, помимо своеобразной росписи выделяется золотой отделкой.
На весь мир прославились Филимоновские свистульки. Изделия характеризуются удлиненной формой, расписываются только гусиным пером, ярко раскрашиваются. Данный промысел возник более 700 лет назад на базе изготовления посуды из глины, залегающей близ села Филимоново (Одоевский район, Тульская область).
Берестяное производство
Если бы школьник был ограничен во времени, то мог бы написать мини-сочинение на тему «Народные промыслы» и обязательно рассказать в нем о берестяном производстве.
Береста – материал, из которого на Руси издавна делают нужные для хозяйства вещи: корзины, туеса, короба, шкатулки и всем известные лапти. Изделия расписывали яркими красками, «наряжали» в красочные орнаменты и украшали ажурными кружевами, также сделанными из бересты. Такой промысел был широко распространен на всей Руси, сегодня традиции такого производства сохранились в Якутии, Сибири, Поволжье. Только истинные мастера способны из скромного природного материала делать такие уникальные шедевры.
В заключение
Подвести итог в сочинении на тему «Народные промыслы» следует логичным выводом относительно сказанного в основной части текста. Ученик может описать, насколько ценны народные умения, передающиеся из поколения в поколение и являющиеся частью культурного наследия страны.
Следование традициям и ручная работа мастера делает каждое изделие узнаваемым и неповторимым. Сегодняшние художественные ремесла являются живым, развивающимся искусством и неотъемлемой частью современной культуры.
859. Сочинение на тему Народные промыслы 6 класс Русский язык
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома 6 класс
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Дымковская игрушка
А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка 6 класс
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
Сочинение на тему Народные промыслы 6 класс
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома 6 класс
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Дымковская игрушка
А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка 6 класс
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
Народные промыслы
Несколько интересных сочинений
Это интересный рассказ – рассуждение. И немного психологический портрет типа людей. Просто – дураков. Автор говорит, что дураки – вовсе не такие, к которым мы привыкли. Не умственно отсталые!
Осень в картинах русских художников – “унылая пора”, но, вместе с тем и “очей очарованье”. Теплые желто-золотистые краски, кое-где багрово-красные вкрапления, трогательные спокойные пейзажи во всей простоте и великолепии русской природы.
Что же такое «толерантность»? Социология рассматривает данное понятие, как терпимость к мировоззрению другого человека, его образу жизни, поведению и обычаям. Но, безусловно, это очень узкое понятие.
Об образе светского повесы и шута Ипполита Курагина известно не так много. И все же, о второстепенном персонаже мирового романа «Война и мир» есть что сказать.
Многим может показаться, что в произведении «Левша» нет ничего обучающего. Но на самом деле там есть обучающая составляющая, и она представлена в некоторых картинах.
Сочинение Народные промыслы
Народные промыслы исторически сложились как результат деятельности умельцев и художников из народа по созданию изделий материальной культуры для повседневного использования. Основой для изготовления вещей являлись материалы, данные самой природой: глина, дерево, кожа, шерсть.
Отдельные мастера, нашедшие своих учеников, последователей, талантливых лидеров-организаторов, стали родоначальниками многих русских народных кустарных производств, основанных на ручном труде с применением несложных технических приспособлений.
Говоря о народном художественном промысле, всегда имеют в виду географическое место, где он зародился и существует, а также сложившиеся традиции мастерства и стиля.
Само собой разумеющимся является и высокий уровень произведённых вещей. Такие изделия отличаются не только прочностью и добротностью, но и художественным оформлением: красивой росписью, резьбой, сложным плетением (в зависимости от материала).
Например, умельцы в работе с деревом и мастера художественной росписи деревянных изделий основали известные во всём мире мастерские Палехской миниатюры, Хохломской декоративной росписи, Тверской расписной деревянной посуды.
Промыслы, связанные с резьбой по дереву, – это мастерские Богородской деревянной игрушки и малой деревянной архитектуры (наличники, карнизы, ворота); Капокорешковый промысел на вятской земле, Абрамцево-кудринская деревянная резьба и др.
Из всех деревянных изделий народных промыслов наибольшую известность получила игрушка Матрёшка. Она стала своеобразным символом русского характера. Её любят на родине и за рубежом и везут в подарок из нашей страны и детям, и взрослым.
Расписную матрёшку стали производить в 1891 году в подмосковном Абрамцеве по эскизам художника С.В. Малютина. Он позаимствовал идею у японской пустотелой игрушки, воплощающей образ старого мудреца Фукурамы, но придумал другое устройство.
Русская матрёшка состоит из двух частей. Верхняя навинчивается на нижнюю, имеющую плоское донце для устойчивости. В названии куклы угадывается женское имя Матрёна, и сама она представляет образ простой женщины в сарафане, фартуке и цветастом платке.
Матрёшка имеет широкую географию популярности в мире и не менее обширную территорию по месту её изготовления. Существует как минимум шесть адресов «прописки» у этой замысловатой полой куклы, внутрь которой помещается 5 и больше куколок, одна другой меньше.
Известны загорская, хохломская, семёновская, вятская, тверская, полхов-майданская матрёшки. Куклы из разных промысловых мастерских отличаются манерой росписи, мотивами рисунков и палитрой красок. Но об этих тонкостях чаще всего могут судить специалисты в области фольклора и народных ремёсел.
Также читают:
Картинка к сочинению Народные промыслы
Популярные сегодня темы
Виктор Петрович Астафьев — один из знаменитых и популярных писателей России и Советского Союза. Его произведения вполне популярны среди читателей и любителей русской литературы.
Осип – пожилой слуга барина Хлестакова, который считает его не самым умным человеком, и поэтому старается помогать ему не только физически, но и умственно
В романе Горького Фома Гордеев представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают
«Гранатовый браслет» — это повесть Александра Ивановича Куприна, была написана в 1910 году.
ехов пытается заострить внимание читателя на образ доктора Рагина. Этого героя сравнивают с другими персонажами.
Автор На чтение 29 мин. Опубликовано
Сочинение на тему «Народные промыслы» — 6 класс
Гжель Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Читайте также: ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «РАННЯЯ ВЕСНА».
Дымковская игрушка
А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
Истоки промысла
Знаменитая роспись хохлома не только выглядит сказочно, но и рождение такого искусства окружено легендами и оплетено волшебством.
Хохлома — это красочная и весьма детальная роспись
Известно, что хохлома — русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в округе славного и величавого Великого Новгорода. В связи с появлением знаменитой росписи есть легенда. Давно, на берегу живописной реки, в нижегородской округе, жил умелец с «золотыми руками». Он искусно вырезал из дерева ложки-плошки, а потом раскрашивал их волшебным образом, да так, что всем казалось, будто они сделаны из чистого золота! Слава о народном умельце быстро разнеслась по округе, а потом докатилась и до самого царя. Правитель был рассержен, почему такой талантливый мастер, и вдруг не у него в услужении при дворе. Послал тогда царь служивых в глухие леса, чтоб доставить искусника ко двору. Искали прислужники мастера, а он словно сквозь землю провалился. А случилось следующее: умелец волшебным образом узнал, что идут за ним слуги царя, и скрылся из виду, да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом обучил он своему мастерству добрых людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки сверкали золотом.
Русский народ украшал хохломой посуду, столовые приборы и многое другое
На самом деле же есть научный факт, что роспись по дереву и особую технологию принесли на Заволжье раскольники, которые бежали, спасаясь от жестокого царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных умельцев, иконописцев, художников. Они и научили местное население такой необыкновенной росписи. Красиво раскрашенную посуду продавали в большом торговом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали, откуда он привез такое диво, он охотно отвечал: «Из Хохломы!». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую, в русском народном стиле, роспись хохломой.
Резьба по дереву и роспись под хохлому по сей день являются достаточно популярным русским ремеслом в некоторых районах
Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»
Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.
Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.
Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.
Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.
Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.
Читайте также: Наука и невежество: почему быть безграмотным стало модно
Вариант 2
Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.
Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.
Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.
Вариант 3
Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.
Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.
Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.
Русские ремесла и старинные народные промыслы России
Кузнечное дело
Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).
Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.
Гончарное ремесло
Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.
Обработка дерева
Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.
Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.
Художественная роспись
Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:
Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.
Читайте также: Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине В. Серова «Мика Морозов» с презентацией
Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.
Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.
Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.
Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.
Ремесло в Туле
В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.
Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.
Сказочная лазурная роспись
Ученик может написать сочинение о народном промысле гжель. Гжельская роспись является одной из самых известных: ее сразу узнают благодаря всем оттенкам синего и голубого на белоснежном фоне. Свое начало эта роспись берет из деревеньки Гжель.
Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.
Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.
Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.
Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.
Хохлома — это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков.
Давайте-ка с ней познакомимся
Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.
Основы орнаментов:
На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое».
При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.
Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.
Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.
В своих изделиях я использую только золотую, черную и красную краски, не добавляя зеленые тона. По-моему мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.
Иметь в доме изделие с Хохломской росписью — значит ценить традиции славянских наодов. Хохлома украсит каждый дом и принесет в него уютный семейный очаг.
В моей мастерской, дорогие друзья, Вы можете найти изделия с Хохломской росписью, которые придадут Вашему дому неповторимость и изыск в исконных славянских традициях.
Спасибо,что прочитали эту статью
С уважением JulyaUlya
Хохломская роспись как традиционный художественный промысел возникла в XVII веке в Нижегородской губернии и получила свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:
Первая версия
По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «старообрядцев», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
Вторая версия
Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества.В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.
Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды. Этот вид художественного народного помысла зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX веке центром промысла стали село Семино и город Семенов, где и по сей день находится фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись».
Отличительна черта росписи — это растительный орнамент, выполненный черной и красной красками на золотистом фоне. Для того, чтобы посуда получила золотой отблеск, на неё наносится оловянный порошок, котороый, после обжига в печи дает медово-золотистый оттенок.Есть два вида хохломской росписи: «верховая», когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся рисунок, и «под фон», когда перед раскраской намечается контур орнамента, а только потом фон заполняется черной краской.
Хохломская роспись легко узнаваема по своим традиционным элементам: цветы, ягоды земляники и рябины, а иногда и птицы. Роспись выполняется тонкой кистью и наносится только вручную, поэтому орнамент никогда не повторяется. Ей украшается посуда, ложки, ковши и даже некоторые предметы домашней мебели.
Хохлома: посуда, достойная царского стола за окошком осень, и самое время вспомнить о замечательном, очень осеннем народном промысле — хохломской росписи не правда ли, глядя на неё, можно согреться душой.. помню в детстве у нас в доме были такие ложки которая была чуть попроще — отдали мне, с ней борщ был намного вкуснее)))) остальные лежали для красоты Хохломская роспись — уникальное явление в мировой культуре. Этот стиль росписи деревянной посуды исконно русский, нигде в мире более неповторяющийся!Хохломская роспись зародилась в Заволжье, а свое название получила по одному из сел Нижегородского округа — Хохломы. Во второй половине XVII века после церковных реформ очень много старообрядцев искало убежища в этих местах. Среди них были иконописцы, благодаря которым и появилась хохломская роспись.При росписи икон использовалась такая технология: чтобы окрасить фон в золотой цвет, мастера использовали не золото, а более дешевый порошок серебра. После росписи икону покрывали льняным маслом и запекали в печи, в результате чего фон становился золотого цвета. Вот такая алхимия! Подобную технологию мастера стали испольовать в хохломской росписи, только вместо серебра брали порошок олова (а в настоящее время — алюминия) , но результат тот же — изделие становилась солнечно-золотым. Поистине, посуда, достойная царского стола, но доступная и простым людям!Основные цвета, используемые в хохломской росписи: золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняют зелёным, коричневым, оранжевым, желтым. Мотивы, используемые в росписи, в основном природные: это травы, цветы, ягоды, У верховой росписи есть несколько разновидностей, вот так называяемая «травная роспись» — самая простая из хохломской:А это роспись «под листок», «под ягодку»:Вот такая верховая роспись называется «Пряник» или «Рыжик» и символизирует солнце:Фоновая же роспись выполняется так: мастер черным или красным цветом прорисовывает контуры композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихами детали. Это очень трудоемкая работа! К фоновой росписи относится вид композиции, которая называется «кудрина» — причудливые узорчатые листочки, цветы и плоды:Бывает ещё и зелёная хохлома. Делают такую роспись на предприятии «Хохломская Роспись» города Семенова, Нижегородской области.Говорят, что когда-то на это предприятие приезжала Людмила Зыкина и попросила сделать для себя что-нибудь с её любимыми цветами — ландышами. В её просьбе ей не отказали, а потом и запустили этот вариант росписи в массовое производство. И ведь какой замечательный узор получился! Спасибо Людмиле Георгиевне Зыкиной, что вдохновила мастеров на создание нового стандарта хохломы. Очень приятно и радостно, что такой древний и уникальный народный промыслел не только процветает по сей день, но ещё и гармонично развивается.И, вот такой шедевр современной хохломыВ XIX веке хохломскую посуду можно было встретить не только в России, но и в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. А в наше время хохломская посуда получила еще большее распространение. С середины 1960-х и по настоящее время предприятие «Хохломская роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью, а город Семенов по праву считается столицей золотой хохломы. Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, подставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Далее их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 120–130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото». Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке изделия получаются практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов. Вся продукция предприятия ЗАО «Хохломская роспись» сертифицирована и защищена международно зарегистрированным товарным знаком «Семенов. Хохломская роспись». Изделия с хохломской росписью — это визитная карточка не только Нижегородской области, но и всей страны в целом. Семеновская матрешка, выпускаемая на предприятии «Хохломская роспись», для многих людей в мире олицетворяет символ России. Хохломские изделия поставляются на внутренний российский рынок от Калининграда до Владивостока, а также во многие страны мира, где высокий интерес к ним не угасает на протяжении многих столетий. В ассортименте предприятия насчитывается более 1800 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения — это наборы для ухи, десерта, сервизы (около 100 видов, в некоторых до 180 предметов), резные ковши, братины, подсвечники, вазы, поставцы, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки, ложки и расписная мебель. Помимо основного ассортимента, на предприятии подготовили сувенир, выпущенный для Олимпиады-2014 в Сочи. А также матрешку с символом зимней Олимпиады в Сочи. В состав предприятия входят большие цеха: первый и второй художественный цех, столярный, сушильно-заготовительный, экспериментальный, прессовый, транспортный, тарный, а также склад материалов и цех комплектации готовых изделий Работа на предприятии «Хохломская роспись» в Нижегородской области.
Давным-давно, лет 300 назад, В заволжском селе небольшом Жиле крестьяне, трудом богатые (Об этом скажу я еще потом). Крестьянину главное что? Стены дома и печь. Печь, что кормит, греет и лечь На полатях поспать можно, ежели что … … Давно это было, ребята, очень давно. Умели тогда, в старину, люди жито растить. При малом достатке умели счастливыми быть. Природу любили, и знали, и уважали. За нею следили, творили – Трудами своими потом восхищались. Я вам из кошницы достану орудия труда А после урока опять положу их туда Для того, чтоб карбованец в дом заработать, Семью с пол зимы прокормить, Нужно было внимательными людям быть. … Ночь, месяц в небе взошел. Он похож был на серп. А серпом, не умеючи, многие резали руки. И травою осокою резали. Вот потому, не от скуки, И назвали травою-осочкою кисти мазок первый Дождь по небу ночному прошел. А крестьянин подумал: «Да-к, это же, ведь, хорошо! Капля, капелька. Следом – еще и еще. Хорошо получается! Быстро, чудно, хорошо!» Но вот дождик закончился. В небе забрезжил рассвет. А крестьянину не было сна. И под утро покоя нет. Глянул на реку: волны кривые бегут … …С той поры все на промысле стебель узора криулем зовут. С утра до полдня пашню крестьянин пахал. Там, где надо, он пни и кусты корчевал. В вечер поздний, когда он за промысел сел, Наш мужик, с удивления, аж обомлел! Коль осочку и капельку вместе, в едино сложить, От криуля взять часть – усик или завиток – То хороший и пышный тут кустик нам можно взрастить. И орнамента можно немного приблизить итог. Он к жене подошел. Говорил ей, что так мол и так. «Погляди-ка! Выходит, что я не дурак!» Обратила вниманье жена на работу супруга, Своего ненаглядного, милого спутника-друга. Улыбнулась с хитринкою, с лавки взяла кузовок И шепнула: «А ну-ка сюда загляни, муженёк! Я сегодня по лесу ходила. И вот что нашла. Куст малины тихохонько в кузов обобрала. Положила сюда же смородинок несколько вряд. А крыжовник неспел еще, бабы про то ж говорят. А когда я из лесу уже возвращалась домой, Солнца лучик, играя, блеснул в кузов мой. Засияли все ягодки да и запахли все краше …» «Милая! – муж ответил ей. – Солнышко наше! Коль мазком я сейчас оживлю твои ягоды вряд, Так о промысле нашем в Руси все и заговорят!» «Мил-супруг! – отвечала учтиво, с поклоном жена. – Кормит нас, одевает и украшает Земля! Коль сумел ты растительный выдумать чудный орнамент, То не должно уменье такое пропасть, камнем кануть. Мы ковши все да ложки обмажем сметаною — павом, Да просушим в печи, проолифим, слудим серебром, А потом золотыми распишем цветами, листами, Для симметрии усик с криулем загнем. Разбросаем, как по лесу, ягоды с солнышка блеском, Да обсушим еще раз в печи, Да закрепок сведем … Вот тогда мы не только в Руси всем известны – По всему миру чудному с нашей посудой пойдем!» Так они и решили. Мы ж с вами сегодня Хохломскую посуду повсюду узнаем, друзья! Сколько б не было промыслу лет – вы поверьте: он – чудный! Столь хорош он собою, что он не умрет никогда! Сиденко Марина Николаевна. ——————————————-подробней о Хохломе читать здесь:
http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=24&id_song=138
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
2Используемые источники:
- https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/hohlomskaya-rospis-sochinenie.html
- https://www.livemaster.ru/topic/1721441-hohloma-kak-traditsiya-istoriya-vozniknoveniya
- https://idoorway.mirtesen.ru/blog/43473855743/zolotaya-hohloma-–-dragotsennyiy-narodnyiy-promyisel.…