Ход урока
Учитель: Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Нас ждет встреча с
прекрасным, встреча с куклами. Кто из вас, ребята, любит играть с куклами?
Учитель: Дети всегда любили играть. А для игр нужны игрушки. Для
игрушек годился любой материал: веточки, камешки, ленточки, тряпочки, прутики.
Когда появилась 1 кукла? Вероятно, с доисторических времен. Были дети. Были и
куклы. Индейские дети пользовались для этого куском дерева с утолщением вместо
головы. В Японии примитивная детская кукла изготовлялась из ивовой ветки, на
которую надевалась бумажная одежда.
Маленькая эскимоска играет куклой, вырезанной из кости. Девочка из Мексики –
куклой, сделанной из обожженной глины.
Первые куклы для театра появилась в Индии или Египте. Ими управляли с помощью
веревок (куклы – марионетки). Были тростевые куклы, куклы для театра теней,
перчаточные куклы.
Игрушки каждого народа уникальны. В них отражается уклад, быт, нравы, обычаи.
Во многом они сходны: по конструкции, форме, оформлению. А произошло это потому,
что игрушки рождались в труде. И известный умелец, и простой крестьянин учились
у одного мастера-природы.
Русская народная игрушка – одно из ярких проявлений народной культуры. Разные
роли она выполняла. Прежде всего, она связана с детским бытом, с игрой. Другая
ее функция – эстетическая , а также обрядовая, магическая.
В игрушках передавались ребенку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о
счастье и красоте. Игрушки в старину называли “тарарушками”, бирюльками, “балбешками”.
А кукла следовала за нашими предками с самого рождения. Крестьянская игрушка
отличалась от городской. Кукол делали из пучка соломы быстро и просто.
В древней Руси до появления ребенка на свет мать делала куклу – берегиню,
соблюдая одно условие: изготавливать ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя
было уколоть, ни порезать, считалось, что в ней сохраняется материнская любовь и
забота.
У такой куклы не было лица. Считалось, что нельзя, чтобы кукла походила на
человека. Ведь у куклы внутри пусто. Вот в эту пустоту и может вселиться
какой-нибудь дух. Куклу давали в дорогу мужу, сыну, дочери (перед замужеством),
невесте дарили на свадьбу кукол, чтобы было побольше детей. Нарядная кукла на
капоте автомобиля во время свадьбы – это отголосок того обряда (показываю куклу
– оберег).
Ученица: А я хочу рассказать вам сказку про одного удивительного
человека.
Учитель: Вернее, даже не сказку, а историю жизни человека, которая
похожа на сказку.
Ученица рассказывает сказку “Жил игрушечник Бартрам”.
Жил на свете добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки.
Звали его Николай Бартрам. Он был фантазером, сказочником, чудаком и известным
ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него: “Ну и наука – в куклы играть!”
А он отвечал: “Игрушки – это серьезное дело!”
С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и по
подворотням, собирал безногих и безруких кукол, чинил их, подбадривал и утешал
их.
Часто он говорил: “Изучая игрушку, можно узнать историю человечества”. “Если
хочешь узнать историю человечества, читай книги, зачем лазить по чердакам”,-
слышал Бартрам, Но ему язык игрушек казался интересней. Он умер 80 лет назад.
Вот такая сказка об игрушечнике Бартрам.
Учитель: Понравилась вам сказка?
Ребята, если вы когда-нибудь будете в старинном руссом городе
Сергиеве-Посаде, посетите музей игрушек, который в 1920 г. создал добрый
замечательный человек Николай Бартрам. В музее хранятся игрушки всех времен и
народов. Там вы увидите погремушки, кукольные домики с кукольной посудой и
мебелью, музыкальные игрушки, куклы-петрушки, глиняные (дымковские и
каргопольские) свистульки. Такую коллекцию собрать было, конечно, нелегко. Но
главное место в коллекции музея занимают особые игрушки.
Сообщение ученика об истории создания игрушки-матрешки.
Придумал такую куколку 100 лет назад Сергей Малютин, после того как
познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую.
Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Вот так
удивительное изобретение восточных игрушечников подарило России амулет –
расписную деревянную куклу. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал
ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого
платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрешей – старинным русским
именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.
Делают такие чудесные игрушки, воспевают красоту добрые люди, искусные
мастера.
Учитель: Издавна развивалось на Руси рукотворное ремесло. Обратите
внимание на слово рукотворный. Ребята, как вы понимаете значение этого слова?
(Сделанный руками.) Но корень взят не от слова сделать, а от слова творить.
Запишите в тетрадь слова: творец, творчество, олицетворение.
Как же создавали мастера игрушку-матрёшку? Обратимся к текстам-образцам,
прочитаем их выразительно
Для многих иностранцев образ матрёшки является единственным символом
России. Фигурка матрёшки вытачивается из деревянного бруска. Для её
изготовления используется сухая берёза или липа. Дерево спиливается весной,
и очищенные от коры брёвнышки заготавливают впрок. Затем из высушенных
заготовок вытачиваются фигурки, причём сначала делается самая маленькая
куколка, Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают
лаком. Наиболее известны матрёшки, сделанные в городах Семёнове, Загорске.
Прочитайте отрывок из очерка К. Паустовского “Толпа на набережной”
Когда ты сойдёшь… на берег в Неаполе, – сказала мне моя дочь…, – то под…ри
эту матрёшку первой же итальянской девочк…. Я согл…сился. До моего от…езда
матрёшка в шали пышного алого цвета ст…яла на письме…ом столе. Она была
густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. Солнечная , нарядная
толстушка в ярком с…р…Фане с узорами, а на голове пёстрый платоч…к. В ней
было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, ж…лтой, ф…олетовой
и самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального
золота. Деревенский мастер нагр…дил Матрёш…к ру…кой красотой соболи…ыми
бровями и рдеющим, как угли румянцем. Синие глаза он пр…крыл дли…ыми
ресницами. (К. Паустовский)
Докажите, что это тексты. Чем они отличаются?
Автор На чтение 29 мин. Опубликовано
Сочинение на тему «Народные промыслы» — 6 класс
Гжель Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Читайте также: ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «РАННЯЯ ВЕСНА».
Дымковская игрушка
А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
Истоки промысла
Знаменитая роспись хохлома не только выглядит сказочно, но и рождение такого искусства окружено легендами и оплетено волшебством.
Хохлома — это красочная и весьма детальная роспись
Известно, что хохлома — русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в округе славного и величавого Великого Новгорода. В связи с появлением знаменитой росписи есть легенда. Давно, на берегу живописной реки, в нижегородской округе, жил умелец с «золотыми руками». Он искусно вырезал из дерева ложки-плошки, а потом раскрашивал их волшебным образом, да так, что всем казалось, будто они сделаны из чистого золота! Слава о народном умельце быстро разнеслась по округе, а потом докатилась и до самого царя. Правитель был рассержен, почему такой талантливый мастер, и вдруг не у него в услужении при дворе. Послал тогда царь служивых в глухие леса, чтоб доставить искусника ко двору. Искали прислужники мастера, а он словно сквозь землю провалился. А случилось следующее: умелец волшебным образом узнал, что идут за ним слуги царя, и скрылся из виду, да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом обучил он своему мастерству добрых людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки сверкали золотом.
Русский народ украшал хохломой посуду, столовые приборы и многое другое
На самом деле же есть научный факт, что роспись по дереву и особую технологию принесли на Заволжье раскольники, которые бежали, спасаясь от жестокого царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных умельцев, иконописцев, художников. Они и научили местное население такой необыкновенной росписи. Красиво раскрашенную посуду продавали в большом торговом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали, откуда он привез такое диво, он охотно отвечал: «Из Хохломы!». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую, в русском народном стиле, роспись хохломой.
Резьба по дереву и роспись под хохлому по сей день являются достаточно популярным русским ремеслом в некоторых районах
Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»
Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.
Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.
Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.
Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.
Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.
Читайте также: Наука и невежество: почему быть безграмотным стало модно
Вариант 2
Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.
Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.
Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.
Вариант 3
Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.
Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.
Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.
Русские ремесла и старинные народные промыслы России
Кузнечное дело
Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).
Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.
Гончарное ремесло
Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.
Обработка дерева
Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.
Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.
Художественная роспись
Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:
Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.
Читайте также: Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине В. Серова «Мика Морозов» с презентацией
Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.
Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.
Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.
Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.
Ремесло в Туле
В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.
Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.
Сказочная лазурная роспись
Ученик может написать сочинение о народном промысле гжель. Гжельская роспись является одной из самых известных: ее сразу узнают благодаря всем оттенкам синего и голубого на белоснежном фоне. Свое начало эта роспись берет из деревеньки Гжель.
Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.
Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.
Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.
Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.
Хохлома — это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков.
Давайте-ка с ней познакомимся
Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.
Основы орнаментов:
На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое».
При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.
Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.
Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.
В своих изделиях я использую только золотую, черную и красную краски, не добавляя зеленые тона. По-моему мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.
Иметь в доме изделие с Хохломской росписью — значит ценить традиции славянских наодов. Хохлома украсит каждый дом и принесет в него уютный семейный очаг.
В моей мастерской, дорогие друзья, Вы можете найти изделия с Хохломской росписью, которые придадут Вашему дому неповторимость и изыск в исконных славянских традициях.
Спасибо,что прочитали эту статью
С уважением JulyaUlya
Хохломская роспись как традиционный художественный промысел возникла в XVII веке в Нижегородской губернии и получила свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:
Первая версия
По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «старообрядцев», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
Вторая версия
Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества.В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.
Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды. Этот вид художественного народного помысла зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX веке центром промысла стали село Семино и город Семенов, где и по сей день находится фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись».
Отличительна черта росписи — это растительный орнамент, выполненный черной и красной красками на золотистом фоне. Для того, чтобы посуда получила золотой отблеск, на неё наносится оловянный порошок, котороый, после обжига в печи дает медово-золотистый оттенок.Есть два вида хохломской росписи: «верховая», когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся рисунок, и «под фон», когда перед раскраской намечается контур орнамента, а только потом фон заполняется черной краской.
Хохломская роспись легко узнаваема по своим традиционным элементам: цветы, ягоды земляники и рябины, а иногда и птицы. Роспись выполняется тонкой кистью и наносится только вручную, поэтому орнамент никогда не повторяется. Ей украшается посуда, ложки, ковши и даже некоторые предметы домашней мебели.
Хохлома: посуда, достойная царского стола за окошком осень, и самое время вспомнить о замечательном, очень осеннем народном промысле — хохломской росписи не правда ли, глядя на неё, можно согреться душой.. помню в детстве у нас в доме были такие ложки которая была чуть попроще — отдали мне, с ней борщ был намного вкуснее)))) остальные лежали для красоты Хохломская роспись — уникальное явление в мировой культуре. Этот стиль росписи деревянной посуды исконно русский, нигде в мире более неповторяющийся!Хохломская роспись зародилась в Заволжье, а свое название получила по одному из сел Нижегородского округа — Хохломы. Во второй половине XVII века после церковных реформ очень много старообрядцев искало убежища в этих местах. Среди них были иконописцы, благодаря которым и появилась хохломская роспись.При росписи икон использовалась такая технология: чтобы окрасить фон в золотой цвет, мастера использовали не золото, а более дешевый порошок серебра. После росписи икону покрывали льняным маслом и запекали в печи, в результате чего фон становился золотого цвета. Вот такая алхимия! Подобную технологию мастера стали испольовать в хохломской росписи, только вместо серебра брали порошок олова (а в настоящее время — алюминия) , но результат тот же — изделие становилась солнечно-золотым. Поистине, посуда, достойная царского стола, но доступная и простым людям!Основные цвета, используемые в хохломской росписи: золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняют зелёным, коричневым, оранжевым, желтым. Мотивы, используемые в росписи, в основном природные: это травы, цветы, ягоды, У верховой росписи есть несколько разновидностей, вот так называяемая «травная роспись» — самая простая из хохломской:А это роспись «под листок», «под ягодку»:Вот такая верховая роспись называется «Пряник» или «Рыжик» и символизирует солнце:Фоновая же роспись выполняется так: мастер черным или красным цветом прорисовывает контуры композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихами детали. Это очень трудоемкая работа! К фоновой росписи относится вид композиции, которая называется «кудрина» — причудливые узорчатые листочки, цветы и плоды:Бывает ещё и зелёная хохлома. Делают такую роспись на предприятии «Хохломская Роспись» города Семенова, Нижегородской области.Говорят, что когда-то на это предприятие приезжала Людмила Зыкина и попросила сделать для себя что-нибудь с её любимыми цветами — ландышами. В её просьбе ей не отказали, а потом и запустили этот вариант росписи в массовое производство. И ведь какой замечательный узор получился! Спасибо Людмиле Георгиевне Зыкиной, что вдохновила мастеров на создание нового стандарта хохломы. Очень приятно и радостно, что такой древний и уникальный народный промыслел не только процветает по сей день, но ещё и гармонично развивается.И, вот такой шедевр современной хохломыВ XIX веке хохломскую посуду можно было встретить не только в России, но и в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. А в наше время хохломская посуда получила еще большее распространение. С середины 1960-х и по настоящее время предприятие «Хохломская роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью, а город Семенов по праву считается столицей золотой хохломы. Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, подставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Далее их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 120–130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото». Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке изделия получаются практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов. Вся продукция предприятия ЗАО «Хохломская роспись» сертифицирована и защищена международно зарегистрированным товарным знаком «Семенов. Хохломская роспись». Изделия с хохломской росписью — это визитная карточка не только Нижегородской области, но и всей страны в целом. Семеновская матрешка, выпускаемая на предприятии «Хохломская роспись», для многих людей в мире олицетворяет символ России. Хохломские изделия поставляются на внутренний российский рынок от Калининграда до Владивостока, а также во многие страны мира, где высокий интерес к ним не угасает на протяжении многих столетий. В ассортименте предприятия насчитывается более 1800 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения — это наборы для ухи, десерта, сервизы (около 100 видов, в некоторых до 180 предметов), резные ковши, братины, подсвечники, вазы, поставцы, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки, ложки и расписная мебель. Помимо основного ассортимента, на предприятии подготовили сувенир, выпущенный для Олимпиады-2014 в Сочи. А также матрешку с символом зимней Олимпиады в Сочи. В состав предприятия входят большие цеха: первый и второй художественный цех, столярный, сушильно-заготовительный, экспериментальный, прессовый, транспортный, тарный, а также склад материалов и цех комплектации готовых изделий Работа на предприятии «Хохломская роспись» в Нижегородской области.
Давным-давно, лет 300 назад, В заволжском селе небольшом Жиле крестьяне, трудом богатые (Об этом скажу я еще потом). Крестьянину главное что? Стены дома и печь. Печь, что кормит, греет и лечь На полатях поспать можно, ежели что … … Давно это было, ребята, очень давно. Умели тогда, в старину, люди жито растить. При малом достатке умели счастливыми быть. Природу любили, и знали, и уважали. За нею следили, творили – Трудами своими потом восхищались. Я вам из кошницы достану орудия труда А после урока опять положу их туда Для того, чтоб карбованец в дом заработать, Семью с пол зимы прокормить, Нужно было внимательными людям быть. … Ночь, месяц в небе взошел. Он похож был на серп. А серпом, не умеючи, многие резали руки. И травою осокою резали. Вот потому, не от скуки, И назвали травою-осочкою кисти мазок первый Дождь по небу ночному прошел. А крестьянин подумал: «Да-к, это же, ведь, хорошо! Капля, капелька. Следом – еще и еще. Хорошо получается! Быстро, чудно, хорошо!» Но вот дождик закончился. В небе забрезжил рассвет. А крестьянину не было сна. И под утро покоя нет. Глянул на реку: волны кривые бегут … …С той поры все на промысле стебель узора криулем зовут. С утра до полдня пашню крестьянин пахал. Там, где надо, он пни и кусты корчевал. В вечер поздний, когда он за промысел сел, Наш мужик, с удивления, аж обомлел! Коль осочку и капельку вместе, в едино сложить, От криуля взять часть – усик или завиток – То хороший и пышный тут кустик нам можно взрастить. И орнамента можно немного приблизить итог. Он к жене подошел. Говорил ей, что так мол и так. «Погляди-ка! Выходит, что я не дурак!» Обратила вниманье жена на работу супруга, Своего ненаглядного, милого спутника-друга. Улыбнулась с хитринкою, с лавки взяла кузовок И шепнула: «А ну-ка сюда загляни, муженёк! Я сегодня по лесу ходила. И вот что нашла. Куст малины тихохонько в кузов обобрала. Положила сюда же смородинок несколько вряд. А крыжовник неспел еще, бабы про то ж говорят. А когда я из лесу уже возвращалась домой, Солнца лучик, играя, блеснул в кузов мой. Засияли все ягодки да и запахли все краше …» «Милая! – муж ответил ей. – Солнышко наше! Коль мазком я сейчас оживлю твои ягоды вряд, Так о промысле нашем в Руси все и заговорят!» «Мил-супруг! – отвечала учтиво, с поклоном жена. – Кормит нас, одевает и украшает Земля! Коль сумел ты растительный выдумать чудный орнамент, То не должно уменье такое пропасть, камнем кануть. Мы ковши все да ложки обмажем сметаною — павом, Да просушим в печи, проолифим, слудим серебром, А потом золотыми распишем цветами, листами, Для симметрии усик с криулем загнем. Разбросаем, как по лесу, ягоды с солнышка блеском, Да обсушим еще раз в печи, Да закрепок сведем … Вот тогда мы не только в Руси всем известны – По всему миру чудному с нашей посудой пойдем!» Так они и решили. Мы ж с вами сегодня Хохломскую посуду повсюду узнаем, друзья! Сколько б не было промыслу лет – вы поверьте: он – чудный! Столь хорош он собою, что он не умрет никогда! Сиденко Марина Николаевна. ——————————————-подробней о Хохломе читать здесь:
http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=24&id_song=138
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
2Используемые источники:
- https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/hohlomskaya-rospis-sochinenie.html
- https://www.livemaster.ru/topic/1721441-hohloma-kak-traditsiya-istoriya-vozniknoveniya
- https://idoorway.mirtesen.ru/blog/43473855743/zolotaya-hohloma-–-dragotsennyiy-narodnyiy-promyisel.…
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №56
Проект:
«Декоративно-прикладное
искусство»
Подготовила: воспитатель, Абраамян А.А.
воспитатель, Задемидько И.А.
Калининец 2020 г.
Проект
«Декоративно-прикладное искусство»
Паспорт проекта:
Тип проекта:
информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта:
дети младшей группы «Капелька» групповой (30 человек), воспитатели, родители.
Руководители проекта:
воспитатели Абраамян А.А. и Задемидько И.А.
Место проведения проекта:
МАДОУ д/с №56 , младшая группа «Капелька».
Цель
проекта: Расширять представления детей о «Декоративно-прикладном
искусстве».
Срок
реализации проекта: краткосрочный, ноябрь
2020г.
Возраст
детей, на которых рассчитан проект: 3-4 лет.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения народных
промыслов, процессом изготовления игрушек, предметов быта народными умельцами,
основными элементами декоративной росписи. (Городец, Полхово-Майдан,
Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор,
Керамика, Скульптура малых форм).
2.
Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к
Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего
народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
3.
Расширять представление о многообразии окружающего мира.
4.
Воспитывать чуткость к художественному слову.
5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства,
навыки художественного творчества детей.
6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.
7.
Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение
анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей.
Актуальность
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны
– неотъемлемая часть культуры.
Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства
близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает
чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой
личности основанное на глубоких художественных традициях.
Народное искусство входит в жизнь и культуру народа,
благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных
проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение
придается искусству.
По словам А. Б. Салтыкова, весь мир – предмет искусства,
который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».
Детское творчество, как и народное искусство, является
проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем
плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые
испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощнном
виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические
черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького
художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление,
восхищение, озорство, нежность.
Проблема:
у детей младшего дошкольного возраста недостаточно знаний об истории
народных игрушек, о народных мастерах, особенностях декоративно-прикладного
искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская
игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
Цель:
Расширить знания у детей младшего дошкольного возраста об
особенностях прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан,
Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор,
Керамика, Скульптура малых форм).
Предполагаемые
результаты:
— Знание детьми различных видов декоративно-прикладного
искусства: (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская
игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
— Научатся сравнивать предметы знакомых видов искусств,
находить их сходства и различия.
— Смогут
самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Виды деятельности:
—
презентация;
—
рассматривания иллюстраций;
—
беседы; чтение художественной литературы;
—
дидактические игры;
—
подборка поговорок, пословиц;
—
ситуативный разговор;
—
заучивание стихотворений;
—
создание выставки работ детей;
—
Виртуальная экскурсия в краеведческий музей
—
досуг «Русские народные промыслы»
—
консультация для родителей «Роль фольклора в воспитании детей».
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
-выбор
темы;
-постановка
проблемы;
-определение
цели и задачи;
-разработка
стратегии реализации проекта.
—
подбор литературных произведений.
—
подбор художественных иллюстраций. Подбор материала по теме «Декоративно
–прикладное искусство».
-Составление
презентаций «История возникновения самовара»
«Русская
изба и печь» «История матрёшки»
Основной этап
— Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических
материалов (альбомы
с разными видами росписи, основными элементами росписи).
—
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
—
Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.
— Подбор художественной литературы по теме проекта.
—
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Заключительный
этап
Оформление выставки «Русское народное творчество».
Мероприятие с детьми: создание мини-музея«Русская изба».
Досуг «Русские народные промыслы»
Значимость проекта
Дети: получают новые знания о русских
народных традициях и творчестве, чтение произведений о русском быте..
Педагоги: продолжение освоения метода
проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который
дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые
формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания,
совместно с ребенком читают произведения о русском фольклоре.
Предполагаемое распределение
ролей в проектной группе
Воспитатели: занимаются подбором нужного
материала, организуют образовательные ситуации, знакомят с произведениями
русского народного творчества, эффективно развивают творческое и познавательное
мышление дошкольников и мелкую моторику рук.
Дети: участвуют в познавательной и
творческой деятельности, применяя полученные знания, участвуют в продуктивной
деятельности.
Родители: совместно с детьми читают
произведения о русском фольклоре.
Обеспечение проектной
деятельности
Методическое:
- Произведения о русском народном
творчестве и культуре. - Консультации
- Показ презентаций
- Организация выставки с работами детей
- Организация досуга «Русские народные промыслы»
- Организация мини-музея «Русская изба»
- Материально — техническое:
- Цветная бумага, ватман, цветной
картон, цветные салфетки, альбомные листы, гуашь, клей, карандаши,
компьютер, проэктор.
План
работы с детьми
Программное
содержание. Сроки выполнения ( с 2 ноября — 6 ноября)
1 Беседа + презентация «История возникновения Городецкой росписи». Развивать
интерес и любовь к народному искусству. Учить выделять яркий
народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки. Продолжать
знакомить с изделиями народных промыслов.
2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного
материала «Городец».
формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через
ознакомление с народными промыслами
3 Чтение стихов:
Л. Куликова «Городец»,
частушки о Городце. Продолжать знакомство детей с русскими народными
промыслами, рассказать о городецком промысле
4 Рисование «Укрась доску». Закрепить умение детей рисовать прямые
и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний
городецкой росписи.
Программное
содержание. Сроки выполнения(с 9 ноября – 13 ноября)
1 Беседа «Об искусстве Гжельских художников». Познакомить детей с
гжельским народным промыслом. Беседа «Какие бывают керамические изделия». Систематизировать
представления детей о многообразии керамических изделий.
2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного
материала «Гжель».
Познакомить с характерными особенностями гжельской росписи. Рассматривание
альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Керамические изделия».
Создание условий для формирования у детей систематических знаний о керамических
изделиях.
3 Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Узоры Гжели».
Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами. Аппликация «Керамический кувшин».
Закреплять основные приемы объёмной аппликации.
4 Рисование «Рисунок на кувшине». Развивать умение дошкольников
применять геометрический орнамент для украшения посуды.
Развивать память, мышление,
активный словарь.
Рисование «Гжельская ваза» Закрепить знания, умения
самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её
характерные особенности.
Программное
содержание. Сроки выполнения (с 16 ноября – 20 ноября)
1 Беседа «Что такое народная игрушка?» «что такое самовар? «Для чего он
нужен?». Знакомить детей с изделиями народных мастеров – народной
игрушкой и русского самовара.
2
Рассматривание русской матрешки, русского самовара рассказ о их изготовлении
народными мастерами. Познакомить детей с русской народной игрушкой и самоваром
–с мастерами – изготовителями самовара и игрушки, вызвать к ним интерес.
3 Беседа «В тереме расписном я живу». Просмотр презентации
«Русская изба» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, бытом
русского народа, его гостеприимством.) Познакомить детей с пословицами,
поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
Продолжать
формировать представление об облике русской игрушки, избы, печи и самоваре.
4 Д/игры «Угадай, какая роспись», «Укрась матрешку».
Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь
обосновать свой выбор, называть элементы росписей. Воспитывать у детей чувство
гордости край умельцев и мастеров 4 неделя
Программное
содержание. Сроки выполнения (с 23 ноября – 27 ноября)
1 Беседа «Дымковская игрушка», «История возникновения филимоновской
игрушки» . Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки,
с особенностями дымковского орнамента Чтение В. В. Гаврилова «Филимоновская игрушка».
Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров
2 Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка».
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
3 Лепка дымковской игрушки «Петух».
Углублять эстетическое познание о народном декоративно-прикладном
творчестве. Учить из пластилина лепить изделия. Развивать мелкую моторику
рук.
4 Раскрашивание дымковского сарафана. Учить выполнять элементы
дымковской росписи. Воспитывать у детей интерес к народным промыслам.
Беседа «Возникновения фарфора».
Познакомить участников с историей возникновения фарфора. Рассматривание
альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Фарфоровых изделий».
Лепка «Тарелка».
4 Аппликация «Узор на тарелке».
Цель:
Формировать умения у детей располагать узор по краю круга, правильно чередуя
фигуру по величине; составлять узор в определенной последовательности.
План
работы с родителями
Программное
содержание.
1 Консультация для родителей «Декоративно- прикладное искусство- как
средство нравственно- патриотического воспитания». Познакомить родителей
с декоративно-прикладным искусством.
2 Рекомендации для родителей по домашнему чтению художественной
литературы по теме «Народное творчество». Посоветовать книги родителям по
теме «Народное
творчество».
3 Консультация «Виды народного декоративно-прикладного
искусства».
4 Консультация «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома». Приобщить
родителей принимать активное участие по теме декоративно – прикладное
искусство.
5 Фотоотчет по результатам проекта
6 Познакомить
родителей с проделанной работой детей.
Сценарий мероприятия «Русские народные традиции. Чаепитие»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Задачи: расширять знания детей о культуре и традициях
русского народа; способствовать знакомству детей с русским
самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси, воспитывать
в детях интерес к традициям гостеприимства и чаепития на Руси,
воспитывать у детей желание быть гостеприимными.
Оборудование: костюм хозяюшки, костюмы гостей из
Китая, Индии, Англии, костюм самовара, самовар, травы, лекарственные растения
на подносах, чашки, разные виды чая.
Хозяюшка (воспитатель):
Здравствуйте, гости дорогие
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге-хозяйке радость.
Хозяюшка: Сегодня я приглашаю вас, дорогие гости, на наши посиделки.
Звучит песня приветствие «К нам гости пришли».
По давней русской традиции мы будем угощать
гостей чаем. А чай нам привезли иностранные гости, давайте их встречать.
1-й ребёнок
Всем добрый вечер!
Я из Китая.
Я вам привёз превосходного чая!
В нашей стране чай уважают,
Сажают, ухаживают, собирают
И всему миру его продают.
В чае- гармония и уют.
(Преподносит Хозяюшке подарок- коробочку чая.)
Хозяюшка:
С поклоном ваш подарок принимаем,
На наши посиделки приглашаем.
А вот и следующий гость.
2-й ребёнок
Спешил поистине не зря
Я в ваши дальние края.
Из жаркой Индии далёкой
Я вёз индийский чай, друзья!
(Преподносит Хозяюшке подарок- коробочку чая.)
Хозяюшка:
Мы ваш подарок принимаем,
На посиделки приглашаем.
А вот и следующий гость.
Хозяюшка:
Спасибо! Проходите, пожалуйста, на наши посиделки!
Чай впервые привезли в Россию из Китая в 17 веке русские
землепроходцы. Сначала он считался лечебным напитком и был очень дорогим.
Поэтому чай могли купить только богатые люди. Остальные жители пили настои из
трав и ягод.
А к нам ещё одна гостья пожаловала. Встречайте!
Я-бабушка- Варварушка, добрая травница.
У кого какая хворобица?
Кому здесь не здоровится,
Есть травки, цветочки.
Приготовлю для вас отвары, примочки.
Хозяюшка: Спасибо бабушка- Варварушка!
А знаете ли вы, ребята, из каких трав можно заварить вкусный,
полезный чай? Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки о целебных растениях, а
отгадки будем находить среди травок, цветов, листьев на этих тарелочках.
Вкусен чай и ароматен,
С ней он лёгок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? (запах. мяты)
Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
У её зелёный лист.
Нам она идёт на чай.
Что за травка, отгадай! (чабрец)
Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички. (ромашка)
Семена, как коготки.
Жёлто- красные цветки.
При болезнях горла помогают.
Кто же их не знает? (календула или ноготки)
Дети отгадывают загадки, находят соответствующие растения на
приготовленных тарелочках, растирают, нюхают.
Хозяюшка: Вот из каких растений, полезных для здоровья, можно
душистый чай заварить.
А вы знаете, ребята, что русский народ придумал
много пословиц и поговорок о чаепитии. Я буду начинить фразу, а вы
попробуйте её закончить.
Чай пьёшь, до ста лет… проживёшь.
Пей чай- удовольствие …получай.
Самовар кипит- уходить …не велит.
Чай пить- не дрова…рубить.
Попей чайку- забудешь… тоску.
Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие!
А какая же посуда нужна нам для чаепития?
Динамическая пауза.
Вот заварочный наш чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни- разобьются.
Вот серебряная ложка,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
«надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
приседают, одна рука на поясе.
кружатся, рисуя руками круг.
потягиваются, руки вверх, сомкнутъ над головой
делают большой круг. Снимается мышечное напряжение.
Хозяюшка: Захотелось чаю-ставь самовар! Для русского человека
самовар- символ семейного уюта, дружеского общения. Недаром говорили в народе: «Печка
– матушка, да самовар- батюшка!»
5-й ребёнок (в костюме самовара):
Я- красавец самовар,
Трехведерный самовар.
На русской земле
Я начальник на столе.
Мои медные бока разрумянились слегка,
Подготовлю кипяток,
Заварю для вас чаёк.
Хозяюшка: А вот и его история. Сядьте кружком да поговорим ладком.
Только на Руси пили чай из самовара. Его родиной считают город
Тулу.Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и
продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и
краникам.
Хозяюшка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он
самовар?
Дети рассматривают самовар.
Ответы детей. (Блестящий, красивый, пузатый, железный.)
Хозяюшка: Что есть у самовара?
Ответы детей. (Крышка, дно, стенки, кран.)
Хозяюшка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
Ответы детей. (Две ручки, сделаны из дерева.)
Хозяюшка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Ответы детей. (Чтобы не обжечься)
Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри.
У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или
щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное
приспособление наверху в самоваре, которое называется конфорка, ставили
заварной чайник с душистым чаем.
С самоваром мы познакомились, а теперь мы рассмотрим разные
сорта чая. Ведь без чая не обходится ни одно застолье.
На Руси чай ценился на весь золота. Его обменивали на русские
меха, и драгоценные камни. Чай был напитком знати.
(Рассматривание сортов чая)
А теперь я предлагаю вам ребята вместе со мной попробовать
заварить несколько сортов чая и посмотреть чем они отличаются(ароматом, цветом
и вкусом)
Хозяюшка: «Делу время, а потехе час»,
Звучит русская народная музыка
Воспитатель: А теперь мы с вами потанцуем и сыграем в русские народные
игры. (дети танцуют)
Цели: Продолжать знакомить детей
с бытом и предметами утвари русского народа.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей
с историей возникновения самовара, его внешним видом,
назначением; расширить знания детей о традициях русского народа;Развивающие: продолжать
развивать активный познавательный интерес детей к окружающему миру;
Воспитательные: воспитывать уважение к русской
культуре и традициям;
Словарная работа: Самовар.
Оборудование: самовар,
чашки и сладости; презентация «В гостях у самовара»;
для детей- русские народные костюмы, музыка для частушек на флешке, магнитофон,
силуэты самоваров по количеству детей.
Предварительная работа: чтение произведения К.
Чуковского «Муха
Цокотуха», проведение масляной недели и праздника Масленица,
рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта,
Методы и приемы: наглядный (приём использования ТСО., приём показа
предметов); словесный (рассказ, художественное слово).
Ход
НОД:
Вводная часть:
Воспитатель: Представьте себе, что мы с
вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как
в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на
полотенце, вышитом по краям.
Здравствуйте,
ребятишки гости дорогие! Прошу в избу, проходите, присаживайтесь. Будьте как
дома, угощенье откушайте, да речи послушайте.
Дорогих
гостей встречаем
Хлебом-
солью привечаем.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а кто из вас любит
принимать гостей?
Дети: (ответы детей)
Давно
зародилась традиция встречать гостей хлебом — солью.
На
столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Этим хозяева
хотели показать свое гостеприимство. А также по русской традиции встречают
гостей чаем. К нему подают варенье, мед, баранки, бублики, пряники, пироги.
Издавна на Руси любили чай и умели его вкусно заваривать. А вот пили чай из
чего, попробуйте отгадать для этого загадку.
Загадка: У носатого, у Фоки
Постоянно
руки в боки
Фока
воду кипятит
И
как зеркало блестит.
Дети: самовар
Воспитатель: правильно, это конечно
же самовар. Посмотрите на него. Вот он,
посмотрите какой пузатый, блестит, как зеркало. А для чего нужен самовар?
Дети: для чая….
Правильно, в нем кипятят чай. Сейчас самовары делают
электрические, они греются от электричества.
А вот когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, самовары были
другими и их топили дровами. Чтобы вскипятить чай в таком самоваре,
вот сюда, в самовар, наливали воду. Для
растопки самовара годилось всё: и щепочки, и
палочки, и шишки. А когда горят дрова, появляется дым, и чтобы дым не выходил в
дом, ставили сверху трубу и вводили ее в печь или в окно.
Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара
С
сухарями, с сушками,
Со
сладкими ватрушками,
С
бубликами вкусными,
С
пирогами русскими!
А сейчас самое время поговорить о
том, откуда и когда к нам пришел самовар.
Без самовара нельзя было
представить жизнь русского народа. И мы сегодня тоже собрались у самовара.
Самовар –это русское изобретение. Впервые изготовили его на
Урале, а затем их начали делать по всей России. Особенно в городе Туле. Сначала
его называли самогреем, самокипцем.
А уж потом самоваром. Сам варит!
Какие только самовары раньше не делали: и
большие, и маленькие. Их делали разные – и круглые – как бочонок, даже
квадратные – как коробка, как ящик. Самовары в старину красиво
украшали. (презентация)
Самовар дорожный, самовар ваза – «Многогранник»
Самовар бочонком, самовар «Тюльпан»
Самовар «Жёлудь» самовар «Арбуз»
Самовар яйцом, самовар «Паук»
Самовар банкой- буфетный электрический, самовар
вазой.
Воспитатель: Вот такие красивые самовары раньше
делали на Руси.
О самоваре многое узнали,
Но,
по-моему, устали.
А
сейчас давайте встанем и немного отдохнём.
Физминутка «Самовар».
Воспитатель:
Велика
Россия наша
И
талантлив наш народ
Мы
за чаем не скучаем,
Мы
частушки сочиняем.
Частушки
не случайные,
Частушки тоже «чайные».
Наши
девочки Алиса и Лерочка споют для вас сейчас частушки.
ЧАСТУШКИ
1. Посидеть за самоваром 2. Самовар
поет, гудит,
Рады
все наверняка, Только с виду он сердит.
Ярким
солнечным пожаром К потолку пускает пар
У него горят глаза. Наш красавец самовар.
3. Самовар пыхтит, искрится, 4.
Лучше доктора любого
Щедрый,
круглый, золотой, Лечит скуку и тоску
Озаряет
наши лица Чашка вкусного, крутого
Он своею добротой. Самоварного чайку.
Воспитатель: А ещё русский народ сочинял
пословицы про самовар.
Пословицы
и поговорки
Самовар кипит – уходить не велит.
Печка матушка, а самовар – батюшка.
Заключительная часть:
Воспитатель: Вот так интересно можно
провести время у самовара! Ребята, а кто
запомнил в каком городе изготавливают самовары? А какие бывают самовары,
в виде чего?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А ещё я вам ребята хочу
подарить вот такие самовары! Предлагаю вам дома
украсить ваш самовар. Вы можете повторить узор или
придумать свой. А потом принесёте их в детский сад, и мы свами сделаем выставку
ваших самоваров.
Воспитатель: Наступает час прощанья,Будет
краткой наша речь.
Говорю вам: «До свиданья! До приятных,
новых встреч!»
Список использованной
литературы
1. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М. 2009г.
2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском
саду (планирование,
конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.
3.
И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках,
валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.
4.
Н. Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.