Сочинение на тему народная война в романе л н толстого война и мир

Реферат: толстой л. н. мысль народная в романе л. н. толстого война и мирроман л. н. толстого создавался в

p17 knopka1 knopka4

Реферат: Толстой л. н. – мысль народная в романе л. н. толстого война и мир

Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения.
Центральной темой литературы 60-х годов XIX века стала тема народа. Для ее рассмотрения, а также для освещения многих крупных проблем современности писатель обратился к историческому прошлому: событиям 1805-1807 годов и войне 1812 года.
Исследователи творчества Толстого расходятся во мнении, что он подразумевал под словом “народ”: крестьян, нацию в целом, купечество, мещанство, патриотически настроенное патриархальное дворянство. Безусловно, все эти слои входят в толстовское понимание слова “народ”, но лишь тогда, когда они являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия “народ”.
Своим произведением писатель утверждал решающую роль народных масс в истории. По его мнению, роль выдающейся личности в развитии общества ничтожна. Сколь бы ни был гениален человек, он не может по своему желанию направлять движение истории, диктовать ей свою волю, распоряжаться действиями огромной массы людей, живущих стихийной, роевой жизнью. Историю творят люди, массы, народ, а не человек, возвысившийся над народом и взявший на себя право по собственному желанию предугадывать направление событий.
Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, центробежное и центростремительное. Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах, является воплощением центростремительных, восходящих сил истории. Писатель подчеркивает нравственную высоту Кутузова, так как этот герой связан с массой простых людей совместными целями и действиями, любовью к родине. Он получает свою силу от народа, испытывает те же чувства, что и народ.
Писатель также акцентирует внимание на достоинствах Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение: “Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа”. Толстой подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории. Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, поднимает дух войск, которыми командует.
Толстой изображает Кутузова как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом. В романе личность великого полководца противопоставлена личности великого завоевателя Наполеона. Писатель разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводит к культу сильной и гордой личности.
Итак, значение великой личности автор видит в ощущении совершающейся истории как воли провидения. Великие люди, подобные Кутузову, обладающие нравственным чувством, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости.
“Мысль народная” выражена и в образах многих представителей дворянского класса. Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом. Герои испытываются Отечественной войной. Независимость частной жизни от политической игры верхов подчеркивает нерасторжимую связь героев с жизнью народа. Жизнеспособность каждого из персонажей проверяется “мыслью народной”.
Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свои лучшие качества; Андрея Болконского солдаты называют “наш князь”; Наташа Ростова достает подводы для раненых; Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти Наполеона.
Ярче всего близость к народу проявляется в образе Наташи, в которой изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты Наташа с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем она пляшет “Барыню”. И все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке: “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух?”
Если Наташе до конца свойственны черты русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей; однако именно особенности русского характера помогают ему понять всю лживость и лицемерие Наполеона, его кумира.
Пьер попадает в крестьянский мир, и жизнь сельчан наводит его на серьезные мысли.
Герой осознает свое равенство с народом, даже признает превосходство этих людей. Чем больше он познает сущность и силу народа, тем больше восхищается им. Сила народа заключается в его простоте и естественности.
По Толстому, патриотизм — свойство души любого русского человека, и в этом отношении разница между Андреем Болконским и любым солдатом его полка незначительна. Война заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем обществом.
В романе показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый делает свою часть общего дела, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимает их Толстой. И такой рой, или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с роем своей индивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если не угрожает никакая опасность. Участниками роевой жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что “она Бонапарту не слуга”. Все эти люди- деятельные участники народной, роевой жизни.
Так, народ для Толстого — сложное явление. Писатель не считал простой народ легко управляемой массой, так как понимал его гораздо глубже. В произведении, где “мысль народная” стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера.
Близок к народу капитан Тушин, в образе которого сочетаются “малое и великое”, “скромное и героическое”.
Тема народной войны звучит в образе Тихона Щербатого. Этот герой, безусловно, полезен в партизанской войне; жестокий и безжалостный к врагам, этот характер естественен, но Толстому мало симпатичен. Образ данного персонажа неоднозначен, как неоднозначен и образ Платона Каратаева.
При встрече и знакомстве с Платоном Каратаевым Пьера поражает тепло, добродушие, уют, спокойствие, исходящие от этого человека. Он воспринимается почти символически, как что-то круглое, теплое и пахнущее хлебом. Каратаеву свойственна удивительная приспособляемость к обстоятельствам, умение “обжиться” в любых обстоятельствах.
В поведении Платона Каратаева неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои эпопеи. Свои рассуждения этот герой излагает в притчеобразной форме. Это, например, легенда о невинно осужденном купце, страдающем “за свои да за людские грехи”, смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь.
И тем не менее, в отличие от Тихона Щербатого, Каратаев вряд ли способен к решительным действиям; его благообразие приводит к пассивности. Ему противопоставлены в романе богучаровские мужики, поднявшиеся на бунт, выступившие за свои интересы.
Наряду с истиной народностью Толстой показывает и псевдонародность, подделку под нее. Это отражено в образах Ростопчина и Сперанского — конкретных исторических лиц, которые, хотя и пытаются взять на себя право говорить от имени народа, ничего общего с ним не имеют.
В произведении собственно художественное повествование временами прерывается историко-философскими отступлениями, по стилю близкими к публицистике. Пафос философских отступлений Толстого направлен против либерально-буржуазных военных историков и писателей. По мнению писателя, “мир отрицает войну”. Так, на приеме антитезы строится описание плотины, которую видят русские солдаты во время отступления после Аустерлица — разоренную и безобразную. В мирное же время она утопала в зелени, была аккуратной и отстроенной.
Так, в произведении Толстого особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей.
Итак, в романе Толстого “Война и мир” наиболее близко к духовному единению приходят люди из народа, поскольку именно народ, по мнению писателя, является носителем духовных ценностей. Герои, воплощающие “мысль народную”, находятся в постоянном поиске истины, а следовательно, в развитии. В духовном единении писатель видит путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года была реальным историческим событием, где идея духовного единения осуществилась.

Роман «Война и мир» был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании, и, глубже, о войне 1812 года, нельзя написать этот роман. Так, замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца — Кутузова. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова… Да перечислишь ли всех? Другими словами говоря, автор-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего «дубину» освободительной войны против захватчиков. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа — «мысль народная». Она заключается не только в изображении самого народа, его быта, жизни, но в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой народа. Здесь есть смысл вспомнить историческую концепцию писателя. На страницах романа и особенно во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а народа в целом. И насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.Война 1812 года стала рубежом, испытанием всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков, он даже разрабатывает план убийства Наполеона, для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко, для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом, для Денисова и Долохова. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе. Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска, вспомним купца Ферапонтова, который, поддавшись какой-то неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести – поджечь, в сцене подготовки к Бородинскому сражению, солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке, в сцене боя партизан с французами. Вообще, тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой
подчеркивает, что война 1812 года была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками.
Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа — Василий Денисов и Долохов. Тема народный войны находит свое яркое выражение в образе Тихона Щербатого. Образ этого героя неоднозначен, в отряде Денисова он выполняет самую «грязную» и опасную работу. Он беспощаден к своим врагам, но именно во многом благодаря таким людям Россия победила в войне с Наполеоном. Неоднозначен и образ Платона Каратаева, в условиях плена вновь обратившегося к своим истокам. Наблюдая за ним, Пьер Безухов понимает, что живая жизнь мира выше всяких умствований и что счастье – в нем самом. Однако в отличие от Тихона Щербатого Каратаев вряд ли способен к решительным действиям, его благообразие приводит к пассивности.
Показывая героизм русского народа, Толстой во многих главах романа говорит о бедственном положении крестьян, угнетаемых крепостным правом. Передовые люди своего времени, князь Болконский и граф Безухов, пытаются облегчить крестьянскую долю. В заключение можно сказать, что Л.Н. Толстой в своем произведении, пытается
доказать читателю мысль, о том, что решающую роль в жизни государства играл и будет играть народ. И что именно русский народ смог разгромить считавшуюся непобедимой армию Наполеона

«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» явилась своеобразным итогом, синтезом автор­ских исследований русского национального ха­рактера, проявляющегося с одинаковой силой в будничной жизни и в годы великих исторических перемен, во время военных поражений и побед. До «Войны и мира» не было в литературе произведе­ния, где бы с такой полнотой раскрывались осо­бенности русского национального самосознания: следование христианским заповедям, высокая нравственность, любовь к Отечеству.
Ценность каждого из героев «Войны и мира» проверяется «мыслью народной». Именно в народ­ной среде раскрываются лучшие качества Пьера — его бескорыстие, простота, пренебреже­ние к удобствам жизни, человечность. Общение с простыми русскими солдатами и мужиками рож­дает в нем желание «войти в эту жизнь, всем су­ществом проникнуться тем, что делает их таки­ ми». Столкнувшись с силой и правдой кровавых событий под Бородином, Пьер осознает искусст­венность и фальшь прежних своих умозаключе­ний. Ему открывается другая правда, он приходит к идеалу народной жизни: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жиз­нью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных чело­веческих потребностей, что все несчастье происхо­дит не от недостатка, а от излишка». И это понял граф, который вместе с остальными ел лошадиное мясо, мучился от вшей, стаптывал в кровь ноги.
Л. Н. Толстой неизменно подчеркивал связь своих героев, особенно любимых героев, с живой жизнью народа. «Наш князь», — ласково называ­ют солдаты Андрея Болконского. А как преобра­жается его сестра Марья, когда, несмотря на пред­ложение француженки Бурьен, отказывается покориться завоевателям!
А что, например, заставляет Наташу Ростову во время отъезда из Москвы сбросить с подвод соб­ственное имущество и отдать их раненым? Ведь это и есть истинное проявление милосердия, со­страдания и доброты, которые видит Толстой в своем народе. Такую же силу национального духа обнаруживает Наташа Ростова в русской пляске и восхищении народной музыкой. Любуясь танцую­щей Наташей, писатель изумляется: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, ко­торым она дышала, — эта графинечка, воспитан­ная гувернанткой-француженкой, — этот дух, от­куда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».
Рассуждая о единении русского народа. Тол­стой особо подчеркивает патриотизм мирных жи­телей. Оставляя Смоленск, горожане добровольно сжигают свое имущество, не желая отдавать его завоевателям. По приказу Кутузова москвичи уезжают из родного и, безусловно, любимого горо­да — сердца России не потому, что боятся фран­цузов, а потому, что не хотят жить под властью захватчиков.
«Мыслью народной» пронизаны размышления писателя о Бородинской битве и партизанском движении.
По представлению всех участников сражения на Бородинском поле, это была такая битва, когда нужно было умереть, но победить. Ополченцы шли на бой в белых рубашках смертников, зара­нее понимая и принимая свой конец. «Всем наро­дом навалиться хотят, одно слово — Москва, один конец сделать хотят».
Той же «мыслью народной» проверяется дея­тельность исторических лиц: Наполеона и Кутузо­ва, Сперанского и Растопчина. Например, нам симпатичны простота и будничность Кутузова, его мудрость и понимание народа, действительная за­бота о людях. Он всегда умел угадать «значение народного смысла события». «Источник этой не­обычайной силы прозрения лежал в том народном чувстве, которое он носил во всей чистоте и силе его», — так определит Л. Н. Толстой сущность его полководческого таланта. И, с другой стороны, нам отвратительны эгоизм и поза Наполеона, го­тового шагать по трупам к вершинам собственной славы: «Видно было, что только то, что происхо­дило в его душе, имело для него значение, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Мы не можем говорить здесь ни о нравственности, ни о человечности.
Итак, все герои романа проверяются именно «делом народным»: одушевлены ли они всенарод­ным чувством, готовы ли на подвиг и самопожер­твование. Вот почему Толстому в доказательство главной «народной» мысли романа не понадоби­лось большого числа образов из народной среды. «Народное» раскрывается в «Войне и мире» как всеобщее, национальное.

Название: «Народная мысль» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 01:07:56 29 сентября 2001 Похожие работы
Просмотров: 5879
Комментариев: 25
Оценило: 19 человек
Средний балл: 3.9
Оценка: 4   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: «Народная мысль» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Реферат: Воздействия на почки. Скачать бесплатно и без регистрации
Курсовая работа: Технологическая линия по производству общестроительных портландцементов
Реферат: Четыре источника и четыре составных части интернет-маркетинга. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат по теме Сценарий свадьбы
Что такое финансовый менеджмент?
Реферат по теме Акустика движущихся сред
Что Означает Плыть По Течению Итоговое Сочинение
Сочинение Добро И Зло В Сказках Пушкина
Реферат по теме Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел военными судами
Конспекты лекций: Бухгалтерский учет
Поль Гольбах Реферат
Дипломная работа: Бизнес-планирование в кредитной организации
Курсовая работа: Анализ оплаты труда и использования фонда заработанной платы на ОАО Производственное объединени
Курсовая работа по теме Строение атома
Реферат: Роль и функции социологии. Скачать бесплатно и без регистрации
Рефераты: Разное.
Сочинение На Тему Человек Трудом Велик
Реферат: Специфика ремонтного обслуживания АЭС
Итоговое Сочинение 2022 Про Любовь
Эссе На Тему Лидер
Курсовая работа: Банковская система. Особенности построения банковской системы в России
Реферат: Химия в биологии, медицине и производстве лекарственных препаратов
Доклад: Мексика: Мария де Гваделупа

(746 слов) Произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир» по праву называют романом-эпопей. Автор повествует о событиях целой исторической эпохи, раскрывает тему человеческих взаимоотношений, а также поднимает важные и актуальные проблемы. Центральное место в повествовании занимает описание событий Отечественной войны 1812 года. Любовь к Родине подняла весь русский народ, сражения стоили ему огромных потерь. Однако именно благодаря этой войне великая Россия смогла показать всему миру, на что способна русская сила. Но перед Отечественной войной автор изобразил наполеоновские войны в Европе, в которых приняла участие Россия. Рассмотрим поподробнее, как в произведении Толстого раскрываются две войны.
Комментируя свой писательский замысел, Толстой был предельно откровенен: 

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач и нашего срама… Ежели причина наших неудач и нашего торжества была не случайна и лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений»

Это значит, что задача Аустерлицкого сражения — это наиболее полная характеристика русского народа, его геополитического стремления. Солдаты не хотели воевать за чужие земли в 1805 году, когда прибыли на помощь Австрии. Даже Кутузов, понимая народный дух и разделяя его, стремился сберечь армию, не дать ей извести себя в боях. Победа не была его целью, поэтому он даже велел не наряжать солдат к смотру. Он хотел показать из измотанность и непригодность для атаки. Однако не все были движимы патриотизмом и здравым смыслом. Амбиции русского императора и многих подчиненных Кутузова стали причиной череды поражений. Одним из идейных сторонников войны, как карьерного пути и призвания, был Андрей Болонский. Он хотел найти на полях Аустерлица свой Тулон и прославиться за счет подвигов. В самый драматический момент, когда солдаты побежали назад, а Кутузов был в отчаянии от этого позора, Андрей поднял упавшее знамя и повел людей в бой. Однако сам он получил тяжелое ранение, а вместе с ним и драгоценное осознание: не нужно было этого делать. Его подвиг был показухой, потому что не имел цели. Что с того, что одни иностранцы победят других? Стоит французам дать слабину, на них пойдут австрийцы, а русским в этой битве нет места. Война впервые предстала перед Андреем такой, какой видел ее Кутузов — мерзкой и кровавой братоубийственной сварой без величия и славы. Лишь одно могло бы оправдать кровопролитие — защита своего дома, своей страны. Именно в этом заключается причина поражений русских за рубежом: у них не было морального превосходства над противником в виде четкой мотивации действий.

Совсем иной выглядит Отечественная война. Люди объединились вокруг одной цели — самозащиты, ведь каждый патриот отождествляет себя с Родиной. Крестьяне, мещане, купцы — все были единым фронтом. Вспомним взятие Смоленска: когда французская армия была на подступах к городу, семья местных жителей решилась на отчаянный поступок. Отец и муж сжег все свое достояние, оставив детей и жену обездоленными. И такие поступки совершались массово, стихийно, чтобы врагу ничего не осталось. Даже самые бедные люди готовы были пожертвовать всем ради Отечества. Они же уходили в леса и начинали самостоятельную охоту на врагов, которая подрывала боевой дух французов и не на шутку пугала их. Вспомним отряды Денисова и Долохова, где находилось место мужчинам без чинов и рангов. Тихон Щербатый был и разведчиком, и пехотинцем, и палачом. Война велась не по правилам, а по нравственным законам. Люди боролись за свой дом, не выбирая оружия, не делая карьеры. Совсем иной была мотивация и профессиональных военных. Болконский ушел из штаба и стал действующим полковником. Солдаты его любили и шли за ним до конца, ведь он был частью полка — тем, кто ради Отечества готов не жалеть жизни. На этот раз Андрей не хочет славы и наград, он желает только победы и спасения своей Родины. Поэтому его действия более осмысленны и рациональны, он не рискует жизнью напоказ. Эти же соображения направляют стратегию Кутузова, которую позже назовут «скифской войной». Чтобы сохранить войско для решающей атаки, фельдмаршал отходил вглубь страны, изматывая солдат противника и выигрывая время для мобилизации всех сил. Момент и место для Бородинского сражения были выбраны удачно: за сердце России люди готовы были драться до последнего. Ее купола стали для них путеводной звездой. А вот французы спотыкнулись об Москву. Войдя в город, воины превратились в мародеров и не стали преследовать обескровленного и обессиленного врага. В этом состояла одна из главных причин, позволяющая сказать, что Бородинское сражение было скорее успехом, чем поражением. Дух вражеского войска был надломлен, и в дальнейшем обескураженные, голодные, замерзшие французы сами были рады покинуть Россию.

Таким образом, автор в романе «Война и мир» продемонстрировал две войны, чтобы показать истинную движущую силу любой победы — дух войска. Русская армия начала побеждать только тогда, когда у нее появилось моральное превосходство над врагом — миссия освобождения России.

На чтение 26 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Литеровед представляет краткое сочинение «Тема войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», раскрывающее особенности изображения военных действий в произведении.

Действие в романе-эпопее Л. Н. Толстого охватывает период с 1805 по 1822 годы. Перед глазами читателя проходят две войны, которые противопоставлены друг другу.  Благодаря этому приему автор хочет показать, как ничтожна роль исторической личности при свершении великих событий. Толстой показывает военные действия через восприятие героев, их поведение. Для него имеет гораздо меньшее значение, кто какие маневры совершает. Ему важно, какие чувства, эмоции, мысли в ответ на это появляются в душе человека.

В названии романа обозначается расстановка сил. Герои делятся на два лагеря, расположившиеся на противоположных полюсах. На полюсе войны находится Наполеон и те, кто его поддерживает, ведет похожий образ жизни, стремится к тем же целям, служит тем же идеалам. Полюс мира представляет Кутузов и герои, тяготеющие к его миропониманию и ценностям.

В войне 1805 – 1807 годов Российская империя выступает как союзник Австрии. Русские войска терпят поражение за поражением. Толстой объясняет это тем, что солдатам не хватает боевого духа. Они не понимают смысла боевых действий. Это чужая война, на которой они случайные люди. Солдатам она несет увечья и смерть. Офицеры мечтают о славе, чинах, наградах, которые принесут им положение в обществе, деньги, власть. Толстой осуждает пустоту и никчемность этих людей.

Князь Андрей Болконский отправляется на войну, мечтая о славе. Его идеалом является французский император. Он так же, как Наполеон, желает найти свой Тулон. Болконский с презрением относится к петербургскому светскому обществу. Тщеславное желание выделиться из общей массы руководит князем Андреем. Его мечты рисуют ему героическое будущее: он становится спасителем армии. Шенграбенское сражение показало ему, что его мечты имеют мало общего с реальностью. Все планы, которые разрабатывал Болконский перед битвой, оказались неприменимы. Никакое организованное руководство процессом невозможно. Важную роль играют и второстепенные персонажи, такие, как Тушин, который выполняет свое дело, не думая о награде. Этот в мирной жизни незаметный человек находится под непрерывным огнем неприятеля и проявляет чудеса храбрости.

Впереди Аустерлиц, у Болконского появляется еще один шанс совершить подвиг. Он готов пожертвовать своей жизнью, чтобы его имя осталось жить в веках. Судьба предоставляет ему великолепный случай отличиться. Батальон пускается наутек, знаменосец убит. Князь Андрей подхватывает знамя и бросается вперед, увлекая за собой бегущих солдат. Ему удалось остановить отступление, но сам он тяжело ранен. Он падает и теряет сознание. Очнувшись, Болконский видит «высокое небо» и ощущает свою ничтожность перед ним. Он понимает, что все, к чему он стремился до этого, блекнет в сравнении с этим высоким, недосягаемым небом. Даже Наполеон и его достижения кажутся мелкими и ничтожными на фоне этой высоты. Все идеалы Болконского рухнули в одночасье. Князь меняет свое направление и устремляется к полюсу мира.

В этой войне и солдаты, и офицеры далеки от патриотизма. Если они и совершают героические поступки, то делают это скорее инстинктивно, чем ведомые какой-то высокой идеей. Пример Болконского показывает, что его прежние расчеты оказались ошибочными.

Войне 1805 – 1807 годов противопоставлена Отечественная война 1812 года. Она стала проверкой человеческих характеров, духовной силы. Война 1812 года – это битва за Отечество. На его защиту поднялось все население великой державы, независимо от социальной принадлежности. Дворяне, купцы, мещане, крестьяне – все сплотились в едином стремлении изгнать иноземцев с российской земли. В этой войне рождается то, что приносит победу армии. Людьми движет гнев, ответственность за судьбу страны, выражающие боевой дух войска.

Большую роль в исходе войны сыграло партизанское движение, получившее название «дубины народной войны». Количество партизанских отрядов исчислялось сотнями. Толстой подчеркивает единство, овладевшее солдатами, офицерами, гражданским населением.

Боевой дух войска был поднят прибытием Михаила Илларионовича Кутузова, авторитет которого среди простых солдат был очень велик. Барклай де Толли был талантливым полководцем, но далеким от народа. Кутузову солдаты верили и были готовы идти за ним в огонь и в воду. Они не желали бездействовать, отступать. Они рвались в бой.

Военные картины романа являются композиционными центрами, которые соединяются в Бородинском сражении. Лучшие качества русских воинов проявились под Бородино. Этот день стал переломным в ходе войны. Французское войско, потрясенное полученным отпором, почувствовало силу противника и уже не смогло прийти в себя. Если война в Австрии показана глазами князя Андрея, то участником Бородинской битвы стал далекий от военных действий Пьер Безухов. Общение с простыми людьми стало для него откровением. Он увидел народ другими глазами, стал ближе к нему. Это коренным образом изменило его мировоззрение.

Кутузов понимал, будучи опытным полководцем, как важно поддерживать боевой дух войска. Он заведомо распространял ложные сведения об успехах на всех участках фронта, чтобы солдаты не потеряли веру в свои силы. Для Кутузова это была последняя война, он был слишком стар, поэтому он не мог подвести людей, которые верили ему, он не мог проиграть. Он чувствовал, когда можно принимать бой, когда войско сможет совершить невозможное. Кутузов принимает правильные решения, которые были не всем понятны, не заботясь о почестях и славе. Его главной стратегической линией было соединение терпения, времени и боевого духа, о котором он так пекся.

Толстой противопоставляет старому полководцу молодого французского императора. В романе Наполеон проигрывает Кутузову изначально. Его образ вызывает неприязнь. Толстой говорит, что «нет величия там, где нет простоты и правды». Он лишает величия этого великого человека. Его поражение – это закономерность. Русская армия отстаивала свое Отечество, французская своего императора, который бросил их, спасая свою жизнь.

По мнению автора, война – это «любимая забава праздных и легкомысленных людей». Видимо, именно таким он считал Наполеона. Противник всех войн, Толстой проводит эту мысль в своем произведении, показывая низость, ничтожность, тщеславие Наполеона и героев, подобных ему. Умаляя роль личности, автор возводит на пьедестал народ, совершающий историю.

Сочинение на тему “Тема войны в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

В романе «Война и мир» эта тема выражена особенно ярко, без нее невозможно понять философию жизни Л. Н. Толстого.

В своем романе Толстой описывает две войны начала XIX в. — войну 1805—1807 гг. в Европе и Отечественную войну 1812 г. Первая ведется на чужой земле и имеет цели, непонятные простому человеку. Вторая же затрагивает всех и каждого, потому что от исхода этой войны зависит не только политическое равновесие в Европе, карьера или семейное счастье отдельно взятых людей, но и существование мира вообще.

Судьбы почти всех героев романа связаны с войной. Война проверяет их мировоззрение и нравственные силы. Например, князь Андрей, принимавший участие в обеих войнах, под Аустерлицем хотел в одиночку совершить подвиг, спасти всю армию, стремился к славе и величию, к своему «Тулону». А после сражения «ему так ничтожны казались… все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, что он не мог отвечать ему». Под Бородино князь Андрей уже вместе со своим полком, вместе со всей русской армией делает все необходимое для спасения России, он — один из многих. «Князь Андрей, точно так же, как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед… заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою».

Юный Николай Ростов сначала воспринимал войну как праздник, парад красивых мундиров, хотел совершить подвиг во имя Отечества и горячо любимого императора. «Мысль о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову». Настоящая война с ее кровью, потом, возможностью скорой смерти открыла Ростову жизнь с другой стороны, как что-то запутанное и страшное, противное здравому уму, человеческой природе. В то же время война, жизнь в полку помогает Ростову уйти от «каши жизни», избежать ее сложных вопросов. Именно война дает ему возможность познать жизнь, возмужать.

Внимание!

Читайте также:  Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского «Гроза»

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Другой герой романа, Пьер Безухое, хотя и не принимал непосредственного участия в боевых действиях, все же присутствовал на Бородинском поле и видел сражение. После этого в Москве он был взят в плен французами, в плену познакомился с Платоном Каратаевым. Во время войны весь внутренний мир Пьера изменился. «Он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитекторе вселенной… он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».

Те герои романа, которые не участвовали в сражениях, также были затронуты-войной. Например, Ростовы были вынуждены уехать из Москвы, оставив все свое имущество. Наташа отдала все подводы для перевозки раненых. Если бы не было войны, Наташа не встретилась бы с князем Андреем в Мытищах. А именно благодаря войне и этой встрече она так выросла духовно. Княжна Марья уехала из Лысых Гор, хотя французы предлагали ей свое покровительство. Перед отъездом она встретилась с Николаем Ростовым, и эта встреча оказалась очень важной в их судьбе.

Некоторые герои романа «Война и мир» — исторические личности: Наполеон, Кутузов, Александр I. Все они также имели непосредственное отношение к войне — они были полководцами, главнокомандующими. Наполеон, обладая большой властью, пытался управлять сотнями тысяч людей. Он считал, что ход сражения зависит только от его приказаний. Толстой показал Наполеона во время Бородинского сражения: «Наполеон не видел того, что в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, — роль, которую он так верно понимал и осуждал». Этим Толстой доказывает, что Наполеон не мог влиять на ход сражения. Также Александр I не влияет на ход Аустерлицкого сражения. Он уехал с поля боя, когда было ясно, что сражение проиграно. А Кутузов, наоборот, не стремился управлять войсками — он только исполнял волю народа. Когда многие генералы советовали Кутузову атаковать французов, он отказывался, понимая, что наиболее быстрый способ изгнать французов из России — это предоставить им самим бежать. Кутузов также осознавал, что народу нужно не взятие в плен французских генералов, а освобождение России от захватчиков. Народ по-разному воспринимал войну 1805 г. и войну 1812 г. На войне 1805—1807 гг. солдаты сражались за интересы императоров. Эта война была не нужна народу. Поэтому русские проиграли Аустерлицкое сражение и войну в Австрии. А во время войны 1812 г. солдаты русской армии защищали свое Отечество, а французы, наоборот, были захватчиками. Боевой дух русских солдат был более высоким, и поэтому русские выиграли войну 1812 г. Этим Толстой доказывает свое утверждение, что сила войска определяется его боевым духом. Также Толстой говорит, что на ход истории влияют не отдельные исторические личности, а воля народа. Таким образом, на примере двух войн Толстой подтверждает свою философию истории.

В романе «Война и мир» Толстой поразительно верно изобразил сцены войны. В этом произведении показаны Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения. Например, при описании Шенграбенского сражения Толстой повествует о подвиге капитана Тушина. Действия батареи Тушина спасли русское войско, хотя сам Тушин не осознавал, что совершил подвиг, и даже не думал о той опасности, которой он подвергался. «Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Толстой противопоставляет подвиг Тушина подвигу Долохова. До-лохов, взяв в плен офицера, сразу же объявил об этом командиру: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Долохов ожидал награды за свой поступок, а Тушин даже не знал, что совершает подвиг. Толстой подчеркивает, что действия Тушина — настоящий героизм, а поступок Долохова — ложный.

При описании сражений Толстой говорит о бессмысленности войны. Например, в романе приводится такая картина Аустерлиц-кого сражения: «На этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно так же убитыми». Также Толстой показывает еще одну сцену Аустерлицкого сражения — рыжий артиллерист и французский солдат дерутся за банник. «— Что они делают? — думал князь Андрей, глядя4на них». Эта сцена символизирует бессмысленность войны. Также Толстой изображает картину Бородинского поля после сражения: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?» Таким образом, Толстой, показывая ужас и бессмысленность войны, говорит, что война и убийство — противоестественное человечеству состояние.

В своем романе Толстой говорит о влиянии войны не только на судьбы отдельно взятых людей, но и на жизнь всего мира, на ход истории. «В этот двадцатилетний период времени огромное количество полей не паханы; дома сожжены; торговля переменяет направление, миллионы людей беднеют, богатеют, переселяются, и миллионы людей-христиан, исповедующих законы любви ближнего, убивают друг друга».

Традиции Толстого в изображении войны как явления противного человеческой природе и в то же время как объединяющего начала в жизни нации, взгляды Толстого на историю, на национальные особенности русских людей, сам жанр, получивший впоследствии название роман-эпопея, были использованы русскими писателями XX века и усвоены мировым искусством.

«Петр I» Алексея Толстого, «Доктор Живаго» Пастернака, многие произведения Хемингуэя и Ремарка, кинематограф и живопись XX века были бы невозможны без «Войны и мира» Толстого, особенно темы войны.

Отрицательные герои в романе

Отношение Толстого к войне, конечно, интересно, но еще любопытнее, что он говорил о наших врагах. Писатель с пренебрежением отзывается о французах, которые больше пекутся о своем собственном «я», чем о нации – они не отличаются особым патриотизмом. А русским людям, по мнению Толстого, присуще благородство и самопожертвование во имя спасения Родины. Отрицательными героями в произведении являются также те лица, которые совершенно не думают о судьбе России (гости Элен Курагиной) и люди, скрывающие свое безразличие за напускным патриотизмом (большинство дворян, не считая некоторых достойных личностей: Андрея Болконского, Ростовых, Кутузова, Безухова).

Смотреть галерею

Кроме того, писатель откровенно плохо относится к тем, кто наслаждается войной – Наполеону и Долохову. Так быть не должно, это противоестественно. Война в изображении Толстого настолько страшна, что удивительно, как эти люди могут получать от сражений удовольствие. Насколько жестокими нужно быть для этого.

Преступление, которому нет оправдания

Благородные люди и гуманные поступки в романе

Писателю по душе те люди, которые, понимая, что война – это отвратительно, подло, но иногда неизбежно, без всякого пафоса встают на защиту своей страны и не получают никакого наслаждения, убивая противников.

Читайте также:  Описание животного (кошка) сочинение 5 класс

Это Денисов, Болконский, Кутузов и многие другие лица, изображенные в эпизодах. Отсюда становится понятным отношение Толстого к войне. С особым трепетом автор пишет о перемирии, когда русские проявляют сострадание к искалеченным французам, гуманном отношении к пленным (приказ Кутузова солдатам на исходе кровопролития – пожалеть поверженных противников, получивших обморожение). Также писателю близки сцены, в которых враги выказывают человечность по отношению к русским (допрос Безухова у маршала Даву). Не стоит забывать о главной идее произведения – сплоченности людей. Когда царит мир, народ, образно говоря, объединяется в одну семью, а во время войны происходит разобщение. В романе также присутствует идея патриотизма. Кроме того, автор превозносит мир и отрицательно высказывается о кровопролитии. Отношение Толстого к войне резко негативное. Как известно, писатель был пацифистом.

Роль Бородинского сражения

Многие эпизоды романа «Война и мир» в подробностях описывают военные действия. При этом Толстой старается воссоздать исторически правдивую картину. Один из главных эпизодов Отечественной войны — это, конечно, Бородинское сражение. Оно не имело смысла ни для русских, ни для французов с точки зрения стратегии. Толстой, аргументируя собственную позицию, пишет о том, что ближайшим результатом должно было стать и стало для населения нашей страны то, что Россия опасно приблизилась к погибели Москвы. Французы же чуть не погубили всю свою армию. Лев Николаевич подчеркивает, что Наполеон и Кутузов, принимая и давая Бородинское сражение, поступили бессмысленно и непроизвольно, подчинившись при этом исторической необходимости. Следствием этого сражения стало беспричинное бегство из Москвы завоевателей, возвращение по Смоленской дороге, гибель наполеоновской Франции и пятисоттысячного нашествия, на которое под Бородино в первый раз была наложена рука противника, сильнейшего духом. Сражение это, таким образом, хотя не имело смысла с позиции военной стратегии, было проявлением неумолимого закона истории. Оно было неизбежно.

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 31

    Каким годом и месяцем датируется начало событий романа «Война и мир»?</h3>

    • <label>июнь 1803 года</label>
    • <label>июль 1805 года</label>
    • <label>август 1806 года</label>
    • <label>сентябрь 1806 года</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 24.08.2020 · Обновлено 24.08.2020

(571 слово) В романе-эпопее «Война и мир» описание батальных сцен занимает важное место. Война в изображении Толстого предстает разрушительным и безнравственным событием, не имеющим оправдания и смысла. Лишь одну причину автор делает исключением — защиту своей родины. Именно поэтому в его мировоззрении бои в Европе и бои на родной земле выглядят по-разному. В первом случае солдаты сражаются не за родину, а за геополитические амбиции царя. Это трагедия для народа и страны. А во втором случае люди выполняют свой долг — защищают традиции, культуру, самобытность родины. Это ужасная необходимость, которая оправдана обстоятельствами. Чтобы разобраться в авторской позиции и рассмотреть изображение войны подробнее, необходимо проанализировать батальные сцены и выявить их специфику.

К самим описываемым событиям автор относился довольно однозначно: война для него «противное человеческому разуму» явление. Она жестока, беспощадна, не различает ни возраста, ни пола, ни положения в обществе, уничтожая каждого на своем пути. В этом уничтожении нет смысла и рационального подхода, поэтому автор осуждает желание персонажей сделать на ней карьеру. Каждая медаль оборачивается новыми жертвами. Поэтому война для героев Толстого — совсем не то место, где можно получить свою долю славы: даже Болконский под небом Аустерлица разочаровывается в собственных стремлениях к величию. Война — это великие потери и серьезные испытания для каждого, кого она затронула. Реалистично рисует писатель картины баталий, передавая не только суть событий, но и внутреннее состояние их участников.

«Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев-людей <… > офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек…»

Николай испугался первой атаки, ведь почувствовал, что страдания его близких не искупают минуты славы. Как его, такого любимого и любящего, могут поглотить зыбучие пески войны? Это оказалось немыслимым кошмаром, с которым юнкеру было трудно справиться. Лишь в ходе Отечественной войны Николай обуздал свои страхи и нашел цель для подвига — освобождение Родины.

Любопытно, что величественные батальные сцены изображаются автором не так, как на картинах признанных мастеров. Нет в них красоты и романтики, силы и могущества. Писатель старается максимально реалистично передать страхи, метания и страдания людей, загнанных на бойню.

«… на этой узкой плотине теперь <… > толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно так же убитыми…»

Каждому герою под влиянием происходящего приходится найти себе место в этом мире: Наташа Ростова заботится о нуждающихся; Пьер Безухов загорается идеей убийства Наполеона, считая его главной причиной «бед человеческих»; Ростов выполняет важные поручения от командования и вносит свой вклад в победу; Болконский меняет отношение к войне и становится фронтовым полковником, которого очень любят и ценят солдаты. Все главные герои, которых можно отнести к положительным, принимают авторских видение вооруженного кровопролития:

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость…»

Но есть у войны и «положительная» сторона. Она объединяет людей перед лицом общего врага. Сплачивает, заставляя двигаться к одной и той же цели. Помимо этого, она также проверяет человека на прочность, обнажая все его пороки или, напротив, благородные качества. Такие патриотичные люди, как Кутузов, пренебрегают амбициями и карьерой, чтобы сохранить жизни солдат и придти к победе с минимальными жертвами. А вот герои вроде Наполеона готовы идти по головам и ценой боев завоевывать новые знаки отличия.

Таким образом, война у Толстого двойственна. Она калечит судьбы, но способна вдохновить на подвиг. Она одновременно и разрушает личность, и раскрывает истинную сущность людей. Но в любом случае человек должен научиться обходиться без нее, ведь нет ничего ценнее созидательной мирной жизни, направляющей эволюцию.

Автор: Инна Колокольникова

Автор: · 26.01.2019

(505 слов) Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», рассказывая читателям об эпохе Наполеоновских сражений, не мог не затронуть тему войны. Борьба тянется почти через всё повествование, каждый из центральных персонажей произведения неизбежно сталкивается с ней. Она служит и как катализатор для действий героя, и как самостоятельная сила, имеющая свою собственную сюжетную линию.

Война появляется на первых же страницах романа. Избалованное дворянское общество легкомысленно обсуждает войну в Европе против Наполеона, которую ведёт их страна. Князь Андрей Болконский направляется в действующую армию, чтобы обрести славу и сравняться по величине со своим кумиром — Наполеоном. Николай Ростов, как капризный ребёнок, требует от отца зачислить его в гусарский полк, наивно принимая сражение за весёлое приключение. Толстой демонстрирует нам инфантильность, царящую в высшем свете Российской империи. Люди оторваны от реальности и не понимают истинной природы войны.

Перенося своих героев в Австрию, где проходят боевые действия, Толстой наносит сокрушительный удар по их наивным иллюзиям. Впервые попадая в настоящий бой, молодой Ростов в ужасе бежит от врага, боясь потерять свою жизнь и будучи не в силах отнять чужую. Этот эпизод становится началом становления личности Николая. Увидев войну такой, какая она есть, он со временем поборол свой страх, чтобы стать преданным солдатом своей страны.

Князь Андрей переживает события в Австрии гораздо тяжелее. Сталкиваясь с солдатской несознательностью, походным бытом и общей атмосферой безысходности, которые так не сочетались с величественными картинами войны в его воображении, герой впадает в уныние и замешательство. Реальная жизнь, в которой вместо удалых героев перед князем предстают простоватый командир батареи Тушин и нескладный Багратион, разочаровывает и раздражает его. В конечном итоге в битве при Аустерлице Андрей Болконский, своершив героический, но бессмысленный поступок, находясь на грани смерти, осознаёт бессмысленность своих мечтаний и действий перед лицом вселенной. И даже Наполеон кажется ему жалким ничего не значащим человеком. Толстой уничтожает сказочный образ войны, показывая нам грязь, кровь, смерть и солдаткую рутину, чтобы взращённые в тепличных условиях герои начали расти над собой.

Война на некоторое время исчезает из романа, но возвращается в двенадцатом году вместе с армией Наполеона, вторгающейся в Россию. Борьба имеет своё собственное развитие на протяжении романа, так как описания боевых действий в Европе и России отличаются друг от друга. Конечно, в обоих случаях Толстой воздерживается от претенциозной пафосности, показывая войну, как бессмысленную мясорубку. Но вместе с тем писатель показывает, что, если бои в Европе велись ради корыстных целей сановников, то столкновение двенадцатого года стало борьбой самого русского народа за выживание, которая действительно объединила страну. По мнению Толстого, победить врага помогли не деньги богачей и даже не таланты генералов, но только самоотверженность и упорство простого русского народа и тех представителей дворянского общества, которые освободились от пороков высшего света.

Характерно и то, что после изгнания французов с русской земли, народная война за спасение родины, которой так восхищался писатель, превращается пошлую и бессмысленную бойню наподобие той, которую автор описывал в начале романа.

Толстой, который и сам был участником войны, считал её самым отвратительным порождением человеческой природы. Видя, как на страданиях и гибели людей, наживаются негодяи и трусы, автор призывал использовать силу не для завоеваний и нападения, но только лишь для защиты своей родной земли и близких людей.

Многомудрый Литрекон советует особенно тщательно изучить это сочинение-рассуждение, так как в нем есть много интересных идей для аргументов к итоговым сочинениям. Если же Вам оно не подошло, напишите, пожалуйста, почему.

Автор: Михаил Щепин

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sochinenie-tema-vojny-v-romane-vojna-i-mir-l-n-tolstoj.html
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/izobrazhenie-vojny-v-romane.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/izobrazhenie-voyny-v-romane.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/izobrazhenie-vojny-v-romane-vojna-i-mir-l-n-tolstoj/
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/vojna-v-romane-vojna-i-mir/

Министерство образования Ставропольского края

ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова

Конспект открытого урока

Роман-эпопея « Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры.

Преподаватель: Бочкова И.В.

Тема: Роман-эпопея « Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры.

 Цель:

— обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству Льва Толстого и его роману «Война и мир»

Задачи:

1.Обучающие :

— обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»;

— оценка неоднозначности трактовки финала романа-эпопеи;

— активизация и пополнение знаний учащихся в области теории литературы

— формирование умения строить полный ответ и прослеживать логику ответов в разрешении проблемного вопроса;

— совершенствование навыков анализа художественного произведения: понимание проблемы, образной природа произведения, связи произведения с эпохой; выявление вневременных нравственных ценностей и их современного звучания;

2. Развивающая:

— развитие творческих способностей,  внимательного отношения к слову.

3. Воспитательные:

— воспитание уважительного отношения к истинным семейным ценностям;

—  воспитание чувства прекрасного на примерах музыкальных произведений.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация, музыкальный фрагмент

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, Мультимедийный проектор, Демонстрационный экран

Сообщение темы и целей урока.

В начале XX века поэт Константин Бальмонт проводил лекции о классиках литературы XIX века. Чтобы показать величие гения Л.Н. Толстого, К. Бальмонт начал свою лекцию о нем в абсолютно темном зале. Затем зажег одну лампу со словами: «Это загорелась звезда Пушкина… Затем включил вторую: «А это звезда Лермонтова». А потом, подойдя к окну, одним махом сдернул штору – и в зал хлынул солнечный свет, который заполнил все пространство: « А вот это Толстой!»

Нам с вами удалось прикоснуться к творчеству гения, величайшего таланта. Огромный нравственный урок мы получаем, читая страницы центрального произведения Л.Н.Толстого “Война и мир”. Сам автор утверждал: “Человеческое в человеке – высшая ценность, суть сути”. Все положительные герои романа стремятся обрести эту ценность, найти радость в жизни, найти истинное счастье.

Но ведь перед нами произведение «Война и мир».  «Si vis pacem, para bellum» си вис пацэм, пара бэллум — «Если хочешь мира, готовься к войне», — говорили древние римляне. С незапамятных времен человечество не могло обходиться без войн. Но война не только физическое насилие и гибель миллионов людей. Война – это жестокая, бескомпромиссная борьба между добром и злом в мирное время.

Все эти вопросы рассматривает Л.Н. в романе

— Какие проблемы, рассмотренные писателем, актуальны и сегодня?

Тема нашего занятия «Роман Толстого Л.Н. «Война и мир» — «энциклопедия человека и жизни». (Записываем число и тему занятия).

Запись в тетрадь: Художественное пространство романа Толстого ограничивается двумя полюсами:  на одном полюсе — добро и мир,  на другом — зло и вражда.

Антитеза в изображении героев

Ребята, перед вами на листе рядом со звездочками имена героев. Вы должны узнать героя по цитате и последовательно соединять звездочки.

1. ««С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек»
(князь Николай Болконский)

2. “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка”. (Наташа Ростова).

3. “Был он небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. (Андрей Болконский)

4. “… вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”. (Пьер Безухов)

5. “Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её красотой”. (Лиза Болконская)

6. «…ничего от полководца нет в том полном, рыхлом старике, в его ныряющей походке и сутулой фигуре. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости» (Кутузов).

7. «Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное и худое лицо и делали его прекрасным». (Княжна Марья)

8. “Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными глазами, красным носом от непрекращающегося насморка и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз” (Наполеон во время Бородина).

9. «…его лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот- всё сжималось как будто в одну неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”. (Ипполит Курагин).

10. «Старший сын по крайней мере спокойный дурак, а этот беспокойный дурак, который стоит отцу сорок тысяч в год». (Анатоль Курагин).

11. “Она улыбалась, позволяя всем любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины и была так хороша… ”. (Элен Курагина)

12. «Князь, в придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица». (Князь Василий Курагин).

— Вы соединили точки и получили абстрактную фигуру. Теперь проведите диагональ из левого нижнего угла в правый верхний. Вы видите, что все герои разделились на две группы. В чем принцип разделения? (слева герои, которых «любит» автор, а слева герои, которых он не «любит»).

— Каков критерий любви автора к своим героям? ( Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности  во времени».  Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям,  по мысли автора,  несут в себе начала «живой жизни» и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей)

Задание команде №1

«Духовные искания Андрея Болконского»

п/п

Этапы жизненного пути

Умонастроение героя, его воззрения и идеалы

1

В светском обществе. Салон Шерер

2

Участие в военной компании 1805-1807 гг

3

Аустерлицкое сражение

4

Жизнь в родовом имении после смерти жены

5

Поездка в Отрадное

6

Любовь к Наташе

7

Участие в комиссии Сперанского

8

Война 1812 г

9

Последние дни жизни

Записи на карточках:

№1. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти»

№2. «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь…Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот вся моя мудрость теперь»

№3. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это…»

№4. «Любовь? Что такое любовь? Любовь есть жизнь…все связано ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику»

№5. «Новое чувство озлобления против врага заставило его забывать свое горе! Он весь был предан делам своего полка, он заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними»

№6. «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, и я ведь не виноват, что я этого хочу…»

№7. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба»

№8. «…князь Андрей стал вспоминать свою петербургскую жизнь за эти четыре месяца…свои хлопоты искательства, историю своего проекта военного устава… ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой…»

№9. «Весь мир для меня разделен на две половины. Одна – она, и там счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныло и пусто».

Задание команде №2

«Духовные искания Пьера Безухова»

п/п

Этапы жизненного пути

Умонастроение героя, его воззрения и идеалы

1

Поездка в столицу. Поиск поприща

2

Женитьба на Элен. Духовный кризис

3

Вступление в масонскую ложу

4

Участие в Бородинском сражении

5

Пребывание в занятой французами Москве

6

Присутствие на расстреле

7

Пребывание в плену. Встреча в Платоном Каратаевым

8

Участие в тайном обществе

Записи на карточках:

№1. «Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели»

№2. «Она во всем, во всем она одна виновата, … Но что из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: «Я люблю Вас», которое было ложь. Я виноват…»

№3. «Он всею душою желал бы то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона»

№4. «Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которую Пьер замечал вчера»

№5. «Он должен был, скрывая свое имя, остаться..- встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы»

№6. «- Все видят, что дела идут так скверно, что это нельзя так оставить; и что обязанность всех честных людей противодействовать по мере сил»

№7. «В душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым. В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога»

№8. «Пьер узнал не умом, в всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом…»

Итоговый вопрос: какая жизнь настоящая: жить для себя или для других? Как нужно прожить жизнь?

В «Войне и мире» Толстой раскрывает, что есть настоящая жизнь, показывая это на примере Пьера Безухова и Андрея Болконского. Он показал, что жить, как князь Андрей, для себя одного нельзя, что нельзя, как Пьер, плыть по течению, не делая никаких усилий, но надо, как Андрей, «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться». А спокойствие, в котором находился Болконский в Богучарово или Пьер в Петербурге, — душевная подлость. Но, как Пьер, надо любить жизнь «в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях». Надо жить, надо любить, надо верить.

«Живой человек тот, — писал Толстой, — который идет вперед, туда, где освещено… впереди его двигающимся фонарем, и который никогда не доходит до освещенного места, а освещенное место идет впереди его. И это жизнь. И другой нет». Человек должен искать и не найти покоя.

Запись в тетрадь: Настоящая жизнь – жизнь, посвящённая тому, чтобы творить добро, служить другим, жертвовать собой ради всеобщего блага. Жить спокойно и комфортно, не стремясь к чему-то – подло, такая жизнь ведёт к нравственной и физической гибели.

Эпилог романа

-В чем смысл жизни Пьера в эпилоге романа? (Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь).

В эпилоге мы видим Пьера семейным человеком. Это не случайно.

Главной мыслью в романе Толстого “Война и мир”, наряду с “мыслью народной”, была “мысль семейная”. Писатель считает, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражения те процессы, которые происходят в обществе.

Герои показаны на фоне семейных взаимоотношений. Следуя традициям реализма, Толстой хотел сопоставить между собой различные семьи, которые были типичными для его эпохи. И вновь он использует прием антитезы, одни семьи показал в развитии, другие – застывшими. Назовите семьи, которые описаны в романе.

Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая,— только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих.

Своей концовкой «Война и мир» — открытая книга: последние слова повествования — это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди.    
VI
. Заключительное слово учителя.

 Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать «энциклопедией человека и жизни». Это произведение овеяно любовью к Родине, гордостью за ее прошлое.     Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: с добром и злом, любовью и ненавистью, мудростью и глупостью, жизнью и смертью, войной и миром. Писатель наделил своих «любимых» героев прекрасной душой. И только он смог показать это с такой силой и убедительностью.

Пусть в ваших сердцах, как и в сердцах любимых героев Толстого, живет любовь; любовь, которая будет направлять нас на светлые поступки… Я желаю вам ЛЮБВИ! (Подарить сердечки с пожеланиями)

  Я надеюсь, что в дальнейшем вы еще не один раз вернетесь к произведениям Толстого, чтобы открыть что-то важное, и что это был для вас не просто урок литературы, но и урок жизни. Спасибо вам за прекрасную работу, глубокое знание текста, за умение мыслить и рассуждать, за то, что вы полюбили героев Толстого, сопереживали им.
VI. 
Итог урока. Рефлексия. Музыка звучит

Домашнее задание (написать на доске): Вы должны приготовить дома сочинение-миниатюру на одну из тем: «Что я открыл для себя в романе …» или ««На кого из героев романа Л.Н.Толстого мне хотелось быть похожим?»

И напоследок продолжите предложение

 1.Я сегодня на уроке понял(а), что………

2.Я хочу поблагодарить Толстого за……………

3.Мне понравилось…………..

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение на тему нанотехнологии
  • Сочинение на тему надо ли учиться недоросль
  • Сочинение на тему надежда это
  • Сочинение на тему надо ли учиться в течение всей жизни
  • Сочинение на тему надо ставить себе задачи выше своих сил пастернак
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии