В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.
Сочинение В доброй беседе всяк ума копит (по пословице 4 класс)
В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».
Сочинение Cделал дело – гуляй смело по пословице
Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами
Сочинение по пословице Делу – время, потехе – час 4 класс
Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать
Сочинение Умные речи приятно и слушать
В наше время, в мир современных развитых технологий люди стали все меньше и меньше уделять времени чтению различной литературы. На смену этому пришла массовая компьютеризация, наступило время цифровых технологий
Сочинение Ученье – свет, а неученье – тьма 5 класс
Сочинение Яблоко от яблони недалеко падает
Эту пословицу многие слышат с самого детства, но не многие действительно размышляют над смыслом этих слов. Поэтому постараемся понять, какие значения тут скрыты.
Сочинение Посеешь привычку пожнешь характер
Многим известна поговорка: Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу
Сочинение на тему Что посеешь, то и пожнешь!
Народная мудрость часто собирает самые мудрые мысли в короткие изречения, которые становятся поговорками и пословицами. Благодаря этому представители народа могут легко
Сочинение на тему Дал слово – держи рассуждение
Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то
Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса
Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе
Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучше
Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…
Сочинение по пословице Безделье мать всех пороков 7 класс
Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям
Сочинение по пословице Без труда не выловишь и рыбку из пруда 7 класс
У каждого человека есть свои цели, которые он хочет достичь. Стоит понимать, что, если не прикладывать никаких усилий, то результата должного добиться весьма трудно. Человек создан для работы, ибо, усердствуя, прогрессируешь
Сочинение по пословице Не имей сто рублей, а имей сто друзей
В русском языке существует очень много пословиц, и каждая имеет свой смысл. Какой же смысл несет пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?
Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице
Совершая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий говорил: Всяк своего счастья кузнец
Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс
Если разбирать пословицу по ее смысловым составляющим, то суть ее станет ясной. Первое слово, используемое в пословице, – «бесполезно». Мы сразу можем видеть, что речь пойдет о неком действии
Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру
В этой пословице говорится о двух аспектах жизни человека – радости и горе, счастье и несчастье. Это очень мудрая пословица, потому что советует сохранять человеку меру в радости, а в беде – веру.
Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение
В пословицах концентрируется народная мудрость – наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.
Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет
Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл
Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение
Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.
Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить
Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи
Сочинение Пословицы и поговорки – зерна народной мудрости рассуждение
Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод
Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)
Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом
Сочинение на тему Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословице
Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.
Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице
Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?..
Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?
Сочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
Пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» говорит о том, что необходимо следить за тем что сказано вслух. Можно сказать, что-то необдуманно и обидеть человека.
Сочинение на тему Язык мой друг мой по пословице
Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы
Итоговый индивидуальный проект
по
_________________________________________
(предмет)
__________________________
(название темы, без кавычек)
АВТОР: обучающийся (аяся) ____ « _____» класса
______________________________
(ФИО обучающегося)
Руководитель: учитель (указать предмет)
_______________________________
(ФИО руководителя)
Начало работы: ___________________ 20____ г.
Завершение работы: _______________ 20_____г.
________________________
(учебный год)
План
1. Введение……………………………………………………………………………………………………………3-4
2. Основная часть:
2.1. Устное народное
творчество — мудрость народа
……………………………………………….. 5
2.2 Происхождение
пословиц………………………………………………………………………………..5-6
2.3. Отличие пословиц
от поговорок
………………………………………………………………………..6
2.4. Ценности
и черты характера русского народа, отраженные в пословицах..…….. 6-8
2.5. Изучение
пословиц. Сборники пословиц …………………………………………………………..9
2.6. Значение
пословиц в жизни современного человека…………………………………….. 9-10
2.7. Пословицы
в речи подростков……………………………………………………………………..
10
3.
Заключение……………………………………………………………………………………………………….
11
4.
Информационные источники………………………………………………
……………………………..12
5.
Приложение………………………………………………………………………………………………………
13
Проект на тему «Пословицы — мудрость русского народа»
1. Введение
Обоснование актуальности
С самого раннего детства мы знакомимся с
устным народным творчеством. Мамы, бабушки и др. читают нам сказки, поют колыбельные,
рассказывают былины об отважных богатырях. Однако особое место в нашей жизни
занимают пословицы. И взрослые, и дети часто используют их в своей речи. Мы
приводим их, чтобы выразить какую-то важную мысль, научить кого-то правилам
поведения в какой-то ситуации. Почему пословицы так прочно вошли в нашу жизнь?
С чем это связано?
Объект исследования: русские
пословицы как мудрость русского народа.
Предмет исследования: поучительный
характер русских пословиц.
Цель: доказать, что пословицы имеют поучительный
характер.
Задачи :
1. изучить литературу по разрабатываемой теме;
2. изучить историю происхождения русских пословиц;
3. систематизировать пословицы по
тематике;
Гипотеза:
русские народные пословицы имеют поучительный смысл; они могут использоваться в
разных сферах жизни, а также разнообразны по тематике; пословицы делают речь
более богатой.
Методы
исследования:
— Наблюдение
— Обработка
информации
— Теоретические
методы: сравнительно-сопоставительный анализ изученной литературы, посвященной
пословицам.
Практическая значимость проекта
Данный
проект позволит расширить знания о русских пословицах и научит применять их
повседневной жизни. Также знание пословиц позволяет лучше понимать речь
художественных текстов, в которых используется этот жанр устного народного
творчества.
Прогнозируемые результаты:
знать:
историю происхождения пословиц; тематическую классификацию; особенности употребления
их в речи.
уметь: понимать
значение пословиц; использовать их в речи; находить пословицы в художественных
текстах.
Этапы работы над проектом
1) Подбор
и сравнительный анализ информационных источников по следующим основным
направлениям:
a. Происхождение
пословиц
b. Тематические
группы пословиц
c. Использование
пословиц в речи
d. Диагностика
о знаниях пословиц подростков
2) Структурирование
информации и подготовка ее к презентации (возможно в виде сайта
2. Основная часть
2.1.
Устное народное творчество — мудрость народа
Устное
народное творчество имеет важное значение в жизни русского народа. Также устное
народное творчество называют фольклором. Это более международный термин, но,
если знать, как произошло это слово, можно понять, что оно тоже отражает суть
устного народного творчества: folk — «народ», lore — «мудрость» — народная
мудрость.
Устное народное творчество своими корнями
уходит в далекое прошлое. Оно появилось в тот момент, когда люди начали познавать
окружающий мир, делать выводы о происходящем вокруг. Отражалось всё это в
соединении языка, музыки и движений (танцы). Также познание мира отражалось в
изобразительном искусстве. Люди украшали свой дом, посуду и другие предметы
домашнего обихода.
Устное народное творчество имеет несколько
особенностей, которые спрятаны в самом понятии. Почему же оно устное? Фольклор
появился в тот момент, когда русский язык еще не имел письменной формы. Всё
придуманное передавалось из уст в уста. Именно поэтому запоминали и передавали
друг другу только самое важное и ценное. Почему же это творчество называется
народным? Потому что мы не можем назвать автора того или иного произведения
устного народного творчества. Оно придумывалось, изменялось не одним человеком
и в течение очень долгого времени. Многие люди оставляли в произведениях
частичку своей мудрости.
Фольклор
имеет различные жанры. Многие из них известны нам еще с детства. Это сказки,
русские народные песни, загадки, былины, пословицы и поговорки. Но следует сказать,
что все эти произведения придумывались не для детей, в них отражалась мудрость
народа.
2.2. Происхождение пословиц
В словарях дается такое определение
пословиц: «Пословица — это
краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически
организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой
социально-исторический опыт».
Как уже говорилось выше, пословицы, как и
другие жанры устного народного творчества, появились на основе наблюдений наших
предков за окружающим миром. Они наблюдали, делали какие-то выводы, передавали
их своим потомкам.
Пословицы есть у многих народов. Именно в
них отражается национальные особенности того или иного народа, их ценности,
особенности отношения к жизни.
Конечно, не было такого, чтобы какая-то
пословица была придумана одним человеком за один день и сразу же стала
известной всему русскому народу.
Интересно следующее: пословицы в древности
имели другое название — притчи. Они выглядели немного иначе. Это были
какие-то очень короткие произведения, напоминающие рассказ или сказку.
Постепенно эти повествования передавались из уст в уста, они сокращались и
оставалось из них только самое важное. Это были своеобразное обобщение
рассказанной поучительной истории.
Иногда из этих «рассказов» людям
запоминались отдельные самые удачные фразы, которые тоже вырывались из
контекста и начинали повторяться людьми. А сами истории просто забывались.
Конечно, пословицы возникали на протяжении
всего существования русского народа. Какие-то из них являются более старыми,
какие-то — менее старыми. Сейчас, конечно, уже и нельзя выяснить, когда
конкретно произошла та или иная пословица.
2.3. Отличие пословиц от
поговорок
Часто в нашей речи мы используем термин
«пословица» с термином «поговорка». И, к сожалению, многие считают, что это
одно и то же. Однако это совсем не так. Рассмотрим, чем же отличаются и чем
похожи пословицы и поговорка.
Как и любой жанр устного народного
творчества, пословицы и поговорки заключают в себе народную мудрость. Они
отражают какую-то сторону жизни русского народа.
Однако есть и важные различия. Пословица
представляет собой краткое изречение. По сути, это законченное предложение,
которое нас чем-то учит. Они могут давать нам совет, предупреждать о чем-то,
высмеивать какие-то недостатки людей, чтобы мы сами избавлялись от этих
недостатков. Очень часто пословицы состоят из двух частей. Например, какая-то
исходная ситуация и выход из нее. Например, можно привести в пример, наверное,
одну из самых известных русских пословиц: Любишь кататься — люби и саночки
возить.
Поговорке
дают следующее определение: «образное выражение какого-либо явления жизни».
Поговорка не представляет собой законченную мысль. Это как будто несколько
слов, которые мы должны при необходимости вставить в предложение. Поговорка
никого ничему не учит, ничего не обобщает, она только намекает. Например, толочь
воду в ступе (обозначает «заниматься чем-либо явно бессмысленным,
бесполезным»).
По поводу этого отличия у русского языка
есть специальная пословица: Поговорка — цветок, пословица — ягодка.
Ученые замечают интересный факт: поговорка
может быть частью какой-то пословицы. Например, на поговорка, о которой сказано
выше является частью пословицы Воду в ступе толочь — вода и будет. Эта
пословица имеет то же значение, что названная поговорка.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что не совсем правильно использовать эти термины вместо друг друга.
2.4. Ценности и черты
характера русского народа, отраженные в пословицах
Внимательно изучив пословицы (да и просто
прочитав) большое количество пословиц любого народа, можно получить
представление о том, что больше всего ценит этот народ, что его интересует, как
он поступает в той или иной ситуации. Некоторые говорят, что эти ценности устарели,
но почему же все мы, даже не занимаясь специально изучением устного народного
творчества, так часто используем эти пословицы в речи. А если и не используем,
то знаем их. Например, мне кажется, не найдется ни одного русского человека,
который не знает пословицу Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Так
какие же ценности отражались в пословицах русского народа?
а) Единение, важность
коллектива.
Ученые считают, что одной из самых
ценностей русского народа является единение. Для нас важно быть в коллективе,
важно иметь семью, друзей. Не зря же в мире ходит столько легенд про русское
братство, про силу русского народа. Ведь в трудные моменты нашей истории именно
русский народ, только объединившись, мог преодолеть любые трудности. Наши
предки понимали, что одинокому человеку непросто жить. Ему никто не поможет,
ему не с кем будет поделиться своим горем и своей радостью. Например, есть
такая пословица: Одному и у каши не споро. Эта пословица имеет следующее
значение: «В одиночестве никакое дело не удастся».
В
русском фольклоре часто встречается слово «мир». Оно тогда обозначало не совсем
то, что сейчас. Тогда миром называли не только отсутствие войны, но и
коллектив. Наверное, многие слышали пословицу На миру и смерть красна.
Она обозначает, что не страшно умереть на людях, все легко перенести
не в одиночку, вместе с другими. Можно привести еще и другие
пословицы, которые заключают подобную мудрость:
Хорошая нива только у коллектива.
Согласного стада и волк не берет.
Ты, гроза, грозись, а мы — друг за друга держись!
Объединение — богатырь.
В коллективе большая сила.
Без коллектива и жизнь несчастлива.
б) Трудолюбие.
Есть много шуток о русской лени,
однако именно трудолюбие особенно ценили наши народ. Лень всячески порицалась.
В пословицах и других жанрах устного народного творчества говорится о том, что
только благодаря упорному труду можно добиться чего-то. И, действительно, мы
знаем, что русский народ многого добился. Это касается и науки, и искусства.
Всё только благодаря талантам русского человека и упорному труду. Вспомним
пословицу Терпение и труд всё перетрут. С детства нас приучают к тому,
что нужно прилагать много усилий для того, чтобы получить желаемое. Назовем
другие пословицы, посвященные этой народной мудрости:
Землю красит
солнце, а человека — труд.
Делу — время, а
потехе — час.
Кто не
работает, тот не ест.
Труд всё
побеждает.
Труд кормит, а
лень портит.
Где труд, там и
счастье.
в) доброта
Доброта является одним их
тех качеств, которые особо ценились русским народом. С самого детства родители
учили детей тому, что необходимо быть добрым, помогать окружающим людям. Именно
с добрыми людьми проще общаться, у доброго человека будет много друзей. Даже
судьба благоволит тем, кто по-доброму относится к людям. Зло никогда не
приветствовалось. Злых людей обходили стороной. Этим качествам, например,
посвящены следующие пословицы:
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброе слово доходит до сердца.
Добрый человек в добре проживёт век.
Добрый человек добру и учит.
Доброму гостю хозяин рад.
За недобрым пойдёшь – на беду набредёшь.
Злому человеку не прибавит бог веку.
Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.
г) Сила воли, мужество,
смелость.
О русской доблести веками складывались
легенды. Русский народ благодаря своему мужеству, смелости мог одолеть любого
врага. Сила воли, мужество всячески поощрялись, а трусость, слабохарактерность
порицались:
У храбрых есть
только бессмертие, смерти у храбрых нет.
Герой никогда
не умрет, он вечно в народе живет.
От смелого и
смерть бежит.
Смелого пуля
боится.
Смелость города
берет.
Где смелость,
там и победа.
Трус и тени
своей боится.
Кто дрожит —
тот и бежит.
д) щедрость, гостеприимство
Наша страна славится гостеприимством
и широтой души. Все иностранцы знают про русские хлеб-соль. Гостей русские люди
всегда встречали с распростертыми объятьями. Не зря мы вспомнили про хлеб-соль.
Самых дорогих гостей было принято встречать именно этими продуктами. Хлеб очень
ценился и ценится нами. Соль раньше стоила очень дорого. Бывало, что сами
хозяева не ели ее, но угощали дорого гостя. Именно поэтому хлеб-соль — это
одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра и
благополучия.
За пустой стол гостей не
сажают.
Гость доволен — хозяин рад.
Добрый гость всегда в пору.
Гостю щей не жалей, а
погуще влей.
Хоть не богат, а гостям
рад.
Кто гостю рад, тот и
собачку его кормит.
е) религиозность
Также важной чертой
русского народа является его религиозность. Конечно, пословицы, посвященные
религии, возникли уже после Крещения Руси. Люди верили, что Бог помогает людям
во всем. От того, насколько праведной жизнью живет человек, зависит, насколько
благосклонным будет Богу к нему. Он помогает всем верующим.
Бог — что захочет, человек
— что сможет.
Богу молись, а добра ума
держись.
Бог терпел и нам велел.
Бог правду видит, да
нескоро скажет.
Надежда на Бога и в болезни
подмога.
Где страх, там и Бог.
2.5. Изучение пословиц.
Сборники пословиц
Как мы уже говорили ранее, пословицы живут
в нашем языке уже не один век. И даже не одно тысячелетие. Они отражают самые
разнообразные стороны речи.
Однако следует сказать, что изучать
пословицы стали лишь XVI веке (конечно, может быть, и раньше, но ученые не
находят других письменных доказательств). Ученые говорят, что первые сборники
пословиц были созданы в XVII-XVIII веках. Авторов этих собраний определить
нельзя. Да и назвать эти записи полноценными сборниками тоже нельзя.
А со второй половины XVIII века начинается
целенаправленное, серьезное изучение пословиц. Один за одни выходят сборники, в
которых содержатся пословицы. Их составителями были И.М. Снегирев, Ф.И.
Буслаев, А.Н. Афанасьев.
Действительно серьезно к изучению пословиц
как источника народной мудрости первым подошел всем известный ученый М.В.
Ломоносов.
Однако неоценимый вклад этой области
принадлежит Владимиру Ивановичу Далю. Его труд даже сейчас не знает аналогов.
Он всю свою жизнь посвятил изучению
русского языка и устного народного творчестве (а именно — изучению и собираю
русских пословиц и поговорок). Современники говорят, что Владимир Иванович Даль
всегда и везде носил с собой блокнот, в который записывал слова и пословицы и
поговорки. Однажды его даже уволили за это, так как посчитали это очень
подозрительным: человек ходит и постоянно что-то за всеми записывает.
Владимир Иванович Даль считал, что за
пословицами нужно идти в народ. Он записывал слова и выражения крестьян, солдат
и других простых людей.
В 1832 году была выпущена книга В.И. Даля
— «Пословицы русского народа». В сборнике содержалось 30000 пословиц и
поговорок. Исследователь разделил их по темам. Именно из этого сборника мы
приводили примеры для предыдущих глав.
Кроме этой книги, Владимир Иванович Даль
выпустил замечательный труд — «Толковый словарь живого великорусского языка».
Он состоял из четырех томов и вышел в 1964 году. Несмотря на то, что это
словарь, в него вошло огромное количество пословиц и поговорок.
Конечно, после В.И. Даля было много
попыток в создании словарей пословиц, однако они, без сомнения, опирались на
работы В.И. Даля.
2.6. Значение пословиц в жизни
современного человека
Учеными доказано, что языки (в том числе и
русский язык) со временем изменяются. Конечно, для изменения должно пройти
много времени, но какие-то изменения можем заметить и мы. Например, каждый год в
русском языке появляются всё новые и новые слова. Логично, что какие-то слова
будут уходить в прошлое.
А что же происходит с пословицами? Есть ли
им место в современном русском языке. Ведь они созданы так давно. Может, они не
являются сейчас такими актуальными, как были раньше.
Исследователи говорят о том, что пословицы
до сих пор присутствуют в нашей речи. Мы в ними встречаемся не только на уроках
русского языка и литературы.
Пословицы и поговорки используют люди
разного возраста, разного социального статуса.
Пословицы способны обогатить нашу речь,
украсить ее. О людях, которые используют их в речи сразу складывается
определенное мнение: это грамотные и образованные люди. Некоторые считают,
использовать пословицы в речи старомодно, Но это совсем не так.
Практически к любой жизненной ситуации
можно подобрать подходящую пословицу. Многие из них имеют шутливый характер,
ведь юмор — одна из важнейших качеств русского человека.
Сейчас можно заметить интересный факт: в
древних пословицах заменяются слова, и эти пословицы получают вторую жизнь.
Часто полученные фразы имеют юмористическую направленность. Например:
Одна голова — хорошо, а две —
не красиво.
Ученье — свет, а неученых —
тьма.
Не волосы красят женщину, а
женщина — волосы.
2.7. Пословицы в речи
подростков
В процессе работы над данной темой исследования я
решил выяснить, насколько знают пословицы мои сверстники. Я опросил 10 человек
из моей школы (учащиеся 5-6 классов). Я предложил им выполнить задания,
связанные с пословицами (см. Приложение 1).
Первое задание заключалось в объяснении известных
русских пословиц. Все участники анкетирования успешно справились с заданием.
Только две пословицы у половицы анкетируемых вызвали затруднения: Жить
прожить — не поле перейти и Дорога ложка к обеду.
Выполняя второе задание, участники анкетирования
должны были продолжить известные пословицы. Сложности возникли только с тремя
пословицами: Тише едешь — дальше будешь (продолжить ее не смоли трое
анкетируемых); Кашу маслом не испортишь (5 человек не смогли
продолжить), Всяк кулик свое болото хвалит (6 человек не смогли
продолжить).
Таким образом, на основе проведенного анкетирования
можно сделать следующий вывод: современные школьники хорошо знают значения
русских народных пословиц.
3. Заключение
В данной работе мы постарались объяснить, почему русские пословицы
являются проявлением мудрости русского народа.
Этот жанр устного народного творчества создавался веками русским
народом. Пословицы из глубокой древности дошли до нашего времени. Этот факт
означает следующее: лишь самое важное способно сохраняться народом в течение
такого долгого времени.
Пословицы отражают важнейшие для русского народа черты характера:
смелость, доброту, мужество, гостеприимство, единство, трудолюбие,
религиозность и многие другие.
Несмотря на то, что пословицы были созданы очень давно, они
используются в речи современных людей, украшая их речи.
Подведем итоги:
Русские пословицы —
мудрость народа.
В пословицах отражены
ценности русского народа.
Пословицы украшают нашу
речь.
4. Информационные источники
1. Аникин В.П. К
мудрости ступенька. — М.: Детская литература, 1988. — 175с.
2. Баскова
Н.А. Народная мудрость гласит… — Челябинск: Издательство «Абрис». Челябинск,
2011 год. — 256с.
3. Даль
В. И. Пословицы русского народа. — М.: Эксмо, 2003. — 560с.
4. Тимофеев
Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. -М:
«Просвещение», 1978. — 124с.
5. Новикова
А.М. Русское народное поэтическое творчество. — М.: Высшая школа, 1978. — 440с.
6.
https://citatyok.ru/poslovitci/new.html — Лучшие
цитаты. Различные авторы и темы.
5. Приложение
Анкета
на знание русских пословиц
1.
Что означают данные пословицы:
Друг познается в беде.
Жить прожить — не поле перейти.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Дорога ложка к обеду.
Поспешишь — людей насмешишь.
2. Продолжи
пословицу:
Семь раз отмерь — …
Сделал дело — …
Тише едешь — …
Кто рано встает, …
Что посеешь, …
Кашу маслом…
В гостях хорошо, а…
Всяк кулик…
Нужно написать сочинение по на тему «в чем красота и мудрость обрядов? «
народные обряды хранят в себе много мудрого, талантливого и поэтического. рассмотрим один обряд, которым мы встречаем лето. это ночь на ивана купала. собираются молодые пары в народных костюмах, прыгают весело через костер, водят вокруг него хороводы. девушки ходят в лес, чтобы найти папоротник, который цветет на счастье и удачу.
потом нужно пускать венки по реке и загадывать желания. если венок прибьется к берегу, то желание не сбудется.
обряды объединяют народи несут в себе много позитивных эмоций.
а весну мы встречаем веселым обрядом масленица, день, когда весна встречается с зимой.
обязательно сжигаем чучело и с блинами провожаем зиму.
Фольклор-это нечто необычное, созданное языком народа, это красивые и велеколепные стихи, загадки, рассказы, которые были написаны народом. Когда ученые изучали фольклор, они могли понять что было раньше, они узнавали новые слова, потомучто фольклор писали сами люди.Каждый человек должен знать историю своего народа, каждый должен знать свою Родину, а именно мудрость, богатые смыслом слова фольклора прекрасно передают дни того времени, замечательно подчёркивают дух людей! Фольклор создаётся и в наше время, и я надеюсь, что о нас узнает будущее поколение Песни, которые писали люди, поют досих пор, потомучто они очень красиво звучат, без фольклора не было бы книг, а если бы не было книг люди бы не знали грамотности, фольклор — мудрая вещь.
» яснозеленій одежі, з розпущеними чорними з зеленим полиском косами,розправляє руки і проводить долонею по очах.»
«не руш! не руш! не ріж! не точи! се кров її. не пий же крові з сестроньки моєї.»
» часом заздрила на їх: так ніжно вони я не знаю нічого ніжного, окрім берези, за те ж її й сестрицею взиваю; «
«ірка в серце впала»
як мавка думає про лукаша
» сам для мене світ, миліший, кращий, ніж той, що досі знала я, а й той покращав. відколи ми поє»
турботлива до природи
» руш, коханий,воно ж сире, ти ж бачиш.»
мавка про їхнє кохання
» зневажай душі своєї цвіту, бо з нього вирослокохання наше! той цвіт від папороті чарівніший — він скарби творить, а не відкриває. у мене мов зродилось друге серце, як я його пізнала. в ту хвилину огнисте диво «
ревнує лукаша до килини
«,нехай ся жінка більше не приходить,- я не люблю її: вона лукава як видра.»
Напишите сочинение на тему: в чем красота и мудрость обрядов?
Мудрые пословицы оценивать свои поступки и действия других
людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают
беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа,
его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и
стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал
значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения
пословиц:
Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.
Пословица — всем делам
Без пословицы не проживешь.
Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы
использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно
было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет
значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей
форме, во-вторых, по своему содержанию» .
Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как
жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам
использовать при работе с ними иллюстрации. К уроку
подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его
деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор
урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных
по значению, по смыслу:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишъ кататься, люби и саночки возитъ.
Хочешь естъ калачи, не лежи на печи.
А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций,
раскрывающих её смысл:
Семь раз примерь, один раз отрежъ.
В болъшом деле и маленькая дорога.
За двумя зайцами погонишъся — ни одного не поймаешь.
Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и
осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование
иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей,
развивает образы мышления, творческое воображение.
После такого рода подготовительной работы сопоставление пословиц и
иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно.
Стремясь к наиболее яркой выразительности, пословица довольно часто
прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы
или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.
Речи как мёд, а дела как полынь.
Чужая душа — потёмки.
Написать сочинение на тему красота и мудрость обрядов . 1)вступление. общее рассуждение о теме , задать тон всего сочинения , обряды , древние обряды , мудрость обрядов , красота обрядов ,устное народное творчество , фольклор , народ . 2) основ . часть . раскрыть тему по частям . а) в чём заключается красота обрядов ? на примере одного обряда . живописные костюмы ,яркие действия, хороводы ,песни, пляски, игрища ,восхваление солнца ,ярмарки ,всеобщее веселье ,звон колокольчиков ,светлый праздник ,трогательные ,необычные ,самобытные . б) в чём заключается мудрость обрядов ,мудрость , практичность ,ни что не делается просто так ,всё посвящено какой- либо силе природы ,уважение к окружающему миру , уважение к человеку , знания о земле , природе . 3) заключение . отвечать на вопрос : в чём заключается красота и мудрость обрядов ? подводим итог сказанному выше . _ я думаю ,мне кажется , по моему мнению. вот по такому плану нужно написать сочинение нужно заранее !
и пишет это письмо хлестаков не просто так, а с определенной целью: «после отъезда хлестаква в уездном городе n воцаряется покой, чиновники, сильно напуганные грозныммнимым ревезором, торжествуют ,что удачно приняли его в своем городе. анна андреевна и городничий, проводив хлестакова, мечтаниям о петербургской жизни.чиновники , » почетные лица в городе» радуются, поздравляют городничего, как вдруг в разгар поздравлений вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор» и поочередно вслух читают распечатанное письмо хлестакова , где он описывает свое приключение в их городе.называя это «чудесами» . хлестаков с упоением делится своим сказочным превращением в почитаемую особу — ревезора. он с наслаждением хвастает перед петербургским приятелем, что ему здесь» взаймы сколько угодно» и что живя у городничего, он волочится сразу и за женой его , и за дочерью.он смеетя над такой оказией: » от смеху ты бы умер». далее он дает саркастические характеристики на жителей этого провинциального города : городничий- «глуп, как сивый мерин»,надзиратель над богоугодным заведением земляника -» совершенная свинья в ермолке»,смотритель училищ -» протухнул насквозь луком»,а судья -«в сильнейшей степени » а написал это письмо хлестаков не просто так, а с определенной целью: «ты, я знаю, пишешь статейки: помести их в свою .»городничий растоптан, раздавлен этакой новостью: попасть под перо какого-нибудь фельетониста — быть всенародно его конец !
«мало того, что пойдешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит, вот что обидно! чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши.
в конце пьесы звучит гневная обличительная тирада городничего со словами «над кем смеетесь? над собой «
счастье-это то,что нельзя описать словами. оно у каждого своё. счастье это внутреннее состояние человека. для одних это семья.здоровье для других это хорошая работа. счастье можно найти даже в простых бытовых мелочах.
Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текста напева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
Устное народное творчество, фольклор – это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.
Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.
Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения – эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.
Надежда Смольянинова
Эссе «Мои представления о значении фольклора в современной жизни»
Мы живем в сложное перестроечное время, когда каждый заботится о том, как прожить спокойно день. Поэтому с годами на многое начинаешь смотреть по-другому, заново что-то открываешь и переоцениваешь. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое знаем очень поверхностно. Восстановить связь времен поможет фольклор. Именно он рассказывает нам: как жили люди, работали; раскрывает духовный мир русского человека.
Я ничего не знала о фольклоре, когда «познакомилась» с ним в раннем возрасте, и этому способствовала моя бабушка. Именно она мне рассказывала сказку «Курочка Ряба» и пела колыбельную песню «Про волка». Слушая ежедневно сказку, я сама быстро выучила ее. Колыбельную пела кукле-голышу. И только потом, спустя двадцать лет, я поняла, что мне тогда было всего один год. В подростковом возрасте услышала от бабушки много русских народных песен, которые она раньше пела в деревне. Самой ее любимой была «Уж ты, сад, ты, мой сад». А еще массу частушек и пословиц. Все эти знания непроизвольно отложились в моей голове до поры до времени. Родились мои дети – вот тогда все это доброе и полезное я вспомнила. Работая почти тридцать лет воспитателем, я постоянно обращалась к русскому народному творчеству: то собирала русские народные игры, то потешки, то кропотливо изучала быт людей, их одежду и т. д. Все это пригодилось мне в моей работе.
Дети в отличие от взрослых умеют радоваться всей душой. В минуты общения с ними, находясь в русской избе детского сада, всегда хочется очень много рассказать, показать, объяснить, дать потрогать вещи, сделанные старинными мастерами: сундук и самовар, прялку и кочергу, зыбку и вышитые одеяла. Здесь же водим хороводы, поем, разучиваем и показываем драматизации и сценки из театра Петрушки. Все дети, без исключения, бывают заинтересованы.
Если Вы хотите знать о значении фольклора в современной жизни, то могу ответить однозначно: он нужен! Нужен каждому ребенку, так как от соприкосновения с ним маленький человечек становится добрее, лучше, умнее, учится адекватно мыслить, сравнивать добро и зло, делать хорошие поступки.
Фольклор – это основа нашего уклада жизни, он – как воздух, которым мы дышим. Это то, без чего не может жить каждый русский человек.
Задача педагогов дошкольных и школьных учреждений состоит в том, чтобы на протяжении нескольких лет (пока ребенок находится в детском саду и школе) знакомить детей с русским фольклором и дать им знания, которые потом им пригодятся в жизни.
Фольклор
Сочинение по произведению на тему: Устное народное творчество
Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
folklor/folklor10
История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».[1]
Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе
Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, художественное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений.
Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.
В течение всей жизни фольклор помогает человеку жить, работать, отдыхать, помогает принимать решения, а также бороться с врагами, как показывалось выше на примерах.
По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остается устойчивым, а также активным.
«Русский народ создал огромную изустную литературу… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». Фольклор – это подлинная энциклопедия поэтических знаний народа, дающая полные представления об идейно-эстетических богатствах его творчества. Фольклорные произведения возникли и бытуют в народных массах. Но понятие «народ» – социально-историческое. В разные исторические эпохи социальная структура народа была разной. В доклассовом обществе фольклор удовлетворял запросы всех людей. В эпоху феодализма народные произведения преимущественно выражали настроения и мысли обездоленного крестьянства и «народа людей», то есть тех же крестьян, находившихся на подневольной работе у заводчиков и фабрикантов. С развитием капитализма в народном творчестве большое место занял народный фольклор.
Фольклор народа (народный фольклор) – устные народные произведения, которые были созданы в рабочей среде или усвоены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовные запросы именно этой среды. Устный репертуар народа был значительно шире собственно рабочего фольклора. Еще в XIX в., а также позднее, в среде народа записывали крестьянские песни, сказки, пословицы и поговорки, обрядовую поэзию. Исследователями было отмечено, что эти произведения начинали трансформироваться, выражать жизненные интересы народа, их идеалы. Например, традиционный свадебный обряд, записанный от солеваров Прикамья, содержал величальную песню жениху, в которой тот прославлялся как мастеровой-умелец. Подобные факты свидетельствовали о том, что фольклор народа, особенно на ранних этапах, формировался на почве культурной традиции, созданной патриархальной деревней.
Однако, в отличие от частушки, фольклор народа не превратился в национальное, общерусское явление. Его характерная особенность – локальность, замкнутость в пределах той или иной промышленной территории. Рабочие фабрик, заводов и рудников Петрозаводска, Донбасса, Поволжья, Урала, Алтая, Сибири почти не знали устных произведений друг друга.
Процесс создания новых произведений рабочего фольклора также был своеобразным. В большинстве случаев они имели авторов – непрофессиональных поэтов-самоучек. Утратив связь с устной народной культурой, эти люди лишь поверхностно приобщились к культуре городской, книжной и пытались ей подражать, что не могло не сказаться на художественном уровне произведений. Вероятно, потому, что он был невысок, произведения рабочего фольклора не имели большого количества вариантов.
В фольклоре народа преобладали песенные жанры. В песнях изображались тяжелые условия труда и быта простого рабочего, которым контрастно противопоставлялась праздная жизнь угнетателей – владельцев предприятий, надсмотрщиков. Песни отличались приземленностью, натурализмом, почти документальным описанием процессов труда. Их лексика – бытовая, насыщенная профессиональными терминами. По форме это монологи-жалобы. Песни имели силлабо-тонический стих, литературные способы рифмовки и, как правило, четырехстрочные куплеты.
Путь развития рабочей песни начинался с различного рода приспособлений старинных песен к условиям жизни народа. Под влиянием этих песен, развивая ряд их идейно-эстетических особенностей, рабочие создавали свое самобытное песенное творчество. Помимо традиционной народной поэзии рабочая песня вобрала и художественный опыт современного ей фольклора города и деревни, письменной самодеятельности народа и профессиональной литературы. Она подчинила все эти истоки своим социально-эстетическим и политическим задачам, став на третьем этапе освободительного движения в России мощным средством социалистического преобразования общества.
Уже в дореформенную эпоху фабрично-заводские песни всех промышленных районов страны имели много общего как в тематике, так и в своем художественном методе. Дополняя друг друга, они развертывали широкую и многообразную картину жизни и труда формировавшегося разными путями рабочего класса, постепенно вырабатывая общие черты своего поэтического стиля.
Характеристику песенного творчества крепостных народа необходимо начать с горнозаводских песен Урала, Алтая и Сибири, где уже в начале XVIII в. возникла мощная промышленность и рано сложились постоянные кадры мастеровых и «работных» людей.
Из дошедших до нас песен потомственных народа особый интерес представляет песня змеиногорских (сибирских) рудокопов «О, се горные работы» ставит в центр своего повествования труд, изображая его точно, почти документально. В ней не упущена ни одна существенная деталь производственного процесса, начиная с его подготовки и кончая выполнением «урока», то есть задания. Но более важно другое: картины труда являются здесь средоточением всего того, о чем хотели бы рассказать рабочие. Они раскрывают во всей конкретности крепостническую действительность и порождаемые ею чувства и настроения «работных людей».
Паразитизм начальства, которое насаждало жестокие военизированные порядки, подчеркнут в песне отношением этого начальства к неимоверно тяжелому труду закрепощенной массы. Горняки начинают в сырых и темных штольнях «золотую руду качать», а правители – «пристав, офицеры, господа», – говорит насмешливо песня, –
* Все исправности несли
* Постояли да ушли.
* Сетуя на свое подневольное положение, ожидая за малейшую провинность наказания, «бергалы» (потомственные горняки) не скрывают своего презрения к горной администрации:
* Постарайся, друг и брат,
* Чтобы Правдин был богат
Обращается иронически песня к рабочим, намекая на взяточничество одного из кнутобоев-уставщиков. Лексика песни «О, се горные работы» отображает характерные особенности разговорной речи крепостных народа. Даже иностранные названия работ и горняцких чинов она дает в народноэтимологической форме: «щегарь» (штайгер), «фонталы» (фонтаны), «бергалы» (бергауеры) и т.д. Но в ней заметно и влияние книжной поэзии XVIII в. Отсюда почерпнула она ряд своих лексических форм (например, «При сем жить им неразлучно», «Мы противны быть на можем», «Все исправности несли») и силлабическое строение своих стихов с их смежными и грамматически совпадающими рифмами. По своему социальному пафосу, языковым и стилевым особенностям песня «О, се горные работы» близка к таким антикрепостническим памфлетам XVIII – начала XIX в., как «Плач холопов», «Копия просьбы в небесную канцелярию», «Стихи крепостного живописца» и т.д. Она, как и все эти памфлеты, создана грамотным человеком.
Образцы песенного творчества народа (вместе с деревенскими частушками) одним из первых опубликовал и прокомментировал Г. И. Успенский. Он писал: «В руках моих находятся несколько песен народа в шахтах, и получены они с Юга и Екатеринославской губернии.
ВВЕДЕНИЕ
Цели и задачи предмета «литература». Литература как вид искусства и форма общественного сознания. Литература и жизнь. Правда в жизни и в литературе. Начальные понятия о художественном мире литературного произведения. Особенности восприятия художественной литературы. Два вида художественной условности: жизнеподобие и фантастика. Понятие «словесность», начальное представление о фольклоре, религиозной и светской литературе. Поэтическое слово и его особенности. Начальное представление о художественном вымысле и художественном образе.
«Варяг», Русская народная песня литературного происхождения. Взаимодействие фольклора и литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор как вид словесности. Способы создания и бытования фольклорных произведений. Роль общенародного идеала в создании художественного мира фольклорного произведения. Специфика отражения реальной действительности в фольклоре. Начальное понятие о жанрах. Фольклорные жанры. Образ сказителя в фольклорном произведении.
Читательская лаборатория: «Как научиться работать с учебной статьёй».
Национальные основы фольклора
Национальная специфика формирования народного идеала. Языческие корни в фольклорных произведениях. Христианские основы европейского фольклора. Православная традиция и православная культура в русском фольклоре.
Читательская лаборатория: «Как составить план учебной статьи».
«Духовные песни». Роль православной культуры в формировании общенародного идеала русского фольклора.
Сказка
Фольклорная сказка как жанр. Классификация фольклорных сказок. Значение художественной условности и фантастики в создании художественного мира сказки. Начальное понятие о композиции и сюжете сказки. “Бродячие” сюжеты. Сказочный герой и его типы. Волшебный помощник и волшебные предметы, их роль в волшебных сказках. Язык сказок, значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ сказителя в фольклорной сказке.
«Бой на Калиновом мосту». Противоборство Добра и Зла в сказке. Сопоставительная характеристика трёх братьев. Народное представление о героическом. Роль сказочных деталей. Патриотический и гуманистический смысл. Контрольная работа по теме «Народная сказка».
«Иван-царевич и Серый волк». Символика образа Жар-птицы. Образ Ивана-царевича. Тема испытания в сказке. Иван и его братья. Утверждение идеи борьбы за свое счастье. Образ «волшебного помощника» в сказке. Нравственная проблематика сказки.
Из сказок братьев Гримм. «Белоснежка». Семейная проблематика в сказке. Начальное понятие о портрете. Образы Белоснежки, мачехи, гномов. Волшебные предметы в сказке. Тема внешней и внутренней красоты человека. «Шесть лебедей». Особенности построения сказочного мира. Тема испытания героини. Народный идеал в сказке. Гуманистическое звучание сказки.
«Лиса и козел». Русская народная сказка о животных. Образы лисы и козла в сказке, их сопоставление. Идейный смысл сказки.
«Как мужик гуся делил». Народная мудрость и сатирические мотивы в сказке.
Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать народный идеал в фольклорной сказке».
Произведения для самостоятельного чтения
Учащихся.
Сборники: «Русские народные сказки», «Украинские народные сказки», «Белорусские народные сказки», «Восточнославянские сказки», «Сказки западных славян», «Сказки народов мира».
В мастерской художника слова. Русские сказочники.
Обрядовая поэзия
Ритуальное и магическое назначение обрядовой поэзии. Роль поэтического слова и ритма в обрядовой поэзии. Основные жанры обрядовой поэзии. Календарный фольклор и его особенности. Значение эпитетов в обрядовой поэзии. Веснянки. Колядки.
Детский фольклор
Понятие детского фольклора и его основные жанры (дразнилки, считалки, прибаутки, скороговорки и др.). Стихи о животных и шуточные произведения детского фольклора. Начальное представление о жанре нонсенса (нелепица, небылица, перевертыш).
Английские детские песенки.
Русский детский фольклор.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки
Художественное своеобразие загадок, пословиц, поговорок. Особенности художественной условности. Отражение народного идеала. Жизненная мудрость пословиц и поговорок. Афористичность и значение художественного слова. Национальная культурная традиция в пословицах и поговорках.
Читательская лаборатория: «Как научиться читать текст художественного произведения».
Народная баллада
Начальное понятие о жанре баллады. Особенности композиции и сюжета в балладе. Роль диалога. Пейзаж в балладе. Лирическая оценка событий повествователем.
«Посещение Робин Гудом Ноттингема». Английская народная «разбойничья» баллада. Национально-патриотический пафос и социальный протест в балладе. Смысл спора Робин Гуда с лесниками. Образы лесников. Мотивировка превращения Робин Гуда в «вольного разбойника».
«Ворон к ворону летит…». Шотландская народная баллада. Смысл построения повествования через диалог воронов. Идейное значение последней строфы. Нравственные оценки в балладе.
«Аника-воин». Русская народная баллада. Образ Аники. Тема смысла человеческой жизни и смерти.
«Черный ворон». Русская народная баллада. Образ солдата. Роль ворона и многозначность этого образа. Патриотическое звучание баллады.
«Кочегар» («Раскинулось море широко…»). Русская городская баллада. Художественные способы создания характеров в балладе. Роль и лирическое звучание зачина и концовки баллады. Значение диалогов. Образ повествователя в балладе. Художественные средства создания эмоционального впечатления.
Читательская лаборатория: «Как научиться отвечать на вопросы».
Произведения для самостоятельного чтения
учащихся.
Баллады о Робин Гуде.
«Эдвард». Шотландская народная баллада. Перевод А. К. Толстого.
«Жан Рено». Французская народная баллада. Перевод Н. С. Гумилева.
«Рико Франко». Испанский народный романс. Перевод В. Я. Брюсова.
«Стрельцы и крестьянин». Русская народная баллада.
«Бродяга». Русская народная баллада.
«Окрасился месяц багрянцем». Русская народная баллада.
«Эолова арфа». Антология баллады.
ЛИТЕРАТУРА
Отличие литературы от фольклора. Роль и значение автора в литературе. Автор и читатель. Начальное понятие о литературных родах (эпос, лирика, лироэпика, драма) и жанрах. Жанры фольклорные и литературные. Взаимодействие фольклора и литературы: влияние фольклора на творчество писателей; использование фольклорных тем, образов и художественных средств в литературных произведениях. Авторская позиция и авторский идеал в литературном произведении.
Литературная сказка
Отличие литературной сказки от сказки народной. Классификация литературных сказок. Особенности построения художественного мира литературной сказки. Конфликт в литературной сказке и её композиция.
В. Гауф. «Карлик Нос». Роль фантастики в сказке. Борьба героя за свое место в жизни. Утверждение силы человеческого духа. Фольклорные мотивы и образы в сказке. Образ матери Якоба. Тема наказания, испытания и вознаграждения персонажей. Начальное понятие об иронии. Роль иронии в сказке.
П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и стихотворная речь. Фольклорная традиция и своеобразие литературной сказки П. П. Ершова. Образ повествователя в сказке, особенности ее построения. Принцип разделения сказки на три части. Конек-горбунок как «волшебный помощник». Образ Ивана. Своеобразие языка сказки. Начальное понятие о сатире и юморе. Сатирические и юмористические элементы в сказке. Нравственная и социальная проблематика сказки. Система человеческих ценностей в сказке. Контрольная работа По теме «Литературная сказка. П. П. Ершов. «Конёк-горбунок».
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные основы сказки (сравнение со сказкой «Белоснежка»). Фантастика и реальность в сказке. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей. Образ мачехи, ее сопоставление с царевной. Роль зеркальца в сказке. Пушкинское представление о внешней и внутренней красоте человека. Образы Елисея и семи богатырей. Образы природы и природных сил в сказке. Система человеческих ценностей в сказке. Поэтическое мастерство А. С. Пушкина.
Читательская лаборатория: «Как научиться сопоставлять два произведения».
X. К. Андерсен. «Дикие лебеди». Сравнение со сказкой «Шесть лебедей». Отличие литературной сказки от фольклорной. Тема любви и красоты в сказке. Христианская основа сказки.
Р. Д. Киплинг. «Кошка, гулявшая сама по себе». Суть соперничества женщины и кошки, их сопоставление в сказке. Характеры животных в сказке. Начальное представление об анималистическом литературном произведении. Фантастика и реальность в сказке. Человек и природа в сказке. Понятие свободы и ее абсолютной ценности. Философское звучание сказки.
А. Н. Толстой. «Иван да Марья». Фольклорные основы сказки. Значение присказки. Тема братской любви. Особенности образа «волшебного помощника» в сказке. Авторская позиция писателя.Б. В. Шергин. «Шиш показывает барину нужду». Современная литературная сказка и ее народные корни. Образ Шиша. Язык сказки.
Жанры фольклора разнообразны. Есть крупные жанры, такие как былина, сказка. А есть малые жанры: пословицы, поговорки, заклички. Малые жанры очень часто предназначались для детей, учили их премудростям жизни. Пословицы же и поговорки позволяли людям сохранять и передавать из поколения в поколение народную мудрость.
Художественной особенностью всех малых жанров является то, что они небольшие по объёму, легко запоминаются. Они часто создаются в стихотворной форме, что также помогало их лучше запоминать. Пословицы состоят из одного предложения. Но это предложение очень глубоко и ёмко по своему содержанию. «Цыплят по осени считают», говорили наши предки, и говорим сегодня мы. Пословица основана на житейской мудрости. Не важно сколько цыплят у тебя по весне. Важно, сколько их выросло до осени. Со временем эти слова стали иметь обобщённое значение: не загадывай, сколько ты можешь получить от того или иного дела, посмотри на результат сделанного.
Малые жанры фольклора, предназначенные для детей, имеют свою особенность и ценность. Они входили в жизнь ребёнка с рождения и сопровождали на протяжении многих лет до его взросления. Колыбельные песни предназначались в первую очередь для того, чтобы оберегать младенца от страшного, что его окружает. Поэтому часто в песнях появляется серый волк и другие чудища. Постепенно колыбельные песни перестали играть роль оберега. Их назначением стало усыпить ребёнка.
Ещё один жанр фольклора связан с порой младенчества. Это пестушки (от слова «пестовать»). Мать напевала их ребёнку, уверенная в том, что они помогают ему расти умным, сильным, здоровым. Подрастая, ребёнок сам учился использовать в своей речи, играх различные жанры. Дети весной или осенью исполняли заклички. Так взрослые учили их бережно относиться к миру природы, вовремя производить различные сельскохозяйственные работы.
Скороговорками родители развивали речь своих детей. Художественной особенностью скороговорки является не то, что она имеет стихотворную форму. Её ценность в другом. Составлялась скороговорка с таким расчетом, чтобы в неё входили слова со сложными для ребёнка звуками. Проговаривая скороговорку, дети развивали правильность речи, добивались чёткости в произношении.
Особое место среди малых жанров фольклора занимает загадка. Её художественная особенность заключается в метафоричности. Загадки строились по принципу сходства или различия предметов. Разгадывая загадку, ребёнок учился наблюдательности, логическому мышлению. Часто дети сами начинали придумывать загадки. Они также придумывали дразнилки, высмеивая в них недостатки человека.
Таким образом, малые жанры фольклора при всём своём многообразии служили одной цели – образно, метко и точно передать народную мудрость, научить подрастающего человека жизни.
Тема: – Устное народное творчество
Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII-XIX веках, можно составить представление о былинах XI-XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500-600 лет назад.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
(На иллюстрации картина В. М. Назарук “Боян (Слово о полку Игореве)” 1985г.)
Древнерусская литература неоднозначна: одни исследователи полагают, что на неё оказала безусловное влияние западная цивилизация, а другие – что древнерусским текстам больше присущ фольклор, чем кажется на первый взгляд. Есть и промежуточная позиция: в произведениях двенадцатого-семнадцатого веков гармонично сочетаются народные, то есть фольклорные, элементы и заимствования из иностранных языков.
Мы знаем, что в Древней Руси было два языка – старославянский и древнерусский. На старославянском языке, который принесли нам солунские братья Кирилл и Мефодий, писали книги и проводили церковные мессы, но не разговаривали. Это искусственный язык, который изначально предназначался для письменного пользования. Беседы велись на древнерусском наречии, больше часть лексики которого принялась и в современном русском литературном языке.
В основе самого старославянского языка, на которым записаны памятники Древней Руси, лежали диалекты, похожие на древнерусское наречие. Постепенно языки сливались, как сливались и сферы их использования: фольклор проникал в книги, а книги влияли на устное народное творчество.
Вспомним наиболее яркий из памятников древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Оно написано книжным языком с использованием старославянизмов и библейской лексики, однако имеет яркие народные черты. К последним можно отнести эпитеты, характеризующие князя Игоря, его войско и окружающий их природный мир, сравнения людей с животными (это одна из наиболее характерных фольклорных особенностей) и единичные словоупотребления, относящиеся к миру народному, а не книжному.
Главная / Человек / Пословицы о времени: народная мудрость, сохраняющая часы
30 ноября 2021
Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей о времени: сборник с объяснением смысла
Совсем не важно как поговорка: большая, маленькая, короткая, старая или новая, главное – она должна быть поучительной!
Поговорка о времени | Толкование поговорки |
Час от часу не легче! | Всегда приходит сложное время. Одна беда сменяется другой. |
У Бога все дни сочтены. | Человеку дана всего одна жизнь и прожить ее нужно так, чтобы не было сожалений. |
Ест как утка целые сутки. | Тратит время зря. Тратит время без дела. |
Временем кто дорожит, тот зря в постели не лежит. | Лентяи не ценят времени и не добиваются успеха. |
Сила — во времени. | Время – это не только ценность, но и сила, которая делает человека уверенным и успешным. |
Вовремя начать бой — наполовину выиграть. | Дело, запланированное и сделанное вовремя, всегда будет радовать успехами и никогда не принесет неудачу. |
Время все сглаживает. | Время заставляет задуматься о ценностях и переосмыслить их. |
Не гребень голову чешет, а время. | Время заставляет человека думать и действовать, принимать решения и стремиться к лучшему. |
Крупицу золота можно найти, крупицу времени — никогда. | Деньги ты всегда успеешь заработать и потратить, а вот провести время с родными или с пользой – не успеешь, ведь жизнь дана человеку одна. |
Цыплят по осени считают. | Делать выводы следует только тогда, когда дело сделано. |
Время придет — слезы утрет. | Спустя года и большое количество времени, человек может изменить свое решение и наладить отношения, решить проблему. |
Пословицы о полезном использовании своего времени
Пословицы русского народа отличаются меткостью и образностью. В краткой, лаконичной форме они выражают огромную мудрость, заставляют задуматься, развивают представления о родной культуре. Изучать пословицы начинают еще в школе. И одним из заданий в 5 классе может быть такое:
- Подбери пословицы о полезном использовании свободного времени и сделай вывод, чем они учат.
Задание актуально на уроках обществознания, когда ученики вместе с учителем изучают ценность времени и способы организации свободного времени в частности. Подходящими пословицами в данном контексте становятся выражения, которые содержит ключевые слова «дело», «безделье», «лень», «праздность», «веселье», «скука».
Пословицы учат использовать свободное время рационально: не лениться, долго не спать, не сидеть сложа руки даже в минуты отдыха. Словом, надо отдыхать весело, активно и с пользой. Народные высказывания, которые относятся к данной теме, мы поделили на смысловые группы с описанием того, чему они учат:
Пословицы о том, что в свободное время нельзя лениться и тратить время впустую:
И камень лёжа мохом обрастает. Под лежачий камень и вода не течёт. Крупицу золота можно найти, крупицу времени — никогда. Тот, кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Много спать — мало жить: что проспано, то прожито. С лодырем поведешься — горя наберешься. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи. Обуяет лень, проживешь, как пень. Всю ночь собака пролаяла на месяц, а месяц того и не знал. Он бьет баклуши, а ты развесил уши. Ветряная мельница да баба-бездельница мелют без устали. Хоть в пень колотить, лишь бы день проводить. Бездеятельность — сестра болезни. Нет тяжелее бремени, чем безделье. Лениться да гулять — добра не видать. Праздная молодость — беспутная старость. Праздный живет — только небо коптит. Не учи безделью, учи рукоделью. От нечего делать и таракан на полати лезет. День да ночь — и сутки прочь: так и отзваниваем. До обеда проспали, встали да обедать стали. Лежит на боку да глядит за Оку. От безделья собака на ветер лает. Лежит лежень до вечера — и поесть нечего. Лежит себе и поплевывает в потолок. Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Время — это большая ценность, и его нужно беречь:
Всякой вещи свое время. Всему своё время. Крупицу золота можно найти, крупицу времени — никогда. Потерял минуту — потеряешь и час. Минутка час бережёт. Век долог, а час дорог. Часом опоздал, годом не вернёшь. День да ночь — сутки прочь. И у самого длинного дня есть конец. День долог, а век короток. Век долог, а час дорог. Много дней впереди, много и позади.
Свободное время нужно проводить весело и интересно, без скуки:
Скучен день до вечера, коли делать нечего. Под лежачий камень и вода не течёт. Скучен (долог) день до вечера, если делать нечего. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. От скуки бери дело в руки. Со скуки пропадешь. Хорошо в гостях, кому дома скучно. От скуки одуреешь. Нет лучше веселья, когда сердечная радость. Мешай дело с бездельем, проводи век с весельем. Веселому жить весело. Есть время работать, есть и веселиться. Умей дело делать — умей и позабавиться. Кто весел, а кто и нос повесил. Когда живется весело, и работа спорится. Кто умеет веселиться, того горе боится. Сердце веселится, и лицо цветет. Радуйся, веселись, пока ноженьки не свелись. Кто людей веселит, за того весь свет стоит. Пока молод — весел; старость придет — веселье на ум не пойдет. Работа веселье любит. Не бойся того, кто песни поет, а бойся того, кто дремлет. Веселому и одному не скучно. У мрачного веселье скучно, у веселого и скука весела. У наших ворот всегда хоровод. Веселье — от всех бед спасенье. Гуляй, пляши, да не убей души. Живи не скупись, с друзьями веселись. Гуляй, но время не теряй. Веселись, да дело разумей. На вас глядя, сердцем веселеешь. Гармонюшка-матушка лучше хлеба-батюшки. С гармошкой лучше работа спорится. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Играй, играй, да дело знай.
Пословицы о том, что всему свое время. Нужно не только отдыхать и веселиться, но и трудиться:
Делу — время, потехе — час. Праздность – мать пороков. Без дела жить – только небо коптить. Маленькое дело лучше большого безделья. Потерял минуту — потеряешь и час. Всему своё время. Проленишься, так и хлеба лишишься. Труд чловека кормит, а лень портит. Беспечный пьет воду, а заботливый— мед. Веселая голова живет спустя рукава. Иван в дудку играет, а семья с голоду умирает. Парень игроват, да на деле плоховат. Игра игрою, а дело делом. Дело вести — не лапти плести. День хвалится вечером. Откладывай безделье, да не откладывай дела. Умей работать, умей и веселиться. От лишнего веселья работа тоскует. Денежная игра не доведет до добра. Играй, да не заигрывайся. Девка игрива, да работать ленива. Мозолистые руки не знают скуки.
Время нужно проводить активно, в движении, с пользой для здоровья:
Не поддавайся, не ложись; а сляжешь – не встанешь. Баня – мать вторая. Кости распаришь, все тело направишь. После обеда полежи, после ужина походи! Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, поди кисель есть! – А где моя большая ложка? Движение приносит благодать. Двигайся больше – проживешь дольше. Сколько ни бежать, а не миновать отдыхать. Два часа собирается, два часа умывается, час притирается, сутки одевается.
Сказал как отрезал:
- Гол как сокол
Вот постоянное сочетание слов, за объяснением которого не нужно ходить в чужие края, но которое тем не менее не так-то просто и бесспорно. Во-первых, странно, что покрытая перьями птица изображается как образец наготы. Но, оказывается, тут нет и речи о птице. Существует мнение, что здесь имеется в виду не сокол, а именно старинный сокол –…