- Сочинения
- 9 класс ОГЭ
- Наблюдательность
Наблюдательность – это очень важное качество человека, которое помогает ему и в жизни, и в различной деятельности. Подобное свойство характеризуется тем, что люди умею увидеть, заметить то, что часто бывает не очень видимым и не бросается в глаза остальным. Следовательно, наблюдательный человек увидит то, что скрыто от других.
Наблюдательность очень важна в учёбе. Большинство наук строится на умении наблюдать, сравнивать и анализировать. Без этого важнейшего качества учиться невозможно. Так, например, не умея наблюдать за явлениями и предметами невозможно освоить ни физику, ни химию, ни геометрию. А без этих наук невозможно получить полноценное образование и развитие.
Наблюдательность важна и в работе. Если человек не наделён наблюдательностью, то он не будет успешен ни в одной профессии. Поверхностное отношение к порученному делу покажет результат. Об этом важном качестве писал в своих увлекательных произведениях Артур Конан Дойл. Он, рассказывая о герое, увиденном им впервые и совершенно ему не знакомом, мог определить многое из его жизни, рода занятий и положения в обществе. Он неоднократно повторял, что многие люди видят то же, что и он, но не обращают на это внимания, они считают, что мелочи не важны. Тем не менее, отсутствие подобного внимания приводит к тому, что люди терпят поражения, обманы, часто попадая в невыгодную и даже трагическую ситуацию.
Люди творческих профессий также не обходятся без наблюдательности. Представьте себе, скольких шедевров мы бы лишились, если бы не уникальная особенность художников видеть мир в ярких и необычных красках. Однако, пейзажи русских художников ещё утонченнее. Им приходилось видеть, замечать и неброскую, незаметную, на первый взгляд простую, красоту нашей природы. Назвать можно множество примеров: «Грачи прилетели» Саврасова, «Рожь» Шишкина, «Март» Левитана. Каждый из пейзажей – гениальная картина.
Науки и искусства также обязаны наблюдательности открытиями, без которых люди не представляют свою жизнь. Множество изобретений было сделано благодаря наблюдательности. Ткацкий станок, летательный аппарат, отталкивающие воду ткани – всё это было создано из наблюдений, почерпнутых из мира растений и животных. Например, наблюдая строение листа капусты, которая остаётся после любого дождя сухим, учёные поняли, что данные части растения отличаются по своему строению от других. Оказалось, что на поверхности капустного листа множество мелких бугорков, которые не дают воде задерживаться. Капля просто скатывается с листика, не проникая к растению.
С примерами из литературы
Каждый человек по-своему видит окружающий мир. Любой человек ведет себя по-разному. Кто-то полностью погружается в свои мысли, а кто-то, наоборот, разглядывает все по сторонам, с большим интересом изучая все вокруг, всматриваясь в каждую деталь вокруг себя. Именно этих людей называют наблюдателями.
Наблюдательность – это умение человека замечать в обычных вещах и событиях нечто особенное, любопытное, незаметное обычным людям. Данным качеством владеет далеко не каждый человек. Наблюдательность связана не с хорошим зрением, а с психологической особенностью человека — с его заинтересованностью ко всему, что он видит вокруг себя. Человеку надо рассматривать каждую мельчайшую деталь вокруг себя, чтобы ничего не упустить, дабы ничего не упустить из внимания. Чтобы доказать свою точку зрения приведу пример из художественной литературы и пример из жизни.
В произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» у главного героя Павла Ивановича Чичикова проявляется это качество. В монологе Чичикова автор продемонстрировал такие черты его характера, как наблюдательность, а также умение разбираться в людях. Чичиков понял, что дама наверное «Выпускница какого-нибудь пансиона», что нет в ней ничего «Бабьего», но спустя время, как «Откуда возьмется и надутость и чопорность… Станет голову ломать с кем, и как, и сколько нужно сказать». Из этого монолога прекрасно видно, ту самую черту характера Чичикова, как наблюдательность
Такая черта как наблюдательность способна раскрывать людям красоту природы, она развивает совершенно другое мышление. Этим талантом обладают, художники. Это люди очень наблюдательные, способные зреть мир в мельчайших подробностях. Творцы могут с простых вещах увидеть нечто необычайно красивое и не обычное и перенести это на холст. Один из ярких примеров художников, популярный российский живописец Иван Айвазовский. При помощи различных цветов у него получалось передавать волнение моря, придавая картине блики и оттенки, делая композицию словно живой. Именно эти блики и оттенки заметит не каждый человек. Картины Айвазовского, замечательные морские пейзажи, много лет пленят зрителей с разных стран.
Анализируя примеры их художественной литературы и из жизни, можно сделать вывод, что наблюдательность, это умение видеть не только предмет, но и его особенности, которые остаются незамеченными для большинства людей.
Также читают:
Картинка к сочинению Наблюдательность
Популярные сегодня темы
- Примеры целеустремленности из жизни для сочинения
В качестве примеров целеустремленности в жизни, мне хотелось бы привести примеры некоторых известных теннисистов. Эти примеры действительно воодушевляют и выглядят достойно на фоне многих других людей
- Анализ сказки Лесные домишки Бианки
Сказка Бианки «Лесные домишки» показывает многообразие живой природы. Юный читатель узнаёт, что у каждой птички и животного есть свои привычки и домик.
- Гоголь
Перечитывая произведения великого писателя, задумываешься над тем, как изумительно отражен каждый из его героев и, наверное, так бы никто кроме Николая Васильевича и не смог создать такие гениальные творения.
- Чичиков у Коробочки — анализ эпизода поэмы Мертвые души Гоголя сочинение
Среди помещиков, с которыми познакомился Чичиков в поисках своего особенного товара, оказалась одна женщина. Прежде Чичиков ничего не слышал о помещице Коробочке и в гости к ней не собирался.
- Сочинение Анализ легенды о Ларре из произведения Горького Старуха Изергиль
Составная часть произведения Горького, в которой пролетарский писатель выразил свое отношение к этике и некоторым человеческим качествам в форме легенды.
Текст для сочинения:
(1)Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. (2)Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:
— Посмотри, как солнце играет!
(3)3а стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. (4)Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. (5)Детская душа моя ликовала. (6)На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца.
(7)В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. (8)Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звёзды, чётче и чётче обозначаются на посветлевшем небе чёрные вершины. (9)На траве лежит роса. (10)Множеством блёсток сверкает растянутая в лесу паутина. (11)Чист и прозрачен воздух. (12)Росистым утром смолою пахнет в густом лесу.
(13)Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. (14)В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звёзды, тонкий серп месяца. (15)На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (16)Как бы в парной лёгкой дымке, под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (17)Точно живое дыхание земли, лёгкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (18)Всё выше поднимается солнце. (19)Прохладная прозрачная роса на лугах сверкает алмазной россыпью.
(20)Наблюдал появление солнца в морозное зимнее утро, когда нестерпимо сияли глубокие снега, рассыпался с деревьев лёгкий морозный иней. (21)Любовался восходом в высоких горах Тянь-Шаня и Кавказа, покрытых сверкающими ледниками.
(22)Особенно хорош восход солнца над океаном. (23)Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далёкими облаками. (24)И всё вокруг внезапно меняется. (25)Иными кажутся далёкие берега, гребни набегающих волн. (26)Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. (27)Пена на гребнях волн кажется золотою. (28)3олотыми кажутся летящие за кормою чайки. (29)Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. (30)Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. (31)Рождается новый день! (32)Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку!
(ЗЗ)Жители больших городов редко любуются восходом солнца. (34)Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. (35)Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. (36)Но в живом мире природы всё пробуждается. (37)На опушках леса, над озарённой водою громко поют соловьи. (38)Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, лёгкие жаворонки. (39)Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды.
(40)Только моряки, охотники — люди, тесно связанные с матерью-землёю, — знают радость торжественного солнечного восхода, когда на земле пробуждается жизнь.
(41)Друзья мои читатели, очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ранней утренней зарёю. (42)Вы почувствуете, как свежей радостью наполняется ваше сердце. (43)В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается.
(По И.С. Соколову-Микитову*)
* Соколов-Микитов Иван Сергеевич (1892-1975) — русский советский писатель и журналист, натуралист, путешественник.
Пример сочинения 9.3 «Почему нужно быть наблюдательным?»
Что такое наблюдательность? На мой взгляд, наблюдательность — это способность человека подмечать в предметах и явлениях что-то особенно важное, увлекательное, малозаметное другим людям. Человеку нужно быть наблюдательным, чтобы ничего не упустить, чтобы самое интересное не ускользнуло от его внимания. Докажу свою точку зрения примерами из текста И. С. Соколова-Микитова и личного жизненного опыта.
В тексте рассказчик вспоминает, как уже с раннего детства он всегда любовался восходом солнца. В зрелом возрасте герой наблюдал это явление в лесу, над полями, морозным зимним утром, над океаном. Он старался не упустить каждую деталь, рассмотреть всё и оставить в своей памяти. Рассказчик советует читателям полюбоваться восходом солнца, чистой ранней утренней зарею, ведь «в природе нет ничего прелестнее раннего утра, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается».
Художники, безусловно, являются очень наблюдательными людьми. К примеру, Исаак Левитан в своей знаменитой картине «Березовая роща» сумел передать красоту березового леса, великолепие природы. Когда смотришь на это произведение, то испытываешь ощущение своего присутствия в этом месте, ведь художник мастерски изобразил не только деревья, траву, цветы, листву, но и передал все блики, свет, тень. Он не упустил ничего, увидел то, что скрыто от обычных глаз.
Таким образом, наблюдательность — замечательная способность человека видеть важное, интересное, то, что иногда другие не замечают.
Пример сочинения 9.1 по данному тексту
Пример сочинения 9.2 по данному тексту
Сочинение в формате ЕГЭ 2021.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру- иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)
по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ.
1. Проблема (=тезис) …..? Над этой проблемой размышляет … . (Этой проблемой заинтересовался…) отрывка (фрагмента), предоставленного нам для работы. Писатель (ФИО) исследует проблему … +Тезис.
2. Первый пример-иллюстрация. Автор отрывка повествует о …. (цитата и/или краткий пересказ фрагмента).
3. Комментарий (пояснение к первому примеру). Действительно, … (в самом деле,…)
4. Второй пример-иллюстрация. Мне кажется особенно важной мысль о … (Рассказывая о …, повествуя о…) писатель упоминает о … Пете, (подчеркивает, рассказывает …)…
5. Комментарий (пояснение ко второму примеру). (ФИО) хочет сказать, что… (Повествуя о действиях ….., писатель даёт оценку…,/ герой отрывка поступает …., потому что…)
6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ. Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать… (позволяют читателю понять, осознать , почувствовать…), потому что…
7. Позиция автора. Таким образом, размышляя о (проблема…), автор приходит к следующему выводу: … (подводит читателя к выводу…, к мнению о том, что…) (дает возможность читателю понять, что…)
8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моей позиции. Заключение. Невозможно не согласиться с писателем ….,поскольку… (Я согласен с позицией…, так как… ) СМ. п. 1-й! Здесь обязательно должна прозвучать проблема, только переданная другими словами!!
Краткая шпаргалка
Композиция сочинения ЕГЭ 2021
- Проблема (=тезис)
2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)
3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).
4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)
5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).
6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.
7. Позиция автора.
8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения. СМ. п. 1-й!!! Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ.
Текст из демоверсии 2021
- С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов«любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.
(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.
(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города… (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.
(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.
(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?
(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.
(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.
(По В.А. Солоухину*)
- Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».
Информация о тексте* | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема любви к Родине. (Что такое Родина? В чём заключается любовь к Родине?) | 1. Понятие «Родина» многогранно. Это и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. На одном из первых мест в сложном чувстве любви к Родине находится любовь к родной природе. |
2. Проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе. (Как связаны любовь к Родине и любовь к природе?) | 2. Любовь к родной природе формирует в человеке любовь к Родине. Из тысяч примет и признаков окружающего мира складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы любим сильнее, чем что-либо иное на свете. |
3. Проблема влияния искусства на чувство любви к родной природе, Родине. (Как искусство влияет на чувство любви человека к родной природе, Родине?) | 3. Искусство воспитывает в нас любовь к природе, Родине. Писатели, поэты, художники передали нам любовь к родной земле, научили нас любить родную природу и Родину. |
4. Проблема отношения к родной природе. (Как относился к родной природе И.С. Соколов-Микитов? Как влияет творчество И.С. Соколова- Микитова на читателей?) | 4. Для таких писателей, как И.С. Соколов-Микитов, характерно бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. Творчество писателя помогает понять, что природа есть не только материальное, но в первую очередь духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. |
5. Проблема влияния природы на художника и его мировоззрение. (Какое влияние оказала природа на И.С. Соколова-Микитова?) | 5. Родная природа пробуждает в художнике бережное, любовное, сыновнее отношение к Родине, к окружающему миру; превращает его из охотника во внимательного наблюдателя. |
Сочинение
1. Проблема. Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране? Над этим вопросом размышляет советский писатель В.А. Солоухин. В тексте этого яркого представителя «деревенской прозы» поднимается проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе.
2,3. Пример-иллюстрация + комментарий. Как отмечает автор, быть настоящим патриотом не так просто. С детства человек слышит о необходимости любить Отечество, но осознает это сложное чувство многим позже, когда становится взрослым. В.А. Солоухин считает, что человек, любящий родной край, испытывает необъяснимую тягу к миру природы, ощущает с ней неразрывную связь. Например, для того, кто вырос в тундре, нет ничего милее «однообразной заболоченной земли», которую он не готов променять ни на что другое. Невзрачное, зато родное и близкое для патриота важнее чего-то яркого и красивого, но чужого.
4,5. Пример-иллюстрация +комментарий. Эта необыкновенная способность русского человека ценить родную природу становится крепче благодаря искусству. Конкретизируя данную мысль, автор подчеркивает, что во многих произведениях изображаются самые простые приметы природного мира, но даже в обыденном можно увидеть красоту. Наблюдательность и умение в любой мелочи находить что-то прекрасное помогают творцу достучаться до сердца каждого жителя России.
7. Позиция автора. Итогом размышлений становится такаяпозиция В.А. Солоухина: любовь к Родине формируется благодаря любви к природе. Из тысяч примет окружающего мира складывается то общее, что русский человек любит сильнее всего на свете.
8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения= ВЫВОД (СМ. п. 1).
Нельзя не согласиться с мнением автора. Я считаю, что только тот человек может по-настоящему понять Отечество, который с любовью и уважением относится к родной природе и культуре. Еще в XIX веке М.Ю. Лермонтов писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!» Особенно милым сердцу поэта оказывается обыкновенный деревенский пейзаж. Действительно, Родину любят не за красоту; это более глубокое и сильное чувство, с которым тесно связаны такие понятия, как человечность и доброта.
ВЫВОД. Таким образом, любовь к природе – это неотъемлемая составляющая любви к Родине, обогащающая человеческую жизнь.
ВОПРОСЫ.
1. Проблема была сформулирована так:
Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране?
Соответствует ли ВЫВОД этой проблеме? Есть ли ответ на поставленный вопрос?
2. Какая часть композиции сочинения пропущена? Как она могла бы выглядеть?
Краткая шпаргалка
Композиция сочинения ЕГЭ 2021
- Проблема (=тезис)
2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)
3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).
4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)
5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).
6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.
7. Позиция автора.
8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения. СМ. п. 1-й!!! Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ.
Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине формируется у человека на протяжении всей жизни, становится более глубоким и осознанным.
Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине «возникает не стихийно», оно крепнет, набирает силу при созерцании неяркого обаяния родных мест и под воздействием русской литературы.
Текст ЕГЭ 2020
Академическое познание, изучение творческого созидания никогда не встанет вровень с художественным восприятием этого созидания. Великое искусство потому и зовут великим, что оно понятно для всех, по крайней мере, для большинства. Вовсе не обязательно быть докой-специалистом, чтобы читать «Войну и мир» или смотреть и слушать «Лебединое озеро». Сложностью и недоступностью формы не так уж и редко маскирует посредственный художник недостаток таланта. Это не означает, что произведения великих, гениальных художников никогда не бывают сложными и непонятными. Разница между сложностью малоталантливого и сложностью гениального художника скорей всего в том, что в первом случае сложность топчется на одном месте, она статична, во втором — она движется, самораскрывается, обнаруживая все новые возможности произведения.
Восприятие художественного образа по сути и качественно то же, что и его создание. Разница здесь, вероятно, лишь в масштабности… Несомненно, во всяком случае, то, что восприятие образа процесс также творческий. Именно это-то обстоятельство и таит в себе великую опасность культурного иждивенчества.
Под маской скромности (где уж нам, дескать?) таится обычная трусость либо обычная лень, и человек лишь пользуется созданными до него художественными ценностями, даже не пытаясь создать что-то свое. Пусть не гениальное, но свое! Пресловутый максимализм (либо стать Микеланджело, либо совсем не заниматься творчеством) никогда не содействовал благу общенародной культуры. Игнорировать собственный талант (какой бы он ни был по величине) на том основании, что есть люди способней тебя, глушить в себе творческие позывы так же безнравственно, как безнравственно заниматься саморекламой, шумно преувеличивая собственные, нередко весьма средние возможности.
«Уничижение паче гордости», — говорится в пословице. Найти свое лицо — нравственная обязанность каждого. Но к лицу ли человеку подобострастие? Растерянность перед более талантливым унижает его. Настоящий художник ждет от других обычного уважения. Ему совсем незнакомо чувство собственного превосходства. Чем больше талант, тем меньше высокомерия и гордости у его обладателя. Между величиной таланта, силой художественного образа и уровнем нравственности существует самая прямая зависимость. Стыд, совесть, целомудрие, духовная и физическая чистота, любовь к людям, превосходное знание разницы между добром и злом — все эти нравственные свойства художника отображает питаемый им художественный образ. Художественный образ не может быть создан бесстыжим, бессовестным художником, человеком с грязными руками и помыслами, с ненавистью к людям, человеком, не знающим разницы между добром и злом. Да и вообще, возможно ли подлинное творчество в неспокойном или злом состоянии? Вряд ли… Злой человек склонен более к разрушению, чем к творчеству, и нельзя путать вдохновение созидателя с геростратовским…
Подлинный художественный образ всегда нов, то есть стыдлив, словно невеста, целомудрен и чист. Свежесть его ничем не запятнана. Настоящий художник, как нам кажется, тоже стыдлив, ведь и само творчество требует уединения, тайны. Вынашивание и рождение образа не может совершаться публично, у всех на виду. Публичным, известным всем или множеству должно стать впоследствии творение художника, но отнюдь не он сам. Не потому ли гениальные творения древних русских живописцев не подписаны? Древние художники и архитекторы предпочитали остаться безвестными. Ведь значит же что-то это известное и совсем не случайное обстоятельство.
(Василий Белов)
Написать сочинение – само по себе нелегкое задание. Это нужно правильно выстроить повествование, чтобы одно не наслаивалось на другое, соблюсти четкую структуру и прочее и прочее и прочее. Развивать этот навык поможет наш телеграм-канал, а группа со скидками поможет подобрать выгодные предложения.
А мы расскажем об особенностях написания экзаменационного сочинения, а также перечислим, какие основные темы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году ждут учащихся.
В чем сложность сочинения по русскому языку?
Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.
Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:
- Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
- У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
- Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.
Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.
Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.
Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет.
Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.
И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:
- проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
- проблемы отношений отцов и детей (поколений);
- проблемы культуры и искусства;
- проблемы чтения, языка и речи;
- проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
- проблемы войны, героизма и патриотизма;
- проблемы экологии, природы, животного мира;
- проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.
Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.
Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.
А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.
Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому
Проблема | Темы |
Проблема человека и природы | Как деятельность человека влияет на природу? |
Проблема человека и животных | Почему человек должен заботиться о животных? |
Отношения в семье, детство | Как семья влияет на формирование личности ребенка? |
Красота и богатство русского языка | Что значит для человека родной язык? |
Школа, учителя, книги | Почему человеку важно получить хорошее образование? |
Внутренний мир, нравственные качества человека | О чем может сказать внешность человека? |
Дружба | Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? |
Любовь | Какова настоящая любовь? |
Социальные проблемы | Как нужно относиться к бедным? |
Воспитание | Какого человека можно назвать воспитанным? |
Искусство в жизни человека | Всегда ли талантливого человека замечают? |
Военное время | Почему в военное время героизм был обычным делом? |
Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020
Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:
- жизненные ценности
- дружба
- любовь
- материнская любовь
- доброта
- взаимовыручка
- выбор
- нравственный выбор
- настоящее искусство
- драгоценные книги
- неуверенность в себе
- внутренний мир человека
- счастье
- сила духа
Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.
Автор:
Наталья
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Манера преподавания предметов отличается в разных странах, однако когнитивные процессы, связанные со спецификой современного общества, во многом универсальны. В новом материале делимся любопытными приёмами преподавания литературы от зарубежных коллег.
Уроки литературы в Германии: интерпретация и рефлексия
В Германии нет единого обязательного списка для чтения. Нет и отдельной дисциплины «Литература», она входит в предмет «Немецкий язык». Учитель самостоятельно рекомендует книги для изучения. Они делятся на две большие группы:
- произведения малых форм (стихи, басни, рассказы, которые читают и разбирают во время уроков);
- произведения большого объёма (3–4 крупных произведения для домашнего чтения, которые затем обсуждаются в классе).
В процессе изучения текста важна неспешность: старшеклассники могут целый месяц вдумчиво читать одно произведение, тщательно анализируя сюжетные перипетии и нюансы авторского замысла.
Сочинения пишут с 3-го класса. Сначала это составление историй по картинкам, затем по опорным словам. Любимый жанр учителей в Германии — проблемное эссе, напоминающее наше сочинение-рассуждение (например, «Жизнь в городе и жизнь в деревне»). Необходимо привести аргументы за и против, используя личный опыт и примеры из литературных произведений (совсем как в российских сочинениях формата ОГЭ).
До 8-го класса читают в основном сказочные и фантастические истории о дружбе, домашних животных, взаимоотношениях со сверстниками и родителями. Задача такого чтения — самопознание. У ребёнка формируется доверительное отношение к книге, привычка читать с интересом. Именно поэтому освоение текстов происходит не в хронологическом (как в большинстве российских школ), а в обратном порядке: от современности к античности.
Знакомиться с классикой начинают на 9-м году обучения. Новеллы Гофмана, «Страдания молодого Вертера» Гёте, пьесы Шиллера, по мнению немецких педагогов, соответствуют общей романтической настроенности школьников этого возраста. Затем переходят к изучению прозы, поэзии и драматургии ХХ века.
Помимо немецкой литературы обязательно изучают шедевры мировой литературы: пьесы Шекспира, «Преступление и наказание» Достоевского, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери.
Задача учителя — научить мыслить. При этом вопросы к учащимся могут быть разными: «Почему книга Олдоса Хаксли называется «О дивный новый мир!», если то, что в ней описано, не имеет ничего общего с дивом?», «Если бы у вас была возможность спасти от пожарников, сжигающих книги, одно единственное произведение литературы, что бы это было?».
Немецкая школа хочет видеть своих выпускников вдумчивыми людьми, способными к диалогу и защите собственной точки зрения.
Французская литература: творчество без границ
Отдельного урока литературы во Франции тоже нет. При этом урок французской словесности выглядит по-разному в коллежах и лицеях. Первые уделяют большое внимание грамматике языка, вторые — интерпретации текстов. Маленькие французы гордятся своей великой литературой. С детства их приучают читать с удовольствием. Раз в неделю учитель выводит класс в школьную библиотеку, где каждый выбирает книгу по вкусу и проводит 40 минут за самостоятельным чтением.
Приветствуются живые формы взаимодействия с книгой: театрализация, тематические уроки, конкурсы выразительного чтения, поэтические и эссеистические турниры. Кстати, изучение пьес занимает львиную долю учебного времени! Учащиеся лицеев декламируют не только Мольера и Расина, но и Еврипида, Софокла, Аристофана.
В средних и старших классах делается акцент не на личности автора, а на качестве текста. Долой авторитеты! Если фрагмент «Собора Парижской Богоматери» труден для восприятия старшеклассника, он имеет право высказать своё мнение на этот счёт.
Литература преподаётся в большей мере практически: школьники изучают стили и типы речи, манеру письма каждого автора. Уроки напоминают творческую мастерскую, где можно дописать сказку Шарля Перро или создать дневник в стиле Мишеля Монтеня. Такая «игра в фанфики» не просто увлекательна, но и очень полезна. Понять тонкости литературного произведения может только тот, кто знает, как оно устроено. Построение композиции, развитие сюжета, работа с художественной деталью — всё это развивает устную и письменную речь, образное мышление.
Французские учителя-словесники не гонятся за большими объёмами, отдавая предпочтение новеллам, фрагментам романов, отдельным эссе и стихотворениям. Считается, что этого достаточно для знакомства с творческой манерой писателя. Желающие могут прочитать больше.
Японская литература: сочинения о жизни и дневник сердца
В Стране восходящего солнца литература не выделяется как отдельный предмет. Она входит в дисциплину «Родной язык» как один из трёх модулей («Чтение»).
Как и в большинстве стран мира, младших школьников учат слушать, читать и пересказывать сказки. Истории с древней мифологической основой развивают фантазию, погружают в национальную культуру, пробуждают тягу к творчеству.
В средней и старшей школе произведения для прочтения выбирает учитель. Задача учителя — нравственное воспитание: важно поговорить с детьми на тему общечеловеческих ценностей.
В современной японской школе ведутся дискуссии по поводу постулата «Ребёнок должен получать удовольствие от чтения». Так как вместо тяги к изучению классических произведений подростки проявляют интерес к комиксам манга и ранобэ, неясными становятся задачи учителя. Что важнее: делать акцент на глубинном познании или продумывать развлекательные моменты урока? Надо сказать, что на этот вопрос ищут ответы педагоги по всему миру.
Из полезных образовательных практик Японии можно взять на заметку следующие методики.
- Межпредметное взаимодействие. Изучение поэзии органично сочетается с уроками любования природой, входящими в учебную программу японских школьников. Правда, несовпадение в климате накладывает на нас некоторые ограничения. Но что мешает российскому учителю выбраться на осеннюю прогулку с томиком стихотворений Есенина или Бунина?
- Сочинения о жизни. Маленьких японцев с первого класса учат писать сочинения. Это развивает в детях наблюдательность, вырабатывает индивидуальный творческий почерк. Важно писать не на абстрактные темы, а о том, с чем дети сталкиваются каждый день: дружба, отношения в семье, домашние питомцы, красота окружающей природы.
- Дневник сердца. Ещё одна чудесная идея — вести дневниковые наблюдения за собой и миром. Заранее объявляется тема. Например, «Грусть». Ребёнок делает несколько коротких записей. Что заставляет его грустить? Как развеять грусть? Почему грустят папа и мама? Что делать, если это чувство испытывает кто-то рядом с тобой? На каждой страничке остаётся много свободного места, чтобы подумать и в любой момент записать новые наблюдения.
Внимательные к деталям немцы, остроумные и свободолюбивые французы, тонкие и вдохновенно созерцающие японцы — национальная специфика проявляется не столько в выборе книг для чтения, сколько в способах освоения и интерпретации литературного наследия.
Сегодня много говорят о назревающем кризисе преподавания литературы в российской школе. Важно почувствовать: литература — это жизнь, а не отражение жизни. Отечественные методики в сочетании с опытом зарубежных коллег могут многое, но главное — учитель-творец, вдохновляющий класс любовью к слову.