Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Советскую художницу Ирину Васильевну Шевандронову на протяжении всего творческого пути притягивала тема детства и юности. Склонность в её работах просматривается к таким жанрам как портрет и бытописание. Она работала в стиле социалистического реализма. Картины мастера живописи стали удивительным и психологичным отражением жизни советских детей и молодёжи в послевоенные годы и годы второй половины 20 века.
Картина «На террасе» в первоначальном варианте имела название «На террасе. Портрет сына». На полотне изображен 15-летний сын художницы. Создана картина в 1973 году. Ирина Васильевна умела находить сюжеты для будущих картин не только в творческих поездках по стране, но и буквально рядом с собой. Она замечала в обыденной, даже банальной реальности некую приподнятость над тривиальным бытом. Вот и этому портрету сына Михаила она придала необычайную романтичность, поэтичность, наделила психологизмом.
На картине изображен сидящий на открытой летней террасе юноша в погожий солнечный день. Он читает, удобно примостившись на широких деревянных перилах. Подросток так увлечен чтением, что выключился из окружающей реальности. Он в сюжете книги или в своих размышлениях, мечтах, но только не здесь. Художница уделила больше внимания душевному состоянию главного героя. Она воспринимает его как самостоятельную цельную личность.
На переднем плане изображены крупные деревянные бруски, удерживающие крышу террасы. Они словно отгораживают юношу от реальности, унося в мир грёз. В то же время они защищают, дают опору спине. Благодаря им юное существо обрело устойчивость и поддержку.
Фон портрета играет большую роль в понимании замысла картины. Он приближен к герою и подчёркивает удивительность внутреннего мира подростка. Там, как и в летнем тенистом саду множество хитросплетенных фантазий, мыслей. Там всё немножко хаотично, бурно и красочно. Преобладание оттенков зелёного в цвете фона говорит о незрелости, начале роста в природе и человеке. А голубые оттенки подчёркивают чистоту, возвышенность, поэтичность внутреннего мира юноши.
Подросток на картине изображен немного худощавым. Большие ступни босых ног и длинная шея говорят о его высоком росте. У него рыжеватые густые волосы, выразительный профиль. Загоревшее лицо и тело полны нежным очарованием юности. Одежда героя проста. Синие брюки и голубая рубашка не отвлекают внимание зрителя своей однотонностью и обычность от главного в картине – душевного состояния героя и эмоционального настроя полотна в целом.
Настроение картины умиротворяющее и спокойное. Оно пропитано добротой к внутреннему миру подростка. Цветовая гамма полотна весьма необычна. Преобладают на картине синий и зелёный цвета. Им противопоставлен тёплый коричневый в многочисленных оттенках. Световая сдержанность говорит, что художница не гонится в портрете за эффектами.
Композиционный центр портрета смещен влево. В центре картины оказалась книга на фоне буйной летней растительности. Этим художница подчеркнула, что для неё важнее не внешний облик подростка, а мыслительная и эмоциональная жизни взрослеющего человека.
Запечатлев портрет конкретного человека, художница превратила его в произведение, дающее обобщённый образ юного поколения того времени. Она нашла в сыне то характерное, что сделало сюжет её работы незабываемым.
Мне нравится в картине то, что молодое поколение в те годы увлеченно читало книги, мечтало, размышляло. Привлекает меня портрет юноши душевным, светлым колоритом. Глядя на его возвышенный образ, хочется стать лучше. Картина вселяет уверенность, что несомненно в нашем мире больше добра и красоты, чем зла и безобразия.
Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.