3,615
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение «Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа» Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Презентация к уроку музыки в 6 классе на тему:
Тема урока:
«Музыка объединяет людей» Составила – учитель музыки 1 категории Трушина Светлана Юрьевна
Слайд 2
Цель урока:
Использование междисциплинарных знаний учащихся в аналитической деятельности, развитие навыка монологического ответа.
Слайд 3
Задачи:
— Познакомить учащихся с воздействием музыки на общество и каждого человека в отдельности.
— Познание мира через музыкальные формы и образы.
— Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры учащихся.
— Воспитание эмоционально – целостного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся.
Слайд 4
Эпиграф:
« Композитор может показать миллионам людей то что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества» Д.Д. Шостакович
Слайд 5
Вопрос- о чём пойдёт речь на уроке ?
О том, что музыка может воздействовать как на общество, так и на одного человека
Музыка, как никакое другое искусство объединяет людей для общих дел, для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают, терпят поражение
Слайд 6
Приведите примеры.
Музыка Орфея оказалась более могущественной, чем сладкоголосое пение сирен.
— В музыке, как и в жизни, есть вечные темы, такие как добро и зло, борьба светлых и темных сил. Приведите примеры из жизни людей, кино, произведений искусств
Слайд 7
Настоящая музыка окрыляет: человек, переживающий её, становится сильнее и даже как будто выше самого себя. По этому поводу Л. Толстой сказал: «Она переносит меня в какое-то другое ,не своё положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то , что я собственно не чувствую , что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу»
Слайд 8
Из всего множества историй мы видим, что в восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и радует, украшает нашу жизнь. И как никакое другое искусство, музыка объединяет людей для их общих дел и радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни.
Слайд 9
Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен в последней своей симфонии № 9 воплотил замысел своей жизни — от бездны скорби восславить радость. В ней он хотел воспеть братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Иногда 9-ю симфонию называют «Симфонией Радости».
Слушание фрагмента Девятой симфонии Л Бетховена.
Слайд 10
Первое исполнение Девятой симфонии стало величайшим триумфомкомпозитора. Количество желающих попасть на концерт было так велико, что у входа произошла драка.
Оркестром дирижировал Умлауф. Совершенно глухой Бетховен стоял у рампы и давал темпы для каждой части. Гром аплодисментов раздался после последнего аккорда. Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и только Бетховен никак не реагировал на восторженные воз гласы публики – он их просто не слышал.
Тогда молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидеть переполненный зал – зрители аплодировали, подбрасывая вверх шапки.
Бетховен достиг своей цели, к которой стремился всю жизнь. Он овладел Радостью.
Слайд 11
Слайд 12
Что нам с вами даёт эта симфония?
Печаль, скорбь, борьба, а затем устремлённость ввысь, к свету. -Как вы понимаете это? К радости через страдания.
Слайд 13
— Л. Н Толстой утверждал, что музыка, как одно из могущественнейших средств воздействия на душу человека, должна исполняться перед совершением какого – либо важного дела. Фрагмент фильма о Бетховене
Слайд 14
-В чём главное значение музыки?
Главное значение музыки состоит :
В способности наделять людей этой силой , (тема радости и мощь людского единения), В противостоянии отчуждённости и холодному одиночеству, идти от сердца к сердцу,
В умении музыки всегда найти путь к другому сердцу.
Слайд 15
Девятая симфония, зовущая всех людей к строительству новой красивой жизни, нужна нам или нет?
эта музыка позитивна, несет в себе радость, показывает выход из трудной жизненной ситуации, призывает дружбе народов мира.
Слайд 16
— Можно ли познать мир через музыкальные произведения?
— Приведите примеры, как музыка может объединять ради общих благих целей?
Слайд 17
Групповая работа
1 группа- синквейн на тему «9 симфония»
2 группа – синквейн на тему «Бетховен»
3 группа- синквейн на тему « Сирены» (Дебюсси)
Слайд 18
Источники
http://www.openclass.ru/node/309180
http://go.mail.ru/search_images?
Учебник «искусство. Музыка» Т.И. Науменко, В.В. Алеев
- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Роль музыки в жизни человека
Музыка играет огромную роль в жизни человека и это не удивительно. Музыка идет с нами по жизни. Например, когда в семье рождается ребенок, мама перед сном поет колыбельную песенку и дитя сладко засыпает. Потом мы идем в школу, там появляется такой предмет, как музыка. На таких уроках дети поют и танцуют. Но и сами люди проявляют интерес к песням. Каждый человек выбирает свои жанр в музыке. Само собой что о вкусах не спорят.
Жизнь непредсказуема, и в разных ситуация с нами всегда присутствует музыка. Если нам плохо, мы грустим или у нас болит душа мы включаем любимые песни, плачем. Несомненно, что потом нам становится легче. Даже если мы находимся в хорошем настроении, мы слушаем музыку. Не важно чем мы заняты в жизни, делаем домашние дела, занимаемся спортом, идем в школу, на работу или в институт. В наших наушниках всегда звучат любимые треки.
Наши ученые доказали, что музыка благоприятно влияет на организм человека. Были случаи, когда мелодия любимого трека вылечивала человека от болезни. Если постоянно слушать позитивные мелодии, то и настроение у человека будет хорошее и позитивное. Полезно слушать спокойную музыку перед сном, она помогает быстро уснуть.
Так же врачи говорят, что детям полезно включать классическую музыку. И это стоит делать, когда ребенок находится еще в утробе матери. Такие дети вырастают умными и талантливыми. Любимые песни поднимают нам настроение и боевой дух.
Иногда в любимых треках мы получаем ответы на свои вопросы. Мелодия любимой песни помогает нам справляться со сложными ситуациями в жизни. Послушав любимый трек, нам становится легче. И мы понимаем, что все можно исправить, и безвыходных ситуаций не существует. Я считаю, что без музыки жизнь становится скучной и тоскливой. Однозначно, что без музыки жить нельзя. В наше время существует огромное количество треков, в которые невозможно не влюбится. И не стоит забывать, что без песен не обходиться ни один праздник. Раньше не было такого обилия аппаратуры, которая проигрывает музыку. Но даже наши бабушки и дедушки всегда пели песни на баяне или гармошке. Вывод: жить без песен нельзя.
Вариант 2
Музыка является одним из древнейших видов искусства, сопровождавшей человека на протяжении его существования.
Прежде всего, музыка служит, конечно же, для развлечения. Наиграв свою или чужую мелодию, легко выразить свое душевное состояние. В силу этого, страсть к музицированию постоянно охватывает все новых и новых людей, вне зависимости от пола, возраста, воспитания и национальности. Можно сказать, что музыка является универсальным языком, с помощью которого можно не только донести свое настроения и чувства до окружающих, но и выразить то, что не до конца понятно самому себе. Таким образом, музыка может служить для внутреннего самоанализа и рефлексии.
Кроме того, музыка имеет важную социальную функцию. Недаром с древних времен по наши дни продолжают петь гимны (как религиозные, так и государственный). Когда человека подхватывает знакомую мелодию гимна или же патриотической песни, то даже если он один, чувствует себя частью большого сообщества. Схожую функцию выполняют церковные песнопения. Впрочем, подобный эффект дают не только гимны, которые необходимо исполнять «стоя навытяжку». Если человек подхватывает даже шуточную песню, вроде тех, что любят туристы, то он, желает этого ли нет, но вливается в коллектив.
Следует также упомянуть о серьезной симфонической музыки, которая составляла ил будет составлять важный компонент мировой культуры. Твоерия гениальных композиторов делают нас более одухотворенными и позволяют через восприятие шедевров, прикоснуться к наследию прежних поколений, ощутить себя частью своего народа или человечества, как такового.
Однако важную и все более значимую роль в наше время играет и популярная музыка. Она носит практически полностью развлекательный характер и мало, что дает уму и сердцу. Однако через нее происходит трансляция современной массовой культуры. Незатейливые мелодии, а особенно, барабанный ритм настраивают человека на восприятие жизни под определенным углом. Разумеется, авторы подобных песен и композиций не ставят своей целью нести деградацию и упрощение, но пишут то, что проще продать. Однако общая тенденция к примитивизации общества прослеживается достаточно четко.
В целом можно сказать, что музыка будет сопровождать человека на протяжении всей его истории, решая разные по значимости задачи. Стремление к гармонии, которое выражается через песню или игру на музыкальных инструментах, останется популярным всегда, так как отвечает природе человека.
Сочинение Музыка в жизни человека
Еще в утробе матери ребенок начинает слышать звуки. Различает голоса близких ему людей, узнает голос матери. Появляясь на свет, он продолжает прислушиваться к окружающему миру. Голос матери, напевающий мелодию, успокаивает его. Ритмы сердца, знакомые удары, вселяют чувство умиротворенности. Так в человеке развивается слух.
Позже, когда малыш немного подрастет, он начнет стучать подручными материалами, развивая ритмику. Так, пробуя и сочетая разные звуки, человеком рождается новая музыка.
Благодаря музыке, каждый испытывает целую гамму чувств: любовь, грусть, печаль, радость. Это лишь малый перечень того, что вызывает в нас музыка.
Слух – один из важнейших органов чувств человека. Мы слышим речь, понимаем ее значение. Мы слышим музыку, и душа наша поет.
Женщины на Руси пели всегда: делали ли домашние дела, трудились ли в поле. С песней переживали боль утраты.
А военные песни? Гимны – в поддержку войск, романсы – в поддержании силы духа у бойца, идущего на фронт. Такие песни западают в сердце, оставаясь в нем на долгие годы.
Великие композиторы своими произведениями увековечили свои имена. Благодаря их музыке балетные и театральные постановки получили новый эмоциональный окрас. К примеру, Людвиг ван Бетховен, великий немецкий композитор, потерявший впоследствии слух, создал более 650 произведений, которые стали известны на весь мир. Есть так же доказательство того, что музыка второго великого композитора – Моцарта, улучшает работу мозга. Его так же рекомендуют слушать беременным женщинам для гармоничного развития плода.
Любая мелодия обладает своим воздействием на человека. Она может успокоить, взбодрить, вызвать воспоминания, слезы, радость. Доказано так же, что музыкальная терапия благотворно влияет на людей и даже может скорректировать здоровье человека.
Музыка – это дар. Классическая музыка – инструмент к здоровью. Не отказывайте себе в музыкальной терапии. Тогда тело ответит благодарностью и будет созвучно как с мелодией снаружи, так и с мелодией внутри.
Также читают:
Картинка к сочинению Роль музыки в жизни человека
Популярные сегодня темы
- Почему доктор Старцев стал Ионычем? сочинение по Чехову
Дмитрий Ионыч Старцев – главный герой повести А.П.Чехова «Ионыч». В начале произведения сообщается, что совсем недавно его назначили врачом в Дялиже, который находился в близи небольшого городка С. В С. Старцев познакомился с семьей Туркиных
- Хронологическая таблица жизни и творчества Брюсова
1873 — Валерий Брюсов родился в образованной купеческой семье. И дед, и отец Валерия писали стихи, хотя это не было их основным занятием. Мать Брюсова знала языки, увлекалась чтением книг
- Тема Родины в творчестве Есенина сочинение 11 класс
Большинство талантливых людей решались говорить о родине как о долге, как о патриотической любви, как о нечто близком. Среди таких индивидуумов ярко проявил себя на литературном поприще
- Художественное своеобразие рассказов Бунина (прозы, произведений, поэзии, лирики)
Иван Алексеевич Бунин взошел на олимп русской классической литературы, как талантливый прозаик, и не менее талантливый поэт. Его творчество выделялось среди творчества современников, благодаря неповторимому стилю
- Сочинение Основной конфликт в пьесе Гроза Островского
Пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского написана в 1959 году. Основным посылом произведения считается отражение тогдашнего застоя общества, однако проблематика пьесы намного шире
Пример сочинения: Как музыка влияет на людей
Музыка безусловно влияет на человека. Она способна изменить настроение, вызвать воспоминания и ассоциации. Музыка – это также, способ самовыражения. Молодёжь делится на субкультуры, по интересам и предпочтениям к определённым жанрам музыки. Даже писатели в своих произведениях, говорят о ней. О том какое влияние она оказывает.
Существует специальная музыка для расслабления. Это может быть, как классика, так и инструментальная музыка, и различные мантры для медитаций. Когда человек слышит приятное, спокойное и красивое звучание, то расслабляется, у него приподнимется настроение, тревоги и беспокойства отходят на второй план. Также, есть музыка способная помочь выпустить пар, злость и агрессию. Такой жанр чаще называют «Тяжёлым» и далеко не каждый слушает его. Тем не менее те же субкультуры, основанные благодаря металлу и року, связывают всю жизнь с этим жанром. Эта музыка оказывает влияние на их поведение, внешний вид и мировоззрение в целом. Музыка может носить и развлекательный характер. Например: танцевальная, попсовая или электронная. Такие звучания однозначно, влияют на человека. Когда слышишь их, то настроение поднимается и сразу хочется танцевать.
Музыка влияет на психику человека. Маркетологи частенько прибегают к некоторым хитростям и могут с помощью музыки привлечь клиентов и увеличить покупаемость товаров. Например, включая определенную музыку в качестве фона в супермаркетах. В лифтах тоже, часто можно услышать красивую музыку. Особенно распространено это в крупных офисных зданиях. Если человек идёт на какое-нибудь очень важное совещание, волнуется, заходит в лифт, а там звучит приятная музыка, которая хоть немного ослабит страх и тревогу, пока работник поднимается на нужный этаж.
Музыка помогает в сложные моменты жизни. Какая-то одна композиция может стать носителем воспоминаний. Вы послушали один раз, но в определённый и важный момент, и запомнили навсегда. Теперь, как только звучит эта песня, вы мысленно возвращаетесь в тот день и к тем чувствам, которые проживали в миг самого первого прослушивания. Влияние музыки на человека – безмерно. Она творит настоящие чудеса!
Пример сочинения: Музыка вечна
Музыка вокруг нас, музыка внутри нас. Гениальное изобретение человечества — музыкальные инструменты. Они создают звуки, звуки сплетаются в мелодии, и они зачаровывают. Заставляют плакать и смеяться, грустить и веселиться.
Человек хочет он того или нет окружен музыкой. Она в различных вариантах доносится из окон проезжающих автомобилей, из торговых центров, с экранов телевизоров. Продолжать перечислять можно бесконечно.
Истинные меломаны, чтобы насладится мелодиями любимых композиторов, готовы на многое. Они могут часами стоять в очереди за билетами на джазовый концерт или классический в филармонии. Более молодое поколение, в основном, предпочитают творчество современных исполнителей. Выбор огромен. И у всех музыкальных направлений есть свои поклонники. Влияние музыки на человека очень разнообразно. Предназначение одно – встряхивать человека и дарить ему положительные эмоции. Музыка выводит человека из состояния апатии и депрессии. Она имеет и лечебные свойства, позволяет сглаживать душевные раны и переживания.
Музыка имеет свою память. Зазвучит музыка знакомая с детства, и обязательно в мозгу вспыхивают события связанные с этой мелодией. Она может вызывать глубокую ностальгию, по прошедшим дням. Но след такой грусти быстро растворяется в воздухе как звук, слетевший с кончика смычка. Светлая и легкая печаль быстро проходит, уступая место необъяснимому приливу сил и желанию «свернуть горы».
Музыка ценится во всем мире среди всех народов. Произведения великих классиков способны вызывать глубокие переживания и страсти в душе любого человека. Музыка положительно влияет на мозговую активность человека. Некоторые ученые предполагают даже увеличение IQ у многих людей слушающих произведения классиков. Феномен до конца конечно не изучен, но уже получил название «Эффект Моцарта».
Говорят, что есть люди которых музыка может спровоцировать на плохой поступок или того хуже – привести к деградации человека. Возможно. Но об этом говорить не будем.
Музыка может избавить от головной боли, вызвать увеличение кровообращения, поможет быстрее справиться с болезнью и улучшить работу организма.
Музыка прекрасна, музыка вечна.
Музыка оказывает влияние не только на человека, но и на человечество в целом. И влияние это положительное.
С древних времен людям нужна музыка. Она управляет эмоциями и настроением человека и часто влияет на его образ мышления. Многие из нас не могут представить свою жизнь без музыки. В эпоху новых технологий компании пытаются изобрести новых носителей электронной музыки. Весь окружающий мир наполнен тихими и громкими звуками, которые мы слышим, и теми, которые мы не слышим. Эти звуки успокаивающие или раздражающие, лечебные или вредные для здоровья, незнакомые или узнаваемые, но собранные в одном, они составляют музыку.
Музыка приносит с собой поток энергии. Эта энергия может быть направлена и использована как для хороших, так и для плохих целей. Чтобы добраться до возможностей, которые предоставляет этот поток энергии, мы сначала должны взглянуть на свойства звука, потому что он скрывает все. Звук является результатом вибрации частиц и предметов вокруг нас. Даже дрожание атомов вызывает звук, но он слишком низкий для человеческого слуха. Звук может очень сильно повлиять на наш мозг. Он может резко изменить наше настроение и поведение. Это может принести нам радость, расслабление, волнение и вдохновение, но может вызвать раздражение и даже безумие.
Музыка — это гармоничное сочетание отдельных звуков. Каждый звук по-разному влияет на мозг человека. Благодаря сочетанию звуков музыканту удается дать слушателям ощущение импульса и эмоций. Он сочетает звуки особым образом, что отличает его работу от всех остальных из-за отношения автора и выбора инструментов для его работы. Основные диапазоны характеризуются повышением настроения, в то время как незначительные вызывают печаль, меланхолию и могут привести слушателя к депрессии. Тоны вызывают другое настроение и в соответствии с ритмом, в котором они выражены.
Каждое музыкальное творение представляет собой сложную комбинацию различных вибраций, которые специально связаны друг с другом. Эти колебания доходят до нашего уха и через слуховой нерв направляются в мозг. Оттуда они передаются в музыкальный центр и отправляются в другие центры по типу колебаний. Когда эти центры активируются, тело реагирует на то, что оно приняло, танцуя, поя с песней или сопротивляясь, и пытаясь остановить звук. Таким образом, становится ясно, что влияние музыки через нервную систему передается всему организму. Музыка действует в первую очередь на разум и возбуждает двигательные нервы. Во-вторых, она влияет на чувства и чувственность путем возбуждения нервов, и, в-третьих, он также влияет на психические центры.Таким образом, музыка обладает захватывающим или успокаивающим эффектом.Сегодня он в основном используется как носитель удовлетворения.
Пример сочинения: Роль музыки в военное время
Роль музыки в военное время была чрезвычайно высокой. Война отбирала у людей самое дорогое, что было в их жизни: любовь, детство, семью, надежду и уверенность в завтрашнем дне. Оставалось только одно – музыка. Особую популярность имели песни. В них рассказывалось всё, что происходило на фронте, воспевался подвиг и сила русского народа. Музыка всегда поддерживала измученных людей, согревала их души. Только благодаря музыке сердце солдата не черствело, песня была нужна ему как воздух. Каждая песня того времени имеет свой путь, свою историю и свою судьбу. Самой популярной была «Катюша». Первые два куплета были созданы Михаилом Исаковским ещё до начала войны, а в скором времени состоялось знакомство с композитором М.И. Блантером, который настолько был поражён началом песни, что сразу же вызвался написать музыку. Премьера Катюши состоялась в 1938 году, и её автор даже получил Сталинскую премию. Эта песня обрела популярность не только в Советском Союзе, но и во всём мире. А в дальнейшем стала гимном всего доброго и светлого, что пытались отобрать у русского народа фашистские захватчики.
Ещё одним известным музыкальным произведением, ставшим символом непокорности русского народа, стала Симфония № 7 Д.Д. Шостаковича. Её второе название – «Ленинградская». Это название она получила от известной русской поэтессы Анны Ахматовой. Знаменитому советскому композитору неоднократно предлагали эвакуироваться из осаждённого Ленинграда, но он оставался там по собственному желанию. В первый день войны он приступил к работе, и через несколько месяцев после начала Великой Отечественной была готова первая часть симфонии. Сам композитор говорил о том, что хотел запечатлеть образ своей страны, которая отчаянно сражалась с фашистскими захватчиками в нотах. Это музыкальное произведение стало символом борьбы русского народа с немецкими войсками. Впервые симфония была представлена миру 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. В этот день высшим командованием было приказано нанести огневой удар по вражеской артиллерии, чтобы обстрелы не мешали слушать музыку. Дата премьеры была выбрана не случайно, именно в этот день фашисты планировали захватить Ленинград. Став невольными слушателями Ленинградской симфонии немцы осознали всю силу русского народа, который может преодолеть любые испытания. Многие фашистские солдаты говорили после окончания войны, что именно в тот день, когда раздались звуки симфонии, им стало ясно, что Ленинград останется неприступным. Ленинградская симфония была создана в блокадном городе как ответ фашистским захватчикам, которые хотели покорить СССР. Эта композиция ознаменовала веру русского народа в свою победу.
Пример сочинения: Музыка, как способ самовыражения
Люди издавна заметили то, что музыка влияет на человека, а именно на его чувства, настроение. Для того, чтобы расслабиться после тяжелого дня достаточно включить спокойную музыку. Когда человек слышит спокойную, приятную мелодию, то он расслабляется, настроение поднимается, а тревога и беспокойство исчезают. Если же у вас апатия, нет настроения, то тут опять музыка придет вам на помощь, но уже веселой ритмичности. Есть исследования, доказывающие благотворное влияние классической музыки (музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, М.П. Мусоргского и т.д.) на развитие новорожденных. Музыка, которая помогает выплеснуть агрессию и злость, называется «тяжелой» (рок-музыка). Людей слушающих такой жанр музыки не так много, они ведут образ жизни подобно музыке, которую слушают, мировоззрение также соответствует их образу. Еще музыка бывает развлекательной. Например, танцевальная, поп-музыка, электронная. Услышав звуки такой музыки, ноги сами пускаются в пляс.
Также музыка служит способом самовыражения. С помощью музыки можно выразить свои чувства, переживания.
Музыка оказывает влияние на психику человека. Вы наверняка замечали приятную музыку в супермаркетах, в торговых центрах. Такой метод используют маркетологи для привлечения внимания покупателей, а также для увеличения продаж.
Также музыка помогает в трудных жизненных ситуациях. Определенная композиция может вернуть вас мысленно в прошлое, к вашим воспоминаниям. На самом деле влияние музыки на человека поражает.
Все люди разные, каждому нравится разного жанра музыка в определенный период жизни.
Культурная и национальная принадлежность человека также неразрывно связана с музыкой. У каждого народа, культуры своя национальная музыка, которая существует на протяжении многих веков.
Музыка важна в нашей жизни, она касается наших глубинных недр души, вселяет надежду на преодоление жизненных неурядиц.
Благодаря влиянию музыки можно значительно улучшить свое психоэмоциональное состояние. Проснувшись с утра, включите музыку, и день пройдет легко и продуктивно. Ведь доказано, что производительность после прослушивания любимой композиции становится лучше.
Пример сочинения: Влияние музыки на человека»
В дни войны и в мирные дни человек ищет для себя нечто такое, что поможет ему забыться или, наоборот, придаст сил жить и бороться дальше. Такими врачевательными свойствами обладает один из видов искусства, а именно… музыка.
Какое влияние может оказать музыка на человека? Над этим важным нравственно-эстетическим вопросом задумывался не один человек. Не исключением стали и наши писатели. Так, например, Евгений Носов в рассказе «Шопен, соната номер два» повествует о том, как игра героя рассказа дяди Саши на музыкальных инструментах повлияла на душу героини, потерявшей на войне близких. Соната Шопена, говорит писатель, наполняла комнату «неутешным взрыдом», а «звуки страдания тяжко бились, стонали» в комнате.
По мнению Е. Носова, звуки музыки были созвучны настроению слушателей. Героиня текста вбирала в себя скорбь и печаль раненой души композитора «таким же израненным сердцем матери». Соната помогла облегчить и разделить боль тех людей, которые оплакивали погибших воинов. Автор приходит к выводу: музыка влияет на душу человека, помогает пережить тяжёлые моменты жизни и тем самым утешает в горе.
Иван Сергеевич Тургенев также с раннего детства любил и ценил музыку. У него был безукоризненный музыкальный слух, поэтому звуки музыки часто звучит на страницах книг писателя. В рассказе «Певцы» есть фрагмент, в котором описывается пение Якова Турка. Слушатели не выражают эмоции, потому что переживают массу чувств, которые очень сложно выразить словами или действием. Происходит это потому, что люди, как правило, предпочитают молчать о том, что их действительно глубоко волнует. Тургенев рассказывает нам об искусстве, призванном вызывать глубокий отзвук в душе человека, пробуждать в нем стремление к высокому.
А вот в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» есть эпизод, где речь идёт о желании Николая Ростова застрелиться после проигрыша в карты. Но душевное, талантливое пение Наташи помогает ему понять, что карточный долг – это не тот случай, когда нужно кончать жизнь самоубийством. Красота пения и музыки потрясли героя. И в этом подлинная сила настоящего искусства.
Ещё одним примером может стать повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет». Княгиня Вера Шеина, слушая Сонату Бетховена (любимое произведение страстно и безответно любящего её Желткова), начинает плакать, так как понимает, что мимо неё прошла настоящая любовь. Такова сила воздействия музыки на душу человека.
И в заключение хочу сказать, что чудесная сила музыки благотворно влияет на человека. Только слушать надо настоящую музыку, которая может исцелить от любых недугов сердце и мысли человека.
Как щедро льются эти звуки
Из необъятной тишины,
Я к ним протягиваю руки –
Ладони музыкой полны.
Замрёт на миг и снова льётся
Живая звонкая струя,
И солнце ласково смеётся,
И дышит ласково земля.
Завидуя самозабвенью
Неутомимого певца,
Я у него учусь уменью
И петь, и радовать сердца…
Эпиграф :
« Композитор может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества»
Д.Д. Шостакович
Что-то в музыке… Первородное, первозданное, Богатырское и былинное, Что-то смелое и решительное, И прямое, как высота, Что-то самое значительное – Человечность и доброта. В. Боков
О чём пойдёт речь на уроке ?
* О том, что музыка может воздействовать как на общество, так и на одного человека
* Музыка, как никакое другое искусство объединяет людей для общих дел, для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают, терпят поражение
- -Как вы понимаете слова Герцена: «Одна музыка может перенести трепет одной души в другую…» . Откуда берётся музыка?
- «Музыка – это письма в будущее с надеждой, что где-то отзовётся родная душа, которая так же мыслит и так же чувствует».
- «Зорко одно лишь сердце» Экзюпери
«Музыка
объединяет
людей»
Приведите примеры.
Музыка Орфея оказалась более могущественной, чем сладкоголосое пение сирен.
В музыке, как и в жизни, есть вечные темы, такие как добро и зло, борьба светлых и темных сил.
Настоящая музыка окрыляет: человек, переживающий её, становится сильнее и даже как будто выше самого себя.
По этому поводу Л. Толстой сказал:
«Она переносит меня в какое-то другое ,не своё положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то , что я собственно не чувствую , что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу»
Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен в последней своей
Симфонии № 9 воплотил замысел своей жизни — от бездны скорби восславить радость. В ней он хотел воспеть братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Иногда
9-ю симфонию называют
«Симфонией Радости».
«Музыка должна высекать огонь из души человека…»
Послушайте грандиозный финал последней, девятой симфонии Бетховена – величайшее произведение композитора, известное и любимое во всём мире.
Борьбу и глубокие раздумья человека воплотил он в своей гениальной музыке. Как будто человечество вспоминает всё своё прошлое, подводит его итоги и пытается заглянуть в будущее. Эту грандиозную картину будущего великий мастер рисует нам в финале Девятой симфонии. Для этого композитору оказалось мало средств только музыки. Он ввёл в симфонию слово — оду Шиллера «К радости». Радость, пламя неземное, Райский дух, слетевший к нам, Опьянённые тобою Мы вошли в твой светлый храм. Ты сближаешь без усилья Всех разрозненных враждой, Там, где ты раскинешь крылья, Люди – братья меж собой.
Хор Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Там, над звёздною страной, — Бог, в любви пресуществлённый! Кто сберёг в житейской вьюге Дружбу друга своего, Верен был своей подруге, — Влейся в наше торжество! Кто презрел в земной юдоли Теплоту душевных уз, Тот в слезах, по доброй воле, Пусть покинет наш союз!
Первое исполнение Девятой симфонии стало величайшим триумфом композитора.
Количество желающих попасть на концерт было так велико, что у входа произошла драка.
Оркестром дирижировал Умлауф. Совершенно глухой Бетховен стоял у рампы и давал темпы для каждой части. Гром аплодисментов раздался после последнего аккорда. Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и только Бетховен никак не реагировал на восторженные возгласы публики – он их просто не слышал.
Тогда молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидеть переполненный зал – зрители аплодировали, подбрасывая вверх шапки.
Бетховен достиг своей цели, к которой стремился всю жизнь. Он овладел Радостью.
Что нам с вами даёт эта симфония?
Печаль, скорбь, борьба, а затем устремлённость ввысь, к свету.
-Как вы понимаете это? К радости через страдания.
Идея произведения — обращение ко всему человечеству с призывом к дружбе, к братскому единению. Эта песня – гимн человеческому счастью, радости. И вот в её финале звучат замечательные слова:
«…Люди – братья меж собой! Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»
Л. Н Толстой утверждал, что музыка, как одно из могущественнейших средств воздействия на душу человека, должна исполняться перед совершением какого – либо важного дела.
— В чём главное значение музыки?
Главное значение музыки состоит :
В способности наделять людей этой силой , (тема радости и мощь людского единения),
В противостоянии отчуждённости и холодному одиночеству, идти от сердца к сердцу,
В умении музыки всегда найти путь к другому сердцу.
А вот как в стихах выразил своё впечатление от музыки Бетховена поэт Н.Заболоцкий:
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал…
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
- Можно ли познать мир через музыкальные произведения?
Замечательный русский композитор Сергей Иванович Танеев заметил однажды, что если бы на земле появились жители других планет, которым следовало бы за один час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Девятую симфонию Л.Бетховена…
— Приведите примеры, как музыка может объединять ради общих благих целей?
Музыка способна пробуждать лучшее, что есть в человеке — его стремление к красоте, к любви, к созиданию. Но мы всё-таки не можем ответить на вопрос: «А что же такое музыка?», потому что это тайна, а в этой тайне заключена мудрость: ведь не все вопросы в жизни находят ответы. Есть нечто такое, перед чем человеку надлежит просто преклониться…
Может быть, в способности наделять людей этой силой, помогать им противостоять отчуждённости и холодному одиночеству и состоит главное значение музыки, всегда идущей от сердца и всегда умеющей найти путь к другому сердцу.
Прекрасное далеко
1. Слышу голос из Прекрасного Далека Голос утренний в серебряной росе Слышу голос и манящая дорога Кружит голову как в детстве карусель ПРИПЕВ: Прекрасное Далеко Не будь ко мне жестоко Не будь ко мне жестоко Жестоко не будь От чистого истока В Прекрасное Далеко В Прекрасное Далеко Я начинаю путь 2. Слышу голос из Прекрасного Далека Он зовет меня в прекрасные края Слышу голос голос спрашивает строго А сегодня что для завтра сделал я ПРИПЕВ: тот же. Я клянусь что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда Слышу голос и спешу на зов скорее По дороге на которой нет следа ПРИПЕВ: тот же. 2раза.