Преображение души
Основная проблема «Преступления и наказания» касается нравственности. Главный герой проходит путь опустошения души, потери нравственных ориентиров. Он доходит до совершения преступления против человека – убийства. Причин такого падения множество: нищета, подлость людей, жестокость. Причиной можно считать и образование героя. Он не глуп, и видит, как живут те, кто богат за счет других. Раскольников не просто идет на преступление. Он разрабатывает теорию для объяснения своего поступка. Родион делит людей на две группы. Такого подхода не было у великих философов, изучающих устройство страны.
Научный труд по-своему распределяет возможности человека: «тварь дрожащая» и «право имеющих».
«Твари» не могут изменять что-то вокруг себя, они вынуждены существовать, подчиняясь тем, кто «имеет право». Причислить себя к этой группе сложно. Родион идет на преступление. Он пытается доказать, что презирает законы. Он один из «наполеонов», которым все разрешено. Они смелы и свободны. Ошибочность позиции докажет жизнь. Раскольников не сможет стать тем, кем стремился быть. Совесть начинает мучить, и происходит переоценка теории.
Преступление и наказание проблема чтение книг аргументы
Когда Евгений уезжает из деревни, девушка изучает его библиотеку, по книгам все больше узнавая об этом человеке. Рэй Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. Значение книг в жизни человека трудно переоценить. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери мы видим мир, лишенный литературных произведений.
Уничтожив книги, человечество уничтожило свою историческую память и свою свободу, разучилось мыслить и вникать в суть вещей. Заменой литературным произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с “родственниками”.
Люди и сами не поняли, как превратились в существ, не способных думать, улавливать суть прочитанного. Их мозг привык воспринимать легкую информацию развлекательного характера.
Люди всерьез решили, что книги несут только зло и что читать их не нужно.
Потеряв книги, человечество обрекло себя на гибель, позволив управлять собой. Ф.М.
Преступление и наказание аргументы для сочинения егэ
Это для автора самое главное.
Можно заблудиться и запутаться. Но выйти на правильный путь – дело чести.НазадПобеда и поражение.Герои: Родион Раскольников, Соня МармеладоваЛитературный пример: В романе Достоевский оставляет победу не за сильным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: страдание очищает.
какие проблемы представлены в романе , преступление и наказание, , ?
Главной моральной темой романа, я считаю философскую борьбу добра со злом, света со тьмой, Христа со Дьяволом, в душе главного героя.
Роман — прохождение главного героя через «все круги жизни», в которые он попадает, еще не придя на суд Божий. Вечная боль, подобная боли Христа, сопровождает его повсюду, терзая с самого начала пути, который он выбрал — сознательно, отдавая себе отчет в своих действиях и решениях и в то же время не представляя себе своих деяний.
Это путь — путь против себя, правды, веры, Христа, человечества.
Против всего святого, что является после самоубийства самым тяжелым преступлением, обрекающим несчастного на тяжелейшие муки.
Проблема чтения книг: аргументы из художественной литературы
Достоверно неизвестно, кто и когда решил записать информацию, но благодаря этому благородному порыву появилась письменность, а со временем и книги.В Средневековье умение читать считалось привилегией знатных людей.
Он рассказывает, как ребята 10 лет зачитывались Тургеневым и Достоевским. Не пренебрегали они и трудами Шиллера, самой популярной работой которого на то время было «Коварство и любовь».И, наконец, век цифровых технологий. Урбанизация и механизация общества отодвигают книгу на второй план.
аргументы сочинения ЕГЭ
Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин — полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.
Счастье Аргументы к сочинению А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Счастье каждый понимает по-разному. Герой рассказа, например, А.И.
Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду.
Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.
Роль книг в жизни человека — аргументы
Джек Лондон «Мартин Иден»Мартин Иден до знакомства с Руфью Морз был обычным бедным необразованным моряком.
Он влюбился в Руфь — девушку совсем другого социального статуса. Мартин решил во что бы то ни стало достичь того уровня знаний, который позволит ему завоевать любовь Руфи.
Он достиг того, к чему стремился, и стал даже лучше, чем мог предположить. И все благодаря книгам. Именно книги дали Мартину Идену знания, сделали его одним из самых образованных людей. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»В произведении мы видим людей, лишенных книг.
Общество, которое не мыслит, не развивается.
Книги сжигаются пожарными, потому что официально запрещены. Люди получают тот минимум информации, который удобен для манипулирования их сознанием.
Адвокаты & Юристы правовая поддержка
Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде.
Важно Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях.
- М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея).
Инфо В центре повествования история семьи донских казаков Мелеховых.21.
- М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Роман посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события 20-х годов 20 века и библейских времен.
- В.Распутин «Уроки французского» (рассказ). В рассказе показана душевная теплота учительницы, ее умение помочь своему ученику. Внимание Рассказ пронизан гуманизмом, стремлением писателя, по его словам, вернуть людям все то добро, которое они в свое время сделали для него.
- М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Роман посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события 20-х годов 20 века и библейских времен.
Проблема борьбы добра и зла.
Он наделяет язык такими эпитетами, как великий, могучий, правдивый и свободный.
Преступление и наказание все проблемы и аргументы
Она несет в себе пагубные последствия не только для совершившего злодеяние, но и для его окружения.
Весь мир меняется, главные устои рушатся.
Писатель вместе с тем открывает все-таки перед героем путь, ведущий к спасению, хотя он и лежит через страдание.
Важно Пробуждение совести героя Все свои принципы, чувства, мысли заставляют переоценить Раскольникова перенесенные им мучения.
И в результате этого осмысления пробуждается совесть Родиона.
Достоевский здесь показывает, как меняется духовная сфера человека. Выключение себя из духовной жизни означает преступление законов существования — такова проблематика романа «Преступление и наказание». С Родионом Раскольниковым происходит именно это.
Внимание Проблема совести: аргументы Проблема совести: аргументы.
примеры из художественной литературы Проблема совести.
Аргументы: Цели и средства в романе «Преступление и наказание»
Поэтому в данной книге мы можем найти прекрасные аргументы для итогового сочинения. Родион Раскольников – один из центральных персонажей в романе.
Он беден, но зато, чрезвычайно умен и образован.
Жалкое существование в голоде и нищете угнетает его, ведь он видит в себе незаурядную личность, человека, наделенного недюжинными способностями и умением влиять на умы других, менее одаренных.
Отсюда его немыслимая в своей внешней жестокости теория, согласно которой «необыкновенному» меньшинству позволено совершать убийства безнаказанно, без малейшего чувства вины.
В этом Раскольников видит высшую справедливость и свое естественное предназначение сверхчеловека.
Источник: https://domprava76.ru/prestuplenie-i-nakazanie-problema-chtenie-knig-argumenty-81741/
Проблема человечности
Призыв следователя: «Станьте солнцем – и вас увидят!», можно считать лейтмотивом проблемы человечности в романе. Возвыситься в сложном мире можно, совершая добрые дела и поступки. Человек рождается для любви, добра и нежности. Человечность – основное качество Сони Мармеладовой. Своей судьбой она доказывает читателю, что нельзя становится жестокой и бессердечной, уступая ударам жизни. Служить людям непросто. Стать идеальной личностью невозможно, но быть человечным и справедливым можно. Проблема, которую поднимает роман, – воспитание истинной гуманности и достижение духовной гармонии с собой и внешним миром.
Нищая Россия
Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.
Нищая Русь представлена образом Петербурга. Город оживает на страницах романа, довершает колорит отвратительных кабаков, насыщает воздух вонью. Обстановка города толкает к суициду, так заканчивает жизнь самый беспринципный герой романа – Свидригайлов.
Достоевский преступление и наказание проблемы аргументы
Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность. Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова.
Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния.
Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова — “чистый свет высокой нравственной идеи”. 81854 человека просмотрели эту страницу.
Проблема выбора в преступлении и наказании аргумент
Так гибнут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».
Герои Достоевского как будто живут в безвоздушном пространстве первобытного вселенского хаоса, где все начинается с них: именно им необходимо сделать первый и самый трудный шаг, ибо от этого зависят судьбы мира. В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя.
Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми.
В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь.
Аргументы к сочинению ЕГЭ
.
Ф. М. Достоевский Преступление и наказание (роман). Многие герои романа живут за чертой бедности Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (роман).
Многие герои романа живут за чертой бедности.
3. Проблема знаний, образования, воспитания. Школа, учитель. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (комедия). Митрофанушка – бездельник и лентяй.
Не хочет получать знания. В результате вырастает ни к чему не приспособленный человек. М.В.Ломоносов.
Аргумент преступление и наказание человек общество
- В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был насильно отделен от общества. Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли.
Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек.
Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.
Еще один пример Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу. Эти книги он мог прочесть самостоятельно.
К примеру, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему.
У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов.
Проверяющие педагоги выставляют баллы по нескольким критериям: План сочинения по русскому языку (ЕГЭ) За логику и смысл в сочинении проверяющие педагоги выставляют определенное количество баллов. Это означает то, что эта девушка, которую Раскольников, несомненно.
Аргументы и проблемы преступление и наказание
3. К сожалению, современное общество больше стремится к материальному, чем к духовному.
«Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?
Тварь ли я дрожащая или право имею. .» 2) проблема жертвенности: Сонечка Мармеладова жертвует собой, своей частью и своей жизнью, выходя сначала на панел ради своей семьи, а затем уезжая в Сибирь вместе с Раскольниковым. Уложив сердце и печень в полиэтиленовый пакет, она ушла домой, где с помощью сожителя их съела.
Проблематика преступления и наказания аргументы
Главный герой гениального романа Ф.М. Достоевского, «Преступление и наказание» Родион Раскольников задается вопросом, позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? В рассказе русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко.
Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей.
«лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня»
Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать.
Читать далее » Взаимные чувства Раскольникова и Сони зарождаются, когда молодой человек совершает преступление. Соня становится лучшим другом Раскольникова и первым человеком, которому он признается в убийстве. Раскольников выбирает Соню, потому что она является грешницей, как и он сам.
Со временем отношения Сони и Раскольникова перерастают в глубокую искреннюю любовь.
Читаем — Преступление и наказание
В материале отражены проблемы произведения Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание». Кратко описываются эпизоды «Читаем «Преступление и наказание».
Аргументы для написания сочинения» Проблема бедности, социального неравенства Герои романа – бедные люди, униженные обществом, беднота везде, повсюду страдания.
Семья Мармеладовых, судьба Сонечки; Родион Раскольников, его сестра Дуня, мать Родион Раскольников понимает свободу как подчинение своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.
Проблема искупления греха Проблема самопожертвования, милосердия, сострадания Проблема сосуществования добра и зла в человеческой душе Любая человеческая жизнь, по мысли Ф.М.
Достоевского, есть абсолютная ценность. Спасение добра с помощью зла невозможно Проблема
Проблемы поднятые в преступлении и наказании
Какие проблемы выдвигают авторы в произведениях: 1) Горе от ума 2) Преступление и наказание 3) Евгений Онегин 4) Бедная Здесь перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение.
Из шести частей романа «преступлению» отведена только первая часть, а «наказанию» — пять остальных и эпилог. Это показывает особую важность для Достоевского проблемы наказания. Подвергая Раскольникова различным формам «казни» и «самоказни», Достоевский не только противопоставляет «отрицательному» Раскольникову «положительную» Соню.
Но «отрицательному» Раскольникову (и это очень важно) он противопоставляет «положительного» Раскольникова, т.
Источник: https://152-zakon.ru/dostoevskij-prestuplenie-i-nakazanie-problemy-argumenty-12444/
Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?
Как раскрывается проблема совести в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»? Потом Раскольников понял, что сам нарушил этим убийством нравственный закон, который есть в каждом человеке с самого момента его рождения.
В результате чего стал испытывать сильные нравственные муки. Под конец главный герой пришёл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошёл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению. Достоевский представил нам величайший роман времени «Перступление и наказание».
Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы. Позже Раскольников осознает это, он чувствует укоры совести.
В итоге он встает на верный путь раскаяния в конце романа.
Такой я вижу проблему совести в романе «Преступление и наказание». Родион пытается осознать, правильно ли было убить старуху-ростовщика, и как теперь быть дальше.
Постепенно его начинает мучать совесть, и это доходит до той ступени, что Родион сам приходит в полицию и признается. В каком-то смысле можно сказать, что его совесть — это Соня, добрая и спокойная девушка, всем сердцем любящая его.
Проблема раскаяния аргумент преступление и наказание
Социальная тема, тема бедных людей», «униженных и оскорбленных», была продолжена автором в «Преступлении и наказании» Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. Говорят, что мир существует благодаря любви, что именно любовь, побуждает творить добрые дела, вдохновляет творцов, изменяет самого человека.
возвышает его душу, делает его красивее, сильнее, добрее.
Действительно, любовь-это великая сила, без которой мы бы не смогли существовать.
Любовь-это великое чувство, заключающееся в глубокой привязанности и симпатии к другому человеку. Еще в прошлых веках считалось, что любовь делает человека человека счастливым. Такой груз неожиданных последствий несет на себе теория Раскольникова.
В эпоху общественной смуты главный герой произведения – будущий царь Борис — идет на преступление, которое он совершает чужими руками.
Это событие – убийство сына Ивана Грозного, наследника русского престола в Угличе. Всю последующую жизнь Борис Годунов пытается оправдаться перед судьбой, народом, проводя в жизни разнообразные реформы, совершая благие деяние.
Зрительные диктанты
30 лет, имеет трех детей. Петр Петрович Лужин – надворный советник, человек с деньгами, 45 лет. Дмитрий Прокофьевич Вразумихин (Разумихин) – молодой человек, студент, друг Раскольникова Аркадий Иванович Свидригайлов – помещик, бывший шулер, ок.
Марфа Петровна Свидригайлова – жена Свидригайлова, старше него на 5 лет Зосимов – приятель Разумихина, знакомый Раскольникова, доктор, 27 лет.
Александр Григорьевич Заметов – знакомый Разумихина, письмоводитель в местной конторе, 22 года.
Никодим Фомич – квартальный надзиратель в том районе, где жил Раскольников Илья Петрович – помощник квартального надзирателя по прозвищу «Порох» Настасья – служанка в доме, где снимал комнату Раскольников Амалия Ивановна – хозяйка в доме, где снимали комнату Мармеладовы Миколка – красильщик, задержанный по делу об убийстве Родион Романович Раскольников терзает себя мыслями о том, что задуманное им дело “грязно, пакостно, гадко”, но, тем не менее, он решается на убийство, оправдывая свои действия «высшей целью».
Самое страшное — это не преступление. Самое страшное — наказание. Самонаказание и саморазрушение после того, как человек преступит законы собственной совести — основная идея романа Достоевского. Анализ эпилога Преступления и наказания
Эпилог произведения «Преступление и наказание» раскрывает события, произошедшие после суда и приговора. Автор романа описывает внутреннее состояние преступника, которое меняется на протяжении всего повествования. Делается особый упор на постепенное изменение отношений между Раскольниковым и Соней Мармеладовой. Духовное вырождение или духовное возрождение — что ждёт преступника в заключении?
Раскольников в остроге
На суде были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие вину Раскольникова. Такими обстоятельствами послужили и чистосердечное признание, и некоторые эпизоды из его прошлого, которые свидетельствовали о том, что он не является закоренелым злодеем.
Например, во время учёбы он тратил последние деньги на уход за сокурсником, болевшим чахоткой. Впоследствии свои заботы он перенёс на отца погибшего товарища и даже похоронил его на свои средства.
Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.
Учитывая все эти обстоятельства, суд посчитал, что на момент совершения преступления подсудимый находился в состоянии временного помешательства. Он получил приговор — 8 лет каторжных работ.
Вариант 2
В эпилоге романа описывается жизнь героев спустя пять лет с момента совершения Раскольниковым преступления.
Читатель попадает обстановку сибирского острога, где идет следствие по делу. Мы узнаем некоторые важные факты об убийстве старухи. В частности, о том, что главный герой спрятал кошелек и вещи из квартиры процентщицы под камнем. Но ничего из этого он не брал, денег не тратил. Некоторые эпизоды преступления Родин описывал подробно, не упуская ни малейшей детали, о других же не мог вспомнить ничего. Из этого следствием был сделан вывод о временном умопомешательстве Родиона. Совокупность этих фактов стала для судей основанием смягчения окончательного вердикта – Раскольникову было назначено 8 лет каторжных работ.
Параллельно Достоевский показывает судьбу и других героев. Во время следствия Разумихин делает многое для смягчения приговора Раскольникову. Соня неотступно следует за Родионом сначала в острог, затем на каторгу. Она старается всячески скрасить его жизнь в заключении, занимается шитьем, чтобы обеспечивать себя и помогать ему.
Особое внимание автор уделяет судьбе матери Раскольникова. Ей прямо не говорили, что случилось и почему ее Родя так долго не приезжает, но сердце матери чует беду. Постепенно Пульхерья Андреевна начинает догадываться о происходящем, но озвучить этого она не может. Материнское сердце страдает по сыну. В конце концов она умирает.
Во время заключения постепенно меняется отношение Раскольникова к Соне. В начале он был к ней практически безразличен, в общении демонстрировал холодность и отстраненность. Но постепенно Родион начинает испытывать к девушке чувства. Это становится очевидным, когда Соня заболела, а Раскольников, узнав об этом серьезно расстроился. Он начинает как будто прозревать, думая о том, что она вместе с ним претерпевает все скорби, неотступно следует за ним с момента задержания, старается помогать всем чем может не только ему самому, но и другим каторжанам. Человечность и человеколюбие Сони восхищает его. Раскольников осознает, что любит ее и что неведомая сила буквально бросает его к ее ногам. Вместе они смогут пройти тяжелый путь наказания и преодоления жизненных невзгод. Благодаря подаренному Евангелию, Родион постепенно приходит к вере в Бога. Автор приводит нас к мысли о том, что искупление вины Раскольникова возможно только через настоящую любовь и возвращение к христианской вере.
Внутреннее состояние героя
Проведя в заключениии уже почти полтора года, он находился в состоянии беспросветной апатии и равнодушия ко всему, что его окружало.
Его равнодушие распространялось и на него самого. Ему было безразлично, что он ест, что пьёт, он не проявлял никакого интереса к товарищам по несчастью, даже сторонился их.
Целиком отдавая себе отчёт в том, что с ним произошло, он больше не видел в жизни никаких надежд и перспектив на будущее. Поэтому к собственному положению относился без эмоций, наблюдая за собой со стороны, как за кем-то посторонним.
За это время в Петербурге умерла мать Раскольникова, так и не узнав, что случилось с её сыном на самом деле. Предчувствуя что-то неладное, она постоянно ждала вестей от сына, но её уверяли, что он надолго отправился за границу.
Сестра вышла замуж за Разумихина, который впоследствии планировал переселиться поближе к месту, где отбывал наказание Раскольников.
Сонечка Мармеладова, унаследовав после смерти Свидригайлова его деньги, последовала за любимым человеком. Она поселилась в городе, где располагался острог для заключённых, и стала навещать Раскольникова.
Соня и Раскольников
Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.
Но когда Соня по каким-то причинам не могла навестить его, Раскольников начинал чувствовать пустоту и смутную тоску. Анализ эпилога «Преступления и наказания» хорошо показывает изменение отношения Раскольникова к Сонечке.
Из-за состояния отрешённости, в котором пребывал Раскольников в остроге, многое проходило мимо его внимания. Со временем же он отчётливо понял, что каторжники, одним из которых являлся и он сам, совсем не считают его за «своего».
Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Комната моей мечты (6 класс)
Комната моей мечты совсем небольшая, но функциональная, оформлена по моему вкусу. Стены спокойного нежно-лилового цвета, без каких-либо рисунков, специально для того, чтобы можно было повесить - Сочинение Русский язык в моей жизни
Язык – очень важная часть жизни каждого человека. Для одних он более полезен, чем для других, но нельзя отрицать того факта, что все носители используют его повсеместно (за исключением тех редких случаев, когда человек - Роль пейзажа в повести Олеся Куприна сочинение
Пейзажу в произведении отводится существенная роль, поскольку он представляет собой не просто зарисовку, а непосредственного участника повествования, отражающего духовную сущность человека
Каторжники и Соня
Соню же заключённые любили, сами не вполне отдавая себе отчёт, за что именно. Им нравилось в ней всё, начиная от ласковой улыбки и заканчивая маленьким ростиком и худеньким телосложением.
Между тем Соня не могла сделать для них ничего особенно ценного, не имела возможности помочь им деньгами или продуктами. Но каторжники любили её за что — то совершенно другое, за то, что в их положении ценилось больше, чем еда и одежда.
Соня в каторжниках не видела парий общества, отверженных и погибших для мира. В каждом из них она видела человека — Божье создание, достойное любви, сострадания и понимания. Она для многих из них стала близким человеком.
Родственники и жёны заключённых оставляли у нее посылки для передачи своим мужьям и братьям. Тем узникам, которые не владели грамотой, Соня помогала писать письма домой. Анализ эпилога «Преступления и наказания» дает нам возможность увидеть в маленьком и худеньком создании добрую, отзывчивую душу.
Понимание тяжести и бессмысленности совершённого преступления, раскаяние в собственной гордыне и «наполеоновских» амбициях принесло бы ему утешение.
Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.
Но, увы, это понимание не приходило к нему и делало невыносимым существование. Единственное, о чём он сожалел и в чём упрекал себя, так это в том, что он не смог вынести груза вины за преступление и пришёл к следователю с повинной.
Переломный момент
Постоянное нервное напряжение постепенно провоцировало у него развитие психического заболевания. Однажды он в болезненном бреду увидел сон, который напугал его и что-то сдвинул в сознании.
В том сне люди, считавшие себя носителями сверхценных идей, сходили с ума и погибали. Выживали лишь немногие, те, кто не заразился этим страшным вирусом. Мир катился в пропасть, и не было спасения никому.
Роль эпилога «Преступление и наказание» трудно переоценить после описания такого аллегорического сна, в котором мир раскалывается на грешников и праведников.
Выздоровев и вернувшись к работе, Раскольников узнаёт, что теперь больна Соня, и это вызвало в нём беспокойство и панику. Он начинает смутно осознавать, что Соня — это та невидимая нить, которая ещё связывает его погрузившийся во мрак мир с человеческим началом. Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.
Они встречаются после болезни Сони, и тогда Раскольников впервые сам берёт её руку в свою и не может отпустить. Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.
Соня, испугавшись такого проявления чувств, в первое мгновение была ошарашена. Но почти сразу к ней пришло счастливое осознание того, что Раскольников её бесконечно любит.
Анализ эпилога «Преступление и наказание» заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну. А впереди их ждёт трудный, но радостный путь к воскрешению в новой жизни.
Теория в «Преступлении и наказании» из уст героя
Поневоле находясь в эпицентре человеческих страданий, всей душой сочувствуя угнетаемым и обездоленным, он приходит к концепции, пугающей своей сутью, идеей.
В своей статье он развивает мысль о двух противоположных типах людей. Раскольников делит их на «обыкновенных» и на тех, кто не побоится сказать «новое слово» в сложившемся социальном миропорядке.
Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.
Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.
Жизнь после преступления
После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога «Преступления и наказания» заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.
Перейдя запретную грань, он мучительно сознаёт, что сломал себя как личность. Раскольников начинает понимать, что насилие, совершённое им в отношении двух сестёр, в первую очередь он совершил над своей внутренней природой и нравственностью.
Именно это — нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь — сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание — проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.
Он понимает, что, убив старуху, он не решил никаких мировых проблем. Не раскаиваясь в совершённом, он просто терзается осознанием бессмысленности преступления. Ведь получилось так, что если он как-то и изменил мир, то только свой собственный.
Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.
«Преступление и наказание» — история о том, как легко можно потерять свою душу, и ценой какого великого подвига человек снова способен обрести себя.
Преступление и наказание. 2 ЧАСТЬ. Краткое содержание
Перед вами – краткое содержание второй части нетленного произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание».
Напомним:
«Преступление и наказание» — социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах.
Впервые опубликован роман был в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6—8, 11, 12).
В данной статье вы найдете краткое содержание 2 части
Воспользовавшись навигацией, вы можете выбрать нужную вам часть.
Преступление и наказание — краткое содержание по частям.
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Эпилог |
Краткое содержание. Преступление и наказание. 2 часть
Проснувшись, Раскольников осматривает свою одежду. Он уничтожает улики, думает о том, чтобы спрятать взятые у старухи вещи. К нему заходит дворник и приносит повестку в полицию. Раскольников, уже готовый ко всему, идет в участок. Выясняется, что его требуют по заявлению квартирной хозяйки о неуплате. В участке Раскольников видит содержательницу публичного дома Луизу Ивановну. Раскольников объясняет столоначальнику, что он в свое время собирался жениться на дочери квартирной хозяйки. В то время он много тратил, давал векселя. Потом девушка умерла от тифа, а хозяйка начала требовать оплату по векселям.
До Раскольникова доносятся разговоры об убийстве старухи. Он падает в обморок. Придя в себя, он объясняет обморок тем, что не здоров. Вещи старухи Раскольников прячет в переулке под камнем. Он заходит к своему приятелю Разумихину и что-то пытается объяснить. Но речь его сумбурна. Разумихин предлагает ему свою помощь, но Раскольников уходит.
Он идет по набережной и едва не попадает под экипаж. Какая-то женщина принимает его за нищего и подает ему двадцать копеек, которые Раскольников швыряет в Неву. Он чувствует себя оторванным от всего мира. Дома он ложится спать, и у него начинается бред. В бреду Раскольникову мерещится, что бьют его квартирную хозяйку. Очнувшись, Раскольников видит Разумихина и кухарку Настю, которые ухаживали за ним во время болезни.
От матери приходят деньги — тридцать пять рублей. Разумихин покупает Раскольникову одежду, забирает вексель у квартирной хозяйки и поручается за него, что он заплатит. К Раскольникову заходит студент-медик Зосимов, чтобы осмотреть его. В разговоре с Раскольниковым он сообщает подробности об убийстве старухи. Оказывается, что по подозрению в убийстве арестовали красильщика Миколая, а тех, что пришли к старухе во время убийства, отпустили. Миколая заподозрили потому, что он принес содержателю распивочной футляр с золотыми серьгами, который якобы был им найден. Он и Митрич красили на той самой лестнице, где жила старуха. Содержатель распивочной начал задавать ему вопросы и выяснил, что Миколай пьет уже несколько дней. Затем хозяин распивочной намекнул Миколаю на убийство, а тот бросился бежать. Последовал арест Миколая (перед этим он заложил крест, а затем собирался повеситься в сарае). Он не признает себя виновным, говорит, что нашел серьги за дверью на том этаже, где красили.
Между Разумихиным и Зосимовым завязывается спор. Разумихин пытается воссоздать картину происшедшего — как убийцу застали на месте преступления и как он спрятался от дворника и двоих других этажом ниже.
К Раскольникову приходит Петр Петрович Лужин. Раскольникову визитер не понравился. Лужин говорит, что скоро приезжают сестра Раскольникова и мать. Лужин собирается заплатить за их проживание в гостинице (месте убогом и грязном). Там же проживает и знакомый Лужина Андрей Семенович Лебезятников. Далее Лужин философствует о том, что есть прогресс. Он утверждает, что прогресс движет личный интерес человека. Если делиться с ближним своим последней рубашкой, то в итоге ни у одного рубашки не будет, и оба будут ходить полуголые. Чем более богат отдельный индивид, тем богаче общество в целом.
Разговор вновь возвращается к убийству старухи. Зосимов говорит, что следователь начал допрос тех, кто приносил вещи под заклад старухе. Лужин рассуждает о том, почему увеличилась преступность в классах относительно обеспеченных людей. Раскольников говорит, что если верить рассуждениям Лужина, то каждый человек сам за себя, в этом случае людей и резать можно. Раскольников спрашивает Лужина, правда ли то, что он собирается взять в жену бедную, для того чтобы иметь безграничную власть над ней. Лужин возмущен вопросом. Он говорит, что такие сплетни распускает мать Раскольникова. Раскольников ругается с Лужиным, обещает спустить его с лестницы. Все расходятся.
Раскольников одевается, выходит на улицу. Он идет переулком, где располагаются публичные дома. Он думает о тех, кто приговорен к смерти. Раскольникову приходит в голову, что такие люди перед казнью согласны жить даже в пространстве в метр, даже на скале, лишь бы жить. Раскольников идет в трактир, где читает газету. К нему подходит Заметов, который был в участке в тот момент, когда Раскольников упал в обморок. Они разговаривают о фальшивомонетчиках. Раскольникову начинает казаться, что Заметов подозревает его в убийстве старухи. Он начинает говорить о том, как бы поступил на месте фальшивомонетчиков, потом заговаривает о том, что бы сделал с вещами старухи, если бы убил ее. Раскольников не выдерживает и спрашивает Заметова напрямик, подозревает ли он его в убийстве, и уходит.
Раскольников случайно сталкивается с Разумихиным, который приглашает его на новоселье. Но Раскольников отказывается и просит, чтобы все оставили его в покое. Он идет по мосту и видит, как какая-то женщина пытается совершить самоубийство, прыгнув с моста, но ее вытаскивают. У Раскольникова зарождается мысль о самоубийстве. Он приходит на место преступления и пытается расспросить рабочих и дворника, но те его выгоняют. Раскольников раздумывает о том, пойти ему в полицию или нет. Он идет по улице и слышит шум, крики — человека раздавило экипажем. В пострадавшем Раскольников узнает Мармеладова. Мармеладова несут домой, где находятся жена с тремя детьми — дочерьми Поленькой и Лидочкой и сыном. Дома Мармеладов умирает. Посылают за священником и Соней. Катерина Ивановна в состоянии истерики, она обвиняет мужа, Бога, людей. Перед смертью Мармеладов пытается просить прощения у Сони. Он умирает. Перед тем как уйти, Раскольников отдает все деньги, которые у него есть, Катерине Ивановне. Он говорит Поленьке, которая благодарит его, чтобы она помолилась за него.
Раскольников сознает, что его жизнь не окончилась вместе с жизнью старухи. Он отправляется к Разумихину, тот провожает его домой. По дороге Раскольников рассказывает, что Илья Петрович и Заметов подозревали его, но теперь Заметов раскаивается в том, что следователь Порфирий Петрович хочет познакомиться с Раскольниковым. Зосимов же считает, что Раскольников — сумасшедший. Раскольников и Разумихин приходят в каморку Раскольникова, где застают мать и сестру. Раскольников пятится и падает в обморок.
Это было краткое содержание второй части «Преступления и Наказания». Краткое содержание 3 части можно прочесть здесь.
Анализ эпилога: Преступление и наказание
Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание — проблемы общества.
Что же хотел вложить в эпилог романа «Преступление и наказание» автор? Почему происходит возрождение Раскольникова к новой жизни? Что даёт этому толчок? Только ли страшный сон про поразивший людей вирус безумия, который толкнул его упасть в колени Сони?
Нет, перерождение героя началось с самого начала романа. Оно рождалось и в те 13 дней, что он грезил убийством, и в те полтора года, которые он провёл в душевных метаниях в остроге. Всё это время душа Раскольникова, как заблудший ребёнок, металась в поисках выхода из лабиринта чёрных, удушающих мыслей и идей.
А потом был следующий толчок — смерть матери. А затем страшная по своей сути и противоестественная для сторонников христианства сцена в церкви. Церковь — святое место, где по определению нельзя поднять руку даже на закоренелого убийцу. Но ведь именно в церкви «собратья — каторжане» готовы были убить Раскольникова, сами не отдавая себе отчёт в том, что такого плохого сделал им этот человек.
Столкнувшись со смертью матери, посмотрев в лицо собственной смерти и панически страшась смерти неожиданно заболевшей Сони, Родион в душе начинает изменяться.
Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.
Они только смотрят друг на друга и понимают, что теперь всё плохое позади. Понимают и читатели, что это не Раскольников сделал Соню сторонницей своей «мечты», а Соня обратила его в свою веру.
Не гордыня и презрение к роду человеческому за счёт самовозвышения, а именно всепрощающая христианская любовь должна в итоге преобразить мир. Анализ эпилога позволяет понять, что человек без сигнального маячка внутри очень легко может свернуть в сторону мрачную, попасть под влияние злых сил.
Маячком же, определяющим, где свет, а где тьма, служит Бог — источник всеобъемлющей и всепрощающей любви.
Значение эпилога в романе Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание».
Тема урока: Значение эпилога в романе Ф.М.Достоевского
« Преступление и наказание».
Цель:
- Определить в ходе работы значение эпилога в романе;
- Определить, как эпилог помогает раскрыть образ главного героя.
Сценарий урока:
- Оргмомент.
- Учитель:
Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, я прочитала статью, где меня заинтересовала одна мысль: «Каков бы ни был преступник и какое бы преступление не совершил, он всегда сознаёт, что он – преступник и что совершённое им есть преступление. И он старается скрыть совершённое им: не только оттого, что он боится суда и наказания, но и оттого, что совершённое им есть в его глазах преступление. Это сознание преступности есть всегда, даже тогда, когда у преступника нет ни раскаяния, ни угрызений совести».
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос: В чём значение эпилога в романе «Преступление и наказание»? какова его роль в раскрытии характера героя и в разоблачении теории «сильной личности».
- Откроем последние страницы романа. Прошло почти полтора года со дня преступления. В остроге уже девять месяцев заключён ссыльно-каторжный второго разряда Родион Раскольников.
— Каким он предстаём перед нами?
( « Он ходит на работы, от которых не уклоняется и на которые не напрашивается»; « к пище почти равнодушен…»;
« он всех чуждается, в остроге каторжные его не любят…»;
« молчит по целым дням и становится очень бледен»; « Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее».)
Вывод:
Внешне Раскольников остался таким же; сосредоточен на себе, замкнут. Не зря его не любят каторжные.
— Верит ли он так же в свою теорию?
( Да, верит. « О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снёс всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточённая совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться»).
— Но если верна теория, жива и мечта Раскольникова — стремление подняться над людьми, ощутить себя необыкновенным. Как он воспринимает её теперь?
( « Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде был готов отдать своё существование за идею, за надежду, даже за фантазию»)
— Какая интонация звучит в размышлениях героя?
( В словах Раскольникова мы слышим сомнения, мечта ему видится теперь просто надеждой, фантазией. А о высшем смысле – ни слова.)
— Из жизни Раскольникова уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. И наступает момент, когда в новом свете предстаёт то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряжённых раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге.
Ученик пересказывает сон Раскольникова.
— В чём значение сна Раскольникова?
( Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных — тех, кто должен спасти других).
— Как вы считаете, кто же эти избранные: Свидригайлов, Лужин или, может быть, кто-то другой?
( Конечно же, Свидригайлов и Лужин, по теории Раскольникова, «властелины», «необыкновенные», готовые к преступлению. Но они не могут быть чистыми. Речь идёт о других людях, воплощающих в себе высшую ценность).
Учитель: Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников раньше считал «обыкновенными»? Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит об изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд на Соню.
— Вспомните, как относился раскольников к Соне?
( По теории Раскольникова, Соня – «тварь дрожащая», в ней нет гордости, только кротость и смирение. И по сути, Раскольников её должен презирать.)
— обратимся к эпилогу. Как герой относится к Соне в первые месяцы своего заточения?
(«Раскольников не интересовался её посещениями, досадовал на неё, был угрюм при встречах»
Затем эти встречи обратились в привычку, а иногда даже тосковал по Соне.)
Учитель: Разве это не свидетельство наметившейся переоценки ценностей, не свидетельство перелома во взглядах, в отношении к прошлому, к людям? Раскольников понимает, что стать человеком можно лишь при наличии в себе силы, не имеющей ничего общего с его мечтой. И это понимание приводит его к Евангелию.
- Ученик: пересказ близко к тексту « Воскрешение Лазаря».
Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.
Ин., гл. 11
— Ради чего Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать?
( Вера в бога воскрешает духовно человека. Раскольников, совершивший злодеяние, должен «уверовать» и покаяться. Это и будет его духовным очищением, образно говоря, воскрешением из мёртвых).
Учитель: Новый взгляд на жизнь проявляется в отношении героя к Соне, что-то неведомое открывается ему в ней. Не удивительная ли сила спасительной чистоты?
- Включается тихая музыка. Можно использовать эпизод художественного фильма «Преступление и наказание». Но лучше, если этот отрывок прочитает заранее подготовившийся ученик:
«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута…
Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.
Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!»
— Какие чувства вы испытали после прослушанного ( увиденного) эпизода?
(Нет слов раскаяния, но мы видим, что Раскольников любит. Мы чувствуем, что он осознал пагубность своей теории).
— А как вы думаете, что пережил герой за эти минуты?
( Мы не слышим слов раскаяния, но слёзы- новый рубеж: начинается контакт с окружающими, он изменил мнение к Соне, каторжным, к миру).
— Каково значение этого эпизода в романе?
( У Раскольникова начинается новая жизнь, и начинается она с очищения, с осуждения себя. Он начинает видеть высокий смысл существования тех, кого считал «обыкновенными»).
— К какому человеку инстинктивно тянется Раскольников?
( К тому, кто способен верить, любить, страдать. Он сердцем чувствует, что Соня сильнее его, но качество это несовместимо с тем, что он пытался культивировать в себе раньше. Поэтому терпит крах его бесчеловечная, антигуманная теория).
- Индивидуальная работа:
а) по карточкам ( 3-4 ученика) ( См. Приложение)
( Сегодня, когда весь мир оказался на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл теории Толстого о непротивлении злу насилием и истинная глубина идеи-формулы Достоевского: « Смирись, гордый человек!».
И в наш XXI век, век компьютеров и новых технологий, в век космического прогресса, человек не имеет права распоряжаться жизнью другого человека, не имеет права на убийство.
Но в повседневной жизни мы видим совсем иное: убийства на религиозной почве, братоубийственные войны ( Чечня, Сирия, Украина).
б) Весь класс ( Приём «Корзина идей»): Какова будущая судьба Раскольникова? Каким человеком он вернётся из ссылки? Что с ним произойдёт дальше?
Итог всего урока: Роман прочитан, проанализированы последние главы, и давайте ответим на главный вопрос: В чём значение эпилога в романе «Преступление и наказание»? Как он помогает раскрыть образ главного героя?
( В эпилоге мы видим раскаявшегося героя, который встал на путь очищения, на путь любви, духовного возрождения).
Учитель:
Роман Ф.М.Достоевского является предупреждением человечеству о грозящей ему опасности быть ввергнутым в ад бездуховности. Всё творчество писателя – тревожная дума о будущем человечества, о судьбах России.
По мнению писателя, буржуазный миропорядок должен быть изменён, но не насильственными методами, а на основе спасительного закона: « Главное – люби других, как себя».
Домашнее задание на выбор:
- Написать эссе на тему « Главное – люби других, как себя».
- Напиши письмо Соне от имени ссыльного Родиона Раскольникова.
Приложение.
« Что выше – счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушать нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием — только идеями или идеями и тоже насилием? – в этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они составляют главную ось романа Достоевского. Таким образом, это произведение делается воплощением одной из великих болезней современной жизни: это Гордиев узел, который разрубить суждено только героям будущих времён» ( Д.С.Мережковский)
— Удалось ли разрубить этот Гордиев узел в XXI веке?