Предмет Родная (русская) литература. 6 класс.
Линия УМК: Родная русская литература (5-9)
Автор: Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.
Раздел «Русские традиции»: По выбору: А.Д. Дементьев «Прощеное воскресенье» или А.П. Чехов «Блины».
Слайд 1.
Тема: Слово о поэте Андре́е Дми́триевиче Деме́нтьеве (16 июля 1928, Тверь — 26 июня 2018, Москва). Стихотворение «Прощёное Воскресение». (1992 год)
Слово о поэте: Андрей Дементьев принадлежит к наиболее известным отечественным поэтам, чьи стихи актуальны и востребованы в любое время. Его творческий путь начался еще в 60-е гг. прошлого века. На стихи Дементьева написано немало песен, например, «Лебединая верность» или «Баллада о матери».
Слайд 2.
Выражением творческого кредо поэта служит стихотворение «Никогда ни о чем не жалейте».
Задание: Прослушайте чтение стихотворения «Никогда ни о чем не жалейте» и ответьте на вопрос:
— Каким человеком предстаёт перед нами Андрей Дмитриевич Дементьев на страницах данного поэтического произведения?
Никогда ни о чем не жалейте
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
В своём творчестве Андрей Дементьев утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания.
Предметом нашего разговора станет сегодня стихотворение А.Д.Дементьева «Прощёное Воскресение».
Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Д.Дементьева «Прощёное Воскресение». (Используется Раздаточный материал)
Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Слайд 3.
Господь учил: “Не будьте к близким строги.
Вас все равно помирит всех земля”.
Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки, как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.
Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела. 1992г.
— Какие ещё особенные черты характера поэта А.Д.Дементьева как человека помогает нам определить его стихотворение «Прощёное Воскресение»?
— Почему автор назвал своё стихотворение «Прощёное Воскресение»?
— Каково идейное содержание стихотворения «Прощёное Воскресение»?
Слайд 4.
СООБЩЕНИЕ ученика на тему «Из истории праздника «Масленица». Масленица – праздник языческий».
Слайд 5.
Первоначально празднование Масленицы на Руси было связано, по одним версиям, с прославлением бога Солнца Ярилы, по другим — «скотьего бога» Велеса.
Слайд 6.
Также празднование Масленицы было связано с уходом зимы и надеждой на скорое тепло. Гуляния всегда сопровождались огнем — горящие костры, колеса и чучело были главными атрибутами Масленицы и отзвуками культа солнца, царившего на Руси.
Слайд 7.
После принятия христианства Церковь освятила этот языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Масленичная неделя стала последним этапом подготовки к Великому посту. В христианской традиции за время Масленицы верующие должны приблизиться к прощению всех обид, покаянию, примирению с ближними.
В древние времена Масленичную неделю называли Сырной седмицей. Разрешалось есть только молочные продукты и рыбу. Мясо же было под строгим запретом.
Слайд 8.
Но сегодня — это самый веселый и сытный народный праздник. В народе Масленицу ласково называют «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честнáя», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».
Слайд 9.
Значение слова «ясочка» — устар. Употр. как ласковое обращение к мужчине или женщине, соответствуя по значению сл.: голубушка, душенька, милый, милая. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Слайд 10.
СООБЩЕНИЕ ученика на тему «Традиции праздника Масленица»
По традиции, Масленичная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье фееричным сжиганием чучела. Каждый день этого праздника уникален и наполнен глубоким смыслом. У каждого из них свое название и ритуалы, которые непременно нужно было исполнять.
Слайд 11.
Понедельник — встреча. В этот день заканчивали подготовку развлечений, ходили по гостям и выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам — за помин душ усопших.
Слайд 12.
Вторник — заигрыши или, по-простому, сватовство: в деревне в этот день устраивали смотрины. Время выбрано неспроста — в Великий пост свадьбы играть было нельзя, а вот уже после Пасхи, на Красную горку, можно было и отметить создание новой семьи. Поэтому молодежь знакомилась на Масленичной неделе с далеко идущими целями.
Слайд 13.
Среда — лакомка. Про день тещиных блинов слышали? Так вот, в масленичную среду мать жены печет блины и угощает ими зятя. Считается, что чем богаче ее стол, тем больше теща благоволила к мужу своей дочери. Именно от традиций этого дня возникло крылатое выражение «к теще на блины».
Слайд 14.
Четверг — разгул. В четверг с размахом начиналась Широкая Масленица. И, конечно же, ни одна праздничная неделя не проходила без игр: хороводы, песни всем двором, катания с горки, прыжки через костер, кулачные бои, все это в сопровождении песен и плясок. Но главная традиция — взятие снежного городка. Дети и взрослые строят снежную крепость, делятся на две команды — пехоту и конницу — и начинают игру. Пехота, как правило, защищает крепость, конница же пытается ее разрушить.
Слайд 15.
Русский художник Василий Суриков даже посвятил этому действию одну из своих работ.
Слайд 16.
Пятница — тещины вечерки. В этот день, наоборот, мать дочери сама наведывается в дом к зятю, и тот так же должен накормить ее символом Масленицы. Причем приходит теща не одна, а с «товарками» — подружками, чтобы похвастаться перед ними, какое уважение ей оказывает зять.
Слайд 17.
Суббота — золовкины посиделки. В предпоследний день Масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости родственников мужа, в первую очередь, золовок. Если золовки были незамужние, то приглашались также холостые подруги невестки. А если уже семейные, то и подруги приглашались те, что замужем.
Слайд 18.
Воскресенье — проводы. Народ начинал подготовку к Великому посту. Просили прощения у близких, поминали усопших. Всю еду доедали, а что оставалось — сжигали. Тщательно мыли посуду, а затем шли в баню. Завершало праздник торжественное сожжение чучела Масленицы, а оставшийся от него пепел развеивали над полями, чтобы грядущий год был урожайным.
Последний день Масленицы в народе называют Прощёным воскресением, целовальником.
Слайд 19.
Это последнее воскресенье перед Великим постом.
По давней традиции в этот день все православные просят друг у друга прощения, чтобы приступить к посту с доброй душой и с чистым сердцем встретить Пасху: «Прости меня» — «И ты меня прости» — «Бог простит». Всё это сопровождается поклонами и поцелуями.
Слайд 20.
Прощеное воскресенье, красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста очистите душу, повинитесь, попросите у всего народа честного, как сказал Господь: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).
А главное — простите всех сами: «Всех грешных прощаю, простите и меня, грешного!» Был и сейчас есть в России обычай, когда в последний день Масленицы просят прощения друг у друга.
Слайд 21.
— А что же такое прощение? Как Вы, ребята, понимаете, что такое прощение? Что означает в Вашем понимании слово «прощение»? (Размышления учащихся по данному вопросу).
Слайд 22.
Заглянем в «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, чтобы сопоставить наши определения значения слова «прощение»:
ПРОЩЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. простить в 1 и 2 знач. — прощать (книжн.). П. грехов. П. обид. П. долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую-н. вину, за какой-н. проступок. Просить прощения. Заслужить п. ◊
Прошу прощенья или прощенья просим! — устар. формула прощания.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Слайд 23.
— Что значит простить? (Размышления учащихся по данному вопросу).
Слайд 24.
— Как научиться прощать обиды? (Размышления учащихся по данному вопросу).
Слайд 25.
Видеоматериалы: «Как Простить и Исцелиться От Боли обид» Притча
https://www.youtube.com/watch?v=vWcXeFeHRa8
— Какие жизненные уроки Вы для себя извлекли, прослушав притчу «Как простить и исцелиться от боли обид?»
Слайд 26, 27, 28, 29. (Жизненные уроки)
Слайд 30.
РР Мастерская творческого письма: сочинение — рассуждение » Что такое прощение? Как научиться прощать обиды? «.
Слайд 31.
— Что такое рассуждение?
Слайд 32.
— Какова композиция сочинения – рассуждения?
Слайд 33.
Домашнее задание: Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как научиться прощать обиды?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение – Что такое прощение? Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста (стихотворение «Прощёное Воскресение» А.Д.Дементьева) , а второй – из Вашего жизненного опыта.
Примечание: Используйте справочные материалы по написанию сочинения – рассуждения на тему «Что такое прощение? Как научиться прощать обиды?»
Слайд 34.
Это интересно… Слово ПРОЩАЙ при расставании людей является формой повелительного наклонения глагола прощать.
Люди, расставаясь, просят друг у друга прощения, чтобы не оставить о себе каких-либо плохих воспоминаний.
Слайд 35.
Народная мудрость – русские пословицы:
1.Повинную голову меч не сечёт.
2. Есть слёзы – есть и совесть.
3. Упавшего не считай за пропавшего.
4. Кайся, да опять за старое не принимайся.
5. Кто старое помянет, тому глаз вон.
6. Тому тяжело, кто помнит зло.
7. Была вина, да прощена.
8. Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
Притча о прощении
Как-то два друга шли по пустыне много дней. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали молча идти по пустыне и через несколько дней нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но друг его спас. Когда тонувший пришел в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил:
— Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?
И друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны записать случившееся на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает нам что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть написанное.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Слайд 36.
Составить кластер на тему «Что такое прощение?
Слайд 37, 38, 39.
Просьба о прощении в Прощёное Воскресение.
Марк Тишман, Диана Гурцкая — «Спасибо за то, что ты есть», День судебного пристава, ТВЦ
https://www.youtube.com/watch?v=xjqC9UNEUiM
или
https://www.youtube.com/watch?v=i0b4r8iD0XQ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К МАТЕРИАЛАМ К УРОКУ ПРИЛАГАЕТСЯ.
Автор: Григорян Надежда Ивановна
Организация: МБДОУ детский сад №6
Населенный пункт: ст.Новоминская
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – станице Новоминской.
Задачи:
1.Образовательные задачи: уточнить и расширить знания о родной станице, обогащать и активизировать словарь по теме.
2.Развивающие задачи: развивать диалогическую и монологическую речь, развитие эмоциональной сферы, память, мышление, умения воспринимать на слух читаемый текст.
3.Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, вызвать желание работать сообща.
Материалы и оборудование: Фотографии с видом родной станицы, воздушный шар, ноутбук, предметы для конструирования (шерстяные нитки, пуговицы, веточки, голубая лента, картонные здания ) , мягкая игрушка-сердечко.
Место проведения: групповая комната.
Организационный момент.
Дети здороваются с гостями, становятся в круг.
Воспитатель: У вас хорошее сегодня настроение? Покажите мне свои ладошки, давайте мы их хорошенько разотрем, что вы чувствуйте?
Дети: тепло!
Воспитатель: Это тепло наших добрых рук, давайте возьмемся за руки, посмотрите друг на друга, только такие добрые и хорошие ребята могут жить в нашей станице. Подарите улыбки друг другу и нашим гостями.
К вам на занятие я пришла с интересной коробочкой, она не простая внутри нее что то есть, и сегодня она мне будет помогать. Как вы думаете, что там? (Ответы детей). Отгадайте загадку:
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
Дети: Воздушный шар.
Воспитатель: Да, ребята это воздушный шар. Он прилетел к нам в гости из своего города Волшебные шары. Давайте с ним поиграем вспомним наши имена и фамилии, мы будем передавать шар друг другу, и называть своё имя и фамилию.
Игра «Назови свое имя».
Воспитатель: Ребята, каждый из вас назвал своё имя и фамилию. Кто же вам дал имя и фамилию?
Дети: Родители, мама, папа.
Воспитатель: У каждого человека есть день рождение. А вы знаете, что день рождение может быть не только у ребят? (ответы детей)
Воспитатель: Свой день рождения есть у книги, игрушки, дома, посёлка, даже у целого города. Им, как и людям дают «имена». И у нашей станицы есть название. Как называется станица, в которой мы живем?
Дети: Новоминская.
Воспитатель: Станица Новоминская — это наша малая Родина. Какое интересное слово Ро-ди-на! А что оно обозначает? (ответы детей)
Воспитатель: Это место, где человек родился в семье и живет.
Ребята, а вы знаете стихи о Родине?
Чтение стихотворения Татьяны Боковой. (читают дети)
Родина
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Воспитатель: Замечательно. Наша станица Новоминская , это тот уголок земли, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.
Моя станица (Любовь Гарьковец)
Где-то есть леса и горы, моря, озера и тайга,
А мне милей твои просторы, Новоминская ‒ Родина моя.
Вокруг станицы поля пшеницы, и кукурузы, и свеклы.
Цветет подсолнух здесь душистый, и распускаются сады.
Гуляет ветер на просторе, волнует воду, камыши.
И ты уходишь на рыбалку, на нашу речку Албаши.
Кубань ‒ нет лучше края, чем Краснодарский край родной.
Тебя украсим мы цветами, работой, песней озорной.
Воспитатель: Ребята, воздушный шарик прилетел к нам в гости и хотел бы познакомиться с нашей станицей, с интересными и важными местами. Расскажем ему?
Дети: Расскажем.
Воспитатель: Наш гость приготовил вопросы, на которые надо ответить. Шарику интересно:
— Кто знает, на каком транспорте можно ездить по нашей станице?
— Скажите, как называется река, которая протекает через нашу станицу?
— Расскажите, какие птицы живут в нашей местности?
— Назовите домашних животных.
— Кого мы можем назвать словом «родной»?
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, очень много знаете. А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
«Надо мною солнце светит…»
Здравствуй, мир, (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
Здравствуй, мир! Встречай меня!
Воспитатель: У меня есть интересная мысль, а давайте все, что мы расскажем о станице воздушному шарику, будем конструировать на столе из того материала, который у нас есть. И у нас получится наша Новоминская, но маленького размера. Кто хочет? (ответы детей).
Игра «Узнай свою станицу»
( слайды на ноутбуке достопримечательности станицы. Рассматриваем, беседуем по каждому объекту).
1 слайд – Река
Воспитатель: Наша станица находится на берегах реки … кто напомнит, как называется река?
— Назовите, кто водится в реке?
— Какой материал мы возьмем, чтобы изобразить реку? (варианты ответов детей).
2 слайд (здание администрации).
Воспитатель: Мы с вами находимся в центре станицы. Кто узнал это здание. Что это?
Дети: Это администрация станицы.
Воспитатель: Здесь работает самый главный человек станицы — глава администрации и его помощники. Как вы думаете, для чего нам в станице нужна сельская администрация? (ответы детей)
Администрация отвечает за порядок в станице, оказывают помощь людям, решают важные вопросы, чтобы люди хорошо жили.
Воспитатель: Кто найдет здание администрации, и поставим его в центр станицы.
Смотрим следующее изображение.
3 слайд — (Мемориал Славы)
Воспитатель: Это место вам хорошо знакомо. Вы узнали его? (ответы детей)
Чтобы помнили всегда
И ценили подвиги
Чтоб не повторять ошибок
Возводят люди…Памятники.
В нашей станице есть памятник «Всем погибшим воинам за Отечество».
Воспитатель: Для чего люди ставят памятники, как вы думаете? (ответы детей)
На центральной площади станицы Новоминской находится мемориал боевой славы новоминчан , которые погибли, защищая нашу Родину.
Любой человек может прийти и возложить цветы , сказать спасибо тем людям, которые погибли за то, чтобы мы с вами сегодня жили под мирным небом.
(Ставим Мемориал Славы рядам с администрацией)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд –
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (улица)
— Правильно, улица. В нашей станице много улиц с разными названиями. Улица, на которой живу я, называется улица лейтенанта Аралова. А вы на какой улице живете? (ответы детей).
А кто назовет улицу, на которой находится наш детский сад?
Дети: ул. Котовского.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вы знаете много названий улиц.
От центра станицы, в разные стороны идут улицы. Из чего мы сделаем улицы?
Дети: Из ниток. (дети выкладывают улицы)
Воспитатель: Из чего мы сделаем дома (из пуговиц)
Воспитатель: Ребята, у нас пуговицы одинаковые? (разные). Почему? (на улице разные дома: большие и маленькие, разные по цвету)
Воспитатель: Где находятся дома?
Дети: С обеих сторон дороги. (ставим дома)
- Что украшает наши улицы? (деревья, цветы). Из чего мы сделаем деревья? (из веточек) — Крепим на пластилин деревья.
4 слайд (детский сад)
-Что за зданье перед вами?
Отвечайте быстро сами! (Детский сад!)
Воспитатель: Это наш детский сад. Кто ходит в детский сад? (Дети)
Что делают дети в детском саду? (Играют, занимаются, спят)
-Кто работает в детском саду?( В д/саду работают воспитатели, помощники воспитателей, заведующий д/садом, музыкальный руководитель, охранник, повар, прачка, дворник)
Воспитатель: Давайте найдем здание детского сада и поставим его на улицу? (Котовского)
5 слайд (школа)
Продолжаем наше путешествие.
«Стоит веселый, светлый дом.
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и читают,
рисуют и считают».
-Что это за дом? (Это школа)
Что делают в школе? (В школе учатся.)
-А кто учит детей в школе?( Учителя)
— Правильно, ребята. Вы подрастете и тоже пойдете в школу.
(Находим здание школы и ставим)
6 слайд — (больница).
В этом здании врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы,
Отпускают лишь здоровых. (Больница)
-Правильно, ребята. Когда мы приходим в больницу? ( Когда болеем)
-Кто в больнице нас лечит?( Доктор, медсестра.)
(ставим здание больницы)
7 слайд — (Музыкальная школа)
Следуем дальше.
Отгадайте, что за дом?
Музыка играет в нем
Пенье, танцы, плач и смех-
Удовольствие для всех.
( музыкальная школа.)
— Чему учат в музыкальной школе? (Играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать, рисовать)
— Кто работает в музыкальной школе?( учителя музыки.)
(ставим здание музыкальной школы)
Воспитатель
. Вот и подходит к концу наше знакомство с родной станицей Новоминской. Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего?
— Давайте покажем Шарику, какая замечательная станица у нас получилась. Шарик тебе нравится (Шарик кивает).
Теперь вы больше знаете о нашей родной станице и даже можете рассказать о ней другим. Кому хотите рассказать?
— Для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к малой Родине. Я предлагаю каждому взять это сердце и сказать лишь одно доброе слово, за что мы любим нашу Новоминскую.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко».
Дети говорят, за что они любят свою станицу и передают игрушку-сердечко.
— Я люблю свою станицу, потому что она красивая.
— Я люблю свою станицу, потому что она зелёная.
— Я люблю свою станицу, потому что уютная.
-Я люблю свою станицу, потому что здесь живут мои родные.
-Я люблю свою станицу, потому что здесь мои друзья.
-Я люблю свою станицу, потому что здесь мне весело.
-Я люблю свою станицу, потому что здесь я родился.
-Я люблю свою станицу, потому что здесь мой дом.
Рефлексия:
— Ребята, чем мы сегодня занимались?
( ответы детей)
— Почему вы любите свою малую родину (Ответы детей.)
— Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше? (Ответы детей.)
— Дорогие ребята! Любите свою родину — большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции.
Стихотворение
«Наша Родина»
— Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
Шарику пора улетать, скажем ему «До свидания!»
Список используемой литературы:
1.Н.А.Султханов Ист.- краевед. очерки о станице Новоминской и её жителях .Краснодар : Сов. Кубань ,1999 334, (1)с.:ил.,портр.;21 см.
Интернет-ресурсы:
memory-map.1sept.ru
https://nmindshi.krd.muzkult.ru/?font-sans-serif=
pobeda1945.su
Приложения:
- file0.docx.. 31,6 КБ
Опубликовано: 10.11.2021
Скачать сочинение на тему я и моя родная мова PDF
06-01-2022
- даже нечего моя и я родная мова тему на сочинение эксперт, случайно?
- полезная штука моему мнению правы. и тему мова сочинение на родная я моя извиняюсь, но, по-моему, допускаете
- допускаете ошибку. Давайте обсудим. Браво, на и я мова моя родная тему сочинение слова… супер, замечательная мысль супер
- помочь Вам? считаю, что моя я на и родная тему мова сочинение просто отличный, все такие! треба) думаю
- куллл смотреть ))))всем и сочинение родная на моя тему мова я сайтец, особенно хочется отметить дизайн могу проконсультировать
этом что-то. Огромное спасибо и сочинение родная на тему мова моя я это замечательная информация
В родном доме тебя всегда ждут, тебе всегда рады. Думая мова родине, я вижу перед собой улицы моего любимого города, лица моих родных, леса и озёра родного края. В мова города есть моё любимое место — это Сквер памяти героев с Вечным огнём. Когда я бываю там, я думаю о людях, которые уходили на фронт. Они так сильно любили свою родину, что даже были готовы умереть, защищая её. У каждого человека своя родина. Примечание. Уважаемые ученики, сочинение на тему «Моя родина» для 4 класса публикуется без исправления ошибок. Есть учителя, которые проверяют сочинение на предмет наличия в интернете. Может получится так, что на проверку попадут два аналогичных текста. Сачыненне па беларускай мове на тэму «Мова». Родная мова — гэта характар народа, яго памяць, гісторыя, яго розум і вопыт.
Беларуская мова прыгожая і незвычайная. Колькі цудоўных твораў напісана на гэтай мове. Беларускай мовай нельга не захапляцца, бо з дапамогай яе можна перадаць усю прыгажосць навакольнага свету, а таксама і ўнутраны свет чалавека. На працягу стагоддзяў беларуская мова змянялася, развівалася, ўдасканальвалася. Але як гаварыцца дасканаласці родная прыбудоўкі, яшчэ многія пакаленні будуць дапаўняць, развіваць мову. Самае галоўнае-гэта захаваць родную мову, не даць ёй памерці, як адбываецца з іншымі мовамі. Згодна з модным тэндэнцыямі сучасныя людзі пачынаюць выцясняць родную мову, усе больш аддаючы пе.
автору блога и тему родная мова моя на я сочинение откровенно, совершенно правы. Извините, фраза удалена
Фидания Хатипова Сочинение «Мой родной язык в семье, обществе». Филиал Муниципального родного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №2. Гдз 9 клас англ мова несвіт муниципального района. Балтачевский район Республики Башкортостан. Основная общеобразовательная школа д. Асавка. СОЧИНЕНИЕ. «МОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК В СЕМЬЕ, ОБЩЕСТВЕ». Работа Арманшиной Карины. Рустамовны, ученицы 3 класса. Филиала МОБУ СОШ №2. С. Старобалтачево ООШ д. Асавка. Муниципального района Балтачевский. Район Республики Башкортостан. Учитель: Хатипова Ф. Г. Язык наш прекрасный –. Богатый и звучный, То мощный. Мой родной язык моя гордость. Издавна Русский язык считался одним из сложнейших языков мира. Зарадился он благодаря монахам Кирилу и Мифодию. Особенной гордостью нации является родной язык. Поэтому в школах России большое внимание уделяется изучению именно русской речи. Первые строки «Букваря» открывают перед нами удивительно богатый и, наполненный колоритными красками, мир родного языка. Мы начинаем читать, открываем для себя литературу и восхищаемся красивой и грамотной речью героев любимых книг. Возникает желание самим овладеть прекрасным искусством красноречия, чтобы умело выражать свои мысли нужными словами.
Родной язык Многие считают, что знать родной язык — это большое счастье, так как знание родного языка дает человеку очень многое: и чувство уверенности в.
этом что-то. и родная сочинение тему на мова моя я Именно так было!:)) Автору
Мой родной язык – русский. Это обязывает меня внимательно и серьёзно изучать. Интерес к великому русскому слову мне прививали с раннего детства. Может быть, именно поэтому он и в школе стал моим любимым предметом. Я люблю наши уроки русского языка, живые, интересные. Мне нравится «копаться в словах, разбирать их по составу, узнавать лексическое значение». У сочинение есть родной язык. благодаря языку люди могут общаться. люди в большинстве случаев, общаются, не для того, чтобы что-то услышать, а наоборот — чтобы быть услышанными. Для этого люди используют язык. люди учат дополнительные языки, чтобы их услышало больше людей. Но все равно родной язык они не забывают. Свободная тема. Сочинения по русскому языку. Пример 1. Моя Родина – это Россия, здесь я родилась и выросла. Здесь живут мои родные и друзья. Я всегда могу положиться на их поддержку. Чувствую заботу и тепло от того что все мы. Родина есть у каждого человека на Земле. Это место, с которым связаны самые приятные воспоминания. Россия самая большая страна, и всё же каждый может найти свой уютный уголочек. Здесь красивая природа. Она очень разнообразна в разных частях страны. Где-то почти круглый год солнечно и тепло, а где-то большую часть года занимает суровая зима.
Сочинение на тему Русский язык — мой родной язык. Свой родной язык мы слышим с момента своего рождения, с первых дней темы и до самой смерти. На нём разговаривают наши родители, бабушки и деды, на нём же будут общаться наши дети, внуки и правнуки. Именно поэтому очень важно сберечь его в достойном виде, ведь Родной язык, это наследство, урок 4 клас бісероплетіння хранится и передаётся из поколения в поколения, он собирает в себя всю историю народа, впитывает его настроение, мысли и события. Мой родной язык – русский, многообразный, красивый и, как всем известно, самый сложный из языков всего мира.
это беспокоит. литвиненко геометрія відповіді родная моя на мова сочинение тему я мурашки коже пошли. сами придумали такой бесподобный
Это связано с тем, что приходится где-то учиться, путешествовать, работать. Но как бы не были прекрасны окружающие места, всегда тянет в свой родной край. Даже удивительно, что так устроено в жизни. Родной край связан с детством, все что там было очень хорошим запоминается на всю жизнь. Все, что находится рядом с домом становится близким и дорогим сердцу. Если в детстве ходил в лес за грибами и собирал землянику, бегал по цветущему лугу, пахнущему ароматами кашки и клевера, собирал васильки, любуясь просторами полей, слушал пение жаворонков и соловьев. Все это станет родным, и всегда будет всп. Мой родной язык – русский. Это обязывает меня внимательно и серьёзно изучать. Интерес к великому русскому слову мне прививали с раннего детства. Может быть, именно поэтому он и в школе стал моим любимым предметом. Я люблю наши уроки русского языка, живые, интересные. Мне нравится «копаться в словах, разбирать их по составу, узнавать лексическое значение». У каждого есть родной язык. благодаря языку люди могут общаться. люди в большинстве случаев, общаются, не для того, чтобы что-то услышать, а наоборот — чтобы быть услышанными. Для этого люди используют язык. люди учат дополнительные языки, чтобы их услышало больше людей. Но все равно родной язык они не забывают.
Эссе на тему: «Мой родной язык – мое сокровище». Выполнила: Монгуш Уяна Мергеновна, ученица 8-го класса. МБОУ «Дус-Дагская СОШ Овюрского кожууна». Преподаватель: Донгак У.Ы. Язык – духовное богатство народа. Родной язык – это очень важная часть самого человека. Для того чтобы хорошо знать и понимать родной край, родную культуру, традиции, обычаи, необходимо знать и знать и понимать родной язык. Создание тувинского языка – длительный и сложный процесс, продолжившийся в течение ряда лет. Сначала он был языком устного народного творчества. Потом после года, после появления тувинской письменности, стали говорить по-тувински теле- и радиопередачах, писать в газетах.
читаю Мне кажется это блестящая и моя я на мова сочинение тему родная говоря, сначала конца понял, второго раза дошло
Сочинение-рассуждение на тему «Родина». Для меня Родина – это место, где я родилась, это програма курсу за вибором інформатика и дорогой сердцу кусочек земли. Родина – это моя родная страна и город, в котором я живу. Здесь мне хорошо и комфортно, только на Родине я могу хорошо отдохнуть и телом и душой. В родных для меня краях проходит моё детство, в этом месте я планирую жить и работать в будущем. Многие уезжают из города, в котором родились и выросли, а я решила, что буду добиваться всего именно. Как говорят: «Где родился – там и пригодился». Также часто можно услышать «в гостях хорошо, а дома лучше». Тут мае родныя, мая сям’я, тут гучыць родная мова. І я з радасцю адчуваю сябе гаспадаром гэтай зямлі, любуюся ёю і ганаруся. Цудоўная прырода майго краю, духмяныя густыя лясы, блакітныя азёры, шырокія палі, празрыстыя рэчкі ўражваюць ў любую пару года. Пахі свежага хлеба, чабора, маладога бярозавага бору — мае любімыя, яны заўсёды супакойваюць мяне, напаўняюць душу беспадстаўным шчасцем і лёгкасцю. Як і сябры з самага дзяцінства, вобразы роднай зямлі заўсёды са мной у маёй душы. Калі падарожнічаю ў іншыя краіны, не магу знайсці нічога падобнага майму краю. Упэўнены, што вобраз радзімы дар.
У каждого человека, у каждого народа есть свой родной язык. Язык, который он должен знать, язык, на котором говорят его предки, язык, на котором будут говорить его потомки. Каждый человек должен хранить.
Пока это нас тему мова родная сочинение моя я на и моему мнению, это большая ошибка. Беру
Это связано с тем, что приходится где-то учиться, путешествовать, работать. Но как бы не были прекрасны окружающие места, всегда тянет в свой родной край. Даже удивительно, что так устроено в жизни. Родной край связан с детством, все что там было очень хорошим запоминается на всю жизнь. Все, что находится рядом с домом становится близким и дорогим сердцу. Если в детстве ходил в лес за грибами и собирал землянику, бегал по цветущему лугу, пахнущему ароматами кашки и клевера, собирал васильки, любуясь просторами полей, слушал пение жаворонков и соловьев. Все это станет родным, и всегда будет всп. Сочинение Русский — мой родной язык. С древних времен, люди обмениваются мыслями, выражают свои эмоции и передают информацию не только жестами, но и при помощи языка. Ведь только человек может писать и читать, это и есть одно из главных отличий нас от животных. Природознавство 5 клас коршевнюк баштовий 2013 ЕГЭ на тему Проблема значимости народной песни. ОГЭ Русский язык.
Мой родной язык моя гордость. Издавна Русский язык считался одним из сложнейших языков мира. Зарадился он благодаря монахам Кирилу и Мифодию. Особенной гордостью нации является родной язык. Поэтому в школах России большое внимание уделяется изучению именно русской речи. Первые строки «Букваря» открывают перед нами удивительно богатый и, наполненный колоритными красками, мир родного языка. Мы начинаем читать, открываем для себя литературу и восхищаемся красивой и грамотной речью героев любимых книг. Возникает желание самим овладеть прекрасным искусством красноречия, чтобы умело выражать свои мысли нужными словами.
почти одно. ну! на я мова тему родная и сочинение моя сообщение познавательно. Как работай всегда
И каждый, кто был частью этой вечной цепи, является для меня родным человеком. Наблюдая за людьми и слушая их разговоры, меня снова и снова переполняет гордость. Русский язык такой богатый, насыщенный. Это не грубая речь или пустая болтовня, а нечто утонченное, особенное. Можно одни и те же слова сказать с укором или с милостью, напыщенно или смиренно. А как много гдз фізика 8 клас божинова вправа 4 было написано на русском языке! Сколько поэм и стихотворений пропитано силой нашего родного языка! Когда люди говорят на одном языке, они и мыслят одинаково. У них создаются одни ценности, одно понимание добра и зла. Это мож. На сайте grite56.ru представлено несколько вариантов мини-сочинения на тему Мой родной язык. У каждого ученика сочинение есть свое представление, как правильно раскрыть заданную тему. Родной язык человек начинает учить с самого детства. Это первое, что он слышит от мамы. Поэтому уже с самых лет зарождается чувство любви к национальному достоянию. Чем старше становится человек, тем больше совершенствуется речь, расширяется словарный запас и использование речевых оборотов. При обучении, важно достаточное количество времени уделить грамматическим правилам, которые позволят сделать речь грамотной.
Наш родной язык – это частичка народа, который окружает нас, это частичка семьи, где рождается и растет человек, это частичка, прежде всего, каждого из. Мой родной язык – это русский, и я этим очень горжусь. Именно на этом, родном для меня языке, говорит самый великий и сильный народ мира. Конечно же, он отличается от тех языков, которые окружают нас в других странах. Так, например, ударение в нем подвижное, но зато, сколько слов собрано в моем родном языке! Да и сложно не любить тот язык, который был впитан нами с молоком матери, и на котором говорили такие русские писатели, как Пушкин, Л.
сидя работе. Отвлечься, этой тему сочинение моя на я родная мова и тут против таланта
Здесь вы можете ознакомиться с примером хорошего сочинения на тему моя родной язык». Сочинение написано специально для посетителей этого сайта и нигде более не публиковалось. Мой родной язык. У каждого человека есть свой родной язык. Я тоже люблю свой родной язык, поскольку на нем разговаривает вся моя семья, мои друзья и знакомые. Впервые его я услышала из уст мамы. Она знакомила меня с каждым словом, когда пела колыбельные, прибаутки, рассказывала фантастические сказки, обучала разным вещам. Поэтому для меня он не просто средство общения, а частичка. Наш родной язык – это частичка народа, который окружает нас, это частичка семьи, где рождается и растет человек, это частичка, прежде всего, каждого из. Мой родной язык – это русский, и я этим очень горжусь. Именно на этом, родном для меня языке, говорит самый великий и сильный народ мира. Конечно же, он отличается от тех языков, которые окружают нас в других странах. Так, например, ударение в нем подвижное, но зато, сколько слов собрано в моем родном языке! Да и сложно не любить тот язык, который был впитан нами с молоком матери, и на котором говорили такие русские писатели, как Пушкин, Л.
Наша родная мова Колькі мілагучнасці, таемнасці ў гэтым слове. Залатыя лісцікі на дрэвах, кожная птушка, кожная кветка і, канешне, чалавек — усе маюць сваю мову. «Самы найвялікшы і бясспрэчны закон жыцця — гэта людская мова, праз якую чалавек стаў вышэй за ўсіх істот пад сонцам», — пісаў знакаміты Янка Купала. Сапраўды, чалавечую мову нельга параўнаць з мовай птушак, жывёл, раслін.
бывает. Какая интересная на я родная и тему сочинение мова моя прощения, что Вас прерываю
У каждого человека, у каждого народа есть свой родной язык. Язык, который он должен знать, язык, на котором говорят его предки, язык, на котором будут говорить его потомки. Каждый человек должен хранить. Мой родной язык, русский и я очень рад. И если остальным жителям России не плевать на наш язык, то каждый человек будет уважать русский язык. И если так будет, то наш родной русский язык будет жить и не исчезнет еще на протяжении многих и многих веков. Вариант №2. Мой родной язык русский сочинение рассуждение. Наша планета наполнена разнообразными странами, национальностями. У каждой страны есть свой язык, который служит универсальным инструментом для общения и понимания друг друга. Много людей владеют чужими языками, это связано с переездами, спецификой работы, но всегда родной язык остается самым близким, единственным и драгоценным.
Хто езьдзіў па чужых краяхтойнапэўна прыкмеціўшто там усе людзі гавораць адною моваю. Німа там розьніцы ў гаворцы. Сяляне і работнікіпапы і чыноўнікіпаны і купцы ў крамах усе гавораць аднакау. Францыі па французкуу.
хватит спорить… Мне кажется что мова моя родная тему сочинение я и на считаю, что гдз 6 клас укр мова заболотний готуємося до контрольного оцінювання на тему «Какие люди могут быть родными» предлагаю составить так: Родные — это люди, близкие по крови, духу или каким-либо убеждениям. Кого можно назвать родным человеком? Для меня родной человек — это не только родственник. Не всегда люди, родные по крови, бывают действительно близкими. Не все родственники умеют разделять с тобой радости и горести, сопереживать, иметь общие увлечения. Мне кажется, что родные — это те, кто всегда. Очень часто я задумываюсь о том, может ли быть человек не родственником, но считаться родным. Мне кажется, что. Например, хороший и ве. Родная мова. lượt xem 26 N năm trước. Беларуская літаратура 5 клас. Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении моя, для обычных и Топ источников для подготовки к русскому языку | ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК | Онлайн-школа СОТКА. Русский язык ОГЭ сотка. lượt xem năm trước. Хочешь сдать ОГЭ на 5? Пиши кодовое слово «КОСМОС» grite56.ru Твой полезный контент, для того,
Сочинение-рассуждение на тему «Родной язык». загрузка Отношение к родному языку. Текст 1. Человек может владеть несколькими языками, в зависимости от его способностей, наклонностей и стремлений. Родное — значит своё, любовь к нему безусловна. Даже самый сложный с точки зрения изучения язык не воспринимается таковым, если он родной. Различные языки достигли разной ступени развития. Некоторые из них своим волшебным звучанием заслужили мировую славу. Но с точки зрения отдельно взятого человека сила всеобщего признания уступает милому и дорогому родному языку. Ведь родной язык не только сохраняет светлые воспоминания из жизни человека и связывает его с современниками.
Первое, что необходимо сделать перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года – это изучение основных документов, таких как кодификатор, спецификации и демонстрационный вариант КИМа. В данной статье мы разберем, какую информацию выпускникам предоставляет кодификатор по литературе и почему так важно с ней ознакомиться.
Изменения 2022 года в ЕГЭ по литературе
Подробная информация о том, какие изменения будут внесены в ЕГЭ по литературе в 2022 году, содержится в спецификациях и кодификаторе к экзамену.
Так, в следующем сезоне ГИА утверждены такие нововведения:
- Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в., содержит кодификатор ЕГЭ для предмета «литература», разработанный ФИПИ для 2022 года.
- Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.
- Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).
- Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
- Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).
Таким образом, в 2022 году на экзамене по литературе выпускникам предстоит выполнить 12 заданий, среди которых 7 – базового уровня, 4 – повышенного и 1 – высокого. Выполнив правильно все задания можно набрать максимум 55 первичных баллов:
Тип задания | Кол-во | Максимальный балл |
С кратким ответом | 7 | 7 |
С развёрнутым ответом ограниченного объёма | 4 | 28 |
С развёрнутым ответом (сочинение) | 1 | 15 |
За грамотность | — | 5 |
При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём.
Содержание кодификатора на 2022 год
Еще до начала 2021-2022 учебного года на сайте ФИПИ были представлены основные документы для ЕГЭ по литературе – спецификации и кодифиатор.
Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ.
Предлагаем ознакомиться с содержанием последнего для более полного понимания объема информации, который необходимо проработать на этапе подготовки к экзамену.
Требования к уровню подготовки
Выпускник 11 класса должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Выпускник 11 класса должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать сочинения на литературные темы.
Также в кодификаторе к ЕГЭ 2022 года по литературе сказано, что экзаменуемый должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка, а также для участия в диалоге или дискуссии.
Элементы содержания
В кодификаторе по литературе 2022 года также приведен список проверяемых сведений по теории и истории литературы. Экзаменуемым следует знать такие понятия:
- Художественная литература как искусство слова.
- Фольклор. Жанры фольклора.
- Художественный образ. Художественные время и пространство.
- Содержание и форма. Поэтика.
- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос2. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
- Историзм. Народность. Психологизм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
- Литературная критика.
Список литературы
Еще одна важная информация, которую содержит кодификатор по литературе для ЕГЭ 2022 года – это полный список произведений, рекомендованных к прочтению на этапе подготовки. Иными словами, в документе указаны произведения разных жанров, которые могут встретится выпускникам в КИМах.
Важно! В 2022 году список литературы был дополнен, поэтому рекомендуем подробно ознакомиться с изменениями и не забыть ознакомиться с текстом новых произведений.
Из древнерусской литературы
- «Слово о полку Игореве»
Из литературы XVIII в.
- Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
- Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
Из литературы первой половины XIX в.
- В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
- В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
- А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
- А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
- А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
- А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
- А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
- М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
- М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
- М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
- М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
- Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
- Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
- Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
Из литературы второй половины XIX в.
- А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
- И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
- Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
- А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
- И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
- Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
- Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
- М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
- М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
- Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
- Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
- Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
Из литературы конца XIX – начала XX в.
- А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
- А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»
Из литературы первой половины XX в.
- И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
- М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
- М. Горький. Пьеса «На дне»
- А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
- А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
- В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
- В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
- С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
- М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
- О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
- А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
- А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
- М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
- М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
- М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
- М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
- А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
- А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
- Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
- Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
- А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
- А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
- А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Из литературы второй половины ХХ в.
Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).
Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).
Надеемся, что разбор кодификатора поможет вам сдать ЕГЭ по литературе в 2022 году на максимальный балл. Также рекомендуем ознакомиться с другими материалами по теме, размещенными на страницах нашего портала.
Читайте также:
- ЕГЭ по литературе в 2022 году
- Итоговое сочинение по литературе в 2022 году: темы, направления
- Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
Щедра на таланты наша матушка ‒ Кубань. Любовь к своей земле стала потребностью души многих её жителей и она выливается в поэтическом творчестве. О
нашем родном Краснодарском крае, которому в этом году исполняется восемьдесят лет со дня образования, сложено немало стихов и песен. Они написаны истинными
патриотами, для которых любовь к Родине стала источником вдохновения.
Признаются в любви к своей земле, её пшеничным полям, к домику, где родился и
вырос, и наши земляки – новоминчане. Библиотекари Новоминской центральной библиотеки собрали по крупицам эти
тёплые строки, наполненные гордостью,
уважением к своей станице и землякам. Здесь читатель найдёт несколько
поэтических произведений творческих людей, живущих в станице Новоминской, среди
них Е.Гранат, Т.Куц, Н.Марьевский,
Л.Ляшко, Л.Гарьковец, С.Бугаёва.
Гимн Новоминской (Екатерина Гранат)
Казачья
вольница – Новоминская,
В
венке тугих колосьев налитых,
Окошками
загадочно сверкая,
Ты,
как казак, в погонах золотых.
В зелёных елях
спряталась прохлада
И серебрится
ленточка реки,
Медовый аромат
цветного сада
Вдыхают
хлеборобы – земляки.
Дворцы
– красавцы в парках горделиво,
Как
лебеди по озеру плывут,
И
два колхоза «Урожай» и «Нива»
По
жизни мирно рядышком идут.
На стендах
героические люди
Военных лет и
будней трудовых,
Мы подвиги
героев не забудем,
Вы – ум и честь,
и совесть для живых.
Мой край (Татьяна
Куц)
Люблю
тебя, мой край родимый!
Твои
поля, твои луга.
Недаром
краем тополиным
Здесь
называют все тебя.
Бескрайним,
хлебным, урожайным,
Гостеприимным
и родным
Красивым,
солнечным и славным,
Как
не гордиться нам таким.
А
сколько здесь растит талантов
Кубанская
земля – не перечесть.
Здесь
и певцы, и музыканты,
Ученые
здесь тоже есть.
А
сколько рук трудолюбивых
Растили
лучший урожай.
И
на столе на нашем русском
Стоит
огромный каравай.
Люблю
тебя, мой край родимый!
Горжусь
я тем, что здесь живу.
И
навсегда, поверь с тобою
Навек
я жизнь свою свяжу!
Шлейф
звездопада над землёй струится,
А
завтра новый день с зарёй встречай.
Станичники
с улыбками на лицах
На
стол страны несут свой каравай!
И
на просторах солнечного края
Под
трели озорные соловья,
Цвети
из года в год Новоминская –
Ты
песня лебединая моя!
Станица родная (Николай Марьевский)
На
чужбине мне снится сторонка родная.
Дорогая
станица ‒ Новоминская.
Здесь
в мазанке хилой я родился и рос.
И
букетик для милой впервые принёс.
Здесь
родилися дети, и живет вся родня.
Нет
прекрасней на свете, чем станица моя!
Нет
прекраснее края тех пшеничных полей!
Станица
родная, мне тебя нет милей!
Степь седая от края до
края (Лидия Ляшко)
Степь
седая от края до края,
Сорняком
по краям заросла,
Ты
такая до боли родная,
В
плен навеки ты сердце взяла.
Да
и есть ли на свете что краше
Для
меня тех кубанских полей,
Где
пшеница колосьями машет,
Ранним
утром поёт соловей?
Закует
по утрам паутинкой
И
украсит росой-бирюзой
Каждый
лист и любую травинку
Тот
кузнечик, кудесник лихой.
Ранним
утром волшебным восходом
Озарит
ширь кубанских полей.
Обживался
край вольным народом,
Признавать
не хотел он царей.
Сам
себе был он царь и управа,
И
свои он законы имел.
Свою
армию, своды, уставы,
Жил
добротно, на поле был смел.
И
враги казаков, ох, боялись,
Знали
удаль лихую и взлёт.
Лишь
чубы на ветру развевались,
Жгли
коней шенкелями в намет.
Что
осталось от вольницы нашей?
Все
прожито, пропито давно.
Мы
все так же и сеем, и пашем,
Только
вот не хозяева. Но…
Может, вспомним былое вдруг время,
Повернуть
захотим снова вспять.
Ощутить на скаку, чтобы стремя,
Только
стоит ль коня запрягать?
Видно,
время назад не воротишь,
Не
вернётся казачий уклад,
Жизнь
идёт. И её ты торопишь,
Надо
двигать вперёд, не назад.
Свои
корни в былом потеряли,
Все
обычаи вдаль унесло.
Даже
степь, наши вольные дали
От
измены ничто не спасло.
Признание (Лидия Ляшко)
Утопает в зелени
станица
Моих
дедов вольная земля
Ты,
России – матушки частица,
Земледельцев
дружная семья.
Ты
дарила мне свои рассветы,
Умывала
чистою росой,
Хлебный
колосок с порывом ветра
Мне
шептал: «Важней всего хлеб, соль!»
И
земли российской крепость, сила
В
сердце, как луч солнышка вошла.
Скольких
ты на подвиг вдохновила,
Скольким
ты бессмертие дала!
Но
опять рука террора злая
Над
Россией меч свой занесла
Защитим
мы Родину, я знаю –
Мы
её опора и стена!
Сладкой
жизнью манит заграница,
Родины
огни горят сильней,
Мне
ж милей Кубань, моя станица,
Я
– корнями сын земли своей!
Моя станица (Любовь
Гарьковец)
Где-то
есть леса и горы, моря, озера и тайга,
А
мне милей твои просторы, Новоминская ‒ Родина моя.
Вокруг
станицы поля пшеницы, и кукурузы, и
свеклы.
Цветет
подсолнух здесь душистый, и распускаются сады.
Гуляет
ветер на просторе, волнует воду, камыши.
И
ты уходишь на рыбалку, на нашу речку Албаши.
Кубань
‒ нет лучше края, чем Краснодарский край
родной.
Тебя
украсим мы цветами, работой, песней озорной.
Листая прошлого страницы (Светлана Бугаева)
Листая
прошлого страницы,
И
чтя традиции отцов.
Я
расскажу вам о станице,
О
славной жизни земляков.
Не
просто нам теперь представить
Казаков
смешанный обоз.
Ведь
о былой казацкой славе
Недавно
подняли вопрос.
Трудом
и доблестью казачьей,
Земля
кубанцам добыта.
И
на кубанское раздолье,
Кровь
наших предков пролита.
Все претерпели, все избыли,
Ружье
лежало в борозде.
И
каверзы от горцев ждали,
Порою
спали на коне.
Не
сразу выросли станицы,
Не
сразу вишни зацвели.
Пришлось
казакам потрудиться,
На
этой благостной земле.
И
в войнах братушки-казаки,
Свою
блюли казачью честь.
На
обелисках ратной славы
Имен
казачьих нам не счесть.
Живи,
цвети, моя станица,
Трудом
Отчизну прославляй.
Пусть
на столе у всей России
Кубанский
будет каравай!