Сочинение на тему мартин лютер

Учения яна гуса оказали влияние на мартина лютера 1483 1546, который в общем понимании не был философом и мыслителем.

Учения Яна Гуса оказали влияние на Мартина Лютера (1483 – 1546), который в общем понимании не был философом и мыслителем. Но он стал немецким реформатором, более того,   основателем немецкого протестантизма. Его родители происходили из тюрингенских податных крестьян. Родители обращались с ним очень сурово и держали его в строгости, доходящей до запугивания. Он ушел от них в монастырь августинцев, известный особой строгостью устава, в июле 1505 года, разочаровавшись в возможностях практического успеха. Но что бы ни делал Лютер, сознание богооставленности не покидало его. Его одолевали приступы меланхолии. Неожиданно для себя он обнаружил новое значение давно известных текстов, что привело и «перевороту» в сознании Лютера понимания проблемы оправдания и спасения.

В те времена ходила поговорка : «Церковью прощаются все грехи, кроме одного – отсутствие денег». Лютер обнародовал свои исторические 95 Тезисов , направленные против торговли индульгенциями в Виттенберге 31 октября 1517 года. Эта дата считается началом реформаторского движения. Основной мотив «Тезисов» – мотив внутреннего раскаяния и сокрушения, противопоставляемого всякого рода внешней активности, любым делам, подвигам и заслугам. Центральная мысль «Тезисов» состоит в следующем : Христову Евангелию идея искупительных пожертвований глубоко чужда; Бог Евангелия не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния в содеянном. Обличение скрытого неблагочестия церкви во главе с папой перед богом привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием развращенного Рима. Лютер не признает посредников между богом и человеком, он отвергает церковную иерархию вместе с папой. Первые теологические сочинения Лютер написал в 1515 -1516 годах. С 1518 ГОДА Рим развернул инквизиционный процесс против Лютера, он   был отлучен от церкви.

Лютер отвергнул большинство таинств, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Все пути спасения – только в личной вере человека. Утверждая непререкаемость авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали, на свободе совести, сам перевел его на немецкий язык. Уже в 1519 году Лютер отказался от средневекового представления о тексте Писания как о таинственном шифре, который не может быть понят без знания установившегося церковного толкования. Библия открыта для каждого, и ни одна ее интерпретация не может быть признана еретической, если она не опровергнута очевидными разумными доводами.

В августе – ноябре 1520 года выходят в свет публикации Лютера, составившие своего рода реформаторскую теологию : «К христианскому дворянству немецкой нации…», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина». В них намечена программа коренного преобразования церковной организации и «найдены формулы полного нравственно – религиозного размежевания с папством». Лютер объявляет войну церковно – феодальному централизму.

15-16 века – время кризиса схоластики и растущего недовольства ею со стороны гуманистов и пионеров естествознания. О своем отношении к схоластике Лютер заявил летом 1517 года и затрагивает эту тему в своем программном сочинении «Гейдельбергская диспутация» (1518).

  Бог, в его понимании, определяется как вещь непознаваемая, абсолютно трансцендентная по отношению к способности рационального осмысления мира. Любую попытку исследовать, что есть бог, или хотя бы доказывать, что он есть, реформатор считает тщетной и ложной. Бог лишь настолько известен человеку, насколько сам пожелал открыться ему через Писание. То, что в Писании понятно, надо понять; то, что не понятно, следует принять на веру, памятуя, сто бог не лжив. Вера и понимание – единственные способы отношения человека к творцу.

Лютер оторвал веру от разума, но одновременно отвергал сверхразумные, экстраординарные способности, обеспечивающие слияние с божеством. Как было упомянуто ранее, у Лютера познание бога, каков он в себе и для себя, получила смысл абсолютно непосильной задачи, а применение разума для ее решения – иррациональное (соблазнительное) действие. Реформатор настаивал на категорической непримиримости веры к разуму, обосновывающему веру и на категорической непримиримости разума к вере, пытающейся ориентировать разум в его мирском исследовании. Область, где разум компетентен – мир и мирское – то, что существующее общее религиозное сознание означало как посюстороннее (в отличие от потустороннего) и как сотворенное, временное, обусловленное в отличие от творящего, вечного, абсолютного. Разум должен иметь дело с тем, что ниже нас, а не над нами. Для Лютера бог скорее безличный неподвижный двигатель Аристотеля или мироправитель евреев, но никак не распятый Христос.

Однако, отношение к Аристотелю как к символу схоластики выражено в основном лозунге предлагаемой Лютером университетской реформы – «Борьба против аристотелизма». В 1520 – 1522 годах она была на деле проведена в Виттенберге при активном участии Лютера. Из университетского курса были исключены аристотелевская физика, психология и метафизика. Логика, риторика сохранились для тех, кто готовился к степени магистра. Реформатор надеялся, что отлучив схоластику от университетов, он сделает их центром нестесненного изучения свободных искусств, практически полезных наук и нового богословия. Однако уже к концу 20-х годов обнаружилось, что схоластика возрождается и продолжает расти. Поздние сочинения Лютера, в частности его обширное «Толкование Первой книги Моисея» (1534-1545), «пронизаны горьким сознанием «неистребимости» схоластического стиля мышления».

Лютер решительно отвергал астрологию, не признал гелиоцентрическую гипотезу, однако, нет оснований считать его «антикоперниканцем», поскольку он даже не знал ни имени Коперника, ни его учений.

Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты, имела классовый и исторический характер. В сущности она выражала интересы князей и городского богатого патрициата, но не интересы широких масс. Этот мир является юдолью греха и страданий, спасение от которых следует искать в боге. Государство – орудие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом. Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь терпеть и признавать, подчиняться ей. Христиане должны подчиниться власти, не бунтовать против нее. Взгляды Лютера поддерживали интересы, требующие сильной государственной власти. По словам К. Маркса Лютер победил рабство по набожности только тем, что на его место поставил рабство по убеждению.

Мартин Лютер – противоречивый выразитель переломной эпохи. Реформатор умудряется продвигаться вперед, к новому времени, даже в своих самых ранних сочинениях.

Критика всех инстанций церковного авторитета; понимание свободы совести как неотчуждаемого личного права; признание самостоятельного значения государственно – политических отношений; защита идеи всеобщего обучения; отстаивание нравственного значения труда; религиозное освящение деловой предприимчивости – таковы установки учения Лютера, приближавшие его к раннебуржуазной идеологии и культуре.

Успешным продолжением лютеранских начинаний явилась швейцарская   реформация Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Понравилось сочинение » Мартин Лютер , тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Все примеры сочинений по предмету Мартин Лютер Кинг — поделись ими с одноклассниками! Образцы сочинений от команды сайта «Сочинения-Про». Здесь вы найдёте полезные материалы для написания сочинения или эссе самомстоятельно. А если нет — вы всегда можете заказать у нас помощь, по любому виду работ! Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный вам материал.

    Каков контекст речи?

    Мартин Лютер Кинг был убит пулей в мотеле Lorraine в Мемфисе, штат Теннесси. В ту же ночь Роберт Ф. Кеннеди объявил печальную новость для афроамериканской публики. Каковы характеристики исторического канона? Какие биографические сведения об авторе имеют отношение к речи? Кеннеди, который проводил кампанию за выдвижение на пост президента от Демократической партии, хотел поговорить с толпой


    Сочинения-Про


    18.10.2020

    Борьба Мартина Лютера Кинга-младшего и Анеки-паши

    В книге «Домашний огонь» Камилы Шамси Анека Паша была мусульманкой, живущей в Великобритании, которая боролась за справедливое обращение со своим покойным братом-близнецом, Парваизом. Точно так же Мартин Лютер Кинг-младший был активным борцом за гражданские права, пытавшимся получить давно назревшее внимание к обиженной афроамериканской общине. Мартин Лютер Кинг-младший и Анека были двумя очень сильными демонстрантами гражданского


    Сочинения-Про


    08.10.2020

    Работа, чтобы спровоцировать реформацию: оппозиция Мартина Лютера Кинга церковной власти

    Одной из главных проблем, которые помогли вызвать Реформацию, была оппозиция Лютера церковной власти того времени, главным образом, продажа им индульгенций. После молитвы о безопасности во время грозы Лютер посвятил себя Богу, и вскоре его жизнь начала вращаться вокруг церкви. Со временем он понял, что спасение, которое ему проповедовали, было невозможно достичь. Он отправился в Рим


    Сочинения-Про


    04.10.2020

    Путь ненасилия Сезар Чавес

    После убийства Мартина Лютера Кинга было много людей, которые хотели яростно дать отпор из-за этого несчастья. Сезар Чавес пытается убедить людей помочь им понять, что единственный способ добиться значимых и действенных изменений – это ненасильственные действия. Его использование сопоставления и противоположности фундаментальным убеждениям МЛК, чтобы убедить своих читателей не сомневаться в том, насколько эффективны ненасильственные


    Сочинения-Про


    30.09.2020

    Мемуары американского наследия

    14 июня 1977 года Конгресс утвердил закон об установлении официального флага нации. Флаг и гимн были созданы для всех граждан Соединенных Штатов Америки. Не только флаг, но и страна была основана на идеалах «свободы и справедливости для всех». В 1950-х и 60-х годах началось движение за гражданские права, с которого начался долгий путь интеграции и


    Сочинения-Про


    29.09.2020

    Биография Мартина Лютера Кинга-младшего

    Все знают Мартина Лютера Кинга-младшего из-за его знаменитой речи, но это только часть его успеха. Майкл Лютер Кинг родился 15 января 1929 года и скончался 4 апреля 1968 года. Позднее он сменил имя на Мартина Лютера Кинга. Кинг вырос в Алабаме, штат Джорджия, потому что оба его родителя, Майкл Кинг-старший и Альберта Уильямс Кинг, родом


    Сочинения-Про


    28.09.2020

    Мартин Лютер Кинг мл. Биография

    Мартин Лютер Кинг-младший был общественным активистом и баптистским министром, который играл ключевую роль в американском движении за гражданские права с середины 1950-х годов до его убийства в 1968 году. Кинг добивался равенства и прав человека для афроамериканцев, находящихся в неблагоприятном экономическом положении. и все жертвы несправедливости в результате мирного протеста. Он был движущей силой событий


    Сочинения-Про


    22.09.2020

    Мартин Лютер Кинг – часть жизни

    Мартин Лютер Кинг-младший был революцией, которая привлекла Движение за гражданские права к национальному вниманию. Крещенный Майклом Лютером Кингом-младшим 15 января 1929 года, Кинг принял имя Мартина в честь своего покойного отца и религиозного лидера Мартина Лютера, когда он стал одним из пасторов в баптистской церкви Эбенезер в Атланте. В молодости Кинг преследовал академию. Окончив отдельную


    Сочинения-Про


    13.09.2020

    Майкл Лютер Кинг: биография

    Майкл (позже перешел на Мартина) Лютер Кинг-младший родился 15 января 1929 года в Атланте, штат Джорджия. Его отец и дедушка были членами и лидерами черной церкви. Церковь использовалась в качестве инструмента протеста за равные права и справедливость афроамериканцев. (Salley, 1999). Поэтому Мартин Лютер Кинг-младший в очень молодом возрасте был знаком с идеологией равенства и уважения


    Сочинения-Про


    10.09.2020

    Доктор Мартин Лютер Кинг младший

    Мартин Лютер Кинг был афроамериканским борцом за гражданские права, баптистским министром и лидером движения за гражданские права в 1956 – 1968 годах. Он родился 15 января 1929 года в Грузии. Его имя при рождении было Майкл Кинг, но его отец позже изменил его на Мартина Лютера Кинга в честь немецкого реформатора. Кинг родился в то


    Сочинения-Про


    27.08.2020

    Учения Яна Гуса оказали влияние на Мартина Лютера , который в общем понимании не был философом и мыслителем. Но он стал немецким реформатором, более того, основателем немецкого протестантизма. Его родители происходили из тюрингенских податных крестьян. Родители обращались с ним очень сурово и держали его в строгости, доходящей до запугивания. Он ушел от них в монастырь августинцев, известный особой строгостью устава, в июле 1505 года, разочаровавшись в возможностях практического успеха.

    Но что бы ни делал Лютер, сознание богооставленности

    не покидало его. Его одолевали приступы меланхолии. Неожиданно для себя он обнаружил новое значение давно известных текстов, что привело и «перевороту» в сознании Лютера понимания проблемы оправдания и спасения.

    В те времена ходила поговорка : «Церковью прощаются все грехи, кроме одного — отсутствие денег». Лютер обнародовал свои исторические 95 Тезисов, направленные против торговли индульгенциями в Виттенберге 31 октября 1517 года. Эта дата считается началом реформаторского движения.

    Основной мотив «Тезисов» — мотив внутреннего раскаяния и сокрушения, противопоставляемого всякого рода внешней

    активности, любым делам, подвигам и заслугам. Центральная мысль «Тезисов» состоит в следующем : Христову Евангелию идея искупительных пожертвований глубоко чужда; Бог Евангелия не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния в содеянном. Обличение скрытого неблагочестия церкви во главе с папой перед богом привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием развращенного Рима.

    Лютер не признает посредников между богом и человеком, он отвергает церковную иерархию вместе с папой. Первые теологические сочинения Лютер написал в 1515 -1516 годах. С 1518 ГОДА Рим развернул инквизиционный процесс против Лютера, он был отлучен от церкви.

    Лютер отвергнул большинство таинств, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Все пути спасения — только в личной вере человека. Утверждая непререкаемость авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали, на свободе совести, сам перевел его на немецкий язык. Уже в 1519 году Лютер отказался от средневекового представления о тексте Писания как о таинственном шифре, который не может быть понят без знания установившегося церковного толкования.

    Библия открыта для каждого, и ни одна ее интерпретация не может быть признана еретической, если она не опровергнута очевидными разумными доводами.

    В августе — ноябре 1520 года выходят в свет публикации Лютера, составившие своего рода реформаторскую теологию : «К христианскому дворянству немецкой нации…», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина». В них намечена программа коренного преобразования церковной организации и «найдены формулы полного нравственно — религиозного размежевания с папством». Лютер объявляет войну церковно — феодальному централизму.

    15-16 века — время кризиса схоластики и растущего недовольства ею со стороны гуманистов и пионеров естествознания. О своем отношении к схоластике Лютер заявил летом 1517 года и затрагивает эту тему в своем программном сочинении «Гейдельбергская диспутация» .

    Бог, в его понимании, определяется как вещь непознаваемая, абсолютно трансцендентная по отношению к способности рационального осмысления мира. Любую попытку исследовать, что есть бог, или хотя бы доказывать, что он есть, реформатор считает тщетной и ложной. Бог лишь настолько известен человеку, насколько сам пожелал открыться ему через Писание.

    То, что в Писании понятно, надо понять; то, что не понятно, следует принять на веру, памятуя, сто бог не лжив. Вера и понимание — единственные способы отношения человека к творцу.

    Лютер оторвал веру от разума, но одновременно отвергал сверхразумные, экстраординарные способности, обеспечивающие слияние с божеством. Как было упомянуто ранее, у Лютера познание бога, каков он в себе и для себя, получила смысл абсолютно непосильной задачи, а применение разума для ее решения — иррациональное действие. Реформатор настаивал на категорической непримиримости веры к разуму, обосновывающему веру и на категорической непримиримости разума к вере, пытающейся ориентировать разум в его мирском исследовании.

    Область, где разум компетентен — мир и мирское — то, что существующее общее религиозное сознание означало как посюстороннее и как сотворенное, временное, обусловленное в отличие от творящего, вечного, абсолютного. Разум должен иметь дело с тем, что ниже нас, а не над нами. Для Лютера бог скорее безличный неподвижный двигатель Аристотеля или мироправитель евреев, но никак не распятый Христос.

    Однако, отношение к Аристотелю как к символу схоластики выражено в основном лозунге предлагаемой Лютером университетской реформы — «Борьба против аристотелизма». В 1520 — 1522 годах она была на деле проведена в Виттенберге при активном участии Лютера. Из университетского курса были исключены аристотелевская физика, психология и метафизика.

    Логика, риторика сохранились для тех, кто готовился к степени магистра. Реформатор надеялся, что отлучив схоластику от университетов, он сделает их центром нестесненного изучения свободных искусств, практически полезных наук и нового богословия. Однако уже к концу 20-х годов обнаружилось, что схоластика возрождается и продолжает расти.

    Поздние сочинения Лютера, в частности его обширное «Толкование Первой книги Моисея» , «пронизаны Горьким сознанием «неистребимости» схоластического стиля мышления».

    Лютер решительно отвергал астрологию, не признал гелиоцентрическую гипотезу, однако, нет оснований считать его «антикоперниканцем», поскольку он даже не знал ни имени Коперника, ни его учений.

    Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты, имела классовый и исторический характер. В сущности она выражала интересы князей и городского богатого патрициата, но не интересы широких масс. Этот мир является юдолью греха и страданий, спасение от которых следует искать в боге.

    Государство — орудие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом. Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь терпеть и признавать, подчиняться ей. Христиане должны подчиниться власти, не бунтовать против нее.

    Взгляды Лютера поддерживали интересы, требующие сильной государственной власти. По словам К. Маркса Лютер победил рабство по набожности только тем, что на его место поставил рабство по убеждению.

    Мартин Лютер — противоречивый выразитель переломной эпохи. Реформатор умудряется продвигаться вперед, к новому времени, даже в своих самых ранних сочинениях.

    Критика всех инстанций церковного авторитета; понимание свободы совести как неотчуждаемого личного права; признание самостоятельного значения государственно — политических отношений; защита идеи всеобщего обучения; отстаивание нравственного значения труда; религиозное освящение деловой предприимчивости — таковы установки учения Лютера, приближавшие его к раннебуржуазной идеологии и культуре.

    Успешным продолжением лютеранских начинаний явилась швейцарская реформация Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

    Ïî÷åìó Ìàðòèí Ëþòåð áûë àíòèñåìèòîì?

    Èñòîðèÿ â ëèöàõ

    22.04.2017267621

    Ñòåôàí ßíññîí (Stefan Jansson)

    Ìàðòèí Ëþòåð, áåç ñîìíåíèÿ, áûë àíòèñåìèò. Ýòî îäíà èç ìðà÷íûõ ãëàâ åãî æèçíåîïèñàíèÿ è, âîçìîæíî, ñàìàÿ òðóäíàÿ äëÿ ïîíèìàíèÿ. Êàê ìîã îí, ïðîïîâåäóþùèé ìèëîñåðäèå, íàïèñàòü êíèãó «Î åâðåÿõ è èõ ëæè» — îäíî èç ñàìûõ îòâðàòèòåëüíûõ ïðîèçâåäåíèé íåíàâèñòè, êîòîðûå âîîáùå êîãäà-ëèáî ïóáëèêîâàëèñü? Ñæèãàéòå è èçãîíÿéòå, âîò êàêîâî áûëî åãî ïîñëàíèå. Çà íåñêîëüêî ñîòåí ëåò äî òîãî, êàê íàöèñòû âîïëîòèëè åãî èäåè â æèçíü.

    Äèê Õàððèñîí (Dick Harrison) — ïðîôåññîð èñòîðèè â Ëóíäñêîì óíèâåðñèòåòå. Ïî åãî ñëîâàì, Ìàðòèí Ëþòåð ðàçäåëÿë òå àíòèñåìèòñêèå íàñòðîåíèÿ, êîòîðûõ ïðèäåðæèâàëèñü ïî÷òè âñå â Ãåðìàíèè XVI âåêà. Ðàâíî êàê è ìíîãèå â Øâåöèè è Ôèíëÿíäèè.

    «Ó íàñ â Øâåöèè òîãäà åâðååâ íå áûëî, íî â íàøèõ öåðêâÿõ ìû ìîæåì íàéòè ìíîæåñòâî àíòèñåìèòñêèõ èçîáðàæåíèé. Âåðîÿòíî, èõ ñäåëàëè íåìåöêèå öåðêîâíûå õóäîæíèêè, ïðèåçæàâøèå ñþäà. Êðîìå òîãî, åùå â êîíöå XIII âåêà âñåõ åâðååâ âûñëàëè èç Àíãëèè, âî Ôðàíöèè îíè òîæå ïîâñåìåñòíî èçãîíÿëèñü. Èñïàíèÿ ñâîèõ âûñëàëà â êîíöå XV âåêà», — ðàññêàçûâàåò Õàððèñîí.

     Ãåðìàíèè áûëî èíà÷å

    Äðóãèìè ñëîâàìè, åâðååâ íåíàâèäåëè ïîâñåìåñòíî. Òåì íå ìåíåå â Ãåðìàíèè èõ âñå-òàêè íå èçãîíÿëè, êàê â Àíãëèè è Ôðàíöèè. Âåäü ðåãèîí áûë ðàñêîëîò íà ìíîæåñòâî êíÿæåñòâ, è òå íå ââîäèëè åäèíûõ çàïðåòîâ. Îäíàêî íåíàâèñòü è àíòèåâðåéñêèå íàñòðîåíèÿ áûëè ïðèâû÷íûìè.

    «Â ýòîì îáùåñòâå Ìàðòèí Ëþòåð è âåë ñâîþ äåÿòåëüíîñòü. Ñíà÷àëà Ëþòåð ñòàë ÷èòàòü Áèáëèþ, ïåðåâîäèòü è óñâàèâàòü åå ïîñëàíèå.

     Íîâîì Çàâåòå îí íàòêíóëñÿ íà åâðååâ, êîòîðûå óáèëè Èèñóñà. Ïîñêîëüêó îí âîîáùå ñ ñàìîãî íà÷àëà áûë àíòèñåìèòîì, åâðåè â åãî ãëàçàõ ïðåâðàòèëèñü â íåãîäÿåâ.

    © ÐÈÀ Íîâîñòè, Óòàðáåêîâ | Ïåðåéòè â ôîòîáàíê
    Áîãîñëóæåíèå â ñèíàãîãå äëÿ áóõàðñêèõ åâðååâ
    Ëþòåð ïåðåíåñ ýòî íà ñâîþ âåðó è ïðîïîâåäîâàë àíòèñåìèòèçì äðóãèì.

    Îí áûë íå îäèíîê, íî èìåííî åãî ïðîïîâåäíè÷åñêèé òàëàíò, åãî ñïîñîáíîñòü îêàçûâàòü âëèÿíèå ïðîÿâèëè ýòî îñîáåííî ÿðêî, ïîòîìó ÷òî îí áûë î÷åíü õàðèçìàòè÷íîé ëè÷íîñòüþ».

    Èèñóñ áûë åâðååì

    ×èòàÿ Áèáëèþ, Ìàðòèí Ëþòåð ñòîëêíóëñÿ ñ òîé ïðîñòîé èñòèíîé, ÷òî Èèñóñ è ñàì áûë åâðååì.

    «Èèñóñ íå áûë åâðååì, îí áûë áîæèé ÷åëîâåê, ãîâîðèë Ëþòåð. Îí áûë ïåðâûì ñèìâîëîì õðèñòèàíñòâà è ñûíîì Áîæèèì. Íåïîðî÷íîå çà÷àòèå, Ñâÿòîé Äóõ è òàê äàëåå», — ðàññêàçûâàåò Õàððèñîí.

    «Ëþòåð áûë çíàìåíîñöåì õðèñòèàíñòâà, óáåæäàâøèì, ÷òî âñå, ÷òî ó íàñ áûëî äî ýòîãî, îøèáî÷íî. Ïðîñòî åâðåè ýòîãî íå ïîíèìàëè. Åùå îäíî äîêàçàòåëüñòâî òîãî, ÷òî îíè ãëóïûå, ïëîõèå è îïàñíûå», — äîáàâëÿåò èñòîðèê.

    Òåì íå ìåíåå ïðîôåññîð Õàððèñîí ïîä÷åðêèâàåò, ÷òî îñíîâíàÿ ïðè÷èíà àíòèñåìèòèçìà Ìàðòèíà Ëþòåðà êðûëàñü â òîé ïîâñåìåñòíîé íåíàâèñòè ê åâðåÿì, êîòîðàÿ öàðèëà â Åâðîïå.

    Êîãäà ñâèðåïñòâîâàëà «÷åðíàÿ ñìåðòü» — ýïèäåìèè ÷óìû — âñå ñ÷èòàëè ñàìî ñîáîé ðàçóìåþùèìñÿ, ÷òî ýòî åâðåè ðàñïðîñòðàíÿëè áîëåçíü, íàïðèìåð, îòðàâëÿÿ êîëîäöû. Ìîëâà î åâðåéñêèõ çàãîâîðàõ ïðîòèâ õðèñòèàí è ìóñóëüìàí õîäèëà ïîâñþäó.

    «Ëþòåð â ýòîì îòíîøåíèè — ïðîñòî äèòÿ ñâîåãî âðåìåíè», — ãîâîðèò Õàððèñîí.

    Âçãëÿäû Ëþòåðà ìåíÿëèñü

    Êàòîëè÷åñêèé ïðîôåññîð òåîëîãèè Âåðíåð Æàíðîíä (Werner Jeanrond) èç Êîëëåäæà ñâÿòîãî Áåíåòà ïðè Îêñôîðäñêîì óíèâåðñèòåòå íàñòðîåí íå òàê êàòåãîðè÷íî, êàê åãî øâåäñêèé êîëëåãà ïðîôåññîð Äèê Õàððèñîí.

    ÊÎÍÒÅÊÑÒ
    Ýäóàðä VI è Ïàïà: àëëåãîðèÿ ðåôîðìàöèè
    Èíäóëüãåíöèÿ áûëà õîðîøåé èäååé
    Frankfurter Allgemeine Zeitung25.08.2016
    Æèçíåëþáèâûå åâðåè ñâÿçûâàþò Òðàìïà è Ïóòèíà
    Politico14.04.2017
    ×åãî áîÿòñÿ óêðàèíñêèå åâðåè
    The New York Times14.04.2017
    Î åâðåÿõ è îá îäíîé ìå÷òå
    Delfi.lt23.02.2017
    Åâðåéñêàÿ áîëü
    Globes29.11.2016
    Æàíðîíä ðàññêàçûâàåò, ÷òî Ëþòåð áûë óáåæäåí â òîì, ÷òî åâðåè îáðàòÿòñÿ â õðèñòèàíñòâî, êîãäà ïèñàë ñâîé ïåðâûé êðèòè÷åñêèé òðóä î åâðåÿõ â 1523 ãîäó, ïðèìåðíî ÷åðåç òðè ãîäà ïîñëå âåëèêîé Ðåôîðìàöèè.

    «Òåïåðü-òî âñå áûëî ÿñíî, ïîíÿòíî è ñîâðåìåííî, áëàãîäàðÿ Ðåôîðìàöèè. Òåïåðü âñå äîëæíû áûëè óâèäåòü, êàê îáñòîÿò äåëà íà ñàìîì äåëå.  òî æå âðåìÿ Ëþòåð íàïîìíèë ñâîèì ñîâðåìåííèêàì, ÷òî Èèñóñ è ñàì áûë åâðååì, ÷òî íåò íè÷åãî ïëîõî â òîì, ÷òî áû áûòü åâðååì».

    Ëþòåð â ñòàðîñòè

    Êîãäà Ëþòåð 20 ëåò ñïóñòÿ ïèñàë ñâîþ êíèãó «Î åâðåÿõ è èõ ëæè», åãî íàäåæäû óæå óãàñëè.

    «Îí ðàññòàëñÿ ñ èëëþçèÿìè è ïîíÿë, ÷òî íå âñå ìîãëè ïðèñîåäèíèòüñÿ ê ðåôîðìèñòñêîìó ïîõîäó. Íè òóðêè, êîòîðûõ îí íàçûâàë ìóñóëüìàíàìè, íè åâðåè, íè êàòîëèêè, íè ïðîòåñòàíòû, îòêëîíèâøèåñÿ îò åãî ñîáñòâåííîãî ó÷åíèÿ.

    Îí áûë î÷åíü ýòèì ïîäàâëåí. Âåäü Ëþòåð ñ÷èòàë, ÷òî ñêîðî êîíåö ñâåòà è áûëî áû íåïëîõî, ÷òîáû âñå ñòàëè èñïîâåäîâàòü îäíó âåðó. Òîãäà-òî îí è ïîòåðÿë òî, ÷òî ñàì êîãäà-òî â þíîñòè çàùèùàë, — îñîçíàíèå, ÷òî ó âñåõ íàñ ðàçíûé îïûò âîñïðèÿòèÿ Áîãà è ïîýòîìó ìû äîëæíû ó÷èòüñÿ äðóã ó äðóãà», — ãîâîðèò Æàíðîíä.

    Åâðåéñêèé ïèñàòåëü è æóðíàëèñò Éîðàí Ðîçåíáåðã (G;ran Rosenberg) òåì íå ìåíåå ãîâîðèò, ÷òî ñî÷èíåíèå Ëþòåðà îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ àíòèåâðåéñêèõ ñðåäíåâåêîâûõ ñî÷èíåíèé.

    «Â ïåðâóþ î÷åðåäü îíî âûäåëÿåòñÿ òåì, ÷òî Ëþòåð ïèøåò ñàìîå àíòèñåìèòñêîå ïðîèçâåäåíèå âðåìåíè ñâîèì îáû÷íûì ÿçûêîì, î÷åíü ñâåæèì è íåìíîãî ãðóáûì», — ãîâîðèò Ðîçåíáåðã.

    «Â âîçäóõå âèòàë õðèñòèàíñêèé àíòèñåìèòèçì, òàê êàê åâðåè áûëî ãðóïïîé, êîòîðàÿ îòêàçûâàëàñü ïðèçíàòü Èèñóñà Õðèñòà. Îíè ïðåòåíäîâàëè íà òî, ÷òîáû îñóùåñòâëÿòü ñâÿçü ñ Áîãîì, à âåäü ýòó ðîëü óæå âçÿëî íà ñåáÿ õðèñòèàíñòâî.

    Òàê ÷òî èóäàèçì êîíêóðèðîâàë ñ õðèñòèàíñòâîì. Ýòîò àíòèñåìèòèçì ïîñòåïåííî ðîñ è ñî âðåìåíåì ïðèíèìàë âñå áîëåå íåíàâèñòíè÷åñêèå ôîðìû, âûëèâàÿñü â ãîíåíèÿ», — ðàññêàçûâàåò Ðîçåíáåðã.

    Âåðà îïðàâäûâàåò ñðåäñòâà

    Õîòÿ àíòèñåìèòèçì è èìåë ìåñòî â ëþòåðîâñêîé Ãåðìàíèè, Ëþòåð íå âñåãäà ïðèäåðæèâàëñÿ òàêèõ âçãëÿäîâ. Îí ðàçäåëÿë îáùåå ìíåíèå, ñîãëàñíî êîòîðîìó åâðåè äîëæíû áûëè ïðèçíàòü Èèñóñà Õðèñòà áîãîì. Íî îí íå õîòåë èõ ê ýòîìó ïðèíóæäàòü. Òî åñòü îí íå áûë ðàñèñòîì, ñ÷èòàåò Ðîçåíáåðã.

    Ïî-êðàéíåé ìåðå, èçíà÷àëüíî íå õîòåë. À íåíàâèñòü Ëþòåðà ê åâðåÿì áûëà âîïðîñîì âåðû, ïî ìíåíèþ Ðîçåíáåðãà. Äîëãîå âðåìÿ Ëþòåð íàäåÿëñÿ, ÷òî åâðåè óâèäÿò «ñâåò» è «èñòèíó» è îáðàòÿòñÿ.

    Ïîâîðîòíûé ìîìåíò íàñòóïèë ïðèìåðíî â ñåðåäèíå 1530-õ ãîäîâ, êîãäà Ëþòåð áîëüøå íå ñ÷èòàë âîçìîæíûì ïðèíèìàòü òî, ÷òî åâðåè íå ïðèçíàâàëè Èèñóñà êàê ìåññèþ.

    Îòíîøåíèå Ëþòåðà ê åâðåÿì èçìåíèëîñü, òåïåðü îí õîòåë ëèáî îáðàòèòü èõ, ëèáî èçãíàòü ñèëîé.

    «ß äóìàþ, ÷òî Ëþòåð áûë ñîâåðøåííî óáåæäåí, ÷òî âèäèò ñâåò è èñòèíó. È òåïåðü îí ìîã íàêîíåö ïîêàçàòü ìèðó è åâðåÿì, ÷òî ýòî ïðàâäà», — ãîâîðèò Ðîçåíáåðã.

    Ëþòåð è Ãèòëåð

    ×åòûðåñòà ëåò ñïóñòÿ íà ñöåíó âûøëè Àäîëüô Ãèòëåð è íàöèñòû, è êðîâàâàÿ áàíÿ äëÿ åâðååâ âîïëîòèëàñü â æèçíü. Íàöèñòû èñïîëüçîâàëè ïðÿìûå îòñûëêè ê Ëþòåðó. ×àñòü èç íèõ ñ÷èòàëè, ÷òî âñÿ íàöèñòñêàÿ ïðîãðàììà äàâíî ñóùåñòâîâàëà â ñî÷èíåíèÿõ Ëþòåðà.

    Ïðîôåññîð Äèê Õàððèñîí â ýòîé ñâÿçè ðåøèòåëüíî îòðèöàåò, ÷òî â òîì, ÷òî ñëó÷èëîñü ñ åâðåÿìè âî âðåìÿ Âòîðîé ìèðîâîé âîéíû, ìîæíî îáâèíèòü Ëþòåðà.

    «Êîðíè àíòèñåìèòèçìà óõîäÿò ãîðàçäî ãëóáæå. Êðîìå òîãî, çà ñâîè ïîñòóïêè ìû âñå îòâå÷àåì ñàìè. Ëþòåð óìåð â XVI âåêå. Íàöèçì ïîÿâèëñÿ â XX», — ãîâîðèò Õàððèñîí.

    © AP Photo,
    Åâðåè âî âðåìÿ îêêóïàöèè Âàðøàâû Ãåðìàíèåé
     

    Ñîãëàñíî Ðîçåíáåðãó, Ëþòåð â Ãåðìàíèè áûë êàíîíè÷åñêîé ëè÷íîñòüþ, êîòîðàÿ èìåëà îãðîìíîå âëèÿíèå íà íàöèñòñêóþ ïðîïàãàíäó.

    «Åñòü ìàññà ïðèìåðîâ òîãî, êàê åãî ïîñòîÿííî óïîìèíàëè, ïåðåïå÷àòûâàëè ñíîâà è ñíîâà åãî ñî÷èíåíèÿ, à íàöèñòñêèå ïðîòåñòàíòñêèå ñâÿùåííèêè ïðèáåãàëè ê íåìó, ÷òîáû îïðàâäàòü Õðóñòàëüíóþ íî÷ü. Äîñòàòî÷íî áûëî ëèøü ïðÿìî ïðîöèòèðîâàòü Ëþòåðà è ñêàçàòü, ÷òî ñëåäóåò ñæèãàòü ñèíàãîãè», — ãîâîðèò Ðîçåíáåðã.

    ×òî ñêàçàë áû Ëþòåð î Õîëîêîñòå?

    Ïî ìíåíèþ ïðîôåññîðà Âåðíåðà Æàíðîíäà, Ìàðòèí Ëþòåð ïðèøåë áû â óæàñ, óçíàâ î Õîëîêîñòå. Â ýòîì Æàíðîíäà ïîääåðæèâàåò åãî êîëëåãà èç Ëóíäà Äèê Õàððèñîí.

    «Ëþòåð óæàñíóëñÿ áû Õîëîêîñòó, — ãîâîðèò Õàððèñîí, è êîíñòàòèðóåò, ÷òî Ãîñïîäü ñêàçàë: „Ìùåíèå çà ìíîé», — È â ýòîì, ÿ äóìàþ, áîëüøèíñòâî õðèñòèàí âî âñå âðåìåíà ñîãëàñèëèñü áû íèì».

    «ß âñåé äóøîé íàäåþñü, ÷òî Ëþòåð áûë áû ïðîòèâ, — â ñâîþ î÷åðåäü ãîâîðèò Ðîçåíáåðã, — Íî âåäü íàâåðíÿêà íèêòî ýòîãî íèêòî íå çíàåò. Î êàêîì èç ýòèõ äâóõ Ëþòåðîâ ìû ãîâîðèì, î áîëåå ðàííåì èëè áîëåå ïîçäíåì? Áîþñü, ÷òî ïîçäíèé Ëþòåð ïðèäåðæèâàëñÿ áû òîãî, ÷òî îí íàïèñàë â ñâîåì ñî÷èíåíèè „Î åâðåÿõ è èõ ëæè», òàê ÷òî, âîçìîæíî, îí áû íà ýòî è ïîñìîòðåë… Âîçìîæíî».

    Ëþòåð Ìàðòèí
    ËÞ;ÒÅÐ Ìàðòèí (Martin Luther; 1483, Ýéñëåáåí, Ãåðìàíèÿ, — 1546, òàì æå), îäèí èç îñíîâîïîëîæíèêîâ ïðîòåñòàíòèçìà â õðèñòèàíñêîé ðåëèãèè è êðóïíåéøèé ëèäåð íåìåöêîé Ðåôîðìàöèè.

    Îòíîøåíèå Ëþòåðà ê åâðåÿì ïðåòåðïåëî èçìåíåíèÿ íà ïðîòÿæåíèè åãî æèçíè.  ïåðâûé ïåðèîä (ïðèáëèçèòåëüíî 1513–23 ãã.) Ëþòåð áûë ñêëîíåí îñóæäàòü ïðåñëåäîâàíèÿ åâðååâ è ðåêîìåíäîâàë «èñòèííî õðèñòèàíñêóþ» òåðïèìîñòü ïî îòíîøåíèþ ê íèì.  ÷àñòíîñòè, â ñâîåì êîììåíòàðèè íà Ïñàëîì 22 (ïðèìåðíî 1519 ã.; /ñì. Ïñàëìû/) Ëþòåð îñóæäàåò ïðîïîâåäíèêîâ, êîòîðûå íå ñïîñîáíû íè íà ÷òî, êðîìå êàê «ïðåóâåëè÷èâàòü ïðîñòóïêè åâðååâ ïî îòíîøåíèþ ê Èèñóñó Õðèñòó è òåì ñàìûì ñåÿòü îçëîáëåíèå ïðîòèâ åâðååâ â ñåðäöàõ âåðóþùèõ». Ëþòåð ðåçêî îñóæäàë êîíôèñêàöèþ Òàëìóäà è ðàââèíèñòè÷åñêîé ëèòåðàòóðû. Çàÿâëÿÿ, ÷òî íå ñëåäóåò îæèäàòü îáðàùåíèÿ âñåõ åâðååâ â õðèñòèàíñòâî, îí, òåì íå ìåíåå, íàäåÿëñÿ, ÷òî ìíîãèå åâðåè ïðèìóò êðåùåíèå ïîñëå òîãî, êàê óñëûøàò åãî ïðîïîâåäè. Âïåðâûå Ëþòåð ñïåöèàëüíî îáðàòèëñÿ ê åâðåéñêîìó âîïðîñó â ïàìôëåòå «Î òîì, ÷òî Õðèñòîñ ðîäèëñÿ åâðååì» (1523). Óêàçûâàÿ, ÷òî åâðåè òîãî æå ïðîèñõîæäåíèÿ, ÷òî è îñíîâîïîëîæíèê õðèñòèàíñòâà, Ëþòåð çàÿâëÿë, ÷òî îíè áûëè ïðàâû â ñâîåì îòêàçå ïðèíÿòü «ïàïñêîå ÿçû÷åñòâî» è ÷òî, åñëè áû îí ñàì áûë åâðååì, òî, âèäÿ òåõ äóðàêîâ è ìîøåííèêîâ, êîòîðûå ó÷àò õðèñòèàíñòâó, ïðåäïî÷åë áû ïðåâðàòèòüñÿ â ñâèíüþ, íåæåëè ñòàòü õðèñòèàíèíîì.

    Ïîñòåïåííî, îäíàêî, Ëþòåð óáåäèëñÿ, ÷òî åâðåè íå íàìåðåíû ïðèíÿòü õðèñòèàíñòâî è â åãî ðåôîðìèðîâàííîì, «ïîäëèííîì» âèäå. Ïî ýòîé èëè ïî êàêîé-ëèáî äðóãîé ïðè÷èíå â åãî îòíîøåíèè ê åâðåÿì íà÷èíàåò îáíàðóæèâàòüñÿ âðàæäåáíîñòü.  1526 ã. îí æàëîâàëñÿ íà óïðÿìñòâî åâðååâ, ñîõðàíÿþùèõ âåðíîñòü ñâîåìó òðàäèöèîííîìó ïîíèìàíèþ Ñâÿòîãî Ïèñàíèÿ. Íàïàäêè Ëþòåðà íà ðîñòîâùè÷åñòâî (ñì. Ññóäà äåíåæíàÿ) íà÷àëè ïðèîáðåòàòü àíòèåâðåéñêèé õàðàêòåð, à «Çàñòîëüíûå áåñåäû» (1530-å ãã.) ñîäåðæàëè ÷àñòûå æàëîáû íà «íåïîäàòëèâûõ åâðååâ ñ æåëåçíûì ñåðäöåì è óïðÿìûõ, êàê äüÿâîë». ßâíî àíòèåâðåéñêèé õàðàêòåð íîñÿò äâà ïàìôëåòà — «Î åâðåÿõ è èõ ëæè» (1542) è «Î íåïðîèçíîñèìîì èìåíè Áîæüåì» (1543), ãäå Ëþòåð â ïîëíîé ìåðå ñëåäóåò ñðåäíåâåêîâîé àíòèåâðåéñêîé ëèòåðàòóðå, ïîâòîðÿÿ åå ïîëåìè÷åñêèå íàïàäêè íà åâðååâ êàê «îòâðàòèòåëüíûõ ïàðàçèòîâ», «âîðîâ è ðàçáîéíèêîâ, ïîõèùàþùèõ äåòåé è îòðàâëÿþùèõ êîëîäöû», è ò. ï. Õîòÿ áðàííûå âûðàæåíèÿ õàðàêòåðíû äëÿ ïîëåìèêè Ëþòåðà òàêæå ïðîòèâ êàòîëè÷åñêîé öåðêâè, ïàïû, êíÿçåé, þðèñòîâ è ò. ï., â ñëó÷àå åâðååâ îí ïðåäëàãàë ïðèìåíåíèå ïðàêòè÷åñêèõ ìåð — îò ïðèíóäèòåëüíûõ ðàáîò äî ïðÿìîãî èçãíàíèÿ. Ìíîãèå èç ïðîòåñòàíòñêèõ ïðàâèòåëåé ïðèíèìàëè ïîëèòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè Ëþòåðà.  1537 ã. åâðåè áûëè èçãíàíû èç Ñàêñîíèè. Ïðîñüáû Éîñåëüìàíà (ñì. Èîñåô áåí Ãåðøîí èç Ðîñõåéìà) âñòóïèòüñÿ çà ñàêñîíñêèõ åâðååâ Ëþòåð îòâåðã ñ äîâîäîì, ÷òî åâðåè íå îïðàâäàëè åãî äðóæåëþáíîãî îòíîøåíèÿ ê íèì.  Ãåññåíå áûëî ââåäåíî äèñêðèìèíàöèîííîå «Óëîæåíèå î åâðåÿõ».

    Àíòèåâðåéñêàÿ ïîçèöèÿ Ëþòåðà âûçâàëà ðàçî÷àðîâàíèå è ãîðå÷ü â åâðåéñêèõ êðóãàõ, îñîáåííî â Ãåðìàíèè, è îòðèöàòåëüíîå îòíîøåíèå ê Ðåôîðìàöèè, õîòÿ â ðåôîðìàöè­îííîì äâèæåíèÿ áûëè è äåÿòåëè (Ãåíðèõ Áóëëèíãåð â Øâåéöàðèè, Àíäðåàñ Îçèàíäåð â Íþðíáåðãå è äðóãèå), êðèòèêîâàâøèå âûïàäû Ëþòåðà ïðîòèâ åâðååâ. Âûñêàçûâàíèÿ Ëþòåðà îêàçàëè ôîðìèðóþùåå âëèÿíèå íà âðàæäåáíîå îòíîøåíèå ëþòåðàíñêîé öåðêâè ê åâðåÿì è â òå÷åíèå ñòîëåòèé âäîõíîâëÿëè àíòèñåìèòèçì, ñëóæèëè èñòîêîì òðàâëè åâðååâ è àíòèåâðåéñêîé ïðîïàãàíäû, âêëþ÷àÿ íàöèñòñêóþ.

    íûõ äàííûõ.

    Ïîäðîáíåå
    OK
    Inhalt
    Navigation
    Weitere Inhalte
    Metanavigation
    Suche
    Choose from 30 Languages
    Albanian Shqip
    Amharic ;;;;
    Arabic ;;;;;;;
    Bengali ;;;;;
    Bosnian B/H/S
    Bulgarian Áúëãàðñêè
    Chinese (Simplified) ;
    Chinese (Traditional) ;
    Croatian Hrvatski
    Dari ;;;
    English English
    French Fran;ais
    German Deutsch
    Greek ;;;;;;;;
    Hausa Hausa
    Hindi ;;;;;;
    Indonesian Indonesia
    Kiswahili Kiswahili
    Macedonian Ìàêåäîíñêè
    Pashto ;;;;
    Persian ;;;;;
    Polish Polski
    Portuguese Portugu;s do Brasil
    Portuguese Portugu;s para ;frica
    Romanian Rom;n;
    Russian Ðóññêèé
    Serbian Ñðïñêè/Srpski
    Spanish Espa;ol
    Turkish T;rk;e
    Ukrainian Óêðà¿íñüêà
    Urdu ;;;;
    DW.COM IN 30 LANGUAGESDW AKADEMIEABOUT DWDW.COM
    Deutsche Welle
    Ïîèñê
    ÒÅÌÛ è ñòèëü æèçíèÓ÷åáà è êàðüåðàÏî ÃåðìàíèèÔîòîðåïîðòàæèÒóðèñòó íà çàìåòêóÊàäð çà êàäðîì
    ÏÐÎÅÊÒÛ DW
    âÒÐÅÍÄdeÂûáîðû â ÃåðìàíèèÍåìöîâà. ÈíòåðâüþÑàòèðè÷åñêîå øîó «Çàïîâåäíèê»Òåëåïðîãðàììà «DW Íîâîñòè»Òåëåïðîãðàììà «Åâðîïà â ôîêóñå»ÌÅÄÈÀÒÅÊÀLive (English)Âñå ìåäèàôîðìàòûÓ×ÈÒÜ ÍÅÌÅÖÊÈÉ
    ÊÓÐÑÛ ÍÅÌÅÖÊÎÃÎ
    Êóðñû íåìåöêîãîDeutschtrainerDeutsch InteraktivMission EuropeRadio DDeutsch — warum nicht?Audiotrainer
    DEUTSCH XXL
    Deutsch XXLDeutsch AktuellDeutsch im FokusTelenovelaBandtagebuchLandeskunde
    COMMUNITY D
    Community DDas Portr;tPodcasts & NewsletterService
    ÏÐÅÏÎÄÀÂÀÒÜ ÍÅÌÅÖÊÈÉ
    Ïðåïîäàâàòü íåìåöêèéDW im UnterrichtUnterrichtsreihenDeutschlehrer-InfoDW AKADEMIEÊÎÐÎÍÀÂÈÐÓÑÁÅËÀÐÓÑÜÍÎÂÎÑÒÈÏÎËÈÒÈÊÀÝÊÎÍÎÌÈÊÀÊÓËÜÒÓÐÀ È ÑÒÈËÜ ÆÈÇÍÈÓ×ÅÁÀ È ÊÀÐÜÅÐÀÏÎ ÃÅÐÌÀÍÈÈÂÒÐÅÍÄDE
    ÒÅÌÛ ÄÍß / ÊÓËÜÒÓÐÀ È ÑÒÈËÜ ÆÈÇÍÈ
    ÊÓËÜÒÓÐÀ È ÑÒÈËÜ ÆÈÇÍÈ
    Çà ñòîëîì ó Ìàðòèíà Ëþòåðà
    ÏÀÌßÒÍÛÅ ÌÅÑÒÀ ËÞÒÅÐÀ  ÃÅÐÌÀÍÈÈËþòåð è ðåëèãèîçíàÿ ðåâîëþöèÿ â ÃåðìàíèèÎçàðåíèå, íàñëåäèå è ÷åðíîå ïÿòíî â æèçíè ËþòåðàÃëàâíûé õðàì «Ïðîòåñòàíòñêîãî Ðèìà»Ìàòåðèíñêèé õðàì íåìåöêîé ÐåôîðìàöèèÃäå â Ãåðìàíèè îñòàâèë ñâîé àâòîãðàô Ïåòð ÏåðâûéÌàðòèí Ëþòåð è åãî ÊàòàðèíàÂàðòáóðã — çàìîê, â êîòîðîì Ëþòåð ïåðåâåë Íîâûé ÇàâåòÀéçåíàõ — ãîðîä, ãäå ó÷èëñÿ ËþòåðÃîðîä Ëþòåðà Àéñëåáåí10 äíåé, êîòîðûå èçìåíèëè ìèð Ãåðìàíèè îòêðûò ìóçåé, ïîñâÿùåííûé äåòñòâó Ìàðòèíà ËþòåðàÇà ñòîëîì ó Ìàðòèíà ËþòåðàÞáèëåéíûå òîðæåñòâà ïî ñëó÷àþ 500-ëåòèÿ ÐåôîðìàöèèÏîäàðîê îò äàòñêîé êîðîëåâûÍîâàÿ âûñòàâêà â çàìêå ËþòåðàÄîì-ìóçåé Ëþòåðà â Àéçåíàõå âíîâü îòêðûâàåò äâåðè Àéçåíàõå ñîñòàâèëè «ïñèõîãðàììó» Ëþòåðà
    ×òî åëè è ïèëè íàøè ïðåäêè ïîëòûñÿ÷è ëåò íàçàä? Îêàçûâàåòñÿ, î÷åíü âêóñíûå âåùè. À ïèâî ðàçðåøàëîñü ïèòü äàæå âî âðåìÿ ïîñòà. Íî â ìåðó.

       
    Ìàðòèí Ëþòåð (ñëåâà ââåðõó) íà êàðòèíå Ëóêàñà Êðàíàõà Ìëàäøåãî Òàéíàÿ âå÷åðÿ (ôðàãìåíò)
    Ìàðòèí Ëþòåð (ñëåâà ââåðõó) íà êàðòèíå Ëóêàñà Êðàíàõà Ìëàäøåãî

    Ëåãåíäàðíîãî áîãîñëîâà è ðåôîðìàòîðà Ìàðòèíà Ëþòåðà (Martin Luther) àñêåòîì íåëüçÿ áûëî íàçâàòü. Îí óìåë íàñëàæäàòüñÿ æèçíüþ, è, êàê äîñòîâåðíî èçâåñòíî, ïèòàë îñîáóþ ñëàáîñòü ê æàðåíîé ñåëüäè è ðàçâàðèñòîé ãîðîõîâîé êàøå-ïþðå. Çàïèâàë îí âñå ýòî ïèâîì, ñîáñòâåííîðó÷íî ïðèãîòîâëåííûì æåíîé — Êàòàðèíîé ôîí Áîðà (Katharina von Bora).   

    XVI âåê — ýïîõà Ðåôîðìàöèè, îòêðûòèé è… íîâûõ äëÿ Ãåðìàíèè ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ, òàêèõ êàê êàðòîôåëü, ïîìèäîðû, ñëàäêèé ïåðåö, êóêóðóçà, êàáà÷êè. Íî âñå ýòî áóêâàëüíî ñïàñåò Ñòàðûé ñâåò îò ãîëîäà íàìíîãî ïîçæå. À ïîêà ÷òî êóõíÿ ÷åòû Ëþòåð — ñðåäíåâåêîâàÿ. È, çàìåòèì, îòíþäü íå òàêàÿ îäíîîáðàçíàÿ, êàê ìîæíî áûëî áû ïðåäïîëîæèòü, óòâåðæäàåò àâòîð êóëèíàðíîãî ïóòåøåñòâèÿ â ýïîõó Ðåôîðìàöèè Ëåî Ôîãò (Leo Vogt).  «Êóëèíàðíîé êíèãå Ëþòåðà è Ìåëàíõòîíà» àâòîð ðàññêàçûâàåò î òðàäèöèîííîé êóõíå Âèòòåíáåðãà — ãîðîäà, ãäå âñòðåòèëèñü èíèöèàòîð Ðåôîðìàöèè Ìàðòèí Ëþòåð è åãî áóäóùèé âåðíûé ñîðàòíèê, ãóìàíèñò Ôèëèïï Ìåëàíõòîí (Philipp Melanchthon).

    «Åøü ïèùó íå ñûðóþ…

    …ïåé âîäó êëþ÷åâóþ, ðåêè èñòèíó ñâÿòóþ», — íàñòàâëÿë Ìàðòèí Ëþòåð ñâîèõ ñîâðåìåííèêîâ è, áëàãîäàðÿ ñòàðàíèÿì ëþáèìîé æåíû, ñàì ïðèäåðæèâàëñÿ ñîáñòâåííûõ ñîâåòîâ.  õîçÿéñòâå Ëþòåðà íàñ÷èòûâàëîñü äåñÿòü ñâèíåé, ïÿòü êîðîâ, äåâÿòü òåëÿò, êîçû, íåñêîëüêî ëîøàäåé, êóðû, ãóñè, óòêè, ãîëóáè…

    Íî ìÿñî, êàê è ðûáó, îâîùè, ôðóêòû, ÿéöà è ñûð ïîäàâàëè íà ñòîë â êà÷åñòâå «ãàðíèðà» ê îñíîâíîé åäå — õëåáó è çåðíîâûì. Áåëûé õëåá, ðàçóìååòñÿ, åëà â òå âðåìåíà òîëüêî çíàòü, ÷åðíûé — âñå îñòàëüíûå. Íà ÷åëîâåêà ïðèõîäèëîñü îò 400 ãðàììîâ äî 1,6 êã â äåíü, òî åñòü â ïÿòü ðàç áîëüøå, ÷åì åäÿò â Ãåðìàíèè ñåãîäíÿ.

    Êîòåë, ñêîâîðîäà íà òðåíîãå
    Êóõíÿ ýïîõè Ðåôîðìàöèè

    Îñíîâíûå áëþäà — ñóïû èç êàïóñòû, ðåïû, áîáîâûõ è êàøè — âàðèëè îáû÷íî íàä îòêðûòûì îãíåì â áîëüøèõ êîòëàõ è ñêîâîðîäàõ íà òðåíîãå. Ìÿñî, ïòèöó è ðûáó ãîòîâèëè ïðåèìóùåñòâåííî íà âåðòåëå, ïðèêðåïëåííîì íàä îãíåì íà ðàçíîé âûñîòå: ÷åì êðóïíåå êóñîê, òåì íèæå. Ê æàðêîìó ïîäàâàëè ñîóñû è ïîäëèâû, â êîòîðûå äîáàâëÿëè òðàâû, ïðÿíîñòè, óêñóñ, ìîëîòûå îðåõè, ÿè÷íûé æåëòîê, èíîãäà äàæå ñàõàð.

    ÊÎÍÒÅÊÑÒ
    Êàê ïèëè íåìöû â Ñðåäíèå âåêà
    Íåìöû óæå â Ñðåäíåâåêîâüå ëþáèëè õîðîøî ïîãóëÿòü. À òîò, êòî ìîã ñåáå ýòî ïîçâîëèòü, åùå è ùåãîëÿë ïðè ýòîì ñâîèì áîãàòñòâîì, ñîâåðøåííî íå äóìàÿ î çàãðÿçíåíèè îêðóæàþùåé ñðåäû. (16.01.2017)

    500 ëåò c Ìàðòèíîì Ëþòåðîì
    Âàðòáóðã — çàìîê, â êîòîðîì Ëþòåð ïåðåâåë Íîâûé Çàâåò
    Âî âðåìåíà Ìàðòèíà Ëþòåðà íà ñòîë íàêðûâàëè áûñòðî, çà÷àñòóþ ãîñòè ïðèíîñèëè ñ ñîáîé ìèñêè, êðóæêè, ëîæêè è íîæè. Âèëêè â îáèõîäå åùå íå ïðèæèëèñü, à òåì, êòî ïðèøåë áåç ñîáñòâåííîé ëîæêè, ñîñåä ïî ñòîëó îäàëæèâàë ñâîþ. Ìÿñî, îâîùè è ðûáà ïîäàâàëèñü íà ñòîë êðóïíûìè êóñêàìè, èíîãäà öåëèêîì, è åäó ðàçäåëûâàëè ðóêàìè íà äåðåâÿííûõ äîñêàõ èëè òàðåëêàõ. Òàê äåëàëè âñå, äàæå çíàòü.

    Çà îáåäåííûì ñòîëîì îïàëüíîãî ïðîôåññîðà Ëþòåðà ñîáèðàëèñü äðóçüÿ, ñòóäåíòû, ñëóæàíêè, ðàáîòíèêè, íèùèå… Íåðåäêî Êàòàðèíå íóæíî áûëî íàêîðìèòü 50-60 ÷åëîâåê îäíîâðåìåííî. Âî âðåìÿ ïîñòà  (70 äíåé â ãîäó) åëè ëèøü ðàç â äåíü è íà ñòîëå íåèçìåííî ïîÿâëÿëàñü ðûáà — æàðåíàÿ íà âåðòåëå, êîï÷åíàÿ èëè ñîëåíàÿ.

    Êîçëåíîê â ìîëîêå è áþðãåðñêèé ñóï

    Íà çàâòðàê ÷àùå âñåãî åëè îâñÿíêó ñ ôðóêòàìè. Î áîëüøîé ïîëüçå èìåííî ýòîé êàøè ïèñàëà åùå çíàìåíèòàÿ ìîíàõèíÿ Õèëüäåãàðäà Áèíãåíñêàÿ (Hildegard von Bingen). Èíîãäà ýòî áûë ñóï èç ñâåæåé êðàïèâû è ëèñòüåâ îäóâàí÷èêà. Îí, ïî ìíåíèþ ñîâðåìåííèêîâ Ëþòåðà, áëàãîòâîðíî ñêàçûâàëñÿ íà ïèùåâàðåíèè.  ìåíþ Êàòàðèíû íåðåäêî âêëþ÷àëè êîçëåíêà â ìîëîêå. Åãî òóøèëè äîëãî, äîáàâèâ òðàâû (÷àáðåö, ìàéîðàí), ñóõîôðóêòû è ÷åñíîê. ×åñíîê — êàê ñðåäñòâî, îáëàäàþùåå ðÿäîì ÷óäîäåéñòâåííî-îçäîðîâèòåëüíûõ ñâîéñòâ, ñïîñîáíîå ïðåäîòâðàòèòü ñòðàøíóþ ýïèäåìèþ è ê òîìó æå ñäîáðèòü ïðàêòè÷åñêè ëþáîå áëþäî, — Êàòàðèíà èñïîëüçîâàëà áîëåå ÷åì ùåäðî. Åùå îäíî áëþäî, êîòîðîå ãîòîâèëè â êîòëå, — òóøåíûé êðîëèê. Åãî òóøèëè ñ ìîðêîâüþ, ïàñòåðíàêîì è àéâîé, ñäîáðèâ âñå âíóøèòåëüíîé ïîðöèåé øàëôåÿ.

    Áþðãåðñêèé ñóï
    «Áþðãåðñêèé ñóï»

    Äëÿ îñîáî ìíîãîëþäíîãî çàñòîëüÿ ó ìóäðîé õîçÿéêè èìåëñÿ ïðîâåðåííûé è ïîïóëÿðíûé «áþðãåðñêèé ñóï». Åãî ãîòîâèëè è äëÿ íàðîäíûõ ãóëÿíèé, ïèðîâ, ñâàäåá. Ëåî Ôîãò ïðåäëàãàåò ðåöåïò íà… 400 ÷åëîâåê: 5 êã çåðåí ñïåëüòû (ïîëáû) èëè ïåðëîâêè, çàìî÷åííîé ñ âå÷åðà, ïîñòàâèòü âàðèòü.  ýòî âðåìÿ â êèïÿùóþ âîäó (130 ëèòðîâ) ïîñòåïåííî äîáàâèòü ïî 3 êã ìîðêîâè, ïàñòåðíàêà, ñåëüäåðåÿ, ñàâîéñêîé êàïóñòû, ôåíõåëÿ, ëóêà-ïîðåÿ, ôàñîëè, ðåï÷àòîãî ëóêà, áðþññåëüñêîé êàïóñòû è òðè áîëüøèå ãîëîâêè ÷åñíîêà. Îâîùè ïîðåçàòü êóáèêàìè, äîáàâèòü ëàâðîâûé ëèñò, ïåðåö ñîëü è òðàâû ïî âêóñó. Ïåðåä ïîäà÷åé â ñóï ïîëîæèòü ãîòîâóþ êðóïó, ìîæíî äîáàâèòü îòâàðíîå ìÿñî (10 êã). Åñëè ãîòîâèòü ñ ëþáîâüþ, â õîðîøåì íàñòðîåíèè è ñìåÿòüñÿ âî âðåìÿ øèíêîâêè ëóêà, — óñïåõ ãàðàíòèðîâàí, îáåùàåò àâòîð êóëèíàðíîé êíèãè.

    Òìèí è áóçèíà

    Ñîðíÿêè (îíè æå äèêèå òðàâû) — òàêèå êàê ùàâåëü, âàëåðèàíåëëà, ÷àáðåö, ïîðòóëàê èëè ñàëàò-ëàòóê — ñëóæèëè ïðèïðàâàìè. Ôðóêòû åëè ñâåæèìè, òóøåíûìè, æàðåíûìè, ñóøåíûìè èëè ìàðèíîâàííûìè. Äåëàëè âïðîê è òàê íàçûâàåìóþ «àéâîâóþ êîëáàñó» — èç àéâû ñ äîáàâëåíèåì ìåäà, ìåëêî ïîðóáëåííûõ îðåõîâ, ñóõîôðóêòîâ, êîðèöû è ãâîçäèêè.

    Íî ïðÿíîñòüþ «íîìåð îäèí» ñ÷èòàëñÿ òìèí (ëàò. Càrum carvi). Ñî âðåìåí Êàðëà Âåëèêîãî ñåìåíàì ýòîãî ñêðîìíîãî ðàñòåíèÿ ïðèïèñûâàëèñü âñåâîçìîæíûå ñâîéñòâà, åãî èñïîëüçîâàëè äàæå êàê ÷óäî-ñðåäñòâî äëÿ ïîâûøåíèÿ ïîòåíöèè.

    Íå çàáóäåì, êîíå÷íî, è áóçèíó. Ñîöâåòèÿ, ÿãîäû è ëèñòüÿ ýòîãî âîñïåòîãî ïîýòàìè è ïèñàòåëÿìè êóñòàðíèêà òâîðÿò íàñòîÿùèå ÷óäåñà. Ñ ñîöâåòèÿìè áóçèíû ãîòîâèëè öåëåáíûé ÷àé, ñíèìàþùèé æàð, äåëàëè ñèðîï, áëèí÷èêè, êíåäëè. À èç ïëîäîâ — æåëå, âèíî, çíàìåíèòûé ìàéñêèé ïóíø, òàêæå äîáàâëÿëè â ïèâî …

    Ïèâî ïî ðåöåïòàì æåíû Ëþòåðà Êàòàðèíû ôîí Áîðà
    Ïèâî è ëèêåðû ãîòîâÿò ïî ðåöåïòàì æåíû Ëþòåðà Êàòàðèíû ôîí Áîðà è ñåãîäíÿ

    Àõ äà, ïèâî. Åãî âî âðåìåíà Ëþòåðà óìåëà ãîòîâèòü êàæäàÿ õîçÿéêà. Âàðèëè õìåëüíîé íàïèòîê èç ÷èñòîé, êëþ÷åâîé âîäû. Ñâåæåå, åùå íåêðåïêîå ïèâî ïèëè èíîãäà âìåñòî îáû÷íîé âîäû, êà÷åñòâî êîòîðîé áûëî ãîðàçäî õóæå. Ïîýòîìó ëþáèìûé íàïèòîê íåìöåâ ïîçâîëÿëîñü ïèòü äàæå âî âðåìÿ ïîñòà. Íî â ìåðó, âåäü «ïèòü áåç æàæäû, ó÷èòüñÿ áåç æåëàíèÿ, ìîëèòüñÿ áåç èñêðåííîñòè — âïóñòóþ ïîòðà÷åííîå âðåìÿ», — öèòèðóåò Ëåî Ôîãò îäíî èç íàçèäàíèé âåëèêîãî áîãîñëîâà.

    Àíòèñåìèòñêèå ðåêîìåíäàöèè Ëþòåðà Ïðàâèòü
    Óçíàòü áîëüøå
    Âîçìîæíî, ýòà ñòàòüÿ ñîäåðæèò îðèãèíàëüíîå èññëåäîâàíèå.
    Ïîñêîëüêó, ïî ìíåíèþ Ëþòåðà, õðèñòèàíàì íè åâàíãåëèçèðîâàòü èóäååâ áåç ðåïðåññèé, íè òåðïåòü æèâóùèõ ñðåäè íèõ èóäååâ áîëåå íåâîçìîæíî, åãî ðåêîìåíäàöèè îòíîñèòåëüíî ïðèíóæäåíèÿ ýòîãî íàðîäà ê ïåðåõîäó â ëþòåðàíñòâî íîñÿò ñëåäóþùèé õàðàêòåð[15]:

    âî-ïåðâûõ, ñæå÷ü (à ÷òî íå ñãîðèò, òî çàñûïàòü çåìë¸é) âñå èõ ñèíàãîãè è øêîëû;
    âî-âòîðûõ, ïîäîáíûì îáðàçîì ðàçðóøèòü è èõ äîìà, èáî â äîìàõ îíè ìîãóò óñòðîèòü òî æå, ÷òî è â ñèíàãîãàõ è øêîëàõ (ÿâíî íå íàçûâàåòñÿ â ýòîì ïàìôëåòå, íî áîëüøå âñåãî ëþòåðàí ðàçäðàæàëè êàòîëè÷åñêèå áîãîñëóæåíèÿ è êàòîëè÷åñêàÿ êàòåõèçàöèÿ â ñèíàãîãàõ, øêîëàõ è äîìàõ åâðåå⠗ òî, î ÷¸ì äî ðåéõñòàãà 1530 ãîäà îíè íå ïîäîçðåâàëè);
    â-òðåòüèõ, èçúÿòü ðåëèãèîçíóþ èóäåéñêóþ ëèòåðàòóðó;
    â-÷åòâ¸ðòûõ, ïîäîáíî òîìó, êàê ðèìñêèé ïàïà çà îáìàí õðèñòèàí óòðàòèë ïðàâî èõ ó÷èòü, çàïðåòèòü ðàââèíàì ïðåïîäàâàòü, òàê êàê îíè â ïðîòèâîïîëîæíîñòü çàêîíó Ãîñïîäà ñâîåíðàâíî ïîëüçóþòñÿ ïîñëóøàíèåì íåñ÷àñòíîãî íàðîäà è ïðîïèòûâàþò åãî ÿäîì, ïðîêëÿòèÿìè è áîãîõóëüñòâîì, à âñåõ êíèæíèêîâ è òàëìóäèñòîâ ïîñàäèòü â òþðüìû;
    â-ïÿòûõ, çàïðåòèòü èóäåÿì ñâîáîäíîå ïåðåìåùåíèå ïî ñòðàíå, åñëè æå ýòî íå áóäåò ñäåëàíî çàêîíîì, òî ïðîòåñòàíòû âïðàâå ãðàáèòü èõ íà äîðîãàõ[16];
    â-øåñòûõ, çàïðåòèòü èì ðîñòîâùè÷åñòâî, èçúÿòü ó íèõ âñå äåíüãè è äðàãîöåííîñòè èç ñåðåáðà è çîëîòà (òî åñòü îñòàâèòü èì òîëüêî ìåäíûå äåíüãè, ðàñïèñêè è ò. ä.). Èõ äåíüãè íå íóæíû õðèñòèàíñêèì îáùèíàì, íî èç ýòèõ ñðåäñòâ êàæäûé îáðàù¸ííûé â ëþòåðàíñòâî èóäåé ïîëó÷èò äåíüãè íà îáçàâåäåíèå õîçÿéñòâîì è ïðîêîðì åãî íåñ÷àñòíîé ñåìüè â çàâèñèìîñòè îò ïîòðåáíîñòè;
    â-ñåäüìûõ, ïðèíóäèòü âñåõ ìîëîäûõ è ñèëüíûõ èõ ìóæ÷èí è æåíùèí èñêëþ÷èòåëüíî ê òÿæ¸ëîìó ôèçè÷åñêîìó òðóäó.
    Õîòÿ äàæå ïîñëå ýòîãî íåìíîãèå èç íèõ ïðèìóò ëþòåðàíñòâî è áóäóò ïðèíÿòû ëþòåðàíàìè êàê áðàòüÿ, íî îòúåçä óïîðñòâóþùèõ â ñâî¸ì ëæåó÷åíèè â äðóãèå ñòðàíû, îñîáåííî â Èåðóñàëèì, íå ðàññòðîèò Ëþòåðà. Ïðè÷¸ì Ëþòåð îñîáî ïîÿñíÿåò, ÷òî ýòî — íå ìåñòü, à ëèøü èñïîëíåíèå âîëè áîæüåé.

    Мартин Лютер

    lyuter martin

    Мартин Лютер

    Сторонник рабства по убеждению

    ЛЮТЕР Мартин (1483—1546) — видный деятель Реформации, основатель
    протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии
    16—17 вв. Лютеровский перевод Библии сыграл важную роль в формировании
    общенационального немецкого языка. Лютер был сторонником умеренной
    бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников
    между человеком и богом. «Спасение» человека, утверждал он, зависит не от
    выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры. «…Лютер, — писал
    Маркс, — победил рабство по набожности только тем, что
    поставил на его место рабство по убеждению» (Т. 1. С. 422). Согласно
    взглядам Лютера, источником религиозной истины является не «священное
    предание» (решения церковных соборов, суждения пап и т. п.), а само
    Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт раннебуржуазного
    мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Лютер
    выступал против доктрин, выражавших материальные интересы немецкого
    бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного
    гуманизма, принципы свободной торговли. В Крестьянской войне (1525) Лютер
    стал на сторону господствующего класса.

    Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М.,
    1991, с. 235.

    Другие биографические материалы:

    Грицанов А.А. Немецкий мыслитель и теолог
    (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

    Баландин Р.К. Нелепо и невозможно повелениями
    принудить кого-либо верить (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К.
    Баландин. — М.: Вече, 2012
    ).

    Панченко Т.Н. К публичной защите своего учения
    Лютера побудила продажа в Германии папских индульгенций (Философский
    энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
    Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983
    ).

    Митрохин Л.H. Общественный деятель эпохи
    Реформации (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т
    философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.,
    Мысль, 2010
    ).

    Митрохин Л.Н. Основатель немецкого
    протестантизма (Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н.
    Митрохина. М., 1990
    ).

    Смирнин М.М. В историю немецкой общественной
    мысли вошел и как деятель культуры, как реформатор образования, языка, музыки
    (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
    энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965
    ).

    Штерн Л. Историография о Лютере (Советская
    историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
    Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965
    ).

    Переход Лютера на сторону князей (Всемирная
    история. Том IV. М., 1958
    ).

    Зачинатель движения Реформации (Энциклопедия
    «Мир вокруг нас»
    ).

    Далее читайте:

    Лютер М. О рабстве воли
    (Статья Э.Ю. Соловьева о произведении М. Лютера).

    95 тезисов (документ).

    Против
    преславных лейпцигских романистов  (документ).

    К христианскому
    дворянству немецкой нации (документ).

    О вавилонском
    пленении церкви  (документ).

    Враги Креста
    Христова и христинаское жительство на небесах
      (документ).

    Штурм церкви в
    Виттенберге  (документ).

    Экк, Иоганн (Eck,
    Johannes) (1486–1543), немецкий католический теолог, оппонент Мартина
    Лютера.

    Сочинения:

    Лютер М. Время молчания прошло. Избранные
    произведения 1520–1526. Харьков, 1994

    Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.

    Лютер М. Избранные произведения. СПб, 1997

    Лютер М. О рабстве воли. – В кн.: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.,
    1986;

    Luther. Werke. Kritische Gesamtausgabe, Abt. 1-4, Weimar, 1882-1957 (Abt.
    1, Bd 1-58; Abt. 2, Bd 1-6; Abt. 3, Bd 1-10; Abt. 4, Bd 1-11; Inhaltsübersicht
    zu Abt. 1-4).

    Литература:

    Порозовская В.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб.,
    1898;

    Бецольд Ф. фон. История Реформации в Германии, пер. с нем., т. 1–2. СПб.,
    1900;

    Смирин M.M. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война.
    М., 1955;

    Смирин М. М., Германия эпохи Реформации и Великой крест. войны, М.,
    1962;

    Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по
    истории философии и культуры. М., 1991

    Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984;

    Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера. – В кн.: Прошлое толкует нас. Очерки по
    истории философии и культуры. М., 1991;

    Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.
    2, т. 7. M., 1986;

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт.
    1–3. М., 1993–1995

    Порозовская Б.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и
    реформаторская деятельность. СПб, 1997

    Маркс К., К критике гегелевской философии права, К. Маркс и Ф.
    Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 422-23;

    Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там
    же, т. 7;

    Blaney I.W. The Age of Luther. N. Y., 1957;

    Mackinnon J. Luther and Reformation, v. 1–4. N. Y., 1962;

    Deutin W. Der radikale Doktor Martin Luther. Köln, 1982.

    Die Frühbürgerliche Revolution in Deutschland, В., 1961;

    Febvre L., Un
    destin: M. Luther, P., 1928;

    Diem H., Luthers Lehre von den zwei Reichen,
    Münch., 1938;

    Hinrichs K., Luther und Müntzer, В., 1952;

    Stern L., M. Luther und
    Ph. Melanchthon…, (Halle-Wittenberg, 1954);

    Gerstenkorn H. R., Weltlich
    Regiment… Die staatstheoretischen Auffassungen Martin Luthers…, Bonn, 1956;

    Fife R. H., The revolt of M. Luther, N. Y., (1957);

     Granz F. E., An essay on the development of Luther’s
    thought on justice, law and society, Camb., 1959;

    Fabiunke G., M. Luther als
    Nationalökonom, В., 1963;

    Green V. Н. Н., Luther and the reformation, L., 1964;

    Müller-Streisand R., Luthers Weg von der Reformation zur Restauration, Halle,
    1964.

    Schnabel E., Deutschlands geschichtliche Quellen und Darstellungen, Tl 1 —
    Das Zeitalter der Reformation, Lpz.-В., 1931;

    Herte A., Das katholische
    Lutherbild im Banne der Lutherkommentare des Cochläus, Bd 1-3, Münster, 1943;

    Stephan H., Luther in den Wandlungen seiner Kirche, 2 Aufl., В., 1951;

    Zeeden E.
    W., M. Luther und die Reformation im Urteil des deutschen Luthertums, Bd 1-2,
    Freib., 1950-52;

    Bornkamm H., Luther im Spiegel der deutschen Geistesgeschichte,
    Hdlb., 1955;

    Lutherforschung heute. Referate und Berichte des I Internationalen
    Lutherforschungskongresses, Aarhus, 18-23 Aug. 1956, В., 1958.

  • Сочинение на тему люди больше похожи на свое время чем на своих отцов
  • Сочинение на тему мелодия душа музыки 4 класс
  • Сочинение на тему милосердие пример из жизни
  • Сочинение на тему люди ведущие здоровый образ жизни всегда счастливы
  • Сочинение на тему медвежья услуга 6 класс