Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация по литературе на тему «Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина» ( 8 класс )
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Семья капитана Миронова.
Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. -
2 слайд
Описание слайда:
Творенье может пережить творца.
Творец уйдет, природой побежденный,
И только образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.Микеладжело
-
3 слайд
Описание слайда:
ОБРАЗ
ПРООБРАЗ
ГЕРОИНИ -
4 слайд
Описание слайда:
Нельзя было ее узнать и не полюбить…
По одежке встречают…2. Дерево держится корнями, а человек семьей.
3. Заговори, чтоб я тебя увидел.
4. Красив тот, кто красиво поступает.
5. С кем поведешься, от того и наберешься.
-
5 слайд
Описание слайда:
Как изменился образ Маши?
Скромная
Трусиха
Послушная
Спокойная
Смелая
Гордая
Сильная
Решительная
Почему повесть называется «Капитанская дочка»?
фрагмент -
6 слайд
Описание слайда:
Выводы:
Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, сделали её сильнее.Она нашла в себе силы бороться за своё счастье.
Маша стала взрослее в этих испытаниях.
Маша Миронова не только изменилась сама, она пробуждала в людях лучшие качества.
-
7 слайд
Описание слайда:
Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина
Идеал – совершенное
воплощение чего-н. книжн..
«И. доброты»
Идеал — то, что составляет
высшую цель
деятельности, стремлений.
идеал -
8 слайд
Описание слайда:
Какие качества Маши позволяли Пушкину считать её идеалом?
сила любви
чувство ответственности за любимого
самоотверженность
верность слову и долгу
внутреннее благородство
внутренняя красота -
9 слайд
-
10 слайд
Описание слайда:
Подытожим…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось… -
11 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание:
Создана новая семья Гриневых. Нарисуйте ее психологический портрет.
Какие качества главные в этой семье? -
12 слайд
Описание слайда:
ОБРАЗ
Внешний вид, облик кого-либо. Изображение.
Художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках.// Созданный художником обобщенный характер, тип.
Живое, наглядное представление о чем-либо.// Копия, слепок, отпечаток в сознании объективной действительности.
Вид, порядок, склад чего-либо.
Способ. Прием. -
13 слайд
Описание слайда:
ПРООБРАЗ
Образ будущего.
2. Тот, кто послужил основой для создания литературного героя, прототип.
-
14 слайд
Описание слайда:
Марья Ивановна Миронова — это «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши«.
«Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку».
«Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители конечно рады будут ее счастию».
«Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным.
«Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачевым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца».
«Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала».
«Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию». -
15 слайд
Описание слайда:
Зерно прозревает в семье,
В семье человек вырастает.
И всё, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.
Семьядом
дети
родители
Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.
Толстой утверждал, что «люди как реки», у каждого свое русло, свой исток. Исток – это родной дом, семья. -
16 слайд
Описание слайда:
РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ
Историческая эпоха
Национальная, социальная и профессиональная принадлежность
Возраст
Психологическое состояние
Совокупность специфических фонетических, грамматических и лексических особенностей «говорения» персонажа
Характер, темперамент -
17 слайд
Описание слайда:
ПОСТУПОК, -пка, м. 1. Совершённое кем-нибудь действие. Хороший, плохой поступок Совершить необдуманный поступок Отвечать за свои поступки. 2. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. В его жизни был поступок
ПОСТУПОК
ПОСТУПОК
ПОСТУПОК
ХАРАКТЕР
Человек, попавший в критическое положение, становится тем, чем он есть на самом деле.
Александр Грачёв -
18 слайд
-
19 слайд
Описание слайда:
Петр Гринев
Василиса Егоровна и Иван Кузьмич Мироновы
Маша Миронова
Савельич
Пугачев
Швабрин
Екатерина II
Родители Петра Гринева
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Похожие материалы
-
Конспект по литературе на тему » Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина» ( 8 класс )
-
Презентация «Живая классика (классный этап»
-
Презентация «Салтыков-Щедрин. «История одного города»
-
Презентация «А. П. Чехов. «Человек в футляре»
-
Рабочая программа «Литературный практикум» 11-12 классы
-
Презентация по литературе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 7 класс
-
Календарно-тематическое планирование Литература 5 класс
-
«К.Г. Паустовский. Слово о писателе»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448726 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
«Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина»
(Тема урока)
1. | ФИО (полностью) | Ульянова |
2. | Место работы | МБОУ |
3. | Должность | Учитель |
4. | Предмет | Литература |
5. | Класс | 8 |
6. | Тема и номер урока в теме | «Маша |
7. | Базовый учебник | Литература. 8 |
8. Цель
урока: сформировать представление о Маше
Мироновой как нравственном идеале А.С.Пушкина
9. Задачи:
—
обучающие систематизировать изученный материал по
образу Маши Мироновой, научить определять смысл названия повести, учить
работать с текстом произведения;
-развивающие
развивать умение аргументированно отвечать на вопросы, анализировать
литературное произведение, оценивать поступки героев, подбирать материал к
характеристике героя;
-воспитательные
воспитывать нравственные качества учащихся
на примере литературного героя.
10. Тип
урока комбинированный
11. Формы
работы учащихся коллективная,
индивидуальная, самостоятельная
12. Необходимое
техническое оборудование: компьютер, проектор,
экран, колонки
13. Структура
и ход урока
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
Учитель Сегодняшний урок по
повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мне хотелось бы начать с вопросов домашнего
задания к уроку. Что такое нравственность?
Ученик
Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется
человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Учитель Как вы понимаете
значение слова «идеал»?
Ученик
Идеал – совершенное воплощение чего – либо, например, Маша Миронова – идеал
чистоты, добра, милосердия.
Учитель Как вы думаете, почему
в начале урока мы говорим о нравственности?
Ученик
Наверное, речь пойдёт о нравственном идеале А.С. Пушкина в романе «Капитанская
дочка».
2. Слово учителя.
Образ
дочери коменданта Белогорской крепости играет большую роль в повести. Недаром
произведение называется «Капитанская дочка», хотя в основу повести положены
картины народного крестьянского восстания, крестьянской войны, вызванной
тяжёлым бесправным положением закрепощенного народа. С особой симпатией и
теплотой дан Пушкиным образ Маши Мироновой.
3.Беседа.
Учитель Какое первое
впечатление производит Маша Миронова на рассказчика?
Ученик
Сначала Маша не понравилась Гринёву: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати,
круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши,
которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я
смотрел на неё с предубеждением: Швабрин описал мне её совершенною дурочкою».
Во время разговора Гринёва с Василисой Егоровной
Маша робела, краснела, оттого что матушка говорила о ней как о невесте с бедным
приданым. Гринёв узнал, что Маша ужасная трусиха. Однако уже здесь чувствуется,
что Маша скромна, застенчива, молчалива.
Учитель Изменилось ли
отношение главного героя к Маше впоследствии?
Ученик
Уже через несколько недель Гринёв по-другому стал относится к Маше. Он «нашел в
ней благоразумную и чувствительную девушку». Она же в свою очередь волновалась,
когда узнала, что Пётр Андреич и Алексей Иваныч должны были драться на дуэли.
4. Работа с текстом.
Учитель Дуэль всё же
состоялась. Прочитайте 1 и 2 абзацы V
главы. Какие слова и выражения передают чувства молодых людей друг к другу?
Выпишите их в тетрадь. Озаглавьте работу «Любовь Петра Гринёва и Маши
Мироновой». При выполнении работы обратитесь к
иллюстрации А.Н.Бенуа.
(«Ангельский голос её», «сладостное чувство,
овладевшее мной в эту минуту», «обливаясь слезами умиления», «жаркий и свежий
поцелуй», «счастье воскресило меня»).
Учитель Найдите в V
главе слова Маши, где она отказывается выйти замуж за Гринёва. Какие душевные
качества здесь раскрываются?
С.
Герасимов. 1968 г
Ученик
«Видно, мне не судьба… Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всём
воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Пётр Андреич;
будьте хоть вы счастливы…» В этом эпизоде раскрываются сила её любви,
способность к глубокому чувству, уважение к родителям Гринёва.
Учитель Рассмотрите
иллюстрацию С.Герасимова. Так ли вы представляли эту сцену.
Ученик Художник очень точно передал эмоциональное
состояние героев.
5. Слово учителя и беседа с учащимися.
Учитель Маша Миронова полюбила
Гринёва, так как сумела оценить его искренность и честность. Когда родители не
позволили Гринёву жениться, она нашла в себе силы отказаться от любимого
человека. Достоинствами Маши автор считает добрые качества души, в числе
которых особо выделяет покорность Богу и желание, как и положено христианке,
чтить родителей как своих, так и Гринёва. «Капитанскую дочку» называют самым
христианским произведением русской литературы, а ведь вера в Бога была присуща
всему русскому народу. Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова,
даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?
Ученик Я
считаю, что Маша была близка к народу, обладала высокими духовными качествами,
что характерно для русского человека.
Учитель Какими качества, на ваш
взгляд, обладает русский народ?
Ученик Милосердие,
радушие, открытость души, любовь к родине, уважение к родителям – эти качества
свойственны русскому человеку. Русские люди умели с честью преодолевать
невзгоды.
6. Работа в тетрадях.
Учитель Я согласна с вами,
ребята. А ведь и Маше Мироновой пришлось пережить не одно испытание. Какие
удары готовила ей судьба? Напишите тезисно ответ на этот вопрос.
Маша стала сиротой.
Она вынуждена остаться в осаждённой Белогорской
крепости в одиночестве.
Больная, беспомощная девушка испытала издевательства
Швабрина.
7. Работа с текстом
Учитель Найдите в тексте
описание образа Маши Мироновой в эпизоде, когда Гринёв вместе с Пугачёвым вошёл
в чулан, где Швабрин держал свою пленницу?
Ученик «На
полу, в крестьянском оборванном платье, сидела Марья Ивановна, бледная, худая,
с растрёпанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба».
—
Какое впечатление производит этот портрет Маши Мироновой?
Ученик
Портрет вызывает жалость, сострадание, и в то же время возникает чувство
гордости за девушку, которая нашла в себе силы не сломаться, вытерпеть все
невзгоды.
8. Пересказ.
Учитель Расскажите, что
случилось с Машей Мироновой после освобождения.
Ученик Швабрин чуть
не погубил Машу, сказав Пугачёву, что она дочь бывшего коменданта крепости, но
Пугачёв проявил великодушие, простил Гринёва за вынужденный обман и отпустил
молодых людей. Гринёв отправляет Машу с Савельичем в своё имение к родителям,
которые приняли её как родную. Конечно, они полюбили Машу.
9. Самостоятельная работа (по вариантам).
Учитель Маше пришлось пережить
ещё одно испытание: её любимого обвинили в измене присяге, в пособничестве бунтовщикам.
Ответьте на вопросы.
I
вариант. Почему Маша считает себя виновницей ареста?
Ученик Она уверена,
что Гринёв не будет оправдываться, так как в этой истории замешана Маша, Гринёв
не станет называть её имени, дабы не запятнать её честь.
II
вариант. Какие оправдательные слова скажет Маша императрице, чтобы спасти Гринёва?
Ученик «Он для одной
меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом,
то разве потому только, что не захотел запутать меня».
Учитель Как вы оцениваете такой
поступок девушки, как желание встретиться с императрицей?
Ученик Маша совершила
героический поступок, ради любимого человека она поехала к самой императрице. С
благодарностью она стоит на коленях перед императтрицей
10. Слово учителя.
Эпизоды
встречи Маши Мироновой с императрицей и разговора Гринёва с Пугачёвым, когда
Пётр говорит о сироте, которую обижают, называют зеркальными, поскольку в них
проявляется истинное мужество героев, желание помочь любимому (любимой). Обе сцены
заканчиваются положительным исходом для героев.
11.
Практическое задание.
Освоение композиции повести
11. Подведение итогов.
Учитель Итак, подведём итог
урока. Чем привлекателен образ героини?
Ученик Маша Миронова
привлекает кротостью, добротой, способностью любить.
Ученик Мне она
понравилась тем, что готова жертвовать своим спокойствием ради любимого
человека. В настоящее время это качество не так часто встречается людях.
Ученик Девушка с большим
уважением относилась к своим родителям и родителям своего возлюбленного.
Учитель Так почему же повесть
называется «Капитанская дочка»?
Ученик Маша Миронова —
нравственный идеал А.С.Пушкина. Автор не возвеличивает её, не ставит в центр
повествования, а показал всю незаметность, естественность, искренность.
.
12. Домашнее здание.
1)
составить план характеристики Маши Мироновой,
2)
собрать материал о Пугачёве по повести «Капитанская дочка,
3)
устно ответить на вопрос №8 (стр. 214 учебника литературы),
4)
индивидуальное задание — подготовить сообщение «Образ Маши Мироновой в повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
13. Выставление
оценок.
Характеристика Марьи Ивановны
Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Название «Капитанская дочка» появилось в октябре 1836 года, когда
роман был отправлен в цензуру. До этого Пушкин называл своё произведение просто
романом. Выбрав такой заголовок, Пушкин подчеркнул жанровую особенность своего
произведения: семейная хроника, история любви Петра Андреевича Гринёва и Маши,
история их борьбы за семейное счастье становится сюжетной основой исторического
повествования. Названием романа подчёркивается роль Марьи Ивановны в развитии
сюжета романа. В отличие от «Истории Пугачёва», где дана широкая панорама
крестьянского восстания, в «Капитанской дочке» показано, как складываются
судьбы, происходит становление характеров героев, попавших в круговорот
исторических потрясений.
По первому впечатлению, Марья Ивановна – самая обыкновенная
восемнадцатилетняя девушка, которая рассказчику сначала даже «не очень…
понравилась»: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко
зачёсанными за уши». Она скромна и застенчива: сидит в стороне, краснеет и
тушуется, когда о ней говорят. Привлекательность её облика, душевная красота
раскрываются не сразу. Она благоразумна: не ответила на чувство образованного
Швабрина, умеющего пустить пыль в глаза («разговор его был остёр и занимателен»).
Простота, искренность, чувствительность капитанской дочки всё более и более
располагали к ней Гринёва, пока, наконец, он не понял, что всей душой полюбил Машу.
И Маша «без жеманства призналась» ему «в сердечной склонности».
Узнав о том, что отец не благословляет Петрушу на брак с ней,
Марья Ивановна видит в этом «волю Господню» и не допускает мысли, что может
пойти против воли родителей Гринёва: «…«я не выйду за тебя без благословления
твоих родителей. Без их благословления не будет тебе счастия. Покоримся воле
Божией. Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Петр
Андреевич, а я за вас обои…» Тут она заплакала и ушла от меня».
Доброжелательность, скромность, душевность Маши располагают к ней
всех окружающих. О её судьбе переживает крепостная девушка Палашка, её
по-отцовски полюбил Савельич. Попадья с риском для своей жизни скрыла от
Пугачёва, что Маша – дочь коменданта крепости. Не случайно и родители Гринёва
по приезде к ним Маши «вскоре к ней искренне привязались, потому что нельзя
было ее узнать и не полюбить».
«Смела ли Маша? Нет, Маша трусиха», – говорит о ней мать при
первом знакомстве с Гринёвым. Но эта «трусливая» Маша находит в себе силы
противостоять Швабрину, в полную зависимость от которого попадает, оказавшись
его пленницей. Никогда не выезжавшая далее Белогорской крепости, она решается
ехать в Петербург и искать встречи с самой царицей, чтобы отстоять честь и
спасти жизнь любимого. В испытаниях, выпавших на её долю, капитанская дочка
проявляет и стойкость, и нравственную силу, и находчивость, и смелость, и ум.
Она умеет расположить к себе людей разных сословий: жена смотрителя почтовой
станции (племянница придворного истопника), разговорившись с Машей, готова
помочь девушке. Благоприятный случай предоставил Марье Ивановне возможность, не
зная, кто перед ней, открыться самой императрице. Искренность, правдивость,
глубокое чувство любви капитанской дочки к своему избраннику, готовность разделить
с ним его участь тронули императрицу. Любовь героев повести выстояла перед
всеми испытаниями, закалившими их характеры. В самых критических ситуациях ни Марья
Ивановна, ни Петр Андреевич не изменили своему чувству любви и не предали своей
совести. Эпиграф повести: «Береги честь смолоду» – можно отнести не только к
поступкам и поведению Петра Гринёва, но и Маши Мироновой.
В образе капитанской дочки воплощены лучшие черты характера
русской женщины: способность на глубокое чувство любви, верность,
самоотверженность, душевность, нравственная сила и чистота. Образ её
опоэтизирован в повести. Главам, где в центре внимания оказывается развитие
событий семейной хроники, предпосланы эпиграфы – строки из народных лирических
песен о любви, о судьбе милой девушки. Слышны в этих словах необыкновенная
теплота, нежность, любование героиней песни. Вот один из эпиграфов:
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то её некому,
Благословить-то её некому.
Свадебная песня
Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
(Тема урока)
Таблица
2.
ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Пушкин создал совсем немного прозаических произведений. Одним из них является Капитанская дочка, анализ которого поможет разобраться в данном литературном произведении. В этом романе автор поднимает весьма серьезные темы, и за счет этого повесть имеет крайне важное значение в литературе.
Капитанская дочка анализ произведения
Делая анализ Капитанской дочки по главам, можно узнать обо всех событиях, которые происходят в повести. Уже на первых страницах читатель узнает о недоросле Петруше. Он стремится лишь к тому, чтобы попасть на несложную работу в Петербург. Правда, немалое влияние на него оказывает папа. Отец учит его служить Родине, беречь устоявшиеся в семье традиции. Воспитанный в строгости парень отправляется на службу.
Вдали от родного имения парню приходится познать все реалии жизни. Он проигрывает деньги в карты, затем обижает своего верного слугу, а затем начинает испытывать угрызения совести. Спустя время Петруша узнает, что такое любовь. Он испытывает нежные чувства к Марии Мироновой, сражается на дуэли, чтобы защитить честь своей любимой.
Когда была захвачена Белогорская крепость, Петр Гринев проявляет благородство, и остается верен присяге. Благодаря этому Пугачев к Петру снисходителен. Он не трогает парня и уважает его выбор. Бунтовщика покорила доброта, великодушие и прямота пленника.
Испытания юноши на этом не заканчиваются. Ему приходится выбирать между службой и спасением своей возлюбленной. В тот момент он склоняется на сторону любви и не выполняет приказ. Тем самым ему удается освободить свою возлюбленную. Правда, после этого Петр попадает под арест. Его помилование у самой Екатерины Второй вымаливает Маша. Возлюбленные женятся. При этом предводителя бунтовщиков Пугачева приговаривают к смерти.
История создания Капитанская дочка
Анализ повести Капитанская дочка Пушкина невозможно произвести, не рассказав об истории создания данного произведения. Вдохновителем писателя стал Вальтер Скотт, писавший популярные в европейских странах исторические романы. Для того же, чтобы встретиться с очевидцами описываемых событий, Александру Сергеевичу даже пришлось отправиться на Урал.
У каждого из героев есть реальный прототип. Например, у Петра – борец с движением Пугачева офицер Варашин. Швабрина автор скопировал с подпоручика Швановича, который был верен бунтовщику. Прототипом Марии стала дворянка по имени Мария Борисова.
Капитанская дочка краткий анализ образов героев
В произведении Капитанская дочка анализ образов имеет немаловажное значение. Поэтому в данном вопросе следует разобраться более подробно:
Петр Гринев
Является дворянином, молодым офицером. Он ценит собственную честь превыше всего. Гринев был лично знаком с Пугачевым, уважал его, но не поддерживал вооруженный мятеж. Пушкин говорит о нем, как об образце, с которого нужно быть пример. Изначально юноша был ограниченным и безответственным человеком. Даже направляясь в армию он совершает немало ошибок. Благодаря же любви он будто перерождается, обретает смелость и твердость. Истинный Петр проявляется во время штурма крепости, когда ему грозит серьезная опасность. Там в полной мере раскрывается его честность, храбрость и мужество. На последних страницах повести читатель видит уже не недоросля, а настоящего солдата, готового на новые подвиги;
Марья Миронова
Является дочерью коменданта Белогорской крепости. Девушка отказала Швабрину и не захотела выходить за него замуж. Она не боялась даже голодной смерти и была верна своему возлюбленному. Когда она боролась за спасение Петра. По мнению автора, это идеал настоящей женщины. Она смелая, преданная и бескорыстная;
Иван Миронов
Является офицером, который прослужил в армии около сорока лет. Это исполнительный, достаточно добрый и честный мужчина, но в быту уступчивый и даже мягкосердечный. Он не жалея собственной жизни оборонял крепость и погиб вследствие того, что отказался изменить присяге;
Василиса Миронова
Является супругой коменданта. Это хозяйственная, но властная женщина. Она добросовестно относится к семейным обязанностям, заботится о дочери. Женщину убивают мятежники;
Емельян Пугачев
Бунтарь, возглавивший восстание. Он беспощадно убивает всех, кто не хочет ему покориться, не готов идти на компромиссы. Несмотря на это, он все же проявляет благородство и помнит добро. Он проявляет уважение к Петру за его простоту и честность. Пугачев самого начала понимает, что его авантюра обречена, но тем не менее идет до конца;
Андрей Швабрин
Талантливый, юный офицер. Несмотря на то, что он внешне очень похож на Петра, оказывается кардинально противоположным человеком. Это низкая, подлая особа, которая думает лишь о собственном благополучии. Он не остается верен присяге, мучает Марию;
Екатерина Вторая
Российская императрица, сострадательная и приятная особа. Она проявляет милосердие и снимает с Петра обвинения, позволяет возлюбленным обрести счастье;
Савельич
Является слугой Гринева, который стал ему верным другом. Это ворчливый, но хозяйственный человек. Старик на всем экономит, предан своему барину, любит его, как родного сына.
Таким образом выглядит в произведении Капитанская дочка анализ героев.
Жанр, тема и композиция
Делая краткий анализ Капитанской дочки, следует обязательно определить тему данного произведения. Речь идет о крестьянской революции. Среди основных проблем при этом можно выделить власть, нравственный выбор людей, место этих действий в истории и особенности воспитания.
Суть данного произведения заключена в его названии. Ведь все действия происходят на фоне любви. Вот и Мария повлияла на жизнь Петра. Именно ради нее он был готов совершать подвиги. Любовь, которую испытывал юноша, имеет немаловажное значение в процессе формирования его характера.
Благодаря применению особой композиции Пушкин смог преодолеть ограничения цензуры. Через средства выразительности, пересказывая события устами главного героя, автору удается точно и последовательно передать те факты, которые действительно имеют место в истории. Все это реально происходило во время крестьянской революции.
Писатель представляет два противостоящих друг другу лагеря, между которыми происходит война. Народное ополчение возглавляет Пугачев. На стороне дворян оказывается Екатерина Вторая.
Путем применения контрастов писатель точно показывает, что же представляют из себя эти силы. Особо важное значение в произведении имеют пейзажные описания. Их нельзя не упомянуть, делая анализ произведения Пушкина Капитанская дочка. Поэт невероятно точно прорисовывает все детали, которые полностью соответствуют картине происходящего. За счет этого она кажется более значимой и выразительной.
В ходе прочтения повести становится ясно, что нравственная зрелость достигается благодаря испытаниям. Им подвергаются личные убеждения. Немаловажное значение при этом имеет воспитание, среда проживания, пример взрослого поколения, их отвага и самоотверженность.
Автор призывает читателей беречь честь с самых ранних лет. Только благодаря твердости убеждений, огромной силе воли удастся сделать верный нравственный выбор. Именно в этом и заключается главный смысл произведения.
Анализ произведения Капитанская дочка будет не полным, если не определить его жанр. Правда, как утверждают критики, он является весьма своеобразным. Немало из них сделали вывод, что поэту в своем литературном творении удалось преподнести реальные исторические события, предоставив неопровержимые факты из истории того времени.
Книгу можно смело отнести к реализму. Ведь в ней отображены исторические события. Правда, несмотря на применение исторических материалов, центральным героем становится романтический персонаж. Соответственно, произведение можно также отнести к направлению романтизма.
План
Разобраться в особенностях данного произведения и понять его суть поможет план анализа Капитанская дочка:
✔️ О чем идет речь повести.
✔️ История создания и прототипы героев.
✔️ Основные действующие лица.
✔️ Тема произведения и поднимаемые проблемы.
✔️ Особенности композиции и определение жанра.
Анализ Капитанская дочка пригодится учащимся 8 класса. После его изучения каждый школьник с легкостью сможет написать сочинение на данную тему.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Анализ романа «Капитанская дочка»
Капитанская дочка — одно из немногих прозаических произведений великого русского поэта А. С. Пушкина. Это книга, повествующая о крупном крестьянском восстании, которое потрясло Российскую империю в семидесятых годах восемнадцатого века. Значение романа столь велико, что многие люди уже в наше время воспринимают те давние события именно через творение Пушкина.
-
2 слайд
Описание слайда:
История создания
Пушкин решил начать работу над «Капитанской дочкой», вдохновившись успехами английского писателя Вальтера Скотта, чьи исторические романы в то время покорили всю Европу. -
3 слайд
Описание слайда:
Жанр и направление
Роман сочетает в себе элементы как романтизма, так и реализма.
Пример исторического романа
19 века -
4 слайд
Описание слайда:
Смысл названия и эпиграфа
Маша Миронова – «милый идеал » русской девушки А.С.Пушкина -
5 слайд
Описание слайда:
Главные герои
Петр Андреевич Гринев – мужественный, храбрый и честный дворянин и офицер -
6 слайд
Описание слайда:
Марья ивановна Миронова
Дочь коменданта Белогорской крепости.
Идеал женщины (для Пушкина). Ее характер украшают бескорыстие, смелость, преданность и сила духа. -
7 слайд
Описание слайда:
Иван миронов
Бедный офицер, отдавший армии 40 лет жизни. Честный, добрый, и
Самоотверженно оборонял крепость и принял смерть от рук мятежников, отказавшись изменить присяге. -
8 слайд
Описание слайда:
Василиса Егоровна Миронова
Властная и хозяйственная жена коменданта. Заботливая мать и добросовестная супруга, которая отказалась покинуть крепость, не захотела бросить мужа. Была безжалостно убита восставшими. -
9 слайд
Описание слайда:
Емельян пугачев
Мятежный казак, лидер восстания, самозванный император Пётр III. Безжалостный убийца и бескомпромиссный бунтарь. Не лишён благородства, способен помнить добро. Уважает Петра Гринёва за его честность и простоту.
Изначально понимая печальные перспективы своей авантюры, идёт до самого конца, смиряясь со своей судьбой -
10 слайд
Описание слайда:
Алексей Швабрин
Молодой и талантливый офицер. Оказывается полной противоположностью Гринева.
Подлый и низкий человек, который стремиться лишь к собственному благополучию и выживанию.
Изменник. -
11 слайд
Описание слайда:
Екатерина вторая
Императрица России. Приятная и сострадательная женщина. Милосердно снимает с Гринёва все обвинения и обеспечивает счастье его и Маши -
12 слайд
Описание слайда:
Савельич
Старый слуга Петра Гринева, ставший его верным спутником и другом. -
13 слайд
Описание слайда:
Тематика романа
Честь.
Нравственный долг.
Любовь
Народ.
Доброта.
Смелость.
Тема бунта.
Нравственность.
Ценности. -
14 слайд
Описание слайда:
Проблемы
Бесчестье.
Совесть.
Милосердие.
Воспитание и становление личности.
Нравственный выбор.
Война.
Власть.
Дворянство.
Справедливость. -
15 слайд
Описание слайда:
Проблемы
Осуждая явление Пугачёвщины и ту жестокость, которую она породила, Пушкин старается объективно воспринимать те события. Он демонстрирует нам несовершенство государственного строя Российской империи, но в то же время показывает идеал в лице Гринёва, к которому необходимо стремиться всему дворянству,
Основная идея в романе «Капитанская дочка» заключается в том, что бессмысленный и кровавый бунт является не решением социальных проблем, а главным последствием нежелания правящей элиты решать их.
Также автор считает, что даже в самый тёмный час истории высокие моральные качества способны переломить ненависть и победить ложь.
Но на первое место Пушкин ставит даже не смелость и честь Петра, а именно милосердие, кротость и силу духа капитанской дочки. -
16 слайд
Описание слайда:
Мораль
Роман учит нас всегда оставаться человеком, отстаивать свои убеждения и держать слово.
Гуманизм и человечность возможны в любой ситуации, и наш долг — не забывать об этом.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.
Тема:
Капитанская дочка
Похожие материалы
-
Презентация к уроку литературы «Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»
-
Презентация к уроку литературы «Творчество Жуковского»
-
Контрольная работа по литературе «1 полугодие 9 класс»
-
Технологическая карта урока (7 класс)
-
Презентация (7 класс) Нравственный выбор Тараса Бульбы
-
Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Русские народные песни
-
Открытый урок по литературе на тему: «Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева»
-
Презентация по литературе тест на тему «А.Блок
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448726 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
Аргументы к сочинению по «Капитанской дочке» Пушкина
Роман «Капитанская дочка» написанный А.С. Пушкиным после его поездки в Оренбург – произведение многоплановое и многогранное. Во-первых, это произведение историческое, поскольку охватывает непростой для России период Пугачевского бунта. Во-вторых, это произведение психологическое, затрагивающее душевные переживания героев. И в-третьих, этот роман социальный, так как в нем рассматриваются взаимоотношения различных слоев российского общества.
Рассматривая нравственные аргументы, затронутые автором в этом произведении, мы коснемся здесь вопросов истории и социальных отношений.
Нравственный выбор
На протяжении всей жизни людям приходится делать нравственный выбор. И каждый решает этот вопрос так, как ему подсказывает воспитание, совесть, привитые моральные устои. Герои романа «Капитанская дочка» – не исключение. Здесь свой нравственный выбор делает Мария Миронова, выбирая между нелюбимым супругом и несвободой. Ее женская интуиция и чуткое сердце разглядели в Швабрине низкую и подленькую душонку. Она с первых дней его невзлюбила и боялась. Боялась, несмотря на то, что еще были живы мать и отец, способные защитить ее. И пока она находилась под родительской защитой, Швабрин не смел приближаться к ней, но исподтишка, подленько ее оговаривал.
Даже когда она осталась без защиты и опеки, она отказалась принять любовь Швабрина. К моменту захвата крепости она успела горячо полюбить Гринева. Ради этой любви готова была пережить все невзгоды. Она верила, что Петруша приедет и защитит ее.
Наконец, Петр Гринев сделал свой нравственный выбор, предпочитая гибель предательству. Он присягнул царице, а в лице ее – Отечеству. Для него другого царя быть не могло.
Внутренний мир
Каждый человек, проживая жизнь, приобретает знания, жизненный опыт, нравственные ценности. Так же за время службы Петр Гринев из маменькиного сынка, повесы и шалопая превращается в достойного офицера. Потому что в его душе жили привитые родителями нравственные устои. Они дремали до поры до времени, пока молодой человек гонял по крышам голубей. Но, столкнувшись с реалиями жизни, его душа закалилась.
Чего нельзя сказать о Швабрине. Он всякий раз, сталкиваясь с трудностями, пасовал, вел себя не достойно. В результате, сначала был разжалован из офицеров и сослан в дальнюю крепость, но и здесь повел себя как подлец и трус, покорившись Пугачеву.
Свой внутренний мир был и у разбойника Пугачева. У него было свое понятие о чести и достоинстве, которому он следовал всю его жизнь. Пусть, даже не совсем правильное. Но он не отступал от них.
Способность к подвигу
Способность к подвигу, подвижничеству произрастает от силы духа. Люди не всегда сознают, на что способны. Сталкиваясь с трудностями, слабые духом ломаются, опускаются до низких поступков, а сильные духом совершают подвиги во имя любви, Родины, близких. Машеньку Миронову все считали трусихой, а она не побоялась почти одна отправиться к императрице, чтобы защитить своего любимого от каторги, а может быть и от смертной казни. Потому что гибнущий Швабрин и тут не удержался от соблазна свершить подлость.
Из чувства чести Петр Гринев честно признался, Пугачеву, что будет воевать против его головорезов, если его пошлют. Это его долг офицера и дворянина. Из чувства долга он призывал Пугачева отказаться от своих замыслов и сдаться на милость императрицы, хотя понимал, что Пугачев может в любой момент отправить его на виселицу, казнить его. Находясь у Пугачева, Гринев всякий раз оказывался во власти этого страшного человека. Но когда возникла необходимость защитить Машу, он пришел к Пугачеву снова.
Чувство собственного достоинства
Чувство собственного достоинства способно толкнуть человека как на благородные, так и неблаговидные поступки. Отвергнутый Марией Мироновой Швабрин, делает ей гадости. А когда она оказывается в крепости в его власти, пытается подавить ее волю, и принудить к замужеству. Но Маша тоже не лишена этого чувства. Она даже ценой голода и неволи отказывается принять предложение Швабрина.
Чувство собственного достоинства не позволяет Марии принять предложение Гринева, когда она узнала, что отец Петра отказался благословить их брак. Она любит Петра, но тем не менее, не позволяет себе идти на поводу собственных чувств. Она станет женой Гринева, но только после того, как родители Петруши примут ее в семью и благословят их союз.
Чувство справедливости
Способность к справедливости всегда ожидают от сильных мира сего. В этом произведении мы видим, что разбойник Пугачев, и Императрица Екатерина Великая не лишены этого чувства. Пугачев, тронутый преданностью слуги, и узнавший своих ночных спутников, отпускает Петра Гринева и его дядьку Савельича с миром, памятуя о подаренной заячьей шубе. Видно, в тот момент, она действительно сослужила добрую службу Пугачеву, защитила от лютого холода. Хоть и была немного маловата в плечах.
Екатерина Великая, выслушав Машу, наверняка заставила проверить все показания. Убедившись в том, что все обвинения против Гринева выстроены исключительно на клеветнических показаниях Швабрина, приказала освободить его. а дочери преданного Ее Величеству, и верного Ее слуги капитана Миронова, Императрица пожаловала приданое, ставшее залогом новой, счастливой жизни девушки.
Честь и совесть
Честь и совесть всегда идут рядом. Человек, не имеющий совести легко идет на бесчестные поступки. Он способен солгать, ударить в спину, оклеветать, предать родину, отказаться от присяги. Таков Швабрин.
Гриневу отец завещал беречь честь смолоду. Сам Петруша на протяжении романа не позволял себе бесчестных и низких поступков. Он вступился за честь семьи Мироновых, вызвав Швабрина на дуэль. И когда Гринев был ранен, именно Швабрин отправил родителям Гринева анонимное письмо, сообщив о дуэли в искаженном виде. Только искаженной информацией можно объяснить гнев Гринева старшего, направленный против сына и отказ от брака с Машей.
Свое понятие о чести и совести было и у Пугачева, который если дал слово, предпочитал его не нарушать. Он не был дворянином. Простой мужик, мечтавший о свободе для себя и других мужиков.
Преданность и верность
Верность – это многоплановая черта. Верность Родине и данной присяге заставляет Петра служить отечеству и даже под страхом смерти он не отказывается от присяги. Он признается Пугачеву, что, если от него потребуют, он будет воевать против него, Пугачева.
Верность любимому помогает Маше Мироновой выдержать все испытания, на которые обрек ее Швабрин. Маша до последнего хранила верность Гриневу и была готова умереть, лишь бы не выходить за Швабрина замуж.
Девушка Палаша все время оставалась рядом с Машей, проявив к своей хозяйке чувство преданности и верности. Хотя она много раз могла покинуть ее в сложившейся суматохе, она оставалась со своей несчастной барышней до конца.
Милосердие и доброта
Доброта и милосердие всегда идут рядом. Маша проявила милосердие в отношении к Петру, выхаживая его, когда тот был ранен. Батюшка с женой тоже выказали христианское милосердие и доброту в отношении к Маше, когда прятали ее у себя дома, выдавая за больную племянницу. А Маша действительно была больна, не пережив гибели обоих родителей. Нервное потрясение переживания свалили ее. Поистине царскую доброту проявила к Марии императрица, одарив ее приданым.
Родители Петра как родную приняли Машу в своем доме, когда узнали о несчастье, постигнувшем эту робкую девушку.
Любовь
Редкое литературное произведение обходится без такого понятия как любовь. В романе «Капитанская дочка» линия любви проходит через весь роман. Это любовь Маши и Гринева. Правда тут проскальзывает любовь Швабрина, но трудно назвать чувство этого отставного офицера к Маше любовью. Любовь возвышает душу, толкает человека на благородные поступки. Швабрин любит не Машу. Он любит себя и свое желание обладать этой девушкой.
В романе просматривается и родительская любовь:
- Супругов Мироновых к единственной дочери, которой желают счастья. Конечно и капитан, и его мать всей душой переживают, что в такой глуши девушке трудно найти достойного супруга.
- Старика Гринева к сыну. Он суров и строг, но он хочет только одного, чтобы его сын стал достойным гражданином своей страны. Именно поэтому он отправляет сыне не в Петербург, где молодые офицеры развращаются душой от безделья, а в далекую оренбургскую крепость.
Здесь через весь роман проходит еще одна любовь. Это любовь старика Савельича к воспитаннику Петруше. У него своих детей никогда не было, вот Савельич и перенес нерастраченные отцовские чувства на молодого барина.
Надеемся, что описанные аргументы помогут вам написать хорошее сочинение по «Капитанской дочке» Пушкина.
Аргументы к сочинению задание 9.3 ОГЭ из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
1. Вспомним героя литературного произведения — повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Офицер Алексей Иванович Швабрин на протяжении всего повествования совершает бесчестные поступки: на дуэли наносит подлый удар шпагой в спину противника, во время захвата крепости, не задумываясь, переходит на сторону бунтовщиков, силой пытается склонить к союзу Машу. Слова Швабрина тоже не вызывают восхищения: он незаслуженно оговаривает честное семейство коменданта Миронова, едко отзывается о любовных стихах своего соперника и даёт ему весьма сомнительный совет о том, как добиться расположения девушки и, наконец, клевещет на Петра Гринёва, называя его изменником. Всё это наводит на мысль о душевном бесчестии Швабрина. Перед нами человек с мелкой и эгоистичной душонкой.
2. Богатым внутренним миром обладает и Маша Миронова, героиня повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда девушка узнала, что Петру Гринёву грозит смертная казнь, она бесстрашно отправляется к самой царице, для того чтобы спасти своего возлюбленного. Маша смогла побороть в себе трусость и нерешительность ради спасения другого человека. А это свидетельствует о душевном богатстве девушки.
Таким образом, слова и поступки человека всегда помог заглянуть в его внутренний мир.
Блок 2 «Выбор»
Главный герой произведения А.С. Пушкина “Капитанская дочка ‘’ Петр Гринёв. Герой стоит перед выбором: остаться верным присяге или стать в ряды Пугачева. Молодой офицер остается верным присяге, несмотря на то, что его могут убить. Рискуя собственной жизнью, он спасает Машу Миронову, не выдав ее на суде, несмотря на то, что это спасло бы его самого от обвинений в измене. Гринев выбрал путь, сохранивший ему честь и достоинство. Не зря эпиграфом к повести стоит пословица: «Береги честь смолоду».
Следовательно, выбор зависит от личностных качеств самого человека, его мировоззрения, моральных установок, а не формируется под давлением обстоятельств.
Блок 3 «Нравственный выбор»
Свой нравственный выбор сделал и Пётр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда Петруша проиграл в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич стал убеждать своего воспитанника не отдавать долг этому аферисту. Гринёв и сам понимал, что Зурин обвёл его вокруг пальца, но всё же принял решение отдать деньги. Он поступил так, как учил его отец — по законам чести.
Блок 4 «Доброта»
Хочется обратиться к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» В данном романе, также можно найти примеры доброты.
Первым примером может послужить эпизод, когда благодарный за своё спасение Гринев не задумываясь, отдает свой заячьий тулупчик вожатому — пьянице и прайдохе. Следовательно, главный герой смог проявить великодушие и щедрость, по отношению к простому мужику, не обращая внимания на его внешний вид.
Второй пример, можно привести, вспомнив, что Пугачев в последствии материально помог Гриневу, а также оставил его в живых, даже, когда тот отказался целовать его руку, прекрасно понимая, что это самозванец. Этот поступок, для мятежника и разбойника Пугачева, на мой взгляд, был странен, но он показывает, что доброта есть даже у разбойников.
Блок 5 «Драгоценные книги»
Книги имеют огромное воспитательное значение, помогают нам быть лучше, добрее, внимательнее друг к другу, не терять своего достоинства. Помню, какое огромное впечатление на меня оказала повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Я восхищалась Петром Гринёвым, его смелостью, верностью любимой девушке, а главное — его честью, которую он не уронил даже пред лицом возможной смерти. А как мне понравилась Маша Миронова! Эта хрупкая, боязливая в начале произведения девушка показала такую силу характера, защищая любимого, что понимаешь, как же много есть в каждом из нас такого , чего мы и сами-то порой не знаем. А Швабрин вызвал во мне столько негодования и даже отвращения, что я поняла: самое страшное на свете — предательство, потеря человеческого достоинства. Да, «береги честь смолоду». Именно к этому выводу я пришла, читая замечательное произведение А.С.Пушкина.
Блок 6 «Дружба»
Вспомним также взаимоотношения героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Гринёва и Швабрина. Когда ещё совсем не опытный Петруша приехал в крепость, Швабрин умело притворился его другом. А сделал он это из корыстных побуждений: ему хотелось быть ближе к своему сопернику и держать под контролем привязанность Гринёва к дочери коменданта Маше, для того чтобы впоследствии устранить его. Но Гринёв вовремя распознал коварство Швабрина. Эта история учит нас внимательнее относиться к тем, кто называет себя нашими друзьями.
Блок 7 «Жизненные ценности»
1. Произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка» содержит в себе множество жизненных ценностей, одной из которых является честь . В начале повести от отца Гринева мы слышим фразу , которая станет жизненным ориентиром Петра Гринева, «Береги честь смолоду».
2. Жизненные ценности семьи Гринёвых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка» — доброта, честность, любовь и милосердие. Андрей Петрович Гринёв является примером для сына. Он не терпит праздности, гордится тем, что никто в его роду не поступился своей совестью, и наставляет сына, отправляя его на службу: «…Береги платье снову, а честь смолоду». Петруша Гринёв хорошо усвоил урок отца, нигде не отступает от чести по малодушию или по страху.
Блок 8 «Любовь»
Смелость показывает и Маша Миронова — героиня повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Кажется, что Петр всю повесть спасает её, но его невеста также делает отважный шаг. Она, простая девушка, воспитывавшаяся в крепости, не побоялась одна поехать с просьбой в столицу к самой императрице. Своим поступком Марья спасает Гринёва от ссылки, ведь у нее получается уговорить Екатерину простить и помиловать верного долгу офицера. При этом героиню язык не поворачивается назвать отважной, ее всегда отличали робость и застенчивость. Таким образом, любовь творит чудеса, вдохновляя людей на смелость.
Петр Гринёв, как настоящий влюблённый, борется за дорогую ему девушку. Когда он получает письмо от Маши, где она сообщает, что Швабрин принуждает её к замужеству, Гринёв тут же едет к генералу и просит роту солдат, чтобы освободить Белгородскую крепость. Ему отказывают. И тут герой не выжидает, не думает о собственном будущем (ведь за «дружбу» с Пугачёвым ему грозила ссылка), но едет один выручать Марью Миронову. Гринёв проявляет храбрость и в разговоре с бунтовщиком, не лицемерит перед ним, не унижается, поэтому и увозит невесту с собой, ведь Емельяну нравятся доблесть и отвага его врага. Только смелые люди способны на сильные чувства и могут их отстоять.
В «Капитанской дочке» есть и персонаж — трус. Это Швабрин. Он не ожидал услышать отказ от Маши, которую так же любил. Не готовый смириться, он воспользовался ситуацией, когда крепость взял Пугачёв. Алексей держал любимую девушку взаперти, мстил ей и Гринёву, добиваясь ее руки подлостью и хитростью. Такое поведение трудно назвать «борьбой за любовь», ведь он не жертвует собой, а пытается сделать хорошо себе лично. Такое неприятие отказа можно назвать трусостью, ведь Швабрин боится посмотреть правде в глаза. Кроме того, в нем ощущается страх честного поединка за сердце красавицы, он предпочитает нечестные пути, а не прямое столкновение. Все это обеспечивает герою поражение в любви.
Блок 9 «Материнская любовь»
Василиса Егоровна Миронова, героиня повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», выражает собой доброту и материнское участие. Она трогательно заботится о муже, дочери и всех обитателях Белогородской крепости. Главного героя, Петра Гринева, она принимает как сына, просто и сердечно обращается с ним, в семье Мироновых он находит второй дом.
Блок 11 «Неуверенность в себе»
Преодолевает свою неуверенность и героиня повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова. В начале произведения перед нами очень робкая, пугливая девушка. Она краснеет во время разговора и падает в обморок при пушечном выстреле. Но перенесённые испытания закаляют характер Маши. В конце повести героиню не узнать: она смело и решительно борется за спасение своего возлюбленного.
Блок 12 «Сила духа»
Сильным духом человеком можно назвать Петра Гринёва – главного героя произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринёв оказался перед сложным выбором: с одной стороны – служба под предводительством Пугачёва, предательство; с другой – смерть и верность себе, долгу. Чтобы сберечь честь, юноша напряг все свои силы и предпочел казнь измене. Даже сохранив жизнь, он все равно не раз рисковал ею, чтобы поступать по совести.
Блок 13 «Взаимовыручка»
1. Взаимовыручка должна быть основой и в любви. В «Капитанской дочке» Пушкина герой не побоялся вступиться за честь девушки, а позже и выручить ее из плена. Так он доказал ей, что является надежным юношей. Потом и она выручила его, упросив императрицу об его освобождении.
В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» автор иллюстрирует нам взаимоотношения Петра Гринева и Марии Мироновой. В основе этих взаимоотношений лежит любовь и искреннее желание помочь друг другу. Однажды Петр Гринев спас Машу из плена Швабрина в Белогорской крепости. В ответ на этот благородный поступок Маша спасает Гринева от казни, рассказав Императрице, что Гринев оказался замешан в связи с Пугачевым из-за неё. Любящие люди, рискуя многим, выручают друг друга из тяжелых жизненных ситуаций.
2. А.С.Пушкин. Капитанская дочка. История с заячьим тулупчиком. Гринев отдал его Пугачеву, а тот помог ему выручить из плена Швабрина Машу Миронову
Блок 14 «Счастье»
По-настоящему счастливы герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Маша Миронова в конце произведения. Они вместе, любят друг друга. Но путь к этому счастью был сложен, многое пришлось преодолеть и пережить героям: смерть родителей Маши, страшный бунт Пугачёва, недоверие окружающих. Но взаимоподдержка, сильные чувства по отношению друг к другу, нравственная чистота героев позволили им всё преодолеть и быть вместе, стать счастливыми.
-75%
Аргументы: «Смелость и трусость» в повести «Капитанская дочка»
Александр Пушкин сам не понаслышке знал многочисленные примеры смелости и трусости, ведь жил в эпоху, когда скрыть проявления характера было практически невозможно. Дуэли, военная служба, охота, карты – все развлечения знати требовали демонстрации отваги и защиты чести. Может, именно поэтому писатель вложил свои силы в создание исторического зеркала ушедшей эпохи, где нравственные достоинства и несовершенства человека были еще более очевидны. На страницах произведения он попытался дать урок своему поколению и тем, кто придет ему на смену, научить людей истинной добродетели души. В частности, в «Капитанской дочке» можно найти убедительные аргументы на тему «Смелость и трусость», которые помогут выпускникам в написании итогового сочинения по данному направлению.
- Примером отважного человека является главный герой повести Пушкина «Капитанская дочка». Он проявляет свою смелость в обороне крепости, когда на нее нападают мятежники. Петр рвался в бой и не посрамил честь дворянина. Но гораздо больше потрясает его отказ от присяги Пугачеву, который сулит мученическую смерть. Однако Гринев не из робких, и он не мыслит себя предателем. Эту черту уважает в нем даже враг. Поэтому следующий героический поступок выпадает на его долю после освобождения из крепости. Юноша выручает Машу, и при этом ослушивается командования. В итоге за формальную «измену родине» его хотят осудить. Но и в данной ситуации Гринев не оправдывается и не жалеет о своем поступке, ведь смелость в человеке нередко соседствует с совестливостью, честью и достоинством.
- Феноменальную трусость изображает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Швабрин становится предателем до мозга костей по вине своего всепоглощающего страха. Алексей готов на все, лишь бы избежать опасности. Например, он роняет свое достоинство, пользуясь нечестным приемом в дуэли с Петром. Чтобы избежать конкуренции с его стороны, он также поступает подло: очерняет Машу в глазах кавалера. Но самым низким его поступком стала присяга бунтовщику Пугачеву, к которой он заранее подготовился, предвидя поражение. Так, трусость стала причиной морального разложения личности.
- Смелость демонстрируют не только мужчины. Героиня повести Пушкина «Капитанская дочка» стала отважной благодаря трагическим обстоятельствам: ее семью убили мятежники в ходе захвата крепости. Она осталась одна во вражеском стане, да еще и наедине с подлым предателем, насильно вынуждающим ее выйти за него замуж. В такой ситуации отнюдь не каждая девушка могла совладать с чувствами. Но Марья терпеливо сносила испытания, пока от нее не потребовались решительные действия. Когда Петра арестовали за то, что он пошел к ней на выручку, она поехала к императрице и рискнула просить за «изменника». Юная героиня без связей и помощи при дворе поехала добиваться спасения любимого. Царица была тронута ее историей и помиловала Гринева. Вот так смелость «города берет».
- Савельич, второстепенный герой повести «Капитанская дочка», тоже является примером смелости в произведении. Хоть он и холоп, но не боится своего господина, а уважает его. Когда Гринев проигрывается в карты, его слуга по-отечески журит его и сердится. Молодой господин дерзит и отвечает запальчиво, но крестьянин славится своей хваткой: он все же убеждает юношу в своей правоте, не боясь наказания, которое мог применить любой дворянин. Но самый мужественный поступок героя – это спасение Петра от гнева Пугачева. Именно Савельич добивается помилования Гринева, напомнив Пугачеву об услуге, оказанной ему барином. Холоп не боится смерти и выступает против сурового мятежника, заслонив собой хозяина. А ведь он мог бы предать его, переметнувшись к тем, кто как раз таки отстаивал его интересы на политической арене. Так он приобрел бы свободу. Но смелость возвышает человека, делая его еще и честным по отношению к другим.
- Трусость в любви демонстрирует Швабрин, пытаясь хитростью и бесчестным поведением заполучить сердце Марьи. Он боится предстать перед ней, как есть, без фальши и бесконечных подлостей. Не способен герой и на откровенное признание. Он лишь всячески задевает девушку, вместо того чтобы проявить внимание и заботу. Его чувства также пропитаны страхом, как он сам, и героиня это ощущает, поэтому отдает предпочтение другому человеку. Неудивительно, ведь людям совершенно справедливо не нравится боязливость и неуверенность человека в поступках, словах и чувствах. Поэтому отсутствие смелости может повредить не только на бранном поле, но и в личной жизни.
- Трусость в какой-то мере проявляется в поведении отца Гринева, который отказывает сыну в благословении. Его страх можно понять: сын мог быть обманут из корыстных побуждений. Все-таки состояние Марьи было несравнимо с богатством Петра. Девушка едва ли имела основания претендовать на такой неравный брак. Герой боялся, что она – всего лишь корыстная и лицемерная особа, которая хочет вылезти «из грязи в князи». Но он страшился за судьбу наследника – это чувство можно понять и оправдать, поэтому нельзя сказать, что тот или иной трусливый поступок всегда продиктован низостью человека. Иногда такое поведение вполне простительно, ведь речь идет о самых дорогих сердцу людях.
Читайте также:
Анализ стихотворения «Чем они живут» («Их образ жизни»)
Автор: Guru · Published 07.11.2016 · Last modified 08.10.2017