Сочинение на тему маленький человек в произведениях пушкина

Автор на чтение 9 мин. опубликовано 25.02.2021 во многих произведениях русских писателей наблюдаются образы маленького человека. в данной статье, предназначенной

На чтение 9 мин. Опубликовано

Во многих произведениях русских писателей наблюдаются образы «маленького человека». В данной статье, предназначенной для подготовки к урокам литературы, рассмотрим, кто такой «маленький человек» в литературе.

Термин

Сначала понятие «маленький человек» обозначало людей низших сословий. Данный термин был введен отечественным критиком В. Г. Белинским в статье «Горе от ума» (1840 г.) и обозначал «простого человека».

Со временем образ «маленького человека» стал развиваться и психологически углубляться.

Признаки

Литературный тип «маленького человека» имеет отличительные черты: персонаж занимал в обществе низкое положение, он был беден, а также был тем, кто оказывался под гнетом общественных несправедливостей. «Маленький человек» оказывался незащищенным, даже государство не готово было ему помочь. «Маленький человек» не имел способности изменить сложившуюся ситуацию.

Главной особенностью является то, что образ «маленького человека» трагичен. Большинство литературных героев умирают от несправедливостей окружающих людей.

Литературные персонажи

В русской литературе существует множество персонажей, которых можно отнести к «маленьким людям».

Галерея образов открывается А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник» (образ Евгения) и повести «Станционный смотритель» (образ Самсона Вырина).

Наиболее известным представителем данного литературного типа является Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н. В. Гоголя «Шинель». После описания данного образа тема «маленького человека» стала звучать в произведениях чаще.

А. П. Чехов новаторски рассматривает проблему «маленького человека». В рассказе «Смерть чиновника» (образ Червякова), в рассказе «Хамелеон» (образ Очумелова), в рассказе «Толстый и тонкий» (образ тонкого), в рассказе «Человек в футляре» (образ Беликова) писатель показывает, что герои самостоятельно выбирают путь пресмыкания. Если до А. П. Чехова образ «маленького человека» заслуживал жалость и сострадание, то писатель продемонстрировал, что этот тип заслуживает и осуждения.

Образ «маленького человека» в понимании Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого и А. И. Куприна несет в себе черты самоотверженного человека, обладающего огромным талантом.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Маленький человек в литературе», рассмотрит понятие «маленький человек», признаки данного литературного типа и примеры.

Обозначение людей третьего сословия интересовало писателей давно. В сочинении-рассуждении на тему «Маленький человек» рассматривается конкретный тип литературного героя, его черты и особенности характера, а также приводятся примеры. Определение отражает образ людей, не отличающихся силой воли или уверенностью в себе.

Содержание

Общая характеристика понятия

В творческих кругах 19 века одной из значимых тем литературы становится образ «маленького человека». Это понятие впервые ввел в употребление критик Белинский в статье «Горе от ума».

Образ литературного героя

С формированием изображения душевной жизни в отечественной литературе типаж маленьких людей в переносном смысле обретает сложный психологический портрет.

sochinenie_rassuzhdenie.jpg

В произведениях писателей и поэтов такие личности состоят в низших сословиях населения и не представляют ценности, а являются малозаметными или незначительными. Но не для этого писатели представили типаж такого гражданина. Целью было донесение до умов людей мысли, что «маленький гражданин» внутри имеет огромный мир, понятный каждому, а его судьба откликается в душах посторонних.

Обозначение маленького человека:

malenkiy_chelovek.jpg

  1. Простой.
  2. Добрый.
  3. Зажатый, скованный.
  4. Безобидный.
  5. Закрытый внутренне.
  6. Не принимает конфликтные ситуации и избегает их.

Это личность невысокого социального положения и происхождения, не наделенная выдающимися способностями, не различающаяся силой характера, но при этом добросердечная, никому не желающая зла. Понимают выражение «маленький человек», как тип личности, не являющийся озлобленным, а скорее ранимым и уязвимым. Этим могут воспользоваться люди, находящиеся выше по социальному статусу.

Такие персонажи характеризуются позабытыми и униженными. Их жизни, как мелкие радости, и серьезные беды казались ничтожными и недостойными внимания со стороны окружающих. Этот типаж людей и соответствующее к ним отношение пробудила эпоха.

Беспощадное время и царская несправедливость вынуждали многих замыкаться, уходить в себя. Измученные люди жили неприметной жизнью, какую сами создавали, а также тихо умирали. Но именно такие граждане иногда по воле ситуаций, подчиняясь крику души, роптали против сильных, взывая к справедливости.

Эта тема актуальна в настоящее время, потому что сейчас есть люди с мелкой душой, за которой не утаить обман или маску. Также существуют простые люди, являющиеся маленькими только по статусу, но показывающие чистую, не испорченную богатством и благополучием душу, умеющие радоваться, любить, страдать, волноваться, предаваться мечтам, просто жить и быть счастливыми.

Роль неприметных персонажей

В 19 веке представление о «мелких людях» интерпретировалось широко. В советском литературоведении эта мифологема стала идентичной незначительному петербургскому чиновнику эпохи царя Николая.

Человек считается «маленьким» еще потому, что мир его внутренней жизни и притязаний до крайности ограничен, опустошен, заполнен различными запретами. Для него нет исторических и философских проблем, а существует только замкнутый круг жизненных интересов.

С тематикой ограниченной личности в отечественной литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Многие авторы стремятся донести до своих читателей и потомков мысль, что каждый гражданин имеет право на счастье, на личный взгляд на жизнь.

Источником для развития в русской словесности образа послужило третье сословие, состоявшее из обнищавших дворян, бывших студентов и семинаристов, мещан, пытающихся утвердиться в статусе успешных и благонадежных граждан посредством приобретения дворянства.

Образ незначительного героя трагичен, ведь народ из низших сословий не защищен государством, оказывался часто под прессом несправедливости и неспособности повлиять на ход событий. Из маленького дитя вырастет большая личность, если ступит на верный путь.

Обращение к этому образу важно в любую эпоху для отображения жизни обычного народа со всеми проблемами, переживаниями, неудачами, несчастьями и маленькими радостями. Не каждому поэту или писателю удалось донести до читателя все детали жизни «маленькой личности», потаенные части души.

Задача писателей:

  1. Отражение судьбы, быта обычного народа со всеми проблемами, несчастьями.
  2. Представление незначительных радостей.

Любой автор стремился передать все внутренние движения героя, ощутить и пережить все вместе с ним, потому что «маленькие люди» являются личностями, а их чувство ценится больше, чем у знатных граждан общества.

В каждой эпохе существовали «маленькие люди», которые оказываются нравственно выше лиц, занимающих лучшее положение в обществе или по статусу. Авторы пытались понять психологическую сторону характера таких героев, отвечая на вопросы «Почему он так поступил?»


Аргументы из произведений

Образ маленького гражданина упоминается в реалистических произведениях, где писатели обращали внимание на людей низкого социального статуса и происхождения, нередко бедных или ничего из себя не представляющих. Литераторы обратили свой взгляд на простой народ, в жизни которого происходят трагические события.

Примеры в трудах писателей

Именно в реализме стало возможным появление этого типа героя, способного раскрываться в тяжелых ситуациях. В произведении Карамзина «Бедная Лиза» представителем маленького человека является главная героиня — крестьянка, самостоятельно обеспечивающая собственную жизнь. Добрая, наивная по характеру Лиза беззаветно влюбляется в Эраста. Вскружив голову юной девушке, мужчина осознает, что это была не влюбленность. Впоследствии Эраст женится на состоятельной вдове, не объясняя Лизе свое исчезновение.

Осознавая предательство любимого, девушка не смогла справиться с эмоциями и сбросилась в реку. Из-за недостаточности внутренних сил и воли, чтобы выдержать отречение и научиться жить с болью в сердце, Лиза погибает.

Примером «маленького» человека в литературе является «Шинель» Гоголя. Тип личности Акакия Акакиевича показывает мелкую натуру в незначительных деталях и подробностях.

Характеристика главного персонажа:

  1. Мягкий.
  2. Низкого роста.
  3. Добрый.
  4. Простодушный.

Мужчина переживал от низкого социального статуса, унижений и издевательств над своей личностью, но предпочитал сдерживаться и молчать.

До покупки шинели Акакий так и оставался неприметным простолюдином. Он долго и кропотливо собирал каждую копеечку для заветной обновки. Но жестокий мир диктует свои правила — у Акакия крадут шинель. От обиды и беспомощности, мужчина заболевает и умирает, не успев насладиться проделанным трудом. Именно собственной закрытостью от мира, людей и нежелания менять жизнь, персонаж прославился мелкой личностью.

В повести Николая Васильевича «Невский проспект» главный герой Пискарев является юным художником, подающим надежды на светлое будущее. Мужчина знакомится с девушкой из публичного дома и бесповоротно влюбляется. Обманутый надеждами художник заканчивает жизнь самоубийством. Его гибель является результатом столкновения беспощадной реальности с идеализированным миром.

В кратком сообщении необходимо отразить, что типаж мелкой личности перешел в литературное затишье и начал существовать в сатирическом формате разных авторов.

Тип личности в творчестве Пушкина

Авторы характеризуют людей «маленького» типа, как боящихся жизни, униженных, смиренных, ощущавших несправедливость. Возникновение этого образа определено российской служебной лестницей в 14 ступеней. На низшей стадии работали и мучились от нищеты, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, одинокие или обремененные семейным бытом граждане, достойные людского понимания, каждый с личной бедой. Особенно часто упоминается образ в произведениях Пушкина.

В «Станционном смотрителе» повествуется о судьбе труженика, слабовольной личности Самсона Вырина. В сюжете представлен характерный конфликт, проявлено обобщение реальности, раскрытое в случае драматической судьбы рядового гражданина.

Мужчина теряет дочь — ее забирает и увозит состоятельный гусар Минский. В судьбах героев возникает конфликт, на фоне которого Самсон оказывается униженным, неспособным дать отпор. Мужчина начинает выпивать и теряет смысл жизни без своей Дуни, обрекая себя на одинокую старость и гибель. Из энергичного станционного смотрителя Самсон превратился в хилого старика.

Другим произведением Александра Сергеевича является «Медный всадник», в котором автор рисует не только картины дворянско-уездного быта, но и заостряет внимание читателей на судьбе «незначительного человека». Городская обстановка сыграла значимую роль в судьбе главного героя Евгения. Во время наводнения мужчин теряет невесту, а все запланированное, мечты и надежды на счастье пропадают.

Автор не рассказывает о прошлом Евгения, не раскрывает его личные данные. Лишая главного героя индивидуальных особенностей, Пушкин превращает его в рядового гражданина из толпы, но в экстремальной, напряженной ситуации мужчина «оживает» и сбрасывает с себя маску «ничтожества», выступая против медного памятника. В состоянии безрассудства Евгений винит во всех бедах Медного всадника, считая виновником своего несчастья императора, воздвигнувшего город на Неве.

В образе маленького человека русские классики стремились показать читателям, привыкшим восторгаться романтическими героями, что простой гражданин является личностью, достойной сочувствия, отзывчивости и поддержки. В мини-сочинении к ЕГЭ можно сделать вывод, что часто литературные герои, характеризующие «мелкого» человека, остаются незамеченными и умирают от несправедливостей окружающих людей.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/literatura/malenkiy-chelovek-obraz-problema.html
  • https://na5.club/literatura/sochineniya/na-temu-malenkij-chelovek.html

Создатель национального литературного языка – такое звание носит величайший поэт Александр Сергеевич Пушкин. Его язык отличается простотой, лаконичностью, но вместе с этим и выразительностью. И, благодаря этому, поэт ярко передаёт характер и быт русского народа. Проанализируем одно из самых знаменитых произведений А. С. Пушкина — стихотворение «К***». Анализ по плану поможет быстро разобраться в прочитанном.

История создания

Датой написания А. С. Пушкиным стихотворения «К***» считается 1825 год. По мнению некоторых литературоведов, поэт посвятил его Анне Петровне Керн (1800 – 1879), первая встреча с которой произошла в 1819 году. Юный поэт был покорен внешней красотой молодой женщины. Потом случился длительный перерыв. Анна была замужем, а Пушкин уехал в ссылку, поэтому встретиться раньше они никак не могли.

И лишь спустя шесть лет, в 1825 году, они вновь встретились. Новое свидание с необычной силой зажгло в Пушкине позабытые чувства. Исследователи творчества поэта считают, что именно это свидание побудило его к написанию неповторимого произведения о любви. Однако это лишь одна из версий истории создания стихотворения «К***». Подробнее об этом Литрекон рассказал в краткой статье. Там же Вы найдете цитаты из писем Пушкина к Анне. Они разительно отличаются от восторженных стихотворений, так что Вы будете удивлены.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «стих» написано четырехстопным ямбом, ведь в нем мы видим чередование ударных и безударных слогов, а каждая строчка начинается с безударного слога. Рифмовка перекрестная.

Преобладающее направление лирического творчества А.С. Пушкина — романтизм. Женский образ идеализирован и противопоставлен серой реальности — классическое романтическое двоемирие.

Жанр — лирическое стихотворение. Перед нами любовное послание, ведь поэт обращается к женщине, которую боготворит.

Композиция

Анализируя структуру произведения, условно его можно разделить его на три части. 

  1. Сначала лирический герой всецело отдан мыслям о любимой женщине.
  2. Затем поэт отдается воспоминаниям о своем невеселом пребывании в вынужденном заточенье, лишившим его веселых мгновений, из-за чего жизнь превратилась в обычное существование.
  3. Далее отсутствие возлюбленной рядом, лишает героя возможности испытывать красоту и радость жизни. И только встреча с ней пробуждает в нем жизненные силы и чувство любви.

Образы и символы

В стихотворении «К***» идет повествование о событиях, происходящих в разные периоды жизни лирического героя: то он взволнован и влюблен, то подавлен, то снова возвращается к жизни, полной смысла и надежд.

В произведении присутствуют два ключевых образа: лирический герой и его возлюбленная. На первое место автор выводит чувства и переживания своего героя. Но описание героини он тоже не оставляет без внимания. У нее нежный голос, милые черты. О ней он говорит не как о живом человеке из плоти и крови, а как о недосягаемой мечте — воплощении чего-то возвышенного и нереального.

Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Лирический герой стихотворения ставит любовь выше всего на свете. Для него образ любимой значит так много, что сердце возносится высоко-высоко от одного только созерцания ее. В нем сразу же появились…

И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «К***» — любовь, воскресшая после разлуки. Лирический герой воспевает свою избранницу и говорит о своих чувствах до, во время и после разлуки. Более подробно тематика произведения освещена в данной статье.

Разлука — тяжелое испытание для влюблённых, и не все сердца его выдерживают. Вот и поэт говорит о том, что «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». Жизнь жестока по отношению к любви, она разрушает чувства. И душа прозябает без любви и без вдохновения. Заточенье — это не только ссылка поэта. Это состояние, в котором мы пребываем по собственной инициативе, когда отдаемся рутине и забываем о том, что жизнь проходит, молодость проходит, а в сердце пусто и темно. Это и есть основная проблема, затронутая в стихотворении.

Произведение проникнуто восторженной интонацией, герой преклоняется перед возлюбленной и наслаждается теми чувствами, которые она породила в его душе.

Основная идея

Стихотворение непревзойденного Александра Сергеевича Пушкина «К***» — это бесценный бриллиант в большом творческом наследстве поэта. Для него смысл жизни состоит в любви. Именно она, любовь, по мнению поэта, делает человека свободным, независимым и желающим жить. Умение любви пробудить человека к жизни — и есть основная мысль произведения «К***».

Любовь пробуждает сердце для жизни и творчества. Она придет значение каждому дню. Яркие эмоции люди переживают благодаря друг другу. Поэтому не стоит соглашаться на заточенье без любви и света. Важно обрети свободу в порыве искреннего чувства, чтобы потом не о чем было жалеть. Таков смысл стихотворения «К***».

Средства художественной выразительности

Произведение «К***» представляет собой послание, составленное в стихах, каждая строчка которого переполнена любовью.

Для придания произведению художественной выразительности, поэт использует метафоры и сравнения, которые позволяют сделать образ лирической героини ярким, очаровательным и возвышенным. С их помощью автор дает возможность понять на сколько глубоки чувства. Прибегнув лишь к одной метафоре — «бурь порыв мятежный рассеял бывшие мечты», Пушкин прямо говорит о личных чувствах. Эпитеты: «милые черты», «чудное мгновенье», «голос нежный» создают неповторимый образ женщины, который универсален и подойдет каждому читателю.

Поэтическая величина произведения – это четырёхстопный ямб с перекрестным методом рифмовки. Стихотворный ритм характеризуется прозрачностью, четкостью и гармоничностью.

Автор: Ксения Сизова

Раздел: Притчи
и легенды в литературе

Школа:

Дата:

ФИО
учителя:

Класс:  
7

Количество
присутствующих:

Отсутствующих:

Тема
урока

«Маленький
человек» в  повестиА.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Цели
обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

7. ПО 1-понимать
термин «маленький человек» в литературном произведении;

7. АИ 5-характеризовать
героев произведения на основе  деталей и цитат из текста;

7. ОС 1-
участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях

Цели
урока

Все
учащиеся смогут
понимать содержание литературного произведения,
отвечать на вопросы, участвовать в беседе, пониматьтермин «маленький человек»
в литературе, дать понятие термину «антитеза»;

Большинство
учащихся смогут
извлекать информацию из произведения, интерпретировать,
характеризовать героев произведения на основе  деталей и цитат из текста;

Некоторые
учащиеся смогут
участвовать в обсуждении произведения, выражая
мнение о героях и событиях,
давать аргументированный ответ на
проблемный вопрос

Языковые
цели

Участвовать 
в обсуждении произведения, выражать своё мнения о героях, аргументировать
свою позицию

Ключевые
слова и фразы:
 повесть, тема,
проблема, сюжет, притча, образ «маленького человека», антитеза

Полезные 
фразы: я думаю…, мне кажется…, хочется отметить…, я считаю…

Письменные
подсказки:
«маленький человек» 
это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный
выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом
добрый, никому не делающий зла, безобидный

Критерии
оценивания

Понимают
содержание повести и выделяют детали в портрете героя;

Определяют 
разницу при сравнении портретных характеристик при помощи цитат;

Анализируют
и сравнивают портретные характеристики героя;

Оценивают,
аргументируют собственную точку зрения

Привитие
ценностей

Развитие
коммуникативных навыков, культуры общения,
 воспитание нравственных
понятий
в
рамках национальной идеи «МәңгілікЕл»

Межпредметные
связи

Самопознание

Навыки
использования ИКТ

Презентация

Предыдущее
обучение

Опора на знания,
полученные в начальных классах, на знания с предыдущего урока по теме
« Притча
о блудном сыне
»

ХОД УРОКА

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало

урока

7 мин.

2
мин.

4
мин.

1
мин

Организация
класса

Психологический настройПриветствие
“Здравствуйте!”

Учащиеся
поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших
пальцев и говорят:

·        
желаю
(соприкасаются большими пальцами);

·        
успеха
(указательными);

·        
большого
(средними);

·        
во
всём (безымянными);

·        
и
везде (мизинцами);

·        
Здравствуйте!
(прикосновение всей ладонью)

7.
ОС 1
Актуализация
знаний

Ребята,
на прошлом уроке мы с вами выяснили роль «Притчи о блудном сыне» в
произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Проверьте в парах
написанные вами дома эссе на основе «толстого» вопроса из учебника:
 смысл
древней притчи о блудном сыне можно выразить двумя нравственными понятиями —
покаяние и прощение. Ограничился ли Пушкин трактовкой лишь этих нравственных
категорий?

ФО
стратегия «Пожелание другу»

Целеполагание

Обратите внимание на
тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на
какие вопросы ответить?

( Кто такой
«маленький человек»?Кто из героев повести воплотил в себе образ маленького человека?)

Презентация
к уроку

Презентация
к уроку

Середина урока

33 мин.

2мин

5мин

2 мин.

2
мин

7мин.

2
мин

2
мин

1
мин

3 мин

2
мин

2
мин

Деление
на разноуровневые группы с использованием  приема «Цветные стикеры»

— К своей повести А.
С. Пушкин взял эпиграф из стихотворения П. А. Вяземского «Станция», но
изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а
это низший гражданский чин в дореволюционной России. Давайте посмотрим,
какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей?

7. АИ 5.
Работа
с художественным текстом

Характеристика
смотрителей.

Графический
органайзер «
Одиночный пузырь». Учащиеся находят
в тексте цитаты, характеризующие станционных смотрителей.

image001

Защита графического органайзера у доски спикером от каждой
группы

Формативное оценивание «Похвальный бутерброд»

7. АИ 5.
и 7. ОС 1. Дифференцированное задание (работа в тетради)

Уровни мышления

Критерии оценивания

Знание
и понимание

Понимают
содержание повести и выделяют детали в портрете героя

Применение

Определяют 
разницу при сравнении портретных характеристик при помощи цитат

Анализ
и синтез

Анализируют
и сравнивают портретные характеристики героя

Оценка

Оценивают,
аргументируют собственную точку зрения

— Найдите в повести и
сравните две портретные характеристики Самсона Вы­рина. Как изменился герой?
Почему?

( вопросы изучебника стр.
45)

Группа 1-(для менее способных
учащихся)-сравнительная цитатная характеристика (таблица);группа 2-(для
учащихся со средними учебными возможностями)-диаграмма Венна;группа 3-(для
более способных учащихся)-«Граффити».

Дескрипторы:

1.Выделяют
детали в портрете героя

2.Определяют
разницу при сравнении портретных характеристик.

 3. -составляют
цитатную характеристику героя (таблица)

-находят
общее и отличие при характеристике героя (диаграмма Венна)

-составляют
графическое изображение-ассоциацию к литературному герою

4.
Анализируют и сравнивают портретные характеристики героя
.

5.
Оценивают, аргументируют собственную точку зрения

Защита графической модели у доски спикером от каждой группы

Формативное оценивание наблюдение учителя «Словесное оценивание»

Записи в тетрадях,
выход на понятие – антитеза

7. ОС 1.
и 7. ПО 1
Стратегия
«
Руководимое 
чтение»

1.      Предварительная
беседа по вопросам:

— Какие качества в характере Вырина
вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек?

Работа с учебным теоретическим материалом
на стр.44стр.10.

Обращение к проблемному вопросу:  можно
ли Вырина назвать «маленьким» человеком? (вернуться к графическому
органайзеру«Одиночный пузырь», по которому учащиеся работали в начале урока)

Учитель вводит
понятие термина «маленького» человека в литературе. Учащиеся записывают
определение в тетрадь.

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и
происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой
характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин,
и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям,
привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек
тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

Формативноеоценивание
«ЗХУ
»

«Русская
литература»

учебник-хрестоматия

 для
5 классов общеобр.

школ»,автор
Н.П. Локтионова

Изд.
«Мектеп», 2017г.

Русская
литература

Учебник-хрестоматия

 для
5 классов общеобр.

школ»,автор
Н.П. Локтионова

Изд.
«Мектеп», 2017г.

Листы
формата А-3, маркеры, восковые мелки

Лист с
диаграммой Венна, лист с таблицей для цитатной характеристики

Русская
литература

Учебник-хрестоматия

 для
5 классов общеобр.

школ»,автор
Н.П. Локтионова

Изд.
«Мектеп», 2017г.

Конец урока

5 мин.

2
мин

  2 мин 

1
мин

1.      Дифференцированное
домашнее задание (из учебника стр. 49)

Для менее способных
учащихся: описать картину А. В. Венециана “Дуня на могиле отца”, используя
цитаты из текста повести.

Для учащихся со средними
учебными возможностями: написать письмо Самсону Вырину от имени Дуни (или
письмо Дуне от имени Самсона Вырина).

Для
более способных учащихся: написать сочинение на тему “Маленький человек” и
его страдания в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. Составить предварительно
сложный план своей письменной работы.

Рефлексия

Вы завершили изучение повести А.
С. Пушкина “Станционный смотритель”. Оцените результаты своей работы,
закончив предложения.

Я узнал…

Мне понравилось…

Я научился…

     
Мне захотелось…

Формативное оценивание (обратная
связь – приём «Смайлики»)

Русская
литература

Учебник-хрестоматия

 для
5 классов общеобр.

школ»,автор
Н.П. Локтионова

Изд.
«Мектеп», 2017г.

стикеры

Дифференциация

Каким
образом вы планируете оказать больше поддержки?

Какие
задания вы будете

давать более способным ученикам?

Оценивание

Как вы
планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье
и соблюдение техники безопасности

Работа в
парах при проверке индивидуальных домашних эссе по проблемному вопросу.

Работа в
группах при характеристике героя через дифференцированные задания для
сравнительного графического изображения (герой в начале и в конце
произведения)

Индивидуальная
работа при работе с теоретическим материалом по термину «маленький человек»

Формативное оценивание проводилось в
соответствии с целями обучения.
ФО по стратегиям:
«Пожелание другу», «Похвальный бутерброд», по критериям и дескрипторам с
использованием «Словесного оценивания», обратно
й
связи.

Соблюдение
техники безопасности и санитарно-гигиенических норм 

Сочинение.
Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная… В. Г. Белинский 200 лет минуло со дня рождения гения русской литературы, всеми любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах «Евгений Онегин», где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень. Очевидно, что в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается: «…я так люблю Татьяну милую мою!..», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…» Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Марья Гавриловна из «Метели». Но самая привлекательная и «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина. В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже «прелестный уголок», какие попадаются в средней полосе России. Пушкин много раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Русская природа, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну «русскою душой». Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили приметы». Но уже с детства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием. Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства — качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящено роли книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Гак Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная. А разве такая может не нравиться? По дуйте автору и открытость, прямота его героини. Хотя девице признаваться в любви всегда считалось неприличным, Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает: За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит собственной мечте? Мы не можем не заметить постоянства характера Татьяны, присущего ей с раннего детства. А когда она становится знатной дамой, то с грустью и тоской вспоминает прежнюю сельскую жизнь «…волненье света ненавидит; ей душно здесь… она мечтой стремится к жизни полевой». Ц любовь к Евгению Татьяна по-прежнему хранит в душе. Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее отношение поэта к его «милому идеалу»: Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней… Пушкин — «истинный гений» в науке «страсти нежной» — хорошо знал женскую натуру. В его произведениях вырисовывается собирательный портрет девушки, которой он отдает предпочтение. Главные ее черты — благородство и верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брак, Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером, Маша Миронова, не отрекшаяся от своего опального жениха и сумевшая попасть ради его спасения к самой царице. Наконец, Татьяна, которая, по-прежнему любя Онегина, с твердостью отвечает ему: Но я другому отдана, И буду век ему верна. Проходят эпохи, меняются мода, увлечения, общественные условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других «пушкинских девушек» милыми и привлекательными: благородство, чистота, верность. Татьяна Ларина открыла собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих содержательной жизни. Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов», тургеневские героини: Наталья из «Рудина», Елена из «Накануне», жены декабристов, воспетые Некрасовым.
Я считаю, что «Татьяны милый идеал» и в наше время не потерял своей свежести и чистоты. Образ пушкинской героини учит современных девушек верности избраннику, нравственной чистоте, жертвенности во имя любви. Не сомневаюсь, что немало молодых людей и сегодня восхищаются нежным образом Татьяны за ее светлый ум, чистоту души, красоту помыслов и поступков.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Жил герой на съемной квартирке в бедном районе Петербурга. Работал в одном из департаментов, по долгу службы – переписывал документы. Должность настолько мелкая и низкооплачиваемая, что в департаменте даже сторожа относятся к нему с пренебрежением, а чиновники молча подкладывают ему бумаги на переписку, часто не имея на то полномочий. При этом они посмеиваются над Акакием Акакиевичем. Но он не обращает на них внимания, только когда чиновники его под локоть толкают, тогда он просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
Свою работу Башмачкин искренне любит. Над отдельными буквами трудится дольше, выводя каждую закорючку, подмигивает им, улыбается. Часто берет работу на дом, где быстро ест щи, и садится что-то переписывать. Если такой надобности нет, он все равно что-то переписывает, просто для своего удовольствия, даже укладываясь в постель, он с удовольствием думает о завтрашней работе. Лишь однажды директор поручил ему дело важнее – самому исправить документ, изменить титульные буквы и некоторые глаголы, но Акакий Акакиевич оказался на это не способен, сильно вспотел, и попросил дать ему «что-то переписать». Больше его не просили ничего исправлять.
Сокращенно он ведет тихую, размеренную жизнь, не имеет приятелей и семьи. Ему безразлично происходящее вокруг. Казалось, только «лошадь, положившая свою морду ему на плечо, могла вернуть его в реальность петербургской улицы с середины какой-то строчки». Он носит вылинявший мундир и такую прохудившуюся шинель, что в департаменте ее называют капотом. Если бы не мороз, этот «маленький человек» не заметил бы изъянов в своей шинели. Но ему приходится отнести ее в починку к кривоглазому портному Петровичу. В прошлом – крепостному, Григорию, который умел «солидно пить», и «удачно чинить чиновничьи панталоны и фраки».
Портной заверяет, что шинель починить нельзя, а новая обойдется в 150 рублей. Это очень большая сумма, которой у Башмачкина нет, но он знает, что Петрович становится сговорчивее, когда выпьет, и решает придти к портному еще раз в «подходящий момент». В итоге шинель обходится ему в 80 рублей, сэкономить получается на дешевом воротнике из кошки. Около 40 рублей у него уже скоплены, благодаря привычке откладывать по грошу с каждой зарплаты. Остальные деньги нужно сэкономить: по вечерам Акакий Акакиевич отказывается от чая и свечей, реже стирает белье, дома носит халат на голое тело, «чтобы не изнашивать белья», на улице старается ступать так аккуратно, чтобы «не истереть преждевременно подмёток». Башмачкину трудно, но мечта о новой шинели окрыляет его, он часто заходит к Петровичу обсуждать детали.
Наконец он скопил нужную сумму и Григорий пошил новую шинель, счастливый Акакий Акакиевич идет в ней на службу. Самое грандиозное событие в жалкой жизни титулярного советника не остается незамеченным: его окружают сослуживцы и начальники, требуют по случаю обновки устроить вечер. Башмачкин очень смущен, он отдал все свои сбережения на новую шинель, но его выручает некий чиновник, который приглашает всех, в том числе и Акакия Акакиевича, к себе, по случаю именин. Дом чиновника находится в другой части города. Отобедав дома, герой отправляется туда пешком.
Чиновники, которые еще вчера подтрунивали над Акакием Акакиевичем, сегодня его осыпают комплиментами, в новой шинели он выглядит гораздо солиднее. Вскоре о нем забывают, переходят к танцам и шампанскому. Впервые в жизни Акакий Акакиевич позволяет себе расслабиться, но долго не засиживается, и уходит с ужина раньше других. Разгоряченный шампанским, он даже следует за какой-то дамой с хорошей фигурой. Но на пустынной площади его настигают неизвестные люди с усами, один из них заявляет, что шинель на плечах Акакия Акакиевича принадлежит ему, толкает его в снег, и отнимает ее.
Частный пристав вместо помощи, сконфузил Акакия Акакиевича окончательно расспросами о том, почему он так поздно оказался на улице, и не посещал ли какой-нибудь непристойный дом, он ушел, так и не поняв, будет ли делу дан ход. В департамент он снова вынужден придти в старой дырявой шинели, и снова над ним подшучивают, хотя находятся и те, кто его жалеет, и советует отправиться к «значительному лицу, кое может поспособствовать более успешному поиску шинели». Несчастный Акакий Акакиевич, вынужден терпеть незаслуженный выговор этого «значительного лица», которое «значительным стало лишь недавно, а потому озабоченно, как бы придать себе большей значительности». Так и не добившись помощи, он, промерзший в стареньком капоте, возвращается к себе домой в сильной горячке.
На службе о нем спохватились только на четвертый день после его похорон.
На этом рассказ о жизни «маленького человека» заканчивается. Но повесть продолжается, описывая последовавшие странные события после похорон титулярного советника. Поговаривали, что по ночам возле Калинкина моста показывается покойник, который со всех сдирает шинели, не различая их владельцев по чину и рангу. Полиция была бессильна. Однажды, поздним вечером, бывший титулярный советник сорвал шинель и с того самого «значительного лица». С тех пор «значительное лицо» вело себя гораздо скромнее со своими подчиненными.
С тех пор приведения Акакия Акакиевича больше никто не видел, но на смену ему пришел другой призрак – большего роста и с усами.

Заключение

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение на тему маленький человек в произведениях гоголя
  • Сочинение на тему маленький человек с большим сердцем самсон вырин 7 класс
  • Сочинение на тему мало ли что можно делать на море с планом 6 класс
  • Сочинение на тему маленький человек а с пушкин
  • Сочинение на тему маленький ли человек желтков кратко
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии