Написать сочинение – само по себе нелегкое задание. Это нужно правильно выстроить повествование, чтобы одно не наслаивалось на другое, соблюсти четкую структуру и прочее и прочее и прочее. Развивать этот навык поможет наш телеграм-канал, а группа со скидками поможет подобрать выгодные предложения.
А мы расскажем об особенностях написания экзаменационного сочинения, а также перечислим, какие основные темы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году ждут учащихся.
В чем сложность сочинения по русскому языку?
Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.
Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:
- Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
- У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
- Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.
Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.
Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.
Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет.
Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.
И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:
- проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
- проблемы отношений отцов и детей (поколений);
- проблемы культуры и искусства;
- проблемы чтения, языка и речи;
- проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
- проблемы войны, героизма и патриотизма;
- проблемы экологии, природы, животного мира;
- проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.
Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.
Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.
А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.
Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому
Проблема | Темы |
Проблема человека и природы | Как деятельность человека влияет на природу? |
Проблема человека и животных | Почему человек должен заботиться о животных? |
Отношения в семье, детство | Как семья влияет на формирование личности ребенка? |
Красота и богатство русского языка | Что значит для человека родной язык? |
Школа, учителя, книги | Почему человеку важно получить хорошее образование? |
Внутренний мир, нравственные качества человека | О чем может сказать внешность человека? |
Дружба | Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? |
Любовь | Какова настоящая любовь? |
Социальные проблемы | Как нужно относиться к бедным? |
Воспитание | Какого человека можно назвать воспитанным? |
Искусство в жизни человека | Всегда ли талантливого человека замечают? |
Военное время | Почему в военное время героизм был обычным делом? |
Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020
Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:
- жизненные ценности
- дружба
- любовь
- материнская любовь
- доброта
- взаимовыручка
- выбор
- нравственный выбор
- настоящее искусство
- драгоценные книги
- неуверенность в себе
- внутренний мир человека
- счастье
- сила духа
Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.
Автор:
Наталья
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Сочинение-рассуждение
на морально – этическую тему.
( в
рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку)
Подготовила и провела:
Чужинова С.А., учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1имени А. К. Просоедова
2020-2021 уч.год
Цель урока:
сформировать у школьников навыки написания сочинения
— рассуждения на морально-этическую тему в
рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
Цель:
— выявление
умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою
точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
— усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым
должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
1)образовательные: расширение
и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок,
умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми
признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения
выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные:формирование
таких нравственных качеств учащихся,
как патриотизм,
верность отечеству, любовь к своей стране, уважение к героям России.
Методы обучения:
проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные
формы:беседа,
приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации,
раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой.
Заключительным этапом урока стала рефлексия.
Приёмы активизации
мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации,
раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой.
Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания
15.3
Основные
особенности использования цифровых образовательных ресурсов:
иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и
иллюстративный материал по данной теме.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1)
Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.
2)
Запись даты, темы урока в тетрадь.
II.Работа над построением сочинения — рассуждения.
Слово учителя:
Вопросы
классу:
1.Какова
схема построения сочинения-рассуждения (композиция)?
-Тезис.
-Аргументы
(доказательства)
-Вывод.
2.
Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис
– это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы
– это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод
– это заключение, итог проведённого рассуждения.
ФИЗМИНУТКА.
III. Работа над построением сочинения — рассуждения.
2)
Анализ текста. Чтение задания.
Костёр и
муравьи
1)Я бросил в
костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
2)Затрещало
бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились,
сгорая в пламени. 3)Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи
многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не
убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –
какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто
опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…
А.И.Солженицын.
А.И.Солженицын —
писатель, борец за свободу человека. Такие его произведения, как “Один день
Ивана Денисовича”, “Архипелаг ГУЛАГ”, для очень многих людей стали источником
знаний о страшном периоде нашей истории. У Солженицына есть лирические
миниатюры, начатые в 1958 году и известные под заглавием “Крохотки”. Цикл
рассказов “Крохоток” состоит из 17 миниатюр, различных по своему объему,
тематике и жанрово-стилистическим признакам.
15.3. Как Вы
понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ?Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое
патриотизм?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя
свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй —
из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения
должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение
представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы
то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Собеседование с
классом:
1.Как вы понимаете
значение слова ПАТРИОТИЗМ. Дайте определение.
После
собеседования учащиеся приходят к выводу, что это нравственное чувство,
любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими личными интересами во благо
родины. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей страны,
стремление защищать интересы родины и своего народа, а также привязанность к
месту своего рождения, к месту жительства.
Комментарий к
тезису.Комментарий
к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с
заявленным тезисом.
После
собеседования учащиеся приходят к выводу, что поступиться
личными интересами во благо общества крайне сложно, вот поэтому патриоты
заслуживают уважения. Новые поколения россиян должны знать имена и фамилии
патриотов России. Также можно поговорить с учащимися о ложном и истинном
патриотизме.
Комментарий должен
быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего
жизненного опыта.
Орфографическая
работа:
патриотизм, самопожертвование, отечество, эгоизм, альтруизм, сочувствовоть,
сопереживать, соотечественник.
Учитель
обращает внимание учащихся на значение приставки СО-:
Страдание и сострадание;
чувствовать и сочувствовать; переживание и сопереживание. Вывод:
приставка СО — вносит в слово новое значение
« общее,
совместное участие людей ».
2. Аргументы — примеры.
1-й аргумент — из
прочитанного текста А. И. Солженицына.
Собеседование с
классом:
— Какие чувства
испытывает рассказчик, увидев, что в гнилом бревнышке «густо» муравьев? (ответы
учащихся: сожаление, чувство вины перед беззащитными муравьями)
-Посчитайте
глаголы, использованные во 2 – ом предложении. С какой целью автор их
использует? (ответы учащихся: во 2 – м предложении 5 глаголов, 1 деепричастие,
также использовано такое средство выразительности, как лексический повтор «забегали,
забегали».Все эти слова в полной мере передают ужас, страха, отчаяние муравьев
пред пламенем и опять же вину человека перед этими маленькими существами.)
-Каковы действия
человека? Зачем он их совершает?
(ответы учащихся:
человек чувствует свою вину перед гибнущими в пламени муравьями и пытается их
спасти.Это характеризует рассказчика как человека доброго, отзывчивого,
способного на сострадание и признание своих ошибок, даже если они совершены по
«недосмотру»).
-Каковы действия
муравьев и чувства человека?
(ответы учащихся:
муравьи «многие спасались», а человек чувствует облегчение.
-Что удивило
героя? Почему это показалось ему странным?
(ответы учащихся:
муравьи «не убегали от костра».Герою показалось это «странным», так как
появился шанс выжить, а муравьи его не использовали).
-Что заставило
муравьев, преодолевая «свой ужас», страх, боль, «заворачиваться,
кружиться, взбегать на горящее брёвнышко, метаться по нему и погибать там»?
(ответы учащихся: ответ в словах «какая-то сила влекла их назад, к покинутой
родине!», т.е. речь идет о великой силе любви к родной земле, отчему дому,
желании вернуться к родимому очагу)
Учащиеся приходят
к выводу, что рассказ «Костер и муравьи» о любви к Родине. Муравьи сначала
спасали свою жизнь, но потом возвращались к бревну – метафорическому образу
маленькой Родины – и мужественно, геройски погибали. Муравьев можно сравнить с
истинными патриотами, которые любят отечество, готовы ради его спасения отдать
самое дорогое — жизнь. Поэтому можно с уверенностью сказать, что основная идея
рассказа – любовь к своей отчизне. Настоящий патриот не бросит свой народ, свою
землю, лучше предпочтет гибель, но не сбежит. Свою идею автор выразил в
рассказе не прямо, а косвенно, используя метафору.
2-й аргумент — примеры
из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории города,
страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни,
сведения из СМИ и т.п.).
Слово учителя: В данном
сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы.
Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения А. Толстого «Русский
характер» (образ Егора Дремова), М.Шолохова « Судьба человека» (образ Андрея
Соколова), Н. Гоголя «Тарас Бульба» ( образы запорожских казаков, Остапа), Б.
Васильева «А зори здесь тихие», а также приводят примеры из истории, из жизни)
Просмотр фрагмента
из к/ф « Судьба человека» или «Тарас Бульба».
3.Вывод к
сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него
рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
Жизнь – высшая ценность бытия, жизнь прекрасна во всех её проявлениях, но
иногда бывают моменты, когда во имя родины нужно забыть о себе, послужить во
благо отчизне, народу. Это и есть истинный патриотизм.
Домашнее задание: написать
сочинение – рассуждение на морально – этическую тему по предложенному тексту А.
Солженицына.
Примерный вариант сочинения
– рассуждения на морально-этическую тему.
Значение
слова «патриотизм» я понимаю так: это любовь к своей стране, народу, желание
принести пользу отечеству, честное служение людям, готовность забыть о себе и
своих интересах. К сожалению, в наше время люди часто проявляют эгоизм и
считают такое поведение нормой. Это неправильно! Мы, россияне, обязаны знать
имена героев, тех, кто пожертвовал собой во имя Отчизны. Аргументируя свой
ответ, приведу два примера, подтверждающих мои рассуждения.
Во-первых, в
тексте А. Солженицына «Костер и муравьи»рассказывается о человеке, который был
удивлен поведением муравьев, погибающих на горящем бревне. Этот рассказ носит
метафорический характер. Не прямо, а косвенно автор выражает свое восхищение патриотами
страны, теми, кто готов погибнуть ради отечества.
Во-вторых, на уроках литературы мы читали и обсуждали рассказ М.Шолохова
«Судьба человека». Андрей Соколов достойно вынес все муки немецкого плена.
Самыми ярким примером истинного патриотизма героя, на мой взгляд, является
сцена разговора Соколова с комендантом лагеря Мюллером. Солдат, зная, что может
погибнуть, все же отказывается пить за победу немецкого оружия, предпочитая
достойную смерть СОЛДАТА, чем сомнительную сделку. Соколов проявил мужество,
храбрость, истинный патриотизм, вызвав даже уважение у нацистов.
Итак,
патриотизм – это нравственная основа нашей жизни. Я глубоко уверен (а), что
жить нужно прежде всего для людей, служить родине честно и верно. Не случайно в
народе есть поговорка: « Жить — родине служить». В этих словах заключена
мудрость жизни.
Что такое любовь?
Определение
1. Любовь — это самое сокровенное чувство , которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви.
2. Любовь — чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола.
3. Любовь — глубокая привязанность к другому человеку, чувство глубокой симпатии.
4. Любовь – это непреодолимое влечение к другому человеку, желание быть с ним рядом, заботиться и оберегать, жертвовать собой ради любимого – и в то же время не чувствовать себя зависимым, быть внутренне свободным, оставаться самим собой. Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности.
5. Любовь — одно из самых загадочных и сложных чувств в жизни человека. Его трудно объяснить и преодолеть, бывает, ему невозможно противиться…
Комментарий должен подходить к вашим аргументам
- Это чувство, которое позволяет человеку счастливо прожить жизнь. Любовь возвышает людей нравственно, делает их духовно, богаче. Настоящая, искренняя любовь приходит только к тем, кто сам может любить, дарить другим тепло, радость, помогать им, оберегать.
- Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности.
- Любовь и жизнь — эти понятия неотделимы друг от друга. Если нет любви, то и жизнь теряет смысл. Любовь даёт человеку силы выдерживать любые испытания, ради любви совершаются подвиги. Любовь преображает человека, делает его чище, благороднее, мужественнее, добрее, милосерднее.
- Истинную любовь дано познать далеко не каждому из нас – ведь только единицы готовы к глубокому познанию любви и постоянной работе над тем, чтобы сохранить ее силу на протяжении долгих лет. Как правило, человек относится к любви в той или иной степени эгоистично, наслаждаясь лишь положительными эмоциями от этого чувства, а когда любовь сталкивается с неизбежными препятствиями – отказывается от нее.
Аргумент из текста А.И. Куприна
Тезис : Любовь способна возвысить человека, вдохновить его на что-то такое, что раньше казалось невыполнимым, невозможным.
Что ради любви совершает Пьер в тексте «Ольга Сур»? (сборник Н.А. Сениной, 2020г, вариант №6)
- Несмотря на то, что артист неизвестен и небогат, он не боится любить, он даже отваживается прийти к отцу своей возлюбленной просить её руки.
- После отказа и унизительных насмешек отца Ольги Пьер не опускает руки, не впадает в отчаяние. Девушка шепнула ему, что любовь творит чудеса. И Пьер доказал это. Уже спустя год его имя красовалось на заграничных афишах, вся Европа говорила о нём. А ведь Пьер был талантлив и раньше, но успеха он добился потому, что хотел доказать свою любовь Ольге и её меркантильному отцу.
Аргумент из читательского опыта
1. А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка». На что пошёл ради любви Пётр Гринёв? На что пошла Маша? И на что пошёл Швабрин? (сравнить)
2. Н.М. Карамзин повесть «Бедная Лиза». Лиза попрощалась со своей невинностью ради любви к Эрасту. А чем пожертвовал Эраст? Несчастная любовь приносит человеку боль, с которой не каждый может справиться. Она толкает человека на безрассудные поступки. Лиза, не выдержав измены любимого, покончила с собой.
3. Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба». Порой ради любви человек способен на страшные поступки. Андрий, выбирая любовь, предаёт свою Родину, отца, брата, товарищей. И этот выбор никого не делает счастливым.
Аргумент из читательского опыта
4. А.С. Пушкин роман «Евгений Онегин». Влюбленная Татьяна пишет Онегину письмо, но, увы, Евгений не способен распознать настоящее чувство.
5. И.С. Тургенев повесть «Ася». Ася влюбляется в друга своего старшего брата, посвящает ему всю себя, признаваясь в привязанности, но он колеблется и не может вовремя принять этот дар. В итоге Н.Н. слишком поздно осознает свою любовь к Асе и теряет ее навеки. Читателю открывается трагическая сторона любви: ее легко потерять, ведь она мимолетна и пуглива, словно птица.
6. А.И. Куприн рассказ «Куст сирени». Любовь в рассказе предстает не горячей и пламенной страстью, а гармоничными отношениями, наполненными заботой, лаской и поддержкой. Так, Вера заложила все свои украшения, чтобы выручить мужа и помочь ему сдать экзамены. Ее понимание и опека – залог успеха Николая, его опора в жизни. Именно такие добрые и тихие чувства между супругами автор считает настоящей любовью.
Аргумент из читательского опыта
7. М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени». Сложно сохранить любовь, если ты думаешь только о себе. Эгоистичная любовь Печорина к Бэле. В своем чувстве он проявил себя как эгоцентричный человек, который сам не знает, чего хочет.
8. К.Г. Паустовский рассказ «Старый повар». Чтобы спасти свою жену, повар украл у своих хозяев золотое блюдо. Он был очень честным человеком, поэтому этот грех мучил его до конца его жизни. Случайный человек, которому старик исповедуется перед смертью, успокаивает повара, называя его поступок подвигом ради любви.
9. А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума». В любви можно обмануться, как обманывается Софья в Молчалине, как обманывается Чацкий в Софье. Софья была готова пожертвовать своим положением в обществе, поссориться с отцом, чтобы быть с Молчалиным. Любовь слепа – девушка не видела, что Молчалин лишь играет с ней. Так же слеп был Чацкий.
Выводы (по аргументам)
- Любовь возвышает людей нравственно, делает их духовно богаче.
- Любовь вдохновляет человека на благородные поступки, человек совершенствуется, вырастает над самим собой, становится выше и сильнее, чем был когда-то.
- Любовь приносит человеку и счастье, и страдание. Иногда очень трудно не наделать ошибок, преодолеть боль и жить дальше, не разочаровавшись в людях.
- Любовь – это то, ради чего человек способен пожертвовать многим.
- Не каждый способен распознать настоящую любовь и не упустить шанс стать счастливым.
- Ради любви люди иногда совершают ужасные вещи и могут сломать жизнь себе и другим.
- По-настоящему любить – трудно, однако все жертвы и лишения стоят того, чтобы сделать счастливым любимого человека.
Темы сочинений-рассуждений на 9.3 на ОГЭ-2021
Что такое дружба?
———— счастье?
———— сила духа?
———— настоящее искусство?
———— неуверенность в себе?
———— взаимовыручка?
———— выбор?
———— доброта?
———— материнская любовь?
———— жизненные ценности?
———— любовь?
———— внутренний мир человека?
———— драгоценные книги?
———— нравственный выбор?
Определение понятия, тезис, комментарий и выводы
зависят от содержания текста!
1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
2. ВЫБОР — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.
3. ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.
4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ — это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. ДРУЖБА — это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.
6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.
7. ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
8. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.
10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ — это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.
11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.
12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.
13. ВЗАИМОВЫРУЧКА — это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе». Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.
14. СЧАСТЬЕ — это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.
На чтение 5 мин Просмотров 3.3к. Опубликовано
Данная тема и текст актуальны для ОГЭ 2022!
ЗАДАНИЕ 9.3
Как Вы понимаете значение слова АВТОРИТЕТ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как завоевать авторитет?»
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Он растяпа, этот Вовка. (2)Олег же его предупреждал! (3)Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать, после этого они станут друзьями – во!
(4)А с авторитетом вот что вышло.
(5)Олег-то в Ольшанке сто раз был. (6)Он только вылез из автобуса, и к нему сразу кинулись мальчишки: Минтин, Витёк и Егорка. (7)Расхватали вещи и понесли к дому его родни.
(8)А у самого дома на Вовку пошёл какой-то сивобородый козёл. (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
(10)Витёк и Минтин ка-ак захохочут, за ними – самый маленький – Егорка. (11)А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.
(12)После обеда Минтин с Витьком повели компанию в лес в свой «фирменный» малинник.
(13)Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они очутились на заброшенной вырубке. (14)Это и был малинник: запах малины, жара и шмелиное жужжание…
(15)Когда наелись малины, повернули назад и по дороге решили зайти в старый парк.
(16)Одна из аллей будто нарочно приглашала путников в самый глухой угол парка. (17) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
(18)Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.
– (19)Здесь чёрт живёт, – неожиданно сказал Минтин, – это все наши старики знают.
– (20)Там, – указал пальцем в небо Олег, – космонавты круглосуточно вкалывают, а у вас – черти!
(21)Олег пихнул Вовку коленом и губами показал: «Авторитет!..» (22)А вслух сказал:
– Вовка, сходи в разведку. (23)Выведи этого чёрта на чистую воду.
(24)Вовка поморщился… (25)А может, правда там кто-нибудь есть?
– (26)Я с тобой пойду! – закричал Егорка.
– (27)Вдвоём и дурак сходит, – отрезал Олег. – (28)Или ты один иди, или я один.
– (29)Ладно, пошёл я, – сказал Вовка.
(30)Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но тогда – хоть в другую школу уходи.
(31)Вовка медленно зашагал к чёрному входу и замер. (32)Он зажмурил глаза, досчитал до пяти и вошёл. (33)Его охватила холодная, как вода, тьма. (34)Сердце стучало у самого горла… (35)Но глаза понемногу привыкли, и тьма немного рассеялась. (36)Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза. (37)Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся мелким, как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними знакомую сивую бороду.
– (38)Сивка, – с облегчением произнёс Вовка.
– (39)Молоток, старик! (40)Теперь ты легенда, Минтин по всей деревне разнесёт, – как-то даже с завистью сказал Олег.
– (41)А, пустяки, главное, мы Сивку домой привели, – ответил Вовка и немного, конечно, соврал.
(42)Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде…
(По В.И. Одноралову*)
* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – современный русский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.
СОЧИНЕНИЕ
Как завоевать авторитет?
Авторитет – это признание окружающими достоинств или заслуг другого человека. Он держится на уважении и доверии. Как же завоевать авторитет? Авторитет не возникает на пустом месте. Чтобы его завоевать, нужно проявить себя с лучшей стороны, совершить такой поступок, на который другие не отважились бы. Свою точку зрения могу подтвердить двумя примерами.
Обратимся к тексту В.И.Одноралова, героем которого является мальчик по имени Вовка. Он очень хотел завоевать авторитет среди деревенских ребят. Это получилось у него не сразу, потому что в первые минуты знакомства Вовка попал в нелепое положение, испугавшись козла Сивку, чем вызвал у мальчишек смех. Однако немного позже Вовка не только доказал, что он не трус, но и вызвал большое уважение своим смелым поступком. На глазах у ребят герой текста вошёл в заброшенную контору, которую деревенские жители обходили стороной, думая, что там живёт чёрт. Но отважный Вовка развеял все подозрения, ведь он выяснил, что кроме козла Сивки там никого не было. Так Вовка завоевал авторитет среди мальчишек и стал настоящей деревенской легендой.
В моей жизни тоже есть человек, который является для меня авторитетом. Это мой старший брат Егор. Одно время у нас не складывалось общение. Однако после того как брат помог мне найти выход из одной трудной ситуации, я не только проникся к нему доверием, но и зауважал его. С тех пор Егор является для меня примером, опорой и самым авторитетным человеком. Я обращаюсь к нему за советом, перенимаю у него полезные привычки и вообще горжусь тем, что у меня есть такой замечательный брат.
Таким образом, чтобы стать авторитетом и обладать значимостью для других людей, необходимо много работать над собой и развивать в себе лучшие качества. (265 слов)