(670 слов) Лев Николаевич Толстой является одним из самых ярких писателей «золотого века» в русской литературе. Его произведения остаются актуальными и в наше время, ведь в них автор затрагивает важные и вечные темы. Одной из них является тема семьи. Для самого писателя семья представляет высшую ценность. Именно поэтому положительные герои Толстого не бывают одинокими. Рассмотрим поподробнее, как раскрывается тема семьи в роман-эпопее «Война и мир». Автор сосредоточил свое повествование вокруг трех семей — Ростовых, Болконских и Курагиных. Чтобы понять, какие качества он выше всего ставит в социальных институтах, нужно охарактеризовать оба семейства.
Илья Андреевич — глава семьи Ростовых. Человек с доброй и щедрой душой, который обожает свою супругу и детей. Также герой отличается своей душевной простотой, из-за чего он не способен вести хозяйство. Так, большая семья оказывается на грани разорения. Однако добрая душа Ростова не позволяет ему в чем-то отказать домочадцам. Герой ведёт роскошный образ жизни и безотказно оплачивает долги своего сына. Основной принцип этой семьи — дети должны почитать родителей, а родители должны уважать детей. Читателю нетрудно заметить, насколько отзывчивой и доброй является семья Ростовых. Ведь члены этой семьи всегда готовы протянуть руку помощи. Неудивительно, что у них много друзей. Именно эти люди вырастили и воспитали настоящих патриотов своей страны — Петю, Николая, Наташу. Верные своим убеждениям Ростовы достойны подражания. Безусловно, уважения заслуживает поистине благородный поступок Наташи Ростовой, когда главная героиня уговорила родителей увезти из осажденной Москвы не ценности, а раненых солдат. Ведь для Ростовых доброта превыше всего. Они готовы даже остаться без гроша в кармане, но при этом совершить благородный поступок. Наташа Ростова вообще является одной из самых любимых героинь писателя. Ведь это девушка с естественной и открытой душой. По мнению Толстого, героиня воплощает в себе идеал русской женщины. И главную роль в ее формировании сыграли родители. Таким образом, именно Ростовы олицетворяют представление автора об идеальной семье. Благодаря ее описанию, читатель понимает, насколько важен этот социальный институт в жизни каждого человека.
Семья Болконских несколько отличается от семьи Ростовых. Мужчины в этом роду служат на военном поприще, а каждая женщина является талантливой и одухотворенной личностью. Болконские — это сильные люди, наделенные умом и волей. Глава этой семьи — Николай Андреевич, человек с достаточно резким характером. Однако и жестоким его назвать нельзя. Он строг, но справедлив. Николая почитают, уважают и даже немного побаиваются его собственные дети. Герой высоко ставит умных и образованных людей, поэтому он всеми силами пытается привить детям эти качества. Андрей Болконский унаследовал от отца прекрасные качества: ум, благородство, гордость, решительность. На долю этого персонажа выпало немало испытаний и трудностей, которые привели к его духовному преображению. В конце своей жизни Болконский все же понял свое истинное предназначение и смысл жизни. Именно тогда герой осознал, что счастливым можно стать только тогда, когда с тобой рядом находятся родные и близкие люди. Сестра Болконского, Марья, будучи внешне непривлекательной, отличается прекрасной душой. Она верит в Бога и выполняет все его заветы: помогает бедным, сносит без ропота все обиды, держит себя скромно и все свое сердце отдает любви. Автор показывает, как эта хрупкая и романтичная девушка терпит все грубости отца, не переставая его искреннее любить. Она приносит в жертву семье свои желания и потребности и не просит ничего взамен. Таким образом, дети Николая унаследовала от него самые лучшие качества, но не переняли грубость и властность своего отца. Марья и Андрей Болконские способны развиваться духовно, потому что они способны на искреннюю и чистую любовь.
Семья Курагиных является полной противоположностью двух рассмотренных семей. Князь Василий отличается алчной и лицемерной натурой. Для героя важнее всего деньги, власть и общественное положение. Он не любит семью и постоянно жалуется на детей, которые дорого ему обходятся. Но дети лишь являются точной копией отца. Ипполит, Анатоль и Элен, будучи внешне привлекательными людьми, являются пустыми и бесцельными внутренне. Они поглощены жаждой наживы, роскоши, признания, поэтому не имеют никаких духовных ценностей. В их доме мать завидует дочери, а сын разоряет отца. По мнению писателя, эта семья символизирует мир «светской черни». А Толстому до глубины души были неприятны такие люди.
Можно утверждать, что тема семьи является одной из главных тем знаменитого произведения Льва Толстого. Автор мастерски показал, как воспитание героев влияет на их дальнейшее мироощущение, отношение к людям и духовным ценностям.
Автор: Виктория Комарова
Россия – это великая страна с богатой историей. Многие исторические моменты отразили в своих произведениях великие писатели и поэты, среди которых самыми знаменитыми являются Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Оба этих писателя любили Россию, свою Родину, свою Отчизну и не раз упоминали о ней в своих стихах и поэмах.
Например, Пушкин в “Песни о вещем Олеге” перемещает своих читателей в Древнюю Русь, в те времена, когда правление было в руках князей. А ещё в те времена было много битв за Русские земли. Пушкин в этом произведении прославляет Россию, восхищается ее традициями и культурой, а также воспевает мужество русских людей.
Ещё одно произведение Пушкина проливает свет на события, происходящие смутные времена для России, это был 16 век, когда законного наследника трона не оказалось. Пользуясь этой ситуацией, захватить власть в свои руки желали многие люди, некоторые из них утверждали, что именно они являются законными наследниками трона. В России были восстания и бунты, всё это усугублялось тем, что к власти стремились ещё шведы и поляки, организуя нашествия на Россию. В эти тяжелые для России времена правление ею было в руках Бориса Годунова, о чем поэт повествует в трагедии с таким же названием. Пушкин смог передать читателям в своем произведении, какая сложная ситуация была в стране, упомянул о походе Лжедмитрия I, о его сговоре с поляками, рассказал о народных восстаниях и о прочих важных моментах того времени. Кроме того он поставил важную моральную проблему: можно ли построить народное и свое счастье на трагедии одного ребенка.
Также Пушкин уделил много страниц истории России в поэме “Медный всадник”. В этом произведении он возвращает читателей в эпоху правления Петра I, которому удалось сделать Россию могущественной империей. К сожалению, не все методы Петра, используемые для того, чтобы сделать из России столь великое государство, были гуманны. Например, город Петербург был возведен на человеческих костях – об этом рассказывает Пушкин в поэме. Изначально этот город строился для того, чтобы в нем решались государственные дела и не предназначался для того, чтобы в нем жили простые люди. Всё это находит свое подтверждение в историях героев поэмы, например, жизнь возлюбленной главного героя обрывается в одном из наводнений, случившихся в Петербурге.
У Михаила Юрьевича Лермонтова, как и у Пушкина, можно найти немало произведений, в которых упоминаются исторические события, происходящие в России в разные эпохи. Лермонтов восхвалял героев сражений, например в своем стихотворении “Бородино” он вспоминает об Отечественной войне 1812 года. По его мнению, в Бородинском сражении проявился в полной мере весь героизм русского народа, его любовь к своей стране, к своим землям.
Ещё одно произведение Лермонтова – “Песнь про… купца Калашникова”- переносит нас во времена правления царя Ивана Грозного. Здесь тоже прослеживается героизм русского человека. Купец Калашников, не побоявшись самого царя и его любимчика – опричника Киребеевича, защищает достоинство своей жены. Калашников погибает, но остается настоящим героем, способным защитить свою семью, пусть даже ценой собственной жизни.
Таким образом, в произведениях Пушкина и Лермонтова рассказывается об удали и бесстрашии русского народа, освещаются многие исторические события, происходящие в России в разные времена. Читая произведения этих писателей, невольно восхищаешься мужеством и силой воли русского народа.
Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.
Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, А.С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.
В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена – его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Но «Песнь» – не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме – о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, – особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.
В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников.
Россию раздирали кризисы – политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки.
В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее.
Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события – это фон для решения глубоких человеческих проблем. Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».
В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра – именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург – один из красивейших городов мира – был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей.
Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы – чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.
М.Ю. Лермонтов в своем творчестве также часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.
В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них – любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя – купца Калашникова – с опричником Киребеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.
Этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому Грозному. Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.
Таким образом, исторические произведения Пушкина и Лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и помогают познать историю России. Эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.
Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.
Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, А. С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.
В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена — его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Но «Песнь» — не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме — о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, — особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.
В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников.
Россию раздирали кризисы — политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки.
В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее.
Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события — это фон для решения глубоких человеческих проблем. Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».
В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра — именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург — один из красивейших городов мира — был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей.
Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы — чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.
М. Ю. Лермонтов в своем творчестве также часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.
В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них — любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя — купца Калашникова — с опричником Киребеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.
Этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому Грозному. Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.
Таким образом, исторические произведения Пушкина и Лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и помогают познать историю России. Эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.
Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.
Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, А.С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.
В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена – его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Но «Песнь» – не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме – о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, – особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.
В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников.
Россию раздирали кризисы – политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки.
В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее.
Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события – это фон для решения глубоких человеческих проблем. Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».
В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра – именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург – один из красивейших городов мира – был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей.
Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы – чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.
М.Ю. Лермонтов в своем творчестве также часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.
В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них – любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя – купца Калашникова – с опричником Киребеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.
Этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому Грозному. Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.
Таким образом, исторические произведения Пушкина и Лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и помогают познать историю России. Эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.
Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.
Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, А. С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.
В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена — его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Но «Песнь» — не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме — о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, — особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.
В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников.
Россию раздирали кризисы — политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки.
В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее.
Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события — это фон для решения глубоких человеческих проблем. Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».
В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра — именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург — один из красивейших городов мира — был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей.
Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы — чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.
М. Ю. Лермонтов в своем творчестве также часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.
В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них — любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя — купца Калашникова — с опричником Киребеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.
Этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому Грозному. Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.
Таким образом, исторические произведения Пушкина и Лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и помогают познать историю России. Эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.
Россия — это великая страна с богатой историей. Многие исторические моменты отразили в своих произведениях великие писатели и поэты, среди которых самыми знаменитыми являются Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Оба этих писателя любили Россию, свою Родину, свою Отчизну и не раз упоминали о ней в своих стихах и поэмах.
Например, Пушкин в «Песни о вещем Олеге» перемещает своих читателей в Древнюю Русь, в те времена, когда правление было в руках князей. А ещё в те времена было много битв за Русские земли. Пушкин в этом произведении прославляет Россию, восхищается ее традициями и культурой, а также воспевает мужество русских людей.
Ещё одно произведение Пушкина проливает свет на события, происходящие смутные времена для России, это был 16 век, когда законного наследника трона не оказалось. Пользуясь этой ситуацией, захватить власть в свои руки желали многие люди, некоторые из них утверждали, что именно они являются законными наследниками трона. В России были восстания и бунты, всё это усугублялось тем, что к власти стремились ещё шведы и поляки, организуя нашествия на Россию. В эти тяжелые для России времена правление ею было в руках Бориса Годунова, о чем поэт повествует в трагедии с таким же названием. Пушкин смог передать читателям в своем произведении, какая сложная ситуация была в стране, упомянул о походе Лжедмитрия I, о его сговоре с поляками, рассказал о народных восстаниях и о прочих важных моментах того времени. Кроме того он поставил важную моральную проблему: можно ли построить народное и свое счастье на трагедии одного ребенка.
Также Пушкин уделил много страниц истории России в поэме «Медный всадник». В этом произведении он возвращает читателей в эпоху правления Петра I, которому удалось сделать Россию могущественной империей. К сожалению, не все методы Петра, используемые для того, чтобы сделать из России столь великое государство, были гуманны. Например, город Петербург был возведен на человеческих костях — об этом рассказывает Пушкин в поэме. Изначально этот город строился для того, чтобы в нем решались государственные дела и не предназначался для того, чтобы в нем жили простые люди. Всё это находит свое подтверждение в историях героев поэмы, например, жизнь возлюбленной главного героя обрывается в одном из наводнений, случившихся в Петербурге.
У Михаила Юрьевича Лермонтова, как и у Пушкина, можно найти немало произведений, в которых упоминаются исторические события, происходящие в России в разные эпохи. Лермонтов восхвалял героев сражений, например в своем стихотворении «Бородино» он вспоминает об Отечественной войне 1812 года. По его мнению, в Бородинском сражении проявился в полной мере весь героизм русского народа, его любовь к своей стране, к своим землям.
Ещё одно произведение Лермонтова — «Песнь про… купца Калашникова»- переносит нас во времена правления царя Ивана Грозного. Здесь тоже прослеживается героизм русского человека. Купец Калашников, не побоявшись самого царя и его любимчика — опричника Киребеевича, защищает достоинство своей жены. Калашников погибает, но остается настоящим героем, способным защитить свою семью, пусть даже ценой собственной жизни.
Таким образом, в произведениях Пушкина и Лермонтова рассказывается об удали и бесстрашии русского народа, освещаются многие исторические события, происходящие в России в разные времена. Читая произведения этих писателей, невольно восхищаешься мужеством и силой воли русского народа.
Пушкин и Лермонтов обращались к истории России не только в тех произведениях, которые приведены выше. Они пропускали ее через себя, когда Пушкин, например, писал и стихотворение Моя родословная” и “Арапа Петра Великого”, а Лермонтов участвовал в Кавказской войне, где происходит действие романа “Герой нашего времени”. События 18 века на Урале отразились у Пушкина не только в лирической и драматичной “Капитанской дочке”, но и в “Истории Пугачёва”, для которой он сам ездил собирать материал. События начала 17 века отразились в исторической драме Пушкина “Борис Годунов”. “Песня про купца Калашникова” Лермонтова тоже воссоздаёт образ допетровской Руси. В поэме “Полтава” Пушкин описывает события переломного сражения Северной войны России со Швецией и ее исторический фон с изменой гетмана Мазепы и другими событиями. С Северной войной связано и основание Петербурга Петром Первым, великая и ужасная мощь которого показана в поэме Пушкина “Медный всадник”, где фоном служат события катастрофического наводнения в Санкт-Петербурге 1824 года. Древняя Русь служит местом действия ранней поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”. Эти произведения можно расставить в сочинении в нужном порядке и рассмотреть подробно. В них история показана в художественной форме на примере судеб конкретных участников событий очень ярко.
Сочинение “Нравственный выбор”
Нравственный выбор – это то, с чем человек сталкивается в течение всей своей жизни. Многие русские и зарубежные писатели и поэты поднимали данную тему в своих произведениях.
Введение
Рассуждение о нравственном выборе стоит начать с того, что каждый человек каждый день стоит перед каким-либо выбором. Иногда то, что приходится человеку выбирать, незначительно, однако бывают и ситуации, когда человек становится перед выбором в пользу добра или зла. Стоит отметить, что человек вправе самостоятельно решать то, каким жизненным путем он пойдет дальше. Этот нравственный выбор демонстрирует истинное лицо человека.
Первый аргумент
Проблема нравственного выбора поднимается в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед многими героями встает выбор: перейти на сторону самозванца Емельяна Пугачева или остаться верным присяге. Родители Маши Мироновой выбирают верность Родине, понимая, что на этом их жизненный путь завершится. Персонажи ценой собственной жизни остаются верными своему Отечеству. Верным Родине оказывается и Петр Гринев. Он не готов присягать на верность Емельяну Пугачеву, понимая, что для него это может обернуться казнью. Данные персонажи совершают действительно нравственный поступок. По-другому поступает Швабрин, который переходит на сторону Пугачева ради спасения своей жизни и ради собственных корыстных целей.
Второй аргумент
На тему нравственного выбора писал и В. Быков в своей повести «Сотников». В основе сюжета лежит плен двух русских солдат. Военное время показывает истинные лица персонажей. Оказавшись в плену у врага, Сотников и Рыбак ведут себя совершенно по-разному. Нравственность не позволяет Сотникову предать свою Родину, которую он любит, ценит и уважает. Герой не хочет даже думать об этом. Сотников, отказавшийся давать врагам какую-либо информацию, тем самым выбирает собственную смерть. Рыбак же выбирает спасение. И для этого ему приходится предать свое Отечество. Герой отрекается от Родины, участвует в казни товарища Сотникова. Рыбак сделал свой выбор в пользу собственного благополучия, несмотря на то что пришлось предать Родину.
Вывод
Человек, который оказывается перед нравственным выбором, показывает свое настоящее лицо, свои намерения и жизненные принципы. Если человек может отказаться от собственных целей ради чего-то большего, то его можно назвать героем. Однако бывают люди, которые переходят на «сторону зла» ради достижения своих желаний.
Сочинение на тему: «Нравственный выбор» — примеры текстов
Для начала необходимо дать определение нравственности как философскому понятию. Под этим словом чаще всего понимают систему внутренних ценностей, установок, которыми руководствуется человек, принимая то или иное решение.
Более глубокое определение этому термину впервые попытался дать знаменитый философ Гегель. В текстах своих работ мыслитель рассматривает нравственность как нечто среднее между долгом и действительностью. Это качество в рассуждениях философа неразрывно связано с семейными ценностями, долгом перед государством и обществом.
Карл Маркс в своих работах даёт более научную характеристику слову «нравственность». Смысл его учений заключается в том, что человек в процессе жизни получает опыт, черпает из внешней среды ценности, правовые и моральные нормы. Из этого складывается нравственность индивида. Она, по мнению философа, непременно должна служить на благо общества.
Для большинства людей значение слова «нравственный» — выбор между добром и злом, долгом и собственными желаниями, ответственностью и чувствами. На основе философских трудов можно сделать вывод, что нравственным или моральным выбором называют осознанное решение человека, основанное на:
- жизненном опыте;
- воспитании;
- ценностях;
- собственном мировоззрении.
Существует множество определений этого словосочетания. Раскрыть значение термина на протяжении многих лет пытались философы, поэты и учёные.
Примеры из литературы
В произведениях Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Гюго, а также в работах других знаменитых писателей проблема морального выбора занимает центральное место. В примерах из литературы нравственный выбор героев всегда связан с конфликтом с обществом, обстоятельствами или собственными интересами.
Мораль и общество
А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описывал моральный облик светского человека того времени. Главный герой — типичный аристократ XVIII века, зависимый от мнения общества.
Онегин не может отменить дуэль с приятелем Ленским, так как отказ от поединка порицается обществом. Делая выбор между дружбой и формальным «кодексом чести», главный герой совершает роковую ошибку. Безответственное решение Евгения приводит к смерти Ленского.
Вторую ошибку главный герой допускает, отвергнув чувства Татьяны. Онегин не желает связывать себя семейными узами, поэтому даёт девушке категоричный и даже жестокий ответ. Безнравственность Евгения связана не с отсутствием чувств к Татьяне, а с желанием соответствовать высшему обществу.
Татьяна в романе противопоставлена Евгению Онегину. Она выступает образцом моральной чистоты, мудрости и доброты. Встретив Евгений спустя несколько лет, девушка не поддаётся чувствам и делает сложный выбор. Семейные ценности и воспитание берут верх над эмоциями. Это характеризует Татьяну как сильную, волевую личность.
О нравственном упадке русского дворянства, неспособности нести ответственность за свою судьбу писали и другие авторы:
- Тургенев в романе «Ася»;
- Грибоедов в комедии «Горе от ума»;
- Толстой в произведении «Война и мир».
В аргументах из литературы нравственный выбор не всегда оказывается правильным. От поступков и решений героев будет зависеть их дальнейшая жизнь.
Война и долг
Особенно трудно соблюдать нравственные принципы в ситуации, когда жизни и здоровью грозит опасность, поэтому тема морального выбора героев на войне часто обсуждается в литературных работах. Наиболее ярко эта проблема раскрывается в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Сыну главного героя Андрею приходится выбирать между долгом перед Родиной, братьями, друзьями, родителями и любимой женщиной. Он идёт на предательство и переходит на сторону врага.
«Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты». Этим выражением Андрей обозначает свой нравственный выбор.
Тарас Бульба болезненно переживает предательство сына. Война с неприятелем не заканчивается, а это значит, что Андрей становится для полковника врагом. Жизненные обстоятельства сталкивают двух героев лицом к лицу. Тарас Бульба, несмотря на свои отцовские чувства, убивает предателя. Для казацкого полковника долг оказывается важнее, чем родительская любовь.
Пётр Гринев в произведении «Капитанская дочка» тоже принимает сложное волевое решение. Оказавшись в плену, он отказывается переходить на сторону бунтовщика Пугачёва. Герой выбирает смерть и только благодаря случайным обстоятельствам остаётся живым.
Швабрин, напротив, предаёт Отчизну, руководствуясь корыстными мотивами. Он с лёгкостью переходит на сторону бунтовщика и получает за это по заслугам. Роман носит поучительный характер. Эта тема также обсуждается в произведениях:
- «Судьба человека» Шолохова; ;
- «Жизнь и судьба» Гроссмана;
- «Сотников» Быкова.
На войне проявляются положительные человеческие качества героев и обнажаются отрицательные черты предателей. Только люди с твёрдым характером могут принять правильное нравственное решение на поле боя.
Внутриличностный конфликт
Часто герои произведений не могут принять правильное решение из-за собственных внутренних противоречий. Человеку, не имеющему устоявшихся ценностей, крайне сложно сделать выбор. Чаще всего его конечное решение — результат случайных обстоятельств.
Классический пример из литературы — образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Герой не может определиться, что для него важнее, — человеческая жизнь или материальное благополучие. Внутренние противоречия не позволяют сделать Родиону правильный выбор. Знаменитая цитата персонажа о «тварях дрожащих» и «право имеющих» подчёркивает невозможность совершения осознанного выбора, основанного на внутренних ценностях.
Аргументы из жизни
В примерах из жизни нравственный выбор встречается намного чаще, чем в литературных работах. Уже в детстве ребёнку предстоит принять первые волевые решения. Например, школьник мечтал пойти после уроков на прогулку с друзьями, но ранее он уже пообещал помочь родителям с уборкой. Ребёнку нужно выбрать между развлечением и долгом.
По сравнению с другими примерами из литературы эту ситуацию нельзя считать серьёзной. Однако именно в детстве закладываются моральные ценности, которыми человек будет руководствоваться всю свою жизнь.
Подросток сталкивается с проблемой морального выбора в классе, дворе и даже в собственной семье. Преодолеть трудности выбора помогают родители, учителя, наставники, старшие товарищи.
Во взрослой жизни люди сталкиваются с более сложным выбором. Желая добиться временного успеха на работе или в личной жизни, человек нередко руководствуется мимолётными ценностями. Приходится делать выбор между материальным достатком и совестью, чувствами и положением в обществе, безопасностью и долгом, комфортом и справедливостью.
Основная сложность вопроса заключается в том, что не существует однозначно правильного или неправильного нравственного выбора. Нравственность — это только внутренние установки, поэтому в первую очередь каждому человеку необходимо определиться с собственными жизненными ценностями и приоритетами.
Сочинение Что такое нравственный выбор рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ
Выбор – это всегда тяжело. Никогда не знаешь, чему лучше отдать предпочтение, какие последствия даст тот или иной вариант, в какую сторону лучше качнуть чашу весов. Лучше всего рассматривать варианты не только со стороны разума, но и со стороны нравственности, совести.
Нравственный выбор – это не просто выбор, сделанный сердцем, а выбор, правильный со стороны морали и этики. Это выбор добра или зла.
Порой нравственный выбор выпадает перед человеком в самых мелких, но подчас и в самых критических ситуациях: поднять или нет деньги, на
Нравственность и совесть – это то, что делает человека человеком, его внутренние моральные установки и правила, которые не позволяют ему перейти черту, грань между добром и злом.
Иногда даже совестливому человеку трудно правильно сделать нравственный выбор, ведь часто темная сторона выбора завлекает человека своим искушением, соблазном. Конечно, любой выбор нужно делать с умом, но разум часто ищет выгоду, а из-за выгоды часто приходится переступать
Нравственность помогает человеку не совершать в своей жизни корыстных, подлых и неправильных поступков, ориентирует его в жизни. Часто нравственность идет вместе с человеком с самого детства, во многом он получает ее от религии, в которой говорится о наказании за грехи. В основном, именно это останавливает человека от неблагонадежных действий.
Даже детские стихи, наподобие “Что такое хорошо и что такое плохо?” с малых лет приучают человека отделять добро от зла, черное от белого.
Нравственный человек обладает такими качествами как умение прощать, доброта, щедрость, понимание, умение любить и дружить, смелость, самоотверженность. Ему чужды жадность, эгоизм, злость, равнодушие, ненависть.
Я считаю, что нравственный выбор часто, действительно, не очень прост. Чтобы облегчить его, нужно стремиться к самосовершенствованию в моральном плане: учиться любить, прощать, воспитывать в себе самые лучшие и правильные качества.
Сочинение рассуждение Что такое нравственный выбор
Нравственный выбор сопровождает каждого человека по всей его жизни. Рано или поздно приходится делать выбор между тем, как лучше поступить, какие блага на данном этапе важнее, можно ли закрыть глаза на что-то ради желанной цели.
Нравственный выбор зависит от воспитания человека, ведь именно родители учат своего ребенка тому, что такое добро и что такое зло, что такое дружба и любовь, они учат, что всегда нужно говорить правду, делиться и помогать нуждающимся. Если в детстве все кажется гораздо проще и выбор между тем сказать правду или солгать, сделать просто, то по мере взросления задача значительно усложняется, однозначное добро и зло перестают существовать, сплетаясь друг с другом, а вместе с ними и не существует единственно правильной формулы, которая позволит сделать правильный нравственный выбор, потому каждый выбирает сам для себя в соответствии со своими жизненными установками, принципами и представлениями о морали и этике.
Нравственный выбор достаточно часто влияет на то, какое человек будет занимать место в обществе, как его будут воспринимать близкие и коллеги, как сложится его судьба. Даже, казалось, маленькая диллема может перевернуть жизнь с ног на голову. Волевые и сильные люди, которые не хотят идти вразрез своим принципам, делая нравственный выбор, готовы пожертвовать всем, что у них есть и это имеет невероятное влияние на их судьбу.
Так, рассказ Льва Толстого “После бала” повествует о сложном жизненном выборе, который пришлось сделать герою. Он был без ума влюблен в девушку и ради нее был готов пожертвовать всем, но однажды увидев то, как жестоко наказывают солдата-дезертира, принял решение порвать отношения с возлюбленной и оставить службу, так как она предполагала безоговорочное выполнение приказов руководства, а делать кому-то больно герой не хотел, потому выбрал другую судьбу, сделав сложный для себя нравственный выбор.
Очень важно, чтобы нравственный выбор был сделан по совести, потому что жить вопреки своим желаниям и убеждениям сложно. При этом нужно помнить и об интересах других людей, нельзя обижать своих близких и оставаться безразличным к их судьбе. Только тогда выбор будет сделан правильно и стыдно за свой поступок не будет.
Нравственный выбор многому учит человека. Сделав ошибку один раз, человек обретет бесценный опыт и уже в следующий раз будет больше думать о том, как ему правильно поступить. Также он учит ответственности, часто молодые люди легкомысленно принимают решения, ставят свои интересы выше других, но когда приходит черед отвечать за свои поступки, понимают, насколько они были неправы и что нужно было делать по-другому.
(698 слов) В роман-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой очень подробно описывает период кровопролитных наполеоновских войн. Однако военная тематика не исчерпывает все идейное своеобразие книги. Писатель наглядно продемонстрировал много ярких и многогранных персонажей, обладающих глубокими и интересными характерами. Можно заметить, что два героя представляют особый интерес для читателей. Именно жизненные пути Безухова и Болконского ведут читателя к постижению истинных ценностей. На протяжении повествования завязываются дружеские отношения между внебрачным сыном графа (Пьером Безуховым) и князем (Андреем Болконским). Они отличаются не только по статусу, но и по возрасту, темпераменту, характеру. Так почему же между ними возникла такая крепкая дружба? Попытаемся выяснить.
Главный секрет дружбы Пьера и Андрея заключается в том, что они являются родственными душами. Герои близки по своим взглядам, приоритетам и жизненным ориентирам. Их связывает и взаимоуважение. Безухов высоко ценит мнение Болконского, а тот ощущает ответственность за Пьера. Андрей стремится научить своего приятеля чему-то новому, он даёт ему советы старшего товарища, пытаясь, например, отгородить Пьера от компании Курагина.
В отличие от большинства светских юношей, персонажи не могли сидеть без дела и довольствоваться растратой доставшихся в наследство капиталов. Оба героя ищут свое призвание, но не находят его в роскошных гостиных. Их несоответствие окружению становится очевидным на первых же страницах — в салоне Анны Павловны. Болконский в салоне Шерер является своим человеком, ведь его с раннего детства обучали светским манерам. Тем не менее, на его лице застыло выражение замкнутости и скуки. Оно даже кажется некрасивым, хотя князь хорош собой. А вот Безухов оказывается в данной компании в первый раз. Для него такая обстановка становится весьма необычной. Персонаж с особым интересом следит за людьми и пытается вступать в разговор с ними. Однако герою все же не хватает светских манер. Не соблюдая правил, Безухов вступает в спор о французском императоре. Читатель замечает, что и Пьер, и Андрей всерьёз увлечены данной личностью. По мнению персонажей, Наполеон является настоящим образцом для подражания. В отличие от всех остальных, они не боятся выжать свое мнение, хоть оно и не популярно. Герои схожи ещё и тем, что в ходе развития событий они меняют свое отношение к французскому императору.
Дружба объединила героев и потому, что у них похожие жизненные цели. Болконский и Безухов стремятся служить на благо обществу и быть полезными ему. Можно заметить, что товарищи разговаривают не только о личных проблемах, но и обсуждают политические и общественные вопросы. Например, Безухов говорит Болконскому о своих преобразованиях в хозяйстве, а тот к тому моменту уже произвел такие же реформы. Оба барина стремятся снизить нагрузку на крестьян и сделать их жизнь более обеспеченной. Только Пьер поступает как философ, далекий от реалий крестьянского быта. Он хочет учредить школы, но за его спиной крестьяне даже платят взятки, лишь бы местный священник не учил их детей. Пьер желает выделить деньги на медицинский уход, но ушлый староста лукавит и обманывает его. Его реформам не хватает знания жизни и практических навыков управления людьми. А Андрей существенно облегчил быт крестьян, снизив подати и позволив им автономно жить и работать. Люди сами организовывали свою общину так, как лучше. В этом примере становится очевидна разница товарищей: один далек от практики, но стремится к идеалу, а второй более деловит и приземлен, а потому довольствуется постепенным ростом крестьянского благосостояния.
Но Пьера и Андрея объединяет нечто более существенное — стремление к развитию. Каждый из героев пребывает в постоянном поиске смысла жизни. Пьеру и Андрею пришлось пройти непростой путь нравственных исканий, чтобы осознать истинные ценности. Герои пережили немало разочарований на своем пути. Товарищи приходят к выводу, что нет ничего важнее созидательного труда во благо страны. К героям пришло осознание того, что смысл жизни состоит из простых человеческих радостей: семьи, любви, призвания.
Дружба Безухова и Болконского проходит испытание любовью. Пьер и Андрей влюбляются в одну девушку – Наташу Ростову. Однако это не приводит к разрыву их дружбы. Любовь, напротив, способствует появлению нового витка в дружеских отношениях персонажей. Пьера по праву можно считать хранителем любви Болконского и Ростовой. Безухов проявляет истинное благородство, пытаясь помирить Наташу и Андрея. А ведь он влюблен в девушку, но не позволяет себе мешать счастью друга.
Таким образом, дружба Болконского и Безухова — это единство двух противоположностей, направленных к одной цели. Оба друга черпают в общении силы и идеи для духовного роста. Они разные, но их объединяет главное — мировоззрение. И Андрей, и Пьер ищут смысл жизни и находят его в истинных жизненных ценностях: любви, патриотизме, семье, призвании.
Автор: Виктория Комарова
8 вариантов
Два сына Тараса Бульбы – это два противоположных характера, два разных восприятия мира, два разных жизненных пути. Андрий и Остап – родные братья, которые выросли вместе и воспитывались одинаково, очень уважали строгого отца.
Сам Бульба постоянно воевал, поэтому ими занималась мать. Повзрослев, братья вместе отправились учиться в семинарию.
Остап, молчаливый и упрямый, очень хочет быть похожим на Тараса. Он хорошо сражается, уважает традиции казаков. Характер у него добрый, но рассудительный, твердый, смелый, надежный. Остап настоящий патриот, не доверяет иностранцам. Он на все готов, чтобы помочь другу, но беспощаден к врагам. Учеба дается ему с трудом, однако учится он на «хорошо», страшась гнева отца. Даже со временем становится одним из лучших студентов.
Андрий совсем не такой, как старший брат. Он намного мягкосердечнее, более чувственный, утонченный, романтичный. У Андрия изысканный и тонкий вкус, он хорошо разбирается в искусстве, его тянет к прекрасному. Во время сражения он забывает о страхе. В семинарии учится легко, с удовольствием. Он ловко находит выход из сложных ситуаций, любит пошалить.
После учебы отец отвозит сыновей в Запорожскую Сечь. Оба брата отлично показывают себя, вызывая гордость отца. Однако Андрий при сражении возле города Дубно предает своих родных и веру, переходит к ляхам. Он влюбляется в полячку и готов ради нее на все.
Остап не понимает поступка младшего брата, он готов отдать свою жизнь за семью и товарищей. Его выбирают атаманом в 22 года, но вскоре его берут в плен поляки.
Остап, настоящий казак и патриот – гордость отца, Андрий, поддавшийся чувству – тяжкий позор. Оба сына умирают в муках. Старший погибает как национальный герой, от рук врагов в Варшаве, ни издав ни звука, выдержав все мучения на глазах у родного отца. Младшего убивает сам Тарас собственной рукой, как предателя, не простив сына за его слабость.
Оба брата, такие разные и храбрые, умирают, не предавая свой выбор и истинную любовь. Для Остапа это Запорожская Сечь, товарищи, семья, вера, для Андрия – любовь к женщине.
Остап и Андрий – это родные братья, сыновья Запорожского казака, а также центральные фигуры в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», играющие в повести достаточно важную роль. Хотя оба брата и приходятся друг другу кровными родственниками, прошедшими одно и то же воспитание, у них появляются совершенно разные мировоззрения и принципы жизни.
Остап – настоящий сын и копия собственного отца, следующий традициям и обычаем предков. Он отличается суровым, но в то же время справедливым нравом. Единственное, что трогает и волнует Остапа – это слезы его матери, к которой он относится с особой нежностью и любовью. Он мало заинтересован мирной жизнью, куда больше он тянется к битвам и сражениям, с легкостью перенимая привычки и манеры своих товарищей, да и Запорожский быт в целом.
Андрий, в отличие от Остапа, обладает большей мягкостью и миролюбивостью, по этой причине он чаще уклонялся от различных наказаний. Он был отважным юношей, однако в его сердце оставалось место и для других чувств. Ради любви он был готов на предательство родственников и Отчизны, что он в конечном итоге и сделал. В бою против товарищей он проявил себя как суровый и беспощадный воин, коим он стал из-за чувств к полячке.
Николай Васильевич Гоголь сумел описать два совершенно противоположных образа в повести, которые тем не менее тесно связаны друг с другом. Обоим братьям хочется сочувствовать, однако Остап вызывает большее сопереживание – он умер мученической смертью, не предавая Родину, в то время как Андрий предал всех, выбрав спокойную сытую жизнь в тылу врага.
Через образы Остапа и Андрия показывается извечное противоборство на гражданском уровне: патриотизм и верность Родному краю. Появляются вопросы: как два брата, росших в одинаковых условиях, стали играть такие разные роли: патриота-защитника и предателя. Почему это произошло? Именно по этой причине произведение остается до сих пор актуальным и продолжает волновать умы множества людей на протяжении вот уже долгого времени.
План:
1) Родные братья;
2) Сходства и различия братьев;
3) вывод.
Вариант 1
В повести Н. В. Гоголя много героев, но одними из главных является Остап и Андрий. Они оба лихие казаки, на хорошем счету в Запорожской Сечи, дети казака, пропитанного войной, Тараса бульбы.
Братья росли так, что отец уважал их и гордился ими. Остап продолжительный период времени не хотел учиться, закапывал свои учебники. Он мечтал воевать. Андрий же думал о женщине. Легко поддавался грамоте. Если Остап брал всегда вину на себя, то Андрий всегда увиливал от наказания. Во время боя Остап отчётливо понимал, как и что делать. Он всегда думал на пару ходов вперёд, что помогало не только ему, но его сослуживцам. Андрий же думал только о себе, поэтому действовал всегда порывисто. Он отчаянно мчался в бой, забывая обо всем на свете. Это и погубило Андрия. Он полюбил прекрасную полячку, хотя она и была дочкой польского ляха, врага казаков. Поэтому симпатии к женщине победили Андрия, и он переходит на сторону врагов. Отец не выдерживает такого позора и убивает Андрия, а Остапа убивают в плену.
Оба сына Тараса противоположны друг другу до такой степени, что не верится в то, что они являются родственниками. Остап всегда здраво рассуждает, поступает прагматично, он во всём рассчитывает только на свои силы. Он понимает, чего он ждёт от жизни. Остап не влюбляется и не чувствует, а единственная любовь, которую он испытывает, – это любовь к Родине. Андрий – это чувственная, эмоциональная личность. Он живёт чувствами, страстями и влечениями, что делает его союзником врага. Андрий предаёт своих только потому, что любовные чувства берут над ним верх.
Я считаю, что Андрей и Остапа – это оба добрых, положительных героя. С одной стороны, Андрей – это изменник родины, но он стал таким из-за любви. А Остап – это истинный воин, и любовь для него только к родине.
Вариант 2
Остап и Андрей приходятся друг другу родными братьями, но они по своим чертам характера они сильно различаются. У братьев есть много общего. Оба они казаки, у них общая семья, обучение, воспитание, они вместе поехали на Сечь. В то же время они очень разные. Остап был крепок, силен и расчётлив во время сражения или схватки. Андрий бросался в бой с изумительной смелостью, словно у него не было каких-либо чувств. Он, по мнению автора, чувствовал всё живее и как-то более насыщенно. Андрий был более чутким по отношению к людям, он более нежно и трепетно общался с матерью. Остап же более решителен, более предан Родине. Он, несмотря на все мучения в плену, не проронил ни звука, а Андрий смог предать все: товарищей, отца, брата, Отчизну ради любви.
Я понимаю поступки и Андрея, и Остапа. Они оба заслуживают уважения, хотя каждый из них пошёл по собственному жизненному пути, и каждый пришёл к своему концу по-своему.
Остап – сильный, волевой человек, очень похож на отца. Его отличает от брата не только отвага и мужество, но и преданность отчизне. Андрий – любимец матери, тянется ко всему прекрасному, нежен, красив лицом. Да, такое случается и поначалу не вызывает у нас никаких подозрений, ведь мы пока не знаем, что эту семью ждут несчастья и предательство.
Страшное слово – предательство! Именно оно послужило причиной трагической развязки – погибает вся семья. Что же случилось?
Младший брат Андрий влюбляется в польскую паночку и забывает обо всем. Забывает о долге перед боевыми товарищами, перед семьей и Родиной. Андрий переходит на сторону врага и помогает ему одержать победу над запорожскими казаками. Не вынеся такого позора отец убивает Андрия, сожалея только об одном – что пропал казак «бесславно, как подлая собака».
Автор произведения дает нам прочувствовать всю трагичность поступка Андрия. Конечно, любовь – прекрасное чувство. Но разве она может быть оправданием подлости? Нет! Изменник получил справедливое наказание! Но несмотря на то, что Андрий был убит, его предательство продолжит вершить свое черное дело. Мучительно, страшно погибнут старший брат Остап и отец – Тарас Бульба.
Но ведь Остап всегда отличался от брата! В конце повести мы видим, что он остался верен общенародному делу до конца, честно сражался и погиб как герой! Любовь к Родине и свободе, ненависть к заклятому врагу позволили ему принять смерть с высоко поднятой головой. Последние минуты жизни Остапа о многом говорят. Он стоически принял все муки и не проронил ни звука, чем дал понять полякам, что дух его не сломлен, а его народ – не побежден!
Остап и Андрий – два родных брата, два разных характера… Две разные судьбы, но одна общая история о героизме и предательстве!
Два брата, две судьбы, два характера. Такие схожие и такие различные жизни.
В произведении “Тарас Бульба” у Остапа и Андрия одинаковое детство. Они братья. Мальчики играли в одни и те же игры. У них за домом был луг – полигон для детских забав. Так как отца часто не было дома, мальчиков воспитывала мать. Младший Андрий – был мамина радость, в отличии от Остапа, стремившегося во всем походить на своего отца, на Тараса.
Мальчики получали одно и то же образование. Наученный в боях, Тарас Бульба понимал, что сыновья должны учиться. Поэтому он отправил их в Бурсу. Там мальчики проявили себя по разному. Андрий учился легко,без напряжения. В случае, если Андрий провинился и за этим должно было последовать наказание, то он всячески изворачивался, выкручивался, лишь бы избежать этого. Остап же невзлюбил учебу. Он убегал. Четыре раза закапывал свой букварь. При наказании он сам ложился на пол и терпел удары, не прося пощады. Остап никогда не выдавал своих товарищей, за это все его единодушно любили. После наказа отца, Остап стал усердно учиться и добился своего, став на ряду с лучшими.
После выпуска из семинарии, не пробыв дома и нескольких дней, Остап и Андрий с отцом отправляются в Запорожскую Сечь. Запорожская Сечь – это место где вырабатывается инициатива, чувство ответственности, отвага и другие качества, необходимые настоящему казаку. И на Сечи Остап и Андрий были совершенно разными. Казаки приняли их, как равных. Остап в битве был спокоен, расчетлив, хладнокровен, предусмотрителен, умел рассчитать грозившую ему опасность. Андрий же с головой бросался в драку, забывая обо всем. Какую-то упоительную негу видел он в сражении. Андрий наслаждался битвой, без страха несся в самое пекло. Тарас Бульба, как никогда гордился своими сыновьями. Про Остапа он говорил, что из него получится “Добре. Добре полковник”, а из Андрия: “Тоже добре, не Остап,но добре вояка”.
Тарас, узнавший о происках “неверных”, решает пойти на них войной. Оказавший сопротивление город Дубно оказывается осажденным. Это поворотный момент в судьбе братьев. Во время осады оба брата скучали. Андрий думал о матери, Остап о войне.
Андрий не имел твердых нравственных устоев. Он перешел на сторону врага. Любовь к полячке затмила все. Он отрекся от Отчизны, от родителей, от товарищей. Так как он был более чуткий, его тянуло к красоте, он был более мягкий, чем его товарищи.
Для Остапа товарищи, друзья, отец – самое дорогое. Он предан им. Остап решителен, сдержан, он сражается бесстрашно, как лев. Не зря Остапа выбрали куренным атаманом. Он – гордость отца, а Андрий – позор. В сцене пленения, Остап держится стойко, мужественно. Он отбивается до последнего, но врагов слишком много, а силы уже на исходе. Его пленили.
Оба брата погибли страшной смертью. Андрия убил его отец, за измену и предательство. Остапа казнили. Он погиб, как герой, который вынес все муки и испытания. Вынес все тяготы казни. Ему помогли- любовь к товарищам и родине. Во время казни Остапа Тарас смотрел потупив глаза, но когда сыну понадобилась поддержка, он крикнул : “Слышу!”. Это “Слышу!” – безграничная любовь и нежность к сыну, гордость, ненависть к врагам, угроза отомстить. Тарас Бульба принял смерть своих дорогих, любимых сыновей. Смерть истинного казака и предателя – сына.
Не смотря на одинаковое воспитание, браться прожили абсолютно разные жизни, у них были разный приоритеты и разные ценности.
Гоголь – это замечательный писатель, который глубоко чувствовал родной народ. Во всех своих произведениях этот автор старался передать волшебную атмосферу родной земли. Особый дух свободы чувствуется и в удивительной повести Гоголя «Тарас Бульба».
В повести много действующих лиц, но особого сочувствия заслуживают два лихих казака и добрых молодца – Остап и Андрий. Отец, Тарас Бульба, гордится сыновьями, но воспитывает их в суровости, строгости. Такое воспитание уходит корнями в историю, а жестокие методы передаются из поколения в поколение. В казачьей среде считается, что мужчина должен быть стойким, выносливым, а чувства и любовь – это прерогатива женского пола.
Сыновья росли достойными своего отца. Правда, Остап долгое время не хотел учиться грамоте, а все рвался воевать. Ему казалось, что настоящая жизнь казака протекает в боях и пирах, а не в посиделках. Только после угрозы отца Остап стал учиться, старательно и с запалом. Его брат, Андрий, которому учеба давалась без особых усилий, тоже учился хорошо. Однако была у него одна особенность – он любил уходить от ответственности. При малейшей возможности избежать наказания Андрий пользовался ею, а вот Остап стойко переносил испытания.
Во время сражений Остап четко знал, чего он хочет. Этот смелый юноша просчитывал свои действия на несколько шагов вперед, что помогало не только ему, но и всему войску. Андрий думал только о себе, поэтому действовал всегда порывисто. Он отчаянно мчался в бой, забывая обо всем на свете. Такая порывистость и страстность сгубила Андрия. Молодой человек всей душой полюбил молодую полячку, но она была врагом. В результате чувства победили над разумом – и молодой влюбленный уже воевал на стороне врагов. Отец не смог пережить такого позора, поэтому сам убивает родного сына. Второй брат умирает в плену, не проронив ни слова.
Два брата отличаются настолько сильно, что даже не верится в их родство. Остап – рассудительный, прагматичный человек, который привык рассчитывать только на себя. Он знает, что ему нужно от жизни. Для него не существует чувств и романтики, а единственная любовь, которая живет в его сердце – это любовь к Родине. Андрий – это пылкая, страстная натура, которая при других обстоятельствах нашла бы поддержку. Он привык жить чувствами, порывами и страстями, что привело его на сторону врага. По своей сути Андрий – не предатель, но он не смог противиться своим чувствам.
Осуждать кого-то из братьев – это не правильно, так как оба брата заслуживают уважения. Они боролись за свою любовь, которая у каждого была своя, особенная. Хорошо, когда у человека в жизни есть что-то или кто-то, ради кого можно жить и умереть. Такими полноценными людьми можно только восхищаться, а осуждать мы их просто не в праве, так как не знаем, что сделали бы сами в такой ситуации.
В повести «Тарас Бульба», которую написал Николай Васильевич Гоголь, есть много действующих лиц, но самое большее сострадание у меня вызывают одни из главных героев: сыновья Тараса Бульбы – Остап и Андрий. Казалось бы, такие одинаковые и дружные в начале истории, но такие разные судьбы их ждут впереди. Остап и Андрий были абсолютно разными людьми, несмотря на то, что росли и учились в одинаковых условиях.
Остап – старший сын полковника Тараса Бульбы и брат Андрия, да и просто отважный воин, который всю свою жизнь мужественно стоял за свою родину. Остап значительно отличался горячим, непоколебимым характером, мужеством и решительностью. Когда отец принял решение пошутить на счёт одежды их молодых семинаристов, Остап ответил бойко, ибо не мог терпеть издевательств в свою сторону. Тарас Бульба поощрял такой характер. Мечтой Остапа с самых пелёнок была Запорожская Сечь да вольная жизнь казака. Остапу было всего двадцать два года, но он был достаточно хладнокровный, рассудительный и решительный. Несмотря на это, сердце Остапа было достаточно добрым. Его до глубины души цепляли слёзы матери, и он очень тяжко переживал смерть родного брата. Остапа можно было бы сравнить с Тарасом Бульбой, который ещё находится в молодости.
Андрий же, в отличие от своего грубого и смелого брата, не мечтал о героических поступках, боях и битвах. Он был более тонкой особой. Андрий легко восхищался развлечениями и очень любил девушек. Он тоже, как брат и отец, сильно любил родину. Но любовь к родине оказалась не столь сильной, как любовь к любимой. Ради полячки он был готов поменять свое мировоззрение и пойти против родного отца, который не мог простить предательства. В этой битве он и умер от руки Тараса Бульбы. Доля Андрия одна из самых трагичных на протяжении всей повести.
Остап с самого рождения очень отличался от брата. Он умер с высоко поднятой головой, не проронив ни звука, оставаясь верным общенародному делу до конца. Андрий же умер за предательство родины, перейдя на сторону врагов. Такого его поступка отец не смог простить до самой своей смерти. Казалось бы, такие разные братья, разные характеры и судьбы. Две трагичные смерти не могут оставить равнодушным читателя. Но в этих двух разных судьбах есть общая история о предательстве и эгоизме!
В центре повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» находится трагическая история запорожского казака Тараса Бульбы и двух его сыновей.
Произведение начинается с того, что юноши Остап и Андрий возвращаются из бурсы домой, и отец тут же забирает их с собой в Запорожскую Сечь. Он хочет, чтобы его сыновья стали настоящими казаками, славными воинами. Мы видим, что сам Бульба всем своим существом предан казачьему братству, свято чтит законы Запорожской Сечи. Превыше всего этот человек ставит своих друзей, праведную христианскую веру и отчизну. Того же самого Бульба ждет и от двоих своих сыновей.
Автор сразу показывает нам, что Остап и Андрий очень разные. Остап – старший брат – крепок телом и духом, обладает большой внутренней силой, он смел, горд, свято чтит законы казачества. Остап на все имеет свое мнение и не поддается чужому влиянию, даже отец для него не бесспорный авторитет: «Вишь, какой батько! … все старый, собака, знает, а еще и прикидывается».
Мечтой Остапа всегда была Запорожская Сечь, вольная жизнь казака. В бурсе этого юношу держала только угроза отца сделать из него монаха, если он не закончит курса. Но и здесь, в бурсе, Остап вел себя, как подобает казаку, и «считался всегда одним из лучших товарищей».
Можно сказать, что Остап – второй Бульба, Бульба в молодости.
Андрий же сильно отличался от своего старшего брата. Он, по словам автора, «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Учеба давалась юноше легче, чем его брату, он обладал более изворотливым и гибким умом, живым воображением.
Гоголь характеризует Андрия так: «Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам». Этот юноша «кипел жаждой любви», мечтал о встрече с прекрасной девушкой, которая станет его возлюбленной и женой.
Мне кажется, Бульба чувствовал некоторую «женскость», тонкость характера своего младшего сына, недаром он называл его «маменькиным сынком», «мазунчиком».
Вот такие разные, братья прибыли в Запорожскую Сечь, где их настигло известие о нашествии на родные земли поляков. Моментально разгульные казаки собрались и были готовы к защите родины. В передних рядах защитников были сыновья Бульбы, которые проявляли себя в боях как доблестные воины.
Тарас гордился Остапом и Андрием в равной степени, прочил им большое будущее и славу настоящих казаков. Это продолжалось до того момента, пока Андрий не узнал, что в осажденном казаками городе от голода умирает прекрасная девушка, о которой он грезил вот уже два года. На беду, его возлюбленная оказалась полячкой. Герой сделал выбор – он предал казаков, отца и брата и перешел на сторону поляков, чтобы быть со своей «панночкой». С этого момента браться стали врагами.
Тарас и Остап не могли простить Андрию предательства – ради женщины он предал не только их, но и боевых товарищей, веру, родину. Такому человеку не место на земле, думали отец и сын Бульба. Поэтому во время боя, когда Тарас увидел, что Андрий бьет своих же казаков, он ослеп от ярости. Как и его младший сын, который в пылу битвы видел перед собою лишь свое прекрасную панночку.
Юноша вернулся к реальности, лишь когда увидел перед собой разгневанного отца. Бульба убивает своего сына, считая, что предателям не место на этой земле.
Остап же, мужественно сражаясь с врагами, попадает в плен. Но, несмотря на богатые обещания и жестокие пытки, этот человек остается верен казачеству и родине до конца – до самой своей казни.
Таким образом, Остап и Андрий – родные братья, но их характеры и судьбы кардинальным образом отличаются. Судьба сложилась так, что родные по крови люди стали врагами. Это случилось из-за того, что у героев были разные жизненные ценности, разные приоритеты.