Сочинение на тему любовь и верность в повести о петре и февронии муромских кратко

Девушка умеет врачевать, и соглашается помочь петру. взамен она берет с него обещание жениться на ней. но когда петр излечивается,

Девушка умеет врачевать, и соглашается помочь Петру. Взамен она берет с него обещание жениться на ней. Но когда Петр излечивается, то забывает о данном обещании. Тем более, что обычная крестьянка не могла считаться ему ровней.
Спустя время Петру вновь приходится обратиться за помощью к Февронии, так как его болезнь вернулась. Он полагает, что девушка злится, ведь он не сдержал обещание. На деле же Феврония не проявила обиды и согласилась помочь бескорыстно, не приняв даров.
Уразумев, насколько добродетельна Феврония, Петр влюбляется в нее. Он убедился в ее бескорыстие и милосердие. Поэтому теперь Петр сдерживает обещание и женится на девушке.
Автор говорит, что жили Петр и Феврония благочестиво и праведно. И даже интриги бояр не могли разрушить их семью. Любовь и преданность – вот что берегло их от всех бед.
Доказательством большой любви супругов можно найти очень много. Например, когда бояре заставили покинуть престол Февронию, то она попросила забрать с собой самое дорогое. И самим дорогим оказался князь. Любящий князь согласился последовать за женой. В изгнании его одолевали сомнения, правильно ли он поступил, отрекшись от престола. Но Феврония подбадривала мужа и укрепляла веру.
Преданность Февронии мужу – безгранична. Она всегда хранила ему верность. Однажды она угадала мысли другого мужчины, польстившегося на нее. Феврония ответила ему, что точно, как вода по разные стороны корабля всегда одинакова – так же и она всегда верна мужу.
Петр и Феврония – пример идеальной семьи.

Петр и Феврония – два персонажа из древнерусских легенд, муж и жена, княгиня и князь. Они действительно существовали в реальности и жили в древнерусском городе Муроме. О них рассказано в «Повести о Петре и Февронии», что написана еще в 16 веке. Сегодня Петра и Февронию почитают как святых в церкви. Эта влюбленная пара – образец любви и семейной верности, супружеского долга, праведной жизни.
Я прочел историю их любви и жизни, хоть она и полулегенда, полусказка, но заставляет задуматься о важных жизненных вещах. Кнзяь и княгиня оба известны были на Руси добрыми делами и героическими поступками. Феврония имела дар лечить людей, она исцелила князя Петра, когда он был тяжело ранен в битве.
История любви Петра и Февронии примечательна тем, что происходили эти люди из разных сословий. Петр – князь, а Феврония – простая поселянка, простолюдинка. Когда князь Петр решил в знак благодарности за излечение жениться на Февронии, его бояре стали стеной против. И Петр отказался от княжеского титула, ушел вместе с возлюбленной в дремучие леса.
Позже Петра разыскали подданные и соратники, потому что лучшего князя они не смогли найти, и уговорили его вернуться с молодой княгиней на престол. Выбор Петром жены был верен – Феврония оказалась хорошей княгиней, мудрой правительницей, ее полюбил и стал глубоко уважать народ.
История любви Петра и Февронии, что дошла до нас из прошлого, учит нас быть стойкими и верными своим чувствам. Между любящими людьми нет преград: ни богатство, ни власть не способны помешать настоящей, истинной любви. Во многом Петр и Феврония могут служить для молодых людей примером счастливой семьи и достойной пары.

В нашем мире происходит очень большое количество различных чудес, которые связаны с жизнью людей, но речь идет не о простых людях, так как речь пойдет о фигурах, которые были причислены к святым. Эта удивительная история вызывает настоящее восхищение, так как подобных примеров просто нет.
Петр и его жена Феврония, являются примером и идеалом для всех людей, так как на примере их отношений, можно строить свою собственную жизнь. Все начинается с того, что наш герой отправляется сражаться с очень злым и кровожадным змеем, которые не дает простым людям спокойно жить. Ему просто нужно его победить, а сделать это, как оказалось практически невозможно.
Он получает смертельную травму и ему грозит смерть, но неожиданно происходит великое чудо: ему помогает обычная крестьянская девушка, которая используя свои знания и любовь просто ему помогает излечится. Между нашими героями возникает очень теплое и нежное чувство, которое перерастает в очень большую любовь, которая и становится настоящим чудом, так как ее они смогли пронести сквозь свои проблемы и испытания, а это очень многого стоит.
Одним словом, они сумели сохранить верность друг другу. Все время они были вынуждены терпеть различные испытания, которые им были посланы свыше, но это их не сломило, а наоборот сделало еще сильнее. Любовь и мудрость, вот составляющие их счастья. Именно эти два блага и являются залогом успешной семейной жизни, так как подчиняясь и слушая свою жену, наш герой смог пройти все свои испытания, но самое важное то, что он всегда оставался победителем, так как ему помогала любовь.
Всю свою последующую жизнь эти люди жили в любви и согласии, и самое интересное, что они умерли в один день, а это так же подтверждает то, что все их отношения уже давно были предрешены свыше, и они просто повелевались своей судьбе и своему незримому поводырю, который вел их по очень сложному пути, но в конце этой дороги, они обрели вечную и счастливую жизнь. Когда, читаешь их историю, то понимаешь смысл семейной жизни, и ту ответственность, которую должны нести мужи и жена, прежде всего перед собой, а потом перед всем обществом.
В наше непростое и довольно противоречивое время их история должна стать настольной книгой для всех семейных пар, так, как только соблюдая все принципы, которые там описаны, люди будут счастливы, а это самое важное, что нужно человеку, который рассчитывает на любовь и поддержку своего самого близкого спутника жизни, но не все соблюдают простые моральные нормы своего поведения, что вызывает очень большую жалость и даже стыд.
Эта пара была причислена к лику святых, и это вполне заслуженно, так как все своей жизнью и деятельностью они дали человечеству очень хороший пример, пример того, как себя должны вести люди в различных жизненных ситуациях, а это бесценный опыт предков, который нам достается совершенно безвозмездно, и мы просто обязаны его хранить и ценить, то, что они нам завещали. Любовь и верность, которые постоянно соседствуют с мудростью, делают свое доброе дело.

Прежде всего следует прочитать саму повесть и составить свое личное отношение к героям этого произведения, а уж потом попытаться выразить это отношение в сочинении.
Например начать можно с того, что рассказать о том, кто такие Петр и Февронья. Эти святые одни из самых почитаемых святых в русской православной традиции, и считаются они покровителями домашнего очага и семьи, покровителями влюбленных.
Образы Февроньи и Петра в повести не однозначны, они описаны как реальные люди со своими слабостями и достоинствами, которые проходят свой жизненный путь становясь мудрее и светлее. И помогает им в этом то великое чувство, которое зажглось в их сердцах и которое не может не восхищать.
Посмотрите, Петр, брат князя и будущий князь, первоначально показан хоть и героем, но человеком, которому свойственны все заблуждения своего высокого положения. Он повсюду видит предательство, он мало кому доверяет, он испытывает даже Февронью, хотя сам отправился к ней за помощью. И он не держит слово и не женится на Февронье.
Февронья необычайно мудрая женщина, она словно все видит наперед, и она несомненно святая. Она никому не желает зла, а образ ее жизни смирение и покаяние. Она беззаветно любит Петра и готова делить с ним и счастье и горести. И Петр также влюбляется в Февронью покоренный ее добрым нравом и мудростью, и наверное не в последнюю очередь красотой.
Эти двое счастливы вместе. Им не важно их положение и они без сожаления сперва отказываются от трона, а потом и вовсе уходят в монастырь. Их главной целью становится служение богу и желание умереть в один день.
Я поражена силой их любви и духовной чистоты, мне кажется, что такие люди обязаны быть святыми.

Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана выходцем из Пскова, протопопом дворцового собора в Москве, а впоследствии монахом Ермолаем-Еразмом. Но этот текст не был включен в свод, потому что по очень многим признакам отличался от классической житийной традиции.
Высказанные в «Повести о Петре и Февронии Муромских» мысли о значении человеческого достоинства созвучны идеям гуманистов. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» часто называют житием, однако вместо религиозных подвигов здесь рассказ о любви крестьянской девушки и муромского князя.
В произведении использованы два мотива: сказание об огненном летающем змее и сказка о мудрой деве.
В «Повести о Петре и Февронии» нет никаких указаний на действительных исторических прототипов героев.
Автор описывает реальные события, позволившие причислить к лику святых, а затем и канонизировать князя Петра и княгиню Февронию. В построении повести есть много деталей, характерных для сказочного повествования.
Змей – воплощение зла, нечистой силы. Данный образ широко используется во многих русских народных сказках и былинах. Змей, искушающий жену Павла, посылается дьяволом, и этот момент напоминает о грехопадении Евы, тоже искушаемой змеем-дьяволом.
Но в сказках борьба со змеем – основа повествования, весь сюжет основан на том, чтобы показать победу сказочного богатыря над змеем. В данном же произведении победа над змеем только знакомит читателя в начале повести с князем Петром и показывает его как храброго и сильного воина.
Премудрая красавица Феврония тоже отчасти сказочная героиня. Она мудра, умеет творить чудеса, угадывать чужие мысли. Появление крестьянской девушки, исцелившей Петра от струпьев, которыми покрылось его тело от брызнувшей на него крови змея, вводит в повествование традицию сказок о прекрасной деве, поражающей своей чистотой и мудростью. Автор как-то особенно показывает ее в своем произведении: «за ткацким станом сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц». Этот зверек в фольклоре служит символом брака, и его можно считать мудрой загадкой самого автора. В то же время эту подробность можно истолковать как погруженность героини в мир природы.
Согласие Февронии исцелить Петра при условии женитьбы на ней может быть истолковано двояко: как желание сказочной героини добиться счастья и как предвидение святой своей будущей судьбы.
Неоднократно автор использует такой сказочный прием, как загадывание сказок. Именно с загадки начинается знакомство одного из молодых дружинников с княгиней Февронией, когда тот приходит просить исцеления для Петра. Феврония не придает мистического значения отгадыванию загадок, показывает себя мудрой девушкой, умеющей говорить иносказательно. Петр не сумел распознать последнюю маленькую хитрость Февронии. Выполняя все предписания своей врачевательницы, он обрекал себя на возвращение в рязанское Ласково.
Многие эпизоды «Повести о Петре и Февронии…» говорят об уме этой женщины, ее способностях быть и верной женой, и мудрой княгиней.
После свадьбы князь Петр и княгиня Феврония проживут долгую и счастливую жизнь, даря окружающим добро, любовь, теплоту и щедрость своих душ. Как в сказке, они умрут в один день, положив начало своему бессмертному существованию в памяти благодарных людей.
Любовь в «Повести о Петре и Февронии» – меньше всего всепоглощающая человеческая страсть. Любовь Февронии к князю Петру непобедима именно потому, что она уже побеждена внутренне ею самой, подчинена ее уму. Тема любви тесно связана с темой человеческой мудрости, одной из основных в древнерусской литературе. «Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством».
Для жития традиционен и финал повести, когда Петр и Феврония перед смертью принимают монашество под именем Давида и Ефросиньи. Они остались верны друг другу в мирской и монашеской жизни не только «до гроба», но и «за гробом»: «и после этого уже не смели трогать их святые тела

Краткое содержание Повесть о Петре и Февронии Муромских

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агриковамеча».
У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч. Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.
Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.
Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.
Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.
Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.
Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.
Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.
Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.
На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом. Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.
Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.
Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.
Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.
Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.
Петр — муромский князь, один из главных героев «Повести». Имя героя является вымышленным, так как «Повесть» создавалась Ермолаем-Еразмом на основе местной народной легенды. В научной литературе принято считать, что в легенде за вымышленными именами муромских князей следует видеть реальных исторических; лиц. Чаще всего имена П. и его брата Павла (также один из героев «Повести») соотносят с двумя братьями — Владимиром и Давидом, правившими в Муроме после смерти их отца князя Георгия с 1175 по 1203 г. С 1203 (после смерти Владимира) по 1228 г. на княжеском престоле был младший брат Давид, а затем княжество перешло к его сыну Юрию. Согласно другой точке зрения, князя П. из «Повести» отождествляют с князем Петром, жившим в начале XVI в., который являлся родоначальником бояр Овцыных. Имя этой исторической личности известно только по родословной, составленной не ранее конца XVI в.
«Повесть» делится на четыре части. П. является действующим лицом во всех четырех частях. В первой части рассказывается история о том, как к невестке П. (жене его брата Павла) стал ходить змей в образе ее мужа. П., достав Агриков меч, убил змея, но его кровь, попав на тело П., вызвала тяжелую болезнь. П. покрылся язвами и струпьями. Этот эпизод «Повести» основан на фольклорном сюжете змееборчества Но наряду со сходством между князем П. и героями волшебных сказок можно обнаружить и различия. Например, князь П. не проходит предварительного испытания, а Агриков меч находит в церкви благодаря ангелу, явившемуся к наму в виде отрока. Главный герой «Повести» не проявляет своих черт (храбрость, ловкость, доброта). Напротив, является чудо, что, разумеется, ближе к житийным, нежели сказочным канонам. Другое отличие: герой сказки не колеблется, вступая в борьбу. П. же сомневается, так как змей принимает облик любимого брата. Поэтому герою «Повести» приходится сначала точно выяснить, где в это время находится князь Павел. И наконец, вместо вознаграждения, положенного герою волшебной сказки, князь П. получает болезнь. Такое завершение первой части мотивирует дальнейший ход повествование.
Во второй части главным действующим лицом является Феврония. Князь П. отправляется на поиски лекаря, и его слуга, случайно попав в деревню Ласково (сохранилась в Рязанской обл. до настоящего времени), встречается там с крестьянской девушкой Февронией. Феврония задает мудрые загадки слуге князя и остроумно отвечает на невыполнимые просьбы князя П. Затем Феврония соглашается вылечить П. с условием, что он возьмет ее в жены после выздоровления. Князь П., вылечившись, забывает о своем обещании и поэтому заболевает снова. Он вынужден опять обратиться к Февронии, и та окончательно вылечивает его, после чего главные герои женятся. Эта часть «Повести» также сопоставима с некоторыми сказочными сюжетами (в частности, с сюжетом о мудрой деве). Но при написании «Повести» автор, очевидно, использовал и местную легенду, которая до сих пор сохранилась в Рязанской обл., о том, как крестьянка деревни Ласково вышла замуж за муромского князя.
Муромские бояре, недовольные тем, что крестьянка стала княгиней, выгоняют Февронию из города. Получив разрешение взять «самое дорогое», Феврония уводит с собой мужа. Оставшись без князя, бояре не могут справиться с управлением княжеством и просят Февронию вернуться.
Последняя часть «Повести» связана со смертью князя и княгини. Постригшись и поселившись в монастыре, супруги договорились умереть в один день и завещали похоронить их в одном гробу. Чувствуя, что умирает, П. послал к Февронии сказать, что время пришло. Его жена вышивала воздух (покров на сосуд со святыми дарами на престоле в церкви) и попросила мужа не умирать, пока она не закончит дело. П. еще раз послал сказать, что ждать больше не в силах. Тогда Феврония, не дошив воздух (т. е. отложив богоугодное дело), умерла вместе с мужем, в один час. Их похоронили раздельно, в мужском и женском монастырях, но на следующее утро обнаружили, что тела их лежат в одном гробу. Люди несколько раз пытались положить их отдельно, но затем поняли, что это Божественное чудо, и похоронили П. и Февронию вместе. В последнем рассказе подводится итог взаимоотношений между П. и Февронией. Благодаря мудрости, такту, благородству Февронии супруги прожили счастливую жизнь и в конце ее пришли к полному согласию. Здесь ведущим персонажем является Феврония, а П. как бы в очередной раз подвергает ее испытанию: она должна выбрать между прямым служением Богу (вышивание воздуха) и любовью к земному человеку, верностью своему слову. И в целом в «Повести» П. как герой не отличается активностью, а лишь совершает ошибки, которые исправляются благодаря мудрости Февронии.
Феврония — главная героиня «Повести». Необычность ее заключается прежде всего в том, что она, являясь героиней жития, сама действует исключительно активно. На первый план выдвигаются ее личные достоинства: ум, благородство, кротость, благодаря которым она самостоятельно с честью выходит из различных жизненных коллизий и конфликтов. Ф. — один из немногих персонажей др.-русск. литературы, которые поднимаются вверх по социальной лестнице (опять же только благодаря личным достоинствам, и прежде всего уму), нарушая при этом средневековые представления об иерархии: дочь древолаза (собирателя дикого меда) становится женой князя (в подобные ситуации достаточно часто попадают герои фольклора, но не литературы). Но странным образом изменение общественного положения героини не нарушает общей гармонии в мире людей. Напротив, сама Ф. создает эту гармонию вокруг себя.
В первой части «Повести» Ф. не участвует в действии. Сюжет второй части можно сопоставить с сюжетом сказки о мудрой деве. Обычно в этой сказке повествование построено на том, что человек высокого социального статуса (царь, князь, барин) вынужден решать какую-либо трудную задачу. Неожиданно эту загадку решает девушка-крестьянка. Царь или барин состязаются с ней в мудрости, мужчина в итоге признает превосходство женщины над собой и берет ее себе в жены. На сюжетном уровне «Повесть» и сказка похожи, но в «Повести» речь идет о состязании не только в сообразительности, но и в благородстве: Ф. держит свое слово и исцеляет князя, а тот нарушает его, заранее решив обмануть дочь древолаза. Желая откупиться от Ф., князь Петр посылает ей дары, но Ф. отвергает их. После этого следуют повторная болезнь Петра и его полное исцеление. Таким образом, высокомерие Петра оказывается побежденным кротостью и благородством Ф. В «Повести» обращает на себя внимание не только сам факт исцеления, но и то, каким образом оно совершается: Ф. лечит Петра специальной мазью (исцеление наступает в результате использования мази, а не благодаря Провидению, что нетипично для средневековой литературы и, видимо, отражает новый взгляд на самостоятельность личности человека), т. е. она не только мудра, но и обнаруживает знахарские знания и способности.
В третьей части «Повести» описывается конфликт между муромскими боярами и Ф. Здесь можно провести фольклорную сюжетную параллель: мудрая дева, выйдя замуж, нарушает запрет мужа не вмешиваться в его дела, за что тот выгоняет ее, разрешив взять самое дорогое. Героиня уводит с собой мужа и объясняет, что поступила так, как он ей разрешил. Таким образом, она еще раз доказывает свою мудрость, и конфликт между супругами мирно разрешается. В сказке напряженность создается тем, что героиня должна остроумно переиграть своего партнера. Конфликт же.Ф. с боярами возникает из-за того, что они недовольны крестьянскими привычками Ф. Князь Петр самоустраняется от решения этого конфликта, предоставив жене решать их дальнейшую судьбу. Правда, он вскоре начинает сомневаться в правильности своего поступка — оставления княжества ради жены. Ф., в отличие от героини сказки, должна не перехитрить мужа, а убедить его преодолеть сомнения. Следовательно, повествование держится на описании взаимоотношений между главными героями, где Петр всегда проявляет отрицательные качества или пассивность, а Ф. разрешает любую ситуацию самостоятельно.
В четвертой части, когда герои умирают, Ф. опять делает правильный выбор, теперь уже между богоугодным делом (вышивание воздуха) и любовью к мужу (Ф. держит свое обещание умереть в одно время с Петром). Правильность выбора подтверждается чудом: тела князя и княгини оказывались по воле Бога в одном гробу вопреки стараниям людей, которые пытались похоронить их по отдельности. Этим актом подтверждается правильность поступков героев и их святость.
Герои «Повести» и сюжет ее в несколько искаженном виде упоминаются, например, в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник».

МОУ
Пановская СОШ

имени
Героя Советского Союза П.Л. Черябкина

учитель:
Воронова С.Н.

«Нам сердце исцелит любовь и верность…»

 (По «Повести о Петре и Февронии Муромских».)

Цель:

Ø
помочь
учащимся разобраться в жанровом своеобразии произведения, рассмотреть синтез
жанров в повести

Ø
показать
значимость “Повести…” в формировании нравственных семейных ценностей.

Задачи:

1.     Совершенствовать
умения учащихся анализировать прочитанное: выразить собственное суждение,
раскрыть авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать
монологическую речь.

2.     Формирование
коммуникативных и регулятивных УУД: культура ведения дискуссии на уроке, умение
отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника, умение работать в
группе.

3.     Воспитывать
нравственные качества школьников: доброту, преданность в дружбе и любви, умение
прощать.

Оборудование: проектор,
компьютер (мультимедийная презентация, аудиофайл).

Методы
и виды работы:
проблемное изложение материала, фронтальные и
групповые формы  работы, частично – поисковый метод.

Ход
урока

1.
Нам предстоит забыть, кто мы такие, что делали за минуту до звонка. Мы
погрузимся в мир древнерусской литературы – спокойный, торжественный,
созерцательный, мудрый. Перенесёмся в далёкий 16 век – время образования
единого русского государства. За объединением Руси последовало объединение
русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное –
12 огромных томов – собрание сочинений. В это собрание входить «Повесть о Петре
и Февронии Муромских».

—  Тема урока:  «Нам сердце исцелит
любовь и верность…» (По «Повести о Петре и Февронии Муромских».)


Ребята, что значит глагол «исцелять» и кого называют «исцелителем»?

*Исцелить
освободить кого – либо от болезней, вылечить, возвратить здоровье.

Исцелитель
исцеляющий кого – либо. (В. И. Даль)

-Обсудите
это в группах.

Напишите
свои варианты в тетрадях


Мы с вами вернемся к вашим ответам в конце урока.

Произведение,
которое поможет нам ответить на эти и другие вопросы, — одно из самых любимых и
самых читаемых произведений древнерусской литературы 16 века – «Повесть о Петре
и Февронии Муромских» Ермолая – Еразма.

2.      Сообщения
учащихся о возникновении «Повести о Петре и Февронии»

1.

16
век… — время образования единого Русского государства.

 За
объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством
митрополита Макария  по порядку месяцев и дней составляется сборник  житий всех
святых православной церкви – 12 огромных томов.  Он назывался «Великие
Четьи-Минеи» (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий
поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся
своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый
г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных
святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. Но самой
поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и
справедливой княгиней.  Оно и послужило основой для повести.

2.

Псковский
Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и
создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

«Повесть
о Петре и Февронии» возникла в 15 веке на основе устной легенды.
Окончательная литературная обработка повести относится, вероятнее всего ко
времени канонизации Петра и Февронии (на церковном соборе 1547г.) — к середине 16
века.

 История
жизни святых  чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии,
много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где
сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные
черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас
исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни
склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве
Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и
Евфросинию, княживших в Муроме в 14 в.)

3.     Словарная
работа:

 Ребята,
в речи наших русичей встретились слова: митрополит, «Великие Четьи
–Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

Давайте
вспомним, что они означают?

Митрополит
– в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся
главе церкви (патриарху).

«Великие
Четьи –Минеи»
— сборник житий всех святых православной
церкви.

Благочестивый
– человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный,
праведник
—  святой, пребывавший не в монашестве, а
в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество
— буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный
монах.

Канонизация
– причисление к лику святых.

— Как вы думаете, ответы на какие еще вопросы мы сегодня будем
искать? Какова цель нашего урока?  (дети формулируют цели)

4.     Жанровое
своеобразие повести. Черты сказки,  жития  и повести в пр-и.

Сегодня
мы обратимся к произведению, чтобы понять, что же хотел сказать нам автор,
какие темы поднимает в повести, какие проблемы волнуют писателя далекого
прошлого.

Повесть
о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий
все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи».
Почему? Ответ   на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного
произведения.


Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)

Работа в
группах.

— Предлагаю
поработать в группах.

Сказка

Житие

Повесть

Сказочные
элементы
этой повести.

•        Начало
повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в
нем когда – то князь по имени Павел…»

•        Первая
часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую
сказку о мудрой деве.

•        Как
и во всех сказках, есть сказочный герой — змей-искуситель.

•        По
законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

•        Есть
загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например:
«Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

•        Хитроумные
задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии
сделать ткацкий станок из полена)

•        Волшебные
предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

•        Постоянные
эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). )

-Какие
черты повести присутствуют в произведении?

—        исторически
точны названия мест ;

—        рассказана
история бояр, погрязших в междоусобице;

  
детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/.

-Назовите
черты жития в этом произведении.

•        Автор
прославляет святых, создавая идеальные образы.


Итак, каков жанр  этого произведения?» ( Делается вывод по определению
жанра: житийная повесть с элементами народно-сказочного характера).

5.    Физкультминутка.

Если это
повесть житийная, то и герои должны быть святыми людьми? 

Пётр и Феврония
святые?

  Почему эта пара была канонизирована? 

(Бог
же прославил ее ради доброго ее жития»; «И правили они в городе том, соблюдая
все заповеди и наставления Господние безупречно»; «всех равно любили, принимали
странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от
напастей»)


Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?

(Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр
стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).


Так почему же автор делает Петра главным героем?

(Петр
раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд
в вере).


Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не
знатную, а крестьянского происхождения?

(Он
учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и
среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести
– реальные исторические лица.


Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

(Сочувствовали,
жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность,
радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли
ее).

Почему
автор не рисует портретов героев повести?

(Не
внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и
Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр
взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все
общение вели через слуг).

— В чем находит
свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?

(Оба
супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день
и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их
разлучить).

— В чем основная
ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Нам показан  образец
супружеской жизни, верности и веры.
Жизнь по заповедям Божьим, осознанное
желание человека творить добро – главнее всего для автора).


А что главное в семье, в семейных отношениях?

 Что
делает людей семьей, близкими?         

  ( Составить
ромашку: у каждой группы по два лепестка, на которых нужно записать
нравственные заповеди, на которых держится семья).

 — Давайте вернёмся к теме урока. Восстановите
слова из темы.

«Нам
сердце исцелить любовь и верность» .

Ромашка –
символ праздника, который утвердили в честь святых Петра и Февронии.

Подведем
итоги

Чем запомнился вам
сегодняшний урок?

Домашнее
задание.
 Сочинения-эссе:
«Какие семейные ценности актуальны в наше время?»

ГРУППА № 1

Сказочные
черты в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Справка: Сказка
– фольклорное произведение с установкой на вымысел.

Прочитав «Повесть
о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:

  • Начало
    повести напоминает …
  • Повесть
    начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки…  
  •  Как
    и во всех сказках, есть сказочный герой  — …
  • По
    законам волшебной сказки Добро …
  • Есть …

  Таким образом,
выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют
нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.

ГРУППА № 2

Черты
жития в «повести о Петре и Февронии Муромских».

Справка: Житиями
назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и
религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То
есть житие – это жизнеописание святых.
Жития имели
определенную структуру.

В ходе работы мы
выявили следующие черты житийного жанра:

  • Автор
    прославляет …
  • Есть
    похвальное слово …
  • Любовь
    героев к …
  • Чудеса…
  • Необычная
    смерть …
  • В
    повести используется лексика, характерная для духовной литературы: …

Но, как мы можем отметить, в повести нет
традиционного для житийного жанра построения произведения, лишь финал.

 ГРУППА № 3

Черты
жанра повести в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Справка: Повесть –
повествование о жизни героев с установкой на реальность.

В ходе исследования
мы выявили следующие жанровые особенности:

  • Указаны
    конкретные места действия: …
  • Герои
    повести – реальные люди.  Это…
  • На
    первый план выдвигается …
  • Тема
    социального неравенства…
  • Исторические
    реалии…

Таким образом, в
данном произведении есть элементы исторической повести.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней

    Описание слайда:

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
    Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
    Прославление любви и верности.

    МКОУ Верхнетойденская СОШ

    Урок литературы в 7 классе
    Цели урока: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её специфику;
    поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;
    показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.
    Оборудование: стенгазета «Повесть о Петре и Февронии». В дополнение к
    прочитанному», презентация,.
    Опережающее задание:
    1. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии».
    2. Отгадать кроссворд по данной повести (напечатан в стенгазете).
    3. Найти информацию об авторе данного произведения (индивид.).
    Автор: Е.С. Хорошилова
    Должность: учитель
    русского языка и литературы

  • 2 слайд

    Сочинение на тему любовь и верность в повести о петре и февронии муромских кратко

  • 3 слайд

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней

    Описание слайда:

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
    Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
    Прославление любви и верности.
    познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских,
    выявить её специфику;
    поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;
    показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.

    Цели урока:

  • 4 слайд

    муромо-рязанский цикл Ермолай –Еразм 1547 годКнязь Пётр убива

    Описание слайда:

    муромо-рязанский цикл
    Ермолай –Еразм
    1547 год
    Князь Пётр убивает змея.
    Рукопись 17 века

  • 5 слайд

    Сочинение на тему любовь и верность в повести о петре и февронии муромских кратко

  • 6 слайд

    Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал он у вас о

    Описание слайда:

    Но разве всегда Петр поступал по совести?
    Разве не вызывал он у вас осуждения?
    — Так почему же автор делает Петра главным героем?
    — Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
    Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.

    Мудрая жена устроит дом свой,
    а глупая разрушит его своими руками.
    — Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

    — Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?

  • 7 слайд

    «…Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствов

    Описание слайда:

    «…Блаженный же князь Петр
    не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,
     …  по Евангелию поступил:
    пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

  • 8 слайд

    - Почему автор не рисует портретов героев повести? В чем находит свое высш

    Описание слайда:

    — Почему автор не рисует портретов героев повести?
    В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?

  • 9 слайд

    - Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рож

    Описание слайда:

    — Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
    Рака с мощами святых под высокой иконой в золочёном окладе.
    Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.

  • 10 слайд

    - В чем основное значение «Повести…»? Какие жизненные ценности утверждаютс

    Описание слайда:

    — В чем основное значение «Повести…»?
    Какие жизненные ценности утверждаются в ней?
    Жизнь по заповедям Божьим,
    осознанное желание человека творить добро, любовь и верность –
    ценности, над которыми не властно время.

  • 11 слайд

    8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности

    Описание слайда:

    8 июля –
    Всероссийский день семьи, любви и верности

  • 12 слайд

    МуромАрхангельскУльяновскСочиЯрославльАбаканПамятники Петру и Февронии

    Описание слайда:

    Муром
    Архангельск
    Ульяновск
    Сочи
    Ярославль
    Абакан
    Памятники Петру и Февронии

  • 13 слайд

    Подведение итогов урока. - Чем обогатила вас история Петра и Февронии? -

    Описание слайда:

    Подведение итогов урока.
    — Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

    — О каких вечных ценностях
    заставил вас задуматься сегодняшний урок?
    Семья

    Любовь Верность

  • 14 слайд

    Сочинение на тему любовь и верность в повести о петре и февронии муромских кратко

  • 15 слайд

     СПАСИБО ЗА УРОК

    Описание слайда:

    СПАСИБО ЗА УРОК

  • 16 слайд

    Список используемой литературы и сайтов: Золотарева И.В., Аникина С.М. Поур

    Описание слайда:

    Список используемой литературы и сайтов:

    Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005
    Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82
    Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39
    Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., 1999
    Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.13-18.
    http://school-103.nios.ru/Petr.htm
    http://www.petr-fevronia.ru/category/22
    http://artikul.ucoz.ru/forum/54
    http://journal.oscfo.ru/nomera/4/povest_o_petre_i_fevronii_muromskih/
    http://www.mosds.ru/BRK1/XVI-04.htm
    http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3.

  • 17 слайд

    Сочинение на тему любовь и верность в повести о петре и февронии муромских кратко

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим оботношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне. Жизнь семейной четы, описанная в данной повести— это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи Итак, перед нами «Повесть о Петре и Февронии».

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
Повесть о Петре и Февронии Муромском

Похожие материалы

  • Методическое обеспечение тематической недели, посвященной 200-летию Ф.М. Достоевского

  • Фонд оценочных средств по литературе 1 полугодие 5-7 классы

  • Темы сочинений по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Контрольная работа по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Выдержки из критических статей по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Викторина по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Рабочая программа по литературе 5-9 классы

  • Статья «Место кино на уроках литературы в школе при исправительной колонии»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448726 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение на тему любовь и рассудок
  • Сочинение на тему любовь в романе отцы и дети кратко
  • Сочинение на тему любовь владимира и маши в романе дубровский
  • Сочинение на тему любовь в романе обломов 150 слов
  • Сочинение на тему любовь в творчестве тургенева ася
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии