Рубеж XIX—XX вв. — это время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том числе и у Максима Горького, раннее творчество которого (в частности, рассказы) вызвали целую бурю мнений и споров.
Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям. Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. Уже в одном из первых своих рассказов под названием “Макар Чудра” Горький высказывает собственную точку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: “Свобода для человека — главнее всего на свете”.
Рассказ об удивительной гордой любви Лойко Зобара и Радды — это гимн свободе. Для Зобара и Радды свобода, воля — главное в жизни. “Никогда я никого не любила, Лойко, атебя люблю. А еще я люблю волю. Волю то, Лойко, я люблю больше, чем тебя”, — говорит Радда. Даже любовь, то прекрасное чувство, силу которого воспевали люди веками, оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе. И поэтому логичен драматический исход рассказа: смерть обоих героев.
При чтении рассказов Горького читателю часто приходится задумываться над понятием “абсолютной свободы”. Это понятие является жизненным идеалом для многих героев Горького. Но в своих произведениях писатель показывает, что “абсолютная свобода” недостижима: стремление к ней часто приводит героев к конфликту с обществом. Однако, считает Горький, к этому идеалу можно немного приблизиться. Каким образом? Ответ на этот вопрос дается в рассказе “Челкаш” — самом значительном, по моему мнению, раннем рассказе Горького. Герой рассказа — вор, босяк, ведущий совершенно иную, чем большинство других людей, жизнь. В рассказе “Челкаш” происходит сопоставление романтического образа бродяги и вора с духовно убогим, жадным и жалким крестьянином Гаврилой. —И выводы в результате данного сравнения делаются далеко не в пользу последнего. “Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким!”.
Тип босяка в рассказах Горького является продолжением темы маленького человека в русской литературе. Но горьковские босяки оказываются нравственно выше власти денег, они — свободные люди в несвободном обществе.
Одним из первых в литературе Горький поднимает проблему женской свободы. Об этом его рассказ “Мальва”. В нем писатель рисует образ женщины, которая пытается обрести право на свободу, на честную и открытую любовь в изначально несвободном обществе. Героиня дает понять мужчинам, что не желает зависимости ни от них, ни от кого бы там ни было.
Таким образом, герои ранних произведений Горького — свободные, вольнолюбивые люди, и каждый из них понимает свободу по-своему. Любовь и свобода в произведениях Горького сходятся гибельно, трагически, оказываются несовместимыми. Свобода не приносит счастья, так же как не приносит его и любовь. Многие герои Горького — беспокойные люди, ищущие свое место в жизни, нередко конфликтующие с обществом.
Проблемы, поставленные писателем в начале века, остаются актуальными и по сей день. Ценность свободы и стремление к ней всегда волновали людей, но далеко не каждому хватает мужества для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к своей мечте.
Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его первых произведений. В эти же ранние годы вырабатываются главные идеи и темы его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерное противопоставление двух мировоззрений. Герой-повествователь – носитель общественного сознания принадлежит к тем, о ком говорят: “Стариками родитесь вы, русские.
Мрачные все, как демоны”, и романтические
герои – красивые, смелые, сильные люди, которые по жизни “шли, пели и смеялись”. Романтический герой и общество – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится вечный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.
Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон общества, противопоставил себя людям, возвысил себя над средой и был наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко.
Рассказ о нем построен как аллегория поиска пути из мрака к свету, к лучшей, справедливой
жизни. В Данко писатель воплотил образ вождя народных масс. И образ этот создан в лучших романтических традициях. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, она враждебна ему.
Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом толпа, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.
Итак, мы видим, что Ларра сам виноват в своих пороках, он воплощение цинизма и индивидуализма, а Данко находится на другом полюсе спектра духовных возможностей человека. И смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы ярче показать героизм и самопожертвование одного и агрессивный индивидуализм другого.
(No Ratings Yet)
Loading…
Похожие сочинения:
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) План I. Поиски героя – сильного и свободного человека. II. Данко и Ларра – исключительные люди. 1. Все дело в “векторе направленности” личности. 2. Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу….
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ПОДВИГЕ ДАНКО? (по ранним произведениям М. Горького) Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,…
Данко – “лучший из всех” М. Горький написал романтическое произведение “Старуха Изергиль”, в котором главная героиня – старая, умудренная жизнью женщина – рассказывает легенды о двух сильных личностях: Ларра и Данко. Гордый, “лучший из всех”…
Анализ легенды о Данко из рассказа Горького “Старуха Изергиль” В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни. “О смелый Сокол!.. Пускай ты…
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П….
Сочинение на тему: “Легенда о Данко” А. М. Горького” “Легенда о Данко” повествует нам об огромной любви и самопожертвовании во имя людей. Далеко немногие способны на такие поступки, порой кажется, что таких людей просто не осталось. Такая личность как…
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого Нет истинного величия там, где нет Простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Образы Кутузова и Наполеона в “Войне и мире” – это воплощение взглядов Толстого на роль выдающейся личности…
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе…
ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КЛАССИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии….
Две битвы в “Слове о полку Игореве” и смысл их противопоставления Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын – Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, выступили в поход на половцев, не сговорившись с…
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого “Войнам мир”. Смысл их противопоставления Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. В сущности, основная тема нравственно – философского плана эпопеи –…
Идейно-художественное своеобразие рассказа Старуха Изергиль Идейно-художественное своеобразие Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в…
Система образов романтических произведений М. Горького Система образов в рассказах Горького полностью подчинена стремлению автора раскрыть основную тему своих произведений. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Такими изображены Рада и Лойко – герои рассказа “Макар…
В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ “Старуха Изергиль” как самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о…
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре…
ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ 1 вариант Книга “Путешествие Гулливера” увидела свет в XVII веке. В фантастической форме Джонатан Свифт изобразил ненавистные ему нравы и порядки в Англии того времени. Давно…
Человек в ранних рассказах А. М. Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями,…
Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник,…
Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился…
Герои ранних рассказов Максима Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно…
Герои и проблематика романтической прозы Горького Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем…
В чем смысл жизни? (по ранним рассказам М. Горького) Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем…
Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы…
Романтизм ранних рассказов М. Горького К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно….
Рассказ “Старуха Изергиль” Максим Горький Рассказ “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году. Как правило, жанр “Старухи Изергиль” определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения неоднозначна, поскольку оно включает…
Сочинение на тему: “Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!” Жизнь человека бессмысленна, если в ней нет цели, не правда ли? Думается, с этим согласится подавляющее большинство людей. Невзирая на то, что существование человека конечно и все умирают, все же…
Вопросы и ответы к раннему творчеству А. М. Горького Чем был обусловлен неоромантизм раннего творчества Горького? Неоромантизм раннего творчества Горького обусловлен условиями жизни и творчества писателя. В период нарастания революционного движения нужно было сказать новое слово в литературе, требовался…
Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма. Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется…
Смысл названия пьесы “Гроза” А. Н. Островского В “Грозе” Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно…
Идейно-тематическое содержание романтических произведений М. Горького В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности романтического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка конфликта в романтических произведениях Горького…
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры?
При изучении произведения Макар Чудра анализ ученикам 11 класса и тем более 8 класса нередко оказывается сделать сложно. Если же разобраться в основных моментах, изучить характеристики главных персонажей, понять суть и главную мысль рассказа не составит труда.
Макар Чудра анализ произведения
Первым делом следует рассмотреть анализ произведения Макар Чудра. Особого внимания при этом заслуживают следующие моменты:
✔️ написан в 1982 году;
✔️ поднимаются темы о ценности свободы, любви, смысле жизни и силе человеческого характера;
✔️ композиция представляет собой рассказ, который находится внутри рассказа. За счет этого удается обрамить все происходящее философскими мыслями рассказчика;
✔️ произведение является рассказом в романтическом направлении.
Так выглядит краткий анализ Макара Чудра. Для того же, чтобы разобраться в данном произведении, его стоит изучить более подробно.
Макар Чудра история создания
Это первое произведение, которое написал Алексей Пешков. Его опубликовали в издании под названием Кавказ в 1892 году. Правда, истинное имя автора там не указывалось. Рассказ был издан под псевдонимом Максим Горький.
Идея написания этого произведения у автора появилась после общения со скитальцем и революционером Калюжным. Калюжный смог рассмотреть в молодом человеке талант и убедил его, что тот может писать прозу. С помощью революционера удалось и опубликовать данное произведение. Не удивительно, что молодой писатель был очень признателен своему вдохновителю и называл его учителем.
Жанр, тема и композиция
Анализ рассказа Макар Чудра стоит начать с выделения основных тем. Писатель в данном произведении поднимает сразу несколько проблем. Он говорит о силе любви, физической и внутренней свободе, человеческой силе духа и характере. Также затрагивается тема честолюбия и гордости.
Композиция в данном случае весьма неординарная. В рассказе присутствует некая легенда. Повествование ведется от лица рассказчика. За счет этого у автора есть возможность высказать собственное мнение и поразмышлять по поводу всего происходящего.
Экспозиция в данном случае представляет собой рассуждения цыгана. 58-летний Макар говорит о смысле жизни, о любви и женщинах, а также о свободе и том, как ее понимает каждый человек. Главный рассказ в данном случае обрамляется именно этими размышлениями, а также образом моря, которое по завершению повествования легенды также становится символом свободы.
История, которую поведал цыган, наполнена романтизмом. Все происходящее кажется правдивым и при этом нереальным. Нарисованные рассказчиком образы весьма идеализированы. Радда невероятно красива, а Зобар очень талантлив, настоящий умелец. По сути рассказ цыгана является олицетворением его внутренней философии. Он говорит много красивых слов, которые трогают душу. Правда, без реальных подтверждений они являются пустыми.
В анализе произведения Макар Чудра подразумевается определение жанра. В данном случае он особенный. Повествование ведется от лица Макара Чудры. Безусловно, в его словах при этом можно найти отражение взглядов писателя.
Краткий анализ героев
В произведении Макар Чудра анализ героев имеет особое значение. Характеристики главных и второстепенных персонажей в данном случае стоит рассмотреть подробно:
Макар Чудра
Это независимый, свободолюбивый цыган, который вместе с табором кочует по всему земному шару. Это могущественный мужчина с крепким здоровьем. Создается впечатление, что Макар железный. Он не боится плохой погоды и не пытается спрятаться от сильного ветра. Больше всего он ценит вольную, характерную для цыган жизнь, а также свободу. Мужчина не может подолгу сидеть в одном месте, ему пришлось немало пережить и повидать. Цыган склонен к размышлениям и философствованию, гордится своим народом и с удовольствием рассказывает интересную легенду;
Лойко Зобар
Красивый цыганский парень, которого знают во многих странах Европы. Он испытывает невероятную страсть к лошадям и славится как конокрад. Немало владельцев скакунов желают разделаться с этим молодым человеком, но поймать его никому не удается. Он также очень ценит волю и свободу, и словно ветер носится по безграничным просторам. Парень освоил игру на скрипке, а его талант вызывает у всех восхищение. Он влюбляется в молодую цыганскую девушку, но в конце погибает;
Радда
Гордая цыганская девушка, которая всех покоряет неземной красотой. Правда, она не отдает никому предпочтение. Это непокорная, весьма своенравная особа, не желающая склонять голову перед кем-то. Она уверенна, что достойна гораздо большего, с ухмылкой смотрит на всех желающих женить ее на себе. Это вольная, свободная птица. Такая участь ожидала и Зобара. Несмотря на то, что Радда искренне его полюбила, она стремилась склонить его к собственным ногам. Правда, парень не смог ей подчиниться. Это привело к трагическому концу. Молодой цыган заколол свою возлюбленную ножом;
Данило
Пожилой мужчина является папой Радды. Он искренне любит собственную дочь и гордится ей. Цыган не боится никого и ничего, принимает выбор дочери и относится к ее решению с уважением. Он ценит то, что Радда столь сильно любит свободу. Мужчина не останавливает дочь ни в чем, позволяет совершать все, что той заблагорассудится. Когда его дочь убивает возлюбленный, пожилой цыган без раздумий хватается за этот нож и убивает Зобара. Смерть дочери для Данила – огромное горе;
Рассказчик
Действующим персонажем в данном случае повествователя назвать нельзя. Он внимательно слушает и со стороны оценивает все те события, которые происходят. Повествователь производит анализ окружающей реальности и высказывает мнение непосредственно самого автора. Кроме того, он описывает ту природу, которая его окружает. Это становится эффектным дополнением рассказа Макара. Когда интрига начинает накаляться, природа уже не спокойная и тихая. Начинается сильный ветер, поднимается буря, дождь стремительно усиливается, а море поистине грохочет.
Узнав особенности главных персонажей, произвести анализ рассказа Горького Макар Чудра будет существенно проще.
Основная мысль и смысл рассказа
Мировоззрение, которое показывает в своем произведении автор, для многих может показаться экзотическим. Писатель напоминает о первозданном, природном человеческом начале. Ведь тогда люди не привязывались к определенным вещам, дому и территории.
Писатель высказывает собственное мнение по поводу рабского отношения к жизни, указывает на явную неприязнь. Ведь именно Горький немного позже скажет известную всем фразу о том, что человек звучит гордо. Его возмущает малодушие, а также то, что люди чрезмерно пристальное внимание уделяют мнению общественности, слепо следуют установленным порядкам.
Правда, писатель не высмеивает ту ситуацию, которая в итоге сложилась. Автор идет несколько иным путем и показывает нехарактерных личностей, у которых предпочтения и ценности кардинально отличаются от общей массы людей.
Главная идея данного произведения заключается в том, что каждый человек должен помнить о собственной индивидуальности. Недопустимо, чтобы люди сливались с общей массой. Не исключено, что автор своим рассказом хотел произвести на читателя такое же впечатление, которое было вызвано у слушателя самого повествователя. Основная мысль заключается в том, что у людей должно появиться желание открыть новые грани жизни, а не придерживаться стереотипов.
На этом анализ произведения Горького Макар Чудра можно считать завершенным. После его изучения каждому школьнику с легкостью удастся написать сочинение по этому рассказу, раскрыв данную тему максимально детально.
(775 слов) Максим Горький был известным русским писателем, поэтом, драматургом. Горького считают основоположником литературы социалистического реализма. Но ранние свои произведения писатель создавал в духе романтизма. Данное направление появилось в литературе в конце восемнадцатого столетия. В начале девятнадцатого века романтизм получил широкое распространение в европейских странах. В основе данного направления лежит принцип утверждения индивидуальности. Кроме того, романтизм предполагает яркое изображение эмоций человека. Рассмотрим поподробнее своеобразие романтизма в произведениях Максима Горького.
Не секрет, что романтические настроения писателя во многом были вызваны растущим недовольством в обществе, а также ожиданием перемен. В сознании автора начали формироваться образы персонажей, которые готовы встать на защиту народа и направить его на правильный путь. И путь в представлении писателя был совершенно другим, он существенно отличался от реальности. Писатель ненавидел сложившиеся условия быта и мечтал о кардинальных переменах. По его мнению, спасение заключается в свободе от общественных условностей и предрассудков цивилизации. Именно это и нашло отражение в раннем творчестве Максима Горького. Новую мудрость он ищет в быту и нравах цыганской общины, в старинных легендах и даже в устоях отверженных — обитателей социального дна.
Период расцвета революционных движений в стране совпадал с периодом раннего творчества писателя. Максим Горький в своих произведениях воспевал образ бескорыстного бунтовщика, которому были свойственны романтические намерения изменения мира в лучшую сторону. Помимо этого, в творчестве Горького присутствует мотив стремления к свободе. Автор, не видя перемен, предчувствовал их.
Основная черта, присущая романтизму в представлении Максима Горького, заключается в выявлении главных пороков и проблем, мешающих людям обрести свободу и гармонию с собой. Он осуждает общество, которое объято страхами, предрассудками, нерешительностью и злонравием. Чтобы найти альтернативные пути развития, автор обращается к образу жизни тех людей, которых мы обычно недооцениваем. Например, мудрости нас учит цыган Макар Чудра, который резко критикует смирение, узколобость и трусость рядового человека, который рождается и умирает рабом.
Также в произведениях писателя, написанных в духе романтизма, прослеживается повышенное внимание к природе. При этом пейзаж выступает не только в качестве фона, где разворачиваются события. Он является полноценным героем, ведь романтические настроения передаются через экзотические картины природы.
Как известно, Максим Горький был представителем нового революционного романтизма. Писатель в своих произведениях излагал прогрессивные взгляды на развитие страны. Главная тема творчества заключалась в отображении народной самобытности. Постепенно начал появляться новый тип персонажей, которые были готовы спасти людей от возникшей угрозы. Обратимся к рассказу «Старуха Изергиль«. В данном произведении автор использовал приём антитезы. Автор противопоставляет двух персонажей. В образе Данко писатель воплотил настоящего героя, который ценой собственной жизни мог спасти народ. Молодой человек отличался невероятной любовью к своему народу. Спасая людей, персонаж погибает сам. Однако, к сожалению, неблагодарные люди забывают о своих героях. Полной противоположностью Данко является сын орла Ларра. Данный герой с презрением относился к людям. Ларра не отличался способностью любить. И герой был изгнан из племени. Постепенно персонаж начал осознавать, что без народа нельзя жить. Сравнивая двух этих персонажей, писатель доказал, что подлинный смысл жизни выдающейся личности — это освобождение общества из мрачного леса невежества и бездуховности. Оба героя горды, отважны, сильны и талантливы, но лишь Данко воплотил свой потенциал, а Ларра растратил свои возможности впустую и сам в них разочаровался.
В этом произведении автор противопоставил личность и общество, что свойственно романтизму. Горький создал своего идеального героя, который ни при каких обстоятельствах не отрекается от людей, а помогает им, даже когда они гонят спасителя. В этом противопоставлении Данко возвышает его выбор, а толпу унижает ее неспособность к благодарности.
Не менее известным произведением Максима Горького является рассказ «Макар Чудра». Здесь автор также воспевает свободу как одну из главных жизненных ценностей. По мнению Макара, свобода представляет собой главное сокровище каждого человека. В данном произведении наиболее заметен дух революционного романтизма. Как утверждает Макар Чудра, ради независимости нужно рисковать, иначе можно провести всю жизнь в рабстве, что гораздо хуже риска.
Вспомним и рассказ «Челкаш». Здесь автор использовал метод психологизма, что свойственно романтизму. Можно заметить, как подробно Горький описывал личность главного героя, отмечая его мысли и чувства. Кроме того, важное место в произведении отведено образу природы. Автор подчеркивает духовное единство главного героя с морем. Помимо этого, писатель выражал настроения и чувства сквозь состояние окружающей природы. Это является одной из главных черт романтизма. В рассказе индивидуальность вновь оказалась нравственно выше стадности. Гаврила, воплотивший все мелкие пороки своей среды, так и остался рабом денег, а не хозяином положения, как Челкаш, который свободен даже от богатства. Важно отметить, что автор вновь осудил предрассудки общества. Вор оказался более благородным и честным, чем крестьянин.
Таким образом, Максим Горький был особым представителем романтизма в отечественной литературе. В его книгах сильная личность не презирает общество, не бежит от него, а спасает людей бескорыстно и самоотверженно, несмотря на осуждение и насмешки. А традиционный романтический типаж в образе Ларры критикуется автором за эгоизм. В своем творчестве Горький не пестовал пороки одаренной личности, а восхищался такими моральными ценностями, как свобода, любовь, милосердие, самопожертвование, отвага.
Автор: Виктория Комарова
Автор На чтение 16 мин. Просмотров 3 Опубликовано
Автор: · 24.11.2017
(274 слова) Принято считать ранний рассказ «Макар Чудра» романтическим произведением, хотя и известно, что творчество Горького – это преимущественно соцреализм. Но ранние сочинения пронизаны мечтательностью, стремлением высвободить душу из тесной клетки обыденности, расширить границы мировоззрения. Здесь действительность представлена скупо, насущные проблемы лишь озвучиваются главным героем. Автор будто намеренно отстраняется от реальности, уделяя наибольшее внимание описанию природы, рассуждениям. Центральное место в произведении и вовсе занимает легенда о Лойко и Радде.
Писатель противопоставляет рабство и волю, и проводит эту антитезу через аспекты жизни: образование, любовь, ремесло. Идеализация свободы не может не отсылать к романтизму. Персонажами руководит не разум, но чувство, страсть. История о строптивых влюблённых подкрепляет тезис Макара Чудры: жизнь дана для счастья, а не для прозябания в смертной скуке.
Пейзаж тоже выводит читателя за рамки строгого реализма. Природа в тексте олицетворена и наделена символическими значениями. Море соотносится с необузданным цыганским характером, поет «торжественный гимн гордой паре». «Задумчивая мелодия плеска» рифмуется с образом Макара Чудры – философа, созерцателя. Он предстаёт перед читателем как бы в полном единении с окружающей его природой, такой же невозмутимый и могучий. Вместе с автором читатель восхищается этим героем.
Итогом произведения становится романтический реверанс: уход из яви в мир сна. Собеседник старого цыгана очарован повествованием. Ему видятся Лойко и Радда, их кружение в ночной тьме. Повлияет ли эта история на молодого человека? Мы не знаем, но обратим внимание, что введение именно русского героя-слушателя имеет особую цель. Горький мог бы погрузить аудиторию в мир цыганской жизни, но в таком случае мы бы не получили ответов на главные вопросы, свойственные ментальности большинства читателей. Романтические воззрения выглядят убедительнее, благодаря полемической форме рассказа.
Так писатель призывает пересмотреть отношение к материальным ценностям и задуматься об обогащении внутреннего мира.
Автор: Александра Барбашова
Задание 8.
Какие черты романтического видения мира нашли своё отражение в рассуждениях Макара Чудры о жизни и человеке?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.
ТЕКСТ.
Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют её, он полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки, выпускал изо рта и носа густые клубы дыма и, неподвижно уставив глаза куда-то через мою голову в мертво молчавшую темноту степи, разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра.
— Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и всё!
— Жизнь? Иные люди? — продолжал он, скептически выслушав моё возражение на его «так и надо». — Эге! А тебе что до этого? Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.
— Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. Ты поседей сначала, да и говори, что надо учить. Чему учить? Всякий знает, что ему нужно. Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее — те ничего не получают, и всякий сам учится…
— Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько,- он широко повёл рукой на степь. — И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в неё и сгниёт в ней. Ничего по нём не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, — дураком.
— Что ж, — он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного.
— А я, вот смотри, в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать всё это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал. Так нужно жить: иди, иди — и всё тут. Долго не стой на одном месте — чего в нём? Вон как деень и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься — разлюбишь жизнь, это всегда так бывает. И со мной это было. Эге! Было, сокол.
(М. Горький. «Макар Чудра»)
РЕКОМЕНДАЦИИ.
1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.
2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.
В рассуждениях Макара Чудры о жизни и человеке нашли отражение черты романтического видения мира. В чём они проявляются?
3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка. Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.
Макар Чудра – свободолюбивая личность, ему чужды мелкие интересы людей, которые «сбились в кучу и давят друг друга», ведь вокруг на земле ток много места.
Он не признаёт рабства, презирая людей, которые позволяют себе жить, завися от других («Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и всё тут!»)
Макар Чудра любит природу, «говор морской волны». Описывая героя, автор рисует удивительно красивую картину природы: «…слева — безграничную степь, справа — бесконечное море». Именно здесь, в единении с природой чувствует герой себя счастливым.
Макар Чудра не любит сидеть на месте. Движение — суть его жизни, стремление познать мир: «Так нужно жить: иди, иди — и всё тут. Долго не стой на одном месте — чего в нём?» Это неугомонная натура, стремящаяся к чему-то новому.
Из всего сказанного можно делать вывод о том, что рассуждениям героя о жизни, о человеке характерен романтизм: одиночество, близость к природе, свободолюбие, стремление к постоянному движению.
В помощь учащимся.
Черты романтизма в литературе.
- Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.
- Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром.
- Герои не только свободны духом, но еще особенные и необычные. Чаще всего это одиночки, которых не понимает большинство других людей.
- Культ чувств, природы и естественного состояния человека.
- Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие.
- Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному. Поднятие национального самосознания, нацеленность на самобытность среди творческих кругов европейских народов.
- Развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.
- Использование ярких, эмоциональных средств художественной выразительности, передающих человеческие страсти.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Автор: · 06.08.2019
Раннее творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской культуре на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его первые рассказы представляют собой нечто уникальное, чего не было в русской литературе ни до, ни после него. Один из его ранних рассказов «Макар Чудра» позволяет нам во всей полноте увидеть внутренний мир Горького ещё на заре его литературной деятельности. Понять, что волновало его в молодые годы, и какие идеи владели его мыслями.
История создания
Идея для рассказа у молодого Горького возникла после длительного путешествия по южным регионам Российской империи: Поволжью, Крыму и Кавказу. История написания рассказа «Макар Чудра» началась в степи, поражающей наблюдателя своим размахом. Таковы и романтические герои раннего творчества Горького: свободные люди с большим и диким сердцем.Тихие провинции, не затронутые в полной мере индустриализацией и капитализацией общества, запали глубоко в душу писателя, как и истории местных жителей.
В Тифлисе он встретился с революционером Александром Калюжным, который во многом и повлиял на решение Горького опубликовать рассказы о своих путешествиях (чём Горький сам признавался уже спустя много лет). А ведь именно совет приятеля вынудил молодого писателя начать свой творческий путь.
Направление и жанр
«Макар Чудра» относится к направлению романтизма. Писатель вырисовывает перед нами экзотический южный край, кажущийся почти сказочным, населённый прекрасными и чувственными людьми, свободными от шума и трудностей повседневного быта, живущими по-настоящему свободно. Устами Макара Чудры писатель насмехается над обыденностью, отвергает её, мечтая о построении нового идеального мира, в котором не будет места страданиям и печалям.
Жанр «Макара Чудры» можно абсолютно точно определить, как рассказ. Произведение представляет собой короткое прозаическое произведение, с малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.
Суть: о чем рассказ?
На морском берегу автор встречается со старым цыганом по имени Макар Чудра, который рассказывает ему историю о двух молодых людях — Зобаре и Радде. Две гордые цыганские души, которые всю жизнь жили только для себя, однажды полюбили друг друга. Однако каждый из них понимал, что, отдавшись своим чувствам, они потеряют свободу, а потому каждый из них пытался взять верх в этих странных отношениях.
В конце концов, противостояние любви и жажды свободы приводит к тому, что Зобар от отчаяния убивает Радду, а отец девушки – Данило, убивает самого Зобара.
Конфликт и композиция
Главная особенность композиции «Макара Чудры» — это наличие рассказа в рассказе. Повествование начинается со встречи автора с Макаром, который и рассказывает историю о Зобаре и Радде. Такая композиция позволяет писателю воссоздать медитативную атмосферу юга России, насытить рассказ не только основной историей, но и философствованиями самого старика Чудры.
В основе главного конфликта рассказа лежит столкновение двух невероятно сильных личностей, также их жизненных приоритетов — свободы и любви. Зобар и Радда всю жизнь привыкли только брать, однако любовь впервые в жизни потребовала у них пожертвовать самым дорогим, что у них было – свободой. Никто из героев не смог ни заглушить свои чувства, ни уступить победу другому, что и привело их к столь печальному концу.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Макар Чудра» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:
герои рассказа «макар чудра» | характеристика |
макар чудра | старый цыган, перешагнувший уже за пятый десяток. меланхоличен и равнодушен к окружающему миру. презрительно относится к работе и религии, считая, что каждый человек должен жить только ради собственного счастья. |
лойко зобар | молодой, красивый и удалой цыган. эгоистичный человек и ловкий вор. заработал себе великое множество врагов от венгрии до румынии. гордец, ставящий свои желания превыше всего. он прекрасно играл на гитаре и покорял женские сердца. он не хотел компромиссов и всегда брал от жизни все, чего хотел. |
радда | красивая молодая цыганка. разбила сердца многим мужчинам. превыше всего ценит свою независимость, равнодушна к материальным благам и деньгам. она жестока и эгоистична, сильна духом и имеет страстный темперамент. неудержимая жажда свободы и власти над мужчиной приводит ее к смерти от руки любимого. |
рассказчик | молодой путешественник, хороший слушатель и человек, обладающий живым воображением и чутким сердцем. он проникается услышанной историей и не судит чужой народ. он хочет понять их, а не осудить. |
Темы
Тематика рассказа «Макар Чудра» характерна для романтических произведений.
- Любовь – Горький изображает любовь, как нечто невообразимо сильное и опасное. Влюблённый человек теряет над собой контроль. Он вступает в борьбу со своими собственными чувствами, и ему остаётся либо покориться им, либо погибнуть.
- Свобода – свобода в рассказе представлена как наивысшая ценность. Герои ценят свою независимость выше материального благополучия и готовы убить или умереть только ради того, чтобы никому не подчиниться. Автор не осуждает их за это, напротив, в этой жажде воли есть нечто возвышенное и прекрасное, свойственное лишь сильным людям.
- Природа – на протяжении всего повествования героев окружают бескрайние южные просторы. Безмятежность и величественность природы призваны показать всю незначительность человека, всю мелочность его проблем и метаний на фоне Вселенной. Пейзаж и его роль в произведении «Макар Чудра» важны для понимания замысла автора.
- Нравы и быт цыган. Горький описывает экзотические условия, в которых разворачивается его драма. Перед нами кочевое племя со своими устоями и законами. Здесь вор — успешный делец, а не преступник, женщина — не жена, а любовница, убийство — долг чести, а не преступление. Этот мир противопоставлен цивилизации, и автор отдает предпочтение именно ему — жестокому, но естественному.
Проблемы
Проблематика рассказа «Макар Чудра» столь же занимательна:
- Гордыня – Радда и Зобар не смогли обрести счастья, проиграв битву собственной гордости. Любовь для них была сродни поединку, и никто из героев не хотел уступать, что и привело их к столь печальному финалу.
- Жестокость – рассказ повествует нам о свободных и чистых людях, чьи поступки, однако, едва ли можно назвать гуманными. Жестока Радда, заставляющая Зобара унизится перед всем табором, жесток Зобар, убивающий прекрасную девушку, жесток старый Данило, добивающий беззащитного Зобара ударом в спину. По мнению Горького, жестокость является неотъемлемой частью нашей жизни и культуры отдельных этносов.
- Эгоизм. Радда и Лойко слишком сильно любили себя, чтобы допустить любовь к другому человеку. Поэтому им было так сложно сойтись, не поранившись друг о друга.
Смысл
Рассказ отвергает всё мирское, призывая человека отречься от разрушительных благ человеческой цивилизации. По мнению писателя, человек должен стремиться к свободе, к независимости. Люди должны вернуться к своим корням. Такова основная идея рассказа «Макар Чудра».
И хоть Горький осознаёт, что даже такая жизнь, которая буквально сжигает человека, не лишена своих недостатков, он всё равно считает её предпочтительнее медленного загнивания, на которое обречены погрязшие в рутине и повседневных заботах обыватели. Главная мысль рассказа «Макар Чудра» заключается в превосходстве свободы над безопасностью и комфортом. Люди должны чувствовать жизнь и вдыхать ее полной грудью.
Чему учит?
Рассказ демонстрирует нам, какие чудовищные страдания может причинить человеку излишняя гордость. Он показывает, что даже у свободы есть своя цена, и груз свободного человека может быть неподъёмным. И все же даже этот груз является сладостным бременем по сравнению со скучной и монотонной жизнью в городе, построенной на условностях. Таков вывод из рассказа «Макар Чудра».
Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти. Такова мораль, которую можно вынести из «Макара Чудры».
Критика
«Макар Чудра» был крайне тепло принят некоторыми критиками и многими читателями. Никому, кроме Горького, не удалось переработать идеи романтизма и перенести их в двадцатый век таким образом, чтобы излагаемые им мысли нашли отклик у аудитории. О книге восторженно отзывались А.П. Чехов, А.В. Амфитеатров и другие рецензенты:
«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)
Но были и другие мнения. Например, консервативный публицист М.О. Меньшиков отмечал чрезмерную манерность прозы Горького и обличал его неспособность показать реальную жизнь без вычурности и фальши. По его мнению, автор просто зарабатывал деньги на литературе.
… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»
С ним был солидарен Ю. Анхенвальд, который осуждал искусственность творческого метода Горького и
«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.)
По сей день ранние рассказы Горького вызывают интерес у читателей и литературоведов, представляя из себя нечто уникальное и неповторимое во всей русской литературе.
Автор: Михаил Щепин
Они скорее отводят себе роль мудрых созерцателей жизни, но рассказчик дает оценку и им, и их фантастическим героям. Макар Чудра – скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность. Даже жизнь не является абсолютной ценностью для героя, если потеряна воля.
Данко во имя любви к народу жертвует своей жизнью – вырывает сердце, которое факелом освещает путь его соплеменникам. Традиционно романтический герой гибнет при столкновении с обществом и действительностью. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти. Это удел избранных, они горды и бескорыстны.
Таким образом, Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает ореол загадочности и притягательности – в этом особенность и новаторство его романтического наследия.
Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль« Анализ стихотворения “Молитва” М. Ю. ЛермонтоваАнна Монс(? – 15 августа 1714 года) »Используемые источники:
- https://literaguru.ru/pochemu-makar-chudra-romanticheskoe-proizvedenie/
- http://literatura-ege.ru/егэ-литература-трудные-вопросы-задан-21/
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/makar-chudra-gorkij/
- https://lit.ukrtvory.ru/svoeobrazie-romantizma-m-gorkogo-v-rasskazax-makar-chudra-i-staruxa-izergnl/
Сочетаются ли любовь и свобода? Можно ли быть свободным в любви и любить другого человека, не ограничивая его? А можно ли любить людей, оставаясь свободным, при этом? Я часто слышу эти вопросы от людей, которые приходят ко мне на консультацию.
Знаю так же большое количество людей, которые даже не пытаются совместить эти два понятия в своей жизни, ибо для них в любви сокрыта несвобода, которую они называют жертвенностью. Так ли это, на самом деле? Может ли любящий оставить свободным любимого и не порабощать его? Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно понимать что любовь и свобода одно целое.
Каждый человек, пришедший в этот мир, имеет своё предназначение. У него есть конкретная задача, которую ему необходимо выполнить, чтобы быть счастливым и достойно перейти в другой мир. Не всегда осознанно, но каждый из нас пытается реализоваться в этом направлении. И здесь мы все абсолютно свободны. И эту свободу дал нам Бог, либо Вселенная, как кому удобно. И здесь я говорю не о физической свободе, а о внутренней, о свободе нашего духа. Даже родившийся в рабстве, или с телесными увечьями человек, может быть полностью свободен в своём выборе – выполнить своё предназначение или остаться рабом других людей, требующих от него своего.
Когда мы влюбляемся и нам отвечают взаимностью, возникает соблазн сделать любимого человека своей собственностью. «Уже он принадлежит лишь мне и он должен делать лишь то, что мне угодно, ведь я его люблю». Такое отношение, зачастую, и у родителей к своим детям, которых они любят, по их же заверениям. Но такая «любовь» порождает лишь ненависть и желание освободиться. Сильным это удаётся, слабые остаются в этом психологическом рабстве. Но душа, неосознанно, будет стремиться к свободе. Иногда, единственным шансом освободиться будет смерть. Мы сетуем, что наша любовь не была оценена по достоинству, что она неразделённая и безответная, но у меня возникают сомнения – а любовь ли это?
Любовь без свободы превращается в тягость, как любящему, так и любимому. Это уже не любовь, а зависимость. Настоящая любовь всегда полноценна, ибо в ней есть место полной свободе. И любящий независим от выбора своего партнёра, он счастлив, что любит и радуется счастью любимого, который сделал свой свободный выбор.