“Лунная соната” Бетховена
Александр Майкапар
Соната для фортепиано № 14, до-диез минор, opus 27, №
2 “quasi una Fantasia”.
Сочинена: 1800–1801.
Издана: март 1802.
Посвящена: Джульетте Гвиччарди.
Получила название (не от автора): “Лунная соната”.
Таковы первые, так сказать, инвентарные данные об этом
музыкальном шедевре.
Что скрывается за этими сухими фактами?
Такая ли уж лунная “Лунная соната”?
Название сонаты “Лунная” принадлежит не Бетховену. Так
ее уже после смерти композитора в 1832 году окрестил немецкий поэт Людвиг
Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел
образ люцернского озера тихой лунной ночью. Нет никаких исторических
доказательств того, что Бетховен именно это имел в виду. Более того, можно
почти с уверенностью утверждать, что Бетховен, будь он жив в момент рождения
этой метафоры и знай он о ней, вряд ли испытал бы от нее восторг. “Я употребляю
это освященное обычаем название, – пишет Ромен Роллан, – придавая ему не
большее значение, чем удачно найденной ассоциации образов или, скорее,
впечатлений”. Мы помним, как Бетховен предупреждал в связи с Пасторальной
симфонией, произведением, куда более располагающим к тому, чтобы видеть в нем
зарисовки природы, что это не столько такие зарисовки, сколько выражение
состояния души человека, оказавшегося на природе.
Летом 1801 года Бетховен проводил время в Коромпе, и
традиции здешних мест связывают воспоминания о Бетховене, сочиняющем “Лунную
сонату”, с парком в Коромпе. Но они, эти традиции, не связывают – что
совершенно правильно – эти воспоминания с водной стихией, как это делает
Рельштаб. Первая часть “Лунной сонаты”, даже если и согласиться с лунным ее
свечением, – это совершенно не баркарола. Но и сама пресловутая “лунность”
сонаты (с большой натяжкой о ней можно говорить только в связи с первой частью)
отнюдь не столь очевидна, как это может вытекать из невероятной популярности и
уже абсолютной смысловой стертости словосочетания “лунная соната”. Человек,
имевший полное право высказываться о музыке – Гектор Берлиоз, – считал, что
первая часть сонаты рисует атмосферу не столько “лунной ночи”, сколько
“солнечного дня”.
Что значит и почему “quasi una Fantasia”?
“Лунная соната” – четырнадцатая в ряду фортепианных
сонат Бетховена (всего он написал тридцать две сонаты для фортепиано). Как
явствует из приведенных инвентарных данных, она имеет также обозначение: “Opus
27, № 2”. Объясняется это тем, что многие свои произведения одного жанра –
фортепианные сонаты, трио, квартеты – Бетховен, когда издавал, объединял в одну
публикацию (в одно нотное издание). Это была распространенная издательская
практика того времени. Данный опус объединяет две фортепианные сонаты – по
порядковым их номерам – № 13 и 14.
Так вот, до этого опуса Бетховен писал сонаты как
сонаты, если можно так выразиться о творениях гения, каждая из которых –
неповторимый шедевр, например, “Патетическая соната” или Соната № 7 с ее
гениальным Largo. Вот видите, у нас уже много раз проскальзывало слово
“соната”. И теперь, чтобы объяснить вынесенную в заголовок этого раздела статьи
ремарку Бетховена, необходимо хотя бы кратко сказать, что значит этот термин.
К тому времени, когда Бетховен стал писать свои
фортепианные сонаты, этот жанр, или точнее – музыкальная форма, уже прошел
долгий путь развития. Я не буду здесь описывать этапы этого пути, скажу только,
что поначалу термин “соната” обозначал пьесу, исполнявшуюся на музыкальных
инструментах (от итал.sonare – звучать), в отличие от термина “кантата”,
обозначавшего вокальное произведение (со временем собственно кантату) и
происходившего от итал. cantare – петь. Бурно развиваясь, соната к началу XIX
века – особенно в руках великих венских композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена
– превратилась в многочастное (как правило, трехчастное, реже – четырехчастное
и совсем редко – двухчастное) произведение, построенное по определенным
формальным принципам. И главным из этих принципов было наличие в первой части
(по крайней мере в первой, но могло быть и в других частях) двух разнохарактерных
тем (образов), вступающих в драматические взаимоотношения по ходу их развития.
Как правило, эти темы символизируют в классической сонате мужское и женское
начало, придавая конфликту острый психологический характер.
Гениальность Бетховена заключается, помимо многого
прочего, в том, что эту общую схему он всякий раз превращает в уникальный
психологический конфликт. Потому чрезвычайно трудна – да и, вероятно, излишня –
дальнейшая классификация формальных аспектов бетховенских сонат. Но одно обстоятельство
отметить все же необходимо: первая часть “Лунной сонаты” не подпадает под эти
структурные особенности, которые делают инструментальную пьесу сонатой. В ней
нет двух разнохарактерных тем, вступающих в конфликт друг с другом. И в этом
смысле “Лунная соната” – не соната. Она соната в том смысле, что состоит из
трех частей, причем как раз в финале мы видим те самые принципы сонаты, о
которых говорилось выше. В финале! Но не в первой части. В этом кроется причина
того, что Бетховен, не желая вводить в заблуждение будущего потенциального
покупателя своего произведения, предупреждает его ремаркой, что эта соната
“вроде бы как фантазия”. Теперь не может быть никаких претензий. Итак…
Adagio sostenuto. Первая часть сонаты. Бетховен
начинает эту сонату тем, что обычно является средней частью такого цикла –
медленной, сумрачной, довольно скорбной музыкой. Александр Серов, замечательный
русский композитор и блестящий музыкальный критик, находит в первой части
сонаты выражение “смертельного уныния”.
Здесь три необычайно выразительных и очень ясно
различимых – и, вероятно, тут кроется причина огромной популярности этой части
– музыкальных элемента: “спокойное движение как бы хоральных аккордов,
определяемое движением басовых октав; гармоническая триольная фигурация, с
неумолимостью проходящая через всю часть, – сравнительно редкий у Бетховена
пример выдержанного через все сочинение однообразного ритмического движения,
так часто встречающегося у Баха, и, наконец, скорбный малоподвижный
мелодический голос, ритмически почти совпадающий с линией баса. Соединяясь в
одно гармоническое целое, каждый из этих элементов живет самостоятельной
жизнью, образуя непрерывную живую декламационную линию, а не “подыгрывая”
только свою партию к ведущему голосу”. Так очень точно характеризуют эту часть
профессор А.Б.Гольденвейзер.
Здесь я должен сделать небольшое отступление.
Необходимо обратить внимание на то, что нотный текст – я имею в виду любой
нотный текст, не только этой сонаты – содержит очень мало указаний для
исполнителя. Причем парадокс состоит в том, что, сколько бы их, этих указаний,
ни было (известны композиторы, чьи ноты испещрены всевозможными пометками), их
всегда будет мало с точки зрения фиксации всех аспектов исполнения
произведения. Из этого факта можно сделать по крайней мере два прямо
противоположных вывода: 1) раз исполнительских указаний мало и они все равно не
характеризуют исполнение во всей его полноте, бог с ними, будем играть “как
хочется” (для меня такой вывод неприемлем); 2) раз указаний этих мало, отнесемся
к каждому из них с величайшим вниманием, как к выражению воли гениального
композитора (для меня единственно возможный вывод). Так вот, ценнейшим
указанием темпа в этой части являются не только итальянские термины, означающие
очень медленный темп, но и определенное указание на то, что пульсом здесь
является полутакт. И если исполнитель учтет это требование Бетховена, то его
исполнение этой части с точки зрения физического времени окажется более
быстрым, чем то, к какому привык наш слух, но при этом единицей пульсации будет
именно та, какую имел в виду Бетховен.
Однако следует остановиться в рассуждениях об
интерпретации, поскольку без живого звучания музыки все доводы будут слишком
абстрактны. Но тем не менее я призвал бы читателя внимательно отнестись к различным
трактовкам и задуматься над тем, что в них соответствует намерениям (порой
очень глубоко сокрытым) композитора, а что идет вразрез с ними.
Allegretto – вторая часть сонаты. Замечательные слова
написаны об этой части профессором Генрихом Нейгаузом в его книге “Об искусстве
фортепианной игры”. Нейгауз называет это “почти невесомое Allegretto” “зыбким”,
“скромным”, “утонченным” и одновременно “страшно простым”. “Утешительное”
настроение (в духе Consolation1) второй части, – пишет он, – у недостаточно
чутких учеников легко переходит в увеселительное scherzando, в корне
противоречащее смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую
трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю ученику крылатое словцо Листа об
этом Allegretto: “une fleur entre deux abimes”2 и стараюсь ему доказать, что
аллегория эта не случайна, что она удивительно точно передает не только дух, но
и форму сочинения, ибо первые такты мелодии напоминают поневоле раскрывающуюся
чашечку цветка, а последующие – свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что
я никогда не “иллюстрирую” музыку, то есть в данном случае я не говорю, что эта
музыка есть цветок, – я говорю, что она может вызвать духовное, зрительное
впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ цветка”.
Тот же А.Серов, которого я уже упоминал, правда,
слегка иронизировал по поводу этой очень поэтичной метафоры Листа: “Позабываю
сказать, что в этой сонате есть еще скерцо. Нельзя не удивляться, как тут
замешалось это скерцо, не имеющее никакого отношения ни к предыдущему, ни к
последующему. Это цветок между двух пропастей, сказал Лист. Пожалуй! Но такое
место, я полагаю, не слишком эффектно для цветка, так что с этой стороны
метафора г. Листа, может быть, и не лишена верности”.
Presto agitato – финал сонаты. Слушая этот финал,
совершенно невозможно противостоять страстному, мощному бетховенскому
темпераменту, его неудержимому порыву. Поразительно, как Бетховену удается
создать впечатление стихийной мощи и при этом направить бурный поток эмоций в
гранитное русло. Буря разражается градом мелких нот и вспышками молний (резкие
акценты аккордов). Действительно, вполне уместным будет сравнение с ночной
бурей, с циклоном. И как часто бывает у Бетховена, вдруг – молчание. “Внезапное
Adagio… piano… Человек, доведенный до крайности, умолкает, дыхание пресеклось.
И когда через минуту дыхание оживает и человек поднимается, кончены тщетные
усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних тактах
остается только величественная сила, покоряющая, укрощающая, принимающая
поток”, – писал о нем Ромен Роллан.
Кто была Джульетта Гвиччарди?
Лучшее, что написано об этой юной вдохновительнице
Бетховена, это страницы в книге Ромена Роллана “Бетховен, Великие творческие
эпохи. От “Героической” до “Аппассионаты”. Третье приложение в этой книге
называется “Сестры Брунсвик и их кузина из “Лунной”. Название звучит по-русски
несколько коряво, но очень интересно по сути. Нам ничего не остается, как
перелистать эти страницы.
Джульетта, дочь графа Гвиччарди, получившего
назначение в Вену надворным советником при Богемской канцелярии, появилась в
Вене в конце 1800 года. Бетховен, как только узнал ее, тут же воспламенился.
Джульетта была еще совсем юная. “Немногим старше шекспировской Джульетты и не
менее соблазнительна”, – констатирует Ромен Роллан. Бетховен был уверен, что
Джульетта испытывает к нему самые нежные чувства. Он писал Ф.Вегелеру (16
ноября 1801): “Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной
девушкой, которая любит меня и любима мною”. Много лет спустя, в 1823 году,
Бетховен, тогда уже глухой и общавшийся с помощью разговорных тетрадей, беседуя
с Шиндлером, написал: “Я был очень любим ею и более, чем когда-либо, был ее
мужем…”
Тогда же, в 1801 году, Бетховен дает Джульетте уроки
музыки. Он не берет платы с юной графини, а она в свою очередь дарит ему дюжину
рубашек, которые сама сшила. Зимою 1801 – 1802 годов Бетховен сочиняет и
посвящает Джульетте эту свою сонату. Разочарование уже наступило: с первых
месяцев 1802 года Джульетта выказывает явное предпочтение молодому графу
Роберту Галленбергу, который был всего на год старше ее и тоже занимался
композицией (он имел наглость ставить свои сочинения в одни программы с
бетховенскими симфониями). В марте соната – с посвящением Джульетте – была опубликована
в Бонне издателем Зимроком. “Иллюзия длилась недолго, – пишет Ромен Роллан, – и
уже в сонате видно больше страдания и гнева, чем любви. Через полгода после
этой бессмертной оды Бетховен в отчаянии пишет “Гейлигенштадское завещание” (6
октября 1802 года)”. Некоторые бетховеноведы считают, что именно Джульетте
Гвиччарди было адресовано письмо (так и не отправленное Бетховеном или оно
возвратилось от адресата?), известное как письмо “К Бессмертной возлюбленной”.
Оно было обнаружено после смерти Бетховена в потайном ящике его гардероба. Как
бы то ни было и как бы ни решать вопрос с его датировкой – от чего, конечно,
многое зависит в вопросе установления адресата, то есть того, кто была той
самой “Бессмертной возлюбленной”, – миниатюрный портрет Джульетты Бетховен
хранил вместе с этим письмом и “Гейлигенштадским завещанием”.
“Памятник любви, который он (Бетховен. – А.М.) хотел
создать этою сонатою, – пишет А.Серов, – очень естественно обратился в
мавзолей. Для такого человека, как Бетховен, любовь не могла быть ничем другим,
как надеждою загробною и скорбью, душевным трауром здесь на земле”.
В истории музыки мало найдется произведений, которые
могут сравниться по популярности с “Лунной сонатой”. Кто и как только не
приспосабливал этот бетховенский шедевр – каждый для своих целей. Впечатляющую
картину жизни “Лунной сонаты” (а порой одного только ее названия) в наши дни
дает Интернет. Сайтов, содержащих сведения о “Лунной сонате” (вернее,
открывающихся на запрос “Лунная соната”), в одном только англоязычном Интернете
на сегодняшний день имеется 6861! Чего здесь только нет. И кто только не
паразитировал на невероятной популярности этого произведения!..
Множество транскрипций было сделано с целью дать
возможность прикоснуться к этому творению не только пианистам. Вот всего
несколько примеров:
– переложение сонаты для гитары сделал известный
исполнитель на этом инструменте Марсель Робинсон;
– известный дирижер Антал Дорати сделал оркестровку
сонаты, чтобы использовать ее для хореографической постановки;
– аранжировал “Лунную сонату” для своего джаз-оркестра
знаменитый американский тромбонист и аранжировщик Гленн Миллер. (Не путать с
его же “Лунной серенадой”.)
К чему только не применяли это словосочетание –
“лунная соната”! Это романтическое название стало кодовым для одной из
разрушительных атак агонизировавшего германского фашизма – авиационного налета
на Ковентри (Англия) в 1945 году.
“Лунная соната” вдохновляла скульпторов и художников:
– Пауль Блох в 1995 году изваял мраморную скульптуру,
которую назвал “Лунная соната” (я был бы рад, если бы мне объяснили, почему это
“Лунная соната”, а не “Рождение нового дня” или “Размышление”);
– Ральф Харрис Хаустон написал картину, которую назвал
“Лунная соната” (тот же вопрос возникает и в этом случае);
– американская ювелирная фирма “Bright Bear Jewelry” в
своей “Коллекции тысячелетия” представляет жемчужное колье, названное его
создателями “Лунная соната”.
Или вот такое фантастическое использование любимого
образа:
– одна из западных фирм предлагает кофе “Лунная соната”;
– “Лунная соната” – такое прозвище получил жеребец
(?!), выведенный в США.
И впрямь, популярность нередко приобретает самые
причудливые формы…
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.maykapar.ru/
Ход урока
Учитель: Это композитор Людвиг ван
Бетховен .(1770-1827) – великий немецкий композитор, последний из
представителей венской классической школы.
Сегодня я расскажу вам о нем и его произведениях.(показать портрет)
Детство Людвига ван Бетховена было трудным и безрадостным. Он родился в
немецком городе Бонне 16 декабря 1770года в большой семье придворного певчего
(изображение дома в котором он родился). Вот ребята посмотрите, в этом доме
родился Бетховен, этот дом(город) находится в Германии.
Музыкальная одаренность мальчика проявилась очень рано и ярко. Его отец был
жестоким, решил сделать из мальчика великого музыканта рассчитывая на то, что
мальчик принесет ему богатство и славу. Отец заставлял часами заниматься на клавесине,
скрипке, а чуть позже и на органе. Вот посмотрите как выглядят эти инструменты
(выставляем изображение инструментов).
Постоянного учителя у мальчика не было, но упорный труд и любовь к музыке дали
хорошие результаты. В восемь лет состоялось первое публичное выступление
Бетховена ( когда он выступал первый раз он был чуть старше вас ребята), а в
двенадцать лет он поступил на службу органистом придворной капеллы, так как был
вынужден зарабатывать себе на жизнь.
Как вы думаете кто такой органист?
Дети: музыкант, человек который играет на органе.
Воспитатель: правильно. Это музыкант, который играет на органе.
Вскоре у Людвига появился учитель, который помогал ему овладеть искусством игры
на клавесине. По совету учителя мальчик выучил иностранные языки. Уже в юности
он становится выдающимся композитором и исполнителем.
В двадцать два года Бетховен переезжает в другой город Вену, где в то время
жили знаменитые композиторы. Там он организовал свою первую большую «академию»-
так назывались в то время сольные концерты. Там продолжает создавать множество
произведений для фортепьяно. Такие как «Лунная соната», «Патетическая» и многие
другие. Это новый инструмент, пришедший на смену клавесину. Вот посмотрите
ребята (выставляем изображение инструмента) этот инструмент называется
фортепьяно, посмотрите как они похожи с клавесином ( обсуждения с детьми
сходств этих инструментов).
О музыке
Настоящее название произведения – Соната для фортепиано № 14 до-диез
минор. Написал ее великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен в 1801-м
году. Четырнадцатая соната, как и предшествующая ей тринадцатая, снабжена
авторским подзаголовком «В духе фантазии». Этим уточнением композитор
хотел обратить внимание на отличие формы своего сочинения от общепринятой для
подобного жанра. В то время традиционная соната состояла из четырех частей.
Начало должно было быть в быстром темпе, а вторая часть – в медленном. Соната №
14 включает три части. Не вдаваясь в специальную музыкальную
терминологию, их можно кратко охарактеризовать так:
1. Медленная и сдержанная;
2. оживленная в
танцевальном характере;
3. взволнованно —
стремительная.
Получается, что первая часть была как бы пропущена, а произведение
начиналось сразу со второй. Примечательно, что название «Лунная» относится лишь
к первой, самой известной в широких кругах, части. Название было дано не
Бетховеном, а его младшим современником – немецким музыкальным критиком и
драматургом Людвигом Рельштабом. Хотя критик и был лично знаком с композитором,
сравнение музыки с лунным светом появилось в 1832-м году, уже после
смерти автора. В представлениях Рельштаба музыка первой части сонаты
ассоциировалась с «лунным светом над Фирвальдштетским озером», по его же
собственному утверждению. Звучание первой, «лунной» части вовсе не лирическое,
как может показаться на первый взгляд, а скорбное. Например, критику Александру
Серову в музыке слышалось даже траурное уныние. Скорбным и драматическим
интонациям музыки есть объяснение, о чем речь пойдет ниже.
(Учитель показывает ноты данного произведение детям, дает их потрогать.
И если есть возможность, ребята пробуют сыграть два такта с помощью учителя на
фортепиано.)
История создания
«Лунной» сонаты
https://www.youtube.com/watch?v=m82JlIvUgaw&feature=emb_logo
Видеофайл
https://www.youtube.com/watch?v=rfoVc42SQgo
Произведение было посвящено юной
семнадцатилетней девушке по имени Джульетта Гвиччарди. (показать портрет ь
девушки) Она была знатной аристократкой, брала у Бетховена уроки фортепианной
игры. Вскоре совместное времяпровождение тридцатилетнего музыканта и его
талантливой юной подопечной вышло за рамки отношений «учитель – ученик».
Композитор влюбился в способную, умную и красивую графиню. Джульетта поначалу
была благосклонна к нему и отвечала взаимными чувствами. Бетховен был
переполнен эмоциями и строил счастливые планы на совместное семейное будущее с
возлюбленной. Но все его мечты рухнули, когда юная аристократка увлеклась
графом Венцелем Галленбергом. К слову, соперник Бетховена был весьма
посредственным композитором – любителем. Поступок возлюбленной Людвиг воспринял
как предательство. Вероятно, личные переживания усугубились чисто
профессиональным восприятием ситуации: его, музыкального гения, Джульетта
предпочла бездарному дилетанту. Несмотря на титулованность и знатное
происхождение, семья девушки не была богатой. Джульетта и ее родители всегда
очень радушно принимали Людвига в своем доме как равного и никогда не вели себя
заносчиво. Однако, когда речь зашла о браке, предпочтение было отдано графу
Галленбергу, за которого Джульетта Гвиччарди и вышла замуж. Примечательно, что
Бетховен изначально собирался посвятить любимой девушке другое сочинение – Рондо
соль – мажор. Это было в то время, когда отношения между ними еще были
безоблачными и счастливыми. По причинам, не связанным с личными симпатиями,
Рондо было посвящено другой даме – княгине Лихновской. Посвящение Гвиччарди
было сделано в память об ушедшем счастливом времени, проведенном вместе. И хотя
Соната № 14 для фортепиано была издана с посвящением на титульном листе,
Бетховен так и не простил Джульетте «измену». В 21-м веке
произведение является одним из самых популярных шедевров музыкальной классики.
По данным статистических исследований, в поисковике «Яндекса» запрос о «Лунной
сонате» ежемесячно делают более тридцати пяти тысяч раз.
Учитель: Вот ребята мы сегодня
познакомились с великим Венским композитором Людвигом ван Бетховеном и его
прослушали фрагменты его произведений. Несмотря на тяжкие испытания судьбы,
одиночество и болезни, Бетховен не терял присутствия духа.
Нашу беседу закончу словами Людвига – « Человек обязан жить, пока может
совершать что- либо хорошее», так он утверждал. Об этом говорит и вся его
музыка.
Автор Андрей Измаилов На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Самая яркая — Престо Аджитато
Третья часть в два раза длиннее первых двух. Многие пианисты чувствовали эту часть как представление шторма. Бурная стихия, если принять на веру то предположение, что в то время, когда Бетховен сочинял сонату, он был безумно влюблён в Джульетту, с которой надеялся обвенчаться. В этой части слушатель может различить две темы:
- бурную, построенную на арпеджио и сильно акцентированных нотах;
- вторую — более лиричную по форме, которая контрастирует с первой.
Обе темы великолепно переплетаются и создают сильные эмоции.
Кстати, Лунная соната Бетховена уже приземлилась на Луну. Увлечённая технологией получения звуков от Луны на Земле по радио, художница Кэти Патерсон отправила ноты произведения в виде закодированного кода Морзе на Луну в 2007 году. Сигналы, которые были отражены от лунной поверхности, возвратились назад, были затем декодированы в буквы и снова превращены в звуки.
Лунная соната
Автор назвал произведение Сонатой для фортепиано № 14 до-диез минор, соч. номер 2. Она является сольной фортепианной пьесой и особенно восхищает таинственным, мягко арпеджированным и, казалось бы, импровизированным первым движением.
Произведение было закончено в 1801 году, опубликовано в следующем году и впервые выпущено самим композитором. Лунной сонатой пьеса стала называться в 1830-х годах, когда немецкий поэт и музыкальный критик Рельштаб опубликовал обзор, где он сравнил первую часть сочинения с движениями лодки, плавающей в лунном свете швейцарского озера.
Соната была структурно и стилистически замечательной. Большинство музыкальных произведений конца XVII и начала XVIII веков состояли из разумно оживлённого, тематически чётко определённого первого, более подавленного второго и яркого финального движения. Здесь же, напротив, Бетховен предложил мечтательное первое, несколько более живое второе и окончательное движение, которое было очень бурным.
Фурор финала произведения во время премьеры был таков, что несколько струн фортепьяно лопнули, запутавшись в молотах. Действительно, в эти годы Бетховен, как известно, играл тяжёлой рукой, вероятно, чтобы он сам мог лучше слышать звуки.
Фантазии и факты
История создания «Лунной сонаты» окутана мифами и домыслами. По одной из версий, исходя из атмосферы произведения, чувства захлестнули композитора, когда он посмотрел на друга, который преждевременно покинул мир живых. По словам историков, в одной из рукописей Бетховена есть несколько заметок из оперы Моцарта «Дон Жуан», тактов, следующих за убийством командира главным героем, в абсолютно схожим с первой частью сонаты до-диез. Анализируя и сравнивая, можно понять, что это может быть не романтическая лунная ночь, а, скорее, торжественный похоронный гимн.
По второй версии, знаменитый композитор взял в 1801 году в ученицы графиню Джульетту Гиччарди и вскоре влюбился в неё. Говорят, его возлюбленная — та, кому посвящена «Лунная соната». Предполагают, что Бетховен предложил Джульетте брак, и она была склонна принять предложение. И даже один из её родителей был положительно настроен.
Но другой (вероятно, её отец) запретил ей выходить замуж за мужчину «без звания, состояния или помолвки». Как писал Тейер, автор основательной биографии композитора, мотивом для отказа будущего тестя были мысли о том, что человек с таким своеобразным характером и темпераментом, страдающий от зарождающихся симптомов немощи, который, если их не вылечить, лишится всяческой надежды на получение какого-либо высокого и выгодного официального назначения, и в конце концов это вынудит его отказаться от своей карьеры великого пианиста-виртуоза.
Джульетта вышла замуж за графа Венцеля Роберта Галленберга, плодовитого композитора балета и другой музыки, 3 ноября 1803 года. Молодожёны уехали в Италию и были в Неаполе весной 1806 года. Там Галленберг сочинил пьесу для празднования передачи Иосифу Бонапарту короны двух Сицилий. В конце 1821 года он был назначен заместителем директора Королевской имперской оперы в Вене, и пара туда переехала, но нет никаких доказательств того, что Бетховен возобновил свою дружбу с бывшей любовью.
Ходили слухи, что Галленберг был неспособен выполнять супружеский долг, и у Джульетты появился любовник, от которого у неё было несколько детей. Но личность этого человека так и не была раскрыта.
Проблемы со слухом
В то же время, когда Бетховен сочинял сонату для фортепиано № 14, он изо всех сил пытался смириться с шокирующим и ужасным фактом, который он отчаянно пытался скрыть: он оглох. На рубеже XIX века маэстро изо всех сил пытался разобрать слова, сказанные ему в разговоре.
В душераздирающем письме 1801 года своему другу Францу Вегелеру Бетховен пишет: «Я должен признаться, что я веду жалкую жизнь. Почти два года, как я перестал исполнять какие-либо социальные функции, просто потому, что считаю невозможным сказать людям: я глухой. Если бы у меня была какая-то другая профессия, я мог справиться со своей немощью, но в моей профессии это ужасный недостаток».
Личная жизнь
Несмотря на его выдающуюся игру и написание прекрасной музыки, Бетховен был одинок и часто несчастен на протяжении всей своей взрослой жизни. Вспыльчивый, рассеянный, жадный и подозрительный до паранойи, он враждовал со своими братьями, издателями, домработницами, учениками и покровителями.
Соната для фортепиано № 14, до-диез минор, opus 27, № 2 “quasi una Fantasia”.
Получила название (не от автора): “Лунная соната”.
Таковы первые, так сказать, инвентарные данные об этом музыкальном шедевре.
Что скрывается за этими сухими фактами?
Такая ли уж лунная “Лунная соната”?
Название сонаты “Лунная” принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора в 1832 году окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью. Нет никаких исторических доказательств того, что Бетховен именно это имел в виду. Более того, можно почти с уверенностью утверждать, что Бетховен, будь он жив в момент рождения этой метафоры и знай он о ней, вряд ли испытал бы от нее восторг. “Я употребляю это освященное обычаем название, – пишет Ромен Роллан, – придавая ему не большее значение, чем удачно найденной ассоциации образов или, скорее, впечатлений”. Мы помним, как Бетховен предупреждал в связи с Пасторальной симфонией, произведением, куда более располагающим к тому, чтобы видеть в нем зарисовки природы, что это не столько такие зарисовки, сколько выражение состояния души человека, оказавшегося на природе.
Летом 1801 года Бетховен проводил время в Коромпе, и традиции здешних мест связывают воспоминания о Бетховене, сочиняющем “Лунную сонату”, с парком в Коромпе. Но они, эти традиции, не связывают – что совершенно правильно – эти воспоминания с водной стихией, как это делает Рельштаб. Первая часть “Лунной сонаты”, даже если и согласиться с лунным ее свечением, – это совершенно не баркарола. Но и сама пресловутая “лунность” сонаты (с большой натяжкой о ней можно говорить только в связи с первой частью) отнюдь не столь очевидна, как это может вытекать из невероятной популярности и уже абсолютной смысловой стертости словосочетания “лунная соната”. Человек, имевший полное право высказываться о музыке – Гектор Берлиоз, – считал, что первая часть сонаты рисует атмосферу не столько “лунной ночи”, сколько “солнечного дня”.
Что значит и почему “quasi una Fantasia”?
“Лунная соната” – четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего он написал тридцать две сонаты для фортепиано). Как явствует из приведенных инвентарных данных, она имеет также обозначение: “Opus 27, № 2”. Объясняется это тем, что многие свои произведения одного жанра – фортепианные сонаты, трио, квартеты – Бетховен, когда издавал, объединял в одну публикацию (в одно нотное издание). Это была распространенная издательская практика того времени. Данный опус объединяет две фортепианные сонаты – по порядковым их номерам – № 13 и 14.
Так вот, до этого опуса Бетховен писал сонаты как сонаты, если можно так выразиться о творениях гения, каждая из которых – неповторимый шедевр, например, “Патетическая соната” или Соната № 7 с ее гениальным Largo. Вот видите, у нас уже много раз проскальзывало слово “соната”. И теперь, чтобы объяснить вынесенную в заголовок этого раздела статьи ремарку Бетховена, необходимо хотя бы кратко сказать, что значит этот термин.
К тому времени, когда Бетховен стал писать свои фортепианные сонаты, этот жанр, или точнее – музыкальная форма, уже прошел долгий путь развития. Я не буду здесь описывать этапы этого пути, скажу только, что поначалу термин “соната” обозначал пьесу, исполнявшуюся на музыкальных инструментах (от итал.sonare – звучать), в отличие от термина “кантата”, обозначавшего вокальное произведение (со временем собственно кантату) и происходившего от итал. cantare – петь. Бурно развиваясь, соната к началу XIX века – особенно в руках великих венских композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена – превратилась в многочастное (как правило, трехчастное, реже – четырехчастное и совсем редко – двухчастное) произведение, построенное по определенным формальным принципам. И главным из этих принципов было наличие в первой части (по крайней мере в первой, но могло быть и в других частях) двух разнохарактерных тем (образов), вступающих в драматические взаимоотношения по ходу их развития. Как правило, эти темы символизируют в классической сонате мужское и женское начало, придавая конфликту острый психологический характер.
Гениальность Бетховена заключается, помимо многого прочего, в том, что эту общую схему он всякий раз превращает в уникальный психологический конфликт. Потому чрезвычайно трудна – да и, вероятно, излишня – дальнейшая классификация формальных аспектов бетховенских сонат. Но одно обстоятельство отметить все же необходимо: первая часть “Лунной сонаты” не подпадает под эти структурные особенности, которые делают инструментальную пьесу сонатой. В ней нет двух разнохарактерных тем, вступающих в конфликт друг с другом. И в этом смысле “Лунная соната” – не соната. Она соната в том смысле, что состоит из трех частей, причем как раз в финале мы видим те самые принципы сонаты, о которых говорилось выше. В финале! Но не в первой части. В этом кроется причина того, что Бетховен, не желая вводить в заблуждение будущего потенциального покупателя своего произведения, предупреждает его ремаркой, что эта соната “вроде бы как фантазия”. Теперь не может быть никаких претензий. Итак…
Adagio sostenuto. Первая часть сонаты. Бетховен начинает эту сонату тем, что обычно является средней частью такого цикла – медленной, сумрачной, довольно скорбной музыкой. Александр Серов, замечательный русский композитор и блестящий музыкальный критик, находит в первой части сонаты выражение “смертельного уныния”.
Здесь три необычайно выразительных и очень ясно различимых – и, вероятно, тут кроется причина огромной популярности этой части – музыкальных элемента: “спокойное движение как бы хоральных аккордов, определяемое движением басовых октав; гармоническая триольная фигурация, с неумолимостью проходящая через всю часть, – сравнительно редкий у Бетховена пример выдержанного через все сочинение однообразного ритмического движения, так часто встречающегося у Баха, и, наконец, скорбный малоподвижный мелодический голос, ритмически почти совпадающий с линией баса. Соединяясь в одно гармоническое целое, каждый из этих элементов живет самостоятельной жизнью, образуя непрерывную живую декламационную линию, а не “подыгрывая” только свою партию к ведущему голосу”. Так очень точно характеризуют эту часть профессор А.Б.Гольденвейзер.
Здесь я должен сделать небольшое отступление. Необходимо обратить внимание на то, что нотный текст – я имею в виду любой нотный текст, не только этой сонаты – содержит очень мало указаний для исполнителя. Причем парадокс состоит в том, что, сколько бы их, этих указаний, ни было (известны композиторы, чьи ноты испещрены всевозможными пометками), их всегда будет мало с точки зрения фиксации всех аспектов исполнения произведения. Из этого факта можно сделать по крайней мере два прямо противоположных вывода: 1) раз исполнительских указаний мало и они все равно не характеризуют исполнение во всей его полноте, бог с ними, будем играть “как хочется” (для меня такой вывод неприемлем); 2) раз указаний этих мало, отнесемся к каждому из них с величайшим вниманием, как к выражению воли гениального композитора (для меня единственно возможный вывод). Так вот, ценнейшим указанием темпа в этой части являются не только итальянские термины, означающие очень медленный темп, но и определенное указание на то, что пульсом здесь является полутакт. И если исполнитель учтет это требование Бетховена, то его исполнение этой части с точки зрения физического времени окажется более быстрым, чем то, к какому привык наш слух, но при этом единицей пульсации будет именно та, какую имел в виду Бетховен.
Однако следует остановиться в рассуждениях об интерпретации, поскольку без живого звучания музыки все доводы будут слишком абстрактны. Но тем не менее я призвал бы читателя внимательно отнестись к различным трактовкам и задуматься над тем, что в них соответствует намерениям (порой очень глубоко сокрытым) композитора, а что идет вразрез с ними.
Allegretto – вторая часть сонаты. Замечательные слова написаны об этой части профессором Генрихом Нейгаузом в его книге “Об искусстве фортепианной игры”. Нейгауз называет это “почти невесомое Allegretto” “зыбким”, “скромным”, “утонченным” и одновременно “страшно простым”. “Утешительное” настроение (в духе Consolation1) второй части, – пишет он, – у недостаточно чутких учеников легко переходит в увеселительное scherzando, в корне противоречащее смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю ученику крылатое словцо Листа об этом Allegretto: “une fleur entre deux abimes”2 и стараюсь ему доказать, что аллегория эта не случайна, что она удивительно точно передает не только дух, но и форму сочинения, ибо первые такты мелодии напоминают поневоле раскрывающуюся чашечку цветка, а последующие – свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что я никогда не “иллюстрирую” музыку, то есть в данном случае я не говорю, что эта музыка есть цветок, – я говорю, что она может вызвать духовное, зрительное впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ цветка”.
Тот же А.Серов, которого я уже упоминал, правда, слегка иронизировал по поводу этой очень поэтичной метафоры Листа: “Позабываю сказать, что в этой сонате есть еще скерцо. Нельзя не удивляться, как тут замешалось это скерцо, не имеющее никакого отношения ни к предыдущему, ни к последующему. Это цветок между двух пропастей, сказал Лист. Пожалуй! Но такое место, я полагаю, не слишком эффектно для цветка, так что с этой стороны метафора г. Листа, может быть, и не лишена верности”.
Presto agitato – финал сонаты. Слушая этот финал, совершенно невозможно противостоять страстному, мощному бетховенскому темпераменту, его неудержимому порыву. Поразительно, как Бетховену удается создать впечатление стихийной мощи и при этом направить бурный поток эмоций в гранитное русло. Буря разражается градом мелких нот и вспышками молний (резкие акценты аккордов). Действительно, вполне уместным будет сравнение с ночной бурей, с циклоном. И как часто бывает у Бетховена, вдруг – молчание. “Внезапное Adagio… piano… Человек, доведенный до крайности, умолкает, дыхание пресеклось. И когда через минуту дыхание оживает и человек поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних тактах остается только величественная сила, покоряющая, укрощающая, принимающая поток”, – писал о нем Ромен Роллан.
Лучшее, что написано об этой юной вдохновительнице Бетховена, это страницы в книге Ромена Роллана “Бетховен, Великие творческие эпохи. От “Героической” до “Аппассионаты”. Третье приложение в этой книге называется “Сестры Брунсвик и их кузина из “Лунной”. Название звучит по-русски несколько коряво, но очень интересно по сути. Нам ничего не остается, как перелистать эти страницы.
Джульетта, дочь графа Гвиччарди, получившего назначение в Вену надворным советником при Богемской канцелярии, появилась в Вене в конце 1800 года. Бетховен, как только узнал ее, тут же воспламенился. Джульетта была еще совсем юная. “Немногим старше шекспировской Джульетты и не менее соблазнительна”, – констатирует Ромен Роллан. Бетховен был уверен, что Джульетта испытывает к нему самые нежные чувства. Он писал Ф.Вегелеру (16 ноября 1801): “Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною”. Много лет спустя, в 1823 году, Бетховен, тогда уже глухой и общавшийся с помощью разговорных тетрадей, беседуя с Шиндлером, написал: “Я был очень любим ею и более, чем когда-либо, был ее мужем…”
Тогда же, в 1801 году, Бетховен дает Джульетте уроки музыки. Он не берет платы с юной графини, а она в свою очередь дарит ему дюжину рубашек, которые сама сшила. Зимою 1801 – 1802 годов Бетховен сочиняет и посвящает Джульетте эту свою сонату. Разочарование уже наступило: с первых месяцев 1802 года Джульетта выказывает явное предпочтение молодому графу Роберту Галленбергу, который был всего на год старше ее и тоже занимался композицией (он имел наглость ставить свои сочинения в одни программы с бетховенскими симфониями). В марте соната – с посвящением Джульетте – была опубликована в Бонне издателем Зимроком. “Иллюзия длилась недолго, – пишет Ромен Роллан, – и уже в сонате видно больше страдания и гнева, чем любви. Через полгода после этой бессмертной оды Бетховен в отчаянии пишет “Гейлигенштадское завещание” (6 октября 1802 года)”. Некоторые бетховеноведы считают, что именно Джульетте Гвиччарди было адресовано письмо (так и не отправленное Бетховеном или оно возвратилось от адресата?), известное как письмо “К Бессмертной возлюбленной”. Оно было обнаружено после смерти Бетховена в потайном ящике его гардероба. Как бы то ни было и как бы ни решать вопрос с его датировкой – от чего, конечно, многое зависит в вопросе установления адресата, то есть того, кто была той самой “Бессмертной возлюбленной”, – миниатюрный портрет Джульетты Бетховен хранил вместе с этим письмом и “Гейлигенштадским завещанием”.
“Памятник любви, который он (Бетховен. – А.М.) хотел создать этою сонатою, – пишет А.Серов, – очень естественно обратился в мавзолей. Для такого человека, как Бетховен, любовь не могла быть ничем другим, как надеждою загробною и скорбью, душевным трауром здесь на земле”.
В истории музыки мало найдется произведений, которые могут сравниться по популярности с “Лунной сонатой”. Кто и как только не приспосабливал этот бетховенский шедевр – каждый для своих целей. Впечатляющую картину жизни “Лунной сонаты” (а порой одного только ее названия) в наши дни дает Интернет. Сайтов, содержащих сведения о “Лунной сонате” (вернее, открывающихся на запрос “Лунная соната”), в одном только англоязычном Интернете на сегодняшний день имеется 6861! Чего здесь только нет. И кто только не паразитировал на невероятной популярности этого произведения!..
Множество транскрипций было сделано с целью дать возможность прикоснуться к этому творению не только пианистам. Вот всего несколько примеров:
– переложение сонаты для гитары сделал известный исполнитель на этом инструменте Марсель Робинсон;
– известный дирижер Антал Дорати сделал оркестровку сонаты, чтобы использовать ее для хореографической постановки;
– аранжировал “Лунную сонату” для своего джаз-оркестра знаменитый американский тромбонист и аранжировщик Гленн Миллер. (Не путать с его же “Лунной серенадой”.)
К чему только не применяли это словосочетание – “лунная соната”! Это романтическое название стало кодовым для одной из разрушительных атак агонизировавшего германского фашизма – авиационного налета на Ковентри (Англия) в 1945 году.
“Лунная соната” вдохновляла скульпторов и художников:
– Пауль Блох в 1995 году изваял мраморную скульптуру, которую назвал “Лунная соната” (я был бы рад, если бы мне объяснили, почему это “Лунная соната”, а не “Рождение нового дня” или “Размышление”);
– Ральф Харрис Хаустон написал картину, которую назвал “Лунная соната” (тот же вопрос возникает и в этом случае);
– американская ювелирная фирма “Bright Bear Jewelry” в своей “Коллекции тысячелетия” представляет жемчужное колье, названное его создателями “Лунная соната”.
Или вот такое фантастическое использование любимого образа:
– одна из западных фирм предлагает кофе “Лунная соната”;
– “Лунная соната” – такое прозвище получил жеребец (?!), выведенный в США.
И впрямь, популярность нередко приобретает самые причудливые формы…
Название: “Лунная соната” Бетховена
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: реферат
Добавлен 01:02:11 06 марта 2005 Похожие работы
Просмотров: 18192
Комментариев: 49
Оценило: 53 человек
Средний балл: 3.9
Оценка: 4 Скачать
Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.
Реферат: “Лунная соната” Бетховена
Реферат: Социологический анализ сущности общественного мнения. Скачать бесплатно и без регистрации
Курсовая работа по теме Разработка зоогигиенических мероприятий по созданию оптимального микроклимата в свинарнике-маточнике на 380 голов
Декабрьское Сочинение Какие Явления Меняют Жизнь Людей
Взгляд В Будущее Эссе
Право Собственности На Жилые Помещения Курсовая
Сочинение Про Шутка Про Друга
Реферат по теме Принципы лучшего государственного устройства
Курсовая работа по теме Разработка автоматизированного технологического процесса механообработки
Контрольная работа по теме Оценка стоимости предприятия
Добро И Зло В Книге Счастья Сочинение
Направления Сочинения По Литературе 2022 2022
Реферат: Коммуникационная политика
Реферат по теме Виды проверок, проводимых Федеральной налоговой службой, порядок их назначения и проведения
Эссе Осенние Разговоры
Расчет Ленточного Конвейера Курсовая
Анатолий Маркуша Ненаписанное Сочинение Читать Онлайн
Административная Контрольная Работа По Математике 2022
Сочинение Екимов Рано Утром Впотьмах
Контрольная работа: Запас финансовой прочности и способы расчета
Что Такое Сочинение Эссе По Литературе
Реферат: Проблемы опорно-двигательного аппарата у щенков и стареющих совак
Реферат: Культурное, экономическое и политическое развитие Бретани в 1901-1940 годах
Реферат: Разработка компьютерной языковой системы обучения японскому письму с использованием техники обработки естественного языка
Форма проведения: внеклассное мероприятие по музыкальной литературе
Место проведения: актовый зал Запорожского классического лицея
Участники: ученики 6-х классов
Типологические характеристики мероприятия:
— по содержанию — закрепление знаний биографии и творчества великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена — одного из самых ярких представителей венского классицизма.
— по жанровому «наклонению» — музыковедческое исследование.
— по способам учебной деятельности — использование интегрированных приемов формирования творческой личности, технологий индивидуального и коллективного музыкального воспитания, направленных на развитие творческих способностей лицеистов.
-по формам общения участников конкурса — диалог, сочетание партнерства и деятельного лидерства в условиях внеклассного мероприятия по музыкальной литературе.
— по психологическим стратегиям — создание оптимальных условий для самовыражения учащихся в музыкальном творчестве, выявления их музыкальных компетенций, свободного проявления личностного отношения к изучаемому материалу.
Цели мероприятия:
Учебная: овладение знаниями из курса истории музыки, знакомство с шедеврами западно-европейской музыкальной культуры. Развитие умения слушать классическую музыку, вербально интерпретировать характер музыкальных образов, воплощенных в произведениях Бетховена.
Развивающая: расширение опыта музыкальных коммуникаций, гибкое использование приобретаемых знаний для эмоционального и интеллектуального осмысления музыкального искусства.
Эвристическая: стимулирование творческой деятельности учащихся в рамках конкурсной программы « Музыкальный эрудит».
Воспитательная: формирование духовного мира, эстетических вкусов лицеистов на лучших образцах мировой музыкальной культуры.
Задачи мероприятия:
развивать коммуникативную компетентность учащихся;
создать благоприятную психологическую атмосферу во время игры;
совершенствовать креативные способности лицеистов в рамках индивидуального и коллективного творчества;
учиться применять знания, полученные на уроках музыкальной литературы в условиях внеклассного мероприятия;
повышать мотивацию к учебной деятельности по предмету.
Подготовительная работа
объявление конкурса в 6- «А» и 6- «Б» классах;
создание команд — участниц;
разработка хода внеклассного мероприятия;
сбор материалов к конкурсу ( подбор музыки, подготовка вопросов к заданиям, иллюстративный материал и др.)
подготовка поэтических и музыкальных номеров;
оформление актового зала.
Эпиграф
« Благо творить, где только можешь,
Превыше всего любить свободу,
И даже у монаршего престола
От истины не отрекаться»
Людвиг ван Бетховен
Слушание музыки
Л. Бетховен. «Пасторальная» симфония №6, 1-я часть ( фрагмент)
Представление команд — участниц конкурса
Представление классных руководителей
Представление членов жюри
Поэтическая пауза
Бетховен! Людвиг Ван Бетховен!
Ты гений! Гений волшебства!
Ты редко был когда доволен
И ты работал до утра.
И что ты сделал с этой штукой,
Что люди музыкой зовут.
Её ты сделал высшею наукой
И солнца заново начертан круг.
Ты был влюблён и опечален,
Тоской сражён в конце пути.
Но музыка лилась на пьедестале,
И снова ты работал до зари.
Ты музыку творил глухим.
Ты гений! Гений волшебства!
Любовь ты людям подарил,
Что б та в душе цвела.
Ход игры
1-й конкурс «Приветствие»
Каждая команда представляет свое название, девиз. На костюмах участников команд — эмблема.
6 — « А» класс — Команда «Консонанс», девиз команды:
«Благозвучье музыки прекрасной
Покоряет каждого из нас.
Радует, печалит, озаряет
Нот волшебных чудный консонанс».
6 -« Б» класс — Команда « Гармония», девиз команды:
«Ты замечай, не проявив
Ты прояви, не замечая
Стремись, терзай штурвал судьбы
Найдешь гармонию без края»
2-й конкурс «Разминка»
1. К какому стилю относится творчество Бетховена? ( классицизм )
2. На каких музыкальных инструментах умел играть Бетховен? ( клавесин, фортепиано, скрипка, альт)
3. Назовите имя педагога, который имел большое влияние на профессиональное и духовное становление будущего композитора?
(Христиан Нефе )
4. Бетховен — великий композитор и исполнитель. Назовите его любимый
инструмент ( фортепиано)
5. С кем из великих композиторов был знаком Бетховен? (с Гайдном и с Моцартом)
6. Какой поэтический текст с обращением к человечеству и призывом к братскому единению стал основой финала 9-ой симфонии? ( Ода Ф. Шиллера « К радости»)
7. Кому из политических деятелей вначале Бетховен посвятил свою 3-ю симфонию? ( Наполеону Бонапарту)
8. Дополните известное высказывание Бетховена — « Музыка должна высекать… » (огонь из души человеческой)
3-й конкурс «Блиц — турнир»
1. Где и когда родился Бетховен?
А) Бонн 1760
Б) Гамбург 1760
В) Веймар 1780
2. В каком возрасте Бетховен дал свой первый концерт в Кельне?
А) в 6 лет
Б) в 7 лет
В) в 8 лет
3. Какому великому музыканту принадлежит знаменитая фраза, адресованная Бетховену: «Обратите внимание на него, он всех заставит о себе говорить»
А) Гайдну
Б) Моцарту
В) Шуберту
4. В каком году состоялась Великая французская буржуазно-демократическая революция, оказавшая влияние на все сферы духовной жизни Европы конца 18 века?
А) в 1787
Б) в 1788
В) в 1789
5. В какой город состоялся переезд Бетховена в 1792 году?
А) Лейпциг
Б) Женева
В) Вена
6. Соната № 8 до минор имеет название «Большая патетическая соната». Кто дал название этому произведению?
А) Поэт Л. Рельштаб
Б) Бетховен
В) Скрипач К. Аменда
7. Сколько сонат для фортепиано создано Бетховеном?
А) 30
Б) 31
В) 32
8. Сколько симфоний принадлежит перу композитора?
А) 8
Б) 9
В) 10
9. В какой симфонии звучит тема, о которой Бетховен сказал: « Так судьба стучится в дверь»?
А) в 5-й
Б) в 3-й
В) в 9-й
10. В каком жанре написана 3-я часть симфонии № 5?
А) Скерцо
Б) Менуэт
В) Марш
11. В какой части симфонии № 5 основную тему исполняют контрабасы solo?
А) 1-я часть, разработка
Б) 3-я часть, трио
В) 4 часть, кода
12. Как называется единственная опера Бетховена?
А) « Фиделио »
Б) « Эгмонт »
В) « Кориолан »
13. Какой состав симфонического оркестра использует Бетховен в своем творчестве?
А) Малый
Б) Большой
14. Кому, предположительно, был посвящен цикл песен «К далекой возлюбленной»?
А) Джульетте Гвичарди
Б) Авроре Дюдеван
В) Терезе Брунсвик
15. Где и когда завершился жизненный и творческий путь Бетховена?
А) Вена 1827
Б) Бонн 1828
В) Лейпциг 1829
Поэтическая пауза
Зимний вечер окна разукрасил,
На снежинки небо расколол
Лунный свет, как музыка прекрасен,
На дома замерзшие сошел.
И звучала «Лунная соната»
Будто светлый ангел прилетел
Людвиг ван Бетховен сам когда-то
У окна холодного сидел…
4-й конкурс «Найди пару»
Музыкальные произведения: «Пасторальная», «Патетическая», «Фиделио», «Эгмонт», «К далекой возлюбленной», «К Элизе»
Музыкальные жанры: Опера, пьеса, симфония, вокальный цикл, увертюра, соната
Произведения для фортепиано:
« Патетическая» соната № 8, « Лунная» соната № 14, соната «Аппассионата» № 23
Их тональность: фа минор, до диез минор, до минор
Музыкально-поэтическая пауза
Слушание музыки
Л. Бетховен. Соната « Аппассионата», 1-я часть (фрагмент)
М. Пляцковский. «Аппассионата»
Бетховен… Аппассионата…
И взорван порох тишины.
Мне самому понять всё надо.
Мне объясненья не нужны.
Товарищ лектор, не спешите
Растолковать, что там к чему.
Пусть звёзды кружатся в зените,
Ночную прожигая тьму.
Пускай в ушах гудит протяжно.
Ветрами схваченный простор.
И разве это очень важно –
Знать, где минор и где мажор?
Качнулся мощный взрыв аккорда –
И подо мною всё быстрей
Земля плывёт светло и гордо
Вращаясь вкруг оси своей.
Товарищ лектор, в кои веки
Я слышу сам, я слышу сам,
Как перезваниваются реки,
Как бродит эхо по лесам.
Я умоляю вас: не надо,
Не раскрывайте тайну мне…
Бетховен… Аппассионата…
Мы с музыкой наедине.
5-й конкурс «Музыкальная викторина»
1. Симфония № 5. 1 часть. Тема судьбы.
2. « К Элизе».
3. « Патетическая» соната № 8. 1 часть. Тема вступления.
4. « Лунная» соната. № 14. 1 часть.
5. Симфония № 9. Финал.
Интересные факты из жизни Бетховена
Бетховен всегда был очень независимым человеком – и в том, что касалось его внешнего облика, одежды, и особенно в том, что касалось его искусства.
Эту черту характера великого композитора иллюстрирует такой случай (вернее даже, всего лишь одна фраза, сказанная в адрес принца Людвига Фердинанда). Услышав в Берлине игру принца, Бетховен сделал заслуженный комплимент: « Вы играете не как принц, а как настоящий артист».
В одном из писем Бетховен писал: « Князей существовало и будет существовать тысячи. Бетховен же один».
Под влиянием Христиана Нефе Бетховен начал изучать языки ( французский, итальянский, латинский ), а также философию. Его кумирами стали Шиллер и Гете, а в творчество Шекспира он был просто влюблен.
« Я с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи», — писал композитор.
Первым учителем Бетховена в Вене стал Йозеф Гайдн, по достоинству оценивший талант молодого композитора. « Со временем Бетховен займет место одного из величайших композиторов Европы, а я буду гордиться правом называть себя его учителем»,- говорил Гайдн.
Бесконечные наполеоновские войны, оккупация Вены, массовый отъезд из столицы Австрии — на фоне этих событий приходится работать Бетховену. И вот судьба возносит его на вершину прижизненной славы. «Битва при Виттории» — сочинение на очень популярную военную тему. Исполнял его симфонический оркестр, усиленный двумя военными оркестрами. Различные приспособления воспроизводили ружейную и пушечную пальбу. Это произведение имело огромный успех у публики! Мода, именно мода на Бетховена растет с каждым днем.
6-ой конкурс «Логические ряды»
« Что лишнее»
1. Симфония, квартет, этюд, соната, опера.
2. 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, 5 концертов для фортепиано с оркестром, 5 опер.
3. «Аврора», « Аппассионата», « Пасторальная», «Патетическая».
7-ой конкурс «Согласны ли вы с такими высказываниями?»
1. На формирование мировоззрения Бетховена огромное влияние оказали идеи Великой Французской буржуазно-демократической революции 1789 года ( Да)
2. В творчестве композитора впервые появился новый музыкальный жанр — программная одночастная увертюра ( Да)
3. Называют ли Бетховена «отцом» симфонии и квартета ( Нет)
4. В финале симфонии № 5 к исполнительскому составу симфонического оркестра композитор добавляет флейту-пикколо, тромбоны и контрафаготы (Да)
5. Симфония № 5 относится к героико-драматическому типу симфонизма ( Да)
Музыкальная пауза
Людвиг ван Бетховен. «Менуэт»
(исполняет ученица 6-А класса Годовиченко Анастасия,
партия фортепиано — Боброва И.В.)
8-ой конкурс «Игра со зрителями»
1. Произведений данного жанра Й. Гайдн написал более 100, Моцарт – 41, а Бетховен — 9. О каком музыкальном жанре идет речь? (Симфония)
2. Сколько групп музыкальных инструментов составляет основу симфонического оркестра? (4)
3. Перечислите группы симфонического оркестра.
4. Сколько частей включает в себя симфонический цикл? ( 4 )
5. Сколько частей включает в себя сонатный цикл? ( 3 )
6. В какой форме пишется 1-я часть сонаты или симфонии? ( в форме сонатного allegro)
7. В семи из девяти симфоний Бетховена 3-я часть называется скерцо. Какое название она носила до Бетховена? ( Менуэт)
8. Как переводятся на русский язык слова:
Симфония, Соната, Увертюра, Концерт?
Поэтическая пауза
Перси Биши Шелли. «Музыка»
Умолкли музыки божественные звуки,
Пленив меня на миг своим небесным сном.
Вослед моей мечте я простираю руки,
Пусть льется песня вновь серебряным дождем.
Как выжженная степь ждет ливня и прохлады,
Я страстно звуков жду, исполненных отрады!
О, гений музыки! Растет тоски волна!
Пошли созвучий мне живое сочетанье:
Я светлый кубок свой не осушил до дна,
Я в сердце не убил безбрежное страданье!
Еще, еще молю! Как шумный водопад,
Пошли мне звонких струй блистательный каскад!
Фиалка нежная тоскливо ждет тумана,
Чтоб чашечку ее наполнил он росой;
Так точно жажду я минутного обмана
Созвучий неземных с их дивною красой.
И вот они звенят… Я с ними вновь сливаюсь…
Я счастлив… Я дрожу… Я плачу… Задыхаюсь…
Слушание музыки
Людвиг ван Бетховен. Симфония № 9, «Ода к радости»
Заключительный этап игры
Подведение итогов;
Награждение команд;
Награждение игроков в зале.