Сочинение на тему лишний человек в творчестве тургенева

быстро изменяющаяся физиономия русских людей культурного слоя главный предмет художественного изображения у этого писателя. тургенева привлекают русские гамлеты

«Быстро изменяющаяся физиономия русских людей культурного слоя» – главный предмет художественного изображения у этого писателя. Тургенева привлекают «русские Гамлеты» – тип дворянина-интеллектуала, захваченного культом философского знания 1830-х – начала 1840-х годов, прошедшего этап идеологического самоопределения в философских кружках. То было время становления личности самого писателя, поэтому обращение к героям «философской» эпохи диктовалось стремлением не только объективно оценить прошлое, но и разобраться в самом себе, заново осмыслить факты своей идейной биографии.

Среди своих задач Тургенев выделил две наиболее важных. Первая – создать «образ времени», что достигалось внимательным анализом убеждений и психологии центральных персонажей, воплощавших тургеневское понимание «героев времени». Вторая – внимание к новым тенденциям в жизни «культурного слоя» России, то есть той интеллектуальной среды, к которой принадлежал сам писатель. Романиста интересовали в первую очередь герои-одиночки, особенно полно воплощавшие все важнейшие тенденции эпохи. Но эти люди не были столь же яркими индивидуалистами, как истинные «герои времени».

Так или иначе, но все это нашло свое отражение в первом тургеневском романе «Рудин» (1855). Прототипом главного героя Дмитрия Николаевича Рудина стал участник кружка Н.В.Станкевича М.А.Бакунин. Прекрасно зная людей «рудинского» типа, Тургенев долго колебался в оценке исторической роли «русских Гамлетов» и поэтому дважды перерабатывал роман. Рудин же в конечном счете получился личностью противоречивой, и это во многом было результатом противоречивого отношения к нему автора.

Что же за человек был Рудин, герой первого тургеневского романа? С ним мы знакомимся при его появлении в доме Дарьи Михайловны Ласунской, «богатой и знатной барыни»: «Вошел человек лет тридцати пяти, высокого роста, несколько сутуловатый, курчавый, с лицом неправильным, но выразительным и умным… с жидким блеском в быстрых темно-синих глазах, с прямым широким носом и красиво очерченными губами. Платье на нем было не ново и узко, словно он из него вырос». Пока все достаточно обычно, но очень скоро все присутствующие у Ласунской ощутят резкую незаурядность этой новой для них личности. Сначала Рудин легко и изящно уничтожает в споре Пигасова, обнаруживая остроумие и привычку к полемике. Затем он выказывает много знаний и начитанности. Но не этим он покоряет слушателей: «Рудин владел едва ли не высшей тайной – музыкой красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть все другие…». На слушателей также действует его увлеченность исключительно высшими интересами. Человек не может, не должен подчинять свою жизнь только практическим целям, заботам о существовании, утверждает Рудин. Просвещение, наука, смысл жизни – вот о чем говорит Рудин так вдохновенно и поэтично. Силу воздействия Рудина на слушателей, убеждение словом, ощущают все. Ворвавшись в косное общество провинциальных дворян, он принес с собой дыхание мировой жизни, дух эпохи и стал самой яркой личностью среди героев романа. Из этого следует, что Рудин – выразитель исторической задачи своего поколения в трактовке писателя.

Персонажи романа – точно система зеркал, отражающих по-своему образ главного героя. Наталья Ласунская сразу охвачена еще неясным ей самой чувством. Басистов смотрит на Рудина как на учителя, Волынцев отдает должное рудинскому красноречию, Пандалевский на свой лад оценивает способности Рудина – «очень ловкий человек!». Озлоблен и не признает достоинств Рудина один Пигасов – от зависти и обиды за поражение в споре.

В отношениях с Натальей раскрывается одно из главных противоречий рудинского характера. Только что накануне Рудин говорил так вдохновенно о будущем, о смысле жизни, и вдруг перед нами совершенно разуверившийся в себе человек. Правда, достаточно возражения удивленной Натальи – и Рудин корит себя за малодушие и вновь проповедует необходимость делать добро.

Высокие помыслы Рудина, его поистине донкихотские бескорыстие и самоотверженность сочетаются с практической неподготовленностью, дилетантством. Он берется за агрономические преобразования у владельца обширных поместий, мечтает о «разных усовершенствованиях, нововведениях», но, увидев безуспешность своих попыток, уезжает, теряя при этом «насущный кусок хлеба». Неудачей оканчивается и попытка Рудина преподавать в гимназии. Сказалась не только недостаточность знаний, но и свободный образ его мыслей. Намек на столкновение Рудина с общественной несправедливостью заключен и в другом эпизоде. «Я бы мог рассказать тебе, – говорит Рудин Лежневу, –как я попал было в секретари к сановному лицу и что из этого вышло; но это завело бы нас слишком далеко…». Это умолчание многозначительно.

Многозначительны и такие слова Лежнева, рудинского антагониста, о причинах оторванности идеалов главного героя от конкретной действительности: «Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает…».

Да, именно оторванность от жизни, отсутствие приземленных идей делает Рудина «лишним человеком». И его участь трагична прежде всего тем, что с юных лет этот герой живет лишь сложными порывами души, беспочвенными мечтаниями.

Тургенев, как и многие авторы, затрагивавшие тему «лишнего человека», испытывает своего главного героя «набором жизненных критериев»: любовью, смертью. Неспособность Рудина сделать решающий шаг в отношениях с Натальей еще современная Тургеневу критика истолковала как признак не только духовной, но и общественной несостоятельности главного героя. А финальная сцена романа – гибель Рудина на баррикадах в восставшем Париже – только подчеркнула трагизм и историческую обреченность героя, представлявшего «русских Гамлетов» ушедшей в прошлое романтической эпохи.

Второй роман – «Дворянское гнездо» (1858) укрепил репутацию Тургенева как общественного писателя, знатока духовной жизни современников, тонкого лирика в прозе. И, если в романе «Рудин» Тургенев обозначает разобщенность современной ему прогрессивной дворянской интеллигенции с народом, незнание ими России, непонимание конкретной действительности, то в «Дворянском гнезде» писателя интересуют в первую очередь истоки, причины этой разобщенности. Поэтому и герои «Дворянского гнезда» показаны с их «корнями», с той почвой, на которой они выросли.

Подобных героев в этом романе два: Лаврецкий и Лиза Калитина. Каковы же жизненные убеждения героев – они ищут ответ прежде всего на вопросы, которые их судьба ставит перед ними. Эти вопросы заключаются в следующем: о долге перед близкими, о личном счастье, о своем месте в жизни, о самоотречении.Зачастую несоответствие жизненных позиций приводит к идейным спорам между главными героями. Обычно идейный спор в романе занимает центральное место. Участниками подобного спора становятся влюбленные. Например, для Лизы источником единственно правильных ответов на любые «проклятые» вопросы, является религия, как средство разрешения самых мучительных противоречий жизни. Лиза пытается доказать Лаврецкому правоту своих убеждений. По ее словам, он хочет всего лишь «пахать землю… и стараться как можно лучше ее пахать». Фаталистическое отношение к жизни определяет ее характер определяется. Лаврецкий не принимает «Лизиной» морали. Он отказывается от смирения и самоотречения. Лаврецкий пытается найти жизненную, народную, по его выражению, правду. Правда должна заключаться «прежде всего в ее признании и смирении перед нею… в невозможности скачков и надменных переделок России с высоты чиновничьего самосознания – переделок, не оправданных ни знанием родной земли, ни действительной верой в идеал…».

Как и Лиза, Лаврецкий человек с «корнями», уходящими в прошлое. О его родословье упомянуто с XV века. Лаврецкий является не только потомственным дворянином, но и сыном крестьянки. Его «мужицкие» черты: необыкновенная физическая сила, отсутствие утонченных манер всегда напоминают ему о крестьянском происхождении. Тем самым он близок к народу. Лаврецкий именно в повседневной крестьянской работе пытается найти для себя ответы на любые вопросы: «Здесь только тому и удача, кто прокладывает свою тропинку не торопясь, как пахарь борозду плугом».

Финал романа, является своеобразным итогом жизненных исканий Лаврецкого. Определяет всю несостоятельность Лаврецкого, делает его «лишним человеком». Приветственные слова Лаврецкого в конце романа неведомым молодым силам означают не только отказ героя от личного счастья, но самой ее возможности. Следует отметить, сама точка зрения Тургенева на «лишнего человека» является достаточно своеобразной. Тургенев приводит те же доводы, что и Герцен в оправдание Рудина и вообще «лишних людей». Однако эти доводы расходятся в определении степени их вины. Тургенев отвергает путь спасения, «лишних людей» путем насилия, полагая, что никакие политические изменения не могут освободить человека от власти сил истории и природы.

В отличие от Тургенева, Герцен осуждает «лишних людей» тем, что они, отколовшись от своей среды, не ответили на насилие насилием. Тем, что они не пошли до конца в деле спасения мира и себя. Добролюбов в этом споре принял срединную позицию. Он определил положение Рудина и Лаврецкого как истинно трагическое, потому что они сталкиваются «с такими понятиями и нравами, с которыми борьба, действительно, должна устрашить даже энергического и смелого человека».

infopediasu

Zdam


edugr3

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пушкин написал «Онегина». На фоне Тургенев пишет роман «Отцы и дети» и повесть «Ася», где прекрасно раскрывает образы «лишних людей» и их несостоятельность.

В обоих героях повести «Ася» (в Гагине и в Н. Н.(да, именно 2 буквы, имени нема)) читатель может с легкостью разглядеть черты, которые уже встречались в образах Онегина, Печорина и Павла Петровича Кирсанова. Это люди образованные, светские, но неспособные себя реализовать, люди с каким-то внутренним изъяном. Тургенев с непревзойденным мастерством изобразил черты «лишнего человека» в этом художнике, у которого нет ни одного завершенного произведения. Также очень характерен эпизод, когда Гагин и Н. Н. собрались — один на этюды, второй — читать, а вместо этого «довольно умно и тонко рассуждали о том, как именно должно работать». История любви Н. Н. к Асе прекрасно характеризует его как лишнего человека: он не решается полюбить Асю, думает, что не сможет связать свою жизнь с семнадцатилетней девочкой «с ее-то нравом», боится принять важное решение и ответственность за него. Сравнивая Н. Н. с другими «лишними» литературными героями, наверное, можно провести аналогию с Онегиным, но Евгений хотя бы не любил Татьяну, в отличие от Н. Н., который уже на склоне лет говорил: «… чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось».

Образ лишнего человека в романе «Отцы и дети» воплотился в Павле Кирсанове, который и «принсипами», и историей жизни очень схож с «лишними людьми», которых читатель уже встречал на страницах «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени»: недаром Базаров называет его «архаическим явлением» в четвертой главе. Кирсанов отказался от карьеры ради женщины, несмотря на увещевания сослуживцев и начальства; десять лет гонялся за «непонятной, почти бессмысленной», загадочной, как сфинкс, княгиней Р. Когда же он узнал о ее кончине, то перестал появляться в свете, уехал жить в деревню, где «жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями и выезжал только на выборы». Старший Кирсанов, в отличие от своего брата, не интересовался жизнью молодежи, новыми течениями в общественной жизни страны, не стремился сближаться с представителями нового поколения, позволяя им «считать его гордецом». Кирсанов глубоко убежден, что «аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди», он также считает, что английские аристократы, которых он, судя по всему, считает эталонными, «не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее». Согласно его воззрениям, нормы морали, созданные аристократами, диктуют жизненные принципы всему человечеству. Кирсанов считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что его принципы никак не соотносятся с его делами: жизнь типичного представителя аристократического общества проходит в праздности и раздумьях. + эпоха Кирсанова подошла к концу.

image001

Краткое: Ася. Н. Н., немолодой светский человек, вспоминает историю, которая приключилась, когда ему было лет двадцать пять. Н. Н. тогда путешествовал без цели и без плана и на пути своём остановился в тихом немецком городке N. Однажды Н. Н., придя на студенческую вечеринку, познакомился в толпе с двумя русскими — молодым художником, назвавшимся Гагиным, и его сестрой Анной, которую Гагин называл Асей. Н. Н. избегал русских за границей, но новый знакомый ему понравился сразу. Гагин пригласил Н. Н. к себе домой, на квартиру, в которой они с сестрою остановились. Н. Н. был очарован своими новыми друзьями. Ася сначала дичилась Н. Н., но скоро уже сама заговаривала с ним. Наступил вечер, пришла пора ехать домой. Уезжая от Гагиных, Н. Н. почувствовал себя счастливым. Прошло много дней. Шалости Аси были разнообразны, каждый день она представлялась новой, другой — то благовоспитанной барышней, то шаловливым ребёнком, то простенькой девочкой. Н. Н. регулярно навещал Гагиных. Какое-то время спустя Ася перестала шалить, выглядела огорчённой, избегала Н. Н. Гагин обращался с ней ласково-снисходительно, а в Н. Н. крепло подозрение, что Гагин — не брат Аси. Странный случай подтвердил его подозрения. Однажды Н. Н. случайно подслушал разговор Гагиных, в котором Ася говорила Гагину, что любит его и никого другого не хочет любить. Н. Н. было очень горько.

Несколько следующих дней Н. Н. провёл на природе, избегая Гагиных. Но через несколько дней он нашёл дома записку от Гагина, который просил его прийти. Гагин встретил Н. Н. по-приятельски, но Ася, увидев гостя, расхохоталась и убежала. Тогда Гагин рассказал другу историю своей сестры.

Родители Гагина жили в своей деревне. После смерти матери Гагина его отец воспитывал сына сам. Но однажды приехал дядя Гагина, который решил, что мальчик должен учиться в Петербурге. Отец противился, но уступил, и Гагин поступил в школу, а затем в гвардейский полк. Гагин часто приезжал и однажды, уже лет в двадцать, увидел в своём доме маленькую девочку Асю, но не обратил на неё никакого внимания, услышав от отца, что она сирота и взята им «на прокормление».

Гагин долго не был у отца и лишь получал от него письма, как вдруг однажды пришло известие о его смертельной болезни. Гагин приехал и застал отца умирающим. Тот завещал сыну заботиться о своей дочери, сестре Гагина — Асе. Скоро отец умер, а слуга рассказал Гагину, что Ася — дочь отца Гагина и горничной Татьяны. Отец Гагина очень привязался к Татьяне и даже хотел на ней жениться, но Татьяна не считала себя барыней и жила у своей сестры вместе с Асей. Когда Асе было девять лет, она лишилась матери. Отец взял её в дом и воспитывал сам. Она стыдилась своего происхождения и поначалу боялась Гагина, но потом его полюбила. Тот тоже к ней привязался, привёз её в Петербург и, как ему ни было горько это делать, отдал в пансион. Там у неё не было подруг, барышни её не любили, но теперь ей семнадцать, она закончила учиться, и они вместе поехали за границу. И вот… она шалит и дурачится по-прежнему…

После рассказа Гагина Н. Н. стало легко. Ася, встретившая их в комнате, внезапно попросила Гагина сыграть им вальс, и Н. Н. и Ася долго танцевали. Ася вальсировала прекрасно, и Н. Н. долго потом вспоминал этот танец.

Весь следующий день Гагин, Н. Н. и Ася были вместе и веселились, как дети, но через день Ася была бледна, она сказала, что думает о своей смерти. Все, кроме Гагина, были грустны.

Однажды Н. Н. принесли записку от Аси, в которой она просила его прийти. Скоро к Н. Н. пришёл Гагин и сказал, что Ася влюблена в Н. Н. Вчера весь вечер её била лихорадка, она ничего не ела, плакала и призналась, что любит Н. Н. Она желает уехать…

Н. Н. рассказал другу о записке, которую прислала ему Ася. Гагин понимал, что его друг не женится на Асе, поэтому они договорились, что Н. Н. честно с ней объяснится, а Гагин будет сидеть дома и не подавать виду, что знает о записке.

Гагин ушёл, а у Н. Н. голова шла кругом. Другая записка известила Н. Н. о перемене места их с Асей встречи. Придя в назначенное место, он увидел хозяйку, фрау Луизе, которая и провела его в комнату, где ожидала Ася.

Ася дрожала. Н. Н. обнял её, но тут же вспомнил о Гагине и стал обвинять Асю в том, что она все рассказала брату. Ася слушала его речи и вдруг зарыдала. Н. Н. растерялся, а она бросилась к двери и исчезла.

Н. Н. метался по городу в поисках Аси. Его грызла досада на себя. Подумав, он направился к дому Гагиных. Навстречу ему вышел Гагин, обеспокоенный тем, что Аси все нет. Н. Н. искал Асю по всему городу, он сто раз повторял, что любит её, но нигде не мог её найти. Однако, подойдя к дому Гагиных, он увидел свет в Асиной комнате и успокоился. Он принял твёрдое решение — завтра идти и просить Асиной руки. Н. Н. был снова счастлив.

На другой день Н. Н. увидел у дома служанку, которая сказала, что хозяева уехали, и передала ему записку Гагина, где тот писал, что убеждён в необходимости разлуки. Когда Н. Н. шёл мимо дома фрау Луизе, она передала ему записку от Аси, где та писала, что если бы Н. Н. сказал одно слово — она бы осталась. Но, видно, так лучше…

Н. Н. всюду искал Гагиных, но не нашёл. Он знал многих женщин, но чувство, разбуженное в нем Асей, не повторилось больше никогда. Тоска по ней осталась у Н. Н. на всю жизнь.

Отцы и дети. 20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребёнка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждёт Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причём её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную — «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошён. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведёт их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своём «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть…»

Аркадию кажется, что он влюблён в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у неё.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушённое Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие <…> лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалёку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё <…> вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль — нелепость; ну, а с практической точки зрения — это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подаёт ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведёт себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них — чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстаётся с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчён, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то тёмном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему «Лишний человек» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 3.00/5 (60.00%) 2 votes

Выражение «Лишние люди» в русской литературе появилось именно благодаря заслуге И. С. Тургенева. Образ «лишнего человека» и «героя нашего времени» были несколько тождественными и характеризовались достаточно определенными сопутствующими мотивами, деталями поведения, набором сюжетных функций, и, конечно же, эпохой.

Изображая в своем романе «Отцы и дети» Базарова, Тургенев следует литературной традиции своего времени, благодаря чему Базаров обретает формальное сходство с «лишними людьми» из других литературных произведений. Если задуматься и вспомнить историю литературы, то такими людьми в ней были и Чацкий, и Рудин, и Печорин, и Онегин. Но почему же Базаров относится к галерее этих персонажей? Почему мы ставим его в один ряд с другими литературными персонажами, воплощающими в себе «лишних людей? Почему эти люди назывались современниками «героями нашего времени», нам известно. А для того, чтобы ответить на первый поставленный вопрос, следует обратить особое внимание на эпоху, в которую жили герои романа «Отцы и дети», и ситуацию, в которой оказался Базаров. При этом не менее важен и характер этого персонажа.

Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» происходит в 1859 году, в то время, когда на общественную арену выходит новое сословие – сословие разночинцев. При этом накануне крестьянской реформы 1861 года накал политических страстей достиг своей высшей точки. Основные политические баталии происходили между сторонниками либеральных реформ и демократически настроенными революционерами.

В своем романе И. С. Тургенев преследует цель максимально объективно показать представителя молодого поколения, оценить сильные и слабые стороны его идейных принципов. «Если Базаров называется нигилистом, то надо читать – революционером», — так о своем герое писал автор. Он наделил Базарова максимально реалистическими взглядами, которые в то время были присущи большинству представителей нового поколения.

На протяжении действий всего романа, частично в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой, частично в спорах с Павлом Петровичем, И. С. Тургенев раскрывает слабые стороны идеологии Базарова. Герой практически не видит разницы между человеком и каким-либо другим существом. Базаров заявляет, что «человек – это та же лягушка». Осознавать различие он начинает, только по-настоящему полюбив. В связи с этим в душе героя намечается серьезный конфликт, такой же точно, как и тот, что переживали Онегин, Печорин и другие «лишние люди».

Как и следовало ожидать, трагическое противоречие, которое возникло в душе главного героя, в данной ситуации разрешается единственно возможным для Базарова способом – его смертью. Подобное крушение надежд и душевный кризис испытали все «лишние люди». Лично для своего героя писатель выбрал особенный вариант – смерть. И. С. Тургенев считал, что без подобного финала роман бы оказался незаконченным, повисла бы какая-то недосказанность. Причем, в смерти Базарова прослеживается некая печальная ирония, ведь человек, свято веривший в медицину и естественные науки, умирает при вскрытии трупа от случайного пореза.

Только перед смертью в душе главного героя появляется некоторое примирение с несостоятельностью своих жизненных позиций и с жизненной реальностью. Его душа несколько смягчается и как бы раскрывается для любви. Базаров перестает сопротивляться своим чувствам к Анне Сергеевне и становится более терпимым по отношению к родителям. Трагическое примирение звучит своеобразным примирительным аккордом. И. С. Тургенев опровергает ошибочное мировоззрение главного героя и противопоставляет его взглядам законы, по которым существует человек и природа, противопоставляет весь ход вещей в этом мире. Ведь в обществе, как и в природе, все развивается так же естественно и постепенно.

В романе «Отцы и дети» на примере Базарова мы видим свойственный всем «лишним людям» кризис личности. Вне всякого сомнения, это были лучшие представители своего времени, и именно из-за этого им было суждено осознать свое неправильное восприятие жизни и свои ошибки. Так случилось и с Базаровым, ведь он был лучшим представителем «нового» поколения, сильной, неординарной личностью, которая в силу особенностей своего характера не смогла переосмыслить жизненные ценности.

О подобном типе героев В. Г. Белинский говорил: «Жизнь… без смысла, силы без применения…». Внук дьяка и «лекарский сын» — «как Сперанский» — таким контрастом честолюбивых претензий главного героя подчеркивается бесплодность прожитой им жизни. В конце жизненного пути Базарова ожидает бесславный конец: он умирает в расцвете лет, без потомства, без семьи, не принеся обществу практически никакой пользы.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что образ Базарова полностью соответствует концепции «лишних людей», которая была обозначена такими великими русскими писателями, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и А. С. Грибоедов. Поэтому главного героя романа И. С. Тургенева со всей ответственностью можно назвать «лишним человеком», тем более, что это почти одно и то же, что и «герой нашего времени».

Похожие сочинения

  • Сочинение на тему: Можно ли согласиться с Д.И Писаревым что смерть базарова — это подвиг? Главный герой четвертого романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – сильнейший характер. Этот студент-дворянин, […]
  • Сочинение на тему: «Почему Владимир состарился?» по повести И. Тургенева «Первая любовь» Произведений на тему любви и разлуки в русской литературе очень много, причем жанры этих произведений отличаются […]
  • Сочинение на тему: «Наташа Ростова – любимая героиня романа» по роману Л. Толстого «Война и мир» До сих пор не утихают споры о самобытной жизни и невероятной силе таланта выдающегося русского писателя Льва […]
  • Сочинение на тему: «Почему способности в учебе важнее, чем трудолюбие» Если говорить сухим языком словарной формулировки, то способности можно назвать индивидуальными свойствами каждого […]
  • Сочинение по роману Ивана Мележа «Люди на болоте», на тему: «Любовь Василия и Ганны» В своём романе «Люди на болоте» Иван Мележ придумал множество образов, надолго западающих в память. Самыми яркими […]
  • Сочинение на тему: «Человек и природа в лирике М. Лермонтова» Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда […]

Тема лишнего человека в образе Евгения Базарова

И.С. Тургенев прекрасно показал качества и уклад русских людей в период 1850-х годов. В то время страна была погружена в бурные политические споры по поводу отмены крепостничества на Руси. В это время появилось течение, которое предзнаменовал автор, а именно, – нигилизм, представители которого стремились к отрицанию всех идеалов, которые, по их мнению, были оторванными от жизни и не имели никаких прочных фактов и доказательств.

Главный персонаж произведения «Отцы и дети» – Базаров, как раз являлся нигилистом. Его можно было охарактеризовать

как некое «болезненное общественное явление» из-за своей несвоевременности возникновения и отстраненности от общества того времени. Но нельзя смело назвать такого человека «лишним», он имеет право и место быть. Более того, он пытается принести обществу какую-либо пользу, «мечтая обламывать множество дел».

Базаров яро отвергает общепринятые и догматичные людские ценности, но, однако ничем не заменяет их. Этот персонаж чужд как дворянству, так и всему обществу в целом.

Герой Тургенева помещен в такую жизненную атмосферу и такие жизненные условия, где оказывается просто противным исключением из

всех существующих правил. В романе «Отцы и дети» он показан как единственный представитель нового поколения, поколения детей а не отцов, критикуя всех остальных героев произведения, вступая в споры со всеми персонажами и отрицая их взгляды на мир.

Смерть Базарова немного меняет его, заставляет пересмотреть некоторые свои жизненные идеи и принципы. Но уже поздно. Лишь в самый финальный момент он осознает, что совершенно не был никому нужным и чувствует себя по-настоящему лишним человеком: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» – вот чем можно охарактеризовать финишную прямую всего существования этого героя. В русской литературе Базаров был не единственным таким, «лишним» человеком: подобные слова читатели могли бы услышать от Чацкого, Онегина, Обломова и Печорина. Всех этих персонажей объединяет тот фак, что им просто не было место в обществе и полноценно жить в нем, не предаваясь душевным терзаниям, было просто-напросто невыносимо.

Все же, не поворачивается язык назвать Базарова таким уж и лишним человеком, некоторые черты его характера Тургенев заметно преувеличил. Базаров по праву должен быть удостоен хотя бы капли уважения. Как писал Писарев: «Если “базаровщина” – это болезнь, то это болезнь именно нашего времени».

Выражение «лишние люди» впервые употребил именно Тургенев. Фигуры «лишнего человека» и «героя времени» в русской литературе более или менее тождественны и характеризуются вполне определенным набором сюжетных функций, деталей поведения, сопутствующих мотивов, конечно же, эпохой. Изображая Базарова, Тургенев следует этой литературной традиции, отсюда и формальное сходство образа Базарова с образами «лишних людей». Если вспомнить историю литературы, то к таким образам можно отнести Евгения Онегина, Печорина, Рудина и даже Чацкого. Почему же мы относим Базарова к этой галерее героев? Почему ставим с ними в один ряд? Почему вышеназванных персонажей называли «героями своего времени», мы знаем. Теперь следует обратить внимание на эпоху, в которую жил Базаров, ситуацию, в которой он оказывается. Безусловно, очень важен характер самого героя. Итак, действие романа Тургенева разворачивается в 1859 году. Это время выхода на общественную арену нового сословия – разночинцев. Накал политических страстей накануне крестьянской реформы 1861 года достиг своего апогея. Основные сражения происходили между революционерами-демократами и сторонниками либеральных реформ. Тургенев в своем произведении ставит задачу показать представителя нового поколения максимально объективно, оценивая слабые и сильные стороны его идейных принципов. «Если Базаров называется нигилистом, то надо читать – революционером», — писал автор. Он наделяет своего героя крайне материалистическими взглядами, которые были присущи многим представителям молодого поколения. Далее, на протяжении всего романа, Тургенев раскрывает слабые стороны позиции Базарова, частично, в спорах с Павлом Петровичем, частично, в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров не видит разницы между человеком и другим существом. Он говорит, что «человек – это та же лягушка». Но он начинает осознавать это различие, полюбив. Намечается конфликт в душе героя, конфликт, который переживали и Онегин, и Печорин, и Рудин. Трагическое противоречие в душе главного героя разрешается единственно возможным в данной ситуации способом – смертью Базарова. Душевный кризис и крушение надежд испытали все вышеперечисленные «лишние люди». Для своего героя Тургенев избрал особый вариант – смерть. Писатель считал, что без такого финала роман не был бы закончен. Осталась бы своеобразная недосказанность. И поэтому есть какая-то мрачная ирония в том, что человек, верящий «свято» в естественные науки и медицину, умирает от случайного пореза при вскрытии трупа. Но перед смертью в душе Базарова происходит некое примирение с действительностью, с несостоятельностью своих жизненных позиций. Он как бы смягчается и открывается для любви: становится более терпимым по отношению к родителям, перестает сопротивляться любви к Одинцовой. Трагическое противоречие разрешается своеобразным примирительным аккордом. Автор опровергает ошибочные воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам весь ход вещей, законы, по которым существует природа и сам человек. В обществе все развивается так же, как и в природе – постепенно, естественно. Мы видим кризис личности, свойственный всем лишним людям. Но не стоит забывать, что, несмотря на ошибочность своих идей, и Онегин, и Печорин, и Рудин были сильными личностями. Это были лучшие представители своего времени, и именно потому, что они лучшие, им было суждено осознать свои ошибки, свое неправильное восприятие жизни. Так же произошло и с Базаровым, ведь это лучший представитель «нового» поколения, неординарная, сильная личность, которая не смогла в силу своего характера переосмыслить жизненные ценности. «Жизнь… без смысла, силы без применения…» — так говорил В. Г. Белинский о подобном типе героев. Бесплодность прожитой жизни подчеркивается контрастом честолюбивых претензий Базарова: «лекарский сын» и дьячковский внук – «как Сперанский». Но ожидает его бесславный конец: герой романа умирает во цвете лет, без семьи, без потомства, не принеся обществу видимой пользы. Итак, видно, что образ Базарова практически полностью укладывается в концепцию «лишних людей», обозначенную такими великими писателями, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. Поэтому так можно назвать и Базарова, учитывая, что «лишний человек» практически приравнивается к «герою своего времени».
.

«Лишние люди» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

1. Традиция изображения «лишних людей». 2. Трагедия Базарова. 3. Отношения с Аркадием. Проблема «лишнего человека» не раз поднималась на страницах произведений многих известных русских писателей XIX столетия. Авторов интересовало, что служит толчком к появлению такой категории людей, куда входят и Онегин из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, и Печорин из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, и Базаров из «Отцы и дети» И. С. Тургенев. Что выделяет этих исключительных людей из общей массы, и как они могут адаптироваться в чуждой для себя окружающей среде? В целом все писатели сходятся на мысли, что само время ответственно за появление подобных одиночек, которые привносят в его течение что-то новое, заставляют обычных людей остановится и задуматься о своем предназначении в жизни. Проповедуя какие-либо экстравагантные идеи, непонятные обычному обывателю, эти люди не могут найти себя, как-то определиться в этом мире. Они, по сути своей, не «лишние», а просто заблудившиеся во времени. Возможно, родись Печорин чуть раньше, когда среди передовой дворянской молодежи еще допускались свободолюбивые мысли и безумные поступки, или Базаров чуть позже, когда материалистов в стране стало настолько много, что они даже захватили власть, эти люди наверняка нашли бы себе применение. В результате же так называемым «лишним людям» суждено проживать свои дни в атмосфере непонимания и отторжения. Общество, какое бы оно ни было справедливое и разумное, сразу выделяет тех, кто не только не может найти себе приемлемое занятие, но и свысока относится к окружающим, не терпит подобного к себе отношения. Невозможность направить свою неуемную энергию в нужное русло, заставляет Онегиных, Печориных, Базаровых совершать жестокие поступки: дуэль Евгения Онегина или дело с контрабандистами Печорина. Эти люди настолько акцентированы на собственной персоне, что совершенно не замечают окружающих людей, с их чувствами и проблемами. Находясь в разладе с самим собой, «лишний человек» старается заменить душевную пустоту какими-либо внешними происшествиями и событиями, развеять скуку, что нередко оборачивается настоящим несчастьем для тех, кто их окружает.
Евгений Базаров, наверное, в меньшей степени, нежели Онегин или Печорин, относится к категории «лишних людей», однако и он не может самореализоваться в этой жизни. Он боится задумываться о будущем, поскольку не видит себя в нем: «Да и, кроме того, что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать — прекрасно, а не выйдет — по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Этот человек хорошо разбирается в естественных науках и медицине, повышает свой профессиональный уровень, проводя различные опыты и пробуя все ощутить «собственноручно», однако он не знает, для чего все это делает, поскольку у него нет никаких жизненных планов и задач. Базаров живет одним днем, что лишает смысла даже его научные занятия. Придерживаясь идей нигилизма, отвергая все старое, он тем не менее даже не имеет представление, что впоследствии образуется на расчищенном месте, надеясь на проявление воли других людей. Естественно, научные опыты довольно скоро надоедают Базарову, поскольку деятельность, лишенная цели, быстро сходит на нет. Вернувшись домой к родителям, Евгений перестает заниматься исследованиями и впадает в глубокую депрессию. Однако будучи от природы человеком деятельным, он не может просто сидеть дома, предаваясь печали. Базаров начитает помогать своему отцу в медицинской практике. Это помогает молодому человеку занять свои мысли, почувствовать свою полезность, даже если среди пациентов находятся только простые люди. Тем не менее это не удовлетворяет главного героя. Его трагедия заключается в том, что он, считающий себя в какой-то мере сверхчеловеком, вдруг обнаруживает, что и ему ничего человеческое не чуждо. Безответно влюбившись в Одинцову, он вдруг осознает, что больше не властен над собственными чувствами: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а, оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Тем не менее без таких людей Россия не могла бы обойтись во все времена. Несмотря на его взгляды, Базарова нельзя обвинить в отсутствии образованности, ума или проницательности. Он, оставаясь материалистом, тем не менее при постановке правильных целей, мог бы принести много пользы обществу, к примеру лечить людей или открывать новые физические законы. Кроме того, яростно выступая против предрассудков, он подвигал окружающих людей двигаться вперед в своем развитии, по-новому смотреть на некоторые вещи. Его друг и последователь Аркадий, попавший под сильное влияние Евгения, довольно спокойно воспринимает весть, что отец женился на девушке, не равной ему по социальному положению, и у него растет маленький брат: «Напрасно ж она стыдится. Во-первых, тебе известен мой образ мыслей (Аркадию очень было приятно произнести эти слова), а во-вторых — захочу ли я хоть на волос стеснять твою жизнь, твои привычки? Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть, она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы». С другой стороны, впечатлительному Аркадию стоило на какое-то время сойтись с Базаровым, поскольку только через эту дружбу молодой аристократ понял несостоятельность идей нигилизма и смог отыскать себя в этой жизни, вплотную занявшись хозяйственной деятельностью вместе с отцом. То есть, сам не подозревая того, Евгений послужил поводом для того, чтобы человек пересмотрел свои жизненные приоритеты. Нигилист в какой-то мере помог и отцу Аркадия. Общение с нигилистом заставило его еще с большим рвением взяться за дело, чтобы доказать окружающим, а главное самому себе, что «песенка его еще не спета». И все же смерть главного героя романа не случайна. Из жизни всегда выпадает тот, кто не знает, как дальше жить. Однако можно надеяться, что смерть героя — это трагедия отдельно взятой личности, Базарова, а не всех подобных ему людей. Возможно, если бы Базарову не удалось встретить такой женщины, перед которой он спасовал, в которую бы влюбился, то все бы сложилось совершенно иначе. В этом случае его чувства так и остались бы не востребованными, не разбуженными, не столь острым бы был и внутренний конфликт. Тогда осталась бы надежда, что со временем Базаров превратился бы в хорошего ученого или уездного врача. Он бы трудился на благо отечества, хотя время от времени и шокировал бы обывателей своими резкими высказываниями и экстраординарными поступками. Безусловно, Евгений не оставил бы своей раздражающей манеры с некоторой долей презрения относиться к окружающим людям, однако он не смог бы не помогать им и не влиять на умы невольных почитателей. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек, приходящий в этот мир, нужен. Он не может быть лишним, поскольку по своей природе уже является великой уникальностью и индивидуален.

Базаров — герой своего времени или лишний человек?

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» показано русское общество конца 1850-х годов. Это время в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному.

Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал этот процесс. Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было возникновение нового течения — нигилизма.

Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов. Главный герой романа Евгений Базаров — персонаж чрезвычайно интересный, порой противоречивый. По сути, он единственный представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно «напяливает» на себя базаровские идеи. Он всегда говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нем ложность его нигилизма.

Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует «романтизмом». Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то время как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров — нигилист по духу, Аркадий — на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово «мы», но кто эти мы — так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество.

Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений — человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след. Так что же?

Неужели Базаров «Прошел над миром без шума и следа?» Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на этот вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил заглянуть в будущее.

На вопрос этот ответила история. Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, едва ли не единственный представитель поколения детей в романе.

Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь достаточно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России.

Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы. Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное.

Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России? Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как знать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров — человек своего времени, причем далеко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, «На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность — решительно необходимо… Если базаровщина — болезнь, то она — БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ…»



«Лишние люди» в произведениях И. С. Тургенева.

Просмотров: 487 | Добавил: Kaif (19.03.2019) (Изменено: 19.03.2019)

Всего ответов: 2

Обсуждение вопроса:

Всего ответов: 2


19.03.2019 оставил(а) комментарий:

Под определением «лишний человек» в русской литературе подразумевается некий социально-психологический тип, главными чертами характера которого можно назвать неудовлетворенность, душевную усталость, тоску и разочарование во всем, что может предложить жизнь. «Лишний человек», как правило, не может найти себе места в обществе: светские развлечения навевают на него только скуку; он не видит смысла в государственной службе, где основной добродетелью можно назвать чинопочитание; не видит также смысла и в любви. Возникновением этого термина литература обязана И. С. Тургеневу — автору «Дневника лишнего человека» (1850).

Критик В. Г. Белинский в своей статье, посвященной роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», пишет о «лишних людях», что они «часто бывают одарены большими нравственными преимуществами, большими духовными силами; обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих; тут есть fatum, заключающийся в действительности, которою окружены они, как воздухом, и из которой не в силах и не во власти человека освободиться».

Пушкин в «Евгении Онегине» развивает образ «скучающего» человека дворянского происхождения, не просто пресыщенного, а неудовлетворенного жизнью, не способного реализоваться, находящего в разладе и с обществом, и с самим собой. Именно так в литературе родился образ «лишнего человека», который позже будет разработан М. Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», а также И. С. Тургеневым в повести «Ася» и романе «Отцы и дети».

Герцен в статье «Very dangerous!!!», опубликованной в журнале «Колокол» в 1859 году, писал: «Онегины и Печорины были совершенно истинны, выражали действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни. Печальный рок лишнего, потерянного человека только потому, что он развился в человека, являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах. […] Но время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй». То есть изменение исторических условий требовало и изменения в умах общественности. Если раньше люди, которые не могли найти себе место в обществе, были как бы своеобразным упреком этому обществу, то в 50-е и 60-е годы, во время подъема социально-демократических сил и предреволюционного ажиотажа в России, реальность требовала активных, мыслящих, неординарных, а главное идейных и одновременно деятельных людей.

На фоне этих новых исторических условий, накануне важнейших преобразований в устройстве страны Тургенев пишет роман «Отцы и дети» и повесть «Ася», где прекрасно раскрывает образы «лишних людей» и их несостоятельность.

В обоих героях повести «Ася» (в Гагине и в Н. Н.) читатель может с легкостью разглядеть черты, которые уже встречались в образах Онегина, Печорина и Павла Петровича Кирсанова. Это люди образованные, светские, но неспособные себя реализовать, люди с каким-то внутренним изъяном. «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара», — говорит Н. Н. о Гагине. Тургенев с непревзойденным мастерством изобразил черты «лишнего человека» в этом художнике, у которого нет ни одного завершенного произведения. Также очень характерен эпизод, когда Гагин и Н. Н. собрались — один на этюды, второй — читать, а вместо этого «довольно умно и тонко рассуждали о том, как именно должно работать».

История любви Н. Н. к Асе прекрасно характеризует его как лишнего человека: он не решается полюбить Асю, думает, что не сможет связать свою жизнь с семнадцатилетней девочкой «с ее-то нравом», боится принять важное решение и ответственность за него.

Продолжение ниже


19.03.2019 оставил(а) комментарий:

Сравнивая Н. Н. с другими «лишними» литературными героями, наверное, можно провести аналогию с Онегиным, но Евгений хотя бы не любил Татьяну, в отличие от Н. Н., который уже на склоне лет говорил: «… чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось».

Критик Н. Г. Чернышевский отреагировал на появление повести «Ася» статьей «Русский человек на rendez-vous», в которой полностью раскритиковал поведение и образ мыслей главного героя — Н. Н. Так как статья Чернышевского писалась в преддверии серьезнейших общественных преобразований, во время, когда революционные демократы ожидали народной революции, она являет собой письмо во многом категоричное. Критик понимал, что Тургенев, по его же словам, рисовал образы «лучших из дворян», но, несмотря на это, осознавал, что они, не способные на масштабные общественные действия, спасуют в решительную минуту, что они не готовы взяться за преобразование национального будущего, ибо боятся ответственности.

Образ лишнего человека в романе «Отцы и дети» воплотился в Павле Кирсанове, который и «принсипами», и историей жизни очень схож с «лишними людьми», которых читатель уже встречал на страницах «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени»: недаром Базаров называет его «архаическим явлением» в четвертой главе. Кирсанов отказался от карьеры ради женщины, несмотря на увещевания сослуживцев и начальства; десять лет гонялся за «непонятной, почти бессмысленной», загадочной, как сфинкс, княгиней Р. Когда же он узнал о ее кончине, то перестал появляться в свете, уехал жить в деревню, где «жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями и выезжал только на выборы». Старший Кирсанов, в отличие от своего брата, не интересовался жизнью молодежи, новыми течениями в общественной жизни страны, не стремился сближаться с представителями нового поколения, позволяя им «считать его гордецом».

Кирсанов глубоко убежден, что «аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди», он также считает, что английские аристократы, которых он, судя по всему, считает эталонными, «не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее». Согласно его воззрениям, нормы морали, созданные аристократами, диктуют жизненные принципы всему человечеству.

Кирсанов считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что его принципы никак не соотносятся с его делами: жизнь типичного представителя аристократического общества проходит в праздности и раздумьях.

Тургенев считал, что «точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни, есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями», был уверен, что поэт должен быть «психологом, но тайным, он должен знать и чувствовать нормы явлений, но представлять только самые явления — в их расцвете или увядании». Поэтому он очень редко позволял себе конкретную авторскую оценку действия, персонажа или явления, позволил ее себе, пожалуй, только один раз, говоря о Павле Петровиче после дуэли: «… красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца. да он и был мертвец». Понимать это следует как констатацию того, что уже произошла смена понятий, что эпоха старшего Кирсанова заканчивается. То, что он вскоре после дуэли «уехал из Москвы за границу», подчеркивает тот факт, что он сам понимал свою ненужность в родной стране, понимал, что жизнь продолжается помимо него, она ему тяжела, «тяжелей, чем он сам подозревает», хотя, как ему казалось, он помнил о своих корнях, так как «на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Не случайно в своем напутствии близким он вспоминает о прощании «навсегда».

Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему «Лишний человек» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 3.00/5 (60.00%) 2 votes

Выражение «Лишние люди» в русской литературе появилось именно благодаря заслуге И. С. Тургенева. Образ «лишнего человека» и «героя нашего времени» были несколько тождественными и характеризовались достаточно определенными сопутствующими мотивами, деталями поведения, набором сюжетных функций, и, конечно же, эпохой.

Изображая в своем романе «Отцы и дети» Базарова, Тургенев следует литературной традиции своего времени, благодаря чему Базаров обретает формальное сходство с «лишними людьми» из других литературных произведений. Если задуматься и вспомнить историю литературы, то такими людьми в ней были и Чацкий, и Рудин, и Печорин, и Онегин. Но почему же Базаров относится к галерее этих персонажей? Почему мы ставим его в один ряд с другими литературными персонажами, воплощающими в себе «лишних людей? Почему эти люди назывались современниками «героями нашего времени», нам известно. А для того, чтобы ответить на первый поставленный вопрос, следует обратить особое внимание на эпоху, в которую жили герои романа «Отцы и дети», и ситуацию, в которой оказался Базаров. При этом не менее важен и характер этого персонажа.

Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» происходит в 1859 году, в то время, когда на общественную арену выходит новое сословие – сословие разночинцев. При этом накануне крестьянской реформы 1861 года накал политических страстей достиг своей высшей точки. Основные политические баталии происходили между сторонниками либеральных реформ и демократически настроенными революционерами.

В своем романе И. С. Тургенев преследует цель максимально объективно показать представителя молодого поколения, оценить сильные и слабые стороны его идейных принципов. «Если Базаров называется нигилистом, то надо читать – революционером», — так о своем герое писал автор. Он наделил Базарова максимально реалистическими взглядами, которые в то время были присущи большинству представителей нового поколения.

На протяжении действий всего романа, частично в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой, частично в спорах с Павлом Петровичем, И. С. Тургенев раскрывает слабые стороны идеологии Базарова. Герой практически не видит разницы между человеком и каким-либо другим существом. Базаров заявляет, что «человек – это та же лягушка». Осознавать различие он начинает, только по-настоящему полюбив. В связи с этим в душе героя намечается серьезный конфликт, такой же точно, как и тот, что переживали Онегин, Печорин и другие «лишние люди».

Как и следовало ожидать, трагическое противоречие, которое возникло в душе главного героя, в данной ситуации разрешается единственно возможным для Базарова способом – его смертью. Подобное крушение надежд и душевный кризис испытали все «лишние люди». Лично для своего героя писатель выбрал особенный вариант – смерть. И. С. Тургенев считал, что без подобного финала роман бы оказался незаконченным, повисла бы какая-то недосказанность. Причем, в смерти Базарова прослеживается некая печальная ирония, ведь человек, свято веривший в медицину и естественные науки, умирает при вскрытии трупа от случайного пореза.

Только перед смертью в душе главного героя появляется некоторое примирение с несостоятельностью своих жизненных позиций и с жизненной реальностью. Его душа несколько смягчается и как бы раскрывается для любви. Базаров перестает сопротивляться своим чувствам к Анне Сергеевне и становится более терпимым по отношению к родителям. Трагическое примирение звучит своеобразным примирительным аккордом. И. С. Тургенев опровергает ошибочное мировоззрение главного героя и противопоставляет его взглядам законы, по которым существует человек и природа, противопоставляет весь ход вещей в этом мире. Ведь в обществе, как и в природе, все развивается так же естественно и постепенно.

В романе «Отцы и дети» на примере Базарова мы видим свойственный всем «лишним людям» кризис личности. Вне всякого сомнения, это были лучшие представители своего времени, и именно из-за этого им было суждено осознать свое неправильное восприятие жизни и свои ошибки. Так случилось и с Базаровым, ведь он был лучшим представителем «нового» поколения, сильной, неординарной личностью, которая в силу особенностей своего характера не смогла переосмыслить жизненные ценности.

О подобном типе героев В. Г. Белинский говорил: «Жизнь… без смысла, силы без применения…». Внук дьяка и «лекарский сын» — «как Сперанский» — таким контрастом честолюбивых претензий главного героя подчеркивается бесплодность прожитой им жизни. В конце жизненного пути Базарова ожидает бесславный конец: он умирает в расцвете лет, без потомства, без семьи, не принеся обществу практически никакой пользы.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что образ Базарова полностью соответствует концепции «лишних людей», которая была обозначена такими великими русскими писателями, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и А. С. Грибоедов. Поэтому главного героя романа И. С. Тургенева со всей ответственностью можно назвать «лишним человеком», тем более, что это почти одно и то же, что и «герой нашего времени».

Похожие сочинения

  • Сочинение на тему: Можно ли согласиться с Д.И Писаревым что смерть базарова — это подвиг? Главный герой четвертого романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – сильнейший характер. Этот студент-дворянин, […]
  • Сочинение на тему: «Почему Владимир состарился?» по повести И. Тургенева «Первая любовь» Произведений на тему любви и разлуки в русской литературе очень много, причем жанры этих произведений отличаются […]
  • Сочинение на тему: «Наташа Ростова – любимая героиня романа» по роману Л. Толстого «Война и мир» До сих пор не утихают споры о самобытной жизни и невероятной силе таланта выдающегося русского писателя Льва […]
  • Сочинение на тему: «Почему способности в учебе важнее, чем трудолюбие» Если говорить сухим языком словарной формулировки, то способности можно назвать индивидуальными свойствами каждого […]
  • Сочинение по роману Ивана Мележа «Люди на болоте», на тему: «Любовь Василия и Ганны» В своём романе «Люди на болоте» Иван Мележ придумал множество образов, надолго западающих в память. Самыми яркими […]
  • Сочинение на тему: «Человек и природа в лирике М. Лермонтова» Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда […]

Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Выражение «лишние люди» впервые употребил именно Тургенев. Фигуры «лишнего человека» и «героя времени» в русской литературе более или менее тождественны и характеризуются вполне определенным набором сюжетных функций, деталей поведения, сопутствующих мотивов, конечно же, эпохой. Изображая Базарова, Тургенев следует этой литературной традиции, отсюда и формальное сходство образа Базарова с образами «лишних людей». Если вспомнить историю литературы, то к таким образам можно отнести Евгения Онегина, Печорина, Рудина и даже Чацкого. Почему же мы относим Базарова к этой галерее героев? Почему ставим с ними в один ряд? Почему вышеназванных персонажей называли «героями своего времени», мы знаем. Теперь следует обратить внимание на эпоху, в которую жил Базаров, ситуацию, в которой он оказывается. Безусловно, очень важен характер самого героя. Итак, действие романа Тургенева разворачивается в 1859 году. Это время выхода на общественную арену нового сословия – разночинцев. Накал политических страстей накануне крестьянской реформы 1861 года достиг своего апогея. Основные сражения происходили между революционерами-демократами и сторонниками либеральных реформ. Тургенев в своем произведении ставит задачу показать представителя нового поколения максимально объективно, оценивая слабые и сильные стороны его идейных принципов. «Если Базаров называется нигилистом, то надо читать – революционером», — писал автор. Он наделяет своего героя крайне материалистическими взглядами, которые были присущи многим представителям молодого поколения. Далее, на протяжении всего романа, Тургенев раскрывает слабые стороны позиции Базарова, частично, в спорах с Павлом Петровичем, частично, в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров не видит разницы между человеком и другим существом. Он говорит, что «человек – это та же лягушка». Но он начинает осознавать это различие, полюбив. Намечается конфликт в душе героя, конфликт, который переживали и Онегин, и Печорин, и Рудин. Трагическое противоречие в душе главного героя разрешается единственно возможным в данной ситуации способом – смертью Базарова. Душевный кризис и крушение надежд испытали все вышеперечисленные «лишние люди». Для своего героя Тургенев избрал особый вариант – смерть. Писатель считал, что без такого финала роман не был бы закончен. Осталась бы своеобразная недосказанность. И поэтому есть какая-то мрачная ирония в том, что человек, верящий «свято» в естественные науки и медицину, умирает от случайного пореза при вскрытии трупа. Но перед смертью в душе Базарова происходит некое примирение с действительностью, с несостоятельностью своих жизненных позиций. Он как бы смягчается и открывается для любви: становится более терпимым по отношению к родителям, перестает сопротивляться любви к Одинцовой. Трагическое противоречие разрешается своеобразным примирительным аккордом. Автор опровергает ошибочные воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам весь ход вещей, законы, по которым существует природа и сам человек. В обществе все развивается так же, как и в природе – постепенно, естественно. Мы видим кризис личности, свойственный всем лишним людям. Но не стоит забывать, что, несмотря на ошибочность своих идей, и Онегин, и Печорин, и Рудин были сильными личностями. Это были лучшие представители своего времени, и именно потому, что они лучшие, им было суждено осознать свои ошибки, свое неправильное восприятие жизни. Так же произошло и с Базаровым, ведь это лучший представитель «нового» поколения, неординарная, сильная личность, которая не смогла в силу своего характера переосмыслить жизненные ценности. «Жизнь… без смысла, силы без применения…» — так говорил В.Г. Белинский о подобном типе героев. Бесплодность прожитой жизни подчеркивается контрастом честолюбивых претензий Базарова: «лекарский сын» и дьячковский внук – «как Сперанский». Но ожидает его бесславный конец: герой романа умирает во цвете лет, без семьи, без потомства, не принеся обществу видимой пользы. Итак, видно, что образ Базарова практически полностью укладывается в концепцию «лишних людей», обозначенную такими великими писателями, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. Поэтому так можно назвать и Базарова, учитывая, что «лишний человек» практически приравнивается к «герою своего времени».

Базаров- герой своего времени или лишний человек? Отцы и дети Тургенев И.С.

Категория: Сочинения по роману Отцы и дети

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показано русское общество конца 1850-х годов. Это время в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал этот процесс. Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было возникновение нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов. Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно интересный, порой противоречивый. По сути, он единственный представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно «напяливает» на себя базаровские идеи. Он всегда говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нём ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует «романтизмом». Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то время как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны. Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создаётся резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово «мы», но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след. Так что же? Неужели Базаров «Прошел над миром без шума и следа?» Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на этот вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил заглянуть в будущее. На вопрос этот ответила история. Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, едва ли не единственный представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь достаточно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы. Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России? Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как знать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается? Все же Базаров – человек своего времени, причем далеко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, «На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно необходимо… Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ…»
Сейчас смотрят:{module Тургенев:}
Похожие сочинения

  • «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
  • «Отцы и дети» в русской критике
  • «Смерть героя» (анализ эпизода смерти Базарова). …
  • «Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. …
  • «Бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова)
  • «Бунтующее сердце» (по роману И. С. Тургенева …
  • «Отцы и дети» как философский роман
  • «Отцы и дети» как философский роман — сочинение
  • «Отцы» и «дети» в одноименном романе И. С. …
  • «Равнодушная» природа в романе И.С. Тургенева …
  • < Назад
  • Вперёд >

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение на тему лишние люди в литературе 19 века и новый герой тургенева
  • Сочинение на тему ложь в жизни людей
  • Сочинение на тему личность которую я уважаю обществознание 6 класс краткое
  • Сочинение на тему личностью не рождаются личностью становятся 8 класс
  • Сочинение на тему личность и история в цикле блока на поле куликовом
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии