(761 слово) Знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой» — одно из ярчайших произведений писателя, которое раскрывает суть взаимоотношений двух главных героев. Произведение показывает, как губительны для семьи и общества лицемерие и обман. Проблематика рассказа Чехова «Дама с собачкой» связана с историей романтических отношений. Автор поднял проблемы верности и измены, неудовлетворенности в жизни, бесцельности бытия на примере главных героев — Дмитрия Гурова и Анны Дидериц.
Гуров — немолодой человек, москвич. Это филолог, который работает в банке. Он часто отдыхает один, вдали от семьи. В Москве у него остались жена, которой он часто изменяет, и трое детей. В характере главного персонажа присутствуют положительные черты: снисходительность, интеллигентность, чувство юмора. Однако Гуров не относится к женщинам серьёзно, лишь мимолётные встречи с противоположным полом доставляют ему удовольствие. Несмотря на свои увлечения, Гуров — несчастный человек. Ведь герой женат на нелюбимой женщине, работа не приносит ему радости, он грустит и тоскует в объятиях случайных знакомых. Этим он делает несчастной свою семью, оставляя её в другом городе. Измену герой считает вполне адекватным поведением. Возможно, потому, что он никогда не испытывал настоящей и взаимной любви. На его примере мы видим, как раскрывается проблема предрассудков: считая женщин «низшей расой», Гуров закрывает себе путь к любви, ведь дискредитирует всех девушек по определению. Искреннее чувство разрушило этот напускной цинизм и открыло герою дорогу к счастью.
Главная героиня Анна Дидериц, как и Гуров, не испытывает полноценного счастья в своей жизни. Ей совсем не интересна жизнь мужа, в браке она не чувствует любви и душевной гармонии. Сама героиня из Санкт-Петербурга, однако живёт с супругом в городе С. Несмотря на это, для героини нравственность является очень важной категорией в жизни, измену Анна считает грехом. Однако постепенно героиня понимает, что она испытывает нежные чувства к Гурову, поэтому разлука с ним ей даётся очень тяжело. Анну вполне можно назвать несчастным человеком, совестливой и чувствительной женщиной. Любовное увлечение не приносит ей радости и счастья.
Измена у Гурова и у Анны носит разный характер. Гуров — представитель типичного «охотника», который весьма пренебрежительно относится к представителям прекрасного пола. Однако причиной его поступков является месть нелюбимой жене, которую он боится. Он мстит ей за то, что обязан содержать её и детей, забывая о любимом деле. Из этого можно сделать вывод, что Чехов затрагивает проблему признания, и его важную роль в жизненном пути каждого человека. Также он раскрыл проблему неудовлетворенности жизнью: главный герой порочен, потому что несчастен и пытается найти хоть какую-то отраду в рутине дней. С помощью этого сложного образа Антон Чехов в своём произведении затронул проблему безнравственности. Дмитрий Гуров к женщинам относятся с пренебрежением, не замечая своих безнравственных поступков. Герой нагло обманывает супругу и сбивает с верного пути других женщин. Именно неуважение к прекрасной половине человечества и толкает его на безответственное поведение.
Совсем другого качества измена Анны. Автор поднимает проблему запретной и желанной любви. Героиня всерьёз влюбилась в Гурова, и была готова пожертвовать всем ради него. Мужа она не любила, а потому ее поступок нельзя считать предательством. Этим Антон Павлович хотел подчеркнуть, что каждый должен, в первую очередь, быть верным себе. Нельзя лишать себя права на любовь.
Основной проблемой в произведении «Дама с собачкой» является, конечно же, проблема человеческого счастья. Два главных героя были несчастны. Однако отдыхая в Ялте, они смогли почувствовать свободу и безмятежность. Они в какой-то степени поверили в возможность счастливой жизни. Но нельзя построить счастье на лжи и лицемерии. Героям предстоит долгий и тернистый путь к нему. И пролегает он только через правду.
Очень ярко в рассказе поставлена также проблема лицемерия. Люди, которые разочаровались в жизни, постоянно обманывают друг друга. В итоге, они попадают в плен собственной лжи и обмана, как и Дмитрий, который живет с нелюбимой женщиной, общается с чуждыми ему людьми и работает на нелюбимой работе.
Авторская позиция в произведении довольно ясна: страх, бездействие, апатия, предрассудки, лицемерие, безнравственность, неумение воплощать свои мечты в реальность являются основными причинами несчастья и недовольства жизнью многих людей. Гуров смог бы жить честно и счастливо, если бы сразу нашёл себе работу по призванию, женился бы по любви или бы просто остался холостым. Анна не способна рассказать всю правду супругу и начать новую жизнь. Героям было намного комфортнее жить на обмане и лжи, но разве комфорт равносилен счастью? Путь к любви и гармонии лежит через правду и отказ от стереотипного мышления, и это дается человеку с трудом. Героям только предстоит его пройти.
Можно утверждать, что основная мысль произведения А.П. Чехова «Дама с собачкой» такова: нужно прокладывать свой жизненный путь, основываясь на честности, любви и верности себе. Любые трудности нужно переносить с достоинством, ведь жить честно всегда сложнее, чем лгать. Сила воли, желание истинного счастья всегда приведут к правильным поступкам и их последствиям. Как говорится, лучше горькая правда, чем сладкий самообман. Это истина, которая необходима каждому человеку.
Автор: Виктория Комарова
Многомудрый Литрекон подготовил итоговое сочинение на тему: Куда ведет жизненный путь человека? Аргументы, тезисы, вступление и заключение — вот содержание работы. Приятного просвещения!
Вариант 1
(431 слово) Все мы хотим знать, куда ведет наш жизненный путь? Считается, что эта тайна никогда не откроется человеку раньше срока. Однако умные люди всегда могут прогнозировать будущее и планировать свои шаги. Если не будет каких-то из ряда вон выходящих случаев, то целеустремленная личность окажется там, где и хотела оказаться. Есть литературные примеры, которые это подтверждают.
Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Герой все силы посвятил личному обогащению. Он жертвовал всем своим временем, лишь бы преуспеть и стать одним из тех, на кого он ровнялся. Автор делает намеки на то, что труд Господина был не самым легким и приятным, ведь ему приходилось даже бить своих работников. Ради чего все это? Герой мечтал о том, что сможет отойти от дел и насладиться роскошью. Так и произошло, расчеты оправдались: теперь Господин едет на шикарном лайнере рядом с наследными принцами на лучшие курорты мира. Однако финал этой истории успеха трагический: на Капри герой умирает от приступа. Вот куда его привел жизненный путь. Но разве этого нельзя было спрогнозировать? Итог вполне логичен: человек не отдыхал все 50 лет своей жизни, а тут вдруг начал много пить, ходить по притонам и предаваться всяким запретным удовольствиям. Конечно, его организм не выдержал. Если бы Господин подумал о последствиях своего отдыха, он бы понял, что его ждет. А если бы он поразмышлял о жизни в целом, то больше времени уделял бы себе и семье еще в молодости.
Человек всегда понимает, куда идет, но часто ему не хватает сил на решительные действия. Это доказывает пример из рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Дмитрий Старцев служил благородной цели — лечил людей. Он приехал в захолустье, чтобы помочь тем, кто не мог рассчитывать на качественную медицину. В первые годы работы он «горел» своей деятельностью, его интересовала наука. Но рутина, неудачи в личной жизни, окружение и слабость духа постепенно развратили молодого врача. Он потерял мотивацию трудиться и теперь имел дело с больными только ради личного обогащения. Все его идеалы испарились. И самое страшное в том, что он видит свое движение в тупик, но ничего не предпринимает, чтобы спастись. «День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу» — так говорит Дмитрий о своей судьбе. Он знает, что жизненный путь ведет к деградации, одиночеству, тоске, но не меняет направления.
Таким образом, люди знают, куда движутся, что получат в финале, если мыслят здраво. Все можно просчитать и запланировать, и зачастую прогнозы сбываются, если данные верны. Поэтому так важно думать о своей судьбе и корректировать ее постоянно, а не слепо надеяться на то, что «пронесет», и все наладится само собой.
Вариант 2
(424 слова) Всем интересен вечный вопрос философского характера, который звучит так: «Куда ведет жизненный путь человека?». Совсем не нужно гадать на кофейной гуще или искать колдунью, чтобы узнать ответ. Достаточно проанализировать поступки людей и спрогнозировать их последствия. В эти размышления всегда полезно включить подробности о происхождении, характере и склонностях того, чью дорогу требуется изучить. Сделаем это на примере героев из литературы.
Проанализируем персонажей пьесы М. Горького «На дне». Судьба Актера была предрешена с самого начала его недуга. Когда герой увлекся алкоголем, его падение стало лишь вопросом времени. Всем известно, что пристрастие к спиртному лишает человека лучших способностей и качеств, а также подавляет волю. Поэтому артист не смог выступать, обеспечивать себя, а в финале свел счеты с жизнью, осознав полную зависимость от дурмана. Эта история позволяет убедиться, что дорога человека, который не управляет собой, всегда ведет в тупик. Определенная закономерность прослеживается и в судьбе Пепла. Даже Лука сказал ему, что Василиса доведет его до тюрьмы. Влияние Костылевых всегда вредило слабовольному герою. Из-за Михаила он уже не раз отбывал сроки. Да и сам вор понимает, что еще его отец направил его по наклонной плоскости, ведь с детства за Василием закрепилась репутация преступника из-за рода деятельности его папы. Из-за этого он и занялся криминальными делами. Но хитрость Василисы привела его к еще более тяжкому обвинению. Его участь была предсказуема, так как люди, запутавшиеся в преступных схемах, не могут выйти из этой западни и погибают в ней же.
Спасение от этих проблем есть. Человек может изменить направление жизни и прийти к другим результатам. Это доказал М. Горький в произведении «Мои университеты». Главный герой тоже был из бедной семьи и вращался в маргинальных кругах, как и Пепел. Но благодаря чтению книг он осознал, что эта кривая дорожка ведет в тупик. Окружение тащило его на дно, соблазняло легкими деньгами, но рассказчику удалось вырваться из этой среды и найти более добродетельное призвание. Он смог вовремя понять, где он окажется, если не изменит жизненный путь, направленный к каторге, нищете и ранней гибели. И герой стал учиться самостоятельно, развивать свои таланты, чтобы преуспеть честно и изменить свою судьбу, написанную ему на роду. И ему это удалось, ведь произведение автобиографическое, и мы знаем, что Алексей Пешков стал известным писателем. Вот так прогнозы помогают узнать и корректировать свою дорогу.
Таким образом, люди вполне могут узнать, куда ведет их жизненный путь, и добиться желаемого, если проанализируют свое поведение и дадут ему беспристрастную оценку. Если на этапе логического планирования уже очевидно, что дорога чревата рисками, опасностями, проблемами, то никогда не поздно свернуть с нее туда, где будет лучше. И свой итог всегда можно просчитать и предвидеть.
Сочинение.
Путь Пьера Безухова к счастью
Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого состояла из нравственных исканий.Всю жизнь он повторял одну и ту же молитву:»Господи! Научи меня жить!» Романы свидетельствуют о бесконечной душевной борьбе писателя. Задумав писать роман о декабристе,вернувшемся из ссылки,он понял,что для раскрытия внутреннего мира героев ему надо вернуться на несколько лет назад и окунуться в общество 1812 года.Но работа с историческими книгами и архивами заставила его вернуться к 1805 году. Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни героев.»Люди, как реки…»,-говорил он,подчёркивая этим сравнением необъятность,сложность человеческой души,изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни.Духовная красота любимых героев Льва Николаевича проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни,в мечтах о деятельности для пользы народа. На Пьера,которого он задумал как декабриста,Толстой потратил лучшие краски души своей.Безухов ищет ответ на вопрос, поставленный перед ним эпохой 60-х годов:что делать? Чему посвятить жизнь? «Он так всеми силами души своей всегда искал одного:быть вполне хорошим»,-эти слова Пьера,сказанные об Андрее Болконском,относятся и к самому Пьеру.Впервые встречаясь с ним в салоне Шерер,мы чувствуем,что этот неуклюжий молодой человек,как инородное тело,не в своей среде, выглядит довольно нелепо.Он слишком искренен и естественен,чтобы скрывать свои чувства за непроницаемой маской и сдерживать эмоции.Он не защищён от ошибок и, как многие молодые люди того времени,восхищаются Наполеоном. А защищая перед ярыми монархистами идеи французской революции,он заходит так далеко,что совсем уже не вписывается в это высокомерное, презрительно относящиеся ко всему общество,и Анна Шерер вынуждена впихнуть Пьера в нужные рамки.В отличии от него Андрей Болконский уже устал от всего и стремится на войну,надеясь найти там применение себе и совершить подвиг,добыть славу себе,а,следовательно,и отечеству.Со сдержанно презрительной улыбкой прохаживается он между опостылившими ему людьми,лишь встретив Пьера,он становится немного теплее и доброжелательнее. Чувствуя себя довольно неуютно в салоне Анны Шерер,Пьер тратит свои силы на разгул в компании Долохова и Курагина, где «золотая молодёжь»веселится,как ей угодно,доходя до безрассудства.Описывая развлечения молодых людей,Толстой невольно сравнивает их с помещением,в котором они собираются.Сначала этот зал,освещённый богатыми люстрами,сверкает своей изысканностью,белизной и богатством. Столы, покрытые белыми,накрахмаленными скатертями,ломятся под тяжестью аккуратно, строго симметрично расставленной серебряной посуды.С иголочки одетые молодые люди рассаживаются за столы. Но через полчаса комната в нечто,очень похожее на хлев.Молодые люди,отбросив все приличия, пьют вино,закусывая его жирным мясом, спорят,ставят об заклад.Сам Долохов,поспорив,что выпьет бутылку вина,стоя на карнизе,уже выиграл спор и принялся за новое развлечение.Но когда Пьер решил испытать себя,его остановили и успокоили.Этим писатель хотел подчеркнуть,что Пьера любили и уважали… Молодой человек мечется,ошибается,совершает одну из самых страшных ошибок- связывает свою жизнь с Элен. Воспользовавшись его детской беспомощностью в вопросах брака,его женили на холодной Элен.Но ищет счастья в супружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводят его в масонскую ложу.Пьеру кажется,что в масонстве он нашёл воплощение своих идеа- лов.Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекают молодого человека в масонстве.Он хочет действовать,приносить пользу людям. Прежде всего он решает облегчить участь крепостных.Но ханжество и лицемерие проникли и в среду масонства.Нет и личного счастья.В жизни его наступает полоса разочарований в личном счастье,в общественных идеалах.И вновь ошибки… Пытаясь найти своё место,он едет на Бо- родино и волею случая оказывается на са- мом главном и опасном редуте.Пьер рад любой работе:таскать ящики,помогать ра- неным.Выглядит он очень нелепо,но симпатии солдат всё же обращены к нему. Вид бойни приводит его в ужас:»Нет, теперь они оставят это,теперь они ужаснутся того,что они сделали!» Всем своим видом и душевным смятением выражает Пьер всю антигуманную сущность войны.Оставшись в Москве,он вновь сталкивается с ужасами войны.Тогда Пьер решает убить Наполеона, видя в этом своё предназначение.Но понимает вскоре,что Наполеон недоступен и убить его невозможно.Спасая девочку из огня пожара,Пьер попадает в плен,где пытается понять этих людей,которые привыкли спать в пыли,отдавать последнее,не оставляя себе самого нужного.Духовные и физические страдания научили Пьера ценить жизнь и маленькие её радости.Встреча с Платоном Каратаевым,который представляет собой обобщённый крестьянский образ,во многом меняет отношение Пьера к жизни.Платон изменяет сознание Пьера своей народной мудростью,даёт ему возможность понять иное мироощущение,не основанное на злой власти и жестокости. То, что говорит Каратаев,обобщено,как особый дух правды и красоты. Любовь Наташи походит на награду Пьеру за все лишения и душевные мучения. Наташа,словно ангел,входит в его жизнь, озаряя её тёплым,ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни.Но искания его ещё не кончились.Путь к правде слишком труден.Пьера не понимают, но он не отчаивается, а доказывает правоту своих прогрессивных идей.
Между Платоном Каратаевым и Безуховым стена, признанная Пьером. Но в семье часто вспоминают этого доброго, милого человека. Пьер постоянно обращается мысленно к нему,спрашивая себя:»А как бы поступил он?» Николай Болконский любит Пьера, мы чувствуем,что он продолжит дело Пьера, о чём свидетельствуют его слова в конце романа:»Да,я сделаю то,чем бы даже он был доволен…»Он-это Андрей Болконский, дух которого вселился в душу мальчика, одобряя его и Пьера
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
Жизнь Чехова не отличалась раковым финалом, он не стрелялся как Пушкин и Лермонтов не был в ссылке, как Чернышевский, избежал политической иммиграции в отличие от Герцена, избежал гражданской казни как Достоевский. Но внутренний мир Чехова наполнен внутренней напряженностью и силой, он самый великий писатель России и без преувеличения можно сказать всего мира.
Это известность пришла к нему не случайно, а в результате непрерывной работы: мысли, поиск истины, и неуклонной воли к художественной действительности.
Таганрог на юге России в Ростовской области родина А. П. Чехова(1860) в бедной купеческой семье, которая считала каждую копейку. Учился в гимназии, семья решила переехать из Таганрога в Москву .Там он поступает в университет на медицинское отделение и начинает писать свои ранние произведения.
В студенческие годы Чехов печатался под псевдонимом (Антоша Чехонте) в юмористических изданиях:
- “Стрекозе”;
- “Зрителе”;
- “Будильнике”
- “Москве”
После успешного окончания обучения и получение диплома врача приступает к работе по специальности и занимается литературной деятельностью. В какой-то момент он перестает писать и уезжает на остров Сахалин для изучения бытовых условий ссыльных каторжан. После поездки он пишет следующее произведение:
- “Палата номер 6”;
- “В ссылке”
данные произведения были написаны в жанре путевых заметок. Он продолжает свою работу в литературной деятельности и пишет рассказы и повести.
Чехов самый изысканный художник слова, каких только знала литература.
В рассказе “Толстый и тонкий” встречаются два приятеля детства, рассказываем друг другу о своей жизни, оказывается, живут они по-разному и находятся: на разных служебных лестницах один на верхней, а второй на нижнем.
В аналогичных рассказах : “Хамелеон”, “Смерть чиновника”, “Маска” и других писатель с усмешкой описывает, как низший чин, преклоняется перед высшим. Персонажи этих рассказов не вызывают сочувствие они являются объектом весёлой и беспощадной насмешки.
В своих рассказах “Степь”, « Красавицы”, “Счастье” здесь Чехов открывается, как лирик, грустная тема красоты родного края и радостной счастливой жизни звучит в его рассказах. Угнетенное состояние испытывает Надя Шумина в рассказе “Невеста” в его рассказах ощущаем внутреннее состояние героев, иногда напряжённость связана не с самим событием, а с его ожиданием.
У Чехова есть веселый рассказ” Мститель” муж приходит в магазин по продаже оружия за покупкой пистолета . В голове проносятся разные мысли об убийстве себя или любовника. А в результате он приобретает сетку для охоты на перепелов.
Мститель человек с большим замахом и слабым ударом. Произведения Чехова любят и читают многие поколение, его называют незаменимым другом, потому что он входит в каждый дом, как любимый писатель.
На его произведениях учатся: грустить, веселиться и принимать жизнь, такой, какая есть.
6 класс
Сочинение на тему Смешное и грустное в рассказах Чехова
Проза А. П. Чехова отличается не только добрым весельем и шутками, но и глубоким глубоким смыслом, а порою от нее веет грустью и печалью. Смешное и печальное часто переплетаются в рассказах писателя.
Писатель не только рисует обыкновенные бытовые комичные ситуации, но и показывает недостатки и слабости людей. Благодаря мастерству писателя, мы не только можем посмеяться, но и подумать над поведением героя, извлечь из этого полезный урок.
За смехом и шутками скрывается мораль и печальная ирония, несовершенство мира, жизни и людей вокруг нас.
Например, в рассказе «Смерть чиновника» мелкий чиновник Червяков, случайно чихнувший на впереди сидящего генерала, винил себе настолько, что умер от переживания. Казалось бы, настолько мелочная ситуация, может довести человека до стрессовой ситауции, хотя и инцидент был ничтожен и следовало всего лишь извиниться и забыть об этой ситуации.
В рассказе «Хамелион» русский писатель двуличного надзирателя Очумелова, пытающегося выяснить чья собака напала на обыкновенного мужика Хрюкина.
Он менятеся словно изворотливый хамелион, в попытке выяснить кто хозяин животного, то ласково гладит ее и делает выговор мужику, когда выясняет что собака генеральская, то ругает и бранит, узнавая что она принадлежит дворнику.
Наблюдая за красноречивыми диалогами, за переменчивым во мнении и суждении надзирателем, мы понимае насколько он лживый и лицемерный человек.
Таким образом, с помощью шуток и смешных ситуаций писатель изобличает зло и негативные черты общества, пытаясь направить нас на истинный путь и помочь стать лучше.
6 класс
Смешное и грустное в рассказах Чехова Сочинение рассуждение
Антон Павлович Чехов любил в своих произведениях анализировать жизненные ситуации и делать необычные выводы. В его произведениях сочетается смешное и грустное.
Так, рассказ «Хамелеон» начинается с детального описания поведения полицейского Очумелова на базаре. Высмеивается жадность и некультурность полицейского. Ситуация становится ещё более комичной, когда происходит встреча с мастером Хрюкиным. В споре Очумелов выступает то повелителем, то бессловесным холопом.
То, что происходит на площади – настоящее испытание для двуличного полицейского. Смешно видеть, как он заискивает, когда думает, что хозяин собачки – генерал. Такое поведение символизирует двуличие и предательство. Таким образом, от описания комичной ситуации про укушенный палец автор постепенно подвёл читателя к детальному анализу социальной среды.
Очумелов думает только о наживе, а не о законе и защите людей.
В рассказе « Тонкий и толстый» А.П. Чехов описывает двух друзей, которые друг друга не видели со времён учёбы. Оба рады встрече, но неожиданная новость о высоком чине толстого полностью меняет поведение тонкого. За смешной ситуацией, когда один друг детства подлизывается к другому, автор даёт читателям возможность проанализировать мораль, духовные ценности главных персонажей.
В рассказе «Человек в футляре» иронично изображён главный герой Беликов. Автор в деталях описывает одежду, поведение, привычки. Образ жизни вызывает улыбку у читателя, потому что Беликов живёт в своём мире. Описание страданий главного персонажа, его смерть – вызывает у читателя сожаление о том, что окружающие были равнодушны к «маленькому человеку».
Таким образом, Антон Павлович Чехов хотел показать огромное неравенство между бедными и богатыми. От смешного к грустному в произведениях писателя всего один шаг.
6 класс
Сочинение на тему Смешное и грустное в рассказах Чехова
Антон Павлович Чехов отлично умел в своих рассказах передать суть человека, подчеркивая его не лучшие качества. Герои его произведений – обычные люди, живущие повседневной жизнью.
Зачастую их глупости, которым и уделяется внимание в повествованиях, делают их и смешными, и трусливыми, а то и вовсе перечеркивают всю жизнь. Их глупости вызывают смех. А сама суть, скрывающаяся за ними глубоко печальна и трагична.
А самое страшное то, что присуще это немалому количеству людей.
Так, в рассказе «Пересолил» предстает во всем своем свете человеческая трусость, заставляющая героя рассказа так хвастать своими несуществующими качествами.
Перепугавшись простого деревенского мужика, он своими россказнями пугает его самого до полусмерти. В итоге, извозчик бросает и кобылу, и телегу, лишь бы самому живым остаться.
А незадачливый хвастун остается один ночью в лесу, не зная дороги до станции. Хорошо еще, что мужик не успел убежать далеко.
Очень комична ситуация, описанная в рассказе «Лошадиная фамилия». Вспоминали фамилию знахаря всей генеральской семьей. Участвовали в этом и слуги, все кто находился в доме.
Нужна она была потому, что у генерала страшно разболелся зуб. Ситуация, действительно, очень смешна. Столько было переполоха из-за этого. Но, так и не придумав фамилии, и устав от бессмысленного занятия, нашелся выход очень простой – вызвали лекаря, который больной зуб удалил.
Все оказалось очень просто и быстро. А бедный приказчик, предложивший вылечить зуб заговором, все еще вспоминал эту злосчастную «лошадиную» фамилию, бредя понуро по дороге. По стечению обстоятельств, натолкнул его на верный вариант лекарь, покидавший усадьбу после выполненной работы.
Немного смешно со стороны, но очень грустно на самом деле выглядит и встреча старых товарищей на вокзале в рассказе «Тонкий и толстый». Обрадовавшись встрече, вначале оба начинают вспоминать былые дни. Но, как только один из них узнает о положении по службе второго товарища, то тут же начинает перед ним юлить и заискивать. И – как и небывало только что состоявшейся теплой встречи.
Высокопоставленному же товарищу стало даже тошно от такой мгновенной перемене в друге. Он сам и не придавал значения в момент их встречи своему положению. А вышло так, что оно определяет все и гораздо важнее оказалось для его знакомого, нежели их давнишняя дружба.
Читая рассказ, одновременно и смеешься над поведением этого человека, но, в то же время, делается грустно и неприятно, особенно тогда, когда понимаешь, что такое очень часто происходит в жизни.
Подобна и история экзекутора Червякова из рассказа «Смерть чиновника». Правда, конец здесь трагичен. Но идея та же – ощущение человеком собственного ничтожества перед личностями вышепоставленными. Переживание чиновника из-за того, что он, чихнув, обрызгал лысину генерала, вызывают смех. Но, для него это – целая трагедия.
Червяков не находит себе места и, докучая генералу, много раз пытается извиниться. Тот, не придавая особого значения происшествию, отвечает, что это всего лишь пустяк. Но наш герой видит в этом совсем другое. Ему кажется, что генерал оскорблен до такой степени, что и говорить с ним не хочет. Смешно. Но, экзекутора это доводит до того, что он умирает. А вот теперь делается очень грустно.
Чехов умел отлично подметить все эти мелкие недостатки человека. И, через смешные и глупые ситуации, передать глубокую грусть и, отчасти, разочарование в природе человека, его сущности. А ведь все эти ситуации взяты из обычной жизни. Они реальны, и такие черты поведения, к сожалению, присущи многим, как бы прискорбно это не звучало.
6 класс
Смешное и грустное в рассказах Чехова
Сейчас читают:
- Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение
Жизнь Чехова не отличалась раковым финалом, он не стрелялся как Пушкин и Лермонтов не был в ссылке, как Чернышевский, избежал политической иммиграции в отличие от Герцена, избежал гражданской казни как Достоевский. Но внутренний мир Чехова - Сочинение на тему День рождения друга 2, 4, 5 класс
Мой друг совсем недавно отмечал свой день рожденья. Я был приглашен на это мероприятие, и время пролетело очень быстро и весело. - Сочинение Мои планы на будущее на русском языке
Книга всегда являлась помощником человека в трудных ситуациях. Она не только тренирует память человека и способствует пополнению словарного запаса. Прежде всего, она пробуждает добрые чувства в читателе. Я хочу рассказать, как литература - Сочинение на тему Начало лета
Лето – моя самая любимая пора. Уже холода позади, заканчиваются уроки, последний звонок и долгожданные каникулы. Летом на улице тепло, даже жарко. Каждое лето для меня особенное. Мы семьей - Сочинение Любовь в произведениях Бунина и Куприна
Писатель Иван Алексеевич Бунин – это один из числа самых известных писателей в России двадцатого века. Он писал романы, небольшие рассказы, стихи, прозу. У него есть рассказы, в которых тема любви проходит красной нитью. В таких его произведениях - Сочинение Стерлитамак – мой город
Второй по величине и самый восхитительный из городов Южного Урала с необыкновенным названием – Стерлитамак. Само по себе географическое расположение города уже неповторимо и уникально,
Смешное и грустное в произведениях А.П. Чехова
Скачать | Содержание | Вернуться к списку рефератов
Человек — существо чувствительное, эмоциональное: веселится, когда ему хорошо, легко на душе, когда он видит радость других, и печалится, если что-то не ладится, вдруг навалилась беда, если с кем-то случилось несчастье. Это естественно.
Так же естественно, как смеются над комедией или переживают вместе с героями трагедии. И обычно люди стараются разделить такие понятия, как добро и зло, любовь и ненависть, грустное и смешное… Чем тоньше художник, тем более сложное, неопределенное чувство возникает при знакомстве с его произведениями.
Так и у Чехова: смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического. А.П. Чехов хочет, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича больше грустного, чем смешного.
Драматизм содержания скрывается за комической ситуацией, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации исчезают, уступая место грустным, глухим, тяжелым. Серость, грязь, убожество существования отразил Чехов в своих произведениях.
С одной стороны сытость и праздность богатых, с другой — ничтожество и бессилие бедных. И в городе, и в деревне жизнь людей пуста, бессодержательна, бессмысленна.
Ни одного порядочного человека вокруг. Лучшие люди умирают в расцвете сил, как Дымов в “Попрыгунье”. В этом рассказе Чехов повествует о той части русской интеллигенции, которой он восхищался.
В образе доктора соединились и повседневный героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благодарная любовь к Родине. С образом Ольги Ивановны связана тема глупости обывателей.
Посвятив всю жизнь поискам “великого” человека, она так и не увидела его рядом с собой, не поняла красоты и силы Дымова, талант и замечательные душевные качества которого были замечены только после смерти.
Такова грустная и трагическая судьба большинства представителей русской интеллигенции. Чехов видел несправедливость и бесчеловечность современной ему жизни и хотел показать это всем, поэтому в его произведениях можно встретить скорее сатиру и иронию, чем юмор.
Наиболее ярко сатирическое начало проявилось в “Хамелеоне”, “Толстом и тонком”, “Рассказе, которому трудно подобрать название” и других. Острие сатиры Чехова направлено против правящих классов, либеральной интеллигенции, уродливых семейных отношений. Внешне смешон рассказ “Злоумышленник”. Главный герой его — неграмотный мужичонка.
Его судят за то, что он отвинтил гайку, “коей рельсы прикрепляются к шпалам”, чтобы из нее сделать грузило. Весь рассказ — это диалог между “судебным следователем” и “злоумышленником”.
Чехов обобщает образ этого несчастного мужичонки, и за ним встает такая народная беда, что не смеяться нужно, а скорее плакать. Со “Злоумышленником” перекликается рассказ “Человек в футляре”. Главный герой его Беликов смешон благодаря своему наряду, поведению, образу жизни.
Чехов с иронией описывает, как этот человек старается отгородиться от всего мира, “надеть” на себя “защищающий” его футляр.
Тут Беликов использует все средства: от ваты в ушах и темных очков до вечной фразы “Как бы чего не вышло!” Писатель показывает тлетворное влияние “человека в футляре” на окружающих, “футлярности” в жизни — на саму жизнь.
Беликов несет в себе нездоровое, безжизненное начало; не случайно после его смерти все почувствовали облегчение. Но оказалось, что дело не в Беликове. Чехов подчеркивает, что зло беликовых — зло социальное, оно не может быть сосредоточено в одном человеке: “…а сколько еще таких человеков в футляре осталось, и сколько их еще будет!”
Драматизм ситуации усугубляется словами Ивана Ивановича. Он думает о мелочности существования своих знакомых, даже самого себя. Тема рассказа “Ионыч” — обнищание, оскудение человеческой личности в условиях провинциального быта — предполагает грустные интонации.
Основная идея рассказа — превращение прогрессивно мыслящего, умного, трудолюбивого человека в обывателя. Писатель рисует постепенное погружение Старцева в “тину мелочей”, повествует о том, каким был Старцев в то время, когда только приехал в город.
“Ионыч” — это трагедия человеческой личности, поэтому в целом произведение грустное. Правда, в рассказе много юмора. Используются преувеличения, смешные ситуации, нелепость поведения, своеобразная манера героев говорить. К концу повествования растет драматичность.
Так, в заключительной сцене отъезда на юг Веры Иосифовны с дочерью, Иван Петрович напутствует их в своей шутливой манере: “Прощайте пожалуйста”. Но это смешное словосочетание звучит грустно:
Туркины, не сумевшие воспитать в своей единственной дочери волю к борьбе за полноту смысла жизни и личное счастье, теперь хлопотливо заботятся о ее здоровье и каждую,осень отправляют ее в Крым.
В пьесе “Вишневый сад”, которую Чехов назвал комедией, смешного больше, чем грустного. Комедийность пьесы заключается и в комедийности образов Раневской и Гаева, и в комическом изображении почти всех второстепенных героев пьесы. В произведениях А.П.
Чехова и смешное, и грустное помогали писателю решить основную задачу: убедить, что больше так жить невозможно.
Таким образом в произведениях А.П. Чехова и смешное, и грустное помогали писателю решить основную задачу: убедить, что больше так жить невозможно. В произведениях Чехова много горестных раздумий о судьбах России, много разочарований.
Через все творчество писателя проходит светлая мечта об иной жизни, в которой найдут свое воплощение стремления людей к прекрасному и их замечательные душевные качества. Чехов не знал, когда придет новая жизнь, но он был уверен, что она будет.
Великолепное мастерство слова ставит Чехова в ряд замечательных русских художников-реалистов
Читать реферат далее>>
Смешное и грустное в рассказах Чехова
Смешное и грустное переплетаются в рассказах этого автора так же, как и в жизни легко и не замысловато.
Если посмотреть любое из его произведений, то можно увидеть что для каждого читателя найдется момент для искренней улыбки и даже смеха. Очень часто улыбку и смех вызывает поведение героев его рассказов.
Но в тоже время, если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть в их поступках и выражениях отражение личных особенностей и недостатков каждого из читающих.
Мягкий, озорной и житейский, но в тоже время грустный и заставляющий задуматься юмор – это пожалуй характерная черта, которая присуща практически всем произведениям этого знаменитого писателя. И надо справедливо заметить, что проявляться эта черта стала уже в раннем возрасте писателя, в то время как создавались первые произведения Чехова.
- Смешное и веселое стоит в каждом произведении автора на первом месте, но только те люди, которые действительно задумываются и вникают в прочтение рассказов видят, что за этим всем незримо стоит грустное и обыденное.
- Очень отчетливо увидеть это можно в таких рассказах, как «Хамелеон» или «Толстый и тонкий», «Злоумышленник» или «Лошадиная фамилия» и так далее.
- Грустное в рассказах писателя выискивает свое убеждение в том, что сама жизнь то по сути сама не совершенна.
Однако нельзя не отметить, что данный писатель учит каждого из своих читателей исправлять это несовершенство, направляя его к доброму, искреннему, мягкому и чистому юмору.
Сам Антон Павлович, по рассказам и воспоминаниям его современников, очень много любил шутить, зачатую над самим собой, однако, в каждой его прослеживались грустные моменты, которые нельзя было не увидеть.
Антон Павлович очень часто применяет приём так называемой грустной иронии во многих своих произведениях. Но, стоит справедливо заметить, что именно эта ирония обладает некими целительными свойствами сама по себе.
Прежде всего она создается с целью помочь читателю посмотреть на окружающий его мир человеческих взаимоотношений о человеческих ценностей как бы со стороны, помогает лучше понять других людей, показывая что все люди равны, и просто грешно подразделять их на какие-то группы, учить чувствовать и любить самого себя, и окружающих людей, впрочем не только людей, но и весь окружающий мир.
Зачастую специалисты и профессионалы в области литературы и поэзии сопоставляют смешные, веселые и грустные, печальные рассказы данного писателя с осколками вдребезги разбитого зеркала, имя которому даже выдумывать не стоит, ведь имя ему сама жизнь. А если задуматься, то на самом деле вся наша жизнь состоит из осколков или неких пазлов, складывая которые мы самостоятельно выстраиваем свою жизнь.
Читая художественные произведения, в частности и этого писателя, мы зачастую узнаем или представляем в них самого себя, свою жизнь, свои трудности и проблемы.
Ведь не зря же говорят, что читая и перечитывая произведения русских писателей, мы становимся мудрее и опытнее на целую жизнь, чужую жизнь, эпизоды которой мы с уверенностью используем и в своем будущем.
А своё прошлое воспринимаем совершенно по другому, смотря на него другими глазами.
Не стоит пренебрегать чтением, ведь оно позволяет нам иногда уходить от реальности, застревая в которой люди становятся более жестокими и озлобленными, а проводя время за чтением мы наоборот становимся открытие и доброжелательней.
Поделиться
Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова ℹ️ список и анализ юмористических и драматических произведений автора, особенности жанра
Чехов, сталкиваясь с несправедливостью и беспределом в современной жизни, тонко всё подмечал. Незатейливые сюжеты нашли отображение во многих его повествованиях. Среди них многим знакомы такие классические произведения:
- «Хамелеон».
- «Толстый и тонкий».
- «Смерть чиновника».
- «Лошадиная фамилия».
- «Злоумышленник».
- «Злой мальчик».
- «Жалобная книга».
- «Унтер Пришибеев».
Мягкая ирония с долей грусти встречается почти во всех произведениях писателя. Это заметно уже из ранних рассказов.
Рассказы Чехова
- Альбом
- Анна на шее
- Аптекарша
- Архиерей
- Беглец
- Беззащитное существо
- Безотцовщина
- Белолобый сказка
- В овраге
- Ванька
- Вишнёвый сад
- Враги
- Глупый француз
- Горе
- Гриша
- Дама с собачкой
- Детвора
- Дом с мезонином
- Душечка
- Дядя Ваня
- Егерь
- Жалобная книга
- Злой мальчик
- Злоумышленник
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Моя жизнь
- Мужики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Палата номер 6
- Пари
- Переполох
- Пересолил
- Письмо к ученому соседу
- Попрыгунья
- Предложение
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Свадьба
- Скрипка Ротшильда
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Степь
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Толстый и тонкий
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Человек в футляре
- Черный монах
- Шуточка
- Юбилей
В начале своей карьеры Антон Павлович Чехов в основном писал произведения юмористического характера. В то время он написал такие рассказы, как «Жених», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и другие.
В своих ранних произведениях Чехов часто высмеивал такие пороки людей, как скупость, лицемерие и подхалимство. Своим творчеством автор хотел показать и раскрыть людям их собственные недостатки.
Антон Чехов стал известен только к середине 80-х годов 20 века. Читатели стали узнавать его имя, а его произведения становятся невероятно популярными.
В 90-х годах он становится путешественников, который решает повидать другие края своей родины, России.
Он уезжает в Сибирь, и добирается до острова Сахалин, после чего, вдохновившись, решает написать книгу об этом острове, которая так и называлась «Остров Сахалин».
Уже оставив просто юмористические темы, писатель начинает раскрывать в своих произведениях более глубокие темы, такие как качества человеческой души, те или иные мотивы поведения человека. В то время Чехов опубликовал ряд рассказов: «Палата № 6», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Крыжовник» и «Человек в футляре». Всего в период 90-х годов он написал около 150 произведений.
При том, что писатель говорил посредством своих рассказов о таких глубоких темах, он никогда не давал своих собственных оценок тем или иным персонажам. Он старался, чтобы читатели сами смогли вникнуть в смысл.
Так как А. П. Чехов был ещё и талантливым драматургом, он написал множество пьес, которые до сих пор являются культурным достоянием русской литературы. В список этих пьес входят: «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад» и другие. Известные российские театры и по сей день ставят пьесы, написанные Чеховым в те годы.
Известно, что творчество Чехова и других известных писателей того времени позволило сформировать абсолютно новый жанр русской драматургии, которая была ориентирована на психологию личности.
Внутренний мир героев был главным аспектом, раскрывавшимся в произведениях Чехова. Его пьесы отличаются от других произведений яркой реалистичностью, но в то же время скрытыми, не выраженными явно конфликтами героев.
Когда Чехову исполнилось сорок лет, он узнал о том, что смертельно болен чахоткой, но в ту пору всё ещё не прекращал писать. Тогда он создавал последние свои произведения: «Невеста» является самым ярким произведением, написанным им перед смертью.
Ранняя проза
Ярким примером является известное произведение «Лошадиная фамилия».
Улыбка на губах и искренний смех появляются при прочтении незатейливого сюжета о том, когда глава семейства вместе со своими домочадцами пытается вспомнить фамилию дантиста.
В то же время возникает повод задуматься: это смешное произведение или грустное. В простой сценке проскальзывают нотки грусти. Люди не интересуются судьбой человека, а рассуждают о его нелепой фамилии.
Грустная ситуация прослеживается в рассказе «Смерть чиновника», повествующего о судьбе Червякова, оплошавшего в театре. Он имел неосторожность чихнуть на лысую голову генерала. Это событие вызвало массу переживаний, в результате которых он скончался.
Несмотря на юмористичность рассказа, финал произведения вызывает у читателей горький осадок: персонаж умирает от страха, а причина не стоит выеденного яйца.
Ирония и несовершенство мира
В чеховских произведениях, на первый взгляд, всегда главенствует юмор. Но за фасадом проскальзывают нотки грусти.
В рассказе «Хамелеон» полицейский даёт приказы, касающиеся маленькой собачки, которая доставляет неудобства окружающим.
Причём эти поручение диаметрально противоположны в зависимости от высказанного мнения толпы по поводу принадлежности животного: люди не знают, кто хозяин, беден он или богат. Подобно хамелеону, полицейский подстраивается к происходящему.
Это вызывает смех сквозь слёзы. Известно, что подобное поведение нередко встречается и в жизни. Двуличность, подобострастие, лживость — одни из главных пороков общества.
Очень похожий смысл подмечен в рассказе «Толстый и тонкий». Два товарища в прошлом вместе учились в одном классе гимназии. Случайно встретившись, они поначалу обрадовались. Все выглядело душевно.
Слово за слово, и в разговоре была затронута тема о служебном положении двух господ. Выяснилось, что «толстый» гражданин занимает высокий пост. Статус «тонкого» товарища гораздо ниже.
После выяснения этого обстоятельства душевный разговор не клеится, прежние приятели даже готовы поругаться. В мире фальши общение на равных невозможно.
Заметен юмор в рассказе Чехова «Злоумышленник». Читатели осознают, что мужик, свинтивший гайки с рельсов, чтобы применить их для ловли рыбы, не является таким уж опасным преступником.
Описывается сцена допроса, которая кажется веселой.
Становится смешно, но в то же время пробуждается жалость к безграмотному персонажу, так как видно из сюжета, что в силу своего невежества он может пострадать.
«ДонКихот» Мигеля де Сервантеса – краткое содержание
В этом сатирическом сюжете проявляется еще одна характерная особенность произведений Антона Павловича Чехова: интеллигентные образованные люди, наделенные властью, не готовы к тому, чтобы выслушать и понять то, чем живут простолюдины. Огромная пропасть между сословиями является помехой человеческим взаимоотношениям.
В рассказе «Ионыч» подчёркивается, что это трагедия человеческой личности. Используемые преувеличения, комичные ситуации, нелепые повадки, манера разговора главных героев — всё как будто весело.
Но в конце повествования нарастает драматичность.
Шутливое словосочетание «прощайте, пожалуйста» звучит довольно грустно: персонажи не сумели правильно воспитать свою дочь, а теперь пытаются исправить свои ошибки.
«Толстый и тонкий»
«Толстый и тонкий» — ещё один рассказ, в котором высмеивается раболепство перед теми, кто богаче и влиятельнее. Вот только у «тонкого» Порфирия, в отличие от «хамелеона» Очумелова, никаких видимых причин трепетать перед сильными мира сего нет. Перед ним — вовсе не грозный генерал, а старинный друг. Вот как начинается рассказ:
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.
— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз.
Итак, «толстый», несмотря на свою пресыщенность, не забыл старого друга, и вполне искренне интересуется, как Порфирий поживает. (Читатель, правда, может усмотреть в таком интересе только возможность похвастаться — и, скорее всего, так и есть.
) Однако главным объектом сатиры становится не «толстый», а «тонкий», который, узнав о том, что его товарищ дослужился до тайного советника, сразу же начинает перед ним лебезить, называть не иначе как «ваше превосходительство», повторять одно и то же… В итоге, как мы помним, «толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».
Что самое забавное, Порфирий — человек куда более честный, старательный и ответственный, чем его давний друг. Публицист М. Блау в замечательной статье «А. П. Чехов и «Табель о рангах» замечает:
Велики ли успехи «тонкого» в карьерном продвижении? Пожалуй, да. Статский чин коллежского асессора соответствовал воинскому званию капитана. В то время этот чин давал право на личное дворянство.
Так что даже скромное представление: «такой-то, коллежский асессор» производило на окружающих впечатление внушительное.
Если принять ещё во внимание имя «тонкого», Порфирий, достаточно распространенное в купеческой и духовной, но не в дворянской среде, можно понять — ему есть чем гордиться.
Также М. Блау о путешествует не просто так: в поезде он оказывается потому, что его семья переезжает (Порфирия откомандировали служить столоначальником).
Должность же столоначальника чаще всего занимали не коллежские асессоры, а надворные советники (чиновники рангом выше), а это значит, что, скорее всего, Порфирия вот-вот повысят.
Так что «тонкий», одновременно с продвижением по службе содержавший пусть небольшую, но всё-таки семью, заслуживает уважения куда больше, чем Михаил, явно получивший звание тайного советника по знакомству.
Но «тонкий» этого не осознаёт — в нём сразу же срабатывает инстинкт, присущий, увы, в основном людям, привыкшим зарабатывать на хлеб честно: будь со «старшим» настолько почтителен, насколько возможно. Ведь именно от таких, как «его превосходительство», и зависит твоё продвижение по службе, а значит, и материальное благополучие твоей семьи.
Разбитое зеркало
В произведениях часто применяется своеобразный прием разбитого зеркала. Комическое и драматическое в рассказах Чехова — яркое доказательство того, что жизнь имеет много казусов, она несовершенна.
Писательский талант указывает на то, что нужно преодолевать эти недостатки путем обращения к доброму юмору без сарказма.
Современники вспоминают, что Антон Павлович тоже много шутил в жизни, однако не всегда при этом хотелось смеяться.
Писателю принадлежит такая компактная и одновременно пронизанная тоской фраза: «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься». Иногда встречались и компромиссы.
Высказывания, наполненные светом и надеждой, проскальзывают в письмах к друзьям: «Пахнет осенью, а я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое.
Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями».
Создание коротких произведений позволяют обратить его внимание на поведение людей и выявить основные пороки:
- зависть;
- ложь;
- раболепство и заискивание;
- ханжество;
- невежество;
- двуличность.
Использование Чеховым приемов иронии с долей грусти во многих рассказах ведет к некоторому исцелению: оно даёт возможность прочитавшим его сюжеты по-иному взглянуть на мир взаимоотношений между людьми. Всё это позволяет задуматься и почувствовать свои недостатки. В простой форме высмеиваются человеческие пороки.
Некоторые критики проводят сравнение смешных и грустных рассказов Чехова с осколками разбитого зеркала, находя в них отражение жизни. Люди становятся чуточку мудрее и исцеляют души, когда читают и дают анализ юмористическим рассказам Чехова.
10 вариантов
Равнодушие — это страшное бедствие современности. В современном мире проблема отчуждения и равнодушия встала очень остро. Люди все чаще не обращают внимание на чужую боль и страдания. Они не хотят никому помогать, почти не берут на себя инициативу или ответственность. Такое поведение, к сожалению, становится нормой.
Равнодушие – это страшная болезнь, которой заражено большинство населения планеты. Постоянная озабоченность, большое количество проблем, недоверие к окружающему миру, попытка защититься от жестокого настоящего – все это причины распространения равнодушия. Для человека проще не обращать внимания и избегать негативных эмоций или лишних хлопот.
Какие же последствия такого поведения? Равнодушие убивает душу человека. Он теряет возможность сочувствовать, быть добрым и милосердным. А сколько людей погибает ежедневно только из-за того, что никто не захотел помочь? Сколько страшных историй слышим?
Стоит также понимать, что каждый из нас может столкнуться с человеческим равнодушием. И когда нам будет крайне необходима помощь — никто не протянет руку в трудную минуту.
Поэтому стоит помнить, что иногда от нашего поведения может зависеть чья-то жизнь и наша помощь может спасти человека. Не будем равнодушными! И, возможно, мир станет лучше!
Как правило, рассматривая, какие-либо качества человека, используется метод создания противоположностей, то есть одно качество определяется через обратное. Такой метод является вполне нормальным для поверхностного рассмотрения, однако, для того чтобы сказать нечто действительно достойное того как может говорить человек о различных значимых феноменах, требуется более разумное понимание, возможность действительно и искренне размышлять, но не скатываться в банальные и нелепые рассуждения, которые являются признаками конформизма и даже самообмана. Действительно, такие умозаключения распространены, но являются ли они достойными для того чтобы вообще быть высказанными?
Если вести речь более конкретно и перейти собственно к рассмотрению равнодушия и отзывчивости, то следует отдельно оценить эти качества и посмотреть действительно ли они являются противоположностями. В действительности и равнодушие и отзывчивость могут быть совершенно разными.
К примеру, равнодушие к нелепым словам или пустословию, к какой-либо никчемной деятельности может являться вполне достойным качеством, к примеру, в некоторых духовных традициях стремятся развивать именно равнодушие к различным благам этого мира, благодаря чему человек достигает действительно стоящего развития. С другой стороны, отзывчивость на различные прелести этого мира и нечто подобное является в этом смысле негативным качеством. Таким образом, эти свойства характера и поведения действительно могут быть противоположными, но с разными знаками в зависимости от обстоятельств.
Тем не менее, наиболее распространенным вариантом рассмотрения этих качеств является рассмотрение в рамках человеческих отношений. Под равнодушным человеком понимается такой, которому безразличны дела других, в частности различные беды и несчастья.
Отзывчивым человеком в свою очередь является такой, который способен откликнуться на различные беды и несчастья другого. В целом такое качество является положительным и характеризует человека, как склонного рассматривать себя как своеобразный инструмент, который может выполнять некоторую полезную деятельность в этом мире. Конечно, существуют различные варианты, иногда внешне отзывчивые люди в действительности просто склонны наблюдать за страданиями других и получать от этого тонкое удовольствие, безусловно, такой факт свидетельствует о возможности исказить и извратить даже различные положительные феномены в этом мире.
Равнодушие – одна из эмоций человека или даже черта характера флегматиков. Это такое состояние, когда человек не радуется чужим победам, не сочувствует чужому горю. С виду такие люди спокойные, безучастные, унылые. Также такого человека можно назвать эгоистичным. Как можно не помочь нуждающимся? Обойти стороной просящего? Ведь человек просит помощь по крайней надобности, когда нет возможности справиться саму. Бесчеловечно проявлять равнодушие в таких ситуациях. Нужно всегда помнить, что сегодня помог ты, а завтра помогут тебе. Только бездушным людям никто не помогает, их обходят стороной, дабы вообще исключить их присутствие в своей жизни.
Литературные деятели показывали равнодушие в своих произведениях крайне жестоко. После прочтения книг с такой задумкой, хочется переосмыслить своё поведение и подумать о том, похож ли я на равнодушных персонажей?
В романе-эпопее «Война и мир» затронуто множество аспектов характера человека. Одним из таких является и равнодушие. Подходящим примером для «опасного» равнодушия, является поведение самого Наполеона. Он видел, что бой идёт не в его пользу и бросился бежать, оставив свою преданную армию в самых тяжёлых условиях. Таким образом, его равнодушие привело к гибели многих людей, которых он не повёл за собой.
Эгоистичная Раневская – героиня пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» оставила своих дочерей выживать одних. Она не подумала о них, про их существование и будущее. Только самолюбие являлось основной чертой характера этой женщины. Раневская всегда пренебрежительно относилась к слугам и вследствие этого, оставила Фирса взаперти.
Итак, равнодушие к человеческой судьбе никогда не будет вознаграждено. Равнодушие в обоих примерах привело к самой страшной концовке – гибели и краху. Опасность равнодушия заключается в том, что оно способно повлиять на чужую судьбу. Кто знает, как бы сложилась судьба этих героев. И такие истории могут быть вполне реальными и случаться в наши дни.
Увидев нуждающегося человека, современное поколение скривит лицо, отвернётся, а, может, и вовсе фыркнет. А завтра такого человека уже может не стать. Может он просил деньги на еду или на дорогостоящую операцию. Людям нужно стать гуманнее и добрее, относиться с пониманием к происходящему. Это поможет не зачерстветь душой, а, может, спасти чью-то жизнь.
Попробовать стать добрее и совершать добрые дела никогда не поздно!
08.09.2017
Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – равнодушие и отзывчивость.
Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
Какого человека можно назвать «равнодушным»?
Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
Чем опасно равнодушие?
Может ли отзывчивость принести разочарование?
Что значит быть отзывчивым?
Может ли равнодушие ранить человека?
Нужно ли учиться сочувствию?
Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
Всегда ли нужно быть отзывчивым?
К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
Можно ли научиться отзывчивости?
Когда отзывчивость может навредить?
Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
Как привить чувство сотрадания детям?
Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
Что значит “быть бескорыстным” человеком?
Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
Важно ли уметь прощать?
Сочувствие и доброта – это синонимы?
Нужно ли бороться с несправедливостью?
Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?
Что можно привести к равнодушию?
Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»
Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»
Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
Чем опасно равнодушие к своей стране?
Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака
Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?
Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
По материалам сайта http://rustutors.ru
Дополнительные ссылки:
Аргументы “Равнодушие и отзывчивость”
Понятия и определения для “Равнодушие и отзывчивость”
Как раскрыть тему “Равнодушие и отзывчивость”
Список литературы для направления “Равнодушие и отзывчивость”
Цитаты для направления “Равнодушие и отзывчивость”
Сохранить ссылку:
Пахомова Алина
ГБОУ СОШ №456
4 «А» класс
Учитель Иванова Т.П.
СОЧИНЕНИЕ
К добру и злу не будем равнодушны
Я думаю, что самое ужасное качество человека – это равнодушие. Если человек равнодушен, он безразличен ко всему – и к добру, и к злу. Равнодушный человек никогда не поможет ни своим родным и друзьям, ни незнакомым людям, не поддержит в трудную минуту. Он не порадуется за твое счастье вместе с тобой, а ведь каждому хочется поделиться своей радостью с другими людьми!
Равнодушный человек – человек без души, с холодным сердцем. Ему нельзя доверять, на него нельзя положиться. В нашей жизни мы довольно часто сталкиваемся с равнодушием людей, а иногда не замечаем, что и сами бываем равнодушны. Например, спешим, проходим мимо человека, просящего милостыню, или не вмешиваемся, когда старшие дети обижают младших. Не всегда в наших силах помочь, но мы можем не быть равнодушными с нашими близкими и друзьями, помогать им, прислушиваться к ним, чутко относиться к их чувствам и переживаниям. А иногда достаточно просто так, без всякого повода, сказать близкому человеку приятные слова. Не только близким, но и незнакомым людям нужна помощь – помочь пожилому человек перейти через дорогу, утешить плачущего ребенка. Все это в наших силах. Быть неравнодушным – значит быть внимательным и чутким.
Человек не должен быть равнодушным не только к людям, но и к животным. Они нуждаются в нашей заботе. Разве сложно накормить бездомного котенка или смастерить кормушку для птиц и повесить ее во дворе или в парке?
Если каждый из нас поделится частичкой своего добра с другими, то мир станет лучше. И я думаю, что в мире станет больше неравнодушных людей.
К добру и злу не будем равнодушны,
И станет мир наш лучше и добрей!
Равнодушие и отзывчивость – это два противоположных явления, которые очень часто встречаются в нашей жизни. На улице нередко можно встретить человека, которому нужна помощь. Например, пожилой человек не в состоянии сам перейти через дорогу – равнодушный человек пройдёт мимо, а отзывчивый обязательно поможет ему. Нередко случается такое, что на улице кому-то становится плохо, равнодушные люди, видя это, обычно проходят мимо, а отзывчивые стараются помочь. В литературе также встречается немало добродушных персонажей, готовых протянуть руку помощи в трудную минуту. Наряду с ними встречаются и совершенно противоположные герои. Они эгоистичны, безразличны к окружающим, у них нет желания помогать людям, ведь они живут только для себя.
Равнодушный человек всегда пройдёт мимо. Именно о таких людях идёт речь в произведении Антона Павловича Чехова «В аптеке». В этом произведении мы знакомимся с тяжелобольным учителем, который с огромным трудом смог добраться до аптеки, где столкнулся с безразличием провизора. Печально, что такая проблема существует и по сей день. Как писал сам Чехов: «Равнодушие – это паралич души». Не оставайтесь равнодушными, ведь в беду можете попасть и вы, только представьте, что люди будут также молчаливо реагировать на ваше горе.
Яркий пример истинной отзывчивости мы наблюдаем в рассказе Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор». В произведении речь идёт об обедневшей семье, дети которой болеют и голодают. Отец семейства, не справляясь со всем этим грузом, решается даже на самоубийство. В трудный час мужчине повстречался доктор, который узнав о проблеме, сразу же начинает помогать семье. Этот поступок показывает нам, какие душевные и добросердечные дела могут совершаться самыми обычными людьми. Никогда нельзя думать только о себе. Вокруг есть немало людей, которые нуждаются в нашей помощи.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Равнодушие и отзывчивость» читают:
Сочинение на тему «Опыт и ошибки», 11 класс
Сочинение на тему «Разум и чувства»
Поделиться:
Человеческое равнодушие – это очень опасное явление. Когда человек равнодушен ко всему, что его окружает, в нём со временем зарождается зло и он теряет возможность совершать благие поступки. Очень часто люди в наше время озабочены лишь своими проблемами. Но есть и немало таких людей, которые неравнодушны к чужим бедам, они всячески стараются помочь совершенно незнакомым людям. Например, помогают семьям собирать деньги на лечение больных детей. Также нередки случаи, когда волонтёры помогают пенсионерам или инвалидам, выполняют общественную работу. Очень жаль, что людей, готовых протянуть любому незнакомцу руку помощи, гораздо меньше, чем тех, кто пройдёт мимо.
Я хочу обратиться к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором главный герой Родион Раскольников показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него. Это мы видим по встрече Раскольникова с Мармеладовым, по его участию в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, по эпизоду с утопленницей. То есть вообще о Раскольникове с одной стороны может сложиться положительное впечатление, ведь он небезразличен к судьбам окружающих людей. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о несчастьях своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Я думаю, что это тоже показывает неравнодушие к судьбам людей со стороны Раскольникова! Но всё же мы не можем судить об этом человеке как о положительном герое, ведь он совершил страшный поступок, убив старушку-процентщицу.
В жизни каждый человек периодически сталкивается с ситуацией, когда нужно сделать выбор: помочь или пройти мимо. Хорошо, если этот выбор в пользу отзывчивости, способности прийти на помощь другому. Тогда мы имеем право на звание человека.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Равнодушие и отзывчивость» читают:
Сочинение на тему «Верность и измена»
Сочинение на тему «Смелость и трусость», 11 класс
Сочинение на тему «Цели и средства»
Человеческое равнодушие есть, на мой взгляд, самое опасное явление. Безучастное, пассивное отношение к окружающим, ко всему происходящему в мире – эти атрибуты равнодушия являются началом вселенского зла. Насколько равнодушны мы сегодня к бедам и проблемам многих людей?! Об этом трудно судить. Мы озабочены только своими проблемами. Но есть интересные факты, которые свидетельствуют о нашем участии, отзывчивости по отношению к другим людям. Например, сбор средств на лечение детям, нуждающимся в дорогостоящей помощи. Хотя нельзя считать эти факты всеобщим явлением, говорят, что к упавшему на улице человеку не подойдет девять человек из десяти. Такая проблема была и в прошлом и в позапрошлом веке. Об этом написаны книги.
В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников Родион Романович показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него. Встреча с Мармеладовым, участие в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, эпизод с утопленницей – все эти фрагменты романа доказывают нам глубокое сочувствие главного героя к судьбам окружающих его людей, пусть даже и посторонних. Но ведь именно через встречу с Мармеладовым Раскольников знакомится с Сонечкой – девушкой, ставшей его судьбой. Его сочувствие к бедам и страданиям обездоленных людей доказывает его глубокую и сильную натуру. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о всех бедах и проблемах своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Это ли не показатель неравнодушия к судьбам людей!
Совсем по-другому ведёт себя герой рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Да, он не любил девочку, являющуюся изгоем в классе, ему не нравились её волосы, одежда, её явная беднота, но в глубине души он понимал, что это не повод травить человека. Однако он не пытался противостоять своим одноклассникам, он не пробовал заступиться за девочку, которая была ненавистна всем. Тот поступок, который отделил судьбы учеников девятого класса и Светки-рыжухи, стал для героя отсчётом проявления равнодушия. Друг, который выбросил сумку Светки за борт отплывающего корабля, наверное, никогда не встретил больше в этой жизни рыжую. А вот герой-рассказчик встретил девочку, которую так подло предал, промолчав, не заступившись за неё. Её появление стало тем катализатором совести, который будет напоминать, что равнодушие – душевная подлость!
Жизнь сталкивает всех нас с ситуацией, когда надо сделать выбор, и хорошо, если этот выбор в пользу отзывчивости, способности прийти на помощь другому. Тогда мы имеем право на звание человека.
Чтобы понять равнодушие общества, достаточно зайти в Интернет и посмотреть, какие ролики там выложены. Часто в них можно увидеть проявление чрезвычайной жестокости по отношению к животным, к другим людям. Но ни у кого они не вызывают сочувствия – скорее любопытство. Сегодня нередко можно увидеть, когда, наблюдая драку, подростки не спешат розмирять ее участников или звать кого-то, чтобы это сделали, – они, наоборот, комментируют то, что происходит, еще и снимают на видео, чтобы потом выложить в Интернет. Да что там драки – даже став свидетелями аварии некоторые, вместо того, чтобы вызвать скорую, начинает снимать ее на видео! Разве это не свидетельствует о том, что равнодушие сегодня достигла колоссальных масштабов
Часто нам нет никакого дела до того, что происходит вокруг, если это не касается нас конкретно. Никому не интересно, почему плачет на перемене странная одноклассница – все равно с ней никто не общается. Не интересно, как зовут соседку, или даже почему мама такая грустная вернулась с работы… Нам просто все равно… У каждого своя жизнь. У многих она нечто виртуальное – часто молодежь, общаясь в Интернете, заменяет этим общением реальное. Это гораздо проще – в социальных сетях можно быть таким, каким тебе хочется, не обязательно кого-то слушать или понимать – не нравится новый знакомый – достаточно всего лишь нажать кнопку, и общение закончится. Каждый хочет быть сильным, быть лидером и победителем, достигать своей цели. Сегодня фраза: «Цель оправдывает средства» является жизненным девизом каждого второго. И такой девиз не предусматривает милосердия или сочувствия – наоборот, его городов заключается в том, что к своей цели надо идти «по головам», несмотря ни на что…
Так что такое равнодушие? К сожалению, это то, что окружает нас все чаще. То, что делает нас чужими даже с близкими и родными людьми. От равнодушия шаг до жестокости, до потери себя как человека, как личности. Человек должен быть гуманным и милосердным, тогда она и является человеком.
Человек сталкивается с радостями и невзгодами всю свою жизнь. Чаще всего он не замыкается в себе, а делится своими проблемами и переживаниями с другими людьми. Личность хочет, чтобы ее поддержали и поняли, в сложных ситуациях посоветовали, как жить дальше и что делать. Бывает, что такой эмоциональный посыл не принимается другим человеком и ему все равно. Нет ничего хуже, чем равнодушие в такой ситуации.
С равнодушием человек сталкивается каждый день. В переходах люди просят подаяния, а прохожие, занятые своими проблемами, идут мимо. Но это не самое страшное. Страшно, когда человеку стало плохо, а люди проходят и не замечают этого или не хотят замечать, когда человеку причиняют физические увечья, а люди тоже этого не видят, хоть и стоят в нескольких метрах. Равнодушие очень ранит любого человека, после таких ситуаций люди теряют веру в других людей, видят их врагами.
А что такое равнодушие? Это просто отсутствие каких-либо эмоций, будь то положительных или отрицательных. Даже ненависть и презрение не ранят так, как равнодушие. Любое чувство, которое возникает у человека, – это знак, что ему не все равно.
Русские классики поднимали тему равнодушия в своих произведениях. Особенно ярко показывал это состояние А.П. Чехов. В рассказе «Крыжовник» Николай Иванович Чимша-Гималайский мечтал разводить крыжовник. Все остальное, включая его жену, не заботило его вообще. Писатель показывает никчемность жизни только для себя в этом произведении и призывает читателей не быть равнодушными и безучастными.
Еще в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» показывается лицемерие полковника, который так горячо и пылко любит свою дочь, но беспощаден к солдату. Ему нет никакого дела до его страданий. Он умоляет о пощаде, но мужчине все равно. Можно любить одного человека и быть равнодушным к другим людям. Это противоречит всем этическим нормам.
Еще Лев Толстой обращался к теме равнодушия в своей эпопее «Война и мир». Безучастным к проблеме войны остается общество Петербурга, которого не заботит ничего, кроме денег и выгоды.
А.П. Чехов подметил, что «равнодушие – это паралич души и преждевременная смерть». Мне кажется, что такое состояние не должно быть нормой в современном обществе, ведь люди должны помогать друг другу. Это состояние может вырасти до равнодушия к самому себе и тогда человек утратит не только свои ценности и идеалы, но и себя. Равнодушие ранит очень сильно.