Сочинение на тему летом пластов сочинение по картине пятый класс

Аркадий александрович пластов русский художник. родился в деревне прислонихе, ульяновской области. с детских лет очень любил рисовать. он закончил

Аркадий Александрович Пластов – русский художник. Родился в деревне Прислонихе, Ульяновской области. С детских лет очень любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Пластов любил деревню, детей и долго жил и работал в родной Прислонихе. О жизни деревенских детей художник написал много картин («По грибы», «Пастушок»). А.А.Пластов – художник, влюблённый в русскую природу, в русскую землю, в русских людей.
Давайте внимательно рассмотрим картину Пластова “Первый снег”. На переднем плане, справа, две детские фигуры – девочки и мальчика. Это брат и сестра. Они с нетерпением ждали наступления зимы, и вот выпал долгожданный первый снег, одел землю белым покрывалом. Радость детей настолько велика, что они не смогли усидеть дома и, кое-как накинув на себя одежонку, выскочили на крыльцо.
Внимательно всмотритесь в выражение лиц девочки и мальчика и постарайтесь понять их эмоциональное состояние. Девочка подставила улыбающееся лицо навстречу падающим снежинкам, а мальчик внимательно, сосредоточенно наблюдает за ними. Художник глубоко раскрывает характеры деревенских детей, подчёркивает то общее, что их объединяет (близость к родной природе), и отличительное (их различное восприятие одного явления).
На втором плане наше внимание привлекает берёза с длинными тонкими ветвями, сквозь которые видны летящие в воздухе снежинки. Сорока на ветке и ворона на снегу дополняют, оживляют деревенский пейзаж. В глубине картины художник изображает лошадь, запряжённую в сани, возчика, еле заметный санный путь. Эти детали наполняют картину неторопливым движением. На заднем плане в серых сумерках видны деревенские избы.
От всей картины веет теплом и покоем, она пронизана чувством безграничной любви художника к родной земле, природе, человеку труда, создающему всё прекрасное на земле. Художник передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.
В картине «Первый снег» раскрывается трепетный, чистый мир детских чувств и мыслей. Создавая глубоко проникновенные полотна о детях, художник размышлял о судьбе целого поколения советских ребят. Ведь картина была написана в 1946 году, вскоре после окончания Великой Отечественной войны. И эта радость мира, радость спокойствия, эта вера в будущее наполняет картину особенно глубоким смыслом. Отсюда и само название картины – «Первый снег», которое, несомненно, имеет не только прямое, но и переносное значение – “Первый снег после войны”.

Вопросы по картине Пластова “Первый снег”

Что мы видим на переднем плане картины?
Кого мы видим на крыльце? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, они радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)
Почему дети выбежали на крыльцо своего дома? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник)
Как одета девочка? (Девочка без верхней одежды, только набросила платок.  У девочки валенки не по размеру, видно, одевалась второпях. Дети, наверное, торопились. Им очень хотелось скорее увидеть первый снег.)
Почему девочка закинула голову и смотрит вверх? (Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега)
Как одет мальчик? (мальчик одет в пальто)
На что они смотрят? (Улицу, белые крыши деревенских изб)
Что выражают их лица? С каким чувством они наблюдают за падающими снежинками? (Восторг, удивление, счастье, радость, восхищение, волнение, интерес)
В какое время суток выпал снег? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома)
Какие приметы сельской жизни вы отметили? Как они помогают оживить картину, сделать её достоверной?
Как изображены на картине деревенские избы на заднем плане?
Только ли дети рады снегу?
Кого мы ещё видим на картине? (Ворону, сороку на берёзе)
Что это за птицы? Что можно сказать о вороне, какая она? (Удивлённая, важная, тревожная) Что можно сказать о сороке? (Выпал снег и сорока прилетела из леса поближе к жилью человека)
Что ещё видим на картине? (Берёзу и мелкий кустарник)
Что можно сказать о кустарнике? (Снег засыпал его нижние ветки, пригнул к земле)
Что можно сказать о берёзе, какая она? (Берёза: сонная, старая, уставшая)
Что изображено на втором плане картины? (Лошадь, запряженная в сани, ямщик, деревенская улица, белые крыши домов)
Какое небо мы видим на картине? (Серое, мрачное, мутное, хмурое, покрыто тучами)
Что можно сказать о земле? (Белая, укуталась одеялом, расстелила ковёр…)
Опишите снег. (Белый, рыхлый, пушистый, серебристый, чистый, яркий, искристый)
Опишите снежинки. (Похожи на звёздочки; лёгкие, как пух; медленно кружатся в воздухе; похожи на кружева…)
Какие краски преобладают на картине? Как они помогают автору раскрыть чувства и радостное настроение детей? (Вся картина пронизана тёплым, мягким светом. Цвета в ней неярки, неброски. Белый, серо-сумрачные тона вызывают в душе зрителя эмоциональный отклик. Художник глубоко прочувствовал изображённое на полотне, и его светлое настроение передаётся зрителю).
Почему художник назвал так свою картину?
Какое впечатление произвела на вас картина, какие чувства в вас вызвала?

Красивые слова для сочинения:

Белые пушинки снега, девочка с младшим братом, невысокое крылечко, улыбающееся лицо девочки, запряжённая в сани лошадь, сосредоточенное лицо мальчика, ворона ищет себе корм в снегу, сорока прилетела из леса поближе к жилью человека, мягкие, светлые тона, с пасмурного неба падали снежинки, зима начала хозяйничать над землёй.

План сочинения

Прежде чем приступить к написанию сочинения, нужно составить его план.
1. Вступление (Начать можно так: “На картине А.А.Пластова я вижу…” или “Проснулись дети утром, выглянули в окно…” или “А.А.Пластов – известный художник двадцатого века…” )
2. Основная часть (что изображено на картине Пластова «Первый снег»)
Передний план картины. Описание брата и сестры.
Второй план картины. Описание берёзы, сороки, вороны, сани и лошадь и т.д.
Задний план картины (избы, небо, земля, снег).
Краски, использованные на картине.
3. Заключение («В своей картине художник показал…(цвета, настроение)». Моё впечатление от картины Пластова «Первый снег»)
Или план проще:
1. Вступление
2. Радость детей
3. Цвет и настроение картины
4. Мое отношение к картине
Конечно же, у вас может быть свой собственный план сочинения, но он все равно будет состоять из вступления, основной части и заключения.

Примеры сочинений по картине Пластова “Первый снег”

3 класс

На картине А.А.Пластова “Первый снег” я вижу девочку и мальчика на крыльце дома.
Выпал первый снег и дети выбежали на улицу. Девочка одета в жёлтый платок и платье. На мальчике надета теплая шуба и шапка. Дети с восторгом и удивлением смотрят на снег. Рядом на снегу ходит важная ворона. На дереве сидит сорока и тоже с любопытством разглядывает первый снег. В палисаднике замерла старая, уставшая берёза. Улица белая и нарядная. На первом снегу видна дорожка. По ней катит лошадь, запряженная в сани.
Мне понравилась эта картина, потому что я тоже люблю зиму.
***
Передо мною картина А.А.Пластова “Первый снег”.
На этой картине я вижу, как летят красивые, искристые снежинки, похожие на звёздочки. Девочка и мальчик любуются ими. Далеко вверху виднеется хмурое небо. Землю покрыл тонкий зимний ковёр. Старая берёза и та радуется первому снегу. Важная ворона скачет по снегу в поисках пищи. Лошадь с санями весело бежит по улице. Картина пронизана теплыми оттенками красок.
Мне картина понравилась, потому что я тоже люблю первый снег.
***
Художник А.А.Пластов написал картину “Первый снег” в 1946 году в селе Прислониха. Он жил в деревне и описывал на своих картинах мирную сельскую жизнь. Так была написана картина “Первый снег”.
Первый снег. Что это такое? Это восторг, волнение, удивление и, конечно же радость детей. Снег – это большое счастье для них. В тяжёлое и трудное время любая приятная мелочь служит утешением. На лице девочки написан восторг. Она так рада снегу, что успела только накинуть шаль. Мальчик же более тепло одет. Обрадовались зиме!
На картине преобладает бело-розовый цвет. Снег еще не полностью покрыл землю, видны лужи. На снегу сидит ворона. Интересно ей, что это. Виднеется серое небо. Но сама картина розоватая, как мечта.
Мне очень понравилась картина! Как приятно видеть первый снег!

4 класс

Ранним утром ребятишки выглянули в окно и так обрадовались первому снегу, что сразу выбежали на крыльцо. Они даже не успели тепло одеться. Девочка лишь накинула на себя платок и надела валенки не по размеру, а мальчик вышел в расстегнутом пальтишке и шапке. Таким предстают перед нами дети с картины А.А.Пластова “Первый снег”.
На первом плане картины изображены брат и сестра. Они рады первому снегу, ведь теперь можно будет играть в снежки, строить снеговика и кататься с ледяной горки. Девочка с восторгом задрала голову и рассматривает вьющиеся в воздухе хлопья снега. Снег уже покрыл все кругом: и землю, и крылечко, и низкий кустарник возле дома, и крыши деревенских изб. Лишь грязная лужа у забора полисадника выдает то, что осень еще не отдала зиме свои права. Серая ворона пытается найти себе корм под слоем первого снега. Сорока прилетела из леса поближе к человеческому жилью в поисках пищи и уселась на старую заснеженную березу. Деревенский житель уже запряг в сани лошадь и отправились по своим делам. Скоро придет настоящая зима.
Краски, которые использовал художник, светлые, спокойных тонов. Они передают нежность утра и первого снега и трепетное отношение автора к нему.
Глядя на эту картину, я вместе с ребятишками испытываю глубокое чувство радости при виде первого снега и мысленно ощущаю его приятный хруст под ногами.
***
Картина советского художника Пластова А.А. «Первый снег», написанная в середине прошлого века, переносит нас в свое особенное время.
Дети, вышедшие на улицу из деревянной избы, замерли в очаровании происходящего вокруг. Дороги, поля, деревья, ограды, крыши домов, все изменило свой цвет, все побелело, все преобразилось. Лишь лужи проступают сквозь белоснежную простыню холодным темно-свинцовым цветом. Зато, если поднять голову, как это сделала девочка, то можно увидеть кружение белых хлопьев, их танец, подхватываемый ветром, и свежесть, которую он с собой несет. Снежинки кружат и падают повсюду: и на лицо, и на землю.
И здесь возникает особое чувство, когда не просто видишь, но чувствуешь смену сезона, погоды, движение жизни и времени. Этим самым художник хотел показать особенности русской погоды, жизни в деревни, сменяемости сезонов.
***
Одна из известных картин Пластова «Первый снег» особенно актуальна в осеннюю пору. В это время природа дышит прохладой и первыми заморозками по ночам. И все уже знают, что стоит ждать зимнего преображения.
Именно такое преображение и можно увидеть в картине «Первый снег», когда дети, выйдя из деревянного дома, оторопели от увиденного. Они на мгновение задержались и любуются происходящим. Еще вчера знакомые взору поля, огороды, заборы, крыши домов и деревья сегодня стали совсем другими. Все стало бело.
Детям лишь остается отдаться своим ощущениям и восхищаться преображениям от первого снега, что несет им очередную зиму со всеми ее прелестями и ненастьями. Художник замечательно подметил эту тонкую переходную грань, когда изменение природы несет в себе куда более, нежели просто снег. Ведь это начало нового сезона, начало маленькой, но новой эпохи.
***

Многомудрый Литрекон представляет сочинение по картине А. А. Пластова «Жатва». Красивое полотно непременно вдохновит Вас на создание эссе. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(340 слов) Картина А. А. Пластова «Жатва» была создана в 1945 году, уже после окончания Великой Отечественной войны. На ней запечатлено не просто мгновение из жизни крестьян, а отражена вся сущность того нелегкого судьбоносного времени. Во время войны людям было непросто: мужчины и молодые женщины уходили на фронт, а старики и дети оставались в тылу, трудились и помогали своим соотечественникам. 

Картина Пластова "Жатва"

Картина Пластова «Жатва»

На картине фоном простирается огромное поле пшеницы, которое обрабатывает небольшая группа людей. На заднем плане картины изображены лошади и повозки, стога сена. А на переднем плане можно увидеть старика и трех маленьких детей, которые решили передохнуть после тяжелого трудового дня. Седой мужчина с длинной бородой, одетый в синие штаны и кофту, коричневое пальто, не спеша ест похлебку из глиняного горшка. Он сжал в сильной и мозолистой ладони кусок черного хлеба. Один худой мальчик со светло-русыми волосами, одетый в белую рубаху и черные штаны, жадно пьет из кувшина воду. Другой рыжеволосый мальчик в зеленой рубахе и темных штанах сидит рядом с мужчиной и держит ложку в руке. А девочка с темно-русыми волосами, заплетенными в косички, с белой косынкой на голове, в красном платьице и темной кофточке, поджала ножки под себя и ест вместе с остальными простой ужин. Собака наблюдает за хозяевами и ждет, когда ее чем-то угостят. По лицам людей видно, что они очень устали, но работа еще не закончена, хотя скоро наступит ночь. Небо ясное, голубое, но, кажется, что солнце спряталось за тучей или уже село. 

На другой стороне от детей и мужчины располагается большой стог сена, на котором лежит инвентарь: коса, серпы, грабли. Ими работали главные персонажи картины, пока не сели поужинать и отдохнуть. 

На картине А. А. Пластова «Жатва» изображена прекрасная природа, она бескрайняя и щедрая. На русской земле выращивался хлеб, который был так нужен голодному, обездоленному народу. Маленьким детям, изображенным на полотне, приходилось рано вставать и трудиться наравне с взрослыми, хотя им бы хотелось играть и резвиться. Война заставила немощных стариков отдавать последние силы, чтобы обеспечивать военных всем необходимым: вооружением, одеждой и питанием. Но война уже прошла, и в душе людей появилась надежда на лучшее будущее. 

План сочинения по картине А. А. Пластова «Жатва»:

  1. Вступление: история создания картины;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Жатва»;
  3. Заключение: мои впечатления от работы А. А. Пластова.

Вариант 2: Подробнее

(492 слова) Стиль живописи А. А. Пластова примечателен тем, что художник изображает на своих полотнах реальную жизнь, которая не всегда светлая и счастливая. Главные герои картин находятся на фоне природы, но их душевное состояние иногда контрастирует с очаровательным пейзажем. Реки, леса, трава и горы — они живут сами по себе, радуясь тому, что их сотворил Создатель. А состояние людей связано не только с природными явлениями, но и с социокультурными процессами, потому что человек не только природное существо, но и социальное.  

Картина «Жатва» была написана уже после Великой Отечественной войны, стала олицетворением мужественности, стойкости и терпения русского народа. На ней изображены крестьяне, которые не участвовали в боевых действиях, но трудились на полях, чтобы вырастить пшеницу. Хлеб был ценным продуктом в военное время, он напоминал солдатам, которые находились на фронте, о доме и семье. 

Картина Пластова "Жатва"

Картина Пластова «Жатва»

В конце лета местные жители вышли на уборку хлеба, много сил и времени отнимает процесс сбора урожая. В центре картины изображены пожилой мужчина и трое детей, они сели отдохнуть на поляне после тяжелого дня. Не причесанные  волосы и бороду старика уже покрыла седина, он одет довольно тепло – в синие штаны, кофту и старое коричневое пальто. Лицо его выражает грусть и усталость. В одной руке мужчина держит большую ложку, которой ест похлебку, а в другой руке – кусок черного хлеба. На лицах детей нет радости и задора, они похожи уже на взрослых людей, поскольку испытали все тяготы и лишения. Возможно, их родители погибли на войне, а ребятам пришлось взвалить на себя непосильную ношу и трудиться на полях до позднего вечера. Один светловолосый мальчик очень худой, изможденный, одет в белую легкую рубаху и черные штаны, он жадно пьет воду из кувшина, чтобы утолить жажду. Другой мальчик имеет рыжие длинные запутанные волосы, одет в салатовую рубашку и темные штаны, он протягивает ложку к глиняному горшку с похлебкой. Девочка с темно-русыми волосами, сплетенными в две косички, с белой косынкой на голове, носит красное платье и темную кофточку, на ножках фиолетовые сапожки. Она тоже ест вместе со всеми. На вид ребятам не больше десяти лет. Собака сидит рядом с людьми, ожидая, когда ей дадут какое-то лакомство.

Инвентарь: серпы, коса и вилы лежат на стоге сена, который расположен недалеко от людей. Видимо, старик работал косой, девочка — граблями, а мальчики — серпами. На заднем плане картины можно увидеть других людей и повозки с лошадьми, которые, как и главные персонажи, трудятся и собирают урожай.  Погода стоит пасмурная, уже скоро стемнеет. Пора заканчивать работу и возвращаться домой. 

Работа А. А. Пластова «Жатва» не вызывает чувства умиления и восторга, скорее, чувство жалости и сострадания к тем людям, которым суждено было родиться и жить в нелегкое военное время. На полотне преобладает желтый цвет – это цвет пшеницы и скошенной сухой травы, голубое небо занимает почти третью часть полотна, но оттенки теплых красок не вносят живости и одухотворенности. Природа не заряжает людей, не наполняет их энергией, они слишком уставшие и измученные, чтобы обращать внимание на нее. Хотя надежда на лучшую жизнь все же теплится в этих угрюмых и грустных лицах. Все трудности закончатся, наступит счастливая жизнь. 

План сочинения по картине А. А. Пластова «Жатва»:

  1. Вступление: особенности картины;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Жатва»;
  3. Заключение: мои впечатления от работы А. А. Пластова.

Автор: Елена Баранова

МОУ СОШ №14 г. Твери

Автор: Усубова Ашура Физулиевна

Открытый урок: «Подготовка к написанию сочинения по картине А. А. Пластова «Летом»$

Цели:

  1. Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника$.

  2. Научить школьников как можно более полно описывать изображение на картине:

— активизировать лексику учащихся по теме «Лето»;

— закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;

— ввести в словарь учащихся новы$е слова.

  1. Познакомить с творчеством русского художника А.А. Пластова.

  2. Приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи.

  3. Развивать связную речь учащихся, учить составлять простейшие описания внешности человека, природы.

Оборудование урока: Мультимедийная презентация к уроку (приложение), опорный конспект, репродукция картин А. А. Пластова.

Ход урока

Сочинение по картине А.А. Пластова

«Летом»

$ «Я люблю нашу жизнь…» А.А. Пластов

$ План

Добрый день, ребята! Сегодня вокруг нас много картин, и мы с вами находимся в импровизированном музее Аркадия Александровича Пластова и познакомимся с его творчеством. Мы Вместе попытаемся приобщиться к искусству: литературе, живописи, познакомимся с композицией картины. Научимся составлять простейшие описания внешности человека, природы и закрепим правописание падежных окончаний имен прилагательных

Д$авайте посмотрим, кто изображен на них. Какие впечатления вызывают у вас эти картины?

Эпиграфом к нашему уроку являются слова самого Пластова: «Я люблю нашу жизнь…» Сегодня нам нужно не просто рассмотреть картины, но и попробовать разгадать загадку творчества Аркадия Александровича, составляя по ходу урока план нашего сочинения.

1. Сообщение учителем сведений о художнике.

$Аркадий Александрович Пластов — русский художник 20 века. Большую часть своей жизни он провел в деревне. (Слайд 1)

Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме, так как художник хорошо знал деревенскую жизнь и с большой любовью изображал природу и людей родной земли. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве, в гармонии с природой. (Слайд 2).

Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям. (Слайд 3).

Произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни русской деревни. Художник утверждает поэ$зию коллективного труда. Его палитра становится еще более яркой. (Слайд 4, 5).

Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки — присутствуют почти в каждом его полотне. (Слайд 6).

(Слайд 7). «Я люблю нашу жизнь. …даже обыкновенные будничные д$ела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», — говорил А.А. Пластов.

(Слайд 8). И художник в своих работах показывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, проявлявших бодрость и энергию в делах, получавших душевную радость от благородного труда.

(Слайд 9). «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, це$льное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.

Итак, ребята, сегодня мы с вами пишем сочинение по картине А.А. Пластова. Чтобы красиво и грамотно написать его, нам нужно в своей письменной речи употребить синонимы слова художник и картина.

СИНОНИМЫ:

художник,

живописец,

Аркадий Александрович,

Пластов

полотно

$ пейзаж

картина

панно

изображение

$

СЛАЙД (открыть план – слово о худ-ке)

(Слайд 10) Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. Давайте обратим внимание на одно из его полотен в центре нашей выставки – картина «Летом» (1953-54). Мы с вами поговорим о НЕЙ И ПОГОВОРИМ$. ОТКРЫТЬ СЛОВО «ЛЕТОМ» на доске.

2. Беседа по картине «Летом».

Ребята, скажите, пожалуйста, вам нравится картина?

Что именно понравилось в ней?

(открыть план – первое впечатл.)

Что, прежде всего, привлекло ваше внимание?

— Яркая, солнечная опушка леса, где отдыхают девочка и же$нщина.

— Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами.

— Красная косынка на голове у девочки и зеленая трава.

Кого изобразил художник? Опишите каждого подробно.

— Женщина и девочка – это, наверное, мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье. Она, видимо, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу, собирая грибы и ягоды, и теперь лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой.

Какие руки у женщины?

Загорелые, натруженные – сразу видно, что она много работает

Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета?

$

Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.

Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

$Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо. Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие черные брови несколько подняты вверх. Темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на$ грудь.

Кто еще присутствует на картине?

Собака, которая тоже устала и легла отдохнуть. Она лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них свою морду. Глаза прикрыты, уши опущены.

Как вы думаете, почему грибники выбрали именно это место?

Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями березок, чтобы скрыться от жары. Поляна $очень красивая: среди сочной, изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками.

Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день?

Солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий свет солнца играет на листьях берез, освещая их. Цветы, трава, листья на деревьях не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.

Какие цвета использовал художник в картине?

Зеленый, желтый, белый, розовый, красный, светло-коричневый.

(открыть план – осн.)

$

3.Понятие о цветовой гамме картины.

Цвет в картине имеет большое значение. С его помощью художник создает образ, передает свое отношение к изображаемому, вызывает определенное настроение. Есть холодные и теплые цвета. $

Можете назвать их сами?

(Например, красный, оранжевый, желтый называют в живописи теплыми цветами. Они передают радостное настроение. Зеленый, синий, фиолетовый, серый – холодные цвета, которые вызывают чувство тревоги, печали, грусти.)

4. Понятие о переднем и заднем плане картины.

Художники условно картину делят на передний и задний планы. То, что изображено на картине ближе к зрителю, прям$о перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.

5. Сбор и систематизации материала по картине.

Что на этой картине находится на переднем плане слева и какого цвета, оттенка эти предметы? (СЛАЙД 11)

$ (Щедрые дары природы. Передний план слева.)

Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём.

Корзина – плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами.

Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами.

$ Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками. (слайд 12)

На переднем плане справа кто изображен?

Герои полотна. $Передний план справа.

Девочка – загорелая, на щеках румянец; в ярко – красном платке и светлом платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в синюю кружечку; лицо румяное.

Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы.

Собака – светло-рыжая, верная, положила голову на лапы, от$дыхает и охраняет.

Давайте обратимся к заднему плану – что здесь изображено?

(открыть план –1. передн. План)

Задний план.$(слайд 13)

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы.

Берёзки – сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.

Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной.

Пень – светло-коричневый. (СЛАЙД 14)

(открыть план –2.задн. План)

$ Таким образом, на этом полотне Пластов показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.

(открыть план – заключение)

У вас изменилось впечатление о картине? Какое теперь впечатление, после того, что вы узнали?

— Хочется долго смотреть на картину$.

— Природа, изображенная на картине, нам близка и понятна.

— На картине много ярко-зеленого, желтого, белого, розового цветов. Они вызывают у нас радостное настроение.

(открыть план – заключ. 1,2)

Так, у нас получился план сочинения, по которому Вы будете работать уже самостоятельно. Слайд 15.

Вступление.

$

1. Слово о художнике А. А. Пластове.

2. Первое впечатление от полотна.

Основная часть. Описание картины «Летом».

  1. Передний план слева, справа. Цветовая гамма. Герои

  2. Задний план. (Что изображено?)

Заключение.

  1. Настроение от картины.

$ Мое отношение к полотну.

(Если останется время: давайте попробуем составить устное сочинение по плану)

7. Написание чернового варианта сочинения.

Конспект урока

Устное сочинение е по картине Пластова «Летом»

Цель урока: 1) вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;

Задачи:

1) Образовательная: научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине; научить грамотному и связному изложению своих мыслей;расширить словарный запас речи учащихся.

2) Развивающая: развивать речь учащихся, формировать навык выделять главное и второстепенное,  развивать внимание и воображение детей.

3) Воспитательная: прививать внимание детей к родной природе, к художественному искусству; воспитывать чувство такта и способность с уважением относиться к мыслям других людей (одноклассников)

Оборудование: учебник с репродукцией картины Пластова, проектор, ПК, презентация по картине, карточка «А.А.Пластов 1893-1972»

Ход урока

  1. Оргмомент

— Доброе утро. Сегодня на уроке вас ждет увлекательная и интересная, необычная работа. Сегодня у нас с вами урок развития речи.

Выглянуло солнышко, улыбнулось золотыми красками, коснулось лучиками ваших ладоней, дотронулось до каждого пальчика, потерлось о них упругой щечкой. Поцеловало и … исчезло…Вы слышите пение птиц, теплый ветерок ласково касается вашей кожи. Вам тепло и легко на душе…..(звучит музыка)

2) Актуализация знаний.

Какое время года напоминает эта музыка? (лето) Какие картины вы представили, слушая музыку? (Поют птицы, шелест листвы и т.д.)

— Скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (О лете). Но не просто о лете, а о картине Аркадия Александровича Пластова “Летом”.

3) Целевая установка

 — Посмотрите внимательно на эту картину (слайд).  Как вы думаете, каким образом мы будем сегодня с ней работать? (описывать). Но не просто описывать, а постараемся составить устное сочинение, тем самым будем развивать свою речь. Откройте тетради для творч.работ, запишем числу и тему урока

4) Организация подготовки к восприятию картины

Аркадий Александрович Пластов– выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы.

Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннего детства Аркадий хотел стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи  и зодчества. Вопреки своему отцу Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником.

В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин . Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5), например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6), «Первый снег» (слайд №7), «Летом» (слайд №8), «Ужин трактористов» (слайд №9), «На колхозном току» (слайд №10), «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.

Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает(слайд №12). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.

5) Беседа по картине

— Ребята, скажите, а вы любите ходить в лес? Расскажите, почему вам нравится бывать в лесу?

 -А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине. 

 Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).Что или кого мы видим на переднем плане картины?

-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно (На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).

-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины? (На руках).

-Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).

-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета? (Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).

— Есть ли еще герои на картине (собака)

 — Что вы можете сказать о ней? (Собака выбрала место рядом с девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).

-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).

 — Что или кто изображен на переднем плане картины? (главные герои)

— На заднем плане что вы видите? (поляна, озаренная солнцем и вдали – темный лес)

 — Какой еще план картины можно выделить? (боковой). Что мы видим сбоку? (корзины, наполненные грибами)

— Предположите, какими грибами наполнены картины?

 — Как вы считаете, а какая погода на картине? (тихий солнечный день)

 — Как художник показывает, что день тихий и солнечный? (Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, — тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).

 — Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? (Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный/ В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.

 —Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее.

 —-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).

6) Физминутка

7) Работа над выразительными средствами

 — Попробуйте сейчас составить устно словосочетания, которые бы вы использовали в своем сочинении. (Словосочетания из след слов: ослепительный, изумрудный, солнечный, зеленый, яркая, чистая, сверкают, голубое, листва берез, свежий, легкий)

8) Составление сочинения

 — Ребята, вы все активно отвечали на мои вопросы, высказывали свою точку зрения, делились впечатлениями. Сейчас пришло время составить нам с вами красивый связный текст по картине. Обратите внимание на план, по которому текст будет проще составить. Я вам сейчас даю 2-3 минуты, чтобы вы подумали, вспомнили все то, о чем мы проговорили на уроке.

!!! Один начинает, второй продолжает, третий заканчивает.

9) Итог урока

 — Вы сегодня были большие молодцы. Активно работали и старались получить хорошие оценки, которые я вам озвучу сейчас.

 -10) Инструктаж ДЗ

 -написать сочинение в тетрадь

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение на тему лето в лесу
  • Сочинение на тему летом в огороде 3 класс
  • Сочинение на тему лето 6 класс с фразеологизмами
  • Сочинение на тему летний сад в санкт петербурге
  • Сочинение на тему летняя ночь
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии